Требовательность — психология

ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬ

Требовательность - психология

— предъявление высоких моральных требований к человеку и признание его ответственности за их исполнение.

Всякому учреждению и предприятию время от времени доводится переживать приход нового руководителя. Событие это обычно важное и интересное. Люди связывают с ним какие-то свои надежды и ожидания, живо обсуждают малейшие перемены.

Проходит некоторое время, и положение в коллективе становится, бывает, неузнаваемым.

Люди те же, что и прежде, а на работу никто не опаздывает, каждый исправно делает свое дело, а план, ранее казавшийся непосильным, быстро и спокойно выполняется.

Это хорошо описано в рассказе Сергея Антонова «Дожди».

Перед нами маленькая фигурка страдающего одышкой, не умеющего сердиться, с добрыми, голубыми, как у ребенка, глазами начальника строительства моста Ивана Семеновича.

Он хороший инженер, но работа его коллектива «идет как-то бестолково», говорит начальник транспортного отдела, постоянно небритый, ко всему равнодушный Тимофеев и добавляет: «Не кулаком бьет, а пятерней. Хозяина настоящего нет»,

Но вот на место Ивана Семеновича присылают из Москвы высокого и сильного, начавшего лысеть мужчину лет тридцати пяти — тридцати восьми, в кирзовых сапогах и со странной фамилией Непейвода.

Когда он сел, разложив по столу волосатые руки, этот письменный стол сразу показался секретарше Валентине Георгиевне гораздо меньше, чем при Иване Семеновиче.

Впрочем, в кабинете новый начальник бывал редко, а остальное время с самого рассвета ездил по карьерам и по строительной площадке, возвращался, осыпанный пылью, раздевался в кабинете до пояса и мылся, расплескивая по стенам воду.

Стройка ожила, и тот самый Тимофеев, у которого с приездом нового начальника кончилась спокойная жизнь, ходил теперь бритый, улыбался и не сомневался, что перевезет на своих шестнадцати машинах все, что только ему захочется.

Других людей тоже словно подменили: «Шоферы, которых раньше считали главными виновниками медленных темпов строительства, повеселели, вошли в азарт, постоянно спорили с погрузчиками, что машина недогружена, и велели сыпать материал до верхней доски борта, объясняя это тем, что хорошо нагруженная машина меньше буксует…»

Вот что значит требовательный руководитель. Требовательность к подчиненным — это и талант и наука.

Быть требовательным — значит добиваться того, чтобы твое слово было законом для каждого, к кому оно обращено. Это удается только человеку, у которого есть сильное природное желание вести за собой других, объединять их вокруг себя — то, что называется «держать в руках». О таком человеке мы говорим: «волевой».

Очень волевым человеком был покойный маршал Жуков. Вглядитесь в его портрет и сразу поймете, что имеют в виду работавшие под его началом военные, когда делятся воспоминаниями о характере полководца.

Мощный подбородок, прямой, твердый взгляд — огромная уверенность и властность в каждой черте.

Десятки армий и фронтов, миллионы солдат, тысячи офицеров и генералов, сражавшихся на необъятных просторах против невиданного по мощи и жестокости врага, — все чувствовали несгибаемую волю этого человека, волю к победе.

Рассказывают такой любопытный, не исключено, что и придуманный, но характерный случай. Однажды после войны, будучи командующим Уральским военным округом, Георгий Константинович поехал на охоту и где-то на поляне лицом к лицу столкнулся с медведем.

Медведь выскочил неожиданно, между ним и маршалом было каких-то два-три шага. Что же сделал маршал? Поднял ружье и выстрелил? Нет. Бросив ружье, кинулся на зверя с голыми руками? Тоже нет.

Он отступил на полшага, смерил медведя взглядом и сурово, не допуская и мысли, что тот ему, маршалу, может не подчиниться, приказал: «Стоять!» И зверь остановился!..

И, секунду растерянно помедлив, повернулся и потрусил назад, в лес… Быль или легенда? Но натура Жукова в ней как на ладони.

Если талантом требовательности, сильной воли (используемым, конечно, во благо людям) нам остается только восхищаться и любоваться, то науку требовательности можно и нужно изучать и перенимать. Правда, это очень непростое дело, потому что сколько есть требовательных организаторов, столько и наук.

Имеются, однако, и некоторые общие для всех принципы и методы, описанные к тому же и в художественной, и в специальной деловой литературе.

Главный принцип, пожалуй, такой: если хочешь, чтоб твое требование было выполнено, вели делать только то, что подчиненный в состоянии сделать.

— Мне хотелось бы поглядеть на заход солнца, — говорит Маленький принц королю астероида 325 из сказки Экзюпери. — Пожалуйста, сделайте милость, повелите солнцу закатиться.

— Если я прикажу какому-нибудь генералу порхать бабочкой с цветка на цветок, или сочинить трагедию, или обернуться морской чайкой и генерал не выполнит приказа, кто будет в этом виноват — он или я?

— Вы, ваше величество, — ни минуты не колеблясь, ответил Маленький принц.

— Совершенно верно, — подтвердил король. — С каждого надо спрашивать то, что он может дать. Власть прежде всего должна быть разумной… Если ты повелишь своему народу броситься в море, он устроит революцию. Я имею право требовать послушания, потому что веления мои разумны…»

Распоряжения, не учитывающие реальных условий, обстановки, сил и способностей исполнителя, приводят к тому, что он, исполнитель, теряется, падает духом, раздражается, перестает верить в себя и в начальника, и в итоге, каким бы волевым этот последний ни был, страдает дело.

Воля маршала Жукова, кстати, сочеталась с глубочайшим знанием военного дела, умением планировать сражения, наилучшим образом расставлять войска, перехитрять врага, заботиться о том, чтобы полководческая идея — взять хотя бы окружение армии Паулюса в Сталинграде — была обеспечена всеми возможными материальными ресурсами, от боеприпасов до валенок для солдат.

Всякий хороший руководитель, давая задание подчиненному, непременно укажет, к какому сроку оно должно быть выполнено, и ни разу не забудет проверить выполнение. Некоторые любят говорить с решительным, властным видом: «Сделать и тогда-то доложить» — но тут же забывают свои слова. Такие руководители постепенно теряют авторитет в коллективе и рано или поздно оказываются у разбитого корыта.

Дело не только в том, что подчиненные, так сказать, разбалтываются. Проверить, сделана ли работа, сплошь и рядом значит оказать помощь исполнителю, вникнуть в трудности, с которыми он столкнулся, вообще разобраться в положении. Без этого организаторская деятельность лишается смысла, руководитель попадает’ во власть стихии, не он управляет обстоятельствами, а обстоятельства управляют им.

Но это конкретные рассуждения о требовательности руководителя к подчиненным. А главное — требовательность человека к самому себе.

Примечательно, что она тоже невозможна без воли, настойчивости и сознательно выработанного умения распоряжаться, в данном случае распоряжаться собой.

Думая об этом, один (а особенно недавно кончивший школу и тем более школьник) вспомнит Рахметова, Кирсанова и Веру Павловну и в противоположность им — Илюшу Обломова; другой — своих трудолюбивых, не отделяющих слова от дела родителей.

Примеры требовательности к себе бесчисленны и чрезвычайно разнообразны. Есть целые профессии и занятия, доступные только людям, у которых это качество развито в высшей степени, хотя без него ничего заметного нельзя достигнуть ни в каком деле.

