Межличностный конфликт — психология

Межличностный конфликт — Психологос

Межличностный конфликт - психология

​Межличностный конфликт — взаимные враждебные осознанные действия между партнерами по общению или взаимодействию.

В межличностных конфликтах происходит обмен обвинениями. Как правило, в происходящем конфликте есть вклад обоих, но обвинение утверждает, что один (обвиняющий) «белый и пушистый», а во всем виновата другая сторона.

Как правило, обвинение — это снятие ответственности​ с себя и перекладывание ответственности на другого. Обвинение является ярко выраженным конфликтогеном, вопрос не решает и только накаляет обстановку еще больше.

Материал для тренера

Межличностный конфликт — это результат ситуации, в которой потребности, цели, представления одного человека вступают в противоречие с потребностями, целями и представлениями другого.

По замечанию Б.Ф. Ломова ( Ломов Б. Ф.

К проблеме деятельности в психологии // Психологический журнал), «потребности людей диктуют их поведение с такой же властностью, как сила тяготения — движения физических тел».

Некоторые считают, что конфликт — это зло. Признак ума и лидерских качеств — умение избегать конфликта. На самом же деле тишь, гладь да божья благодать — характеристика кладбища, а не реально текущей жизни, наполненной разнообразными конфликтами.

Конфликтные ситуации не только вызывают в нас отрицательные эмоции и напряжение, но и приводят к реальной пользе, так как помогают разрешить противоречия и выяснить исходные позиции сторон.

Так что конфликт может не только разрушать взаимоотношения, но, напротив, улучшать их динамику, служить мощным стимулом к эмпатии, прояснению скрытых целей и взглядов, рычагом к сотрудничеству…

В литературе обычно обозначают пять стратегий решения конфликта:

  • избегание, или уход;
  • приспособление — принуждение, или силовое разрешение конфликта;
  • компромисс;
  • сотрудничество.

Рассматривая каждую из стратегий, необходимо обратить внимание на то, что последствия выбора той или иной из них влияют:

а) на ощущение личного удовлетворения (насколько эффективно было мое поведение в ходе конфликта. В какой степени мои цели, задачи, потребности соблюдены. Насколько мне удалось в ходе конфликта «сохранить лицо», доказать свою компетентность);

б) стиль отношений с партнером по конфликту (отношения укрепились, остались неизменными или превратились в неприязнь, вражду).

Из книги Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения

Уход

Характеристика — нежелание сотрудничать, застенчивость.

Цель — воздержаться от конфликта. Точка зрения — я не хочу говорить об этом.

Индивидуальное чувство удовлетворенности — проигрыш/проигрыш: ни одна из сторон не получает удовлетворения.

Удовлетворенность отношениями отсутствует, конфликт не разрешен.

Какое влияние оказывает на отношения — препятствует гармоничным отношениям: приводит к нагнетанию ситуации и обвинениям.

Когда нужно применять — возможен только временный выход из ситуации или когда вопрос не имеет большого значения.

Приспособление

Характеристика — сотрудничество, застенчивость.

Цель — не расстраивать человека.

Точка зрения — не так важно, чтобы все было по-моему. Важнее сохранить мир.

Индивидуальное чувство удовлетворенности — проигрыш/выигрыш: противоположная сторона получает удовлетворение.

Удовлетворенность отношениями отсутствует: ни одна из сторон не довольна процессом.

Какое влияние оказывает на отношения — причиняет вред отношениям, потому что один человек получает преимущество.

Когда нужно применять — для получения социального уважения или когда вопрос не имеет большого значения.

Принуждение

Характеристика — нежелание сотрудничать, самоуверенность.

Цель — настоять на своем.

Точка зрения — я добьюсь своего, независимо от того, что мне придется сделать.

Индивидуальное чувство удовлетворенности — выигрыш/проигрыш: одна из сторон (принуждающий) получает удовлетворение.

Удовлетворенность отношениями отсутствует: физическое и психологическое страдание проигравшего.

Какое влияние оказывает на отношения — причиняет вред отношениям, потому что один человек оказывается запуган.

Когда нужно применять — в неотложных ситуациях; когда это главный вопрос благополучия одного или многих людей: если кто-то вас использует в своих интересах.

Компромисс

Характеристика — частичное желание сотрудничать.

Цель — получить частичное удовлетворение.

Точка зрения — мои требования будут частично удовлетворены, и я в определенной мере учту интересы другого человека.

Индивидуальное чувство удовлетворенности — проигрыш/проигрыш или выигрыш/выигрыш: ни одна из сторон не получает полного удовлетворения.

Удовлетворенность отношениями — нейтральная или положительная: обе стороны получили по крайней мере частичное удовлетворение.

Какое влияние оказывает на отношения — может помочь или причинить боль, так как удовлетворение достигнуто в результате компромисса.

Когда нужно применять — вопрос не очень важен, когда времени не хватает или когда другие способы решения не эффективны.

Сотрудничество

Характеристика — взаимодействие, настойчивость.

Цель — совместно разрешить проблему.

Точка зрения — давай обсудим и найдем общее решение для обоих.

Индивидуальное чувство удовлетворенности — выигрыш/выигрыш: обе стороны удовлетворены процессом.

Удовлетворенность отношениями — позитивная: отношения укрепляются, потому что партнеры приобретают взаимные выгоды.

Какое влияние оказывает на отношения — укрепляет отношения, потому что выслушаны обе стороны.

Когда нужно применять — всегда.

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/mezhlichnostnyy-konflikt

Межличностный конфликт

Межличностный конфликт

Проблема правильного разрешения конфликтных ситуаций является довольно актуальной в наше время. Человечество стремится улучшить эмоциональный климат межличностного взаимодействия. От хорошего эмоционального климата зависит также успешное решение деловых сделок между партнерами по бизнесу.

Типы межличностных конфликтов

По направленности:

  • горизонтальные (неподчинение участников друг другу);
  • вертикальные (участники в подчинении друг у друга);
  • смешанные (присущи обе составляющие).

По значению:

  • конструктивные;
  • деструктивные.

По причинному характеру:

  • объективные;
  • субъективные.

Исходя из сферы разрешения:

  • личностно-эмоциональные;
  • деловые.

Исходя из формы проявления:

По продолжительности:

Межличностный конфликт: причины возникновения

Межличностный конфликт является открытым столкновением субъектов, которые взаимодействуют, которое при этом возникает как следствие возникающих противоречий в виде совершенно противоположных целей.

