Вежливые переводы на практикум — психология

Клуб Здорового Сознания

Вежливые переводы на практикум - психология

В первых двух ситуации за основу лучше всего взять вариант просто вежливого перевода: «Как бы человек сформулировал то, что он хочет вам сказать, если бы был воспитанным и культурным человеком?» Вежливый перевод обычно включает в себя и позитивный, и деловой перевод, и в этом отношении оптимален для прекращения «личных» отношений и перевода их в деловое русло. В эмоционально накаленной ситуации вслух озвучивать свой вежливый перевод не рекомендуется, более целесообразно сформулировать это только для себя в качестве защиты отстранением.

Уборщица в магазине, возя по полу грязную воду и едва не задев вас шваброй:

– Куда прете, не видите, тут люди полы моют!

Возможный вежливый (внутренний, про себя) перевод: «Вам будет удобнее пройти с другой стороны, где вполне сухо!»

Соответственно, ваш (возможный) ответ: «Благодарю вас, мадам!»

В беседе с продавцом вы нажали голосом, продавец мгновенно отреагировал:

– А не надо тут орать!

Перевод: «Я думаю, спокойное и деловое обсуждение нам быстрее поможет разобраться!»

В этом случае естественно ответить: «Вы правы, повышать голос ни мне, ни вам ни к чему, и в деловой манере мы решим этот вопрос быстрее. Итак, чем вы обосновываете свой отказ?»

Мама выдает претензии домашним:

– Ну почему вы никогда не моете за собой посуду?! Что за свинство?

Вы понимаете, что реально дело совершенно не в посуде: если любишь и любима, помыть посуду — радость. Соответственно, вы можете услышать внутренний текст: «Я устала. Я не чувствую вашей любви. Я не чувствую себя нужной и уважаемой!»

При таком понимании, если отношения на самом деле хорошие, ситуация решается несложно. Можно, например, подойти и тепло обнять: «Хорошая, родная! Прости нас, пожалуйста, что мы тебе не сказали спасибо за такой вкусный ужин и что ты у нас самая любимая! А посуду я сейчас пойду и помою! Да?»

Руководитель по поводу не представленного вовремя отчета:

– Почему до сих пор не сделано? Сколько это будет продолжаться?

Если вы решите рассказывать, в силу каких причин и обстоятельств отчет был задержан, едва ли это то, что на самом деле хочет услышать ваш шеф. Его вопрос, скорее всего, был: «Когда отчет будет на моем столе и есть ли у меня гарантии, что в следующий раз задержек не будет?»

Переведя его раздраженную реплику таким образом, вполне адекватно будет ответить: «Завтра к десяти утра отчет будет лежать у вас на столе.

В причинах задержки я разберусь и в следующий раз предоставление отчета вовремя я беру под свой личный контроль. Вы можете быть уверенными, что больше вам не придется делать нам таких замечаний.

Нужно ли завтра утром мне принести отчет лично или достаточно будет оставить его у секретаря?»

Заметьте, последняя фраза уводит внимания от основной ситуации и переводит ее на совершенно служебную тему.

Источник: https://psy-space.ru/?page=vezhlivye-perevody-na-praktikum&lang=ru

rumagic.com

rumagic.com

Вежливость — это соблюдение правил приличия, воспитанность, учтивость, внутренняя культура.

Любезность — это приветливые, учтивые слова, приятное, предупредительное обхождение.

Быть вежливым — еще не значит быть интеллигентным, но подлинная интеллигентность без вежливости, культуры поведения и культуры речи невозможна.

Воспитывая в ребенке вежливость, одновременно воспитывают и нравственные качества, формируют моральное сознание, вырабатывают привычку говорить добрые, вежливые слова. А тут уже начинает работать обратная связь — стал говорить вежливые слова и улучшил свою воспитанность. Человек может быть недостаточно образованным, но достаточно вежливым. Наличие диплома и вежливость — не одно и то же.

Однако не всё так просто: вежливость — не просто слова, она должна быть искренней.

Вежливость без нравственного основания может принять вид лицемерия, ханжества, манерности. Источником хороших манер и «внешнего изящного поведения» (Н. Шелгу-нов) служит любовь к людям и доброжелательность, которые и составляют богатство духовного мира человека и основу его нравственности.

