Этический кодекс международной ассоциации профессионалов развития личности — психология

Этический кодекс Международной Ассоциации профессионалов — Сайт помощи психологам и студентам

Образ жизни и забота о репутации

Этический кодекс Международной Ассоциации профессионалов..

Этический кодекс Международной Ассоциации профессионалов развития личности.

Разработал Н. И. Козлов. Приняли единогласно 17 марта 2010 года на Конференции МАПРЛ

Этический кодекс Международной Ассоциации профессионалов развития личности отражает специфику работы психолога-тренера, коучей и других практических психологов, имеющих дело с психически и душевно здоровыми людьми.

Профессионалы, сотрудничающие в рамках Ассоциации, осуществляют свою деятельность строго в рамках существующего законодательства страны, в которой оказывают тренинговые и консультационные услуги, действуют в духе уважения в первую очередь к Конституции Российской Федерации, провозглашенным в ней правам и свободам граждан, поддерживая заложенные в ней принципы.

Образ жизни и забота о репутации.

Члены Ассоциации заботятся о своей репутации и ведут такой образ жизни, чтобы не создавать негативного образа психолога-тренера, не портить проявлением своей личной свободы репутацию своим коллегам.

Члены Ассоциации помнят, что личность психолога-тренера является образцом для многих участников тренингов, и, стремясь к совершенствованию своей жизни и показывая пример нравственности, тем самым помогают участникам в их росте и развитии.

Уважение между коллегами

Мы исходим из того, что в Ассоциацию мы принимаем адекватных людей и профессионалов высокого класса.

Каждый психолог имеет свои взгляды, ценности и свой профессиональный подход, и это совершенно нормально: мы, как члены Ассоциации, уважаем взгляды друг друга и публично не высказываемся негативно о профессиональной работе (консультации либо тренингах) других членов Ассоциации.

Если вы считаете, что коллега по Ассоциации работает некорректно, непрофессионально, поднимите этот вопрос внутри Ассоциации с целью обсуждения и решения. Итого: либо мы высказываемся о коллегах корректно, либо кому-то нужно Ассоциацию покинуть.

Добросовестная реклама

Члены Ассоциации в рекламе своей деятельности не обещают того, что сделано не будет, и не допускают косвенного принижения деятельности коллег. Можно рекламировать себя, нельзя делать антирекламу коллегам.

Развитие личности не подменяется психотерапией

Члены Ассоциации занимаются развитием личности, что включает как просветительскую работу, так и создание условия для наработки участниками тренинга необходимых навыков и умений.

Члены Ассоциации различают развитие душевно здоровой личности и психотерапевтическую работу, в которой осуществляется лечение и психологическая помощь людям в трудных жизненных ситуациях.

Смотри Психотерапия и Психология развития

В работе психолога-тренера, занимающегося развитием личности, не практикуется «затягивание» клиента в психотерапевтическую тематику. Не нагнетаются страхи, не создаются негативные установки, вместо этого ищутся разумные варианты работы на позитиве.

Члены Ассоциации избегают в своей профессиональной работе без настоящей необходимости использовать формулировки «проблема», «невозможно», «исключительно трудно», «страшно», предпочитают настраивать участников на позитивную и конструктивную, деятельную позицию.

Если участник пришел на развитие личности и психотерапию себе не заказывал, мы ему психотерапию не делаем. Мы можем отказаться работать с ним в направлении развития и порекомендовать Психотерапевтическую деятельность, но это должно быть сделано явно и открыто.

Если клиент не расположен к развитию собственной личности, тянется сам к психотерапии и нуждается в психотерапевтическом подходе, психолог-тренер может передать клиента психологу-практику, работающему в Психотерапевтическом ключе. Он может и сам продолжить работу с клиентом в психотерапевтическом ключе, если имеет соответствующую подготовку и образование, но эта работы выходит за рамки его деятельности в Ассоциации.

Принцип «Не навреди»

Принцип «Не навреди» — естественная основа работы члена Ассоциации.

Члены Ассоциации работают только с психически здоровыми людьми, по крайней мере с людьми без выраженной психопатологии.

Если налицо признаки, дающие основания заподозрить наличие у участника тренинга психического расстройства, такой участник не может быть допущен к психологической работе без разрешения психиатра.

Если родители приводят на тренинг своего ребенка с возможным нарушением психического статуса, основанием для допуска к психологической работе может быть только справка от психиатра.

Действия, процессы и влияния членов Ассоциации, которые выходят за рамки профессиональной работы и в которых можно спрогнозировать вероятное нарушение психического статуса либо иного вреда для здоровья участников тренинга, недопустимы. Смотри Принцип «Не навреди» и Этический кодекс практического психолога

Обязанность предупреждать участников о жестких методах работы

Участники Ассоциации исходят из того, что они работают со взрослыми и душевно здоровыми людьми, способными держать в том числе высокие нагрузки и быть заинтересованными в интенсивном обучении, предполагающем в том числе жесткие и провокативные методы работы.

Однако использование жестких и провокативных методов работы возможно только в случае предварительного информирования участников об этом и их явного на то согласия.

Любой участник в любой момент может выйти из тренингового процесса, если счел происходящее на тренинге слишком трудным для своего состояния.

Участники Ассоциации помечают свои тренинги цветными квалификационными значками, информирующими участников о степени жесткости проводимого тренинга.

Сохранение контроля участников за возможностью собственного выбора

Мы исходим из того, что мы работаем со взрослыми и душевно здоровыми людьми, которые имеют собственные ценности и взгляды и имеют право на выбор собственного пути в жизни и собственных решений.

