Критика деструктивная и конструктивная — психология

Критика деструктивная и конструктивная

Многие люди с трудом принимать критику. Кто-то обижается, кто-то злится, а у кого даже понижается самооценка и он может отказаться от начатого, боясь снова столкнуться с критикой. Но стоит иметь в виду, что критика носит и позитивный момент, особенно конструктивная критика.

Наш мир устроен так, что в нем есть, была и будет присутствовать всегда критика со стороны окружающих, чтобы вы не сделали, потому что любые поступки, слова, достижения в других людях всегда вызовут тот или иной отклик, который и будет выливаться как деструктивная или конструктивная критика, или восхищение.

Критика может быть направлена на продукт творчества, результат работы человека, его поступки и личность.

Как уже говорилось, критика бывает конструктивная и деструктивная.

 Конструктивная критика — это анализ деятельности человека, продукта этой деятельности, его личности, указание уязвимых мест в том, что сделал человек или слабых черт его характер, последствие его поступков.

Конструктивная критика объективна, является констатацией фактов, изначально не высказывается в негативном аспекте и всегда обосновывается, почему человек так или иначе считает.

И только, если человек не умеет принимать критику в свой адрес и реагирует негативно, то может получить также негативный отклик от критика на свою неадекватную реакцию. И тогда критика может перейти в конфликт, спровоцированный человеком, не умеющим принимать критику, а значит не умеющим быть объективным к самому себе и своим делам.

Конструктивная критика может помочь увидеть себя со стороны, глазами окружающих, увидеть реальные недостатки или недочеты продукта своей деятельности, другие варианты решения ситуаций или задач, увидеть давно старое и привычное с новой стороны, позиции и т.д.

И благодаря всему этому человек может усовершенствовать свой продукт творчества или результат работы, прояснить непонятные другим людям моменты, или изменить некоторые качества своего характера, изменить к чему-то свое отношение. То есть умея принимать критику, человек самоусовершенствуется и улучает свою жизнь.

От того конструктивная критика не только нужна, но и полезна.

Поэтому если друзья боятся высказывать свое объективное мнение, чтобы не обидеть дорого человека, они несут ему вред, так как показывая другу свою позицию, отличную от его собственной, вы помогаете человеку узнать что-то новое, увидеть в себе что-то новое, изменить что-то или найти решение трудной для него ситуации.

Но помните, что важно то, как вы высказываете критику, от этого человек ее примет или отвергнет. Позитивно высказанная критика и обоснованная воспринимается другим человеком легче, а значит больше шансов, что он вас услышит и предпримет какие-то действия. Негативно высказанная критика, воспринимается как обвинение и вызывает в человеке обиду или (и) гнев. И вместо того, чтобы вас услышать, он начнет защищаться или обвинять вас.

Деструктивная критика субъективна, не имеет отношения к реально обстоявшим делам.

Высказывается обычно в агрессивной манере, так как человеком движет не желание понять собеседника, его позицию или понять предоставляемый его обозрению объект, а желание самоутвердиться, показать самого себя с лучшей стороны, возвысится, почувствовать свою значимость, авторитет в данной области.

Он всегда воспринимает ревностно других людей, кто в данной области достиг результатов или вызвал интерес окружающих, так как привык быть в собственных глазах непоколебимым авторитетом, и его ранит, если кто-то привлек внимание к себе больше, чем он сам или предложил идею или продукт, о которых он не имел ранее представление и т.д.

, то есть поколебалась его вера в то, что он он все знает, что он лучше всех, что только он прав. И чтобы преодолеть возникшее неприятное для него чувство, он начинает критиковать того, человека, который стал причиной, что в нем взыграли его комплексы неполноценности.

Критикуя он стремится обесценить личность и результат деятельности этого человека, чтобы почувствовать себя лучше него, важнее его, выше его. При данном виде критики всегда переходят на личности. То есть, как видите, таким критиком движут его комплексы неполноценности, а не желание найти истину или что-то усовершенствовать. По той же причине некоторые люди, критикуют более успешных людей, чужие достижения только потому, что хотели бы сами оказаться на их месте.

Высказывая деструктивную критику, человек стремится не столько принизить того, кому направлена критика, сколько возвысить самого себя в собственных глазах.

Обычно такие люди не умеют вести конструктивный диалог и часто переходят на личности и оскорбления, принижение и обесценивание своего собеседника или его деятельности.

Поступают они так, потому что в данный момент почувствовали себе в чем-то хуже — менее умным, менее успешным, менее красивым, менее разбирающимся в данном вопросе, менее реализованным как личность или специалист и т. д., в зависимости какой комплекс неполноценности у данного человека наиболее силен.

И, критикуя другого человека и его деяния, он на самом деле рассказывает о самом себе, приписывая все эти качества другому человеку, а порой даже и собственные поступки.

Или же представляет самого себя на месте более успешного, по его ощущениям, в чем-то человека, хотя в большинстве случаев он боится в этом признаться даже самому себе, он рассказывает как бы он сам поступил, что бы он сделал, если бы у него были бы такие же возможности, способности или достижения, то есть говорит о своих скрытых желаниях, которые часто отрицаются, подавляются, и из-за этого и его комплексов неполноценности не могут быть реализованными.

Поэтому деструктивную критику не стоит брать в расчет, лично вас и результатов вашей деятельности она никак не касается. Но тем не менее, деструктивная критика также может принести пользу. И как минимум при деструктивной критике вы многое узнаете о самом критике. Возможно некоторая информация вам может пригодиться или позволит его понять.

Благодаря данному виду критики вы можете развить в себе терпимость, толерантность к другим людям, их недостаткам, комплексам. Постарайтесь не принимать данную критику на своей счет, представьте, что вы внутренне как бы отодвинулись от нее, она не имеет никакого отношения к вам.

Постарайтесь понять человека почему он начал критиковать, чего ему не хватает в жизни, от чего он так несчастен. Мысленно посочувствуйте ему.

Если вы не можете понять деструктивная это критика или конструктивная, то представьте, что вы смотрите на себя, свои поступки или результат своего труда со стороны, и попробуйте «примерить» все то, что говорит критик. Что видите? Это соответствует, вы увидели что-то новое, узнали то, чего ранее не знали? Или же это беспочвенные обвинения?

Также стоит учитывать, что если вы создали что-то, то это рассчитано на определенную аудиторию, и не все это поймут и тем более примут, и соответственно будет критика со стороны людей, не принадлежащих на рассчитанную аудиторию в таком случае, если вы хотите расширить границы своей аудитории, то пересмотрите свое творении и соответственно усложните или упростите. Как в прочем, не все ваши жизненные ценности, взгляды, а значит и дела будут приниматься всеми людьми, а только теми, кто их разделяет. И в данном случае задайте себе вопрос стоит ли тогда принимать критику людей, которые вас не понимают и при всем желании даже не смогут понять, поскольку живут совершенно другими ценностями, взглядами, целями? И критика в данном случае вызвана только тем, что вы отличаетесь от них, не такой как они, живете не так, как они. Поэтому при данных обстоятельствах критика может быть как конструктивной: в случае если вы недовольны качеством своей жизни, а критик видится более счастливым, то есть смысл прислушаться и что-то изменить в самом себе или в своей жизни. Так и деструктивной, если вы довольны своей жизнью, вы воспринимаете свою жизнь и окружающих позитивно, то данная критика вас не касается, а говорит только о неумении критика понимать, принимать, учится, развиваться, о его некоторой ограниченности.

