Сдержанность — психология

Эмоциональная сдержанность: определение и методы развития

Сдержанность - психология

Эмоции

Под сдержанностью понимается способность человека осуществлять контроль над своими действиями, поступками…

22 апреля 2015

16 949 0

Человек отличается от животных не только высшими формами мышления, но и способностью переживать различные эмоциональные состояния (высшие чувства свойственны только людям). Но некоторые эмоции  и эмоциональные реакции довольно часто создают человеку трудности, мешая ему успешно адаптироваться к окружающей действительности и вступать во взаимоотношения.

Так, например, люди склонные к раздражительности, нервозности, агрессивности, резким эмоциональным проявлениям и быстрой смене, а также полярности эмоций могут встретить негативное отношение со стороны окружающих людей (особенно это неприемлемо в рабочей обстановке).

Поэтому рано или поздно они начинают задумываться о том, как можно скрыться некоторые эмоции и как воспитать в себе сдержанность.

В решении вопроса о контроле над эмоциональными проявлениями может помочь эмоциональная сдержанность, которую ни в коем случае нельзя путать с бедностью эмоций, холодностью и равнодушием.

Но для того, что бы понять, каким образом можно развивать в себе сдержанность и как она будет влиять на поведение и деятельность человека, необходимо определить, что подразумевает под собой это понятие и какие качества и характеристики личности влияют на процесс ее формирования.

Эмоциональная сдержанность: варианты определения и факторы, которые оказывают на нее воздействие

В психологической литературе нет однозначного определения эмоциональной сдержанности, так как оно чаще всего сводить к следующим понятиям: самоконтроль, саморегуляция, самообладание и устойчивость.

Также сложно найти и критерии, по которым можно говорить о том, что у человека сформирована или же отсутствует эмоциональная сдержанность.

Для того, что бы обозначить данную категорию с психологической точки зрения, нужно проанализировать те понятия, к которым она чаще всего сводится.

Итак, под сдержанностью обычно понимается способность человека осуществлять контроль (управлять) над своими действиями, поступками, проявлениями эмоций, внутренними желаниями и потребностями.

В психологии может трактоваться и как позитивное качество личности (черта характера), и как негативное проявление.

Так, например, под сдержанностью могут понимать или же отказ человека принимать участие в создание межличностных контактов и от поддержки взаимодействия с другими людьми, или же как намеренное сдерживание личностью проявление негативных эмоциональных реакций и непринятых в социуме форм поведения. Также это понятие могут объяснять с точки зрения морально-этического понимания как положительного качества личности, которое находит проявление в адекватной, сдержанной и неэкспрессивной реакции человека на различные раздражители (в том числе и негативные воздействия).

Очень часто эмоциональную сдержанность в психологи рассматривают в контексте способности личности к саморегуляции поведения и эмоций.

В психологической литературе саморегуляцию представляют как процесс, при котором человек осуществляет контроль над собственными психическими, физиологическими и психологическими состояниями, их внешними проявлениями, а также над своими действиям, поступками и поведением в целом.

Здесь также необходимо отметить, что развитие сдержанности не возможно при отсутствие у человека эмоциональной саморегуляции, которую можно охарактеризовать, как способность человека к социально-приемлемым эмоциональным реакциям на различные жизненные ситуации (здесь важна лабильность, которая обеспечивает возможность спонтанных, но адекватных реакций).

Также эмоциональную сдержанность довольно часто рассматривают как один из компонентов самоконтроля человека.

В психологических словарях самоконтроль определяют как процесс сознательного и волевого управления человеком своей психической деятельности, поведения и жизнедеятельности в соответствии с нормами, принятыми в обществе и с собственными ценностями, установками, идеалами, мировоззрением.

Если отвечать на вопрос как научиться сдержанности с точки зрения развития у человека самоконтроля, то здесь активное участие принимают:

  • самосознание человека («Я-концепция», ценностная сфера, уровень самооценки);
  • рефлексия, как процесс самопознания, без которого невозможно принятие и понимание утвержденных норм и правил в обществе;
  • антиципация (способность предвосхищать, предугадывать события, а также результаты своей деятельности);
  • установки личности;
  • способность человека к волевой саморегуляции и самоуправлению.

Теперь переходим к определению категории «эмоциональная сдержанность». Итак, эмоциональную сдержанность можно определить как:

  • умеренность и дозированность в проявлении человеком различных эмоций;
  • сознательное торможение внутренних желаний, потребностей и действий, которые движимы эмоциональными реакциями;
  • своеобразная аккуратность (можно сказать даже особая филигранность) в речи, движениях, действия, поступках и общении.

Что бы понять, что же вкладываться учеными-психологами в определение эмоциональной сдержанности человека, необходимо проанализировать теоретические подходы, которые могут помочь в осмыслении этого процесса (теории представлены в таблицы).

Анализ теоретических подходов к пониманию эмоциональной сдержанности

Подход (понимание саморегуляции и сдержанности)Основные положения
С точки зрения деятельностной и личностной саморегуляции— деятельностная определяет коррекцию позиций человека относительно проявления им эмоциональных реакций (соответственно культуры и традиций в конкретном обществе);- личностная анализирует гуманность или же негуманность целей эмоциональной саморегуляции и сдержанности.
С точки зрения изучения самосознания личности и определения человеком своих жизненных статусовНа эмоциональную сдержанность оказывают влияние:- ценностные ориентация личности;- личностная «Я-концепция»;- уровень самооценки и притязаний.
Как регуляция функциональных состоянийСдержанность как составляющая саморегуляции человека включает в себя следующие компоненты:- когнитивный;- эмоциональный;- регулятивный;- активационно-энергетический.
Теория саморегулирования (согласно идей А.В. Круглански)На эмоциональную сдержанность человека оказывает влияние два способа саморегуляци:- динамический (поддержка целенаправленной деятельности и преодоление возникающих трудностей):- оценочный (оценочное сравнение существующего состояния с другими, которые возможно сформировать).
С точки зрения волевого овладения человеком своих действий, поступков и поведенияРазвитие сдержанности происходит в процессе формирования новых мотивационных образования, которые позволяют направлять поведение человека в намеченном им ключе. Управление своими эмоциями и эмоциональными реакциями осуществляется благодаря формированию волевых качеств личности.
Как сознательный процесс управления своим поведениемПроцесс управление происходит с помощью двух уровней саморегуляции:- опреационно-технического (сдержанность развивается с помощью средств, которые направлены на максимальную оптимизацию этого процесса);- мотивационного (организация направленности поведении и деятельности человека, а также осуществление контроля над эмоциональными реакциями с помощью управления его потребностями, целями и мотивами).

