Оперативное внушение — психология

Техника скрытого внушения. Инъекции

В целом, скрытые внушения можно разделить следующим образом:

  1. Внушение через речевые стратегии
  2. Внушение с использованием скрытых цитат
  3. Внушение через маркирование
  4. Создание мыслеформы

1. Внушение через речевые стратегии

Вместо того, чтобы непосредственно давать собеседнику инструкции, вы можете растворить указание в структуре своего предложения, к примеру: «возможно, следующая информация покажется Вам интересной», «разве Вы не чувствуете, пора наконец получить то, что по праву принадлежит Вам».

Скрывая команды в структуре предложения, вы формулируете их мягче и изящнее, не вызывая сопротивления. Как правило, при подаче собеседнику скрытых команд используются следующие техники: допущение, ограничение выбора, отвлеченное предложение, отрицание, причинно-следственная связь, противопоставление, трюизм и т. д.

(смотрите соответствующие разделы сайта).

2. Внушение с использованием скрытых цитат

Скрытые цитаты являются одной из наиболее эффективных техник скрытого гипноза, основанных на высказывании собеседнику мыслей постороннего человека или создании искусственной ситуации, используемой в качестве повода для психологического воздействия.

При этом, даже если вы говорите от лица другого человека, подсознание собеседника воспринимает ситуацию непосредственно, будто вы обращаетесь именно к нему.

За счет такого построения внушения, вы достигаете сразу нескольких целей: скрываете свои намерения от сознания собеседника, понижаете тонус самого сознания за счет рассказа мини-истории, а также получаете возможность использовать самый сложный диапазон средств воздействия.

В качестве отличного примера, характеризующего данный прием, можно привести шоу Дерена Брауна, когда тот в сопровождении телекамеры подходил к какому-либо человеку в метро и говорил примерно следующее: «Здравствуйте. Мы снимаем фильм о метро. В фильме рассказывается, как вдруг внезапно человек может забыть станцию, на которой ему надо выходить… Раз – и забыл! Вот Вы, к примеру, на какой станции выходите?».

3. Внушение через маркирование

Маркирование – технология скрытого гипноза, связанная с невербальным выделением той части высказывания, которая содержит спрятанную команду.

Это можно сделать, к примеру, изменяя тембр голоса, когда вы излагаете указание, используя для выделения внушения громкость речи, вставляя небольшие паузы до и после указания, а также осуществляя жестикуляцию рукой, манипуляции с предметами (ручка, зажигалка, мобильный телефон) и др.

Примеры реализации техники. Вы говорите эмоционально окрашенное сообщение о человеке, одновременно на него указывая. Чем менее явно указывать, тем лучше.

– У тебя бывало так, чтобы ты без памяти влюблялся в первого попавшегося человека? С которым ты недавно познакомился? На словах «первого попавшегося человека» показываете на себя.

– Обычные парни встречаются с обычными девушками. Хорошие парни (указываете на него) встречаются с хорошими девушкам (указываете на себя).

и другие примеры скрытых внушений как управлять мужчиной

Когда требуется негативно настроить группу лиц против человека, можно сказать так:

– Я недавно видел на улице бомжа (маркируете человека), он лежал в луже блевотины (маркируете), от него несло каким-то дерьмом (маркируете). Люди обходили его за пять метров, потому что от него очень сильно несло. Но странно, на его лице была очень довольная улыбка. Бывает же такое.

Другие примеры:

– Ты же совсем мокрый! Замёрз, наверное?

– Ага, есть маленько. Сейчас бы чаю горячего! – делаю тонкий намек.

– Если хочешь, то можешь зайди ненадолго погреться.

– Если я сейчас зайду — ТЫ БУДЕШЬ КО МНЕ ПРИСТАВАТЬ, — выделил я интонацией ключевые слова.

– Не буду!

– Ну, ладно, уговорила, — немного поломавшись для вида, согласился я. — Пошли!

Увы, я понимаю, что было глупо ДУМАТЬ, ЧТО ЭТО ВСЕ МОЖЕТ БЫТЬ ТАК… Hавеpное, мы не ПОДХОДИМ ДРУГ ДРУГУ

Знакомство с девушкой в общественном транспорте:

— Знаете, есть такой анекдот… Парень подсел к девушке в автобус, думает, думает, как с ней заговорить. Потом спрашивает: У вас есть ICQ?

— Нет…

— А электронная почта?

— Тоже нет… А Вам зачем?

— Жаль. МОГЛИ БЫ ПОЗНАКОМИТЬСЯ (фраза выделяется брутальным голосом, у собеседницы уже разрыв шаблона, поэтому внушение прокатывает 🙂 )

Девушка здесь уже как правило улыбается)

— А как у Вас с ICQ? 🙂

Варианты ответа:

— Есть. — Записываю номер )

— Нет — Меня устроит и номер телефона)

— А Вам зачем? — Вы мне очень понравились и я хотел бы узнать Вас получше)

«Однажды моя знакомая встретила парня, и была такой дурочкой, что не стала с ним встречаться, но прошли годы, она снова встретила его и, хочешь верь хочешь нет, безумно влюбилась ИМЕННО В ЭТОГО ПАРНЯ. Мы постоянно шутили над тем, что она могла наслаждаться своей любовью все эти годы, но вместо этого она сама себя наказала, отказавшись от этих чувств».

Создание мыслеформы

Реализуется за счет закладывания в голову собеседника мыслей, которые направляют его рассуждения в правильную сторону. Такие мысли, сказанные убедительно, как правило, начинают жить в голове собеседника своей собственной жизнью, со временем развиваясь.

Разговор по телефону:

– Привет.

– Привет, а кто это?

– Ты подошла вчера ко мне в кафе и сказала, что я очень тебе понравился.

– Я не могла тебе такого сказать!

– Я точно помню, как ты смотрела на меня и говорила «Какой ты классный».

Источник: https://avernus.ru/techniki-vnusheniya/technika-vnusheniya-skritie-inektsii

Психология внушения

На всех этапах человеческой жизни происходили попытки одного человека или группы лиц влиять на других людей. Примером являются всевозможные религиозные, политические, экономические, военные и прочие организации, которые пытаются манипулировать человеческой психикой.

