Жизненное время — психология

Пространство и время с точки зрения психологии личности

Личность и ее развитие традиционно рассматривались на пересечении двух осей — времени и пространства. В отечественной литературе пространство идентифицируется с социальной действительностью, социальным пространством, предметной действительностью. По словам А.Г.

Асмолова, человек становится личностью, если с помощью социальных групп включается в поток деятельностей и через их систему усваивает экстериоризированные в человеческом мире значения. Проблема пространства и его психологическая трактовка обсуждалась в работах С.Л. Рубинштейна.

Он трактует ее как проблему бытия, мира и существования человека как действующего, воздействующего и взаимодействующего субъекта. Эта точка зрения, безусловно, отличается от позиции, высказанной А.Г. Асмоловым, поскольку допускает возможность организации жизненного пространства самой личностью.

Последнее определяется способностью человека к установлению разнообразных отношений с другими людьми и их глубиной. Другой человек, отношения людей, их поступки как реальные «человеческие», а не «предметные» условия жизни — такова онтология человеческой жизни.

Пространство личности определяется и ее свободой, умением выйти за пределы ситуации, раскрыть свою подлинную человеческую природу. В связи с такой трактовкой пространства личности формулируются вопросы — свободы и несвободы личности, отношения Я-Другой, переживания состояния и чувства одиночества и др.

Проблема времени в философской и психологической литературе разработана более подробно. Решение кардинального для психологии вопроса о объективном и субъективном времени позволило в дальнейшем раскрыть временные аспекты психики, механизмы их действия — скорость, ритм, интенсивность.

В более широком контексте проблема времени жизни была решена в концепции личностной организации времени К.А. Абульхановой-Славской. Понятие личностного времени раскрывается в этой теории через категорию активности, которая выступает как способ организации времени жизни, как способ превращения потенциального времени развития личности в реальное время жизни. Гипотетически предполагается, что личностное время имеет вариативно-типологический характер, и не может быть научно исследовано в терминах индивидуально-неповторимого, биографического времени.

Данная гипотеза проверялась в конкретных эмпирических исследованиях. Так, в работе В.И. Ковалева было выделено четыре типа регуляции времени. Основаниями для построения типологии были — характер регуляции времени и уровень активности.

Стихийно-обыденный тип регуляции времени характеризуется зависимостью от событий, ситуативностью, неумением организовать последовательность событий, отсутствием инициативы.

Функционально-действенный тип регуляции времени характеризуется активной организацией событий в определенной последовательности, умении регулировать этот процесс; инициатива возникает только актуально, отсутствует пролонгированная регуляция времени жизни — жизненная линия.

Созерцательный тип характеризуется пассивностью, отсутствием способности к организации времени; пролонгированные тенденции обнаруживаются только в сферах духовной и интеллектуальной деятельности.

Созидательно-преобразующий тип имеет такие свойства как пролонгированная организация времени, которая соотносится со смыслом жизни, с логикой общественных тенденций.

Только один из выделившихся типов, а именно последний, обладает способностью к целостной, пролонгированной регуляции и организации времени жизни. Он произвольно делит свою жизнь на периоды, этапы и относительно независим от событийного ряда. В этом смысле событийный подход (А.А.

Кроник) не смог бы объяснить существующие индивидуальные различия в организации времени жизни.
Задача соотношения субъективного и объективного времени была сформулирована в исследовании Л.Ю. Кублицкене.

Предметом анализа явилась взаимосвязь переживания времени, его осознания и его практической регуляции.

В результате были выделены пять режимов осуществления деятельности:

1) оптимальный режим;

2) неопределенный срок, при котором человек сам определяет общее время и срок завершения деятельности;

3) лимит времени — напряженная работа в ограниченное время;

4) избыток времени, т.е. времени заведомо больше, чем необходимо для выполнения задания;

5) дефицит времени — недостаточное время.

В ходе исследования все режимы предъявлялись испытуемому, который должен быть выбрать один из пяти предложенных вариантов при ответе на следующие вопросы: «Как вы действуете обычно, реально?» и «Как нужно было бы действовать идеально?».

В результате исследования было выделено пять типов личностей:

 — Оптимальный — успешно работает во всех режимах, справляется во всеми временными задачами; способен к организации времени.

 — Дефицитный — сводит все возможные режимы к дефициту времени, поскольку именно в дефиците действует успешнее всего.

 — Спокойный — испытывает трудности при работе в дефиците времени. Стремится знать все заранее, планировать свои действия; дезорганизация поведения возникает при заданности времени извне.

 — Исполнительный — успешно действует во всех режимах, кроме временной неопределенности, во всех режимах с заданным сроком.

 — Тревожный — успешен при оптимальном сроке, неплохо работает в избытке, но избегает дефицитной ситуации.

Каждый человек, зная свои особенности организации времени, может либо избегать трудных для него временных режимов, либо совершенствовать свои временные возможности. Типологический подход к времени жизни и ее организации дает возможность наиболее точно и дифференцированно классифицировать индивидуальные варианты временной регуляции жизненного пути личности.

В ряде исследований типологический подход к организации времени был осуществлен благодаря уже известной типологии К. Юнга. Это — исследование, проведенное Т.Н. Березиной.

К. Юнг выделил восемь типов личности. В качестве критериев для построения типологии были выбраны:

1) доминирующая психическая функция (мышление, чувство, интуиция, ощущение)

2) эго-направленность (интроверсия или экстраверсия).

Существовало мнение, что для представителей чувствующего типа свойственна ориентация на прошлое, мыслительного — на связь настоящего с прошлым и будущим, сенсорного — на настоящее, а интуитивного — на будущее. В исследовании Т.Н. Березиной, выполненном под руководством К.А.

Абульхановой-Славской, используется понятие трансспективы, предложенное В.И. Ковалевым. Трансспектива — такое психологическое образование, в котором органически объединяются, генерируются прошлое, настоящее и будущее личности.

