Дух, душа и внутренний мир — психология

Дух и Душа

По истине святая троица. Но если с телом более не менее понятно, его уже давно разобрали на запчасти, изучили и обследовали, измерили и взвесили, то вот душу и тем более дух там так и не нашли. И путаница очень сильная, многие так и не поняли разницу между духом и душой. Но давайте разберёмся вместе.

Мы знаем (слышали, читали) что, Тот, кто всё это создал, есть Дух и Его частичка есть в каждом из нас, сотворённого из материи, но при этом по Его образу и подобию. Это аксиома, с которой просто глупо спорить.

Ибо как только дух покидает тело (костюм), человек признаётся мёртвым и от его физической оболочки избавляются.

Мы не имеем тела, отдельного от нашей души, тело — это лишь часть души, наделенная пятью чувствами

Дух есть во всём и везде, когда дерево сгорает в огне что остаётся? пепел, прах, а треск костра, который так завораживает и есть момент выхода духа из древесины. Дух фактически оживотворяет всё вокруг. Он есть в минералах, растениях, животных. Но вот именно душа нас так сильно от всех этих низших царств природы и отличает.

Она начинает формироваться, по-видимому, очень давно, наверно ещё в минеральном царстве. Какое то время она находиться в латентном состоянии, потом начинает развиваться, наполняясь опытом окружающего мира. И уже к состоянию человека она сформирована достаточно хорошо, но далеко не совершенна.

И вот находясь в состоянии человеческого царства, душа продолжает свой поистине бесконечный Путь. Она является фактической прослойкой между духом и телом.

Для духа, тело есть инструмент познания окружающего его мира. Сам дух, напрямую до определённого времени, не может управлять телом, ибо это есть конечная цель воплощения человека. Тела, в которых дух напрямую проявляется, нам известны под именами Будда, Иисус, Магомет, Серафим Саровский, и многие другие известные и ещё не меньше безызвестные святые.

Смотрите, как интересно получается. Дух, заточённый в теле действуя напрямую, уже есть конечный результат, значит, ему нужен какой-то промежуточный инструмент, начинает формироваться душа представительница сил добра. Но и у тела есть мозг — представитель сил зла (материи). Про эти две силы можете подробней почитать здесь.

Эти две силы постоянно оказывают влияние и давление.

Сила материи воздействует на мозг, заставляя человека повиноваться своей низшей природе, своим животным инстинктам, оставшимися ещё в человеке от его пребывания в животном царстве. Если кто не знает, то человек как таковой, начинает своё путешествие издалека.

Когда Он отделил от себя часть, то, что называется искрой божьей, эта частичка начала свою эволюцию, проходя по очереди все царства природы. Минеральное, растительное, животное и, наконец, становится человеком. Именно поэтому в нашем организме есть все виды и наследия этих царств.

В нас есть как минералы, так и растительность, так и животные инстинкты.

Животная природа человека в виде инстинктов заставляет человека размножаться, добывать пищу и зачастую совершать далеко не нравственные поступки. На начальном уровне развития человек большую свою часть живёт тем, что удовлетворяет свою низшую, животную природу. Это ещё называется низшим я человека.

В то время как у него есть и высшее Я, его дух. Вот именно это высшее Я и воздействует на душу, заставляя человека задумываться и совершать совершенно другие поступки. Часто можно услышать да и каждый из вас нет нет да и ощутит некую борьбу внутри себя. Это и есть борьба этих двух сил, чёрного (мозг) и белого (душа) волков.

Иногда человек чувствует, что его просто разрывает какая то сила, одна тянущая в одну сторону другая в другую. Эта борьба вечна и бесконечна, ибо это и есть сам процесс эволюции. Но если человек не в состоянии отказаться от искушений, и своей низшей природы он становится на путь инволюции.

Судьба таких людей весьма печальна и незавидна. Хотя таких и мало.

Дух для тела является фактически атомным реактором, бесперебойным поставщиком жизненной энергии. Потому что, материальная пища служит всего лишь топливом для развития клеток организма, но именно силы творческие, даются самим духом. Помните, когда вы хорошо покушаете, вам ничего уже не хочется, именно поэтому: художник должен быть голодным.

И вы также наверно не раз слышали, что про какого-то человека говорят: он духом святым питается, мол, долго может не есть. Эти все приметы и поговорки ничто иное, как олицетворение работы этих структур. Мозг также эволюционирует вместе с телом, в нём появляется интеллект, который, к слову сказать, на определённом уровне развития становится опасным.

И мозгу постоянно нужна энергия. Кто много занимается умственной деятельность прекрасно знает, что проголодаться можно во много раз быстрее, чем, если бы вы просто копали землю. Да и учёные уже знаю, что работа мозга поглощает неимоверное количество энергии.

