Заботы, озабоченность, беззаботность — психология

Беззаботность Беззаботный

Заботы, озабоченность, беззаботность - психология

12.01.2015 by petr8512

Излишняя забота — такое же проклятье стариков, как беззаботность — горе молодежи.

Автор афоризма: Шекспир В.

Беззаботность есть основание отрицательного счастья.

Автор афоризма: Декурселъ А.

То, над чем сегодня беззаботно смеются, может завтра доставить множество забот.

Автор афоризма: Швебель В.

Беззаботный жиреет даже от воды.

Врачебные наблюдения

     Беззаботность как качество личности –  неспособность выполнять свой долг и обязанности, задумываться о своих делах и огорчаться неудачами;  устойчивое желание не утруждать себя заботами, беспокоиться, покровительствовать, защищать кого-то; быть свободным от житейских забот и хлопот.

      — Покупайте цветы! Молодой человек, купите букетик для жены! — А я не женат! — Ну, купите для возлюбленной! — Да нет у меня возлюбленной! — Тогда купите в честь того, что у вас такая беззаботная жизнь!

     Беззаботность – недумание о жизни и необременённость заботами о других людях. Беззаботность будет возможна, когда все источники общественного богатства польются полным потоком и осуществится великий принцип: — От каждого по способностям, каждому – по потребностям. Иными словами – при коммунизме.

Но поскольку коммунистическая идея захлебнулась, говорить о массовой беззаботной жизни, по крайней мере, не уместно. Попробуй, поживи беззаботно в условиях экономического кризиса, падения национальной валюты, инфляции и политической нестабильности.

Невозможно в условиях разгула рисков жить в ощущении лёгкости, без груза забот и недумания о делах.

     Беззаботность возможна, если крепко сидишь у кого-то надёжного на шее, если упал на хвост кому-то влиятельному и очень богатому. Это мечта паразита. Исключение составляет беззаботное детство, которое  детям дарят заботливые и любящие родители. Жизнь человека проходит через четыре стадии: беззаботное детство, озабоченная юность, озадаченная зрелость и одураченная старость.

      А.И Герцен в «Сороке-воровке» пишет: «Прежде я была на другом провинциальном театре, гораздо меньшем, гораздо хуже устроенном, но мне так было хорошо, может быть, оттого, что я была молода, беззаботна, чрезвычайно глупа, жила, не думая о жизни».

Советую почитать:  Безапелляционность

     Удивительное дело, но настоящий вкус счастья испытывают люди, бескорыстно заботящиеся о других. Находясь под влиянием энергии благости, они без условий и капризов бескорыстно служат людям. У таких людей никогда не бывает депрессий, хандры, уныния.

Им некогда заниматься такой ерундой. Врачам следует знать, что лучшим лекарством от депрессии является забота о ком-нибудь другом.

Надо поменьше думать о себе любимом, то есть раздавить в себе эгоизм, начать думать о других людях, бескорыстно заботиться о них, и депрессия волшебным образом пройдёт.

     Заботливость – это не тревожный, беспокойный ум, не взволнованные чувства, нахмуренный лоб, напряженные интонации и паникующие глаза. Это скорее похоже на тяжёлую озабоченность. Заботливость – это способность проявлять бескорыстное действенное участие в жизни другого человека.

    Психологи считают, что «суетливая озабоченность как раз бывает у тех, кто слишком часто позволяет себе беззаботность, а потом бегают, пытаясь выпутаться из проблем, которые сами же и создали.

Суетливая озабоченность — чаще всего поведение демонстративное, это флаг «я в проблеме и нуждаюсь в вашей помощи!», но такой флаг никогда не поднимет тот, кто об окружающих заботится. Жизнь становится труднее — хорошо, заботливый человек становится внимательнее и собраннее.

Если есть возможность воспользоваться помощью тех, кто к этому расположен — обязательно помощь попросит и помощью воспользуется, но суета и озабоченность здесь совершенно ни при чем. Заботливость — радостна. Озабоченность — темна и тягостна».

      Беззаботность легкомысленна и беспечна. Однажды в дом к Мулле забрался вор. Жена с беспокойством сказала: «Эфенди, у нас вор». А Мулла беззаботно ответил: — Тс-с-с! Ты молчи. Может быть, он найдёт что-нибудь подходящее, а отнять у него уже будет легко.

Советую почитать:  Базарность Базарный

     Пошел ходжа в суд, чтобы разводиться с женой. Судья приказал записать имена жены и ее отца. Когда у ходжи спросили об этом, он сказал: «Не знаю».

Кази осведомился, сколько лет он женат, и, узнав, что уже несколько лет, заметил: «Как можно, будучи женатым в течение нескольких лет, не знать, как зовут жену?» — «Да ведь я не собирался с ней жить, — зачем мне спрашивать, как ее зовут?» —  беззаботно отвечал ходжа.

      Беззаботность склонна фонтанировать словами и поступками, не заботясь о последствиях. Известные психологи  Лиз Бурбо и Мишлин Сен-Жак пишут: «У детей беззаботность естественна и нормальна, потому что у них действительно нет ни забот, ни материальной ответственности. У взрослых это может выглядеть иначе.

Пример — человек, который плохо говорит о другом, наносит ему ущерб, неискренен и при этом не заботится и даже не думает о последствиях своих поступков. Беззаботным является и тот, кто, даже сознавая, к каким последствиям могут привести его действия или высказывания, не дает себе труда ни подумать, ни побеспокоиться об этом.

Он отказывается смотреть правде в лицо. Беззаботность может перейти в беспечность, то есть в отсутствие внимания и усердия. Например, беспечный человек, выполняющий сложную работу, рискует: его невнимательность, беззаботность или оплошность могут закончиться тяжелым ранением или даже гибелью.

Беспечность на уровне бытия заключается в том, что человек игнорирует духовные законы. Другой разновидностью беззаботности является равнодушие. У равнодушного человека нет живости и задора, он безразличен ко всему, ни о чем не беспокоится. «А, пусть» — вот его обычная позиция. Этот человек подавляет свои желания и потребности, не сознавая этого.

Все эти формы «А, пусть» на уровне сущности никак не в порядке вещей, равно как и в божественном плане, который как раз и заключается в непрерывном и естественном поиске улучшения сущности.

Люди, беззаботные в своих словах, действиях и поступках, рано или поздно пожнут последствия этой беззаботности в силу ЗАКОНА ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ, независимо от того, понимают ли они этот закон. Вот почему так важно СОЗНАНИЕ. Обязанность держать себя в руках лежит на каждом человеке».

Советую почитать:  Бестолковость Бестолковый Бестолочь

       Беззаботность в силу своей несерьёзности и ветрености может стать причиной чрезвычайной глупости.

      Жили-были муж с женой. Жена была баба ленивая и беззаботная, да к тому же еще и большая лакомка: все проела на орешках  да на пряничках, так что наконец осталась в одной рубахе, и то в худой — изорванной.  Вот подходит большой праздник, а у бабы нечего и надеть, кроме этой рубахи. И говорит она мужу: — Сходи-ка, муж, на рынок да купи мне к празднику рубаху.