Это понятие обозначает обозрение индивидуумом течения собственной жизни в любом его направлении, на любом его этапе, сквозное видение прошлого и будущего в их взаимосвязи с настоящим и в настоящем. Все многообразие трансспектив рассматривается в связи с личностными типами.

Например, интуитивный интроверт оценивает прошлое, настоящее и будущее как отдельно представленные, не связанные друг с другом образы; мыслительный интроверт связывает образы прошлого, настоящего и будущего, причем будущее видится как более отдаленный от прошлого и настоящего отрезок времени жизни; ощущающий интроверт выделяет настоящее, а прошлое и будущее не определены и размыты и т.д. Типологический подход к регуляции времени жизни имеет ряд преимуществ по сравнению с событийным (А.А. Кроник) и эволюционно-генетическим (Ш. Бюлер). Он дает возможность исследовать индивидуальные различия между людьми в организации времени и дифференцированно рассмотреть проблему временной или жизненной перспектив. С точки зрения этого подхода принято различать психологическую, личностную и жизненную перспективы. Психологическая перспектива — способность человека сознательно предвидеть будущее, прогнозировать его. Различия в психологической перспективе связаны с ценностными ориентациями личности. Личностная перспектива — способность предвидеть будущее и готовность к нему в настоящем, установка на будущее (готовность к трудностям, неопределенности и др.). Личностная перспектива — свойство личности, показатель ее зрелости, потенциала развития, сформировавшейся способности к организации времени. Жизненная перспектива — совокупность обстоятельств и условий жизни, которые создают личности возможность для оптимального жизненного продвижения. Рассматривая эволюционно-генетический и функционально-динамический подходы к проблеме жизненного пути личности и ее времени, следует остановиться и на событийном подходе А.А. Кроника, Е.И. Головахи.

С точки зрения событийного подхода анализ развития личности осуществляется в плоскости — прошлое-настоящее-будущее. Возраст человека рассматривается с четырех точек зрения, которые дают представление о разных характеристиках возраста:

1) хронологический (паспортный) возраст,

2) биологический (функциональный) возраст,

3) социальный (гражданский) возраст,

4) психологический (субъективно переживаемый) возраст.

Авторы соотносят решение проблемы психологического возраста с субъективным отношением к нему человека, с самооценкой возраста.

Для проверки теоретических и эмпирических гипотез был проведен эксперимент, в ходе которого испытуемым предлагалось представить, что им ничего не известно об их хронологическом возрасте, и назвать тот, который им субъективно подходит.

Оказалось, что у 24% людей их собственная оценка совпала с хронологическим возрастом, 55% считали себя более молодыми, а 21% чувствовал себя старше. Выборка состояла из 83 человек (40 женщин и 43 мужчин).

Было выделено специфическое влияние возрастного фактора на субъективную оценку возраста — чем старше человек, тем сильнее тенденция считать себя моложе своего возраста. А.А. Кроник и Е.И. Головаха связали оценку времени жизни с оценкой личностью своих достижений (и их соответствие возрасту).

В случае, когда уровень достижений опережает социальные ожидания, человек чувствует себя старше истинного возраста. Если же человек достиг меньшего, чем от него ждут, как ему кажется, в данном возрасте, то он будет чувствовать себя моложе.

Эксперимент, проведенный в группе людей 23-25 лет выявил, что холостые/незамужние молодые люди занижают свой возраст по сравнению с женатыми/замужними. Это, по-видимому, означает, что соответствующий семейный статус — вступление в брак и создание семьи определяет психологический возраст личности.

Время жизни личности — это и прожитые, по Кронику, годы и годы, которые предстоит прожить в будущем, поэтому психологический возраст следует оценивать по двум показателям: прожитым годам и предстоящим годам (так, если ожидаемая продолжительность жизни 70 лет, а самооценка возраста равна 35, то степень реализованности будет равна половине времени жизни). В соответствии с событийным подходом восприятие человеком времени определяется числом и интенсивностью происходящих в жизни событий. Можно получить конкретный ответ, если задать человеку следующий вопрос: «Если все событийное содержание Вашей жизни принять за 100%, какой его процент уже реализован Вами?». События оцениваются не как объективные единицы жизни, а как значимые для человека субъективные составляющие.

Реализованность психологического времени осознается человеком в форме переживания внутреннего возраста, который называется психологическим возрастом личности.

Психологический возраст — характеристика индивидуальности человека; он измеряется с помощью внутренней системы отсчета.

Психологический возраст обратим — человек может как стареть, так и молодеть.

Психологический возраст многомерен. Он может не совпадать в разных сферах жизнедеятельности (профессиональной, семейной и др.).

Как мы смогли заметить, концепция С.Л. Рубинштейна вызвала серьезный научный интерес, который отразился на дальнейшем развитии основных положений психологии жизненного пути личности.

Правда, преемственность идей Рубинштейна не всегда соблюдалась, поскольку последующие научные разработки осуществлялись в несовпадающих по своим методологическим и теоретическим положениям направлениях — в концепции личностной организации времени и в рамках событийного подхода.

Каждая из этих теорий по-своему сформулировала задачи, связанные с решением фундаментальной проблемы жизненного пути личности, по-разному исследовала проблему личностного и психологического времени. Думается, что при всем этом обе школы остались открытыми для обмена мнений и проведения научных дискуссий.

Источник: http://biofile.ru/psy/1711.html

Циклы жизни человека

Давайте поговорим об эзотерических семилетних циклах жизни человека, ведь жизнь каждого человека подчиняется как очевидным законам: юридическим или законам физики. Они нам понятны, и чаще всего их не получится нарушить, либо не соблюдать.

Но, мало, кто помнит о более глобальных и тонких Законах Вселенной. Попросту, серьезно редко о них задумываемся, считая, что они не так важны, или даже не существуют. А этим законам подчиняется все на нашей планете и во всем космическом пространстве.

Что это такое — цикличность Вселенной?

