Йога — психология

Психология и/или йога | Качество жизни | Наша Психология

Йога - психология

Древняя индийская практика давно и прочно вошла в число модных увлечений, из-за чего нередко попадает в единый смысловой ряд с диетами, бассейнами, кошкотерапией и психологами. Отсюда дежурный вопрос: так что же «лучше помогает»? Складывается впечатление, что йогой не занимается только ленивый.

Все, все, все – от Дэвида Духовны и Кейт Мосс до президента Дмитрия Медведева и доброго десятка девчонок из соседнего двора – с упоением рассказывают о том, как они просветляются, оздоравливаются и обогащаются, посвящая редкие часы досуга мантрам и асанам.

А кто признается, что жить не может без любимого психотерапевта? Как говорится, почувствуйте разницу.

О моде и просветленных собачках

Вообще-то йога пришла к европейцам довольно поздно: одним из первых интерес к ней проявил Артур Шопенгауэр, который водрузил на письменный стол статуэтку Будды, назвал пуделя Атманом и решил изучать Упанишады.

Но если разбираться в том, как именно счастье несет в себе природу страдания, были готовы лишь ученые умы, то приобщиться к «сверхъестественной» оздоровительной системе пожелали многие. После того как Свами Вивекананда выступил в 1893 году на Всемирном парламенте религий в Чикаго, школы йоги стали множиться со скоростью света и не потеряли своей популярности по сей день.

Да что там не потеряли! Гонимая и непризнанная в СССР, на постсоветском пространстве йога трансформировалась в индустрию, в рамках которой всякий уважающий себя фитнес-клуб (и танцевальная школа тоже) почитает за правило включить в расписание соответствующий класс, а любое турагентство – йога-туры. Бывают и вовсе курьезные истории.

Так, например, пять лет назад техасский фотограф Дэн Боррис сделал первую работу для серии «Йога-собаки». Терьер, раскорячившийся в асане, имел у публики столь очевидный успех, что сегодня альбомы и календари с изображениями йога-котят и йога-щенков расходятся сумасшедшими тиражами.

Почему? Да потому, что многие искренне верят: с помощью эзотерической практики даже животное способно достичь самадхи (высшей степени развития души, к которой стремится каждый йог; дойти до нее означает, что нечто божественное слышит йога и мироздание показывает ему и его самого как частичку божества, сотворившего весь этот мир, и сам мир в его многообразии и красоте).

«Йога – путь духовного совершенства и единения духа и тела, – напоминает научный сотрудник кафедры общей психологии факультета психологии МГУ им. М. В.

Ломоносова Елена Федорович, – и с этой точки зрения собаки никак не могут заниматься йогой, да и “разум успокаивать” тоже.

Они просто проводят время со своими хозяевами, а умея адаптироваться к разным условиям совместного досуга, преуспевают и тут. В целом это коммерческий развод и благоглупость».

Точки соприкосновения

Искать их можно до бесконечности, до бесконечности же увязая в деталях. Но первое, что бросается в глаза, – и йога, и психология – области знаний, требующие глубокого детального изучения. Но, как это бывает с дисциплинами, точкой приложения которых является человек, трактовки, домыслы (в этом формате неизбежные) довольно скоро обрастают мифологией.

И если самое распространенное заблуждение, касающееся психотерапии, гласит, что «к психологу ходят психи», то миф о йоге звучит примерно так: если уж заниматься, то с целью достичь духовного роста.

Ну а поскольку в индуизме, буддизме и прочих родственных религиях наша жизнь на земле – промежуточный этап, то задача практикующих йогу – просветлиться настолько, чтобы получить возможность больше в земную ссылку не отправляться.

По мнению одного из самых авторитетных на сегодня учителей Беллура Кришнамачара Сундарараджи Айенгара, определение йоги как «пути слияния индивидуальной души с абсолютом» слишком трудно для понимания современного человека, а потому он предпочитает формулировку «пути единения тела с умом, а ума с душой». И конечной целью здесь будет не просветление, а душевная гармония. Как и в психотерапии.

«Не нужно делать различий, говоря, что вы занимаетесь правильной йогой, а кто-то другой неправильной, – пишет Айенгар в своей знаменитой работе “Древо йоги”. – Йога едина, как един мир и люди, в нем живущие.

Вы считаете себя русским или американцем только потому, что родились в России или в Америке, я индиец, потому что родился в Индии, но между нами как между человеческими существами нет различий.

Так и с йогой – одни выбирают путь для самореализации, другие для здоровья».

Подобно тому как в психологии не существует запрета на те или иные эмоции, йогины развенчивают миф, что практикующие непременно должны быть благостными и невозмутимыми.

«Согласно древней традиции, общество разделялось на четыре касты: брамины (священнослужители), кшатрии (воины), вайшьи (торговцы) и шудры (слуги). Эти касты существуют в нашем подсознании, воплощая четыре состояния ума, – читаем у Айенгара.

– Чтобы чему-то научиться, новичок должен работать в поте лица – это качество шудры. Когда человек немного набирается опыта, он нередко начинает обращать всех в свою веру, – это качество торговца.

Становясь еще более опытным, он вступает в конкуренцию (качество кшатрия), когда же он познает суть предмета, он извлекает из своих занятий духовное удовольствие (прерогатива брамина)».

Психологи рассматривают человека в его целостности. Гештальттерапевты – в единстве эмоций, мышления и поведения, находящихся во взаимодействии с окружающим миром. Телесно-ориентированные терапевты полагают, что глубинные психические травмы эффективнее лечить, воздействуя на телесные процессы.

С точки зрения йоги, умственных страданий в чистом виде не бывает: ум – это телесное в его наитончайшем проявлении, тело – это манифестация ума. Влечение, отвращение, страх – это психонейробиохимические переживания.

А потому йога – прежде всего практика, метод изучения самого себя, который совершенствует тело, успокаивает ум и приводит к покою души, а душевная гармония, по йогической традиции, и есть суть нашего существа.

Совместный проект

Может ли йога дополнить психологию? А психология – йогу? Или, если заниаешься йогой, психология уже и ни к чему?

Цели этих областей знаний во многом схожи: понять, почему человек поступает так, а не иначе, и сделать так, чтобы его психика развивалась гармонично и по возможности без заскоков. Но йога – это больше чем система оздоровления и больше чем наука.

