Внушение тела — психология

Техника внушения и гипноза: теория и практика, секреты современного

Внушение тела - психология

Сила гипноза — о ней много говорят и многие боятся попасть под такое психологическое влияние. Гипноз представляет собой определенную технику манипуляций и внушения. Поддаются такому влиянию не все личности: внушаемость зависит от множества факторов.

Гипноз — определенная техника манипуляций и внушения

Техника внушения и гипноза состоит из длительной подготовки: необходимо обучиться психологии человека, научиться внушению и вербальному влиянию. Знание механизма влияния на сознание человека позволит внушить ему все что угодно. Такая методика полезна для лечения заболеваний, фобий, вредных привычек.

Определение

Техника гипноз – это состояние измененной действительности. Гипнотизер, вводящий личность в транс, проводит определенные манипуляции: он воздействует на психику и заставляет личность отключиться от внешнего мира. Для введения в гипноз необходимо занять определенное положение и выполнить последовательные действия. Это не магические ритуалы, а научный подход.

В таком состоянии пациент беззащитен — он податливый и ему можно внушить любую установку. Очнувшись после внушения, он не ставит под сомнения новые установки. Подсознательно такая установка не является неестественной. Поэтому гипноз помогает избавиться от вредных привычек (бросить пить или курить).

Гипноз помогает избавиться от курения

Основные методики

Техника гипноз, как ее еще называют «внушение наяву», вводит человека в состояние, когда у него обострены все чувства. В трансе проявляются телепатические способности. В этот момент информация попадает сразу в подсознание, обходя сознание с его сомнениями и логическим переосмыслением.

Различают три основных способа влияния на личность:

  • гипноз;
  • внушение;
  • убеждение.

Гипноз – это воздействие, во время которого моторика сохраняется, а внимание концентрируется. По своей сути такое влияние позволяет отключиться от шума, отвлекающих мелочей и незначительных событий, происходящие вокруг.

Теория по гипнозу позволяет условно разделить методы психорегуляции на гетерорегуляцию (влияние со стороны другого человека) и ауторегуляцию (саморегуляция, определенный настрой и внушение без воздействия извне).

Каждый из этих методов делится на вербальный и невербальный. Каждая методика гипноза, если соблюдена вся теория правильного воздействия, предполагает аппаратный, контактный и бесконтактный метод влияния.

Гипноз – это сложный процесс, которому нельзя обучиться за один день .

Профессия гипнотизер

Овладеть техникой гипноза может каждый, кто готов взять на себя ответственность. Но есть и определенные ограничения. На роль гипнотизера не подходит:

  • врач с вредными привычками (пьющий, курящий);
  • неискренняя личность;
  • человек с нарушением психики.

Гипнотизер – это проводник. Он должен быть непредвзятым и осторожным. Употребление спиртных напитков или курение искажает его собственное восприятие, поэтому от пагубных привычек нужно отказаться. Нельзя допускать, чтобы ясность ума гипнотизера искажали психотропные препараты. Даже выпитая перед сеансом чашка кофе влияет на возбудимость нервной системы.

Гипнотизером может стать только ответственный, здоровый (физически и психологически) человек, который владеет техниками гипноза, внушения, вербальных и тактильных методик.

Гипнотизером может стать только ответственный, здоровый (физически и психологически) человек

Особенности влияния

Есть хорошо внушаемые люди и те, кто плохо поддается гипнозу. Однако последние исследования показали, что гипнозу поддаются все люди — только для кого-то нужен подбор индивидуальных методик влияния. Податливость личности, вера в силу гипноза играют значительную, хоть и не решающую роль в том, как быстро человек входит в состояние транса.

Условно личностей делят на 3 типа:

  • сомнамбулы – податливые, хорошо внушаемые и восприимчивые;
  • стойкие субъекты – скептики и сильные личности;
  • люди промежуточного типа.

При правильном подходе каждый входит в состояние транса. Внушаемость (основной критерий отбора людей для гипнотического влияния) — это способность личности менять собственное поведение под воздействием чужих слов. Внушаемость напрямую зависит от состояния нервной системы, а не врожденных качеств.

Степень внушаемости зависит от ряда факторов: возраст, пол, воспитание. Скептики сопротивляются внушению, их острая реакция объясняется убеждениями, которые не дают принять вероятность того, что гипноз может работать.

Сложно ввести в состояние транса людей с психическими заболеваниями, т.к. у них искаженное восприятие себя и окружающего мира.

В состояние транса сложно ввести людей с психическими заболеваниями

Принцип внушения

Техника внушения основана на восприятии личности, на ее восприимчивости. Без них пациент с трудом поддается гипнозу: внутреннее сопротивление не позволяет полностью погрузиться в транс. Стимул, направленный в мозг с помощью гипнотического влияния, не воспринимается полностью, если нет подсознательной установки. Внушение зависит от отдачи пациента, от его настроя и ожиданий.

Практика современного гипноза предполагает специально созданные условия, которые помогают настроить внушаемую личность. Важно, какой способ внушения используется. Вербальное внушение предполагает только словесные убеждения. Невербальная практика гипноза состоит из тактильных контактов и бессловесного воздействия на гипнотизируемого.

Вербальное

Вербальное внушение – самая распространенная техника безопасного гипноза. Она действует на значительном расстоянии и не требует прямого контакта с личностью.

Такая техника делится на:

  • прямую;
  • косвенную;
  • открытую.

При прямом методе человек знает о намерениях гипнотизера, понятны мотивы и посылы. Перед манипуляцией врач объясняет пациенту, какие этапы гипноза его ждут и как они повлияют на его поведение. Примером прямого внушения являются хирургические операции под гипнозом и без анестезии.

Вторая техника предполагает частичную осведомленность пациента. Он знает, что с ним будут проводиться манипуляции, и что от его настроя зависит общий исход. Об остальном внушаемая личность не знает. Косвенный метод помогает, когда больной избегает лечения, когда его психологические установки противятся лечению. Пациент знает о лечении, но не знает о его конечной цели.

