Пьер жане — психология

«Психический автоматизм» Пьера Жане. Открытие подсознательного

Пьер Жане - психология

T —

Пьер Жане (Pierre Janet 1859-1947), французском психологе, философе, психотерапевте.

Жане ввел понятие подсознательного, разработал представление о психологии как науке о поведении, не исключая из ее предметной области высшие формы психического; создал самобытную теорию неврозов, а также терапевтическую систему их лечения.

Жане объяснял истерические и психастенические состояния «пониженным психическим напряжением», ввел понятие диссоциации. Однако сегодня он практически неизвестен.

Одна из наиболее толковых статей по теме подсознания, несмотря на то что написана в прошлом веке. Перевод и замечания к тексту сделала психолог Наталия Федунина (точный источник кандидатская диссертация «Эволюция психологической системы Пьера Жане»).

Труды Пьера Жане основаны на научный подход в психологии. Есть клиника, гипотезы и проверка на практике. Привожу выдержки, которые относительно можно воспринимать как целое. Позиция автора на формирование психосоматических расстройств вполне ясна.

Ошибочно в чем-то да, зато можно проследить процесс мышления.

⓿ Под влиянием Лейбница, Бирана Жане пришел к выводу, что сознание может существовать и без разумения, «идея «я» не всегда присоединяется к тем ощущениям, которые мы испытываем».

Истерический больной может наяву принадлежать к зрительному типу, а в глубоком сомнамбулическом состоянии вновь опираться в основном на мышечное чувство, доминировавшее в детстве, что приводит и к возвращению соответствующих воспоминаний.

Сомнамбулизм меняет доминирующие образы, «он выявляет некоторые специальные образы и делает из них новый центр, вокруг которого мысли группируются в ином порядке». Эти группировки могут быть очень прочными и образовывать собственную идею «я».

Внушение – автоматизм, возникающий под влиянием слов или восприятий; характеризуется повиновением некоторому влиянию без осознания этого.

Между волевыми и автоматическими действиями существуют колоссальные различия: волевое действие руководствуется идеей целесообразности, необходимости, автоматическое – появлением в сознании некоторого образа; волевое усилие заключается именно в этой систематизации образов и воспоминаний, которые впоследствии всплывают автоматически; волевое усилие направлено на создание и поддержание единства, целостности личности. Из-за слабой синтетической способности в психике не складывается даже элементарных синтезов, образующих личное восприятие. Автоматическая деятельность изменчива, волевое решение может обусловливать деятельность в течение значительного промежутка времени. Волевое действие индивидуально и неповторимо, автоматическое – безлично. Автоматизм оказывается в некотором смысле проблемой личной воли (в этом чувствуется влияние Бирана и его представлений о свободном волевом усилии как основе сознания).

Автоматизмы, по мнению Жане, не создают новых ощущений, новых синтезов, но апеллируют к уже сложившимся. Они покоятся на том, что уже наработано в психике больного. Однако автоматический характер действия не означает его неразумности.

Автоматизм может быть разной степени сложности и охватывать не только простые движения, но и сложные умственные навыки. Так, в случае внушенных действий субъект может бессознательно проводить очень сложные мыслительные операции.

Рассмотрев отсроченные внушения (выполнение конкретного действия через определенное количество дней), Жане сделал вывод, что «сомнамбулы могут считать дни и часы до момента выполнения внушения, хотя о самом внушении у них не сохраняется никакого воспоминания.

Вне их сознания каким-то неизвестным образом сохраняется воспоминание, бдит постоянно напряженное внимание и проявляется какое-то разумное начало, которое способно считать дни, подобно тому, как оно может производить арифметические вычисления».

Инстинкты нельзя считать чисто механическими актами, но им и не припишешь разумное, волевое начало. Инстинктивный акт, подобно внушенным действиям, совершается под влиянием восприятий. Автоматизмы обнаруживают себя и в привычке и памяти.

«Наши воспоминанья и привычки вызывают ряд действий, которые мы скорее констатируем, чем сознательно производим.

Сознательность этих явлений не уничтожена, ибо мы можем вновь начать сознавать все, что хранится в нашей памяти или что мы совершаем по привычке; эти процессы лишь оставлены нами без внимания как бы потому, что они могут протекать без ущерба, будучи предоставлены сами себе!».

❶ Дальнейшая эволюция представления о подсознательном у Жане, связана с понятием «фиксированной идеи» (примерно с 1891). Еще Ж.-М. Шарко вслед за Б. К. Броуди и Р. Рейнольдсом говорил о фиксированных идеях у истеричных больных и прослеживал их начало в эмоциональном потрясении, обусловливающем изменение психического состояния.

Жане придавал фиксированным идеям особое значение и определял их как спонтанно развивающиеся идеи, которые постепенно завладевают сознанием человека. Сюда относятся не только навязчивые идеи, но и устойчивые эмоциональные состояния, неизменные на протяжении длительного временного периода. Как и автоматизмы, они могут быть частичными или полными.

В 1892 году в диссертации, посвященной психическому состоянию истерических больных, он описывал истерию, обращаясь к гипотезе о фиксированных идеях. Их причиной могут быть события жизни человека, вызывающими сильную эмоцию.

