Мышление шизоида — психология

Клуб Здорового Сознания

Мышление шизоида - психология

​​​​​​​Автор — . Книга «Как разбираться в людях, или Психологический рисунок личности»

Мы поняли, что эпилептоид не умеет видеть альтернативных вариантов. Те программы, которые ему даны паранойяльными, он принимает и потом становится закрыт к идеям со стороны. И паранойяльного характеризует та же узость, но уже по отношению к втемяшевшейся ему собственной мысли.

Гипертим в этом отношении более свободен, он может принять альтернативы, но они у него заимствованные. А сам порождает все альтернативы. У шизоида в ходе его размышлений пояляется много различных вариантов. Он их не отбрасывает, а развивает.

Если что-то противоречит его первоначальной мысли, он скорее заинтересуется этим противоречием, чем защитой первоначальной мысли. При этом ни гипертим, ни не мучаются в выборе той или иной альтернативы.

Мучится психастеноид, если видит множество вариантов и не знает, какой предпочесть, а, остановившись на каком-то, все равно сомневается, правильно ли сделан выбор.

Если у паранойяльного в ходу софизмы (осознанные мыслительные подтасовки), то у шизоида — скорее паралогизмы (неосознанные подтасовки). Или даже нет, это больше похоже на любование противоречием: с одной стороны — с другой стороны…

У процесс свободный: он творит непринужденно, как птичка поет, бессистемно, как бы парит в мире абстракций. Разовьем ранее высказанную мысль, что человеку с шизоидным складом ума нравится больше сам процесс мышления, чем его результат (парнойяльному важен результат, а не процесс). Вот шизоид начал работать по замыслу своего руководителя.

И если вдруг возникло противоречие между альтернативными вариантами, он с интересом разрабатывает противоречивые идеи, ему любопытны побочные продукты его работы. «Побочные» продукты он не отбрасывает, даже если они противоречат его основной идее, ведь именно они могут оказаться более продуктивными в других отношениях.

Он развивает их, копается в деталях, зарывается в мелочах — и забывает о цели.

К результатам своего он относится более или менее бесстрастно: вон, дескать, что получается…

Это сатирически отобразил Гоголь в «Мертвых душах». В конце поэмы у него появляется доморощенный философ Кифа Мокиевич, который задался вопросом: «Ну а если бы слон родился в яйце, ведь скорлупа, чай, сильно бы толста была, пушкой не прошибешь; нужно какое-нибудь новое огнестрельное оружие выдумать».

разрабатывает свои мысли подробно, в деталях, в отличие от паранойяльного. Но они менее «причесаны», чем у психастеноида, менее систематизированы, зато более богаты и разнообразны.

У шизоида велик разброс в его ассоциативных рядах.

В главе о паранойяльном мы писали, что шизоид на слово «верная» даст не стандартное «жена», а неожиданное: «гибкость», «масть», «эмоция», то есть связи между вспомнившимися словами у него слабые, нежесткие.

И на том или ином основании («верная гибкость» — не подводящее человека качество, «верная масть» — в картах, «верная эмоция» — то есть адекватная, «ветреная» — в противовес «верная») таких ассоциаций шизоид набросает вам великое множество.

Мышление его похоже на рябь и зыбь. Оно бессистемно. В случае акцентуации можно сказать, что у него «каша» в голове. В качестве штриха к портрету напомним, что у него «каша» и на голове, и во рту. И вот получается: у шизоидов «каша» на голове, в голове и во рту.

Мышление у шизоида затрагивает абсолютно все. Оно нецеленаправленно. Он глубоко задумывается по поводу всего, что попадает в его поле зрения.

Попало в поле зрения яблоко, которое упало на землю, — рождается мысль о всемирном тяготении. Выплеснулась вода из ванны при погружении в нее тела — возникла мысль о том, как решить вопрос о содержании золота в тиаре тирана.

Можно сказать даже, что у шизоида не только поведение не волевое, а полевое, но и мышление. Его процесс зависит от того, что попадает в поле внимания.

мыслит, как мы отмечали, с помощью карандаша и бумаги, ему больше ничего часто и не нужно: записать мысль, и все, этого достаточно — никаких механизмов или приспособлений. Что такое мысль? Нечто бесплотное.

Вот если бы механизмы какие-то материальные. Да, но если это мысль о том, что кинетическая энергия равняется массе, умноженной на скорость света в квадрате, то она может сдвинуть горы — и не фигурально, а буквально.

И для рождения этой мысли достаточно карандаша и блокнота.

В отношениях с шизоидами, так же как с паранойяльными, лучше составлять договор. не будет хитрить умышленно, но лазейки для себя или своего клиента в законе найдет.

Этим шизоид хорошая находка для подлецов, он в общем-то беспринципен, работает на того, кто платит, а свое нравственное лукавство расценивает как выигрыш в умственном соревновании.

У него это — «философское отношение к жизни». Он — адвокат для разных нарушителей нравственности.

Шизоиды — генераторы идей. Идей много, они буквально роятся, часто не связаны друг с другом. Он может, как уже говорилось, параллельно развивать и в корне противоположные мысли. Шизоиду глубоко наплевать на противоречия в его концепциях.

Я знал одного философа, который жил тем, что писал диссертации для российских чиновников. В одной диссертации он отстаивал президентскую республику, в другой — парламентскую, в третьей доказывал преимущества конституционной монархии. При этом все три позиции выглядели убедительно.

Результаты шизоида могут быть востребованы сразу, и тогда его идеи развивают, за них платят, их проталкивают. Но чаще всего его идеи рассматриваются как фантазии, которые никому сейчас не нужны.

Некоторые философы все сознание и всю психику человека объявили «эпифеноменом» — неким побочным явлением, никому не нужной пленкой наподобие плесени. По отношению к продуктам мышления шизоида это подходит более всего. Но «игра ума» шизоида часто сказывается вполне материальными достижениями в далеком будущем.

Герон две с лишним тысячи лет назад открыл реактивное движение. А востребована эта идея была только в наше время. Две тысячи лет это было не более чем игра ума.

Да и сейчас, если идея современна, то есть если в принципе может быть востребована, для проталкивания его идей нужна «ракета-носитель», нужен импресарио. Когда говорили, что талантам нужна поддержка, а бесталанные пробьются сами, под талантами фактически подразумевали шизоидов.

В силу критичности шизоид с трудом поддается внушениям. Поэтому при гипнотизации у него чаще всего лишь наблюдается легкая сомноленция, а глубже в гипноз уходят истероиды. Этим объясняется и то, что шизоид скорее нерелигиозен.

В религиозных построениях для него слишком много от мистики, а не от научной логики.

Но если он все-таки с детства уверовал в некие догматы, то пытается и идеи свои разрабатывать в рамках этих догматов, в итоге путается и запутывает всех.

Один шизоидный подросток в ответ на вопрос, что он сейчас читает из художественной литературы, заявил, что ничего не читает, потому что при чтении художественной литературы он не чувствует сопротивления материала.