Самые распространенные причины возникновения межличностных конфликтов. Анализируя конфликт, часто выделяют причинные факторы, с помощью которых зона разногласий определяется более полно и можно наметить эффективные пути устранения самого конфликта. Такие факторы специалисты разделяют на пять групп:

Информационные факторы

Случай, когда одна из сторон не приемлет поступающую информацию:

  • неточные и неполные факты;
  • неверная информация, слухи;
  • информация преждевременная или наоборот переданная с опозданием;
  • ненадежность экспертов, показаний свидетелей, неточность переводов;
  • обнародование конфиденциальной информации.

Поведенческие факторы

Это такие факторы как эгоистичность, грубость, непредсказуемость и неуместность. Поведение, которое может оттолкнуть вторую сторону:

  • стремление иметь превосходство;
  • агрессивность;
  • эгоизм.

Поведенческим фактором может выступить случай, когда подрывают чью-либо самооценку, нарушают обещание или не оправдывают ожиданий, угрожают безопасной жизни, непредсказуемое поведение, вызывающее страх.

Факторы отношений

Неудовлетворение одной из сторон или обеих сторон межличностным взаимоотношением:

  • баланс сил партнеров в отношениях;
  • уровень важности отношений для сторон;
  • совместимость партнеров в плане поведения, ценностей и целей.
    Факторы ценностей

  • система верований;
  • традиции;
  • политические и религиозные ценности.
  • Структурные факторы

    • система управления, власть;
    • политические партии;
    • социальные нормы;
    • географическое расположение.

    Эффективное разрешение возникших межличностных конфликтов

    Существуют разнообразные способы эффективного разрешения межличностных конфликтов. Первое, что необходимо сделать при возникновении конфликтной ситуации, — постараться взять себя в руки, взвесив все «за» и «против». Чтобы избежать конфликта, следует избегать конфликтныхлюдей, людей, которых раздражаете вы или которые раздражают вас.

    Если же не получается не ввязаться в беседу, постарайтесь помочь вашему собеседнику решить его проблему. Вам необходимо подыскать способ, с помощью которого вы сможете решить скрытые интересы и нужды оппонента.

    Психология межличностных конфликтов занимается изучением путей предотвращения и эффективного разрешения межличностных конфликтов.

    К сожалению, конфликты в межличностных отношениях будут возникать всегда, но наша задача состоит в том, чтобы выходить из таких ситуаций как можно с меньшим поражением себя и партнера.

Чтобы знать механизмы общения и понимать, как избегать конфликтных ситуаций или, к примеру, добиваться карьерных высот, нужно знать о существующих уровнях общения.
Методы разрешения конфликтов

Знание методов разрешения конфликтов может пригодиться не только разного рода управленцам, но и каждому человеку, без исключения, потому что конфликт — спутник межличностных отношений.

Виды социальных конфликтовКонфликты в современном обществе, как в принципе в обществе всех времен — явление обычное, частое и вполне нормальное. Чтобы находить правильные пути разрешения конфликтных ситуаций важно знать, какие существуют виды конфликтов.Если ваша профессия подразумевает общение с клиентами, то знать правила такого общения обязательно, для достижения успеха на своем трудовом поприще. Именно о них мы и расскажем в этой статье.

Источник: http://kak-bog.ru/mezhlichnostnyy-konflikt

Сущность, содержание, особенности межличностного конфликта, конфликтные типы личностей

Сущность, содержание, особенности межличностного конфликта, конфликтные типы личностей

Одним из наиболее распространенных видов конфликтов являются межличностные. Они охватывают практически все сферы человеческой жизнедеятельности. Любой конфликт так или иначе сводится к межличностному.

Фактически он первичен по отношению ко всем остальным видам конфликта, за исключением внутриличностного. Знание особенностей межличностных конфликтов, причин их возникновения и способов управления ими является важной составляющей в профессиональной подготовке любого специалиста.

Эти и другие аспекты межличностных конфликтов раскрываются в данной статье.

Межличностный конфликт — открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основе возникших противоречий, выступающих в виде противоположных потребностей, целей, интересов, мотивов, не совместимых в конкретной ситуации.

Проблеме межличностного конфликта в большей мере уделяют внимание представители психологического направления в конфликтологии. Выделяют следующие основные концепции межличностных конфликтов:
— Психоаналитическая интерпретация (Карен Хорни);
— Концепция удовлетворения потребностей (Курт Левин);
— Концепция зависимости от контеста (М. Дойч).

В соответствии с психоаналитической традицией К. Хорни интерпретирует межличностный конфликт, как результат внутриличностного, то есть межличностный конфликт вторичен по отношению к внутриличностному. Межличностные взаимоотношения человека предопределяются характером разрешения им своих внутриличностных конфликтов.

К. Левин у межличностным конфликтам относит противоречия между собственными потребностями человека и внешней объективной действительностью. Степень серьезности межличностного конфликта объясняется значимостью затрагиваемых потребностей.

В рамках ситуационного подхода межличностный конфликт рассматривается как элемент общей системы межличностного взаимодействия. М. Дойч, исходя из пяти основных измерений межличностных отношений, выделяет шестнадцать типов межличностных социальных отношений.

Среди этих шестнадцати типов: восемь относятся к конкурентному (конфликтному) взаимодействию, в рамках которого могут складываться весьма разнообразные отношения, приобретающие различные формы.

Следует подчеркнуть, что целый ряд авторов рассматривает межличностный конфликт через призму различных сфер взаимодействия.

Я.Л. Коломинский, Б.П. Жизнсвский рассматривают межличностные конфликты, возникающие в детской среде в процессе игр.

Г.В. Андреева, Л.Б. Шнейдер, Т.М. Мишина, А.И. Тащевой, В.П. Левкович, О.Э. Зуськова и др. межличностный конфликт рассматривают через призму семейных отношений.

К. Бютнер, Л.Б. Филонов, Т.В. Драгунова, Д.Г. Трунов, А.И. Захаров и др. анализируют межличностные конфликты в сфере взаимоотношений подростков с родителями и социальным окружение как способ самоутверждения, самореализации.

Другая сфера межличностных отношений, для которой характерен высокий уровень межличностных конфликтов — работа, взаимодействие в организации. Этой проблемой занимаются Н.В. Гришина, СИ. Ерина, Д. Кац и Р. Кан.

Следует подчеркнуть, что в межличностном конфликте человек может выступать его инициатором. А может быть втянутым в него случайно, неожиданно для самого себя. Во всех случаях необходимо учитывать, что в межличностном конфликте всегда присутствуют два взаимосвязанных компонента: содержательный и психологический.

Содержательная сторона конфликта предмет спора, вопрос, вызвавший разногласия.

Психологическая сторона конфликта связана с индивидуальными социально-психологическими особенностями его участников, их эмоциональными реакциями на причины конфликта, его ход и лично друг на друга.

Таким образом, межличностный конфликт следует рассматривать как частную, специфическую форму взаимодействия между людьми в процессе их общения и совместной деятельности.

