Мировоззрение — психология

Психология мировоззрения и судьба человека — Acroven — психология для каждого. Открой для себя удивительный и познавательный мир психологии

Мировоззрение - психология

Каждый существующий на земле человек- уникальное творение Вселенной. Он обладает необычайными свойствами, большое количество которых им ещё не освоено.

В своём Сознании человек отражает всё прекрасное многообразие окружающего мира. Он является поистине неисчерпаемым.

Давайте попытаемся понять что означает Психология мировоззрения и судьба человека? Какая здесь существует взаимосвязь?

ПСИХОЛОГИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ И СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА! ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ СОБОЙ

Очень часто люди, которые стремятся к духовности, достигают больших успехов на этом пути. Но почему у них возникает много проблем: в семье, здоровье, неприятности социального и материального характера? Возникает вопрос: каким образом это происходит? Ведь такие люди уже очень много перенесли страданий, неоднократно покаялись в грехах, простили всех, преобразовали себя.

Они изменили своё отношение ко всему окружающему Миру, наполнили своё сердце любовью к ближним. Но проблемы не уменьшаются, а видоизменяются и переходят в иные сферы человеческой жизни. Наверное. всё дело в том, что они не понимают самого главного: психология мировоззрения и судьба человека- очень тесно взаимосвязаны между собой.

Большинство, без озлобления на жизнь, смиряются со всем этим. Они придерживаются мнения о том, что “идёт расплата за грехи.” Другие, разочаровываясь во всём, уходят от духовности. Здесь зарождается опять вопрос: «что это за духовность, которая ведёт человека по пути страданий?»

Талантливый человек, психолог, автор прекрасной книги “Живые мысли” Александр Некрасов написал интересные, полные огромного смысла слова:

«Человек только тогда будет благословенен на небесах, когда он сможет быть счастливым на земле. Чем полнее его счастье, тем больших высот он достигнет.»

Если вдуматься в это выражение, то приходишь к выводу, что это действительно так. Ведь человек рождён для счастья. И если вокруг люди несчастны и жалуются на жизнь, то необходимо, несмотря на других, по маленькой частице собрать вокруг себя своё огромное счастье, и подарить его всему окружающему миру.

ЧТО ТАКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Мы неоднократно удивляемся: почему бывает очень тяжёлая судьба человека? Как мне кажется. самой главной причиной страданий  людей есть их неправильное Мировоззрение. Попробуем расшифровать это слово, чтобы понять, что оно означает.

Значит МИРОВОЗЗРЕНИЕ- это комплексная система взглядов на Мир и понимание того, какое место в нём занимает человек, отношение к самому себе и окружающей действительности. Понятие Мировоззрения включает также убеждения, ценности и принципы людей. Оно является «опорой» человека, общества, воспитывает сознание и формирует судьбу.

Если человек обладает некоторыми, даже незначительными мировоззренческими заблуждениями, то это отражается на его жизни. Те факторы, как складываются вокруг нас разные обстоятельства, отображают, как в зеркале, наше мировоззрение.

Принципы Мировосприятия у каждого индивидуальны и они очень важны. И чем выше духовность человека, тем заметнее тот факт, как мировоззрение влияет на судьбу человека.

Различают разные категории из которых формируется Миропонимание. К ним относятся:

  1. Человек, Вселенная, Высший Разум ( Бог), Нравственность, Вера, Духовность, Ответственность.

  2. Семья, Любовь, Смысл Жизни, Добро, Зло, Счастье, Судьба, Карма и т.д.

МЕСТО И РОЛЬ ЧЕЛОВЕКА ВО ВСЕЛЕННОЙ

Большинство считает человека разумным и высокоразвитым “ животным”, некоторые придерживаются версии что это , своего рода “ биороботы”, которых сотворила космическая цивилизация. Иные рассуждают о христианской версии возникновения людей. Именно разные представления о возникновении человека и порождает отношение к человечеству, Земле и Космосу.

Многие рассуждают, что Земля для человечества- это место их временного пребывания и нет необходимости все силы и свою любовь отдавать на преобразование данного мира. Учения религии говорят о том, что человек должен себя готовить к “ вечной жизни”. Они рассматривают Землю как место “ссылки человека за прегрешения, сделанные раньше.”

Если люди так понимают этот мир, то так к нему и относятся. Они стараются максимально, не задумываясь о том, что будет с Землёй завтра, использовать всё в своих интересах, для собственного блага, или совсем отрекаются от него. В итоге- как поступают, то и получают.

И если у Вас много проблем и страданий, то значит имеете в своём Разуме большинство негативных мыслей и заблуждения своего Мировоззрения. И соответственно, чем правильнее человек взаимодействует с землёй и космосом, чем лучше понимает своё мировосприятие и предназначение, тем меньше у него проблем в жизни.

Хотите прекрасно жить, тогда поймите, что психология мировоззрения и судьба человека — это одно единое целое и должно быть гармонично со всем Миром и необъятной Вселенной.

ПСИХОЛОГИЯ РАЗУМА ЧЕЛОВЕКА И ЕГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Если посмотреть с точки зрения психологии, философии и других учений, то можно сделать такой вывод. Существует всё больше примеров того, что человек не имеет связи с “животным миром”. Он имеет под собой космические корни.

Человек — это единственное разумное мыслящее существо во всей Вселенной. Он тесно связан со всем Миром и Космическим Разумом. Но единственная причина его несовершенства заключена в том, что он не знает себя! И на земле не существует никого, кто бы познал все 100% возможности своего разума.

Главное превосходство человека в том, что он имеет способность, своим бесконечным разумом творить настоящее и будущее. Имея возможность и талант создавать формы и образы они, в конечном итоге, материализуются. Человек- творец своей судьбы. И от его гармонии с собой, всем Миром и Космосом зависит его настоящая и будущая жизнь.

В самом начале рассмотрения этой темы мы говорили о том. Из каких категорий формируется человеческое мировоззрение. Было сказано о таком важном элементе как Высший Разум. Его ещё называют словом Бог.

