Психологическая грамотность — психология

Психологическая грамотность и компетентность современного педагога

Психологическая грамотность представляет собой «азы» психологической культуры, с которых начинается ее освоение с учетом возраста, индивидуальных, национальных и других особенностей, это — «язык» культуры.

Решая проблему стандартизации ожидаемого результата образовательной деятельности и разработки диагностического аппарата в понятиях культуры, мы выделили эту характеристику, строящуюся на основе отдельных знаний и умений.

Психологическая грамотность означает овладение психологическими знаниями (фактами, представлениями, понятиями, законами и т. д.), умениями, символами, правилами и нормативами в сфере общения, поведения, психической деятельности и т. д.

Психологическая грамотность может проявляться в кругозоре, эрудиции, осведомленности по поводу разнообразных явлений психики, как с точки зрения научного знания, так и с точки зрения житейского опыта, извлекаемого из традиций, обычаев, непосредственного общения человека с другими людьми, почерпнутого из средств массовой информации и т. д. Естественно, можно обладать определенной житейской психологической культурой, не владея сложными понятиями и терминами, не зная сложных психологических закономерностей.

Психологическая грамотность предполагает овладение системой знаков и их значений, способами деятельности, в частности способами психологического познания. Причем речь идет не только о знаниях, но и их применении, исполнении норм, правил на уровне ролевого поведения, социальных функций, традиций.

Наше представление в целом согласуется с характеристикой психологической грамотности как минимального необходимого уровня развития психологической культуры, данной Е. А. Климовым. Мы понимаем под грамотностью необходимую минимальную ступень и образованности, и компетентности, и культуры в целом.

«Грамотность — важнейшая первооснова культуры, тот исходный рубеж, который необходимо взять на пути к знанию». [4,с.18] Психологическая грамотность — это ступень в освоении культуры, доступная каждому нормально развивающемуся человеку.

Разумное и обоснованное ее повышение не должно приводить как к негативным последствиям в развитии личности, так и к беспредельному увеличению учебной нагрузки, снабжением невостребованными знаниями в школе.

Приобщение к культуре не обязательно начинается с повышения уровня грамотности.

Важно «подвести» учащихся к желанию изучать себя и других людей, осознанию необходимости этого в жизни, осознанию своих возможностей, своего «исходного» уровня, внутренних противоречий и на этой мотивационной основе повышение грамотности и компетентности будет более эффективным.

Многие зарубежные ученые практически не разделяют понятия грамотности и компетентности. Грамотность ими рассматривается как «начальный» уровень компетентности. Вместе с тем культура личности — производное от активности, деятельности человека, и в ее структуре должны найти отражение порождающие ее деятельности.

Именно в компетентности наиболее явно выражается процессуально-деятельностный, поведенческий компонент психологической культуры. В компетентности зафиксирован наиболее ценный опыт, приобретенный человеком в жизни, который нашел свое подтверждение, применение на практике, позволяет получить положительные результаты.

В зарубежной литературе понятие компетентности связывается с осведомленностью, знанием и пониманием сущности какой-либо сферы деятельности, жизни, способностью адекватно использовать, применять полученные знания и навыки. В нашей стране психологические исследования по проблеме компетентности начались в 70–80-е годы. Наиболее детально была изучена сущность социально-психологической и интеллектуальной компетентности.

В определении психологической компетентности мы придерживаемся определения компетентности, данного в работе М. А. Холодной: «Компетентность — это особый тип организации предметно-специфических знаний, позволяющий принимать эффективные решения в соответствующей области деятельности». [8,с.64]

Компетентность — составляющая не только профессиональной культуры, она также может быть общей, допрофессиональной. Отличие профессиональной психологической компетентности от общей состоит в круге решаемых задач, проблем, а также в уровне их решения.

Психологическая компетентность может быть охарактеризована через эффективность, конструктивность деятельности (внешней и внутренней) на основе психологической грамотности, т. е. означает эффективное применение знаний, умений для решения стоящих перед человеком задач, проблем.

Психологическая компетентность предполагает адекватное использование собственного прошлого опыта, опыта других людей и общественно-исторического. Она предполагает соединение обобщенных психологических знаний с знаниями о себе, конкретном человеке, конкретной ситуации.

Грамотный человек знает о чем-то абстрактно, а компетентный — может на основе знания конкретно и эффективно решать какую-либо психологическую задачу, проблему.

В то же время компетентность означает отказ от прямого копирования чужого опыта, норм, традиций, образцов, свободу от стереотипов, чьих-то указаний, предписаний, установок.

В психологической компетентности могут быть выделены следующие общие элементы:

          освоение и адекватное использование психологических средств познания и самопознания, общения, игры и др.;

          анализ прошлого опыта и его адекватное использование для решения актуальных психологических проблем;

          овладение знаниями, навыками, умениями, необходимыми для решения психологических проблем, задач и их адекватное использование, перенос в конкретные условия;

          выработка эффективных программ поведения, деятельности в различных ситуациях.

В работах психологов рассматриваются отдельные стороны психологической компетентности: компетентность в общении, интеллектуальная компетентность, социально-психологическая компетентность и т. д.

Критерии коммуникативной компетентности впервые были сформулированы Т. Гордоном. Он определил ее как умение выйти из любой ситуации, не потеряв внутренней свободы и в то же время, не дав потерять ее партнеру по общению. Таким образом, основным критерием компетентности является партнерская позиция в общении «на равных». [7,с.119]

В последние десятилетия в связи с широкой практикой внедрения программ по развитию компетентности в общении в различных сферах, в том числе в образовании, многими психологами интенсивно разрабатывается эта проблема.

В работах Ю. И. Емельянова, Л. А. Петровской и др. под коммуникативной компетентностью понимается «способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми. [3,с.38]

В состав компетентности включают некоторую совокупность знаний и умений, обеспечивающих эффективное протекание коммуникативного процесса».

Л. Д. Столяренко предлагает аналогичную характеристику: «Коммуникативная компетентность — способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. [1,с.

