Внешнее, внешний мир — психология

Почему внешний мир важнее внутреннего?

Следует, во-первых, понимать, что внутренний мир не возникает у человека из ниоткуда. Внутренний мир индуцируется внешним — как электроток внутри проводника индуцируется внешним магнитным полем. И человек, утрачивающий интерес к внешнему миру, отнюдь не обогащает свой внутренний, а, напротив, обедняет его.

Внутренний мир — есть следствие жизненного опыта. Сталкиваясь с различными жизненными ситуациями, человек получает различный материал для обдумывания и переживания. Но если нет материала, то и обдумывать, и переживать будет просто нечего. Человек, лишающий себя внешнего мира, неизбежно зайдет и во внутренний тупик.

Далее. Следует понимать, что быть живым — это в первую очередь взаимодействовать с внешним миром. Иными словами, если ты не взаимодействуешь с внешним миром, то ты мертв. Именно так и начинают ощущать себя люди, отказывающиеся от внешнего мира — мертвыми. Разве есть что-то хорошее в том, чтобы ощущать себя живым мертвецом?

Фактически, человек, отказывающийся от внешнего мира, добровольно становится паралитиком. У него может быть совершенно здоровое тело — но он им больше не пользуется. Он подобен парализованному Стивену Хокингу, у которого двигается один только мизинец на левой руке.

Но даже Стивен Хокинг, несмотря на всю трагичность своего положения, старается не изолироваться от окружающего мира — настолько, насколько это возможно в его положении.

А люди, жертвующие внешним миром ради внутреннего, становятся большими паралитиками, чем он — несмотря на то, что они физически абсолютно здоровы.

Внутренний мир — это, фактически, суррогат внешнего. Ведь всё, что там находится, есть отражение внешнего мира внутри нашего ума. Сам по себе этот суррогат не является плохим, ум — это полезный инструмент, необходимый для плодотворного исследования и преобразования внешнего мира. Но это именно инструмент для внешнего мира. А вовсе не замена ему.

Самое занятное (и печальное) заключается в убеждении адептов внутреннего мира в том, что счастье возможно добыть изнутри себя. Хотя это есть абсолютная ложь.

Человек ощущает себя счастливым только тогда, когда пригодился в каком-то деле за пределами самого себя. Поэтому все эти адепты остаются стабильно несчастными.

И поэтому они начинают еще стремительнее копаться в себе, надеясь рано или поздно выкопать из глубин себя это самое счастье.

Но они его никогда не выкопают. Потому что быть счастливым — значит, быть живым. А быть живым — значит, полноценно взаимодействовать с внешним миром.

И пока вы не начнете взаимодействовать с внешним миром, а не с внутренним — счастливыми вы не станете никогда.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/psychology/articles/70156/

| Внешний и внутренний мир человека — в чем разница?Психология хитроумных отношений — блог по психологии Sumasoyti.com

Есть люди, которые живут на два города – например, ездят туда-сюда: в одном месте работа, в другом – дом и семья. Можно жить на две страны. Есть люди, которые живут на два дома: например, разрываясь между дачей и квартирой. Есть люди – перекати-поле, которые нигде подолгу не задерживаются и живут «на колесах».

Есть разные способы существования, разное отношение к быту… Но все мы – независимо от образа жизни и мышления – живем НА ДВА МИРА: внешний и внутренний мир человека. Внешний мир: то, что нас окружает – природа, люди, дома, машины, звезды и планеты. И есть мир внутренний – наши чувства, мысли, переживания, эмоции.

Казалось бы, мы не в силах контролировать окружающую реальность. Где-то случилось землетрясение, произошло извержение вулкана, наводнение, финансовый кризис. Казалось бы, человек не в силах повлиять на внешний мир.

А как насчет мира внутреннего? Его вы контролируете? Вам известно заранее, что может вызвать внутри вас серьезные потрясения? Способны держать под контролем собственные «вулканы», «землетрясения» и «кризисы»?

Что представляет собой ваш внутренний мир? Непроходимые джунгли? Искусно разбитый парк? Тайгу? Пустыню? Бурный океан? Горную гряду с ледниками и пропастями?

Как вы себя чувствуете в своем внутреннем мире? Словно в комнате страха или в королевстве кривых зеркал? А может, ощущаете себя Алисой в стране чудес? Робинзоном Крузо на необитаемом острове? Волшебником Изумрудного города?

Кто вы там, внутри себя? В дебрях подсознания, в лабиринтах боли, тяжелых потерь, счастливых воспоминаний, обид, радостей, несбывшихся ожиданий, измен и предательств? Ваши мечты, надежды, горькие сожаления, эйфория побед, ярость, зависть, раскаяние, любовь и ненависть – все это вы! Внешний и внутренний мир человека – вы «варитесь» в них двадцать четыре часа в сутки. Триста шестьдесят пять дней в году. С рождения до смерти. Во сне и наяву.

Каково это – ЖИТЬ НА ДВА МИРА? Из огня да в полымя? Из рая в ад? Из камеры пыток в сад блаженства? С корабля на бал? С вавилонского столпотворения в пещеру отшельника?

Где вы чувствуете себя – собой? И внутри, и вовне? Или нигде?

Ощущаете ли себя целостным? Или разбитым на кусочки? На мириады осколков, каждый из которых отражает частичку вашего триумфа, трагедии, крушения, полета, упадка, вдохновения?

А что, если вы проложите хотя бы несколько тропок во внутренних джунглях, и сбалансируете внешний и внутренний мир человека? Что, если научитесь тушить огонь, который пожирает вас? Что, если станете не пленником лабиринта, а туристом, которого водит по темным закоулкам надежный гид?

В следующей статье я рискну предложить вам экскурсию по лабиринту эмоций. Кто со мной?