Последняя методика – мобилизующее внушение (открытое). Человеку задаются размытые рамки, видимость выбора. Видимость собственного контроля позволяет внушить нужные установки, но с его подачи. Больной уверен, что принял решение самостоятельно, без посторонней помощи.

Невербальное

К невербальным формам внушения относятся жесты, интонация, тон, звуки, тактильный контакт. Для невербальных методов влияние характерна неосознанность – человек может использовать методику в своих целях без четкой осмысленности.

Распространенные типы невербального внушения:

  • каталепсия;
  • пауза;
  • левитация.

Различают каталепсию всего тела или отдельных его частей. Используется такой метод невербального внушения редко. Обычно для медицинских целей, когда трудно успокоить или обездвижить пациента. Паузы, как вид невербального внушения, используются для усиления определенной установки.

Невербальный метод – левитация, предполагает самовнушение, когда человек руководствуется собственным воображением. В таких случаях не всегда нужно прямое вмешательство гипнотизера. Самогипноз помогает человеку испытать чувство легкости, избавиться от тяжелых мыслей и переживаний.

Левитация -самовнушение, когда человек руководствуется собственным воображением. Дарит долгожданное чувство легкости

Этапы процесса

Состояние сосредоточенности и расслабления предполагает незначительный транс. Это углубление, концентрация внимания и отвлечение от того, что только мешает. Самогипноз основан на способности человека входить в транс для расслабления. Так основаны медитации или занятия определенными видами йоги.

Для погружения человека в бессознательное состояние необходимы спокойные условия, лучше всего, когда сеансы проводятся наедине с врачом. Гипнотизер использует вербальное и невербальное внушение для введения в транс без риска для здоровья личности.

Состояние транса

Состояние транса важно для гипноза. Это определенные условия, в которых может пребывать человек. Для получения хорошего эффекта от гипноза необходимо:

  • расположиться в удобном положении – лежа или сидя;
  • успокоиться, настроиться и сконцентрироваться на внутренних переживаниях;
  • дышать спокойно и размеренно. Нужно сконцентрироваться на вдохе, а на выдохе расслаблять все тело;
  • после полного расслабления, гипнотизер начинает сеанс — он усиливает транс спокойной монотонной речью или любым предметом, который позволяет сконцентрироваться.

Транс – это особое состояние гипнотизируемого. Оно снижает защитные реакции и позволяет усилить внимание. Как только человек расслабиться, он сможет по-другому воспринять информацию.

Пациент не должен волноваться о негативных аспектах транса, воспринимать методику как вред для личности. Гипнотизер, опытный врач – это гарантия того, что состояние транса пойдет на пользу, а не навредит.

Гипнотическое состояние

Второй этап сеанса – гипноз. Методы воздействия на психику объединены в 2 большие группы: воздействие на анализаторы (с помощью монотонных раздражителей) и шоковые методики.

Фиксация предмета – это самый простой и безопасный метод введения пациента в гипноз. Внушаемой личности дают команду – сконцентрироваться на предмете, который либо вращается, либо циклично перемещается.

Расстояние до глаз гипнотизируемого должно составлять не более 25 см.

После полной концентрации пациента на предмете гипнотизер проводит ряд необходимых внушений. Постепенно внушается чувство расслабленности, сонности и полного погружения в сон.

Под воздействием словесных формулировок личность полностью отключается от внешней среды. Для людей, которые сопротивляются, используется методика счета от 1 до 10, которая дает сигнал мозгу отключиться.

Словесное внушение используется в тех случаях, когда пациент не может сконцентрироваться на физическом предмете.

К радикальным методам относится техника Шарко: пациент вводится в транс стоя, а врач контролирует положение его головы (параллельно используется вербальное внушение). После введения пациента в транс, врач раскачивает его. На этапе заключительного внушения врач делает резкий хлопок. Используется такая методика для гипноза личностей с психическими нарушениями.

Источник: http://zakolduj.ru/gipnoz/tekhnika-vnusheniya-i.html

Внушение – техника метода. Внушение мыслей. Внушение на расстоянии

Внушение – техника метода. Внушение мыслей. Внушение на расстоянии

Человек – частичка Бога! Эта идея пришлась по душе многим людям, ведь теперь эта «частичка Бога» старается навязать всем свое мнение, забывая о том, что люди тоже являются «частичками», способными претендовать на роль Бога.

Человек мнит себя Богом, а не его частичкой. Хотя когда случаются неудачи, тогда человек съеживается, стараясь прикинуться «частичкой». Пока он уверен в своей правоте, он мнит себя всемогущим и всезнающим. Но как только его правда не дает должного результата, он тут же признает, что тоже может ошибаться.

Об этой истине забывают люди, когда начинают навязывать друг другу свое мнение. Родители хотят, чтобы дети их слушались. Партнеры в любви пытаются заставить друг друга слушаться только их мнения. Практически в любых близких отношениях люди забывают о том, что они могут ошибаться. Человек стремится настоять на своем мнении, будто желая лишить личного мнения других людей.

«Я сказал, значит, будет так», — человек может этого не произносить вслух. Но когда у него не получается о чем-то договориться с окружающими, то причиной этого является его позиция.

Он не желает слушать другого мнения. Он мнит себя всезнающим. Он считает, что прав. Он желает решать судьбу за других людей.

Подобные подходы к другим людям приводят к тому, что даже близкие начинают закрываться и отторгаться друг от друга.

Почему люди навязывают свое мнение? Потому что хотят властвовать над жизнями других. При этом можно часто наблюдать, что сами эти люди живут несчастно, бедно и без любви.

Так, чему они могут вас научить, навязывая свое мнение? Ничему.

Понимая это, можно спокойно относиться к любым попыткам вам навязать свое мнение, видя, что человек просто мнит себя Богом, как маленький ребенок пытается скопировать поведение своих родителей.

Читайте также:  Контакт - психология

Что такое внушение?