Межличностному конфликту присущ ряд особенностей.

В межличностных конфликтах противоборство людей происходит непосредственно, здесь и сейчас, па основе столкновения их личных мотивов.

В межличностном конфликте в полном объеме проявляются индивидуальные социально психологические особенности субъектов конфликта, влияющие на динамику его развития, формы конфликтного взаимодействия, ход и исход.

Они отличаются высокой эмоциональностью и охватом практически все сторон отношений между конфликтующими сторонами и затрагивают интересы не только непосредственных участников, но и тех, с кем они непосредственно связаны, либо служебными, либо межличностными отношениями.

В межличностном конфликте эмоциональная сторона, как правил, преобладает над рациональной. У межличностного конфликта высокая вероятность быстрого вхождения в фазу эскалации.

Субъектами межличностного конфликта выступают конкретные личности — индивидуумы, обладающие несовподающей системой притязаний.

Объектом межличностного конфликта выступает конкретная потребность (материальная, духовная), а основной причиной — способ ее удовлетворения. Предметом межличностного конфликта, как правило, служат противоречия, в которых проявляются противоположные интересы его субъектов.

Таким образом, в межличностном конфликте проявляются потребности, цели и ценности людей: их мотивы, установки, интересы; эмоции, воля, интеллект. Участники межличностного конфликта субъективно воспринимают и осознают его конкретную конфликтную ситуацию, по-разному они видят приемы и способы ее дальнейшего разрешения.

Читайте также:  Фоновые тренинги - психология

Наиболее распространенными формами реальных межличностных конфликтов выступают взаимные обвинения, ссоры, нападки, защита, в них каждый участник конфликта стремиться самоутвердиться, удовлетворить свои потребности, достичь своих интересов. Эти формы конфликтного взаимодействия в большей степени свойственны фазе эскалации.

Сферы проявления межличностного конфликта, как указывалось выше, весьма многообразны. Вместе с тем, по мнению С. М. Емельянова их можно свести к трем основным группам. 1. Коллектив (организация) 2. Семья

3. Общество (учреждения социальной сферы; государственные учреждения; улица; общественный транспорт и т.п.)

Наряду с общей классификацией межличностного конфликта, где основанием является сфера его проявления, следует осушавлять типологизацию и по другим основаниям.

Существует классификация межличностных конфликтов в зависимости от взаимной направленности субъектов S и S в межличностных отношениях: симпатий (+) и антипатий (-).

Если взять за основание для классификации движущие силы и мотивацию поведения субъекгов межличностного конфликта, выделяют ресурсные и ценностные конфликты.

Ресурсные конфликты связаны с распределением средств жизнедеятельности, необходимых человеку.

Ценностные конфликты обусловлены взаимоисключающими культурными стереотипами, верованиями и убеждениями, оценками и отношениями.

По критерию реальности и истинности — ложности: межличностные конфликты подразделяют: — Случайный, условный; — Подлинный; — Ложный; — Смещенный; — Латентный;

— Неверно приписанный.

Подлинный конфликт существует объективно и воспринимается адекватно. Случайный или условный конфликт — конфликт, зависящий от легко изменяемых обстоятельств, что не всегда осознается сторонами.

Смещенный конфликт — имеется в виду явный конфликт, за которым скрывается другой, невидимый. Неверно приписанный конфликт — между сторонами, ошибочно понявшими друг друга и неверно истолковывающими проблемы.

Латентный конфликт — должен был произойти, но которого нет, поскольку по тем или иным причинам он не осознается сторонами;

Ложный конфликт — отсутствуют объективные основания для межличностного конфликта, он существует только в силу ошибок восприятия и понимания.

При этом необходимо учитывать, что в межличностных конфликтах немалую роль играет иррациональная мотивация. В них не всегда рациональное преобладает над эмоциональным и иррациональным, зачастую, как раз наоборот.

Рассматривая непосредственные причины и источники межличностных конфликтов, особое внимание следует обращать на базовые потребности человека, такие как: потребности в пище, сексуальные потребности, потребность в безопасности, привязанности, самоуважении, справедливости, доброте, самореализации и т.д.

В случае возникновения угрозы их удовлетворения, возникает потенциальная конфликтная ситуация, которая может привести к острым формам межличностного конфликтного взаимодействия.

В том, что межличностный конфликт перерастет из потенциальной конфликтной ситуации, а она в межличностных отношениях присутствует [фактически всегда, в открытые формы, значительная роль принадлежит конфликтогенам: проявлениям агрессивности, эгоизма, категоричности, превосходства и др.

Определенный интерес при рассмотрении причин межличностного конфликта представляет подход, предложенный В. Линкольном. Он выделяет пять основных типов причинных факторов межличностного конфликта:

1. Информационные факторы — не восприятие информации одной из сторон или обеими сторонами. 2.

Поведенческие факторы (конфликтогены) — неуместность, грубость, эгоистичность, непредсказуемость и другие характеристики поведения, не приемлемые одним из субъектов конфликта. 3.

Факторы отношений — неудовлетворенность от взаимодействия между сторонами. 4. Ценностные факторы — ценностная иерархия, которой придерживаются конфликтующие стороны, ее степень несовпадения,

5. Структурные факторы — относительно стабильные обстоятельства, существующие объективно, независимо от нашего желания, которые трудно поддаются изменению. Для преодоления их требуются значительные ресурсы: материальные, физические, интеллектуальные.

Межличностный конфликт выполняет как конструктивную, так и деструктивную функции. Обе эти функции одновременно присутствуют в любом конфликте, но в каждом конкретном одна из них преобладает.

Конструктивные функции межличностного конфликта проявляются, как правило, в создании общности людей, причастных к решению проблемы, расширении сферы сотрудничества; в процессе более глубокого взаимного познания, прояснении собственных интересов и интересов партнера, выходе на новый уровень взаимопонимания.

Конструктивные функции межличностного конфликта: — Познавательная функция — конфликт вскрывает наличие конкретных противоречий в межличностных взаимоотношениях, которые ранее были скрыты и ими не осознавались.

— Функция развития — при соблюдении этических норм в процессе конфликтного взаимодействия конфликт является важным источником развития его участников и совершенствования процесса взаимоотношений.

— Инструментальная — конфликт — основной инструмент разрешения межличностных противоречий.

— Перестроечная — рационально разрешенный конфликт выводит межличностные взаимоотношения на новый уровень, снимает факторы напряженности, способствует развитию взаимопонимания.