Люди по-разному понимают и представляют себе Бога. Но всё большее количество людей имеют новые знания и понимание Бога как Космического Разума.

В книге Александра Некрасова «Живые Мысли» есть хорошая цитата, где говорится:

Я от себя хочу добавить, что Бог находится в душе каждого человека, а душа- это Ваше Подсознание. Я понимаю, что некоторые не согласятся с этим высказыванием. Но каждый имеет своё собственное мнение и рассуждения по этому поводу. Человек пробуждается и осознаёт тот факт, что Бог пребывает в нём, а не действует или оказывает влияние на него извне.

РОЛЬ МИРОВОЗЗРЕНИЯ В ЖИЗНИ И СУДЬБЕ ЧЕЛОВЕКА

Для всех людей их мировоззрение выступает своего рода “маяком.” Он освещает путь человеку для всех его действий, стремлений, для того, что он считает ложным, а что истинным. Правильное мировосприятие, которое сложилось у человека, даёт ему чувство спокойствия и уверенности в том, что все поставленные цели важны, первым делом для него, а также для всего общества и развития Мира.

Каждый человек живёт в своей собственной психологической реальности которая сформулирована из его убеждений. И у разных людей разнообразное миропонимание. Ваше собственное мировоззрение должно быть для Вас самым главным.

И если Вы не понимаете взгляда другого человека, то не нужно делать вид, что принимаете его. Иногда можно всю свою жизнь потратить на то, чтобы понять другого человека. Но в итоге получаются просто разочарования.

Очень часто двое людей смотрят в одно и то же окно и видят совсем противоположные вещи. Это означает, что у каждого своё мировосприятие. Но нам необходимо понять, что психология мировоззрения и судьба человека — очень тесно переплетаются между собой.

Каждый человек видит мир своими глазами. Он сам творит свою судьбу и распоряжается жизнью по-своему. Творите любовь, счастье и добро. Живите просто, не приносите никому зла. Любите и цените весь Мир, в котором Вы живёте, каждую его частичку, Высший Разум и всю необыкновенную Вселенную.

Берегите себя и окружающий мир, дарите счастье другим и делайте добро. Счастливый человек преображает многих людей. Наполните себя любовью, станьте энергией любви, ибо она всё одухотворяет.

Живите в гармонии с собой и всем миром. Так Вы внесёте свою часть в развитие Вселенной. Ведь все мы – одно единое целое. Откройтесь миру и мир откроется Вам! Всегда помните о том, что правильная психология мировоззрения и судьба человека всегда связаны друг с другом. Желаю Вам Мира, Счастья и Любви!

Источник: http://acroven.com/psihologiya-mirovozzreniya-i-sudby-cheloveka.html

Мировоззрение

Мировоззрение

Мировоззрение представляет собой понимание человеком самых общих основ и закономерностей природы и общественной жизни, связанное с осознанием им своих обязанностей перед обществом.

Характерные для данного человека мировоззрение и политические убеждения являются ведущими мотивами его деятельности, придавая ей определенную целенаправленность.

Эти взгляды и убеждения обусловливают поведение человека и выбор им своего жизненного пути.

Они всегда формируются и развиваются в связи с условиями его общественного бытия и вместе с тем под влиянием господствующих в данном обществе политических идей и научных теорий.

Мировоззрение отдельного конкретного человека всегда определяется исторической эпохой и общественным сознанием этой эпохи.

В общественной жизни всегда сначала изменяются материальные условия жизни общества, производительные силы и производственные отношения, и лишь затем и в соответствии с ними изменяются и общественные идеи и теории.

Возникнув на базе назревших задач развития материальной жизни общества, эти идеи овладевают сознанием людей, становятся основой их активного отношения к жизни и через их деятельность сами воздействуют на материальную жизнь общества.

    Для характеристики личности большое значение имеют:

  1. Содержание мировоззрения человека и его классовая сущность.
  2. Цельный характер мировоззрения и убеждений, отсутствие или наличие в них противоречий, половинчатости, отражающих противоположные интересы разных классов общества.
  3. Степень осознанности человеком своего мировоззрения. Например, в условиях капиталистического общества отдельные представители рабочего класса стихийно влекутся к социализму и проявляют правильное классовое чутье при оценке тех или других событий экономической и политической жизни, но вместе с тем часто не отдают себе отчета в объективных законах развития общества, не понимают сущности классовых противоречий и классовой борьбы.

Мировоззрение того или другого человека всегда находится в состоянии развития, уточнения, углубления; в нем нередко наблюдается борьба новых, передовых, прогрессивных идей с пережитками и привычками старого сознания.

Мировоззрение и политические убеждения человека формируются в процессе жизни, под влиянием воспитания, путем сознательной, активной работы человека над углублением своих знаний и повышением своего идейного уровня. Они представляют собой ведущую сторону личности, находят свое выражение во всей деятельности человека, определяют собой важнейшие черты его характера.

Источник: http://psyznaiyka.net/view-napravlenost.html?id=mirovozzrenie

Мировоззрение и его виды: функции и 4 основных типа

Мировоззрение и его виды: функции и 4 основных типа

Здравствуйте, уважаемые читатели блога Валерия Харламова! Каждый человек обладает определённой системой взглядов и мнений, благодаря этой основе он понимает, как вести себя в различных ситуациях и каким образом «строить» жизнь. Поэтому сегодня мы затронем такую тему как мировоззрение и его виды, основные типы, чтобы научиться устойчивости и уверенности, как в себе, так и в своей позиции.

Чтобы немного упростить понимание, хочу провести аналогию с очками для зрения.

