Ислам — психология

Ислам и психология

Ислам - психология

  Надя Насер-Наджжаб (Nadia Naser-Najjab)

Проблема психологии и этики имеет двоякое отношение к исламу. С одной стороны, она связана с заблуждениями насчет мусульман, живущих на Западе, и стереотипными представлениями об их характере и менталитете. С другой стороны, она мешает плюрализму и конструктивным дебатам в мусульманских обществах в силу фундаментализма и опоры на абсолютную власть.

Современные западные психологические теории обращаются к истокам столкновения цивилизаций и глубоко укоренившимся заблуждениям и предрассудкам.

В то же время эти теории также ставят «диагноз» исламскому фундаментализму и судят о нем в отрыве от политических и культурных элементов.

Одна сторона проблемы заключается в отсутствии аналогичных исламских психологических теорий, с которыми можно было бы подойти к анализу подобных забот современного общества или к оказанию психологической помощи верующим мусульманам.

И это вопреки наследию средневековых мусульманских ученых, таких как аль-Кинди, Ибн Сина, аль-Фараби и аль-Газали, которые уделяли большое внимание изучению поведения человека с точки зрения ислама, тогда как современная психология пренебрегает этим подходом и отрицает его.

Еще важнее, что фундамент исламской психологии начал закладываться мусульманскими учеными еще в начале VIII века, уже тогда они предлагали решение психических и поведенческих проблем ради саморазвития и благополучия человека.

Однако эти теории не получили дальнейшего развития в исламской науке, тогда как они позволили бы отвести духовному надлежащую ему роль в обеспечении психического здоровья, учитывая, что ислам предполагает тесную связь этики с психологией и считает веру и божественное учение ключом к душевному здоровью.

Именно ведущая роль веры должна отличать исламскую психологию от ее современного аналога. Светский характер современной психологии игнорирует духовный фундамент человеческого поведения, что приводит к неправильному пониманию мотивов, установок и поведения личности, процессов мышления.

На самом деле, одна из целей психологии – избавить человека от боли и внутреннего конфликта – соответствует цели исламского учения, хотя посылы у них разные.

Психология в ее современном понимании объясняет нравственность и поведение универсальными терминами, не учитывающими культурную специфику и применимыми к «душе» как к типу функционирования психики.

С другой стороны, ислам помещает нравственность и поведение в сферу веры и богобоязненности.

Средневековые исламские ученые – аль-Кинди, Авиценна, Аверроэс, аль-Рази и аль-Газали – изучали личность и анализировали проблему психического нездоровья как конфликт между эгоистичным материальным «я» и духовным «я» или, как его иногда называют, интеллектом.

Они считали, что именно духовное отвечает за нравственность и следование Высшему руководству. Если «я», или душа, отвечают духовным потребностям и воздерживаются от потакания материальным желаниям, то человек достигает позитивного саморазвития, здоровья и счастья.

Эта проблема с исламской психологией отражает общую проблему принятия других современных наук с точки зрения ислама и является частью более широких дебатов между традиционными мусульманами и их коллегами-реформаторами.

Многие мусульмане считают западную науку чуждой их религиозным ценностям и даже некоторым духовным убеждениям. Они полагают, что западная наука подрывает исламскую нравственность и ценности. Некоторые ученые считают это защитной реакцией, способом сохранения своей уникальной самобытности, оказавшейся под угрозой с началом колонизации.

В самом исламском мире консерватизм и ортодоксальность затрудняют диалог и независимое критическое мышление – те самые инструменты, что позволили бы обществу противостоять отрицаемому им западному подходу. Догматизм – одна из важнейших проблем современных мусульманских обществ.

Догматики верят в непоколебимость своих суждений и авторитета, отвергают иджтихад или любые попытки интерпретировать Коран в соответствии с современной реальностью.

Еще одно препятствие для реформ – тот факт, что имеющаяся научно-исследовательская база не может конкурировать с западной и не отвечает международным стандартам.

Безусловно, это объясняется внутренними проблемами мусульманского мира, проблемами, которые также влияют на внешнюю проблему отношений этого мира с Западом, доминирования в нем консерватизма и упрощенного понимания роли Ислама в определении моральных норм, регулирующих человеческую жизнь.

Надежды на Ислам выражаются в таких традиционных формах, как заучивание Корана и его нравственного учения. Хотя многим мусульманам известны имена Аверроэса, Авиценны, аль-Газали и аль-Рази и тот факт, что они сыграли свою роль в прогрессе цивилизации, знания обычно этим и ограничиваются.

Отсутствием исламской психологии как науки также объясняется ошибочное понимание душевных расстройств, а также, в значительной степени, еще одна серьезная проблема современных исламских обществ, а именно обращение к колдовству и суевериям.

Суеверия и всевозможные ритуалы широко распространены в мусульманском мире. Мусульмане повсеместно пользуются колдовством и чародейством, чему иногда способствуют интернет-ресурсы и кабельные каналы. К целителям относятся как к непререкаемым авторитетам.

Их инструментарий может варьироваться от ритуалов духовного исцеления, таких как молитва и чтение Корана, до оперирования явными суевериями, колдовством, зельями, не исключено, что ядовитыми. Одной из экстремальных практик «целительства» является избиение, так как больного считают одержимым джиннами.

Исследования в области исламской психологии, которые помогли бы разработать научные методы, затрагивающие духовный аспект, способствовали бы росту доверия к психологии как науке и искоренению подобных ритуалов.

И, наконец, следует отметить, что нежелание традиционалистов замечать какие-то точки соприкосновения Ислама с современной наукой еще больше упрочняет заблуждения Запада относительно Ислама и его стереотипные представления о мусульманах как о примитивных мракобесах-террористах, эксплуатируемые СМИ и пропагандой.

Ликвидация этого разрыва между Западом и исламским миром, устранение вредного противопоставления «мы» и «они» — вот что лежит в сердце социальной психологии как дисциплины, которая пытается развеять заблуждения и предрассудки о «другом» и изучить когнитивные процессы, лежащие в основе формирования этих предрассудков, стереотипов, дискриминации и этноцентризма. Но, хочется напомнить, что отказ от научного мышления усложняет применение этой дисциплины.