Психическая работа, совершаемая в связи с этими событиями, поглощает все силы и может приводить к ослаблению, снижению функции психического синтеза.

Развивается фиксированная идея, поддерживающая вызванные травмой симптомы, согласно собственным представлениям об особенностях травмы. Фиксированные идеи истериков большей частью бессознательны.

Истерическая амнезия развивается в связи с тем, что фиксированная идеи занимает главенствующее положение в психике человека, она захватывает и без того ограниченное поле сознания. Сила фиксированных идей зависит от степени изолированности их положения в психике человека. Не человек оказывается «хозяином» идеи, но идея повелевает человеком.

Болезненная симптоматика, серьезные эмоциональные нарушения часто не появляются в самый момент вызвавшего их события. Пока обстоятельства складываются благоприятно, фиксированные идеи могут находиться в латентном состоянии, но они немилосердно вторгаются тогда, когда сопротивляемость человека снижается.

Развитие фиксированных идей может приводить к феномену диссоциации, образованию новой личности. Еще парижская школа тесно связывала гипнотизм, истерию и диссоциацию. Жане же даже определял истерию как форму психической дезинтеграции. Истерические больные не способны к синтезу многообразия явлений, переживаемых ими.

«Частичная система мыслей эмансипируется, делается независимой и развивается сама собой, за свой собственный счет. В результате этого такая система развивается слишком пышно, а с другой стороны в общем сознании получается пробел, амнезия или бессознательность по отношению к этой идее».

Для истеричных свойственно сужение сознания («психическая слабость, состоящая в уменьшении числа психологических явлений, могущих одновременно быть соединенными в одном и том же личном сознании», идущее параллельно с диссоциацией сознания: что не попадает в поле личностного восприятия, собирается в новой форме – второй личности.

❷ Терапия истерических пациентов не сводилась к переводу в сознательный план болезненных переживаний, фиксированных идей. В знаменитом случае Жюстины в полной мере представлены сложности и разнообразные приемы работы с фиксированными идеями.

Больная, женщина 40 лет, испытывала сильный страх заразиться холерой; ее не оставляли мысли о смерти и болезни; симптомы усиливались с годами. Когда муж привел ее в Сальпетриер (октябрь 1890), приступы, сопровождавшиеся рвотой, криками «Холера придет и заберет меня!», о которых она впоследствии не помнила, продолжались по несколько часов.

Жане, рассматривавший фиксированную идею как комплекс, состоящий из зрительного, слухового, обонятельного и других компонентов, вел работу со всей этой системой. Когда пациентка была в гипнотическом состоянии, он пытался разрушить комплекс, внушая, что травмирующее событие происходило не так, как оно запомнилось пациентке.

Он постепенно, шаг за шагом работал с ощущениями и образами пациентки (особой стойкостью отличалась зрительная память). Ему удалось добиться исчезновения фиксированной идеи, мучавшей пациентку; приступы прекратились. Возникала опасность, что идея холеры, перейдя в сознание, будет продолжать тревожить пациентку.

Но Жане уже на этапе работы с фиксированной идеей удалось лишить ее конкретного наполнения, и теперь она представала исключительно в абстрактной форме.

Затем продолжил работу по диссоциации слова, разбиению его на нейтральные элементы, внушая, например, что холера – это имя собственное, которое носил китайский генерал Хо Ле Ра, или прося написать слова, включающие те же слоги. Вскоре и само слово перестало вызывать какие-либо эмоции.

Но процесс лечения был отнюдь не закончен: появились другие фиксированные идеи и страхи. Жане предположил, что пациенты, подобные Жюстин, очень слабы; синтетическая деятельность их сознания мала, и новые фиксированные идеи с легкостью захватывают, наполняют их, подобно паразитам. Работа только лишь с бессознательным, с фиксированными идеями не приводит в таких случаях к излечению.

Эффективность, которую может иметь гипнотический метод, работа с бессознательным зависела, с точки зрения Жане, от характера и тяжести случая. Иногда его бывает достаточно. Таков случай Achilles’а (1890-1891гг, опубликован в 1894), молодого человека, изменившего жене во время деловой поездки.

По возвращении он очень сожалел о содеянном, перестал разговаривать, потерял аппетит и, в конце концов, пришел к мысли о том, что дьявол овладел его разумом. Прямой гипноз был невозможен, и сначала Жане попытался установить раппорт с дьяволом. «Не каждому выпадает случай поговорить с дьяволом. …

Чтобы заставить дьявола подчиняться мне, я воспользовался его слабой точкой – тщеславием. «Я не поверю в твою силу, пока ты не дашь мне доказательств»» (1898, 387). Дьявол спросил, какие доказательства нужны Жане и тот попросил сделать так, чтобы Achilles поднял руку.

Затем Жане продолжал давать задания и в какой-то момент сказал, чтобы Achilles уснул («Дьявол и не знал, какую ловушку я ему приготовил!»). Когда же это произошло, Жане мог начать расспрашивать Achilles. Он выяснил причину страданий и попытался убедить больного, что жена простила его.

Эффект был заметен сразу же, и на протяжении восьми лет, в течение которых Жане наблюдал Achilles, рецидивов не было.

Читайте также:  Характер: лекция ю.б. гиппенрейтер - психология

Итак, проблема подсознательного была поставлена в клинических условиях. Жане придерживался мнения о необходимости углубленных психиатрических исследований и отдавал им безусловное предпочтение над метафизическими спекуляциями и в дальнейшем.