  • Большинство людей приобретает очки, сделанные на заказ, и, несмотря на разнообразие моделей, часть из которых уникальна, между ними всё равно присутствует что-то общее, что позволяет нам понять, какой предмет перед нами. Как и отметить совсем неповторимую дизайнерскую идею.
  • У одного бренда товары будут иметь хотя бы одну схожую черту, по которой его легко будет определить.
  • Чтобы стать обладателем очков, необходимо учесть целый ряд факторов: финансовое положение, предпочитаемый стиль одежды, социальная среда, в которой находится человек, модные тенденции сезона, предпочтения и прочее.
Читайте также:  Управление состоянием - психология

Функции, или для чего оно нам?

  1. Поведенческая функция. А это значит, что система ценностей и взглядов имеет непосредственное влияние на наши действия и определяет поведение в конкретных ситуациях.

    К примеру, личность с определёнными религиозными убеждениями никогда не убьёт даже комара, не говоря о том, что не применит насилие даже в опасной ситуации, чтобы себя защитить.

  2. Познавательная. Знаете выражение: «Нельзя штаны один раз навсегда постирать»? Вот так и со взглядами на окружающую действительность.

    В процессе жизни мы непрестанно узнаём что-то новое, приобретаем опыт, знания и испытываем разные чувства, и в зависимости от этого корректируется образ мыслей, хотя есть убеждения, которые неизменны, даже если приносят вред «владельцу».

  3. Прогностическая.

    Опять-таки, благодаря полученному опыту и знаниям мы порой в состоянии предугадать ближайшее будущее. Это позволяет нам планировать деятельность, жизнь, а также избегать неприятных ситуаций.

    К примеру, родители, боясь нежелательных последствий дружбы ребёнка с девиантными одногодками из неблагополучной семьи, которые, к примеру, употребляют наркотики и алкоголь, всячески препятствуют его общению с ними ведь.

    Какими бы прекрасными и добрыми людьми эти дети не были, существует риск, что и их сын разделит их взгляды на зависимость.

  4. Ценностная.

    В силу того, что мы постоянно находимся в поисках ответов на вопросы: «Что такое любовь?», «Что такое плохо или хорошо?», «Зачем я живу?» и прочее, у нас формируется определённая система ценностей, опираясь на которую, мы строим отношения, карьеру, и вообще, жизнь. С помощью расставленных приоритетов нам проще делать выборы, принимать решения и действовать. Они придают нам уверенности в своём мнении, поступках, а также являются маркером для собственной самооценки. Ведь, если я совершил что-то, что, по моему мнению, является благородным поступком, я посчитаю, что я отзывчивый и добрый человек, от чего испытаю удовлетворение.

Типы

С развитием общества, меняются и типы мировоззрения, одни теряют актуальность, другие совсем изживают себя, а третьи являются единственными ориентирами у большинства населения. Итак, давайте рассмотрим, какие системы взглядов различают:

Мифологическое мировоззрение

Ему характерно отожествление природы с живым разумным существом, вера в то, что какие-либо события связаны с действиями мифических существ, видимых и не видимых, но живущих среди людей. Отсутствует разделение между субъективным и объективным. Отчего знания и представления о мире и окружающей действительности, совсем ограничены или неверны.

Несмотря на вышесказанное, в нашем современном мире ещё есть место для мифической системы взглядов, какой бы порой абсурдной она не казалась. Именно это позволяет сохранять связь со своими предками и передавать полученные знания следующим поколениям.

Ну, например, когда чёрная кошка переходит вам дорогу, что вы делаете? Большинство людей до сих пор хватается за пуговицу, или ждёт, пока кто-то другой не пройдёт этой «несчастливой» тропой.

Религиозное

Этот тип более развитый, чем предыдущий, по крайней мере, у него более осмысленный подход, соответствующий моральным и этическим нормам. Имеет огромное влияние на человека, по сути, являясь самым сильным и действенным среди остальных видов. Основан на вере в сверхъестественные силы, которые справедливо распоряжаются судьбами людей.

Поэтому и имеет огромное влияние на человека, контролируя и управляя им. Верующая личность живёт в определённых жёстких рамках, она обязана следовать правилам, иначе разгневает высшие силы, и они накажут либо её, либо её близких людей. Зато в случае послушания и правильных поступков её ждёт поощрение.

Например, женщина не красится, всё внимание отдаёт уборке, детям и молитве, не испытывает радости и удовольствия, зато после смерти в отличие от женщин, идущих за своим интересом попадёт в обещанный рай.

Бытовое

Его ещё называют обыденным, а всё потому, что формируется с детства, постепенно, в житейских условиях. Изначально взрослые знакомят малыша с такими понятиями, как солнце, вода, огонь, животные и прочее. Подрастая, он начинает понемногу понимать устройство мира, у него появляются определённые ожидания и представления.

Родители передают свой опыт, знакомят с традициями и формами построения отношений. Со временем, получая доступ к СМИ, литературе и кинематографу такой ребёнок закрепляет полученную от взрослых информацию и получает новую, следуя своим интересам.

В связи с этим он осознаёт, что из себя представляет, и какими характеристиками наделён, развиваясь, ищет смысл своего существования и дело, которое удаётся лучше всего.

Философское

Чем больше личность посвящает времени саморазвитию, тем чаще возникает потребность анализировать, теоретизировать и подвергать категоризации. Я имею в виду, что, опираясь на материальную и духовную составляющие мира, она пытается обнаружить истину, придав смысл каждому нюансу и событию, происходящему в её жизни.

Научное

Основные показатели этого типа: рациональность, конкретика, логика, реалистичность, точность, объективность и практичность. Современному человеку важно опираться на проверенные факты, а не домыслы, и фантазии.

Способность отойти от субъективизма и умение аргументировать свою точку зрения с помощью логических умозаключений и доводов – являются признаками прогрессивного индивида, который может повлиять на развитие человечества.

Историческое

Это идеалы, присущие различным эпохам. Ценности, стремления, обстоятельства, потребности, нормы, желания, условия и прочее. Именно время откладывает основной отпечаток на формирование личности, условия, в которых она рождена.