Поэтому не бойтесь критику какой бы она не была, а принимайте ее с благодарностью.

То же самое касается и самокритики. Она может быть как конструктивной, то есть позволяющей человеку увидеть себя, свои поступки, следствие своих поступков, продукт своего творчества и т. д.

объективно, со стороны, найти ошибки, если они были, то сделать выводы, исправить или усовершенствовать то, что есть, или же наоборот, оценить свой успех и закрепить его.

При конструктивной самокритике человек не испытывает к себе негативных эмоций, он контактирует факт наличия ошибки: например, он не правильно на что-то среагировал и его реакция повлекла те или иные последствия.

Его цель найти причину своей ошибки, понять ее, далее сделать выводы, научится чему-то новому. Простить себя за ошибку. И уже в будущем при подобных обстоятельствах уже не повторять данную ошибку, реагировать по другому. То есть конструктивная самокритика всегда ведет к самоусовершенствованию.

Деструктивная самокритика — разрушительна, человек себя занижает, обесценивает себя и свои достижения, завышает требования, ставить невыполнимые задачи. И чего бы он не добился в жизни, он всегда будет собой недоволен. Он не умеет ценить то, что у него уже есть. Склонен себя обвинять, часто чувствует вину.

Он не способен радоваться жизни, от этого несчастен и жизнь его приходит в некоторой гонке за «недостижимым» и сопровождается внутренним конфликтом. Что довольно часто приводит к депрессии или потери смысла жизни, чувству внутреннего одиночества и т. д.

Поэтому не будьте слишком требовательны к себе, оставайтесь реалистом, ставьте себе только те цели, которые вы можете достичь. И, конечно же, цените то, что имеете, благодарите себя за свои достижения. Критика хороша в меру и только если она объективна, а не переходит к самобичевание, самообвинение.

Это только вас разрушит, но никак не изменит в лучшую сторону сложившиеся обстоятельства или вас самого.

Не существует ни одного человека, который бы не подвергся критики, так стоит ли так близко все брать к сердцу? Обижаться? Злиться? Попробуйте направить критику, какой бы она не была, во благо себе.

Посмотрите на то, что критикуют со стороны, как сторонний наблюдатель, попробуйте применить услышанную критику в свой адрес, но только как конструктивный момент, а не деструктивный, то есть посмотрите как вы можете усовершенствовать результат своего труда, самого себя, увидев что-то новое в самом себе, найти новое решение возникшей ситуации, улучшить свой продукт творчества. И тогда вы не будете боятся критика, она не будет вас обижать или задевать, а будет только помогать, независимо в какой форме она была высказана и какая у нее была цель. Главное, что она вам помогла, сделала лучше, сильнее, а не разрушила. Помните, что важно именно ваше отношение к критике и ее применение на пользу себе, а не те слова, которые были произнесены.

Будьте терпимы и цените себя!

Ю. Дефуа

Источник

Источник: http://polet-dushi.ru/psixologiya/kritika-destruktivnaya-i-konstruktivnaya/

Конструктивная и деструктивная критика

Мир так устроен, что все поступки человека, образ жизни непрерывно оцениваются окружающими и не всегда эта оценка положительная. Отрицательное мнение о чьих-либо поступках называется критикой.

Рано или поздно обязательно любой из нас подвергается осуждению. Причём, чем сильнее позиция критикуемой личности, чем ярче и оригинальней её путь, тем больше негатива он слышит в свой адрес.

Как реагировать на отрицательную оценку окружающих? Стоит ли прислушиваться к мнению людей, которые не разделяют наши взгляды на жизнь?

Польза и вред критики

Как отзовётся критика на поведении человека, зависит от его отношения к ней: в одних случаях она принесёт пользу, а в другой раз нанесёт непоправимый вред. Люди встречаются адекватные и не очень.

С кого-то всё как с гуся вода: критиковать бесполезно, другому хватает намёка, чтоб расстроиться. Критика тоже может быть разной, в зависимости от того, как она влияет на человека, какой носит посыл.

Если поведение критикуемого меняется в лучшую сторону, способствует его личностному росту, не травмирует психику, то автоматически становится полезной, иначе говоря – это конструктивная критика.

Её целью является желание помочь человеку, открыть глаза на собственные недостатки, ошибки, исправить ситуацию, и имеет следующие характерные признаки:

  • Объективность, справедливость и уместность – замечания выражены конкретно по делу, с целью исправить ситуацию, а личность при этом не затрагивается;
  • Аргументированность и конкретность – приводятся факты и доказательства, на которых основывается критика;
  • Доброжелательность – когда осуждается сам поступок, а не тот, кто его совершил. Наряду с отрицательными моментами, указываются положительные стороны, тон – уважительный.

Если упрёки в адрес критикуемой жертвы подавляют человека, унижают его достоинство, выражаются в оскорбительной агрессивной форме, то такую критику называют деструктивной. Она разрушает личность, причиняет душевные страдания своей жертве, негативно отражается на репутации.

Деструктивная критика выражает чисто субъективное и негативное отношение к критикуемой персоне, нет другой цели, кроме как оскорбить личность, и имеет следующие очевидные признаки:

  • Необъективность – предвзятое отношение, основанное на личной неприязни к критикуемому, неадекватная оценка его поведения;
  • Голословность – замечания выносятся потому, что критикующий раздражён и всё ему не нравится, нет чётких аргументированных обоснований;
  • Придирчивость – цепляние к мелочам, которые никак не влияют на ход дела, а порой даже не имеют к нему никакого отношения;
  • Жестокость – замечания выговариваются в унизительной бестактной форме или сопровождаются грубыми оскорблениями в адрес обвиняемого, его чувства не принимаются в расчёт, критикующий нападает на свою жертву;
  • Переход на личности – осуждаются не поступки, а сам человек
Читайте также:  Психологические ресурсы - психология

Как реагировать на объективную критику

Объективная критика приносит пользу, мотивирует, и, если даже принимает деструктивные формы, то из неё всё равно можно извлечь выгоду.

Грамотный, психологически подготовленный человек прислушается к ней, отделив конструктивные замечания от негативных эмоций, и заострит внимание на том, что поможет ему развиваться дальше.

Благодаря такому подходу великие знаменитости сделали открытия, принесли миру огромную пользу, добились вершин и всеобщего признания.Поэтому надо помнить: воспринимая любые замечания в штыки, сложно добиться успеха в жизни.

