Этнопсихология — психология

Сущность и структура этнопсихологии

Этнопсихология - психология

Как отрасль знания, этническая психология (этнопсихология) изучает этнические особенности психики людей, закономерности формирования и функций этнического самосознания, этнических установок и стереотипов.

Содержание этнопсихологических исследований — установление взаимосвязи между типом хозяйственной деятельности в определенных природных условиях и характером духовной культуры (традиций, верований и др.), с одной стороны, и особенности психологии членов исследуемой общности — с другой.

Эти исследования в большинстве своем носят эмпирический сравнительно-описательный характер.

Этническая психология изучает этнические особенности взаимодействия, взаимоотношений и общения людей, которые обычно принято называть этнопсихологическими особенностями.

Структура этнической психологии (этническое самосознание, этнические чувства и настроения, этнические ориентации и установки и др.

) выражают структурообразующую, а этнопсихологические особенности — динамические стороны этнопсихологии.

В качестве основных факторов формирования этнопсихологических свойств выступает влияние культурной среды, поскольку в процессе своего исторического развития каждый этнос создает собственную систему культурных ценностей, в том числе свой язык, определенные этнические и поведенческие модели, свою систему эстетических ценностей.

[adsense]

Большое значение имеют и природные основы этнической психологии. Природные и экологические условия существования этноса во многом предопределяют этнические стереотипы поведения, формы этнического общественного сознания, религию как влияние этнической культуры, обряды и устное народное творчество, этнические обычаи и традиции.

К факторам, формирующим этнопсихологические установки личности, относится этническая структура повседневности, которая определяет бытовую сторону этнического существования человека, — его жилище, питание, одежду, другие характеристики этнического быта. Сюда же входят и этнические традиции внутрисемейного общения, отношения к старшим по возрасту и по степени родства в генеологической иерархии и многие другие традиции этнической жизни.

Этническая психология — это система чувств, настроений, представлений, привычек, традиций, обычаев, а также характерологических черт, присущих данному народу и сохраняющих достаточно устойчивый характер. Этническая психология отражает то общее, что есть у представителей целой нации, этнической общности в мировосприятии, устойчивых формах поведения, реакциях, речи и языке, отношениях к другим людям и природе.

Этническая психология существует в виде специфических этностереотипов, качеств национального характера, национальных самосознания, чувств и настроений, интересов, ориентаций, традиций, когнитивных процессов, культурологических различий, привычек, проявляющихся в форме национальных особенностей протекания психологических процессов и состояний человека как представителя той или иной этнической общности; этнических особенностей взаимодействия, взаимоотношений и общения людей, которые обычно принято называть национально-психологическими особенностями.

В сознании людей, составляющих конкретную социально-этническую общность, неизбежно возникают представления и чувства, во-первых, относительно самих себя и, во-вторых, относительно людей, образующих другие социально-этнические общности.

Эти представления и чувства и связанные с ними устойчивые привычки и традиции, моральные запреты, понятия о добре и зле, культурные стандарты образуют сложную совокупность элементов массового сознания.

Они не составляют строго оформленного, теоретически обоснованного мировоззрения, но их влияние на мышление и поведение людей оказывается, тем не менее, глубоким и устойчивым.

Действия социальных факторов, условия географической среды оставляют свой отпечаток на способах восприятия внешнего мира, на характере реакций по поводу явлений объективной действительности, на эволюционных особенностях людей. Эти достаточно устойчивые психические черты объективируются в национальной культуре, прослеживаются в идеологической деятельности, служат основой для формирования этнического самосознания.

Интеллектуально-познавательная сфера психологии определяет своеобразие восприятия и мышления носителей национальной психики, выражающееся в наличии у них специфических познавательных качеств, отличных от аналогичных у представителей других народов и дающих возможность по-особому воспринимать окружающую действительность, оценивать ее, строить планы деятельности, модели и схемы способов достижения ее результатов. Коммуникативно-поведенческая сфера охватывает информационное и межличностное взаимодействие, общение и взаимоотношения представителей той или иной национальной общности, показывает отличие подобных характеристик у других народов, поскольку у каждого из них существуют свои установившиеся нормы взаимоотношений и обмена необходимыми сведениями, особенности организации и руководства.