К примеру, в Средневековье совсем не актуально было бороться за свободу мысли и право на самовыражение, ведь все, кто отличался от массы, мгновенно обвинялись в ереси и подвергались казни. Особенно жестоко инквизиторы расправлялись с теми, кто желал получать точные знания, изучая науку, которая, в Античности, наоборот, ценилась.

Художественное

Свойственно людям, которые воспринимают окружающую действительность как чудо, и пытаются придать смысл даже мелочам, обнаруживая в них скрытую для большинства глаз красоту и великолепие. Они умеют поистине восхищаться простыми вещами, на которые обычный человек и не обратит внимания.

Благодаря людям с творческим уклоном и восприятием нас окружают уникальные творения, способные доставить эстетическое удовольствие.

Гуманистическое

Строится на принципах человечности. Приверженцы гуманизма считают, что каждая личность помимо того, что совершенна, так ещё и обладает способностью к саморазвитию и внутренним изменениям к лучшему. Жизнь, данная нам – высшая ценность, и никто в мире не имеет права её прерывать.

Рекомендации для развития

Важность мировоззрения

Думаю, для вас не будет секретом информация о том, что человек достигает успеха не только благодаря благоприятным событиям и упорному труду. Основное значение имеет его образ мыслей. Слышали истории о людях, которые выигрывали миллион, но через короткий промежуток времени вновь становились нищими?

А о том, как миллиардеры теряли всё, залезая в бесчисленные долги, но при этом буквально через год снова были на вершине?

Правильные вопросы

Поэтому выберите время, и задайте себе вопросы:

  • Где я? Вроде бы странный вопрос, вызывающий недоумение, но, прежде, чем куда-то идти, следует оглянуться и внимательно осмотреться. Правда, ведь? Иначе есть риск попасть не туда, куда хотелось бы, или, выбрав совсем небезопасную дорогу, так и не добраться никуда, получив только травмы и увечья. Тут пригодятся созданные и накопленные представления и знания, они будут служить ориентиром.
  • Кто я? Сущность человека имеет такие формы проявления: дух, тело и разум. Какие задачи развития вы перед собой ставите? Как думаете, что в вас преобладает больше и какими характеристиками наделена каждая составляющая? И, конечно же, в чём состоит смысл жизни, предназначение?
  • Как я взаимодействую с окружающей действительностью? Как я строю отношения, как я конкурирую, или добиваюсь своего? Каким образом проявляю интерес, любовь и прочие чувства? Что я предъявляю миру, какую свою часть? Доверяю ли я окружающим?
  • Какой я? От чего я получаю удовольствие, а что вызывает грусть? Отчего злюсь и как успокаиваюсь? Что я думаю о себе? Какие мои основные черты характера? За что я себе благодарен? А от чего мне стыдно? Именно эти и подобные вопросы обязан задать себе каждый человек, только с помощью их он в состоянии исследовать и познать себя. Тогда не будет надобности хвататься за мнение окружающих людей, примеряя их оценки на себя.
  • И последний, немаловажный вопрос: «Чего я хочу?». Мало осмотреть место, в котором находишься, важно ещё понять, какого результата хотите достигнуть по завершению пути, иначе можно без конца плыть по течению, разочаровываясь и испытывая злость каждый раз из-за того, что «прибило» не к тому берегу. Это завершительная стадия познания себя, когда я понимаю, какой я, я могу планировать свою деятельность в зависимости от своих умений и характеристик.

Заключение

Сегодня мы затронули важную тему для каждой сознательной личности, ведь, как вы могли понять, абсолютно все люди обладают определённым набором мнений и ценностей, которые и называют мировоззрением. Напоследок хочу рекомендовать вам посмотреть статью «Конвергентное и дивергентное мышление: какой вид преобладает у вас?».

Успехов вам и свершений!

Материал подготовила Журавина Алина.

Источник: http://qvilon.ru/psihologiya/mirovozzrenie-i-ego-vidy.html

1.1 Феномен мировоззрения в психологии

Во многих культурах мира термин «мировоззрение» имеет общее лингвистическое значение, является составленным из двух слов «мир» и «зрение» или «взгляд».

В немецком языке это «weltanschaunung», что в буквальном переводе означает «мировидение»; то же значение в английском языке имеет слово «worldview»; в белорусском «светапогляд»[30]; в турецком — «dьnya gцrьєь» («взгляд на мир»); в казахском — «к?зкарас» («к?з» — глаз, «карас» — «взгляд [8].

Появившийся в немецкой классической философии (Кант[9], Гегель[6], Шеллер[33]) термин «мировоззрение» по своей сути полисемантичен и потому используется в связи с различными контекстами.

В философской науке им обозначают как определенную систему взглядов, убеждений индивида на мир и место человека в нем (например, мировоззрение Канта), так и убеждения социальный групп (мировоззрение панков), как для рассмотрения черт политических идеологий (коммунистическое мировоззрение), так даже для определения характерных особенностей исторической эпохи (к примеру, мировоззрение эпохи Возрождения) [7].

Философское понимание термина мировоззрения можно найти работах Гуссерля, Бинсвангера[5,34].

Рассматривая мировоззрение как акт рефлексии, «миро-понимания» внешнего мира, Бинсвангер в частности соглашаясь с утверждением фон Искюля, указывает, что Unterwelt т.е. «внешний мир» (нем.

) для человека это ни что иное, как прямое отражение Umwelt (нем.) «внутреннего мира» личности. Человек, в противоположность животному миру имеет рефлексивность, способность творить внутреннюю картину мира.

В психологии понятие «мировоззрения» так же является довольно распространенным, однако существует несколько проблем, связанных с определением данного слова в литературе.

Так, в англоязычной литературе зачастую для описания феномена мировоззрения используют понятие «картина мира».

А в советской психологии долгое время слово «мировоззрение» связывалось с неким политическим контекстом, было связано с существующей идеологией государства. Имело довольно демонстративный, ангажированный характер.