*продолжение читайте в статье «Как научиться контролировать свои эмоции?«

цикл статей «КАК РАСПОЗНАТЬ СВОИ ЭМОЦИИ«

Источник: http://www.sumasoyti.com/psihologiya-otnosheniy/zhit-na-dva-mira.html

Внешний и внутренний мир человека

Психика – это особенность мозга, его специфичная функция. В психике отображается находящийся вокруг человека мир. Чем больше практики, тем вернее отображение мира. Психологическое отражение связано с поиском и отбором, считается важной стороной действий человека.

Психическое отображение может помочь человеку, верно, понимать находящийся вокруг мир. Однако, для того, чтобы понимать мир, человек обязан динамично работать, в отсутствии этого его психика не сможет укрепляться и стремиться к совершенству.

Психическое отображение гарантирует рациональность поведения и работы.

Психическая работа выполняется с помощью большого количества специализированных физиологических элементов.

Нервная система функционирует так же, как одно целое, несмотря на то, что простыми моторными взаимодействиями распоряжается спинной мозг, наиболее трудными процессами – стволовая часть мозга и мозжечок.

Основной аппарат психической работы – кора головного мозга, обеспечивающая психическую работу личности.

Эксперты сравнивают, что разум значительно сложней, нежели компьютер, и является самообучающейся машиной. Одни программы такой машины вложены в нее еще вплоть до появления на свет, прочие приобретаются в процессе существования.

Первая программа данной супермашины, энергетическая, удерживает активность, необходимую для её обычной деятельности. Вторая программа предназначается для обретения, обработки и сохранения данных.

Третья, программирует, регулирует и осуществляет контроль действий.

При дефекте функций первой программы внимательность индивида становится шаткой, возникает равнодушие, вялость. Если нарушается обычная деятельность второй программы, индивид утрачивает точность перемещений и восприимчивость к чему-либо. В случае если поражается третья программа, появляются недостатки в действиях, меняются движения.

Программы, распоряжающиеся трудом мозга, постоянно улучшаются под воздействием прибывающей с наружного мира и частей тела данных. Преобразовывая эти данные, разум индивида заключает, предоставляет указания и осуществляет контроль их осуществления.

Быстро корректировать деятельность разуму может помочь устройство обратной связи. В разум поступают сведения об итогах действий. Принимая во внимание эти данные, разум дает следующие указания органам тела.

С поддержкой обратной связи сопоставляются итог воздействия и его неокончательный план.

Каждая ощущающая поверхность (кожа, глаза и так далее) и любой орган движения обладают в мозгу собственным представителем.

Существенная доля коры полушарий мозга индивида занята клетками, связанные с работой рук, в особенности их больших пальцев, а кроме того клетки, взаимосвязанные с функциями мускулов органов речи – губ и языка, то есть тех органов движения к которым относится основная значимость в труде и общении.

Ученые, полагают, что индивид выделился из числа живых созданий приблизительно два миллиона лет тому назад.

Около полутора миллионов лет индивид использовал каменные и костяные орудия труда, промышлял охотой и собирательством, проживал в пещерах. Примерно пятьдесят тысяч лет назад появились языки: индивид обучился разговаривать.

И с данного этапа возникло ускоренное развитие людей: появились города, создались сложные конструкции и знаменитые творения художников, возникли науки.

За минувшие триста лет, общество в науке и творчестве превзошло все те достижения за предыдущий промежуток жизни человечества.

Это развитие взаимосвязано с формированием сознания – наивысшей формы отражения находящегося вокруг общества и мира в целом.

А сознание появилось, когда индивид стал строить и сохранять орудия труда, когда появилось речевое общение и общество начало функционировать как группа.

Почему мы верим в мифы и выдумки или почему нас легко обмануть

Как измерить возраст собаки в человеческих годах? Большинство людей считают, что нужно просто умножить на семь, но они не правы. Это просто вымышленная цифра, которая оказалась в обиходе еще с…

Почему, при всём многообразии возможностей, мы выбираем одиночество?

Наслаждение свободой и тоска – балансируя между двумя этими полюсами, одинокая женщина находит множество оправданий, чтобы не жить в паре. Но что на самом деле стоит за ее доводами? Анализ феномена и расшифровка восьми (мнимых) веских причин.

Наслаждение свободой и тоска – балансируя между двумя этими полюсами, одинокая женщина находит множество оправданий, чтобы не жить в паре. Но что на самом деле стоит за ее доводами? Анализ…

Конфликты в семье, кто виноват и что делать?

Во всех парах с разной периодичностью возникают ссоры и конфликты, вызванные теми или иными действиями, либо, наоборот, бездействием партнеров. Выяснение отношений — это процесс неизбежный. Более того, если конфликтов нет…

Несколько простых и доступных способов восполнить женскую энергию

Давайте начнем с того, что главное предназначение женщины — это копить энергию. Об этом сказано во всех древних писаниях разным языком и разными словами. Эта энергия предназначена для того, чтобы…

Как пережить потерю близкого человека?

Хочется напомнить вам, что когда эмоции уже появились и бушуют внутри вас, их обязательно нужно выплеснуть из себя. Через слезы, через выписывание их любыми идущими в голову словами ручкой на…

Красивый номер, выгодный тариф и этика общения по телефону

Четверть века тому назад в нашей стране впервые стала внедряться мобильная связь. Старшее поколение помнит, как удивительно и необычно было видеть человека на улице, прижимающего к уху какой-то предмет и…

  • История одной измены
  • Отсутствие сексуального желания у женщины, почему возникает и что делать
  • Значение поцелуев или как понять язык поцелуев когда любят, соблазняют или …
  • Первый секс, что нужно знать парню и девушке об особенностях первого секса
  • Если ребенок пишет с ошибками, что делать?
  • Интимная стрижка для коррекции бедер и живота
  • Позы сна и характер человека
  • Знакомство беременных женщин с мужчинами и знакомство мужчин с беременными женщинами
  • 7 стадий которые переживает мужчина при расставании
  • Повторный брак после развода, про пары, которые расстаются, а потом сходятся снова
  • Для тех, кто чувствует, что живет не своей жизнью
  • Выбираем длину платья: мини, миди, макси

Источник: http://depils.com/vneshnij-i-vnutrennij-mir-cheloveka/

Внутренний мир человека

Внутренний мир человека, или субъективная реальность, — это все то внутреннее содержание психологической деятельности, которое характерно только для данного конкретного человека. Поэтому внутренний мир всегда индивидуален и всегда уникален.