Этническая психология не есть совокупность индивидуальных психологий, она имеет свои особенности и структурные уровни отражения бытия.

Этническая психология — сочетание рациональных взглядов и традиционных представлений, мифологии и идеологии, передающихся от поколения к поколению и дополняющихся установками и ценными ориентациями современности.

В отличие от идеологии, меняющейся в зависимости от различных обстоятельств, этнической психологии свойственна устойчивость и инерционность, так как в ней заключены глубинные стороны психики народов.

Этническая психология включает в себя не только особенные качества, но и общие, свойственные всем народам.

Выступая в сложном диалектическом единстве этих качеств, национально-психологические образования в отличие от их националистических извращений являются общечеловеческими факторами и не противостоят национальным особенностям другой нации.

Так, в литературе, искусстве, фольклоре и других видах творчества, где запечатлена национальная психология, обнаруживаются не только общечеловеческое содержание мыслей и чувств народа, но и своеобразные формы их проявления, специфика национального характера, менталитета.

Знание содержания и форм этнической психологии значительно обогащает наши представления о народах, их духовном мире, ментальности.

Следует иметь в виду, что нередко сознательно создаются этнические стереотипы, которые становятся психологическим фактором формирования этнических предрассудков и предубеждений, межэтнической розни и вражды.

Поэтому изучение этнической психологии, в частности, стереотипов, необходимо для совершенствования патриотического и интернационального воспитания.

Изучение этнической психологии важно для разработки научно обоснованной национальной политики, создания благоприятного психологического климата в межнациональных отношениях.

В условиях развивающихся межнациональных и межгосударственных контактов важно единство формирования этнического самосознания, чувства этнической общности, интеграции и интернационального, свободного от расовых и этнических предрассудков мировоззрения.

Источник: http://arheologija.ru/sushhnost-i-struktura-etnopsihologii/

Этнопсихология как наука | Психология взаимоотношений

Этнопсихология как наука, изучающая психические особенности поведения отдельных народов, этнических образований или наций, возникла еще в глубокой древности. Однако сформировалась она в отдельную область знаний только в XVIII в., выполняя социальный заказ своего времени.

Задачи этнопсихологии этого периода своди­лись к обоснованию таких понятий, как «единство культуры народов», «духовно-психологическая общность народов». Наиболее характерное отражение методологии этнопсихологических воззрений этого перио­да наблюдается в работах Ш. Монтескье.

Этот этап развития этноп­сихологии связан с периодом буржуазно-экономических и соответст­вующих им общественно-политических отношений, которые породи­ли массовое производство товаров и их обмен, что существенно опре­деляло национальную культуру отношений, быта, традиций.

Выпол­няя поставленные задачи своего времени, этнопсихология предпри­нимает попытки теоретического обоснования таких понятий, как «единство культуры народов», духовно-психическая общность наро­дов, ввела понятия «дух народа», «характер народа», предприняла по­пытки выделить особые черты поведения для каждого народа.

Во второй половине XIX в. можно отметить новую волну интере­са к этнопсихологическим проблемам. Направленность этих интере­сов наиболее ярко выражена в работах Г. Штейнталя, М. Лазаруса, Г. Лебона. Идеализация в их работах такого понятия, как «народный дух», независимость его от социальных условий выводит этнопсихоло­гические свойства народов на внеисторическое образование.

Такой подход также явился выражением социального заказа того времени, который был связан с необходимостью оправдания колониальных устремлений европейской буржуазии и подавления развивающегося массового рабочего движения. Сущность идеи излагаемых теорий сводилась к классификации народов на первобытные, низшие, средние и высшие.

Читайте также:  Программирование утра - психология

Для развития высших рас вполне допускалось освоение жизненного пространства низших рас.