109] Для эффективной коммуникации характерно: достижение взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения (достижение большей определенности в понимании ситуации способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов).

Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия».

В словаре Н. И. Конюхова предлагается следующее определение: «Компетентность коммуникативная (социально-психологическая) — ориентированность в различных ситуациях общения, основанная на знаниях, навыках, умениях, чувственном и социальном опыте индивида в сфере межличностного взаимодействия» [5.с.67]

М. А. Холодная считает, что «интеллектуальная компетентность — это особый тип организации знаний, обеспечивающий возможность принятия эффективных решений в определенной предметной области деятельности (в том числе и в экстремальных условиях)».

Какой тип организации знаний отличает компетентного человека?

По мнению М. А. Холодной, знания такого рода должны отвечать следующим требованиям:

          разнообразие (множество различных знаний о разном);

          артикулированность (элементы знания четко выделены, при этом все они находятся в определенных взаимосвязях между собой);

          гибкость (как содержание отдельных элементов, так и связи между ними могут быстро меняться под влиянием тех или иных объективных факторов, в том числе и в том варианте, когда знание превращается в незнание);

          быстрота актуализации в данный момент и в нужной ситуации (оперативность и легкодоступность знания);

          возможность применения в широком спектре ситуаций (в том числе способность к переносу знания в новую ситуацию);

          выделенность ключевых элементов (в многообразии знаний относительно данной предметной области факты, положения, определения осознаются как самые важные, решающие для понимания);

          категориальный характер (определяющая роль того типа знаний, которые представлены в виде общих принципов, общих подходов, общих идей);

          владение не только декларативным знанием (знанием о том, «что»), но и процедурным, конструктивным знанием (знанием о том, «как»);

          рефлексия, т. е. знание о широте и глубине собственных знаний.

Р. Ульрих и Р. Ульрих используют понятие «социальная компетентность» и называют следующие характеристики социально компетентного человека:

          принимает решения относительно самого себя и стремится к пониманию собственных чувств;

          забывает блокирующие неприятные чувства и собственную неуверенность;

          представляет, как следует достигать цели наиболее эффективным способом;

          правильно понимает желания, ожидания и требования других людей, взвешивает и учитывает их права;

          анализирует область, определяемую социальными структурами и учреждениями, роль их представителей и включает эти знания в собственное поведение;

          представляет, как, с учетом конкретных обстоятельств и времени, вести себя, принимая во внимание других людей, ограничения социальных структур и собственные требования;

          отдает себе отчет, что социальная компетентность не имеет ничего общего с агрессивностью и предполагает уважение прав и обязанностей других людей.

Таким образом, основное отличие психологической грамотности от компетентности заключается, на наш взгляд, в том, что грамотный человек знает, понимает, а компетентный — реально и эффективно может использовать знания в решении тех или иных проблем, способен перейти от слов к делу, от общих рассуждений к обоснованным поступкам. Грамотный человек знает «о психологии», а компетентный реально и эффективно эти знания использует, т. е. знает и реально учитывает психологию людей. Задача развития психологической компетентности — не просто больше и лучше знать человека, а включение этих знаний в «психологическую практику» жизни.

Литература:

  1.      Библер, Б. С. К проблеме человека в психологии [Текст]/ Б. С. Библер — Вопросы психологии. 1997. М 5. С. 3–19.
  2.      Газман, О. С. Воспитание: цели, средства, перспективы / Под ред. А. В. Петровского // Новое педагогическое мышление. М., 1989. С. 221–237
  3.      Емельянов, Ю. И. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности [Текст]/ Ю. И. Емельянов — М., 1995.
  4.      Климов, Е. А. Введение в психологию труда [Текст]/ Е. А. Климов — М., 1988.
  5.      Конюхов, Н. И. Словарь-справочник практического психолога. [Текст]/ Н. И. Конюхов — Воронеж, 1996.
  6.      Лифинцева Н. И. Факторы и условия формирования профессионально-психологической культуры учителя [Текст]/ Н. И. Лифинцева // Сб. науч. статей.- Курск, 2000.- 0,5 П.Л.-С.91–97.
  7.      Обозов, Н. И. Психологическая культура отношений [Текст]/ Н. И. Обозов-СПб., 1995.
  8.      Холодная, М. А. Психология самопознания личности [Текст]/ М. А. Холодная — М., 1993.

Источник: https://moluch.ru/archive/104/24549/

О проблеме психологической грамотности

Мозг человека организует целенаправленное поведение посредством  мышления.
Как складывается жизнь человека, его судьба, счастлив ли он, здоров ли, успешен ли, живёт в достатке или нужде — целиком и полностью определяется его мышлением.

Мышление осуществляется в соответствии с определенными закономерностями функционирования мозга.

Из этих закономерностей совершенно логичным образом проистекают  правила эффективного мышления и поведения.

Однако сложилась во многом парадоксальная, не правильная и весьма вредная практика, при которой людей ни в школе, ни в вузах, ни в семьях не обучают закономерностям функционирования мозга и вытекающих из них правилам эффективного мышления и поведения. Отсюда все проблемы. Человек на собственном опыте постигает знания о том, как надо решать проблемные вопросы, как строить отношения с окружающими, как добиваться благополучия и достатка и т.д.

В этом смысле подавляющее количество людей являются психологически безграмотными. И собственная психологическая безграмотность не позволяет им организовать эффективное мышление и поведение, направленные на достижение здоровья, счастья, успеха.

Психологическая безграмотность людей приводит к тому, что люди не умеют реализовывать свой потенциал, жить так, как они этого хотят, не чувствуют себя счастливыми, а зачастую теряют смысл жизни и разочаровываются в ней.

Психологическая безграмотность людей является основной, а, возможно, и единственной причиной проблем межу супругами в семьях и не редко их распада.

Психологическая безграмотность родителей самым негативным образом сказывается на воспитании и накладывает негативный отпечаток на всю дальнейшую судьбу их детей.

Психологическая безграмотность подростков является причиной многих и многих ошибок, о которых они потом жалеют иногда даже и всю жизнь.