Ну а сензитивы, истероиды, гипертимы, напротив, смотрят сериалы именно потому, что там нет «сопротивления материала».

Источник: https://psy-space.ru/?page=myshlenie-shizoida

Мышление при шизофрении

Мышление при шизофрении

Расстройства мышления при шизофрении описаны клиницистами-психиатрами и психологами.

Для мышления больных шизофренией характерно то, что нарушение на уровне понятий не исключает относительной сохранности формально-логических связей.

Происходит не распад понятий, а искажение процесса обобщения, когда у больных возникает множество случайных, ненаправленных ассоциаций, отражающих чрезвычайно общие связи.

Ю. Ф. Поляков у больных шизофренией отмечает нарушение актуализации сведений из прошлого опыта. По данным эксперимента, в сравнении со здоровыми больные лучше опознают те стимулы, которые являются менее ожидаемыми, и хуже – стимулы, более ожидаемые. В результате отмечается расплывчатость, причудливость мышления больных, что приводит к нарушению психической деятельности при шизофрении.

Эти больные не выделяют значимых существенных связей между предметами и явлениями, однако не оперируют, как олигофрены, второстепенными конкретно-ситуационными признаками, а актуализируют чрезмерно-общие, не отражающие реальной действительности, часто слабые, случайные, формальные признаки.

При проведении методик «исключение предметов», «классификация предметов» больные часто производят обобщение на основе личного вкуса, случайных признаков, предлагая несколько вариантов решения, при этом не отдавая предпочтения ни одному из них. В данном случае можно говорить о разноплановости мышления, когда суждение о каком-то явлении протекает в разных плоскостях.

Начальная стадия нарушений мышления раньше, чем в других методиках, выявляется в пиктограммах. Здесь обнаруживаются расстройства аналитико-синтетической деятельности (соотнесение абстрактно-смысловых и предметно-конкретных компонентов).

Больные могут выбирать образ, неадекватный содержанию понятия, могут предлагать пустой, выхолощенный, бессодержательный набор предметов, псевдоабстрактные образы, сами по себе лишенные содержания, или часть, фрагмент какой-то ситуации и т.д.

При ассоциативном эксперименте отмечаются ассоциации атактические, эхололические, отказные, по созвучию.

Искажение процесса обобщения происходит в сочетании с нарушениями последовательности и критичности мышления. Например, разглядывая рисунки Х. Бидструпа, больные не понимают юмора, юмор переносится на другие, неадекватные объекты.

При проведении многих методик у больных отмечается резонерство. Резонерство при шизофрении отличается выхолощенностью ассоциаций, потерей целенаправленности, соскальзываниями, претенциозно-оценочной позицией, склонностью к большим обобщениям по поводу относительно незначительных объектов суждения.

Соскальзывание проявляется в том, что больные, адекватно рассуждая, вдруг сбиваются с правильного хода мыслей на ложную ассоциацию, затем опять могут рассуждать последовательно, не исправляя ошибок. Непоследовательность суждений не зависит от истощаемости, сложности заданий.

Таким образом, при шизофрении могут выявляться нарушения внимания и нарушения памяти. Однако при отсутствии органических изменений головного мозга эти нарушения являются следствиями нарушений мышления. Поэтому основное внимание психолог должен уделять исследованию мышления.

Источник: https://psyera.ru/2974/myshlenie-pri-shizofrenii

rumagic.com

rumagic.com

Удивительные особенности мышления шизоида, причудливость его интеллектуальных процессов нашли свое отражение в произведениях литературы, искусства, в религиозных и философских построениях, в научных открытиях. Порождения его мышления сформировали целый пласт человеческой культуры.

Мышление его аутичное (замкнутое в себе). Для него характерна сильная, тонкая, глубокая логика. Отталкиваясь от факта, она уводит своего хозяина в некую логическую схему, которая может быть совершенно оторвана от жизни.

Человек, построивший ее, мало проверяет ее практикой, он не способен сравнивать свое отражение действительности с оригиналом.

Шизоид склонен доверять своим схемам больше, чем реальной жизни. И в конкретных людях, и в событиях он видит воплощение некой идеи, известной лишь ему одному.

Отношение шизоида к окружающим часто определяется не особенностями данного человека или события, а причудливыми изгибами его представлений о действительности, которую он ухитряется не замечать, как это представлено, например, у Дон Кихота.

Следующей особенностью мышления шизоида является его парадоксальность. Он склонен сравнивать несравнимые вещи («Алиса в Стране чудес» Льюиса Кэрролла).

Шизоиду присущ своеобразный нонконформизм мышления. Он чужд моде. Фантастический полет его мысли не хочет быть скован рамками привычных представлений и стереотипов. Иногда это выражается в виде бунта протеста, разрушения привычного стереотипа восприятия, в других случаях — нетривиального решения, казалось бы, банальной ситуации.

Шизоида отличает изощренность мыслительных процессов: геометрия Лобачевского, теория относительности Эйнштейна, философия Гегеля, поэзия Мандельштама и Пастернака, картины Шагала, проза Набокова, Гессе, Саши Соколова.

Иногда мышлению шизоида присуща трагичность, обреченность, которыми полны произведения Борхеса, Метерлинка, Ибсена, Кафки.

Если циклотимика отличает интерес к окружающему миру, то шизоид является как бы его противоположностью. Весь фокус его внимания направлен внутрь, на рассмотрение тех удивительных пространств, которые создает его могучий интеллект.

Если циклотимик — всегда практик и его усилия направлены на изучение и изменение окружающего мира, то шизоид в первую очередь ориентирован на абстрактную идею, разработке которой он отдается истово, целиком.

ЮМОР

Шизоид тонко чувствует юмор. Образцы его остроумия отличаются теми же особенностями, что и его мышление: аутичность, парадоксальность, нонконформизм, изощренность. Его остроумие часто многозначно. Юмор шизоида не всегда понятен представителям других типов характера.

Например, Станислав Ежи Лец — гений афоризмов— говорил: «Из нулей легко сделать цепь». «Не зная иностранного языка, не поймешь молчания иностранцев». «Чаще всего выход там, где был вход».

ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ

Эмоциональная жизнь шизоида построена на парадоксах. В ней нет внутреннего единства. В одном и том же человеке уживаются черты, которые, казалось бы, должны исключать друг друга, причем это целый набор полярностей.

Так «предельная ранимость и утонченная чувствительность уживаются с неспособностью понять других людей, с холодностью и даже жестокостью. Упрямство соединено с податливостью. Холодный и равнодушный, казалось бы, ко всему подросток говорит: «Вы не знаете, как мне все это больно». Стриндберг говорит о себе: «Я тверд, как железо, но все–таки полон чувств до сентиментальности»(3).

ПОВЕДЕНИЕ В СТРЕССЕ

На первый взгляд шизоид с его сильной нервной системой, равнодушием к реальности должен быть необычайно устойчивым к стрессам и потерям.