В целях уважения этого права участников, не допускается использование специальных методов, уменьшающих возможность участников контролировать свою жизнь и осуществлять собственные выборы.

К таким специальным методам мы относим:

жесткий негативный прессинг со стороны ведущего и участников группы в случае несогласия участника с чем-то, происходящим в процессе тренинговой работы, лишение участников нормального режима бодрствования и сна.

Конфессиональная нейтральность

Участники Ассоциации исходят из того, что каждый человек имеет право на свои убеждения и религиозные взгляды.

Как частные лица, члены Ассоциации могут придерживаться любых убеждений и религиозных взглядов, но в профессиональной деятельности должна быть исключена любая пропаганда религиозных убеждений и тех или иных религиозных взглядов (а также теософских и эзотерических знаний) без предварительного информирования участников об этом и их явного на то согласия. Если же участники проинформированы и на подобное влияние ведущего согласны, ведущий такое право получает.

Например, православный тренер, ведущий тренинги православной тематики, в работе со своей православной аудиторией сохраняет за собой естественное право на пропаганду слова Божьего.

Любой участник в любой момент может выйти из тренингового и другого психологического процесса, если счел происходящее несовместимым со своими взглядами и убеждениями.

Этические споры

Мы стремимся максимально обезопасить как и наших клиентов, так и наших коллег.

Поэтому в случае возникновения спорной ситуации клиент либо участник Ассоциации может обратиться в Этический совет для разбора жалобы или протеста на действия участника Ассоциации.

Этический совет утверждается правлением Ассоциации, гарантирует непредвзятое разбирательство и решение, имеющее свой целью поддержание высокой репутации Ассоциации.

Источник: http://psinovo.ru/stati/eticheskiy_kodeks_mezhdunarodnoy_assotsiatsii_professionalov.html

Конфессиональная нейтральность

Этический кодекс Международной Ассоциации

Профессионалов развития личности

Этический кодекс Международной Ассоциации профессионалов развития личности отражает специфику работы психолога-тренера, коучей и других практических психологов, имеющих дело с психически и душевно здоровыми людьми.

Профессионалы, сотрудничающие в рамках Ассоциации, осуществляют свою деятельность строго в рамках существующего законодательства страны, в которой оказывают тренинговые и консультационные услуги, действуют в духе уважения в первую очередь к Конституции Российской Федерации, провозглашенным в ней правам и свободам граждан, поддерживая заложенные в ней принципы.

Образ жизни и забота о репутации

Члены Ассоциации заботятся о своей репутации и ведут такой образ жизни, чтобы не создавать негативного образа психолога-тренера, не портить проявлением своей личной свободы репутацию своим коллегам.

Члены Ассоциации помнят, что личность психолога-тренера является образцом для многих участников тренингов, и, стремясь к совершенствованию своей жизни и показывая пример нравственности, тем самым помогают участникам в их росте и развитии.

Уважение между коллегами

Мы исходим из того, что в Ассоциацию мы принимаем адекватных людей и профессионалов высокого класса.

Каждый психолог имеет свои взгляды, ценности и свой профессиональный подход, и это совершенно нормально: мы, как члены Ассоциации, уважаем взгляды друг друга и публично не высказываемся негативно о профессиональной работе (консультации либо тренингах) других членов Ассоциации.

Если вы считаете, что коллега по Ассоциации работает некорректно, непрофессионально, поднимите этот вопрос внутри Ассоциации с целью обсуждения и решения. Итого: либо мы высказываемся о коллегах корректно, либо кому-то нужно Ассоциацию покинуть.

Добросовестная реклама

Члены Ассоциации в рекламе своей деятельности не обещают того, что сделано не будет, и не допускают косвенного принижения деятельности коллег. Можно рекламировать себя, нельзя делать антирекламу коллегам.

Развитие личности не подменяется психотерапией

Члены Ассоциации занимаются развитием личности, что включает как просветительскую работу, так и создание условия для наработки участниками тренинга необходимых навыков и умений.

Члены Ассоциации различают развитие душевно здоровой личности и психотерапевтическую работу, в которой осуществляется лечение и психологическая помощь людям в трудных жизненных ситуациях.

Смотри Психотерапия и Психология развития

В работе психолога-тренера, занимающегося развитием личности, не практикуется «затягивание» клиента в психотерапевтическую тематику. Не нагнетаются страхи, не создаются негативные установки, вместо этого ищутся разумные варианты работы на позитиве.

Члены Ассоциации избегают в своей профессиональной работе без настоящей необходимости использовать формулировки «проблема», «невозможно», «исключительно трудно», «страшно», предпочитают настраивать участников на позитивную и конструктивную, деятельную позицию.

Если участник пришел на развитие личности и психотерапию себе не заказывал, мы ему психотерапию не делаем. Мы можем отказаться работать с ним в направлении развития и порекомендовать психотерапевтическую деятельность, но это должно быть сделано явно и открыто.

Если клиент не расположен к развитию собственной личности, тянется сам к психотерапии и нуждается в психотерапевтическом подходе, психолог-тренер может передать клиента психологу-практику, работающему в психотерапевтическом ключе. Он может и сам продолжить работу с клиентом в психотерапевтическом ключе, если имеет соответствующую подготовку и образование, но эта работы выходит за рамки его деятельности в Ассоциации.

Принцип «Не навреди»

Принцип «Не навреди» — естественная основа работы члена Ассоциации.

Члены Ассоциации работают только с психически здоровыми людьми, по крайней мере с людьми без выраженной психопатологии.

Если налицо признаки, дающие основания заподозрить наличие у участника тренинга психического расстройства, такой участник не может быть допущен к психологической работе без разрешения психиатра.