Наши жизненные циклы подчинены воздействию всех планет, находящихся в солнечной системе, все они, как и вся окружающая вселенная имеет определённую цикличность, и период повторяемости.

Наибольшее влияние на нас оказывают Луна и Солнце.

Читайте также:  Обучение, центрированное на учащемся. опыт его участника - психология

Именно из-за этих влияний происходят стихийные бедствия: цунами, наводнения, землетрясения, что уж говорить о здоровье и поведении человека, которые точно также реагирует на активность планет.

Если мы это поймем, то исчезнут вопросы, почему люди ведут себя, порой, весьма неадекватно. Наверное, невольно, многие задавались вопросом: почему кто-то живет, как в сказке, а другой получает пинки от жизни один за другим, никак не может встать на ноги, или ему это дается с огромными усилиями?

Переселение души

На этот вопрос отвечает один из Законов Вселенной — Закон переселения души

Считается, что душа наша бессмертна, в отличие от тела, и способна перерождаться после прекращения своего существования в старом теле. Об этом очень много написано литературы, и существуют случаи, когда внезапно возвращается память прошлой жизни, и человек начинает разговаривать на неизвестном ему языке, рассказывая о себе вещи, которых не было.

Это очень редкое явление, чаще всего прошлую жизнь помнят дети до 5-7 лет. Потом все воспоминания стираются, дабы не навредить дальнейшему духовному развитию.

Так вот, если душа, перерождаясь, отрабатывает карму в предыдущей жизни, следующая жизнь протекает ровно и успешно. Если в прошлом вы, как говориться, косячили, то в реальной жизни время отрабатывать грехи, в том числе и предыдущих поколений.

Так что, если вы не относитесь к разряду баловней судьбы, то вы платите за свои прошлые жизни и учитесь правильно отрабатывать карму. Правда, есть способ упростить себе задачу и стать чуточку счастливее и удачливее, нужно просто мыслить позитивно и жить во благо окружающего мира, не концентрируясь только на себе.

Еще одним Законом Вселенной является Закон цикличности

Эзотерики утверждают, что вся наша жизнь делится на семилетние циклы, каждый из которых играет большую роль в последующем. Ведь если один из циклов был прожит недостаточно хорошо и в конце вы не получили «зачет» — не вынесли урок из завершившегося цикла, то проблема которую вы не решили наслаивается, как снежный ком на следующие.

Почему циклы жизни человека именно семилетние?

Можно проанализировать, что число 7 в мире играет огромную роль, и даже считается самым счастливым числом:

В радуге 7 цветов, 7 чудес света, основных нот также 7, в неделе 7 дней.

А если почитать пословицы?

«Семеро одного не ждут», «Семь пятниц на неделе», «Семь раз отмерь, один раз отрежь», и еще множество высказываний с этим магическим числом. Кроме того, в соответствии с биологическими циклами жизни людей читается, что каждые семь лет все клетки человеческого организма обновляются.

Какие существуют жизненные периоды и циклы жизни человека?

До 7 лет — развивается энергия и каждый может заметить, что в этом возрасте у детей энергия плещет через край. Опыт, приобретенный в этом возрасте, считается базовым и самым ценным, поэтому многое зависит от родителей и окружающих людей. Интуиция в это время является основой познания мира, не зря ребенок с легкостью может отличить хорошего человека от плохого.

От 7 до 14 лет — наступает время самостоятельного принятия решений, тяги к обучению, стремлению к независимости. Именно поэтому в семилетнем возрасте детей отдают в школы и поступают правильно. Хоть маленький человек все еще зависит от своих родителей, но с этого периода возникает тяга к общению с другими людьми, понимания собственного я.

От 14 до 21 года — период знаменуется протестом против правил, перестройка организма, переоценка ценностей, желание изменить мир, «свернуть горы». В этом цикле, если не получается выразиться внутренне, начинаются внешние самовыражения. Именно отсюда рождается «юношеский максимализм» и идеи примкнуть к какой-нибудь странной социальной группе: эмо, готы, панки и т.п.

С 21 до 28 лет – человеку приходится принимать самостоятельные решения, все реже советуясь с родителями. Период путешествий и поиска смысла жизни. Хочется многое успеть, попробовать, все сделать лучше, чем у родителей. Если завязываются серьезные отношения, то скорее всего, закончатся браком.

Основные 7 ми летние циклы жизни человека

С 28 до 35 лет — у многих появляется своя семья, дети, положение в обществе. Если циклы, предшествующие этому прожиты верно, то данный период не принесет особых проблем.

Если отношения с родителями не были правильными, то они будут вмешиваться в вашу жизнь.

Особенно важен данный цикл для женщин, хочется изменять все: многие решаются на разрыв отношений, заводя новые, уходя из семьи.

С 35 до 42 лет — возможность все начать с нуля. В этот цикл появляется второй шанс у тех, кто чего-то не добился или не успел. Теперь все выбирается с позиции «нравится», а не «надо». Стоит пересмотреть отношения с окружающими, с родителями. Наступает «кризис среднего возраста» и переоценка ценностей.

С 42 до 49 лет — реализация кармической задачи и поиск способов ее выполнения. Задача у всех может быть разной: кому-то нужно стать хорошим отцом, а другому — великим изобретателем. Осознание приходит ранее, около 28 лет, но полное вовлечение в процесс наступает к 42 годам.

С 49 до 56 лет — начинается процесс получения удовольствия от жизни. Вы довольны тем, что осталось после ваших трудов и усилий, а также свыкаетесь с тем, чего добились в жизни.

Но, если предыдущие циклы не были прожиты верно, то может наступить полное разочарование.

Именно в этот момент многие начинают пробовать наверстать упущенное, пытаясь вернуться на десятки лет назад.

С 56 до 63 лет — жизнь становиться более размеренной, наступает пора мудрости. Тут можно полностью погрузиться в познание своего истинного Я.

Некоторые обращаются в религию, которой интересовались в молодости.

