Личность как проект — психология

Клуб Здорового Сознания

— Я себя ищу…— А я себя — делаю.

Пожелаем им успеха!

Ты сегодняшний — это твое прошлое. Ты таким стал, верно. Но ты, смотрящий на себя сегодняшнего, — можешь больше, потому что у тебя есть твое будущее. А свое будущее, как и свою личность, творишь ты: можешь творить, если создашь такой замысел.

Ты не заготовка, но в работе над собой ты можешь стать другим человеком: таким, каким построишь себя в соответствии со своим замыслом. Человек — это замысел о человеке, это его будущее.

Ты будущий — это твой замысел о себе, и в этом смысле личности нет, потому что наша личность всегда впереди нас, как наше «Завтра».

Все знают, что такое «Завтра», а ведь его — нет. Когда наступает «Завтра», это самое «Завтра» оказывается снова впереди, и его снова невозможно поймать за хвост. «Завтра» никогда не существует сегодня, сегодня его нет — но именно наличие нашего «Завтра» делает нас людьми с будущим.

Ты сегодняшний — это твое прошлое.

Повезло тем, кто воспитывался в хороших руках, и эти руки создали в его душе понимание «если постараюсь, то все смогу, я способный».

А если человек до трех лет думал, что его зовут «Заткнись!»? Что ему делать с его «действительностью», согласно которой он привык думать, что он «тварь подзаборная, ни на что не способная и вообще заслуженное место — возле параши»? Ему не на привитый глюк ориентироваться надо, а создавать себе другую личностную реальность, переписывать внутреннюю личностную историю, вообще мозги менять. Менять генеральную программу жизни.

Не стоит прикрываться своими личностными особенностями: «А вот такой я человек! У меня такие черты характера! Вот такая я личность!» Не торопитесь ставить себе ограничения.

Личность — не забор, чтобы ею прикрываться. предлагает видеть в личности не данность, а заданность.

Не то, что уже в нас есть, не прошлые заслуги и прегрешения, а то, что человеку предстоит, то задание, которое нужно человеку сделать.

Ситуация: вы прошли психологическое тестирование и достоверно узнали свои личностные черты и особенности.

Согласно результатам, вы не очень свободный, мало самостоятельный, сильно ленивый, нередко трусливый и часто мстительный субъект с развитой логикой.

Сопоставив это с историей своих жизненных неуспехов, добавив сюда мнение шефа и соседей, вы логично пришли к умозаключению, что вы определенно — не Личность и вам это, по всем признакам, не светит. И что дальше? Делать-то с этим — что?

Делать себя Личностью. Потому что человек — это проект, а не история. Личностью не рождаются, личностью становятся. Или не становятся. Или …

Как проект, личность может иметь свой план жизни и развития. . Начинайте над собой работать! Смотрите и вставайте на — систему самостоятельной работы по запланированному развитию личности.

Если хотите поддержку от И.С.Кона, почитайте его заключение в книге «В поисках себя»:

«Чтобы состояться как личность, человек должен мочь, сметь и уметь выбирать свой путь и принимать на себя ответственность.

При всем многообразии его содержания и форм вопрос «Кто я?» сводится к трем: «Что я могу?», «Что я смею?» и «Что я умею?» Мочь – категория действенно-бытийная, она описывает диапазон объективных возможностей и выборов, очерчивающих потенциальные рамки деятельности человека.

Сметь – категория морально-волевая, описывающая уровень его притязаний и нравственный потенциал. Уметь категория когнитивная, она описывает знания и навыки, с помощью которых он реализует возможности, заложенные в его жизненной ситуации и в собственной его природе.

Но эти категории и вопросы различаются лишь в абстракции, в действительности они постоянно переходят друг в друга. Каков бы ни был объективный диапазон его возможностей, человек реально может только то, что он смеет и умеет, а смелость без умения так же неэффективна, как умение без смелости.

Старая философско-этическая формула «Стань тем, что ты есть» не просто требование развить заложенные в тебе таланты.

Апеллируя к собственной активности личности, она говорит ей: ты состоишься, станешь тем, чем можешь и должна стать, только если ты сама этого захочешь, сумеешь сделать правильный жизненный выбор и приложишь для его осуществления максимальные усилия. Иными словами, это формула свободы и самовоспитания».

Источник: https://psy-space.ru/?page=lichnost-kak-proekt

Личность как проект. Статья. Авторские направления личностного роста. Самопознание.ру

Говорят, что жизнь прожить — не поле перейти… А ведь действительно, здесь, в пространстве реальности каждый шаг даётся с огромным трудом, даже тем, кому, казалось бы, сам Бог велел жить и ни о чём не тужить…

Что ни день — то кризис:

  • Отношения;
  • Семья;
  • Друзья;
  • Коллеги;
  • Экономика;
  • Международная и внутренняя политика;
  • Личностное становление;
  • Творческая реализация;
  • Здоровье.

