Деятель — психология

Выдающиеся деятели психологии. Краткие биографические справки

Деятель - психология

17 февраля 2003 15:18   |   Рослова Л.Г. – Учебно-методическое пособие по психиатрии<\p> 

Сеченов Иван Михайлович (1829—1905).

Великий отечествен­ный физиолог, основоположник учения о высшей нервной деятель­ности, показал возможность приложения физиологических знаний к явлениям психической деятельности.

Им было установлено на­личие электрической деятельности в мозгу, открыто центральное торможение, показана рефлекторная природа произвольных ак­тов, описан «профессиональный делирий». Книга И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга» (1863) вошла в золотой фонд отече­ственной и мировой науки.

Павлов Иван Петрович (1849—1936). Выдающийся советский физиолог, создатель учения о высшей нервной деятельности.

Внес вклад в изучение гипноза, механизма образования бреда, невра­стении, психастении, навязчивых состояний, а также действие на нервную систему различных медикаментов, применяемых при ле­чении психически больных.

Им было разработано учение о первой и второй сигнальных системах, сформулированы физиологические основы типов высшей нервной деятельности. Он внес большой вклад в изучение патогенеза и лечения психических заболеваний и по­нимания психического заболевания как заболевания мозга и всего организма.

Балинский Иван Михайлович (1827—1902), профессор, кото­рому принадлежит приоритет в создании учения о психопатиях, является одним из основоположников судебно-психиатрической экспертизы, основателем и председателем первого в нашей стране общества психиатров, ввел термин «навязчивые идеи».

Кандинский Виктор Хрисанфович (1849—1889). Описал синд­ром психического автоматизма, выделил идеофрению как само­стоятельную форму психического заболевания, разработал класси­фикацию психических заболеваний. Синдром психического авто­матизма носит его имя.

Корсаков Сергей Сергеевич (1854—1900). Один из основопо­ложников отечественной психиатрии. Ввел режим «нестеснения» памяти, описал полиневротический психоз, который был назван его именем. Он заложил основы нового нозологического направ­ления в психиатрии.

Бехтерев Владимир Михайлович (1857—1927).

Выдающийся невролог, психиатр, основоположник отечественной нейрохирургии, основатель института по изучению мозга и психической деятель­ности, носящего в настоящее время его имя, создатель первой в России экспериментально-психологической лаборатории.

Неоцени­мый вклад внес в изучение строения подкорковых структур голов­ного мозга, открыл ряд нормальных и патологических рефлексов, описал многие симптомы и синдромы болезней позвоночника (Болезнь Бехтерева), предложил ряд приборов для изучения раз­личных видов чувствительности у человека. В лечении нервно-психических заболеваний им введены «микстура Бехтерева», соче­тательно-рефлекторная терапия неврозов, алкоголизма, психоте­рапия методом отвлечения и перевоспитания, коллективная психо­терапия.

Сербский Владимир Петрович (1858—1917). Выдающийся пси­хиатр, один из основоположников отечественной психиатрии, про­фессор, прекрасный клиницист. Его диссертация «Форма психиче­ского расстройства, описываемая под именем кататонии» (1890), по оценке С. С. Корсакова, относится к лучшим произведениям русской психиатрической литературы. Работы В. П.

Сербского по­священы исследованию острых органических психозов раннего слабоумия. В. П. Сербский является одним из основоположников судебной психиатрии, много сделал в устройстве психиатрических больниц; ввел постельный режим, патронаж, трудовую терапию. Институту судебной психиатрии в Москве присвоено его имя (ныне Российский центр общей и судебной психиатрии им. В.

П. Серб­ского).

Ганнушкин Петр Борисович (1857—1933). Первый советский профессор психиатрии, организатор и редактор журнала «Совре­менная психиатрия», внес большой вклад в развитие клинико-диагностического метода, в учение о психопатиях ввел понятие «малая психиатрия», организатор психиатрической помощи, тон­кий, несравненный клиницист. Одной из психиатрических больниц г. Москвы присвоено его имя.

Гиляровский Василий Алексеевич (1875—1959). Выдающийся советский психиатр, профессор, член АМН СССР по специально­сти психиатрия. Внес большой вклад в разработку вопросов кли­нической психиатрии, патологической анатомии психических забо­леваний, детской психиатрии, организации психиатрической помощи, профилактике и лечению психических заболеваний.

Баженов Николай Николаевич (1857—1923) знаменитый пси­хиатр, сподвижник С. С. Корсакова, профессор психиатрии. Впер­вые ввел в Москве обязательные практические занятия на курсах по психиатрии по специальной программе.

Активно боролся за систему «нестеснения» психически больных, за устройство психи­атрических учреждений.

Разработал проект законодательства 0 душевнобольных, был организатором «Союза психиатров и невро­патологов» и созыва первого съезда членов союза.

Яковенко Владимир Иванович (1857—1923). Видный врач-пси­хиатр. Руководил строительством и организацией образцовой зем­ской психиатрической больницы в с. Мещерском под Москвой.

В настоящее время больница носит его имя и в 1993 году отпразд­новала свое 100−летие. Произвел первую перепись психически больных в Московской губернии.

