Психологическое консультирование — психология

Психологическое консультирование (7)

Психологическое консультирование - психология

1 вопрос

Психологическим консультированием называется особая область практической психологии, связанная с оказанием со стороны специалиста-психолога непосредственной психологической помощи людям, которые нуждаются в ней, в виде советов и рекомендаций.

Они даются психологом клиенту на основе личной беседы и предварительного изучения той проблемы, с которой в жизни столкнулся клиент.

Чаще всего психологическое консультирование проводится в заранее оговоренные часы, в специально оборудованном для этого помещении, как правило, изолированном от посторонних людей, и в конфиденциальной обстановке.

Один сеанс психологического консультирования проходит в форме личной беседы психолога с клиентом, длящейся в среднем от нескольких десятков минут до полутора, двух и более часов. В ходе этой беседы клиент рассказывает психологу о себе, о своей проблеме.

Психолог, в свою очередь, внимательно выслушивает клиента, стараясь вникнуть в суть его проблемы, разобраться в ней, прояснить ее как для себя, так и для самого клиента.

Во время консультации оценивается личность клиента, и с учетом его индивидуальных особенностей клиенту даются научно обоснованные, аргументированные рекомендации по поводу того, как лучше всего практически решить его проблему.

Советы и рекомендации, предлагаемые клиенту психологом-консультантом, в большинстве случаев рассчитаны на то, чтобы, самостоятельно воспользовавшись ими, клиент смог полностью справиться со своей проблемой без помощи со стороны психолога-консультанта.

Психологическое консультирование – это сложившаяся практика оказания действенной психологической помощи людям, основанная на убежденности в том, что каждый физически и психически здоровый человек в состоянии справиться почти со всеми возникающими в его жизни психологическими проблемами.

Клиент, однако, далеко не всегда определенно и точно знает заранее, в чем состоит суть его проблемы и как ее лучше всего решать, опираясь на собственные силы и возможности. В этом ему и должен оказать помощь профессионально подготовленный психолог-консультант.

Это и есть основная задача психологического консультирования.

Во время консультации психолог обычно применяет специальные приемы и методы работы с клиентом и воздействия на него, рассчитанные на то, чтобы за сравнительно короткий срок (время проведения консультации) найти и точно сформулировать способ практического решения проблемы клиента, причем сделать это таким образом, чтобы данное решение было понятно и доступно для реализации клиенту.

Количество встреч психолога-консультанта с клиентом чаще всего не ограничивается одной-двумя. В большинстве случаев требуется более длительное консультирование, включающее в себя от трех и более встреч с клиентом. Необходимость в таком пролонгированном консультировании возникает в следующих типичных случаях:

Проблема клиента настолько сложна, что разобраться в ней за один-два сеанса практически невозможно.

У клиента имеется не одна, а несколько разных проблем, решение каждой из которых требует отдельной консультации.

Предлагаемое решение проблемы не может быть сразу и полностью самостоятельно реализовано клиентом и требует дополнительной поддержки со стороны консультанта.

У психолога-консультанта нет достаточной уверенности в том, что клиент, в силу, например, его индивидуальных особенностей, сразу и без дополнительной помощи справится со своей проблемой.

Такое случается, если клиент недостаточно уверен в себе, не может управлять собственными эмоциями и поведением, если уровень его интеллектуального развития недостаточен для того, чтобы в затруднительных ситуациях принять самостоятельное разумное, взвешенное решение.

Чаще всего к психологу-консультанту обращаются люди, представляющие собой так называемый средний слой населения и находящиеся по состоянию их физического и психологического здоровья в зоне повышенного риска.

Под зоной повышенного риска понимаются жизненные ситуации, оказавшись в которых люди, склонные к нервным, психическим, а также физическим заболеваниям, действительно рискуют заболеть.

Другие, физически и психологически сильные, достаточно здоровые люди выходят из подобных жизненных ситуаций, испытывая лишь чувство усталости или дискомфорта.

Те, кто обращаются в психологическую консультацию, – это обычно не очень хорошо приспособленные к жизни и не слишком занятые на своей работе люди, так как для того, чтобы получить обстоятельную консультацию психолога, необходимо время.

Среди тех, кто реально и чаще всего обращается за помощью к психологу-консультанту, немало жизненных неудачников, и именно неудачи вынуждают этих людей, чувствующих себя физически здоровыми, искать помощи со стороны психолога.

Среди клиентов психологических консультаций встречается немало людей, имеющих те или иные эмоциональные отклонения, которые в свою очередь являются следствием многократных жизненных разочарований и фрустрации.

Когда же эти и другие люди активно начинают искать помощь у психолога? Это, как правило, происходит не сразу при возникновении у них проблем, а в самые тяжелые периоды их жизни.

Человек приходит к психологу-консультанту тогда, когда не знает, как поступить, или когда исчерпаны его возможности самостоятельно справиться со своей проблемой.

За консультативной помощью к психологу человек может обратиться тогда, когда находится в состоянии

душевного расстройства, когда ему кажется, что с ним или с близкими для него людьми происходит что-то ужасное, чреватое неприятными последствиями.

Что же ищут люди у психолога-консультанта? Зачем они обращаются к нему? На эти вопросы можно ответить следующим образом. Некоторые клиенты в общем знают, как решать свою проблему, и ищут у психолога-консультанта лишь эмоциональной поддержки. Другие не знают, как справиться с проблемой, и идут к психологу за советом.

Третьи не вполне уверены в себе или не знают, что конкретно выбрать из имеющихся у них возможностей для решения своей проблемы. Их необходимо убедить и направить их активность в нужное русло. Четвертым — это в большинстве своем одинокие люди -просто надо с кем-то поговорить по душам.