Психологическая безграмотность людей приводит к тому, что многие люди начинают воспринимать жизнь как сплошную череду проблем, несчастий и болезней, теряют веру в себя и в жизнь, и поэтому испытывают преимущественно негативные эмоции.

Психологически безграмотные люди живут по стереотипам, заложенным в детстве и «позаимствованным» из окружающей социальной среды, не зная самих себя и не понимая своего предназначения, не умея строить отношения, не умея управлять своими чувствами и эмоциями.

Психологическая безграмотность людей приводит не только к их личным проблемам, но и снижает эффективность функционирования общества в целом. В этом плане можно говорить, что психологическая безграмотность является важным социальным фактором, определяющим не только эффективность поведения конкретного человека, но и влияющим на эффективность функционирования общества в целом.

Читайте также:  Заботы, озабоченность, беззаботность - психология

Психологически безграмотные люди не могут эффективно и с полной отдачей выполнять свои служебные обязанности в офисе или на производстве и участвовать в общественной жизни. Такие люди не уверены в себе, не активны, ранимы, тяготятся своими служебными обязанностями, не знают, как надо добиваться целей в жизни, а поэтому, и не ставят их себе. И тем самым лишают себя многих радостей в жизни.

Сложившийся парадокс, заключающийся в том, что люди выстраивают свою жизнь, не зная и не понимая закономерностей функционирования своего собственного мозга, обусловлен другим парадоксом: официальная психология, главная наука о человеке, фактически не является наукой для человека.

Потому что не предоставляет людям вразумительные и доходчивые знания о таких закономерностях, а тем более не предоставляет рекомендации по организации эффективного мышления и поведения. Каждый может в этом убедиться, открыв любой учебник по психологии или любой труд классиков психологии.

Этот парадокс сложился  исторически и его причины кроются в истоках религии, философии и в особенностях исторического становления психологии как науки.

Такую ситуацию можно понять, но нельзя мириться с ней.

Очевидно, что психологически грамотные люди смогут с лёгкостью решать проблемы, устанавливать эффективное общение с окружающими, достигать благополучия и достатка, быть здоровыми и счастливыми.

Каждый психологически грамотный человек сможет организовать свою жизнь более эффективно и так как пожелает. И каждый может и обязан быть счастливым, потому что таковы закономерности функционирования мозга. Надо лишь знать эти закономерности.

Психологически грамотные люди, как правило, успешны во многих сферах жизни.

Общество, состоящее из эффективных, успешных, здоровых и психологически грамотных людей и само станет более эффективным. Люди будут быстрее решать свои проблемы, достигать благополучия, ставить перед собой высокие цели и достигать их, будут меньше болеть.

Судя по огромному спросу на литературу по популярной психологии, общество объективно вплотную подошло к вопросу о необходимости организации психологической грамотности населения.

В конце концов, до каких пор люди будут шествовать по жизни «с завязанными» глазами, на собственном опыте постигая своё же поведение и мышление, набивая при этом множество синяков и шишек.

Можно констатировать, что время всеобщей психологической грамотности настало.

Благодаря огромной пропагандистской компании не осталось, наверное, ни одного человека, который бы не  понимал необходимости организации здорового образа жизни. Мы все уже знаем о пагубности вредных привычек, главным образом курения и употребления алкоголя, о пользе здорового питания и двигательной активности, о других составляющих здорового образа жизни.

Однако среди вышеперечисленных привычных составляющих здорового образа жизни упущена куда более важная и весомая составляющая – психологическая грамотность.

Пропаганда знаний закономерностей функционирования мозга и правил эффективного мышления и поведения (психологическая грамотность или «здоровое» мышление) в пропаганде здорового образа жизни должна занимать доминирующее место.

И каждый должен понимать, что когда речь идёт о здоровом образе жизни, то имеют в виду три важнейших его составляющих: психологическая грамотность или здоровое мышление, здоровое питание и двигательная активность. Все другие составляющие здорового образа жизни, например, отказ от вредных привычек, реализуются посредством здорового мышления.

В этой связи стремление овладеть психологической грамотностью, должно превратиться в мощнейший общественный стереотип.

Таким образом, важнейшей задачей является организация как можно более широкой психологической грамотности людей, что в целом позитивно отразится на их жизни, на укреплении здоровья, повышении успешности каждого члена общества, на ощущении счастья людьми и в целом позитивно скажется на эффективности функционирования общества в целом.

Психологическая грамотность должна стать необходимым условием полноценного, здорового и эффективного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности в течение всей жизни и обязательным условием эффективного функционирования общества в целом.

Что такое психологическая грамотность? Это, в первую очередь, отличное знание особенностей и закономерностей функционирования своего собственного мозга.

И во вторую очередь вытекающих из этих закономерностей правил эффективного поведения.

«Во вторую очередь» потому, что, зная закономерности функционирования мозга, человек и сам может с лёгкостью сформулировать такие правила, т.к. они совершенно логично вытекают из этих закономерностей.

Если коротко, то к таким правилам можно отнести:

— умение мыслить позитивно;

— умение бороться со стрессами;

— умение правильно выстраивать взаимоотношения с окружающими;

— умение правильно критиковать и правильно относиться к критике;

— умение правильно решать проблемы;

— умение создавать мотивацию для достижения целей;

— умение формировать веру и достаточную её силу для достижения целей;

— умение правильно выстроить шкалу жизненных ценностей;

— умение избавляться от вредных стереотипов поведения и формировать полезные;

— понимание смысла жизни и своего главного предназначения – быть счастливым.

Все эти правила в совокупности со знаниями о закономерностях функционирования мозга могут быть положены в основу вашей активной жизненной философии. Каждый из нас, хотим мы того или нет, и выстраивает свою жизнь в соответствии со своей жизненной философией.

Вопрос только в том, эффективна ли она и к каким результатам вас привела. А умение формировать эффективную и активную жизненную философию и составляет правило № 1 эффективного, успешного, счастливо и здорового человека.

Таким образом, психологически грамотный человек должен быть философом в отношении своей собственной жизни.