Однако, восприятие мировоззрения как структуры необходимых признаков, политически и «нравственно» обусловленных представляется нам, а также ряду авторов [6,12,15,17] некорректным.

Так как на развитие и становление мировоззрения оказывает влияние не только реальное положение вещей или желательное, но и так же эмпирическое знание субъекта о мире, его собственные убеждения, социокультурные схематизации и особенности языка, а также вкладываемый личностный смысл, который порой может очень сильно отличаться от реального или необходимого для кого бы то ни было.

Мировоззрение всегда отражает существующие индивидуально-личностные особенности, знания о мире, которые в свою очередь формируют убеждениям, отчетливые или размытые представления, закрепленные стереотипы и схематизмы.

Леонтьев Д.А. в своей статье «Мировоззрение как миф и мировоззрение как деятельность» [16] различает четыре аспекта мировоззрения (см. Рис. 1):

· Содержательный аспект мировоззрения раскрывает особенности тех установок и постулатов, на которых строится представление человека о закономерных особенностях, действующих в мире.

«Все вегетарианцы — фанатики», «Все, кто едят мясо — жестоки».

Леонтьев указывает, что необходимо различать мировоззренческие представления, относящиеся к различным сферам жизни, в которых задействован человек: общение, природа, космология, учение, труд и тому подобное.

· Ценностный аспект включает в себя систему идеалов, дающих субъекту понимание того, каким мир должен быть или стать в результате эволюции или саморазвития, и с которыми индивид сопоставляет реальное положение дел. Идеалы могут связаны с мировоззренческими генерализованными установками, представлениями или нет.

Ведь, если человек верует в определенную религию и не собирается навязывать свою концепцию вероисповедания другому человеку, это его собственное представление.

Но если он же убежден, что его идеалы — наиболее корректны и все люди вокруг должны исповедовать мои религиозные взгляды, его ценности влияют на содержание мировоззрения.

· Структурный аспект характеризует особенности психологической организации единичных мировоззренческих постулатов и установок в связное целое. Так, индивидуальное мировоззрение может быть связным, простым, структурированным и непротиворечивым, а может содержать в себе множество деталей, неструктурированных элементов, фрагментарным и неосознанным.

· Функциональный аспект характеризует степень и характер влияния мировоззренческих структур на восприятие окружающего мира. Это влияние может быть прямым или опосредованным, жестки и мягким, осознанным или неосознанным.

У одних людей переход между убеждениями в правильности тех или иных действий и выполнением соответствующих действий осуществляется легко, непосредственно. У других могут возникать достаточно сложные барьеры при переходе от мировоззренческих убеждений к действиям, мировоззрение может быть изолировано от реальных действий.

Сюда же Леонтьев относит такой параметр мировоззрения как гибкость к перестройке или, наоборот, ригидность.

Рис. 1 Аспекты мировоззрения

мировоззрение питание стиль психологический

Можно отметить, что довольно интересной чертой мировоззрения личности как особого психологического образования является его квазиобъективность: мировоззренческие генерализации, будучи индивидуальной психологической реальностью, воспринимаются субъектом как отражение действительного мироустройства, как точная характеристика объективной действительности. Расхождение между субъективной точкой зрения на содержание мира и фактическим характером отражающейся в ней действительности обычно не осознается индивидом. Так как, во-первых, «мировоззрение представляет собой форму синтеза, взаимопроникновения познания реальности и ее осмысления, оно пропитано смыслом, воспроизводит явления действительности прежде всего в их не объективных, а смысловых связях» [6]. А во-вторых «отличительной чертой мировоззрения является его претензия «выражать общечеловеческую точку зрения и позицию. Это значит, что в важнейших смысложизненных (а стало быть, и мировоззренческих вопросах) любой … субъект мировоззрения склонен обосновывать свою позицию как всеобщее требование, вытекающие из сущности человека или мирового порядка вещей» [6] — как отмечает Иванов в работе «Мировоззренческая культура личности: философские проблемы формирования».

Мировоззрение говорит о том, как будто бы «на самом деле» устроен мир; т.е. когда кто-либо выражает свои мировоззренческие убеждения, то считает, что говорит не о себе, а об окружающей его действительности

Однако, для нас, как исследователей, данная иллюзия дает богатый материал для изучения внутреннего мира личности. Так как, из-за такой особенности мировоззрения мы можем более полно и четко рассматривать его содержание, так как оно в наименьшей мере будет искажено психологическими защитами.

Так как защита обеспечивается самой формой, которую приобретают те или иные смысловые ориентации, формулируясь человеком как мировоззренческие постулаты, как суждения о мироустройстве, о порядке вещей.

Мировоззренческие генерализации в результате оказываются чрезвычайно проективными, отражающими достаточно глубокие и интимные ценностно-смысловые ориентации личности, они гораздо больше говорят о личности того, кто их высказывает, чем о том, как устроен мир на самом деле.

Например, трудно представить себе, что человек, который испытывает чувство любви, будет утверждать, что «Любви не существует».

А формулируя некие постулаты как всеобщую закономерность и подавая себя и собственные особенности, как проявление этих общих закономерностей, человек способен расслабиться и избавиться от отягощающей ответственности за нравственный выбор.

Но на самом деле эта общая закономерность существует только в его сознании и, рассказывая о том, как устроен мир, человек рассказывает нам о себе. Этот феномен, Леонтьев Д.А. в своих работах называет методическом принципом мировоззренческой проекции[14,15,16].

Таким образом, мировоззрение оказывается не только интересным объектом психологического изучения, но и перспективным способом косвенной диагностики глубинных личностных структур.

Например таких, как динамическая смысловая система (ДСС), которую можно охарактеризовать как «относительно устойчивую и автономную иерархически организованную систему, включающую в себя ряд разноуровневых смысловых структур и функционирующую как единое целое» [14]. Основная конструирующая характеристика данной системы в том, что она не включена в иные системы.

От её наполнения, особенностей смысловых структур, напрямую зависит направление и регуляция жизнедеятельности личности.