Скажем, музыканты, артисты балета, цирка или спортсмены.

Сколько напряженного, изнурительного труда тратят они, чтобы порадовать нас своим искусством и мастерством! Ежедневные многочасовые упражнения до седьмого пота — вот добровольная судьба каждого из них: и Майи Плисецкой, и рядовой танцовщицы, и Ольги Корбут, и безвестной девочки-перворазрядницы, и Святослава Рихтера, и студента консерватории. Не все становятся знаменитостями, но огромный, подчас кажущийся нам непосильным труд — удел каждого, кто выходит на сцену, арену, помост, для кого, короче, остальные люди — зрители и слушатели.

Но дело не просто в труде как таковом.

Их требовательность к себе — это сознательная готовность постоянно себя ограничивать, лишать себя множества больших и малых удовольствий, без которых другие не представляют своей жизни. Не съесть лишний сладкий кусок, не выпить рюмку, не выкурить сигарету, не поваляться в постели, не побыть тем счастливцем, который не наблюдает часов… Эти «не» — десятки и сотни.

Самоограничение, держание себя в «ежовых рукавицах» присуще всем, кто требователен к себе, а люди искусства и спорта здесь только один из наиболее ярких, доступных примеров…

Такого рода требовательность рождается из чувства ответственности. За что? За свою работу и вообще за свою жизнь. Перед кем? Перед людьми и перед самим собой, перед собственной совестью. Если же говорить еще глубже, то к чувству ответственности таких людей взывает идеал; образец правильной, умной и красивой жизни, который они создали и всегда держат перед глазами.

А из чего вырабатывается этот духовный идеал, этот составленный в уме образец? Из живых, конкретных примеров, из стремления подражать лучшим людям, которые тебя окружают, которых ты когда-либо встретил, о которых прочитал или услышал.

Любой из этих примеров может стать первым толчком к тому, чтобы ты задумался над своей жизнью и решил ее соответствующим образом перестроить или — если ты совсем еще молод — просто построить.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://pro-psixology.ru/azbuka-dlya-nesovershennoletnix/259-trebovatelnost.html

Требовательность по отношению к людям

Требовательность по отношению к людям

Тему требований я затронула в статье о стандартах жизни, где речь шла, скорее, о требовательности к качеству собственной жизни. Сегодня я хочу подробнее остановиться на требованиях, которые мы предъявляем к людям – себе и окружающим. На мой взгляд, этот вопрос актуален всегда, потому что балансировать между завышенными и заниженными требованиями бывает непросто.

Что такое требовательность

Наверняка, вам приходилось слышать одно из выражений: «у нее высокие запросы» или «он слишком требователен», чаще всего эти слова употребляются с негативным оттенком, также как характеристика кого-то как «эгоиста».

Но нам с вами известно, что здоровый эгоизм – не просто норма, а необходимость, так же и с требовательностью, если правильно оперировать этим понятием. Требовательность – это высокий уровень требований, предъявляемых человеком к окружающим, качеству их поведения.

  Причем требования эти разносторонни – они апеллируют к ответственности, профессионализму людей, уровню их культуры и осознанности.

Требовательность считается одним из показателей развития личности, но только в том случае, если высокие требования человек предъявляет, прежде всего, к себе самому.

Нетребовательный человек – тот, которому «и так сойдет», его не волнует качество проявлений и поведения окружающих, возможно, от невнимательности, возможно, из-за низкой самооценки и страха высказать свои притязания.

Когда требовательность уместна:

  • Когда вы сами делаете то, чего требуете от окружающих.
  • Когда есть потенциальная возможность что-то изменить: нет смысла тратить силы на требовательность по отношению к безразличному вам человеку (например, хамоватому пассажиру метро), зато к своим близким нужно быть требовательным – учитывая, сколько времени вы проводите вместе, это действительно может изменить ситуацию.
  • Уровень требований должен соответствовать личности, которая перед вами: чем талантливее и перспективнее человек, чем он амбициознее, тем выше требовательность по отношению к нему.
  • Проявлять требовательность стоит только в ключевых, принципиально важных моментах, например, предъявлять высокие требования к качеству выполняемой подчиненными работы – нормально, а вопрос, делают ли они ее дома или в офисе – не принципиален при соблюдении качественных стандартов.

Требовательность к себе, на мой взгляд – комплексное понятие, в которое включены и амбиции, и стремление к саморазвитию, и здоровая самокритичность. Она подразумевает постоянную работу над собой, но не исключает признания своих заслуг, гордости за собственные достижения. Психологи связывают требовательность к себе с сильной личностью, а отсутствие ее – с личностью слабой.

Слабые или низкие требования характерны для человека, который предпочитает выполнять указания, делать только то, что сказано – не больше и не меньше, это – пассивный тип личности, который предпочитает «сидеть тихо и не высовываться». К сильной личности нужно предъявлять сильные, высокие требования: ответственности, свободы действий, креативности мышления, профессионального роста  – это планка для ее развития.

Грамотная требовательность

Быть требовательным – настоящее искусство, если вы хотите, чтобы ваша требовательность шла на пользу и вам, и окружающим.

  1. Требовать можно только то, с чем человек способен справиться. Если вы хотите, чтобы десятиклассник с кучей троек поступил на престижный и сложный факультет, бесполезно требовать от него сиюминутных успехов и предъявлять ультиматумы. Начните с ним заниматься, наймите репетитора, помогайте ему развивать самодисциплину и веру в себя. Сначала вложите что-то, прежде чем требовать отдачи.
  2. Нельзя требовать от человека, чтобы он «пошел туда, не знаю куда» и принес оттуда, например, десять крупных заказчиков. Если вы не хотите, чтобы ваша требовательность была пустой, человек, от которого вы что-то требуете, должен четко представлять, как и что ему необходимо делать. Люди не умеют читать мысли, поэтому кричать мужу «будь романтичнее!» бесполезно, лучше спокойно объяснить, что именно вы считаете романтичным.
  3. Будьте готовы вместе с требовательностью оказывать людям поддержку, но не становитесь им костылем, помогайте только в трудных местах.
  4. Требовательность должна быть стабильной, а не разовой мерой. Однажды объявленную планку требований нудно поддерживать и повышать при необходимости. Во время учебы меня всегда веселило, что руководство университета начинало предъявлять требования к преподавателям и студентам раз в два года – аккурат за неделю до аттестации ВУЗа. К сожалению, это распространенная практика.
  5. Готовность применить силу. Кто-то может бросить вызов вам и вашей требовательности, и вы должны быть готовы проявить силу характера. Снимать или понижать свои требования под давлением нельзя, это называется «прогнуться» и не сулит ничего хорошего.

Я бы хотела еще раз сказать о требовательности к себе: не перегибайте здесь палку. Нам очень часто хочется быть совершенными во всем, но планка требований должна быть высока настолько, чтобы до нее можно было дорасти в этой жизни.

Источник: http://improve-me.ru/10086

Успех в жизни

С детства нас убеждают стремиться к идеалу, достигать большего, чем мы можем. Нам без конца приводят примеры успешных людей, добившихся успеха в жизни. Так в наш образ жизни входит понятие требовательности.

Требовательность сопровождает нас всюду, но зачастую усердия не дают желаемого результата. И тогда завышенные требования порождают чувство неудовлетворенности собой, а, как следствие — неуверенность в своих силах.