Внушение является способом воздействия одного человека на другого с целью создания у него определенного состояния или побуждения к определенным действиям; при этом следует отличать его от понятия убеждения.

Убеждение характеризуется логичностью доводов и суждений, наличием достоверных фактов, ему нужна ясность сознания. Внушение же проникает в сознание человека беспрепятственно, не подвергаясь критике и обсуждению.

 

Эффект внушения часто возникает в результате деятельности СМИ (реклама, пропаганда), а его эффективность напрямую зависит от авторитета субъекта, оказывающего влияние, будь это телерадиокомпания, интернет-ресурс, типографическое издание или еще один пример — психотерапевт, использующий внушение в своей психологической практике.

В этой связи стоит отметить, что чем больше толпа, подверженная внушению, тем тяжелее отдельно взятому индивиду противостоять потоку лже-фактов, которые обитают в ней.

Доктор философии и единомышленница Карла Юнга – Мария-Луиза фон Франц (1915-1998), ставшая после смерти своего учителя основным выразителем его идей, в книге «Человек и его символы» (1961), написанной совместно с Юнгом и другими его последователями, пишет: «Попытки влиять на общественное мнение через газеты, радио, телевидение и рекламу строятся на двух факторах.

С одной стороны, они опираются на механизмы отбора, выявляющие тенденции бытующих мнений или желаний, то есть коллективных настроений. С другой стороны, они отражают предрассудки, проекции и подсознательные комплексы (главным образом, комплекс силы) тех, кто манипулирует общественным мнением».

Внушение можно разделить на два вида – это внушение:

а) в бодрствующем состоянии,

б) в гипнозе.

Внушение в бодрствующем состоянии, в зависимости от «инструмента» внушения, можно подразделить на реальное и вербальное. Под реальным понимают внушение, производимое действием или другим неречевым способом, соответственно, внушение, производимое речью, называют вербальным. Согласно другого подхода к классификации, внушение в бодрствующем состоянии можно подразделить на прямое и косвенное.

Прямое внушение заключается в воздействии на человека прямой речью, несущей в себе определенное словесное значение или приказ. При косвенном (или опосредованном, скрытом) внушении на внушаемого оказывают влияние не прямо, а путем использования определенной ситуации, процедуры, предмета и т.д.

Примером такого вида внушения может быть ситуации, когда человеку дают таблетку из нейтрального вещества (мел, мука и т.д.) и сообщают, что это лекарство. Эффект в большинстве случаев гарантирован.

Кроме того, важно различать понятия: суггестия – воздействие одного лица на другое и аутосуггестия – самовнушение, которое согласно исследованиям, может быть произвольным и непроизвольным.

 

Основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд (1856-1939) в своей психологической практике использовал гипноз, однако позже отказался от прямого гипнотического внушения, т.к. видел в нем посягательство на свободу человека и препятствие к познанию природы болезненных симптомов.

Непрямое и непреднамеренное внушение он назвал «доверительным ожиданием» и считал, что «имеется некий фактор, зависящий от психического состояния пациента». В своей работе «Психология масс и анализ человеческого «Я»» (1921) он отметил, что внушение – это изначальный и неустранимый факт психической жизни человека.

 

Внушаемость – это индивидуальная некритическая податливость воздействиям окружающих людей. В зависимости от степени внушаемости, выделяют внушаемых, моловнушаемых и невнушаемых людей.

Внушаемые люди легко поддаются указаниям и советам других лиц, даже если данные советы противоречат их собственным интересам и убеждениям.

Такой тип людей легко перенимает настроение и привычки окружающих, вплоть до возникновения у них склонности к подражанию.

Повышенная внушаемость характерна для детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также для людей со слабым типом высшей нервной деятельности (меланхолический темперамент) и акцентуированных личностей: тревожных, эмотивных. Имеет место тот факт, когда совершенно обычные люди при утомлениях, травматических и посттравматических стрессах, а также после перенесенных заболеваниях, особенно связанных с работой нервной системы, бывают повышено внушаемы.

Условия неопределенности (революционные периоды, войны, стихийные бедствия) также способствуют внушаемости. Большое значение имеет вера в определенную идею — имея веру во что-то, люди не противодействуют влиянию извне.

Таким образом, степень внушаемости меняется в зависимости от числа факторов, располагающих человека стать объектом внушения и имеет ситуативно-переменный характер.

опубликовано econet.ru 

Источник: https://econet.ru/articles/109244-psihologiya-vnusheniya

Метод внушения в оперативно-розыскной деятельности

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

  1. Система методов психологического воздействия на личность в оперативно – розыскной деятельности.
  2. Психология в следственной и оперативно – розыскной деятельности.
    1. Психология предварительного следствия.
    2. Психология оперативно – розыскной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной  темы заключается в том, что в связи с тем, что профессия следователя и опер работника по ведущим характеристикам является профессией типа “человек-человек”, знание психологии людей, ориентация в закономерностях и механизмах преступного поведения, в возможностях реализации психологических методов исследования и психотехнических приемов воздействия может существенно влиять на эффективность профессиональной деятельности данных категорий сотрудников правоохранительных органов.

В преступной деятельности, как известно, нередко используется маскировка противоправных деяний, чтобы  умышленно ввести в заблуждение  следователей и опер работников.

А поэтому в начальный период профессиональных действий им действительно сложно определить с каким типом ситуации они столкнулись.

И разгадать эту «загадку можно лишь распутав “психологические следы», или иначе собрав психологические источники доказательств и психологически переиграв преступника.

Объектом исследования выступает  внушение в правоохранительных органах.

Предметом настоящего исследования является психологическое внушение в следственной (оперативно – розыскной) деятельности.

Цель контрольной работы – выяснись, как внушение влияет на профессиональную деятельность правоохранительных органов.

Задачи исследования:

    • Расскрыть само понятие внушение;

В работе использованы труды  известных ученых: Васильев В.Л., Еникеев М.И., Беличева С.А., Романов В.В., Столяренко А.М., Андреева Г.М., Бандурка А.М. Бочарова С.П., Землянская Е.В., Васильев В.Л., Чуфаровский Ю.В.

Читайте также:  Китай система образования - психология

Настоящая контрольная работа объёмом 19 машинописных страниц состоит из введения, двух разделов, трех подразделов, заключения и списка литературы (10 источников). 