Деструктивные функции межличностного конфликта проявляются тогда, когда один из оппонентов прибегает к агрессивным асоциальным формам противоборства, что, как правило, приводит к адекватной реакции другой стороны, межличностный конфликт входит в фазу эскалации. При деструктивном конфликте наблюдается: поляризация оценочных суждений партнеров; стремление к расхождению исходных позиций; стремление принудить партнера к невыгодному для него решению; обострение конфликта; желание уйти от исходной проблемы.

В конечном счете любой межличностный конфликт рано или поздно имеет свое разрешение. А целым рядом межличностных конфликтов необходимо управлять.

Управление межличностными конфликтами, возникающими в организации, непосредственная обязанность соответствующего руководителя (менеджера).

При управлении и разрешении межличностных следует учитывать, что определяющим фактором в этих процессах выступает стиль поведения субъектов в процессе развития конфликта, его эмоциональная сторона.

Источник: https://psyera.ru/sushchnost-soderzhanie-osobennosti-mezhlichnostnogo-konflikta-konfliktnye-tipy-lichnostey-364.htm

Межличностный конфликт: как избежать или выйти победителем

Межличностный конфликт: как избежать или выйти победителем

Напряжение между коллегами на работе? Не ладится со сверстниками на учебе? А может, назревает буря в кругу друзей? Вам кажется, что столкновения не избежать? Подождите, мы раскроем вам всю подноготную конфликта и вы поймете, что все поправимо.

Даже если на любой из вопросов выше вы ответили «да», помните, что решение проблемы – есть! Для того, чтобы избежать обострения, нужно узнать врага, подталкивающего к ухудшению отношений, в лицо.

Давайте разберём, что такое межличностный конфликт, откуда он берется и каковы способы его решения.

Спорные ситуации и инцидент

Неотъемлемым условием возникновения любого конфликта является конфликтная ситуация, то есть различные позиции двух (или более) сторон по какому-либо вопросу.

Что является сигналами конфликта в межличностных отношениях? Отношения между людьми всегда сложны: тут и стремление к противоположным целям, и использование различных средств для их достижения, и противоречивые желания или несовместимые интересы. Но не всегда эти противоречия приводят к взрыву в общении.

Для того, чтобы конфликтные ситуации переросли в конфликт, необходимо воздействие внешних явлений: толчок или инцидент.

Инцидент, или, как его еще называют, повод означает некие действия одной из сторон, задевающие, даже случайно, интересы другой стороны. Причиной может стать и активность третьей стороны, до этого не участвующей в ситуации. Например, едкие высказывания знакомого, когда вас только-только уволили.

На формирование инцидента могут оказать влияние как объективные причины (не зависящие от людей), так и обычное «не подумал» (когда не учитываются психологические особенности другого человека).

Конфликты между людьми и их причины

Если повод к разрастанию конфликтной обстановке все-таки возник и на лицо образуется явный конфликт (к. – здесь и далее сокращение «конфликта»), следует действовать обдуманно и осторожно. Для начала стоит определить, сколько человек замешано в к. Исходя из количества участников, к. делятся на внутриличностные, межличностные, межгрупповые.

Сейчас нас интересуют конфликты в межличностных отношениях – это к. между людьми во время их психологического и социального взаимодействия, столкновения индивидов в борьбе за свои интересы. Межличностный конфликт — наиболее распространенный вид к.

Причины межличностных конфликтов:

1) социально-психологические:

  • слухи, сплетни, клевета и прочие искажения информации;
  • несогласованность в отношениях между людьми (ведь никому не нравится, когда коллега вдруг начинает брать на себя роль командира, когда ему таких полномочий никто не давал, например);
  • необъективность при оценивании себя и окружающих;
  • психологическая несовместимость;
  • тяга к власти.

2) личностные (они же психологические):

  • различные моральные и этические установки;
  • низкий эмоциональный интеллект;
  • психологическая неустойчивость;
  • неспособность сопереживать;
  • заниженные или завышенные ожидания;
  • излишняя впечатлительность;
  • перекос в отдельных чертах характера.

Проблема межличностных отношений заключается в том, что у каждой стороны могут быть свои причины, и даже не по одной. Это усложняет диагностику взаимоотношений, но как было бы скучно жить, если все были идеальными!

При этом динамика к. может быть различна:

  • вялотекущие (например, между коллегами, которым не очень комфортно работать друг с другом);
  • затяжные (конфликт поколений);
  • острые (ссора между друзьями или партнерами).

Сигналы конфликта

После того, как мы определились с причинами, из-за которых появляются конфликты в межличностных отношениях, можно перейти к явным проявлениям противоречий. Сигналами к. в межличностных отношениях (по Х. Корнелиусу) являются:

1) Кризис

  • эмоциональные крайности, выражающие в несвойственном человеку поведении;
  • потеря управления чувствами;
  • конфронтация и пререкания;
  • проявление насилия, физической силы;
  • расставание с любимым человеком.

2) Напряжение

  • любое недопонимание может перерасти в противоборство;
  • общение с человеком становится неприятным и доставляет негативные эмоции;
  • появляется предвзятое мнение по отношению к другой стороне;
  • искажается отношение к человеку и перевирается мотивация его поступков.

3) Недоразумение

  • в голове заседает одна мысль, от которой невозможно избавиться и которая приводит к нервному напряжению;
  • пропадает желание даже попытаться понять другого человека, его слова искажаются в сознании слушающего.

4) Инцидент

  • скрытый (внутреннее раздражение): участники осознают, что их взаимоотношения напряжены, но это никак не выражается внешне в их общении;
  • открытая проблема межличностных отношений: к. выходит наружу и выражается в активных действиях сторон, направленных друг против друга.

5) Дискомфорт

  • Внутри приходит чувство, будто что-то не так.

Кроме сигналов, проанализированных австралийским психологом, существуют и так называемые предвестники, проскакивающие во взаимоотношениях между людьми. Например:

  • человек сплетничает у вас за спиной или не стесняясь оскорбляет в лицо;
  • или же наоборот, избегает общения, личного контакта, прямого взгляда в глаза, полностью рвет общение;
  • меняются темы для разговора: никакого личного участия, не делится своими проблемами, не спрашивает о ваших делах, общение теперь заключается в формальных темах (о погоде, о незначительных событиях);
  • начинает опаздывать или вообще не приходить на встречи, о которых договаривались заранее.

Помимо обострений связей между двумя или несколькими знакомыми, важной является также и проблема межличностных отношений в коллективе в целом. Сигналами ее появления считаются:

  • череда увольнений по собственному желанию;
  • негативная атмосфера и психологический фон, столкновения между сотрудниками;
  • снижение продуктивности рабочего процесса;
  • появление сплетен, деление коллектива на малые группы;
  • совместное бойкотирование руководства и его указаний.