Необходимо также отметить, что эмоциональная сдержанность человека напрямую зависит от его эмоциональной устойчивости, которая в свою очередь подвержена целому ряду различных факторов, а именно:

  • уровня тревожности;
  • типологических особенностей нервной системы;
  • нервно-психической устойчивости;
  • типа темперамента, сформированных черт характера человека и их акцентуаций;
  • скорости и силы эмоциональных реакций;
  • уровня развития волевых качеств.

Итак, эмоциональную сдержанность можно отнести к более высокой категории управления и регуляции эмоциональной сферой личности, которая включает в себя не только контроль человека над собственными эмоциями и эмоциональными реакциями, но и воздействие на эмоции и чувства других людей в процессе межличностных контактов и взаимодействия. Кроме того, эмоциональная сдержанность является одним из условий успешной адаптации человека к меняющимся условиям жизни, его социализации и инкультурации.

Как воспитать в себе сдержанность или что нужно знать, что бы научиться контролировать свои эмоции?

Эмоциональная сдержанность может восприниматься как негативная, так и позитивная характеристика личности, и для того чтобы не попасть в заблуждение, следует точно отличать эту способность как показатель уровня культуры и воспитанности человека, от эмоциональной бедности.

Итак, если возникает вопрос о том, как научиться сдержанности, в которой видят необходимый атрибут успешного, делового человека, а также считают важным условием достижении поставленных целей и высоких результатов в своей деятельности, то для этого необходимо понять, что же представляет собой данный процесс.

Процесс эмоциональной сдержанности можно охарактеризовать как внутреннюю психическую активность человека, которая может быть реализована только лишь при системном участии целого комплекса различных форм, явлений и уровней психики. Сам же процесс формирования сдержанности зависит от:

  • индивидуальных особенностей человека, которые связаны в первую очередь с определением (постановкой) цели, ее принятием и последующим удержанием;
  • особенностей существующих или созданных условий, которые являются наиболее значимыми для достижения очерченной цели;
  • особенностей планирования (программирования) предстоящих действий, направленных на достижения предполагаемых целей;
  • особенностей контроля (самоконтроля), оценивания (самооценивания) и последующей коррекции своей активности, направленной на формирование эмоциональной сдержанности.

Для того чтобы выяснить как воспитать в себе сдержанность следует определить основные условия для ее развития. Итак, успешность развитие человеком в себе эмоциональности сдержанности зависит от следующих условий:

  • его адекватности;
  • осознанности;
  • системности;
  • целесообразности;
  • гибкости (лабильности);
  • устойчивости нервно-психических процессов.

Что же касается склонности человека к воспитанию себе сдержанности, то она зависит от:

  • особенностей нервной системы;
  • преобладания типа темперамента, определенных черт характера и их акцентуаций;
  • уровня развития познавательной сферы;
  • особенностей эмоционально-волевых процессов личности;
  • уровня культуры и воспитанности человека;
  • социального статуса и занимаемого положения в обществе;
  • особенностей направленности личности (ее целей, идеалов, установок, мотивов, убеждений и т.п.).

Для того чтобы сформировать у человека достаточно высокий уровень эмоциональной сдержанности, пред проведением комплекса различных коррекционных мероприятий и техник необходимо определить следующие задачи:

  • повысить эмоциональную устойчивость и способствовать развитию более высокого уровня эмоциональной саморегуляции в процессе включения человека в реальную жизнь и при выполнении им различных видов деятельности;
  • необходимые для развития сдержанности эмоциональные механизмы следует формировать с помощью рефлексии и анализа реальных напряженных обстоятельств, сложных жизненных ситуаций;
  • учить человека конкретизировать эмоциональные переживания и реакции благодаря применению системы производных эмоциональных характеристик.

Если человек будет учитывать все особенности и условия формирования эмоциональной сдержанности и контроля, он сможет четко понять, как воспитать в себе сдержанность быстро и эффективно.

Как научиться сдержанности: наиболее эффективные методы и техники

Эмоциональная сдержанность как позитивное качество личности формируется с помощью специальных техник, методик и упражнения, многие из которых человек вполне может выполнять самостоятельно. Но есть некоторые коррекционные методы, которые могут использовать только дипломированные психотерапевты и консультирующие психологи.

Развитие сдержанности можно осуществлять благодаря применению следующих способов саморегуляции эмоционального состояния:

  • использование разнообразных упражнений (их можно выполнять в любом положении и в любое время);
  • техники, направленные на развития саморегуляции эмоционального состояния посредством внешних проявлений эмоций (гимнастики для мимических мышц, пантомимика, расслабление мышц лица);
  • выполнение упражнений, основная цель которых заключается в концентрировании внимания;
  • упражнения на визуализацию позитивных эмоциональных состояний;
  • техники, которые способствуют развитию сюжетного воображения.

Для того, что бы понять, как научиться сдержанности, следует сначала ознакомиться с существующими способами ситуативной саморегуляции эмоционального состояний в различных напряженных ситуациях. Эти способы следующие:

  • аутогенная тренировка, аутосуггестия, самоубеждение и рационализация, самонастрой на спокойное состояние и тренировка выдержки;
  • самоконтроль эмоциональных проявления с помощью внешнего проявления эмоций и чувств (мимика, пантомимика, соматика, речь, мышечное напряжение и т.д.);
  • успокаивающее и мобилизирующее дыхание (здесь можно использовать элементы медитации и холотропного дыхания);
  • правило «10 секунд» (как только человек собирается совершить ответное действие, стоит сначала посчитать до 10, причем делать это надо максимально медленно и четко произнося каждую цифру);
  • активизация чувства юмора (очень хорошо помогает способность человека находить что-то комическое даже в проблемных ситуациях, также здесь можно применять так называемую «амортизацию» как вариант психологической защиты);
  • отвлечение и переключение внимание на другую ситуацию или же объект.