Читайте также:  Этнопсихология - психология

Каждый человек путем познания мира внешнего и самопознания пытается проникнуть в свой внутренний мир, понять его, чтобы использовать такое понимание для построения своей жизни, своего уникального жизненного пути. Исследовать внутренний мир объективными методами очень сложно, мы можем видеть лишь его «отблески», которые проявляются в мире внешнем.

Тем не менее попытки объективного проникновения во внутренний мир никогда, наверное, не прекратятся — настолько интересна и привлекательна его природа. В психологии имеются довольно интересные опыты описания и анализа внутреннего мира, его структуры, его «работы».

Установлено, например, что внутренний мир не возникает сам по себе, он — отражение в специфической форме мира внешнего и имеет свою пространственно-временную характеристику, свое содержание.

Внутренний мир как отражение в специфической форме мира внешнего. Согласно некоторым религиозным и философским концепциям, внутренний мир дан человеку изначально, а в ходе жизни он лишь открывает и познает его.

Согласно другим представлениям, имеющим под собой более материалистическую основу, внутренний мир возникает и развивается по мере развития человека как личности, обладающей активностью по отражению и освоению окружающей действительности.

Человек может стать человеком только благодаря человеческому мозгу, который готов к особому отражению внешнего мира и в котором возникло и развилось сознание.

В психологии известны эксперименты, когда детеныша шимпанзе воспитывали так же, как и ребенка, но шимпанзе так и не стал человеком в силу того, что его мозг изначально не приспособлен для овладения речью, абстрактным мышлением, сознанием в целом.

Таким образом, наличие человеческого мозга — это важнейшая предпосылка для соответствующего развития. Но предположим на минуту ситуацию, когда родившийся ребенок, обладая человеческим мозгом, от рождения не видит, не слышит, не осязает, не ощущает.

Какое-то время он, может быть, и проживет как организм, но человеком, личностью он никогда не станет, тем более личностью, обладающей внутренним миром. В другом случае, когда человек родился со всеми функционирующими органами чувств, но не воспитывался среди людей (а такие случаи известны), он также не станет личностью со своим уникальным внутренним миром.

Отсюда становится понятным, что внутренний мир человека не задан изначально, он возникает в результате отражения мира внешнего. В итоге подобного отражения возникает Образ Мира (как писал известный отечественный психолог А.Н.Леонтьев).

Но такой образ не является простым слепком внешнего мира, он изначально индивидуален и субъективен, так как каждый человек по-своему конструирует отраженную реальность, создает свою уникальную систему образов, у него возникают собственные уникальные переживания, свое собственное видение действительности и самого себя.

Все это осуществляется благодаря собственной активности по отражению внешнего мира, приспособлению к нему и преобразованию его, утверждению своего существования как личности.

Таким образом, внешний мир и внутренний мир взаимосвязаны, имеют точки пересечения, зависят друг от друга.

Пространственно-временная структура внутреннего мира. Если внутренний мир существует, то логично предположить, что, как и мир внешний, он имеет свое. внутреннее пространство и свое внутреннее субъективное время.

Специальные исследования, проведенные психологами, в полной мере доказывают данный факт. К примеру, обратимся к результатам, полученным отечественным психологом Т. Н.

Березиной, которая провела серию любопытных экспериментов по изучению внутреннего мира человека.

По ее мнению, внутреннее пространство в широком значении — это форма существования психологического вообще, а в более узком — форма существования внутренних образов. Вне этих образов оно не бывает, как и сами образы не могут существовать вне пространства.

Образы представляют собой субъективные формы объектов и порождаются внутренним миром, приобретая неповторимую уникальность в результате воздействия на них установок, потребностей и мотивов личности. Они сами выполняют информационную, эмоциональную, регуляторную роль в психике человека.

В результате экспериментов показано, что эти образы могут располагаться во внутреннем пространстве и локализоваться по-разному у разных людей: слева, справа, сзади, вверху, внизу, панорамно, могут выноситься как бы за пределы человека, могут быть приближенными, удаленными, различаться по форме, цвету, располагаться на временной оси: в прошлом, настоящем и будущем.

Пример. Проведите над собой маленький эксперимент: представьте себе, как вы в первый раз идете в школу.

Какой образ возник? Какой он по форме, по цвету? Где он располагался: вверху, внизу, слева, справа и т.

д ? Где вы находитесь, внутри образа или вне его? Если вы все это проделали и ответили на поставленные вопросы, то вам будет понятно, что такое образ и где он располагается во внутреннем пространстве.

Не менее интересные данные получены и относительно субъективного времени. Во-первых, доказано, что такое время действительно существует. Во-вторых, обнаружены факты ускорения или замедления внутреннего времени, его обратимости, возможности получения информации из будущего или прошлого, существования параллельного времени и др.

Пример. Рассмотрим факты ускорения—замедления субъективного времени (каждый из нас знает об этом из личного опыта). Если мы чем-то заняты интересным и увлекательным, то время проходит очень быстро и незаметно, а для нас субъективно оно как бы останавливается.

Наоборот, если мы долгое время бездействуем, ничего не делаем, ожидаем, например, поезда несколько часов, то время течет очень медленно — оно также как бы останавливается, но природа такой остановки иная, чем в том случае, когда мы его не замечаем.

По истечении нескольких недель или месяцев тот период, который промчался очень быстро, кажется нам более продолжительным, так как он был насыщен интересными событиями, а тот период, где мы ничего не делали, воспринимается как одно мгновение.