У них обычно нет серьезных психологических проблем, но время от времени они остро нуждаются во внимательном и доброжелательном собеседнике. Среди клиентов психологической консультации встречаются и такие, кого к психологу-консультанту приводит праздное любопытство или желание просто бросить ему вызов.

Некоторые искренне хотят узнать, кто такой психолог-консультант и чем он занимается, другие заранее убеждены, что он занимается несерьезным делом, и пытаются это ему доказать, поставив психолога-консультанта в неловкое положение.

Профессиональная позиция психолога-консультанта такова, что он должен принимать всех без исключения клиентов, внимательно, доброжелательно и по-человечески относиться к ним независимо от того, кто они, зачем пришли к нему, как настроены и какие цели преследуют.

Это не только связано с необходимостью для профессионального психолога сохранить свой авторитет и лицо, но также с тем, что он так же, как и врач, по нормам своей профессиональной этики обязан оказывать помощь всем, кто к нему обращается и кто в этом нуждается, в том числе и тем, кто во время консультации ведет себя не вполне этично.

2 вопрос

§1 Особенности подросткового возраста

Наиболее важным отличительным признаком подросткового периода являются фундаментальные изменения в сфере самосознания, которые имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления подростка как личности. Нарушения развития самосознания могут приводить к появлению агрессивности, тревожности, трудностям в общении, а иногда и к суицидальным попыткам.

В подростковом возрасте у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, все более развиваются способности проникновения в свой собственный мир.

В этом возрасте подросток начинает осознавать свою особенность и неповторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок (преимущественно родительских) на внутренние.

Подросток созревает физиологически и психически, и в добавление к новым ощущениям и желаниям, которые появляются в результате этого созревания, у него развиваются новые взгляды на вещи, новый подход к жизни. Так, важное место в новых особенностях психики подростка занимает его интерес к мыслям других людей, тому, что они сами о себе думают.

В процессе развития самосознания центр внимания подростков все более переносится от внешней стороны личности к ее внутренней стороне, от более или менее случайных черт — к характеру в целом.

С этим связаны осознание — иногда преувеличенное — своего своеобразия и переход к духовным, идеологическим масштабам самооценки.

В результате человек самоопределяется как личность на более высоком уровне [3].

Самооценка представляет собой центральное образование личности. Она в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором ее поведения и деятельности.

Характер самооценки подростков определяет формирование тех или иных качеств личности.

Например, адекватный ее уровень способствует формированию у подростка уверенности в себе, самокритичности, настойчивости или излишней самоуверенности, некритичности.

Подростки с адекватной самооценкой имеют большое поле интересов, их активность направлена на различные виды деятельности, а также межличностные контакты, которые умеренны и целесообразны, направлены на познание других и себя в процессе общения.

Подростки с тенденцией к сильному завышению самооценки проявляют достаточную ограниченность в видах деятельности и большую направленность на общение, причем малосодержательное.

Агрессивные подростки характеризуются крайней самооценкой (либо максимально положительной, либо максимально отрицательной), повышенной тревожностью, страхом перед широкими социальными контактами, эгоцентризмом, неумением находить выход из трудных ситуаций.

Развитие рефлексии не ограничивается только внутренними изменениями самой личности, в связи с которыми также становится возможным и более глубокое понимание других людей. Развитие самосознания как центрального новообразования подросткового возраста становится возможным и целиком зависит от культурного содержания среды [5, 317].

Еще одно новообразование, возникающее в конце переходного возраста, — это самоопределение. С субъективной точки зрения оно связано с осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой общественно значимой позиции.

Самоопределение возникает, как правило, в конце учебы в школе, когда человек стоит перед необходимостью решать проблемы своего будущего.

Оно основывается на уже устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта, предполагает учет своих возможностей и внешних обстоятельств, оно опирается на формирующееся мировоззрение подростка и связано с выбором профессии.

Идеи выбора жизненного пути, своих ценностных ориентаций, своего идеала, своего друга, своей профессии становятся основополагающими целями подросткового возраста [5, 318].

В мотивационной сфере процесса общения подростков происходят кардинальные изменения: теряют свою актуальность отношения с родителями, учителями, первостепенную значимость приобретают отношения со сверстниками.

Само общение подростков становится более глубоким и содержательным, появляются такие эмоционально насыщенные формы взаимодействия, как дружба и любовь.

Потребность в принадлежности какой-нибудь группе наиболее ярко проявляется в подростковом возрасте.

Для подростков младшего возраста большое значение имеет возможность разделить со своими сверстниками общие интересы и увлечения.

Позднее подростки направлены на поиск такого контакта, который позволил бы им найти понимание и сопереживание их чувствам, мыслям, идеям, а также обеспечил бы эмоциональную поддержку со стороны сверстников в преодолении различных проблем, связанных с возрастным развитием.

Подростковый период называют эпохой активной индивидуализации, этапом обостренно переживаемого стремления к самоутверждению. Желание выделиться, стремление занять высокую позицию, добиться уважения, признания своей личностной ценности и тем самым получить возможность подкрепить свою самооценку и самоуважение во многом определяет поведение детей в подростковом возрасте [1]

Источник: https://works.doklad.ru/view/xgwc2p2GfA4.html

Психологическое консультирование и психотерапия

Психологическое консультирование и психотерапия

Распределение этих двух сфер психологической помощи – сложная задача, поскольку в немалом числе случаев профессионалу трудно сказать, занимается он психологическим консультированием или психотерапией.