Это способ обрести мировоззрение, и никак не меньше. Как раз та самая ступенька, которой не хватает психологии, чтобы столь же прочно завладеть умами своих адептов. Вот потому-то интерес психологов к йоге носит не только умозрительный характер.

По мнению гештальттерапевта и практика йоги Льва Черняева, корни популярности индийской практики в современном обществе лучше искать в ее индивидуалистичности: «В отличие от многих направлений психологии, например коучинга и бихевиористики, йога не ставит никаких задач и не имеет маркеров успеха. Йогой можно заниматься в свое удовольствие, достаточно коврика и самого себя. Физические упражнения, дыхание и медитация – все это очень личный проект, в котором нет и не может быть доминант. В одном из первых классических текстов “Йога-сутры” Патанджали говорится: “Йога есть удержание материи мысли от возмущения”. Это значит, что вы учитесь владеть своими эмоциями, не зацикливаетесь на негативных мыслях и переживаниях. Вы учитесь не думать о белой обезьяне… Как раз то, что нужно в нашей полной беспокойства и стрессов жизни».

Йога очень психологична. Леность, сомнения, апатия, ложное восприятие, неуспех в сосредоточении, скорбь – эти переживания в древних текстах называются «неправильными знаниями», тем, что мешает йогинам достигать своего. Зато «правильные знания» – это дружба, милосердие, спокойствие, радость.

«Йога закладывает другой способ мышления, позволяющий увидеть себя со стороны: в контакте с людьми, наедине с собой, в воодушевлении и в расстроенных чувствах, – продолжает Лев Черняев. – Она дает своего рода метапозицию по отношению к происходящему».

Несмотря на некоторую разницу в методологии и философии, йога и психология имеют одну и ту же точку приложения – человека. Точнее – его душу (или пусть будет психика – этимология слова все равно та же самая). По большому счету, совершенно неважно, какой путь выбрать для себя – лишь бы он вел к вершинам, а не на дно, и приносил счастье и покой, а не смятение и горе.

А раз оба пути имеют полное право на существование, вопрос лишь в том, какую из дисциплин и какой стиль занятий читатель считает более близкими для себя по духу: ашрам в Индии с восточным колоритом или кабинет психотерапевта с привычной западной сдержанностью. Основное замечание – нужно иметь четкое представление о том, чего же вы в итоге хотите добиться. И, кроме того, никто не отменял здравого смысла: фанатизм и чрезмерное рвение одинаково плохи, какой бы точка приложения у них ни была.

Римма Умярова,
смехотерапевт

СМЕХО-ХО-ТЕРАПИЯ

В 1995 году в Индии появилась йога смеха. Официально Россию с этим направлением познакомил в 2008 году Себастьян Джендри, который провел сертификационную программу в Москве. К большому сожалению, на сегодняшний день в нашей стране это направление не получило такого широкого распространения, как во всем мире.

Йога смеха – это одно из направлений современной смехотерапии. От йоги она достаточно далека, здесь вы не найдете асан и медитации.

В йогу смеха входят дыхательная гимнастика, телесные и игровые упражнения (например, ученики выполняют ряд движений, произнося при этом «хо-хо» и «ха-ха»). Это все служит задаче подготовки организма к естественному смеху.

Мы смеемся не над шутками и анекдотами без повода, потому что смех в группе заразителен.

Во время естественного смеха мозг работает в альфа-ритме. Примечательно, что это ритм вхождения в медитацию. В отличие от бета-ритма – ритма борьбы и бегства, создающих стресс, в котором живет современный городской житель.

Как известно, при смехе выделяются бета-эндорфины – «гормоны радости», улучшающие работу иммунной и сердечно-сосудистой систем, снижается уровень гормонов стресса, происходит релаксация. Включается естественная саморегуляция, наступает восстановление после напряжений и перегрузок.

Однако стоит помнить о том, что есть некоторые противопоказания к занятиям йогой смеха. Это опущение органов, состояния после операций, недавно перенесенный инфаркт, тяжелые заболевания глаз.

ШАВАСАНА. Достижения в этой асане приравниваются к достижениям в целом от практических занятий хатха-йогой. Цель шавасаны – отдых и полное расслабление.

ПОЛОЖЕНИЕ – ЛЕЖА НА СПИНЕ. Руки вытянуты вдоль тела, но тела не касаются. Ноги вытянуты и немного разведены в стороны. Глаза закрыты.

Расслабьте все мышцы тела, начиная с мышц рук, затем ног, ягодицы, поясницы, живота, спины, груди и мышцы плечевого пояса. Затем расслабьте мышцы шеи, лица и язык. И последними расслабьте глаза.

При выходе из шавасаны сделайте глубокий вдох и потянитесь, напрягая все мышцы в том же порядке.

ПАДМАСАНА, ИЛИ ПРЕСТОЛ ЛОТОСА. Одна из основных поз медитации в йоге. Является базовой основой для любых комплексов.

ПОЛОЖЕНИЕ – СИДЯ. Одна нога находится на вершине противоположного бедра, пятка близко к животу. Другая нога помещается на противоположном бедре симметрично.

КОЛЕНИ КАСАЮТСЯ ЗЕМЛИ. Туловище находится в равновесии, с прямым позвоночником. Туловище расположено по центру, над бедрами. Язык опирается на небо. Руки могут лежать на коленях с применением мудры. Руки расслаблены, слегка согнуты в локтях. Положение должно быть естественным и комфортным, без каких-либо резких болей.

духовный ростйогаличностный ростмотивацияпсихологические установки

Источник: https://www.psyh.ru/psihologiya-i-ili-joga/

Йога. Взгляд психолога. Чем полезна йога современному человеку

Йога. Взгляд психолога. Чем полезна йога современному человекуkantrium.com | MySuomi.com | HELSINKI | TourMANN.com

Йога — это понятие имеющее отношение к сфере духа. Йога зародилась в Индии, где люди очень пристально изучали свой собственный мир..

Какое отношение йога имеет к психологии? Казалось бы, никакого, но на самом деле, в индийской философии и в том числе в таком понятии как йога, психологическому строению человека придается огромное значение. 

Чем йога может быть полезна в работе психолога и простому человеку?

Во-первых, тем, что она обучает нас управлять собой на разных уровнях — от телесного до духовного.