«Структура ДСС, отражающих устойчивую иерархию отношений субъекта с миром, может проецироваться в сознание непосредственно — в форме самосознания, картины мира, — либо более опосредованно — в форме структур мировоззрения (см. Рис 2), которые также выполняют функцию самосознания субъекта, однако самосознания не изолированного индивида, а представителя человечества как родовой общности» [14]

Рис. 2 Отражение динамической структуры смыслов

Таким образом, изучая мировоззрение, мы можем косвенно рассматривать глубокие смысловые структуры личности, рассматривать их организацию и функционирование.

Источник: http://psy.bobrodobro.ru/17436

Что такое мировоззрение — определение и типы

Рубрика: ТеорияОпубликовано 20.11.2017   ·   Комментарии: 0   ·   На чтение: 4 мин   ·   Просмотры:

Люди всегда очень активно интересовались процессами обустройства окружающего их мира.

Человек стремился определить своё место в нём, разобраться в том, кто ему друг, а кто враг.

Благодаря такому мировосприятию удавалось определить  для себя самое главное – жизненную позицию, с выделенной линией поведения, а также общим стремлением проявлять какие-то действия.

Человек способен к мышлению, рассуждению и как следствие к прогнозированию. Мы наверняка знаем, к чему приведут те или иные действия, в процессе реализации своих основных целей.

Этим занимается миропонимание, ряд природных инстинктов, в частности практическая деятельности и научная позволяют формировать систему оценок и взглядов и в дальнейшем осуществлять образное представление о мире вокруг нас. Ключевыми функциями мировоззрения можно назвать организацию, осмысление и целенаправленность каждого отдельного человека.

Это говорит о том, что мировосприятие определяется во многом жизненной позицией, которую занял человек, убеждения и рядом морально-этических ценностей. Многих волнует вопрос, как же осуществляется формирование мировоззрения?

На самом деле общая картина складывается благодаря воспитанию, процессу обучения, а также социализации в обществе в целом. Можно смело говорить о том, что формирование мировоззрения очень медленный процесс, который включает в себя множество различных ступенек.

У молодых людей отсутствует опыт и необходимые знания, поэтому и мировоззрение у них неустойчивое. Это очень лёгкая «добыча» для представителей различных религий, политиков и т.д.

Человек по мере своего взросления начинает постепенно интересоваться разными вещами, теориями и в конечном итоге закрепляется его система ценностей, которая также определяет поведение индивида и подталкивает его к активным действиям.

Классификация форм и видов

Можно выделить всего несколько ключевых компонентов, которыми характеризуется мировосприятие:

  • знания. Их делят на две подкатегории: практические и профессиональные. Это фундаментальный и первый элемент любого мировоззрения. Говорят, чем обширнее круг знаний, тем твёрже у человека его жизненна позиция;
  • проявление чувств. Дело в том, что различные виды мировоззрения проявляют себя по-разному и зависит это по большей степени от так называемой субъективной реакции индивида на раздражители. Реакция может быть как положительной, так и отрицательной, либо же нейтральной. Тут особое значение имеет психологическое состояние человека и можно смело выделить особый нравственный вид, под названием долг и ответственность;
  • ряд ценностей. Мировоззрение напрямую связывают с другими ценностями. Они могут быть как полезными, так и вредными, однако сам процесс восприятия происходит через призму интересов человека;
  • совершенные поступки. Их тоже можно поделить на две большие категории, то есть плохие и хорошие. Обычно на практике человек начинает активно проявлять собственные идеи и взгляды продвигать;
  • характер. Он выражаемся в вере, сомнении и воли, и на основании этих трёх китов человек в дальнейшем принимает стратегически важные решения, формируется уверенность в себе, а также уровень самокритичности либо повышается, либо же наоборот, понижается;
  • ряд убеждений. Они могут быть волевыми и твёрдыми. Обычно в это понятие включают как общественные взгляды, так и личностные, которые выступают так называемым двигателем жизни, а также его основой.

О философском мировоззрении

Его называют системно-теоретическим и всё потому, что оно берёт своё начало от мифологического мировосприятия. В основу мифа всегда положены чувства и эмоции, и благодаря философии есть возможность использовать ряд доказательств, а также логику. Эта философия зародилась много столетий назад на территории Греции.

Древней Индии и Китая. При этом существует особый тип мировоззрения, который позволяет доказать, что может также существовать нечто вне философии, и сама эта наука формирует мировоззрение.

Не зря ведь философское знание принято считать и называть элитарным, и оно не всем доступно, лишь умные люди, способные мыслить могут им увлечься и его понять.

Религиозное мировоззрение

Обычно возникает оно на базе так называемого мифологического и основывается на вере человека в существовании сверхъестественных сил.

Дело в том, что по мере развития и появления различных религиозных течений они постепенно уходили в небытие и благодаря своим многочисленным мифологическим чертам остались лишь так называемые жестокие догмы, а также система моральных заповедей.

Этот тип включает в себя зависимость от высших сил и в основе его лежит страх перед неизвестным. Целостное оно формировалось исключительно благодаря возникновению непререкаемой системы заповедей, которая определяет святость и греховность различных поступков и умыслов.

Мифологическое мировоззрение

Данный тип мировоззрения начал сформировываться во времена первобытно общинного строя, когда в основу легло восприятия мира. Дело в том, что сама по себе мифология очень тесно переплетается с языческими верованиями и различными мифами, в которых одухотворяли явления и материальные предметы.

Подобное мировоззрение замешано на профальном и сакральном, и в основе его лежит не что иное, как вера.  Согласно традициям есть возможность подняться до уровня бога последователю такого интересного мировоззрения.

  И каждый из сложившихся мифов был полезен с практичной точки действия, так как он побуждал уверенно идти вперёд.

Научное мировоззрение

Данный тип мировоззрения выступает противоположностью религиозному и мифологическому. Благодаря научной картине мира создано было представление о том, что всё вокруг имеет свою закономерность и определяется законом. Основными типами мировоззрения выступает так называемое рациональное и наука активно развивается только благодаря решению практичных задач.