Известны и возрастные изменения течения субъективного времени. Один человек внутренне живет быстрее, в силу этого ощущает себя старше, чем он есть на самом деле, другой — медленнее, поэтому даже в зрелом возрасте ему кажется, что все еще впереди, что он только начинает жить и многое успеет сделать.

Мы можем сталкиваться и с некоторыми парадоксами времени, когда, например, попадая в какое-либо место или встречаясь с определенными людьми, нам кажется, что это уже было, или, наоборот, попадая в хорошо знакомое место, нам кажется, что мы видим его впервые и с интересом начинаем его изучать.

Содержание внутреннего мира. Итак, внутренний мир имеет свое внутреннее пространство, субъективное внутреннее время. Кто «живет» в этом пространстве и во времени? А живет там каждый из нас, наша личность, наше Я, которое благодаря рефлексии обладает единством и множественностью одновременно.

Таким образом, содержанием нашего мира является психика в целом, сознание и бессознательное. Структурировать это содержание чрезвычайно трудно, каждый из нас познает его самостоятельно: сознательно и интуитивно. В то же время в психологии предпринимаются попытки в этом содержании выделить некоторые ведущие структурные элементы.

Сошлемся вновь на теоретические и экспериментальные исследования Т.Н.Березиной. Автор отмечает: с одной стороны, внутренний мир субъективен и включает в себя наши мысли, чувства, переживания, грезы, сновидения и многое другое; с другой — социален, поскольку включает в себя образы других людей, их действия и поступки.

Внутренний мир человека, т. е. его размышления, фантазии, сновидения, существует либо в чувственно-образной форме, либо в виде мысли, облеченной в форму внутренней речи, либо, чаще всего, в сочетании того и другого.

Способ существования — монолог или диалог: с самим собой, с другими, рассказ другому о происходящих с тобой событиях, сложный диалог — собственное Я представляется глазами другого.

С помощью специального исследования было выявлено семь самых распространенных состояний нашей психики, характеризующих нашу внутреннюю жизнь. 1.

«Самовыражения Я» — размышления человека о самом себе, отнесенные к настоящему времени; особенности состояния — монологичное мышление (монолог) и преобладание во внутренней речи местоимения Я. 2. «Размышление о другом» — характеризуется диалогом, преобладанием местоимения «Ты».

Для этого состояния свойственно одобрение себя, но возможна мысленная самокритика. 3. «Необъективированность мысленных образов» — другой или Другие воображаются в абстрактной форме и существуют как бы в голове. Субъект сосредоточен на себе, своих достоинствах, недостатки отвергаются. 4.

«Планирование будущего» — состояние, в котором человек осмысливает свои перспективы, планирует будущее, ставит определенные цели, размышляет над проблемами их воплощения.

5. «Фиксация на препятствии» — характеризуется тем, что человек, фиксируясь на препятствиях, трудностях, ощущает одиночество («никто никому не нужен»), отвергает возможность взаимодействия в разрешении трудной ситуации.

Источник: https://psyera.ru/vnutrenniy-mir-cheloveka_7777.htm

Мир внешний и мир внутренний

Непознанная жизнь не стоит того, чтобы быть прожитой.  СократМы – современные люди принадлежим цивилизации, которая развивается на Земле относительно давно. Но надо заметить, что значительно старше цивилизации – мир Земли.

Он ждал весну и лето, встречал зиму и осень, наблюдал всю прелесть закатов и рассветов ещё задолго до рождения первого представителя нашего рода, первого человека. Мы появились, создали свою особую цивилизацию, свой исключительный человеческий мир.

Первые люди были не просто какие-то существа, они имели значительную особенность: способность мыслить, познавать, целенаправленно и осознанно строить свою жизнь. Это и позволило нам назвать себя «человек разумный» (homo sapience).

Разум – это то, чем человек смело может гордиться.

Но он далеко не всё, в чём заключается таинство человека, в чём представлена уникальность каждого из нас.

Главная же тайна на словах известна всем, но на самом-то деле, по-настоящему может быть открыта только каждым из нас в отдельности, как Личная Тайна. И в какой-то момент своей жизни это обязательно происходит с каждым из нас. У кого-то это происходит довольно рано, а у кого-то уже и на склоне лет, иногда через сильнейшую душевную боль и переживания.

Приходит понимание того, что Человек – не просто существо, а житель одновременно двух самостоятельных миров, хотя и взаимосвязанных. В одном мире, он развивается физически, т. е. рождается, растет, существует. В этом мире он получает «тепло», благодаря которому приходят свойства и возможности. Этот мир определяют, в какой среде человек будет существовать.

Этот мир называют по-разному – это и галактика, и Земля, и страна, и эпоха, и Вселенная. Второй же мир раскрывается перед человеком постепенно. По очереди один за другим он показывает богатство своих возможностей, просторов и красок. Человек открывает этот мир сам и открывает его нигде как именно в себе.

Имя этому миру – внутренний мир, или мир собственного Я, а проще говоря, словом, которое мы часто слышим – душа…

Вы спросите, быть может, а какой из этих миров значительнее, важнее? И можно ли вообще задавать вопрос таким образом?

Скорее всего, нет, ведь мы живем в таком загадочном пространстве, в котором эти миры не могут не пересекаться. Наша жизнь устроена так, что два этих мира постоянно дополняют друг друга. Как это происходит?

Вы, наверное, согласитесь, что все мы очень разные. То, что может порадовать одного, оставит равнодушным другого и таких примеров масса. С одной стороны все зависит от особенностей личности человека, ну а с другой не малую роль играют и чисто физиологические свойства, данные нам природой – особенности нервной системы, обмена веществ и т.д.

Ну вот например: два друга решили заняться ремонтом старой машины.

Один и через несколько часов работы полон сил и его желание работать не угасает, поэтому он с осуждением смотрит на товарища, который уже двигается и с явным трудом вникает в технические подробности.