Человек, который не умеет признавать собственные ошибки, не способен исправиться в положительную сторону. Помимо разрушающих эмоций, которые подорвут его здоровье, он рискует нажить себе несметное количество врагов, обозлиться и стать ворчливым упрямым неудачником.

Направляя все силы в русло вражды, вместо того, чтобы развиваться и совершенствоваться, личность действует себе во вред, на что и рассчитана деструктивная критика.

Учимся критиковать конструктивно

В силу обстоятельств, нам тоже приходится становиться критиками. Часто, не подумав о последствиях, мы поддаёмся отрицательным эмоциям, в приступе гнева и раздражения обижаем дорогих, близких сердцу людей. А потом, когда теряем их доверие, раскаиваемся и виним себя во всех грехах.

Как правило, жертвами нашей критики становятся собственные дети, а это опасно, поскольку формирует у них заниженную самооценку, разрушает веру в себя и калечит психику.

Эмоциональные взрывы происходят, в большинстве случаев, бесконтрольно и являются результатом нашей собственной неудовлетворённости либо объясняются неумением общаться.

Поэтому учитесь критиковать конструктивно, а для этого следуйте основным правилам:

  • критикуйте дела человека, не затрагивая его личности, например: вместо фразы «ты ни на что не годен», говорите: «работа никуда не годится», затем чётко указывайте, что именно вам не понравилось;
  • отметьте положительные стороны того, на кого обрушено обвинение, вспомните для примера свои недостатки;
  • ведите спор наедине, публичные обвинения задевает самолюбие человека, даже если они справедливые;
  • акцентируйте внимание на главных недостатках, не придираясь к мелочам;
  • подскажите варианты решения задачи, возможно, ваш оппонент просто не знает, как исправить ситуацию;
  • контролируйте собственные эмоции, сохраняя уважительный тон.

Проявляя снисходительность к людям, делая уместные справедливые замечания в доброжелательной форме, мы помогаем им увидеть себя со стороны, способствуем их совершенствованию.

Источник: https://sunmag.me/sovety/22-03-2014-konstruktivnaya-i-destruktivnaya-kritika.html

Ложная, необоснованная и деструктивная критика

В предыдущей статье рассмотрев вопрос «Как реагировать на конструктивную критику», мной умышленно был опущен другой не мало важный вопрос «Как отличитьложную и деструктивную критику, от конструктивной». Это тема отдельной статьи.Итак.

Деструктивная критика это критика, которая не идет человеку на пользу, она направлена на то, чтобы подорвать веру человека в себя, понизить его самооценку, сбить с пути, уменьшить результативность принимаемых им действий,  не дает человеку самому определиться, что ему в действительности следует делать и как поступать. Деструктивная критика это одна из форм агрессии, она отвлекает на борьбу с возникающими негативными эмоциями. Такая критика, как правило, высказывается в пренебрежительной или оскорбительной форме.

Испытывая необоснованную и ложную критику, человек начинает злиться и обороняться, начинает чувствовать себя некомпетентным и неполноценным, совершает ошибки, а в итоги может и вовсе отказаться от задуманного.

Когда нас критикуют безосновательно, стоит относиться к этому равнодушно, сохраняя достоинство. Оставайтесь отстраненными и безмолвными, ложная критика не заслуживает большого внимания. Конечно, это не всегда просто, ведь деструктивная критика почти всегда эмоционально содержательна, но дабы не идти на поводу у критикана, следует научиться быть сдержанней и умнее.

Причин ложной, необоснованной и деструктивной критики может быть несколько:

  • Во-первых, это может быть манипулятивное воздействие, то есть человек, намерено преследуя какие-то личные интересы, пытается сбить вас с толку (хорошо, если вы знаете, как защититься от манипуляций).
  • Во-вторых, часто причиной критики и обесценивания наших успехов бывает обычная человеческая зависть, месть или попросту негативное отношение. Умение игнорировать слова и мнения людей стремящихся вас принизить, и не принимать это близко к сердцу — это важная составляющая успеха и карьерного роста.
  • В-третьих, человек чего-то незнающий или непонимающий может ошибаться в своих суждениях.  И в таком случае, в зависимости от ситуации, вы можете или аргументировано объяснить, что он неправ или оставить замечание без внимания.
  • В-четвертых, часто подвергаются ложной критике люди, которые не идут за толпой, придерживаются всегда и во всем собственного мнения, не похожие на всех. Тут следует четко понимать, что ложной критика является только для вас, человек же который вас парафинит искренне уверен в своей правоте. И если вы выбрали путь, изначально зная, что он вызовет критику и непонимание, то уж придерживайтесь его и не поддавайтесь чужому влиянию.

Да мало ли какие еще могут быть причины деструктивной и демотивирующей критики (тем более основные рассмотрели), может просто на просто человек не умеет и не знает, как объясниться, главное всегда оставаться невозмутимым, не поддаваться эмоциям и помнить, что даже деструктивная и необоснованная критика может быть полезна. Многие выдающиеся и успешные люди благодаря унизительным оценкам и комментариям от определенных лиц смогли закалить свой характер, выработать иммунитет к критическим настроениям, сопровождающим их по жизни. Ложная критика сыграла немалую роль в их жизненном успехе.

Источник: https://constructorus.ru/uspex/destruktivnaya-kritika.html

Конструктивная критика: основы здоровой критики и как этому научиться

Автор: Elena

02.03.2017 в 08:17

Здравствуйте, дорогие друзья!

Критика способна не только подтолкнуть человека к мотивации, но и посеять зерна неуверенности в сердце, что чревато глубинными и неприятными процессами в жизни.

Желание указать на ошибки, под видом благих намерений, очень редко приводит к положительным изменениям в ситуации. Зачастую, люди слишком болезненно реагируют на критические замечания. Они закрываются, испытывают неудовлетворенность собой, а дальше попросту не слышат оппонента, даже если он советует дельные вещи.

Как научиться критиковать правильно? Ведь овладев таким ценным навыком, личность может более грамотно выстраивать карьеру, не переживая о том, что отношения с коллегами, да с людьми в целом, потерпят фиаско.

В сегодняшней статье мне хотелось бы рассказать вам о том, как критика может приобрести созидательное направление и добавить вам еще один скилл освоенных умений в здоровой коммуникации.

Конструктивная критика — это бесценный инструмент для воспитанного человека, имеющего в своих руках не только профессиональные аспекты, но и адекватное восприятие общения, как такового.

Любой живой человек, что начал активно внедрять свои планы и находить идеи, всегда подвержен критике. Даже озвучивание своего мнения публично или в компании людей — всегда идет рука об руку с комментариями от слушателей. И они не всегда говорят то, что вы хотите услышать.

И здесь очень важно уметь вырабатывать адекватные реакции на критику, чтобы не опустить руки, а наоборот, пойти дальше, добиваясь заслуженных высот и успеха.

На что способна критика

На самом деле, от отношения личности к критике, что под видом лавины обрушилась на его психику, действительно, зависит многое!