Однако давление окружающей жизни деформирует его личность, приводит к его невротизации и к еще большему заползанию в спасительную раковину его интеллектуальных построений и фантазий.

Если же стрессы затрагивают его внутренний мир, он проявляет необычайную чувствительность. Такие удары буквально опрокидывают его личность. Остро реагирует шизоид на исчезновение систем поддержки, если помимо своей любви они давали ему еще и защищенность от бытовых проблем.

Оказавшийся в пустоте и неподготовленный к адаптации в реальной жизни, шизоид может дать сильный нервный срыв.

Однако стресс может оказаться великим учителем. Он словно разбивает скорлупу, в которой находился раньше шизоид, и дает ему мотивацию для понимания мира людей.

Читайте также:  Статус - психология

ПРИВЫЧКИ

Для шизоида непереносимо вторжение бытового, реального в его жизненные схемы. В других ситуациях бытовая сторона жизни малозначима для него, и он ее словно не замечает.

Женщины–шизоиды занимаются домашним хозяйством неохотно и, как правило, неумело. У них очень своеобразное представление о порядке. Например, на письменном столе лежат в строго определенном порядке изысканные антикварные вещи. И все это может быть покрыто толстым слоем пыли, которую хозяйка не замечает.

ОТНОШЕНИЕ К ПИЩЕ

Шизоид порой бывает гурманом, однако чаще он не видит, что ест, и заявляет: «Я ем все, кроме яичной скорлупы». Для него характерна склонность к необычным диетам, питание по Шелтону, сыроедение и т.п.

ОТНОШЕНИЕ К ДЕНЬГАМ

Шизоид понимает, что деньги являются важной частью реальности, которая по большому счету его мало трогает. По сути своей шизоид равнодушен к деньгам, и его не волнует ценность бриллиантов и недвижимости.

Единственное, за что он ценит деньги, — это право иметь странности, непонятные другим. Это дань, откуп, который он готов уплатить за свою свободу.

Ему сложно планировать свои финансовые дела. Планирование бюджета, пенсионный фонд, деньги на старость — материя эта скучна для шизоида.

Поэтому неудивительно, что подчас, несмотря на большие деньги, проходящие через его руки, под старость он остается ни с чем.

ОТНОШЕНИЕ КО ВРЕМЕНИ

Время — еще одна реалия той действительности, которая слабо соприкасается с внутренними пространствами шизоида. Как нечто ненужное, время остается часто вне поля его зрения. Шизоид не чувствует его, и на шкале времени он слабо привязан и к прошлому, и к настоящему, и тем более к будущему.

В его реальности свой отсчет времени. Если же окружающие пытаются извлечь шизоида из его раковины и вовлечь в какие–то свои дела, требующие временных затрат, он испытывает гнев.

Он воспринимает даже самых близких как ненавистных хронофагов, пожирателей драгоценного времени, которое должно быть посвящено осуществлению лишь ему понятной задачи.

ВНЕШНИЙ ВИД

Кречмар считал, что шизоиды «высокие, не производят впечатление слабого, длинноносы, узкое лицо. Иногда скованность в движениях, отсутствие жестикуляции, нескладны в движениях»(3).

По внешнему виду шизоид может напоминать «рассеянного с улицы Бассейной», неаккуратно, нелепо одетого. Однако иногда шизоид проявляет в одежде присущий ему гиперэстетизм.

ОТНОШЕНИЕ К ЗДОРОВЬЮ

В силу сильной нервной системы представители данного типа характера обладают хорошим здоровьем и высокой продолжительностью жизни, особенно если занимаются творчеством.

СЕКСУАЛЬНОЕ ЧУВСТВО

Для шизоида характерны гиперэстетизм, любовь с первого взгляда. В рассказе Мопассана «Родинка» описывается пылкая влюбленность молодого человека, которая, однако, мгновенно исчезает, как только он замечает у возлюбленной родинку.

«Не горячее естественное влечение, но экстаз и резкая холодность. Ищут не красивую девушку, но женщину вообще, «абсолютное»: женщину, религию, искусство — в одном лице»(3).

Мужчину–шизоида не стоит информировать о болезнях его возлюбленной. Известие о гинекологическом заболевании жены может привести к полному разрушению любовного чувства. Одним из сильнейших потрясений для шизоида является присутствие при рождении своего ребенка.

В сексуальных отношениях шизоида ярко проявляется шизоидная идеализация, заманивающая шизоида в ловушки, в которых он может находиться годами.

Источник: http://rumagic.com/ru_zar/sci_psychology/levental/0/j88.html

Мышление шизоида — Сайт помощи психологам и студентам

Мышление шизоида - Сайт помощи психологам и студентамУ шизоида процесс мышления свободный: он творит непринужденно, как птичка поет, бессистемно, как бы парит в мире абстракций. Разовьем ранее высказанную мысль, что человеку с шизоидным складом ума нравится больше сам процесс мышления, чем его результат (парнойяльному важен результат, а не процесс). Вот шизоид начал работать по замыслу своего руководителя.

И если вдруг возникло противоречие между альтернативными вариантами, он с интересом разрабатывает противоречивые идеи, ему любопытны побочные продукты его работы. «Побочные» продукты он не отбрасывает, даже если они противоречат его основной идее, ведь именно они могут оказаться более продуктивными в других отношениях.

Он развивает их, копается в деталях, зарывается в мелочах — и забывает о цели.

Мышление шизоида

Мышление шизоида.

Автор — А. П. Егидес. Книга «Как разбираться в людях, или Психологический рисунок Личности»

Мы поняли, что эпилептоид не умеет видеть альтернативных вариантов. Те программы, которые ему даны паранойяльными, он принимает и потом становится закрыт к идеям со стороны.

И паранойяльного характеризует та же узость, но уже по отношению к втемяшевшейся ему собственной мысли. Гипертим в этом отношении более свободен, он может принять альтернативы, но они у него заимствованные. А шизоид сам порождает все альтернативы. У шизоида в ходе его размышлений пояляется много различных вариантов.

Он их не отбрасывает, а развивает. Если что-то Противоречит его первоначальной мысли, он скорее заинтересуется этим противоречием, чем защитой первоначальной мысли. При этом ни гипертим, ни Шизоид не мучаются в выборе той или иной альтернативы.

Мучится психастеноид, если видит множество вариантов и не знает, какой предпочесть, а, остановившись на каком-то, все равно сомневается, правильно ли сделан выбор.

Если у паранойяльного в ходу софизмы (осознанные мыслительные подтасовки), то у шизоида — скорее паралогизмы (неосознанные подтасовки). Или даже нет, это больше похоже на любование противоречием: с одной стороны — с другой стороны…

У шизоида процесс мышления свободный: он творит непринужденно, как птичка поет, бессистемно, как бы парит в мире абстракций. Разовьем ранее высказанную мысль, что человеку с шизоидным складом ума нравится больше сам процесс мышления, чем его результат (парнойяльному важен результат, а не процесс). Вот шизоид начал работать по замыслу своего руководителя.