Читайте также:  Шесть портретов неудачника - психология

Наша жизнь состоит сплошь из требований и ожиданий. В детстве требуем от родителей, в отрочестве от сверстников, потом от супругов, дальше ожидаем чего-то от своих детей. И так далее, по цепочке. Но одно дело набор требований и ожиданий в голове, другое — наяву. Мы лишь тогда замечаем свои ожидания, когда они обмануты.

Зачастую требовательность не приводит ни к чему положительному, а вызывает только негодование и раздражение. Ведь жизнь не подчиняется нам, а идет своим чередом, под который приходится подстраиваться. Поэтому иногда лучше не сделать что-то, чем мучить себя терзаниями по поводу несоответствия результата.

Завышенные требования ломают самооценку человека, если неудачи неоднократно повторяются. Лучше, конечно, довольствоваться просто хорошим выполнением работы, чем не достичь совершенства.

Так можно позволить своему ребенку учиться в соответствии с его способностями, чем отравлять себе и ему жизнь стремлением стать отличником. Мужа не следует унижать его низким заработком, пока довольствуйтесь малым, а параллельно необходимо стимулировать его уверенность в себе, чтоб он сам хотел добиться большего.

Не нужно требовать от своих родителей идеального (на ваш взгляд) поведения и рассуждения — они такие, какие есть, с их взглядами и убеждениями — надо относиться с пониманием, ведь вы будете в таком же положении. От себя же мы требуем всегда больше. Но попытайтесь здраво оценить, что и насколько зависит от вас лично. Так можно с ужасом обнаружить, что зачастую обстоятельства всегда сильнее нас.

Поэтому нужно выполнять все ровно настолько, насколько это в вашем ведении.

Как бы мы не мотивировали свои требования, очевидно, что в стремлении к совершенству нами движет страх. Мы боимся осуждения окружающих, стыда и позора.

Но, несмотря на требования, мы можем научиться, не отравлять жизнь себе и окружающим. Прежде всего, следует уяснить, что нет совершенных людей. Есть обыкновенные, но со стороны кажущиеся идеалом.

На самом деле, у них тоже свои недостатки, просто тщательно скрытые.

Значит, не стоит тратить жизнь на ерунду, лучше довольствуйтесь малым (естественно, немного стремясь к большему) и цените то, что есть.

Источник: http://www.yourfreedom.ru/trebovatelnost/

Требовательности в управлении психология — это… Что такое Требовательности в управлении психология?

Одно из активно-действенных проявлений управления, средств реализации властных полномочий, проведения в жизнь планов и решений, достижения поставленных целей.

Его назначение – доводить до каждой структурной единицы и члена организации энергию управления, выполнять роль одной из движущих сил, направлять, усиливать, упрочивать, поддерживать, конкретизировать, ускорять движение всех элементов организации к достижению цели.

Руководителям ПОО представляются большие властные полномочия, чтобы действуя от имени государства он мог отстаивать его интересы и обеспечивать права граждан и сотрудников, защищать их от противоправных посягательств.

Требовательность можно правильно понять и использовать, подходя к ней не изолированно, а как к одному их элементов всей системы управления ПОО и взаимосвязей его с ними, с общими целями, задачами, принципами, концептуальными подходами к управлению, а так же с государственной политикой.

Выполнение требовательностью руководителей своего назначения во многом зависит от ее психологической эффективности, т.е. достигаемого с ее помощью психологического результата во внутренней и внешней сфере управления (см.

Организационно-деятельностная психологическая концепция управления, Ценностно-целевая подструктура управления, Психология личности в организации, Подструктура психологии управленческих воздействий и др.), относящегося к целям и задачам управления и способствующего их достижению. Основными функциями требовательности, связанными с ее назначением и психологической эффективностью выступают: направляющая, организующая, мобилизующая, воспитывающая, профилактическая. Психологически эффективную требовательность отличают определенные черты, свойства: социальная корректность, целесообразность, постоянство, принципиальность, неотступность, обоснованность, законность, справедливость, понятность, человечность, тактичность, категоричность, гибкость, индивидуализированность, завершенность (доведение до получения требуемого результата).

Требовательность проявляется в формах предписаний (позитивом обязывании, запрещении, дозволении), контроля, оценки, одобрения, помощи, критики. Эффективность каждой из них зависит от психологически корректной реализации, чувства меры, ситуативной целесообразности, применяемых методов и приемов, дифференцированного и индивидуализированного сочетания их.

Эффективность требовательности обусловлена развитыми, отвечающими должностному положению, личностными качествами руководителя, его авторитетностью у сотрудников, реализуемым стилем управления, психологическим умением пользоваться требовательностью.

(А.М. Столяренко)

Литература: А.М. Столяренко. Психология требовательности руководителя органа внутренних дел. – М., 1985; Прикладная юридическая психология…С. 229-235.

Энциклопедия юридической психологии. — М.: ЮНИТИ-ДАНА. Под общей редакцией профессора А. М. Столяренко. 2003.

Источник: https://legal_psychology.academic.ru/645/%D0%A2%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8_%D0%B2_%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F

Как относиться ко всему проще — 11 способов

Как относиться ко всему проще - 11 способов

Каждый человек хоть раз в жизни слышал  слова по типу «у него невыполнимые запросы» или «она многого требует от себя и окружающих». Иногда, все это приводит к профессиональному выгоранию , возникновению депрессии, к быстрому утомлению и потери интереса к жизни.

Если вы осознаете, что «гоните лошадей» и что «пора бы приостановится», значит вам пригодятся следующие 11 советов, подготовленные на основе многочисленных психологических исследований, диагностик людей и моего личного опыта.

Содержание

 1 . Опустите высокую планку требовательности к себе и к окружающим

Для этого вам необходимо понять, что существует внешняя (к окружающим)  и внутренняя (к себе) требовательность.

Под внешней требовательностью мы привыкли понимать высокую планку требований, которую человек предъявляет к окружающим его людям, к их манере поведения в обществе. Чаще всего, люди проявляют требовательность: к профессиональным качествам других, к уровню образованности (это мы можем наблюдать в коллективе или при приеме на работу), а также к чувству ответственности и осознанному жизненному поведению (в университете или к своим детям).Требовательность к себе означает, что личность развивается. Завышенная требовательность к себе означает, что у человека высокая планка, «большие» цели. Чаще всего это очень хорошо. Так например, очень приятно наблюдать за подростком, который ставит перед собой цели, упорно следует по направлению к ним. Из таких вырастают отличные руководители, успешные и предприимчивые люди. Требовательность в отношении себя можно назвать комплексным понятием, в него можно включить целеустремленность, готовность к саморазвитию и самопознанию, а также умение воспринимать здоровую критику в свой адрес. Требовательный человек на протяжении всего жизненного пути старается развивать себя, при этом он гордиться достижением целей и получением наград за это.

К человеку с внутренним стержнем необходимо выдвигать непростые требования, у него должно присутствовать:

  • чувство ответственности,
  • умение свободно действовать,
  • нестандартно мыслить,
  • готовность шагать по карьерной лестнице.

В противовес таким амбициозным людям, существует довольно большое количество неприхотливых людей, которых совершенно не беспокоит поведение и поступки окружающих. Обычно такие люди просто невнимательные или имеют слишком низкую самооценку, которая мешает им выразить свое отношение к окружающему миру.