Он различал бессознательное (связанное с метафизическими исследованиями возможностей человеческого разума, не зависимого от сознания и его условий, которые мы находим в себе) и подсознательное («особенная форма расстройства личности, которая встречается в истерии».

Жане разработал концепцию автоматических действий, лишенных качества осознанности, но не являющихся бессознательными. Подсознательное представляет собой следствие сужения сознания и имеет проявления, которые можно изучать объективными методами.

«По Жане, подсознательное по существу не отличается от сознательных явлений в других людях – мы умозаключаем о его существовании на совершенно таких же основаниях.

Если мы разговариваем с больным, рука которого в это время пишет о вещах, ему неизвестных, мы говорим, что письмо сопровождается подсознательной деятельностью на том же основании, на котором мы говорим, что разговор больного сопровождается сознательной деятельностью. Для Жане подсознательное есть действительный факт».Ниже пару случаев из области психосоматики из работы Лифшица «Гипноанализ инфантильных травм у истериков».

  • Лечение фригидности гипнозом.
  • Гипноанализ истерии.

Учитесь получать удовольствие от жизни, гипнотерапевт Геннадий Иванов.

Источник: https://snob.ru/profile/29600/blog/98782

Жане, Пьер Мария Феликс

Пьер Мария Феликс Жане (фр. Pierre-Marie-Félix Janet; 30 мая 1859, Париж — 24 февраля 1947, там же) — французский психолог, психиатр, невропатолог.

Биография

Выпускник Парижского университета, ученик Жана Мартена Шарко. Сначала работал в Гавре, затем перебрался в Париж. С 1890 года — глава психологической лаборатории в клинике Сальпетриер (Париж). В 1892 г.

защитил диссертацию «Ментальное состояние истериков» (фр. L'état mental des hystériques). С 1898 г. преподавал в Сорбонне, в 1902—1936гг. профессор психологии в Коллеж де Франс.

Почётный доктор Гарвардского университета (1936).

Умер в ночь с 23 на 24 февраля 1947 года в Париже от отёка лёгких. Похоронен на кладбище в г. Бур-ля-Рен (9 км от Парижа).

Вклад в психологию

Проводя активную клиническую работу Жане разработал «психологическую концепцию неврозов», основой которых он считал нарушение равновесия между высшими и низшими психическими функциями.

Наблюдения, сделанные Жане в ходе его клинических исследований, предвосхитили некоторые идеи З. Фрейда.

Однако, в отличие от психоанализа, Жане не проводил грани между нормальной и патологической психологией, а, рассматривая бессознательное, Жане ограничивал его простейшими формами психического автоматизма.

В 1920—1930-е гг. Жане обратился к построению общей психологической теории, в рамках которой получили свою интерпретацию почти все психические явления.

Рассматривая психологию как науку «о фактах сознания», Жане считал, что психология должна быть «объективной в том смысле, что её предметом должно быть непосредственно наблюдаемое…» При этом Жане старался избегать крайностей бихевиоризма, отмечая, что нужно рассматривать сознание «как особую форму акта, настраивающуюся над элементарным поведением…» Он разработал целую иерархическую систему различных форм поведения от элементарных рефлекторных актов до высших интеллектуальных действий. Труды Жане оказали большое влияние на развитие психологии, особенно французской, а также на формирование идей культурно-исторической теории Л. С. Выготского.

Хронология исследований 

  • Под руководством Ж. Шарко в 1879—1885 исследовал истерию и истерический паралич. Считал, что суть истерии составляют своеобразное сужение поля сознания, расщепление сознания и выпадение части психофизических проявлений из-под контроля сознания.
  • В 1889 опубликовал работу «Психический автоматизм», в которой изложил концепцию высших (творческих, синтезирующих) и низших («автоматических») функций психики.
  • В 1890 по приглашению Ж. Шарко возглавил психологическую лабораторию психиатрической больницы Сальпетриер, в которой около 50 лет занимался исследованием и врачеванием неврозов. Создал тест кожной анастезии.
  • В 1895 по рекомендации Т. Рибо начал работать на кафедре экспериментальной и сравнительной психологии в Коллеже де Франс. Вскоре возглавил эту кафедру и руководил ей до 1934.
  • В 1904 совместно с Ж.Дюма основал «Журнал нормальной и патологической психологии» — один из ведущих психологических журналов Франции.
  • В 1894 ввел в оборот понятие «психастении». Выделил психастению в качестве самостоятельной формы психических заболеваний и создал биопсихологическую теорию психастении. Это состояние позже было названо болезнью Жане. В исследованиях психологии личности особое значение придавал проблемам единства, различения и индивидуальности. Практиковал лечение сном и гипноз. Признавал главенство психологического фактора в гипнозе.

Основные публикации 

  • «Психологический автоматизм» (1889);
  • «Неврозы и фиксированные идеи» (1898);
  • «Навязчивые состояния и психастения» (1903, 2 тт.);
  • «Основные симптомы истерии» (1907);
  • «Неврозы» (1909);
  • «Психологические способы лечения» (1919, 3 тт.);
  • «Медицинская психология» (1923);
  • «От тревоги к экстазу» (1926—1928, 2 тт.);
  • «Эволюция памяти и понятие времени» (1928);
  • «Психологическое развитие личности» (1929);
  • «Любовь и ненависть» (1932);
  • «Истоки интеллекта» (1935);
  • «Предязыковой интеллект» (1936) и др.