И если вдруг возникло противоречие между альтернативными вариантами, он с интересом разрабатывает противоречивые идеи, ему любопытны побочные продукты его работы. «Побочные» продукты он не отбрасывает, даже если они противоречат его основной идее, ведь именно они могут оказаться более продуктивными в других отношениях.

Он развивает их, копается в деталях, зарывается в мелочах — и забывает о цели.

К результатам своего мышления он относится более или менее бесстрастно: вон, дескать, что получается…

Это сатирически отобразил Гоголь в «Мертвых душах».

В конце поэмы у него появляется доморощенный философ Кифа Мокиевич, который задался вопросом: «Ну а если бы слон родился в яйце, ведь скорлупа, чай, сильно бы толста была, пушкой не прошибешь; нужно какое-нибудь новое огнестрельное оружие выдумать».

Шизоид разрабатывает свои мысли подробно, в деталях, в отличие от паранойяльного. Но они менее «причесаны», чем у психастеноида, менее систематизированы, зато более богаты и разнообразны.

У шизоида велик разброс в его ассоциативных рядах.

В главе о паранойяльном мы писали, что шизоид на слово «верная» даст не стандартное «жена», а неожиданное: «гибкость», «масть», «эмоция», то есть связи между вспомнившимися словами у него слабые, нежесткие.

И на том или ином основании («верная гибкость» — не подводящее человека качество, «верная масть» — в картах, «верная эмоция» — то есть адекватная, «ветреная» — в противовес «верная») таких ассоциаций шизоид набросает вам великое множество.

Мышление его похоже на рябь и зыбь. Оно бессистемно. В случае акцентуации можно сказать, что у него «каша» в голове. В качестве штриха к портрету напомним, что у него «каша» и на голове, и во рту. И вот получается: у шизоидов «каша» на голове, в голове и во рту.

Мышление у шизоида затрагивает абсолютно все. Оно нецеленаправленно. Он глубоко задумывается по поводу всего, что попадает в его поле зрения.

Попало в поле зрения яблоко, которое упало на землю, — рождается мысль о всемирном тяготении.

Выплеснулась вода из ванны при погружении в нее тела — возникла мысль о том, как решить вопрос о содержании золота в тиаре тирана.

Можно сказать даже, что у шизоида не только поведение не волевое, а полевое, но и мышление. Его мыслительный процесс зависит от того, что попадает в поле внимания.

Шизоид мыслит, как мы отмечали, с помощью карандаша и бумаги, ему больше ничего часто и не нужно: записать мысль, и все, этого достаточно — никаких механизмов или приспособлений. Что такое мысльНечто бесплотное.

Вот если бы механизмы какие-то материальные. Да, но если это мысль о том, что кинетическая энергия равняется массе, умноженной на скорость света в квадрате, то она может сдвинуть горы — и не фигурально, а буквально.

И для рождения этой мысли достаточно карандаша и блокнота.

В отношениях с шизоидами, так же как с паранойяльными, лучше составлять договор. Шизоид не будет хитрить умышленно, но лазейки для себя или своего клиента в законе найдет.

Этим шизоид хорошая находка для подлецов, он в общем-то беспринципен, работает на того, кто платит, а свое нравственное лукавство расценивает как выигрыш в умственном соревновании. У него это — «философское отношение к жизни».

Он — адвокат для разных нарушителей нравственности.

Шизоиды — генераторы идей. Идей много, они буквально роятся, часто не связаны друг с другом. Он может, как уже говорилось, параллельно развивать и в корне противоположные мысли. Шизоиду глубоко наплевать на противоречия в его концепциях.

Я знал одного философа, который жил тем, что писал диссертации для российских чиновников. В одной диссертации он отстаивал президентскую республику, в другой — парламентскую, в третьей доказывал преимущества конституционной монархии. При этом все три позиции выглядели убедительно.

Результаты мышления шизоида могут быть востребованы сразу, и тогда его идеи развивают, за них платят, их проталкивают. Но чаще всего его идеи рассматриваются как фантазии, которые никому сейчас не нужны.

Некоторые философы все сознание и всю психику человека объявили «эпифеноменом» — неким побочным явлением, никому не нужной пленкой наподобие плесени. По отношению к продуктам мышления шизоида это подходит более всего. Но «игра ума» шизоида часто сказывается вполне материальными достижениями в далеком будущем.

Герон две с лишним тысячи лет назад открыл реактивное движение. А востребована эта идея была только в наше время. Две тысячи лет это было не более чем игра ума.

Да и сейчас, если идея современна, то есть если в принципе может быть востребована, шизоиду для проталкивания его идей нужна «ракета-носитель», нужен импресарио. Когда говорили, что талантам нужна поддержка, а бесталанные пробьются сами, под талантами фактически подразумевали шизоидов.

В силу критичности мышления шизоид с трудом поддается внушениям. Поэтому при гипнотизации у него чаще всего лишь наблюдается легкая сомноленция, а глубже в гипноз уходят истероиды. Этим объясняется и то, что шизоид скорее нерелигиозен.

В религиозных построениях для него слишком много от мистики, а не от научной логики. Но если он все-таки с детства уверовал в некие догматы, то пытается и идеи свои разрабатывать в рамках этих догматов, в итоге путается и запутывает всех.

Один шизоидный подросток в ответ на вопрос, что он сейчас читает из художественной литературы, заявил, что ничего не читает, потому что при чтении художественной литературы он не чувствует сопротивления материала.

Ну а сензитивы, истероиды, гипертимы, напротив, смотрят сериалы именно потому, что там нет «сопротивления материала».

Источник: http://psinovo.ru/stati/mishlenie_shizoida.html

Шизоидные черты личности, шизоидная психопатия и шизофрения. Что является болезнью?

В повседневной жизни мы часто встречаем людей со «странностями» в поведении, однако их «своеобразные» черты не принимают характер болезни, и они не являются психически больными.

Как отличить отклонение (своеобразность) характера – шизоидные черты личности, шизоидное расстройство личности (психопатия) – от серьезной патологии, шизофрении?

Шизоидные тип личности (шизоидные черты личности)

Шизоидные черты у личности сохраняются на протяжении всей жизни. Но благоприятные жизненные обстоятельства и окружение могут дать возможность такому человеку быть адаптированным в семье и обществе, развиваться профессионально и полностью быть социализированным.

Шизоидный тип личности характеризуется преобладанием мыслительных возможностей над эмоциональными. Отсюда складывается личность, которая руководствуется идеями, а не чувствами. Эмоционально они ранимы, сенситивны и не синтонны, что порождает их неуклюжесть в общении.

А пользуясь своими интеллектуальными возможностями, они стремятся отдалиться от круга общения. Им характерны увлечения необычными, редкими хобби, видами спорта, они изучают редчайшие языки. Отсюда прозвище у шизоидов – «чудаки».