Читайте также:  Счастье рафаэля пулена - психология

Йога, например, блестяще обучает человека релаксации, помогает снимать мышечные зажимы, глубоко расслабляться, поскольку управление телом, и способность отключать в состоянии медитации телесные ощущения позволяет человеку включать более тонкие рецепторы сознания и лучше осваивать свой внутренний мир.

Во-вторых, осваивая йогу, мы с помощью расслабления включаем внутренние ресурсы организма. Йога делает психику более управляемой, а сознание более сильным, способным управлять. Именно в измененном состоянии сознания человек легко может внушить себе любую идею, вызвать из подсознания любой образ, позитивно влияющий на организм.

Это очень благотворно влияет на внутреннее и внешнее состояние организма в целом. Йога пробуждает внутренние глубинные силы организма , его необъятные тонкие силы и скрытые ресурсы. Она способствует омолаживанию, активизации психики, настройке человека на творческую работу.

Все это дает человеку возможность входить в так называемое состояние Поток или вдохновения. В этом состоянии человеку легче, не жели в обычном состоянии черпать силы для личностного развития, преодоления жизненных трудностей.

Я например, советую многим своим клиентам заниматься йогой, что помогает им снимать стрессы, восстанавливать потери жизненной энергии, что нередко происходит с жителями городов.

Безусловно, речь не идет о том, чтобы уйти в ашрам, оторваться от мира, стать неким адептом религиозного толка.

Человек, практикующий йогу для здоровья, восстановления жизненных сил, тренировки психики может быть вполне адекватным, современным человеком, но при этом он получает навык саморегуляции, управления собой, некий инструмент, позволяющей управлять собственной психикой, плохо управляемой в наше время.

Современная жизнь очень растормаживает в человеке низшие инстинкты, включает деструктивные программы и человек не может сам справиться с давлением цивилизации. Если он займется йогой, то энергетика существенно вырастет, силы организма и психики увеличатся, благодаря чему он сможет легко справляться с любыми негативными воздействиями.

Помимо релаксации, включается работа с собственным дыханием, человек, который правильно дышит, лучше себя чувствует, он менее подвержен давлению различных негативных психологических программ и влиянию психологических комплексов. Многие мышечные зажимы, которые держали на телесном уровне те или иные психологические блоки, они снимаются, а соответственно снимается и сама проблема.

Современный человек страдает снижением концентрации, дефицитом способности быть внимательным. Ему не хватает сил, чтобы сосредоточиться даже на самом важном деле, на том, что ему крайне необходимо, на том, что связано с его работой, выживанием, заботой о близких.

Внимание человека сегодняшнего дня рассеянное и поверхностное, современная жизнь тяжела, идет огромное давление, одновременно множество стимулов, факторов, сигналов воздействуют на его сознание. Человек отвлекается на виртуальную реальность, которой раньше не было, а сейчас появилась.

Эта виртуальная реальность требует много времени и вместе с преимуществами глобальная сеть принесла массу негативных моментов. Например, выяснилось, что человек длительное время проводящий за компьютером, постепенно становится невменяемым, неадекватным в современной жизни.

Его нервная системаистощается, что проявляется в беспричинных всплесках негативных эмоций, появлении внутренних необъяснимых тревожных переживаний. Йога помогает регулировать и восстанавливать утраченный психологический баланс.

Многие психологи, те, кто занимаются стрессом, саморегуляцией, позитивными состояниями используют потенциал данный йогой. Это различного рода ментальные программы, связанные с работой над образом.

В разных видах йоги существуют практики по концентрации на тех или иных символах, образах, предметах. Применяется также и запечатление их в сознании и мысленное вызывание, визуализация этих образов.

Таким образом происходит вхождение человека в измененное состояние сознания с последующим решением духовно-психологических проблем с помощью такой визуализации. Современный человек может использовать эти образы, не становясь адептом какого- то восточного учения.

Он может также с помощью визуализации программировать себя на те или иные действия и достижения, решить сложную проблему, вводить себя в позитивные состояния.

Подобная практика дисциплинирует психику и делает позитивные состояния более крепкими и устойчивыми. Использование потенциала йогических учений делает человека на порядок сильнее во всех смыслах.

Источник: http://www.Kluchnikov.ru/stati-avtorskie/duhovnye-praktiki-i-duhovnye-mastera/914-joga-vzglyad-psixologa-chem-polezna-joga-sovremennomu-cheloveku.html

Йога и психология: как теория становится практикой

Йога и психология: как теория становится практикой

Читая древние йогические тексты, такие как Йога-сутры Патанджали, иногда сложно представить, как перевести язык философской мудрости в термины современной жизни. Однако, йога – это прежде всего практика, и теория в ней на самом деле имеет прямое практическое применение. Например, давайте посмотрим, как понимание структуры сознания может помочь принимать более осознанные решения.

Согласно Патанджали, наше сознание состоит из трех основных частей: манас (ум), ахамкара (маленькое «я») и буддхи (разум). Мы можем представить себе круг, разделенный на фрагменты, каждый из которых взаимодействует с внешним миром, чтобы обеспечить выживание организма.

Манас, или ум – это компьютер перерабатывающий информацию, полученную от окружающей среды. С точки зрения эволюции, этот полезный инструмент служит нашему инстинкту самосохранения и помогает выжить в мире, полном ловушек и опасностей.

Если вы обожглись, пытаясь вытащить пирог из духовки, в следующий раз в подобной ситуации именно ум первым забьет тревогу и заставит вас остановиться, чтобы взять прихватку. По той же логике, вы пробуете несколько видов мороженого и понимаете, что шоколадное вам больше подуше.

При похожем выборе ум направит вас именно к нему, потому что этот сорт приносит наибольшее удовольствие. Таким образом, мы принимаем то, что гарантирует удовольствие, и отвергаем всё причиняющее боль.

Манас защищает ахамкару, маленькое «я», с которым мы себя идентифицируем. Это наша личность, сотканная из воспоминаний, опыта и впечатлений, наших предпочтений и склонностей. Это «я» как ярлычок, с готовностью приклеивающийся к вещам. Так мы метим территорию, выносим свое существование вовне.

Появляется «моя машина», «мой дом», «моя жена», «моя работа». Это разделение на «своих» и «чужих» также влияет на наши решения. Мы принимаем все, что находится в согласии с нашим представлением о себе и приумножает наши владения.

Все, что ставит под сомнения истинность привычных категорий, с готовностью отвергается во имя сохранения целостности образа «я».

Как мы видим, наша склонность принимать и отвергать – результат слаженной работы ума и Эго.