Взгляд на жизнь становится более философский, хотя в более неблагополучных странах и просто не доросшим по саморазвитию до этого людям этот цикл и мудрость ни к чему, поэтому они уходят на переработку» вселенной.

С 63 лет до 70 лет — переоценка жизни становится более явной. Хочется уединения. В этом возрасте большинство людей решают покинуть земной мир.

71 год и далее — этот период для получения от жизни радости и удовольствия. Если кто-то к этому времени еще не отработал свою карму, то он может задержаться на этом свете подольше.

ActionTeaser.ru — тизерная рекламаВот такая интересная классификация.

Считается, что если человек ушел из жизни раньше 60 лет, то его душа возвращается на землю в абсолютно такие же условия, и к тем же родителям, что были в прошлой жизни. Это значит, что кармическая задача не выполнена, и все начинается заново, до тех пор, пока не последует верное завершение.

Конечно, мы можем только гадать, правда это, или вымысел, но все, что не подтверждено не может быть опровергнуто.

Поэтому, данная информация по эзотерическим циклам жизни человека дана для ознакомления, и если, проанализировав свою сегодняшнюю свою жизнь вы найдете, какие-то «случайные совпадения», то прислушайтесь к данным советам, и возможно мудрость только увеличиться, а жизненный путь продлиться и дальше. Чего я вам и желаю. Кроме того почитайте об уроках жизни, или почему часто события в жизни повторяются.

Источник: https://samosoverhenstvovanie.ru/cikly-zhizni-cheloveka/

время психологическое — это… Что такое время психологическое?

   ВРЕМЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ (с. 133)

   Психологи установили, что, оценивая небольшие интервалы времени (в пределах нескольких минут) без часов, одни люди склонны переоценивать их длительность, другие же — недооценивать.

«Психологическая минута» оказывается короче или длиннее в зависимости от настроения человека — плохое настроение растягивает ее, кажется, что время тянется слишком долго. Но если мы увлечены интересным делом, то время как бы сжимается.

В связи с этим Поль Фресс, известный многочисленными исследованиями восприятия времени, предлагает люботгтный критерий оценки отношения к труду: если слишком часто кажется, что работа тянется удручающе долго, можно говорить о слабом интересе к ней.

   Американские ученые Р.Кнэпп и Дж.Гарбарт тоже обнаружили связь между переживаниями времени и стремлением к успеху в деятельности. Исследователи составили список метафор, которые чаще всего используются в художественной литературе, чтобы передать переживание времени.

Оказалось, что у людей с сильно выраженной потребностью в достижении время ассоциировалось с такими образами: «быстро ткущееся полотно», «галопирующий всадник», «стремительный водопад», «ураган»… Они переживают время сжатым, ускоренным, напряженным.

А когда успех в делах не слишком волнует человека, время воспринимается иначе: «бездонное пространство», «спокойный, неподвижный океан», «лестница, ведущая вверх»…

   Психологическое время способно не только ускорять или замедлять свое течение, сжиматься или растягиваться, оно может переживаться непрерывным и прерывистым, разорванным на отдельные части. Как, например, у Гамлета: «Порвалась дней связующая нить.

Как мне обрывки их соединить?» Особенно остро переживают прерывность времени больные с поражениями правого полушария мозга. Нейропси-хологи Н.Н.Брагина и Т.А.Доброхотова обнаружили у них феномен «остановки времени»: оно для больных «как будто прервалось».

   Может, Гамлет был просто болен? Конечно же, нет, хотя есть основания говорить о некотором душевном надломе, психологическом кризисе. Не случайно Д.

Гранин, точно чувствующий нюансы психологического времени, именно через ощущение его прерывности передает сложную жизненную ситуацию героя своего романа «Картина»: «Никогда еще время в этом кабинете не двигалось так медленно.

Оно растягивалось, разрывалось на мелкие события, а в промежутках оно останавливалось».

   Переживание прерывности времени в каком-то смысле близко с ощущением «конца жизни», «застоя», «тупика», а ощущение непрерывности — признак нормального, бескризисного течения жизни, гармоничной связи и преемственности прошлого, настоящего и будущего.

   Как видим, формы переживания и свойства психологического времени весьма многообразны. «Сжатое — растянутое», «непрерывное — прерывистое» — наиболее распространенные и типичные его измерения.

Однако по отношению к ним нечувствительны стрелки даже самых точных часов. Ведь этими стрелками движут механизмы, не зависящие оттого, чем и как заполнена жизнь.

У психологического времени свой «механизм», работа которого зависит именно от того, как человек живет и как он видит свою жизнь в прошлом и будущем.

Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо. С.С. Степанов. 2005.

Источник: https://psychology.academic.ru/371/%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D1%8F_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5

Феномен психологического времени

Познать время и овладеть временем — это задачи, решение которых имеет важнейшее значение для развития человеческой культуры, общества и личности. Не всякое время может быть сведено к хронологии. И прежде всего это относится к времени человеческой жизни.

Понятие «хронологическое время» могло бы показаться тавтологическим в ньютоновскую эпоху. Вечный и неизменный хронометр вселенной — абсолютное ньютоновское время — по мере развития конкретных научных дисциплин стал давать все более ощутимые сбои. Совершенный А.

Эйнштейном переворот в физике заставил мир прислушаться к ускоряющимся и замедляющимся собственным часам движущихся систем, а дальнейшее развитие физики элементарных частиц, квантовой механики поставило вопрос о возможности нарушения считавшихся ранее универсальными свойств времени на уровне микромира.

Развитие эволюционной теории, генетики подготовило почву для изучения биологического времени, как собственного времени биосистем, обусловленного спецификой пространства их функционирования и закономерностями развития живой природы. Подтверждением концепции биологического времени стало открытие биологических часов — физиологических процессов, задающих ритм жизнедеятельности.

Читайте также:  Правильное воспитание - психология

До некоторого момента говорилось о так называемых пустых интервалах времени безотносительно к деятельности индивида и его психическим состояниям. Однако многочисленные исследования обнаружили связь между субъективной длительностью времени и характером деятельности испытуемых.