Читайте также:  Абстиненция - психология

Как в консультировании, так и в психотерапии используются те же самые профессиональные навыки; требования, предъявляемые к личности клиента и психотерапевта, одинаковы; процедуры, используемые в консультировании и психотерапии, тоже подобны.

Наконец, в первом и втором случаях помощь клиенту основывается на взаимодействии между консультантом (психотерапевтом) и клиентом.

Из-за трудности разделения этих двух областей некоторые практики используют понятия «психологическое консультирование» и «психотерапия» как синонимы, аргументируя свою точку зрения схожестью деятельности психотерапевта и консультанта-психолога.

Несомненно, что границы между психотерапией и консультированием весьма условны, что не раз отмечалось различными авторами (Поляков Ю. Ф., Спиваковская А. С.).

Но так как данная работа рассчитана на людей, не имеющих специальной подготовки в области психотерапии или, как у нас принято говорить, психокоррекции, обозначим эти различия достаточно строго, ограничив таким образом область, где могут работать специалисты-консультанты, от тех случаев, где их активное воздействие нежелательно, поскольку только наличия психологического образования и понимания общих принципов работы для достижения положительного эффекта здесь недостаточно.

Каким же образом можно разграничить консультирование и психотерапию? В чем смысл разделения проблем клиентов на межличностные и глубинные личностные, о котором уже упоминалось выше?

То, с какими проблемами пришел клиент, межличностными или глубинными личностными, часто проявляется уже в формах обращения за помощью, в специфике жалоб и ожиданий от встречи с психологом.

Клиенты психолога-консультанта обычно подчеркивают негативную роль других в возникновении собственных жизненных сложностей; у клиентов, ориентированных на глубинную психокоррекционную работу, локус жалоб обычно иной: их чаще беспокоит собственная неспособность контролировать и регулировать свои внутренние состояния, потребности и желания. Так, для клиента психолога-консультанта будут характерны жалобы типа: «Мы с мужем постоянно ругаемся» или «Жена ревнует меня без всякого повода». Те, кто обращается к психотерапевту, чаще говорят о своих проблемах иначе: «Я не могу сдержать себя, очень вспыльчива, постоянно кричу на мужа» или «Все время не уверен в том, как ко мне относится жена, мне кажется, что она меня обманывает, ревную ее и, видимо, без всякого повода». Такое различие в локусе жалоб значит довольно много и, в частности, то, что самим клиентом уже проделана определенная работа по анализу собственных проблем и неудач. Тот факт, что ответственным за происходящее с ним человек воспринимает самого себя – шаг, требующий определенного мужества, – гарантия того, что он готов к более глубокому и откровенному самопознанию.

Направленность локуса жалобы и готовность человека определяют и форму работы с ним. Основная задача психолога-консультанта состоит в том, чтобы помочь клиенту посмотреть на свои проблемы и жизненные сложности со стороны, продемонстрировать и обсудить те стороны взаимоотношений, которые, будучи источниками трудностей, обычно не осознаются и не контролируются.

Основой такой формы воздействия является прежде всего изменение установок клиента как на других людей, так и на различные формы взаимодействия с ними. В ходе консультативной беседы клиент получает возможность шире взглянуть на ситуацию, иначе оценить свою роль в ней и в соответствии с этим новым видением изменить свое отношение к происходящему и свое поведение.

Психотерапевтическое воздействие строится иначе. Жалобы как таковые играют незначительную роль, поскольку уже на начальных этапах работы они углубляются и переформулируются.

В беседе со специалистом затрагиваются не только актуальные ситуации взаимоотношений клиента, но также прошлое (события далекого детства, юности), активно используются такие специфические формы психической продукции, как сны и ассоциации.

Важная черта психотерапии – особое внимание к взаимоотношениям между человеком, обратившимся за помощью, и профессионалом, анализ которых в терминах переноса и контрпереноса является одним из важнейших средств углубления и расширения возможностей воздействия, тогда как в консультировании подобные вопросы практически никогда не обсуждаются. Анализ глубинных слоев психики приводит к пониманию причин патогенных переживаний и поведения и таким образом способствует решению личностных проблем.

Различна и длительность этих видов психологического воздействия. Так, если психологическое консультирование чаще бывает краткосрочным и редко превышает 5-6 встреч с клиентом, то процесс психотерапии длится несравнимо дольше и ориентирован на десятки, а то и сотни встреч в течение ряда лет.

Определенные различия связаны и с типами клиентов. На приеме у психолога-консультанта можно с равной вероятностью встретить практически любого человека независимо от его психического статуса, занятости, материальной обеспеченности, интеллектуального потенциала и т. д.

, тогда как круг людей, чьи проблемы могут решаться в рамках глубинной психокоррекционной работы, более ограничен.

Идеальный клиент – это нормальный невротик, с высоким уровнем развития рефлексии, способный оплачивать часто дорогой и длительный курс лечения, обладающий достаточным для этого количеством времени и мотивацией.

К чести психотерапии следует сказать, что сужение круга клиентов и увеличение времени воздействия приводит к значительному расширению круга решаемых проблем, который в определенном смысле становится безграничным.

Естественно предположить, что при столь существенных отличиях двух этих форм воздействия должна различаться и подготовка соответствующих специалистов.

Основные требования к психологу-консультанту, с нашей точки зрения, – это психологический диплом, а также специальная подготовка в области теории и практики психологического консультирования (включающая работу под руководством супервизора), которая может и не быть особенно длительной.