  1. Система методов психологического воздействия на личность в оперативно – розыскной деятельности

Психологические исследования, особенно в последнее время, показывают, что есть очень устойчивые к чувству  страха люди. Поэтому к ним довольно трудно применить принуждение. В  целях оказания на таких лиц психологического воздействия применяется метод  внушения.

Метод внушения — одно из средств взаимного влияния людей  в процессе их общения. Особенность  внушения проявляется в том, что  оно оказывает влияние на поведение  объекта воздействия незаметно  для него. Бесконтрольно проникнув  в психику, внушенная идея реализуется  в виде поступков.

Вместе с тем  сам человек оценивает свои действия как сами собой разумеющиеся. Оперативно-розыскная деятельность, насыщенная различными элементами общения, представляет собой обширную сферу для внушения.

Отсюда понятно, что овладение хотя бы в части приемами внушения очень важно для сотрудника.

Слово «внушение» имеет ряд  значений. Мы будем рассматривать  внушение как специфическое воздействие  на человека в состоянии бодрствования. Оперативный сотрудник в своей  практике имеет дело именно с этим видом внушения.

Для такого внушения, как правило, характерно не бесконтрольное, а лишь притупленное сознание и снижение критичности у интересующего  правоохранительные органы лица. Следует отметить, что внушение как метод влияния на личность — это психологическое воздействие, воспринимаемое объектом без должного контроля сознания.

Внушающее воздействие основано на специфическом качестве человеческой психики — внушаемости, то есть способности воспринимать внушение. Для того чтобы пользоваться приемами внушения, надо уметь выявлять внушаемых людей и определять состояние их максимальной внушаемости.

Степень внушаемости зависит главным образом от характера выполняемой индивидом социальной роли, резкое изменение которой, как правило, создает благоприятные условия для повышения внушаемости. И наоборот, повышение значимости исполняемой социальной роли ведет к росту независимости объекта, базирующейся на критичном отношении к своим поступкам.

Сотрудник, если он тщательно наблюдает за интересующим его лицом, всегда может с уверенностью сказать, повысился или понизился у этого лица уровень внушаемости. Сравнивая социальную значимость ролей, сотрудник способен сделать вывод о том, у кого из группы наблюдаемых этот уровень выше, а у кого ниже.

Это, безусловно, обеспечивает ему выбор метода воздействия. Однако здесь следует принять во внимание ряд обстоятельств. В частности, чем старше человек, тем тяжелее он поддается внушению. Уменьшение внушаемости происходит постепенно, в процессе воспитания, социального общения и практической деятельности индивида.

Образованные люди менее внушаемы, чем необразованные. Внушаемость зависит и от уровня культурного развития нации. Следует отметить, что женщины в основном более внушаемы, чем мужчины. Причиной этого является выполнение женщиной специфических ролей в обществе, в семье, на производстве.

Однако, если женщина длительное время занимает престижное положение в обществе или если она выступает в роли лидера, то ее уровень внушаемости может быть не ниже, чем у мужчины. Практика показывает, что на внушаемость влияют и свойства нервной системы человека. К.И.

Платонов отметил, что одной из причин слабой внушаемости, свойственной некоторым лицам, может быть превалирование второй сигнальной системы над первой (мыслительный тип нервной системы) при высокой уравновешенности и подвижности основных корковых процессов. Внушаемые, как правило, принадлежат к выраженному художественному типу нервной системы. Внушаемость зависит также и от психического состояния человека и тревожности. Внушаемость самым тесным образом связана и с особенностями психики людей.1

Это указывает на тот факт, что сотрудник правоохранительного  органа, пользуясь доступными ему  методами изучения личности, имеет  возможность сделать заключение о внушаемости интересующего  объекта. Однако при этом он непременно должен учесть отношение этого объекта  к внушающему воздействию. Согласно И.П.

Павлову, эффект внушения состоит  в концентрации сильного возбуждения  в определенном участке головного  мозга при условии заторможенности  других участков. Отсюда сама модель внушения оказывается очень простой: введение побуждающей идеи на фоне притупленного  сознания и снижения критичности  со стороны объекта.

Таким образом, чтобы обеспечить внушение, нужно  «поместить» внушаемого в специфическое  фоновое состояние, в котором  бы он был глух ко всему, кроме слов внушающего.

Наиболее простым, но вместе с тем и самым надежным способом введения объекта воздействия в  фоновое состояние является его  расслабление, о высокой степени  которого можно судить по ряду признаков: откинутое на спинку кресла (стула) туловище, раскрасневшееся лицо, блестящие  глаза, свободно расставленные ноги, распрямленные руки и т. д. Согнутая над столом фигура, подогнутые ноги, блуждающий взор, морщины на лбу  и вертикальные складки на переносице указывают на напряженное состояние  объекта. Вместе с тем «расслабленность и эмоциональная напряженность, парализуя мышление, усиливают внушаемость. Если объект воздействия не проявляет  признаков расслабления или напряженности, то необходимое для внушения фоновое  состояние у него может быть вызвано  идентификацией, то есть отождествлением  себя с объектом по значимым для  него аспектам. Идентификация с объектом воздействия облегчается в том  случае, если внушающий: 1) смотрит на вещи, факты, события глазами объекта; 2) относится сочувственно к его мыслям и желаниям; 3) выбивает у него положительные эмоции. А это ведет к тому, что объект воздействия скорее примет совет или предложение со стороны внушающего. Этого можно добиться также путем активизации сокровенных чувств объекта.

Диапазон сокровенных  чувств очень широк. В зависимости  от индивидуальных особенностей он может  включать различные аспекты духовной и материальной жизни людей. Сам  процесс активизации воздействия  всегда связан с заинтересованностью  объекта, то есть с возникновением у  него интереса и к внушаемому (оперативному сотруднику), и к проблеме беседы.

  1. Психология в следственной и оперативно – розыскной деятельности

2.1. Психология  предварительного следствия

Расследование преступления представляет собой восстановление истинной картины события, имевшего место в прошлом, по имеющимся  в настоящем прямым и косвенным  признакам (вещественным доказательствам, психологическим следам, свидетельским  показаниям и пр.).