А при отсутствии хороших манер, чувства меры и умения проявить свои нравственные чувства в соответствующей форме и добродетель может обернуться оскорблением, чрезмерная учтивость может оказаться навязчивостью, добродушие — лестью, а подчеркнуто вежливое поведение может показаться оскорбительным.

Обратное вежливости и любезности — это грубость, неотесанность, хамство.

Упражнение «Спасибо».

Слово «Спасибо» выражает благодарность за все хорошее: за услугу, за внимание, за помощь, за хорошую работу, даже за доброе слово и за комплимент.

Научите детей говорить спасибо за все, что делается для ребенка.

Потренируйте ребенка. Возьмите несколько предметов, вручайте их ребенку и предложите, чтобы он всякий раз говорил: «Спасибо» или «Благодарю», без напоминания, автоматически.

Темы для бесед «Вежливые слова»

Сами говорите и детей заставьте выучить и говорить вежливые слова. Расскажите детям, когда надо говорить вежливые слова.

Устройте конкурс вежливых слов. Тому, кто назовет больше вежливых слов, — вручите хороший подарок и звание: «Вежливый, воспитанный человек».

Почитайте детям книги о вежливости, о хороших манерах, об этикете и об этике как дисциплине, изучающей мораль и нравственность.

Правила вежливости

Ведите себя так, чтобы другим было приятно с вами.

Будьте приветливы. Здоровайтесь при встречах, благодарите за помощь, за комплимент, за подарок… Уходя — прощайтесь. Не заставляйте о себе волноваться, говорите, куда вы пошли и когда вернетесь. Не капризничайте, не ворчите, не портите никому и никогда настроение (Клюева).

Закончим эти заметки отрывком из стихотворения С.Я. Маршака «Пожелание друзьям»:

В любом человеке всегда есть что-то достойное одобрения. Люди ждут знаков одобрения. Говорите им комплименты!

Смехотерапия

Смехотерапия — один из самых доступных способов улучшения эмоционального состояния человека. Смех вызывает приятную встряску

ЛИТЕРАТУРА

1. Грановская P.M. Элементы практической психологии. — СПб.: Свет, 1997.

2. СигелЭ. Как воспитывать дошкольника. — М.:РОСМЭН, 1998.

3. Шекспир У. Ромео и Джульетта.

4. Паркинсон К.Н., Растомджи М.К. Дети. Как их воспитывать.- СПб.: 1992.

5. Давыдов М.Г. И на твою честь пословица есть. — М.: Рюрик, 1992.

6. Иванова Л. «Вчера еще в глаза глядел» или почему они уходят? Работница, 1999, Июнь.

7. Формановская Н.И. Вы сказали: Здравствуйте! Речевой этикет в нашем общении. — М.: Знание, 1989.

8. Ниренберг Д. Калеро Г. Читать человека как книгу. — М.: Энергия, 1990.

9. Пиз Аллан. Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам. — Аи Кью. 1992.

10. Уайтсайд Р. О чем говорят лица. — СПб.: Питер. 1996.

11. Физиогномика. / Сост. Новоселова Г.М. — СПб.: Иван Федоров, 1993.

12. Николаева, Петров. Этикет. Умение жить и вести себя дома, в семье и в обществе. — М.: Цитадель-Триада, 1999.

13. Гаспаров М.Л. Занимательная Греция: Рассказы о древнегреческой культуре. — М.: 1995.

14. Чудное мгновенье. Любовная лирика русских поэтов. / Сост. Озеров Л.А. — М.: Худож. лит., 1988.

15. Русские песни и романсы. / Сост. Гусев В.Е. М.: Худож. лит., 1989.

16. Яффе М. Секс в жизни женщины. — М.: Медицина, 1991.

17. Шпигель Дж. Флирт путь к успеху. — СПб.: Питер, 2000.

18. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению — Ярославль: Академия развития, 1997.

Посвящаю своей жене Виктории

Давайте восклицать, друг другом восхищаться

Высокопарных слов не стоит опасаться.

Давайте говорить друг другу комплименты,

Ведь это все любви счастливые моменты.

Б. Окуджава

ВВЕДЕНИЕ

Эта несколько необычная книга предназначена для легкого чтения и одновременно является пособием для тех, кто хочет научиться говорить комплименты. Кроме того, эта подарочная книга небольшой панегирик женщинам.