Источник: http://psyh.info/psihologiya-lichnosti/emotsii/emotsionalnaya-sderzhannost.html

сдержанность — это… Что такое сдержанность?

  • СДЕРЖАННОСТЬ — СДЕРЖАННЫЙ, СДЕРЖАННОСТЬ Слова сдержанный, сдержанность в современном языке крепко связаны с глаголами сдержать и сдержаться, от которых они были произведены когда то. Но в то же время им присущи такие смысловые оттенки, которыми ярко выражается… …   История слов
  • сдержанность — См …   Словарь синонимов
  • СДЕРЖАННОСТЬ — СДЕРЖАННОСТЬ, сдержанности, мн. нет, жен. отвлеч. сущ. к сдержанный во 2 знач., привычка, способность владеть собой, удерживать порывы. «В лице замечалась также сдержанность, т.е. уменье владеть собой.» Гончаров. Толковый словарь Ушакова. Д.Н.… …   Толковый словарь Ушакова
  • Сдержанность — торможение внутреннего побуждения. Обусловлена сверхжестким воспитанием в детстве. В традициях глубиной психологии трактуется как особое потребностное состояние, связанное с ожиданием негативных переживаний и ст …   Психологический словарь
  • сдержанность — СДЕРЖАННЫЙ, ая, ое; ан. Владеющий собой, умеющий сдерживаться; ровный, без резкостей. С. человек. С. характер. Ответить сдержанно (нареч.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова
  • Сдержанность — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Сдержанность (также самоконтроль, самообладание)  умеренность в действиях и проявлении эмоций, торможение внутренних побуждений. Является чертой… …   Википедия
  • Сдержанность — – 1. нежелание участвовать в социальных взаимодействиях; 2. произвольное сдерживание проявлений реакции на какие то социальные стимулы или ситуации. Нередко термин наделяется негативными коннтациями, если связывается со сверхжёстким воспитанием в …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
  • Сдержанность — положительное нравственно этическое качество личности, выражающееся в ровной, без резкостей, реакции на события и в том числе неблагоприятные. Сдержанность – это умение остановить или ослабить силой воли свой гнев, зло, месть, осуждение и другие… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
  • сдержанность — проявлять сдержанность • демонстрация …   Глагольной сочетаемости непредметных имён
  • сдержанность —    умение не поддаваться бурным проявлениям эмоций с внешним выражением этого в резких словах. Сдержанность нужна всегда: и при выражении возмущения, негодования, и при выражении радости, веселья, и в желании поболтать. Особенно необходимо вести… …   Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология
Читайте также:  Изменение отношения - психология

Источник: https://psychology.academic.ru/5756/%D1%81%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B6%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C

Сдержанность Сдержанный

Сдержанность Сдержанный

08.06.2013 by petr8512

Самое важное и самое трудное для мощного духа — это уметь  сдерживать себя: пруд

   спокойно стоит в долине, но чтобы сдерживать его, нужны горы.

Автор афоризма: Аддисон Д.

          Сдержанность как качество личности – способность контролировать свои мысли, слова, эмоции и действия.

Однажды ученик спросил Учителя: — Учитель, недавно я обсуждал с друзьями тему искренности и естественности, но в результате у меня в голове всё перемешалось…  Учитель улыбнулся: — И в чём твой вопрос? Что с чем перемешалось в твоей голове? — Самое главное, чего я не могу постичь, это различие между искренностью и естественностью. По-моему, это одно и то же. — Это не одно и то же, — сказал Учитель. — Искренний человек может и не быть естественным, но естественный всегда искренен. — Прости, Учитель, я всё ещё не понял. — Когда ты искренен, то не скрываешь своих чувств. Когда естественен — ты их не сдерживаешь. Ученик поблагодарил Учителя.

        Сдержанный человек естественен в силу того, что ему не нужно напрягать свою волю каждый раз, когда нужно спрятать свои чувства и расшалившиеся эмоции.

В каждый конкретный момент он проявляет то, на что способен его уровень сознания, ему нечего сдерживать.

Поэтому ошибочно представлять сдержанность как какое-то торможение, самоистязание личности, накапливание негативных эмоций или ряд отказов от достижения из–за опасения неуспеха и возникающее в ответ на это субъективно воспринимаемое бессилие.

        Однако сдержанность достигается не сама собой, с грязным, глупым разумом, поражённым гордыней, нечего даже и помышлять об этом достоинстве личности. Оскверненный гордыней разум не способен слушать и слышать другого человека, воспринимать новые знания, прогрессировать и развиваться.

Он хочет, не сдерживаясь, сам говорить, а в паузах диалога не слушать собеседника, а думать о том, что он дальше будет говорить. Грязный разум отгорожен от внешнего мира гордыней, он ощущает своё превосходство, это означает разум в невежестве.

Способностью слушать наделён человек, чей разум свободен от невежества и эгоизма, обладая главным качеством – простотой.

Советую почитать:  Собирательство (Синдром Плюшкина)

         Сдержанность подразумевает чистоту сознания. Человек сдает внутренний экзамен по контролю болтовни своего ума. В голове за сутки пробегает около шестидесяти тысяч мыслей.

Пока человек не научится контролировать свой ум, отслеживать свои мысли, не думать о всякой глупости, негативных вещах, сдержанности ему не видать. Несдержанность в мыслях выливается в несдержанность в словах, эмоциях и действиях.

Всё начинается с мыслей, с развязанного ими языка и заканчивается конкретными действиями и поступками.

Когда человек привык контролировать болтовню ума, он автоматически, естественно и без всяких усилий говорит всегда по делу, ограничивается минимумом слов и вступает в беседу только, когда нужна его реплика. Пустопорожние разговоры изматывают любого человека, забирая у него колоссальное количество энергии. Сдержанность помогает сберечь эмоциональную энергию и перенаправить ее для нужных дел.