Крупный деятель в области орга­низации психиатрической помощи, активный строитель отечествен­ной психиатрии.

Кащенко Петр Петрович (1858—1920). Крупный организатор психиатрической помощи, осуществлял в своей деятельности луч­шие принципы отечественной психиатрии. Имя П. П. Кащенко присвоено больнице на Канатчиковой даче в Москве и Сиворицкой психиатрической больнице под Ленинградом (ныне Санкт-Петер­бургом).

Гаккебуш Валентин Михайлович (1881—1931). Крупный уче­ный, профессор психиатрии, прекрасный психиатр-клиницист, психотерапевт, организатор психиатрической помощи.

Активно бо­ролся за систему «нестеснения» психически больных, против при­менения изоляторов, участвовал в организации патронажа, орга­низовал ряд научно-исследовательских лабораторий, был основа­телем журнала «Советская психоневрология», широко внедрял физиологические методы в изучение и лечение психически боль­ных. Описал в 1912 г. совместно с Т. А.

Гейером и в 1915 — с А. И. Геймановичем альцгеймероподобный синдром. Эта псевдо-альцгеймеровская форма мозгового артериосклероза получила название болезни Гаккебуша—Гейера—Геймановича.

Каннабих Юрий Владимирович (1872—1939). Выдающийся советский психиатр, психотерапевт, профессор психиатрии, блестя­щий лектор, популяризатор научных знаний. Изучал клинику по­граничных состояний. Был одним из основателей журнала «Психо­терапия». Заведовал отделом истории психиатрии Института невропсихиатрической профилактики Народного Комиссариата Здра­воохранения РСФСР.

Протопопов Виктор Павлович (1880—1957). Выдающийся со­ветский психиатр, академик.

Создатель патофизиологической школы в советской психиатрии, разработал оригинальные методи­ки исследования высшей нервной деятельности, описал симпатикотонический синдром при маниакально-депрессивном психозе (Три­ада Протопопова).

Ввел в практику терапию сном, методики дезинтоксикационной терапии, диетотерапии. Много сделал для восстановления психиатрических учреждений на Украине.

Кербиков Олег Васильевич (1907—1965). Выдающийся совет­ский психиатр и организатор здравоохранения, академик. Внес большой вклад в разработку клиники и иммунологии шизофрении, психопатии, неврозов, истории психиатрии.

Сухарева Груня Ефимовна (1891—1981).

Известный советский психиатр, профессор, ученый-энциклопедист, в 1935 году создала кафедру детской психиатрии Центрального института усовершен­ствования врачей и более 30 лет ее возглавляла.

Одна из первых изучила клинику шизоидных психопатий у подростков 12—14 лет, уделяла большое внимание аффективным расстройствам и нару­шению поведения у детей и подростков. Подробно изучала шизофрению с эволюционных позиций.

Снежневский Андрей Владимирович (1904—1987). Советский психиатр, академик АМН СССР, разрабатывал вопросы общей психопатологии, классификации психических заболеваний, подроб­но изучал проблемы клиники, лечения, патогенеза эндогенных психозов — шизофрении, маниакально-депрессивного психоза и др.

, ввел новую систематику форм шизофрении, важную для опреде­ления клинического и социального прогноза. Под его руководством были проведены впервые в нашей стране исследования по психо-фармакотерапии.

Был председателем научного совета по психи­атрии АМН СССР, членом президиума Всесоюзного научного об­щества невропатологов и психиатров.

Пинель Филипп (1745—1826). Выдающийся французский врач-психиатр, академик, основоположник научной психиатрии, про­возгласивший лозунг «не презрение, а лечение» по отношению к психически больным, освободивший их от цепей. Установил лечеб­ный режим, организовал трудовые лечебные процессы, прогулки больных, распределение их по состоянию, ввел врачебные обходы.

Эскироль Жан-Этьен-Доминик (1772—1840). Один из основа­телей научной психиатрии во Франции.

Разработал учение о мо­номаниях, ввел понятия ремиссии и интермиссии, разработал принципы освидетельствования душевнобольных, провел различие между галлюцинациями и иллюзиями, установил принцип необхо­димости учета психоневрологических и соматических симптомов психических заболеваний. По инициативе Эскироля была органи­зована первая колония для душевнобольных под Парижем. Ввел систематическое преподавание психиатрии на медицинском факультете в Париже.

Гризингер Вильгельм (1817—1868).

Выдающийся немецкий психиатр, основатель общего учения о психических болезнях, впервые утвердил психиатрию как медицинскую дисциплину, высказал мысль о том, что психотические состояния не являются болезнями, но лишь симптомами мозгового процесса (концепция единого пси­хоза). Уделял огромное внимание рефлекторной деятельности, патологоанатомическим исследованиям головного мозга, считал, что обязательно существует патологоанатомическая основа психозов.

Конолли Джон (1794—1866) —известный английский психиатр, профессор. Осуществил в Англии отмену механических стеснений при лечении душевнобольных. В 1856 году издал книгу «Лечение душевнобольных без механического стеснения». Д. Конолли вы­двинул принцип — «насилие равнозначуще небрежности».