Почему небольшой? Потому что хвалить женщину никогда много не бывает, и еще потому, что речь пойдет не о неисчерпаемости женщин, — об этом написаны миллионы томов, а о комплиментах ей. Автору кажется, что еще не раскрыты все возможности комплиментов. Русский этикет предусматривает со стороны мужчины почтительное преклонение перед женщиной, а со стороны женщины — уважение к мужчине.

Общая цель книги — смягчение нравов.

Рассмотрение проблемы комплиментов построено с учетом советов Аристотеля, которые он дал в «Риторике»: «Речь слагается из трех элементов: из предмета, о котором он говорит, из самого оратора и из лица, к которому он обращается: оно-то и есть конечная цель всего».

Я приношу глубокую благодарность профессору Валерию Павловичу Большакову — доктору философских наук, заведующему кафедрой теории культуры, этики и эстетики Новгородского государственного университета, который взял на себя труд отредактировать эту книгу, сделал ценные замечания и дал профессиональные советы.

Читайте также:  Будущее - психология

Кому предназначена эта книга

Мужчинам и женщинам. Но в основном мужчинам, и начинающим общаться с женщинами, и мужчинам в расцвете сил, и умудренным опытом многочисленных связей с женщинами, и одиноким мужчинам, и неудачникам. Впрочем, то же можно сказать и о подобных категориях женщин. В любом случае вы найдете в книге и пример, и прямой совет, и поддержку, и теоретическое обоснование.

В этой книге не будет обсуждаться сложная проблема «феминизации мужчин» и «маскулинизации женщин». Речь пойдет о настоящих мужчинах и нормальных женщинах, о том, как согревать душу женщин рыцарством, благородством и теплым словом.

Я совершенно уверен, что если мужчина будет одаривать женщин «щедрым потоком» комплиментов (используя может быть приведенные в этой книге) и при этом будет смел и остроумен, — успех у женщин ему обеспечен. А если этот мужчина еще поет и хорошо играет…

О силе слов

«У русского народа на все есть слово». Главная функция речи — это общение, а комплименты являются частью живой речи. С помощью речи мы выражаем и чувства (отношение к событию), и мысли одновременно. Даже невинное восклицание «Ах!» выражает интонацией не только чувства, но и отношение к событию. Говорят, что умение говорить и передавать свои мысли словами сделало нас людьми.

Психология отмечает три формы речевого воздействия: сообщение, убеждение и внушение. Сообщение эмоционально нейтрально, это просто передача известий, информации и к комплиментам не имеет прямого отношения.

Убеждение обращено к мыслительной деятельности. Внушение обращено к эмоциональной сфере. Цель убеждения и внушения — заставить поверить в то, что говорится.

Комплимент, как убеждение и внушение, воздействует тем сильнее, чем выше доверие к говорящему.

Люди в своих поступках чаще руководствуются чувствами («я хочу!») и эмоциями («Ах! Ах!»), а не правилами и законами, поэтому умение воздействовать на чувства и поступки людей словом, в частности, комплиментом, а также вежливыми словами, трудно переоценить. Говорят, слово — это уже поступок.

По отношению к комплиментам людей можно разделить на следующие четыре категории:

1. Не понимают, что это такое и зачем это надо.

2. Хотят делать комплименты, но не делают, боятся или не умеют.

3. Умеют, но не хотят.

4. И умеют и делают комплименты.

Источник: http://rumagic.com/ru_zar/sci_psychology/tamberg/0/j28.html

Догадливый Штирлиц

⇐ ПредыдущаяСтр 33 из 100Следующая ⇒

— К вам господин из

полиции.

Штирлиц поднялся, потянулся с хрустом и пошел в прихожую. Там стоял унтершар-фюрер СС с большой корзинкой в руке.

— Господин штандар­тенфюрер, ваш шофер заболел, я привез паек вме­сто него…

— Спасибо, — ответил Штирлиц, — положите в холодильник. Девочка вам поможет.

Он не вышел проводить унтершарфюрера, когда тот уходил из дома. Он открыл глаза, только ког­да в кабинет неслышно вошла девушка и, остано­вившись у двери, тихо сказала:

— Если герр Штирлиц хочет, я могу оставаться и на ночь.

«Девочка впервые увидала столько продуктов, — понял он. — Бедная девочка».