Особой направленностью в развитии этнопсихологии отмечается вклад, сделанный русскими революционерами-демократами В. Г. Бе­линским, Н. А. Добролюбовым, Н. Г. Чернышевским. В основу их тео­ретических обоснований положена общесоциологическая теория раз­вития народов.

Ими впервые четко сформулирована определяющая значимость социальных отношений в формировании национальных качеств характера народа.

Они резко выступали против ходячих пред­ставлений о национальных стереотипах поведения, которые и в на­стоящее время существенно мешают общению и взаимопониманию народов, вызывая подозрение и недоверие друг к другу.

В их работах с высокой убедительностью показано, что сословные и классовые чувства патриотизма менее похожи внутри одной нации своего народа, чем у соответствующих сословий и классов других на­родов.

Не внеисторические национальные и этнические особенности характера народа, а социальные определяют психологию поведения масс, и только социальное равенство способно устранить эти проти­воречия.

Такое заключение является основным в работах русских ре­волюционеров-демократов.

Начиная с 60-х гг. XX в., этнопсихология полностью сформирова­лась в самостоятельную науку, основываясь на большом материале этнографии и социальной психологии. Однако проблемы, которые должна решать этнопсихология, остаются прежними.

Новый интерес к этим проблемам в настоящее время определился появлением в постсоветском пространстве многонациональных государств, повы­шением этнической активности, которая ведет к разобщению подлин­но интернациональных ранее интересов.

С одной стороны, со все большей силой развиваются межгосударственные отношения, проис­ходит интернационализация научных, культурных, технических дости­жений, а с другой, все с большей остротой вспыхивают межэтнические столкновения, порождающие локальные войны.

Лидеры этих выступ­лений опираются на необоснованные факты, произвольно устанавли­вая начало истории своего этноса. Важность правильного понимания природы возникновения и существования этнических и национальных особенностей характера народа во многом позволяет найти компро­миссные решения, упреждая насилие и террор в решении спорных во­просов, возникающих в разных точках планеты.

Несмотря на большие достижения в социально-историческом подходе понимания природы возникновения и развития различных этносов и наций, по-прежнему пропагандируется исконность их суще­ствования и неизменность особых чёрт характера и темперамента у того или иного народа. Преднамеренно поднимаются те факты исто­рии, где было совершено насилие над тем или иным народом.

Фактически в понятиях «этнос», «нация» определяющим компо­нентом является совместная взаимообусловленная производственная деятельность, которая и определяет общность культуры, языка, тер­ритории.

Интеграция производственно-экономических, научно-куль­турных отношений приводит к интернализации народов.

Нация и эт­нос, будучи социально-историческим явлением, подлежат закону из­менения и не могут рассматриваться как незыблемые образования.

Являясь отображением существующих на текущий момент произ­водственно-экономических отношений, данные социокультурные об­разования непрерывно опосредуют результаты складьшающихся взаимообусловленных отношений, которые и выступают системооб­разующими факторами в динамике развития этноса и нации.

Язык, культура, общая территория являются составными компонентами, которые необходимы для организации совместных производственно-экономических отношений. Именно они и определяют особенности психологии отношений людей, взаимообусловленных организацией совместной деятельности и способом распределения конечного про­дукта этой деятельности.

Родственные структуры организации таких производственных отношений порождают общность культуры, харак­терную этим отношениям. Различием может быть только язык, кото­рый выступает показателем территориальной разобщенности, но сложность языка в равной степени остается одинаковой для одинако­вых уровней экономического развития народов.

Государство начина­ется с экономических отношений, а не с языка, язык является следст­вием необходимости общения в экономических и соответствующих им культурных отношениях.

Усложняющаяся производственная деятельность в соответствии с объективными закономерностями определяет оптимальную числен­ность людей, охваченных совместными отношениями.