Как же почувствовать эту грань?! Чтобы требовательность не перерастала в «террор» и эксплуатацию окружающих. Вот некоторые случаи, когда требовательность уместна и безопасна:

  • Если вы сами можете делать что-то очень хорошо, только тогда требуйте от людей этого же. Пример этому мы можем наблюдать повсеместно, например в семье. Когда родители ругают ребенка за его неудачи в учебе, за отсутствия стараний и стремлений получить высшее образование, при этом не показывая свой пример, а иногда и вообще опровергая своим примером все доводы. Ребенок может интуитивно думать «зачем мне стараться отлично учиться, вот ты папа еле-еле школу закончил и теперь владелец сети магазинов».
  • Если существует вероятность добиться существенных изменений: не нужно быть требовательным ко всем людям без исключения. Например, не нужно читать длинные нотации хамоватому человеку в общественном транспорте, скорее всего он просто пропустит их мимо ушей. Необходимо быть требовательным только к людям, с которыми вы проводите много личного времени, за некоторое время можно изменить ситуацию в лучшую сторону.
  • Выдвигая планку требовательности к тому или иному человеку, первым делом оцените его амбиции и стремление развиваться. Чем больше перспектив у человека, тем более строгий уровень требовательности можно выставлять в его отношении. Если ваш сотрудник явно проявляет желание добиться высот, занять высокое положение, давайте ему больше посильных задач, повысьте его, чтобы проверить его способности. Главное, не переусердствуйте, не забывайте хвалить и подчеркивать его достоинства и успешно решенные задачи, в противном случае от чрезмерного давления он попросту может сбежать, как это случилось со мной в одно время.
  • Требовательность должна проявляться только тогда, когда она действительно приходиться к месту. Например, для директора компании нормально предъявлять своим подчиненным планку качества выполнения работы, но вопрос, выполняют сотрудники поручения на рабочем месте или в домашних условиях, не является ключевым в соблюдении качества работы.

2 . Правильный настрой

Старайтесь каждый день вставать с кровати в хорошем расположении духа. Пока умываетесь — улыбнитесь себе в зеркало. Во время сборов на работу подбадривайте себя мотивационными фразами.

Например, почему бы не сказать себе, что вы сильная личность и у вас обязательно будут осуществлены все задуманные планы, вы на пути к своим целям.

Сейчас вы находитесь на легком пути, а сколько вы уже прошли и со скольким вы справились, так что и с этим днем вы справитесь в легкую! Повторяя это из раза в раз, вы непроизвольно поверите в это, позитивные фразы и мысли сделают вас сильнее и помогут вам начать верить в успешный исход событий во всех ваших делах.

3 . Не лишайте себя выходных дней

Даже самые успешные люди не лишают себя выходных. Помните, никто, кроме вас не будет заботиться о вашем психологическом и физиологическом здоровье. Организму, как и мыслям нужен покой. Не тащите работу домой.

Гуляя с детьми по парку, не контролируйте сотрудников по email. В противном случае вы заработаете профессиональное выгорание или профессиональную деформацию личности.

Типичная ситуация для «загнанной лошади», которая после длительного забега просто ложится с болезнями на несколько дней. Вам это нужно? Думаю нет! Все в ваших руках.

Не работайте на износ, если вы чувствуете усталость обязательно устройте себе выходной день. Посвятите его полностью только для себя, при этом занимаясь тем, отчего вы испытываете колоссальное удовольствие.

Например, вы можете сходить в тренажерный зал, посетить салон красоты, сделать маникюрчик (которым будете радоваться всю следующую неделю), прогуляться по магазинам и обновить свой гардероб, а также выпить чашечку кофе в уютной кофейне за разговором с подругой.

Постарайтесь заранее продумать то, чем вы будете заниматься в свой законный выходной. Планирование приятных и радужных моментов невольно подзаряжает нас жизненной энергией.

4 . Проводите время в одиночестве

Личное пространство нужно каждому!  Как бы это эгоистично ни звучало, но иногда лучше отправить детей к бабушкам, мужа к друзьям и провести хотя бы один день в одиночестве.

Порой один такой день в месяц заряжает силами на несколько недель.

Психолог Кит Соейр считает, что самые необычные и уникальные мысли приходят только в одиночестве, к тому же в это время ощутимо возрастает уровень работоспособности.

5 . Найдите место для слова «нет»

В первую очередь научитесь думать о себе, а не о людях, которые вас окружают. Неважно начальник вы или подчиненный. У вас должен быть жизненный план. Если его еще нет, то вот вам в помощь наша статья: Как правильно записывать цели и зачем это нужно. Если вы будете безотказны и на все соглашаться ваши цели будут сдвигаться.

Если вы будете безотказны в просьбах ваших коллег или начальника они сядут вам на шею. Если у вас нет желания работать в организации, где вас никто не ценит, руководитель только критикует, но при этом это то, что хотели бы для вас родители, то пора сказать стоп! Никогда нисходите со своего жизненного пути.

Только так вы получите то, что желаете всем сердцем.

Другой пример. Если вы не желаете идти на ужин с людьми, которые не вызывают у вас никакого интереса, откажитесь от предложения. Пусть даже придется сказать правду, например, что вы злы или раздражены.

Не нужно накапливать свои эмоции внутри себя. Очень важно окружить себя людьми, которые верят в вас, поддерживают, думают также как вы.

Максимально ограничьте себя от людей, которые забирают у вас жизненные силы и не верят в воплощение ваших жизненных целей и задач.

6 . Выделите несколько часов в неделю для медитаций

Почему бы и нет?! Американский профессор психофизиологии Барбара Фредриксон сделала ошеломительные выводы, касающиеся регулярной практики медитаций. Она обнаружила, что после семи недель регулярных занятий медитациями у человека начинает преобладать количество положительных эмоций.

Они дарят ему жизненные силы, укрепляют иммунную систему, дают ощущение полного спокойствия и не дают человеку впасть в депрессивное состояние. Иначе можно сказать, что жизнь человека начинает играть яркими красками, он получает любовь, удовольствие, благодарность и другие восхитительные чувства в своей жизни.

7 . Не забывайте записывать итоги каждого прожитого дня

Да, это лениво вечером садиться и что-то писать. Но это поможет подвести черту дня. Закончить все дела и оставить их в уходящем дне. Если вы привыкли составлять ежедневный список дел, смените его название на «список выполненных дел». Старайтесь вечером записать даже самые мелкие успехи дня.

Пишите о том, что вы выполнили отчет на работе, сходили в тренажерный зал или получили несколько приятных комплиментов от коллег. Старайтесь акцентировать внимание только на хороших моментах жизни, тогда у вас просто не останется времени размышлять насчет плохого.

Проделайте это хотя бы в течение месяца и потом это уже войдет в привычку или вы просто научитесь мысленно подводить итоги и вам больше не понадобится их записывать.

8 . Проявляйте добро к окружающим вас людям

Предложите своей хорошей коллеге выпить чашечку кофе в кофейне во время обеденного перерыва или  в свободное от работы время, приготовьте мужу вкусный ужин или сходите с детьми в зоопарк. Благие намерения в отношении окружающих людей обязательно сделают вас на капельку счастливее и добрее.

9 . Вы – ваш лучший друг

Эгоизм? Нет! Правда жизни. Вы никогда не скажете своей близкой подруге о том, что у нее толстый живот, некрасивая походка или то, что она полная бездарность.