Стратегии поведения в конфликте

Конфликты в межличностных отношениях были, есть и будут. Но также существуют и способы их разрешения. Во-первых, следует осознать, что конфликт – есть. А далее – выбрать путь решения этой проблемы.

Стратегия поведения — это ориентация личности или группы людей по отношению к к., выбор определенной тактики поведения в сложившихся условиях.

К. Томас и Р. Килманн типизировали пять основных стилей поведения в конфликтной ситуации, положив в основу классификации степень достижения цели и меру учета интересов противника:

1) Избегание/Уклонение — стремление не участвовать в решении к. и отстаивать собственные интересы, желание выйти из конфликтной среды.

2) Приспособление — старание смягчить к. и сохранить взаимоотношения, не сопротивляясь давлению другой стороны (особенно распространенно между подчиненными и руководителем).

3) Соперничество/конкуренция – достижение своих желаний в ущерб другому.

4) Компромисс — нахождение золотой середины благодаря взаимным уступкам.

5) Сотрудничество предполагает совместный поиск решения, которое отвечает интересам всех сторон.

Некоторые психологи отдельно выделяют: подавление и переговоры, но такое дополнение не получило широкого распространения.

Оптимальное решение конфликта

Давайте взглянем на график урегулирования конфликта

Очевидно, что оптимальным способом разрешения напряженных взаимоотношений является сотрудничество. При таком подходе присутствует внимание как к своим интересам, так и к чужим.

Получается, что обе конфликтующие стороны оказываются в выигрыше, что приятно в итоге для всех. Другие методы и способы неэффективны. Любой другой подход похож на перетягивание одеяла на себя – кто-то останется обделенным.

Читайте также:  Самоуважение - психология

А это значит, что к. не будет решен до конца.

Как же выглядит сотрудничество на практике?

Для начала стоит обсудить с противником, хочет ли он решить спорный вопрос или же нет. Если ответ утвердительный, можно приступить к выходу из сложившихся условий. Для этого следует придерживаться определенных правил:

1) Разберитесь с причинами, приведшими к конфликту, с помощью взаимных вопросов. Оставьте эмоциональность в стороне, обсуждение должно быть максимально объективным.

2) Не отказывайтесь от своей позиции, но и не заставляйте вторую сторону менять его точку зрения

3) Внимательно подбирайте слова во время переговоров, чтобы не усугубить ситуацию.

4) Предметом разговора должна стать конкретная проблема, а не человек.

5) Главное – быть искренним. Сообщите обидевшей вас персоне о своих эмоциях и переживаниях.

6) Принимайте эмоции партнера, попробуйте встать на его место и почувствовать то, что он переживает. Это поможет лучше другого человека и его мотивы.

7) Если чувствуете, что противостояние затухает, простите своего оппонента, сообщите ему об этом.

8) Если партнер не считает, что конфликт исчерпан, продолжайте разговор до той поры, пока не останется неразрешенных вопросов. Если же проблему невозможно решить совместно, то проработайте ее внутри себя, чтобы она в будущем не доставляла вам проблем. Простите себя и не зацикливайтесь на сложившейся обстановке.

Теперь вы знаете, как предупредить конфликт и как выйти из сложной ситуации, если она все-таки возникла. Предупрежден, значит, вооружен. Надеемся, эти знания будут для вас полезны и сыграют в вашей жизни положительную роль.

Источник: http://myself-development.ru/mezhlichnostnyj-konflikt-kak-izbezhat-ili-vyjti-pobeditelem/

Межличностный конфликт

Межличностный конфликт

Межличностные конфликты подстерегают нас везде, где мы только общаемся с людьми – в реальной жизни или посредством услуг связи. Причиной конфликтов являются то, как мы психологически реагируем на те или иные транзакции.

Конфликт может вспыхнуть между Вами и другим человеком, даже если это самая родная Вам душа. Но все же это – другая душа, целый внутренний мир, который для нас, как говорится, «потемки».

Происходят такие столкновения из-за непонимания, несходства жизненных позиций, ущемления чьих-то интересов.

Самое основное, что можно посоветовать и увы, самое сложное, что можно выполнить – войти в положение другого человека, представить себя на его месте и понять его.

Для этого нужно отказаться от предвзятого мнения, что Ваш оппонент заведомо неправ.

Возможно, пострадает Ваше чувство собственного достоинства, но разрешение конфликта того стоит, ведь это – сложнейшее искусство, которым все же необходимо владеть. Можно сказать, это высший пилотаж в мире человеческих отношений.

Самый распространенный  вид межличностного конфликта – конфликт между возлюбленными, супругами, родственниками, друзьями.

Без них, увы, общение практически невозможно, ведь мы уже поняли, что конфликт – это столкновение целых миров. Пускай и внутренних.

И к сожалению, чем ближе нам человек, чем больше точек соприкосновения у нас есть, – и тем больше среди них точек столкновения.

Компромисс в межличностном конфликте

Идите на компромисс. Это идеальный вариант разрешения межличностного конфликта, где обе стороны остаются хоть в частичном, но выигрыше. Кроме того, компромиссы сближают и облегчают разрешение последующих конфликтов.

Предлагайте компромисс первыми – Вы же взрослый человек и уже поняли, что идти на перемирие первым почетно, а не постыдно. Это участь не слабых и безвольных, а зрелых умных людей, которые стремятся разрядить обстановку.

Поверьте – скорее всего тот, второй, человек тоже хочет компромисса, просто стыдится или не знает, как начать. А Вы только выиграете, взяв инициативу на себя, и оппонент будет Вам благодарен.

Следите за тем, чтобы не усугубить ситуацию. Не накаляйте обстановку. Никакого компромисса не получится, если Вы начнете с фраз: «Я тебе тысячу раз говорил…», «Ты меня не слушаешь», «Ты меня не понимаешь».

Оставьте личность оппонента в покое и обратите внимание именно на предмет конфликта – разберите поступок, а не осуждайте человека! Постарайтесь спокойно донести до него, чем Вы недовольны и обязательно – чем Вы сами готовы пожертвовать, дабы и он чувствовал себя спокойно.

Вы и сами наверняка не идеальны, есть же такая народная мудрость: «В конфликте всегда виноваты двое». Человеку обязательно понравится, что Вы не выступаете диктатором и доминантом, а даете право решать и ему.

Межличностный конфликт в социуме. 

Межличностные конфликты на работе в ВУЗе и других учреждениях.

Они – тоже межличностные, но ситуация осложняется тем, что Вы и другой конфликтующий, скорее всего, стоите на разных ступенях в иерархической лестнице (начальник – подчиненный, преподаватель – студент), либо Вас связывают рабочие отношения.