На этом пути интернализации общества более сильная сторона поглощает слабую, и в зависимости от соотношения сил и их направленности происходит ассимиляция культур и языков или их полное подчинение и исчезно­вение. Примером этого процесса может быть формирование славян­ского этноса или любого другого.

О многих из них в истории народов не осталось даже следов. Так, к III в. до н. э. территория этруссков пе­решла к римлянам. Этим начался период усиления влияния римской культуры или романизация. В итоге, в 90 г. до н. э.

, когда все народы Италии получили римское гражданство, этрусский народ совершенно утратил свое лицо. Рим полностью поглотил их мир. Этрусская циви­лизация ушла в небытие, оставив после себя тайну ее возникновения.

Эти процессы происходили не только в древней истории, они ин­тенсивно протекают и в настоящее время, и за всем этим прежде все­го стоят экономические интересы более сильных государств или их коалиций.

В подавляющем большинстве случаев эти процессы осуще­ствляются насильственным путем со всеми последствиями, выте­кающими из способа их решения.

Наиболее проявляющиеся формы осуществления такого поведения и составляют характер народа, а способ выражения его представляется как темперамент.

Следовательно, используемые понятия общей психологии по сво­ей природе сохраняют прежнее смысловое содержание, но в данном случае в них вкладывается социальная накопленность, а не биологиче­ская, и отдельный человек выступает как элементарный носитель ха­рактеристики социокультурного сообщества.

На данном пути развития вновь строящихся государств их значи­мость в мировом сообществе определяется не восстановлением про­шлых элементов культуры и традиций, не возрождением националь­ных ремесел и привитием единого государственного языка, а развити­ем экономики и науки и их интеграцией с общемировыми достижения­ми. Попытка говорить об особой национальной ментальносте, об ис­торической предрешенности пути развития является полной утопией.

Какой путь развития будет избран Украинским государством в на­стоящий период, зависит не только от этнопсихических национальных особенностей ее народа, а прежде всего от эффективности историче­ски сложившихся экономических связей с бывшими союзными респуб­ликами и странами Европы.

Задачи этнопсихологических исследова­ний в этом направлении заключаются в объективном представлении роли межэтнических взаимоотношений, причин возникновения кон­фликтов или консолидации национальных меньшинств, истинной природы психологии этих явлений.

На данном этапе развития этноп­сихологии и решение поставленных ею проблем должно быть направ­лено на объединение и анализ богатого опыта этнографии, социаль­ной психологии, математической психологии.

Как этнос, так и нация состоят из конкретных индивидуумов, пове­дение которых успешно изучает психология.

Взаимообусловленные производственные отношения существенно расширяют среду общения и сложность адаптивного стереотипного поведения, однако это не на­рушает основы психологии индивидуального поведения.

Подчиняясь правилам конвергенции и дивергенции, формируются обобщенные стереотипы поведения социальных групп и слоев, отражая при этом особенности средового приспособления.

Естественно, что такое пове­дение отражается наиболее характерной среднестатистической оцен­кой, в которой сосредоточено наиболее типичное средовое поведение. Это дает полное основание говорить о типичных чертах характера и тем­пераменте определенного социокультурного образования: будьто соци­альная группа, слой, класс или нация в целом. Чем шире обобщение, тем более однозначным и узким становится психическая обобщенность.

Именно в этом и заключается существенное различие в психоло­гии поведения индивидуума и группы либо общности.

В индивидуаль­ном проявлении психического поведения наиболее вариативное и осознанное оно проявляется в нормальном состоянии с минимумом эмоциональной окрашенности.

Читайте также:  Пятиминутное решение - психология

По мере возбуждения вариативность выбора резко сужается, достигая при этом однозначности инстинк­тивного видового поведения.

В поведении общности самые характерные формы проявляются в наиболее узкой вариативности обобщенных выражений поведения из всего многообразия индивидуальных показателей. В спокойном со­стоянии некой общности проявляется многонаправленность в пове­дении каждого индивида.