Да, для одних особей она может стать неким поводом для раскрытия личностного роста и потенциала, но для большинства — это настоящий дестабилизирующий действие фактор, что буквально блокирует попытки адекватно расценивать услышанные замечания в свой адрес.

Именно по этой причине, не разумная реакция на критику способна разрушить отношения не только с коллегами, где баталии являются одним из действенных способов сформировать идеальную идею, но и отношения с близкими домочадцами.

Существует не один пример того, как люди испытывали серьезные провалы и неудачные способы подать себя миру только потому, что они были избавлены критики. И также, не один пример есть того, как особи панически избегали успешных проектов, по причине ожидания шквала замечаний, а поэтому, так и не брались за дело.

Думаю, для того, что выстроить оптимальный защитный слой на критику, необходимо разобраться в ее видах, тем самым понимая суть зарождения реакций на сказанное.

Критика конструктивная

Критика конструктивного типа прежде всего направлена на помощь человеку. Вы озвучиваете свое искреннее мнение для того, чтобы дать качественную оценку действиям, пути мышления и позиции, чтобы принести пользу, а не возвысить себя над особью.

Зачастую, этот вид критики выражается с помощью конкретного, объективного анализа или в форме ненавязчивых советов. Это могут быть рекомендации, примеры из личной жизни или даже основы вашего колоссального опыта.

Но по каким признакам или намекам можно с точностью определить, как вас критикуют?

Признаки наличия в диалоге «здоровой» критики

1. Объективность подачи

В таком случае, критикующий вас человек непременно избежит подчеркивания своей правоты и доказывания правдивости собственных умозаключений. То бишь, он не станет претендовать на истинное трактование советов, мыслей и убеждений, постоянно ссылаясь только на свое мнение.

2. Конкретика

Критикующий человек, выбравший тактику конструктива, избежит формулировки «Все плохо!». Он укажет вам на детали или пункты, что вызывают у него замешательство, неуверенность или сомнение.

3. Четкие аргументы

Критика обязана обосновываться на аргументах. Иначе — это банальное оспаривание чужой идеи без конкретной цели. Вот не нравится, и все тут! Поэтому, конкретика в фактах должна быть основой построения комментариев.

4. Профессионализм

Критик должен ссылаться на имеющиеся знания в вопросе дела, подтверждать ее личными примерами из жизни, опытом в профессии или вопросе, который подлежит оговариванию.

5. Отсутствие перехода на личности!

В этом виде критики акцент сделан не на личности, а на ее действиях, ходе мыслей и убеждениях. Человек демонстрирует уважение к теме, выводам и проведенной работе.

6. Положительные аспекты

Указание на успешные моменты, умозаключения и выводы, являет под собой фундамент конструктивной манеры критиковать.

7. Альтернатива

Правильно критикующий человек, всегда поможет с советом, если опровергает уже имеющиеся предложения. То бишь, если вы говорите «Нет», вам нужно обязательно предложить свою версию решения вопроса или смириться с имеющимся, стараясь найти в нем и положительные стороны.

Деструктивная критика и причины

Деструктивная критика — это пустое выражение негативно настроенного мнения без явной миссии или даже с корыстными целями. В этом виде критики личность настолько не желает оппоненту помочь, что сводит все содержание болтовни, к указанию на оплошности и тупость. Но из-за чего это происходит и каковы основные причины?

  • Желание манипулировать человеком и использовать его действия в своих целях;
  • поиск недостатков может быть вызван приступами зависти к успешному начинанию;
  • упование процессом, что означает стремление подчеркнуть свою значимость и возвыситься в глазах собеседника;
  • желание самоутвердиться за счет другого, почувствовать себя экспертом в вопросе;
  • эгоизм, упертость и неуважительное отношение к людям;
  • поводом для деструктива выступает отличие идеи индивидуума от остальных предложений, что могли выдвигать массы.

Важно уметь правильно реагировать на все виды критики, чтобы совершенствоваться и идти дальше по жизни с высоко поднятой головой!

Правильная реакция

  • Поддерживайте свою самооценку положительными аффирмациями и не теряйтесь;
  • обязательно отделите собственные эмоции на сказанное от советов и рекомендаций;
  • найдите способ поверить в себя;
  • обдумайте свой ответ, прежде чем отреагировать на деструктивную критику, старайтесь не попасться в ловушку и контролировать эмоциональный накал. Помните о том, что провокатору нужно, что бы вы выпали из равновесия;
  • если все люди критикуют одно и то же, но разными способами, то задумайтесь об этом и не принимайте близко к сердцу высказывания;
  • соблюдайте спокойствие, используйте рациональное мышление и улыбайтесь, это всегда обезоруживает!

На этом точка!

Источник: http://elenarou.ru/kak-nauchitsya-delat-konstruktivnuyu-kritiku-i-samosovershenstvovatsya.html

Критика

Конструктивная критика — это конкретное предложение по улучшению то, что уже есть с чётким описанием недостатков критикуемого предмета и возможных их исправлений При конструктивной критике оценка замечаемых поступков не задевает самолюбия адресата, мотивирует его к исправлению.

Деструктивная критика — это разрушающие действия. Суть деструктивной критики заключается в демонстрации критикующим своего превосходства, возможно, своей власти над тем, на кого его критика направлена.

В зависимости от различных обстоятельств, критика проявляется по-разному. Рассмотрим, как проявляется критика на примере неплохого, в общем-то, работника Иванова, который вдруг допустил в своём отчёте ошибку, приведшую к неверному результату. Так, критика начальника в его адрес может быть следующая:

Конструктивная по форме и по содержанию. Иванов, будьте, пожалуйста, более внимательны в вашем отчёте ошибка, придется всё переделать.

Конструктивная по содержанию, но деструктивная по форме. Иванов, вы невнимательный бездельник сделали ошибку в своем отчете. Переделывайте всё!

Конструктивная по форме, но деструктивная по содержанию. Иванов, будьте, пожалуйста, более внимательны часто ошибаетесь. Придется всё переделать.

Деструктивная и по форме, и по содержанию. Иванов, вы бездельник постоянно ляпаете ошибки. Переделывайте всё!

На этом примере видно, что от критики может быть как польза, так и вред, поэтому очень важно учитывать эти факты. Можно критиковать обоснованно, но важно, как это делается, обижают ли при этом чувства другого человека или наоборот, ему дают поддержку и знания, как стать лучше.

Читайте также:  Амели с монмартра - психология

Вывод напрашивается сам собой: вовремя выслушать конструктивную критику, принять меры и избавиться от выявленных недостатков поможет в будущем избежать неприятной и непродуктивной деструктивной критики!

РУГАНЬ В АДРЕС ОППОНЕНТА, спор вокруг его ЛИЧНЫХ качеств – мусор в науке; в нём теряются зёрна ОБЪЕКТИВНОЙ истины.
«Разгерметизация» гл.5, §8 «Троцкизм-“ленинизм” берёт “власть”», с.