Иногда бывает достаточно обратиться к вышестоящим лицам – они воспользуются уставом учреждения, чтобы разрешить возникшие сложности. И Вам совсем необязательно оставаться с оппонентом в дружеских отношениях и ходить друг к другу на чай. Главное, что ничьи интересы ущемлены не будут. 

Если Вы стоите на ступени ниже, чем Ваш оппонент, к сожалению, ситуацию «за глаза» не решить.

Кто знает, чего хочет добиться человек, который идет на межличностный конфликт? Материальной выгоды или просто самоутверждается, наслаждается своим положением? Во втором случае можно действовать по-разному – смотря чего Вы хотите.

Побыстрее погасить конфликт, но терпеть и дальше «вызовы»? Тогда Вам подойдет вариант скромно промолчать и признать поражение. Но поверьте, рано или поздно «наскоки» начнутся снова, и с каждым разом Вы будете терять шанс выйти из ситуации достойно.

Хотите жить спокойно и общаться с начальником / преподавателем / деканом достойно? Это сверхсложная, но выполнимая задача. Держитесь достойно с самого начала и опять же, повторяю, ищите компромисс! Вы – делаете все, что от Вас зависит и обязательно даете понять это человеку, а он – оставляет Вас в покое.

Непременно признавайте, что Вы ниже по статусу в учреждении, но не забывайте, что за забором учреждения все люди равны, не позволяйте вытирать об себя ноги! Человека, который памятует об этом, уважает даже самое зарвавшее начальство.

Но уж в таком случае будьте добросовестны в выполнении своих прямых обязанностей, и правда будет на Вашей стороне.

Выход из межличностного конфликта

Конфликты с незнакомыми людьми. Это могут быть как мелкие стычки в очереди, «кто за кем занимал» и «кто где стоял» (здесь Вам в помощь только Ваше благоразумие, умение уступить и, как ни парадоксально, умение не уступать.

Помните, что все равны и ннами, но негативный опыт – тоже опыт! Помните, что в этом случае Ваша цель – выйти из конфликта не правым, а живым и невредимым! Скорее всего (и в лучшем случае) Вы никогда не увидите этих людей; и так ли Вам важно их мнение о Вас? Идеальными представляются варианты – не разговаривать, игнорировать, убежать; но Ваше бегство может только подхлестнуть преследователей. Поэтому если не уверены в том, что убежать удастся – не пытайтесь. Спрячьте страх как можно глубже и разговаривайте достойно. Дайте понять, что взять с Вас нечего. Хорошо известная просьба закурить? Я не курю, но муж (брат, отец) курит, можно дойти до моего дома и, возможно, что-то найдется. Блефовать тоже нужно научиться. Познакомиться? не стоит, я уже замужем, а гуляю одна, потому что люблю так – надеюсь, мы друг друга поняли. Люди, которые ищут конфликта, не любят ни «наездов», ни откровенного вранья, ни тем более угроз («у меня муж боксер». Муж-боксер дома, если он вообще существует, а Вы – здесь).

Главное – не пугаться и не пугать; а также дать понять, что Вам просто-напросто не по пути и общих точек соприкосновения у Вас нет.

Надеюсь, этот небольшой обзор поможет Вам существенно сократить количество конфликтов в Вашей жизни, свести большинство из них на нет, обрести хорошие отношения с другими людьми и тем самым сильно облегчить существование. Удачи!

Источник: http://bass-hb.ru/mezhlichnostnyj-konflikt/

Шпаргалка по конфликтологии

Шпаргалка по конфликтологии

Межличностный конфликт – это открытое столкновение индивидов, вызванное несогласованностью и несовместимостью их целей в конкретный момент времени или ситуацию.

Конфликт возникает между двумя и более лицами. Противостояние происходит в непосредственных отношениях этих индивидов.

Межличностные конфликты обладают своей спецификой в сравнении с другими видами конфликтов.

1. Каждый участник стремится доказать свою правоту, чаще прибегая к обвинению мнения оппонента, но не к фактической аргументации своих взглядов.

2. В конфликте у всех участвующих сторон присутствуют острые негативные эмоции, которыми субъекты уже не способны управлять.

3. Негативное отношение к оппоненту, неадекватные эмоции и настроения преобладают и после разрешения конфликта.

Система межличностных отношений – главная область возникновения межличностного конфликта.

Система нарушится, если у ее участников появляются противоположные мнения или несогласие с уже сложившимися способами взаимодействия.

Разрешение конфликта наступит при восстановлении согласия внутри системы межличностных отношений: либо путем восстановления прежних установок или видоизмененных, либо созданием новых, принимающихся всеми взглядов.

Субъекты межличностного конфликта стремятся отстоять свою точку зрения и достичь своих целей. Объекты конфликта – то, за что борются стороны, на что претендуют. Проявление противоположных интересов и все возникающие в связи с этим противоречия – предмет межличностного конфликта.

Выделяют 6 основных стилей поведения участников межличностного конфликта:

1) уклонение;

2) приспособление;

3) противоборство;

4) компромисс;

5) сотрудничество;

6) ассертивность.

На любом этапе межличностных конфликтов необходимо учитывать личностные особенности противоборствующих сторон. Особенно важными они оказываются на этапе разрешения конфликта.

Личностные особенности складываются из:

– типа темперамента человека;

– направленности характера;

– общего уровня личностного развития.

Типы темперамента, предложенные Гиппократом : сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик.

Они различаются степенью устойчивости нервной деятельности.

Направленность характера зависит от нескольких взаимоисключающих черт, которые разработали Майерс и Бриггс: экстраверсия/интроверсия, сенсорность/интуитивность, мыслительность/чувственность, решительность/восприимчивость.

Индивиды с противоположнонаправленными чертами характера и типом темперамента, решая одну задачу, предложат различные, антагонистические способы действия, что может привести к межличностным конфликтам.

Источник: http://bookap.info/okolopsy/kuzmina_shpargalka_po_konfliktologii/gl18.shtm

Межличностный конфликт

Межличностный конфликт

Выполнила студентка 5 курса,

ФОСТ, отделения СО

Понятие межличностного конфликта

Межличностные конфликты – это конфликты между отдельными индивидами в ходе их социального и психологического сотрудничества.Обстоятельства таких распрей – как социально-психологические, так и личностные, фактически, психологические.

К первым относятся: утраты и искажения информации в ходе межличностной коммуникации, несбалансированное ролевое сотрудничество двух людей, различия в методах оценки деятельности и личности друг друга и пр.

напряженные межличностные отношения, рвение к власти, психологическая несовместимость.

Особенности межличностных распрей

Чуть ли среди нас найдутся те, кому ни разу в жизни не пришлось принимать участие в каком-то конфликте. Время от времени человек сам делается инициатором конфликта, а время от времени он выясняется вошедшим с кем-то в конфликт нежданно для самого себя а также против собственного жажды.