А тут рядом такой источник! Целый атомный реактор, но как мозгу добраться к духу?! Когда между ними душа? Вот тут мозг и начинает свою зловещую игру, под названием «духовный рост».

Человек кидается во все тяжкие, куда только может, кто в церковь, кто в секту, кто в буддизм (модно ведь), кто начинает ходить на разные пикапы, курсы, тренинги самосовершенствования, духовного развития и пошло и поехало! Главное что сам мозг и нашёптывает человеку, что он уже духовно развит и держит бога за бороду. Печальное зрелище конечно, но человек и через это тоже должен пройти.

Но как же мозгу удаётся обмануть душу? Очень просто. Только тогда, когда душа ещё совсем молодая, и без жизненного опыта. Дело в том, что эволюция духа и материи не идёт параллельно, произошёл сдвиг.

Вы только посмотрите, как материя довела до совершенства тела человеческие? Какие красивые мужчины и женщины рождаются на Земле, а духовность сильно отстаёт.

Представьте себе на секундочку, каким бы стал мир, если бы при внешней красоте тела внутренняя красота души была бы такой же?! Возможно, это и было бы то совершенство, к которому все так упорно стремятся.

Вот мозг и увлёкся интеллектом и начал находить разного рода оправдания своим низменным поступкам, оправдания нарушениям законов божьих, тем самым сотворяя затычки для совести. А совесть это подступы к сердцу.

Но каждый раз, подпадая под законы справедливости, законы воздаяния, кармические законы, получая каждый раз по заслугам, толи мозгу надоедает хитрить и лукавить, толи душа становиться постарше, но так или иначе, человек перестаёт служить силам тьмы и становиться на путь света и добра.

И вот когда душа, пройдя через все мытарства материи, набравшись опыта, став мудрой, воссоединяется с самим Духом, человек и достигает уровня святости, уровня сознания Христа и Будды.

Он понимает и знает разницу между добром и злом, знает, где правда и где ложь. Урок можно считать оконченным, человеку более не надо возвращаться в класс Земля, и его душа и высшее Я идут совершенствоваться далее.

Ибо как сказано: в доме Отца Моего обителей много.

Подытожим, дух извечен, бессмертен, от Него он пришёл, к Нему он и вернётся. Душа формируется в ходе эволюции, но может и пойти в обратную сторону, тем самым погибнуть.

То есть все записи ваших жизней, воспоминания и всех воплощениях, весь опыт сотрётся, все личности сотрутся, не успев стать индивидуальностью. Есть опасность смерти души. Если в лесу срубить одно дерево или даже десяток, от этого лес не перестанет быть лесом.

Так и Он не перестанет Им быть, Он отделит от Себя ещё искру, которая начнёт весь путь эволюции с самого начала. Когда говорят о бессмертии души её просто путают с духом. Хотя количество погибших душ за отведённый промежуток времени ничтожно мал, всё равно есть риск её потерять.

И в тоже время, когда душа воссоединяется с духом, она воистину становится бессмертной. Также не стоит путать духовного человека с душевным.

«Помните, что душа всегда добра; ей может не хватать Знаний в трёх мирах, поэтому она может быть несовершенной, но зла в ней нет»

Источник: http://selfpickup.ru/dux-i-dusha/

Душа и Дух

Душа является нашей стержневой сущностью, источником жизни. Она служит внутренним навигатором в жизненном путешествии, указующим путь эволюции. Она обеспечивает нашу энергетическую жизнеспособность, вдыхает жизнь в физическое тело и помогает переживать самые мрачные времена, даруя утешение, надежду и вдохновение.

 Она наш внутренний целитель, контролирующий работу тела во время болезни.
Душа взывает к нам посредством интуиции, предлагая бесконечное множество возможностей, предостерегая о возникновении нездоровых мыслей или неверно избранном пути. В ней записана история всего, что происходило с нами на земном физическом плане — как в этой жизни, так и в прошлых воплощениях.

Душу нельзя увидеть, но можно ощутить посредством живой материи нашего тела и мыслей. Она пользуется ими обоими как средством физического выражения, давая возможность нашей духовной природе проявиться во внешнем мире.

Во многих религиозных учениях душа описана как Сердце Бога, Небесная Колесница, соединяющая нас с Источником и Вселенной, а также как средство личной эволюции и духовного развития. Главное для нее — качество жизни и отношения, которые у нас складываются с другими.

По мере того как одни циклы бытия сменяются другими, душа ведет энергетические записи всего происходящего с нами в наших клетках и энергетическом теле. Эти уроки имеют колоссальную важность; они — истинный дар жизни. Посредством возникающих в уме мыслей душа извещает нас, когда мы действуем в согласии с нашей духовной природой, а когда нет.

Ей на помощь приходят эмоции: когда мы счастливы, радостны и довольны, мы с ней созвучны. Если же мы рассержены, подавлены и не удовлетворены — этого нет. Эти послания легко прочесть: все, что требуется от нас, это настроиться на волну собственных эмоций.