Муж пошел на рынок, увидал, что продают гуся, и купил его вместо рубахи. Приходит домой, жена его и спрашивает: — Купил мне рубаху? — Купил, — отвечает муж, — да только гуська. А жена недослышала и говорит: — Ну и узка, да изношу! Сняла с себя изорванную рубаху и бросила в печку. А потом и спрашивает: — Где же рубаха? Дай я надену. — Да ведь я сказал, что купил гуська, а не рубаху.

Так и осталась баба без рубахи, нагишом.

Источник: https://podskazki.info/bezzabotnost/

Дух беззаботности или беззаботность духа

Дух беззаботности или беззаботность духа

В основу определения беззаботности принято включать такие понятия как безразличие, бесстрастность, безучастность, беспечность, небрежность.

Эти понятия носят негативный характер в оценки личности, свидетельствующие о деструктивности духовных начал, превращению человека в быдло.

Однако, я осмелюсь немного перейти грани общепринятого и выскажусь в несколько ином понимании, с философской точки зрения.

Наша современная жизнь полна всевозможных проблем, решать которые приходится каждому. Свое отношение к той или иной проблеме каждый человек формирует исходя из внутренней стойкости, зрелости и опыта. Грубо говоря опыт, накапливаемый в течение всей жизни, это конкретные решения конкретных проблем, т.е. масса забот, разгребать которые приходится повседневно.

Беззаботность духа, это свобода.

Дух беззаботности, это сила — защитный механизм, который всегда должен работать и не давать сбои.

Если не можешь изменить порядок вещей, измени свое отношения к ним. Именно с этой стороны я предлагаю подойти к обсуждению беззаботности. Всё, что не делается, делается к лучшему. Это значит, что произошедшее не изменить, жизнь не останавливается из-за частностей, вселенная не прекращает своего полёта, поэтому решать проблемы (избавляться от забот) нужно беззаботно.

Не исключаю, что подобная философия может научить людей совершать беззаботно и дурные поступки также легко, как и поступки праведные. Но судить о праведности поступков здесь, на земле, может только суд; в душе — совесть, а «на том свете» — Бог. Поэтому обхожу в этой теме обсуждение вопросов праведности поступков, совершенных беззаботным человеком.

Итак, почему заботы так тяжелы? Их всегда много. Если придать внимание автоматическим действиям, совершаемыми человеком ежеминутно, мы увидим, что наш организм, тело и душа постоянно трудится. Если немного раздвинуть границы внимания, мы увидим вокруг себя миллионы таких же «трудящихся» организмов.

Еще немного внимательности и мы понимаем, что основная масса забот ложится на каждого индивида от себе подобных. Это происходит повсюду — в семье, на работе, в школе, на улице, по телевидению, в интернете.

Люди, имея органы чувств, воспринимают на себя заботы, основное число которых бесполезны и важно научиться их фильтровать и пессимизировать, т.е. относиться к этим вещам беззаботно.

Внимательное отношение (на первых порах) к той информации, которую вы получаете, к тем поручениям, которые вы получаете, к тем проблемам, которые вы намереваетесь решать, позволит фильтровать, предавать малозначительность или вовсе исключать из своей духовной сферы откровенный шлак. Этот шлак не Ваш, он чужой, его навязывают Вашей душе, вашему организму, вашему опыту другими людьми, что бы … тут вариантов масса, но суть опять таки в беззаботности. Люди стремятся избавиться от забот, а самый простой путь — переложить их на плечи ближнего своего. Пример про «белых обезьян» весьма показателен, в той части, что заботы, это те самые обезьяны, т.е. бремя тяготящих забот — фантом. Постепенно эти фантомы наполняют всё окружающее пространство и весь внутренний мир человека и место для свободы уже не остаётся.

И где же мы начинаем искать свободу? Мы придумываем себе занятия, отвлекающие нас на время от этой не_свободы, т.е. мы ищем «темную комнату» в которой нет места для забот. Парадокс в том, что часто эти занятия, типа хобби, превращаются в еще один эшелон забот, еще более отягощающих существование. Это происходит от потери бдительности.

Год назад вы были внимательны и потому беззаботны, но увы, потеряли бдительность и сейчас вы в ловушке фантомов. Что бы все исправить, нужно лишь вновь обратить свое внимание на эти заботы и стать беззаботным.
Работать — исполнять трудовые обязанности просто и легко не обременяя себя лишними (не своими) заботами.

Дружба, любовь и любая иная гармония человеческих отношений надежнее лишь в случае беззаботного отношения друг к другу.

Теперь немного пройдусь катком по упомянутым понятиям выше:

  • безразличие — зачастую очень полезно, без этого фильтра живут рабами чужих забот.
  • бесстрастность — важна в деловых взаимоотношениях, в работе, при обмене мнениями, при выражении точки зрения.
  • безучастность — позволяет избегать массу навязываемых проблем.
  • беспечность — это спокойствие и внимательность.
  • небрежность — это зло, не внимательность, опасность, фантом. В общем, не понял как в словаре небрежность попала в один ряд со всем прочим. В уголовном кодексе дано определение преступной небрежности — форма вины, которая характеризуется тем, что лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия. Этим право защищает общество от самого общества (человека от человека), т.е. ограничивает свободу беззаботности, что логично, т.к. основано на здравом смысле.

Безусловно, что беззаботность можно и зло_употребить, об этом я упоминал выше. Злоупотребить можно многое, даже казалось бы самые светлые и чистые поступки, чувства и помыслы могут привести к очень дурным и губительным последствиям, оценивать которые будут «компетентные» власти.

В конечно счете решать как и в чем ограничивать свою свободу беззаботности решать каждому в отдельности. Однако, не будьте рабами фантомов, внимательнее относитесь к тому что вы собираетесь делать, какие заботы принимаете на себя и какие перекладываете на других. Всё зачтётся.

Источник: http://fantasy-portal.ru/blog/amon/20-noyabr-2010/duh-bezzabotnosti-ili-bezzabotnost-duha

ЗАБОТА

ЗАБОТАпостоянная поддержка, обеспечивающая не только удовлетворение естественных потребностей человека, но и его психическое развитие.

   Психоаналитическое понимание заботы прежде всего соотносится с ролью матери, оказывающей жизненно важную поддержку младенцу, уделяющей достаточное внимание развитию своего ребенка и поддерживающей с ним постоянную эмоциональную связь.

Многие психоаналитики считают, что отсутствие надлежащей заботы со стороны матери по отношению к младенцу пагубно сказывается на его дальнейшем физическом и психическом развитии, а также является одной из основных причин, приводящих к последующей невротизации ребенка и взрослого человека.

   Д.В. Винникотт (1896–1971) исходил из того, что благодаря заботе матери у ребенка формируется чувство безопасности, способствующее его нормальному развитию.

Зависимый от матери ребенок нуждается в проявлении постоянной заботы с ее стороны особенно в первые месяцы жизни.

Читайте также:  Метод лестницы - психология

Речь идет не только об удовлетворении жизненных потребностей ребенка, но и о создании такой материнской среды, в рамках которой он не испытывает недостатка в любви и не подвергается различного рода стрессам, связанным с отсутствием любимого объекта.