Внушение присутствует в жизни каждого человека. Даже в среде, где человек не контактирует с другими, может происходить внушение различными механизмами. Что такое внушение? Обычно под ним понимают воздействие одного человека на другого таким образом, что тот некритически воспринимает все, что ему говорится, считая это правильным мнением.

Кажется, что сам влияешь на свое поведение и ход мыслей. Однако психологи могут привести множество примеров того, как люди влияют друг на друга. Практически все обладают различными техниками, которые они постоянно используют, чтобы повлиять на ход мыслей и поведение окружающих. Это может быть гипноз, манипуляция, внушение, телепатия.

Все люди внушаемы, как и все люди различными методами влияют друг на друга. Это происходит повсеместно: при общении, на работе, в момент воспитания, в отношениях. Нередко люди влияют друг на друга с корыстными целями. Когда человек обращается за помощью психолога на сайте psymedcare.com, то он сталкивается с внушением, направленным на самосовершенствование.

Внедрение мыслей против воли человека, противоречащие его идеям, называется суггестией, а человека, который внушает, — суггестором.

Во время внушения используются различные механизмы: вербальные и невербальные сигналы. Порой люди неосознанно их применяют. А их собеседники даже не замечают, как на них воздействуют.

Эффективным здесь становится повторение. Если повторить несколько раз одну и ту же информацию, то человек вскоре ее воспримет.

С первого раза он может не обратить на нее внимания либо не отнестись к ней как к нужной, поэтому необходимы повторения.

Факторы, которые помогают в процессе внушения, что и влияет на его силу:

  • Характер внушения.
  • Настроение внушаемого.
  • Авторитет того, кто внушает.
  • Податливость внушаемого.
  • Эмоциональная стойкость.
  • Категоричность сообщения.
  • Среда проведения внушения.
  • Психическая истощенность и переутомление внушаемого.
  • Неожиданность сообщения.
  • Стихийные бедствия и пр.

На силу внушения влияет то, насколько человек готов воспринимать чужую информацию, не поддавая ее критике. Иногда это более эффективно, нежели логические доказательства, которые применяются для переубеждения.

Какие люди склонны к внушению?

  1. С некритичным мышлением.
  2. Слабые.
  3. Пугливые.
  4. Простодушные.
  5. Стеснительные.
  6. Склонные к зависимости от других.
  7. Робкие.
  8. Доверчивые.

Мало внушаемыми становятся такие личности:

  • Сильные духом.
  • Инициативные.
  • Эксцентричные.
  • Самовлюбленные.
  • С деловой активностью.
  • Независимые от других.
  • Энергичные.
  • Имеющие у себя кого-то в подчинении.
  • Малообщительные.
  • Высокомерные.
  • Откровенные.
  • Угрюмые.

Если информация, которая поступает человеку, противоречит его этическим и моральным ценностям, логике и провоцирует внутреннее сопротивление, тогда это становится барьером, которое мешает внушению.

перейти наверх

Внушение мыслей

Психологи отмечают, что самое большое внушение мыслей происходит между близкими людьми. В отношениях родных, любимых и близких существует большое доверие.

Люди некритично воспринимают информацию друг друга, поскольку верят в то, что близкие между ними отношения строятся на открытости, честности и доверии.

Именно близкий человек может повлиять настолько, насколько не могут повлиять чужие люди.

Каждый родитель непосредственно влияет на своих детей. Что взрослый говорит ребенку, за что наказывает и за что хвалит – абсолютно любое слово и действие оставляет отпечаток на подсознательной карте ребенка.

Соответствовать ожиданиям родителей – одна из главных задач малыша, чтобы научиться выживать и приспосабливаться к жизни среди других людей и природы в целом.

Любые установки родителей по отношению к ребенку, каким он является, как ему стоять, что делать, как прыгать, как общаться с другими – все запечатлевается в его подсознании и несет важную информацию о том, каким он будет далее, когда вырастет.

Очень важно взрослым людям слышать самих себя и понимать, что они говорят своим маленьким детям. Любое слово, сказанное мамой или папой, может надолго остаться в памяти малыша и впоследствии влиять на его взрослую жизнь: то, как он будет относиться к себе, к другим людям и даже к своим уже постаревшим родителям.

Чтобы скорректировать свои слова и действия, запишите на листочке: каким вы видите своего ребенка через 5, 10 лет, во взрослом возрасте? На основе записей скорректируйте свои установки относительно ребенка.

Если вы хотите его видеть умным, но каждый раз кричите на него, что он глупый, только потому, что получил «2» балла по математике, — это перечеркивает все ваши истинные намерения.

Если вы хотите умного сына, тогда видьте в нем умного малыша даже тогда, когда у него произошла неудача.

Редки случаи, когда родители дают полную свободу и возможность своим детям самим выбирать свой путь.

Это явление называется безусловной любовью, что подразумевает положительное отношение родителей к ребенку даже тогда, когда он не соответствует всем ожиданиям своих взрослых наставников.

Давая полную свободу подрастающему поколению, родители освобождают себя от ответственности за чужую жизнь, давая возможность ребенку найти свой жизненный путь, идя по которому он станет самостоятельным и ответственным человеком.

Другим способом внушения мыслей является гипноз. Он осуществляется тогда, когда человек погружается в полусонное или трансовое состояние. Во время бодрствования или сна гипноз не будет иметь эффекта.

Данный способ позволяет внушить любые мысли человеку, который находится под гипнозом. Здесь эффективно используются фантазия и воображение гипнотизируемого. Однако психологи отмечают следующий факт:

  • Внушаемые мысли должны соответствовать потребностям человека.
  • Если внушаемые мысли противоречат потребностям человека, тогда у него разовьются неврозы, депрессия, внутренний конфликт, нервное расстройство.

Важными во внушении мыслей остаются два фактора:

  1. Тот, кто внушает, должен сам верить в правильность собственной информации.
  2. Тот, кому внушают, должен быть готовым к внушению, податливым, доверчивым.

Если человек может не поддаваться влиянию одного индивида, то порой он не может противостоять влиянию всего общества. Так называемое «общественное мнение» влияет на многие умы людей, которые могут не хотеть и идти наперекор ему, однако порой поддаваться давлению и подчиняться мнению большинства. Это самый легкий способ внушения мыслей: если верит большинство, значит, поверят и единицы.