Всякого рода боли, неприятные ощущения, напряжение, стресс, эмоциональные кризисы, негативные телесные проявления и сами болезни — все это попытки души привлечь наше внимание к нездоровым мыслям. Их задача — повысить наше осознание существующего сопротивления, нежелания или неготовности изменить отжившие модели, отпустить прошлое и выйти за пределы зоны комфорта и всего привычного.

Читайте также:  Инсульт - психология

Когда с нами случается что-то из перечисленного, это не значит — ни в коем случае, — что душа желает причинить телу вред. Она понимает, что, будучи людьми, мы имеем склонность порождать мыслеформы, вызывающие ограниченность мышления. Мы поддаемся желанию поглубже спрятать эмоциональные раны, питающие наш страх перемен и порождающие неуверенность в себе. Душа прекрасно осведомлена: чтобы мы сделали шаг вперед в развитии личности и духовности, нас нужно пнуть чуть посильнее, вот она и пользуется разными телесными неприятностями, чтобы донести до нас необходимость что-то в своей жизни изменить.

В процессе эволюции именно душа вызывает к жизни все события и определяет Божественную работу, которую нам предстоит совершить, давая возможность учиться, расти и преодолевать нездоровые привычки мышления.

Это позволяет нам изменять ограничивающие модели поведения, мешающие нам наслаждаться желаемым состоянием здоровья и качеством жизни. Когда энергия души покидает тело в момент смерти, все, что остается, — это физическая оболочка, тут же начинающая разрушаться и разлагаться.

Душа возвращается к своей энергетической природе и ожидает новой возможности возродиться в физическом теле.

ДУХ

Дух — это энергетическая линия жизни между душой, умом и физическим телом. Он выступает «коммуникативным интерфейсом» между ними и дает возможность душе выражать свои побуждения посредством человеческого опыта. Дух — это аура, образующая энергетическое тело, которое окружает и пронизывает физическое тело человека.

Он соткан из вибраций; своими волнообразными колебаниями и энергетическими рисунками он воспроизводит обитель души и магнетически привлекает события, способствующие личностному росту и продвижению души по пути ее эволюции.
Он невидим, однако его присутствие ощущается через живую материю физического тела.

Являясь интерфейсом для ума, дух, между тем, не вносит свой вклад в порождение мыслей наравне с душой. Он выступает скорее передатчиком этих мыслей во внешний мир, а затем принимает их в виде информации, соединенной с энергией, которая не доступна восприятию физическими органами чувств.

Дух занимает то же пространство, что и физическое тело, и создает электромагнитную оболочку души. Эта структура, пусть и скрытая от обычного глаза, повторяет физическое тело и соединяет его в единое целое с душой. Соответственно, то, что влияет на одно, влияет и на другое.

Раз нездоровые мысли рушат защитные силы физического «Я», открывая его всем недугам, то и энергию духа они портят — блокируют ее, мешая духу выступать интерфейсом для души, ума и тела. Дух — это энергетический «переводчик» побуждений души, отвечающий за распределение их по телу.

Вибрации духа, как и вибрации души, более тесно связаны с той частью головного мозга, которая пользуется символами и метафорами, а также эмоциями для обратной связи. Он — независимый посредник между душой и умом, и его основная задача — следить за тем, чтобы создаваемое нами в уме передавалось вовне. Это и позволяет нашим мыслям возвращаться к нам в виде событий.

Вместе душа и дух составляют энергетическое тело — внутренний отражатель происходящего во внешнем мире. Дух не просто наблюдает за тем, что болезнь делает с телом. Он рисует расширенную картину: как проблема влияет на способность души выполнять ее эволюционную задачу.

Благодаря своей вибрационной природе он воздействует на тело, чтобы устранить все, что мешает душе проявить себя физически. Поскольку дух не может повлиять на качество порождаемых нами мыслей, он отражает их влияние на нас — ментально, эмоционально и физически. Так привлекается внимание к разобщенности души, ума и тела. Эта утрата единства может проявить себя усталостью, недомоганием, смятением мыслей, взрывом эмоций или депрессией.

В момент смерти дух открывает душе путь, по которому она, покидая тело, вновь перемещается в царство Света и энергии.

Кэрол  Ритбергер

Источник: http://astro-germes.com/dusha-i-dux/

Дух, душа и тело

Вначале Бог сотворил физическое тело, некую проявленную форму, этакий сосуд, вмещающий в себя невидимую для физического зрения сущность самого человека, состоящую из духа и души.

Само по себе физическое тело мертво, если в нем отсутствует сущность.

За примером далеко не надо ходить: покойник не чувствует боли, не испытывает никаких желаний, это просто пустая хижина – самого человека там уже нет, он оставил свою земную обитель и переселен в небесное жилище.