На основе прошлого опыта Эго выбирает защитную тактику, решая, кто вы и чем ограничены ваши возможности и склонности, а ум, подобно верному оруженосцу, адаптирует это общее видение к данной ситуации, чтобы жизнь стала удобнее. «Удобнее» по его представлениям. Таким образом, мы попадаем в ловушку шаблонов поведения.

Очевидно, что хождение одними и теми же дорожками ограничивает наше видение жизненных ситуаций. Выйти за привычные рамки «я» и ума, нам поможет третий элемент, на который указывает Патанджали – буддхи. Это разум, он обеспечивает тонкое понимание причинно-следственных связей.

Развитый буддхи отделяет проекции «я» и субъективные конструкции от объективных фактов ситуации, проникая сквозь поверхностные слои. Его голос подскажет, что похожие на первый взгляд ситуации могут быть вызваны разными причинами и соответственно иметь различные последствия.

В процессе практики асаны и медитации, мы повышаем чувствительность буддхи и начинаем видеть неожиданные пути решения наболевших проблем.

Источник: https://yogajournal.ru/blogs/ekaterina-sytnik/yoga-i-psikhologiya-kak-teoriya-stanovitsya-praktikoy/

II. Психология йоги

II. Психология йоги

В системе санкхья-йоги душа считается свободным духом, объединенным с физическим телом и более тесно связанным с тонким телом, состоящим из чувств, ума-манаса, эмпирического я и интеллекта.

По своей природе Я представляет собой чистое сознание, не ограниченное телом и не зависящее от колебаний ума-читты. Я по незнанию смешивает себя с читтой. Читта является первым продуктом пракрити, в котором элемент сатгва, то есть сила проявления, естественно преобладает над силами раджас и тамас.

Ум-читта но своей сущности лишен сознания, но, находясь вблизи Я, он с присущей ему силой проявления отражает сознание Я в такой степени, что начинает казаться обладающим сознанием и разумным. Читта отличается от манаса, представляющего собой внутреннее чувство. Когда ум-читта связан с каким-либо объектом через ум-манас, он принимает форму этого объекта.

Я познает объекты через модификации ума-читты, которые соответствуют формам познаваемых объектов.

Хотя Я в действительности не претерпевает никаких изменений, или модификаций, однако ввиду своего отражения в меняющихся состояниях и процессах ума-читты оно должно быть, невидимому, субъектом изменений и проходить через различные состояния ума-читты, подобно тому как луна кажется движущейся, когда мы видим ее отраженной в движущихся волнах.

Имеется много различных модификаций ума-читты, то есть состояний ума. Их можно разбить на пять групп: истинное познание, ложное познание, знание слов, сон и память. Истинное познание подразделяется на восприятие, логический вывод и устное свидетельство. В системе йоги они объясняются почти так же, как и в системе санкхьи.

Неправильное познание — это познание того, чего нет в действительности. В него входит также сомнение, или неопределенное знание. Знание слов — это знание их смысла, порождаемое одним звучанием слов, без каких бы то ни было реальных фактов, соответствующих их сочетанию.

Когда вы слышите слова голова Раху1, вы имеете понятие о различии между Раху и его головой, хотя на самом деле между ними нет различия, поскольку Раху является только головой.

Равным образом фраза сознание души вызывает представление о двух связанных различных сущностях (душа и сознание), в действительности тождественных.

Сон — это своеобразная модификация ума. Он возникает благодаря преобладанию в уме-читте тамаса, а также следующему за этим прекращению бодрствующего состояния сознания и возникновению сновидений. Сон может быть глубоким, без сновидений. Некоторые философы полагают, что при здоровом сне деятельность ума, или сознание, совершенно прекращается. Но это неверно.

После пробуждения от здорового сна мы говорим: Я спал хорошо, Я ничего не помню и т. п. Такое воспоминание о том, что происходило во время сна, предполагает непосредственное переживание состояния сна. Следовательно, сон предполагает наличие некоторого духовного состояния, процесса, в котором ощущается отсутствие познания.

Память представляет собой воспроизведение минувших переживаний без каких-либо изменений или добавлении. Эги пять видов модификаций охватывают все возможные умственные состояния, или процессы (читта-вритти}. Поэтому пет необходимости в каких-либо других видах познавательных функций ума (читта-вритти).

Когда читта переходит в то или иное духовное состояние, Я отражается в нем и склоняется к тому, чтобы считать его своим состоянием. Отсюда создается впечатление, что Я само переходит от одного состояния ума-читты к другому и переживает различные стадии жизни. Я кажется, что оно рождается и растет, со временем стареет и умирает.

Все это приводит к убеждению, будто Я спит и пробуждается, воображает и вспоминает, делает промахи и исправляет ошибки и т. д. Однако в действительности Я (пуруша) выше всех явлений, имеющих отношение к телу и уму, выше всех физических и психологических состояний — таких, как сон и бодрствование, рождение и смерть и т. д.

Именно ум-читта, а не Я находится в состоянии сна и бодрствования, познает и сомневается, думает и вспоминает. Я кажется субъектом этих функций, потому что в читте, как в зеркале, отражается все то, что происходит перед Я.

По-видимому, Я должно быть также субъектом пяти источников несчастий:

1) ошибочное понимание невечного как вечного; не-Я как Я; неприятного как приятного, нечистого как чистого;

2) ложное понимание или восприятие Я как тождественного с интеллектом;

3) желание наслаждений и средств их достижения;

4) отвращение к боли и ее причинам;

5) инстинктивная боязнь смерти у всех живых существ.

До тех пор пока в читте происходят изменения, или модификации, Я отражается в нем и при отсутствии умения отличить себя от всего остального мира отождествляет себя с ним.

В результате Я чувствует удовольствие или страдание от объектов мира и соответслвенно любит их или ненавидит. Для Я это означает зависимость.

Следовательно, если мы хотим добиться освобождения, io мы так или иначе должны сдерживать активность тела, чувств и ума-манаса и, наконец, прекратить все модификации ума-читты.

Когда волны эмпирического сознания (карья-читты) утихают и оставляют читту в состоянии совершенного спокойствия, Я осознает себя как нечто отличное от комплекса ум-тело, как свободное, бессмертное, самосветящееся сознание. Целью йоги и является достижение этого состояния посредством прекращения функции ума-читты.