Если родители приводят на тренинг своего ребенка с возможным нарушением психического статуса, основанием для допуска к психологической работе может быть только справка от психиатра.

Действия, процессы и влияния членов Ассоциации, которые выходят за рамки профессиональной работы и в которых можно спрогнозировать вероятное нарушение психического статуса либо иного вреда для здоровья участников тренинга, недопустимы. Смотри Принцип «Не навреди» и Этический кодекс практического психолога

Читайте также:  Шаблонное восприятие - психология

Обязанность предупреждать участников о жестких методах работы

Участники Ассоциации исходят из того, что они работают со взрослыми и душевно здоровыми людьми, способными держать в том числе высокие нагрузки и быть заинтересованными в интенсивном обучении, предполагающем в том числе жесткие и провокативные методы работы.

Однако использование жестких и провокативных методов работы возможно только в случае предварительного информирования участников об этом и их явного на то согласия.

Любой участник в любой момент может выйти из тренингового процесса, если счел происходящее на тренинге слишком трудным для своего состояния.

Участники Ассоциации помечают свои тренинги цветными квалификационными значками, информирующими участников о степени жесткости проводимого тренинга.

Сохранение контроля участников за возможностью собственного выбора

Мы исходим из того, что мы работаем со взрослыми и душевно здоровыми людьми, которые имеют собственные ценности и взгляды и имеют право на выбор собственного пути в жизни и собственных решений.

В целях уважения этого права участников, не допускается использование специальных методов, уменьшающих возможность участников контролировать свою жизнь и осуществлять собственные выборы.

К таким специальным методам мы относим:

жесткий негативный прессинг со стороны ведущего и участников группы в случае несогласия участника с чем-то, происходящим в процессе тренинговой работы,

лишение участников нормального режима бодрствования и сна.

Конфессиональная нейтральность

Участники Ассоциации исходят из того, что каждый человек имеет право на свои убеждения и религиозные взгляды.

Как частные лица, члены Ассоциации могут придерживаться любых убеждений и религиозных взглядов, но в профессиональной деятельности должна быть исключена любая пропаганда религиозных убеждений и тех или иных религиозных взглядов (а также теософских и эзотерических знаний) без предварительного информирования участников об этом и их явного на то согласия. Если же участники проинформированы и на подобное влияние ведущего согласны, ведущий такое право получает.

Например, православный тренер, ведущий тренинги православной тематики, в работе со своей православной аудиторией сохраняет за собой естественное право на пропаганду слова Божьего.

Любой участник в любой момент может выйти из тренингового и другого психологического процесса, если счел происходящее несовместимым со своими взглядами и убеждениями.

Этические споры

Мы стремимся максимально обезопасить как и наших клиентов, так и наших коллег.

Поэтому в случае возникновения спорной ситуации клиент либо участник Ассоциации может обратиться в Этический совет для разбора жалобы или протеста на действия участника Ассоциации.

Этический совет утверждается правлением Ассоциации, гарантирует непредвзятое разбирательство и решение, имеющее свой целью поддержание высокой репутации Ассоциации.

Источник: https://megalektsii.ru/s17479t6.html

Материал по психологии на тему: Этический кодекс психолога

ЭТИЧЕСКИЕ СТАНДАРТЫ ПСИХОЛОГА

Общие принципы

  Пункт 5. 

Деятельность психолога направлена к достижению таких гуманитарных и социальных целей, как благополучие, здоровье, высокое качество жизни, полное развитие индивидов и групп в различных формациях индивидуальной и социальной жизни.

Поскольку психолог является не единственным профессионалом, чья деятельность направлена на достижение этих целей, обмен и сотрудничество с представителями других профессий желательны и в некоторых случаях необходимы, без каких-либо предубеждений по отношению к компетенции и знаниям любого из  них.

  Пункт 6. 

Психология как профессия управляется принципами, общими для всех   профессиональных этик: уважение к личности, защита человеческих прав, чувство   ответственности, честность и искренность по отношению к клиенту,  осмотрительность в применении инструментов и процедур, профессиональная компетентность, твердость в достижении цели вмешательства и его научной  основы.

  Пункт 7. 

Психологи не должны принимать участия или способствовать разработке методов, направленных против свободы индивида и его физической или психологической неприкосновенности.

Непосредственная разработка или содействие  в осуществлении пыток или издевательств, помимо того, что является преступлением, представляет собой наиболее тяжкое нарушение профессиональной этики психологов.

Они не должны ни в каком качестве, ни как исследователи, ни как помощники или сообщники, принимать участие в пытках или любых других жестоких, негуманных или унизительных действиях, кто бы ни был их объект,  какие бы обвинения или подозрения против этого лица ни выдвигались и какая бы   информация ни могла бы быть получена от него таким путем в условиях военного   конфликта, гражданской войны, революции, террористических акций или любых других обстоятельств, которые могли бы быть истолкованы как оправдание таких  действий.

  Пункт 8.

 Все психологи должны, как минимум, информировать свои  профессиональные объединения о нарушениях прав человека, издевательствах, жестокости, негуманных или унизительных условиях заключения, кто бы ни был их жертвой, и о любом таком случае, ставшем им известным в их профессиональной практике.

  Пункт 9.

Психологи должны уважать религиозные и моральные убеждения своих клиентов и учитывать их при опросе, необходимом при профессиональном вмешательстве.

  Пункт 10.

 При оказании помощи психологи не должны осуществлять дискриминацию по признаку происхождения, возраста, расовой и социальной принадлежности, пола, вероисповедания, идеологии, национальности или любых других различий.

  Пункт II.