Вернике Карл (1848—1905)—знаменитый психиатр, невропа­толог, офтальмолог, хирург, анатом. При изучении психопатологии и клинической психиатрии опирался на анатомо-физиологические основы и рассматривал связывающие нервные волокна как основу психических процессов.

Вернике описал двигательные психозы, разработал основы сенсорной афазии, ввел понятие «сверхценной идеи», описал пресбиофрению, алкогольный галлюциноз, острый верхний геморрагический полиэнцефалит, был одним из основопо­ложников неврологического направления в психиатрии.

Модсли Генри (1835—1918)—крупный психиатр, профессор судебной медицины Лондонского университета. Основоположник эволюционного направления в психиатрии. Большое значение при­давал физиологическому анализу психозов, заложил основы дет­ской психиатрии. Выдвинул концепцию обратного развития душев­ной организации при психических заболеваниях.

Блейлер Эуген (1857—1939). Известный швейцарский психиатр, профессор. Основал психиатрическо-неврологическое общество в Цюрихе. Работы Блейлера посвящены проблемам практической психиатрии, афазиям, психотерапии, группе шизофрении — ранне­му слабоумию. Показал раннее слабоумие как психоз расщепле­ния. Блейлеру принадлежит термин «шизофрения».

Крепелин Эмиль (1856—1926). Выдающийся немецкий психи­атр, профессор, основатель нозологического направления в пси­хиатрии. В 1922 г. организовал в Мюнхене исследовательский психиатрический институт.

Создатель клинического учения о циркулярном психозе и раннем слабоумии, ввел фармако-психологическое исследование в психиатрию, изучал влияние алкоголя на нервную и психическую деятельность.

Придавал большое значение течению психического заболевания и его исходу, как закономерному биологическому процессу.

Фрейд (Фройд) Зигмунд (1856—1939). Известный австрийский психолог, основатель психоанализа. Развил теорию психосексуального развития индивида. Главную роль в формировании характера и его патологии отводил переживаниям раннего детства.

Рассмат­ривал психику как нечто самостоятельно существующее и управ­ляемое непознаваемыми, вечными психическими силами, лежащи­ми за пределами сознания (бессознательное).

Разработал метод «катарзиса» (отреагирования с помощью гипноза забытых психи­ческих травм «ущемленных комплексов»), метод свободных ассо­циаций как основу психоаналитической терапии.

17 февраля 2003  |  15:02

Преодоление эмоционального стресса подростками, воспитывающимися в семье и в детском доме

Стрессогенные факторы весьма часты в подростковом возрасте. От того, как личность подростка справится с ними, зависит эффективность ее развития.

Подростковый возраст рассматривается как период, во время которого активно формируются новые формы адаптации к среде, новые формы развития и новые механизмы преодоления стресса. Ответы личности на требования среды, «копинг», т. е.

«совладание», влияющие на исходы развития индивидуума, могут быть конструктивными, если они соответствуют индивидуальному адаптивному потенциалу, и деструктивными, когда индивидуальный адаптивный потенциал превышен, а личностно-средовые ресурсы недостаточны для преодоления стресса.

Источник: http://www.medicus.ru/psyhiatry/specialist/vydayuschiesya-deyateli-psihologii-kratkie-biograficheskie-spravki-22783.phtml

Психология личности‎

Психология личности‎

Психология личности – раздел психологической науки, собравший основные концепции личности человека.

Надо понимать, что выделение этого раздела весьма условно, а под термином «личность» разными психологами понимается нечто различное.

Исходя из принципов подхода, одни определяют личность как носитель сознания, другие – как субъект социальных отношений. Нет единого мнения, в какой момент можно говорить о появлении личности, в какой момент ребенок ею становится.

Можно дать общее определение: личность – это индивид как носитель сознания и субъект общественных отношений. Индивид – это человек от рождения, личностью же он становится в процессе развития.

Есть также понятие «разрушение личности», когда развитой когда-то до личности индивид теряет свои «человеческие» свойства. Личность в ПЛ может рассматриваться как сама по себе, так и как часть социальной группы.

В соответствии с этим разделяют индивидуальную и социальную психологию.

Психология личности‎

Предмет психологии личности

Психология личности уделяет свое внимание многообразию проявлений психики, воспринимает человека как единое целое.

Её предметами являются:

  • побуждающие мотивы;
  • темперамент;
  • интеллект;
  • нравственность;
  • религиозность;
  • социальные роли и многое другое.

Личность человека состоит из всего многообразия перечисленных проявлений. 

Основные теории личности

Выделяются несколько основных направлений в психологии личности, внутри которых также существует огромное количество ответвлений.

Глубинная или психодинамическая теория личности

В её основе теория Фрейда о бессознательном. Согласно ей, движущими началами развития личности является либидо (Эрос, жизненные инстинкты) и отчасти инстинкты смерти (Танатос). Согласно видению Фрейда, личность состоит из 3 составляющих – бессознательного Оно, Эго (Я) и сверх-Я. Оно – наше стремление к «легкой жизни» – наслаждению, отсутствию боли.