Существует одно очень важное условие для реализации идеи психологической грамотности: психологические знания должны предоставляться в доходчивой и внятной форме, они должны быть просты и  понятны каждому.

А рекомендации и правила эффективного мышления и поведения должны быть тесно увязаны с теорией, т.е. с закономерностями функционирования мозга и совершенно логично вытекать из них.

Известно, что, чем человек лучше знает теорию, тем эффективнее его практика.

Первым шагом на пути организации психологической грамотности может стать книга «Ви-психология: ваша жизненная философия здоровья, счастья, успеха» из готовящейся серии «Энциклопедия психологической грамотности». И как раз в ней психологические знания изложены в доходчивой и простой форме.

Что такое «Ви-психология» и каков её предмет? Ви-психология — сумма знаний о механизмах, способах и правилах организации эффективного мышления и поведения человека в окружающей его социальной и природной среде, основывающихся на закономерностях функционирования мозга.

Необходимо подчеркнуть несколько важных аспектов этого определения.

1. Ви-психология имеет чётко выраженную практическую направленность: изложенная в ней информация направлена на организацию эффективного мышления и поведения. Т.е. Ви-психология – однозначно для людей.

2. Правила эффективного мышления и поведения тесно увязаны с закономерностями функционирования мозга и основываются на них.

Весь материал «Ви-психологии» имеет общую концептуальную схему: способность нашего мозга вырабатывать информацию в виде зрительных и визуальных образов. Все остальные закономерности функционирования мозга основываются на этой его способности.

Целью Ви-психологии является повышение эффективности мышления и поведения людей в интересах достижения ими здоровья, счастья, успеха посредством организации их психологической грамотности.

Источник: http://ve-psychology.com/kolonra-avtora/4-kolonra-avtora

Психологическая грамотность: базовые правила общения

Обязательные правила общения или небольшой ликбез на эту тему. Правила очень простые, но почему-то приходится сталкиваться в своей практике с тем, что люди нарушают эти базовые правила общения:

1) Не входите в общение с новым, неизвестным вам человеком, начиная это общение с претензий к нему.

Входить в коммуникацию с  новым человеком, начиная ее с претензий к нему и ждать, что у вас что-то хорошее получится — напрасный труд.

Напоминаю, что претензии вы можете выражать не только словесно, но и языком тела (интонацией голоса, обращением, жестикуляцией, позами и пластикой тела и т.д.)

2) Не начинайте общение со лжи. Пусть значительная часть из того, что вы сообщаете кому-то — правда, но если в чем-то вы лжете этому человеку (обычно из страха перед ним) — рано или поздно это вскроется.

Некоторые люди распознают ложь сразу же. Лгать кому-то и рассчитывать в ответ на искренность — глубокая ошибка, потому что вы сразу сводите на нет кредит доверия к себе.

Общайтесь с другими людьми с римской прямотой, говорите как есть и что есть на самом деле.

3) Критикуйте только поступок (проступок), а не личность. Переход с критики отдельного взятого проступка на ожесточенную (и как правило абсолютно несправедливую) критику личности — это не просто грубейшая психологическая ошибка, это полная психологическая безграмотность.

В итоге вы можете получить в лице другого человека не друга, а врага и дальнейшее сотрудничество может стать невозможно. Не позволяйте никому критиковать вашу личность, не позволяйте критику личности в свой адрес, но точно также не позволяйте и себе критиковать чужую личность.

Поступок — можно, но ваша критика должна быть всегда конструктивной, а не неконструктивной. Никогда не забывайте про хорошую экологию отношений! Бывает, что одно слово может ранить человека сильнее ножа и помниться долгие месяцы или годы.

Герой романа Рафаэля Сабатини «Одиссея капитана Блада», Питер Блад, снова и снова ожесточенно и с горечью цитирует Арабелле ее же смертельные оскорбления в свой адрес: «Конечно! Я ведь презренный убийца, жалкий вор и пират!» Арабелла уже не раз пожалела, что сказала это ему однажды, но как исправить испорченную экологию отношений она не знает. А не проще ли было не портить эту экологию отношений с самого начала?

4) Выключите парадигму долженствования из общения (парадигму долга, словно бы другой человек что-то вам должен, должен и еще раз должен, вот прямо-таки обязан!).

Долг может существовать только в договорных отношениях (при письменном или устном контракте).

Очень плохо, если существует поведенческая парадигма долга между мужем и женой, а уж между людьми, которых не связывают никакие обязательства, попытка навязать парадигму долга  будет точно вызывать сопротивление.

Постарайтесь выбросить из своего лексикона это слово вообще! Слово «долг» — это маркер невроза. «Он мне что-то должен!» или «она мне что-то должна!» —  так говорят, думают и относятся к другим, как правило, невротизированные личности. Никто вам ничего не должен, как и вы никому ничего не должны.

5) Не используйте ярлыки в мышлении и речи. Особенно аккуратнее с так называемыми логическими операторами из 4-х слов: «все, всегда, никто, никогда». Эти максимы очень часто свидетельствуют об ошибочности суждения. Пример: «все знают, что…» Очень часто в таком типе высказвания содержится ошибка.

6) Умейте разделять свою зону ответственности и чужую зону ответственности.

7) Умейте защищать ваши границы личности от грубого вторжения в них и следите за тем, чтобы вы сами не вторгались грубо и без малейшего уважения в чужие границы личности.

8) 4 правильных слова для выстраивания качественной коммуникации таковы: уважение, честность, открытость и эмоциональность (эмоциональность — в положительном спектре эмоций, разумеется).

Читайте также:  Право на счастье - психология

Спросите себя, что именно (какую эмоцию?) вы транслируете этому человеку, когда общаетесь с ним? Вы можете транслировать какую-то эмоцию не только вербально (словесно), но и языком тела: тональностью голоса, поворотом тела, взглядом и т.д.

Говорить-то вы можете правильные слова, а вот транслировать другому человеку своим телом можете в это же время совсем другие, негативные эмоции: обиду, чувство вины, страх отторжения и т.д.