Читайте также:  Внутриличностные конфликты - психология

Первый в обиде, т.к. ему кажется, что другу просто лень что-то делать, и он начинает задаваться вопросом: разве мне одному это нужно? Решили же вместе чинить…

Но он и не подозревает или просто не задумывался о том, что есть такое свойство как утомляемость. И у одного она от природы низкая, а у другого, увы, высокая. Он так устроен. И лень здесь ни при чем.

Но и обратная связь тоже существует. Ведь внутренний мир – это наши желания, и чувства. Они и определяют, в каком внешнем мире мы будем жить. И дело тут совсем не в том, что внешний мир меняется в соответствии с нашими представлениями о нем.

Вся «сложность вот в чем. Во-первых, человек будет стараться организовать окружающее пространство так, чтобы оно отвечало его устремлениям. Понятно, что тот, кто очень любит быстрое течение жизни, общение и суету, не поедет жить в маленький поселок «на краю земли». А тот, кому дороги покой и уединение, не выберет, например такую профессию как организатор массовых мероприятий.

И, во-вторых, наш внутренний мир, состояние души оказывает большое влияет на то, как мы видим, воспринимаем внешний мир. Так для одних он источник вечных проблем, а для других – сияет радостью, удивлением, жаждой познания.

Источник: https://news-life.by/detskaya-psihologiya/mir-vneshniy-i-mir-vnutrenniy.html

Границы между «внутренним Я» и внешним миром

В своих предыдущих статьях я уже писал о защитных механизмах: ретрофлексия, рационализация, проекция, интроекция.

И вот слияние. 

«СЛИЯНИЕ

(англ. confluence) — один из основных защитных механизмов, выделяемых в гештальт-терапии. В целом, в рамках понимания человека как субъекта, действующего в среде, С. можно определить как недостаточное отделение себя от среды.

Человек начинает воспринимать общность своих и чужих («другого») взглядов, мнений, установок, мировоззрения как нечто само собой разумеющееся. Он м. б. сам источником этих взглядов, а может и принимать взгляды другого. С. описывается (напр., И. Польстер, М.

Польстер) как некая игра, в которой партнеры играют по определенным правилам, однако эти правила известны только одному из них.

При невротическом С. происходит нарушение ощущения границы между «Я» и «другим», в результате чего нарушается здоровый ритм взаимодействия со средой. В норме предполагается, что при коммуникации с окружающим миром человек вступает в контакт, коммуницирует, а затем выходит из контакта. При невротическом С.

исчезает фаза ухода из состояния контакта, внутренняя среда человека как бы «слипается» с внешней для него средой. Это м. б. С. с конкретным человеком, но также и с группой людей, с коллективом. Часто состояние С. может возникать между мужем и женой, родителями и детьми, начальником и подчиненными. (А. А.

Корнеев.)

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.

Синонимы:

автомиксис, анизогамия, ассимиляция, интеграция, кариогамия, коалесценция, конъюгация, объединение, присоединение, синкретизм, синойкизм, слипание, соединение, соматогамия, срастание, стяжение, урев, фузионирование, фузия, централизация, экзогамия»

Психологическое слияние – это сложный механизм.

Впервые слияние происходит у новорождённого ребёнка с матерью: ребёнку кажется, что он и мать одно единое целое. Да и у матери во многом происходит отождествление себя с дитём. У ребёнка создаётся необходимое ощущение устойчивости и прочности.

Потом всю жизнь свою мы ищем это своё, родное, общее. Ищем друга, любимого человека, своё дело. Находим или не находим, теряем, опять находим. Порой забываем то, что самое главное себя не терять.

Если человек не будет ощущать своей общности ни с кем из других людей, не будет причислять себя ни к какой социальной группе, будь то город, страна или вот эта группа на subscribe, то трудно не причислить его к изгоям. Стремление в той или иной мере отождествлять себя с кем-то или чем-то естественно, нормально и даже необходимо.

Выхожу я вчера на улицу, а бабушки на лавочке обсуждают победу сборной России по футболу над Португалией: «Смотрела, как наши обнесли португальцев?» И такую я мощную общность с этими бабушками почувствовал. Приятно мне было. Я ведь тоже болельщик.

Необходимо нам всем это самое «наши»!

 Здоровое слияние предполагает поддержание контакта, а контакт возможен только тогда, когда есть сознавание себя.

Во всех этих случаях защитных механизмов имеет место смещение границ, границ между «Я» и «Не-я».

«Интроекция означает сохранение структуры поглощенных вещей, в то время как организм требует их разрушения» (Perls, 1947), чтобы могла произойти ассимиляция. Интроецированное, не «пережеванное», а «проглоченное» остается интактным как инородное тело в системе.

Интроекция — это естественная форма питания на этапе сосания. Сохранение этой формы в более позднем возрасте связано с нарушениями на этапе кусания и жевания. Оральная агрессия (кусание) блокируется в сочетании с навязыванием ребенку пищи.

Оральная агрессия смещается, отчасти направляется на других людей. Насильственное кормление также ведет к появлению отвращения к пище, которое подавляется, а пища проглатывается в непрожеванном виде или крупными кусками.

При интроекции организм реагирует на объект или ситуацию как на пищу, «проглатывая целиком», однако впоследствии не может их «переварить».

 Таким образом, при интроекции граница между самостью («Я») и миром смещена вглубь самого себя, тем самым значительно обедняя внутренний мир.

https://www.youtube.com/watch?v=e_3qQQOMRZM

Проекция — это перемещение на внешний мир тех своих внутренних сторон, с которыми индивид не желает себя отождествлять, но которые ему глубоко присущи.

 «Проецирующий человек не может удовлетворительно различать внешний и внутренний миры» (Perls, 1947).

При проекции граница между «внутренним Я» и миром смещена на внешний мир. Туда же, на внешний мир, смещены и многие личные качества.

А почему и что проецируется? А потому и то, что не совмещается с  интроецированным. См. выше.