Всё это и есть аспекты жизни… И всё они зависят от восприятия окружающего нас мира и себя в мире…

Восприятие себя в окружающем мире… Оно столь значимо, что заслуживает более детального рассмотрения этого свойства личности…Ибо от него зависит всё остальное… И формируется оно, это самое восприятие себя, на базе того, как нас воспринимали значимые близкие, то есть наши родители, или те, кто их заменил, те, кто участвовал в формировании нашей личности… Тех, кто сделал всё возможное для того, чтобы мы стали такими, какими стали… Кто-то успешным и целеустремлённым, кто-то пассивным и равнодушным к познанию и постижению нового, кто-то радужным оптимистом-экстравертом, а кто-то замкнутым на себе и своём богатом внутреннем мире интравертом, кто-то дружелюбным и доброжелательным, а кто-то недоверчивым и мрачным… Все мы разные…

— Под влиянием чего формируется фактор судьбы человеческой?

По настоящему формирование личности начинается в тот момент, когда происходит зачатие… В момент слияния материнской и отцовской клеток зародыш сразу же становится самым что ни на есть живым человеком, у которого есть тело и есть душа.

Учёными давным-давно доказано, что человеческий эмбрион в стадии внутриутробного развития с первых дней познает мир, руководствуясь эмоциональным состоянием своей матери и её отношением к своему будущему материнству… Для формирования здоровой во всех отношения личности играет огромное значение факт принятия малыша, любви к нему и осознания того, что ребёнок — это душа, данная на хранение…

Если же женщина не испытывает подобных чувств, если беременность, как это сплошь и рядом случается, в планы не входила, если ребёнок явился неприятной неожиданностью, или к мужчине, от которого был зачат малыш нет любви, а есть только корыстный интерес (что тоже не является редкостью), судьба такого человека однозначно счастливой не будет.

Хотя бы потому, что те установки, что закладываются матерями даже в виде мыслеформ, накладывают впоследствии неизгладимый отпечаток на всю последующую жизнь человека…

И, забегая немного вперёд, тем матерям, которые жалуются на плохие отношения со стороны детей, хочется посоветовать оглянуться назад.

На период вашей беременности и детства тех, на кого сейчас столько обид… Там, в том периоде, всё было в полном порядке? У детей не было поводов обижаться на вас? Вы относились к ним с терпением и уважением? Они никогда не испытали на себе ни физического, ни морального насилия с вашей стороны? В ваших отношениях над всем остальным преобладала безграничная любовь к своему ребёнку? Или всё-таки сложности и недопонимания в отношениях были? А если были, то как вы пытались их устранить? И пытались ли? Не были ли вы диктатором по отношению к своему ребёнку? Подумайте об этом… И ответьте честно хотя бы самим себе… А ответив, вы поймёте причину…

Как это исправить — вопрос другой… В некоторых случаях это возможно, а в некоторых — увы… Что дали, то и получите… У вас был выбор… Впрочем, как и у каждого…

— Почему одни счастливы несмотря ни на что, а других преследует патологическое невезение?

Это тоже программируется с детства… Посудите сами: если в ребёнка верили, если вместе с ним радовались успехам и не акцентировали внимание на неудачах, если всячески поддерживали его познавательный интерес, если общались с ним, не попирая достоинство и уважая его как личность, будет ли он страдать от одиночества и несостоятельности? Вряд ли… Исключения, конечно, возможны, но их не так много…

И наоборот, если день за днём ребёнок слышал оскорбления в свой адрес, если ни он, ни его жизнь не были интересны, если он не знал должного ухода, если он каждой клеточкой своего маленького тельца чувствовал, что он лишний, что он не нужен, какая установка на жизнь у него сформируется? И чего ему ожидать от жизни?

Мы все знаем о том, что рождается человек с душой чистой, как лист бумаги… И от того, что напишут на этом листе наши родители, и будет зависеть качество жизни, успех и признание социума, благосостояние, счастливая или несчастная семейная жизнь, коммуникации, которые мы выстроим, и многое-многое другое… По большому счёту, если говорить о восприятии нас теми, с кем мы встречаемся в повседневной жизни, и если задаться вопросом о том, как ловко многие из них нас «прочитывают», никакой хитрости или особого склада ума у них нет. Просто лист, на котором написана ваша жизнь, всё время повёрнут написанным к миру. Ну а читать у нас все умеют. Если появится желание — написанное можно переписать. Работу над ошибками в школе помните? Примерно тоже самое… Я предлагаю вам волнительное и захватывающее приключение… Личность — как проект, в котором автор — вы!

— Можно ли начать сначала?

Зайду издалека. Наверное, любому хочется каждое мгновение пребывать в благости, в мире с собой и с миром, который включает в себя всё наше ближайшее окружение. Согласитесь, что абсолютно каждому из нас хочется заниматься тем, к чему лежит душа, а не тем, за что платят.

Каждому хочется любить и быть любимым. Создать счастливую семью и прожить в любви и согласии до глубокой старости.

И так, как в сказке, чтоб душа в душу, чтоб дети, как на подбор, чтоб все были здоровы… Чтоб дом — полная чаша… Да чтобы с преемственностью поколений, с добром, почтением и уважением со стороны всех и каждого…

Нам хочется доверять тем, кто рядом, и верить в завтрашний день. В то, что если изменения и будут, то они будут добрыми, способными сделать нашу жизнь ещё лучше.