Читайте также:  Коэффициент интеллекта - психология

Но почему тогда вы изо дня в день повторяете эти слова себе? Вы должны проявлять к себе уважение и любовь, точно так же как и к близким людям.

Старайтесь ценить себя, замечать в себе положительные стороны, баловать себя и мотивировать на достижении новых целей.

10 . Комплименты играют важную роль

Мозг молниеносно фиксируется на негативных моментах. Вставая с постели, говорите себе приятные слова. С улыбкой  повторяйте себе приятные слова о том, что у вас красивые черты лица и стройная фигура. Не забывайте о своих личных качествах, вполне вероятно, что вы являетесь верным другом и приятным собеседником для окружающих людей.

11 . Не пренебрегайте здоровым и полноценным сном

Нехватка сна негативно влияет на функционирование мозга, снижает иммунитет и ухудшает память.

В связис недосыпом у человека снижается настроение и рабочий запал, именно поэтому специалисты не рекомендуют жертвовать своим сном.

Выработайте привычку ложиться в одно и то же время, желательно до наступления полуночи, не засиживаетесь по ночам без дела. Ваш организм обязательно отблагодарит вас за это.

Ну что ж, эти простые правила, если ввести их в привычку, сослужат вам хорошую службу. Результат не заставит себя ждать.

Но некоторые люди в погоне за совершенством забывают о том, что нельзя быть идеалом всегда и везде. Они начинают винить себя за небольшие оплошности и придумывают различные наказания за неудачи. Отсюда соматические заболевания, ухудшения сна, да и самочувствия в целом.

Научиться требовать от себя только того, что осуществимо и не ставить перед собой высоченные планки под силу далеко не каждому человеку. Адекватные цели и требования, которые человек ставит в отношении себя, являются признаком наличия внутреннего стержня.

Но к сожалению, многие люди в погоне за совершенством сами того не подозревая загоняют себя в дальний угол, из которого оказывается очень сложно выбраться. Именно поэтому важно уметь в некоторых случаях проявлять к себе снисхождение, принимать свои ошибки и не падать духом, ведь в жизни нельзя достичь ни совершенства, ни идеала.

Достигнув внутренней гармонии с собой, вы сможете с успехом добиться поставленных целей и задач и стать улучшенной копией себя.

Жалейте себя и если сегодня что-то не получилось завтра обязательно получится. Ведь, как говорит моя мама: «НЕ БОГИ ГОРШКИ ОБЖИГАЮТ. И обыкновенный человек справляется с трудным делом».

Прочитайте также нашу статью: Как стать богатой и успешной женщиной: инструкция успеха

Источник: http://story-woman.ru/psihologia/11-sposobov-otnositsya-ko-vsemu-proshhe/

ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬ: ВРЕДНО ИЛИ ПОЛЕЗНО

ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬ: ВРЕДНО ИЛИ ПОЛЕЗНО

Часто мы пытаемся наперед представить, спланировать события нашей жизни. Наверное, так нам безопаснее и комфортнее жить. Хотя часто выходит, если вдруг наши ожидания не оправдываются, то о былой безопасности не может быть и речи.

Мы становимся растерянными, слабыми, злыми и не знаем, что же с этим делать. Часто в таком состоянии люди склонны обвинять мир — мол, то не сделали, там не получилось.

Но на самом деле — если бы не было наперед заданного плана, то и неоправданные ожидания тоже сами собой улетучились.

Другой аспект — мы не только планируем, мы еще хотим, чтобы все детали нашего плана были именно такими, как мы их себе представили.

Например, елка — большой и пушистой, а игрушки — золотистые. И не дай бог, чтобы это не совпало! Настроение будет испорчено. В результате мы сами себя загоняем в тупик: если вдруг наши требования не будут выполнены. мы остаемся у разбитого корыта.

Тому, как и какие требования предъявлять миру и окружающим нас людям, мы учимся в детстве — глядя на своих родителей. Если мама и папа были очень требовательны к вам — им трудно было угодить — то вы, вероятно, в той или иной мере будете повторять их поведение.

Впрочем, может быть и вариант наоборот — вы последуете по «антисценарию». Но это будет фактически то же самое — только обратная сторона.

В вашей нетребовательности будет много скептецизма (мол, не нужно быть требовательным, это все ерунда!), что, по сути, будет тем же самым, только со знаком «минус».

На самом деле же иметь какие-то свои представления, требования к чему-либо — это нормально. Ведь мы же хотим жить хорошо, удовлетворяя свои потребности. Поэтому у нас есть четкие желания по комфорту, общению, отношениях.

Другое дело, когда требований слишком много и они касаются мелких деталей (какая, в принципе, разница, будут игрушки на елке круглыми или овальными — это ж кардинально ни на что не повлияет!). Либо наоборот — требований, ожиданий вообще нет.

Тут попахивает безразличием и вседозволенностью — отсутствием границ.

Давайте попробуем выяснить, какой у вас уровень требовательности. Для этого возьмите листок бумаги и разделите его на две колонки. В левой колонке напишите все ваши требования к оформлению квартиры к празднику.

Это может касаться многих аспектов — как украсить каждую комнату, в каком стиле, что купить, какой декор использовать — и так далее. Затем распределите все эти требования по пунктам. Написали? Теперь подсчитайте количество пунктов.

Если их больше 10 — то вы, по-видимому, довольно требовательный человек и любите продумывать наперед все детали. а теперь заполните правую колонку.

По 10-бальной шкале оцените степень вашего расстройства и разочарования по каждому пункту левой колонки, если тот не будет выполнен (или будет выполнен, но совершенно не так, как вы хотели).10 баллов — это слезы и испорченное настроение как минимум на час. Один балл —  это одна мысль про сожаление в течение 2 секунд.

Оценили? Если ваши оценки в основном выше 4 баллов, то можно считать, что вы довольно требовательный человек и часто расстраиваетесь из-за того, что ваши ожидания не оправдались — даже в мелочах. А если к тому же у вас больше десяти пунктов в списке — то вам просто необходимо внимательно прочитать эту статью дальше.

Принцип золотой середины

Вряд ли я буду настаивать на том, что от требовательности нужно избавляться. На самом деле это хорошее качество — если, например, нужно сделать качественный товар или предоставить услугу. Специальные детально расписанные требования очень помогут. А еще это хорошее подспорье в случае, если что-то пойдет не так.

К примеру, в требованиях по пошиву обуви значится, что обувь должна быть хорошо прошита, чтобы в нее не попадала вода. И если вдруг ваши сапоги таки промокают в первый день после покупки — вы смело можете предъявлять претензии продавцу. Точно так же можно обращаться в суды, если какие-либо из требований не выполнены.

То есть четко обозначенные требования — это действительно наша безопасность. Другое дело — требования к тому, что, по большому счету, особо ни на что не влияет. Люди, которые часто требовательны по мелочам, в глубине души испытывают много страха.

Возможно, это связано еще с детским опытом — и им просто необходимо все просчитывать, продумывать, чтобы, не дай бог, что-то не пошло не так. Эта черта может быть связана с базовым недоверием к миру у человека.

Оно формируется у младенцев до года, выяснил известный психолог Эрик Эриксон.

Базовое доверие зависит от того, насколько качественной была связь матери и младенца — была ли мама все время рядом и насколько четко распознавала детские сигналы о неудовлетворенных потребностях. Исходя из этого у человека формируется общее суждение о мире — либо «мир добр ко мне», либо «мир враждебен ко мне».