Внешне холодные в общении они описывают себя так: «Я как капля горячего вина в бокале льда».

» width=»737″ height=»415″ />

Для всех шизоидных личностей характерно социальное избегание, которое проявляется уже в возрасте 4-5 лет. Такие дети не играют со сверстниками, предпочитают уединение, родители не вызывают у них должного эмоционального отклика. В школьном возрасте часто проявляются необычные интеллектуальные способности.

Мышление у шизоидных натур интравертное, нестандартное, оригинальное, они имеют свое представление о мире, а их ответы часто обескураживают. Вместе с тем движения у таких детей грубые, скованные, неуклюжи. Это не относится к тонким мануальным навыкам, например игре на пианино, созданию ручных изделий или рисованию.

Читайте также:  Авторская ответственность - психология

Поэтому личности с шизоидным уклоном могут стать гениальными музыкантами или художниками.

К 10-11 годам дети постепенно адаптируются к внешней среде. Они находят небольшое число друзей, с которыми общаются. С другими людьми могут быть формальные отношения без эмоциональной привязанности. Однако любая возможность общения или выхода в коллектив связана с напряжением, чувством дискомфорта.

Шизоидный тип личности часто сочетается с характерным соматотипом – эти люди, как правило, высокого роста, двигательно неуклюжи, руководствуются в жизни своими интеллектуальными построениями, бывают способны на чрезвычайную преданность какой-либо идее.

Есть сведения о том, что охрану Гитлеру набирали по критерию наличия шизоидных черт. Такие признаки, как причудливые увлечения и эмоциональная несинтонность, придает им формальное сходство с больными шизофренией, хотя по сути, ничего общего шизоидный тип личности с шизофренической болезнью не имеет.

И в преморбиде (периоде до начала/дебюта болезни) среди больных шизофренией редко встречается шизоидный характер.

Шизоидное расстройство личности (шизоидная психопатия)

О шизоидной психопатии (шизоидном личностном расстройстве) можно говорить в тех случаях, когда заостренные черты характера выражены настолько, что отвечают критериям тотальности, т.е. проявляются в любой жизненной ситуации, не будучи ей адекватной, и, как следствие, возникает социальная дезадаптация.

Шизофрения

Если же говорить о таком заболевании, как шизофрения, то необходимо отметить, что эта психическая патология сопровождается:

  • негативной симптоматикой (апатия, диссоциации, аутизм),
  • позитивной симптоматикой (галлюцинации, бред, кататонические симптомы),
  • протекает с формированием апато-диссоциативного, апато-диссоциативного дефекта личности,
  • требует медикаментозного лечения.

Пациенты, страдающие шизофренией, погружаются в свой нездоровый внутренний мир. Они живут в собственных переживаниях при игнорировании реальности, которая не имеет ничего общего с внешним миром. Их мышление является не только аутистичным, но и паралогичным, и тогда оно становиться оторванным от реальности, а суждения не поддаются никакой коррекции и логическим доводам.

Часто в больных шизофренией в мышлении наблюдаются «закупорки» и обрывы мыслей (шперрунги). Он отмечает, что «в голове ощущает пустоту и отсутствие мыслей». Также может наблюдаться «поток мыслей (ментизм), когда наблюдается много неконтролируемых мыслей, которые не отвечают данным потребностям и ситуации («не по теме»).

» width=»737″ height=»338″ />

При нарушенном мышлении у страдающих шизофренией характерен феномен «соскальзывания мысли». Больной говорит об одной ситуации, а спустя мгновенье описывает совершенно другую. Например, на вопрос: «Чем отличается кукла от женщины?», больной отвечает: «Кукла изготовлена с пластмассы, но она жива. Всё в мире живое. Если камень был бы мертвым, он бы давно распался».

Также пациент может считать, что на его мысли кто-то воздействует, что ими кто-то управляет, насильно вкладывает свои идеи ему в голову и может их читать («открытость мыслей»).

Для людей с шизофренией характерны расстройства мышления (бред) и восприятия (галлюцинации), двигательные кататонические нарушения, которые никогда не встречаются у личностей с шизоидной психопатией.

Бред – это, когда больной шизофренией убежден в том, что не соответствует реальности, и разубедить его в этом невозможно. Это бред ревности, преследования, отношения, ущерба, воздействия, величия и др.

 Галлюцинации могут быть зрительные, слуховые, тактильные и др.

Больной шизофренией воспринимает эти образы за правду. Он интегрирует их в рамки своих бредовых размышлений. Если обычный человек может верить в магию, пришельцев и паранормальные явления, то, когда он действительно видит, слышит и осязает их, это уже говорит о болезни.

С прогрессированием болезни такие люди становятся апатичными, им тяжело обучаться, работать, коммуницировать. Они теряют свои профессиональные навыки, происходит нарастание их несостоятельности, хотя формально интеллект не нарушается.

При правильном подходе и медикаментозной коррекции пациент, болеющий шизофренией, может вернуться к обычной жизни, продолжать работать или учиться. У него может появиться критика к болезненным переживаниям и болезни, он может наладить контакты с окружающими.

Источник: https://psyhosoma.com/shizoidnye-cherty-lichnosti-shizoidnaya-psixopatiya-i-shizofreniya-chto-yavlyaetsya-boleznyu/

Шизофрения – это иной тип мышления?

Ещё лет сто назад меланхолия считалась болезнью. Сейчас меланхолик – это полноправный тип темперамента, не лучше и не хуже других. В некоторых странах разрешают однополые браки.

Всё это говорит о том, что в обществе меняется отношение к психическим расстройствам и критериям душевного здоровья.

Возможно, и всем известную шизофрению лет через пятнадцать благополучно “легализуют”, признав иным типом психического развития.

Предпосылки к этому уже есть. В научном мире неоднократно поднимался вопрос о неточности симптомов, приписываемых этому расстройству – в частности, высказывались предположения, что под именем “шизофрения” скрывается вовсе не одна, а несколько совершенно разных болезней. Или, может быть, даже не болезней вовсе.

Мы до сих пор не знаем, как именно возникает шизофрения. Исследователю, которому удастся это сделать, даже обещана Нобелевская премия в области медицины. Однако воз и ныне там.

Известно лишь, что шизофрения может быть результатом наследственности, а также то, что болезнь сильно обостряется из-за стрессов и одиночества. Но так можно сказать практически о любом расстройстве. Известен даже анекдот о том, как психиатр, когда ему что-то непонятно с диагнозом, пишет – “шизофрения”.

А уж о том, что таким диагнозом клеймили (а иногда и до сих пор клеймят) противников действующей власти, и сегодня ходят легенды.

Однажды, когда я высказал предположение о наличии у себя этой болезни, моя подруга ответила мне с улыбкой – “каждый из нас немного шизофреник”. Сначала я думал, что это она в шутку. Но после, внимательно просмотрев симптомы, обнаружил, что она абсолютно права.