Безусловно хочется верить в то, что жизнь, в принципе — хорошая штука, что тебя окружают доброжелательные люди, готовые откликнуться и помочь, если это будет необходимо…

А вместо этого сплошь и рядом видишь и слышишь совсем обратное:

  • Недовольство собой и окружающими;
  • Неудовлетворённость качеством жизни;
  • Отсутствие уважения как к себе, так и друг к другу;
  • Нежелание развиваться;
  • Повышенный уровень конфликтности;
  • Страх за своё будущее и будущее своих детей;
  • Агрессия, направленная на себя и на внешний мир;
  • Уныние;
  • Отчаяние;
  • Депрессии;
  • Неврозы;
  • Психозы.
Читайте также:  Формирование осанки у детей - психология

Да-да… Всё это — наш мир… Такой, какой есть. Без прикрас и красивых этикеток с рекламы о том, как всё у всех замечательно… Всё ли? У всех ли? У вас всё или всё-таки нет?

Какие события, мысли и эмоции преобладают в вас? Что движет вами в момент выбора? И почему чаще всего вы делаете выбор не в пользу себе, а во вред?

Надеюсь, из вышесказанного вы поняли: воспитание — это то же самое научение. И переучить человека вполне возможно. Примеров тому масса. Было бы желание, ну и решимость сделать мир немного радостнее, пусть и на одного человека. Порой и этого бывает достаточно…

Потому что время идёт вперёд. День за днём. Год за годом. Никогда и ни для кого исключений не делается. Вот ты пошёл в первый класс… Стал совершеннолетним, и тебе казалось, что весь мир в твоём распоряжении. Ты мечтал сделать тысячу открытий и осчастливить миллионы людей.

А вместо этого? Посмотри, чего ты достиг на самом деле? Где ты сейчас? Ты занял своё место в жизни? Ты добился того, чего хотел? Или? Рано или поздно ты в ужасе остановишься, и, оглянувшись назад, осознаешь, что упустил все возможности, которые давались? Подумай об этом, начать жить — никогда не поздно…

P.S. В процессе работы по коррекции восприятие будет меняться по-разному. У одних быстрее, у других медленнее. Для каждого важен свой темп и свои проработки. Потому что ситуации, которые вы пережили, слишком индивидуальны, чтобы можно было создать некий алгоритм для всех.

Критерий эффективности работы — ваше отношение ко всему происходящему. Но никак не наоборот. Внешнее будет сопротивляться внутренним переменам… Показателем успешной терапии станет тот мир и покой в душе, который вы приобретёте.

Стойкое, длительное состояние внутреннего комфорта и уверенности в завтрашнем дне.

©

Источник: https://samopoznanie.ru/articles/lichnost_kak_proekt/

Рефераты, дипломные, курсовые работы — бесплатно: Библиофонд!

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ

1.ЛИЧНОСТЬ, ИНДИВИД, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

2.ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Как и многие другие психолого-педагогические понятия, слово «личность» не только широко используется в обыденной речи, но является также одним из центральных понятий философии, этики, социологии, права, психиатрии и других наук.

В философии с понятием личность связывается наиболее глубокая сущность человеческого рода и в то же время наиболее существенные индивидуальные особенности конкретного человека.

Природа этой сущности по-разному трактуется в различных философских системах, но чаще всего соотносится с характером общественных отношений, которые связывают людей между собой.

Слово личность употребляется нами только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим «личность животного» или «личность новорожденного». Никто, однако, не затрудняется говорить о животном и о новорожденном как об индивидах, об их индивидуальных особенностях (возбудимое, спокойное, агрессивное животное и т.д.

; то же, конечно, и о новорожденном).

Мы всерьез не говорим о личности даже и двухлетнего ребенка, хотя он проявляет не только свои генотипические особенности, но и великое множество особенностей, приобретенных под воздействием социального окружения; кстати сказать, это обстоятельство лишний раз свидетельствует против понимания личности как продукта перекрещивания биологического и социального факторов.

Личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не родятся, личностью становятся. Личность может самоизменяться, порождая новые качества. Большое влияние на формирование личности оказывает общение.

1. ЛИЧНОСТЬ, ИНДИВИД, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

Наряду с понятием «личность» в науке нередко употребляют такие понятия, как «человек», «индивид» и «индивидуальность». Их отличие от понятия «личность» состоит в следующем.

Термин «человек» относится не к отдельно взятому человеку (в том случае если сравниваются его объем и содержание с объемом и содержанием других понятий), а ко всему человеческому роду.

Поэтому понятие «человек» иногда называют родовым и включают в его содержание все свойства, присущие людям в отличие от животных.

Сюда кроме собственно психологических свойств также входят физические особенности человека, его образ жизни, культура и т.п.

Индивидом называют отдельно взятого человека или единичного представителя человеческого рода.

Это понятие, как и понятие «человек», подразумевает всевозможные человеческие свойства, которые присущи данному, отдельно взятому, конкретному человеку. Индивид — это, прежде всего генотипическое образование.