Источник: https://psihter.ru/teoriya/mirovozzrenie/

открытая библиотека учебной информации

Инновационно-проектное знание

Считается, что термин «мировоззрение» (миросозерцание) возник в конце XVIII в. и впервые стал использоваться представителями не­мецкой классической философии.

Тем не менее определœенные пред­ставления о мировоззрении, отражающие различные его свойства и стороны, стали складываться намного раньше.

Как правило, это были представления о некоем высшем обобщенном знании, наиболее ценном и труднодостижимом, обладание которым делает человека муд­рым, учит его правильно жить, согласовывать свои действия и поведе­ние с непреходящими законами, господствующими в мире.

П. Ф. Каптерев, разрабатывая представления о психологической структуре ученика, выделил мировоззрение в качестве самостоятель­ного элемента. По его мнению, мировоззрение выступает как единство интеллектуального и эмоционального отношения к миру.

«Мы ста­вим, — писал он, — в связь высоту и благородство чувствований имен­но с широким, всœесторонне развитым мировоззрением, а не со специ­альной и односторонней культурой ума.

Высокая культура ума есть благоприятная и необходимая почва для возникновения и развития чувствований наиболее высокого порядка» [49, с. 426].

По его мнению, участие педагога в формировании личности долж­но состоять в отыскании и доставлении обильного и разнообразного материала развивающемуся уму, в систематизации материала, в созда­ний специальных разнообразных упражнений, соответствующих при­роде того или другого умственного процесса. Педагог, содействуя со­зданию правильного, широкого и разностороннего мировоззрения, тем самым содействует культуре всœего психического развития питомца.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, с момента своего возникновения проблема форми­рования мировоззрения в психологическом плане — это проблема вза­имосвязи интеллектуального и эмоционального.

Интеллектуальная составляющая во многом связана с процессом понимания как способ­ности постичь значение и смысл чего-либо и достигнутым благодаря этому результатом.

Эмоциональная составляющая предполагает фор­мирование определœенного отношения обучаемого к познаваемой ре­альности.

Наиболее подробно в современной педагогической психологии проб­лема мировоззрения рассмотрена в работах Г. Е. Залесского [38). Прежде всœего, автор обращает внимание на то, что, несмотря на множество различий в подходах к пониманию мировоззрения, общим яв­ляется признание единства объективного и субъективного, рациональ­ного и эмоционального в содержании данного понятия.

Дальнейшее продвижение в понимании сущности данного явления связывается с уточнением представлений о содержании и функциях мировоззрения. В современной психологии мировоззрениепонима­ется как система взглядов человека на объективный мир и свое место и нем, на отношение к окружающей его действительности и самому себе.

Основная функция мировоззрения состоит в том, что на основе этих взглядов формируются основные жизненные позиции людей, их убеж­дения, идеалы, ценностные ориентации.

При этом наряду с широко обсуждаемой «внешней» функцией (как средством ориентировки во внешнем мире) крайне важно учитывать и «внутреннюю» функцию ми­ровоззрения.

Содержание данной функции составляет ориентировка человека в самом себе, поиск ответов на волнующие его вопросы о смыс­ле жизни, о ценностях и идеалах.

Обе эти функции предполагают осуществление человеком опре­делœенной активности, с помощью которой только и можно находить ответы на эти и другие подобные вопросы.

В этом случае «процесс становления и функционирования мировоззрения можно представить как формирование внутренней деятельности особого рода, инвариант­ной по отношению к различным предметным деятельностям.

Выполне­ние такой «мировоззренческой» деятельности реализует в конкретных действиях и поступках личности ее образ «Я», систему личных ценно­стей и предпочтений» [38, с. 18].

Такое понимание мировоззрения позволяет уточнить его место в структуре личности. При этом автор опирается на идеи А. Н. Леонтьева о личности как о системе иерархических отношений деятельностей и их мотивов.

Согласно его взглядам, процесс отбора мотивов и постро­ение их иерархии осуществляется самим субъектом в ходе так называе­мого «вертикального движения сознания».

В результате между мотива­ми складывается целая система отношений взаимной связи, которая приводит к «раздвоению функций мотивов»: одни мотивы становятся «смыслообразующими», другие — «мотивами-стимулами».

В этом случае мировоззрение может быть рассмотрено как тот са­мый механизм, который и выполняет функцию иерархизации мотивов и деятельностей человека.

Основная задача подобной иерархизации состоит в том, чтобы сформировать личную концепцию своего отно­шения к окружающему миру и к самому себе.

Для решения подобной задачи мировоззрение привлекает не только возможности своего со­знания, но и обобщенный опыт человечества, зафиксированный в зна­ниях, социальных ценностях, общественных нормах.

Достижение подобного результата осуществляется за счет освоения человеком определœенных действий и операций, с помощью которых становится возможным оценивание и соподчинœение различных моти­вов и деятельностей.

В силу этого об определœенном уровне развития мировоззрения человека можно судить по степени сформированности у него личных способов мировоззренческой ориентировки. Такая ориентировка предполагает определœенное совмещение приемов позна­вательной деятельности с ценностной оценкой событий.

Возможность ее реализации складывается у ребенка только на определœенном, доста­точно высоком уровне возрастного развития.

По своей психологической структуре процесс мировоззренческой ориентировки включает в себя три компонента.

1. Когнитивный, как систему усвоенных личностью «социальных знаний» — понятий, норм, ценностей.

2. Мотивационный, как личностный смысл данного действия.

3. Операциональный, как совокупность обобщенных приемов по­знавательной деятельности.

В качестве наиболее значимых операциональных компонентов вы­ступают:

• приемы фактического и оценочного анализа ситуаций и явлений;

• приемы актуализации личностных ценностей;

• приемы выбора способов воздействия с целью превращения ис­ходных ситуаций в желаемые.