Источник: CILE Center

Источник: http://islam.plus/nauka/19858-islam-i-psihilogiya

Психология и Ислам: противоречие или дополнение

Психология и Ислам: противоречие или дополнение

На дворе давно уже 21 век, век нанотехнолий, время, когда сказка становится былью, когда то, о чём раньше могли только мечтать, стало обыденностью, частью жизни, её атрибутом. Во главе этого прогресса стоит человек, он его движет.

Человек стал… и тут-то кроется самое важное: человек остался человеком с его потребностями, особенностями и болячками. Он так же переживает, как и раньше, так же боится, любит и надеется.

Век, в котором мы живём, называют веком психологии.

И это вовсе не из-за того, что психология получила научное развитие, а потому, что психологическое, как и психическое, здоровье становится проблемой номер один.

В 1999 году по инициативе Всемирной федерации психического здоровья при поддержке Всемирной организации здравоохранения был утверждён Всемирный день психического здоровья. Пока ещё в России нет установленного на государственном уровне дня, посвящённого психологии, но тем не менее многие организации и образовательные учреждения отмечают 22 ноября как День психологии в России.

Чем же так важна эта научная дисциплина и практика в повседневной жизни, есть ли в ней потребность, почему растёт её популярность?

Ответ мы получим из самой психологии, из того, что она изучает. Само название «психология» происходит от двух греческих слов, буквально переводимых как «наука о душе». Вот и становится понятно, в чём секрет такого распространения этой науки.

Именно душа и страдает сейчас больше всего, именно на её долю приходится основная нагрузка. Общее увеличение стрессовых ситуаций, социальное неравенство, падение нравов – всё это ведёт к обособлению людей друг от друга, порождает озлобленность и многие другие негативные явления.

Естественно, что основной причиной всего этого является потеря человеком своего духовного начала, следование ложным ценностям и идеалам. СМИ упорно навязывают ложные стереотипы, показывают иной идеал красивой и правильной жизни.

То, что век назад считалось идеалом поведения, стали называть пережитками старины, архаизмами, а то, что вызывало отвращение и чего люди стыдились, приобрело статус современности, модности и продвинутости. В погоне за материальными средствами люди обозлились друг на друга, разрыв родственных отношений становится нормой.

В обществе разрыв родственных отношений всё реже и реже вызывает порицание и осуждение.

Другой немаловажной проблемой является распад института семьи, увеличение разводов и невысокий уровень рождаемости. Известно, что семья является ячейкой любого общества, и разрушение этих самых ячеек неизбежно приведёт к разрушению всего общества.

Именно психология с её арсеналом средств коррекции, диагностики и оздоровления призвана помочь в решении этой проблемы.

Естественно, что для нас (мусульман) важно знать, в какой мере психология соответствует или противоречит нормам нашей религии.

К сожалению, однозначного ответа на этот вопрос не существует, так же как нельзя однозначно утверждать о пользе и вреде любой другой науки, будь то химия, физика, биология или какая-либо иная. Психология, как и другие науки, выступает всего лишь средством. Всё зависит от того, в чьих руках будут эти самые средства, кто и на что их направит.

Некоторые несведущие люди выступают за то, что психология и Ислам несовместимы, несправедливо обвиняют психологию в её негативном влиянии.

Возникает закономерный вопрос: что же представляет себой современная психология? Ответ на этот вопрос не так очевиден, хотя бы по той причине, что до конца не определён сам предмет этой науки – что же именно она изучает.

Все дискуссии вокруг этого можно свести к следующему: психология изучает мысли, чувства, намерения человека, вырабатывает средства воздействия на личность, на его поведение и восприятие.

Естественно, наука развивается, вырабатывает всё новые и новые концепции и теории. Разумеется,часть из них не соответствует нормам Ислама, а кое-где и противоречит. В основном эти противоречия наблюдаются в неких авторских теориях, в теориях изначально не опирающихся на данные других наук о человеке.

К примеру, наибольшие споры по сей день вызывают теории Фрейда, Юнга, Гроффа и других. Что касается учения Фрейда, важно не просто читать его труды и делать какие-либо выводы, а понимать его, знать его методологию, как он пришел к этой мысли.

Многие постулаты Фрейда очень точно отражают суть психологии той части населения, которая отошла от норм Истины и, образно говоря, пошла за золотым тельцом. Фрейд точно описал психологию человека аномального, запутавшегося в жизни, следующего ложным идеалам.

Та же самая картина наблюдается и во многих других учениях.

По этой причине подобные  теории должны оставаться в рамках академической психологии, но ни как не переходить в разряд популярной. И именно по этому сложилось такое неоднозначное отношение. Неподготовленные люди вырывают отдельные мысли и пытаются с их помощью делать какие либо далеко идущие выводы.

Мы, мусульмане, должны больше внимания уделять этой дисциплине, изучать её и направлять на благо людей. Естественно, её изучение необходимо осуществлять под руководством человека знающего. Изучение психологии осложнено тем, что всё в этой науке приблизительно, вероятностно, нет чётких и однозначных трактовок.

К сожалению, в настоящее время из-за распространения психологических знаний находятся люди, презентующие себя как психологи, хотя на самом деле таковыми не являются.

Эти люди пытаются продавать свои сомнительные знания, при этом всего лишь прикрываются психологией. На практике эти люди чаще всего занимаются неким подобием колдовства, называя это ставшим модным словом «парапсихология».

Что касается самой парапсихологии, то это малоизученная область науки, что и позволяет спекулировать на этом и выдавать за неё всё что угодно.

В заключение хочется отметить, что чем меньше мы будем изучать эту науку, тем успешнее будут применять её против нас самих. Мы должны знать основные закономерности поведения человека, изучать механизмы формирования мировоззрения и успешно применять это во благо.

Источник: http://www.islam.ru/content/nauka/31925

Исламская психология, неврология и психиатрия

Исламская психология, неврология и психиатрия

Исламские науки о психике, известные под общим названием «´ильм ан-нафсийят», имеют дело с исследованием категории «нафс». Этот термин в переводе с арабского имеет большое количество значений. Однако самыми подходящими в данном случае являются cмыслы «душа», «психика», «внутреннее Я», «эго» и т. д.