Требований к образованию специалистов по психотерапии значительно больше, и они включают в себя, наряду с теоретической психологической подготовкой и определенными медицинскими знаниями, также длительный опыт собственной психотерапии и работы под руководством опытного супервизора.

Не случайно психотерапия исторически тесно связана с психиатрией, и среди психотерапевтов наряду с профессионалами-психологами не менее часто встречаются и психиатры, но, конечно, также получившие специальную подготовку. Заметим, что человек, обращающийся к психотерапевту, по традиции называется не клиентом, а пациентом.

Полноценную подготовку специалиста в этой области невозможно представить без опыта собственной психотерапии, благодаря которому он может лучше ориентироваться в проблемах пациентов, более полноценно работать, не боясь таких помех, как синдром сгорания или коммуникативной перегрузки, а также свободно используя такие средства воздействия, как перенос и контрперенос.

Различия психотерапии и консультирования – широкая и многогранная тема. Конечно же, здесь мы можем наметить только общие линии их сравнения. Тем же, кто особенно заинтересовался этим вопросом, можно посоветовать почитать специальную литературу (Карвасарский Б. Д.; Василюк Ф. Е.).

«Человек с улицы», обращающийся к психологу за помощью, особенно в нашей стране, где далеко не каждый представляет себе, что такое психология в принципе, не всегда понимает, какого именно плана помощь ему нужна и в какой форме она может быть оказана.

Часто ожидания клиентов неадекватны, не соответствуют реальности жизни и логике взаимоотношений (например, как это нередко бывает, клиент начинает требовать сделать так, чтобы кто-то кого-то полюбил или разлюбил в результате воздействия психолога и т.д.).

В связи с этим часто первое, что приходится делать с клиентом, – это объяснять, в чем он может ожидать психологической помощи и какой.

С этой точки зрения психологическое консультирование, будучи более ориентированным на достижение конкретной цели и менее обязывающим типом воздействия, часто служит своеобразной ступенькой, первым шагом к более длительной и глубокой психотерапевтической работе.

Бывает, что, придя к консультанту, человек впервые задумывается о собственной роли в своих жизненных неудачах и начинает понимать, что для того, чтобы ему действительно помогли, одной или даже нескольких встреч с психологом недостаточно.

Из этого не следует, что он сразу же обратится за более серьезной помощью — это может случиться не скоро или не случиться никогда, но даже простое знание о том, что помощь в принципе ему может быть оказана, бывает очень важным. Такая взаимосвязь консультирования и психотерапии – основа широких и многогранных возможностей практической психологии, гарантия того, что каждый обращающийся может найти для себя то, что является наиболее подходящим для него в данный момент.

Выделяют специфические черты психологического консультирования, отличающие его от психотерапии:

· консультирование ориентировано на клинически здоровую личность; это люди, имеющие в повседневной жизни психологические трудности и проблемы, жалобы невротического характера, а также люди, чувствующие себя хорошо, однако ставящие перед собой цель дальнейшего развития личности;

· консультирование сориентировано на здоровые стороны личности независимо от степени нарушения; эта ориентация основана на вере, что человек может изменяться, выбирать удовлетворяющую его жизнь, находить способы использования своих задатков, даже если они невелики из-за неадекватных установок и чувств, замедленного созревания, культурной депривации, недостатка финансов, болезни, инвалидности, преклонного возраста;

· консультирование чаще ориентируется на настоящее и будущее клиентов;

· консультирование обычно ориентируется на краткосрочную помощь (до 15 встреч);

· консультирование ориентируется на проблемы, возникающие во взаимодействии личности и среды;

· в консультировании акцентируется ценностное участие консультанта, хотя отклоняется навязывание ценностей клиентам;

· консультирование направлено на изменение поведения и развитие личности клиента.

Источник: https://megaobuchalka.ru/2/30636.html

Психологическое консультирование

Психологическое консультирование — это профессиональная помощь пациенту в поиске решения проблемной ситуации.

Психологическое консультирование предусматривает проведение анализа психического состояния пациента, динамику развития этого состояния, факторы, способствующие формированию негативных психических состояний.

Для этого применяются различные методы психологической диагностики (интервьюирования, экспериментально-психологического исследования).

В итоге пациенту предоставляются результаты анализа, которые должны способствовать разрешению стоящих перед человеком психологических проблем, формированию новых представлений о различных подходах к их решению, вариантах их предотвращения и методах психологической защиты и компенсации, а также повышению его психологической культуры и личностному росту.

От так называемой «дружеской беседы» психологическое консультирование отличается нейтральной позицией консультанта.

Психологическая диагностика позволяет не только выявить уязвимые стороны личности клиента, его слабые места, но и определить сильные стороны, которые можно будет использовать в процессе психологической работы: психологические ресурсы и резервы, адаптивные и компенсаторные возможности личности.

Во время психологического консультирования происходит обучение клиента наиболее эффективному использованию его психологических ресурсов, навыкам психологической защиты и овладение им разнообразными приемами и методами психической саморегуляции.

Психологическое консультирование — динамический процесс, имеющий собственные психологические закономерности и механизмы развития, включающий в себя определенные этапы межличностного взаимодействия в ходе консультативного интервью.

Существует универсальная модель консультативного интервью состоящая из пяти этапов.

Читайте также:  Истерическая личность и любовь - психология

На этом этапе консультант должен сформировать с клиентом психологически комфортную доверительную атмосферу межличностного взаимодействия, располагающей к сотрудничеству и интимности. Атмосфера принятия и доверия создает у клиента ощущение безопасности, которое является необходимым условием эффективного партнерского сотрудничества и взаимопонимания.

Начало межличностного взаимодействия «психолог—клиент» требует создания у клиента мотивации для последующего взаимодействия.