Психологи не должны использовать власть или превосходство по отношению к клиенту, которые дает их профессия, для извлечения прибыли или получения преимуществ как для себя, так и для третьих лиц.

  Пункт 12. 

В особенности в письменных документах психологи должны быть чрезвычайно осторожны, сдержанны и критичны по отношению к своим концепциям и заключениям, учитывая возможность их восприятия как уничижительные и дискриминирующие, например, нормальный – абнормальный, адаптированный – неадаптированный, интеллигентный – умственно отсталый.

  Пункт 13.

Психологи не должны применять манипулятивные процедуры с целью  добиться обращения к ним определенных клиентов, а также действовать таким образом, чтобы оказаться монополистами в своей области, Психологи, работающие в общественных организациях, не должны использовать это преимущество для  увеличения собственной частной практики.

  Пункт 14.

Психолог не должен допускать использования своего имени или подписи лицами, не имеющими должной квалификации и подготовки, для незаконного применения психологических методов. Психологи должны сообщать о всех случаях посягательства на чужие права, которые стали им известны. Бесполезные и основанные на обмане действия не должны прикрываться квалификацией психолога.

  Пункт 15.

В случае, когда личные интересы клиента вступают в противоречие с интересами учреждения, психолог должен постараться выполнять свои функции с максимальной беспристрастностью.

Обращение за помощью в данное учреждение предполагает учет интересов клиента, уважение и внимание к нему со стороны психолога, который в соответствующих обстоятельствах может выступать как его защитник по отношению к администрации учреждения.

О профессиональной компетенции и отношениях

 с другими профессионалами

  Пункт 16.

Права и обязанности профессионального психолога основываются на принципе профессиональной независимости и автономии независимо от служебного положения в определенной организации и от профессионалов более высокого ранга и администрации.

  Пункт 17.

Профессиональный статус психолога базируется на его способностях и квалификации, необходимых для выполнения его обязанностей. Психолог должен быть профессионально подготовленным и иметь специализацию в применении методов, инструментария и процедур, применяемых в данной области. Частью его работы является постоянное поддержание на современном уровне своих  профессиональных знаний и умений,

  Пункт 18.

Психолог не должен применять методы и процедуры, не прошедшие  достаточной апробации в рамках современных научных знаний, без предубеждения по отношению к существующему разнообразию теорий и школ. В случае испытания психологических методик, еще не получивших научной оценки, клиенты должны быть полностью уведомлены об этом заранее.

  Пункт 19.

Все психологические данные, как результаты обследования, так и сведения о вмешательстве и лечении, должны быть доступны только для профессиональных психологов, в чьи обязанности входит неразглашение их среди некомпетентных лиц. Психологи должны принимать меры для соответствующего  хранения документации.

  Пункт 20.

 Когда интересы психологического обследования или вмешательства требуют тесного сотрудничества с профессионалами из других областей, психологи должны обеспечивать соответствующее взаимодействие так, чтобы оно было направлено на благо психолога и его клиента.

  Пункт 21.

Психологические методы не должны смешиваться – как в применении, так и в их представлении общественности – с методами, чуждыми научным основам  психологии.

  Пункт 22.

Не отказываясь от научной критики там, где она необходима, психологи не должны дискредитировать коллег или представителей других профессий, использующих те же или иные научные методы, и должны проявлять уважение к тем школам и направлениям, которые научно и профессионально компетентны.

  Пункт 23.

Работа психолога базируется на праве и обязанности проявлять уважение (и пользоваться таковым) к другим профессионалам, особенно в областях, близко соприкасающихся в своей деятельности с психологией.

О вмешательстве

  Пункт 24.

 Психологи должны отказаться от вмешательства, если они уверены, что  их помощь будет использована во вред или против законных интересов индивидов, групп, организаций или общин.

  Пункт 25.

 Осуществляя вмешательство по отношению к индивидам, группам, организациям или общинам, психолог должен предоставить им необходимую информацию об основных решаемых проблемах, поставленных целях и используемых методах.

В случае несовершеннолетних или юридически недееспособных лиц, родители или опекуны должны быть проинформированы.

В любом случае следует избегать манипулирования индивидами и стремиться к развитию и автономности конкретного случая.

  Пункт 26.

 Психолог должен стремиться к завершению вмешательства и не продлевать его методами сокрытия информации или обмана как в случае достижения поставленной цели, так и в случае невозможности ее достижения после применения доступных методов и средств на протяжении достаточного времени. В последнем случае индивид, группа, организация или община должны быть информированы о том, какие другие психологи или представители иных областей знания могут продолжить вмешательство.

  Пункт 27.

Ни в коем случае свобода клиента – как в отношении прекращения вмешательства, так и в отношении консультации у другого психолога или иного специалиста – не должна быть ограничена.

Следует поощрять способность клиента принимать решения на основе достаточной информации.

Психолог может отказаться продолжать вмешательство, если оно осуществляется одновременно с вмешательством другого типа, выполняемым другим профессионалом,

  Пункт 28.

Психологи не должны пользоваться властью, которую их статус может им дать, для требования особых рабочих условий или платы, превосходящей принятую в обычных обстоятельствах.

  Пункт 29.

Читайте также:  Будущее - психология

Психолог не должен позволять вовлечь себя профессионально в неясную ситуацию, где его роль или функции окажутся неуместны или двусмысленны.

  Пункт 30.

Психологи не должны вмешиваться в действия, предпринятые другими  специалистами.

  Пункт 31.

В случае, когда услуги психолога требуются для рекламной или коммерческой компании, он должен сотрудничать с целью обеспечения правдивости информации и охраны интересов индивидов.

  Пункт 32. 