Были установлены общие закономерности: чем выше уровень активности и мотивации, чем больше интереса вызывает работа, тем относительно короче кажется длительность времени.

Надежность полученных данных послужила основанием для постановки вопроса о природе и свойствах психологического времени.

Выделяются три взаимосвязанных масштаба психологического времени — ситуативный, биографический, исторический.

Некоторые, наиболее значимые для индивида ситуации, сопровождающиеся специфическими формами переживания времени, приобретают статус жизненно важных событий, становящихся вехами на жизненном пути человека.

Их сутью определяется основное содержание человеческой жизни, а взаимосвязями — отношения принадлежности к прошлому, настоящему и будущему, т.е. временную структуру жизни, на основе которой формируется индивидуальная концепция времени.

Иногда разные масштабы психологического времени совмещаются. Так, может возникнуть ситуация, в которой личность переживает время в масштабе истории, если эта ситуация порождена переломными событиями общественной жизни.

Это — ситуация подвига, героического поступка, решающего революционного действия, когда человек отчетливо осознает, что исторический процесс осуществляется и в его собственном времени и пространстве, «здесь» и «сейчас».

Совмещение ситуативного и биографического масштабов психологического времени происходит в критических ситуациях, когда в переживании нескольких минут или часов укладывается вся жизнь.

Такую ситуацию по собственным переживаниям перед казнью описывает Достоевский: «Выходило, что остается жить минут пять, не больше. Он говорил, что эти пять минут казались ему бесконечным сроком, что в эти пять минут он проживет столько жизней, что ему сейчас нечего думать о последнем мгновении…».

Проблема психологического времени в масштабе человеческой жизни получила теоретическое обоснование в работах П.Жане, Ш.Бюлер, К.Левина, С.Л.Рубинштейна, Б.Г.Ананьева. В последние годы интерес к ней постоянно возрастает, увеличивается количество теоретических и эмпирических исследований в данной области.

Ставшая традиционной «событийная концепция психологического времени» связывает особенности психического отражения человеком времени (скорости, насыщенности, продолжительности) прежде всего с числом и интенсивностью происходящих в его жизни событий: изменений во внешней среде (природной и социальной), во внутреннем мире человека (мыслях и чувствах), в его действиях и поступках. Однако в рамках событийной концепции не получили удовлетворительного решения такие фундаментальные проблемы, как определение границ и содержания психологического настоящего, взаимосвязь прошлого и будущего, субъективная обратимость времени, механизмы формирования определенных временных свойств психической деятельности.

Иной подход к проблеме психологического времени предлагают Е.И.Головаха и А.А.Кроник. Они показали, что ответы на вышеуказанные вопросы могут быть получены путем анализа событий не самих по себе, а в их взаимосвязи.

Авторы предлагают «причинно-целевую концепцию психологического времени», в соответствии с которой особенности отражения личностью временных отношений в масштабе жизни определяются ее представлениями о характере детерминации одних значимых жизненных событий другими.

Эмпирическая проверка этой концепции осуществлялась на основе специально разработанного Е.И.Головахой и А.А.Кроником метода, с помощью которого возможны измерение и регуляция психологического времени личности.

История изучения проблемы психологического времени

На протяжении длительного исторического периода — от цивилизаций древности до Нового времени — в искусстве и философии предпринимались попытки осмыслить закономерности человеческого времени.

До середины XIX века о времени как факторе человеческой психики было известно только то, что по этому поводу высказывалось в философских и художественных произведениях. Как правило, суждения носили умозрительный характер и являлись афористически выраженным обобщением обыденного опыта.

Их основное содержание заключалось в том, что время — индивидуальная ценность, потеря его невосполнима, течение неравномерно и зависит от характера и возраста человека, его поступков и особенностей жизненных ситуаций. Главное же для индивида — уметь правильно распоряжаться временем, согласовывая темп своей жизнедеятельности со «скоростью» времени.

Об этом говорили Гесиод и Платон, Сенека и Марк Аврелий, Данте и Монтень, Гете и Франклин, Достоевский и другие философы, художники и писатели.

Пытаясь понять сущность и закономерности человеческого времени, мыслители прошлого сталкивались с ситуацией, которую наиболее ярко описал на рубеже IV — V веков Августин: «Что обыкновенно бывает у нас предметом разговора, как не время? И мы, конечно, понимаем, когда говорим о нем или слышим от других. Что же такое, еще раз повторяю, что такое время? Пока никто меня о том не спрашивает, я понимаю, нисколько не затрудняясь; но как скоро я хочу дать ответ об этом, я становлюсь совершенно в тупик».

Трудности в понимании природы времени не могли остановить процесс накопления фактов и наблюдений, которые к моменту формирования психологии как самостоятельной науки являлись достаточно устойчивым элементом духовной культуры, стимулировавшим поиск научных методов исследования психологического времени.

Впервые психологические закономерности переживания человеком времени были строго сформулированы Кантом. В своих ранних произведениях он подчеркивал, что отношение ко времени и его переживание зависит от характера деятельности различных субъектов.

Формула, предложенная для измерения величины потребности во времени (ее прямая зависимость от объема необходимых действий и обратная — от скорости исполнения), определяет принципиальную возможность психологической «растяжимости» времени, проявления существенных различий в индивидуальном переживании равных по хронологической длительности, но разнонаполненных деятельностью интервалов. Эту закономерность выразил А.П.Чехов: «Если хочешь, чтобы у тебя было мало времени, то ничего не делай». В «Антропологии» Кант распространяет данную закономерность на переживание времени в масштабе человеческой жизни и дает «информационную» интерпретацию тому парадоксу, что человек, томившийся от скуки на протяжении большей части жизни, которому каждый день казался слишком длинным, в конце жизни жалуется на краткость жизни в целом. Кратковременность прошедшего объясняется отсутствием впечатлений в памяти бездеятельного человека. Таким образом, прошедшее время «сжимается» по мере уменьшения информативности воспоминаний о прожитых годах.