      Итак, сдержанность предполагает аскезы ума на простоту, контроль мыслей, выработку чистоты сознания. Завершает конструкцию сдержанности аскеза ума на целеустремлённость и заботу о благе других людей. Если у человека есть цель, он знает, что нужно и не нужно делать.

Сдержанный человек, пройдя все названные аскезы, обучается искусству уважения других людей, осознания окружающих достойными личностями. Это принципиальный момент. Сдержанность – это не вхождение в роль человека с железными нервами, подавленными чувствами и задушенными эмоциями, понимающего собеседника.

Сдержанность – это видение в другом человеке его достоинства, уважение и терпимость к нему.

        Сдержанный человек – разумный человек. Как и другим людям, ему приходится сталкиваться с трудностями, экстремальными ситуациями, сложными обстоятельствами жизни.

Между раздражителем и реакцией на него существует определённый отрезок времени – это время для выбора, как реагировать на ситуации. Разум означает выбор.

Сдержанный разумный человек свободен выбирать, и он всегда выбирает, делать это или не делать, он никогда не поступает автоматически, машинально, он всегда выбирает. Обладая чистотой сознания, ему это достаточно легко делать.

Совершенно справедливо гласит египетская пословица: «Самым мудрым считается тот, кто умеет подчинить свои чувства велению рассудка. Разгневаться может и глупец и мудрец, но глупец, ослепленный гневом, становится рабом своего гнева. В пылу бешенства он сам не ведает, что творит, и все его поступки ему же оборачиваются во зло».

Советую почитать:  Самообразование

       В царствование Павла Первого в обязанность одного из придворных лакеев входило отпирание двери при проходе государя на половину императрицы. Это происходило регулярно в шесть часов утра. Как-то Павел пришел несколькими минутами раньше. Видит: нет лакея. Император вспыхнул гневом.

А лакей ушел было в другую комнату, но, услышав шаги, поспешил на свое место. Павел поднял на лакея палку.

Лакей поспешно вынул из кармана часы, поднес императору и сказал: — Государь! Теперь еще без пяти минут шесть… — Виноват, — ответил император, опустил палку и без тени гнева, еще секунду назад бушевавшего в его глазах, спокойно вошел в отворенную лакеем дверь.

       Под сдержанность  «косят» многие пороки. Простой пример. Встречаются мужчина и женщина. Он изначально намерен приобщить ее к «гербарию» своих многочисленных побед, но ведёт себя «сдержанно», зная, что такая линия поведения приносит, зачастую, куда большие и скорые плоды, чем спешка.

Он уверен, что женщина не выдержит искушения и сама упадёт в его объятия. Там, где есть эгоистичные и корыстные интересы, сдержанность не обитает. Нужно называть вещи своими именами.

В зависимости  от контекста взаимоотношений это может быть лицемерие, коварство, вероломство, корыстолюбие, словом, какой-либо из пороков или их группа.

      Сдержанность базируется на равноправии и уважении. Неправильные отношения развиваются сначала бурно – «а я в любовь, как в море, бросаюсь с головой», а затем несчастно. Настоящие, правильные отношения развиваются изначально сдержанно, а потом счастливо.

Сдержанность предполагает не перепрыгивать через стадии развития отношений. Женщина, к примеру, ещё не привыкла к новому знакомому, ничего о нем не знает, ей хочется постепенно и сдержанно идти к сближению.

А он уже относится к ней, как будто они молодожёны в медовый месяц.

Советую почитать:  Самокритика (Самокритичность) Самокритичный

       Сдержанность не имеет ничего общего с замкнутостью, угрюмостью и отгороженностью. Сдержанный человек уважает людей и поэтому ведет себя естественно и непринужденно, проявляя воспитанность, учтивость и приветливость. Его речь богата, а движения выразительны. Он умеет слушать людей и не слишком заботится о своей важности и значимости.

Наоборот, не привлекая к себе излишнего внимания, он даёт людям подтвердить свою значимость. Такой собеседник вызывает интерес. За весь вечер он мог сказать несколько предложений, но в памяти окружающих  останется обаятельным и великолепным собеседником.

Ярко проявленная сдержанность, если она проявляется в широком круге ситуаций, получает название «невозмутимость».

       Сдержанный человек не склонен к скоропалительным решениям, на вопрос оппонента он часто отвечает: «Я подумаю». Прежде чем говорить, он всегда подумает. В компании эгоистов каждый думает, как бы взять слово, чтобы его услышали и увидели, какой он значительный человек.

Сдержанному человеку это не нужно, он любит находиться в одиночестве и размышлять, но и в компании одного  или нескольких друзей чувствует себя комфортно. Не любит пустопорожних разговоров и с недоверием относится к людям, расточающим налево и направо комплименты.

         Словом, сдержанность любит не говорить, а слушать, иметь несколько друзей, общаться в компании из одного-двух человек, работает молча, с осторожностью относится к поощрениям и похвалам.

Источник: https://podskazki.info/sderzhannost/

​О сдержанности

​О сдержанности

Я уже несколько раз слышал идею, что, мол, психологи говорят о том, что эмоции не нужно сдерживать, а их нужно всегда выражать. Получается эдакая мечта психопата: чуть что чувствуешь – вываливаешь на другого человека, и пусть он там барахтается с этими твоими эмоциями, ты-то поступил правильно, «как психологи говорят».

Показать полностью… Сдержанность – это плохо, это «эготизм» (не путайте с эгоизмом), это лицемерие, а в конфликте «вежливость против искренности» всегда должна побеждать искренность (часто понимаемая как откровенное хамство: не, ну а че — козел должен знать, что я считаю его козлом!).

В том же стиле понимается и известная «гештальт-молитва» Перлза: «Я пришел в этот мир не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям».

Как-то очень легко упускают из виду следующую строчку: «А ты – не для того, чтобы соответствовать моим». И получается, что «если я тебе не нравлюсь – вали отсюдова».