Часто бывает и так, что события заставляют человека втягиваться в конфликт, разгоревшийся между другими людьми, и ему приходится волей-неволей выступать то ли в качестве арбитра либо примирителя спорящих сторон, то ли в роли защитника одной из них, не смотря на то, что, возможно, ему не хочется ни того, ни другого.

В любых случаях для того чтобы рода возможно подметить два взаимосвязанных аспекта. Первый — это содержательная сторона конфликта, т. е. предмет спора, дело, вопрос, вызывающий разногласия.

Второй же — это психологическая сторона конфликта, связанная с личностными изюминками его участников, с их личными взаимоотношениями, с их эмоциональными реакциями на обстоятельства конфликта, на его движение и друг на друга.

Вот эта вторая сторона и есть специфической чертой межличностных распрей — в отличие от распрей социальных, политических и др.

В таком конфликте люди сталкиваются между собой конкретно, лицом к лицу. Наряду с этим у них появляются и поддерживаются напряженные отношения. Они втягиваются в конфликт как личности, проявляют в нем черты своего характера, свойств, других личных свойств и изюминок. В конфликтах проявляются потребности, цели и ценности людей; их мотивы, установки и интересы; эмоции, воля и интеллект.

Читайте также:  Спокойное присутствие - психология

Межличностные конфликты имеют свои отличительные особенности, каковые сводятся к следующему:

1. В межличностных конфликтах противоборство людей происходит конкретно, тут и по сей день, на базе столкновения их личных мотивов. Соперники сталкиваются лицом к лицу.

2. В межличностных конфликтах проявляется целый спектр известных обстоятельств: неспециализированных и частных, объективных и субъективных.

3. Межличностные конфликты для субъектов конфликтного сотрудничества являются необычным полигоном проверки характеров, темпераментов, проявления свойств, интеллекта, воли и других лично-психологических изюминок.

4. Межличностные конфликты отличаются высокой эмоциональностью и охватом фактически всех сторон взаимоотношений между конфликтующими субъектами.

5. Межличностные конфликты затрагивают интересы не только конфликтующих, но и тех, с кем они конкретно связаны или служебными, или межличностными отношениями.

Межличностные конфликты, как уже отмечено выше, охватывают все сферы человеческих взаимоотношений.

Управление межличностными конфликтами возможно разглядывать в двух аспектах — внутреннем и внешнем .Внутренний аспект предполагает использование технологий действенного общения и рационального поведения в конфликте.Внешний аспект отражает управленческую деятельность со стороны начальника (менеджера) либо другого субъекта управления по отношению к конкретному конфликту.

В ходе управления межличностными конфликтами принципиально важно учитывать их обстоятельства и факторы, и темперамент межличностных взаимоотношений конфликтантов до конфликта, их взаимные симпатии и антипатии.

В межличностном конфликте любая сторона пытается отстоять свое вывод, доказать другой ее неправоту, люди прибегают к взаимным обвинениям, нападкам друг на друга, словесным оскорблениям и унижениям и т.п.

Такое поведение вызывает у субъектов конфликта острые негативные эмоциональные переживания, каковые обостряют сотрудничество участников и провоцируют их на экстремальные поступки. В условиях конфликта становится весьма проблематично руководить своими чувствами.

Многие его участники по окончании разрешения конфликта еще долго испытывают негативное самочувствие.

Межличностный конфликт выявляет отсутствие согласия в сложившейся системе сотрудничества между людьми.

У них появляются противоположные мнения, интересы, точки зрения, взоры на одни и те же неприятности, каковые на соответствующем этапе взаимоотношений нарушают обычное сотрудничество, в то время, когда одна из сторон начинает целенаправленно функционировать в ущерб другой, а та, со своей стороны, поймёт, что эти действия ущемляют ее интересы, и предпринимает ответные действия.

Такая обстановка значительно чаще ведет к конфликту как средству ее разрешения.

Полное разрешение конфликта будет осуществлено в том случае, в то время, когда противоборствующие стороны совместно в полной мере осознанно устранят обстоятельства, породившие его.

В случае если же конфликт разрешится победой одной из сторон, то такое состояние окажется временным и конфликт в обязательном порядке в какой-то форме заявит о себе при благоприятных событиях.

Межличностные конфликты в семье

Семья — неповторимый университет сотрудничества людей.

Уникальность эта содержится в том, что данный теснейший альянс нескольких людей (супруг и супруга, позже дети, с ними смогут совместно жить и родители мужа либо жены) связывают нравственные обязательства.

В этом альянсе люди стремятся провести как возможно больше времени в совместном сотрудничестве, доставлять в ходе сотрудничества радость и наслаждение друг другу.

Семья неизменно находится в ходе развития, в следствии этого появляются непредвиденные ситуации и членам семьи приходится реагировать на все трансформации. И на их поведение в разных обстановках влияют темперамент, темперамент и личность. Неудивительно, что в каждой семье между ее членами с неизбежностью появляются разного рода столкновения.

На происхождение межличностных распрей в семье смогут воздействовать разные внешние факторы. В первую очередь, это трансформации, происходящие в обществе, к примеру, изменение моральных и культурных параметров, утверждение культа наживы и ориентация на удовлетворение чувственных потребностей, отсутствие социальной защищенности семьи и др.

Несоответствия появляются тогда, в то время, когда у мужа и жены расходятся мнения по проблеме — какой из функций дать предпочтение и как ее делать. К примеру, супруга хочет иметь большое количество детей, а супруг не более одного, ссылаясь на недостаток времени на воспитание, желание пожить самим и др.

Обстоятельства распрей: 1ый период

претензии на лидерство;

претензии на превосходство;

разделение домашних дел;

претензии на управление бюджетом;

следование рекомендациям родственников и друзей;

Второй период, вызывающий кардинальные трансформации, связан с возникновением в семье детей. Сейчас обстоятельств и предлогов для происхождения конфликтных обстановок появляется намного больше, появляются неприятности, которых ранее не было. Ребенок требует к себе внимания 24 часа в день.

Супруга делается матерью, она кормит ребенка, больше времени уделяет ему, у нее накапливается усталость, особенно в случае если ребенок неспокойный. Ей нужен отдых не только физический, но и психическая разгрузка. Многие дамы в таком положении становятся раздражительными, неадекватно реагируют на кое-какие действия мужа.

Конфликт может появиться по любому предлогу.

В этихусловиях супруг обязан относиться к жене с громадным вниманием, чем до рождения ребенка.

Ребенок в семье растет, прибавляются неприятности воспитания, обучения, опытной ориентации и др. появляются новые обстоятельства для разногласий, каковые возможно помогут появлению межличностных распрей между детьми и родителями.