Психологи должны соблюдать особую осторожность в том, чтобы не вызвать необоснованных ожиданий, осуществить которые они впоследствии окажутся  профессионально не способны.

О исследовательских работах и образовании

  Пункт 33.

Все психологи, в какой бы области психологии они ни работали, должны стремиться способствовать прогрессу науки вообще и психологии в частности,  осуществляя исследования и придерживаясь научных подходов в своей деятельности, а также передавая свои знания студентам и другим профессионалам.

  Пункт 34. 

При выполнении исследований психологи должны категорически  отказываться от действий, могущих привести к постоянному, невосполнимому или не необходимому ущербу для испытуемых.

Участники любой исследовательской программы должны выразить свое недвусмысленное согласие на проведение экспериментов; в случае несовершеннолетних или юридически недееспособных лиц такое согласие должно быть получено от родителей или опекунов.

  Пункт 35. 

Если психологическое исследование сопровождается каким-либо временным ущербом или дискомфортом, как, например, электрический шок или сенсорная депривация, исследователь должен в первую очередь удостовериться в том, что все участники опытов действуют совершенно свободно, без постороннего давления в каком-либо виде; к участию в эксперименте не должен быть допущен никто до тех пор, пока исследователь не убедится, что об этом ущербе испытуемые были уведомлены заранее и дали свое согласие. Даже в случае согласия перед экспериментом, испытуемый может принять решение о своем дальнейшем неучастии в программе в любой момент.

  Пункт 36. 

Если условия эксперимента требуют дезинформации или обмана  испытуемого, психолог должен убедиться в том, что это не приведет к сколько-нибудь длительному ущербу для участников опыта, и в любом случае  экспериментальный характер и необходимость обмана должны быть раскрыты при  окончании экспериментальной программы.

  Пункт 37. 

Психологические исследования в нормальной ситуации, как экспериментальные, так и обсервационные, должны всегда выполняться с уважением по отношению к достоинству индивида, его верованиям, интимным ситуациям, скромности и целомудрию при исследовании сексуального поведения, а также при обследовании престарелых, больных, заключенных, т. е. лиц, имеющих не только определенные социальные ограничения, но и переживающих серьезную человеческую  драму.

  Пункт 38.

При экспериментах над животными страдания, вред или дискомфорт, не являющиеся абсолютно необходимыми для достижения поставленной исследовательской цели и оправданными с точки зрения науки и интересов человека, должны быть исключены или сведены до минимума.

При хирургических операциях на животных должно применяться обезболивание и приниматься необходимые меры по предотвращению осложнений.

Персонал, непосредственно занимающийся исследовательской работой с животными, должен в содержании животных, обращении с ними и при эвтаназии руководствоваться международными  стандартами.

МАДРИД, ИСПАНИЯ, 1987 [1]

[1]  Вопросы психологии. М., 1990, № 5, С. 158-161. 

Источник: https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2012/09/19/eticheskiy-kodeks-psikhologa

Этический кодекс психолога

  • Принцип уваженияПсихолог исходит из уважения личного достоинства, прав и свобод человека, провозглашенных и гарантированных Конституцией Российской Федерации и международными документами о правах человека.

    Принцип уважения включает:

    1. Уважение достоинства, прав и свобод личности
      1. Психолог с равным уважением относится к людям вне зависимости от их возраста, пола, сексуальной ориентации, национальности, принадлежности к определенной культуре, этносу и расе, вероисповедания, языка, социально-экономического статуса, физических возможностей и других оснований.
      2.  Беспристрастность Психолога не допускает предвзятого отношения к Клиенту. Все действия Психолога относительно Клиента должны основываться на данных, полученных научными методами. Субъективное впечатление, которое возникает у Психолога при общении с Клиентом, а также социальное положение Клиента не должны оказывать никакого влияния на выводы и действия Психолога.
      3. Психолог избегает деятельности, которая может привести к дискриминации Клиента по любым основаниям.
      4. Психологу следует так организовать свою работу, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили вреда здоровью и социальному положению Клиента и связанных с ним лиц.
    2. Конфиденциальность
      1. Информация, полученная Психологом в процессе работы с Клиентом на основе доверительных отношений, не подлежит намеренному или случайному разглашению вне согласованных условий.
      2. Результаты исследования должны быть представлены таким образом, чтобы они не могли скомпрометировать Клиента, Психолога или психологическую науку.
      3. Психодиагностические данные студентов, полученные при их обучении, должны рассматриваться конфиденциально. Сведения о Клиентах также должны рассматриваться конфиденциально.
      4. Демонстрируя конкретные случаи своей работы, Психолог должен обеспечить защиту достоинства и благополучия Клиента.
      5. Психолог не должен отыскивать о Клиенте информацию, которая выходит за рамки профессиональных задач Психолога.
      6. Клиент имеет право на консультацию Психолога или работу с ним без присутствия третьих лиц.
      7. Неконтролируемое хранение данных, полученных при исследованиях, может нанести вред Клиенту, Психологу и обществу в целом. Порядок обращения с полученными в исследованиях данными и порядок их хранения должны быть жестко регламентированы.
    3. Осведомленность и добровольное согласие Клиента
      1. Клиент должен быть извещен о цели работы, о применяемых методах и способах использования полученной информации. Работа с Клиентом допускается только после того, как Клиент дал информированное согласие в ней участвовать. В случае, если Клиент не в состоянии сам принимать решение о своем участии в работе, такое решение должно быть принято его законными представителями.
      2. Психолог должен сообщать Клиенту обо всех основных шагах или лечебных действиях. В случае стационарного лечения Психолог должен информировать Клиента о возможных рисках и об альтернативных методах лечения, включая непсихологические.
      3. Видео- или аудиозаписи консультации или лечения Психолог может делать только после того, как получит согласие на это со стороны Клиента. Это положение распространяется и на телефонные переговоры. Ознакомление третьих лиц с видео-, аудиозаписями консультации и телефонными переговорами Психолог может разрешить только после получения согласия на это со стороны Клиента.
      4. Участие в психологических экспериментах и исследованиях должно быть добровольным. Клиент должен быть проинформирован в понятной для него форме о целях, особенностях исследования и возможном риске, дискомфорте или нежелательных последствиях, чтобы он мог самостоятельно принять решение о сотрудничестве с Психологом. Психолог обязан предварительно удостовериться в том, что достоинство и личность Клиента не пострадают. Психолог должен принять все необходимые предосторожности для обеспечения безопасности и благополучия Клиента и сведения к минимуму возможности непредвиденного риска.
      5. В тех случаях, когда предварительное исчерпывающее раскрытие информации противоречит задачам проводимого исследования, Психолог должен принять специальные меры предосторожности для обеспечения благополучия испытуемых. В тех случаях, когда это возможно, и при условии, что сообщаемая информация не нанесет вреда Клиенту, все разъяснения должны быть сделаны после окончания эксперимента.
    4. Самоопределение Клиента
      1. Психолог признает право Клиента на сохранение максимальной автономии и самоопределения, включая общее право вступать в профессиональные отношения с психологом и прекращать их.
      2. Клиентом может быть любой человек в случае своей несомненной дееспособности по возрасту, состоянию здоровья, умственному развитию, физической независимости. В случае недостаточной дееспособности человека решение о его сотрудничестве с Психологом принимает лицо, представляющее интересы этого человека по закону.
      3. Психолог не должен препятствовать желанию Клиента привлечь для консультации другого психолога (в тех случаях, когда к этому нет юридических противопоказаний).
  • Принцип компетентностиПсихолог должен стремиться обеспечивать и поддерживать высокий уровень компетентности в своей работе, а также признавать границы своей компетентности и своего опыта. Психолог должен предоставлять только те услуги и использовать только те методы, которым обучался и в которых имеет опыт.