При психологическом анализе в целостной профессиональной деятельности следователей выделяют обычно следующие структурные составляющие (подструктуры): познавательно-прогностическая, коммуникативная, организационно-управленческая, социально-воспитательная.

В познавательно-прогностической  подструктуре следственной деятельности весомая роль принадлежит следующим сторонам: поисковой, реконструктивной и удостоверительной.

Первая из них представляет собой собирание следователем разноплановой информации о событии преступления, вторая – текущий и завершающий анализ собранной информации и выдвижение на базе этого анализа и синтеза специальных знаний версий, объясняющих случившееся событие, третья сторона –удостоверительная – это приведение всей добытой информации в специальную, предусмотренную законом форму — протокол, постановление и т.д.

Коммуникативная подструктура следственной деятельности заключается в построении и сборе в ходе профессионального общения всей необходимой информации, а также при необходимости оказание следственно важных психотехнических воздействий. Особенно большой удельный вес эта подструктура имеет при допросах и очной ставке.

Общий характер подхода к  расследованию преступлений, в психолого-познавательном плане объективно предопределен  типом возникшей следственной ситуации.

По содержанию она может быть или  алгоритмической, требующей определенной последовательности следственных действий с конкретным набором средств  и приемов расследования, или  проблемной, требующей из–за значительной неопределенности зон поиска и исходной информации творческого подхода к реализации следственной стратегии и тактики. Второй тип следственных ситуаций при опознании признаков преступления предполагает обращение серьезного внимания не только на объективную, но и субъективную сторону преступного деяния, а также их адекватного соотнесения в рамках информационно–вероятностного моделирования происшедшего события. При его реализации в качестве объектов мысленного моделирования должны выступить как само событие преступления, место и время его совершения, использованные средства, материальные следы и факты, выявленные у очевидцев, так и субъективные факторы (мотив, цель и др.) и социально-психологические условия преступления, проявившиеся в психологических коррелятах объективных признаков подготовки, обстоятельств совершения преступления и поведения различных лиц, с ним связанных. Именно подобный подход к расследованию сложных следственных ситуаций, где в моделировании уделяется значительное внимание психологическому анализу, реально позволяет следователю сосредотачиваться на установлении связей и отношений, дающих наиболее высокая вероятность объяснение фактам, и намечать адекватные последовательные шаги в следственной деятельности.

Основным психологическим  аспектом ориентировки в субъективной стороне события преступления и  поведении, связанном с ним лиц, является выяснение и расшифровка  психологического смысла процесса подготовки, совершения и результатов преступного  деяния.

В данном случае осуществляется поиск ответов на следующие вопросы: кто по своему психологическому складу (индивидуальным особенностям) и в силу каких побуждений мог совершить данное преступление; к какому кругу лиц относится предположительно субъект преступления (в силу профессиональных, возрастных особенностей, “почерка”); какого поведения можно ожидать от различных лиц в процессе предварительного расследования и т.д.

Ориентировка в объективной  и субъективной сторонах преступления, в поведении лиц, которые в  том или ином качестве причастны  к нему, нацелена на диагностический  сбор и расшифровку первичной  психологической информации для  установления истины по делу.

В этих целях целесообразным является, с  одной стороны, психологическое  “развертывание” (мысленные повороты–рассмотрения) имеющих место в преступлении вещных предметов, документов, следов, явлений как можно в большем числе аспектов, трактовка очередности изменений в окружающей среде при отсутствии чего–либо или появлении нового, прослеживание причинных связей, имевшихся между объектами и другими материалами дела. С другой стороны, при выявлении и непосредственном общении с лицами, возможно, причастными к преступлению, важно учитывать и прослеживать психологическую “цепочку” следующих субъектных признаков: профессиональные и бытовые навыки, особенности речи (словесные обороты, умолчания, оговорки, ослышки), мимика, жесты, поза говорящего, смена его психических состояний. Учет всех этих моментов крайне важен не только для следователей, но и для сотрудников служб, с ними взаимодействующих.

Реализация в психологическом  анализе обеспечивающей функции  связана с определением направлений  использования психологических  данных и характеристик. Обычно последние  в ходе предварительного следствия  важны для:

    • выдвижения и проверки версий, планирования расследования в полном объеме;
    • поиска и закрепления доказательств;
    • расширения или сужения круга подозреваемых;
    • поиска и определения круга потерпевших, свидетелей;
    • своевременного применения меры пресечения;
    • определения возможных действий по сокрытию следов преступления или оказания влияния на должностных лиц, связанных с раскрытием и расследованием преступления, а также на свидетеля, потерпевшего и других лиц;
    • выбора и реализации психологических приемов установления контакта или воздействия на подозреваемого и других лиц2.

Источник: http://turboreferat.ru/psychology/metod-vnusheniya-v-operativnorozysknoj-deyatelnosti/255451-1396429-page1.html

Психология манипуляции. Внушение

Внушение, или суггестия – это индуцирование и передача настроения, мыслей, реакций, поведения, передаваемое от человека к человеку. Существует несколько видов внушения. Внушение, производимое третьим лицом, внушение, произведённое с помощью гипноза, самовнушение. Реальное внушение – внушение, произведённое с помощью какого-то процесса, действия.

Человеку вовсе не нужно участвовать в сеансе гипноза, чтобы стать объектом внушения. Это происходит с людьми практически каждый день в обычной их жизни, и чаще всего, незаметно и независимо от их желания.

Психологи утверждают, что сознанием большинства людей постоянно манипулируют. Люди часто употребляют слова и делают поступки, которые навязали им. Разные внушения всегда и везде окружают людей.

Они вмешивается в жизнь человека и влияют на неё практически каждый день.

Что это за внушения? В первую очередь внушения членов семьи человека, внушения прочтённых книг, СМИ, просмотренных фильмов, событий, происходящих в стране.

Отчего большинство людей так легко поддаются внушению? И почему людям довольно часто отведена незавидная роль марионетки?

Теория внушения

Ежедневно люди подвергаются манипуляции либо манипулируют кем-то. Испортить кому-то настроение, либо, наоборот, развеселить – это и есть манипулирование.