Это достигается объяснением возможностей консультации в решении психологических проблем клиента. Осуществляется предварительное разъяснение целей консультирования, его структуры и психологических механизмов.

Клиент получает также определенную информацию о возможностях консультирующего, о его квалификации и профессиональном опыте.

Поэтому в самом начале беседы максимальное внимание следует уделять развитию взаимопонимания с клиентом. Важно услышать не то, что готов услышать консультант, что соответствует его установкам и ожиданиям, а то, что хочет сказать клиент. Консультант должен уметь различать реальность и собственные проекции, а также проекции консультируемого.

Установление психологического контакта психолога и клиента может происходить очень быстро, а может потребовать определенного времени, даже нескольких встреч.

На данном этапе происходит первичный сбор информации, касающейся всех проблем клиента. У каждого человека, как правило, имеется одновременно несколько самых разнообразных психологических трудностей, конфликтов и проблем, требующих разрешения.

Среди них могут быть как проблемы незначительные, которые клиент вполне способен решить самостоятельно, так и более серьезные психологические затруднения, затрагивающие самые слабые, уязвимые стороны личности клиента, которые самостоятельно, без профессиональной помощи консультанта, он на данном этапе разрешить затрудняется.

Задача психолога — выделить наиболее значимые, ключевые психологические проблемы клиента, как правило, тесно связанные с его структурой личности. Для этого психолог:

  • выслушивает изложение проблем клиентом;
  • помогает клиенту ясно и четко сформулировать наиболее актуальную проблему, которая, собственно, и является причиной обращения за профессиональной помощью;
  • помогает определить конкретную задачу взаимодействия психолога и клиента.

Данный этап может занимать несколько встреч; на них рассматриваются и анализируются самые разные переживания клиента, связанные с соответствующими психологическими проблемами, среди которых клиент может затрудняться выбрать наиболее актуальную.

Психолог на данном этапе не должен сам формулировать, в чем, по его мнению, заключается проблема клиента.

Наиболее актуальная проблема может не быть очевидной, не лежать на поверхности, и требуется определенная психологическая работа по ее идентификации.

На данном этапе происходит исследование:

  • психологического мира клиента;
  • доминирующих психологических свойств;
  • сильных и слабых сторон его личности;
  • ценностей и жизненных целей.

Понимание психологической уникальности, неповторимой индивидуальности клиента позволяет определить его психологические ориентиры, тот идеал, к которому он более или менее осознанно стремится. Этот идеал может быть неясным, нечетким и даже не вполне осознаваемым.

Это предполагает определенную психологическую проработку системы жизненных представлений клиента, вербализацию его намерений, взглядов и оценок.

Таким образом, в процессе психологического консультирования клиенту предоставляется возможность личностного роста и развития посредством структурирования представлений, вытекающих из них желаний и намерений, ценностей и целей.

На данном этапе важно определить идеал клиента. Каким бы он хотел стать? Что произойдет, когда проблемы будут решены?

Поиск ответов на подобные вопросы предполагает также разработку жизненных перспектив, построение планов как на отдаленное, так и на ближайшее будущее. Эти планы должны быть полностью осознаны клиентом и проговорены. Иногда четкое проговаривание цели, осознанное выстраивание жизненной перспективы делают для клиента ненужной всю последующую работу.

Осознание может стать первым шагом к изменению.

Когда клиент отдает себе отчет в том, что с ним происходит, полностью контролируя свои намерения и желания, он, как правило, оказывается в состоянии самостоятельно разрешить все психологические трудности.

В этом случае психологическая помощь может ограничиться оказанием клиенту эмоциональной поддержки и стимуляцией его творческих способностей, адаптивных и компенсаторных возможностей его личности.

На этом этапе происходит формирование всего диапазона возможных решений актуальной психологической проблемы клиента, включая и варианты, не представляющиеся ему в данный момент предпочтительными. Обращаясь за психологической помощью к консультанту, клиент находится в затруднении — его можно описать как ситуацию «тупика», из которого нет выхода.

Задача консультанта — прежде всего помочь выйти из этого тупика, преодолеть ригидность восприятия и мышления, носящего при психологических затруднениях характер алгоритма, жесткой заданной схемы, от которой клиент не может отступить.

Процесс консультирования позволяет преодолеть эту психологическую косность и ригидность, расширить как ролевой репертуар, предполагающий освоение самого широкого диапазона социальных ролей с целью выработки наиболее адекватного, конструктивного и эффективного в данной ситуации поведения, так и диапазон психологической приемлемости клиента.

Консультирование помогает сделать и установки, и поведение клиента более гибкими, чтобы позволяет ему быть эффективным в постоянно меняющихся и усложняющихся обстоятельствах текущей жизненной ситуации.

Проведенные в последние годы исследования показали: для того чтобы современному жителю среднестатистического европейского города быть эффективным, ему необходимо иметь 600 самых разнообразных алгоритмов реагирования, образцов поведения, из которых он мог бы выбрать подходящий для решения текущих проблем.

Поведение человека должно быть очень гибким и разнообразным.

Фактически процесс социально-психологической адаптации заключается в том, что мы постоянно осваиваем все новые и новые образцы поведения, алгоритмы реагирования, обучаемся разнообразным формам переживания и совладания со стрессом. Это расширение ролевого репертуара — одна из задач эффективного психологического консультирования.

Решение данных задач предполагает творческий подход к преодолению трудностей и проблем, который возможен только после исследования личности клиента на предыдущих этапах консультирования. В процессе работы происходит дальнейшее личностное развитие клиента, сохраняются условия для личностной динамики и роста. Этот этап консультирования, как правило, является самым продолжительным.