Прах земной – это фактически просто земля со всеми микроэлементами, какие есть в природе. Она, практически, содержит в себе всю таблицу Менделеева. Известно из научных исследований, что физический космос содержат в себе те же самые элементы. Нет ни на земле, ни в космосе элемента, который бы не присутствовал в человеческом теле.

Назначение физического тела

Бог дал человеку физическое тело для того, чтобы личность могла проявить себя, живя на земле. Представьте себе, что было бы, если бы человек не имел тела. Как смог бы он общаться с другими людьми, если бы не было речевого аппарата.

Как смог бы он обнять свою любимую, если бы не было рук? Мог ли бы он в полной мере насладиться ароматом цветущей розы, не имея обоняния? Сумел бы он оценить красоту Божественного творения, не имея глаз? Вот для этого Всевышний и облек человека в физическую форму.

Творение души живой

Бог вдунул в лице его дыхание жизни…Слово «вдунул» подразумевает собою внести дыхание во что-то. Другими словами, наш Создатель внес в человеческое тело частицу Своего Духа, несущего жизнь. Дух Божий, войдя в еще мертвое тело, вызвал его к жизни, и человек стал душою живою. В Библии очень часто слова человек и душа являются синонимами.

Назначение души человеческой

Исследуя Писание, мы узнаем, что душа представляет собой совокупность трех составляющих: ум, чувства, воля.
Ум – это способность адекватно воспринимать окружающий мир, логически мыслить, иметь суждения, общаться с подобными себе.

Чувства – это способность человека видеть, слышать, осязать, обонять, ощущать вкус, испытывать радость, печаль, гнев и прочие эмоциональные состояния.
Воля – это способность человека принимать определенное решение в каждой конкретной ситуации, руководствуясь своими мыслями и чувствами.

Человек в отличие от робота всегда имеет свободу выбора по решению той или иной жизненной ситуации, возникающей на его пути. В этом видна всеобъемлющая любовь Бога к своему творению. В отличие от всего живого, что сотворил Господь, только человек имеет свободную волю.

Таким образом, душа живая, посредством физического тела может проявлять себя в этом физическом мире со своим пространственно-временным континуумом.

Что же представляет собою дух человека?

Основываясь опять же на Священном Писании, можно с уверенностью сказать, что дух дан Богом только человеку. Все остальное, что движется, плавает, летает, пресмыкается, — духа не имеет, только душу, притом, значительно уступающую человеческой душе по своим параметрам.

Составляющие духа

1. Совесть – определение

Совесть — нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития. (Толковый словарь Владимира Даля)
А вот, как написано в Библии:

2. Интуиция

Энциклопедический словарь: Интуиция — (ср.-век. лат.

intuitio — от intueor — пристально смотрю), постижение истины путем непосредственного ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства; субъективная способность выходить за пределы опыта путем мысленного схватывания («озарения») или обобщения в образной форме непознанных связей, закономерностей. Интуиция человека в корне отличается от животного чутья, свойственного животному миру.

Интуиция зарождается в духе человека и осмысливается разумом.

3. Способность к общению со своим Создателем

– дана только человеку. Животный мир лишен этой способности. Бог, не смотря на нравственное падение человечества, оставил человеку возможность общаться с Ним посредством сердечной молитвы. Молитва – это канал связи, по которому человек может общаться с Богом.

Итак, подведем итог

* Человек имеет тройственную природу, состоящую из духа, души и тела.

* Дух, душа и тело неразрывны и подчинены закону взаимопроникновения друг в друга.

* Человек без духа – это просто животное состояние.

*Человек без души, но имеющий только дух и тело, ничем не отличается от растения, которое не имеет сознания.

* Человек, имеющий дух и душу, но не имеющий тела – фактический лишается возможности реализации себя, как личности.

Дам простейшую иллюстрацию: солнце, которое мы привыкли видеть над собой, имеет три составляющие: физическая масса, заключенная в шарообразную форму, излучаемый яркий свет и осязаемое тепло от лучей света. Представьте на мгновение, что солнце вдруг перестало излучать яркий свет.

Мы видим в небе только лишь какой-то темный шар и ощущаем лишь излучение тепла. Или, видим шар, излучающий яркий свет, но вместо тепла – могильный холод.

Или, видим в небе ослепительный свет, ощущаем на себе пронизывающее тепло, но не видим источника тепла и света, то есть привычного шара, висящего над головой.

Читайте также:  Игротека - психология

Сможете ли вы в данных случаях назвать увиденное вами солнцем? Так и человек, сотворенный по образу и подобию Божию, — ведь Бог также троичен: Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух, — не может называться человеком без одной, хотя бы, составляющей его сущности.

И закончу словами Апостола Павла из 1Фесс.5:23:

Обязательно посмотри видеоролик!