    Принцип компетентности включает:

    1. Знание профессиональной этики
      1. Психолог должен обладать исчерпывающими знаниями в области профессиональной этики и обязан знать положения настоящего Этического кодекса. В своей работе Психолог должен руководствоваться этическими принципами.
      2. Если персонал или студенты выступают в качестве экспериментаторов в проведении психодиагностических процедур, Психолог должен обеспечить, независимо от их собственной ответственности, соответствие совершаемых ими действий профессиональным требованиям.
      3. Психолог несет ответственность за соответствие профессионального уровня персонала, которым он руководит, требованиям выполняемой работы и настоящего Этического кодекса.
      4. В своих рабочих контактах с представителями других профессий Психолог должен проявлять лояльность, терпимость и готовность помочь.
    2. Ограничения профессиональной компетентности
      1. Психолог обязан осуществлять практическую деятельность в рамках собственной компетентности, основанной на полученном образовании и опыте.
      2. Только Психолог осуществляет непосредственную (анкетирование, интервьюирование, тестирование, электрофизиологическое исследование, психотерапия, тренинг и др.) или опосредованную (биографический метод, метод наблюдения, изучение продуктов деятельности Клиента и др.) работу с Клиентом.
      3. Психолог должен владеть методами психодиагностической беседы, наблюдения, психолого-педагогического воздействия на уровне, достаточном, чтобы поддерживать у Клиента чувство симпатии, доверия и удовлетворения от общения с Психологом.
      4. Если Клиент болен, то работа с ним допустима только с разрешения врача или согласия других лиц, представляющих интересы Клиента.
    3. Ограничения применяемых средств
      1. Психолог может применять методики, которые адекватны целям проводимого исследования, возрасту, полу, образованию, состоянию Клиента, условиям эксперимента. Психодиагностические методики, кроме этого, обязательно должны быть стандартизованными, нормализованными, надежными, валидными и адаптированными к контингенту испытуемых.
      2. Психолог должен применять методы обработки и интерпретации данных, получившие научное признание. Выбор методов не должен определяться научными пристрастиями Психолога, его общественными увлечениями, личными симпатиями к Клиентам определенного типа, социального положения или профессиональной деятельности.
      3. Психологу запрещается представлять в результатах исследования намеренно искаженные первичные данные, заведомо ложную и некорректную информацию. В случае обнаружения Психологом существенной ошибки в своем исследовании после того, как исследование было опубликовано, он должен предпринять все возможные действия по исправлению ошибки и дальнейшему опубликованию исправлений.
    4. Профессиональное развитие
      1. Психолог должен постоянно повышать уровень своей профессиональной компетентности и свою осведомленность в области этики психологической работы (исследования).
    5. Невозможность профессиональной деятельности в определенных условиях
      1. Если какие-либо обстоятельства вынуждают Психолога преждевременно прекратить работу с Клиентом и это может отрицательно сказаться на состоянии Клиента, Психолог должен обеспечить продолжение работы с Клиентом.
      2. Психолог не должен выполнять свою профессиональную деятельность в случае, когда его способности или суждения находятся под неблагоприятным воздействием.
  • Принцип честностиПсихолог должен стремиться содействовать открытости науки, обучения и практики в психологии. В этой деятельности психолог должен быть честным, справедливым и уважающим своих коллег. Психологу надлежит четко представлять свои профессиональные задачи и соответствующие этим задачам функции.