Проблема в том, что если другой тоже не обязан нашим ожиданиям соответствовать, то он может поступить ну совсем не так, как нам хочется. И имеет на это полное право.

В общем, попав «в народ», некоторые психологические принципы превратились в замечательные «оправдалки» для психопатичного поведения, в котором не существуют другие люди с их чувствами, переживаниями и мотивами. Существую только я, мои переживания и мое психологическое здоровье, которое я буду беречь за счет остальных. Это все психологи говорят!

За этим «да здравствует выражение эмоций» теряется то, что предшествует этому самому выражению. Эмоции в первую очередь важно осознавать. Осознавать, а уже потом думать, что с ними делать. Если уж и говорить о контроле за эмоциями, то это не попытки их подавлять или игнорировать, а контроль за их выражением.

Цепочка осознания/выражения эмоции выглядит примерно так: осознание самого чувства – осознание объекта, это чувство вызывающего – решение о том, выражать его или нет – выбор формы выражения чувства – выражение чувства – (иногда) подсказка адресату того, какие именно его действия эти чувства вызывают.

Читайте также:  Прелесть и опасности свободной индивидуальности - психология

Выглядит громоздко? Да, если под осознанием чувства понимать процесс скрупулезного анализа/самокопания. Но при достаточном развитии внимания к себе и своим чувствам первые два этапа не требуют больших сознательных усилий, равно как и выражение.

Точками, требующими наибольшего сознательного присутствия, часто является «выражать или нет?» и «и если да, то в какой форме выражать?»

Говорить ему о своей злости или нет? Хочется сказать начальнику все, что я думаю про его самодурство, потому что я зол на него ужасно…

Например: «Я очень злюсь (чувство) на него за то, что он постоянно меня перебивает, обращается ко мне в уменьшительной форме – терпеть этого не могу! – и почти прямым текстом говорит о том, что он более компетентен во всех вопросах, чем я (объекты чувств).

Так и подмывает назвать его козлом и придурком, указать ему на его место и его собственные ошибки (импульс, вызываемый чувством). Но это важный человек и его связи мне будут нужны.

Тогда что для меня важнее: мое самолюбие, или его связи, которые помогут достичь моих целей? И зачем мне «просвещать» его относительно его же недостатков – это же вряд ли заставит его измениться (осознание выбора)». Выбор здесь не очевиден, и он для каждого – индивидуален. Важно, чтобы этот выбор осознавался.

«Чего я хочу достичь, выражая другому то, что чувствую, и выбирая конкретную форму для этого?».

«Я делаю это потому, что мне хочется» хорошо работает в ситуации с выражением позитивных чувств, да и то не всегда – ваши чувства могут испугать другого или быть чрезмерными (как чрезмерной, удушающей бывает любовь некоторых бабушек или мам).

«Я делаю это, чтобы он знал и чувствовал, что со мной происходит». Это уже другой разворот, и он включает в себя как сообщение о том, что я чувствую, так и эмоции, которые в этот момент проживаются. То есть бесстрастное «я на тебя злюсь» — не работает.

А вот злое и эмоциональное «я злюсь!!!» — значительно эффективнее, позволяя и эмоцию выплеснуть, и сообщение донести. Другое дело, что пока непонятно, из-за чего злитесь и что с вашей злостью другому делать.

Итак, под сдержанностью я понимаю осознанный выбор не выражать все переживаемые в настоящий момент эмоции или же смягчать их выражение, продиктованный актуальными и доступными сознанию потребностями. Все прочее не имеет к ней отношения.

Есть разница между «сдержанностью» из страха столкнуться с ответной реакцией, и сдержанностью из осознания важности не выплескивать все, что на душ. В первом случае это просто страх, и свободы выбора здесь нет.

Сдержанностью не является и такая ситуация, когда мы не осознаем или пытаемся игнорировать актуальное эмоциональное состояние.

Пока не определился, что с тобой происходит, ничего толкового с собой не сделаешь. Важно признать, что, например, «я сейчас чувствую страшную обиду на него, и хочу отомстить».

Пока есть «нет-нет, я ко всем толерантен» или «да я никогда не обижаюсь!» — игнорируемые чувства будут проскальзывать. Сравните: «я не обиделась, я просто высказываю тебе все, что про тебя думаю!» и «я сейчас очень на тебя обижена, и хочу тебе просто об этом сказать.

Твои доводы слушать не готова». Или «да, я негативно отношусь к тебе, и осознаю это предубеждение. Поэтому я просто послушаю».

Со сдержанностью важно не путать и эмоциональную бедность, скупость на выражение чувств в целом. Осознанная сдержанность всегда ситуативна и зависит от контекста: в какой ситуации и в общении с кем. «Сдержанность» абсолютно со всеми людьми и в любых контекстах возможна только при постоянном подавлении своих естественных реакций, и чревата тотальным эмоциональным взрывом.

Кто-то может назвать сдержанность «лицемерием»: мол, если ты злишься, то надо всю злость выражать по-полной.

Вплоть до уничтожения? А если ты испытываешь злость к человеку, которого одновременно уважаешь? Злиться можно и на любимых людей. Лицемерие – это когда вместо одного предъявляешь другое.

Сдержанность – выражение той или иной эмоции с уважением к тому, кому она адресуется. Для кого-то и хамство – верх искренности.

В состоянии аффекта или близком к нему подобный разбор своих эмоциональных реакций невозможен, но его можно провести постфактум, чтобы обратить типичный бурный скандал в реальный опыт, меняющий отношения или восприятие.

Можно разбирать собственные иррациональные мысли/установки, которые привели к столь бурной эмоциональной реакции (что сделает когнитивный психотерапевт), можно научиться не бояться собственных сильных чувств и не бояться их выражать (это ближе к гештальт-терапевтам) – много еще чего можно.

Но – всегда есть точка выбора. И выбор сдержать эмоции – не всегда «неправильный».

Например, проблема людей с истероидным складом характера заключается как раз в том, что они не могут придерживать свои эмоциональные реакции, их сразу несет, и несет так, что в этот момент остановиться невозможно, а после него дрова могут быть наломаны так, что отношения восстановлению не подлежат. И тогда сдержанности можно учиться.