Сверх-Я – его противоположность, это гуманистическая часть нас, наши моральные ценности, идеалы, религиозность. Эго – сознательная часть личности, которая принимает окончательное решение о действии, выслушивая призывы Сверх-Я и желания Оно.

Невозможность Эго сбалансировать сосуществование Оно и Сверх-Эго, чрезмерно завышенные идеалы Сверх-Эго или превалирование низменных желаний Оно рождает внутренний конфликт.

А.Адлер (индивидуальная психология) и Юнг (аналитическая теория) переосмыслили концепцию Фрейда. По Адлеру личность – целостная структура, которая также включена в часть большего целого – социума.

Движущей силой для развития личности он видит стремление к превосходству. Карл Юнг признавал триединство личности, но включал в него эго, личное бессознательное и коллективное бессознательное.

Читайте также:  Магия: волшебные ритуалы, уничтожающие разум - психология

Либидо для Юнга – жизненная энергия. 

Феноменологическая теория личности

Важным отличием этой теория является то, что она подчеркивает самостоятельность человека в принятии решений, его ответственность за свою судьбу, а также позитивную природу человеческой натуры.

В противопоставлении прочим теория личности, где индивидуум воспринимается фактически как щепка в волнах инстинктов, бессознательных стремлений или давления социума, эта теория очень позитивна. Один из ведущих теоретиков этого направления, К.

Роджерс, определял движущей силой личностного развития стремление к самосовершенствованию (тенденция к актуализации). 

Диспозициональная теория личности – теория черт

Важнейшими теоретиками этого направления являются Г.Олпорт, Г.Айзенк, Р.Кэттэлл. Согласно этой теории, каждый человек – носитель набора индивидуальных черт (диспозиций). Диспозиция – предрасположенность к реакции тем или иным образом на ситуацию. Диспозиции постоянны и не зависят от опыта, событий или обстоятельств. Определить личность можно через описание её характерных диспозиций. 

Поведенческие теории личности

Здесь личность по сути – это жизненный опыт человека, а её развитие происходит через контакт с внешней средой. Её элементами являются рефлективные реакции и социальные навыки индивидуума.

Поведенческие теории личности можно разнести по двум направлениям:

  1. Бихевиористический – поведение определяется внешней средой. Основоположники – американцы Дж.Уотсон и Б.Скинер.
  2. Согласно второму направлению, поведение индивидуума определяется в большей степени внутренними установками: целями, ожиданиями, самовосприятием. Это подход А.Бандуры, Дж.Роттера.

Когнитивные теории личности

В основе этой теории постулаты когнитивной (поведенческой) психологии. Развитие личности происходит через познание, причем сам человек во многом определяет направление развития. Для познания мира индивидуум создает модели-конструкты. Сходятся люди с подобными конструктами.

Структура личности

Психология личности определяет следующие её уровни:

  • базовый – врожденные свойства психики, сексуальные инстинкты;
  • второй – индивидуальные проявления мышления и памяти, зависящие от врожденных свойств;
  • третий – персональный опыт;
  • высший – т.н. личностная направленность: интересы, предпочтения, идеалы; отражает воспитание и идеологию общества.

Разделы психологии личности

Отраслями современной психологии личности являются:

  • возрастная психология (включает перинатальную, детскую и геронтологическую психология);
  • дифференциальная психология;
  • патопсихология (болезненных состояний);
  • дефектопсихология.

Теория и выводы психологии личности применяются для разработки индивидуальных программ обучения, профориентации, социальной адаптации человека, для решения его внутренних конфликтов, а также конфликтов в социальных группах.

Психология личности нужна следователю, тренеру, писателю, педагогу…

Основной целью изучения психологии личности для конкретного человека является самопознание. Это тернистый путь, не всегда приносящий искомое умиротворение. Однако самопознание и дальнейшее открытие мира сквозь призму собственного «Я» – единственная достойная цель духовной жизни человека.

Автор статьи социальный психолог  Гудилова Екатерина Владимировна

Другие статьи

Психология

Общая психология

Психология личности‎

Психология развития

Социальная психология

Специальная психология‎

Практическая психология‎

Экспериментальная психология

Источник: https://urologia.msk.ru/main/psixologiya/psixologiya-lichnosti

Понятие личности в психологии. Понятие личности в социальной психологии :

Понятие личности в психологии. Понятие личности в социальной психологии :

Об одном человеке мы говорим: «Вот это личность!», а о другом так сказать нельзя. Значит, в нашем сознании присутствует обыденное понимание того, что это такое. Но в науке существует конкретное определение понятия личности.

Это предмет исследования многих наук, изучающих человека и общество — истории, философии, этики, педагогики. Существует и понятие личности в психологии – учении о психике человека.

И любая наука может трактовать ее также как категорию, то есть как целый комплекс черт индивида, меняющихся в зависимости от культуры и времени, в контексте которого рассматривается эта проблема.

Что такое личность?

Понятие личности в психологии трактуется так: это устойчивая совокупность привычек, предпочтений, которые выработаны в течение всей жизни, социальный и культурный опыт индивида, приобретенные им знания.