Время может и «растягиваться». Кант выдвинул гипотезу о том, что в психологическом времени человек может прожить значительно больше, чем по числу лет.

Именно в этом он видел путь к удовлетворенности жизнью: «Множество отрезков времени, которые выделяются в последний период жизни разнообразными и переменными работами, возбуждают у старика представление о том, будто он прожил гораздо больше времени, чем по числу лет; наполнение времени планомерно усиливающейся деятельностью, которая имеет своим результатом великую, заранее намеченную цель, — это единственно верное средство быть довольным жизнью и вместе с тем чувствовать себя пресыщенным ею».

Разработка проблемы социального и психологического времени в философии, становление психологии как самостоятельной науки подготовили почву для развития конкретно-научных исследований временных отношений в психике человека.

Научная постановка проблемы психологического времени уже на первом этапе развития психологии как самостоятельной науки потребовала изучения генезиса временных представлений в их связи с формированием пространственных представлений.

Попытка английских ассоцианистов во главе со Спенсером обосновать первичность временных отношений в эволюции пространственно-временной структуры человеческого сознания не получила широкого признания.

Более убедительной была позиция тех психологов, которые считали, что временные представления исторически и онтогенетически формируются на основе пространственных. М.

Гюйо приводит многочисленные аргументы в пользу данной концепции в монографии «Происхождение идеи времени», сыгравшей значительную роль в изучении времени как психологической проблемы. «Желать, подобно Спенсеру, построить пространство с помощью времени, — пишет М.Гюйо, — следовательно, впасть в противоречие с истинными законами эволюции, ибо лишь с помощью пространства мы приходим к представлению времени». В дальнейшем пространственный характер первичных временных представлений был подтвержден в психологических и культурологических исследованиях.

В результате того, что не удалось объяснить механизмы формирования временных представлений личности, в конце XIX — начале XX века широкое распространение приобрели концепции времени, выдвинутые Дильтеем и Бергсоном.

Позиции этих философов сходны в том, что оба противопоставляют время как реальность, фиксируемую внутренним чувством и данную непосредственно, «абстрактному времени» математики и естествознания.

Такой подход сыграл важную роль в окончательном утверждении идеи о нетождественности физического времени и времени, данного в переживании.

Кроме интуитивизма Бергсона и философии жизни Дильтея, проблема времени в его человеческом смысле и содержании активно разрабатывалась в феноменологии Гуссерля и экзистенциализме Хайдеггера.

Важнейшим моментом этих концепций была окончательная субъективизация времени, отождествление его единства в прошлом, настоящем и будущем с временным единством сознания.

Феноменологизация времени отчетливо проявилась в западной психологии, когда предметом исследования в ней стало психологическое время личности в масштабах, выходящих за пределы ситуативного переживания.

Само понятие «горизонт бытия», как характеристика временности сознания, сыграло важную роль в разработке понятий, отражающих основные характеристики психологического времени в биографическом масштабе: временная перспектива, временной кругозор, временная ориентация личности.

Первые десятилетия XX века, казалось бы, подтвердили скептическое отношение Дильтея к возможностям объяснительной психологии в исследовании проблемы времени. Начатые в прошлом столетии исследования по восприятию и оценке длительности коротких интервалов, задаваемых стимулами различной модальности, продолжались.

Интерес к данной проблеме постоянно возрастал, появились работы обобщающего характера, в которых содержится обзор многочисленных исследований по проблеме психологического времени в указанных масштабах, а также формулируются основные теоретические выводы, которые все же касаются ограниченного круга временных переживаний человека.

В 20 — 30-х годах нашего века в психологии происходит поворот к изучению социально-культурного содержания психики, к исследованиям личности в широких масштабах социальной жизнедеятельности.

В этот период на Западе возникают концепции, основанные на историческом и биографическом подходах к изучению человеческой психологии, закономерностей ее функционирования во времени. Можно отметить проведенные П.Жане исследования социальной функции памяти человека в связи с особенностями психологического времени. П.

Жане убедительно показал, что буквальное хронологическое воспроизведение в памяти последовательности событий (при реминисценциях) нарушает нормальное течение психических процессов в настоящем, являясь формой психопатологии памяти. События, которые охватывают длительный хронологический период в прошлом, должны быть в обобщенном виде представлены в памяти.

Исходя из этого, становится очевидным, что в содержание времени объективная хронология включается, опосредуясь социальной значимостью событий, что и определяет специфику психологического времени личности.

Большое значение для изучения психологического времени личности в биографическом масштабе имели работы Ш.Бюлер, под руководством которой была комплексно исследована проблема жизненного пути личности. Ш.

Бюлер детально не рассматривает проблему психологического времени личности, однако проведенный ею анализ временной структуры жизненного пути в его различных измерениях, а также анализ основных событий жизненного пути, жизненных целей личности и психологических оснований возрастной периодизации подготовил почву для принципиальной постановки в психологии проблемы разномасштабности психологического времени, его специфического содержания, механизмов и закономерностей биографического масштаба.

Большая заслуга принадлежит К.Левину, который поставил вопрос о существовании единиц психологического времени различного масштаба, обусловленных масштабами жизненных ситуаций и определяющих границы «психологического поля в данный момент».

Согласно Левину, это поле включает в себя не только теперешнее положение индивида, но и его представления о своем прошлом и будущем. Все части поля, несмотря на их хронологическую разновременность, субъективно переживаются как одновременные и в равной мере определяют поведение человека.

В эмпирическом аспекте такой подход оказался продуктивным, стимулировав исследования временной перспективы личности.

Аналогическое временной перспективе понятие «временной кругозор» вводит П.Фресс, рассматривая его как интегративную характеристику развития временных представлений личности, формирующихся в процессе социальной деятельности. В этом смысле временной кругозор является показателем освоения личностью временных отношений.