Но индивид является не только образованием генотипическим, его формирование продолжается, как известно, и в онтогенезе, прижизненно.

Индивид становится личностью, лишь включаясь в систему существующих общественных отношений, т. е. он приобретает новое системное качество, становясь элементом более крупной системы — общества.

Социализация младенца начинается не с предметной деятельности, а с комплекса оживления, когда он начинает реагировать на другого человека иначе, чем на весь остальной мир, т. е.

начинает вступать с ним в определенные отношения, в том числе общаться.

При этом «общественное» нельзя понимать только как коллективное. Общественными по своей природе являются мотивы, цели и средства любой человеческой деятельности. То, какой именно тип личности будет сформирован, зависит не только и не столько от биологических особенностей индивида, свойственных ему от рождения, сколько от той социальной микросреды, в которой происходит становление личности.

Животное и новорожденный младенец представляют собой высокоинтегрированные, неделимые системы, обладающие телесной и психологической целостностью, неповторимым единством физиологических и психических качеств.

Эту целостность называют обычно индивидом (в случае животного — особью).

Многие «индивидные» свойства являются генетически заданными, другие формируются прижизненно под влиянием наследственных и средовых факторов в результате активной жизнедеятельности индивида.

Эти свойства имеют иерархическое строение. На каждом уровне организации индивида (физическом, биохимическом, соматическом, индивидном и т.д.) формируется своя целостная система, отвечающая за его устойчивое, сбалансированное функционирование.

На каждом уровне действуют свои закономерности (физические, химические, биологические и т.д.), но при этом высшие уровни располагают определенными возможностями для подчинения низших уровней, вернее, включения их в решение задач, возникающих на высших уровнях. Возможны и обратные отношения.

Термин «индивидуальность» имеет два близких друг к другу, но различных значения. Одно из значений этого слова указывает на своеобразное сочетание человеческих свойств у данного индивида.

Второе значение термина подчеркивает то, чем данный человек, как индивид, отличается от других людей (индивидов).

В первое понимание термина могут входить и общие свойства, присущие сравниваемым друг с другом людям, а второе определение термина предполагает указание лишь на то, чем один человек отличается от другого.

Слово «личность» — самое узкое из всех сравниваемых здесь по своему объему и содержанию.

В него, во-первых, включаются только психологические свойства человека; во-вторых, в объем и содержание понятия «личность» не входят многие собственно психологические свойства, например, такие как познавательные процессы, психические состояния человека. Таким образом, термин «личность» охватывает даже не всю психологию человека.

Еще сложнее, чем с определением понятия «личность», обстоит дело с уточнением того, что входит в структуру личности или в совокупность личностных свойств человека. Основная трудность в решении данного вопроса состоит в двух вещах: в отсутствии в настоящее время единой теории личности и в наличии традиционного представления о структуре личности.

. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ЛИЧНОСТИ

Термин «личность» используется в психологии, как в широком, так и в узком смысле. Можно указать лишь несколько общих положений о личности, которые принимаются почти всеми авторами.

«Одно из них состоит в том, что личность представляет собой некое неповторимое единство, некую целостность.

Другое положение заключается в признании за личностью роли высшей интегрирующей инстанции» (А. Н. Леонтьев).

Личность чаще всего определяют как человека, обладающего совокупностью устойчивых психологических свойств определяющих социально значимые поступки данного человека.

Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или изменчивые психические состояния, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям и к обществу.

В понятие «личность» обычно включает такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности данного человека.

Личность — это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые проявляются в общественных по природе связях и отношениях человека, являются устойчивыми и определяют поступки, имеющие существенное значение для него самого и для окружающих.

В психологических подходах, берущих свое начало в марксистской философии, французской социологической школе и в некоторых других, под личностью имеют в виду социальное качество индивида.

Хотя указанные подходы могут существенно различаться между собой, прежде всего, трактовкой роли активности самого субъекта общественных отношений в процессах формирования его личности, на первый план неизбежно выступает общественно-историческая детерминация этих процессов.

То есть личность рассматривается как целостность социальных качеств человека, как продукт исторического развития, результат включения человека в социальную систему посредством общения и деятельности.

Если личность рассматривать, прежде всего, как продукт включения человека в общественные отношения и приобщения его к культурным нормам и ценностям, то без ответа остается вопрос об источниках самой культуры и общественного развития.

Человек не только потребляет материальные и духовные ценности, но и сам делает в них вклады. Эти вклады тем крупнее и значительнее, чем значительнее личность человека.

Поэтому в ряде философских и психологических направлений (персонализм, гуманистическая психология, экзистенциализм и др.

) на первое место среди конституирующих личность свойств выдвигают творческое, порождающее начало, хотя природа этого начала трактуется в разных подходах весьма различно. Но, создавая нечто значимое для других, человек создает значимое для самого себя, изменяет себя, творит свою личность.

Читайте также:  Любовь мужчины и женщины - психология

Центральным понятием для гуманистической теории Роджерса стало понятие «Я», включающее в себя представления, идеи, цели и ценности, посредством которых человек реализует (самоактуализирует) себя как личность, намечает перспективы своего личностного роста.