Распространенной заболеванием молодых своих родителей являются попытки одного из них возглавить процесс верного воспитания нового поколения, игнорируя мнения другого супруга. К примеру, ребенок обиделся на папу, он бежит к маме, а мама начинает его успокаивать и говорит Отец у нас плохой, он тебя обижает.

Подобное поведение не легко переживается мужем и может вырабатывать у ребенка раздвоение личности, может привести к конфликту между супругами. Любой из своих родителей, каким бы образом он не поступил в отношении ребенка, в присутствии ребенка он неизменно прав.

Обсуждение поведения друг друга возможно лишь в отсутствии ребенка, в доброжелательной приятель для приятеля форме, с целью отыскать единое решение.

К конфликту смогут привести различные точки зрения своих родителей по вопросам наказания ребенка. Один из них может предпочитать силовые способы, а другой — отвергать их. Выбор дополнительных занятий для ребенка (музыка, спорт, разные кружки) смогут кроме этого послужить обстоятельством конфликта. Отношение к отрицательным оценкам ребенка может привести к острой конфликтной конфликтной.

В наше время, в то время, когда нет гарантии безопасности нигде и никому, конфликты между детьми и родителями появляются из-за их позднего возвращения домой. Особенно возрастает тревога своих родителей, в то время, когда проходит условленное время возвращения ребенка домой, а он не появился.

Кое-какие дети, находясь сейчас в компании, о доме не хотят и вспоминать, не смотря на то, что знают, что конфликт с родителями неизбежен. Это эгоистичное поведение со стороны детей. Собственное наслаждение от приятного времяпрепровождения в кругу сверстников для них серьёзнее, чем переживания и настоящие страдания о них самых родных людей.

Какие конкретно бы ни были требования дисциплины родителями, их нужно обучиться делать, они направлены на безопасность детей и всей семьи.

В конфликтах между детьми и родителями громадное значение имеет позиция взрослых. Ребёнок не всегда способен функционировать как взрослый человек.

Его личность находится в стадии становления, исходя из этого реакция подростков на внешнее действие более ярка, чем у взрослых. У них еще не устоялись социальные тормоза.

Я-концепция у подростков не так нагружена разными табу общества, как у взрослых, и они не в силах четко контролировать свои эмоции в различных обстановках.

Конфликты покупают особенную остроту между подростками и родителями там, где родители не ушли в своем развитии на большом растоянии от подростков.

В третьем периоде. в то время, когда в семье появляются новые члены (невестки либо зятья),может появиться большое количество обстоятельств для межличностных распрей.

Вариантов появления нового человека в семье возможно большое количество, но самым популярным есть тот, в то время, когда супруг приводит жену в семью, к родителям. В таких случаях вероятны конфликты: мать — невестка, мать — сын, сын — супруга.

Эти конфликты с неизбежностью втягивают в свою орбиту отца сына и родственников его жены.

Мать сына по окончании его женитьбы может претендовать на то, дабы он уделял ей столько же внимания, как и до женитьбы. А сын, как того требует сама природа, все внимание уделяет юный жене. Мать начинает ревновать и ищет предлога придраться как к сыну, так и к невестке по разным мелочам. Она начинает завлекать на свою сторону мужа, который должен втягиваться в конфликтную обстановку.

Сын обожает жену и обожает мать и не имеет возможности выяснить, чью сторону принять. Какое-то время он пробует их примирить, но такие попытки, в большинстве случаев, не приводят к успеху.

Супруга в итоге приходит к убеждению, что в семье мужа ее все обижают, и начинает жаловаться своим родителям, ищет у них поддержки. Время от времени родители безоговорочно становятся на сторону дочери.

Межличностный конфликт охватывает три семьи, противоборствовать начинают приверженцы жены против приверженцев мужа. Таковой конфликт фактически не имеет конструктивного разрешения. Но его возможно и нужно предотвратить.

По окончании вступления в брак парней всем нужно осознать, что не только они, но и все родственники переходят в совсем новое уровень качества, не известное ранее никому из них — появился новый родной человек в семье.

Все усилия родственников должны быть направлены на то, дабы оказать помощь молодым супругам отыскать согласие.

Все в новой семье должно быть направлено на ее упрочнение, а не на разрушение, не на провоцирование межличностных распрей, а на их предупреждение.

Домашние межличностные конфликты постоянно оставляют тяжелые негативные эмоциональные состояния в виде дискомфорта, стрессов и депрессий. Исходя из этого конфликты лучше давать предупреждение. Для этого психологи и конфликтологи предлагают большое количество разных вариантов собственного поведения:

выдержка в любой ситуации, не втягивайтесь в конфликт, дайте всецело высказатьсястороне, провоцирующей конфликт:

относитесь к любому инциденту с вниманием, подвергайте его анализу:

исключайте из общения каждые претензии на превосходство, унижением другого не возвышайте себя, показывая свою невоспитанность:

признавайте и анализируйте открыто свои ошибки, не переносите свою вину на других;

не делайте трагедии для семьи, в то время, когда ошибаются другие (что случилось. то случилось):

чрезмерное переживание и сопереживание потерь угрожает физическим разрушением организма каждого из членов семьи (язвы. стрессы, инфаркты и т.д.);

каждые замечания друг к другу выясняйте лишь наедине, а все претензии высказывайте только в дружелюбной уважительной форме (как аукнется, так и отзовётся):

если не дает спокойствия идея, что ваша супруга (супруг) стала вашим личным врагом, спросите себя, из-за чего это случилось, из-за чего вы стали таким, что так дурно думаете о любимом ранее человеке?

ищите недостатки в себе, а не у своих родных:

все недоразумения между собой выясняйте в отсутствие детей, не втягивайте в разрешение распрей родственников, друзей;

усилие в разрешении конфликта направляйте не на победу своего близкого человека, а на совместное разрешение создавшейся ситуации;

позиция по отношению к действиям детей должна быть единой:

не давайте слово детям, если не сможете выполнить их просьбу:

не подчеркивайте недостатков у детей, отыщите у них хорошее в поведении, жаждах, рвениях, заострите внимание на этом:

усиливайте нити, сближающие вас с детьми (доверие, искренность, правдивость и т.д.):

не забывайте, если вы сказали крохе: Ты у нас совсем взрослый, он будет пробовать смотреться таким неизменно, а ему это еще не под силу:

не укоряйте ребенка по любому случаю, но и не перехваливайте его:

слушайте каждые рекомендации, но не забывайте, что жить вам совместно не с советчиками, а с тем, на кого вы жалуетесь.

Источник: http://muzashtor.ru/mypsychology/mezhlichnostnyj-konflikt.html

Ссылка на основную публикацию