Начните транслировать другому человеку не просто словами, но и языком вашего тела: уважение, честность, открытость и эмоциональность. Язык тела — это не менее 70% в коммуникации между вами и только оставшаяся часть — это ваше речевое поведение.

9) Говорите с другим человеком на положительных эмоциональных языках (например, на языке приятия) или на нейтральных эмоциональных языках (на языке конструктивного диалога), а не на негативных эмоциональных языках (на языке необоснованных претензий, на языке обид и т.д.)

10).  Другой человек может порою вести себя недостойно, а иногда и неадекватно. Самое главное — вы будьте адекватны. Если между вами есть прямо сейчас какая-то конфликтная зона — лучше всего выйдите из нее на какое-то время и дайте этому человеку время на то чтобы успокоиться.

Илья Васильев

orator.ee

Источник: http://orator.ee/psihologiya/psihologicheskaya-gramotnost-bazovyie-pravila-obshheniya

Что такое «психологическая грамотность» | Влияние взрослых на личность ребенка | Часть I Раннее детство – открытие большого мира | Читать онлайн, без регистрации

Что такое «психологическая грамотность»

Словосочетание «психологическая грамотность» появилось достаточно недавно в общественном лексиконе.

Но все же оно непременно включается в список требований к личности современного руководителя, представителей профессий сферы «человек-человек», стало обязательным услFовием коммуникативной успешности.

Насколько применимо понятие психологической грамотности в семье: при общении с ребенком и его воспитании? Прежде всего, необходимо прояснить, что такое психологическая грамотность родителей, что она в себя включает, и нужна ли она при воспитании детей?

Психологическая грамотность родителей есть освоение необходимого минимума психологических знаний и умение пользоваться ими в процессе воспитания ребенка.

К необходимым знаниям отнесем сведения по возрастной психологии, которая изучает закономерности психического развития и формирования личности человека от рождения до старости.

Именно возрастная психология знакомит с психологическими особенностями каждого периода, с понятиями возрастных кризисов и новообразований, стадиями развития интеллекта ребенка и еще очень многими важными для воспитания представлениями.

Психологическая грамотность немыслима без знаний семейной психологии. Согласно семейной психологии на каждом из жизненных циклов семьи решаются свои задачи.

При этом на жизнь семьи влияет множество характеристик: структура семьи, кто, как и какую роль выполняет, особенности эмоциональных связей и межличностных отношений, способы разрешения конфликтов, субъективная удовлетворенность браком и т. д.

Знакомство с этими характеристиками позволяет человеку осмыслить трудности своей собственной семьи и найти способы совершенствования семейных отношений. Не всегда это возможно самостоятельно, иногда необходим доброжелательный профессиональный взгляд со стороны.

Тогда семья прибегает к помощи семейного психолога и психотерапевта, и такие действия свидетельствуют, как ни странно, об ее психологической грамотности.

Идеальных семей не бывает. Конфликты, напряженные взаимоотношения, недопонимания бывают в каждой, даже самой дружной, семье.

Если семья признает свои трудности, делает шаги по их преодолению, готова открыто говорить о них – такую семью можно признать психологически здоровой.

И наоборот, семья, скрывающая свои болевые точки, ухудшает свое здоровье. Одна из причин таких неэффективных действий – отсутствие психологической грамотности.

Психологическая грамотность не является обязательной составной частью общей культуры родителей.

Они могут быть образованными, культурными людьми, но не знать, какие периоды жизни ребенка наиболее значимы для развития речи или образного мышления; родители могут иметь грамотную и выразительную речь, но не знать эффективные словесные формулы, например для выражения недовольства.

Психологические знания для многих родителей остаются невостребованными до рождения ребенка, а зачастую и после его появления на свет. Однако в последнее время число пап и мам, стремящихся получить ответы на разные вопросы воспитания и развития детей, значительно возросло.

Удовлетворить свои запросы они могут с помощью книг, интернет-ресурсов, журналов. Другое дело, что подчас именно психологической грамотности не хватает, чтобы разобраться, что в потоке информации полезно, а что лучше во внимание не принимать.

Психологическая грамотность родителей влияет на выбор воспитательных методов, их эффективность и, в конечном счете, на личностное развитие ребенка. Ошибки могут обойтись слишком дорого и оказать травмирующее воздействие на всю последующую жизнь человека. Чтобы повысить уровень психологической грамотности и избежать ошибок в воспитании, родители могут:

• узнать о принятых в научной психологии взглядах на развитие ребенка в конкретный возрастной период;

• сформировать собственную внутреннюю позицию по отношению к своей родительской роли и к ребенку;

• отказаться от неверных установок, мифов воспитания;

• критично относиться к информации о воспитании и развитии, поступающей из книг и других источников.

Итак, для начала приведем некоторые сведения из серьезных психологических теорий, которые могут быть полезны родителям детей в возрасте от года до трех лет.

Источник: http://velib.com/read_book/kollektiv_avtorov/razvitie_lichnosti_rebenka_ot_goda_do_trekh/chast_i_rannee_detstvo_otkrytie_bolshogo_mira/vlijanie_vzroslykh_na_lichnost_rebenka/chto_takoe_psikhologicheskaja_gramotnost/

Психологический Ликбез. Советская психология

Время идёт, и мир меняется. Меняются и люди, и общество, наступают новые невиданные кризисы — но открываются и новые невиданные возможности.

Всё большее значение в обществе приобретают психологические знания в самых разных сферах жизни.

От массовой психологии, рекламы, управления, политтехнологий и до разбора с внутриличностными «тараканами», от элементарной психогигиены в строительстве личных отношений, в воспитании детей — и до поисков смысла жизни, от преодоления алкоголизма, игровой зависимости — до исследования творчества, пограничных состояний сознания, выявления талантов, развития способностей. И это далеко не всё.

В то же время — в нашем обществе, несмотря на всеобщее, казалось бы, образование, крайне не хватает ясного и системного представления о психологии.

Имеется ужасающая смесь обрывков знаний, «приёмчиков», вперемешку со слухами и предрассудками, из-за чего психолог зачастую приравнивается к гадалке или колдуну.