Улыбки, смех, слёзные мольбы, просьбы, угрозы – самые простые и распространённые действия, которые каждый совершал хоть раз в жизни. Каждый раз, когда человек ставит какую-либо цель перед собой и движется к ней, наступает время для манипуляций.

Человек манипулирует своими действиями, при этом манипулируя действиями других людей, влияет на них, мотивирует их.

Впервые это случается ещё в раннем детстве. Дети, желая получить что-то желаемое, устраивают истерику или плачут, капризничают, пока не добиваются своего. Это такой способ манипуляции окружающими людьми. Так человек учится достигать своих целей.

Успешным манипулятором становится тот, кто с лёгкостью может навязать своё мнение другому человеку, полагают психологи. Причём совершенно любое мнение. Внушение занимает огромное место в жизни человека.

Способность внушать влияет на многое. Человек становится более эффективен, если умеет свои идеи внушать другим людям.

В течение жизни на человека оказывают влияние различные внушения, иногда они положительны. В детстве ребёнок часто слышит от родителей о том, что он должен делиться игрушками с другими – тогда он заведёт друзей.

Когда ребёнок становится старше, что он должен отлично учиться и тогда он получит достойную работу. Учёные считают, что внушение – действенный способ обучения. Много педагогических и психологических методик построено на внушении.

Многие люди подвергаются внушению, связанным с корыстью. Они зачастую даже не задумываются, почему в супермаркетах всегда дают пробовать бесплатно продукты? Какова цель акций и скидок? Человек, вернувшись из супермаркета, часто не понимает, зачем он купил тот или иной товар.

Читайте также:  Просто жить - это слишком мало - психология

Практически в каждом супермаркете покупателей вынуждают идти на уступки: купи две вещи, а третью получишь бесплатно, например. Или сначала оформи кредит на стиральную машину, а потом получишь скидку на следующую покупку.

Большинство людей «покупаются» на этот трюк, который называется «Правилом взаимного обмена» – оно основано на стремлении людей к личной выгоде, как и большинство манипуляций. Манипуляция – это когда человека ловят на каких-то желаниях.

Манипуляция возможна как с сознанием одного человека так и с сознанием нескольких людей. Для техники «абсолютной очевидности» достаточно сформулировать мысль, которую вы хотите поместить в сознание других людей, как мнение, которое уже давно разделяет большое количество людей.

При умелом применении она необычайно действенна. Используя эту технику можно поместить в сознание человека даже самое абсурдное убеждение. Почему так происходит? Психика человека автоматически отзывается на мнение большинства.

Человек незаметно для себя пытается принадлежать к большинству – это определяется как конформизм.

Как защититься от неприятных манипуляций, как понять, что человеком пытаются манипулировать?

Ответ прост – человек должен знать, чего ему хочется. Если человек в панике или волнуется, он становится уязвимым для манипуляций. Но если человек сохраняет критичный ум и не теряет способность контролировать себя, и свои действия, то мошенники это быстро поймут и такой объект им сразу станет не интересен.

Надо быть просто всегда начеку и не расслабляться даже во время самого обычного похода в супермаркет. Эксперты советуют, если человек не хочет становиться объектом скрытой манипуляции, то лучше ознакомиться с методиками скрытого гипноза и методиками НЛП.

Как только человек поймёт, как это устроено и работает, станет гораздо легче увидеть действия манипуляторов.

Ждем Вашей оценки

(: 1, 5,00 из 5)
Загрузка…

Понравилась запись? Поделитесь с друзьями

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ СВЕТСКИЕ НОВОСТИ

Источник: https://ourmind.ru/psixologiya-manipulyacii-vnushenie

Глава 6. ВНУШЕНИЕ

+++++СОДЕРЖАНИЕ++++++

Внушение или суггестия — основной инструмент работы гипнотерапевта. Состояние транса наводится именно с целью проведения внушений, соответствующих проблеме пациента.

Терапия называется «гипносуггестивной» по принципу связи гипноза и внушения в ней.

Транс похож на таблетку лекарства, которую принимает больной, где внушения составляют лишь ее часть, а все остальное — неактивное вещество, необходимое для формирования таблетки.

Внушения бывают разными. Часто встает вопрос: а что же внушать человеку? С одной стороны, мы должны не подменять своими внушениями желания пациента, а с другой стороны, как узнать, что пациенту нужно.

В главе, посвященной присоединению, мы говорили о необходимости отслеживания ключевых слов пациента. Они также могут помочь нам в знании, что человеку внушать. Используя ключевые слова, человек характеризует, чего он не хочет — он характеризует проблему и определяет, что является целью терапии.

Важнее для определения внушений знать его понимание результата.

Запрос: «Хочу бросить курить», на самом деле не является целью. Это состояние, от которого он мечтает отказаться. А что взамен? Часто неуспех терапии связан с тем, что человек знает, чего он не хочет делать и иметь, но не уверен, ради чего.

Как бы он отнесся к предложению выйти из дома и пойти неизвестно куда. Велика вероятность, что он повернется и пойдет обратно. Если вы не знаете, куда идти, то цели вы не достигнете.

Поэтому мы тщательно выспрашиваем субъекта, для чего ему нужно бросить курить? Иногда это нужно не для выявления цели, а для выявления уровня мотивации.

Существуют два вида мотивации — избегание и достиже­ние. Мотивация достижения качественнее, когда есть цель, к ней легче двигаться.

Но если мотивация избегания сильна, а цель неясна, такую мотивацию также можно использовать как катализатор процесса, предполагая, что видение цели и на­правления движения есть в бессознательном человека. Мотивация пациента — важнейшее условие работы.

С помощью внушений ее можно пытаться усиливать, опираясь на ценности и убеждения человека, но самые быстрые и качественные изме­нения пациент проделывает, если мотивация к изменениям высока.

В этом отношении мне вспоминается один пациент, кото­рый пытался бросить курить много лет. Он бросал много раз с помощью различных методов, но каждый раз результат был плачевным: он вскоре начинал курить снова. Три года назад он поступил в больницу с кровотечением из язвы двенадцатипер­стной кишки, осознавая опасность этого состояния для своей жизни.

В приемном отделении его осмотрел врач, а когда па­циент спросил, можно ли покурить, врач ответил: «Ну если ку­ришь, то недолго тебе осталось…» Человек бросил курить сра­зу, без абстинентного синдрома и желания закурить, несмотря на 25-летний стаж курения.