Если сформировалась последняя установка, то, чтобы хоть как-то себя защитить и успокоить, некоторые люди пытаются спрогнозировать спланировать все заранее и как можно точнее. Постоянно контролируют все происходящее.

И часто наступают на свои же грабли: что-то да обязательно не исполнится — и человек затревожится и расстроится.

Бывают и случаи, когда, наоборот, — требований недостаточно. Если вы записали меньше пяти пунктов в упражнении оценки этих пунктов были — в основном — меньше 1-2 балла — то, по всей видимости, вы, наоборот, недостаточно требовательный человек.

Это говорит о том, что вам многое все равно — и для вас та же елка на Новый год — не очень важный атрибут. Это может быть действительно так, а может свидетельствовать, что вы относитесь с недостаточной важностью к большинству вещей в своей жизни.

У вас часто депрессивное настроение, вам не принципиально, к примеру, будете ли вы в Новый год дома или у друзей, или вообще ляжете спать еще до 12.

В таком случае вы и не очень-то ощущаете вкус жизни — возможно, она кажется вам пресной, серой, однотонной и вы не способны радоваться мелочам.

Третий вариант — если требовательность занижена, поскольку ваши родители были к вам слишком лояльны в детстве: «Получил двойку — ну и ладно.

Уже третья двойка — ну и ничего, главное, что жив и здоров». С одной стороны, это на какое-то время уменьшает тревожность, а с другой — совершенно вредит достижению целей в жизни. Ведь вы неспособны поставить себе цель и достигнуть ее — в вас недостаточно настроена та часть личности, которая контролирует и оценивает деятельность. То есть ваша личная родительская часть.

Регулируем требовательность

Если вы поняли, что слишком требовательны к себе и окружающим, и осознали, что это часто скорее расстраивает вас, чем радует, предлагаем попробовать поработать над собой и отрегулировать свою требовательность. Есть некоторые упражнения, выполняя которые регулярно, вы сможете многое узнать про себя и осознанно подкорректировать свое отношение к вещам.

Конечно, во многих случаях, чтобы стать менее тревожным и, соответственно, требовательным, люди обращаются к психологу — с ним работа происходит эффективней, ведь во многих случаях необходимо вернуться в детские переживания. Впрочем, попробовав выполнить упражнения, вы сможете точно решить, нужна ли вам помощь специалиста или вы сможете справиться сами.

Практикум

Попробуйте понаблюдать за собой несколько дней. Заведите тетрадку своих наблюдений. Записывайте туда все замеченные вами ситуации, когда ваши ожидания не оправдались. К примеру, вы хотели встретиться с подругой, а она не пришла.

Или вы пошли в магазин за сапогами, а не было нужного размера. Или муж купил не тот хлеб, который вы заказывали.

попытайтесь отследить как можно больше таких ситуаций — важны любые, даже очень незначительные, ожидания, которые не оправдались.

Также понаблюдайте и за тем, какие ваши ожидания таки оправдывались за эти два дня. С другой стороны тетради записывайте и их.

После двух дней наблюдений попробуйте проанализировать полученную информацию. Посчитайте, сколько всего неоправданных ожиданий накопилось и сколько оправданных. Проанализируйте это — чего больше и почему.

Попробуйте разделить первую часть тетрадки — с неоправданными ожиданиями — и второю — с оправданными — на «важные» и «мелкие» ожидания. Посчитайте, сколько важных ожиданий выполнилось и сколько не важных. И так же — для тех, которые не оправдались.

Попробуйте также пометить, какие ожидания оправдались благодаря вам, а какие — по удачному стечению обстоятельств.

Это упражнение даст вам возможность многое узнать о себе, своей требовательности и о том, как вы организовываете свою жизнь.

Статистика оправданных и неоправданных ожиданий даст возможность задуматься: что вы делаете для того, чтобы ваша жизнь была максимально комфортной, и что вы, наоборот, делаете для того, чтобы она была тревожной и некомфортной. Попробуйте отследить это. Если же будет слишком сложно — обратитесь за помощью к психологу.

Уважаемые читатели!

Напоминаю Вам, что я, Натали Панова, постоянно провожу семинары в Одессе, а также выездные. Темы предлагаемых семинаров смотрите на СТРАНИЦЕ >>>

Если Вам нужна консультация мастера по темам, перечисленным на СТРАНИЦЕ >>>, тогда записывайтесь, воспользовавшись ФОРМОЙ >>>

Кстати, записаться в предварительный список для участия в семинарах можно ЗДЕСЬ >>>

Для организаторов семинаров: связь через страницу КОНТАКТЫ >>>

Поделитесь данной информацией с друзьями в соцсетях, нажмите на кнопки, расположенные ниже.

Свои вопросы и мнения оставляйте в комментариях. Я в удовольствием отвечу Вам.

С уважением, НАТАЛИ ПАНОВА. 

Источник: http://natalipan.ru/trebovatel-nost-vredno-ili-polezno/

Психология требовательности управляющего

Требовательность и психология.Требовательность — одно из параметров управления, его ощутимых реальностей, активно-действенных проявлений. Это одна из обязательств управляющего, одно из средств решения им задач.

В органах внутренних дел, внутренних войсках требовательность — уставная обязанность начальника, командира.

Руководителю даются огромные права, чтоб, действуя от имени страны, он мог отстаивать муниципальные, публичные, деловые и людские интересы.

Требовательность нельзя осознать и улучшать в отрыве от других мер, которые призван производить управляющий, а можно только в единстве с внимательной и проницательной работой с кадрами, с заботой о подчиненных.

В особом опросе служащих спрашивали: «Под управлением какого управляющего вы желали бы работать: мягенького, не очень требовательного, но безразличного к сотрудникам, их заботам и тревогам, либо под управлением требовательного, серьезного, но всегда внимательного и рачительного, когда у служащих появляются личные задачи?» 87% избрали второго.

Но однобокое увлечение требовательностью всегда дает только маленькие и горьковатые плоды. Как управляющий просит — это тоже имеет главную значимость.

Требовательность и ее эффективность имеют соц, правовой, проф, педагогический и психический нюансы. Бездейственность требовательности на людей — это вопрос безизбежно психический, потому что она добивается цели, когда на самом деле регулирует поступки и дела людей, оказывает влияние на их мотивы, желания, намерения, чувства, волю.

Функции и черты психологически действенной требовательности.У требовательности ряд управленческих функций, которые выражают ее предназначение, главные задачки, методы решения и надлежащие результаты. К числу их относятся:

• конструктивная, созидательная — получение наибольшего эффекта от нее. Нельзя глядеть на требовательность только как на волеизъявление, призванное вызвать подчинение. Она эффективна, если ее результатом управляющий лицезреет общее положение дел, все ее нюансы, не только лишь сиюминутные, да и отдаленные психолого-педагогические последствия;

• направляющая, ориентирующая — связанная с увеличением целеустремленности в работе персонала, усилением ориентации его на конечные результаты юридической работы;

Читайте также:  Заработок и вклад в свое будущее - психология

• организующая, дисциплинирующая — призвана обеспечить четкое и полное выполнение каждым сотрудником собственных обязательств и прав;

• активизирующая, мобилизующая — ориентирована на увеличение активности, трудолюбия, напористости, добросовестности всего личного персонала и каждого работника;

• развивающая, воспитывающая — содействует упрочению и совершенствованию личных особенностей служащих и психологии коллектива;

• профилактическая — выражается в стремлении не «бить по хвостам», а предупреждать вероятные недочеты и нарушения.