Недаром некоторые исследователи выдвигают гипотезу, что некогда шизофрения была не болезнью, а нормальным, привычным состоянием сознания. В таких условиях формировались древнейшие представления о мире и способы его познания – искусство и религия.

И в защиту этой теории можно привести не только доводы психологов и историков, но и примеры из жизни.

Самый главный довод в пользу этой теории заключается в том, что у шизофреников оба полушария мозга функционируют с равной эффективностью.

У обычного человека левое полушарие, отвечающее за логику, развито сильнее – это делает его решительным, практичным, способным хорошо справляться с логическими задачами.

Шизофренику труднее принять решение, чем обычному человеку, однако легче заниматься творчеством, так как образное мышление развито так же, как и абстрактное.

Заповедь “сто раз подумай, прежде чем что-то решить” берёт начало в глубокой древности, и несёт на себе отпечаток не только житейской мудрости, но и особой нерешительности, свойственной шизофреникам. Сегодня мало кто из успешных людей одобряет такой подход к делу – в ходу принцип “врывайся в открытую дверь, пока её перед тобою не закрыли”. Но это не значит, что старая пословица чём-то хуже. В конце концов, у каждого свой стиль жизни.

Скандально известный писатель Григорий Климов связывал функции жрецов и вождей в примитивных племенах с признаками шизофрении: вождь стремится возвыситься над другими – это признак мании величия; он связывает себя с богами – то же самое, и, наконец, он слышит голоса и видит духов – это явный признак галлюцинаций, которые возникают у шизофреников. А, если это так, то, если бы не шизофрения, у нас не возникло бы ни религии, ни идеологии, ни государственной власти. Впрочем, сейчас быт и мышление африканских полудиких племён до сих пор привлекают внимание учёных.

К широко известным признакам шизофрении также относится болезненное самокопание и склонность разговаривать с собой либо с воображаемым собеседником. Примеры этого можно легко встретить и в обычной жизни у вполне здоровых людей.

Любой человек, лишившись общения с внешним миром, переключается на мир внутренний, “живёт в себе”, вполне может даже сам с собой разговаривать. Где тут шизофрения, а где – ещё нет, вопрос философский.

Робинзон Крузо разговаривал и сам с собой, и с кошкой, и с собакой, и даже со стулом – но нам его здоровью во всех отношениях можно только позавидовать. А регулярные беседы с воображаемым собеседником (просите уж за кощунство – так говорит об этом сама наука!) – удел религии.

И фраза о том, что “когда Бог начинает отвечать человеку на его молитвы – это шизофрения” – тоже вещь относительная.

“Болезненным самокопанием” занимаются и герои произведений Достоевского, и многие деятели искусства, и даже любой человек, впавший в депрессию. В конце концов, в связи с этим даже бытует мнение, что депрессия – это лёгкая степень шизофрении. А, если это так, то что же есть болезнь? И почему болезни так боятся люди?

Примерами шизофрении изобилует средневековая история. Несколько сложнее сделать выводы о древней истории, по причине того, что у нас недостаточно источников, которые рассказывали бы о мышлении древнего человека.

Известно лишь, что даже буддизм – одна из самых древних религий, известных человечеству – может послужить своеобразной иллюстрацией к шизофрении.

Эта религия наглядно отражает конфликт земного мира и духовного (что встречается у всех шизофреников), призывает искать силы для нравственного самосовершенствования в своём сознании и отказывается от всех земных желаний.

Мечты неосуществимы, а, осуществляясь, они не дают обещанного счастья – таков один из принципов этой религии. Здесь проявляется отсутствие мотивации, ангедония (отсутствие либо очень малое количество положительных эмоций в жизни человека), характерные для шизофреников.

Гаутама Будда, основатель буддизма, по праву может считаться счастливым шизофреником – утратив мечты и желания, потеряв мотивацию к труду и даже общению, он, тем не менее, обрёл состояние блаженства, которое сам назвал нирваной. И тысячи людей по всему миру до сих пор берут с него пример. Воистину, это можно назвать своеобразным духовным подвигом, достойным уважения.

В мировоззрении средневекового человека разрыв между “храмом человеческой души” и внешним миром считался каноном. Отсюда и всем известное “миром правит Сатана”, и восприятие жизни, как страдания, и множественные случаи бытового насилия и сумасшествий, описываемые в средневековых книгах.

Можно представить себе величину психологического напряжения в средневековом обществе, если даже пиры манерной аристократии редко обходились без жестоких драк. Для общего представления стоит хотя бы процитировать высказывание французского поэта XV в.

о том, что “быть добрым человеку легче, чем злым, ибо ко злу человека ведут только мир, Дьявол и плоть, а добра двадцать два помощника”. Под “двадцатью двумя помощниками” имелось ввиду не что иное, как нравственные добродетели.

То есть – опять-таки, внутренний мир, который, как мы видим, ни в чём не согласуется с внешним.

На Руси испокон веков почитали блаженных – людей, отказавшихся от мирских благ и всецело посвятивших себя Богу. Можно вспомнить, что даже в “Войне и мире” Льва Толстого Марья Болконская выражает искреннюю симпатию этим людям. А ведь на дворе XIX век! Блаженные носили вериги и без конца молились, отказавшись от желаний и земного счастья. Ничего не напоминает?

Ко многим средневековым святым приходили видения. Даже знаменитая Жанна д’Арк, канонизированная католической церковью, в тринадцать лет созналась матери, что видела ангелов. Правда это или игра воображения – пожалуй, что мы никогда теперь не узнаем.

Но факт остаётся фактом, ведь о галлюцинаторных видениях рассказывали не только святые и блаженные, но и ясновидящие, колдуны и прорицатели.

Несмотря на греховность сего занятия, колдовство широко использовалось в Средние Века, а ещё чаще – в ритуальных практиках народов, живших до нашей эры.

Шизофрениками были многие деятели искусства, религии и даже науки.

Математические гении Григорий Перельман и Джон Неш, Франц Кафка и Фридрих Ницше, Винсент Ван Гог и даже харизматичный лидер Германии и палач народов Адольф Гитлер – все эти люди по-разному повлияли на мировую историю, но всех их объединяет одна и та же болезнь – шизофрения.

Каждый из них по-своему добился успеха, и помогла им их болезнь или помешала – большой вопрос. Есть даже мнение, что шизофрения – лучший друг творческих людей, так как именно она даёт наибольший полёт фантазии. Хорошо это или плохо – решать вам.

VN:F [1.9.20_1166]

Рейтинг: +4 (из 6 оценок)

Источник: http://stimulas.ru/motivators/shizofreniya-eto-inoy-tip-myishleniya.html

Как устроен шизоид?

Для шизоида может быть вполне обычным ощущать себя ВНЕ тела, считать, что тело – это что-то вроде «аватара», в которое вселился его дух на время текущей жизни на Земле.