«Ретрофлексия означает, что некоторая функция, изначально направленная от индивида на мир, меняет свое направление и возвращается к инициатору» (Perls, 1947).

Человек границу между собой и миром устанавливает внутри себя.

Нарциссизм – это когда вместо того чтобы любить какого-то, человек влюбляется в себя.

Суицид – это когда вместо того, чтобы убить кого-то, человек убивает себя.

«Ретрофлексирующий человек знает, как провести границу между собой и окружением, он проводит тонкую аккуратную черту чуть ниже середины, но проводит ее ниже середины самости. Интроецирующий человек ведет себя в соответствии с желаниями и ожиданиями окружающих, проецирующий поступает с другими так, как они, по его мнению, поступают с ним, при патологическом слиянии человек не знает, кто, что и в отношении кого делает, а ретрофлексирующий человек поступает в отношении себя так, как хотел бы поступить в отношении других» (Perls, 1973).

Функция  и предназначение интроекции, проекции, слияния и ретрофлексии как защитных механизмов состоит в

«прерывании усиления возбуждения данного типа до уровня, с которым индивид не может совладать… Эти механизмы приводят к неврозу лишь при их неадекватном и хроническом действии. Все они полезны и необходимы при временном применении в конкретных обстоятельствах» (Perls, 1951).

Таким образом, все механизмы защиты служат для снятия напряжения, когда индивид не знает реального способа разрешения той или иной конфликтной ситуации.

В этом случае, все эти способы самообмана хороши и полезны.

Но если они становятся постоянными, неотъемлемыми механизмами внутреннего поведения, способами видения мира и себя в нём?

Беда в том, что все мы грешим в той или иной мере этими защитными механизмами.

 Продолжение следует. Тем более что этих форм защит ещё много. Не все рассмотрел.))

Источник: http://andrey-eltsov.ru/granicy-mezhdu-vnutrennim-ya-i-vneshnim-mirom/

Внутренние монстры во внешнем мире: глубинные механизмы создания внешнего врага и конфликта у взрослых и детей

То, как мы поступаем с реальностью,
будет влиять на наши отношения с людьми,
на работу, на наше общее ощущение себя.

А с реальностью мы боремся с самого начала, как только начинаем испытывать неудовольствие.

Мы выбрасываем неудовольствие, тревогу вовне — так начинается путь «монстров», которые перекочевывают из психики во внешний мир.  

Очевидно, что говоря о «монстрах», мы пытаемся придать символ, выражаемость тому, что можно только почувствовать. Эти и другие символические понятия (как «переваривание») неоднократно используются в психоанализе, чтобы выразить тот опыт, который лишен изначально качества мысли, но может только переживаться.

Сложности с «перевариванием» чувств

Представьте ребенка, который сосет грудь, который получает от этого огромное удовольствие. Это приятно, и поэтому он хочет сохранить это чувство.

Когда мамы нет, она не может накормить его, а голод силен, это раздражает младенца, это фрустрация, которую ему очень неприятно, тяжело переживать.

И чтобы сделать этот неприятный опыт переживаемым — по аналогии с пищей «перевариваемым» — начинают действовать психические защиты, которые направлены на эвакуацию вовне того, что внутри себя младенец ощущает как плохое, неудовольствие (к примеру, голод).

В результате такой эвакуации внешний мир, а не психика младенца, становится местом обитания плохого, вражеского, чего-то, что не вызывает доверия.

Доверие к людям, к миру определяется степенью того, насколько интенсивно и много внутреннего плохого было «выброшено» психикой младенца вовне.

Здесь многое зависит от врожденных особенностей младенца и способности его мамы эмоционально откликаться на него и помогать в психическом «переваривании»: «Ты сейчас плачешь, да, я вижу, но все хорошо, сейчас мы покушаем (поменяем пеленки, возьмем соску)». Таким образом, постепенно аффект становится мыслью, способностью понимать происходящее.

От аффекта и хаоса к мысли и структуре

Способность мамы понимать, что происходит с ребенком, и возвращать ему это через слова, сопровождаемые чувствами, действует на малыша как слова психотерапевта (или наоборот). Последний эмоционально переживает с клиентом его внутренний хаос, он в определенной степени взбудоражен клиентом, а затем может осмыслить этот аффект и вернуть клиенту в понятном, «переваренном» виде. [Бион, 1962]

Этот процесс структурирует Я клиента, повышает его способность справляться с фрустрацией, тревогой, хаосом внутри и снаружи. В этом цели психоаналитической психотерапии. А обещание счастья и вечного покоя – из области мистики и псевдопсихологии.  

Как бы мы хорошо ни помогали младенцу, ребенку, взрослому «переваривать» внутреннюю тревогу, он все равно будет проецировать на мир внутреннее содержание. У детей постарше мир оказывается населенным монстрами, привидениями, когда мы, взрослые, обычно ищем спасения от плохого внутри себя через внешних врагов, «глупых», тех, кто вызывает у нас более или менее постоянные неприятные эмоции.

Внешний враг как средство поддержания внутреннего комфорта

Иметь такого внешнего врага очень важно и выгодно для поддержания внутреннего комфорта. Ведь такой человек (иногда народ, нация) становится сосудом, который избавляет нас от переполненности разочарованием собой, злостью на самого себя. Все эти качества мы можем вылить на тех, кого недолюбливаем.

Взрослые обычно уже не верят в монстров, но ищут зло и плохое в определенном человеке вовне: коллега по работе, которого вы постоянно ненавидите, группа людей, которые постоянно вызывают злость.

Одним из главных критериев диагностики такого состояния служит постоянство.
К примеру, в каких бы ситуациях я ни был, мне всегда или в большей степени постоянно приходит убеждение, что люди вокруг «ниже» меня, недотягивают как по уму, так и по статусу.

Поддержание себя через иллюзорное превосходство – лучший способ борьбы с реальностью, с признанием своих ограничений. Такой способ защиты очень важен – так наша психика защищается от травмирующих, убивающих переживаний своей ограниченности, хрупкости.