Читайте также:  Самонаблюдение - психология

Эта область знаний, которая возникла и расцвела в исламском мире в период Золотого века, положила начало сегодняшним научным дисциплинам — психологии, психиатрии и неврологии.

Особо проблемы нафса разбираются в суфизме. Там они увязаны с практикой духовного совершенствования. В данной статье этот, безусловно, важный аспект Ислама не затрагивается, разбирается историческое развитие психологии, психиатрии и неврологии в рамках Ислама.

Понятие психического в исламском мире

Ранние мусульманские ученые подробно занимались исследованиями в области человеческой психологии, хотя самого термина «психология» в то время еще не существовало.

А психологические труды писались, в основном, как часть богословских, философских и медицинских исследований.

В трудах мусульманских ученых термин «нафс» использовался для обозначения человеческой личности, а термин «фитра» — для человеческой природы.

В исламской психологической науке понятие «нафс» охватывало широкий круг вещей. Оно включало в себя такие понятия, как «к’альб» («сердце»), «рух» («дух»), «ак’ль» («интеллект») и «ирада» («воля»).

В средневековой исламской медицине одной из специальностей было изучение методов исцеления «психического заболевания».

Эта отрасль медицины была известна как «‘илядж ан-нафс» («исцеление души»), «тибб ар-руханий» («лечение духа») и «тибб аль-к’альб» («лечение сердца»).

В большинстве неисламских древних и средневековых обществ верили, что причиной психического заболевания является либо овладение человеком демонов, либо наказание от Бога.

Эта вера приводила к весьма негативному отношению людей к психическим заболеваниям и к психически больным в античном и даже иногда в иудео-христианских обществах.

Подобные больные подвергались гонениям, общему презрению и даже полному исключению из общества.

Исламская психологическая этика

С другой стороны, исламская этика учит верующих более благожелательному отношению к душевнобольным, о чем свидетельствуют следующий аят: «Не отдавайте неразумным людям вашего имущества, которое Аллах сделал средством вашего существования.

Кормите и одевайте их из него и говорите им слово доброе» (4:5). Этот аят Корана четко определяет отношение Ислама к психически больным людям.

Аллах в нем указывает, что, несмотря на то, что эти люди недееспособны, нам следует обращаться с ними гуманно и окружать их заботой, согласно законам Ислама.

Именно данное гуманное и сочувственное понимание и отношение к психическому нездоровью привело к созданию первых психиатрических больниц в средневековом исламском мире с VIII века.

Это же заставило ранних мусульманских ученых обратить свое пристальное внимание на исследования в области психологии, психиатрии и неврологии.

Еще на том, раннем этапе развития мусульманской науки, ученые обнаружили, что природа психических расстройств кроется в расстройствах работы человеческого мозга.

Ибн Сина первым описал такие явления, как бессонница, мании, кошмар, меланхолия, слабоумие, эпилепсия, паралич, инсульт, головокружение и тремор.

Он посвятил их описанию три главы своего знаменитого «Канона медицины» (1020). Он определил безумия (араб.

– «джунун»), как психическое состояние, в котором реальность подменяется фантазией, и обнаружил, что это расстройство сознания происходит в средней части мозга.

Исследования сна

Одним из первых направлений психологических исследований в исламском мире явились исследования сна и сновидений. На основе известного хадиса о том, что сны бывают трех видов – от Аллаха, от шайтана и те, которые можно описать, как «шепот души», мусульманские ученые определили эти виды как сны истинные, ложные и патогенетические.

Одним из первых мусульманских мыслителей, начавших исследования в этой области, был Абу Бакр Мухаммад ибн Сирин (654-728), известный своими трактатами о снах «Та’бир аль-Руйа» и «Мунтахаб аль-Калам фи Та’бир аль-Ахлям». Другой ученый, аль-Кинди (801-873), также написал трактат о природе и значениях снов, озаглавленный «О сне и сновидениях».

В области исследований сознания аль-Фараби (872-951) написал труд «О причине снов», который появился как одна из глав к его «Книге мнений народа идеального города». Этот трактат о снах был первой работой, в которой впервые проводилось различие между толкованием снов, их природой и причинами.

Ибн Сина, известный в Европе под именем Авиценна (980-1037), во время заключения в тюрьме замка Фардаджан возле Хамадана написал свой знаменитый мысленный эксперимент «Плавающий человек», в котором он постарался продемонстрировать самоанализ человеческого сознания и реальность души.

Он много внимания уделял живому человеческому разуму, особенно активному интеллекту, который, по его мнению, являясь даром Всевышнего, позволяет человеку исследовать и упорядочивать свои представления об этом мире.

Кроме того, Ибн Сина писал о потенциальном интеллекте (заключенном внутри человека) и активном интеллекте (направленном на окружающий мир), и о том, что познание мира не происходит само собой, механически, но только при участии воли и интуиции человека.

Исламское происхождение концепции tabula rasa

Одной из самых заметных теорий Ибн Сины в психологии и эпистемологии (науке о знании) является его теория знаний, в которой он развивал концепцию «tabula rasa», или «чистой доски».

Согласно ей, человек не рождается с врожденными знаниями о мире, но абсолютно чистым, как незаполненная доска, и приобретает эти знания по ходу своей жизни.

Впоследствии эти идеи были переняты христианским философом Фомой Аквинским, а затем легли в основу всей современной философии познания.

https://www.youtube.com/watch?v=54PojjNRHBA

В XII веке андалусский философ и писатель Ибн Туфайль развил теорию Ибн Сины о tabula rasa в своем мысленном эксперименте, посвященном исследованию того, как может развиваться сознание и интеллект одичавшего ребенка. Латинский перевод его работы, озаглавленный Philosophus Autodidactus и опубликованный Эдвардом Пококки младшим в 1671 году, оказал большое влияние на философа Джона Локка.

Работа этого философа «Эссе касательно человеческого понимания», в которой он продолжил дальнейшую разработку концепции «tabula rasa», стала одним из главных источников эмпиризма, или опытного познания мира в современной западной философии. Она же повлияла на многих философов Просвещения, как, например, Дэвид Юм и Джордж Беркли.