перейти наверх

Методы внушения

Внушение может быть как положительным, так и отрицательным. Все зависит от того, какие цели преследует человек, который пытается повлиять на других, а также методы, которые он использует при этом. Ими являются:

  1. Каталепсия.
  2. Левитация.
  3. Пауза.
  • Намеренные. Происходит, когда суггестор имеет конкретные цели и задачи, при этом предпринимает все действия, которые помогут ему во внушении.
  • Ненамеренные. Происходит тогда, когда суггестор не имеет никаких намерений внушения, однако при этом совершает действия, которые воздействуют на собеседника.
  • Положительные. После воздействия произошли изменения в лучшую сторону.
  • Отрицательные. После воздействия проявились негативные свойства, поведение, черты.
  • Воздействие в бодром состоянии.
  • Воздействие в релаксирующем состоянии.
  • Гипнотические.
  • Мысленные. Осуществляется при отсутствии контакта с человеком.
  • Давление.
  • Уговаривание.
  • Косвенные внушения. Когда человек, на которого влияют, все же сохраняет право выбора, принимать информацию или нет. Бывает таких видов:
  1. Последовательность – поочередно перечисляются убеждения, которые закрепляются установкой.
  2. Импликация – предсказание возможного результата, на который настраивается человек.
  3. Двойная связка – предложение сделать выбор между двумя похожими вариантами.
  4. Перечисление возможных вариантов событий, упуская самое важное, и заострение внимание на чем-то одном.
  • Эмоционально-волевое влияние.
  • Механические – воздействие на человека различными звуками, предметами, цветами и пр.
  • Психические.
  • Магические – использование лечебного магнетизма.

Целью всех методов внушения является внедрение конкретных идей, мыслей и эмоций другому человеку, чтобы он воспринимал их как свои, после чего начал действовать и менять поведение в нужном направлении.

перейти наверх

Внушение на расстоянии

Данная тема вызывает противоречивое отношение, поскольку на сегодняшний день еще не доказано, возможно ли внушать на расстоянии. Под этим подразумевается внедрение нужной информации человеку без непосредственного контакта с ним. Вы можете не видеть и не общаться с человеком, однако на расстоянии передавать ему нужные мысли.

Здесь основной упор делается на телепатию. Если гипноз уже имеет научные основания, то некоторые надеются на подтверждение наличия телепатии.

Считается, что мысли – это волны определенной частоты, которые могут передаваться на любые расстояния.

Соответственно, человек, на которого происходит влияние, должен быть «приемником», который улавливает данные частоты.

Здесь возникает логичный вопрос: если человек, на которого вы хотите повлиять, находится на «другой волне», то как вы можете на него воздействовать? Об этом еще придется подумать ученым.

Несомненно, в жизни каждого человека найдутся примеры «телепатического воздействия». Вы, к примеру, думали о том, чтобы позвонить человеку, а он через несколько часов позвонил сам.

Вы, например, хотели кого-то увидеть, и случилось чудо: вы встретились с человеком буквально в тот же день. Что это – телепатия, внушение мыслей или совпадение? На данный вопрос пока нет однозначного ответа.

Однако такие ситуации постепенно накапливаются в опыте людей.

Иногда человек может внезапно о чем-то подумать, что ему несвойственно, а потом узнать о том, что эта же мысль пришла в голову другому индивиду. Порой люди что-то изобретают, при этом узнают, что в это же время на другой стороне планеты есть персоны, которые тоже сделали такое же открытие.

Ученые говорят о наличии единого информационного поля вокруг планеты, где есть все мысли и идеи, которые только могут или уже зарождались в головах людей. Находясь на определенной «волне», человек воспринимает ту или иную информацию из внешнего мира.

Приведем технику по телепатии – внушении на расстоянии:

  1. Займите удобное для себя положение, лучше лежа.
  2. Расслабьтесь. Сделайте глубокий вдох-выдох.
  3. Сосредоточьтесь на той мысли, которую желаете внушить другому человеку. Она должна быть короткой, четкой и понятной.
  4. Сосредоточьтесь на человеке, которому желаете внушить. Войдите в его эмоциональное состояние.
  5. Начните многократно повторять ему желаемую мысль.
  6. Представьте, как человек начинает выполнять то, что вы ему внушили.

перейти наверх

Итог

Тема внушения пользуется спросом, поскольку многие люди хотели бы обладать навыками, которые могли бы им помочь влиять на окружающих.

Как хорошо бы жилось, если бы человек мог повлиять на эмоции, мысли и поведение любого собеседника.

Так думает каждый! Этого желают все! Итогом бы такого положения дел стал хаос, где люди руководствуются исключительно собственными желаниями, не считаясь с мнением окружающих.

Внушению поддаются все люди, как и техниками влияния обладают абсолютно все. Просто обстоятельства всегда складываются разные, из-за чего человек достигает определенных результатов. В одной ситуации его методы срабатывают, в другой нет. Это вполне нормально в реальном мире.

Источник: http://PsyMedCare.ru/vnushenie

Психопатология суфизма. Часть 1. Внушение как воспитательная система

Если мы ближе всмотримся во всю утомительную и настойчивую работу, которая так старательно и систематически ведется в дервишестве обеими сторонами его — активною в лице наставника и пассивною — в лице ученика, то нас неизбежно поразит психологическая ее подкладка.

Процесс прохождения суфием пути к истине как бы целиком выхвачен из клинического сеанса по гипнотизму.

И нигде, пожалуй, совместная работа самых разнообразных представителей науки, как то: психолога, анатома, физиолога, педагога и историка, не нашла бы себе более плодотворной почвы в запутанных вопросах внушения, как при изучении влияния, оказанного дервишеством на жизнь ислама.

Читайте также:  Отличия мужской и женской психологии - психология

(18+ Внимание! Данная статья предназначена для людей старше 18 лет. Если вам меньше 18 лет, немедленно покиньте страницу!)