Образ «Я», складывающийся в результате личного жизненного опыта, оказывает влияние на восприятие данным человеком окружающего мира, людей, на оценки, которые человек дает людям и собственному поведению. На основе образа «Я» у каждого человека формируется своя «Я» — концепция.

Она может быть положительной, отрицательной и двойственной (противоречивой). Она может быть реальной, соответствующей действительности, и нереальной (вымышленной, искаженной, иллюзорной).

То, что не согласуется с «Я» — концепцией человека, может быть вытеснено из сферы его сознания, отвергнуто им, хотя на самом деле это может оказаться истинным.

Степень удовлетворенности человека своей жизнью, мера полноты переживаемого им счастья непосредственно зависят от того, в какой степени его опыт, его «реальное Я» и его же «идеальное Я» согласуются друг с другом.

С позиции сторонников деятельностного подхода в психологии личность есть наиболее полное выражение субъективного полюса деятельности, она порождается деятельностью и системой отношений с другими людьми.

Личность — это особое социальное качество индивида, не сводящееся к простой совокупности его прошлого опыта или индивидуальных особенностей.

И прошлый опыт, и индивидуальные черты, и генотип человека представляют собой не основу личности, а ее предпосылки, условия становления и развития личности.

Может случиться так, что физически сильный ребенок привыкнет решать конфликтные ситуации с помощью силы и будет развивать это свое качество в ущерб другим, например интеллекту или умению понимать чувства других людей.

Тогда указанная особенность человека (физическая сила) обязательно войдет в структуру его личности и станет существенной детерминантой того типа отношений, в которые входит данный человек с другими людьми.

Но это же качество может остаться простым фоном, не повлиявшим существенно на ход развития личности.

Аналогичные утверждения можно сделать и о таких качествах, как красота или уродство, особенности темперамента и даже природные свойства ума, художественная одаренность и т.п.

Не определяют прямо характера личности и внешние условия жизни — богатство или бедность, уровень образования и т.д.

Все эти качества могут влиять только косвенно, ограничивая или расширяя поле выбора, в рамках которого человек сам строит свою личность, совершая активную деятельность и входя в определенные отношения с другими людьми.

Современные ученые на вопрос о том, что такое личность, отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности.

В каждом из подходов можно выделить бесчисленное множество конкретных вариантов понимания личности, часто противостоящих друг другу в ключевых моментах.

Поэтому необходимо помнить, что ни одно определение личности не может считаться исчерпывающим или хотя бы фиксирующим главные, наиболее существенные особенности такого сложного и многопланового образования, каким выступает личность в психологии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

личность индивид индивидуальность

Мы считаем личность центром ее жизни. Мы предполагаем, что, по сути, она является причиной всего, что происходит. Реальность личности состоит из всего, что она может воспринять, и тех значений, которые она приписывает воспринимаемому. Часть этой реальности, которую личность более или менее разделяет с другими, состоит из физических объектов, людей и ситуаций.

Но каждая личность немного иначе воспринимает то, что есть, и приписывает свой смысл тому, что воспринимает. Кроме того, каждый человек создает еще более субъективные предметы, существующие в его реальности. Сюда входят мысли, ощущения, воспоминания, желания, мечты и так далее. Все они существуют, и человек может их воспринять как часть своего мира.

Они могут быть доступны или нет для других.

Современные ученые на вопрос о том, что такое личность, отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности.

Каждое из определений личности, имеющихся в научной литературе (если оно включено в разработанную теорию и подкреплено соответствующими исследованиями), заслуживает того, чтобы его учесть в поисках наиболее полного определения личности.

В каждом из подходов можно выделить бесчисленное множество конкретных вариантов понимания личности, часто противостоящих друг другу в ключевых моментах. В психологии столько определений личности, сколько психологов занимается ее изучением.

Поэтому необходимо помнить, что ни одно определение личности не может считаться исчерпывающим или хотя бы фиксирующим главные, наиболее существенные особенности такого сложного и многопланового образования, каким выступает личность в психологии.

В зависимости от решаемых исследовательских или прикладных задач и используемых при этом средств, на первый план неизбежно будут выступать разные аспекты понятия «личность».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Смирнов С.Д. — Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. — Учеб. пособие. — М.: 2001 г.

.Леонтьев А.Н. — Деятельность. Сознание. Личность. — М.: 1982г.

Источник: https://www.BiblioFond.ru/view.aspx?id=529405

Личность как предмет исследования в социальной психологии

ot; относится к числу самых неопределенных и спорных в психологической науке. Можно сказать, сколько существует теорий личности, столько имеется и ее определений. Рассмотрим несколько определений личности, данных ведущими специалистами в этой области. Б.Г.

Ананьев отмечал, что «личность прежде всего современник определенной эпохи, и это определяет множество ее социально-психологических свойств». К их числу он относил принадлежность личности к определенному классу, национальности, профессии и пр. А.В.