Источник: https://psyguru.com/database/knowledge/article-31-per-mariya-feliks-zhane

Жане Пьер | Мир Психологии

ЖАНЕ ПЬЕР

Жане Пьер (Janet, Pierre Marie Flix, 1859-1947) — фр. психолог и психиатр.

В 1-й период творчества разрабатывал г. о. патопсихологические и психиатрические проблемы (неврозов, психастении, психастенического характера, психических автоматизмов и др.).
Во 2-й период творчества (с 1920-х) создал оригинальную общепсихологическую концепцию, в которой центральное место занимала категория «действие».

В отличие от бихевиористов, Жане Пьер рассматривал психическое как составную часть поведения (действий). Психическое м. б. «подготавливающей» частью действия (желание), регулятором действий (чувства), «неполным» действием (мышление). В целом Ж.

считает психические процессы человека результатом интериоризации вначале вполне внешних, практических действий, которые имеют социально значимый характер.

Так, высшая (специфически человеческая) память (память-воспоминание, память-рассказ) появляется как действие, изобретенное людьми в ходе их исторического развития для передачи друг другу важных сообщений, влияния на др. людей, их объединения для выполнения той или иной задачи и т.п.

Впоследствии идущий со стороны др. людей приказ совершить акт памяти превращается в самоприказ. Такая память отличается от памяти-«реминисценции» (низшей, непроизвольной памяти) своим произвольным характером.

Идеи Жане Пьер оказали значительное влияние на фр. психологию XXв. (Ж. Пиаже, А. Валлон и др.), а также на идеи культурно-исторической концепции Л.С. Выготского. (Е.Е. Соколова)

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Жане Пьер (1859–1947) — французский психолог, психиатр, философ.

Свою концепцию называл психологией поведения, основанной на следующих категориях: «активность», «деятельность», «действие», «элементарные, средние и высшие тенденции», «психическая энергия», «психическое напряжение», «психологические уровни», «психологическая экономия», «психический автоматизм» и «психическая сила». В этих понятиях Ж. объяснял неврозы, психастении, истерии, травматические риминисценции и др., которые трактовались исходя из единства эволюций психических функций в фило- и онтогенезе.

Литература

  • «Психологический автоматизм» 1889
  • «неврозы и фиксированные идеи» 1898
  • «Навязчивые состояния и психастения» 1903, 2 тт.
  • «Основные симптомы истерии» 1907
  • «неврозы» 1909
  • «Психологические способы лечения» 1919, 3 тт.
  • «Медицинская психология» 1923
  • «От тревоги к экстазу» 1926-1928, 2 тт.
  • «Эволюция памяти и понятие времени» 1928
  • «Психологическое развитие личности» 1929
  • «Любовь и ненависть» 1932
  • «Истоки интеллекта» 1935
  • «Предязыковой интеллект» 1936 и др.

назад в раздел: Известные психологи, философы мира  /  таблица

Источник: http://www.persev.ru/zhane-per

Пьер Жане «Психологическая эволюция личности» | Бизнес-книги

Друзья, если вас интересует временный вид на жительство в Украине права, то получить всю необходимую информацию, в полном объёме вы сможете на интернет-ресурсе justicon.ua.

Пьер Мария Феликс Жане (1859-1947) – французский психиатр, психолог, невропатолог.<\p>

Ученик Жана Мартена Шарко, выпускник Парижского университета. Вначале трудился в Гавре, потом перебрался в Париж. Работал с 1890-го года в клинике Сальпетриер (Париж) – главой психологической лаборатории.

Защитил в 1892-м году диссертацию «Ментальное состояние истериков».

Преподавал с 1898-го года в Сорбонне, в 1902-1936-х годах – профессор психологии в Коллеж де Франс. С 1936-го года – почётный доктор Гарвардского университета.

Жане, занимаясь активной клинической деятельностью разработал «психологическую концепцию неврозов», основой которых он считал нарушение равновесия между низшими и высшими психическими функциями.

Сделанные им наблюдения в ходе его клинических исследований, предвосхитили некоторые идеи Зигмунда Фрейда.

Правда, в отличие от психоанализа, Пьер Жане не проводил грани между патологической и нормальной психологией, а рассматривая бессознательное, он его ограничивал простейшими формами психического автоматизма.

Жане в 1920-1930-х годах обратился к построению психологической общей теории, в рамках которой свою интерпретацию получили практически все психические явления. Психологию, рассматривая как науку о «фактах сознания», он полагал, что психология обязана быть «объективной в том смысле, что её предметом должно быть непосредственно наблюдаемое…».

Пьер Жане при этом старался избегать крайностей бихевиоризма, считая, что необходимо сознание рассматривать «как особую форму акта, который настраивается над элементарным поведением…».

Жане разработал иерархическую систему разных поведенческих форм от элементарных рефлекторных актов до высших интеллектуальных действий. Его работы оказали значительное влияние на развитие психологии, а также на формирование идей культурно-исторической теории Выготского Л.С.