Среднеазиатские дервиши–каландары

А. Севрюгин. Портрет дервиша. (Иран).

Сущность психологической работы над дервишем сводится на то, чтобы путем ослабления воли добиться преобладания в его сознании того минимального количества идей, которое, будучи вызвано направленным в одну сторону вниманием, порождало бы состояние моноидеизма или экстаза.

Но процесс приведения в экстатическое состояние совершается не у всех с одинаковой степенью легкости, и масса, охотно шедшая на заманчивый призыв суфизма, представляла слишком сырой и разнородный материал, который требовал тщательной сортировки.

Его надо было распределить на однородные группы, где проявлялись бы одинаковость религиозного настроения, умственной подготовки к восприятию открываемых истин, сходство в темпераменте и психической организации.

Чтобы выйти из этого затруднения, суфизм в основу выбора своих адептов положил прежде всего степень внушаемости или, иными словами, готовность подчинения чужой воле. Залогом успеха своей пропаганды он считал два элемента: веру, как основу всякого внушения, и авторитетность внушающего лица, как выражение своих предначертаний.

Известно, что люди, приученные воспитанием к исполнению чужой воли, обладающие впечатлительностью, легковерием, словом, детски недоразвитою психическою организацией, люди без инициативы, без самообладания подчиняются внушению гораздо легче, нежели те, кто отличается противоположными качествами [Проф. Preyer. Der Hypnotismus. Wien u Leipzig. 1890. &. 63].

Эта истина, эмпирически подмеченная старым магизмом, легла в основу суфийства как непосредственного его наследия.

Суфийство охотнее всего выбирало своих учеников из этой благодатной среды; оно заботливо относилось к выбору их, подвергая их предварительному испытанию и строгой оценке в смысле пригодности или непригодности их к дальнейшему восприятию его тайного учения.

Авторитетность внушающего субъекта составляет второе conditio sine qua non всякого успеха в деле осуществления внушений, и потому все старания мюршида (наставника) направлены к тому, чтобы добиться со стороны мюрида (ученика) безусловной веры в его значение, святость и могущество. Суфизм категорически объявил, что без последнего условия нельзя никому и никогда достигнуть конечной цели учения.

«Для того, чтобы внушение возымело свою силу, — говорит один из нейропатологов [В. М. Бехтерев. Лечебное значение гипноза. Спутн. здоровья. 1900 г. № 7], — необходимо, чтоб внушающий пользовался со стороны внушаемого возможно полным доверием, а это доверие, без сомнения, достигается легче всего при тех условиях, которые и создают авторитетность внушающего в глазах внушаемого».

Далее, так как недисциплинированный реальным знанием ум человеческий охотно преклоняется пред всякой таинственностью, пред всякою неизвестностью, то для него достаточно самых ничтожных признаков обладания тайной, чтобы привести его в состояние известного порабощения.

Этим свойством человеческой души руководился в свое время магизм, и в нем же нашло себе залог успеха позднейшее суфийство.

Оно построило с этой целью иерархическую лестницу, каждая ступень которой скрывала в себе тайну, неведомую стоящему на более низкой из них, и этим путем поддерживало в ученике то особенное состояние выжидательного внимания, которое и составляет секрет гипнотического воспитания.

Педагогические приемы суфийства направлены были к обезволиванию ученика и к приведению его в состояние, благоприятное для гипноза. Цель эта ясно проводится через весь начальный период дервишеского воспитания, где на первый план выступает психический фактор между объектом и экспериментатором, между мюридом и мюршидом. Здесь все совершается по внушению, вносимому в сознание ученика не только насильственно навязываемыми умственными представлениями, но и разнообразными проводниками чувствительности.

Суфийство, кроме того, прекрасно знало цену постоянных упражнений как средства окончательно закрепить эти взаимные отношения ученика с учителем, и всегда рекомендовало крайнюю настойчивость в их ведении.

Способность к внушению, согласно современных наблюдателей, находится в прямой зависимости от частоты упражнений, причем облегчается не только самая внушимость, но увеличивается и способность впадать в это исключительное состояние восприимчивости к внушению без достаточных внешних к тому побуждений.

Каландары в Самарканде. Начало XX века.

Таким образом, в этом подготовительном периоде умственный взор ученика постепенно утратил способность разбирать на своем горизонте что–либо, кроме личности наставника.

Мюршид с этого времени является поистине волшебником, в руках которого находятся ключи от мыслей его ученика, душевного его настроения, аффектов, наконец, даже растительных процессов, казалось бы, вовсе не зависящих от нашей воли.

«Мюрид становится отныне в руках шейха как труп в руках обмывателя мертвых», по характерному выражению суфиев.

Итак, неофит должен занять все свое внимание исключительно личностью руководителя. Все грешные или просто не идущие к делу помыслы новичка отгоняются при помощи представления об особе учителя.

Дух наставника должен следовать подобно ангелу–хранителю за всеми усилиями ученика, за каждой его мыслью, за каждым движением, шагом; иначе говоря, личность мюршида должна составлять предмет беспрерывного размышления и созерцания со стороны мюрида. Во всякой вещи, во всяком лице посвящаемый обязан видеть только наставника.

Ни малейшее сомнение в неправильности действий учителя не может закрадываться в сердце ученика, точно так же последний ни на одну минуту не должен усомниться в пророческом прозрении первого и его «спиритуалистическом воздействии». Мюрид свято убежден, что каждое намерение, каждый помысел читается наставником в его голове как в книге.

«Мысли мюрида, — говорил Хозрет–ходжа Ахрар, — всегда находятся у мюршида между его бровями». Его взор, направленный на мюрида, вызывает в последнем настоящее состояние очарования («фасцинации», по терминологии Бремо).

Словом, на нижней ступени посвящения мюрид становится в те исключительные условия восприимчивости к внушению, которые превращают его в автомата, управляемого волею мюршида. Его одного он слышит, ему одному отвечает, ему одному повинуется, от него одного воспринимает приказания.