Если Вам понравилась эта статья, поделитесь, пожалуйста, ею со своими друзьями в социальных сетях – нажмите кнопочки, расположенные ниже. И не забудьте 

С уважением, Вячеслав Ерогов

Источник: http://chydesa777.ru/duh-dusha-i-telo/

Что такое душа человека в православии и с научной точки зрения?

Тело человека изучено вдоль и поперек, и все же остается неисследованная область, о которой можно только размышлять и строить догадки. Много веков люди задаются вопросом: что такое душа? Если ее нельзя увидеть, значит ли, что ее не существует вовсе?

Что такое душа и где она находится?

С подачи религии понятие понимается, как находящееся в человеке «нечто», которое вселяется в тело в начале жизни и покидает с наступлением смерти. Что такое душа человека в общем смысле? Это человеческое сознание, мысли, образы и видения, особенности характера. Но место, где находится незримая сущность, разные народы определяют по-разному:

  1. В Вавилоне отводили для нее место в ушах.
  2. Древние евреи рассуждали, что носителем является кровь.
  3. Эскимосы полагают, что душа располагается в шейном позвонке, как самом жизненно важным органе.
  4. Но самое распространенное мнение: она живет в частях тела, задействованных в дыхании. Это грудь, живот, голова.

Что такое душа с научной точки зрения?

До сих пор неизвестно, из чего состоит душа, сколько она весит и в какой части тела располагается. Однако неоднократно совершались попытки докопаться до истины. В 1915 году американский врач Мак Дугалл измерял вес человека до и сразу после смерти.

Колебания составили всего 22 грамма — такой вес присвоили «душе». Подобные опыты проводили и другие доктора, но данные не подтвердились. Точно одно: в момент отхода в мир иной и даже во время сна тело человека становится легче.

Исследователи околосмертного состояния фиксировали аномальные движения и неясные всплески энергии.

Что такое душа в психологии?

Термин «психология» можно перевести, как «наука о душе». Хотя понятие это абстрактно, не имеет ни формы, ни доказательства, для психологии оно играет важнейшую роль и является главным предметом изучения.

Несколько веков теологи и философы пытаются дать ответ на вопрос «Что такое человеческая душа?». Один из основоположников психологии, Аристотель, отрицал представление о ней, как веществе, но видел ее в разрыве от материи.

Основной функцией сущности он называл реализацию биологического существования организма. Другой известный философ, Платон, выделяется три начала души:

  • низшее, неразумное – роднит человека с животными и растениями;
  • разумное – противодействующее стремлениям первого, господствующее над ним;
  • «яростный дух» — то, ради чего человек борется со всем миром, его стремления.

Что такое душа человека в православии?

Только церковь не ставит вопрос: существует ли душа. Священное Писание называет ее одной из двух составляющих каждого человека наравне с телом. Что такое душа в православии? Это основа жизни, бестелесная сущность, бессмертное незыблемое начало, сотворенное Господом. Тело можно умертвить, а душу – нет. Она невидима по природе, но одарена разумом, и ум принадлежит ей.

Неприкаянная душа – что это значит?

Люди проходят свой путь в этом мире, отмеренный им свыше. Верующие считают, что такое понятие, как душа после смерти покидает тело и отправляется в дальнейшее путешествие в другой мир. Но иногда сущность не находит покоя, если дела человека на земле не завершены.

Что значит неупокоенная душа? Она привязана к месту, людям, событиям, не может отпустить тело и мир живых. Согласно поверьям не могут найти покой самоубийцы, трагически погибшие или те, кого «не отпускают» родные.

Они как бы зависают между мирами и иногда являются живым в виде призраков.

Дух и душа — в чем разница?

Ступенью из сознания в реальности является душа, помогая адаптироваться в мире. Человеческое «я» определяется в этом мире духом, личностью. С точки зрения философии эти понятия друг от друга неотделимы, и оба находятся в теле, но все-таки различаются. И остается открытым вопрос: что такое дух и душа?

  1. Душа – нематериальная суть личности, двигатель жизни для человека. С ней вместе начинается всякий жизненный путь с самого зачатия. Ей подвластна область чувств и желаний.
  2. Дух – высшая степень всякой сущности, который ведет к Богу. Благодаря духу люди выделяются из мира животных, становятся на ступеньку выше. Дух – это самопознание, область воли и знания, и формируется в детском возрасте.

Болит душа – что делать?

Пусть увидеть внутренний духовный мир невозможно, но можно ощутить, в особенности почувствовать душевную боль. Это происходит, когда человек испытывает сильные эмоции негативного характера, например, страдает после смерти близкого или тяжелого расставания.

Люди не пришли к единому мнению, что делать если болит душа от любви или горя. Нет лекарств, чтобы унять страдания (в отличие от физической боли). Только время является самым надежным лекарем. Справиться с болью поможет поддержка близких.

Они помогут в нужную минуту, дадут совет, отвлекут от грустных мыслей.