Петровский охарактеризовал личность в системе межличностных отношений, в связи с чем им были выделены три аспекта личности: интраиндивидный, который отражает свойства, присущие самому субъекту; интериндивидный, рассматривающий особенности взаимодействия личности с другими людьми; и метаиндивидный, описывающий воздействие данной личности на других людей. Л.И. Анцыферова определяет личность «как способ бытия человека в обществе, в конкретно-исторических условиях, это индивидуальная форма существования и развития социальных связей и отношений».

Все психологи согласны с тем, что личностью не рождаются, а становятся и для этого человек должен предпринять немалые усилия: вначале овладеть речью, а затем с ее помощью многими моторными, интеллектуальными и социокультурными навыками.

Личность рассматривается как результат социализации индивида, который усваивает традиции и систему ценностных ориентаций, выработанных человечеством.

Чем больше человек смог воспринять и усвоить в процессе социализации, тем более развитую личность он собой представляет.

Всеобщий интерес многих наук к проблеме изучения личности является очень важным, так как решить ее можно только совместными усилиями всех научных дисциплин, имеющих отношение к делу. Совместность таких усилий предполагает комплексный подход к исследованию личности, а он возможен лишь при достаточно точном определении области поиска для каждой из вовлеченных дисциплин.

Таким образом, для социальной психологии важно как минимум установить отличие своего подхода к личности от подхода к ней в двух «родительских» дисциплинах: социологии и психологии. Практически в социологический анализ сплошь и рядом вкрапливаются проблемы, в частности те, которые являются специальными проблемами социальной психологии.

К ним относятся, например, проблема социализации и некоторые другие.

Но отчасти такое вкрапление объясняется тем простым фактом, что социальная психология в силу особенностей своего становления в нашей стране до определенного периода времени не занималась этими проблемами, отчасти же тем, что практически в каждом вопросе, касающемся личности, можно усмотреть и некоторый социологический аспект.

Основная же направленность социологического подхода достаточно определенна. Гораздо сложнее обстоит дело с разделением проблематики личности в общей и социальной психологии.

Косвенным доказательством этого является многообразие точек зрения, существующих по этому поводу в литературе и зависящих от того, что и в самой общей психологии нет единства в подходе к пониманию личности. Правда, тот факт, что личность описывается по-разному в системе общепсихологической науки различными авторами, не касается вопроса о ее социальной детерминации. В этом вопросе согласны все, исследующие проблему личности в отечественной общей психологии.

Различия в трактовке личности касаются других сторон проблемы, пожалуй, больше всего представления о структуре личности. Предложено несколько объяснений тех способов, которыми можно описать личность, и каждый из них соответствует определенному представлению о структуре личности.

Меньше всего согласия существует по вопросу о том, «включаются» или нет в личность индивидуальные психологические особенности. Ответ на этот вопрос различен у разных авторов. Как справедливо отмечает И.С.

Кон, многозначность понятия личности приводит к тому, что одни понимают под личностью конкретного субъекта деятельности в единстве его индивидуальных свойств и его социальных ролей, а другие понимают личность «как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в прямом и косвенном взаимодействии данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения». Хотя второй подход чаще всего рассматривается как социологический, он присутствует также внутри общей психологии в качестве одного из полюсов. Спор здесь идет именно по вопросу о том, должна ли личность в психологии быть рассмотрена преимущественно в этом втором значении или в системе данной науки главное соединение в личности (а не просто в «человеке») социально значимых черт и индивидуальных свойств.

В одной из обобщающих работ по психологии личности, представляющих первый подход, было предложено различать в личности три образования: психические процессы, психические состояния и психические свойства; в рамках интегративного подхода к личности набор характеристик, принимаемых в расчет, значительно расширяется. Специально вопрос о структуре личности освещался К.К. Платоновым, выделившим в структуре личности ее различные подструктуры, перечень которых варьировал и в последней редакции состоял из четырех подструктур или уровней:

1) биологически обусловленная подструктура (куда входят темперамент, половые, возрастные, иногда патологические свойства психики);

2) психологическая под

Читайте также:  Экстернализация - психология

Источник: http://biblo-ok.ru/bibliok/work/73895/1-ref.php

Николай Козлов. Личность как проект

(http://subscribe.psychologos.ru/index.php?page=5&mailing_id=1340 )

«Я себя ищу…— А я себя — делаю». Пожелаем им успеха!

Ты сегодняшний — это твое прошлое. Ты таким стал, верно. Но ты, смотрящий на себя сегодняшнего, — можешь больше, потому что у тебя есть твое будущее. А свое будущее, как и свою личность, творишь ты: можешь творить, если создашь такой замысел.

Ты не заготовка, но в работе над собой ты можешь стать другим человеком: таким, каким построишь себя в соответствии со своим замыслом. Человек — это замысел о человеке, это его будущее.

Ты будущий — это твой замысел о себе, и в этом смысле личности нет, потому что наша личность всегда впереди нас, как наше «Завтра».
Все знают, что такое «Завтра», а ведь его — нет.

Когда наступает «Завтра», это самое «Завтра» оказывается снова впереди, и его снова невозможно поймать за хвост. «Завтра» никогда не существует сегодня, сегодня его нет — но именно наличие нашего «Завтра» делает нас людьми с будущим. Ты сегодняшний — это твое прошлое.