Исследования чувственного восприятия

Ибн Сина был также первым, кто разделил человеческое восприятие на пять внешних чувств (слух, зрение, обоняние, вкус и осязание), известные с древних времен, и пять внутренних чувств, таких, как интуиция, инстинкты, намерения и т. д. Другой видный ученый, аль-Газали, более детально описал и разработал разделение этих внешних и внутренних чувств.

Пять внутренних чувств были описаны аль-Газали как здравый смысл, воображение, размышление, воспоминание и память. Он обнаружил, что в то время как внешние чувства возникают на основе конкретных органов человека, то за внутренние чувства отвечают разные участки головного мозга.

Философские теории разума

Мусульманский врач ан-Найсабури (умер в 1016) в своей книге «Китаб аль-‘Укуля аль-Маджанин» начал исследования пациентов, страдающих галлюцинациями.

Он попытался объяснить явление безумия и невменяемости через философию, а не через психопатологию, как это делали его современники. По его мнению, жизнь человека есть сочетание противоположностей, таких, как здоровье и болезнь.

Он делал вывод о том, что в каждом человеке есть своя доля болезни, которая иногда может овладевать всем сознанием человека.

Ибн Мискавайя (941-1030) в своих трудах «Тахзиб аль-Ахляк» и «аль-Фауз аль-Асг’ар» дал психологические консультации по ряду вопросов, таких, как страх смерти, удерживание себя от грехов и понятие нравственности. Ибн Баджа (умер в 1138) развивал концепцию активного разума как важнейшей способности человека, писал об ощущениях и воображении.

В своих трудах он пришел к выводу, что «знание не может быть приобретено только посредством чувств, но только активным разумом, интеллектом, который является руководящим разумом природы».

Его определение свободы базируется на способности человека мыслить и действовать рационально.

А цель жизни человека он определяет как поиск духовных знаний и познание Божественного с помощью активного разума.

«В их сердцах болезнь…»

Концепции «‘илядж ан-нафс» («исцеление души»), «тибб ар-руханий» («лечение духа») и «тибб аль-к’альб» («лечение сердца»), направленные на духовное оздоровление и душевную гигиену, связаны с персидским врачом, которого звали Абу Зайд Ахмед ибн Сахль аль-Балхи (850-934). В своей работе «Масалих аль-Абдан ва аль-Анфус» он впервые с успехом описал болезни, связанные как с телом, так и с душой.

Он использовал термин «тибб ар-руханий» для описания духовного и психологического здоровья, а термин «тибб аль-к’альб» для описания психической медицины.

Ученый подвергал критике многих врачей своего времени за слишком большой упор на физические болезни и отсутствие внимания к психическим недугам.

Он писал, что раз человек обладает и телом, и душой, то и здоровье его должно достигаться через тело и душу.

Кроме того, он утверждал, что, если тело становится больным, то «нафс», или психика, теряет значительную часть своей познавательной способности и не может постигать жизнь во всей полноте. А если «нафс» становится больным, то это также накладывает отпечаток на все остальное тело.

Аль-Балхи в развитии своих исследований руководствовался теми аятами и хадисами, в которых говорится о духовном здоровье и болезнях человека.

Общеизвестен, в частности, аят, в котором Аллах говорит: «В их сердцах болезнь…» (2:10).

А в одном из хадисов говорится: «Поистине, в теле есть кусок плоти, и когда он поврежден, все тело повреждено, и когда он здоров, все тело здорово. Воистину, это «к’альб» (сердце)» (аль-Бухари).

Али ибн Сахль Раббан ат-Табари в своем труде IX века «Фирдаус аль-Хикма» впервые ввел понятие «‘илядж ан-нафс», исцеления души, или психотерапии в лечении больных. В отличие от предыдущих врачей ат-Табари подчеркивал тесную связь между психологией и медициной, а также необходимость психотерапии и психологического консультирования в терапевтическом лечении больных.

Нейрохирургия и нейрофармакология

Андалусский врач Абу аль-Касим аль-Захрави по праву считается отцом современной нейрохирургии. Он разработал приемы и методы, которые до сих пор используются в этой отрасли медицины. Другой врач, ибн Нафис в Египте, провел первое в истории вскрытие человеческого мозга и исправил некоторые неправильные представления прежних ученых.

Ибн Сина внес вклад в изучение паралича лицевого нерва, и, самое главное, открыл такую болезнь, как менингит. Он определил, что причиной менингита является инфекция, и разработал методы его лечения.

Ибн Зухр дал более точное описание некоторых неврологических расстройств, в том числе менингита, внутричерепного тромбофлебита, опухолей, и внес огромный вклад в развитие современной нейрофармакологии.

Оригинальные методы терапии

Аль-Кинди (801-873) был первым ученым, который начал в целях психотерапии использовать музыку. Он начал первым экспериментировать с музыкой, и впервые применил этот метод для лечения парализованного мальчика. Позже, в IX веке, аль-Фараби также занимался развитием музыкальной терапии в своем трактате, где он обсуждал лечебное воздействие музыки на душу.

Аль-Кинди развивал также когнитивные (познавательные) методы борьбы с депрессией и побуждал людей к интеллектуальной деятельности и активности. Уже упомянутый нами Абу Зайд Ахмед ибн Сахль аль-Балхи первым четко разделил и описал неврозы, психозы, классифицировал невротические расстройства, а также показал, как для их лечения можно применять когнитивную терапию.

Психиатрические клиники

В отличие от средневековых христианских врачей, полагавших, что причиной психических болезней является только одержимость демонами, мусульманские врачи активно развивали клиническую психиатрию, психологию и клинические наблюдения за психически больными пациентами.

Мусульманские ученые добились значительных успехов в области психиатрии и первыми начали использовать в психотерапии и лечении психически больных пациентов широкий круг средств в дополнение к профессиональной терапии.

Они использовали ванны, медикаменты, лечение музыкой и т.д.

В результате подобного внимания ученых и врачей к данным видам болезней, в исламском мире, начиная с VIII века, возникают первые психиатрические больницы и приюты для душевнобольных. Первые психиатрические больницы были построены в Багдаде в 705 году, в Фесе – в начале 8 века и в Каире – в 800 году. Другие известные психиатрические больницы были построены в Дамаске и Алеппо в 1270 году.