Доказательство, что есть душа

Скептики не дают однозначного ответа на вопрос: что такое душа, потому что ее нельзя узреть, измерить и потрогать. Однако есть доказательство, что душа существует, и не одно. Все они принадлежат к разным областям жизни.

  1. Историко-религиозное доказательство в том, что идея духовного начала заложена во всех мировых религиях.
  2. С точки зрения физиологии душа существует, так как ее можно взвесить. Это и пытались сделать многие ученые со всего мира.
  3. Как биоэнергия человеческая душа тоже проявляет себя и ее снимок – это невидимая аура, которую определяют специальные приборы.
  4. Доказательство Бехтерова в идее материальности мыслей и преобразовании их в энергию. Когда человек умирает, носитель мысли остается жить.

Что делает душа после смерти?

Нет единого мнения по поводу путешествия духовной сущности после смерти. Все знания об этом продиктованы Библией. Когда процессы жизнедеятельности прекращаются и мозг перестает работать, мысль покидает тело. Но это нельзя измерить и можно только принимать на веру. Согласно Библии душа после смерти проходит несколько этапов очищения:

  • на третий день отмирает эфирное тело;
  • на девятый – погибает астральное;
  • ментальное и казуальные тела покидают человека на сороковой день, и душа очищается.

Если верить древним писаниями, духовная сущность перерождается и находит новое тело. Но Библия говорит, что после смерти человек (то есть душа) попадает в рай или ад. Доказательство этому – показания людей, переживших клиническую смерть.

Все они рассказывали о странном месте, в котором пребывали. Для одних оно было светлым и легким (рай), для других – мрачным, страшным, наполненным неприятными образами (ад).

Пока загробная жизнь продолжает оставаться одной из главных загадок человечества.

Встречаются и еще более интересные истории о выходе души из тела – во время сна и не только. Применяются даже специальные практики, с помощью которых можно астральное начало отделить от физического и отправиться в путешествие по хрупкой материи. Вполне вероятно, что все без исключения люди способны на сверхъестественные вещи, но еще не до кона изучили науку жизни и смерти.

Источник: https://womanadvice.ru/chto-takoe-dusha-cheloveka-v-pravoslavii-i-s-nauchnoy-tochki-zreniya

Из книги «Философия. Общение. Человек. М. 2011

Глава 4. Человек: дух, душа и тело.

Понятие “Я” обуждает человека осознавать свою уникальную и отличную от других экзистенцию — ощущение своего собственного существования. Когда говорят “Я”, противопоставляют себя всякой другой реальности.

Противопоставление возможно благодаря второму понятию “сознание”, которое есть ясность, сконцентрированная в “Я”.

Все остальное остается как бы в темноте как не принадлежащее мне, как чужое Понятие “личность” иксирует мою автономию — самозаконность, суверенность. Здесь “Я” выступает  как сознательное “Я”, как то, что свободно и ответственно осуществляет самостоятельный выбор.

Следовательно, личность подразумевает присутствие волевого начала, собственной воли личности. Названные три понятия базируются на том, что их объединяет и частью чего они являются. Они составляют част духа.

       Понятие духа ервоначально имело исключительно религиозный смысл. Так, в христианстве Дух Святой есть одно из лиц божественной троицы. Выражение же “духовная жизнь” означало и нередко означает сегодня жизнь религиозную. Это та часть жизни человека, которую он непосредственно посвящает Богу.

Со временем понятие духа приобрело более широкий смысл, далеко выходящий за пределы религиозного. Однако известная связь между религиозным и философским понятием духа сохранилась. Дух — это сфера ценностей неутилитарного характера. Это также сфера идеалов. В духе человек поднимается до определения и уяснения высших ценностей.

Он мысленно освобождается от непосредственных потребностей и рутины повседневности. В то же время человек может быть охвачен не только духом добра, но и духом зла. Но и в том, и другом случае дух остается тем, что выше человека, управляет им.

Если духовная жизнь складывается благополучно, то человек устремляет свою душу ввысь в поисках возвышенного смысла и идеалов, способных облагородить его жизнь и его самого.

В духовном процессе, при условии внимания к нему со стороны самого человека, формируются принципы, которые он считает незыблемыми и во имя которых он порой готов пожертвовать своей жизнью. Понятие духа фиксирует ориентацию человека на отыскание устойчивых оснований своего бытия.

       Наиболее полно духовная жизнь реализуется в сферах духовной культуры: искусстве, литературе, науке, религии, философии и др.

nbsp;       Понятие души ще более древнее. Если понятие духа мы находим только в развитых религиозных системах, то понятие души присутствовало уже в первобытных верованиях. Примитивные племена склонны были одушевлять не только человека и животных, но и всю природу.

Читайте также:  Риск - психология

nbsp;       Понятие души сопоставимо с понятием духа, но не тождественно ему. В духе человек как бы поднимается над собой, душа же есть непосредственно данное.