Огромная разница в понимании психологических закономерностей создаёт широкое и недоброе поле для обманов и манипуляций, ошибок и недоверия. Налицо необходимость поднимать грамотность.

Группа «Красная Психология» решила создать серию-ликбез по основным школам и вопросам психологии.

Сегодня мы поговорим о важном направлении в психологии — большой и серьёзной системе, особенной для красного психолога — о советской психологии.

Советская психология отличается надёжнейшей научной базой, строгим материалистическим подходом, изначальными сильными связями с другими науками и методологическими подходами, направленностью на фундаментальную работу. Сразу заметна непротиворечивость разных школ советской психологии, которые уверенно складываются в стройную систему знаний.

Один из «столпов» советской психологии — «физиологический», изучающий нервную систему человека — материальный носитель его психики.

Физиология, психофизиология, нейропсихология, неврология во многом обязаны своим развитием советским учёным, а они шли ещё дальше физиологии, искали и находили связь её с психикой и поведением.

«Психика есть свойство высокоорганизованной материи (в форме нервной системы), заключающееся в отражении внешнего мира».

Самые крупные работы:

Иван Михайлович Сеченов. Нерв и Рефлекс, условный и безусловный рефлексы, торможение в нервной системе.

Сеченов — «отец русской физиологии», исследователь рефлексов с открытием условных и безусловных рефлексов, центрального торможения рефлексов как механизма регуляции поведения.

Человек широчайших взглядов, он наряду со строгой и точной работой по рефлексам не ограничивался ею, развивал научные представления о воле, сознании, воспитании, гуманистической роли науки, распространял учение Дарвина, выступал за права женщин.

Иван Петрович Павлов. Теория Высшей нервной деятельности, Вторая сигнальная система.

Первый русский нобелевский лауреат, создатель теории высшей нервной деятельности, Павлов изучал рефлекс как базу нервной деятельности: как непосредственно-рефлекторной «низшей», характерной для животных, так и характерной для человека «высшей», строящейся на сложных рефлексах и состояниях.

В своих знаменитых опытах с собаками Павлов изучал сложное формирование рефлекса, включающее образование связей непосредственного источника с другими внешними явлениями. Фактически Павлов описал материальную основу психической жизни человека и во многом — её элементарные механизмы.

Изученный Павловым такой тип высшей нервной деятельности, как Вторая сигнальная система человека — речь, способность продуцировать, воспринимать и оперировать знаками, сыграл огромное значение в понимании развития психики.

Владимир Михайлович Бехтерев. Физиология мозга, рефлексология, патопсихология, создание института, журнала.

Выдающийся исследователь в медицине, невролог и невропатолог, организатор лабораторий и институтов, создатель журналов. Изучал локализацию психических функций в мозге и взаимодействие центров локализации.

Также изучал взаимодействие личности и общества, один из основателей положения о развитии психики в труде.

Алексей Алексеевич Ухтомский. Доминанта.
Разработал учение о доминанте, во многом раскрывшей «внутренние условия» реагирования людей на ту или иную ситуацию.

Доминанта — складывающийся в нашем мозгу характерный рисунок возбуждений и торможений, который обладает способностью самоподдерживаться, связан с психологическим состоянием человека и его характерными восприятиями и реакциями при действии данной доминанты.

При складывании разных доминант возникают разные состояния, разное восприятие и разные действия. Так же Ухтомский разрабатывал вопрос конфликта доминант и подавления ими друг друга, и психологические последствия этого.

К учению о доминанте хорошо пришлась теория Установки Дмитрия Николаевича Узнадзе, фактически обрисовавшая психологическую сторону физиологической доминанты, но значительно продвинувшаяся в изучении бессознательного и влияния прошлого опыта на поведение человека.
Установка — неосознанное психологическое состояние, определяющее реакции человека и его будущую деятельность. Установка предваряет и определяет развертывание любой формы психической деятельности.

Второй «столп» советской психологии — марксизм, открытие психики человека и отношений в обществе как продукта исторического развития.

Существенные его постулаты — уйти от рассмотрения одинокого вырванного из контекста человека, перейти к рассмотрению системы личностей в их отношениях и на её основе — каждой частной психики.

Рассматривать проблему не у одного человека, а как место в системе общественных и психических отношений.

Человечество способно накапливать опыт и передавать его вновь рождённым людям в процессе воспитания.

Психика — не просто отражает окружающий мир, но и активно воздействует на него, в чём проявляется диалектика развития материи.

Существенное влияние на второй столп оказала давняя русская медицинская традиция: рассматривать больного в момент заболевания не одного, а вместе с его окружением.

Лев Семёнович Выготский. Культурно-историческая теория.
Изучал общественную природу психики человека, он изучал формирование психики человека в общественных взаимодействиях; то, как непосредственно работает в этом открытая Павловым Вторая сигнальная система в общении людей, как это общение складывалось исторически и как оно развивается.

Алексей Николаевич Леонтьев. Принцип единства сознания и деятельности.
Сергей Леонидович Рубинштейн. Психология деятельности, творческая деятельность как процесс жизни.

Создатели важнейшего деятельностного подхода доказали диалектическую связь сознания и деятельности, что фактически это две стороны одного процесса, что открыло огромные возможности в изучении психологии и дало выход из тогдашнего кризиса развития психологии.

Он состоял в разрозненности «внутреннего» мира сознания и «внешнего» мира реакций и действий для исследователя, что вызвало ряд неразрешимых проблем, поговаривали даже о конце психологии.

П.Я. Гальперин и Д.Б. Эльконин продолжили и углубили деятельностный подход. Они изучали поэтапное формирование психики человека, особенно умственных действий и понятий, давшее начало экспериментам в области исследования возрастной психологии и психологии обучения.

Отдельно стоит упомянуть о углублении в теорию деятельности, сделанном А.Ф.Лазурским и В.Н.Мясищевым — психологию отношений, давшей глубокий взгляд на личность как на систему отношений, сформировавшуюся на рефлекторной основе в деятельности и отражающую определённую культурно-историческую ситуацию.