Источник: http://OneIslam.ru/?p=3485

Ислам и психология совместимы — Центр образования «Медина»

Диляра Ларина – семейный психолог, создатель паблика «Счастливая мусульманская семья» рассказала в интервью Центру «Медина» о принципах своей работы с точки зрения Ислама, а также дала несколько рекомендаций как избежать развода и сохранить тепло семейных отношений.

Читайте также:  Отвечать - психология

– Ты осознанно пошла учиться на психолога? Почему выбор пал на эту профессию?

Да, учиться на психолога я пошла осознанно. На мой выбор повлияли мои родители. С детства они прививали нам духовные и нравственные ценности. Мама интересовалась психологией и делилась со мной, так у меня возник интерес.

Учиться мне очень нравилось.

На своем факультете я была единственной девушкой в платке, преподаватели и одногруппники прониклись ко мне доверием и были очень доброжелательны, возможно поэтому обучение было интересным и легко давалось мне.

– Есть мнение, что ислам и психология – несовместимые понятия. Как бы ты могла развеять этот стереотип?

Термин “психология” дословно переводиться как “наука о душе”. Цель психологии – помочь людям выбраться из сложных ситуаций и, в целом, научиться быть мудрее и жить в гармонии с самим собой и окружающем миром.

Многие психологические постулаты вытекают из духовных учений. Ничего страшного в том, что человек обратиться к психологу нет, потому что психолог помогает посмотреть на ситуацию с разных точек зрения.

И тем самым, возможно, будет найден позитивный выход из положения.

– Ты часто в своих консультациях опираешься на религиозные источники?

Так как работаю с мусульманками, то на Коран и Сунну Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, опираюсь практически в каждой консультации. Потому что, разъясняя проблему в контексте Ислама, легче донести до людей их слабые стороны. Как и хадисами и сурами из Корана легче поддержать человека в сложной ситуации, это дарит им надежду на скорейшее благополучное решение сложностей.

– А какая область психологии тебе ближе и почему?

Мне по душе семейная психология, потому что семья – это основа нашего общества, а мы представляем собой мусульманское общество и должны являться примером для всех. Я считаю, что мусульманская женщина в первую очередь должна навести порядок в себе и в своей семье. Ведь, счастливая женщина – это счастливые дети и, конечно же, счастливый муж. Мы все отражение друг друга.

– Сейчас очень много разводов и мусульманская среда – не исключение. На твой взгляд, почему так происходит?

К сожалению это так. Причин разводов очень много. Нет любви -основная причина всех разводов. Ислам – это религия любви. Люди об этом забывают. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует всегда призывал к любви и взаимопониманию. “Прежде чем осудить человека, найдите ему 70 оправданий”.

Гордыня разрушает семьи. Жены не хотят уступать мужьям, а мужья в свою очередь, не проявляют мягкости по отношению к своим женам. Еще совсем не давно, каких- то 50 лет тому назад, можно было судить о будущих супругах, обратив внимание на их семью, проанализировав их род.

Сейчас этот закон зачастую не работает. Все кардинально изменилось. Мы живем в век информации, где интеллектуальные возможности позволяют достичь  огромных высот, но в то же время сталкивают в пропасть, делая нас безвольными рабами интернета, заставляя проводить время впустую.

Очень важно всегда делать служение (итагать) мужу, родителям, семье, соседям. Это сближает людей и приближает Аллаху. Также, важно не забывать про себя.

Анализируя консультации могу сказать, что жены, в силу того, что рождаются дети и они требуют много времени, теряют связующую с мужем нить. Эта нить – общие интересы. У пары всегда должны быть общие интересы. Поэтому, нужно находить время на интеллектуальное развитие, чтобы можно было и выслушать мужа,  и поделиться с ним своими знаниями.

Интересуйтесь как протекает жизнь мужа вне семьи, и не пожалейте пяти минут, чтобы расспросить как прошел его день, предварительно накормив вкусным ужином и дав отдохнуть. Жене важно быть разной и не бояться меняться внешне и внутренне. Семья – это труд, каждодневный кропотливый труд.

– Существует такая фраза –  «психологическая несовместимость». Стоит ли будущим супругам обратить на это внимание перед вступлением в брак?

Перед вступлением в брак важна искренность. В Исламе пары не успевают хорошо друг друга узнать и, к сожалению, они не всегда бывают искренними. Так скажем, одевают маску, тем самым хотят показать себя с лучшей стороны. Это естественно, мы всегда хотим произвести хорошее впечатление на людей, но в дальнейшем пары сталкиваются с истинным лицом партнера, и поэтому возникает конфликт.

Важно при знакомстве узнать не только достоинства человека, но и недостатки, и принять решение – готовы ли вы с этими недостатками жить в семейных отношениях.

Также, пары разводятся из-за семейных кризисов. Кризис – это не повод для развода, это толчок к развитию. Просто отношения зашли в тупик и важно найти вместе из этого тупика выход, продолжить жить в согласии. Когда душа требует развития у нее случается кризис, найдя выход из кризиса она развивается. Каждый случай индивидуален, поэтому о причинах развода можно говорить бесконечно.

– Расскажи немного о своей группе “Счастливая мусульманская семья”. С какой целью она создана?

Эту группу я создала, когда была в декрете с первым ребенком. Любой женщине важно заниматься творчеством. И свой творческий потенциал я решила реализовать в такой форме.

С пользой для себя и для людей, которые интересуются психологией. Благодаря этой группе, много девушек обращались ко мне, как к психологу, и прошли психологические консультации.

Они смогли решить свои проблемы и находили выход из сложных жизненных ситуаций. Альхамдулиллах.

– Ты можешь вспомнить самый яркий и запоминающийся случай из своей практики?

Каждый случай – это опыт не только для клиентов, но и для меня. И эти случаи я очень хорошо помню, но этика психолога не позволяет распространяться о историях клиентов без их согласия.

Каждая жизненная история – это чья-то боль и отчаяние, поэтому пусть в наших семьях царит гармония и спокойствие, а проблемы проходят как летние тучки на небе и после них появляется теплое солнце счастья и любви. Аминь.