Читайте также:  Прекращение близких отношений - психология

По такому сценарию работают нарциссические защиты: «я лучший, я ни от кого не завишу, мне никто не нужен как помощник и ориентир». Однако этот механизм служит изолятором, одиночной камерой, пыткой одиночеством.

Ко мне приходят люди с чувством изолированности от других, непонимания, депрессии из-за глубокого одиночества. Корень такой внешней симптоматики может крыться в описываемом механизме проекции.

Психическое опустошение себя

Когда мы проецируем (приписываем) свои части тому, кто находится вовне — мы периодически выбрасываем вовне те чувства, которые по определенным причинам не можем принять в себе, а значит, не можем сознательно их переживать. Но с эвакуацией этих чувств вовне мы отказываемся от части себя.

Если человек постоянно использует такой защитный механизм (в психоанализе мы называем это проекцией, а также проективной идентификацией), то со временем происходит психическое опустошение.

Мы можем впадать в состояния, когда практически ничего не чувствуем, когда жизнь лишена красок, когда теряется смысл жить, работать, строить отношения.

Это похоже на то, как если вычерпывать воду из озера, то оно иссякнет и превратиться в лужу.

Поэтому целью психоаналитической психотерапии или психоанализа является помощь в том, чтобы вернуть себя себе.

Постепенно интегрировать обратно те психические части, которые воспринимаются как плохие, слишком хрупкие, принять реальность, ограничения – это одна из цели терапии, когда мы работаем с такими состояниями, как отчаяние, депрессия, резкие перепады настроений: от печали и разочарования во всем до состояний возбуждения и пребывания в потребности постоянно действовать.

Источник: https://www.all-psy.com/stati/detail/7351

Взаимодействие субъекта с внешним миром и проблема развития интеллекта

Ж. Пиаже- создатель генетической эпистемологии, науки, которая пытается объяснить познание, и в особенности научное познание, на основе его истории, социогенеза и психологических истоков тех понятий и операций, на которые научное познание опирается.

Пиаже интересовало, отличает ли субъект внешний мир от внутреннего, субъективного мира и каковы границы это различия, действует ли внешний мир непосредственно на ум субъекта или его идеи, на продукты собственно умственной активности, а если субъект активен в познании, то какого взаимодействие между его мыслью и явлениями внешнего мира, каковы законы, которым это взаимодействие подчиняется.

Пиаже рассматривал интеллект как одну из форм приспособления к среде обитания. Интеллектуальное развитие ребенка как раз стремится к равновесию, к установлению логических структур, то есть логика не врожденна, а развивается.

Воздействия среды выводят организм из равновесия, чтобы вновь достичь равновесия (адаптация) необходимо находится в состоянии непрерывной активности.

То есть, Пиаже определял субъект, как – организм, наделенный функциональной активностью приспособления, которая наследственно закреплена и присуща любому живому организму. А объект- это материал для манипулирования.

Источник знания, не в объектах, и не в субъектах, а в их взаимодействии.

С помощью активности субъекта и происходит структурирование окружения. Интеллект представлен частным случаем структуры- структуры мыслительной деятельности.

Субъекту свойственны две основные функции: организация и адаптация.

Функция по Пиаже – это биологически присущие организму способы взаимодействия со средой. Каждый акт поведения организован так или иначе, то есть представляет собой определенную структуру, динамический аспект структуры представлен — адаптацией, которая в свою очередь состоит из ассимиляции и аккомодации.

После внешних воздействий у субъекта возникает включение нового объекта в уже существующие схемы действия — ассимиляция, если новое воздействие не полностью охватывается существующими схемами, то происходит перестройка этих схем, их приспособление к новому объекту — аккомодация.

А адаптация и есть сочетание этих двух «процессов», что в результате и дает приспособление к данным условиям.

Воздействия среды выводят организм из равновесия, чтобы достичь равновесия (адаптации), организм должен находится в состоянии непрерывной активности, компенсирую тем самым разбалансированность. Таким образом, равновесие неизбежно сменяется нарушением, что снова побуждает к равновесию — как бы внутренняя побудительная сила.

Под схемой действия — понимается структура на определенном уровне умственного развития.

Структура по Пиаже — умственная целостность, принципы активности которой отличны от принципов активности частей, которые ее составляют.

Основанные функции  как динамические процессы неизменны, закреплены, не зависят от опыта и содержания, тогда как структура складывается в процессе жизни, зависит от опыта и различается на разных стадиях развития.

Пиаже выделял различие между формой и содержанием  познания. Содержание- это все то, что приобретается благодаря опыту и наблюдению, а форма — та схема мыслительной деятельности субъекта, в которую внешние воздействия включаются.

Но влияния внешнего мира никогда не воспринимаются как бы в «чистом виде», поскольку на внешний стимул уже есть ответ, внутренняя реакция. Когда познание начинает развиваться у субъекта уже готовы, сформированы  определенные моторные схемы, которые по отношению к познанию играют роль формы.

Человек усваивает то, что его окружает, но усваивает это в соответствии с господствующими умственными структурами. По Пиаже ребенок это существо, которое ассимилирует вещи, то есть отбирает и усваивает их согласно своей собственной умственной структуре. Они и играют в познании доминирующую роль.

Богатство опыта, которым человек может располагать, зависит от количества и качества интеллектуальных структур, имеющихся в его распоряжении, и само развитие это и есть смена господствующих структур.

Активность субъекта в процессе познания определяется не только наличием этих доминирующих умственных структур, но и тем, что они строятся на основе действия субъекта. И согласно Пиаже познание есть продукт реальных действий, совершаемых субъектом с объектами.

Как возможное дополнение.

В рамках этого вопроса можно упоминать теорию деятельности в связи с некоторыми схожими аспектами. Само понятие «деятельность» подчеркивает связь самого субъекта с предметами окружающей его действительности.