Для того чтобы найденное решение психологической проблемы клиента оказало на него реальное позитивное воздействие, заставив предпринимать определенные действия, активно изменяющие всю жизненную ситуацию, чтобы найденное решение приняло облик реальности, стало действительным, клиенту необходимо увидеть данное решение в перспективе всех возможных вариантов поведения. Только рассмотрев весь диапазон возможных решений, он в состоянии оценить и выбрать наиболее правильное.

Поэтому важно создать для пациента такие условия, когда он сам взвешивает и оценивает все альтернативы, прогнозирует развитие событий при выборе каждой из них со всеми негативными и позитивными последствиями и, оценив все варианты, останавливается на наиболее разумном, проговаривает и осознает его конструктивность. Выбранный вариант становится самостоятельной «находкой» клиента, но этого мало: он должен быть осознан, вербализован и включен в планы и намерения клиента, став реальной частью его жизненного мира. Только такое решение проблемы может привести к действительным и конструктивным изменениям в его жизни.

Процесс консультирования, требующий активного участия творческого потенциала личности клиента, предполагает определенную степень его внутренней психологической свободы, раскрепощенности.

Поэтому часто консультант, чтобы спровоцировать расслабление, раскрепощение клиента, должен сам уметь расслабляться, создавая тем самым теплую, непринужденную, доверительную атмосферу с элементами душевности и мягкого юмора.

Снять чрезмерное напряжение и зажатость, высвободить скованный творческий потенциал — одна из задач консультирования, без решения которой конечная цель консультирования не может быть решена.

Как обеспечить актуализацию творческих способностей клиента? Один из способов — это просто суммирование его проблем, как вы их поняли, повторение формулировки желаемого результата, а затем противопоставление реально существующей ситуации — идеальное будущее.

Усиление контраста между реально существующей и идеальной ситуацией, данное в вашей естественной, живой манере, помогает структурированию проблемы и облегчает творческое реагирование. Вы скоро обнаружите, что все, в чем нуждается клиент, — это чтобы его внимательно выслушали и вербализовали его ощущения.

Как только вы четко выявите разницу между тем, что есть, и тем, что должно быть, клиент сам начнет предлагать возможные выходы из положения.

Данный этап наиболее важен для дальнейшего роста и развития клиента.

Цель этого этапа — повернуть клиента с пути его любимых стереотипов поведения, которые только накапливали проблемы, к более гибкому и творческому реагированию.

Новые стратегии могут исходить как от самого клиента, так и от творческого «Я» консультанта, облегчающего клиенту выработку альтернативных вариантов и линий поведения.

Здесь может пригодиться знание теорий, например, когнитивной или психодинамической модели.

Этот этап заключается в осуществлении перехода от обучения к действию, от получения знаний, необходимых для изменения, к реальному действию.

Консультант может проделать огромную работу по сбору фактов, определению целей, выработке и сортировке альтернатив, но, если им не сделаны выводы относительно изменения поведения, его усилия могут быть напрасны. Показателем эффективности консультирования, наиболее часто используемым на практике, служит оценка того, насколько консультирование реально изменило поведение клиента и его жизненную ситуацию.

Консультанту следует уделить особое внимание выводам: он должен убедиться, что приобретенное в ходе консультирования не будет утрачено. Для этого важно стимулировать, активизировать, мотивировать самостоятельную активность клиента.

Задача консультанта на данном этапе консультирования — «запуск» программы изменений, намеченных вместе с клиентом.

Таким пусковым толчком, активизирующим программу изменений, может быть простое планирование следующего, пусть самого незначительного, шага в направлении желаемых изменений.

Клиент должен быть готов последовательно двигаться к намеченной цели, делая маленькие шаги, совершая несущественные поступки, которые все вместе, суммируясь, создают вектор движения к желаемому результату, запланированному в ходе консультирования.

На данном этапе консультант вместе с клиентом разрабатывает программу этих промежуточных целей, этих шажков, расписывая их по дням, часам и минутам, формируя для клиента реальную и конкретную программу небольших изменений, которая неизменно приведет его к большим переменам.

Данная модель психологического консультирования может быть изменена и скорректирована в соответствии с конкретными обстоятельствами, условиями, факторами, влияющими на процесс психологического консультирования.

Если вас понравилась данная статья, напишите нам: admin [at] verim [dot] org

Рекомендуем: Консультация психолога

Источник: http://verim.org/zdorov/psi/psixologicheskoe_konsultirovanie

Психологическое консультирование

Психологическое консультирование — это профессиональная помощь клиенту в поиске решения проблемной ситуации.

Психологическое консультирование предусматривает проведение анализа психического состояния пациента, динамику развития этого состояния, факторы, способствующие формированию негативных психических состояний.

Для этого применяются различные методы психологической диагностики (интервьюирования, экспериментально-психологического исследования).

В итоге пациенту предоставляются результаты анализа, которые должны способствовать разрешению стоящих перед человеком психологических проблем, формированию новых представлений о различных подходах к их решению, вариантах их предотвращения и методах психологической защиты и компенсации, а также повышению его психологической культуры и личностному росту.

Читайте также:  Игра «лидер – это…» - психология

От так называемой «дружеской беседы» психологическое консультирование отличается нейтральной позицией консультанта.

 Психологическая диагностика позволяет не только выявить уязвимые стороны личности клиента, его слабые места, но и определить сильные стороны, которые можно будет использовать в процессе психологической работы: психологические ресурсы и резервы, адаптивные и компенсаторные возможности личности.