Рекомендованная книга – одна из фундаментальных работ французского психотерапевта и психолога Жане Пьера, одного из прославленных французских психологов первой половины ХХ столетия, создателя психотерапевтической практики и общепсихологической целостной теории.

Читайте также:  Тренинги и семинары - психология

Его психотерапевтическая система с начала 1980-х годов стала основой фазово-ориентированных подходов к терапии ПТСР. «Психологическая эволюция личности» — один из наиболее ярких текстов Пьера Жана.

Он сочетает общепсихологические построения, философские размышления и подробные описания клинических случаев – характерная черта ушедшей французской традиции патологической психологии конца XIX — начала XX столетий.

Скачать книгу Пьера Жане «Психологическая эволюция личности» Вы сможете ЗДЕСЬ.

Источник: http://biznes-kniga.com/per-zhane-psixologicheskaya-evolyuciya-lichnosti/

Жане Пьер

Жане (Janet) Пьер (29.05.1859, Париж — 24.02.1947) — французский психолог и психиатр. Разрабатывал проблемы патопсихологии и психиатрии (неврозы, психастении, психастенический характер, психические автоматизмы).

В 20-х гг. на основе категории «действия» Пьер Жане создал общепсихологическую концепцию, в которой в отличие от бихевиористов рассматривал психическое как результат интериоризации внешних, практических действий, имеющих социально значимый характер.

Так, человеческая память первоначально появляется как коммуникативное действие, служащее для передачи важных сообщений, влияния на других людей, объединения их при выполнения той или иной задачи. Затем внешний приказ превращается в самоприказ, который и образует высшую память, характеризующуюся в отличие от памяти-«реминисценции» своим произвольным характером.

В целом по отношению к действию психическое может выступать его «подготавливающей» частью (желание), регулятором действий (чувства), «неполным» действием (мышление).

Идеи Жане существенно повлияли на французскую психологию ХХ в. (Ж. Пиаже, А. Валлон) и на культурно-историческую концепцию Л. С. Выготского.

Пьер Жане (- французский психолог, психиатр, философ.

Свою концепцию Пьер Жане называл психологией поведения, основанной на следующих категориях: «активность», «деятельность», «действие», «элементарные, средние и высшие тенденции», «психическая энергия», «психическое напряжение», «психологические уровни»,«психологическая экономия», «психический автоматизм.» и «психическая сила». В этих понятиях Жане объяснял неврозы, психастении, истерии, травматические реминисценции и др., которые трактовались исходя из единства эволюции психических функций в фило- и онтогенезе.

Пьер Жане родился 30 мая 1859 года в Париже. Его семья принадлежала к обеспеченной французской интеллигенции, многие его родственники были юристами, филологами, инженерами, а его дядя — Поль Жане — довольно известным по тем временам философом.

Вероятно, следуя по его стопам, Пьер поступил в знаменитую парижскую Эколь Нормаль, где вместе с ним учились многие юноши, впоследствии прославившие французскую науку.

Среди его однокурсников были, в частности, Анри Бергсон и Эмиль Дюркгейм, которые стали известными философами и внесли немалый вклад в развитие психологической науки.

В 1882 году Жане получил ученую степень магистра философии (позже, в 1889 году, ему будет присвоена в Сорбонне докторская степень по литературе, а в 1893 году — и по медицине; вероятно, по сей день такое сочетание оптимально для психолога).

В течение нескольких лет он преподавал философию в Гавре и даже написал собственный учебник, который, однако, особого признания ему не принес. Жане предстояло прославиться как психологу. Но и в этом качестве его характеризуют удивительная глубина и многосторонность научного подхода, а также совершенно особый стиль, во многом, вероятно, обусловленный его личными особенностями.

Источник: http://mypsy.dp.ua/biblioteka/izvestnye-psikhologi-mira/item/298-zhane-per.html

Жане Пьер — «Энциклопедия»

ЖАНЕ (Janet) Пьер (Мари Феликс) (30.5.1859, Париж — 24.2.1947, там же), французский психолог, психиатр, философ. Учился в Высшей нормальной школе (1879-82), в 1882-98 преподавал философию в различных лицеях Франции.

Руководитель психологической лаборатории клиники Сальпетриер в Париже (1890-1910), профессор психологии Сорбонны (1895-1896, 1898-1902), профессор и руководитель психологической лаборатории в Коллеж де Франс (1902-34). Основатель и первый президент (1901) Психологического общества, создатель (вместе с Ж. Дюма) «Журнала нормальной и патологической психологии» (1904).

Работая с пациентами, страдающими истерией, изучал так называемые элементарные формы психической деятельности, в том числе проявления бессознательного («психические автоматизмы»), когда сознание рудиментарно и идея «я» не присоединяется к ощущениям и действиям человека.

Согласно Жане, эти явления обусловлены сужением поля сознания в результате ослабления его синтетической деятельности.

Если трудности истериков (например, бессознательные действия) связаны с сужением поля сознания, то психастеники (Жане ввёл в науку понятие психастения) страдают от общего снижения психического функционирования, «психической слабости», основными симптомами которой являются тревожность, физическая и моральная депрессия, расстройства воли и внимания.