Источник: http://fil.bobrodobro.ru/9504

Йога – это работа с психикой через тело — Азбука Йоги

Йога – это работа с психикой через тело - Азбука Йоги

Йога – состояние психики при полной временной волевой остановке ментальных процессов. В широком смысле, йога – это система практик, направленных на вхождение в состояние полной временной волевой остановки ментальных процессов.

Читайте также:  Плач и закрывание век - психология

«Атха-йога-анушасанам» – буквально означает «сейчас начинается йога, внутренняя дисциплина.»

Зачем нужно полностью останавливать ментальные процессы?

Ментальные процессы психики – причина всех неудобств в жизни. Психика является призмой нашего восприятия мира. То, как мы воспринимаем окружающий нас мир, определяет качество нашего существования в мире.

Согласно йоговской теории, психика состоит из компонентов:

  1. накопительный аппарат,
  2. аналитический аппарат и
  3. оценочный аппарат.

Естественным образом, через органы чувств в психику поступает всякого рода информация об окружающем мире, об объектах окружающего мира. Эта информация о материальных объектах собирается в «пакеты» по признакам, характеристикам и свойствам.

Далее, пакеты сырой информации обрабатываются аналитическим аппаратом и оформляются в образы объектов материального мира. Эти образы наблюдаемых объектов при первом контакте с объектом сохраняются в памяти в виде «сжатых» впечатлений.

Впечатления являются сформированным видением объекта, к которому прикрепляется ярлык оценки «нравится» / «не нравится».

Оценочный аппарат психики работает по принципу «нравится / не нравится», давая оценку вообще всему, что попадает в восприятие.

В дальнейшем, при повторном контакте с объектом, впечатление подымается из памяти и пересобирается в готовый образ объекта в поле внимания, в сознании.

К слову, это самый сильный ментальный процесс психики. То, как мы формируем наше представление об объекте наблюдения, не соответствует объективной реальности в силу обусловленности культурой, воспитанием, мышлением и других наших представлений о внешнем мире.

Наше субъективное восприятие влияет на оценку наблюдаемого.

Сформированный образ наблюдаемого нами предмета (объекта) или явления далее подвергается оценке оценочным аппаратом. Принцип оценки прост: нравится или не нравится.

Результатом оценки образа объекта становится реакция влечения или отвращения к объекту наблюдения. Эти реакции формируют привычки и становятся автоматическими.

В дальнейшем, мы будем просто вспоминать, как мы относимся к тому или иному предмету, явлению, идее, вкусу, цвету или запаху, форме, стилю музыки или живописи, человеку в конце концов.

Всё, что мы видим является образами объектов,а не самими объектами.

Наше влечение или отвращение являются причиной неудовлетворения в жизни.

Можно предположить, что влечение как стремление к состоянию счастья и гармонии является положительной идеей. Действительно, контакт с тем, что создаёт в нас ощущение счастья, избавляет нас от мучений и привносит в жизнь радость, гармонию.

Однако, отсутствие объекта влечения, создающего в нас ощущения счастья, вызывает несчастье, неудовлетворение.

Не существует вечных источников счастья, а значит рано или поздно мы обречены на страдание. Таким образом, влечение или отвращение как реакции или привычки сознания неминуемо приводят своих хозяев к состоянию несчастья.

Реакции и привычки являются результатом работы ментальных процессов.

Следовательно, полная временная остановка ментальных процессов усилием воли приводит к устранению ощущений неудовлетворённости в жизни.

Согласно теории йоги, такая тренировка сознания постепенно ослабляет автоматизм возникновения реакций на внешний мир, что привносит в жизнь элемент новизны, а значит и новые приятные ощущения исследования мира заново.

Также, постоянная практика йоги трансформирует оценочный аппарат, избавляя нас делить мир на «нравится» и «не нравится», давая возможность воспринимать всё вокруг как есть.

В ходе послабления оценочного процесса нас покидает неудовлетворённость миром, отдавая пространство нашего неспокойного ума ощущению удовлетворённости и счастья. В итоге, при постоянной практике йоги наша психика претерпевает фундаментальные изменения и делает нас счастливыми.

Как классифицируются ментальные процессы психики?

Согласно теории йоги, ментальные процессы делятся на:

  1. процесс объективного познания,
  2. внимание-память,
  3. ментальные построения,
  4. ошибка,
  5. глубокий сон.

Процесс объективного познания уже был описан: информация об объекте наблюдения (а это всё, что мы видим, слышим, обоняем, ощущаем и пробуем на вкус) передаётся посредством органов чувств в накопительный аппарат психики, где вся сырая информация собирается в «пакет» и подаётся на анализ в аналитический аппарат. В аналитическом аппарате эти пакеты информации формируются в образы согласно наших представлений о мире (читай «архетипы»). Образ объекта (то, как мы представляем объект) подаётся на оценку в оценочный аппарат, где решается, как следует относится к объекту (а точнее, к его образу, созданному нашим же умом с учётом наших представлений о мире вообще). Если оценочный аппарат решает «нравится», мы в дальнейшем будем испытывать влечение к объекту. Если же аппарат оценки решает «не нравится», мы будем испытывать отвращение при каждом контакте с объектом.

Возможно переосмысление нашего отношения к объекту.

На чистоту нашего восприятия влияют чужое мнение и наша способность анализировать дедуктивно.

Ментальный процесс «Внимание-память» также был описан ранее. Образ объекта, создаваемый психикой, сохраняется после закрепления реакции «нравится» / «не нравится» в памяти в виде впечатления.

Впечатление будет передаваться в сознательное внимание при каждом последующем контакте с объектом или при активизации ощущений, связанных с объектом.

С впечатлением будет подыматься в поле внимания ярлык «нравится» / «не нравится».

Ментальные построения – это наше абстрактное мышление. Ментальные построения – это образы, которые мы ассоциируем с чем-то, чего нет в материальном мире. В нашей жизни множество привычных для нас понятий не имеют опоры в материальном мире. Задумайтесь, что такое «информация» или «любовь», или «Бог», или «энергия».

В вашем уме будут возникать клише вроде «Информация – это вид энергии» или «Бог есть любовь», или «Любовь – это энергия», либо же «Бог – это информационное поле Вселенной» и так далее.

Видите, как одна абстракция определяет другую? В итоге нематериальные явления остаются для каждого из нас исключительно субъективным образом, сформированным нашими суждениями и представлениями и влияющим на наши суждения и представления.