Душевная жизнь (в отличие от духовной) — это сфера непосредственных переживаний, впечатлений, мыслей. В понятии души больше присутствует интимно-личностный аспект. В понятии же духа ярче выражено общее, универсальное.

Душа более подвержена колебаниям и более подвижна, чем дух, который стремится сохранить устойчивость и основательность.

nbsp;       В связи с ростом влияния естествознания вновь и вновь возникают попытки исключить понятие души (как и духа) из философии и в целом из культуры.

Сторонникам естественнонаучной ориентации эти понятия представляются не достаточно строгими, не соответствующими стандартам научности. В частности, их пытались заменить понятием сознания. Однако сознание есть важная, но только одна часть души, наряду с другими.

Это стало особенно очевидно с признанием существования бессознательных структур человеческой психики.

nbsp;       Понятию души действительно свойственна некоторая неопределенность, отличающая его от многих понятий естественно-математических наук. Но в этой неопределенности можно усмотреть не только недостаток, но и преимущества. В силу своей неоднозначности, понятие душ ассоциативно.

Оно вызывает множество ассоциаций художественного, поэтического, религиозного и другого характера. Ассоциативность понятия души подчеркивает сложность и многоплановость душевной жизни. Сохранение в философии понятия души поддерживает связь философского знания с другими формами культуры, в которых идея души играла и играет значительную роль.

Наличие в современной философии понятия души позволяет также не утрачивать связь с историей и культурой прошлого, которая немыслима без понятия души.

       Понятие тела тражает материально-вещественную сторону человека. Изучением телесных проявлений человеческого существа непосредственно заняты конкретные науки: биология, анатомия и физиология, медицина и др. Философию же интересует не столько тело само по себе, сколько взаимная зависимость тела, души и духа.

Физиологическое есть лишь материальный носитель души и духа. Но физиологические процессы сами по себе не являются, ни духовными, ни душевными.

Поэтому знание физиологии никак не помогает нам понять душу и дух, подобно тому, как знание внутреннего устройства телевизора, никак не поможет нам понять сюжет и смысл фильма, демонстрируемого на его экране.

Вместе с тем, тело выполняет важные духовно-душевные и коммуникативные функции.

       «Человек – это прежде всего тот, кто заключен в определенное тело», — пишет известный философ Х. Ортега-и-Гассет. – Столь простой и непреложный факт, определяет, однако, конкретную структуру нашего мира и вместе с тем нашу судьбу».

nbsp;       «Тело в которое я заключен, превращает меня в пространственную фигуру. Оно отводит мне определенное место, не давая мне быть вездесущим», — отмечает Ортега.

Иначе говоря, благодаря телесности каждый из нас всегда осознает себя в определенной точке пространства и времени.

Не требуется, специально доказывать, насколько это важно: не случайно первым вопросом человека, по какой-либо причине, хотя бы на минуту потерявшего сознание, как правило, является вопрос: «где я?».

Ориентация  в пространстве и времени создает необходимую предпосылку для самосознания, для осознания того, «кто я», каково мое не только пространственно-временное, но и социальное место среди других людей, а значит, наша ориентация в пространстве и времени создает предпосылки для выбора и цели и способов деятельности.

nbsp;       Вместе с тем, телесность как бы центрирует наше «я»: где бы я ни был, я всегда воспринимаю себя в модусе «здесь», все другое – всегда в модусе «там».

Только при этом условии, возможно различения себя и другого человека, и следовательно, возникновение отношения «Я» и «Другой».

А ведь отношение «Я» и «Другой» является исходным, выступает своеобразной клеточкой всех общественных отношений. 

Тело обозначает зримые и осязаемые границы моего «я».

Нам неприятны не санкционированные нами прикосновения к нашему телу, а часто мы ощущаем дискомфорт и от того, что незнакомый человек прикасается к нам, или приблизился на недопустимо близкое расстояние к какой-то из частей нашего тела, именно потому, в этих случаях нарушаетс суверенность ашей личности, происходит морально незаконное вторжение в зону моего «я».  Тело как бы очерчивает пространство моей суверенности, моей независимости.

nbsp;       Вместе с тем, наша телесность дает возможность другими людям воспринимать нас как реальность, а не как фантом или мираж. Та же телесность определяет и наше восприятие самого себя не как мнимости, а в качестве самой подлинной реальности, «реальности из реальностей».  В обоих случаях особую роль играет осязание.

И зрение, и слух дают нам «картинку», удаленную от нашего «я». Осязание же предполагает непосредственное соприкосновение и поэтому является наиболее надежным свидетельством достоверности.

Как известно, Фома Неверующий в знаменитом евангельском сюжете говорит Христу: «только тогда поверю в Твое воскрешение, «когда положу свою руку в раны Твои».

nbsp;       Исключительно важным фактором межчеловеческих отношений и жизни вообще, является то, что тело служит своеобразной «защитной оболочкой» для жизни нашей души.