 Во время психологического консультирования происходит обучение клиента наиболее эффективному использованию его психологических ресурсов, навыкам психологической защиты и овладение им разнообразными приемами и методами психической саморегуляции.

 Психологическое консультирование — динамический процесс, имеющий собственные психологические закономерности и механизмы развития, включающий в себя определенные этапы межличностного взаимодействия в ходе консультативного интервью.  

Существует универсальная модель консультативного интервью, состоящая из пяти этапов.

1-й этап — установление психологического контакта с клиентом

На этом этапе консультант должен сформировать с клиентом психологически комфортную доверительную атмосферу межличностного взаимодействия, располагающей к сотрудничеству и интимности.

Атмосфера принятия и доверия создает у клиента ощущение безопасности, которое является необходимым условием эффективного партнерского сотрудничества и взаимопонимания.

 Начало межличностного взаимодействия «психолог—клиент» требует создания у клиента мотивации для последующего взаимодействия. Это достигается объяснением возможностей консультации в решении психологических проблем клиента.

Осуществляется предварительное разъяснение целей консультирования, его структуры и психологических механизмов. Клиент получает также определенную информацию о возможностях консультирующего, о его квалификации и профессиональном опыте.  

Поэтому в самом начале беседы максимальное внимание следует уделять развитию взаимопонимания с клиентом. Важно услышать не то, что готов услышать консультант, что соответствует его установкам и ожиданиям, а то, что хочет сказать клиент. Консультант должен уметь различать реальность и собственные проекции, а также проекции консультируемого.

Установление психологического контакта психолога и клиента может происходить очень быстро, а может потребовать определенного времени, даже нескольких встреч.

2-й этап — выделение проблем

На данном этапе происходит первичный сбор информации, касающейся всех проблем клиента. У каждого человека, как правило, имеется одновременно несколько самых разнообразных психологических трудностей, конфликтов и проблем, требующих разрешения.

Среди них могут быть как проблемы незначительные, которые клиент вполне способен решить самостоятельно, так и более серьезные психологические затруднения, затрагивающие самые слабые, уязвимые стороны личности клиента, которые самостоятельно, без профессиональной помощи консультанта, он на данном этапе разрешить затрудняется.  

Задача психолога — выделить наиболее значимые, ключевые психологические проблемы клиента, как правило, тесно связанные с его структурой личности. Для этого психолог:

  • выслушивает изложение проблем клиентом;
  • помогает клиенту ясно и четко сформулировать наиболее актуальную проблему, которая, собственно, и является причиной обращения за профессиональной помощью;
  • помогает определить конкретную задачу взаимодействия психолога и клиента.

Данный этап может занимать несколько встреч; на них рассматриваются и анализируются самые разные переживания клиента, связанные с соответствующими психологическими проблемами, среди которых клиент может затрудняться выбрать наиболее актуальную.

Психолог на данном этапе не должен сам формулировать, в чем, по его мнению, заключается проблема клиента. Наиболее актуальная проблема может не быть очевидной, не лежать на поверхности, и требуется определенная психологическая работа по ее идентификации.

3-й этап — определение желаемого результата

На данном этапе происходит исследование:

  • психологического мира клиента;
  •  доминирующих психологических свойств;
  •  сильных и слабых сторон его личности;
  •  ценностей и жизненных целей.

Понимание психологической уникальности, неповторимой индивидуальности клиента позволяет определить его психологические ориентиры, тот идеал, к которому он более или менее осознанно стремится. Этот идеал может быть неясным, нечетким и даже не вполне осознаваемым.

Это предполагает определенную психологическую проработку системы жизненных представлений клиента, вербализацию его намерений, взглядов и оценок.

Таким образом, в процессе психологического консультирования клиенту предоставляется возможность личностного роста и развития посредством структурирования представлений, вытекающих из них желаний и намерений, ценностей и целей.

На данном этапе важно определить идеал клиента.

Каким бы он хотел стать? Что произойдет, когда проблемы будут решены?  Поиск ответов на подобные вопросы предполагает также разработку жизненных перспектив, построение планов, как на отдаленное, так и на ближайшее будущее.

Эти планы должны быть полностью осознаны клиентом и проговорены. Иногда четкое проговаривание цели, осознанное выстраивание жизненной перспективы делают для клиента ненужной всю последующую работу.  

Осознание может стать первым шагом к изменению.

Когда клиент отдает себе отчет в том, что с ним происходит, полностью контролируя свои намерения и желания, он, как правило, оказывается в состоянии самостоятельно разрешить все психологические трудности.

В этом случае психологическая помощь может ограничиться оказанием клиенту эмоциональной поддержки и стимуляцией его творческих способностей, адаптивных и компенсаторных возможностей его личности.

4-й этап — выработка альтернативных решений

На этом этапе происходит формирование всего диапазона возможных решений актуальной психологической проблемы клиента, включая и варианты, не представляющиеся ему в данный момент предпочтительными. Обращаясь за психологической помощью к консультанту, клиент находится в затруднении — его можно описать как ситуацию «тупика», из которого нет выхода.  

Задача консультанта — прежде всего, помочь выйти из этого тупика, преодолеть ригидность восприятия и мышления, носящего при психологических затруднениях характер алгоритма, жесткой заданной схемы, от которой клиент не может отступить.

Процесс консультирования позволяет преодолеть эту психологическую косность и ригидность, расширить как ролевой репертуар, предполагающий освоение самого широкого диапазона социальных ролей с целью выработки наиболее адекватного, конструктивного и эффективного в данной ситуации поведения, так и диапазон психологической приемлемости клиента.