Он четко увидел цель: сохранить жизнь, а врач провел качественную психотерапевтическую ра­боту, даже не зная об этом.

Виды внушений

Классифицировать внушения крайне сложно, они перепле­таются, сочетают в себе свойства друг друга, поэтому предлага­емая классификация будет условной. Большинство исследова­телей выделяют две группы внушений.

Первая группа — прямые внушения

К ним относятся ко­манды: «Спать» или «Забыть».

— Я досчитаю до трех и ваши глаза откроются.

— Вы будете спокойно относиться к собакам.

— После моего сеанса вы не сможете принимать алкоголь. Прямые внушения конкретны и подразумевают домини­рование психотерапевта во взаимодействии, чаще используются в классическом гипнозе.

Они не предоставляют пациен­ту возможности выбора, реализации своих потребностей.

В случае нежелания пациента выполнять прямые внушения те­рапевта нарушается раппорт и возникает ситуация неподчи­нения, что уничтожает основу гипноза и возможность тера­пии.

В эриксоновском гипнозе данный вид суггестии имеет ог­раниченное применение, он используется или в условиях глу­бокого транса, или как постгипнотические внушения после выхода из транса. Чем глубже транс, тем меньше контроль со­знания пациента над словами, которые вы говорите.

Следует помнить, что внушения могут быть сформулированы по-раз­ному. Можно сказать: «Забудь все, что было неприятного». И можно сделать это более закамуфлированно, сказав: «И какой-то внутренний голос может шептать тебе: «Забудь все, что было неприятного»».

На самом деле, внушение тоже прямое, но за­камуфлировано.

Второй класс внушений — косвенные внушения.

Это вну­шения недирективные, мягкие, ненавязчивые, иногда вкрад­чивые. Итак, какие виды косвенных внушений бывают.

Сложное составное

Сложное составное внушение представляет из себя слож­носочиненное или сложноподчиненное предложение. Чаще всего первая часть предложения является присоединением, т. е. описывает происходящее с пациентом, а вторая часть — ве­дением, т. е. говорит об эффекте, который терапевт хочет полу­чить.

«И чем дольше вы слышите мой голос, тем глубже вы може­те погрузиться в транс».

«И по мере того, как ваше дыхание становится ровным, вы можете расслабиться еще больше».

Последовательность принятия

Данный вид внушения похож на предыдущий, но состоит из большего количества фраз присоединения, позволяя этим достичь большего согласия пациента. Речь идет о последовательном принятии каких-то идей.

Человек, следуя за логикой вашей речи, мысленно соглашается с каждым последующим постулатом, поскольку согласился с предыдущим. Самым из­вестным примером является правило четырех «да», т. е.

когда оппонент вам четырежды ответил «да» на ваши вопросы, просьбы, заявления, то в пятый раз он скажет «да» автомати­чески.

«Мы с тобой встретились только сегодня, и уже вечер, мы так хорошо провели день, мы катались на каруселях, ели моро­женое, давай завтра снова сбежим из детского сада».

«Мы с вами в этой комнате. Вы слышите мой голос, ощу­щаете кресло, в котором сидите, мерно тикают часы, и ваши глаза могут захотеть закрыться».

Пресуппозиция

Под пресуппозицией или предположением понимается яв­ление, которое обязательно случится, которое не может не слу­читься. Предложение обычно строится, как сложносоставное и конструируется таким образом, что ударение падает на дру­гую часть, а безударная часть и является пресуппозицией, по­скольку звучит как само собой разумеющееся.

«Когда вы сядете в это кресло, вы сможете заняться самоис­следованием» (предполагается, что в кресло вам придется сесть).

«Когда пойдешь в магазин, купи картошки» (предполага­ется, что вы пойдете в магазин).

Трюизмы

Очень близко к пресуппозиции стоят трюизмы или баналь­ности, которые можно рассматривать как разновидность вну­шения, а можно — как пустую породу, которая необходима для заполнения пространства вашей речи.

Те, кто знакомы с фар­макологией, знают, что в таблетках только определенную часть составляют лекарственные вещества, а все остальное — напол­нитель. Вот трюизмы иногда служат для наполнения, а иногда являются непосредственно внушением.

Они представляют со­бой факты и явления, которые известны всем, и человеку даже становится скучно слушать подобное, ведь это все знают.

Субъект даже не может предположить суггестии в подобных фразах.

«Все течет, все изменяется» (внушение изменений в человеке).

«Зимой деревья стоят под снегом, но все равно в них есть жизнь» (внушение наличия ресурсов).

Негативные парадоксальные

Они обычно в себе несут отрицательные частицы. Такое внушение может действовать трояко. Во-первых, мы привле­каем внимание пациента к предмету или явлению, хотя и про­сим обратное: «И вы можете не слушать мой голос, не слушать то, что я говорю». Угадайте, что будет делать человек?

Во-вторых, ряд пациентов привыкли не соглашаться со все­ми и с вами в том числе, и вы используете их стратегию несог­лашательства, по математическому принципу минус на минус дает плюс.

В-третьих, частица «не» бессознательным не усваивается, и поэтому фраза: «Вы можете закрывать глаза и не закрывать гла­за», звучит фактически как двойное внушение закрыть глаза.

«Не думайте о белой обезьяне, не думайте об этом отврати­тельном животном, которое корчит рожи, показывает красный зад…» (Ходжа Насреддин).

«Делай, что угодно, братец Лис, только не бросай меня в терновый куст» (Братец Кролик).

Двойная связка или выбор без выбора

По логике действия близка к пресуппозиции, дает иллюзор­ную возможность выбора, там, где его нет. Такое внушение при­нимается легко, посколько есть видимость свободного приня­тия решения. Механизм патологической двойной связки мо­жет лежать в основе психологических проблем, когда перед со­знанием есть формальный выбор, свобода, а бессознательное понимает — это тупик и выбора нет.

«Вы предпочитаете погружаться в транс на стуле или перейдете в кресло?» (В транс вы все равно пойдете или на стуле, или на кресле.)

«Ты спать пойдешь сейчас или когда соберешь игрушки?»