Ответ на практикум: «Переводы, переводы…»

В первых двух ситуациях за основу лучше всего взять вариант просто вежливого перевода: «Как бы человек сформулировал то, что он хочет вам сказать, если бы был воспитанным и культурным?» Вежливый перевод обычно включает в себя и позитивный, и деловой перевод, и в этом отношении оптимален для прекращения «личных» отношений и перевода их в деловое русло. В эмоцио­нально накаленной ситуации вслух озвучивать свой веж­ливый перевод не рекомендуется, более целесообразно сформулировать это только для себя в качестве защиты отстранением.

Уборщица в магазине, возя по полу грязную воду и едва не задев вас шваброй:

— Куда прете, не видите, тут люди полы моют!

Возможный вежливый (внутренний, про себя) перевод: «Вам будетудобнее пройти с другой стороны, где впол­не сухо!»

Соответственно, ваш (возможный) ответ: «Благодарю вас, мадам!»

В беседе с продавцом вы нажали голосом, прода­вец мгновенно отреагировал:

— А не надо тут орать!

Перевод: «Я думаю, спокойное и деловое обсуждение нам быстрее поможет разобраться!»

В этом случае естественно ответить: «Вы правы, повы­шать голос ни мне, ни вам ни к чему, и в деловой манере мы решим этот вопрос быстрее. Итак, чем вы обосновываете свой отказ?»

Мама выдает претензии домашним:

— Ну почему вы никогда не моете за собой посуду?! Что за свинство?

Вы понимаете, что реально дело совершенно не в посу­де: если любишь и любима, помыть посуду — радость.

Соответственно, вы можете услышать внутренний текст: «Я устала. Я не чувствую вашей любви. Я не чув­ствую себя нужной и уважаемой!»

При таком понимании, если отношения на самом деле хо­рошие, ситуация решается несложно. Можно, например, подойти и тепло обнять: «Хорошая, родная! Прости нас, пожалуйста, что мы тебе не сказали спасибо за та­кой вкусный ужин и что ты у нас самая любимая! А посуду я сейчас пойду и помою! Да?»

Руководитель по поводу не представленного вов­ремя отчета:

— Почему до сих пор не сделано? Сколько это будет продолжаться ?

Если вы решите рассказывать, в силу каких причин и обстоятельств отчет был задержан, едва ли это то, что на самом деле хочет услышать ваш шеф. Его вопрос, скорее всего, был: «Когда отчет будет на моем столе и есть ли у меня гарантии, что в следующий раз задержек не будет ?»

Переведя его раздраженную реплику таким образом, вполне адекватно будет ответить: «Завтра к десяти утра от­чет будет лежать у вас на столе.

В причинах задержки я разберусь, и в следующий раз предоставление отче­та вовремя я беру под свой личный контроль. Вы мо­жете быть уверенным, что больше вам не придется делать нам таких замечаний.

Нужно ли завтра ут­ром мне принести отчет лично или достаточно бу­дет оставить его у секретаря?»

• Заметьте, последняя фраза уводит внимание от основной ситуации и переводит ее на совершенно служебную тему.

⇐ Предыдущая28293031323334353637Следующая ⇒

Источник: http://mykonspekts.ru/2-124038.html

Речевой этикет и вежливость в деловом общении

Речевой этикет и вежливость в деловом общении

Умение поддерживать разговор и при этом быть интересным собеседником является залогом принятия в любом обществе. Стать интересной для окружающих личностью очень легко, если знаешь виды речевого этикета и понимаешь насколько важен речевой этикет и вежливость.

Речевой этикет — что такое?

Этикет речевого общения является очень важным для успешной деятельности человека в обществе, а также его личностного и профессионального роста, построения крепких дружеских и семейных отношений.

Речевой этикет – это система правил речевого поведения, нормы использования средств языка в определенных условиях.

Чтобы овладеть этикетом речевого общения, необходимы знания в лингвистике, истории, культурологи и психологии.

Что включает речевой этикет?

Известное понятие речевого этикета в себя включает:

  1. Формулы вежливости, состоящие из слов приветствия, прощания, благодарности, просьбы.
  2. Формы обращения.
  3. Культуру речи – грамотное использование языка, избегание слов-паразитов, просторечных и грубых выражений.
  4. Табу – неупотребление запрещенных выражений и слов.
  5. Тембр голоса, интонации и уровень громкости в обращении. Язык жестов и мимики.