Даже повседневное поведение человека может характеризовать его как отдельную личность. Индивид всегда занимает свое положение в обществе, выполняет отведенную ему роль.

Под ней в психологии понимают социальную функцию человека (например, роль матери как личности – это воспитание ребенка, роль предпринимателя – управление компанией и принятие решений, и прочее).

Общая психология личности

Общая психология – это обширная отрасль знаний, которая связывает самые различные области. Предмет ее изучения – общие и универсальные закономерности психической жизни.

Как она характеризует понятие личности? В общей психологии под этим термином обычно понимается человек как совокупность всех его социальных проявлений, а рассматривается он исключительно в контексте общественных связей.

Именно эта наука трактует личность в самом широком смысле, изучая проблему во всех ее аспектах. Она рассматривает также мыслительные процессы человека, его характер, темперамент, мотивации, способности и прочие факторы.

Определение личности в психологической науке

Понятие личности в психологии не является четко определенным и устойчивым. Но во многих уважаемых научным сообществом психологических словарях можно найти определение ее как целой системы качеств индивида, которая формируется в ходе общения и совместной деятельности людей.

Понятие личности в психологии – это предмет серьезных научных дискуссий. Дело в том, что различные направления в этой науке по-разному трактуют понятие и акцентируют внимание на различных ключевых аспектах.

С одной стороны, личность – это любой человек, который развивается в обществе и вступает во взаимодействие с окружающими.

В этом смысле некоторые направления психологии включают в определение такие субъективные понятия, как самостоятельность и ответственность.

С другой стороны, наряду с социальными характеристиками, индивид имеет и биологические нужды и потребности, которые присущи любому живому существу. Получается, определение понятия «личность в психологии» должно объединять и биологическое, и социальное начала в человеке.

Существует целое направление, которое работает над данными проблемами и изучает основные понятия психологии личности. Благодаря исследованиям, мы уже можем говорить о существовании сотен концепций и теорий, с помощью которых можно изучать человека.

Что такое личность? Основные понятия

Также стоит рассмотреть основные понятия в психологии личности:

  • Индивид – человек, принадлежащий к биологическому роду. По сути, это все люди без исключения. Психологи часто говорят, что любая человеческая особь – индивид, но на практике не каждого можно назвать личностью.
  • Индивидуальность – это своеобразие каждого человека, оригинальность, главная черта, которая делает нас непохожими на других людей.
  • Оригинальность интеллекта – это способность к особенной переработке информации, умение ставить проблемы и самостоятельно приходить к их решению, видеть в обычных вещах и ситуациях то, чего не замечают другие.
  • Позиция личности – это отношение человека к условиям жизни, к обществу, которое его окружает, непосредственно к собственным обязанностям и труду. Все это характеризует нравственный облик и социальные установки.
  • Также существует понятие структуры личности в психологии — целостной модели, которая является системой связанных между собой качеств и свойств и характеризует ее психологические особенности.

Структура личности

Личность состоит из многих компонентов. Кратко рассмотрим лишь основные:

  • Направленность. Система побуждений, которая определяет активность человека и включает в себя потребности, интересы, идейные и практические установки.
  • Возможности. Способности, которые обеспечивают успех деятельности. Одни из них доминируют в человеке, другие являются менее выраженными.
  • Свойства характера: моральные (например, чуткость, черствость), отношение к обязанностям, скромность или, наоборот, решительность и настойчивость.
  • Саморегуляция. Контроль деятельности, коррекция собственных действий и поступков.

Личность в социальной психологии

Социальная психология – одна из базовых отраслей психологического знания. Она имеет свой подход к изучению данной проблемы, и понятие личности также не обходится без внимания.

Социальную психологию интересует оно тогда, когда включено в систему социальных отношений. Эта наука рассматривает особенности взаимодействия личности и общества.

Получается, для того чтобы раскрыть понятие личности в социальной психологии, необходимо изучить реальные общественные связи и отношения, в которые она вступает.

Личность в отечественной психологии (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев)

Наши ученые личность рассматривают как продукт истории. Ее развитие, прежде всего, определяется местом, которое она занимает в обществе. При этом особое значение имеет совместное занятие и общение между людьми в процессе этой деятельности.

Традиционно в понятие личности в отечественной психологии включены всевозможные качества человека, возникшие вследствие жизни в социуме. Таким образом, в общественной психологии личность – это не столько индивид сам по себе, сколько, прежде всего, представитель человеческого общества, неразрывно связанный с ним.

Проблема личности в зарубежной психологии (З. Фрейд, Э. Фромм, К. Роджерс)

Понятие личности в зарубежной психологии трактуется немного иначе — это уже не продукт общественных отношений, а самостоятельное явление, которое возникает само по себе.

Поэтому там имеет место другая интерпретация самосознания и самооценки человека: чем в большей степени он воспринимает себя отдельно от общества, тем выраженнее может осознавать себя личностью.

Что из этого следует? Западная психология понимает личность как субъект, склонный к самосознанию, познанию и оценке самого себя.