Тело скрывает от других наши внутренние переживания, мысли и чувства. Тем самым, оно дает нам возможность хранить и оберегать наше сокровенное, — те мысли и чувства, которые мы не можем или не хотим выставлять напоказ.

В этой связи уместно сказать о роли глаз, или вернее, — взгляда.

nbsp;       «Глаза – зеркало души» гласит известная поговорка. Однако упомянутый ранее Х. Ортега-и- Гассет несколько видоизменяет ее. «Глаза – окна души», — пишет он.

Действительно, глаза – словно брешь, пробитая в теле: через них другой может проникнуть в мое сокровенное, а я получаю доступ к тому, что сокрыто в его душе.

Встретившись взглядом с другими человеком, мы вольно или невольно заглядываем в его внутренний мир, и одновременно приоткрываем для него свой. Хорошо известно, что порой взгляды, могут сказать больше, чем слова. Конечно, взглядом можно управлять, взгляд может быть притворным.

Но притворятся не возможно постоянно. Особенно важен взгляд в жизни женщины. Ортега-и-Гассет даже утверждает, что если женщина не придает значения тому, каков ее взгляд, не понимает его роли, то такая женщина явно страдает недостатком женственности.

nbsp;       Наконец, отметим, что тело служит своеобразным средством коммуникации. Нашей осанкой, походкой, жестами, выражением лица и, конечно, выражением глаз каждый из нас уже, что-то говорит окружающим, — говорит еще до того, как вступил с ними в непосредственное вербальное общение.

Внимание к телу, характерное для современной философии, связано с отчетливым осознанием того, что «в человеческом мире духовное является не иначе как одеждах технологий, языка, жеста, традиций, поступков – в чувственно предметной оболочке».

[5] тмечу, вместе с тем, что понятию тела уделялось большое внимание в христианской философии эпохи патристики (см. часть 2. раздел «Философское значение Библии и святоотеческой литературы (патристики)». Патристика сняла дуализм души тела (т. е.

их противопоставление, «бинарность»), присущий античной дохристианской философии. Понятие святых отцов «обожение тела» очень близко к современным представлениям о духовных функциях тела.

Поэтому современная философия, в понимании соотношения души и тела не столько сделала новый шаг, а сколько вернулась к древним истокам.

nbsp;       Конечно, человек не есть бесплотный, т. е. бестелесный, дух. Но очевидно, что физиология, т. е. вещество человека не есть сам человек. Что же такое человек? Как уже отмечалось, не все в человеке являетс собственно человеческим.

Целесообразно, следовательно, отличать человеческое в человеке от того, что таковым не является, но тоже присутствует в человеке. Человеческое, с одной стороны, не есть скотское. С другой стороны, человеческое не есть “ангельское”. Собственно человеческое располагается между животной и идеальной сторонами человека.

Следовательно, человек — это возможность стать человеком. Это свобода выбора. Человек может пасть даже ниже животного состояния. Но он может и возвыситься до высоких образцов благородства и духовности. В каждой точке своего бытия он заново стоит перед проблемой выбора. Человек как бы не завершен, он есть непрерывное становление.

Свобода человека делает его отношения с миром и с самим собой исключительно сложными, подвижными, изменчивыми.

Таким образом, без свойств чисто духовных невозможен человек. Благодаря духу, человек всегда есть нечто большее, чем то, что можно сказать о нем в данный момент.

Дух преобразует все природно-животные стороны человека. Дух в человеке не существует без биологического субстрата, но не равен ему.

Дух преображает животную природу человека, которая от этого не теряет своей биологической природы, но окрашивается по-человечески.

Воздействие духа превращает жизнь из животного процесса в человеческий, а простое воспроизводство и смену поколений — в развитие истории и культуры.

Понятие духа открывается через самоанализ, через самоуглубление, через всматривание в свой внутренний мир. Как только человек понимает, что он (то есть его “Я”) есть дух, он превращается в хозяина самого себя. Дух постигает только тот, кто чувствует в себе его присутствие и развивает его в себе.

Дух это скрытое сокровище, открывающееся через преодоление разбросанности, через сосредоточенность. Сохранение духа выступает необходимым условием личной независимости и свободы. Дух есть то, что находится в постоянном противоборстве, в постоянном движении.

Жизнь духа есть жизнь человеческого “Я”, с ее сомнениями и колебаниями, с радостями и печалями. Понятие духа подводит нас к пониманию важности рассмотрения человек не только в статике, но и в динамике, в процессе жизни.

Выясняется, что человек — это его бытие, его специфически человеческая жизненная ситуация, отличная от ситуации иных существ.

Источник: https://shapoval07.livejournal.com/73080.html

Ссылка на основную публикацию