Интернет предоставляет значительно больше возможности для того, чтобы сделать выбор.

Когда кто-то начинает оскорблять в интернете – будь то обычный тролль, или взвинченный оппонент (особенно по политическим вопросам), всегда в данном случае есть пауза, позволяющая задать себе вопрос: а чего, собственно говоря, я хочу от этого разговора? Выместить злость, возникшую в ответ на оскорбления? Выплеснуть обиду? Доказать оппоненту (часто – совершенно незнакомому человеку), что он не прав? Или о чем-то договориться, донести свою точку зрения? Именно определение того, чего же я хочу, влияет на то, буду ли я выражать свои эмоции или нет, и если буду – то в какой форме. Пропускать ли оскорбления и попытки вывести из себя мимо ушей, как не относящиеся к реальности, концентрируясь на сути, или же отвести душу и прекратить общение. Пауза и возможность определить, что для меня сейчас важнее, в случае виртуального разговора есть всегда. Другое дело, что мы ею часто не пользуемся.

А вот теперь один очень важный момент.

Если раз-два сдержал или попридержал свои эмоции (выразив их более сдержанно, чем хотел бы), осознавая, зачем это делаешь – это не скажется каким-то ужасным образом на здоровье и психике, стрессы для организма – не новость.

Если вы это делаете постоянно – тогда возникает вопрос к тому, что происходит в ваших отношениях и с вашими реакциями? Или, например, не слишком ли высокую цену вы платите для того, чтобы не быть, например, оскорбленными или униженными?

Подведу небольшой итог. Дело не в том, сдерживать или не сдерживать эмоции. А в том, чтобы осознавать, что и зачем мы делаем, когда выбираем тот или иной образ действий. В этом и заключается свобода выражения эмоций. Потому что когда «несёт» и «я не мог себя остановить» — это точно не про свободу.

  • Психология отношений © 2018

Источник: http://www.omind.ru/1483-o-sderzhannosti.html

Самообладание

Самообладание

Самообладание – это способность индивида сохранять внутреннее спокойствие, а также действовать взвешенно и разумно в сложных жизненных ситуациях.

Происхождение самообладания связывают с поведенческими стереотипами – социальными и культурными установками, которые прививаются с детских лет.

К чувству самообладания относят устойчивость к любым возникающим ситуациям, твердую руку и уверенный взгляд, точную реакцию и быстрый расчет, а также контроль как над своими, так и над чужими эмоциями.

Выдержка и самообладание

К волевым качествам, которые характеризуют самообладание, причисляется выдержка, решительность, смелость. Выдержанные личности отмечаются умением и привычкой контролировать свое поведение, свои движения. Такие индивиды умеют владеть собой и своей речью, способны воздерживаться от неосознанных действий.

Выдержка и большая воля — это умение чего-то добиться и пожелать, а также уметь себя заставить отказаться от чего-либо, когда это нужно.

Выдержанный человек способен сдержать чувства, не допустит импульсивных действий, будет владеть своим настроением, а в самых трудных условиях он не потеряет присутствие духа, сохранит хладнокровие, сможет взять себя в руки.

Выдержанный человек терпелив и вынослив, как по отношению к продолжительно-действующим (скучная работа, ноющая боль, томительное ожидание) так и к кратковременным раздражителям (например, резкая боль). Он умеет при необходимости переносить лишения и невзгоды, причиняющие ему физические страдания и сдерживать, когда необходимо свои потребности (жажду, голод, необходимость в отдыхе).

Е.П. Ильин относит самообладание к собирательной волевой характеристике, включающей в себя смелость, выдержку, отчасти решительность.

Основополагающими и важными чертами личности для лидера являются умения совладать с внешним выражением эмоций, при этом оставаясь хладнокровным в экстремальной ситуации, не реагируя на раздражители и, сохраняя внутреннее спокойствие.

Самообладание связывают с саморегуляцией и самоконтролем эмоционального поведения, а также с самоограничением эмоционального реагирования, которое зависит от соотношения между интеллектом и аффектом.

Искусство самообладания

Самообладание относят к искусству владением такта, толерантности, а также терпения. Искусство самообладания отмечается возможностью поступать рационально, а не эмоционально. Самообладание позволяет властвовать не только над собой, но и над другими индивидами.

Это чувство помогает в принятии правильных решений, особенно это касается экстремальных ситуаций. Самообладание дает возможность видеть этот мир через призму спокойствия, а также уверенности в себе.

В повседневной жизни самообладание проявляется в умении подавлять желания и сильные влечения, в способности контролировать эмоциональные порывы и проявлять решительность, а также управлять поведением при возникновении страха.

Самообладание проявляется в следующих формах: терпение (переносить трудности и неудобство), воздержание (самоотречение – отказ от вредного и разумное употребление полезного), невозмутимость, спокойствие (состояние уравновешенности, мира и покоя), самодисциплина, стойкость (сохранение преданности и верности в момент испытаний и искушений).

Как сохранить самообладание

Нередко впечатлительные, а также неуравновешенные натуры не умеют справляться без особых встрясок со стрессовой ситуацией для нервной системы.

Потеря самообладания и контроля над своими эмоциями происходит из-за ответа мозга и эндокринной системы на стресс, который спровоцирован сложными химическими процессами в организме. Просто говоря, все дело в гормонах. Однако почему-то одни способны контролировать свое поведение в момент ссор, а у других личностей конфликты заканчиваются битьем посуды, бранью, кулаками и пощечинами.

Самообладание относится к способности трезво думать в момент эмоционального пика напряжения, и эта способность является сугубо индивидуальной. Во многом эта способность зависит от поведенческих стереотипов – культурных и социальных установок, прививающихся с малых лет.

И то, что для одних людей – это признак дурного тона, то для других – норма. Поэтому-то и наблюдается совершенно разная реакция в похожих ситуациях. На способность сохранить самообладание оказывают влияние особенности нервной системы и психики, физическое состояние, стрессовая ситуация.