Функции речевого этикета

Можно слышать, что этикет речи имеет такие функции:

  1. Контактоустанавливающую – может проявляться в речевых актах, когда говорящий на себя обращает внимание другого, готовя его к сообщению информации.
  2. Аппелятивная или призывная – является функцией привлечения внимания, реализуется при обращении к собеседнику с целью призвать его к продолжению разговора.
  3. Конативная – функция ориентации на адресата в связи с его позицией в речевом взаимодействии.
  4. Волюнтативная – является функцией волеизъявления в отношении к собеседнику, воздействия на него. Лучше всего может проявляться в ситуациях просьбы, приглашения, разрешения, предложения и совета.
  5. Эмотивная – связывается с выражением эмоций, чувств и отношений к человеку. Помимо того, она способна диктовать выбор определенной этикетной формулы в зависимости от того какую эмоцию хотим выразить.
Читайте также:  Свободное воспитание - история и идеология - психология

Правила речевого этикета

Выделяют такие нормы речевого этикета:

  1. Вежливое приветствие – является залогом доброжелательной беседы и положительной позиции собеседника. Мужчина всегда должен первым приветствовать женщину, а младший по возрасту – приветствовать старшего. Когда человек входит в помещение, он должен первым здороваться. Если мужчина сидит и приветствует женщину или старшего по возрасту человека, то он должен встать.
  2. Представляясь, мужчина должен первым назваться. Старшие по возрасту люди должны представлять мужчин и женщин тем, кто младше или ниже по занимаемой должности. При знакомстве людей друг с другом, необходимо подвести их друг к другу и назвать имя представляемого. Если мужчина до представления сидел, ему нужно встать. Женщина может сидеть, если ее представляют не женщине старшего возраста. После знакомства нужно подать друг другу руки для пожатия.
  3. Во время разговора необходимо следить за тоном голоса. Он должен быть естественным и не очень высоким. При этом не нужно подавлять человека чрезмерной педантичностью и эрудицией. Общаясь с представителями высоких кругов, следует говорить обо всем понемногу. Таких тем как политика и религия лучше избегать.
  4. Умение слушать является одним из основных признаков воспитанности человека. Важно не перебивать того, кто рассказывает, а показывать свою заинтересованность. Можно задавать такие вопросы «Действительно?», «И что же дальше?»
  5. Не нужно рассказывать о себе, пока об этом не спросили. Даже рассказывая, необходимо соблюдать скромность и умеренность. Люди должны оценить, исходя из поступков, а не слушая хвастливые рассказы.
  6. Не нужно прижиматься к собеседнику вплотную. Важно соблюдать зону «личного пространства».

Речевой официальный этикет

Важно помнить про особенности речевого этикета и в официальном общении. Здесь нужно придерживаться следующих правил:

  1. Приветствовать фразами «Здравствуйте», «Добрый день». Такие фразы как «Привет», «Здоров» должны быть исключены.
  2. Обращение должно быть исключительно на «Вы» и обязательно с уважением.
  3. Официальный речевой этикет предусматривает внимание к собеседнику и умение выслушивать.

Речевой этикет в деловом общении

Известно, что речевой этикет делового человека имеет свои особенности. Он возникает на основе определенного вида деятельности, связанной с каким-либо производством.

При этом стороны делового общения находятся в официальных статусах, определяющих необходимые нормы и стандарты поведения людей.

Данный вид этикета предусматривает установление контакта между людьми, обмен информацией с целью построения общей деятельности, сотрудничества. Этикет делового общения имеет такие важные моменты:

  1. Нельзя опаздывать на деловые встречи.
  2. Тщательная подготовка к приему гостей.
  3. Строгий внешний вид.
  4. Перед встречей необходимо собрать информацию о тех, с кем придется встретиться.

Речевой этикет в интернете

Свои этикет и культура речи есть и в интернете. Здесь как и в обычном повседневном общении важно для начала разговора приветствовать человека. Если речь идет о друге или же подруге, человеке такого же возраста или младше, можно приветствовать стандартно «Привет».

В тех случаях, когда общение происходит с иностранцами, важно найти общий язык. Зачастую иностранцы используют английский язык. Людей старшего возраста или же незнакомых приветствуют фразами «Здравствуйте», «Добрый день», «Добрый вечер».

То же самое относится и к приветствию людей в деловых отношениях.

Иногда в общении с друзьями, приятелями, одногодками используют сокращенные, но непременно понятные всем слова. В английском это может быть «u» вместо «you».