Источник: http://medina-center.ru/islam-psihologiya-sovmestimy/

Нужен ли мусульманам психолог?

Что нужно человеку для того, чтобы решить свои проблемы? Достаточно ли ему быть верующим, поклоняться, чтобы решить некоторые бытовые вопросы? Сегодня в России всё чаще стали обращаться к психологам, как к детским, так и семейным, очень популярны ведические курсы по развитию женственности. С развитием халяль индустрии, появились и мусульманские курсы, мусульманские психологи. Что они дают и нужно ли обращаться мусульманам к психологу?

Часто можно слышать вопрос: «Зачем мне идти к психологу? Я же не псих!» Чтобы ответить на этот вопрос, разберемся с основными терминами.

Термин «психология» состоит из древнегреческих слов, означающих «душа» и «знание». Поэтому можно сказать, что психология – это знание о душе.

Слово «психотерапия» восходит к тому же древнегреческому языку, в переводе означая «душа» и «лечение». Другими словами психотерапия – это оздоровление души.

Понятие «психиатрия» произошла от древнегреческих слов «душа» и «врач», «врачебный». По сути, психиатр – это врачеватель души.

Тем не менее, эти переводы не дают полной ясности картины, чем же занимается каждый отдельно взятый специалист.

Все они изучают, особенности человеческой психики, как она влияет на нашу жизнь, чем и как можно помочь человеку, столкнувшемуся с теми или иными проблемными ситуациями, как это связано с нашим характером, сознанием и подсознанием.

Люди этой профессии призваны помочь другим людям преодолеть трудности, вызванные или вызвавшие психологические расстройства, душевные переживания.

  1. Психолог

    Психолог – это специалист, который занимается исследованиями психики человека или оказанием психологической помощи психически здоровым людям. Так уж повелось в России, что у нас есть специалисты в отдельной области – либо теоретики-исследователи, либо психологи-практики.

    Конечно, у нас каждый сам себе психолог или есть друзья на этот случай. Всё же стоит разграничивать профессионального психолога от так называемого «психолога по-жизни».

    Дело в том, что специалист в своей работе опирается не только на свой жизненный опыт, бытовые знания и интуицию.

    Психолог обладает научными знания, профессиональными умениями и навыками, которым обучается в университете и повышает квалификацию, получая дополнительное образование.

    Нужно понимать, что психолог – это вовсе не врач. Психолог не имеет права прописывать лекарства, ставить медицинские диагнозы и в соответствии с этим назначать медикаментозное лечение.

    Психолог помогает человеку найти выход из сложившейся сложной ситуации, разобраться в отношениях с другими людьми и даже отношением к самому себе, помогает поставить цели и задачи и найти силы (ресурсы) для дальнейшей их реализации.

    Психолог не советует, хотя может порой рекомендовать клиенту что-нибудь.

  2. Психиатр

    Психиатр – это специалист с высшим медицинским образованием, который оказывает помощь человеку в диагностике и лечении психических заболеваний. Психиатр, в отличие от психолога, является медиком. Он ставит диагнозы и уже имеет право прописывать медикаментозное лечение.

    Другими словами, психиатр оказывает психиатрическую помощь людям с теми или иными психическими расстройствами (обратимыми и необратимыми, ярко выраженными и слабовыраженными).

    Это уже не просто вывод человека из депрессии, а действительно работа с нарушением сознания человека, неадекватно реагирующие или ведущие себя в жизни, в обиходе часто называемыми «психами». Только это уже действительно серьёзная проблема, требующая квалифицированной помощи.

    Источник фотографии:chk-samara.ru

  3. Психотерапевт

    Когда говорят: «К психологу уже поздно, а к психиатру ещё рано», — то подразумевается, что нужно идти к психотерапевту. Этот специалист занимает особое положение.

    По сути, в России психотерапевтами называют медицинских работников с психологическим образованием.

    Психотерапевт оказывает помощь клиенту в решении его психологических проблем двумя путями: применяя лекарственные средства или психологические методы работы.

    Психотерапевтов теперь называют ещё клиническими психологами. К таким специалистам обращаются в особых случаях, когда человек находится в длительной депрессии и не может выйти из неё, страдают тем или иным видом пагубной зависимости и других случаях, когда помощи обычного психолога уже не всегда достаточно.

Таким образом можно понять простую истину: чтобы обратиться к психологу, не нужно быть психом. Психолог-консультант – это тот, кто помогает клиенту решить личные вопросы.

К нему обращаются с вопросами, как решить проблему, где найти ответ.

И тут возникает проблема для некоторых мусульман, которые не считают психологию за науку и видят в ней противоречии вере, ведь человек обращается не к Богу, а к другому человеку.

Идти или не идти? Вот в чём вопрос

Обращение к Аллаху с молитвами – является не просто Милостью Всевышнего, возможностью решить тот или иной вопрос или попросить чего-то для верующего, это ещё и душевное успокоение.

Когда человек учится доверять божественному провидению, принимать судьбу, благодарить и просить прощения – всё это само по себе является психотерапевтическим эффектом для каждого человека.

Молитва облегчает груз на сердце, проясняет ум, успокаивает.

Казалось, зачем человеку другой человек, когда есть Всевышний Аллах Субхана ва Тагаля, который итак помогает ему? Отвечая на этот вопрос, хотелось привести одну известную притчу про тонущего человека.

«Однажды корабль одного торговца потонул, а сам человек стал качаться по морским волнам на обломках потонувшего судна. Торговец был верующим и отнюдь не растерялся. Он стал молиться Господу о спасении. Не прошло много времени, как мимо него проплыла лодка одного рыбака. Рыбак предложил ему помощь, а торговец отказался, сказав: «Нет, спасибо! Мне твоя помощь не нужна, меня Бог спасёт».

Так рыбак уплыл, а торговец продолжил молиться. Проходит время, мимо проплывает ещё небольшое судно. Моряки увидели человека за бортом и решили помочь, но торговец снова отказался, сказав, что его спасёт Всевышний. Время шло, а торговец не переставал молиться. Обломки, которые служили ему плотом стали уже разваливаться, торговец начал тонуть.