Реклама

Жане обосновал представление о неврозах как о «болезнях развития», характеризующихся остановкой в развитии высших уровней психических функций (при сохранении самих функций).

Жане ввёл в науку понятия об астеническом и гипотоническом синдромах, связанных соответственно с недостатком «психической силы» и «психического напряжения», и на этой основе разработал терапевтическую модель «психической экономии» и разные формы лечения этих синдромов.

В своей концепции психологии как науки о поведении Жане представлял психику в виде единой эволюционирующей системы, все уровни которой, от рефлекторных до творческих актов (в том числе чувства, сознание, восприятие, речь, мышление, память и др.), рассматривались им как действия.

Во Франции, Нидерландах, США, Австралии, Германии существуют общества Жане, с 2004 в Париже — Институт Пьера Жане и журнал «Janetian Studies».

Соч.: Неврозы и фиксированные идеи. СПб., 1903. Ч. 1; Les obsessions et la psychasthénie. Р., 1903. Vol. 1-2; Неврозы. М., 1911; Психический автоматизм. М., 1913; Подсознательное // Новые идеи в философии. СПб., 1914. Сб. 15; Les médications psychologiques. Р., 1919. Vol. 1-3; De l’angoisse à l’extase. Р.

, 1926-1928. Vol. 1-2. Р., 1975-1976; L’évolution de la mémoire et de la notion du temps. Р., 1928. Vol. 1-3; L’évolution psychologique de la personnalité… Р., 1929. Р., 2005; Les débuts de l’intelligence. Р., 1935; L’intelligence avant le langage. Р., 1936; Эволюция памяти и понятие времени // Психология памяти. М.

, 2000.

Лит.: Schwartz L. Les nevroses et la psychologie dynamique de Р. Janet. Р., 1955; Анцыферова Л. И. Психологическая концепция П. Жане // Вопросы психологии. 1969. № 5; Prévost С. М. La psycho-philosophie de Р. Janet. Р., 1973; Элленбергер Г. Ф. Открытие бессознательного. СПб., 2001.

 Н. Ю. Федунина.

Источник: http://knowledge.su/zh/zhane—per

Французская психология (Пьер Жане)

Психоанализ строился на постулате, согласно которому человек и социальный мир находятся в состоянии тайной, извечной вражды. Иное понимание отношении между индивидом и обществом утвердилось во французской психологии.

Личность, ее действия и функции объяснялись социальным контекстом, взаимодействием людей. В этом тигле выплавляется внутренний мир субъекта со всеми его уникальными признаками, которые прежняя психология сознания принимала за изначально данное.

Наиболее последовательно эту линию, популярную среди французских исследователей, развивал Пьер Жане (1859-1947).

Его первые работы по психиатрии касались болезней личности, возникающих при разрыве связей между идеями и стремлениями личности из-за падения «психического напряжения» (Жане предложил называть этот феномен «психастенией»). В результате ткань психической жизни расщепляется; в одном организме начинают жить как бы несколько личностей.

В дальнейшем Жане принял в качестве ключевого объяснительного принципа человеческого поведения общение как сотрудничество. Именно в его глубинах рождаются различные психические функции: воля, память, мышление и др.

В целостном процессе сотрудничества происходит разделение актов: один индивид выполняет первую часть действия, второй-другую его часть; один командует, другой подчиняется. Затем субъект совершает по отношению к самому себе действие, к которому прежде принуждал другого.

Он научается сотрудничать с собой, подчиняться собственным командам, выступая как автор действия, как лицо, обладающее собственной волей.

Многие психологические концепции принимали волю за особую силу, коренящуюся в сознании субъекта. Теперь же доказывалась ее вторичность, ее производность от объективного процесса, в котором непременно представлен другой человек.

Это же относится к памяти, изначально предназначенной для передачи поручений другим людям, тем, кто отсутствует.

Что касается умственных операций, то и они с самого начала являются реальными телесными действиями (в частности, речевыми), которыми люди обмениваются, совместно решая свои жизненные задачи.

Главным же механизмом, работающим на возникновение внутрипсихических процессов, служит интериоризация. Социальные действия из внешних, объективно наблюдаемых становятся внутренними, незримыми для других. Именно в силу этого возникает иллюзияихбестелесности и порождаемости «чистым» Я, а не сетями межличностных связей.

Эта ветвь психологических исследований внесла свою лепту в изменение исходной трактовки предмета психологии.

Сохраняя сознание в качестве его ядра, она принимала за его единицы не сенсорные (ощущения, образы), интеллектуальные (идеи, мысли) или эмоционально-волевые элементы, а социальные действия (сперва внешние, а затем-внутренние).

Прежние концепции, исходным пунктом которых служил индивид как носитель психических актов и содержаний, искали пути его социализации, т. е. приобщения к принятым нормам и правилам жизни.

Вектор психологического изучения человека — по Жане-должен быть противоположным.

Объяснению подлежит не социализация, а индивидуализация, т. е. причинный анализ того, как из социальных актов и отношений, в гуще которых изначально существует индивид, строится внутренний, личностный план его поведения. Таким образом, в психической жизни человека в качестве непременного «измерения» прорисовывалась ее изначальная социальность.