По мере роста напряженности состояния общности затрагивается наиболее важный показатель, который объе­диняет интересы общности и объединяет ее в достижении конечной цели.

Фактически все принципы организации поведения сообщества в удовлетворении потребностей остаются абсолютно аналогичны тако­вым в организации индивидуального поведения для удовлетворения биологических потребностей с той разницей, что в одном случае речь идет о физической среде, а в другом — о социальной, но регуляция деятельности и в том и другом случае определяется удовлетворенно­стью достижения цели. Сегодня все эти процессы могут быть с доста­точно высокой степенью эффективности представлены в виде мате­матических описаний, что обеспечивает глубокий их анализ.

Идея социально-этнического разделения труда, обязанностей и прав так долго владела обществом, что даже и сейчас этнопсихологи пытаются всерьез делать выводы об этнических и национальных’ не­изменяемых качествах характера, социальных болезнях, формах пове­дения.

Анализ исторического опыта человечества со всей очевидностью показывает, что отличия в поведении, характере, образе жизни различ­ных этносов являются не биологической данностью, а результатом куль­турно-исторического развития.

С годами человечество свято уверовало в различные догмы, которые на самом деле являются не более чем мифами. Так, из поколения в поколение передается глупость о нацио­нальных чертах характера.

В действительности существующие этносы, нации и даже расы в биологической основе психики поведения не имеют различий, и только социальная среда накладывает неизглади­мый отпечаток своих условий организации и построения отношений.

В анализе этнопсихических особенностей поведения в условиях по­строения многонациональных государств следует всегда выделять внутренние факторы социокультурного сообщества, которые влияют на совместные взаимообусловленные отношения, и внешние или межго­сударственные, в которых могут самым широким планом использо­ваться или преднамеренно усиливаться, а в ряде случаев целенаправ­ленно провоцироваться межэтнические распри. Во всех случаях прояв­ляется одна цель — ослабление потенциальных возможностей конку­рента для последующего его подчинения. Следовательно, укрепление государственной целостности должно исходить из организации эконо­мической стабильности, в достижении которой не имеет значения эт­ническая принадлежность производителя, его цвет кожи и язык обще­ния. Чрезмерное внимание в развитии исторического прошлого в виде традиций, обычаев, которые отражают этническую принадлежность и трактуются как восстановление национальной духовности, только тор­мозит процесс интернализации в мировое сообщество. Этот процесс неизбежно ведет к формированию единого социокультурного сообще­ства людей без расовых и национальных предрассудков.

Posted in ЭТНОПСИХОЛОГИЯ

Источник: http://pciholog.com/etnopsixologiya/zaklyuchenie-15/

Этнопсихология, этническая психология, психология народов – реферат скачать бесплатно

Бесплатный реферат на тему:
ЭТНОПСИХОЛОГИЯ

Автор: Наталья Петренко

Введение

Психология народов (этническая психология, этнопсихология) — одна из ветвей психологии, считающая своим предметом особенности психического склада различных рас и народов; самый крупный раздел т. н. социальной психологии. Термин «этническая психология» (V?lkerpsychologie) был предложен во 2-й половине XIX в. немецкими философами и лингвистами Г. Штейнталем и М.

Лацарусом, пытавшимися обосновать понятие этническая психология и сформулировать её задачи. Они пытались доказать на страницах основанного ими в 1859 г. журнала «Психология народов и языкознание» («Zeitschrift fur V?lkerpsychologie und Sprachwissenschaft»), что язык, религия, право, искусство, наука, быт, нравы и т. п.

получают конечное объяснение в психологии народа как носителя коллективного разума, воли, чувств, характера, темперамента и т. п. Согласно такому пониманию, все явления социальной жизни представляют собой своеобразную форму «эманации народного духа». В. Вундт подверг критике интеллектуализм воззрений Г. Штейнталя и М.

Лацаруса и выдвинул столь же идеалистическое волюнтаристское понимание сущности и задач этнической психологии. В изучении проблем этнической психологии, наряду с психологами, приняли участие лингвисты, историки, археологи, социологи, этнологи, антропологи и др. Был собран огромный фактический материал по психологии различных племён и народов.