Особенно важно разобраться в этом вопросе людям, которые постоянно стремятся к самосовершенствованию и увлекаются различными тренингами. Очень тяжело развить в себе самоуважение, если нет восприятия себя как индивидуума, а не просто человеческой особи. Но и новичкам, которые совсем недавно начали изучать учения и понятие личности в социальной психологии, будет полезна эта информация.

Источник: https://www.syl.ru/article/168675/new_ponyatie-lichnosti-v-psihologii-ponyatie-lichnosti-v-sotsialnoy

10 самых влиятельных психологов

10 самых влиятельных психологов

Автор Evgeniy в 03/03/2012. Биографии Ученых

Обзор выдающихся мыслителей в области психологии

Широту и разнообразие психологии можно увидеть, посмотрев, на некоторых из наиболее известных мыслителей. В то время как каждый теоретик, возможно, был частью наиважнейшей философской школы, каждый принес уникальный вклад и новые перспективы развития психологии как науки.

Исследование, которое появилось в июле 2002 года «Обзор общей психологии» создало рейтинг 99 самых влиятельных психологов . Составление рейтинга было основано главным образом на трех факторах: частота цитирования в журналах, в вводных цитатах учебников, и результатах опросах 1725 членов Американской ассоциации психологов.

10 влиятельных мыслителей в области психологии

В следующем списке приводится обзор 10 психологов из этого опроса. Эти люди не только некоторые из самых известных мыслителей в области психологии, они также сыграли важную роль в истории психологии и внесли важный вклад в наше понимание человеческого поведения.

Этот список не является попыткой определить, кто был самым влиятельным или какие школы мысли были лучшими. Вместо этого, этот список дает представление о некоторых теоретических взглядах, которые влияют не только на психологию, но и на культурную среду, в которой мы живем.

1. Б. Ф. Скиннер

В исследовании 2002 года рейтинга 99 самых выдающихся психологов 20-го века, Б. Ф. Скиннер возглавляет список. Скиннер внёс огромный вклад в развитие и пропаганду бихевиоризма. Методы терапии, основанные на его теориях, широко используется и сегодня, в том числе техники модификации поведения.

Читайте также:  Право требовать выполнения договоренностей - психология

2. Зигмунд Фрейд

Когда люди думают о психологии, многие склонны думать о Фрейде.

Его работы поддерживают мнение, что не все психические заболевания имеют физиологические причины, и он также предложил доказательство того, что культурные различия оказывают влияние на психологию и поведение. Его работы и труды способствовали нашему пониманию личности, клинической психологии, человеческого развития, и  патопсихологии.

3. Альберт Бандура

Работы Бандуры считаются частью когнитивной революции в психологии, которая началась в конце 1960-х годов. Его социальная теория обучения подчеркнула важность наблюдения обучения, подражание и моделирование.

” Обучение будет чрезвычайно трудоемким, чтобы не сказать опасным, если людям придется полагаться только на результаты их собственных действий для того, чтобы понять, что им следует делать.

” Бандура объяснил в своей книге «Социальная теория обучения».

4. Жан Пиаже

Работы Жана Пиаже оказали глубокое влияние на психологию, особенно в нашем понимании детского интеллектуального развития.

Его исследования способствовали росту психологии развития, когнитивной психологии, генетической эпистемологии, и реформы образования.

Альберт Эйнштейн однажды описал наблюдения Пиаже относительно детского интеллектуального роста и мыслительных процессов как открытие, «Настолько простым, что до него мог додуматься Только гений.»

5. Карл Роджерс

Карл Роджерс сделал упор на человеческий потенциал, который оказал огромное влияние на психологию и образование. Он стал одним из важнейших гуманистических мыслителей. Как пишет его дочь Натали Роджерс, он был «Он относился по жизни к людям с сочувствием и пониманием, и воплощал свои демократические идеалы в работе преподавателем, писателем и терапевтом».

6. Уильям Джеймс

Психолога и философа Уильяма Джеймса часто называют отцом американской психологии. Его 1200-страничный текст, Принципы психологии, стала классикой на эту тему, и его учения и труды помогли установить психологию как науку. Кроме того, Джеймс сделал вклад в функционализм, прагматизм и повлиял на многих студентов-психологов в течение своей 35-летней педагогической деятельности.

7. Эрик Эриксон

Теория стадии психосоциологического развития Эрика Эриксона помогла пробудить интерес и исследование в области развития человека через продолжительность жизни. Психолог расширил теорию, исследуя развитие в течение жизни, включая события детства, взрослой жизни, и старости.

8. Иван Павлов

Иван Петрович Павлов был российским физиологом, исследование которого повлияло на развитие такого направления в психологии как бихевиоризм. Экспериментальные методы Павлова помогли отодвинуть психологию от самоанализа и субъективных оценок к объективному измерению поведения.

9. Курт Левин

Левин известен как отец современной социальной психологии из-за его новаторской работы, которая использовала научные методы и экспериментирование, чтобы посмотреть на социальное поведение. Левин был оригинальным теоретиком, устойчивое воздействие которого на психологию делает его одним из выдающихся психологов 20-ого столетия.