С тою же целью обезволивания его обучают особому молитвословию, с которым он и обращается к своим руководителям. Вот, напр., молитва, произносимая дервишем при надевании пояса–веревки «камбари» [Камберия — конюх Алия], (известной у туркестанских дервишей под именами «чильтар» и «сайли»): «Я сделался «камбари» у ног твоего (т. е. шейха) коня.

Под твоими ногами я долго страдал… Ты видишь все вещи; ты знаешь все; ты — все для меня!» [П. Позднев. Цит. из John Brown’а].

А вот молитва, с которою обращаются дервиши к основателю ордена (пиру) в тяжелые минуты печали и горя: «О ты, многожеланный! Ты, который служишь в час смятения; в глубочайшей темноте ты видишь все вещи; в час стыда и смущения ты только один можешь защитить меня; когда я поражен печалью, в час опасности твой верховный разум поддержит меня.

О ты, который всегда присутствуешь, тебя я умоляю, освободи меня от печали!». Итак, сила власти руководителя над посвящаемым в этом случае простирается до отдачи индивидуальной воли последнего в безусловное распоряжение учителя, до полного уничтожения свободы, до полной потери личности.

Мышление, остановившееся на всех пунктах за исключением единственной подставленной в опустошенное сознание идеи о наставнике, сосредоточивается на ней всею накопившеюся нервной энергией и создает преувеличенное, гипертрофированное представление или чувствование личности мюршида.

Этот процесс, известный в суфизме под именем самоуничтожения мюрида в воле мюршида, занимает, смотря по психической природе ученика, с одной стороны, и «спиритуалистическим способностям» учителя — с другой, неодинаковый промежуток времени. Во всяком случае, на него уходит, по свидетельству некоторых последователей дервишества, не менее четырех месяцев.

Туркестанские каландары — странствующие дервиши

Результатом этой продолжительной подготовки в подходящем субъекте является то особенное психофизиологическое состояние, которое, не составляя гипнотического сна, к то же время не похоже и на нормальное бодрствование: оно вполне отвечает тому состоянию, которое известно в науке под именем сомнамбулического бодрствования, мало отличающегося от гипноза.

Гипнотическое состояние по мнению большинства ученых является последствием двух существенных условий: внушения и того выжидательного внимания, с которым пациент сосредоточивается на идее о сне. Представление гипнотика поглощается ожидаемыми им необыкновенными явлениями, и ожидание быть усыпленным усыпляет его.

В сомнамбулическом бодрствовании идея о сне отсутствует и сна не наступает, субъект остается с открытыми глазами, но влияние силы внушения налицо. Состояние сна облегчает лишь возникновение ярких образов, содержание же их зависит от внушения. Суфизм в процессе «самоуничтожения мюрида в воле мюршида» не ищет яркости образов, а добивается лишь состояния моноидеизма.

Когда же яркость образов окажется желательной, то он, как это мы увидим ниже, сумеет найти к тому другие средства.

Теперь возникает вопрос, насколько изменяется психический мир дервиша в этом периоде его воспитания? Правда, что говорить о полном превращении его личности в этот подготовительный период было бы преждевременно: субъект, по–видимому, сохраняет правильное отношение к внешней среде, помнит как внешние события, так равно и те, в которых участвовала его воля; однако восприимчивостью к внушениям гипнотизатора–мюршида и исключительным отношением к его воле он представляет все явления патологического характера. Он проявляет все признаки привычного сомнамбула и обещает вскоре отказаться от своею первоначального «я». Так, у него развивается симптомокомплекс сосредоточенности внимания на гипнотизаторе, известный под специальным названием «отношения» (rapport французских авторов). Оно, хотя и опирается несомненно на предшествовавшие физиологические ассоциации, все же производит впечатление чисто психологического воздействия; оно покоряет дервиша как нечто роковое, неизменное, как результат бесплотного влияния на его дух духа учителя. «Сношение с гипнотизатором, — говорит Бони, — устанавливается не только посредством слуха, но и посредством всяких других ощущений. Так, если гипнотизатор возьмет за руку усыпленного субъекта, принявши всевозможные предосторожности, чтобы не обнаружить своего присутствия, субъект все–таки немедленно отгадает, что прикоснулся к нему гипнотизатор, и если, например, при подобных обстоятельствах гипнотизатор подымет руку субъекта, эта рука остается поднятою, но если кто другой поднимет его руку, рука упадет как безжизненное тело». Подобно сказанному, и дервиш угадывает присутствие мюрида, обращенный на него его взгляд: в рукопожатии или прикосновении к одежде мюршида он черпает новую силу внушимости. При радениях совершает движения по направлению и силе, указываемым малейшими изменениями в чертах руководителя.

В свою очередь и мюршид, прошедший первые ступени дервишества и вполне обработанный в духе гипнотического воспитания, проявляет нередко связанные с гипнотическим состоянием способности, которые так сильно поражают подчас воображение окружающих.

Для многих из них лицо ученика является как бы открытой страницей, по которой они читают каждую мысль, каждое душевное движение.

Они, благодаря известному навыку, связанному с той гиперестезией, которая так обыкновенна для гипнотиков и истеричных, нередко угадывают на расстоянии больные органы, эмпирически указывают на лечебные средства той или другой болезни, разбирают специфический запах пола, возраста, и тем еще более закрепляют в учениках свой авторитет.

Читайте также:  Социология счастья - психология

Д. И. Ермаков. Дервиш. (Иран).

Сверх того, при сомнамбулическом бодрствовании, как и при гипнотизме, «нравственное существо человека обнаруживается не только в действиях, но и в сокровенных помыслах и чувствах; обнажается все: недостатки, причуды, страсти, добродетели — все это выставляет себя напоказ с неумолимой откровенностью».

Эта черта гипнотиков, подмеченная многими наблюдателями, дает и мюршиду возможность выпытывать всю истину у мюрида, а если еще притом ученик утрачивает память о своих показаниях, сделанных в состоянии сомнамбулического бодрствования — то и поражать его даром чудесного прозревания.