Ошибка – ещё один ментальный процесс, в ходе которого мы принимаем нереальное за реальное, преходящее за вечное, ложное за истинное.

Глубокий сон – это ментальный процесс, вымещающий другие ментальные процессы на время погружения в состояние глубокого сна. Процесс глубокого сна не является, как остальные процессы, подлежащим остановке. Состояние глубокого сна – это состояние ощущения несуществования.

Не следует путать это состояние ощущения несуществования с состоянием отутствия ментальных процессов. Сам процесс глубокого сна является ментальным процессом, а значит состояние ощущения несуществования, присущее глубокому сну, не может характеризовать отсутствие ментальный процессов, к которому стремится каждый йог в свое практике.

Нужно отметить, что ментальные процессы, перечисленные выше, «окрашены» различными характеристиками:

  1. невежество,
  2. самость,
  3. страсть,
  4. отвращение,
  5. привязанность к существованию.

Эти характеристики придают окрас всем ментальным процессам, влияя на наше видение всего мироздания.

Невежество или степень оного определяют чистоту анализа и оценки окружающего мира. Чем невежественней ум, тем грубее он будет воспринимать весь мир. Такой ум не станет обращать внимание на тонкости, будет не в состоянии осмыслить сложные явления, не сможет отделить важное от неважного либо полезное от бесполезного и так далее.

Самость – это осознавание своего «Я», центрированность на себе. В более тонком смысле, самость – это разделения бытия на «Я» и «весь остальной мир».

Страсть – это переживание ярких ощущений влечения. Это может быть страсть к еде или к человеку. Это может быть эмоциональное возбуждение, испытываемое при прослушивании музыки или при соприкосновении с приятным предметом. Так или иначе, это ощущения влечения.

Отвращение прямо противоположно влечению. Влечение и отвращение – две реакции нашего оценочного аппарата психики на любой объект восприятия.

Привязанность к существованию – отдельный аспект влечения, целью которого является самоосознавание существования себя как отдельной сущности.

Чем более мы привязаны к своему существованию, тем более мы укореняемся в страсти или отвращении, тем более мы позволяем себе быть субъективными в суждениях и центрировать всё мироздание на себе, что укрепляет наше невежество.

Все эти «окрасы» в корне меняют качество ментальных процессов. Чем грубее окрас, тем грубее ментальный процесс, а значит тем сильнее ощущения неудовлетворённости жизнью.

Как происходит остановка ментальных процессов?

Остановка ментальных процессов, обуславливающих наше жизненное неудовлетворение, происходит в процессе ментальной концентрации. Эффект ментальной концентрации можно заметить при непродолжительной практике в виде временного исчезновения ментальных возмущений вроде остановки мыслительного процесса или успокоения эмоционального фона.

При длительной практике ментальной концентрации появляются навыки осознанного вмешательства в психические процессы. Осознанное прерывание ментальных процессов (не всех, а только обозначенных выше, влияющих на восприятие реальности) останавливает ход ментального процесса на время удержания концентрации.

Чем длительнее практика концентрации, тем длительнее время удержания остановки ментального процесса усилием воли.
Процесс сконцентрированного ментального наблюдения называется интроспекцией в современной науке.

Среди методов интроспекции можно выделить традиционные методы йоговской интроспекции дедуктивного характера:

  • отказ от реакций, оценок и суждений («Это не мои привычки», «Я беспристрастен к этому»),
  • поиск внутреннего наблюдателя («Кто тот, кто реагирует?», «Кто я?»)

Следует отметить, что разотождествление с личностью отнюдь не является целью этих практик. Скорее, эти практики призваны установить критическое различие между личностью («Я») и тем, что в различных философских системах именуют душой, внутренним наблюдателем, духом, божественным началом.

Отбросив «наслоения» личности в виде принадлежности к культуре, расе, профессии, полу, вере, этносу и прочему, мы находим свою настоящую суть, спрятанную под маской личности.

Тогда, осознавая условность самоопределения себя, мы способны естественным образом отказываться от реакций и привычек, с которыми мы себя ассоциировали.

Конечным итогом практики концентрации является полная трансформация ментального процесса «Внимание-память», в котором все впечатления об объектах внешнего мира с ярлыком «нравится» / «не нравится» устраняются из памяти и более не попадают в  область текущего внимания сознания. Мы более не ассоциируем оценки «нравится» и «не нравится» со своей личностью, познав её условность и изменяемость. Впечатления с ярлыком оценки более не сохраняются и в механизме восприятия навсегда отключается оценочный аппарат. Действительность отныне воспринимается как есть, без суждения, объективно. Образы объектов материального мира и абстрактные образы всё равно формируются под влиянием субъективных представлений личности (так называемых «архетипов» Юнга), но суждения влечения или отвращения к объекту уже не формируются.

Таким образом, ввиду отсутствия реакций влечения и отвращения ко всему в этом мире, мы избавляемся от ощущения неудовлетворённости, которое неизменно наступает иначе. Именно состояние полной и бесповоротной трансформации ментальных процессов, влияющих на наше восприятие мира, через их остановку путём ментальной концентрации является конечной целью йоги.

Если йога – это ментальная практика, как телесные практики связаны с йогой?

Современная йога даёт вагон и тележку способов остановки ментальных процессов с целью их трансформации. В общем и целом, все практики внутреннего успокоения можно разделить на телесные и ментальные.

Телесные практики осуществляются через тело. Наше тело нам близко и по-бытовому понятно.

Суть телесных практик йоги – наблюдать за реакциями психики на приятные и неприятные явления в теле и сознательно вмешиваться в процесс выбора оценки «нравится» / «не нравится», заменяя его на процесс беспристрастного наблюдения.

Можно помещать тело в неудобную позу, либо усилять / ослаблять биохимические процессы в теле посредством дыхательных, психосоматических и прочих методик.

В современной йоге крайне популярны методики работы с телом в различных позах.

Источник: http://azbukayogi.com/yoga-psychic-body-work/

Клуб Здорового Сознания

Клуб Здорового Сознания

Древняя практика йоги, так глубоко вошла в нашу жизнь, что о йоге не знают только младенцы.

Занимаются йогой актеры, мировые звезды, ведущие популярных программ и с упоение рассказывают о волшебных практиках, оздоровлении и освоении поз.

А кто признается в том,  что жить не может без любимого психотерапевта, или именно он посоветовал  эту практику? Как говорится, почувствуйте разницу.