Особенно много внимания уделялось исследованиям психологии примитивных народов (французский учёный Л. Леви-Брюль, английский учёный Дж. Фрейзер, немецкий учёный Р. Турнвальд и др.).

В России вопросы этнической психологии разрабатывал Г. Шпет, выступивший в 20 гг. XX в. с резкой критикой В. Вундта и генетического подхода (Штейнталь, Лацарус и др.) к этнической психологии и пытавшийся обосновать своё понимание этнической психологии с позиций феноменологии Э. Гуссерля.

1. Место этнопсихологии среди других наук

ЭТНОПСИХОЛОГИЯ — междисциплинарная отрасль знания, изучающая этнокультурные особенности психики людей, психологические характеристики этносов, а также психологические аспекты межэтнических отношений.

Сам термин этнопсихология не является общепринятым в мировой науке, многие ученые предпочитают называть себя исследователями в области «психологии народов», «психологической антропологии», «сравнительно-культурной психологии» и т.п. Наличие нескольких терминов для обозначения этнопсихологии связано именно с тем, что она представляет собой междисциплинарную отрасль знания.

 В состав ее «близких и дальних родственников» включают многие научные дисциплины: социологию, лингвистику, биологию, экологию и т.д. Что касается «родительских дисциплин» этнопсихологии, то, с одной стороны, это наука, которая в разных странах называется этнологией, социальной или культурной антропологией, а с другой — психология.

Первые крупицы этнопсихологических знаний содержат труды античных авторов — философов и историков: Геродота, Гиппократа, Тацита, Плиния Старшего, Страбона.

Так, древнегреческий врач и основатель медицинской географии Гиппократ отмечал влияние окружающей среды на формирование психологических особенностей людей и выдвинул общее положение, согласно которому все различия между народами, в том числе их поведение и нравы, связаны с природой и климатом. Первые попытки сделать народы предметом психологических наблюдений были предприняты в 18 в.

 Так, французские просветители ввели понятие «дух народа» и пытались решить проблему его обусловленности географическими факторами. Идея народного духа проникла и в немецкую философию истории 18 в. Один из ее виднейших представителей, И.Г.

Гердер, рассматривал дух народа не как нечто бесплотное, он практически не разделял понятия «душа народа» и «народный характер» и утверждал, что душу народа можно познать через его чувства, речи, дела, т. е. необходимо изучать всю его жизнь. Но на первое место он ставил устное народное творчество, считая, что именно мир фантазии отражает народный характер.

Свой вклад в развитие знаний о характере народов внесли и английский философ Д.Юм, и великие немецкие мыслители И.Кант и Г.Гегель. Все они не только высказывались по поводу факторов, влияющих на дух народов, но и предлагали «психологические портреты» некоторых из них. Развитие этнографии, психологии и языкознания привело в середине 19 в.

 к зарождению этнопсихологии как самостоятельной науки. Создание новой дисциплины -психологии народов — было провозглашено в 1859 немецкими учеными М.Лацарусом и Х.Штейнталем.

Необходимость развития этой науки, входящей в состав психологии, они объясняли потребностью исследовать законы душевной жизни не только отдельных индивидов, но и целых народов (этнических общностей в современном понимании), в которых люди действуют «как некоторое единство».

Все индивиды одного народа имеют «сходные чувства, склонности, желания», все они обладают одним и тем же народным духом, который немецкие мыслители понимали как психическое сходство индивидов, принадлежащих к определенному народу, и одновременно как их самосознание.

Читайте также:  Квалификационные значки тренинга - психология

Идеи Лацаруса и Штейнталя сразу же нашли отклик в научных кругах многонациональной Российской империи, а в 1870-х и в России была предпринята попытка «встроить» этнопсихологию в психологию. Идеи эти возникли у правоведа, историка и философа К.Д.