   По мнению Г.С. Салливана (1892–1949), растущее напряжение потребностей ребенка, проявляющееся в его активности, вызывает у матери напряжение, служащее импульсом для направления ее деятельности. Сосуществование младенца с окружающей средой вызывает и у него, и у матери потребность в заботе.

Словом, «напряжение, вызываемое у материнской фигуры проявлениями, свидетельствующими о наличии потребностей у младенца, называется заботой, а совокупность различных видов напряжения, разрядка которых требует содействия человека, выступающего в роли матери, можно назвать потребностью в заботе».

   Г.С. Салливан исходил из того, что забота является исключительно важным понятием, принципиально отличающимся от многозначного термина «любовь», использование которого часто вносит неразбериху в решение многих жизненных вопросов.

Поэтому он уделял значительное внимание рассмотрению проблемы заботы, считая, что проявляемая материнской фигурой активность с целью удовлетворения потребностей младенца воспринимается им как демонстрация заботы, а потребности, реализация которых требует вмешательства кого-то еще, приобретают характер «обобщенной потребности в заботе».

В конечном счете Г.С. Салливан придерживался взгляда, согласно которому «потребность в заботе прочно укореняется в структуре других компонентов развивающейся психики как потребность межличностного характера».

В отсутствии материнской заботы или ее недостаточности у ребенка возникает тревога, вызывающая у него неприятные переживания и вмешивающаяся в процесс формирования его поведенческих проявлений, что может иметь далеко идущие последствия, чреватые возникновением психических расстройств.

   Э. Фромм (1900–1980) высказал убеждение, согласно которому любовь и забота тесно связаны друг с другом. В работе «Искусство любить» (1955) он подчеркнул, что любить всегда означает заботиться и что любовь – это «всегда забота, наиболее очевидно проявляющаяся в любви матери к ребенку».

Если мать не заботится о своем младенце, небрежно относится к его кормлению и купанию, не стремится сделать так, чтобы ему было хорошо и удобно, то она не любит его. Там, где нет «деятельной озабоченности», там нет и любви. С заботой тесно связаны ответственность, уважение и знание. Это, по мнению Э.

Фромма, неразрывный комплекс установок, которые должны быть у зрелого человека.

   Некоторые аналитики рассматривали заботу в качестве основного онтологического факта структуры человеческого бытия. Так, отталкиваясь от идей немецкого философа М. Хайдеггера о Заботе, как одном из важных экзистенциалов, Л.

Бинсвангер (1881–1966) размышлял о заброшенности человека, ведущей к его невротизации. По его мнению, то, что люди вообще могут стать невротиками – это «признак заброшенности», их ограниченности или несвободы. Если для М. Хайдеггера Забота – источник воли, то, по мнению Р. Мэя (р.

1909) забота – это любовь и воля, такое состояние, когда что-то имеет смысл. Жизнь требует физического выживания, но хорошая жизнь приходит с тем, о чем мы заботимся. «Забота противоположна апатии», она является психической стороной Эроса. Словом, как полагал Р.

Мэй, забота является путем возвращения к нашей сущности, она онтологична в том смысле, что конституирует человека как человека.

   Ряд аналитиков считают, что проявляемая со стороны других людей забота важна не только для ребенка, но и для проходящего психоаналитическую терапию пациента.

В аналитической ситуации именно психоаналитик должен взять на себя роль человека, проявляющего подлинную заботу о тех пациентах, которые особенно нуждаются в постоянной поддержке и эмпатии. Данной позиции придерживался, в частности, Д.В. Винникотт. По мнению же Р.

Мэя, забота представляет собой «особый вид интенциональности в психотерапии». Забота – это «интенция желать кому-то выздоровления».    

Источник: https://vocabulary.ru/termin/zabota.html

Что такое забота? Проявление заботы и внимания :

Что такое забота? Вроде бы мы с детства знакомы с этим словом, но иногда все же бывает довольно трудно дать ему определение.

Не путаем ли мы заботу с оказанием внимания? Под этим термином принято понимать какие-либо действия, целью которых является защита и благополучие каких-либо живых существ, часто беззащитных или слабых. Но круг подопечных может быть истолкован очень широко, размыто.

Бывает даже забота о предметах, которые требуют сложного ухода, например, о компьютерах или автомобилях. Но в этой статье мы сосредоточимся в основном на внимании к живым существам.

Историческое определение

О том, что такое забота, знали еще древние римляне. В латыни есть даже целых два слова, обозначающих эти действия. Это tutio и tueor. Первое из них означает охрану, защиту, попечение. Суть второго сводится к понятиям «присматривать, наблюдать».

В римском праве большее значение придавалось именно «хозяйскому глазу». Дело в том, что в этой античной империи огромное значение имело имущество. Его трактовали очень широко, часто включая в это понятие детей, рабов и семью в целом.

Рачительное отношение к имуществу, в том числе и живому, было чертой не только хорошего хозяина и господина, но и римского гражданина как такового. Еще Цицерон писал о том, что человек, который не заботится о своей маленькой общине, то есть семье, не будет ценить и благо государства.

Поэтому расточитель имущества – «блудный сын» из Евангелия – приравнивался к умалишенному.

Философское определение

Что такое забота с точки зрения мыслителя? В немецкой философии этот термин перешел из разряда этики к категории универсальных. Особенно это характерно для экзистенциализма. Забота в этом философском направлении была впервые рассмотрена Хайдеггером, который признал ее основным чувством человеческого существования.

Люди постоянно пребывают в тревоге и опасении за себя, своих близких, имущество и планы. Поэтому забота является главным модусом и причиной их деятельности, иногда совершенно бессмысленной.

После Хайдеггера об этом этическом понятии стали писать и другие европейские философы данного направления, в частности Сартр и Камю, но придавали ему более практический смысл. Понятие «последней заботы», то есть беспокойства об окончательной цели жизни, характерно и для теологии позднего протестантизма.

Много об этом говорит, в частности, Пауль Тиллих. Именно поэтому забота имеет как бы два определения – позитивное (хлопоты, попечение) и негативое (беспокойство, опасение). Оба они отражены в толковых словарях.

Политическое определение

Современное государство – это не только и не столько аппарат насилия. Оно тоже должно проявлять заботу о людях. Прежде всего это особое внимание к потребностям тех групп населения, которые являются беззащитными и не слишком конкурентоспособными по отношению к другим.

Это дети, старики, люди с инвалидностью, больные, меньшинства, которые могут сделаться жертвами дискриминации. По тому, как общество, окружающие относятся к таким группам, можно судить об уровне их цивилизованности. Недаром во многих странах есть волонтеры, которые навещают больных, детей в приютах, бескорыстно оказывают им помощь.

Особенно это ценно в тех случаях, когда государство не имеет средств или политической воли охватить всех нуждающихся своей опекой.

Внимание и забота

У этого слова много синонимов, каждый из которых отражает какой-то его аспект. Это и уход, и рвение, и внимание, и желание помочь. Все эти термины говорят о готовности человека творить добро, о его отзывчивости и эмпатии к другим.