10. Выбор читателей

Следуя примерам списка рейтинга Юджина Гарфилда 1977 года и 2002 Хэггблума, заключительное место в этом списке было оставлено незаполненным, чтобы позволить выбрать «лучшего для читателя психолога, который должен был завершить список»

Альберт Бандура, Зигмунд Фрейд, Иван Петрович Павлов, Карл Роджерс, Курт Левин, Пиаже, Скиннер, Уильям Джеймс, Эрик Эриксон

Есть что сказать? Оставть комментарий!:

Источник: http://aboutyourself.ru/osnovy-psixologii/biography/10-samyx-vliyatelnyx-psixologov.html

Психология личности

Психология личности

Психология личности – это довольно-таки интересный и очень полезный раздел психологии, который, как видно из названия, изучает личность, а также различные индивидуальные процессы. Интересен этот раздел прежде всего потому, что личность – это очень ценное понятие в нашей жизни.

Ведь изучать личность, значит, прежде всего, признавать ее, значит видеть ее в каждом человеке, значит считать личность одной из базовых ценностей нашего общества.

А полезной эта область психологии является потому, что познавая самих себя, познавая свое внутреннее “Я”, мы одновременно многое узнаем и о других людях. Ведь все мы в чем-то и разные, и одинаковые одновременно.

В психологии личности акцент делается на взаимосвязях личности с миром, социумом, жизнью, другими людьми, а также изучаются индивидуальные различия и динамические аспекты душевной жизни.

Из всего этого делается попытка создать согласованную картину личности в ее взаимосвязях с окружающим миром и окружающими людьми. Видение и понимание этой картины мира, позволит нам всем понять свою роль в этой жизни. Поэтому, друзья, давайте посмотрим, что представляет из себя психология личности и какую пользу вы можете извлечь из этой увлекательной науки.

Что такое личность?

Первым делом нам с вами обязательно нужно разобраться с тем, что такое личность. Это чтобы понимать, изучением кого именно занимается рассматриваемая нами область психологии. Существует много определений личности и все они в той или иной степени верные.

Но я хотел бы высказать наиболее, с моей точки зрения точную версию того, что такое личность. Личность – это совокупность психологических характеристик человека, а также все физиологические особенности его организма, которые складываются в процессе развития человека и определяют его поведение.

Я считаю, что определенные отличительные особенности человек имеет с рождения.

И дело не только и не столько в таких вещах, как отпечатки пальцев, сетчатка глаза, линия жизни, ДНК и всем остальном, что физически отличает нас от остальных людей, значительно более важную роль для нас играют – врожденный темперамент, психологические и умственные задатки, которые определяют наши способности и делают каждого человека уникальной личностью на более высоком уровне.

Но мы должны понимать, что чем активнее и настойчивее мы будем развивать в себе свои индивидуальные задатки, тем отчетливее будут проявляться особенности нашей личности, тем более уникальной, а значит и ценной личностью мы будем.

То есть, я хочу сказать, что недостаточно просто родиться не таким, как все – нужно еще стать не таким как все, чтобы не слиться с массой и не быть одним из многих, чья индивидуальность выражена недостаточно хорошо.

И если раньше быть особенным, не таким как все, было во многих случаях не так уж и выгодно [коллективистская культура преобладала и сейчас преобладает во многих обществах перед индивидуалистической], а то и опасно, можно было подвергнуться остракизму [быть изгнанным], или наказанию, например, быть сожженным на костре за свои убеждения, то сегодня ценность уникальной, ни на кого не похожей личности существенно возросла, и будет расти дальше, можете в этом не сомневаться. В развитых обществах это точно будет происходить. Думаю, что и в развивающихся тоже. Поэтому так важно изучать психологию личности, чтобы понимать, как можно развить собственное “Я” максимально качественно.

Таким образом, для личности очень важно постоянно развиваться, чтобы все ее отличительные особенности становились все более отчетливыми и превращались в преимущество перед другими людьми. Задатки и возможности стать личностью не только по самому факту рождения, но и по факту развития, есть у каждого человека.

При этом, как это ни странно, далеко не многие люди хотят быть личностью. Довольно большое число людей добровольно отказываются от этой возможности. Почему они это делают? По двум причинам – непонимание и страх.

С одной стороны, люди не понимают, что значит, быть личностью, а с другой, они боятся той ответственности, которая на них ляжет, если они будут позиционировать себя, как личность. Ведь личность – должна нести ответственность за свою жизнь, а для этого она должна созреть.

И вот тут-то у многих людей возникают проблемы – они останавливаются в своем развитии, с моей точки зрения, не без посторонней помощи, и поэтому просто не могут до конца повзрослеть, чтобы перестать бояться ответственности и начать видеть в ней хорошую возможность начать управлять своей жизнью.

Это, кстати, очень интересное явление в нашей жизни, которое психология личности также изучает. Чуть более подробно мы поговорим о нем ниже, когда я расскажу вам о развитии личности.

Пока же, я хочу, чтобы вы понимали, дорогие читатели, многое из того, что нам с вами нужно знать о жизни, о других людях и о самих себе – находится внутри нас. Нам нужно изучать себя – свои желания, возможности, опыт, мысли, чувства. Все эти наши индивидуальные особенности определяют нашу жизнь.