Источник: http://www.examen.ru/add/manual/school-subjects/human-sciences/psychology/istoriya-psixologii-6767/osnovnyie-psixologicheskie-shkolyi/franczuzskaya-psixologiya-per-zhane

Пьер Жане выпускает книгу: Психологическая эволюция личности

Пьер Жане выпускает книгу: Психологическая эволюция личности

Пьер Жане имел практику как психолог, а также посвятил проблеме личности множество статей и несколько курсов лекций в Коллеж де Франс. По материалам одного из прочитанных курсов им была  опубликована книга: Психологическая эволюция личности / L'evolution psychologique de la personnalite.

Читайте также:  Зрительный контакт: прямой взгляд, смотреть в глаза - психология

До этого психологи описывали личность лишь как некую статичную структуру. Именно Пьер Жане предпринял попытку описания жизненного пути «во времени»  с учётом биологических, психологических, культурологических и этнографических особенностей.

«П. Жане выделяет разные уровни поведения человека (семь уровней). К первому  уровню он относит рефлекторные акты. Это самый низкий уровень поведения. Ко второму уровню он относит отсроченные перцептивные действия.

На этом  уровне поведение приобретает опосредованное строение (двухфазное строение:  подготовку и завершение действия). Третий уровень поведения включает в себя элементарные социальные акты (например, акты подражания). К четвертому уровню П.

Жане относит элементарные интеллектуальные акты.

На пятом уровне манипуляция с реальными объектами приводит, по мысли П. Жане,  к формированию так называемых интеллектуальных объектов. Особенно интересно его описание, как человек рассматривает фотографию своего друга.

Он берёт в руки портрет, улыбается ему, мысленно беседует с ним, переживает тёплые чувства к нему и вместе с тем обращается с ним как с вещью, кладёт в ящик стола. Этой иллюстрацией Жане хотел показать, что реальный объект, которым человек манипулирует, может выступить в виде символа интеллектуального акта. Хотя П.

Жане не употребляет термин «замещение», но данной иллюстрацией он подводит к этой проблеме. Человек обращается с портретом как с картоном, но этот картон вызывает  «интеллектуальный акт», переживание.

Шестой уровень поведения — это уровень умственной деятельности, мышления.  которое П. Жане считал производным от практического действия. Таким образом,  Жане уже поднимал вопрос об интериоризации действия, вопрос о генетической  связи мышления и действия, вопрос, который нашел свою разработку в нашей  психологии (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин и  др.).

В качестве высшего, седьмого, уровня поведения Жане называет созидательную трудовую деятельность человека. Жане настаивает на том, что именно трудовая деятельность формирует произвольность внимания, волевое усилие».

Зейгарник Б.В., Теории  личности  в  зарубежной  психологии, М., «Издательство Московского университета», 1982 г., с. 86-87.

Другую концепцию психологической эволюции личности предложила Шарлотта Бюлер

Источник: http://vikent.ru/enc/299/

Пьер Жане

Пьер Жане

Пьер Мария Феликс Жане (фр. Pierre-Marie-Félix Janet, * 30 мая 1859 — † 27 февраля 1947 в Париже) — французский психолог, философ и невропатолог, незаурядная личность в научном мире, ему принадлежит авторство термина «подсознание».

Магистр философии (1882), доктор литературы (1889), доктор медицины (1893), профессор (с 1902), академик (с 1913) и президент (с 1925) Парижской академии моральных и политических наук. Действительный и почетный член ряда иностранных академий. Соучредитель и редактор «Журнала нормальной и патологической психологии» (1904-1937).

Биография

Пьер Жане родился в богатой семье, с детства интересовался наукой, в частности, ботаникой. Получил образование в лучших школах Франции. Большое влияние на становление философских взглядов Пьера вызвал его дядя, известный философ Поль Жане.

Окончил медицинский факультет Парижского университета. Усиленно изучал философию, которую с 1881 преподавал в Гаврский лицее. Ориентировался преимущественно на позитивистские взгляды в психологии. Активно занимался исследованиями в ряде областей психологии и религиоведения.

Под руководством Жана Мартена Шарко в 1879-1885 исследовал истерию и истерический паралич. Считал, что суть истерии составляют своеобразное сужение поля сознания, расщепление сознания и выпадение части психофизических проявлений из-под контроля сознания.

В 1889 опубликовал работу «Психическое автоматизм», в которой изложил концепцию высших (творческих, синтезируют) и низших («автоматических») функций психики.

В 1890 по приглашению Ж. Шарко возглавил психологическую лабораторию психиатрической больницы Сальпетриер, в которой около 50 лет занимался исследованием и лечением неврозов. Создал тест кожной анестезии.

В 1895 по рекомендации Т.Рибо начал работать на кафедре экспериментальной и сравнительной психологии в Коллеж де Франс. Вскоре возглавил эту кафедру и руководил ею до 1934.