Важным отличием интернет общения от обычного повседневного можно назвать использование разных смайлов, которые без слов показывают настоящие или даже ложные эмоции. Это может быть грустный, веселый, влюбленный и другие смайлы.

Помимо того, чтобы выразить свои эмоции, иногда вместо смайлов используют разные знаки препинания, свидетельствующие про эмоциональное состояние человека.

Речевой этикет современной молодежи

Однозначно сказать каким является речевой этикет современного подростка нельзя, поскольку все дети воспитываются в разных семьях с разным уровнем культуры и потому что нормально для одних, для других может казаться не принятым. Однако можно выделить общее для всех подростков и молодых людей:

  1. Приветствие – «Привет», «Хэллоу», «Здоров».
  2. Завязывание разговора – «Как ты?», «Как дела», «Что ты там?».
  3. При прощании зачастую используются такие фразы «Пока», «Давай».

Книги про речевой этикет

Описание того, какими должны быть этикет и речь можно найти в специальной литературе. В топе самых популярных книг:

  1. «Речевой этикет и культура общения» Наталья Формановская. Книга рассказывает про правила речевого этикета для носителей языка.
  2. «Речевой этикет в русском общении. Теория и практика» Наталья Формановская. Книга ориентирована на всех тех, у кого есть проблемы с коммуникацией.
  3. «Русский речевой этикет. Практикум вежливого речевого общения» Алла Акишина. Цель книги – научить навыкам речевого поведения не только носителей, а и всех, кто еще только учит русский язык.

Источник: https://womanadvice.ru/rechevoy-etiket-i-vezhlivost-v-delovom-obshchenii

Вежливый, но эффективный отказ: несколько простых техник

Автор: Петр Bacильeвич Шeмeтoв, доктор экономических наук, профессор кафедры управления Новосибирского государственного университета экономики и управления.

Научиться твердо возражать — важный этап в борьбе за самостоятельность мышления и поведения, за твердое следование своим намерениям.

Если вы не умеете говорить «нет», другим людям будет нетрудно заставить вас поступать так, как им хочется. Речь идет не просто о ситуации, когда вы не хотите своим отказом причинить кому-нибудь неприятность. Существуют ситуации, при которых отказ более гуманен по отношению к окружающим, нежели тщетные усилия удовлетворить их желания.

  • Первая группа — это ситуации, в которых вы точно знаете, что не сможете выполнить просьбу. Тем не менее, вы соглашаетесь, а затем ее не выполняете. Так вы подводите человека, который на вас рассчитывал. Вы бы не причинили ему такого вреда, если бы сразу известили, что его просьба не будет выполнена.
  • Вторая группа ситуаций обычно связана с любовными отношениями, лишенными взаимности. Если вам симпатизирует человек, который вам не нравится, а вы с ним встречаетесь для того, чтобы не расстроить его отказом, вы неизбежно причините ему еще большую боль позже, когда будете вынуждены сказать правду. Вы глубоко раните человека на более продолжительное время, потому что в самом начале не сумели сказать ему «нет».
  • Третья группа ситуаций относится к тем случаям, когда выполнение просьбы влечет за собой нарушение закона или может причинить кому-нибудь вред, а вы этого не хотите.

Если вы никому не отказываете, это еще не значит, что вы действуете во благо. В конце концов, страдают оба: один — от обманутых надежд, другой — от ощущения беспомощности и укоров совести, а впоследствии еще и от чувства вины.

Выделим две группы ситуаций, когда другой человек пытается побудить вас сделать то, что не в ваших интересах.

  1. Вас просят что-то сделать, в чем-то уступить для того, чтобы помочь просящему.
  2. Вам предлагают «для вашего блага» то, что вам не нужно.

В каждом случае необходимо отделить то, что нужно другому, и то, что в ваших интересах: «провести личную границу».

1. Личные границы и отказ

Способность сказать «нет» имеет критическое значение для каждого человека. Она служит всему миру знаком: «Я — личность. У меня есть потребности, вкусы, предпочтения, которые столь же важны, как и ваши.

Я могу за себя постоять». Когда вы говорите «нет», вы обозначаете границы своего суверенитета. Нужды и потребности всех остальных людей в мире находятся за проведенными вами границами.

Внутри — ваши собственные потребности и чаяния.