Внимание к тому, о ком заботятся, свидетельствуют также о любви и уважении к нему.

Недаром писатели и философы неоднократно утверждали, что эти качества помогают человечеству оставаться в единстве и дают нам хоть крохотную, но надежду на существование общества, основанного если не на любви, то хотя бы на взаимоуважении. Но есть между этими синонимами и отличие.

Например, если забота может проявляться инстинктивно, то внимание, как правило, оказывается целенаправленно. Кроме того, забота содержит в себе и негативные мотивы, например, страх. Он зиждется на боязни утратить что-либо сейчас или в будущем.

Забота о потомстве

Это один из основных инстинктов как у человека, так и у животных. Слабые и беззащитные малыши не выжили бы без опеки родителей и старших. Можно сказать, что наличие этого инстинкта является предпосылкой к сохранению рода или вида. Психологи замечают, что такая забота чаще всего свойственна женщинам.

Она идет изнутри, а не извне, и осуществляется в результате сильного желания. Когда речь идет о мужчинах, то они нередко в таких случаях больше говорят о долге и об ответственности. Но, конечно, человеческая забота о потомстве – это не только инстинкт.

Любовь, культурная парадигма и социальные образцы для подражания – все это может быть механизмами проявления попечения о детях.

Забота о родителях

Все мы подвержены старению. Даже очень активные родители, когда приходит старость или одолевают неизбежные болезни, становятся медлительными, им трудно иногда даже самостоятельно передвигаться. Тогда они становятся зависимы от нас. И дело не в деньгах, а в нашем присутствии, добром слове.

Люди, которые шаг за шагом приближаются к смерти, очень нуждаются в нашей любви. И нам приходится принимать на себя опеку над ними, входить в инверсивную роль, самому становиться родителем собственных отца или матери. А быть заботливыми и нежными по отношению к ним нам не всегда удается.

Ведь современное общество – это часто собрание одиноких эгоистов. И нам постоянно некогда, у нас свои тревоги, мы отмахиваемся от престарелых родителей, перенося все на «потом». А этот момент может никогда не настать.

Поэтому по-настоящему заботливая мама не должна забывать о том, чтобы развивать в своих детях сочувствие и желание опекать слабых и помогать им.

Забота о домашних любимцах

Этот вид внимания и любви – чрезвычайно необходимое качество. Ведь ваши домашние любимцы – это все равно что полностью зависимые от вас дети, которые никогда не вырастут.

Собак и кошек надо регулярно расчесывать, правильно и сбалансированно кормить, регулярно водить к ветеринару, не бить, разумеется, а воспитывать.

И самое главное — уделяйте им внимание, разговаривайте с ними, играйте, гуляйте и помните, что вы за них в ответе! Такая забота чаще всего оказывается бескорыстно.

Если в ситуации с уходом за детьми или родителями можно говорить об инстинкте или общественном уважении, то есть о переживаниях о своем будущем или статусе, то, заботясь о собаках и кошках, особенно больных и старых, люди часто не получают ни социальных, ни материальных благ, а наоборот, теряют их. Это значит, что в основе своей забота имеет бескорыстные мотивы.

К чему приводит отсутствие заботы или ее избыток

Нехватка внимания и снижение порога ответственности, особенно по отношению к детям и животным, может обернуться катастрофическими последствиями. Это тезис, который не нуждается ни в каких доказательствах, он очевиден. Мы созерцаем каждый день результаты такого поведения.

Безнадзорные дети и брошенные животные – это только верхушка айсберга. Болезни, смерть, в том числе ранняя, агрессивность, скрытая или явная ненависть к себе подобным — вот главные последствия недостатка внимания к живым существам.

Но если забота проявляется слишком усиленно и не к месту, то это тоже может привести к негативным последствиям. Часто тот, кому уделяется подобное внимание, относится к этому как к должному и перестает думать о самостоятельной жизни. Такой человек может сделаться настоящим домашним тираном.

С другой стороны, слишком заботливая мама, опекающая детей на каждом шагу и не желающая смириться с тем, что они взрослеют, подавляет их волю.

Они либо вырастают бесхребетными и неспособными к принятию самостоятельных решений, либо начинают протестовать в подростковом возрасте, и тогда в доме начинаются самые настоящие семейные войны. Поэтому забота не должна перерастать в унижение ни того, кого опекают, ни того, кто проявляет внимание.

Источник: https://www.syl.ru/article/323759/chto-takoe-zabota-proyavlenie-zabotyi-i-vnimaniya

Многозаботливость

Многозаботливость

Многозабо́тливость (многопопечительность) – см. суета

«Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимет­ся у неё» (Лк.10:41-42).

«Главнейший враг жизни в Боге есть многозаботливость…»
cвятитель Феофан Затворник

Не надо ставить перед собой цель успеть многое, но при этом самому известись от переживаний. Это бесовское состояние.
преподобный Паисий Святогорец

«Характеристичная черта греховной жизни, при беспечности о спасении – забота о многом, многопопечительность. Эта многопопечительность у грешника может быть разных видов и оттенков. Пустота ума, забывшего о Едином Боге, Источнике премудрости и ведения, рождает заботу о многознании, суетное разведывание и пытливость.

Пустота воли, лишившейся опоры в Едином, производит многожелание, стремление к многообладанию. Пустота сердца, лишившегося наслаждения Богообщения, образует жажду многих и разнообразных удовольствий, искание услаждения внутренних и внешних чувств.

Так, грешник находится в непрестанных заботах о многознании, многообладании, многонаслаждении, в постоянном круговращении, в котором он кружится весь свой век.»
(Конспект по нравственному богословию)

«Многопопечительность – это напрасное расточение времени. Человек забывает о самом главном – о себе самом. Ему постоянно не хватает времени, чтобы наконец задуматься: кто он, зачем он на земле? Он похож на брошенный на зеленое поле бильярдного стола шар, который от невидимых ударов катится, как бы мечется из стороны в сторону.

Читайте также:  Сметь - психология

Человеку даже некогда подумать, зачем и кому все это нужно: эта спешка, этот вечный бег! Такой человек не оставил Богу в своей жизни места, он забыл о смерти, он не видит своих грехов. Метафизические вопросы интересуют его меньше, чем наличие жизни в далеких галактиках.

Ему кажется, что подобными вопросами могут заниматься только бездельники или мечтатели, а у него для таких пустяков времени нет. В этой постоянной суете, в этом водовороте дел он словно прячется от Бога. Смерть настигает его неожиданно. Он похож на бегуна, который внезапно падает, споткнувшись о камень. Умирая, он думает о том, что не окончил своих дел.

Вечная жизнь и духовный мир для такого человека – неприятная, страшная неожиданность.»
Умение умирать или Искусство жить архимандрит Рафаил (Карелин)

«Бывает бездеятельная забота, а бывает беззаботная деятельность, как и наоборот – деятельная беззаботность и озабоченная праздность. Иногда человек ничем не занят, но из-за рассеянности или уныния не может сосредоточиться на молитве.