Курсы, которые преподавал в Коллеж де Франс

ПериодНазвание курса французскойНазвание курса Украинской
1901-1902L'étude expérimentale et comparée de la fatigueЭкспериментальное и сравнительное исследование усталости
1902-1903Les émotions et les oscillations du niveau mentalЭмоции и изменения психического
1903-1904L'étude expérimentale et comparée des conditions de la conscienceЭкспериментальное исследование и сравнение состояний сознания
1904-1905Les conditions psychologiques des mouvements des membresПсихологические условия движения конечностей
1905-1906Les modifications de la conscience dans les névroses hystériquesИзменения сознания при истерических неврозах
1906-1907Les modifications de la conscience dans les névroses psychasthéniquesИзменения сознания при психастенических неврозах
1907-1908L'analyse psychologique et la critique des méthodes de psychothérapieПсихологический анализ и критика методов психотерапии
1908-1909L'analyse des émotions et des sentimentsАнализ эмоций и чувств
1909-1910L'analyse des tendances et les lois de leur réalisationАнализ тенденций и законы их реализации
1910-1911L'analyse de la perception du monde extérieurАнализ восприятия внешнего мира
1911-1912Des tendances sociales et du langageСоциальные тенденции и языка
1912-1913Les tendances intellectuelles élémentaires et les idées généralesТенденции низких интеллектуальных поступков и общих идей
1913-1914Les tendances intellectuelles relatives à la recherche de la véritéИнтеллектуальные тенденции связаны с поисками истины
1914-1915Les tendances rationnelles qui imposent des lois à la conduite et à la croyanceРациональные тенденции, которые порождают законы поведения и веры
1915-1916Les tendances industrielles et la recherche de l'explicationНаправления индустриального развития и их объяснение
1916-1917Les degrés de l'activation des tendancesУровни активации намерений
1917-1918Les degrés de l'activité psychologiqueУровни психической деятельности
1918-1919Les oscillations de l'activité psychologique (I)Изменения психологической активности (I)
1919-1920Les oscillations de l'activité psychologique (II)Изменения психологической активности (II)
1920-1921Les formes successives de la personnalité au cours de l'évolution psychologiqueПоследовательность формирования личности с точки зрения психологического развития
1921-1922L'évolution des conduites morales et religieusesЭволюция морального и религиозного поведения
1922-1923L'évolution de la mémoire et de la notion du tempsЭволюция памяти и восприятия времени
1923-1924Les sentiments simples qui accompagnent l'action, la tristesse et la joieПростые чувства, порождающих действие: печаль и радость
1924-1925Les sentiments sociaux affectifs, l'amour et la haineСоциальные эмоциональные чувства: любовь и ненависть
1925-1926Les stades de l'évolution psychologiqueСтадии психологического развития
1926-1927L'étude de la pensée intérieure et de ses troublesИсследование внутреннего мышления и его нарушения
1927-1928L'évolution de la mémoire et de la notion du tempsЭволюция памяти и восприятия времени
1928-1929L'évolution psychologique de la notion de personnalitéЭволюция психической концепции личности
1929-1930La faiblesse et la force psychologiquesСлабые и сильные стороны психологии
1930-1931Les délires d'influence et les sentiments sociauxВлияние делирия и социальные чувства
1931-1932Les conduites intellectuelles élémentairesПростейшие способы интеллектуальной регуляции
1932-1933La conduite de la croyanceРегуляция веры
1933-1934Les oscillations de l'espritИзменения умственной сферы

В 1904 совместно с Ж. Дюма основал «Журнал нормальной и патологической психологии» — один из ведущих психологических журналов Франции.

В течение многих лет читал различные курсы лекций по психологии в Сорбонне и ведущих университетах Аргентины, Бразилии, Канады, Мексики и США.

Психологическая теория

Жан получил интересные научные результаты в различных областях науки. Опубликовал ряд работ по философии, истории психологии, социальной психологии, общей психологии, патопсихологии, психиатрии, психотерапии, психологии религии и мистицизма, по различным проблемам психической эволюции, сознания и бессознательного, памяти, времени, языка и мышления, психологии личности и др .

Предложил трактовку психологии как объективной науки о человеческих действия. Произвел представление о психике как сложной, иерархизируванои энергетической системы, которая имеет определенную степень психического напряжения.

В 1892 опубликовал подробное исследование истерии «Ментальный состояние истериков» (в 2-х тт.).

Разработал психологическую концепцию неврозов, согласно которой они возникают из-за функциональных нарушений высших функций психики и потери баланса между высшими и низшими психическими функциями, а именно «пониженной психическим напряжением».

В 1894 ввел в оборот понятие «психастения» и «диссоциация». Выделил психастению в качестве самостоятельной формы психических заболеваний и создал биопсихологических теорию психастении.

В исследованиях психологии личности особое значение придавал проблемам единства, различия и особенности. Практиковал лечение сном и гипноз. Признавал верховенство психологического фактора в гипнозе.

Психическое воздействие по Жане, является результатом процесса перехода внешнего воздействия во внутреннюю — интериоризации.

Оказал существенное влияние на формирование взглядов Фрейда и И. Брейера о природе психики и неврозов. Считается предшественником психоанализа в трактовке истерии, роли бессознательного в неврозах и других проблем.

Отдавая должное отдельным достижением психоанализа, в целом относился к нему критически и квалифицировал его как метафизическую систему. Полемизировал с З. Фрейдом и другими психоаналитиками. Отверг психоаналитическую идею о психосексуальная травме как главную причину неврозов.

Считал, что он имеет приоритет в открытии катарсический метода лечения неврозов.

Сыграл значительную роль в развитии психологии, психиатрии и психотерапии.

Источник: http://info-farm.ru/alphabet_index/p/per-zhane.html

Ссылка на основную публикацию