Метафора

Метафора — основной вид внушений в эриксоновском гип­нозе. Вам, например, необязательно говорить, что в жизни че­ловека все может измениться. Контекст изменений можно вве­сти совсем иным способом через метафору.

Например: «Мы знаем, как растет дерево, оно было ростком, а потом станови­лось все больше и больше, выше и выше, постепенно стало могучим деревом. Однажды налетела гроза и повредила дере­во, и сейчас дерево стоит и не знает — это смерть или жизнь, потому что жизнь остановилась после грозы.

Читайте также:  Рефлекторное смешное - психология

И только, когда оно само себе прикажет жить, к нему снова вернется жизнь…». Формально мы говорим о дереве, но у метафоры есть несколь­ко свойств, которые делают ее важным инструментом психоте­рапии:

— подобие проблеме пациента. С деревом бессознательное пациента связывает себя, и все, что говориться о дереве, при­нимает на свой счет как внушения, как команды к действию.

— целостность образа метафоры позволяет ей найти дорогу в недоминантное, абстрактное полушарие мозга, которое счи­тается зоной бессознательного, минуя обработку в сознании. Именно там находятся и проблемы пациента, и ресурсы для ее решения.

— многозначность метафоры позволяет пациенту найти тот смысл, который ему нужен, даже если терапевт его не вклады­вал. Для примера спросите у окружающих вас людей, какие вы­воды можно сделать из сказки о Золушке, и вы узнаете много нового.

Контекстуальное внушение

Присутствует, когда на фоне размеренной речи слово или фраза выделяется тоном голоса, паузами, громкостью или какими-либо другими речевыми характеристиками. Созна­ние понимает, что логика предложения не нарушена и не вмешивается, бессознательное активизируется, восприни­мая выделенные слова. Может употребляться, например, в сочетании с перечислением возможных вариантов, выделяя желаемый:

«Чтобы похудеть, вы можете сесть на диету, заняться шей­пингом, пригласить массажиста… ПОСЕЩАТЬ ПСИХОТЕ­РАПЕВТА…»

Мобилизующие внушения

Для их создания используется особый порядок построения фразы, произносимой за один выдох (Не удивляйтесь! Предло­жение в ходе наведения транса может быть разбито на несколь­ко фраз, каждая из которых произносится отдельно, на очеред­ном выдохе).

На ее конце ставится глагол или отглагольные части речи, например, причастие, которые носят мобилизую­щий, побуждающий характер, что усиливается ударением. По­добное построение фразы стимулирует бессознательное субъек­та, подталкивая его к действию.

«И вы можете начинать ДВИГАТЬСЯ… к цели, которую ОСОЗНАЕТЕ… и когда вы будете готовы ИЗМЕНЯТЬСЯ… вы сможете это СДЕЛАТЬ».

Внушения, связанные со временем

Внушения, связанные со временем, подразумевают, что, когда наступит нужное время, внушаемые изменения произой­дут. Пациенту дается интервал, когда он может выполнить пред­писанное действие.

Поскольку такой временной зазор дается и нет жесткого требования выполнения именно сейчас, пациент внутренне соглашается, и изменения происходят.

Внушения, связанные со временем, можно рассматривать как вариант двой­ной связки:

«У каждого человека изменения происходят с разной ско­ростью: кому-то достаточно дня, чтобы измениться, кому-то двух, а кому-то нужна неделя».

«По мере погружения в транс тело расслабляется сразу или спустя некоторое время».

Аллюзии или намеки

Это вид внушения формируется, когда вы не называете сло­вами какой-то факт или явление, но намекаете на это. Намек должен быть понятен пациенту, т. е.

быть фактом из его жиз­ни, деталью ваших предыдущих встреч или быть общеизвест­ным и общепринятым.

Например, когда мой пациент, кото­рый приходит на прием не в первый раз, слышит фразу: «Пора поработать», он устраивается удобнее в кресле, кладет руки на подлокотники, закрывает глаза и начинает погружаться в транс без дополнительных команд.

«И может быть, перед тем, как войти в транс, вы можете ощутить напряжение своих мышц, ощутить напряженность, чтобы потом позволить им ощутить что-то другое» (намек на расслабление.)

Открытые внушения

Иногда открытые внушения выделяют отдельной группой, но они близки к косвенным. Создаются следующим образом: вы даете человеку несколько идей на выбор, перечисляете ва­рианты решения. Обычно вы не можете предположить все воз­можности пациента и лучше оставлять выбор открытым, чтобы он мог вложить в него свои мысли, при этом как бы принимая внушение от вас.

«И для того, чтобы научиться гипнозу, вы можете читать книги, смотреть учебные видеофильмы, можете прийти на се­минар, а можете сделать что-то еще, что позволит вам достичь этой цели».

Возможны и другие виды внушений, которые вы найдете в своей практике.

+++++СОДЕРЖАНИЕ++++++

Вы можете прокомментировать статью:

  • Комментировать через Фейсбук
  • Комментировать ВКонтакте

Источник: http://108.kh.ua/the-articles2/227-glava-6-vnushenie.html

Внушение и его виды

Внушением называется прямое влияние на человека, из-за которого он совершает деяния, чувствует то, что не относится к его принципам и моральным нормам. Существует 2 типа внушений: словесное и бессловесное.

Вербальное внушение

Вербальное внушение делится на явное, косвенное и прямое. Последняя разновидность отличается четкостью операций манипулятора, когда ясно, что за цель стоит за этим. Подобная разновидность популярна в медицине, когда требуется отключать болевые ощущения. Прямое внушение может быть скрытым, если не сообщается, что случится, но дается намек, что результат зависит от человека.

Постгипнотическое внушение полезно для самогипноза, если требуется стереть воспоминания, чтобы человек забыл отрицательные моменты. Идет программирование подсознания, при нем пациент совершает действия.

Косвенное внушение – это возможность выбора, когда человек сам определяет, что ему нужно внушить. Эта разновидность применяется для направления пациента на тот путь, на который он сам стать не способен. Косвенное внушение имеет такие подвиды:

  • последовательное. Идет озвучивание разных формулировок, с которыми личность соглашается. В итоге произносится утверждение, его требуется принять;
  • импликация. Психолог говорит о результате событий, а пациент настраивается загодя на событие;
  • двойная связка. Человеку предлагают выбор из 2-х вариантов, которые идентичны. Идет описание серьезной ситуации, где основной элемент устраняется. Это позволяет пациенту сосредоточиться на нем.