И вдруг он видит, как на горизонте появился большой корабль, который быстро приближался к тонущему человеку. Капитан корабля не замедлил помочь торговцу и кинул ему спасательный круг, но тот снова отказался от помощи, сказав: «Спасибо, мне ваша помощь не нужна. Меня Бог спасёт». Корабль тоже уплыл, а торговец утонул.

Читайте также:  Оргазм - психология

Представ перед Всевышним, он спросил Бога, почему Тот его не спас, ведь он так молил, так просил Господа о спасении. На что Бог ему ответил: «Я ответил на первую твою молитву и прислал тебе лодку, но ты отказался от помощи рыбака. Потом я прислал тебе другое судно, но ты снова пренебрёг предложением помощи.

Когда же я в ответ на твои мольбы направил к тебе большой корабль, ты снова не захотел принять помощь капитана. Я тебя пытался спасти тебя три раза, а ты трижды не хотел принять мою помощь. Так чем же ты теперь недоволен?»

Эта притча учит нас в первую очередь уметь принимать помощь со стороны. Ведь Всевышний Аллах помогает нам через других людей. Порой слова утешения друга в трудный час или неожиданная похвала незнакомого человека, когда уже опустились руки, — тоже являются Его знамением. Когда мусульманин просит о помощи Всевышнего, Аллах направляет ему эту помощь.

Это не значит, что случится расчудесное чудо, это будет обычное явление, не выходящего вон яз ряда обыденных событий, но это будет знаменательным моментов в жизни человека. Например, прося помощи у Всевышнего разобраться в отношениях с мужем или женой, наладить общение с детьми-подростками, всё не произойдёт само собой.

Нужно будет прикладывать усилия, Всевышний будет открывать новые дороги, на нашем пути встретятся новые люди, которые помогут решить вопрос, в том числе это может быть и психолог. Никого не удивляет, если мусульманин попросит новую работу, и другой человек предложит ему должность в своей организации.

Так почему же прося помощи, связанное с внутренними переживаниями, кажется странным, то разобраться в себе нам поможет кто-то извне? И это будет профессиональная помощь.

Источник фотографии: anima.dp.ua

На Бога надейся, но сам не плошай

Известная русская пословица, конечно же знакома всем и все знают её суть. Только вот знания порой ограничиваются только пониманием, а не осознанием и применением.

Впрочем, в исламе есть не менее известный хадис по этому поводу: «Сначала привяжи верблюда, а потом полагайся на Аллаха», — говорит Посланник Аллаха (мир ему и благословение).

И суть в этом высказывании абсолютно идентична русской народной мудрости.

Обращение к психологу как раз является ни чем иным, как созданием причин для того, чтобы наше желание воплотилось в жизнь. Если человек не прикладывает усилий, не пытается решить вопрос, ожидая чуда, конечно, результат какой-нибудь да будет. Психологическая помощь подобна устройству на новую работу с целью карьерного роста.

Подобно тому, как человек упорно трудится на работе, повышает свою квалификацию, чтобы добиться успехов в карьере и улучшить своё финансовое положение, так происходит и в работе с собственным характером, чувствами, переживаниями, отношением к себе и окружающим.

Только работа над собой помогает добиться положительных результатов. Не каждый может это сделать самостоятельно. Если работнику недостаточно самообразования, ему необходимо получить знания у специалистов в учебных заведениях.

Вот и человеку, решившему обратиться к психологу, недостаточно своего опыта и знаний, нужен наставник, который более квалифицированно поможет разобраться с данной ситуации.

Кому-то достаточно сделать первые шаги с чьей-то помощь и дальше он пойдет сам, а кому-то нужно постоянно обращаться к помощи, решая многие старые проблемы, последствия которых оказывают влияние на жизнь сегодня. Поэтому когда мусульманин обращается к помощи к профессионалу, он не делает ничего предосудительного, тем самым создавая причины и полагаясь на Аллаха.

Мусульманский психолог: миф или реальность?

Мусульманский телефон доверия. Источник фотографии: islam.ru

Начиная искать специалиста, можно найти множество предложений на разных сайтах и в социальных сетях. И проблема в этом случае не просто выбрать женщине специалиста женского пола или более опытного, нужно искать профессионала, чья компетентность не вызывает нареканий.

Самые актуальные вопросы, по которым обращаются, это «Как выйти замуж?» и «Как сохранить семью?» Вся индустрия буквально направлена на работу с женщинами. И помимо специалистов появляются множество псевдопсихологов, которые порой не имеют специального профильного образования.

Проводятся тренинги, самые популярные из которых по раскрытию женственности. Это и не удивительно в современном мире равноправия полов, когда женщина действительно теряет свою женственность. Разнообразные курсы не столько должны обучать, какой нужно быть, сколько помочь понять себя и окружающих.

Это можно сделать лишь в личной работе с психологом или на курсах, не обещающих воплощение давних желаний, а раскрывающие тонкости построения семейных отношений, грамотного выхода из конфликтных ситуаций.

Например, в Казани можно проходить обучение и слушать лекции, присутствовать на круглых столах, проводимых в Казанском Федеральном Университете по теме семейной и детской психологии в рамках исламской этики.

Другая крайность, когда курсы и консультации проводят мусульмане, основываясь на Коране и Сунне, отвергая научные знания и подходы. Знаниями нужно не только обладать, но и правильно их преподносить, особенно человеку, у которого есть душевные раны.

В этом отношении, деликатность подачи любой информации – очень важная составляющая психологической консультации и правильно помочь может лишь квалифицированный специалист.

Как сказал в своё время Марк Твен: «Правду следует подавать так, как подают пальто, а не швырять в лицо, как мокрое полотенце».

Нужно помнить, что хороший специалист никогда не гарантирует результат («После моих консультаций, Вы выйдете замуж уже в течение полугода!» и не дает советов («Вам нужно…», «Сделайте вот так…» и т.д.) и решений («Если хочешь достичь этого, сделай то-то…»).