Повезло тем, кто воспитывался в хороших руках, и эти руки создали в его душе понимание «если постараюсь, то все смогу, я способный».

А если человек до трех лет думал, что его зовут «Заткнись!»? Что ему делать с его «действительностью», согласно которой он привык думать, что он «тварь подзаборная, ни на что не способная и вообще заслуженное место — возле параши»? Ему не на привитый глюк ориентироваться надо, а создавать себе другую личностную реальность, переписывать внутреннюю личностную историю, вообще мозги менять. Менять генеральную программу жизни.

Не стоит прикрываться своими личностными особенностями: «А вот такой я человек! У меня такие черты характера! Вот такая я личность!» Не торопитесь ставить себе ограничения. Личность — не забор, чтобы ею прикрываться. Синтон-подход предлагает видеть в личности не данность, а заданность. Не то, что уже в нас есть, не прошлые заслуги и прегрешения, а то, что человеку предстоит, то задание, которое нужно человеку сделать.
Ситуация: вы прошли психологическое тестирование и достоверно узнали свои личностные черты и особенности. Согласно результатам, вы не очень свободный, мало самостоятельный, сильно ленивый, нередко трусливый и часто мстительный субъект с развитой логикой. Сопоставив это с историей своих жизненных неуспехов, добавив сюда мнение шефа и соседей, вы логично пришли к умозаключению, что вы определенно — не Личность и вам это, по всем признакам, не светит. И что дальше? Делать-то с этим — что?
Делать себя Личностью. Потому что человек — это проект, а не история. Личностью не рождаются, личностью становятся. Или не становятся. Или свою личность разрушают…
Как проект, личность может иметь свой план жизни и развития. Начинайте над собой работать! Смотрите ниже статью: «Как работать над собой» и вставайте на Дистацию — систему самостоятельной работы по запланированному развитию личности.
Если хотите поддержку от И.С. Кона, почитайте его заключение в книге «В поисках себя»:
«Чтобы состояться как личность, человек должен мочь, сметь и уметь выбирать свой путь и принимать на себя ответственность. При всем многообразии его содержания и форм вопрос «Кто я?» сводится к трем: «Что я могу?», «Что я смею?» и «Что я умею?» Мочь – категория действенно-бытийная, она описывает диапазон объективных возможностей и выборов, очерчивающих потенциальные рамки деятельности человека. Сметь – категория морально-волевая, описывающая уровень его притязаний и нравственный потенциал. Уметь категория когнитивная, она описывает знания и навыки, с помощью которых он реализует возможности, заложенные в его жизненной ситуации и в собственной его природе.
Но эти категории и вопросы различаются лишь в абстракции, в действительности они постоянно переходят друг в друга. Каков бы ни был объективный диапазон его возможностей, человек реально может только то, что он смеет и умеет, а смелость без умения так же неэффективна, как умение без смелости.
Старая философско-этическая формула «Стань тем, что ты есть» не просто требование развить заложенные в тебе таланты. Апеллируя к собственной активности личности, она говорит ей: ты состоишься, станешь тем, чем можешь и должна стать, только если ты сама этого захочешь, сумеешь сделать правильный жизненный выбор и приложишь для его осуществления максимальные усилия. Иными словами, это формула свободы и самовоспитания».

Как работать над собой

(http://www.psychologos.ru/articles/view/kak_rabotat_nad_soboy)
Работать над собой, развивать себя вполне можно самостоятельно, полагаясь на собственные силы.

Так в свое время работали Михайло Ломоносов, Александр Суворов, Наполеон Бонапарт, Бенджамин Франклин, Авраам Линкольн и многие-многие другие известные люди, оставившие большой след в истории своей страны. Они это делали без всякой посторонней помощи – и у них получилось! Значит, это может получиться и у вас.

Другое дело, что сегодня работать над собой быстрее и эффективнее с помощью более опытных людей: учителей, педагогов, психологов и коучей.

Работать над собой лучше под руководством мастера. Залог успеха — ясные цели, качественные образцы, тренировка, обратная связь.
Психотерапевты здесь могут быть полезны также, но их роль скорее вспомогательная.

Специализация психотерапевтов – лечение, не обучение, они заняты все-таки другим: они помогают человеку подняться из проблемного состояния в состояние здоровое.

В самом широком понимании и это тоже можно назвать развитием личности, но точнее тут говорить о помощи в выздоровлении, в восстановлении нормального, эффективного функционирования. Ремонт не стоит путать с тюнингом.

При этом, как бы вы ни начали работать – совсем самостоятельно или под руководством специалиста (например, психолога), работать над собой все равно придется вам. Как это делать лучше? Работать над собой нужно умно, весело и с удовольствием.
Умно — то есть делать именно то, что нужно, и так, как нужно.

Успешные люди не практикуют 1000 движений по 3 раза. Они практикуют 3 движения по 1000 раз, но эти 3 движения — те, которые им нужны.
Весело — потому, что так работать эффективнее. И с удовольствием, чтобы завтра работать хотелось снова.
Залог успеха — ясные цели, качественные образцы, тренировка, обратная связь.

От жизненного пинка — к образу жизни.