Продолжительными упражнениями в «самоуничтожении» дервиш как бы заряжается единственною идеею о своем наставнике, и этот моноидеизм, эта одержимость предвзятым убеждением в специальном влиянии на душу личности мюршида вполне закрепляются к концу подготовительного периода дервишеского воспитания, когда внутренний мир посвящаемого потерпел уже резкие изменения.

Само собою разумеется, что сосредоточенность на небольшой и замкнутой группе явлений, отношений и идей ставит человека в положение полного невнимания к остальным впечатлениям, получаемым от внешней среды, отчего разнообразие жизненных проявлений для него проходит мимо, не оставляя следов в сознании.

Органические элементы — аффективные и интеллектуальные, не находя себе импульса к возбуждению, бездействуют. И вот взамен прежде существовавшей личности, бойко отзывавшейся на все раздражения, воспринимаемые от жизни, постепенно выступает другая — внешняя — составленная из двух–трех насильственных представлений да автоматизма.

Таким образом, как мы видим, повторные опыты приведения себя в состояние сомнамбулического бодрствования и обусловленные им последствия: потеря личной инициативы, чувства индивидуальности и воли — если и не нарушают еще окончательно психическое равновесие неофита, то все же в значительной мере подготовляют почву для коренного превращения его личности.

Но в этом периоде суфизма ученик остается еще на широкой основе ислама и строго соблюдает предписания Корана и преданий. Бог для него идея внешняя, трансцендентная — словом, он еще правоверный мусульманин, и потому проходимая им степень, служащая лишь преддверием суфизма, носит название закона или человечности (шариат или нâсут).

Каляндары. Туркестанский край, 1871—1872.

Продолжение: ЧАСТЬ 2.

Автор К.К. Казанский. Составитель rus-turk.   Источник.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора или составителя.

Электронное СМИ «Интересный мир». Выпуск №102 от 01.11.2012

Консультация психолога, помощь психолога – быстро и эффективно!

Дорогие друзья и читатели! Проект «Интересный мир» нуждается в вашей помощи!

На свои личные деньги мы покупаем фото и видео аппаратуру, всю оргтехнику, оплачиваем хостинг и доступ в Интернет, организуем поездки, ночами мы пишем, обрабатываем фото и видео, верстаем статьи и т.п. Наших личные денег закономерно не хватает.

Если наш труд вам нужен, если вы хотите, чтобы проект «Интересный мир» продолжал существовать, пожалуйста, перечислите необременительную для вас сумму на карту Сбербанка: Мастеркард 5469400010332547 или на карту Райффайзен-банка Visa 4476246139320804 Ширяев Игорь Евгеньевич.

Также вы можете перечислить Яндекс Деньги в кошелек: 410015266707776 . Это отнимет у вас немного времени и денег, а журнал «Интересный мир» выживет и будет радовать вас новыми статьями, фотографиями, роликами.

Источник: http://www.interesmir.ru/psihopatologiya-sufizma-chast-1-vnushenie-kak-vospitatelnaya-sistema/

Психотерапевтические техники. Внушение. Помощь психотерапевта

Психотерапевтические техники. Внушение. Помощь психотерапевта

Суггестивные техники в психотерапии

Собирательным названием «суггестивные техники» обозначают такие разновидности психотерапевтического вмешательства, при которых используют внушение (суггестию).

Внушение представляет собой имплантацию психических состояний без участия воли и ясного сознания реципиента и рассматривается как крайне мощный фактор воздействия на поведение.

Различают собственно внушение (гетеросуггестию), производимое другим лицом, и самовнушение (аутосуггестию: самовнушение по Э.Куэ, В.М.Бехтереву; аутогенная тренировка по И.Шульцу и др.).

Внушение, вызванное каким-либо процессом, действием, называется реальным. А внушение, вызванное же с помощью слов — вербальным.

Различают также прямое внушение и внушение, опосредованное некоторым предметом — косвенное внушение.

В терапевтических целях внушение может проводиться в бодрствующем состоянии, в гипнотическом состоянии (гипнотерапия), а также в состоянии неглубокого естественного и наркотического сна.

Эффективность внушения основана на эксплуатации аффекта, позволяющего внушающему (суггестору) обойти сознание, или на систематическом подавлении воли реципиента (суггеренда).

Способность суггеренда к критическому анализу подаваемой в процессе внушения информации снижается и, соответственно, внушаемость повышается в измененных состояниях сознания (просоночное состояние, гипноз), а также при состояниях, сопровождающихся выраженной астенизацией, у лиц с выраженными истероидными чертами, у лиц, страдающих алкоголизмом, несколько меньше — у лиц с наркотической зависимостью.

Внушаемость повышается в условиях стресса — в ситуациях с повышенной неопределенностью, при явной угрозе, в толпе или группе, при длительном воздействии монотонных раздражителей, при воздействии неожиданного раздражителя или при внезапном изменении ситуации.

Способность к критическому анализу информации обычно понижена (и соответственно, повышена внушаемость) у лиц со сниженной самооценкой, эмоциональной, социальной и интеллектуальной незрелостью, а также у детей, солдат и спортсменов, привыкших к подчинению внешней дисциплине.

Строевая муштра, формирующая пассивную подчиняемость солдата, обеспечивает эффективность боевого приказа: солдат идет и убивает — таков, по мнению В.М.Бехтерева, механизм поведения солдат на войне. На внушении во многом основано влияние родителей на детей, учителя на учеников, начальника на подчиненных.

Косвенное внушение является основой известного плацебо-эффекта: применение биологически сравнительно нейтрального вещества (например, тимоловая маска по Я.Л.

Шрайбергу) может приводить к выраженному позитивному результату, если оно сопровождается внушением об ожидаемой эффективности назначенного препарата.

Известно, что тщательное, соблюдение ритуала при назначении банальных лекарств, сопровождение выдачи рецепта подробными и обстоятельными указаниями на порядок приема лекарства и ожидаемые эффекты значительно повышают эффективность лекарственной терапии.