Кавелина, который высказал мысль о возможности «объективного» метода изучения народной психологии по продуктам духовной деятельности — памятникам культуры, обычаям, фольклору, верованиям. Рубеж 19-20 вв. отмечен появлением целостной этнопсихологической концепции немецкого психолога В.Вундта, посвятившего двадцать лет жизни написанию десятитомной Психологии народов.

Вундт проводил основополагающую для социальной психологии мысль, что совместная жизнь индивидов и их взаимодействие между собой порождают новые явления со своеобразными законами, которые хотя и не противоречат законам индивидуального сознания, но не содержатся в них. А в качестве этих новых явлений, иными словами, в качестве содержания души народа, им рассматривались общие представления, чувства и стремления многих индивидов. По мнению Вундта, общие представления многих индивидов проявляются в языке, мифах и обычаях, которые и должны изучаться психологией народов. Еще одна попытка создания этнической психологии, причем именно под этим названием, была предпринята российским мыслителем Г.Г.Шпетом. Полемизируя с Вундтом, по мнению которого продукты духовной культуры есть психологические продукты, Шпет утверждал, что в самом по себе культурно-историческом содержании народной жизни нет ничего психологического. Психологично другое — отношение к продуктам культуры, к смыслу культурных явлений. Шпет полагал, что язык, мифы, нравы, религия, наука вызывают у носителей культуры определенные переживания, «отклики» на происходящее перед их глазами, умами и сердцем. Согласно концепции Шпета, этническая психология должна выявлять типические коллективные переживания, иными словами, отвечать на вопросы: Что народ любит? Чего боится? Чему поклоняется?

Идеи Лацаруса и Штейнталя, Кавелина, Вундта, Шпета остались на уровне объяснительных схем, которые не были реализованы в конкретных психологических исследованиях. Но идеи первых этнопсихологов о связях культуры с внутренним миром человека были подхвачены другой наукой — культурной антропологией.

2. Предмет, задачи, основные понятия этнопсихологии

Объектом исследования этнопсихологии являются нации, национальности, национальные общности. Предмет – особенности поведения, эмоциональных реакций, психики, характера, а также национальное самосознание и этнические стереотипы.

Изучая психические процессы у представителей этнических групп, этнопсихология применяет определенные методы исследования.

Широко используется метод сравнения и сопоставления, при котором строятся аналитические сравнительные модели, классифицируются и группируются этнические группы, этнические процессы по определенным принципам, критериям и признакам. Бихевиористский метод заключается в наблюдении за поведением отдельного индивида и этнических групп.

К способам исследования в этнопсихологии относят общепсихологические методы: наблюдение, эксперимент, беседа, исследование продуктов деятельности, тест.

Наблюдение – изучение внешних проявлений психики представителей этнических групп происходит в естественных жизненных условиях (должно быть целенаправленным, систематическим, обязательное условие — невмешательство). Эксперимент – активный метод. Экспериментатор создает необходимые условия для активизации интересующих его процессов.

Повторяя исследования при одинаковых условиях с представителями разных этнических групп, экспериментатор может установить психические особенности. Бывает лабораторным и естественным. В этнопсихологии лучше использовать естественный. Когда существуют две конкурирующие гипотезы, применяется решающий эксперимент.

Метод беседы – основан на вербальной коммуникации и имеет частный характер. Применяется в основном при изучении этнической картины мира. Исследование продуктов деятельности – (рисунки, письменные сочинения, фольклор). Тесты – должны являться подлинным показателем изучаемого явления или процесса; давать возможность изучить именно то, что исследуют, а не похожее явление; важен не только результат решения, но и сам процесс; должен исключать попытки установления предела возможностей представителей этнических групп (Минус: психолог субъективен).

Итак, этнопсихология — наука о фактах, закономерностях и механизмах проявления психической типологии, ценностных ориентациях и поведения представителей той или иной этнической общности. Она описывает и объясняет особенности поведения и его мотивы внутри общности и между этносами, живущими столетиями в одном геоисторическом пространстве.