Одна из причин того, что вам трудно охранять собственные интересы, может состоять в том, что ваши ранние решения заставляют вас ставить на первое место интересы других людей, а заботу о себе считать проявлением эгоизма.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Цветовые ассоциации и основные качества цвета

Читайте также:  Отождествление себя - психология

Особые проблемы со словом «нет» имеют люди с нарушенной самооценкой. Они чувствуют себя недостойными давать отпор окружающим. Они не чувствуют себя вправе устанавливать границы своего «я». Они боятся, что, сказав «нет», потеряют работу или друзей, и надеются, что своей покладистостью не рассердят окружающих.

Между тем, то обстоятельство, что вы кого-то не устраиваете, ничего не говорит о том, хороши вы или плохи, достойны любви или нет.

Если вовремя не ограничить «территориальную целостность» своей личности, постепенно накапливаются впечатления, что вас постоянно используют в непонятных целях. Каждый может потратить ваше время или потеснить вас в пространстве. Вы тратите свое время и силы ради тех, кто не дает вам взамен никакой радости.

Во многих случаях простое «нет» или «спасибо, нет» — все, что нужно для установления личных границ. Вы не обязаны ничего объяснять. Вам нет нужды извиняться. Чем проще отказ, тем он убедительней и конструктивней.

Ваши отказы, произнесенные любезным, но вполне уверенным тоном, создадут ощущение, что вы отвергаете не самого человека, а только его просьбу.

В других обстоятельствах у вас может появиться желание объясниться подробней.

2. Отказ «Обозначение границ»

Реализация этой техники осуществляется в три этапа: вы отдаете просителю должное, определяете свою позицию и проводите разграничительную линию. Если вы используете все три компонента, вам нет нужды в ответ на просьбу сердиться или пускаться в объяснения.

  1. Отдайте просителю должное. Если вы не очень понимаете, о чем вас просят, переспросите, чтобы узнать подробней. Когда вы обратили должное внимание на просьбу, проситель может быть уверен, что понят правильно. Если вас просят о невыполнимом одолжении — поблагодарите за то, что обратились именно к вам. Если вам предлагают то, что вам не нужно — поблагодарите за заботу: «Я рад(а), что вы обратились именно ко мне» или «Это замечательное предложение».
  2. Определите свою позицию (предпочтения, чувства, понимание ситуации). Определите для себя, сможете ли вы сделать то, о чем вас просят, хотите ли вы этого и будете ли делать. Если вы решили отказать, то ведите себя уверенно и конструктивно, насколько можете. Не надо извиняться, принижать себя. Просто дайте понять, каково вам: «Я слишком устал(а) под вечер»; «Я уже связан(а) другими обязательствами»; «В пятницу встретиться совершенно невозможно»; «Сейчас я никак не смогу выкроить время»; «Боюсь, что я ничего не могу для вас сделать»; «Я этим не занимаюсь, извините».
  3. Скажите «нет». Уверенно и однозначно откажите: «Спасибо, нет»; «Нет, не хочу»; «Нет, я лучше не буду»; «Мне это не подходит».

В большинстве случаев этого достаточно. Однако некоторые люди проявляют настойчивость, чтобы добиться от вас того, на что они не имеют права. Они пытаются вами манипулировать, то есть сыграть на ваших чувствах:

  • вызвать вашу жалость: «Я очень расстроюсь… У меня будут из-за тебя большие неприятности… Я покончу с собой…»;
  • обратиться к вашему самолюбию: «Такой добрый человек как ты не может оставить в беде…»;
  • обратиться к неустойчивой самооценке: «Что, испугался?! Если не выпьешь, значит, ты слабак!»;
  • шантажировать: «Если не сделаешь, я с тобой не буду дружить».

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Манипуляции и способы защиты от них

3. Техника «Перманентный отказ»

Противостоять манипулятору помогает техника перманентного отказа. Однозначно, четко и лаконично, используя технику проведения границ, мы формулируем то, чего не желаем:

  1. Благодарность за доверие, предложение.
  2. Аргументация отказа.
  3. Вежливый, но твердый отказ. Далее мы выслушиваем аргументы просящего (или предлагающего), повторяем их, чтобы он понял, что мы его слышим, и снова отказываем.
  4. Выслушивание и повторение аргументов оппонента.
  5. Вежливый и твердый отказ.

Мы не позволяем увести себя в сторону, не поддерживаем побочных тем, словно противоположная сторона их не произносит. Мы не приводим никаких доводов в свое оправдание, не объясняем, почему мы не желаем того или другого.