Реализация функций будет осуществляться удачно, если собственной требовательности управляющий присваивает определенные черты: необходимость, оправданность, справедливость, законность, своевременность, принципиальность, непримиримость, непреклонность, твердость, смелость, всепостоянство, понятность, тактичность, человечность, упругость, индивидуализированность, дальновидность. Требовательность — всегда волевое поведение, которое должно протекать в режиме права, соответствовать правовым нормам, отвечать пределам прав, которыми располагает данный управляющий. Законность — база справедливости, требовательности, но психологически она связана и с ее понятностью людям. Обычно, есть смысл мотивировать требовательность, доказывать ее обстановкой, нравом поведения сотрудника, ссылкой на надлежащие правовые установления. Доказывать — не означает оправдываться, хотя, если увлечься, то можно сползти на такую линию и показывать свою слабость. Во внутренних войсках и в органах внутренних дел, стремясь к осознанию собственной требовательности подчиненными, командир, начальник должен приучивать их и к безоговорочному подчинению независимо от дела к ней. Требовательность исключает терпимость к недочетам, принятие во внимание «оправдывающих обстоятельств», служащих только для прикрытия упущений и безответственности. Неприемлимо быть хорошим за счет страны, списывать вред, наносимый ему, прикрываясь или неделовыми соображениями, или штампом «в интересах дела», за которыми может прятаться все что угодно. Недопустимы, естественно, также неэтичные выражения, оскорбления либо воззвания, не предусмотренными уставами.

Личностные и системно-управленческие предпосылки требовательности.Требовательность управляющего имеет глубочайшие корешки в его личности. Она — одно из важных профессионально-психологических свойств, определяющих пригодность человека к управленческой деятельности и входящих в комплекс возможностей к этой деятельности. Требовательным не появляются, а становятся.

Должность и долг — слова 1-го корня. Требователен тот, кто помнит о собственном долге управляющего, у кого развито чувство ответственности, кто честно служит Рф и ее народу. Требовательность опосредована всей психологией личности, ее ценностно-целевой сферой и морально-психологическими свойствами.

Требовательность — составная часть индивидуализированной управленческой концепции управляющего — комплекса его взглядов и убеждений, осознания, как следует управлять. Наличие в ней рецидивов административно-командной концепции деформирует и проявления требовательности, ее функции, черты и результаты.

Обычно от таких управляющих слышишь: «Требовательность — не проблема», «Требователен тот, кто умеет взыскивать и наказывать», «Надо вынудить подчиненных бояться».

Действенной требовательность может быть только у знатного управляющего. Авторитет — социально-психологическое явление, выраженное в добровольческом внутреннем признании другими плюсов личности управляющего. Власти подчиняются по принуждению, авторитету — добровольно.

Подчиняться неавторитетному человеку психологически нестерпимо. Управляющий, владеющий властью и авторитетом, умножает свое воздействие на положение дел в органе. Авторитет не дается с должностью, а завоевывается индивидуально каждым управляющим, примером в труде и жизни.

Пример должен быть реальным, не показным.

Посреди других социально-психологических причин, влияющих на требовательность определенного управляющего, следует выделить воздействие вышестоящего начальника.

Потому хоть какому руководителю, имеющему в собственном руководстве управляющих более малого уровня, нужно собственной требовательностью создавать необыкновенную атмосферу, ориентирующую не только лишь на количественные, да и на высококачественные ее проявления ими. В то же время требовательность определенного управляющего зависит и от требовательности равных ему по положению управляющих.

Тяжело быть требовательным к своим подчиненным, если рядом неприхотливые руководители, и напротив. Потому руководителю юридического органа нужно добиваться единства требовательности всех начальников, командиров служб и подразделений.

Психические условия действенной требовательности.Активно-действенная природа требовательности в особенности выразительно проявляется в ежедневной управленческой деятельности управляющего. Есть ряд психических критерий, к соблюдению которых нужно стремиться.

1-ое условие — психологически обоснованное внедрение предписаний. Предписания, выраженные устно либо письменно, являются начальной формой, несущей внутри себя энергию требовательности. Они выступают в виде положительного обязывания, воспрещения, дозволения.

Управляющий, избирая их, поступит верно, если прикинет в уме все функции, черты и причины, которые определяют эффективность требовательности и предписаний. Стоит помыслить, как они будут повлиять на психологию служащих, какой вид предписаний подходит лучше, как он соотносится в этом случае с общей стратегией требовательности.

Плохо, когда предписаний не достаточно, но плохо, и когда их очень много. Хотя последнее и уверяет подчиненных в том, что управляющий всегда на месте, но обычно мешает им работать планово, сбивает с ритма, делает нервозную атмосферу неизменного «дерганья».

Они перестают деятельно работать и перебегают к стилю работы «по указаниям»: «Есть указания — работаем, что отдадут приказ, то и делаем. Нет указаний — ждем, отдыхаем». Так воспитывается безынициативность, безответственность («Кто отдал приказ, тот и отвечает: мы только исполнители»), равнодушие.

Положительное связывание — более энергичный вид предписаний. Он психологичен, когда сопровождается четким указанием, кому, что, в какие сроки сделать и какой итог должен быть достигнут.

Детализированное описание методов действий бывает нужным, но если это делается повсевременно, грядущая работа сотрудника будет для него наименее увлекательной, возможность «показать себя» понижается, ослабляется чувство ответственности за итог, сковывается инициатива, возникает формализм («Вижу, что таким методом не получится, но раз меня обязали делать так, то и буду делать так»). Обязывание всегда должно соответствовать способностям сотрудника, что иллюстрирует популярная управленческая сказка. Работнику дали заранее неосуществимое в установленный срок ответственное поручение. У него есть три пути: 1) отрешиться, заявив, что он не может, 2) выполнить, прибегнув к нелегальным мерам и средствам, 3) прибегнуть к очковтирательству: кое-что сделать, но доложить, что все в порядке. Обычно работники прибегают ко второму и третьему пути.

Не много полезности от увлечения запретами. Не случаем молвят: не было бы запретов — не было бы и нарушений. Установлено, что один случай недовольства и пререканий военнослужащих появляется при 15—18 запрещающих предписаниях, но только при 40—45 положительных1.

Людям надоедают запреты на каждом шагу, тем паче они им нередко непонятны и смотрятся ненадобными, а поэтому и нарушаются.

Характерен запрещающий стиль правил дорожного движения, богатство запрещающих символов, разметок на дорогах, число которых безпрерывно вырастает, но дисциплина на дорогах от этого не увеличивается.

Дозволения в купе с предписаниями открывают способности для инициативы, самостоятельности сотрудника и совместно с тем увеличивают его ответственность, из-за чего их некие сотрудники и не обожают.

2-ое условие — психологически грамотное воплощение контроля. Управление и требовательность неотделимы от контроля. Психологически неотклонима конструктивная внутренняя установка осуществляющего контроль.

Он должен производить его не с целью подловить, изобличить, дать подчиненному урок, проявить свою власть и прочее, а для того, чтоб убедиться в состоянии дел, принять своевременные и деловые меры для улучшения работы, предупредить упущения и ошибки, посодействовать. Нужно сочетание текущего контроля с итоговым.