А бывает, что человек, расточая себя, отдавая себя ближним, при этом накапливает внутренние сокровища. Надо учиться тому, чтобы, деятельно участвуя в жизни мира, не становиться мирскими, обмирщенными.

Надо учиться, отдавая себя ближним, не впадать в многозаботливость и многопопечительность, не развлекаться умом и не лишаться той внутренней сосредоточенности, которая никогда не должна оставлять христианина.

Надо учиться тому, чтобы время, которое мы проводим наедине с собой и с Богом, приносило пользу не только нам, но и нашим ближним. То есть чтобы мы и свой дом строили, и ближним помогали.»

Вы – свет мира игумен Иларион (Алфеев)

Источник: https://azbyka.ru/mnogozabotlivost

Психология девиантного поведения

Психология девиантного поведения

Поиск Лекций

Атимия — отсутствие или снижение эмоциональных реакций. Беззаботность — 1) отсутствие заботы о чем-нибудь, легкомысленность, без-

думность; 2) свобода от забот.

Беззлобность — добродушие, лишенность зла, злости. Безмятежность — отсутствие тревожности, спокойствие. Безрадостность — отсутствие радостного, безотрадность. Беспечность — беззаботность, легкомысленность.

Беспристрастность — отсутствие к кому пристрастия, справедливость. Бесстрастие — отсутствие страстности, холодное спокойствие. Бесстрашие — отсутствие страха, храбрость.

Бестрепетность — бесстрашие, неустрашимость.

Бесчувственность — 1) лишенность чувств, сознания; 2) лишенность чувства сострадания, отзывчивости.

Вчувствование — понимание, вникание во что-нибудь чувством.

Гифедония — ослабление остроты сладострастных ощущений при коитусе (половом акте).

Индифферентность — безразличие, безучастность, равнодушие. Мягкосердечие — душевная мягкость, доброта, отзывчивость. Невозмутимость — полное самообладание, спокойствие.

Резонанс аффективный — способность индивидуума проявлять сочувствие, эмоциональную отзывчивость в отношении окружающих лиц.

Синтонность (синтимия) — форма эмоциональной реактивности, при кото- рой эмоции созвучны, соразмерны и соответствуют реальности.

Синтонность регрессивная — повышенная общительность и откровенность, постоянная готовность излагать свои переживания, даже интимного ха- рактера, всем окружающим без учета ситуации и своего положения в об- ществе.

Сопереживание — сочувствие другому, переживание вместе с ним его душев- ного страдания.

Сочувствие — 1) отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несча- стью других; 2) одобрительное, благожелательное отношение.

Спокойствие — уравновешенное, спокойное состояние духа, отсутствие за- бот, тревог.

Удивление — впечатление от чего-нибудь неожиданного, странного и непо-

нятного.

Успокоенность — 1) состояние успокоения, умиротворенности; 2) беспечность (у того, кто успокоился на достигнутом).

Эмпатия — способность понимания и сопереживания психологического со- стояния другого человека.

Переживания со склонностью к смене (колебаниям) настроения и противоречивости

Характеристика: основополагающим является неустойчивость эмоцио- нального реагирования или противоречивость эмоций.

ПРИЛОЖЕНИЕ I. ТЕЗАУРУС ПОВЕДЕНЧЕСКИХ СТЕРЕОТИПОВ. ФЕНОМЕНОВ И ДЕВИАЦИЙ

Синонимический ряд:

Эмоциональная лабильность, слабодушие.

Амбивалентность, аффективная инконтиненция, недержание аффекта, паратимия, циклотимия.

Амбивалентность — одномоментное сосуществование по отношению к од- ному и тому же явлению или предмету антагонистических эмоций (сим- патии и антипатии, любви и ненависти и т. п.), является патогномонич- ным симптомом шизофренических расстройств.

Амбитимия — см. Амбивалентность.

Инконтиненция аффективная — недержание аффекта, слабодушие. Недержание аффекта — возникновение непреодолимых аффективных реак-

ций (слезливость, гнев и др.) по незначительным поводам (нередко явля-

ется признаком невротических или органических расстройств). Паратимия — эмоциональное состояние, не соответствующее (часто проти-

воречащее) ситуации (например, смех во время похорон), встречается при

личностных, невротических и шизофренических расстройствах, а также у лиц с умственной отсталостью.

Паргедония — получение полового удовлетворения при неадекватном раз- дражении (например, у мужчин при контакте с предметами женского туа- лета).

Слабодушие — эмоциональная лабильность, недержание аффекта, сопровож- дающееся плаксивостью.

Циклотимия — психическое расстройство, характеризующееся хронической нестабильностью настроения с частыми и многочисленными переходами от легкой депрессии к гипомании.

Наиболее сложным для диагностики эмоциональным феноменом из этой группы считается амбивалентность. Психологи и психиатры до настоящего времени принципиально расходятся в его трактовке.

Учитывая выбранный алгоритм и синонимический подход, примем за данность, что амбивалентно- стью следует признавать лишь психопатологический симптом, являющийся патогномоничным для шизофренического круга расстройств и проявляющий- ся одновременным существованием разнонаправленных чувств или эмоций по отношению к одному и тому же явлению или предмету. Его непатологи- ческим синонимом следует признать термин «двойственность» чувств или эмоций.

Источник: https://poisk-ru.ru/s13699t1.html

Сексуальная озабоченность

Сексуальная озабоченность

Тема секса не так проста, как может показаться на первый взгляд. Здесь сложно разграничить норму и отклонения от нее, что одному кажется естественным, другому видится совершенным извращением.

Так что ненормальным считают только то, что попадает в сферу интересов врача, а все остальное – не более, чем личные предпочтения.

Поэтому говоря о сексуальной озабоченности, нужно понимать, что это патология, а не просто повышенное половое влечение.

Признаки сексуальной озабоченности

Девушки нередко разбрасываются словами, называя своих партнеров сексуально озабоченными, безо всяких на то оснований.

Желание частого секса далеко не всегда означает наличие каких-то психологических проблем, которые могут встречаться, как у мужчин, так и у женщин.

Чтобы понять разницу между бурной интимной жизнью и действительными отклонениями от нормы, стоит узнать подробнее о признаках сексуальной озабоченности, которая является патологией полового развития человека.

  1. Люди часто испытывают страх, что об их пристрастии узнают.
  2. Из-за стыда перед своим пристрастием сексуально озабоченные люди вынуждены вести двойную жизнь.
  3. Многие пациенты после полового акта впадают в состояние, близкое к наркотическому опьянению.
  4. Половое влечение не поддается контролю, поэтому сексуально озабоченные люди часто нарушают принципы своих профессий, склонны заниматься сексом в любом месте, не обращая внимания на необходимые меры предосторожности.
  5. Настроение таких людей подвержено резким изменениям от депрессивного до эйфорического.

Таким образом, главным отличием патологии от нормальной половой активности заключается в том, что сексуально озабоченный человек не способен получать естественное удовольствие от полового акта. Для него период наслаждения краток и сходен с ощущениями наркомана, который получает лишь облегчение своих страданий при получении нужного вещества.