Этнопсихология — междисциплинарная отрасль знания,  изучающая и разрабатывающая: 1) особенности психики людей различных народов и культур; 2) проблемы характера национального; 3) проблемы национальных особенностей мировосприятия; 4) проблемы национальных особенностей взаимоотношений; 5) закономерности формирования и функции самосознания национального, стереотипов этнических;

6) закономерности формирования сообществ, и пр.

Современная этнопсихология выделяет ряд самостоятельных направлений: 1) сравнительные исследования этнических особенностей психофизиологии, процессов когнитивных, памяти, эмоций, речи и прочего (кои теоретически и методически есть неотъемлемая часть соответственных разделов психологии общей и социальной); 2) культурологические исследования, направленные на уяснение особенностей символического мира и ориентации ценностных народной культуры (неразрывно связаны с соответственными разделами этнографии, фольклористики, искусствознания и пр.); 3) исследования сознания этнического и самосознания (заимствуют понятийный аппарат и методы из соответственных разделов психологии социальной, изучающих установки социальные, отношения межгрупповые и пр.);

4) исследования этнических особенностей социализации детей (понятийный аппарат и методы коих ближе всего к социологии и психологии детской).

Поскольку свойства культуры национальной и свойства составляющих этнос (этническую общность) индивидов не тождественны, между культурологическими и психологическими исследованиями этнопсихологии всегда есть определенные расхождения.

Абстрактные, необоснованные заключения о психологических особенностях народов способны оскорбить национальные чувства.  Здесь острая проблема  — надежность  тестов и экспериментальных процедур, применяемых для исследования общностей этнических.

Разработка этнопсихологии, особенно ее социально-психологических аспектов, имеет важное значение  для интернационального воспитания. В этнопсихологии особое внимание  уделяется изучению психологических причин конфликтов этнических, нахождению эффективных путей их разрешения, а также выявлению истоков роста самосознания национального, развития его в разных социальных и национальных средах.

Этнопсихология отвечает на вопрос: как социальные и личностные механизмы идентификации и обособления исторически порождали глубинные психологические феномены — национальное самосознание (выражаемое местоимением «мы») с позитивными, комплементарными компонентами самопринятия, осознание соседних этносов («они»), амбивалентная направленность их соотношения (принятие и сотрудничество, с одной стороны, обособление и агрессия — с другой. Эта наука — смежная дисциплина с этнографией, этнопедагогикой, философией, историей, политологией и др., заинтересованными в изучении социальной природы человека и его сущности.

Заключение

Завершая работу над рефератом можно прийти к выводу, что этническая психология – это междисциплинарная отрасль знания, изучающая и разрабатывающая: 1) особенности психики людей различных народов и культур; 2) проблемы национальных особенностей мировосприятия; 3) проблемы национальных особенностей взаимоотношений; 4) проблемы национального характера; 5) закономерности формирования и функции национального самосознания и этнических стереотипов; 6) закономерности формирования обществ, национальных общин.
Множественность точек зрения на содержание, своеобразие и роль этнических детерминант восприятия и обилие работ, посвященных этому вопросу за последнее время как в России, так и за рубежом, лишний раз демонстрируют актуальность и важность изучения особенностей межэтнического восприятия. Характер межнациональных отношений на современном этапе, массовые миграции, нарастание процессов дезинтеграции при одновременном стремлении человечества к объединению и стиранию государственных границ, предъявляют свои требования к выбору тем и методов социальной психологии.

Библиографический список

1. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. 3-е изд. М., «Аспект Пресс», 2004; 2. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию. — В кн.: Психология социального бытия. М., «Институт практической психологии»; Воронеж, «МОДЭК», 1996; 3. С.Ю. Головин. Словарь практического психолога;

4. http://vocabulary.ru Национальная психологическая энциклопедия

Источник: http://referatbesplatno.narod.ru/etnopsihologiya.htm

Ссылка на основную публикацию