Явное внушение включает несколько подвидов. В каждом из них есть нечто общее: человеку предоставляют выбор действий. В ходе приема допускается применение расплывчатых границ, которые человек способен заполнить по своему желанию.

Невербальное внушение

Невербальное внушение базируется на интонациях и жестах. Оно базируется на подсознании, влияние происходит в ходе общения. Разновидности невербального общения таковы:

  • каталепсия. Личности требуется принять положение тела, о котором ей сообщают. Каталепсия бывает для всего тела или некоторых частей. Использовать подобный способ постоянно не рекомендуют;
  • паузы. Пауза помогает выделять ключевые мысли;
  • левитация. Здесь отсутствует непосредственное влияние, все случается в воображении. Момент для этого выбирается пациентом. С применением данного способа легче входить в транс. Популярный способ самовнушения.

Внушение и убеждение

Убеждение и внушение – это методы влияния на действия человека.

Убеждение является одним из разновидностей направленного воздействия на психику, что производится через аргументацию. Убеждение использует человеческое сознание, потому стоит выдвигать аргументы для пояснения сущности явлений. В процессе этого разъясняется причина и значение вопроса.

К приемам убеждения относят: повествование, приведение аргументов и демонстрацию. Так что убеждение доступно не только с использованием слов, но и с приведением примеров поведения.

Есть внушение, что базируется на противопоставлении, что вызывает у человека желание опробовать недоступное. Убеждение влияет на поведение личности, но не напрямую, т.к.

выступает в качестве внутреннего побуждения, а также принуждения к активности через обращение к разуму личности. На качество убеждения воздействуют такие элементы:

  • предубеждение. В данной ситуации главная работа проводится с формулированием проблемы и ее разрешением, которое уже есть у человека. Манипулятору требуется сменить установки убеждаемой личности;
  • вера в источник. Важно чтобы объект вам доверился, внушить ему симпатию, авторитет;
  • послание. Оно должно быть убедительным. Применяется не только приведение аргументов, но и образов, которые должны сосредоточить внимание на необходимом акценте;
  • эмоции. Невзирая на то, что убеждение взывает к разуму, нельзя обойти эмоции. Установки, волнующие человека, способны оказать на него более действенное влияние, чем факты.

Разница между убеждением и внушением в том, что внушение апеллирует подсознанием, оно обходит сознательность. А убеждение влияет на разум, при этом важно осмысливать данные критически, соотносить их с имеющимся опытом, выстраивать цепочки.

Способы внушения

Экспертами выделяется несколько способов внушения:

  • во время бодрствования человека, когда его сознание активно;
  • во время расслабления, когда психика и мышцы не напряжены;
  • гипнозом. В этом случае человек попадает в измененное состояние.

Есть и другая классификация методов внушения:

  • словами. При этом влияние производится речью, т.е. вербально;
  • мысленное. Здесь влияние идет без прямого контакта, на расстоянии;
  • метафизическое. Это объединение разговора о реальности «Я» и единении со Вселенной с мысленным внушением. Подобный метод применяется для исцеления тела и души;
  • духовное влияние. Применяется для оздоровления личности. Человек находится под влиянием потока исцеляющей силы от Вселенной. В ходе исцеления используется надсознание.

Кроме того, есть 3 формы внушения:

  • принуждение;
  • настойчивое убеждение;
  • влияние на волю и эмоции.

Гипнотическое внушение

Гипнотическое внушение является разновидностью воздействий, что требует использования измененного состояния, т.е. гипноза. В ходе сеанса клиент при содействии психолога помещается в гипнотический сон.

В подобном состоянии человек живо реагирует на слова гипнотизера. Но нет критического осознания ситуации, а команды проникают прямиком в подсознание без анализа разумом.

Они в последствии влияют на состояние здоровья и психику личности.

Способы данного типа убеждения подразделяются на:

  • механические. На личность идет воздействие путем применения монотонных средств;
  • психические – словесное влияние;
  • магнетические. Базируются на использовании исцеляющего магнетизма.

Мысленное внушение

Мысленное внушение применяется, если объект не находится в зоне доступности. Подобное действие является заочным. Производится оно так: требуется представить, что объект внушения находится рядом.

Можно представлять человека на расстоянии, но осознавать, что он рядом. Теперь требуется представить, что мысли идут от гипнотизера и проникают в мозг внушаемой личности.

Кроме того, допускается вариант, если гипнотизер представляет беседу с внушаемым.

Одним из ключевых условий данной методики является умение воображать требуемое состояние индивида. При трансляции мыслей на расстоянии не требуется много энергии. Важно представить, что идет переход мыслей от гипнотизера к объекту внушения.

Техника внушения

Ключевая техника внушения содержит такие этапы:

  • установка контакта с объектом и формирование доверия на подсознательном уровне. Для этого требуется система невербальной и словесной подстройки. Невербальная проявляется в неявном подражании, а вербальная производится путем согласия с мнением объекта;
  • введение в легкий транс для уменьшения активности сознания. Это производится с путем фиксирования внимания на предмете извне, с помощью манипуляции предметами. Далее требуется привлечь внимание объекта к определенной части его тела, сконцентрировать внимание на ощущениях. Теперь важно удержать сосредоточенность объекта на определенной эмоции;
  • снижение активности сознания;
  • производится запуск неосознанного поиска параллелей на уровне подсознания. Это делается путем использования вопросов, метафор;
  • прямое внушение. На данном этапе применяется введение команд в подсознание.

Нейрофизиология поясняет механизм внушения следующим образом: путем применения речи гипнотизер влияет на кору мозга, что действует как раздражитель.

Приказы становятся причиной эмоций, что возникают из-за стимуляции подкорковых зон в мозге. Негативная индукция, что возникает по причине низкого сопротивления сознания, передается на весь мозг.

По этой причине команда ограничивается от других воздействий, а человек поддается внушениям.

Источник: https://sunmag.me/sovety/29-03-2014-vnushenie-i-ego-vidy.html

Ссылка на основную публикацию