Внушение в состоянии бодрствования, в принципе, сопровождает собой любое психотерапевтическое вмешательство. В техническом смысле оно показано при любых формах расстройств невротического уровня, как дополнительное средство при коррекции неадаптивного поведения, особенно у детей и у лиц с повышенной внушаемостью.

Возможно применение повторения формулы внушения несколько раз в не вызывающем сомнений тоне, допустимо сопровождать произнесение формулы прикосновениями, фиксирующими внимание пациента на факте или содержании формулы внушения.

Источник: http://www.therapy.by/articles/suggestivnie_tehniki_v_psihoterapii/

Гипнотизм — книги, психология общения и внушение, теоретические основы и практическое

Гипнотизм - книги, психология общения и внушение, теоретические основы и практическое

Что же такое гипнотизм. При слове гипноз у многих возникают ассоциации с экстрасенсами, магами, даже чем-то сверхъестественным иногда. У многих даже отрицательные ассоциации.

Но давайте разберемся над самим понятием гипноз и гипнотизм.


Гипноз – это такой психологический метод, способ, с помощью которого можно обратиться к подсознанию человека, понять, какие проблемы у него есть, что скрыто.

Гипноз – это погружение человека в заторможенное состояние, подобное сну, когда внимание пациента сосредоточено только на голосе гипнолога. Например, в состоянии бодрствования вам сложно концентрироваться на чем-то одном, есть тысячи причин и отвлекающих моментов.

 При этом иногда вы отвлекаетесь больше, иногда меньше на какие-либо предметы. При гипнозе наступает такое состояние, когда вы слышите или видите только гипнолога. 
История гипноза очень древняя. Силой внушения обладали жрецы, целители, знахари и колдуны.

Даже всем известный «заговор» является формой гипноза.

СМОТРИТЕ ВИДЕО

Гипнотизеры

Гипнотизеры

Гипнотизеров раньше называли магами и волшебниками. При гипнотическом сеансе не применяются физические действия, лекарства, инструменты, что само по себе уникальное явление. 
Стоит добавить, что гипнотизм в большей мере очень полезен и практичен.

Гипноз – сильный инструмент внушения. Поэтому, с его помощью люди вылечиваются от вредных привычек. То есть он влияет ни силу воли человека. Гипнотизм может влиять на все чувства человека, обострять чувствительность.

Под гипнозом сенсорное восприятие увеличивается, зрение, слух, обоняние и другое – также.

Гипнотизм и внушение

Гипнотизм и внушение

Можно также искусственно контролировать какие-то отдельные участки тела, уменьшить боль, даже вызвать анестезию. Но нужно заметить, что гипнотизируемый человек может находиться под действием гипноза до тех пор, пока сам подсознательно согласен на это.

Если ему что-то не понравилось, не соответствует его моральным правилам, его невозможно ввести в транс и что-то внушить. Он сразу просыпается. В состоянии бодрствования человек будет делать то, что ему внушили, в том случае, когда гипноз был сильным и глубоким.


Конечно, со словом гипноз возникает разные представления, очень много предрассудков и стереотипов. Но сейчас все больше и больше людей приходят к мысли, что гипнотизм имеет позитивное и эффективное свойство в психологии.

 Ведь с его помощью возможно излечение от трудных болезней.

Гипнотизм и психология общения

В мире психотерапии гипнотизм поучил широкое применение в последние годы. Пациенты избавляются от вредных привычек, от комплексов, начинают верить в себя, выходят из депрессии, воспринимают мир ярче и лучше.

Работая с подсознанием пациента, врачи при помощи гипноза выявляют лучшие качества человека, люди начинают учиться и жить со своим подсознанием и совершенствоваться, а это значит, что они становятся здоровее и счастливее.


Нужно знать, что без согласия пациента, никакой гипноз не подействует.

Только если человек согласился, он может быть подвержен гипнотизму. Он сам держит ситуацию под контролем. И по его желанию, возможно, помнить все, что было во время транса.

Под воздействие гипноза могут попасть все люди, но кто-то больше восприимчив, кто-то меньше. Это зависит от психики самого субъекта.

Если человек имеет богатое воображение, умеет концентрироваться, свободно мыслит – его легко ввести в состояние гипноза. Закомплексованные, слабовольные люди тяжелее поддаются сеансу.

Хорошо погружаются в гипноз дети до шестнадцати лет. 
Гипнотизм – это и лечение, и внушение, изменение желаний, действий человека. 
Таким образом, гипнотизм, несмотря на различные предрассудки, тайны, страхи людей, в настоящее время все больше и больше приобретает популярность, как полезный психологический прием.

Стоит раз и навсегда усвоить, что да, это влияние на подсознание человека, внушение ему каких-либо утверждений. Но без согласия самого человека, результата не будет. Он либо просто задремлет, либо так и не уснет. Только согласившийся добровольно пациент или обычный гипнотизируемый объект может быть подвержен гипнотизму.

Появилось такое понятие как гипнотерапия. Она охватывает многие сферы жизни человека. Притом затрагивает как физические чувства, так и психологические. При сеансе гипноза возможно избавиться от боли – как душевной, так и телесной.

Головные боли, аллергии, различные болезни – все это можно излечить или уменьшить с помощью гипнотизма.

Повлиять на самосознание человека, заставить его поверить в себя и свои силы, вывести из депрессии, избавиться от страхов, преодолеть какие-то утраты, увеличить концентрацию, расслабиться и даже избавиться от вредных привычек. Это то, что может дать нам гипноз.

Гипнотизм книги

Гипнотизм книги

Благодаря гипнотизму люди стали самосовершенствоваться. В расслабленном состоянии они лучше понимают, что им нужно от жизни, чем бы хотели заниматься на самом деле. Гипноз избавляет от страхов и мыслей, которые мешают успеху. На подсознательном уровне люди находят свою мечту и начинают делать все возможное для ее реализации. Таким образом, гипноз – невероятно полезен для каждого человека.

Источник: http://GadanieNaSudbu.ru/extrasensorika/gipnotizm.html

Ссылка на основную публикацию