    Принцип честности включает:

    1. Осознание границ личных и профессиональных возможностей
      1. Психолог должен осознавать ограниченность как своих возможностей, так и возможностей своей профессии. Это условие установления диалога между профессионалами различных специальностей. 
    2. Честность
      1. Психолог и Клиент (или сторона, инициирующая и оплачивающая психологические услуги для Клиента) до заключения соглашения оговаривают вопросы вознаграждения и иные существенные условия работы, такие как распределение прав и обязанностей между Психологом и Клиентом (или стороной, оплачивающей психологические услуги) или процедура хранения и применения результатов исследования. Психолог должен известить Клиента или работодателя о том, что его деятельность в первую очередь подчиняется профессиональным, а не коммерческим принципам.При приеме на работу Психолог должен поставить своего работодателя в известность о том, что:– в пределах своей компетенции он будет действовать независимо; – он обязан соблюдать принцип конфиденциальности: этого требует закон; – профессиональное руководство его работой может осуществлять только психолог; – для него невозможно выполнение непрофессиональных требований или требований, нарушающих данный Этический кодекс.

        При приеме Психолога на работу работодатель должен получить текст данного Этического кодекса.

      2. Публичное распространение сведений об оказываемых Психологом услугах служит целям принятия потенциальными Клиентами информированного решения о вступлении в профессиональные отношения с Психологом. Подобная реклама приемлема только в том случае, если она не содержит ложных или искаженных сведений, отражает объективную информацию о предоставляемых услугах и отвечает правилам приличия.
      3. Психологу запрещается организовывать рекламу себе или какому-либо определенному методу вмешательства или лечения. Реклама в целях конкуренции ни при каких условиях не должна обманывать потенциальных Клиентов. Психолог не должен преувеличивать эффективность своих услуг, делать заявлений о превосходстве своих профессиональных навыков и применяемых методик, а также давать гарантии результативности оказываемых услуг.
      4. Психологу не разрешается предлагать скидку или вознаграждение за направление к ним нему Клиентов или заключать соглашения с третьими лицами с этой целью.
    3. Прямота и открытость
      1. Психолог должен нести ответственность за предоставляемую им информацию и избегать ее искажения в исследовательской и практической работе.
      2. Психолог формулирует результаты исследования в терминах и понятиях, принятых в психологической науке, подтверждая свои выводы предъявлением первичных материалов исследования, их математико-статистической обработкой и положительным заключением компетентных коллег. При решении любых психологических задач проводится исследование, всегда опирающееся на предварительный анализ литературных данных по поставленному вопросу.
      3. В случае возникновения искажения информации психолог должен проинформировать об этом участников взаимодействия и заново установить степень доверия.
    4. Избегание конфликта интересов
      1. Психолог должен осознавать проблемы, которые могут возникнуть в результате двойственных отношений. Психолог должен стараться избегать отношений, которые приводят к конфликтам интересов или эксплуатации отношений с Клиентом в личных интересах.
      2. Психолог не должен использовать профессиональные отношения в личных, религиозных, политических или идеологических интересах.
      3. Психолог должен осознавать, что конфликт интересов может возникнуть после формального прекращения отношений Психолога с Клиентом. Психолог в этом случае также несет профессиональную ответственность.
      4. Психолог не должен вступать в какие бы то ни было личные отношения со своими Клиентами.
    5. Ответственность и открытость перед профессиональным сообществом
      1. Результаты психологических исследований должны быть доступны для научной общественности. Возможность неверной интерпретации должна быть предупреждена корректным, полным и недвусмысленным изложением. Данные об участниках эксперимента должны быть анонимными. Дискуссии и критика в научных кругах служат развитию науки и им не следует препятствовать.
      2. Психолог обязан уважать своих коллег и не должен необъективно критиковать их профессиональные действия.
      3. Психолог не должен своими действиями способствовать вытеснению коллеги из его сферы деятельности или лишению его работы.
      4. Если Психолог считает, что его коллега действует непрофессионально, он должен указать ему на это конфиденциально.
    Читайте также:  Нравственные ценности и регулятивы - психология
  • Источник: http://www.otnosheniy.net/letter/6/129

    Этический кодекс Ассоциации психологов синтон-подхода

    Члены ассоциации, практические психологи и консультанты (далее «консультанты») обязаны давать достоверную информацию о свой подготовке и квалификации. Утаивать, темнить, подразумевать или преувеличивать свою квалификацию – недопустимо.

    2. Гонорары, условия и методы работы

    До начала консультации консультанты обязаны ставить клиентов в известность о своих гонорарах, условиях и методах работы.

    3. Конфиденциальность

    Консультанты обязаны оговаривать необходимую для клиента конфиденциальность и выполнять договоренности по конфиденциальности при передаче информации, касающейся клиента, каким-либо третьим лицам.

    4. Профессиональные отношения

    Консультанты помнят о границах своей компетентности и в случае необходимости устанавливают контакт с лечащим врачом клиента, психиатром и другими профессионалами и организациями в целях сотрудничества во имя интересов клиента. Если консультант понимает, что клиент не является психически здоровым человеком, он может его консультировать только с согласия психиатра, занимающимся его клиентом.

    5. Отношения с клиентами

    Отношения с клиентами должны оставаться в профессиональных рамках, определенных компетентностью консультанта, интересами клиента и явными с ним договоренностями. Недопустимо использовать как сегодняшних, так и бывших клиентов для решения своих личных, эмоциональных или житейских проблем, вступать с ними в сексуальные отношения, занимать у них деньги, эксплуатировать их материально.

    Консультировать своих близких, друзей, коллег и родственников, вступая с ними в договорные и финансовые отношения – нельзя.