Если человек устал, голоден, испытывает физическую боль, пребывает в неразрешенном межличностном конфликте, то вполне вероятно, что сдержаться будет очень сложно. Человеку, который умеет контролировать свои эмоции, за свое поведение впоследствии не будет стыдно. Это является большим плюсом.

Читайте также:  Личность как проект - психология

Однако есть и минусы.

Уже давно доказано, что существует связь между состоянием здоровья и негативными эмоциями. Скрываемые тщательно душевные переживания, накапливаясь, истощают нервную систему.

Невыраженная агрессия со временем даст о себе знать, например, приняв форму синдрома хронической усталости, повышенной раздражительности или какого-нибудь заболевания. Поэтому контролируя отрицательные эмоции важно, чтобы затем с легкостью от них избавиться.

Некоторые личности сохраняют самообладание, сбрасывая напряжение во время активного отдыха, сна, занятия спортом или любовью. Другие расслабляются от адреналиновых всплесков после просмотра фильмов ужасов, катания на американских горках или банджи-джампинга.

Как научиться самообладанию? Чтобы не углубиться в состояние непрерывного стресса, необходимо подобрать для себя эффективный способ выхода накопившегося негатива. Не следует накапливать ситуации, когда приходится подавлять агрессию и гнев, уверяя себя, что все хорошо и ничего не произошло.

Следует научиться вырабатывать физиологическую реакцию на стрессовую ситуацию, спуская пар не криком, а с помощью цивилизованной формы проявления агрессии.

При ощущении скопления большого количества негативной энергии следует направить ее в мирных целях, например, пытаться урегулировать в пылу ярости вопросы, на которые сложно решится в обычном состоянии.

При отсутствии возможности подобающе ответить обидчику, можно воспользоваться снятием эмоционального напряжения с помощью бассейна, фитнесса, йоги, спа-салонов. Как не терять самообладание? Необходимо контролировать свои чувства, желания, мысли, намерения, побуждения, действия и слова. Важно научиться себя оценивать и осуществлять самоанализ своих действий.

Потеря самообладания проявляется в ослаблении самоконтроля и самодисциплины.

Самоконтроль выражается в том, что индивид углубляется в свой внутренний мир, оценивая и анализируя его. Оценивая свои чувства, мысли, желания, человек определяет для себя их допустимость.

Как сохранить самообладание? Чтобы не потерять самообладание следует владеть самодисциплиной.

После выяснения, какая мысль, желание, чувство нам чуждо, а какая во благо, необходимо правильно отреагировать на эти проявления: либо воплощать, развивать, культивировать, поддерживать, либо пресекать, искоренять, подавлять. Плохое в себе индивид подавляет, искореняет, а хорошее развивает и культивирует.

Как развить самообладание

Существует несколько посильных средств первой помощи для развития самообладания:

  • игнорирование внешних раздражителей, например, для тренировок можно использовать телефонный звонок, не вовремя звонящий. Задачей индивида является игнорирование звонка, таким образом можно научиться абстрагироваться и от других раздражителей, выводящих себя из равновесия;
  • оттягивание времени и не реагирование сразу на взрывную реакцию оппонента, при этом использование счета до десяти;
  • умение в необходимый момент переключить свое внимание и расслабиться.

Состояние стресса, чрезмерная усталость, напряженность вызывают в организме химические реакции, которые негативно отражаются на поведении. В релаксации и отдыхе нуждаются как тело, так и психика.

Для этого необходимо в воображении создать такое место, в которое индивид мысленно будет перемещаться, как только почувствует усталость или перенапряжение.

Это может быть, например, осенний парк, комната с мягким креслом, пляж с пальмами – все то, что способно привести к состоянию умиротворенности и возвращению комфорта. Необходимо в себе найти ту опорную точку, которая восполнит запасы жизненной энергии.

Источник: http://vseopsycho.ru/samoobladanie/

Сдержанность и гибкость

Версия для печати

  Защитные факторы от неприятных воздействий Важнейший защитный фактор у школьника — наличие дружеского окружения в школе, в котором как минимум один из одноклассников проявляет сердечность и оказывает поддержку, делая возможным развитие отношений привязанности. Часто привязанность к одноклассникам развивает у школьника чувство собственного достоинства, уверенность в себе и следовательно, выступает в качестве защитного фактора и гибкости — умению успешно приспосабливаться даже к очень трудным обстоятельствам. примером здесь может быть ситуация, когда ребенок упорно ходит в школу вопреки алкоголизации родителей или другим неблагоприятным обстоятельствам в семье. Гибкость в поведении школьника это: 1) хорошие исходы , несмотря на возможность высокого риска и уязвимости; 2) неизменная выдержка в условиях угрозы; 3) преодоление необъективности, направленной против школьника. Гибкие дети ( то есть те, что демонстрируют высокую социальную сдержанность вопреки сильному стрессу) могут тем не менее. по их собственным признаниям, переживать значительный эмоциональный дистресс. Сдержанность Н.И. Козлов

Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/sderzhann…

Сдержанность — аккуратность , а то и скупость в речи и выразительных движениях , продиктованная уважением к собеседникам или интересами дела. Сдержанность связана с природными особенностями людей (скандинавы и англичане обычно более сдержаны, чем их южные соседи по Европе — итальянцы и испанцы), но определяется в большей степени характером воспитания. В семье, где принята сдержанность, дети приобретают привычку реагировать сдержанно. Там, где принята экспрессия и импульсивность, дети так же непосредственно орут. Сдержанность чаще характерна для людей воспитанных, не допускающих импульсивного негатива так же, как и чрезмерной восторженности, иногда пугающей окружающих. С другой стороны, сдержанность характерна для людей в среднем эмоциональном тоне. Люди в высоком эмоциональном тоне менее сдержаны, но их несдержанность — очень позитивна и окружающих скорее радует, как довольные крики играющих людей. Сдержанность не следует путать с бедностью в речи и выразительных движениях. О сдержанности говорят, когда человек владеет выразительным богатством, мог быть говорить громко, ярко и цветасто, но не привлекает к себе излишнего внимания и сдерживает себя. Разумная сдержанность — показатель воспитанности. Так же, заторможенность и эмоциональная скованность от страха — это не сдержанность. Страх делает речь малоадекватной, теряется общий эмоциональных смысл речи, в то время как в сдержанном выступлении все акценты на месте и понятны. В силу большей стрессоустойчивости женщинам легче быть сдержанными, однако женщины чаще мужчин принимают детскую позицию и разрешают себе несдержанность, что нередко становится привычкой и чертой женского характера. «Ярко выраженная» сдержанность, если она проявляется в широком круге ситуаций, получает название «невозмутимость». Как относиться к сдерживанию своего гнева, злости, раздражения и других агрессивных эмоций Сдержанность в поведении, способность сдерживать свои негативные чувства — показатель внутренней культуры и воспитанности, обязательный атрибут делового и просто успешного человека. Если эмоции внутри себя не накручивать, то сдержанность в поведении и выражении своих чувств вовсе не вредна. Сдержанность — экспрессивность по Кеттеллу В тесте Кеттелла сдержанность противопоставляется экспрессивности. Сдержанность Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Сдержанность (также самоконтроль, самообладание) — умеренность в действиях и проявлении эмоций, торможение внутренних побуждений. Является чертой характера (как привычка «владеть собой»), но термин также применяется к поведению групп людей и государств.

В искусстве сдержанность обозначает внешнюю простоту, отсутствие ярких цветов. Например, чёрный и белый цвета — а также оттенки серого — традиционно считаются сдержанными.

В психологии иногда рассматривается как отрицательное качество (отказ от активности, нежелание принимать участие в социальных взаимодействиях), но традиционно считается добродетелью. В системе прусских добродетелей добродетель сдержанности ( нем. Zurckhaltung ) связана с отрицанием самовосхваления («Будь больше, чем кажешься»).

Как относиться к сдерживанию своего гнева, злости, раздражения и других агрессивных эмоций

Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/sderzhann…

Н.И. Козлов  Сдержанность в поведении, способность сдерживать свои негативные чувства — показатель внутренней культуры и воспитанности, обязательный атрибут делового и просто успешного человека.

Мнение, что сдерживание своих негативных эмоций неправильно и вредно, поддерживается преимущественно в рамках гештальт-терапии, однако научные исследования говорят об обратном.

Если эмоции внутри себя не накручивать, то сдержанность в поведении и выражении своих чувств вовсе не вредна — ни для физического, ни для психического здоровья.

Японская культура изначально построена на сдерживании социально неприемлемых эмоций и чувств, но среди японцев самый низкий процент смертей от болезней сосудов и сердца (28%, в Европе — 30%). Японцы достаточно эмоциональны, переживать эмоции себе вполне позволяют, а вот проявлять их где не следует — никогда.

В социальных ситуациях японцы очень сдержаны, но это их здоровью не вредит. Этому есть две причины: японцы свои чувства не раскручивают, не разжигают — и при этом убеждены в пользе сдерживания чувств. Это радикально отличает их от европейцев, которые, сдерживая чувства, уже заранее убеждены в том, что это вредно для здоровья.

Разговоры о вреде сдерживания негативных эмоций не имеют под собой доказательной базы.

Психолог Кэрол Тэврис, исследовавшая в своей монографии гнев (anger), утверждает, что выплескивая свой гнев — то, к чему призывают многие другие психологи — мы обычно только ухудшаем ситуацию. Она пишет: «Мне кажется, основной эффект теории вьпускания пара сводится к повышению уровня шума в нашей жизни, а не к уменьшению проблем. Я заметил, что люди, особенно склонные к выражению гнева, становятся от этого не спокойнее, а наоборот еще более сердитыми и злыми«. В своем довольно тщательном обзоре литературы доктор Кэрол Тэврис утверждает, что сдержанный гнев «никаким предсказуемым или консистентным путем не ведет к депрессии, язве желудка или повышенному давлению, не провоцирует «заедание» или сердечные приступы… Сдержанный гнев, скорее всего, не приведет ни к каким медицинским последствиям, если мы чувствуем контроль над ситуацией, вызывающей гнев, если мы истолковываем гнев как проявление обиды, которую нужно поправить, а не как эмоцию, которую нужно замыкать в себе, если мы чувствуем преданность по отношению к работе и людям в нашей жизни». Согласно исследованиям Б. Бушмэна, профессора Университета штат Айова, вымещение гнева на неодушевленном объекте приводит не к смягчению стресса, а как раз наоборот. Психолог Дж. Бонанно из Колумбийского университета показал, что люди, практикующие в жизни контроль над эмоциями, умеющие их при необходимости сдерживать, меньше других подвержены жизненным стрессам. Чтобы у вас прекратились приступы гнева, надо изменить свой характер, стать спокойным и сдержанным. Иногда это кажется нереалистичным, невероятным, невозможным, но это не так. Характер — это совокупность привычек, а привычки можно менять. Если вы поставите себе такую задачу и начнете тренировать спокойные реакции, вы справитесь. Когда держать эмоции внутри себя вредно

Сдержанность и умение контролировать свои эмоции — замечательные качества, только не следует путать это с подавлением эмоций. Подавление осуществляется в отношении сильных, бурных, непослушных эмоций, это попытки сдержать вулкан, приводящий к еще большим взрывам. Подавление в себе уже раскрученных эмоций — вещь достаточно вредная.

Как сберечь здоровье в напряженной ситуации

Тот, кто в напряженной ситуации не заботится о своем здоровье, поступает не предусмотрительно. Головные боли и усталость счастью в личной жизни и успехам в работе также не способствуют, гастрит — не радость, бессоница — тоска. При этом беречь здоровье в напряженной ситуации не очень сложно.

Рейтинг работы:
Количество рецензий:
Количество сообщений:
Количество просмотров: 542 © 04.10.2013 Алексей Гадаев

Свидетельство о публикации: izba-2013-888966

гибкость, сдержанность,

Рубрика произведения: Проза -> Психология

Источник: https://www.chitalnya.ru/work/888966/

Ссылка на основную публикацию