В этой статье речь пойдет о зависимости от марихуаны. Вы узнаете о том, в каких целях ее изначально применяли, какие ощущения появляются при курении этой травы и каким образом проявляется зависимость от нее.

В этой статье приведены основные факты вредного и полезного воздействия сигар. Прочитав ее, вы узнаете, как влияет курение на человеческий организм, как образуется привыкание к никотину и насколько быстро это происходит, а также чем грозит эта вредная привычка.

Что вреднее электронная сигарета или обычная?Эта статья будет актуальна для курящих людей и их близких, ведь в ней рассказывается о вреде электронных и обычных сигарет. Вы узнаете, что приносит больше урона для человека, а также имеет ли смысл переходить на электронные сигареты.Что вреднее кальян или сигареты?Если вы курите кальян и считаете, что это абсолютно безопасно, вы ошибаетесь. В этой статье рассказывается о том, что вреднее кальян или сигареты и проведем их сравнительный анализ на предмет вреда для нашего организма.

Источник: http://kak-bog.ru/seksualnaya-ozabochennost

Забота

Забота

Активность, направленная на достижение блага к.(ч.)-л. Среди объектов 3. называют мир в целом, окружающую среду, животных, общественные ин-ты. В качестве особого предмета 3. выступает отношение человека к самому себе и к др. людям. М. Хай-деггер анализировал 3.

в терминах онтологии и описал ее как онтологически-экзистенциальную характеристику человека: человек порожден 3. и через нее осуществляет свое бытие в окружающем мире и со-бытие с другими. М. Фуко считал принцип “заботы о себе” древним мотивом греч. культуры, который, начиная с философии Сократа, обретает строгую определенность как требование 3.

о совершенствовании собственной души. Последнее с необходимостью предполагает исполнение обязанностей по отношению к другим.

Трактовка 3. как деятельно-заинтересованного отношения к другим, противоположного враждебности, эгоизму, манипуляции в корыстных интересах, равнодушию и основанного на осознании значимости связи между людьми, их взаимозависимости, имеет корни в различных филос. и культурных традициях.

Конфуций главным качеством “благородного мужа”, мерой всех добродетелей считал человеколюбие-жэнь. В Упани-шадах бог Праджапати заповедует подавление страстей, подаяние бедным и сострадание к ближнему.

В учении Будды важное место занимает понятие сострадания (любовь, отсутствие ненависти, непричинение вреда), значимость которого обусловлена представлением о взаимосвязанности и взаимозависимости всех живых существ.

В антич. философии тема 3. как особого отношения между людьми возникает гл.обр. в контексте рассуждений о поддержании и укреплении единства человеческого рода, основанных на достоинстве каждого его члена. Согласно Цицерону, “узы между людьми” поддерживаются а) справедливостью; б) готовностью творить добро (добротой, щедростью).

Образом и образцом нравственно прекрасного единения, согласно антич. философам, является, в частности, дружеская любовь-привязанность (греч. filia). Высшей ценностью в дружеских отношениях является сам друг. Дружба как согласие предполагает доверие и с необходимостью исключает враждебность, своеволие, охваченность разъединяющими страстями (Пифагор).

В ней проявляются способность к сочувствию, готовность помогать, разделять тяготы, не препятствовать по причине неумеренного желания блага стремлению друга добиться больших успехов, если это влечет за собой риск для его благополучия (Цицерон). Дружеская привязанность проявляется по-разному, в зависимости от конкретных лиц и конкретных обстоятельств.

Аристотель указал на деятельный характер дружбы: ее целью является действие-любовь. Одно из ее проявлений — благодеяние, существенной чертой которого, как и дружбы, является бескорыстность. Сенека именно благодеяние считал “главнейшим связующим звеном” для общества и “содружества человеческого рода” вообще.

Сущность благодеяния он видел не в материи, а в душевном расположении, с которым совершается конкретный поступок, несущий благо другому. Чтобы благодеяние достигло своей цели, надо любить.

В христианской этике заботливое отношение к ближнему как милосердная любовь (лат. caritas), которая характеризуется “самопожертвованием, самопреданностью и самозабвением” (С.М. Зарин), составляет ее фундаментальное нормативное и ценностное содержание.

Существенное отличие милосердного отношения от дружеской любви-привязанности состоит в требовании его опосредования абсолютным идеалом — любовью к Богу, свободной от низших, своекорыстных компонентов и выражающей религиозно-нравственное совершенствование человека в его любви к ближнему, которая универсализуется и распространяется на все человечество, включая врагов.

По христианскому учению, именно через любовь к Богу естественное влечение людей друг к другу наполняется духовным содержанием.

В новоевропейской моральной философии близким христианскому понятию милосердия является понятие благожелательности — центральное в этическом сентиментализме. И.

Кант сен-тименталистской трактовке благожелательности противопоставил “практическую”: с позиции этики долга любовь к людям должна быть отнесена не к чувству, а к деятельному благоволению, в основании которого лежит максима — “долг всех людей друг перед другом (все равно, считают их достойными любви или нет) согласно этическому закону совершенства: люби ближнего своего как самого себя”.

Вместе с тем он не отрицал вспомогательной значимости внеморального спонтанного добросердечия как “женской”, прекрасной добродетели, которую рассматривал в сопоставлении с собственно моральной “мужской”, возвышенной добродетелью, основанной на универсальных принципах справедливости. В отличие от Канта А.

Шопенгауэр саму сущность морали осмысливал в единстве “более мужской” и “более женской” добродетелей справедливости и человеколюбия. Значение добродетели справедливости, по Шопенгауэру, отрицательно, оно выражается в требовании “не вреди”, человеколюбия — положительно и выражается в требовании помощи.

Анализ 3. в контексте противопоставления преимущественно женской моральной позиции как заботливой преимущественно мужской как позиции беспристрастной справедливости был предпринят в современной феминистской этике 3. К. Гиллинан, Н. Ноддингс, С. Радек, Дж. Тронто и др. Феминистская трактовка, по существу, воспроизводит ключевые характеристики 3., раскрытые в предшествующей этике.

Ее особенность состоит в попытке перенести рассуждение о 3. в иной этико-философский контекст, исключающий трансцендентный идеал (Бога, абсолютный моральный закон и т.д.). 3. здесь основана исключительно на чувстве непосредственной связи конкретных людей и поддерживает эту связь. Именно конкретный человек во всем многообразии его жизненных проявлений здесь наделяется высшей ценностью.

О Кант И. Наблюдение над чувством прекрасного и возвышенного // Кант И. Соч.: В 6 т. 1964. Т. 2; Он же. Метафизика нравов // Там же. М., 1965. Т. 4 (2); Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Соч.: В 4 т. М., 1984. Т. 4; Шопенгауэр А.

Об основе морали [III] // Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М., 1992; Цицерон. О дружбе // Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М., 1993; Он же. Об обязанностях [I] // Там же; Сенека Л.А. О благодеяниях // Римские стоики. М., 1995; Зарин С.М.

Аскетизм по православно-христианскому учению. М., 1996; Ямвлих Халкидский. Жизнь Пифагора. М., J997; Noddings N. Caring: A Femenist Approach to Ethics and Moral Education. Berkley; London, 1984; Gilligan C. In a Different foice. Cambridge, 1993; Tronto J.