Исследования советских психологов открыли роль деятельности ребенка в его психическом развитии.

Процесс развития рассматривался, как самодвижение субъекта благодаря его деятельности с предметами, а факты наследственности и среды, как условия, которые определяют не суть процесса развития, а лишь различные вариации нормы.

Основным предметом исследования в теории деятельности признается деятельность, опосредствующая все психические процессы. Данный подход начал формироваться в отечественной психологии в 20-е гг. ХХ в. В 1930-е гг. было предложено две трактовки деятельностного подхода в психологии -С.Л. Рубинштейна, который сформулировал принцип единства сознания и деятельности, и А.Н.

Леонтьева , который совместно с другими представителями Харьковской школы(А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин, Л. И. Божович и др.),показали, что в основе развития обобщений лежит не общение языкового типа, а непосредственная практическая деятельность субъекта.

Это позволило рассматривать деятельность, как движущую силу психического развития, показало важность деятельности в развитии человека.

Таким образом в этой теории тоже подчеркивается активность субъекта по отношению его взаимодействия с внешним миром, выражающаяся в непосредственной практической деятельности. Но Ж.

Пиаже, как и многие западные психологи придерживался классического подхода к развитию ребенка, а именно, что источник развития лежит внутри индивида и своем развитии он приспосабливается к внешнему миру, постепенно социализируется, тогда как в отечественной психологии(конкретнее в теории деятельности) источник лежит вне индивида и он развивается путем присвоения, ребенок учится взаимодействовать с общественными предметами посредством практической деятельности, что способствует развитию психики.

Источник: http://agespsyh.ru/otvety-na-bilety-po-psikhologii-razvitiya/246-vzaimodejstvie-subekta-s-vneshnim-mirom-i-problema.html

Внешний вид человека

Одежда и внешний вид человека – это то, что первоначально бросается в глаза и создает о нас первое впечатление.

По стилю одежды, ее опрятности, соответствию ситуации можно сделать определенные выводы о человеке, его характере, статусе в обществе.

Предпочтение определенного стиля в одежде – проекция внутреннего «Я» человека, его внутренних эталонов и определенных стереотипов в поведении.

Внешний вид человека и его восприятие обществом

Одежда в жизни человека выполняет две основные функции: функция защиты (от негативного влияния окружающей среды) и функция эстетическая (соблюдение норм морали в современном обществе и создания определенного имиджа). А вот история одежды, начиная с Древнего Мира и до современности, это своего рода зеркало развития общества в целом.

В современном обществе взаимосвязь психологии человека с выбираемой им одеждой очень сильна, хотя большая часть людей никогда об этом не задумывается.

Одевая на себя красивый и стильный костюм или платье, возникает ощущение уверенности в себе, своих силах, улучшается настроение, и ситуация абсолютно диаметральная, если примерить грязную старую одежду, в результате появляется неуверенность, жалость к себе, упадок сил.

Именно одежда является первым инструментом, которым мы начинаем взаимодействовать с окружающими нас людьми. В нашей жизни очень много примеров, когда одежда играет очень большую  роль в получении места работы, знакомстве с противоположным полом или при заключении делового контракта.

Одним из примеров может служить то, что как отмечают психологи,  клиенты охотнее расстаются с деньгами и заключают договора, если менеджер одет респектабельно. Это как сигнал того, что этому человеку хочется и нужно заплатить.

Почему же зная, что «По одежке встречают, а по уму провожают» многие люди игнорируют значение одежды и собственного внешнего вида? На это есть причины, и у каждого она – своя.

Зачастую, на это влияет наше окружение, собственные комплексы и установки, и многие из них родом из детства. Когда ребенок подрастает его ближайшее окружение, родители и родственники, воспитатели и учителя, оказывают огромное влияние на формирование его как личности.

Если ребенок растет в среде, где его постоянно упрекают, занижают его самооценку, и даже унижают, то в последствии формируется огромное количество комплексов, которые оказывают огромное влияние на его взрослую жизнь. И выбор одежды не исключение.

Каждый из нас может вспомнить массу примеров, когда у прекрасного человека не устроена личная жизнь только потому, что он боится одеть на себя что-то новое, яркое, чтобы подчеркнуть свою внешнюю привлекательность. Вместо этого, одевает на себя серую и мешковатую одежду, чтобы не выделяться из толпы.

А ведь первое, на что обращают внимание в обществе, – это внешний вид.

Еще одна причина – смена окружения. Человек из маленького поселка, где все друг друга знают и не обращают большого внимания на внешнюю опрятность, а больше – на внутреннее содержание, приезжает в большой город. Он сталкивается с конкуренцией при поиске работы, знакомстве с людьми, и пр., и в данном случае внешний вид изначально выступает на первый план.

Как примирить свое внутреннее  «Я» и внешнее соответствие? Это не так просто как кажется на первый взгляд. Работа с собственными комплексами и установками требует работы над собой. Меняясь внешне, человек меняется внутренне. Для начала, стоит определить цветовую гамму и фасоны одежды, которые подойдут к особенностям внешности и фигуры.

Определить для себя с кем, при каких обстоятельствах приходится часто находиться по роду деятельности, какие корпоративные правила и традиции существуют там, где человек работает. Все это в совокупности поможет подобрать такой гардероб, который подчеркнет индивидуальность и позволит раскрыть себя.

Не стоит забывать и об элементарной опрятности, одежда и обувь может быть не новой, но обязательно чистой. Прическа, аккуратный маникюр, легкий макияж у женщины – это все в совокупности с соответствующей одеждой создает не только положительное первоначальное впечатление, но и прибавляет уверенности в себе, позитива и хорошего настроения.

Все мы любим красивые пейзажи, творения архитектуры и многое другое, так зачем отказывать себе в собственной красоте.

Источник: http://mir-psihologii.ru/vneshniy-vid-cheloveka.html

Ссылка на основную публикацию