Критикуя практику контроля только по истечении срока некий работы, забугорные создатели остроумно пишут, что она «…припоминает анатомическое вскрытие для определения обстоятельств погибели, а еще никому не удавалось отыскать метод избежать того, что имело место в прошлом»2.

В процессе контроля следует находить не только лишь недочеты, да и положительные стороны, успехи.

Контроль бесполезен, если в процессе его констатируются только недочеты, а советы по его результатам становятся только поводом для критики либо ограничиваются общими указаниями типа «повысить ответственность».

В интересах этого административный контроль следует соединять с методическим (проверкой не только лишь состояния и результатов работы, да и способов и строящихся на этом методических наставлениях управляющего проверяемым сотрудникам).

Почти все находится в зависимости от того, кто держит под контролем.

Вербование к осуществлению контроля (включение в группы контроля) малоавторитетного и недостаточно компетентного сотрудника приводит к тому, что, будучи не в состоянии вдуматься в сущность дела, но стремясь оправдать доверие, он начинает фиксировать третьестепенные факты (качество наполнения журналов, аккуратность подшивки и почерка, извлечение из протоколов недочетов, которые отмечали сами проверяемые, и пр.).

При осуществлении контроля психологически принципиально не только лишь констатировать по бумагам, документам, но учить и психические феномены: морально-психологический климат, отношения, морально-психологическую подготовленность, профессионально-психологическую подготовленность, уровень владения психическими действиями и психотехникой, отношение к делу, возможности, профессионализм, стиль работы, отношение к гражданам и др. Следует держать в голове, что тот, чья работа проверяется только по бумагам, просто может утратить всякий энтузиазм к методам и нюансам работы, которые не находят документального отражения, даже если они имеют огромное юридическое значение. Канцелярский, картонный, бюрократический стиль работы — прямое следствие таковой грешной практики управления.

Контроль должен быть экономичным, он дорог, потому что просит больших издержек сил и времени как контролирующими, так и контролируемыми.

Если, к примеру, 5 человек работали на контроле 6 дней (издержки 30 человеко-дней), а занесли предложения, для реализации которых одному человеку необходимо три денька, то таковой контроль не бесполезен, но в большинстве случаев не много оправдан.

Уместно организовывать внутренний текущий контроль, самоконтроль, взаимоконтроль, что полезно во всем. Точная организация контроля призвана закрыть лазейки для недобросовестных работников, их надежды, что их нерадивость остается не увиденной.

Третье условие — справедливая оценка действий служащих. Ожидание оценки, рвение заслужить положительную оценку, познание, как и за что оценивает управляющий работу, — психологически стимулирующие причины в системе управления.

Оперируя оценкой при предоставлении требовательности, руководителю следует ясно представлять, что в его руках — острый инструмент воздействия на психологию персонала, и уметь им воспользоваться.

Чтоб это сделать, он должен:

• ориентироваться на психический эффект оценки не только лишь применительно к оцениваемому работнику, да и к коллективу;

• достигать положительного делового и развивающего личность и коллектив эффекта;

• обеспечивать полное соответствие оценки реальным действиям, поведению личности и состоянию коллектива; оценка всегда должна быть справедливой и восприниматься всеми как такая;

• строить оценку на строго достоверной инфы;

• учесть реальные способности оцениваемого;

• производить оценку строго адресного нрава. Обвинение всех и вся восстанавливает коллектив против управляющего;

• при вынесении оценки учесть и отмечать не только лишь отрицательные, да и положительные стороны работы оцениваемого; не гиперболизировать роль и способности только негативных

• вдохновлять служащих и коллектив к самооценке.

4-ое условие — при обнаружении недочетов и указании на их сотрудникам добиваться их осознания и внутреннего принятия их как справедливых и деловых. Выявляя недочеты и стремясь их убрать, следует держать в голове, что критика существует для того, чтоб поставить человека на ноги, а не на колени.

Изредка можно отыскать человека, который обожал бы критику; большая часть в наилучшем случае ее терпит, но это тоже не очень подходящее внутреннее условие ее лучшего срабатывания.

При стремлении устранять недочеты, отыскивать и использовать резервы для совершенствования работы подчиненных полезно направить внимание на последующие психологически важные моменты:

• не переоценивать роль критики: замечания, по данным научных публикаций, облагораживают работу только в 11% случаев, в то время как похвала, одобрение — в 80%. Можно утверждать, что если человека только критиковать, он навряд ли станет лучше;

• исключить при вынесении замечаний всякие неделовые мотивы (унижение, «постановку на место», наказание за строптивость, преследование «неугодного» и пр.);

• главное при обнаружении упущений — не перечисление недочетов и обвал упреков, а определенные советы как сделать лучше работу. Дать указания — означает обучить работать;

• при указаниях по улучшению работы учесть не только лишь факт упущения, да и условия, которые вызвали его;

• до того как указывать на недочеты, поразмыслить, а не является ли оно «вкусовым». Сплошь и рядом имеются основания для того, чтоб подавить свое раздражение и воздержаться от вмешательства.

Замечание, построенное на воспоминании управляющего, что что-то можно делать еще лучше, вероятнее всего вызовет у подчиненного недоумение, досаду, чувство незаслуженной обиды.

Нужно признать право служащих на самостоятельность и держать в голове, что человек всегда достигает большего, если пользуется своими, нравящимися и обычными ему методами и приемами, чем когда работает навязанными и плохо освоенными. Полезно признавать право работников на несущественные промахи, ибо никому не дано работать всегда безупречно;

• всегда нужно быть справедливым в замечаниях и назиданиях. Восточная мудрость говорит: правда не в устах говорящего, а в ушах слушающего. Строить выражения так, чтоб без нужды не затрагивать самолюбие человека. Наука не обижать — самая обычная, но иногда тяжело доступная для неких.

Неприемлимо «раздувать» факты, приводить непонятные резоны, опираться на недостаточно испытанную информацию.

Если даже будет высказано 10 справедливых замечаний, а в одном будет таиться ошибка, то это зачеркнет все другие, и у подчиненного возникнет горьковатое чувство несправедливости к нему;

• работа сотрудника никогда не состоит из одних недочетов. Если же управляющий в разговоре с ним высказывает только недовольство, то у него появляется чувство несправедливости. Всякое замечание будет восприниматься верно и воздействует очень на работу, если управляющий перед его выражением отметит и не плохое в работе;

• фактически всегда нужно рассматривать деяния и демонстрировать пути их совершенствования, а не скатываться на критику личности и ее свойств.

5-ое условие — соблюдать чувство меры в выборе методов реализации требовательности. Руководителю приходится всегда выбирать путь на зигзагообразной дороге требовательности, балансируя меж крайностями: единоначалием и коллегиальностью, строгостью и добротой, контролем и доверием, исполнительностью и инициативой и др.

Верный путь всегда проходит меж ними, уклоняясь то в ту, то в другую сторону зависимо от событий, личных особенностей служащих и др. Аспект истинности — конечные цели и результаты. Всякая односторонность, шараханье из стороны в сторону безизбежно приводят к бедам и срывам.

Чувство меры — это всесторонне взвешенная и действенная требовательность.

1 Киряшов Н.И. Педагогика командирской требовательности. — М., 1973. — С. 41.

2 Кущ Г., С. О'Доннел. Управление. Системный и ситуационный анализ управленческих функций. Т. 2. — М., 1981. — С. 375.

Источник: http://sideref.ru/cont155907.html

Ссылка на основную публикацию