Читайте также:  Игра «реклама» - психология

Moral Boundaries. New York; London, 1993.

O.B. Артемьева

– исходная структурная целостность присутствия, суть экзистенциальности, проявляющаяся в заботливости и озабочении. Забота – экзистенциальное условие житейских забот. В состоянии брошенности и падения забота является источником таких порывов как желание, стремление и влечения.

— специфически человеческий вид активности, заключающийся в обеспечении выполнения запланированных действий, достижения намеченных целей, создании и поддержании условий, благоприятствующих желательному развитию событий. 3.

является атрибутивным признаком сознательной и целенаправленной деятельности человека, без к-рого последняя утратила бы своеобразный характер и перестала отличаться от инстинктивной деятельности животных. 3.

о будущем, с одной стороны, выступает как причина целенаправленной деятельности, результаты к-рой человек получит лишь в последующем, а с др. стороны, 3. способствует тому, что человеку удается доводить до конца свои начинания, не бросать начатое недоделанным и тем самым обеспечивать свои жизнь и развитие. 3.

в определенном смысле является источником и гарантом свободы, ибо, только заботясь о достижении поставленных целей, человек преодолевает “фаталистическую” предопределенность природных и социальных процессов, познает и начинает использовать объективные законы природы и об-ва (Свобода и необходимость). В стоицизме (напр.

, в моралистике Сенеки} развивалось то представление, что 3. “вырабатывает” добро в человеке, ведет последнего по пути нравственного самосовершенствования к такому состоянию, когда он получает возможность реализовать свои внутренние потенции, т. е. становится свободным.

В совр. философии наиболее развитую и оригинальную концепцию 3. создал Хайдеггер, к-рый понимал 3. как структуру целостного человеческого бытия, состоящую из трех моментов: “бытия-в-мире”, “забегания вперед” и “бытия-при-внутри-мировом-сущем”.

Первый момент означает изначальную “заброшенность” человека в мир, неразрывность человеческого бытия и мира, единство субъективного и объективного.

Второй — то, что человек “не есть то, что он есть” в настоящий момент, а есть “проект” самого себя; что будущее, будучи “причиной” человека, “втягивает” его в себя.

Третий — то, что человек не отчужден и не противопоставлен всему внешнему миру как чему-то чуждому, а находится в своеобразном единстве с очеловеченной (субъективизированной) частью мира, относится к ней как к “сподручному”.

Каждый из моментов 3. у Хайдеггера является также и одним из модусов времени: первый — прошлого, второй — будущего, третий — настоящего. Этот подход ведет к отказу от представления о времени как объективной реальности и рассмотрению его в качестве особого феномена “временности”.

— в экзистенциалистской философии Хайдеггера бытие сущего, являющегося человеческим существованием. В отношении к окружающему миру существование выступает как озабоченность, а в связи с др. человеком – заботой о другом, общей заботой.

В самой заботе слиты три структурных момента существования:

1) устремление себя вперед, бытие, характеризующееся выходом за пределы своего существования к возможностям бытия, и все это увенчивает страх;

2) заброшенность;

3) забвение.

Забота есть вопрос бытия, а ее зов есть совесть.

Сенека в изречении “Guro hominist bonum perficit” (“Забота совершенствует добро в человеке”) выразил ту мысль, что забота способствует саморазвитию человека до состояния, когда он получает возможность существовать свободно для раскрытия своей собственности возможности.

О причинах того, что осн. состоянием человеческого существования является забота, повествует Гиган (ок. 25 до Р. X.) в басне о сотворении человека. Забота сотворила человека из звука, Юпитер влил в него душу, тогда возник спор о владении этим творением.

Призванный в посредники Сатурн решил, что Юпитер после смерти этого создания обязан вернуть “времени” дух и миру звук, забота же, поскольку она сотворила это существо, должна им владеть, пока оно живет (“Cura teneat, quamdiu vixerit”).

Источник: http://www.philosophydic.ru/zabota

Основные симптомы и синдромы психических расстройств

Основные симптомы и синдромы психических расстройств

Термин «психическое расстройство» относится к огромному числу разных болезненных состояний. Чтобы научиться ориентироваться в них, понять их суть, воспользуемся опытом изложения учения об этих расстройствах, то есть психиатрии, в учебниках, предназначенных для специалистов.

Изучение психиатрии (греч. psyche — душа, iateria — лечение) традиционно начинают с представления общей психопатологии и лишь затем переходят к частной психиатрии.

К общей психопатологии относится изучение симптомов и синдромов (признаков) психических заболеваний, поскольку любая болезнь, и в том числе психическая — это, прежде всего совокупность её определенных проявлений.

Частная психиатрия даёт описание конкретных психических заболеваний — причин их возникновения, механизмов развития, клинических проявлений, лечения, мер профилактики.

Рассмотрим основные симптомы и синдромы психических расстройств в порядке их утяжеления — от легких к более глубоким.

Астенический синдром

Астенический синдром (астения) — широко распространенное состояние, которое проявляется повышенной утомляемостью, истощаемостью, снижением работоспособности.

У людей с астеническими расстройствами наблюдаются слабость, неустойчивость настроения, для них характерны впечатлительность, сентиментальность, слезливость; их легко растрогать, они легко раздражаются, теряют самообладание из-за любой мелочи.

Астеническим состояниям свойственны также частые головные боли, нарушения сна (он становится поверхностным, не приносит отдыха, днем отмечается повышенная сонливость).

Астения является неспецифическим расстройством, т.е. может наблюдаться практически при любых психических заболеваниях, а также при соматических, в частности после операций, тяжелых инфекционных болезней, или при переутомлении.

Навязчивости

Навязчивостями называют переживания, при которых у человека помимо воли возникают какие-либо особые мысли, страхи, сомнения. При этом человек признает их как собственные, они посещают его вновь и вновь, от них невозможно избавиться, несмотря на критическое отношение к ним.

Навязчивые расстройства могут проявляться в возникновении мучительных сомнений, совершенно неоправданных, а иногда просто нелепых мыслей, в непреодолимом желании пересчитывать все подряд.

Человек с такими расстройствами может по нескольку раз проверять, выключил ли в квартире свет, закрыл ли входную дверь, причем стоит ему отойти от дома, как сомнения вновь овладевают им.

К этой же группе расстройств относятся навязчивые страхи — боязнь высоты, закрытых помещений, открытых пространств, поездок в транспорте и многие другие.

Иногда, чтобы снять тревогу, внутреннее напряжение, немного успокоиться, люди, испытывающие навязчивые страхи и сомнения, совершают определенные навязчивые действия, или движения (ритуалы).

К примеру, человек с навязчивым страхом загрязнения может часами находиться в ванной комнате, многократно мыть руки с мылом, а если его что-то отвлекло, вновь и вновь начинать всю процедуру заново.

Аффективные синдромы

Эти психические расстройства являются наиболее распространенными. Аффективные синдромы проявляются стойкими изменениями настроения, чаще его снижением — депрессией, или повышением — манией.