Мировоззренческая ориентировка как процесс предполагает осуще­ствление процедур сравнения двух типов реальности:

1) внешней, социальной, которую человеку предстоит оценить в ин­тересах своей последующей активности;

2) внутренней — той системы имеющихся у него критериев и этало­нов, сравнение с которой и позволяет сделать правильный выбор. В этом случае имеющаяся у человека система критериев и этало­нов ценностного выбора может быть названа убеждениями.

Психологическая сущность убеждений наиболее полно раскрывает­ся в процессе соотнесения с такими понятиями, как «мотив» и «уста­новка». Убеждения, как и мотивы, способны выполнять побуждающую функцию.

При этом если мотивы обеспечивают выбор соответствующего им поступка, то убеждения во многом отвечают за сам выбор моти­ва в ситуациях борьбы или конфликта стремлений. При этом убеж­дение «прощупывает» и «оценивает» каждый из конкурирующих мо­тивов с точки зрения соответствия принятым ценностям.

В итоге из многих мотивов выделяется один, который одновременно наделяет­ся определœенным личностным смыслом.

Точно так же не следует отождествлять убеждения и социальную установку. Социальная установка — это субъективная ориентация индивида как члена группы на те или иные ценности, предписывающие определœенные социально-принятые способы поведения. Особенность установки состоит в том, что она тесно связана с ситуацией действия и функционирует на неосознанном уровне.

Убеждения же рассматрива­ются как осознанные психические образования. При этом они не вхо­дят в состав конкретных актов поведения, а выступают как некоторая «надстройка», обеспечивающая надситуативную ориентировку.

С по­зиций своих убеждений человек может оценивать процесс и результа­ты своей деятельности с точки зрения того, насколько в них воплоще­ны его личностные смыслы.

Проделанный автором теоретический анализ и проведенный цикл психолого-педагогических исследований позволил выдвинуть ряд по­ложений, которые ставят под сомнение сложившиеся представления о процессе формирования научных убеждений у школьников.

Традиционный подход опирается на идею о решающей роли зна­ний в формировании теоретически обоснованных убеждений.

В этом случае механизм формирования убеждений выглядит как последовательный переход от знаний к переживанию этих знаний и затем к применению этих знаний в роли убеждений.

Такой механизм может быть назван путем последовательного формирования составляющих убеждения компонентов.

Инновационный подход, предлагаемый самим автором, состоит в том, что усваиваемые знания предлагается сразу включать в структу­ру деятельности, более общей и более значимой для школьника, чем учеба.

Это позволяет актуализировать осуществление школьником процесса социальной ориентировки в ситуациях, требующих от него активного целœеполагания.

Для того чтобы школьник был готов к осу­ществлению этого процесса, крайне важно в процессе обучения раскры­вать не только содержание усваиваемых знаний, но также и те при­емы, которые способны его реализовать.

То есть он должен быть готов руководствоваться этим знанием при выборе целœей, мотивов, поступ­ков. В этом случае всœе три базовых компонента мировоззрения формируются одновременно, в единстве, во взаимодействии друг с дру­гом. Такой механизм формирования убеждений предлагается назы­вать ценностно -деятельностным.

Соответственно должны измениться представления о педагогиче­ской работе по формированию убеждений.

В данном случае сам термин «формирование» следует понимать как «целœенаправленное воспита­ние», как создание условий, в которых научные убеждения вырабаты­ваются самим учащимся.

Деятельность педагога во многом преобра­зуется в процесс осуществления адекватных коррекционных мер. Сам процесс педагогического взаимодействия педагога и учеников должен отвечать ряду организационных условий.

В первую очередь, крайне важно соблюдать последовательность разви­тия функционального предназначения знаний.

Сначала учащиеся ос­ваивают когнитивную функцию знаний, затем овладевают умением использовать его в осуществлении оценочной деятельности и, нако­нец, осваивают его как эталон, способный регулировать акты выбора мотивов, целœей, поступков. Функциональное предназначение знаний, в свою очередь, определяет требования ко всœем остальным парамет­рам их усвоения.

Во-вторых, требуется «наращивать» мотивационный компонент познавательной деятельности. Для этого требуется изменять строение реализуемой ими социально ориентированной деятельности.

Органи­зуемое таким образом применение теоретических знаний в качестве регуляторов сознания и поведения создает условия для образования теоретически обоснованных убеждений.

Решение таких «жизненных» задач выступает для ученика как личностно-значимый процесс, пре­образуя отвлеченные знания в средство построения реальных отно­шений к миру, к себе самому.

В-третьих, школьников крайне важно целœенаправленно обучать рациональным приемам социального целœеполагания. При этом важными выступают обе стороны этого процесса.

С одной стороны, школьник должен уметь выявлять и использовать ценностные признаки окру­жающих объектов при определœении целœей своей деятельности.

С дру­гой стороны, не менее важно научить школьника учитывать свои внут­ренние побуждения при оценке социальных ситуаций и выборе целœей и способов действия.

В целом проделанная автором работа позволила ему сделать важ­ный вывод о сущности мировоззрения и процессе его формирования.

По его мнению, в современных условиях «нужна ориентация педаго­гов не только и не столько на формирование у учащихся тех или других отдельных качеств (честность, настойчивость, трудолюбие и т. д.

), но главным образом на формирование целостной структуры мотивационно-потребностной сферы личности» [38, с. 132].

Решение такой педагогической задачи требует обучения школьников приемам экстериоризации, которая в данном случае рассматривается как процесс порождения внешних действий, высказываний и т. д. на основе преобразования ряда внутренних структур.

Это обеспечивает актуализацию собственных ценностей школьника в рамках актов внут­реннего выбора.

Освоение подобных приемов способствует формиро­ванию у школьников готовности применять усвоенные ценности при выборе мотивов, при оценке ситуаций, при осуществлении поступков.

Источник: http://oplib.ru/random/view/830662

Ссылка на основную публикацию