76О восприятии деструктивной критики:Почти во всяком мнении, субъективном по содержанию, предупреждающем личную обиду либо цинично оскорбительном по форме, есть что-то содержательное от объективной истины; возможно, что это – новое ЗНАНИЕ либо ключи к нему.

Они не должны быть потеряны только из-за того, что форма их представления не устраивает по СУБЪЕКТИВНЫМ причинам оппонента, с которым ведётся спор.

«Разгерметизация» гл.5, §8 «Троцкизм-“ленинизм” берёт “власть”», с.81

…обратимся к вопросу о критике реально полезной и критике мнимой — всегда разрушительной.

Начнём с широко известного мнения: «“базар” надо фильтровать». Если это делать, то получится критика и самокритика в следующем смысле: критика — проект созидания будущего. Если “базар” не фильтровать, но называть его «критикой», то вседозволенность в ругани, вымыслах, домыслах и сплетнях распространит разлад и не даст объединиться людям ни в одном деле, требующем коллективного труда.

Ан. записка «О задачах на будущее Концептуальной партии “Единение” и безпартийных приверженцев Концепции общественной безопасности»

Источник: http://soberview.org/study/dict/kritika.html

Конструктивная критика: правила и методы, техника применения

Критика – явление неоднозначное. Кого-то она сильно задевает, а для другого становится хорошим стимулом двигаться вперед и развиваться. Кто-то опускает руки, услышав критические фразы в адрес того, что он делает или думает.

И, возможно, очень интересная идея так и остается нереализованной. А кто-то вообще не обращает на критику никакого внимания, продолжая упорно двигаться по выбранному пути.

В некоторых случаях это приносит успех, в иных – полную неудачу.

СОДЕРЖАНИЕ

  • Полезный конструктив
  • Неконструктивная критика
  • Учимся критиковать

Все мы реагируем на критику по-разному. Всем нам в тот или иной момент жизни приходится сталкиваться с ней. И наше отношение к критике, как правило, не меняется на протяжении жизни.

Значит ли это, что тот, кто в детстве научился болезненно принимать критику, так и будет вынужден страдать от этого своего свойства до конца дней? Вовсе нет, утверждают психологи.

Если разобраться в том, какая критика – конструктивная, а какая называется неконструктивной, а также научиться реагировать на это адекватно, можно обернуть желание других людей критиковать ваши действия себе на пользу. Особенно актуально такое умение на работе, ведь в процессе совместных действий то и дело приходится выслушивать замечания руководства.

Полезный конструктив

Главный признак критики конструктивной – явное желание того, кто подвергает сомнению разумность ваших мыслей или действий, вам помочь. То есть его слова призваны способствовать вашему успешному решению какой-то задачи.

Такое становится возможным при наличии нескольких важных составляющих. Во-первых, критикующий должен быть сам экспертом в той области, в которой решил давать вам советы. Возможно, это руководитель, который имеет большой опыт.

И он вполне способен дать дельные рекомендации для сотрудника. Если речь идет не о работе, то у критикующего должен быть свой личный опыт в той теме, по которой он решил вас покритиковать.

Иначе все это – пустые разговоры и деструктивная критика.

Во-вторых, хотя никто из нас не может быть полностью объективным, все-таки стоит постараться максимально нейтрально отнестись к ситуации. Только тогда удастся посмотреть на нее полнее. Соответственно, мнение будет высказано с наибольшей пользой.

В-третьих, у конструктивной критики всегда есть конкретика. То есть ваши слова, мысли и действия оцениваются не в общем, не на основании эмоций, а по конкретным моментам, фактам, результатам.

В-четвертых, важно, чтобы критикующий мог привести четкие и весомые аргументы, примеры в пользу своего мнения.

В-пятых, не должно быть никаких оценок вас как личности. Критикуется только то, что вы сделали или сказали. Ваш характер, внешность, манера поведения здесь ни при чем.

Правила конструктивной критики также подразумевают, что критикующий непременно подмечает позитивные стороны ваших действий, слов или идей. Это важно, поскольку ни в одной мысли или деле не может быть все «плохо». Тот, кого критикуют, чувствует, что он сделал что-то верно. Это воодушевляет и помогает спокойно принять остальное.

Неконструктивная критика

Это прямая противоположность. Ее главный «симптом» — отсутствие конкретики и слишком много эмоций.

Как правило, автор такой критики сам точно не понимает, о чем говорит. Возможно, он компетентен в вопросе, однако средства выражения своего мнения у него оставляют желать лучшего.

В результате на вас выливается поток трудно систематизируемой информации, из которой обычно удается вынести только одно: вы неправы, но вот почему именно говорящий так думает — остается загадкой.

  1. Переход на личности – большая ошибка в процессе критики. Как правило, это прямое доказательство некомпетентности говорящего. А также свидетельство его неуверенности в себе. В этой ситуации «лучший» метод для неграмотного критикана напасть на оппонента, в переносном смысле слова, конечно.
  2. Иногда люди, в том числе мы сами, вовлекаясь в процесс эмоционально, просто не в состоянии аргументировать свою позицию. Такие методы не работают. Получается голословная критика, которая не дает ожидаемого эффекта.
  3. Критикующий начинает цепляться к словам, вместо того, чтобы смотреть в суть.

Если объектом неконструктивной критики становится очень чувствительный человек, он может просто перестать вообще что-то делать. А если речь идет о личных отношениях, то вполне способен просто развернуться и уйти. Вот почему критика не должна быть деструктивной.

Учимся критиковать

Все это – повод задуматься о том, как вы сами критикуете других людей. И научиться делать это грамотно. Ведь критика – это тоже своеобразное искусство, техника.

А если вы понимаете, что в ваш адрес направлена явно неконструктивная критика, как быть?

  • Не стоит начинать сомневаться в себе. Ваша самооценка – вовсе не вещь, которой можно манипулировать в зависимости от чьего-то настроения.
  • Стоит прислушаться: вдруг в потоке несвязных предложений есть разумное зерно?
  • Есть смысл подумать, почему это произошло и вы стали объектом неконструктивной критики.
  • Важно сохранять эмоциональную отстраненность. Критикующий нередко стремится втянуть вас в эмоции. Здесь легко самому последовать его примеру и начать изливать на оппонента совсем не то, что нужно. Тут и до серьезного конфликта недалеко
  • Можно выслушать все, а потом дать себе время подумать – не отвечать сразу.

Что касается конструктивной критики, то она может быть очень полезной. Просто научитесь отделять слова о ваших действиях и идеях от себя самого. И тогда у вас появятся хорошие инструменты для роста. Вы даже сможете поблагодарить того, кто вас раскритиковал. В этом заключается польза такой критики.

Источник: http://YaPsiholog.ru/tehnika-i-metody-konstruktivnoj-kritiki/

Конструктивная критика

Конструктивная критика — это критика, после которой становится ясно, как исправить ошибку и не допустить похожую в будущем.