Читайте также:  Стили воспитания: вседозволенность, опека, свобода выбора - психология

Деятельностный подход идеально пришёлся к культурно-исторической концепции, которая в свою очередь хорошо стыковалась с учением о рефлексах и основанной на них Высшей нервной деятельности, учениями о Доминанте и Установке, этапах формирования психики, психологии отношений. Сложившаяся система стала каркасом советской психологии, вкупе с выработанной системой основных психологических понятий.

Третьим «столпом» Советской психологии была плотная связь с другими науками, непреклонное следование научной методологии, академичность и фундаментальность.

Большие результаты были достигнуты в возрастной психологии и психологии развития, инженерной психологии, эргономике и профориентации, вопросах гармоничного воспитания и обучения.

К сожалению, с разрушением СССР была подорвана база советской психологии, как и многих других советских наук.

Были разорены и уничтожены многие институты и исследовательские центры, а уцелевшие зачастую находятся на грани выживания в хищной рыночной среде.

Многие исследователи не сумели продолжать работу или уехали за рубеж, качество психологического образования резко упало, молодых исследователей крайне мало, немалая часть из них также работают на зарубежные институты.

Наблюдающееся сегодня засилье иностранных — зачастую плохо адаптированных, но распиаренных — «модных» психотехник задвинуло в тень советскую практическую психологию, и совершенно незаслуженно. Цифра в 85% обычной успешной результативности в тренинге кое-что скажет знакомому с тренингами спецу.

Почему тогда «советские» тренинги не завоевали популярности на рынке, спросите вы? В рыночной экономике иметь хорошие тренинги мало, надо ещё их «раскрутить» на какие-то средства, встроиться в зачастую бесчеловечную систему дополнительного образования, завести и поддерживать нужные связи с зачастую нечистоплотными людьми. Практикующий психолог вынужден быть ещё и бизнесменом, а это выдерживают не все.

Советская психология — старательная, строгая, неторопливая — создана для другой эпохи.

Как в космическом павильоне ВДНХ наблюдается засилье ларьков, торгующих трусами — так и в психологической практике наблюдается засилье примитивных «практик» без теории.

Они смешиваются с мистикой и гаданиями, превращаются в шаманство, а порой и в откровенное мошенничество с яркими, но не решающими глубинных проблем «тренингами личностного роста».

Источник: http://zastava-nkk.ru/psihologicheskij-likbez-sovetskaya-psihologiya/

Психологическая грамотность старшеклассников

В последнее время в отечественной психологической науке развернулась дискуссия о повышении уровня психологической культуры учащихся, об особенностях преподавания психологии в общеобразовательной школе.

Структура курса «Психология» или «Человекознание» или «Человековедение» (где обязательно присутствует психологический компонент), формы, методы преподавания его школьникам активно обсуждаются в научной и научно-методической литературе. Ее анализ показывает, что в настоящее время активно ведутся дискуссии о месте психологии в структуре учебно-воспитательного процесса.

Так, особенности преподавания и изучения психологии в общеобразовательной школе обсуждаются в работах И.В. Вачкова, Л.Д. Деминой, Л.С. Колмогоровой, Я.Л. Коломинского, А.А. Реан и многих других.

В отечественной психологии существует проблема определения понятия «психологическая культура», выделения ее показателей. Ни в одном из отечественных словарей по психологии нет описания термина «психологическая культура».

В справочной литературе представлены определения отдельных ее составляющих (коммуникативная культура, культура поведения и т.п.).

В современной специальной литературе даются неоднозначные определения общей психологической культуры.

Не проводя сейчас их подробный анализ, отметим лишь, что мы придерживаемся определения психологической культуры, данного Л.С. Колмогоровой: «это составная часть базисной культуры личности как системной характеристики человека, позволяющая ему эффективно самоопределиться и самореализоваться в жизни, способствующая успешной адаптации и саморазвитию.

Она включает грамотность и компетентность в психологическом аспекте понимания человеческой сущности, внутреннего мира человека и самого себя, человеческих отношений и поведения, гуманистически ориентированную ценностно-смысловую сферу (стремления, интересы, мировоззрение, ценностные ориентации), развитую рефлексию, а также творчество в психологическом аспекте человекознания и собственной жизни».

Цель данного исследования заключается в изучении психологической грамотности старшеклассников Гимназии № 25 г. Барнаула.

Психологическая грамотность представляет собой первое звено или «азы» психологической культуры. Она означает овладение психологическими знаниями (фактами, представлениями, понятиями, законами и т.д.

), умениями, символами, правилами и нормативами в сфере общения, поведения, психической деятельности и т.д.

Психологическая грамотность может проявляться в кругозоре, эрудиции, осведомленности по поводу разнообразных явлений психики. В данном случае имеется в виду базовая психологическая грамотность, необходимая каждому человеку в повседневной жизни.

В начале 2001/2002 учебного года автором было проведено исследование по изучению уровня психологической грамотности как одного из показателей психологической культуры старшеклассников, а именно, девятиклассников Гимназии № 25 г.

Барнаула (всего 75 человек). Для изучения осведомленности и владения психологическими понятиями на уровне представления и узнавания была использована первая часть теста «Психологическая грамотность», разработанного Л.С. Колмогоровой.

Проанализировав полученные результаты, автор пришел к выводу, что у учащихся девятых классов Гимназии уровень психологической грамотности — средний (44% правильных ответов).

Наиболее сложными, вызвавшими основное количество ошибок, оказались следующие понятия: сенсорный, ригидный, адаптация, депрессия, ассоциация и др. Многие старшеклассники не различают темперамент и характер, компромисс и сотрудничество, гипноз и медитацию и т.д.

Им практически не знакомы значения слов «дебил», «толерантность», «релаксация» и др.

Полученные данные позволяют сделать вывод, что старшеклассники, обучающиеся не только в Гимназии, но и в общеобразовательной школе, нуждаются в квалифицированной и профессиональной психологической подготовке в рамках среднего образования.