    6. Исследование

    Если консультант с помощью консультации проводит какие-либо исследования, он обязан предупредить об этом клиента до начала исследования, явным образом разъяснив клиенту его природу, цель и условия.

    7. Публикация

    Любая форма публикации материалов консультации должны охранять благосостояние и анонимность клиентов. Видео и аудиозаписи могут быть сделаны только с согласия клиента. Для целей учебы и повышения квалификации консультантов эти материалы могут быть опубликованы только в закрытых от широкой публики источниках.

    8. Профессиональная компетентность

    Консультант обязан практиковать на уровне своей профессиональной компетентности, соответствуя профессиональным стандартам.

    Нельзя проводить консультации, если в силу физических или эмоциональных причин вы не можете делать это как следует.

    Консультант может выступать в качестве экспертов только там, где он имеет специальное образование и достаточный опыт.

    Если вы не врач, вы не можете прописывать лекарства. Если вы не специалист в детской психологии, вы не можете ставить ребенку диагноз.

    Консультант может давать рекомендации только в тех областях, где он действует независимо и объективно.

    Если вы по жизни занимаетесь сетевым бизнесом, нельзя использовать консультации для продажи своей продукции.

    Консультант обязан быть в курсе новых профессиональных разработок, постоянно повышать свое личное и профессиональное развитие как консультанта.

    9. Практическая этика консультирования

    Консультирование должно происходить в соответствии с практической этикой Синтон-подхода. Практическая этика — это система критериев, позволяющая делать этически правильный выбор в разных ситуациях. В Синтон-подходе в качестве основных инструментов практической этики используются представления о позициях восприятия и способах жизни.

    Синтон-подход – это результативно-ориентированная психология. Консультанта интересует, что нужно с этим клиентом сделать, на что можно в этой работе опереться, что нужно в человеке добавить и изменить, и быстрее из него сделать то, что нужно — в рамках увеличения возможностей клиента прожить жизнь, как свой самый толковый проект.

    Если мы приходим к врачу, мы доверяем ему свое здоровье. Если вы врачу не доверяете, смените врача. Решение клиента — придти к данному консультанту. Обязанность консультанта — обеспечить результат, за который сразу или позже клиент скажет ему настоящее спасибо.

    Синтон-подход — это научное мировоззрение. Мы уважаем веру, ценности и убеждения наших клиентов, но в рамках профессиональной работы мы не обращаемся в бытовой мистике, не внушаем веру в Знаки Вселенной, Всеобщую неслучайность, Родовое поле, заклятья, заговоры и ментальную связь людей на расстоянии. Мы не приучаем клиентов жить чувствами там, где можно включить разум.

    Порядок работы с проблемами клиентов↑. Консультант не ищет глубинных причин проблем, пока не исследованы причины вероятные, и не занимается вероятными, пока не опробованы решения на уровне здравого смысла.

    То, что решается быстро, не честно делать долго. Если проблему клиента можно объяснить простым практичным образом, не нужно раньше времени искать сложные объяснения.

    Если проблему клиента можно попробовать решить поведенческим путем, не следует раньше времени идти путем глубинной психологии. Если проблему клиента можно решить, работая с настоящим, не следует торопиться работать с прошлым клиента.

    Если проблему можно найти в недалеком прошлом клиента, не следует погружаться в его прошлые жизни и родовую память.

    Об уважении к клиенту. Консультант уважал, уважает и уважать будет клиентов. Но когда консультант с ним работает и требуется результат (результат, который требует с него сам клиент), консультант будет уважать его тогда и столько, сколько требуется не для приятности его личности, а для результата.

    Как правило, это достаточно высокий уровень уважения. Важно понимать — уважение есть средство, а не цель.

    Запланированный результат консультации — адекватный личностный рост как соответствие поведения личности собственным нуждам, требованиям ситуации и ожиданиям окружающих людей с учетом системного подхода и долгосрочной перспективы.

    10. Нежелательное поведение

    Консультанты обязан помнить, что по их поведению клиенты судят и о других членах сообщества, и о представителях данной профессии в целом.

    Консультанты заботятся о своей репутации и ведут такой образ жизни, чтобы не создавать негативного образа психолога-тренера, не портить проявлением своей личной свободы репутацию своим коллегам, воздерживаются от любого поведения, которое может быть вредным для их клиентов, для профессии, коллег или стажеров.

    Члены сообщества помнят, что личность психолога-тренера является образцом для многих участников тренингов, и, стремясь к совершенствованию своей жизни и показывая пример нравственности, тем самым помогают участникам в их росте и развитии.

    Мы исходим из того, что наши коллеги-консультанты — люди адекватные и профессионалы высокого класса.

    Каждый психолог имеет свои взгляды, ценности и свой профессиональный подход, и это совершенно нормально: мы уважаем взгляды друг друга и публично не высказываемся негативно о профессиональной работе (консультации либо тренингах) других наших коллег.

    Если вы считаете, что кто-то из коллег-консультантов или тренеров где-то работает некорректно, непрофессионально, поднимите этот вопрос внутри сообщества с целью обсуждения и решения.

    Столкнувшись с нежелательным, опасным для профессии или общественности поведением коллеги, мы не пишем об этом в интернете, а говорим с коллегой, разбираемся, в случае необходимости – обращаемся в Этическую комиссию. Итого: либо мы высказываемся о коллегах корректно, либо кому-то нужно наше сообщество покинуть.

    Выпускники УПП общаются и взаимодействуют между собой как дистантники: с нами всегда позитив, конструктив, ответственность, между нами сотрудничество и взаимопомощь. Обиды, конфликтогены, мстюльки невозможны и запрещены.

    Источник: http://aspsp.ru/archive/371/

    Ссылка на основную публикацию