Но часто ли нам приходится сталкиваться с трезвомыслящим мнением окружающих по поводу нашей деятельности? Можно пересчитать на пальцах, сколько раз нас критиковали по делу и удивиться, что в большинстве случаев именно неконструктивной критикой нам отбивали желание работать и совершенствоваться.

Чтобы научиться принимать любую критику, нужно, прежде всего, самим правильно определять границы разумного вмешательства в чужие дела и пространство души.

Существуют определенные правила конструктивной критики, которые нужно всегда учитывать, оказавшись в определенной ситуации, требующей критики.

Для начала стоит выяснить, как самому реагировать на критику. Принять критику спокойно и уравновешено — это большое искусство. Помните, что наличие критики намного лучше, чем ее отсутствие. Если вас не критикуют — значит вы никому не интересны.

Хотя, бывают случаи, что вас просто боятся критиковать, после того, как вы от очередного не особо желанного разговора в ваш адрес взяли отпуск и ушли лечить депрессию. Так нельзя, потому что критика способна не только указать вам на ошибки и исправить их, но и подсказать новые направления решения проблемы.

Если вас критикуют — значит в ваши способности верят и желают, чтобы вы совершенствовались. Необходимо благодарить человека за любую критику. Во-первых, это будет характеризовать вас как человека воспитанного и благоразумного.

Во-вторых — у вас будет возможность на спокойных тонах выяснить, конструктивно ли человек подошел к вашей проблеме и уверен ли он на 100% в своей правоте. Если нет — не стоит говорить: «Я так и знал, это всего лишь твоя субъективная оценка».

Иногда субъективная оценка хоть и не совершенна, но способна указать на такие минусы, которые бы не заметили даже люди, оценивающие объективно. Если же вы признаете критику — значит вы принимаете на себя ответственность исправить свои недостатки. Отнеситесь к этому серьезно и посмотрите на себя со стороны.

Пока вы смотрите на себя со стороны, представьте, как бы выглядели вы в ситуации, которая требует от вас критики. А поступать нужно очень терпеливо и спокойно. Ориентируйтесь на поведение человека, критикующего вас, и подумайте, в чем он допускает ошибку и в чем не ошиблись бы вы. Самое время запомнить некоторые правила конструктивной критики.

Никогда не навязывайте свое мнение. Умейте слушать собеседника и не перебивайте его своими, на ваш взгляд, 100%-но правильными доказательствами правоты.

Всегда ведите разговор в доброжелательном тоне. Даже если вам неприятен собеседник — вы не имеете права относиться к нему предвзято и язвить при первой же удобной возможности.

Если вам предстоит критиковать человека, начните с похвалы.

Это всегда внушает надежду на то, что все не так плохо и все можно исправить, но обязательно стоит сказать: «Сегодня, увы, не получилось».

Человек, которого критикуют, должен получить равномерное количество и похвалы и неприятной критики. Это похоже на процедуру перекрывания оценки «3» оценкой «5», чтобы вывести за четверть «4».

Если вы критикуете дело — ни в коем случае не переходите на личности и не смейте в насмешливой форме оценивать поступки человека и его оправдания.

Критика — это не повод унизить человека и сделать его самооценку ниже нуля.

Если вы мудрый человек — вы сделаете так, что ваш оппонент не только исправит ошибку, на которую вы указали, но и с большим рвением начнет исполнять свою работу, показывая потрясающие результаты.

Употребляйте фразы, которые способны мотивировать человека к уверенности в себе. Не бойтесь говорить, например: «У меня были ранее точно такие же проблемы. Но со временем вы привыкнете и все будет стабильно и хорошо.

А пока нужно внимательно поработать над собой». Не стоит говорить человеку: «Как же так? Ведь я на вас рассчитывал!». Это напрочь убивает веру в себя.

Будьте деликатны, не позволяйте себе никаких грубостей, но и не умалчивайте, если выполненная работа вас не устраивает.

Конструктивная критика — это проявление мудрости человека, который желает выполнить или получить максимально эффективную работу.

Если вы, к примеру, работодатель — от конструктивности вашей критики зависит настроение работников и успех вашего предприятия.

Если вы связаны с другим поприщем идей и их реализации, помните, что конструктивная критика повышает не только работоспособность, но и самооценку, чтобы в дальнейшем определенная работа максимально эффективно выполнялась сильным и уверенным в себе человеком.

Источник: http://strana-sovetov.com/psychology/6329-konstruktivnaya-kritika.html

Конструктивная критика: определение и принципы использования

Рады вас приветствовать, уважаемые читатели блога! Конструктивная критика – это умение сделать замечание таким образом, чтобы человек понял свою ошибку, но не обиделся при этом и захотел её исправить.

Конечно, очень много зависит именно от того, как её ваш собеседник воспримет, но сегодня мы изучим приёмы и основные правила, с помощью которых вы окажетесь лояльной, продвигающей, но при этом правдивой и добивающейся своего личностью.

Чтобы было понятнее, что такое конструктивная критика, хочу привести жизненные примеры, которые укажут на разницу между обесцениванием и желанием продвинуть.

Она ведь, по факту нужна нам для того, чтобы сделать кого-то лучше или решить какую-то проблему. Допустим, вы отлично плаваете разными стилями и решили научить сына.

Так вот, указывая на его ошибки, вы ведь стремитесь к тому, чтобы он осознал, что делает не так, и исправился, став отличным пловцом?

При деструктивности вы бы просто поднимали себе самооценку за его счёт, каждый раз напоминая, что плаваете намного круче. Или бы жаловались, как долго обучались, как страшно, сложно и больно было, желая таким корявым способом получить признание.

Выпускали бы пар, крича при каждой неудаче, что он бездарность и что даже маленькие дети лучше понимают, что надо делать.

В общем, обязательно перед диалогом спросите себя, что именно вы хотите получить благодаря своим замечаниям? Зачем вам это?

Если действительно, просто хочется разрядки или получить «мнимое уважение» — не стоит затевать разговор, попробуйте поискать другие способы удовлетворения своих потребностей. Человек на подсознательном уровне чувствует искренность порывов, поэтому будьте аккуратны, чтобы не навредить и не спровоцировать конфликт.

Правила и техники

Условия

  • Ограничьте количество участников и наблюдателей, ваше общение должно происходить в камерной обстановке. Иначе, даже если вы будете очень тактичны и стопроцентно правы, его самолюбие может быть затронуто, вдруг невольным свидетелем окажется его конкурент или сотрудница, которую он решил завоевать?
  • Говорите прямо и по делу, что значит, никогда не используйте других людей в качестве посредников, а также не припоминайте прошлые ошибки. За прошлое он уже не в состоянии ответить, так как некоторые нюансы подзабыты, да и изменить его также не в силах. Когда происходит обобщение, это вызывает массу агрессии, ведь каждый человек со здоровой психикой будет защищать себя, а вот если будете говорить по факту, то и вам будет проще разобраться в ситуации, чтобы не «включиться» раздражением из-за утрирования и не устроить конфликт.
  • Прежде чем заговорить, подумайте о том, как именно вы хотите выразиться. И если заметите обвинительные, обесценивающие или просто оценивающие фразы – без сожалений выбросьте из монолога. Например, сказав: «Ну что ты как безрукий…», «Опять напортачил» и подобное – не надейтесь, что удастся добиться конструктивного диалога, вас или будут недолюбливать, или бояться.