Неприятное впечатление от отказа стремимся сгладить благодарностью за сделанное нам предложение, даже если не проявляем к нему интереса. Мы разделяем позитивные намерения и цели противоположной стороны; соглашаемся со всем, что говорит нам другой человек, если это правдиво или, по крайней мере, выглядит вероятным.

Только в одном мы продолжаем вести свою линию: вразумительно говорим о том, чего не желаем. Не стоит реагировать на попытки противоположной стороны вовлечь вас в сети манипуляции. Разумно ограничиться одним лишь отказом и исключить какие-либо высказывания, унижающие достоинство оппонента.

Мы можем отказывать не только в том, что незаконно, но и в тех ситуациях, где мы отказываться не обязаны, где у нас есть выбор. Последние ситуации представляют для многих людей особую проблему: трудно отказать из страха перед осуждением, обидой со стороны просящего. В основе этого страха лежит иррациональное убеждение: «Я обязан быть хорошим(ей) для всех».

4. Некоторые дополнительные техники отказа

  • Держите паузу. Если вы имеете проблемы с обозначением своих личностных границ и автоматически отвечаете согласием на любую просьбу, попробуйте для начала оттягивать свой ответ. Возможно, вам удастся продумать его тщательней, если не будет давления со стороны.

    «Я позвоню вам в конце недели»; «Я дам вам знать к середине дня»; «Можно, я перезвоню вам через пять минут?»

  • Проявляйте сочувствие.

    Если партнер начинает рассказывать вам о своих трудностях, то, прежде всего, нужно отнестись к ним с пониманием, но не более того, а именно: «Это действительно серьезная проблема, я понимаю» или: «Да, мне жаль, что у вас такие трудности», — и на этом решительно остановиться. Вы не обязаны никого выручать, если вам это не нужно.

    Можно сказать и так: «Да, плохо дело, но я надеюсь, вы непременно найдете выход».

  • Не перебирайте с извинениями. Когда вы извиняетесь за свой отказ, вы тем самым, может быть, не намеренно, признаетесь перед собой и перед другими, что не чувствуете себя вправе постоять за себя.

    Вы говорите буквально следующее: «Простите меня за то, что мои интересы для меня ближе ваших». Чрезмерные извинения с вашей стороны как бы приглашают других еще чуть-чуть на вас надавить — и вы сдадитесь.

  • Не принижайте себя. Есть люди, которые определяют свои личностные границы, занижая собственные возможности.

    «Я слишком слабый (тупой, неуклюжий, бедный, напуганный)». По большому счету, говорить «не хочу» лучше, чем говорить «не могу». Когда вы говорите «не могу», другой, якобы для вашей же пользы, станет вас убеждать, что нет, вы такой, вы можете. И тогда вам придется доказывать вашу же несостоятельность. Но если вы говорите «не хочу», то спорить не о чем.

  • Будьте точны. Определяйте точно, что вы готовы совершить, а что делать не будете: «Я готов помочь вам перенести мебель, но только не укладывать вещи»; «Я могу вас подвезти до работы, но только если к четверти девятого вы будете готовы».
  • Следите за своими интонациями и жестами.

    Стойте или сидите в удобной для вас позе. Смотрите в глаза собеседнику. Говорите уверенно, полным голосом. Пусть ваша поза и ваш голос служат дополнительным подтверждением вашей уверенности.

  • Остерегайтесь чувства вины. Сказав «нет», вы можете захотеть сделать что-нибудь для того, кому только что отказали.

    Убедитесь, что ваш порыв не вызван чувством вины. Лучше не связывать себя обещаниями, о которых потом будете жалеть.

Каждый имеет полное право попросить то, что ему необходимо, ожидать, что вы выполните его просьбу и расстраиваться, если не получает желаемого. Вы можете сделать для него любезность, но можете и отказать в ней, если речь не идет о выполнении закона или ваших обещаний. При этом вы не обязаны мучить себя чувством вины, потому что не обязаны быть для всех хорошими.

Научитесь вежливо, но эффективно отказывать любому человеку изучив курсы «Конфликтология» и «Развитие уверенности в себе»:

Развитие уверенности в себе: практический интерактивный дистанционный курс

Источник: http://www.elitarium.ru/vezhlivyj-otkaz-prosba-situaciya-chuvstvo-problema-interes-potrebnost-prositel-zabota-lichnost-povedenie-uverennost/

Ссылка на основную публикацию