Консультирование помогает сделать и установки, и поведение клиента более гибкими, чтобы позволяет ему быть эффективным в постоянно меняющихся и усложняющихся обстоятельствах текущей жизненной ситуации.

 Проведенные в последние годы исследования показали: для того чтобы современному жителю среднестатистического европейского города быть эффективным, ему необходимо иметь 600 самых разнообразных алгоритмов реагирования, образцов поведения, из которых он мог бы выбрать подходящий для решения текущих проблем.  Поведение человека должно быть очень гибким и разнообразным.

Фактически процесс социально-психологической адаптации заключается в том, что мы постоянно осваиваем все новые и новые образцы поведения, алгоритмы реагирования, обучаемся разнообразным формам переживания и совладения со стрессом. Это расширение ролевого репертуара — одна из задач эффективного психологического консультирования.

 Решение данных задач предполагает творческий подход к преодолению трудностей и проблем, который возможен только после исследования личности клиента на предыдущих этапах консультирования. В процессе работы происходит дальнейшее личностное развитие клиента, сохраняются условия для личностной динамики и роста.

Этот этап консультирования, как правило, является самым продолжительным.

 Для того чтобы найденное решение психологической проблемы клиента оказало на него реальное позитивное воздействие, заставив предпринимать определенные действия, активно изменяющие всю жизненную ситуацию, чтобы найденное решение приняло облик реальности, стало действительным, клиенту необходимо увидеть данное решение в перспективе всех возможных вариантов поведения.

Только рассмотрев весь диапазон возможных решений, он в состоянии оценить и выбрать наиболее правильное.

 Поэтому важно создать для пациента такие условия, когда он сам взвешивает и оценивает все альтернативы, прогнозирует развитие событий при выборе каждой из них со всеми негативными и позитивными последствиями и, оценив все варианты, останавливается на наиболее разумном, проговаривает и осознает его конструктивность.

Выбранный вариант становится самостоятельной «находкой» клиента, но этого мало: он должен быть осознан, вербализован и включен в планы и намерения клиента, став реальной частью его жизненного мира. Только такое решение проблемы может привести к действительным и конструктивным изменениям в его жизни.

 Процесс консультирования, требующий активного участия творческого потенциала личности клиента, предполагает определенную степень его внутренней психологической свободы, раскрепощенности.

Поэтому часто консультант, чтобы спровоцировать расслабление, раскрепощение клиента, должен сам уметь расслабляться, создавая тем самым теплую, непринужденную, доверительную атмосферу с элементами душевности и мягкого юмора. Снять чрезмерное напряжение и зажатость, высвободить скованный творческий потенциал — одна из задач консультирования, без решения которой конечная цель консультирования не может быть решена.  Как обеспечить актуализацию творческих способностей клиента? Один из способов — это просто суммирование его проблем, как вы их поняли, повторение формулировки желаемого результата, а затем противопоставление реально существующей ситуации — идеальное будущее. Усиление контраста между реально существующей и идеальной ситуацией, данное в вашей естественной, живой манере, помогает структурированию проблемы и облегчает творческое реагирование. Вы скоро обнаружите, что все, в чем нуждается клиент, — это чтобы его внимательно выслушали и вербализовали его ощущения. Как только вы четко выявите разницу между тем, что есть, и тем, что должно быть, клиент сам начнет предлагать возможные выходы из положения.  

Данный этап наиболее важен для дальнейшего роста и развития клиента.

Цель этого этапа — повернуть клиента с пути его любимых стереотипов поведения, которые только накапливали проблемы, к более гибкому и творческому реагированию.

Новые стратегии могут исходить как от самого клиента, так и от творческого «Я» консультанта, облегчающего клиенту выработку альтернативных вариантов и линий поведения.

Здесь может пригодиться знание теорий, например, когнитивной или психодинамической модели.

5-й этап – обобщение

Этот этап заключается в осуществлении перехода от обучения к действию, от получения знаний, необходимых для изменения, к реальному действию.

Консультант может проделать огромную работу по сбору фактов, определению целей, выработке и сортировке альтернатив, но, если им не сделаны выводы относительно изменения поведения, его усилия могут быть напрасны. Показателем эффективности консультирования, наиболее часто используемым на практике, служит оценка того, насколько консультирование реально изменило поведение клиента и его жизненную ситуацию.

Консультанту следует уделить особое внимание выводам: он должен убедиться, что приобретенное в ходе консультирования не будет утрачено. Для этого важно стимулировать, активизировать, мотивировать самостоятельную активность клиента. Задача консультанта на данном этапе консультирования — «запуск» программы изменений, намеченных вместе с клиентом.

Таким пусковым толчком, активизирующим программу изменений, может быть простое планирование следующего, пусть самого незначительного, шага в направлении желаемых изменений.

Клиент должен быть готов последовательно двигаться к намеченной цели, делая маленькие шаги, совершая несущественные поступки, которые все вместе, суммируясь, создают вектор движения к желаемому результату, запланированному в ходе консультирования.

На данном этапе консультант вместе с клиентом разрабатывает программу этих промежуточных целей, этих шажков, расписывая их по дням, часам и минутам, формируя для клиента реальную и конкретную программу небольших изменений, которая неизменно приведет его к большим переменам.

Данная модель психологического консультирования может быть изменена и скорректирована в соответствии с конкретными обстоятельствами, условиями, факторами, влияющими на процесс психологического консультирования.

Источник: http://shigin.pro/index.php/self-healing/stati/114-psikhologicheskoe-konsultirovanie

Ссылка на основную публикацию