Как вести себя

  • Будьте эмпатичны, то есть проявите сочувствие и уважение к мыслям другого человека. Попробуйте для начала понять, почему он так сделал, узнайте, какие идеи, порывы и принципы двигали им в этот момент. Дав возможность высказаться и объяснить свою точку зрения – вы получите уважение, и, возможно, расширите свои границы понимания ситуации, а это поможет уже в личном продвижении и развитии. Если его мнение кажется нелепым и совсем нелогичным – будьте тактичны и не отвергайте его резко, мягко настаивая на том, чтобы всё-таки, он сделал по-вашему.
  • Очень важна интонация и мимика, иначе даже комплимент можно будет расценить как сарказм. Не забывайте улыбаться и вести себя расслабленно, это настроит на спокойную волну взаимовыгодных обсуждений. Посмотрите статью про невербальное общение.
  • Если вы очень расстроены или злы в этот момент, для начала успокойтесь и возьмите себя в руки, иначе вы рискуете перейти к оскорблениям или обесцениванию, а это уже деструктивная критика. Воспользуйтесь рекомендациями из статьи «Основы дыхательных техник для успокоения и снятия стресса», после чего начинайте формулировать замечания.
  • Постарайтесь удержаться от навязчивости, то есть не стоит считать своё мнение единственно верным, переубеждая склоняться к нему. Будьте мягкими, попросив прислушаться к вашим рекомендациям, чтобы посмотреть, удастся ли добиться изменений.
  • Если окажется, что просчитались в чём-то вы, обязательно извинитесь, этот поступок будет достоин уважения и покажет окружающим, что оступаются все, и что важнее умение выходить из неловкой ситуации и исправлять её, чем посягать на совершенство, получив звание человека, который всегда прав, чего не может быть в реальности.
  • Давайте возможность человеку подумать и присвоить замечание, то есть не требуйте сиюминутного исправления, иначе он может воспринять как давление на него, и соответственно, отреагировать агрессией с целью самозащиты.

Влияние

  • Существуют интересные приемы манипуляции, с помощью которых вы не только выскажете своё мнение, но и измените ситуацию, при этом получив расположение. Интересно? А тут всё просто, начать необходимо именно с достоинств подчинённого или близкого человека, признания его квалификации или способностей. После этого невзначай добавьте, что очень нравится его работа, только вот, по вашему мнению, необходимо немного чего-то добавить, или наоборот, убрать. После чего поинтересуйтесь, как он считает, может, ему тоже кажется, что, внеся изменения, его труд станет более совершенным и оправданным?
  • Поддержка творит чудеса, поэтому, если заметите, что подчинённый или знакомый расстроился, обнаружив ошибку, обязательно его подбодрите, подсказав, как можно исправиться.
  • Поинтересуйтесь, какие есть у него идеи по поводу выхода из неудачной ситуации. Таким образом, вы не унизите его достоинство, а наоборот, покажете, что доверяете ему и предоставляете возможность самостоятельно исправить недочёты.
  • Посмотрите статью «Как аргументировать и доказать правоту своего мнения любому человеку?», там изложены техники, которые окажутся полезными, если начнётся словесная перепалка и вся конструктивность замечаний будет под угрозой.
  • Поделитесь собственным опытом, то есть расскажите о своих промахах, переживаниях по их поводу. Это покажет подчинённому, что вы не стремитесь в данный момент показать своё доминирование и самоутвердиться, а действительно хотите помочь.
  • Никогда ни при каких условиях не переходите на личности, иначе вы рискуете испортить отношения и посеять комплексы у собеседника. Ведь даже детям говорят об их поведении, а не характере, к примеру: «Ты очень хороший, просто твоё поведение было сегодня плохим». Банально, но малыш уже слышит, что не он неправильный сам по себе, а только какой-то его поступок, который возможно исправить, в отличие от темперамента и прочее.
  • Никакие правила не помогут, если вы хотите раскритиковать те вещи, которые не подлежат изменениям. Поэтому, если вам неприятен голос собеседника, нет никого смысла ему об этом говорить. Лучше поработайте над тем, почему такое к нему отношение и как его изменить.

Обратная сторона

Чем больше ответственности, тем больше обязательств и власти. Поэтому, если вам сделали замечание по работе – это значит, что она ценна.

Допустим, к вам никогда не было бы претензий, никто бы не обращал внимания на ваши труды и знания, как бы вы себя ощущали? На каком уровне была бы ваша самооценка? Человек не может развиваться и совершенствоваться только на похвале, иначе его восприятие окружающего мира будет искажено.

Поэтому старайтесь придерживать амбиции, если вам хотят помочь, указывая на недочёты, воспринимайте каждую ошибку как зону ближайшего развития, над которой надо поработать, чтобы стать совершеннее и опытнее. Удержитесь от оправданий, они совсем не помогут, лучше как можно быстрее приступите к исправлению ситуации.

Заключение

А на сегодня всё, уважаемые читатели! Мы на ошибках учимся и приобретаем опыт, поэтому будьте терпеливы как к себе, так и к окружающим. Успехов вам и свершений!
Материал подготовила Журавина Алина.

Источник: http://qvilon.ru/psihologiya/konstruktivnaya-kritika.html

Как реагировать на конструктивную и деструктивную критику в свой адрес?

Люди, как правило, болезненно реагируют на критику, считая её оскорбительной и унижающей достоинство формой общения.

А между тем оценочные суждения, в том числе и негативные, помогают взглянуть на себя глазами окружающих, а значит, объективнее относится к своему внешнему виду, внутреннему содержанию, поведению, достижениям.

Так как правильно реагировать на критику? И в каких случаях она полезна, а когда вредна?

Формы и виды

Критикой называют оценочные суждения, целью которых является выявление противоречий и ошибок в деятельности, а также выражение личного отношения. По форме она бывает прямой и косвенной, короткой и развёрнутой, скрытой и открытой, разгромной и поддерживающей.

Критика может звучать как аналогия, надежда, озабоченность, похвала, сожаление, сопереживание или упрёк. Иногда она принимает форму вызова, замечания, иронии, намёка, предупреждения, смягчения или укоризны.

Оценочные суждения могут преподноситься в виде обиды, окрика, опасения, покровительства, совета, требования или угрозы.