Хорошо, когда психолог-консультант является мусульманином и обладает не только профессиональными навыками и знаниями, но и сведущ в религиозных исламских вопросах. Он может проводить параллели с аятами Корана, находит сопоставление с хадисами, помогая человеку увидеть причину и решение своей проблемы.

Это помогает соотносить духовную и душевную составляющие внутреннего мира человека, пришедшего на консультацию. К счастью, такие специалисты есть в разных городах России, которые принимают не только очно, но и проводят консультации через Skype.

Более того, открываются исламские центры развития детей, читаются лекции для мусульманок, где ведущими преподавателями и психологами являются практикующие мусульмане с высшим образованием по специальности и опытом работы в этой сфере.

Психолог – лишь помощник в Вашей жизни. Не стоит впадать в крайности, отказываясь от помощи специалиста, когда это действительно нужно, ни увлекаться «походами» к психологу и на различные тренинги, копая там, где не болит.

Алина Хакимзянова

Источник: http://www.info-islam.ru/publ/stati/psikhologija/nuzhen_li_musulmanam_psikholog/71-1-0-44566

Ислам и психология. Качество успешных

Ислам и психология. Качество успешных

«А проявить терпение лучше для вас» (сура «ан-Ниса»)

Все хотят быть успешными, но не все приходят к успеху. Почему? От какой черты характера зависит достижение человеком своих целей, нахождение им ресурсов для преодоления испытаний?

Стэнфордский эксперимент

В 60-х годах XX века году профессор Стэнфорда Уолтер Мишел начал проводить серию важных психологических исследований с участием детей. Он и его команда проверили сотник детей, чтобы вывести одно качество, которое является самым важным  для здоровья, карьеры, отношений и жизни. В ходе эксперимента ребенка усаживали за стол, на котором стояло их любимое лакомство.

Детям предлагали выбор – они могут съесть его сейчас или же получить второе через пятнадцать минут, если они потерпят и не съедят его. После этого психолог покидал комнату, оставляя ребенка наедине со сладостью. Дети вели себя по-разному.

Кто-то съедал сразу, кто-то надкусывал, кто-то терпел только до половины назначенного времени, а некоторые действительно удержались 15 минут и в подарок получали вдвое больше.

После эксперимента исследователи не оставили участников без присмотра. Они наблюдали за их судьбой на протяжении десятков лет. И со временем выявились некоторые закономерности.

Дети, которые смогли немного потерпеть ради второй сладости:

  • получали более высокие балы на тестах при приеме в университеты,
  • среди них был ниже процент употребляющих наркотики;
  • меньше вероятность ожирения;
  • они лучше реагировали на стресс;
  • у них были лучше развиты социальные навыки;
  • более высокие баллы в самых разных областях.

Группа тех, кто в детстве при эксперименте удержался от «искушения», преуспевала во всех областях. А те, кто не смог устоять, терпели неудачи в браках, учебе и карьере. Так, серия экспериментов подтвердила, что способность откладывать удовольствие является критически важной для достижения успеха в жизни…

Исламский аналог

В исламе особое значение приписано терпению. В Коране оно упомянуто более ста раз и только в положительном контексте. И в некоторых аятах – как необходимое условие достижение успеха:

«А тем, которые проявляли терпение, Мы непременно воздадим наградой за лучшее из того, что они совершали» (сура «ан-Нахль», «Пчёлы», аят 96).

«Горе вам! Вознаграждение Аллаха будет лучше для тех, которые уверовали и поступали праведно. Но не обретёт этого никто, кроме терпеливых» (сура «аль Касас», «Рассказы», аят 80).

«Но не будет это даровано никому, кроме тех, кто проявляет терпение, и не будет это даровано никому, кроме тех, кто обладает великой долей» (сура «аль Фуссилят», «Разъяснены», аят 35).

«О те, которые уверовали! Обратитесь за помощью к терпению и молитве. Поистине, Аллах — с терпеливыми» (сура «аль Бакара», «Корова», аят 153).

«О те, которые уверовали! Будьте терпеливы, запасайтесь терпением, несите службу на заставах и бойтесь Аллаха, — быть может, вы преуспеете» (сура «аль Имран», «Семейство Имрана», аят 200).

«А проявить терпение лучше для вас» (сура «ан-Ниса», «Женщины», аят 25).

Терпение в арабском языке, переводящееся, как «сабр» значит «удержание». Тот же самоконтроль, который проверяли исследователи в приведенном выше эксперименте. С исламской точки зрения это важное качество для достижения мирского и вечного успеха.

Потому что терпение нужно почти во всем: чтобы противостоять искушениям, чтобы соблюдать границы Аллаха, чтобы отказывать себе в настоящем удовольствии ради будущего вознаграждения.

Шаг  за шагом, испытывая терпение, проявляя выдержку и мудрость, верующий в конце концов приходит к гораздо большему вознаграждению – райской обители. Это не значит, что жизнь верующего – сплошное испытание, в котором нет радости и отдохновения, но все-таки в главных вопросах жизни без него не обойтись.

Чтобы сохранить семью, иногда нужно терпение. Чтобы получить глубокие знания, нужно терпение и настойчивость. Чтобы сохранить свою веру и честь, нужно уметь отказываться от сомнительных удовольствий.

Даже если это не врожденное качество, его можно воспитать, начиная с маленьких шагов. Например, выполнять работу не отвлекаясь на интернет. Исполнять своевременно молитвы, отложив сон и удобства.

Сдержать гневное слово, чтобы избежать ссоры. Если вы подумаете о тех сферах жизни, которые вас не устраивают, вы наверняка обнаружите, что многие из них можно было бы улучшить, «прибавив» терпения.

Никогда не поздно начать воспитывать в себе это качество. Если осознать его необходимость в мирском и вечном успехе, это придаст сил и вдохновения. А первые успехи побудят на последующие.

Как сказал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «…А тому, кто станет проявлять терпение, Аллах внушит терпение, и никто ещё не получал лучшего и более щедрого дара, чем терпение» (Бухари, Муслим).

  В конце концов, терпеть неудобства на пути к победе, приятней, чем горечь неудач.

Ася Гагиева

Источник: https://islam-today.ru/blogi/asya_gagieva/islam-i-psihologia-kacestvo-uspesnyh/

Ссылка на основную публикацию