В последние годы особую популярность приобрели исследования временной перспективы, связанной с будущим человека, с так называемой будущей временной перспективой, под которой понимается «…способность личности действовать в настоящем в свете предвидения сравнительно отдаленных будущих событий». Перспектива будущего — это временной порядок ожидаемых личностью в будущем событий.

Читайте также:  Уверенное поведение: телесный корсет успешности - психология

При исследовании временной перспективы было установлено, что на нее воздействуют такие факторы, как уровень интеллекта и тревожности личности. В связи с этим анализ временной перспективы личности стал применяться в клинической психологии для диагностики психопатологии и выявления эффекта психотерапевтического воздействия.

В результате сравнительного анализа временных отношений личности на различных этапах жизненного пути был обнаружен своеобразный цикл, который характеризует особенности освоения личностью времени: первоначальное отсутствие действенного контроля над временем в детстве сменяется овладением временной перспективой в зрелом возрасте и вновь сменяется в старости осознанием того, что время не принадлежит человеку. В целом с возрастом, и особенно при старении, человек глубже и острее переживает течение времени.

В исследованиях временной перспективы личности накоплен богатый эмпирический материал. Однако более или менее целостная теория психологического времени личности, которая могла бы получить признание в психологической науке, в настоящее время еще не создана.

В 70-х годах появились две работы, претендующие на общетеоретическую постановку проблемы психологического времени. Автор первой монографии «Модели времени» Л.Дуб предпринял попытку обобщить многочисленные факты, обнаруженные в предшествующих исследованиях, на основе разработанного им понятийного аппарата. Специфику психологического времени Л.

Дуб связывает с формированием первичных (спонтанных, феноменологических, не имеющих рационального объяснения) и вторичных (возникающих при переоценке первичных на основе опыта, интуиции, рефлексии или ссылки на определенные объективные стандарты) представлений.

Разработанная им понятийная схема является, на взгляд некоторых исследователей, конструктом, малопродуктивным для развития теории психологического времени.

Т.Коттл в книге «Воспринимаемое время» ставит перед собой задачу исследовать прошлые, настоящие и ожидаемые в будущем переживания времени, которые во взаимосвязи определяют временной горизонт личности.

Он выделяет две основные временные концепции, интегрирующие временные переживания человека: линейная — переживание чистой длительности в духе Бергсона; пространственная — переживание времени в трех измерениях, которыми являются прошлое, настоящее и будущее, пересекающиеся в индивидуальном сознании.

Проводятся исследования психологического времени в его связи с формированием личности человека. В этих работах рассматриваются типология временной перспективы личности, использование времени личностью в норме и патологии, а также психологическое время как фактор формирования отношений личности в коллективе.

Филимоненко Т.Ю.

Также читайте:

Источник: http://www.psyhodic.ru/arc.php?page=3267

Психологический кризис смысл жизни человека

Сегодня в посте: психологический кризис и как с ним бороться, и смысл жизни человека и как его обрести.

Приветствую Вас, уважаемые читатели блога психоаналитик-матвеев.рф, желаю всем психического здоровья.

Рубрика: Самопомощь

Психологический кризис и смысл жизни человека – кризис это невозможность достижения цели, реализации замысла, переживание потери чего-то очень важного для смысла жизни человека

Состояние человека переживающего психологический кризис, характеризуется как страдание; понятное становится не понятным, то, что еще недавно было привлекательным – безразличным или отвратительным, осложняются отношения с другими, не понятно, что происходит и как с этим справится.

Переживаемое состояние психологического кризиса неприятно и окружающим. Человек то раздражителен, то подавлен, то совершает нечто неожиданное, а то попросту бездействует, порой у него теряется смысл жизни.

Однако если бы совсем не было психологических кризисов в жизни человека, то его развитие – остановилось.

Возможность справится с ситуацией зависит от гибкости человека; от его способности посмотреть на проблему психологического кризиса с разных точек зрения зависит правильный выбор стратегии совладания с ней.

Именно в критические моменты жизни человек способен изменится, переосмыслить то, что с ним происходит, найти способы решения проблемы кризиса.

Избавлять человека от страдания нельзя, его нужно научить правильно к этому относится.

В зависимости от того, на что человек больше ориентируется в жизни – на получение удовольствий или на самосовершенствование и личностный рост, будет зависеть его реагирование на возникшие проблемы, на психологический кризис.

Самый сложный психологический кризис – утрата смысла жизни

Смысл жизни человека – это то, для чего он живет. Найти свое предназначение и самореализоваться – одна из целей жизни человека.

Растущая личность — это изменяющаяся, способная расширять собственный опыт, ориентированная на понимание и раскрытие своих возможностей, на поиск смысла своего существования, на поиск смысла жизни.

Известным исследователем смысла жизни человека В.

Франклом было выявлено, что для развития человека (как физического, так и психического) необходимо соотносить решения, поступки, переживания с чем-то внеличным, ради чего стоит жить.

Такой вывод он сделал, находясь в фашистском концлагере, где выживали лишь те, кому было для чего жить, те, кто имел смысл жизни.

Франкл выделил три возможности найти свой смысл жизни:

— работая; — переживая ценности (дорожа чем-то);

— путем страдания.

Возникает вопрос: что делать – преодолеть психологический кризис или использовать его?

Психотерапевтами выделено четыре составляющие заботы о себе:

1) наличие боли (как душевной, так и физической), переживаний позволяющих человеку заметить психологический кризис, конфликт, наличие проблемы;

2) зарождение надежды на возможность решения данной проблемы, исцеление, освобождение;

3) поиск сил, энергии, денежных средств и других ресурсов, помогающих выйти из кризиса;

4) возвращение к себе, к своему «Я».

Рекомендации по борьбе с психологическим кризисом

Относитесь к кризису, возникшим проблемам, как возможности научится чему-то новому.