Аффективные синдромы нередко встречаются в самом начале психического заболевания. Они могут оставаться преобладающими на всем его протяжении, но могут усложняться, длительно сосуществовать с другими, более тяжелыми психическими расстройствами.

При обратном развитии болезни депрессия и мания зачастую исчезают последними.

Говоря о депрессии, мы, прежде всего, имеем в виду следующие её проявления.

  1. Снижение настроения, чувство подавленности, угнетенности, тоски, в тяжелых случаях ощущаемое физически как тяжесть, или боль в груди. Это крайне тягостное для человека состояние.

  2. Снижение психической активности мысли становятся более бедными, короткими, расплывчатыми). Человек в таком состоянии отвечает на вопросы не сразу — после паузы, дает краткие, односложные ответы, говорит медленно, тихим голосом.

    Довольно часто больные депрессией отмечают, что затрудняются вникнуть в смысл заданного им вопроса, в суть прочитанного, жалуются на снижение памяти. Такие больные с трудом принимают решения, не могут переключиться на новые виды деятельности.

  3. Двигательное торможение — больные испытывают слабость, вялость, расслабленность мышц, говорят об усталости, их движения замедленны, скованны.

Помимо перечисленного, характерными проявлениями депрессии являются:

  • чувство вины, идеи самообвинения, греховности;
  • чувство отчаяния, безысходности, тупика, что очень часто сопровождается мыслями о смерти и попытками самоубийства;
  • суточные колебания состояния, чаще с некоторым облегчением самочувствия к вечеру;
  • нарушения сна ночной сон поверхностный, прерывистый, с ранними пробуждениями, тревожными сновидениями, сон не приносит отдыха).

Депрессии могут также сопровождаться потливостью, тахикардией, колебаниями артериального давления, ощущением жара, холода, зябкости, снижением аппетита, потерей массы тела, запорами (иногда со стороны пищеварительной системы возникают такие симптомы, как изжога, тошнота, отрыжка).
Депрессии характеризуются высоким риском совершения самоубийств!

Внимательно прочитайте приведенный ниже текст — это поможет Вам вовремя заметить появление суицидальных мыслей и намерений у человека с депрессией.

При наличии депрессии о возможности попытки самоубийства свидетельствуют:

  • высказывания больного человека о своей ненужности, виновности, грехе;
  • чувство безнадежности, бессмысленности жизни, нежелание строить планы на будущее;
  • внезапное успокоение после длительного периода тревожности и тоски;
  • накопление лекарственных препаратов;
  • внезапное желание встретиться со старыми друзьями, попросить прощение у близких, привести в порядок свои дела, составить завещание.

Появление суицидальных мыслей и намерений является показанием к немедленному обращению к врачу, решению вопроса о госпитализации в психиатрический стационар!

Мании (маниакальные состояния) характеризуются следующими признаками

  1. Повышенное настроение (веселье, беззаботность, радужность, непоколебимый оптимизм).

  2. Ускорение темпа психической деятельности (появление множества мыслей, разнообразных планов и желаний, идей завышенной оценки собственной личности).

  3. Двигательное возбуждение чрезмерная оживленность, подвижность, говорливость, ощущение избытка энергии, стремление к деятельности).

Для маниакальных состояний, как и для депрессий, характерны нарушения сна: обычно люди с этими расстройствами мало спят, однако короткого сна им достаточно, чтобы ощущать себя бодрыми, отдохнувшими.

При мягком варианте маниакального состояния (так называемой гипомании) человек испытывает подъем творческих сил, повышение интеллектуальной продуктивности, жизненного тонуса, работоспособности. Он может много работать и мало спать.

Все события воспринимаются им с оптимизмом.

Если гипомаиия переходит в манию, то есть состояние становится более тяжелым, к перечисленным проявлениям присоединяются повышенная отвлекаемость, крайняя неустойчивость внимания и как следствие потеря продуктивности.

Зачастую люди в состоянии мании выглядят легковесными, хвастунами, их речь изобилует шутками, остротами, цитатами, мимика оживлена, лицо раскрасневшееся.

При разговоре они часто меняют позу, не могут усидеть на месте, активно жестикулируют.

Характерными симптомами мании являются повышение аппетита, усиление сексуальности. Поведение больных бывает несдержанным, они могут устанавливать множественные сексуальные связи, совершать малообдуманные и подчас нелепые поступки. Веселое и радостное настроение может сменяться раздражительностью и гневливостью. Как правило, при мании утрачивается понимание болезненности своего состояния.

Сенестопатии

Сенестопатиями (лат. sensus — чувство, ощущение, pathos — болезнь, страдание) называют симптомы психических расстройств, проявляющиеся крайне разнообразными необычными ощущениями в теле в виде покалывания, жжения, скручивания, стягивания, переливания и пр., не связанными с заболеванием какого-либо внутреннего органа. Сенестопатии всегда уникальны, ни на что не похожи.

Неопределенный характер этих расстройств вызывает серьёзные затруднения при попытке их охарактеризовать. Для описания таких ощущений больные иногда используют собственные определения («шуршит под ребрами», «хлюпает в селезенке», «кажется, что отрывается голова»).

Нередко сенестопатии сопровождаются мыслями о наличии какой-либо соматической болезни, и тогда речь идет об ипохондрическом синдроме.

Ипохондрический синдром

Для этого синдрома характерны упорная озабоченность собственным здоровьем, постоянные мысли о наличии серьезного прогрессирующего и, возможно, неизлечимого соматического заболевания.

Люди с таким расстройством предъявляют упорные жалобы соматического характера, часто истолковывая нормальные или обычные ощущения как проявления заболевания.

Несмотря на отрицательные результаты обследований, разубеждения специалистов, они регулярно посещают разных врачей, настаивая на дополнительных серьезных обследованиях, повторных консультациях. Нередко ипохондрические расстройства развиваются на фоне депрессии.

Иллюзии

При возникновении иллюзий реально существующие предметы воспринимаются человеком в измененном — ошибочном виде. Иллюзорное восприятие может иметь место и на фоне полного психического здоровья, когда оно является проявлением одного из законов физики: если, например, посмотреть на какой-то предмет под водой, он будет казаться значительно более крупным, чем в реальности.

Иллюзии могут появляться и под влиянием сильного чувства — тревоги, страха. Так, ночью в лесу деревья могут восприниматься как какие-то чудища. При патологических состояниях реальные образы и предметы могут восприниматься в причудливо-фантастическом виде: рисунок обоев — «сплетением червей», тень от торшера — «головой страшного ящера», узор на ковре — «прекрасным невиданным пейзажем».

Галлюцинации

Так называют расстройства, при которых человек с нарушенной психикой видит, слышит, ощущает то, чего не существует в реальной действительности.

Галлюцинации подразделяются на слуховые, зрительные, обонятельные, вкусовые, тактильные, галлюцинации общего чувства (висцеральные, мышечные). Однако возможна и их комбинация (к примеру, больной человек может видеть в своей комнате группу незнакомых людей, слышать, как они переговариваются).

Источник: http://www.modo-novum.ru/simptom1.htm

Ссылка на основную публикацию