Укорененность в теле для шизоида может оказаться около 10%, то есть, настолько он чувствует и ощущает, а в остальном думает о чем-то своем, мечтает, подавляет. Отсутствует в контакте.

Обычно шизоид двигается так, словно (метафорически) в прошлой жизни был кем-то вроде насекомого, или трех-пяти метрового роста существом, или наоборот, маленьким очень, а сейчас оказался вот в этом странном теле в довольно трудной и агрессивной для него реальности.

Слишком много сигналов, слишком высокая чувствительность.

Чтобы понять ощущения шизоида представьте, что вы прямо сейчас оказались в кресле пилота самолета, который летит.

Вот примерно так ощущает себя шизоид, когда начинает немного сосредотачиваться на сигналах своего тела.

Читайте также:  Что делать с чувством вины? - психология

Достаточно часто люди с шизоидным типом личности обладают астеническим телосложением, т.е. худенькие и словно вытянутые в длину, с тонкой костью, хрупкие и неуклюжие на вид.

При наличии других хорошо выраженных радикалов в структуре личности, шизоид может быть и вполне полным, но при этом ощущение его легкости, малоприсутствия в реальности будет сохраняться.

Высока вероятность того, что человек данного типа личностной структуры окажется в зависимости от алкоголя или психо-активных веществ (наркотиков), как способа делать его уход в другую реальность, как средства изменения состояния.

Сексуальность шизоида сфокусирована больше в фантазийной части его жизни, чем в чувственной, что делает его особенно привлекательным для эмоционально созависимых людей, которые подсознательно реагируют на контрзависимых партнеров.

Отношение к здоровью у человека с шизоидным типом личности может быть либо предельно небрежным и игнорирующим, либо сверхтревожным и запредельно мнительным.

Чувства

Шизоиды избегают сильных переживаний. Слияние для них как огонь для Снегурочки, кажется равносильным смерти через растворение в другом человеке.

Страх хаоса, страх жизни, телесности и чувственности, сильных и ярких желаний других людей, иногда до ужаса может быть не понятен для многих, особенно тех, кто любит яркие и динамичные эмоции.

Быть шизоидом – значит чувствовать страх быть поглощенным (другими людьми, событиями) и разрушенным, страх потерять себя и одновременно неосознанное желание поглощать внешние объекты (других людей).

Что приводит к страху близости и стремлению держаться на очень дальней дистанции в контакте.

Шизоид настолько сильно, до ужаса боится смерти и разрушения, что отключается, и не решается чувствовать и жить.

Симпатия, любовь шизоида – это нежность.

Мысли

Способность видеть массу мелких деталей и сочетать их самым разным образом, соединять несоединимое на взгляд большинства людей, и получать странный мир хаоса – особенность шизоидов.

Что им дается гораздо труднее, это выделять главное, основную линию и выстраивать цель и задачи к ней, а затем удерживаться на выбранном мыслительном маршруте.

Для шизоида пока не очень важны социальные нормы и правила, его тотальная жизненная задача – это решить «да, я буду жить в этом мире».

Разбираться с тем «кто я и какой я» придется на следующих этапах развития.

Отсутствие внутренних рамок и ограничений дает шизоиду огромный простор для творчества.

А еще много хаоса и полное отсутствие опор и ориентиров, что увеличивает его страх перед людьми и реальностью.

Желания

Желания шизоида – это свобода, комфорт и безопасность.

Идеальные мечты шизоида:

Остров, он там один, на острове замок, дом, с полным обеспечением, симпатичная природа, песок, море, тишина и одиночество.

И односторонняя возможность ему при желании съездить (или слетать) к людям на материк.

Или, он в космосе, на отдельной планете, или космическом корабле. И снова, в безопасности, в сильной защищенной среде, свободен, и может выбираться к другим людям, только когда и если сам захочет.

В фантазиях тело шизоида такое, как он хочет и часто обладает волшебными признаками, может летать, превращаться в кого-то, меняться по его желанию.

Он легко может представить себя и не человеком, и не самим собой (другое тело, другие возможности).

Относительно людей и отношений шизоид может хотеть, чтобы был кто-то идеально ему подходящий, любящий его и заботящийся о нем, но так и на той дистанции, какая ему самому комфортна.

Виртуальный мир, виртуальная любовь созданы шизоидами.

Решения и действия

Чтобы начать что-то делать у человека есть несколько способов.

Он действует, реагируя на физические ощущения. Шизоид чаще всего избегает жизни в теле, игнорирует свою телесность.

Человек действует, реагируя на свои чувства. Шизоид испытывает страх сближения, слияния и избегает людей и дел, которые для него очень привлекательны, чтобы не потерять себя, или которые для него кажутся угрожающими, активными и агрессивными.

Остальные чувства не настолько сильны, чтобы мотивировать его к действиям.

Человек действует, следуя своим установкам или целям. Но шизоидный тип личности не может быть настолько последовательным, в мире информационного хаоса трудно выдержать «генеральную линию».

На один аргумент он тут же приводит себе противоположный, из одной идеи рождается еще сотня, это быстро довольно таки меняется, и не проходит барьер реализации в действительности, т.к.

слишком  мало энергии.

Желания, влечения – сила, на которой человек уже выбрался в космос, заселил всю планету, и сделал массу ужасных и прекрасных вещей.

Для того, чтобы реализовывать свои желания, нужно решить онтологический, бытийный вопрос шизоида «жить или нет», однозначно в пользу ДА, жить.

Пока ответ «не знаю, тут слишком трудно, страшно», то и желания легко удовлетворяются в области фантазий.

Прокрастинация шизоида – это результат избегания контакта с полной палитрой ощущений, чувств, мыслей, убеждений, целей, желаний, и как следствие, очень мало действий.

Человек как бы «висит» между «да» и «нет».

Он замкнул все энергоконтуры на мир фантазий.

Источник: https://psy-novosib.ru/shizoid6/

Мышление. У шизоида оно практически отсутствует

Понятие греха

У шизоида оно практически отсутствует. Он все подвергает критике, сомнению, он скептик. Он ни во что не верит без проверки, без научного осмысления. Знает он много, так что на любые запреты у него всегда найдутся психологические отговорки-объяснения.

А грех — это нарушение запрета, по отношению к которому трудно найти разумное обоснование. Поэтому и любые вольности, в том числе сексуальные, шизоид умозрительно одобряет, это эксперимент на себе, так же как и любые научные риски: клонирование, трансплантология и т. п.

Их открытия в области ядерной энергии мы уже расхлебываем.

При всем этом шизоид не кается, потому что он никакие свои действия грехом не считает.

Мы поняли, что эпилептоид не умеет видеть альтернативных вариантов. Те программы, которые ему даны паранойяльными, он принимает и потом становится закрыт к идеям со стороны. И паранойяльного характеризует та же узость, но уже по отношению к втемяшевшейся ему собственной мысли.