 А ведь одним из первых   интерес к йоге проявил Артур Шопенгауэр, который назвал пуделя Атманом и решил изучать Упанишады.

 Йога и психология очень схожи и точки соприкосновения искать их можно до бесконечности, до бесконечности же увязая в деталях. Но первое, что бросается в глаза, – и , и психология – области знаний, требующие глубокого детального изучения.

Читайте также:  Отношение к позитивным манипуляциям в отношениях мужчина-женщина - психология

В центре изучения,  является  сам  человек. Понимание сути человека, его возможностей, умений, его природы.

  Как и в психотерапии, так и в йоге конечной целью здесь будет не просветление (к этому конечно нужно стремиться), а душевная гармони, иными словами  «путь единения тела с умом, а ума с душой».

Психологи рассматривают человека в его целостности. Гештальттерапевты – в единстве эмоций, мышления и поведения, находящихся во взаимодействии с окружающим миром.

Телесно-ориентированные терапевты полагают, что глубинные психические травмы эффективнее лечить, воздействуя на телесные процессы.

С точки зрения йоги, умственных страданий в чистом виде не бывает: ум – это телесное в его наитончайшем проявлении, тело – это манифестация ума.

Конкуренты или соратники

Если занимаешься йогой, психология уже  ни к чему?

Эти области знаний они во многом схожи.

Они могут отлично дополнять друг друга, так как даем отличный фундамент оздоровления и чувствования себя, помогая человеку сформировать свою философию мира, свое мировоззрения соприкасаясь и направляя внимания на себя.

И это именно то свойство, которое не хватает психологии. А психология в свою очередь работает с сознанием, направляя умственные процессы на исцеление не абстрактных образов , а конкретных факторов ухудшающих жизнь.

 В одном из первых классических текстов “Йога-сутры” Патанджали говорится: “Йога есть удержание материи мысли от возмущения”. Это значит, что вы учитесь владеть своими эмоциями, не зацикливаетесь на негативных мыслях и переживаниях, а психология может помочь эти мысли трансформировать в нужное для вас русло.

Поэтому и психология могут отлично уживаться в вашей повседневной жизни.

Как практик с десятилетним стажем в йоге и психологии скажу, что методы, которые используются в йоге и психологии очень близки по соодержанию.

Часто можно встретить одну и ту же методику которая, называется по разному, и принципы работы одинаков, это касается и практик касающихся расслабления, и работы с телом. Более того, зная методы обоих, можно легко их коомбинировать.

 Но благодаря разным подходам, создают невероятно целостную систему оздоровления, почву для личностного и духовного роста.

И что бы вы не выбрали, доверять психологии, или медитировать, осознавать себя читая книгу по психологии стоя в йоговской позе, все это принесет пользу, если это будет лишено фанатизма. 

Успешных практик!

Источник: https://psy-space.ru/?page=yoga-ili-psihologiya-psihologiya-i-yoga

Ведическая психология — хороший фундамент для йоги

Ведическая психология — хороший фундамент для йоги

Здравствующие дорогой читатель, добро пожаловать в реальность йоги!

Сейчас поговорим на тему ведической, восточной психологии. Тема очень интересная и тесно связанная с йогой. В ведической психологии много мудрости, много методов по работе над собой и её применение очнеь помогает продвинуться на пути йоги и медитации.

Современная западная психология, любит объяснять все проблемы и сложности человеческой жизни предродовыми, родовыми и младенческими травмами. Мол у человека, то или иное отклонение в психике и эмоциональная зажатость потому что его родители неправильно себя вели. В общем-то это правильное объяснение, однако оно не является перво причинным.

Так врачи считают, что у человека с детства проявлено данное заболевание потому что плохая наследственность, йоги считают что человек в прошлом воплощении проявлял такую дисгармонию, которая в этом воплощении обусловила его рождения в данной семье, чтобы он получил плохую наследственность, как видимое выражение своих неправильных склонностей.

Обычная западная психология работает уже со следствиями, поэтому она не всегда эффективна, а если учесть масштабы всего подсознания, в котором и коренятся наши проблемы, то западная психология вообще малоэффективна. А вот восточная  — ведическая психология, уже поинтереснее.

Даже если она рекомендует похожие методы, то объяснение зачем применять эти методы она даёт гораздо более развёрнутые и глубокие.

Ведь одна жизнь – это как одно звено длинной цепи наших бесконечных странствий и перерождений, без учёта всей цепи, работать с одним звеном просто наивно. Эффективность проработок даже видимых проблем намного повышается, когда человек знает от куда пришел и зачем, куда идёт.

Ведическая психология и йога

Если коротко, то этот мир функционирует по определённым законам, их осознанное или неосознанное нарушение приводит к дисгармонии и болезням. Следование или нарушение данных законов создаёт хорошую или плохую карму.

Все они так или иначе связаны с Ямами Ниямами описанными в йоге.

Когда человек соблюдает данные законы-принципы он счастлив, гармоничен и эволюционирует, когда нарушает – роет себе яму на будущее на встречу болезням и страданиям.

Но так или иначе пласт реальности, в котором действует эти законы, находится ниже пласта реальности эти законы создавшего, а наша истинная природа Сат Чит Ананда – это как раз таки самый высший пласт реальности.

И соответственно, если добраться до самого высокого пласта, то так же, как федеральные законы превосходят региональные, так же и более низкий уровень законов данного творения подчиниться более высоким.

Йога однозначно призывает, выходить сразу на самый высокий уровень, если почитать о йоге такие книги как: «Автобиографий Йога» Парамахансы Йогананды и «Жизнь среди гималайских йогов» Свами Рамы, то становится понятно, что хотя настоящие йоги и уважаю законы всех уровней реальности, при желании они легко могут их игнорировать, обращаясь к самой высшей Своей Реальности.

А вот Ведическая психология, как раз придает данным законам не самой высшей гармоничного взаимодействия с миром огромнейшее значение.

Соблюдение принципов ведической психологии (большинства из этих принципов, некоторые просто за время кали юги совсем стали неправильно пониматься, тут тоже нужна интуиция чтобы разобраться), очень способствует формированию хорошей кармы, а это и здоровье хорошее, и отношения счастливые и материальное изобилие.

Соблюдение принципов ведической психологии словно расчищает и ремонтирует дорогу жизни для того чтобы на ней можно было ехать на приличной скорости без лишних задержек и помех. Поэтому изучать и применять знания ведической психологии я всем рекомендую для своего же собственного блага.