У африканских народов есть интересный способ ловли обезьян, разоряющих банановые плантации. В кокосе делают дыру и кладут туда лакомство, обезьяна просовывает туда руку и хватает еду, рука превращается в кулак и, естественно застревает.
Мораль – отпускайте то, что имеете.

Преодолению психологического кризиса будут способствовать:

— принятие себя и других; — доброжелательность; — принятие реальности (не убегать, а знать и понимать ее); — автономность, независимость, самостоятельность суждений; — профессиональная увлеченность, направленность на цель, задачу; — различение цели и средства, добра и зла; — целеустремленность, намерение выполнить действия результативно; — постоянная новизна, открытость опыту (скажите «нет» застою); — саморазвитие, развитие способностей;

— готовность к решению проблем.

В поисках смысла жизни человек постоянно сталкивается с проблемой выбора собственного жизненного пути. Делая выбор и принимая решения, человек должен осознавать опыт прошлого, отражать настоящее и видеть перспективы будущего.

К несчастью мечты о желаемом будущем не всегда побуждают действовать.

Можно выделить следующие шаги последовательных действий, позволяющих сделать представления, желания о будущем действительностью:

Шаг 1. Чтобы желание побуждало человека действовать, оно должно быть соотнесено с конкретным периодом жизни. Без этого мечты становятся лишь приятным развлечением.

Представьте себя в старости. Чтобы это было легче делать, начните с руки. Посмотрите на свою руку и представьте, как она стареет.

Это похоже на то, как если бы Вы были создателем спецэффектов в кино.

Ваша цель не испугать себя последствиями старения, а заметить переживания, способные повлиять на Ваше поведение так, чтобы Вы позаботились уже сейчас о том, как Вы будете жить отныне и в будущем.

Используя свои творческие способности, состарьте свою руку настолько, чтобы чтобы будущее для Вас стало реальностью.
Тоже проделайте с лицом и телом.

Вы представляете свое будущее «Я» и то, что Вы делаете или, напротив, не делаете для себя сегодня повлияет на Вашу судьбу.

Шаг 2. Осознать, как изменения с Вами или Вашим окружением происходят от Вашей активности (действий, или бездействий):

Любой выбор человека влияет на то, что происходит с ним и вокруг него, Даже если человек промолчал там, где мог говорить – это тоже действие.

Для фокусирования на самоисследовании выполните следующее задание:

Подумайте о том, что Вы цените в своем настоящем (например, «у меня есть друзья, которые мне дороги», «у меня есть любимый человек», «у меня есть деньги, чтобы модно одеваться», и т.п.).

Теперь подумайте о том, что Вас в настоящем беспокоит, не устраивает. Что происходило в Вашей жизни в последние 3-5 лет. Что Вы приобрели или потеряли. Что бы Вы могли сделать в Вашем прошлом, что сделало бы Ваше настоящее лучше, чем оно есть.

Поступки, которые Вы реально совершаете либо нет, могут показать, становитесь ли Вы тем, кем хотели бы быть или нет.

Переживая психологический кризис и ища смысл жизни, помните, что все будет хорошо, что если есть тень, то значит, есть и свет, и используйте переживания для изменения

Желаю всем психического благополучия!

Консультация. Вопросы психоаналитику.

Источник: http://xn—-7sbabkauaucayksiop0b0af4c.xn--p1ai/samopomoshh/psikhologicheskijj-krizis-i-smysl-zhizni-cheloveka/

Жизненная психология в наше время

Наша жизнь состоит из событий, ситуаций, дел, условий и обстоятельств. Если перефразировать на научный язык, жизнь — это взаимодействие нас с окружающим миром.

Абсолютно каждый день своей жизни мы тратим на выполнения каких-либо дел: ходим на работу, готовим себе еду, общаемся с людьми и так далее. Но жизнь не всегда такая простая и легкая как кажется на первый взгляд. В ней есть множество испытаний, препятствий которые нужно преодолевать.

Каким образом их пройти, оставаясь стойким и сильным не только физически, но и морально? В этом случае поможет применение знаний психологии на деле.

Что такое психология?

Психология является одной из важнейших наук в сфере жизни людей. Она необходима для того, чтобы уметь общаться, разбираться и договариваться с людьми.

Чтобы побороть свои страхи, переживания, неприятности и самые ужасные беды жизни. А также она научит добиваться своих целей, понимать себя и любить.

Список, где требуются знания психологии, может продолжаться бесконечно. И правда, эта наука очень разносторонняя и многогранная.

В научном свете, об этой науке заговорили еще в XVI веке. Изначально она исследовала психические проблемы и отклонения. Позже, познания расширились, и психология включила в себя всю деятельность человека. Вскоре, эта дисциплина стала отдельной и самостоятельной областью в сфере научных знаний.

Объектом изучением данной науки является, как бы просто это не звучало, но сам человек, его психическое сознание и умение взаимодействовать с другими людьми.

Применение на практике.

Применять в жизненных ситуациях полученные знания очень полезно, а иногда даже необходимо. Элементарные взаимоотношения между семьей, друзьями или коллегами строятся на психологии.

Но очень важно применять эти знания правильно в разных ситуациях, потому что помимо общих умений, действующих практически везде, есть и уникальные которые применяются к конкретной ситуации или обстоятельству.

Знание этой науки дает множество преимуществ и имеет ряд неоспоримых плюсов: оно развивает, делают вас более грамотным по отношению к жизненным ситуациям и людям вокруг вас.

Человек, владеющий навыками психологии, умеет понимать и осознавать проблему изнутри, он способен узнать мотивы поведения другого человека, а именно почему он так сделал, и что побудило его к такому поступку.

Применение психологии в жизни тренирует в вас сильную личность с мощной закалкой перед трудностями. Именно она делает вас целеустремленным и по-настоящему свободным человеком.

фотография

(с) ув. @dexterous

Источник: https://golos.io/ru—zhiznx/%40dexterous/zhiznennaya-psikhologiya-v-nashe-vremya

Ссылка на основную публикацию