Гипертим в этом отношении более свободен, он может принять альтернативы, но они у него заимствованные. А шизоид сам порождает все альтернативы. У шизоида в ходе его размышлений пояляется много различных вариантов. Он их не отбрасывает, а развивает.

Если что-то противоречит его первоначальной мысли, он скорее заинтересуется этим противоречием, чем защитой первоначальной мысли. При этом ни гипертим, ни шизоид не мучаются в выборе той или иной альтернативы.

Мучится психастеноид, если видит множество вариантов и не знает, какой предпочесть, а, остановившись на каком-то, все равно сомневается, правильно ли сделан выбор.

Если у паранойяльного в ходу софизмы (осознанные мыслительные подтасовки), то у шизоида — скорее паралогизмы (неосознанные подтасовки). Или даже нет, это больше похоже на любование противоречием: с одной стороны — с другой стороны…

У шизоида процесс мышления свободный: он творит непринужденно, как птичка поет, бессистемно, как бы парит в мире абстракций. Разовьем ранее высказанную мысль, что человеку с шизоидным складом ума нравится больше сам процесс мышления, чем его результат (парнойяльному важен результат, а не процесс). Вот шизоид начал работать по замыслу своего руководителя.

И если вдруг возникло противоречие между альтернативными вариантами, он с интересом разрабатывает противоречивые идеи, ему любопытны побочные продукты его работы. «Побочные» продукты он не отбрасывает, даже если они противоречат его основной идее, ведь именно они могут оказаться более продуктивными в других отношениях.

Он развивает их, копается в деталях, зарывается в мелочах — и забывает о цели.

К результатам своего мышления он относится более или менее бесстрастно: вон, дескать, что получается…

■ Это сатирически отобразил Гоголь в «Мертвых душах». В конце поэмы у него появляется доморощенный философ Кифа Мокиевич, который задался вопросом: «Ну а если бы слон родился в яйце, ведь скорлупа, чай, сильно бы толста была, пушкой не прошибешь; нужно какое-нибудь новое огнестрельное оружие выдумать».

Шизоид разрабатывает свои мысли подробно, в деталях, в отличие от паранойяльного. Но они менее «причесаны», чем у психастеноида, менее систематизированы, зато более богаты и разнообразны.

У шизоида велик разброс в его ассоциативных рядах.

В главе о паранойяльном мы писали, что шизоид на слово «верная» даст не стандартное «жена», а неожиданное: «гибкость», «масть», «эмоция», то есть связи между вспомнившимися словами у него слабые, нежесткие.

И на том или ином основании («верная гибкость» — не подводящее человека качество, «верная масть» — в картах, «верная эмоция» — то есть адекватная, «ветреная» — в противовес «верная») таких ассоциаций шизоид набросает вам великое множество.

Мышление его похоже на рябь и зыбь. Оно бессистемно. В случае акцентуации можно сказать, что у него «каша» в голове . В качестве штриха к портрету напомним, что у него «каша» и на голове, и во рту. И вот получается: у шизоидов «каша» на голове, в голове и во рту.

Мышление у шизоида затрагивает абсолютно все. Оно нецеленаправленно. Он глубоко задумывается по поводу всего, что попадает в его поле зрения.

■ Попало в поле зрения яблоко, которое упало на землю, — рождается мысль о всемирном тяготении. Выплеснулась вода из ванны при погружении в нее тела — возникла мысль о том, как решить вопрос о содержании золота в тиаре тирана.

Можно сказать даже, что у шизоида не только поведение не волевое, а полевое, но и мышление. Его мыслительный процесс зависит от того, что попадает в поле внимания.

Шизоид мыслит, как мы отмечали, с помощью карандаша и бумаги, ему больше ничего часто и не нужно: записать мысль, и все, этого достаточно — никаких механизмов или приспособлений. Что такое мысль? Нечто бесплотное.

Вот если бы механизмы какие-то материальные. Да, но если это мысль о том, что кинетическая энергия равняется массе, умноженной на скорость света в квадрате, то она может сдвинуть горы — и не фигурально, а буквально.

И для рождения этой мысли достаточно карандаша и блокнота.

В отношениях с шизоидами, так же как с паранойяльными, лучше составлять договор. Шизоид не будет хитрить умышленно, но лазейки для себя или своего клиента в законе найдет.

Этим шизоид хорошая находка для подлецов, он в общем-то беспринципен, работает на того, кто платит, а свое нравственное лукавство расценивает как выигрыш в умственном соревновании. У него это — «философское отношение к жизни».

Он — адвокат для разных нарушителей нравственности.

Шизоиды — генераторы идей. Идей много, они буквально роятся, часто не связаны друг с другом. Он может, как уже говорилось, параллельно развивать и в корне противоположные мысли. Шизоиду глубоко наплевать на противоречия в его концепциях.

■ Я знал одного философа, который жил тем, что писал диссертации для российских чиновников. В одной диссертации он отстаивал президентскую республику, в другой — парламентскую, в третьей доказывал преимущества конституционной монархии. При этом все три позиции выглядели убедительно.

Результаты мышления шизоида могут быть востребованы сразу, и тогда его идеи развивают, за них платят, их проталкивают. Но чаще всего его идеи рассматриваются как фантазии, которые никому сейчас не нужны.

Некоторые философы все сознание и всю психику человека объявили «эпифеноменом» — неким побочным явлением, никому не нужной пленкой наподобие плесени. По отношению к продуктам мышления шизоида это подходит более всего. Но «игра ума» шизоида часто сказывается вполне материальными достижениями в далеком будущем.

Герон две с лишним тысячи лет назад открыл реактивное движение. А востребована эта идея была только в наше время. Две тысячи лет это было не более чем игра ума.

Да и сейчас, если идея современна, то есть если в принципе может быть востребована, шизоиду для проталкивания его идей нужна «ракета-носитель», нужен импресарио. Когда говорили, что талантам нужна поддержка, а бесталанные пробьются сами, под талантами фактически подразумевали шизоидов.

В силу критичности мышления шизоид с трудом поддается внушениям. Поэтому при гипнотизации у него чаще всего лишь наблюдается легкая сомноленция, а глубже в гипноз уходят истероиды.

Этим объясняется и то, что шизоид скорее нерелигиозен. В религиозных построениях для него слишком много от мистики, а не от научной логики.

Но если он все-таки с детства уверовал в некие догматы, то пытается и идеи свои разрабатывать в рамках этих догматов, в итоге путается и запутывает всех.

■ Один шизоидный подросток в ответ на вопрос, что он сейчас читает из художественной литературы, заявил, что ничего не читает, потому что при чтении художественной литературы он не чувствует сопротивления материала.

Ну а сензитивы, истероиды, гипертимы, напротив, смотрят сериалы именно потому, что там нет «сопротивления материала».

Источник: https://studlib.info/psikhologiya/3976379-myshlenie-u-shizoida-ono-prakticheski-otsutstvuet/

Ссылка на основную публикацию