Кроме того даже если учесть что настоящий йог может всеми этими знаниями пренебречь, для того чтобы выйти на нужный уровень йоги, хорошая карма тоже пригодится.

Гораздо приятнее медитировать в тихом домике на природе, чем в тесном углу среди шумного города.

Да и как говорил Парамаханса Йогананда, когда у человека хорошая карма, он похож на того, кто поднялся на вершину горы и ему естественно хочется взлететь ещё выше; в то время как человек с плохой кармой похож на того, кто находится в туманной низине и мечтает лишь о том, чтобы подняться хотя бы чуть-чуть.

В общем не смотря на то, что ключевыми моментами в йоге являются наличие концентрации, интуиции, силы воли и устремленности к Богу, хорошая карма тоже пригодиться.

Главное в ведической психологии

Ведическая психология очень тесно связана с ведической астрологией. И для меня понимание основы данных наук сыграли очень конструктивную роль.

Так ведическая астрология утверждает, что для нас очень важны такие небесные тела как Солнце и Луна, а ведическая психология объясняет, что на гармоничные взаимоотношения с Солнцем очень влияют гармоничные отношения с земным отцом в этом воплощении и также уважительное отношение к правительству, начальству и всем мужчинам, для женщины важно уважать мужа. Если это есть то появляется много бонусов по здоровью, заработку и внешнему успеху.

А Луна, лунная энергия – это мама. Соответственно, чем лучше у человека взаимоотношения с матерью, свекровью, и всем женским началом, тем у него в жизни и гармоничнее проявляется лунная энергия: внутреннее спокойствие , удовлетворенность (первая нияма – сантоша), интуиция лучше работает, внутренне счастье возрастает.

И проработка взаимоотношений с родителями невероятно мощно меняет жизнь. Пока они не проработаны я вообще не советую ни вторых половинок искать (обязательно притянуться проблемные), ни энергию йогой раскачивать (а то проблемы могут усилиться).

Я будучи уже несколько лет медитировала до того как хорошо взаимоотношения с  родителями по методам ведической психологии проработала. И мои медитации от этого очень улучшились!

То есть с одной стороны медитация и йога очень помогают гармонизации планет и естественному выполнению Ям Ниям, а с другой стороны методы ведической психологии могут очень помочь йоге и медитации.

Методы ведической психологии

Лично я использовала только информацию полученную через книги и лекции Рами Блекта.

Для меня очень конструктивным оказался данный подкаст:

Я честно по сорок дней прописывала левой рукой и маму и папу, кланялась им. Да и с другими значимыми для меня в этой жизни людьми тоже самое проделывала и периодически делаю.

Про поклоны Рами Блект вот ещё очень конструктивный текст прислал: четыре поклона

Так же на эту тему мне нравятся рекомендация Свияша: Эмоции по Свияшу

Одновременное прописывание, поклоны и проговаривание аффирмаций прощения дают очень мощный эффект. В отдельности прописывание левой рукой и поклоны для меня оказались эффективнее.

Марафон между йогой и ведической психологией, кто быстрее

Если выше я назвала то, что объединяет йогу и ведическую психологию, то здесь конкретно скажу: для тех кто уже имеет мощную концентрацию и решимость обрести Единство (восьмая ступень йоги Патандажали — Самадхи), ведическая психология не нужна, так же как и ведическая астрология (только не подумайте что выполнение Ям Ниям, которые и являются сутью ведической астрологии и психологии не нужно).

Согласно учению йогов и тому, что говорил Парамаханса Йогананда душа воплощается в человеческих формах около 8 миллионов лет, что-то около 100 000 жизней.

За время страданий, преодоления проблем и получение нужного опыта, ментально-эмоциоанальный механизм подготавливается для того, чтобы воспринять высокочастотные энергии Сверхсознания и тогда уже человек обретает состояние Единства — Самадхи.

Если жить исполняя все Ямы Ниямы, по законам ведической психологии, то суммарное время воплощений сокращается до 1 миллиона лет и 10 000 жизней.

  Смысл жизни не в том чтобы подольше жить на том уровне сознания на котором прибывает сейчас большинство людей, это достаточно примитивный уровень в сравнении с тем, кем люди является на самом деле и с тем потенциалом, который мы можем раскрыть.

После того как мы этот потенциал раскрываем жизнь не только не заканчивается (вопреки мнению буддистов мы не уходим в нирвану –небытие, хотя сильно жаждущие этого уходят и теряют самое интересное), тогда жизнь только начинается и она становится действительно прекрасной!

В сравнении с тем что нас ожидает, нынешнее положение вещей и наших способностей крайне ничтожно.

Я это через интуицию чётко знаю, да книг об этом написано не мало, все святые, всех религий говорят об этом, все реализованные йоги так же говорят об этом.

И вот для меня например, что там 100 000 жизней, что 10 000 в таком жалком состоянии отождествления себя с телом-умом выглядит, как кошмарный сон.

И не так важно хорошая у меня карма: машины, домики у моря, мужья, дети, здоровье, деньги, путешествия; или же плохая: болезни, одиночество, голод, тесная комнатенка и скучная работа – оба эти варианта для меня не вариант)))

Конечно первый лучше, ведь при изначально хороших условиях легче выйти на уровень хорошей глубокой медитации, банально в тишине на природе медитировать проще, чем в городской суете. Однако главное, что надо иметь — это не внешние преимущества, а внутренние – всю туже силу воли и концентрацию. Сильные люди везде достигают успеха и любые препятствия превращают в плацдарм для полёта к звездам.

Поэтому для тех, кто реально хочет побыстрее выйти на нужный уровень жизни, существует йога и пятая Нияма – Ишвара Пранидхана. Согласно всё тому же многоуважаемому Патанджали, соблюдение Ишвара Пранидханы быстро приводит к главной цели йоги без всяких других техник.

В общем в этом мире возможно двигаться как пешком, так и на велосипеде, так и на машине, на самолете и даже на ракете. Вид транспорта каждый выбирает по себе.

Мудрого вам выбора, мой дорогой читатель и до встречи в реальности йоги.

Пишите комментарии! Пишите! )))

Источник: http://reality-yoga.ru/stati/glavnoe-o-yoge/vedicheskaya-psihologiya/

Ссылка на основную публикацию