Согласно британскому психотерапевту и коучу Марку Макгиннессу, существует четыре вида критики:

  • Деструктивная оценка – мнение, выраженное в неправильной форме и/или некомпетентным лицом.
  • Конструктивное суждение – позитивный или негативный, но обязательно полезный для критикуемого человека отзыв о его работе или достижениях.
  • Личные выпады – оскорбительные замечания в чей-то адрес, произнесённые по невежеству, предубеждению или со злым умыслом.
  • Обратная связь – обсуждение показателей работы, направленное на повышение осознанности и улучшение результатов.

Как распознать, какая критика – конструктивная или деструктивная? Сделать это несложно. В первом случае критик настаивает на том, что выражает свои субъективные суждения.

Он намеренно детализирует оценочные фразы, приводя примеры, поясняя, какими критериями он пользовался. Такой критик акцентирует внимание на существенных аспектах деятельности критикуемого.

Он допускает возможность альтернативной точки зрения.

Деструктивная критика, как правило, необъективна, голословна и туманна. Её признаками служат: чёрно-белые суждения, общие формулировки, отсутствие конкретных примеров, использование неуместных критериев. Критикан считает себя носителем истины в последней инстанции. Он придирается к мелочам, агрессивен, груб, неуважителен по отношению к оппоненту.

Способы реагирования

Как реагировать на критику, зависит от её формы. Прозвучавшая негативная, но справедливая оценка – повод серьёзно задуматься над своими просчётами и попытаться их устранить.

Воспринимать конструктивную критику следует спокойно и благодарно.

Более того, коллег, способных по существу анализировать вашу деятельность и уважительно выражать свои мысли, следует придерживаться и морально поощрять, ведь они играют роль своеобразного зеркала.

Когда конструктивная критика исходит от начальника, также не стоит впадать в депрессию и отчаяние.

Вряд ли опытный руководитель тратил бы время и силы на анализ деятельности бесполезного подчинённого: проще было бы перепоручить выполнение задания кому-то другому.

Если же начальник спокойно и подробно указывает на ошибки, он видит в работнике потенциал, способность самостоятельно устранять огрехи. В таком случае критику следует воспринимать как проявление высокого доверия, которое нужно оправдать.

Как адекватно реагировать на деструктивные суждения в свой адрес? Если высказанные замечания прозвучали малопонятно, можно задать конкретизирующие вопросы.

Это даст возможность снизить градус напряжения и перевести разговор в мирное русло. Кроме того, детализация претензий позволяет составить представление о степени осведомлённости критика.

Если замечания делает некомпетентное лицо, обсуждать что-либо вообще бессмысленно.

К личным нападкам следует относиться равнодушно. Если критика сопровождается оскорблениями, её можно проигнорировать или высмеять, а вот уподобляться обидчику, отвечая на грубость грубостью, не стоит. Дела обстоят хуже, когда агрессия исходит от начальника. В таком случае стоит честно ответить себе на вопрос: сможете ли вы спокойно трудиться под руководством самодура?

Восемь правил, помогающих реагировать правильно

Адекватно реагировать на критику в свой адрес работнику мешают эмоции – раздражение, обида и гнев. Подобные чувства – плохие советчики, делающие человека уязвимым, а подчас и смешным.

Чтобы в пылу гнева не наговорить лишнего, можно мысленно сосчитать до десяти или сделать пару глубоких вдохов-выдохов животом. Вернуть душевное равновесие помогает также воображение.

Достаточно представить собеседника-обидчика в разноцветном парике и с клоунским носом, как всякое желание реагировать на него злобно пропадёт.

Воспринимать критику на работе адекватно помогут и следующие восемь правил:

  1. Чтобы понять, насколько объективны суждения, стоит задуматься о мотивах, побуждающих этого человека критиковать.
  2. Чтобы достойно ответить критику, надо вначале внимательно выслушать оппонента, не перебивая и не придумывая что-то от себя.
  3. Успех приходит к тому, кто не спорит с чужим впечатлением, а прислушивается к нему.
  4. Полемизируя, говорить нужно спокойно, обоснованно, максимально лаконично, без личных выпадов.
  5. Отвечая критику, не нужно извиняться, оправдываться, разговаривать в духе «сам ничего не понимаешь».
  6. Необходимо избавиться от убеждения, что всё должно получаться с первого раза. Именно перфекционисты болезненнее всех воспринимают критику.
  7. Не надо ввязываться в бессмысленные споры.
  8. Критику следует воспринимать как шанс стать лучше.

В большинстве случаев людей делают несчастными не слова, сказанные кем-то, а проснувшееся под их влиянием самоедство. Самый суровый и невыносимый критик сидит в голове. Это он связывает по рукам неуверенностью и зацикленностью на провалах.

Как бороться со своей критикой? Лучшее, что можно сделать, – перестать погружаться в глупые размышления. Отвлечься от негативных мыслей поможет прогулка. На работе можно сосредоточиться на каком-то другом, захватывающем, виде деятельности.

Чтобы подбодрить своё Я и свой настрой стоит вспомнить о личных достижениях, тех хвалебных словах, которые когда-либо говорили коллеги.

Чем обратная связь продуктивнее обычной критики?

В деловых коммуникациях общепринятая критика не всегда эффективна, так как она не подразумевает полноценного информационного обмена между сторонами. Адекватно общаться с коллегами или подчинёнными позволяет обратная связь.

В данном случае руководитель, формулируя послание работнику, говорит от первого лица и по конкретной ситуации. Он избегает обобщений и огульных обвинений, предлагает возможные пути решения. Его задача «достучаться» до человека, понять, согласен он или нет.

Таким образом, метод обратной связи, в отличие от критики, не вызывает у сотрудника дискомфорт, внутреннее сопротивление.

Как работнику адекватно реагировать на критические замечания такого рода? Во время разговора следует поддерживать зрительный контакт с шефом.

Своё понимание услышанного можно периодически показывать лёгкими согласительными кивками. Заинтересованность на протяжении речи нужно демонстрировать словами «да», «понял», «сделаю».

В конце желательно задать конкретизирующие вопросы, уточнить сроки внесения корректив.

Зачем нужна обратная связь?

  • Она позволяет наладить двусторонний контакт между руководителем и подчинённым.
  • Она помогает без обид воспринимать конструктивную критику, звучащую в свой адрес.
  • Она улучшает обмен информацией, способствует учению, личностно-коммуникативному росту.

  • Она развивает открытость, адаптивность, гибкость, эмпатию, толерантность.
  • Она укрепляет командный дух, формирует здоровую атмосферу в коллективе.

Впрочем, обратная связь – хоть и лучшая, но всё-таки несовершенная форма критики.

Одна из самых распространённых ошибок во время делового общения заключается в том, что собеседник приписывает свои мысли и чувства другим. Отсюда возникает недосказанность, ведущая к недопониманию и конфликтным ситуациям.

Другая крайность – когда руководитель, чтобы его лучше поняли, многократно объясняет одно и то же. В этом случае слушателю лучше не молчать из вежливости, а сказать: «Спасибо. Мне всё ясно».

Источник: https://legkopolezno.ru/rabota/effektivnost/kak-reagirovat-na-kritiku/

Ссылка на основную публикацию