И это совершенно не зависит от того, какую профессию они выберут, куда пойдут учиться, чем будут заниматься в своей дальнейшей жизни, так как полученные знания помогут им хотя бы на первоначальном этапе решать психологические проблемы своей жизни, во взаимоотношениях с другими людьми и т.п.

Необходимо, чтобы в школы внедрялся предмет «Психология», который бы давал основы психологической грамотности и формировал общую психологическую культуру учащихся.

Лужбина Н.А.

Также читайте:

Источник: http://www.psyhodic.ru/arc.php?page=1610

10 вещей, которые необходимо знать о психологии

Автор Evgeniy в 06/10/2013. Опубликовано Психология 101

Основные факты о психологии для начинающих

Если вы решили изучать психологию, то первое время вам будет тяжело разобраться в ее обширных теориях. Запомните для начала эти 10 основ. Они помогут вам лучше понимать, что такое психология.

Если психология для вас является чем-то новым, скорее всего, она покажется вам слишком запутанной и обширной наукой. Однако знание некоторых базовых истин может помочь вам в начале её изучения.

В статье перечислена только малая часть важнейших постулатов, которые нужно знать об этой занимательной науке.

Когда вы разберетесь с ними, будьте уверены – вы подготовлены для более глубокого изучения психологии.

1. Психология – это исследование поведения человека и его психики

Психология занимается исследованиями в области человеческого поведения и психики. Сам термин «психология» происходит от греческого слова «psyche», что значит «дыхание, дух, душа», и «logia» – «наука». Она возникла на основах философии и естественных наук, кроме того, соприкасается и с другими науками, например, с социологией, медициной, антропологией и даже лингвистикой.

Что такое Психология?

2. Психология пользуется научными методами

Одним из самых популярных заблуждений о психологии является то, что это не наука, а просто болтовня, разговоры, руководствующиеся обычным здравым смыслом.

Однако психология успешно пользуется именно научными методами для изучения своих проблем и приведения последующих выводов.

Психологи работают с целым спектром разных приемов, например, с наблюдением в естественных условиях, экспериментами, тематическими исследованиями и анкетированием.

3. Психология – это множество разных точек зрения

Проблемы и ситуации, требующие внимания психологов, можно рассматривать под разным углом. Возьмем, например, насилие.

Некоторые обратятся к биологическим факторам, влияющим на его применение, другие же рассмотрят эту проблему с точки зрения культуры, отношений в семье, социального давления и прочих ситуаций, могущих спровоцировать насилие. Вот несколько основных подходов, применяющихся в психологии:

  • Биологический подход;
  • Когнитивный подход;
  • Поведенческий подход;
  • Естественнонаучный (эволюционный) подход;
  • Гуманистический подход.

4. Психология имеет множество подразделений

В психологии существует множество разных отраслей. На вводных уроках студенты обычно учат основы разных сфер профессиональной деятельности. Более глубокое изучение каждой сферы, как правило, зависит от выбранной специализации. Клиническая, когнитивная, социальная психология, психология личности и развития – это только несколько возможных специализаций психолога.

  • Отрасли психологии
  • Направления психологии

5. Психология – это не только терапия

Когда кто-то говорит слово «психология», вы сразу представляете себе доброго врача с блокнотом и пациента на кушетке, вещающего про детские воспоминания? Такая терапия, конечно, присутствует в психологии, однако это далеко не всё, с чем работают психологи. На самом деле, многие вообще не занимаются психическим здоровьем людей, так как психология включает в себя и другие области, например, консультирование, обучение, исследования…

Специалисты-психологи нужны в самых разных компаниях и отраслях, например:

  • В колледжах и университетах;
  • В частных компаниях;
  • В начальных и старших школах;
  • В больницах;
  • В правительственных учреждениях.

6. Психология вокруг каждого

Психология – это не только академическая дисциплина, которая существует только в учебных классах, лабораториях и приёмных психологических кабинетов. Принципы психологии мы встречаем каждый день в самых обыденных ситуациях.

Печатная реклама и реклама, которая каждый день идет по телевизору, основаны на психологическом воздействии, убеждающем нас покупать рекламируемую продукцию и пользоваться услугами.

Различные веб-ресурсы, которые мы регулярно посещаем в сети, также используют эту науку, чтобы понять, как люди читают и интерпретируют информацию с интернет-страниц.

7. Психология исследует и реальность, и теорию

В самом начале изучения психологии, вам может показаться, что некоторые теории не слишком применимы к реальной жизни. Тут важно не забывать, что психология – одновременно и теоретическая, и прикладная наука.

Некоторые специалисты-психологи сосредоточены только на добавлении нового к совокупным знаниям о психике и поведении человека (это фундаментальные исследования).

Тогда как концентрируются на непосредственном решении проблем в жизни пациента, применяя психологические принципы и теории в реальных ситуациях (прикладные исследования).

8. Психология предполагает множество вариаций развития карьеры

Если вы подумываете о карьере психолога, приятной неожиданностью для вас может стать то, что вы можете выбрать один из множества путей её развития. Варианты зависят от вашего образования и полученного опыта работы.

Важно знать, какое необходимо обучение, какие предъявляются требования к лицензиям для конкретной специализации.

Вот только несколько вариантов: клиническая и судебная психология, организационно-производственная психология и психология здоровья.

9. Психология изучает и нормальное, и отклоняющееся поведение

Многие думают, что психология рассматривает только девиантное (отклоняющееся от ормы) поведение. Не забывайте, что это не так: психологи исследуют и нормальное поведение человека.

10. Задачи психологии: Описать, Объяснить, Предсказать, Изменить и Улучшить

Существуют четыре основные задачи психологии:

  • Описывать человеческое мышление, психику, нормальное и отклоняющееся поведение;
  • Объяснять, почему возникают те или иные реакции;
  • Предсказывать, когда, как и из-за чего такое может произойти в будущем;
  • Изменять и улучшать поведенческие реакции отдельных людей для поднятия уровня их жизни и жизни целого общества.

Источник: http://aboutyourself.ru/101/10-veshhej-o-psixologii.html

Ссылка на основную публикацию