Как правило, люди начинают работать над собой потому, что жизнь дала пинок и появилась конкретная, очень важная задача. Не просто возникла блажь «Вот, буду работать над собой!» — это проходит быстро, а когда в жизни стало что-то очень нужно, когда возникла настоящая необходимость.

Однако жизнь пинает многих, а в красивый полет отправляются не все. Требуется еще — голова на плечах, понимание, что ныть↑ и рассказывать о своих проблемах↑ — бесперспективно, что себя вытянешь только ты сам. Ты сама↑. Хорошо. Жизнь подтолкнула, вы сделали правильные выводы и занялись собой.

Долго ли продержитесь? Вот это — главный вопрос, и ваша главная задача — сделать так, чтобы работать над собой вам понравилось. Если вы поймете, что у вас получается, что у вас есть результаты и оно того стоит, вы будете двигаться дальше.

Ваша задача — работу над собой сделать привычкой и образом жизни, чтобы по-другому вам жить стало бы просто странно, потому что вы тот, кто всегда в развитии, а валяться и жалеть себя — это — уже не вы!↑

Начинаем с постановки целей.

Желание работать над собой чаще всего начинается с того, что человек сталкивается с теми или иными проблемами, но заниматься своими проблемами — путь тупиковый. Легче всего люди видят свои проблемы — то, что их тяготит и что им мешает. Заниматься своими проблемами можно долго, обычно это малопродуктивно↑.

Чтобы эффективно двигаться вперед, важно другое — важно научиться грамотно ставить цели. Первое, что вам поможет — самым живым и свободным образом описать все то, о чем мечтается, что в этой жизни вы хотите получить. Записали? Порадовались? А теперь предстоит работа — свои желания нужно превратить в цели.

Желания и цели — вещи разные, грамотно ставить цели умеют не все. Напоминаем основные требования: цели должны быть сформулированы позитивно, цели должны быть конкретные, цели должны быть записаны. Да, еще — цели должны быть адекватными… См. http://www.psychologos.

ru/articles/view/rabota_nad_soboy_podtyagivaem_resursy

Подтягиваем ресурсы.

Какие бы ни были у вас замечательные цели, полезно вспомнить, что вам никто ничего на блюдечке не принесет, вам все нужно добиться или организовать самим.

Неправильно полагаться только на свои силы, разумно воспользоваться помощью тех, кто может и хочет вам помочь, но даже эту помощь и поддержку организовать — забота ваша.

Все делают люди, и у вас это появится тогда, когда у вас появятся нужные качества и способности, когда вы станете человеком, достойным своих целей.

Поэтому начните с себя: возьмите листок и опишите себя: в левой графе перечислите все свои проблемы и недостатки, в правой — свои сильные стороны и достоинства, в среднюю графу записывайте все то, что является просто вашими особенностями… См. http://www.psychologos.ru/articles/view/rabota_nad_soboy_podtyagivaem_resursy

Составляем план работы.

В плане работы у вас должны быть: направления работы, этапы работы и конкретика — когда, где и как. И кто вам в этом поможет. См. http://www.psychologos.ru/articles/view/plan_raboty_po_razvitiyu_sebya Работать!

Важно — начать. Чтобы не застрять в планах и мечтах, нужно быстрее переходить к делам. Есть наблюдения — если вы что-то задумали и в течение 48 часов перешли к действиям, к реализации,— ваши планы что-то стоят.

Если вы подумали, но все откладываете и так ничего и не начали делать, ваши планы так и не осуществятся. Итак, торопитесь сделать первый шаг, осуществить хоть какое-то, но конкретное дело. См. http://www.psychologos.

ru/articles/view/pervyy_shag_konkretnoe_delo

Поддержка в работе над собой.

Одному двигаться вперед — непросто, и, если есть возможность, работать над собой лучше с кем-то, хорошо если в группе единомышленников, и под руководством мастера. Мастер поможет точнее определить направление, подскажет эффективные приемы и способы, даст качественную обратную связь, поможет вам не забыть ваши замечательные намерения, создаст необходимую мотивацию.

Если вы узнаете, кто и где занимается тем, что интересно вам, обязательно придите и познакомьтесь с этими людьми. Психологические тренинги могут дать вам очень много, но нужно попасть на хороший, качественный психологический тренинг. Если вы можете себе позволить, рекомендуем найти своего коуча. См. http://www.psychologos.

ru/articles/view/podderzhka_v_rabote_nad_soboy

Эффективные приемы в работе над собой

В работе над собой могут помочь самые разнообразные приемы: детальное представление начала, наличие инструкции или образца, речевые вставки… См.→

Типичные трудности в развитии себя.

Пока вы не научились работать над собой, вы можете испытывать самые различные трудности. «Не получается сразу, новое страшно. Вроде уже привык к новому, а сбился и вернулся в старое русло…» Что с этим делать — см. http://www.psychologos.ru/articles/view/tipichnye_trudnosti_v_razvitii_sebya

Источник: https://Professionali.ru/Soobschestva/psi-faktorvzglyad/nikolaj-kozlov-lichnost-kak-proekt/

Ссылка на основную публикацию