Внешний мир является лишь раздражителем для человека, на который мы реагируем так, как способны и как обучены реагировать. А реагируем мы все на разные вещи по-разному, вы это знаете.

Есть, конечно, в нашей реакции на внешний мир что-то общее – мы все испытываем страх, зависть, отчаяние, страсть, жадность и так далее, мы все мечтаем о лучшей жизни, все стремимся к чему-то большему и лучшему, но все же, делаем мы это по-разному.

Так что всегда можно выбрать и освоить наиболее эффективную модель поведения – для достижения своих целей, для защиты себя от агрессии со стороны внешнего мира, для воплощения своих желаний и так далее, если знать, что и каким образом нужно в себе изменить. Для этого имеет смысл изучать психологию личности.

Еще раз повторю, каждый человек – это личность. Каждый! Неважно, какая это личность, важно увидеть ее в каждом человеке и прежде всего в самом себе, чтобы затем уже оценить эту личность и понять, как ее развивать. Признавая личность, мы не только рассматриваем каждого человека отдельно от остальных людей, но и познаем удивительное многообразие его внутреннего мира.

Вы только подумайте – каждый человек по-своему уникален и неповторим, это же просто поражает воображение. Да, мы во многом похожи, у нас схожее поведение, одинаковые потребности, часто схожие ценности, но все равно, в каждом человеке есть что-то свое, особенное, неповторимое, и что особенно важно, ценное для этого мира.

И если человек развивает себя, он вне всяких сомнений повышает ценность и значимость своей личности.

Фиктивная личность

Но говоря о ценности личности, нельзя не сказать и о не совсем, скажем так, светлой стороне этого вопроса. Очень часто в нашей жизни можно встретить, так сказать, фиктивные личности, то есть личности, которые сильно выделяются на фоне других людей, но при этом их исключительность, избранность, особенность, не настоящая, то есть, это люди без внутреннего наполнения.

Ну вот, например, некоторые звезды телевидения, кино, эстрады стали заметными и яркими личностями не благодаря каким-то своим особым качествам, которые они усиленно развивали в себе, а за счет той известности, которую они получили с помощью пиара. Ну, вы сами понимаете, стоит только какого-то человека несколько раз показать по телевизору, или где-то еще, как он уже становится известным.

При этом, далеко не многие из тех, кого искусственным образом выделили на фоне остальных людей, действительно что-то из себя представляют. Таким образом, с помощью раскрутки, пиара, из человека создается не столько личность, в плане того, что этот человек действительно в чем-то превосходит других людей, а продукт, который затем успешно или неуспешно, как получится, продается.

И таким продуктом, на самом деле, может стать каждый человек, даже полная бездарность и посредственность.

Распиарить можно любого человека, из любого человека можно сделать особенную личность, которая благодаря внешней атрибутике, в первую очередь, благодаря информационному сопровождению, может казаться людям значимой личностью, авторитетной личностью, более важной, по сравнению с другими людьми личностью.

Читайте также:  Работа над ошибками - психология

Но при этом, такой человек может ничего из себя не представлять, и если перестать его рекламировать, говорить о нем, он станет таким же простым человеком, как и все остальные, нередко даже менее талантливым, менее способным и менее интересным чем большинство других людей.

Поэтому не спешите видеть развитую личность в том, кого вам преподносят различные источники информации. Оценивайте человека по его способностям, а не по тому информационному шуму или внешним атрибутам, которые его окружают.

Это важно потому, что настоящая личность, в смысле, развитый человек – может помочь и вам стать личностью, а уж известной или не известной вы будете личностью, это другой вопрос. Далеко не всегда известность и популярность в этом мире что-то решает.

Тогда как те личные качества человека, благодаря которым он может добиваться различных целей – гораздо важнее для жизни.

Есть также фиктивные, искусственные личности, которые пусты внутри, но при этом стремятся компенсировать свою пустоту снаружи. Это такие люди, которые чем-то хвастаются, что не имеет непосредственного отношения к ним самим, то есть, не является частью их самих.

Неважно чем именно они хвастаются, все зависит от того, на кого они хотят произвести впечатление. Они могут хвастаться вещами, деньгами, связями с более известными людьми и так далее. Но при этом, без всего этого, они ничего из себя не представляют.

Скажем, покупая дорогую вещь, например, тот же мобильный телефон, какой-нибудь дорогой и престижный, человек хочет выделиться, хочет казаться лучше и выше остальных, у кого такого телефона нет. Точно так же дела обстоят с автомобилем, одеждой и прочими вещами, которые, как кажется некоторым людям, делают их лучше в глазах других.

Или речь может идти о каких-нибудь достижениях, ну там, скажем, о хорошем образовании, которое выражено не в знаниях и не в умениях человека, а в виде каких-нибудь атрибутов, например, в виде документов. Например, тот же диплом о высшем образовании, совсем ведь не означает, что человек образован, верно? Как и более серьезные документы.

Но при этом некоторые люди активно хвастаются такими вещами, они хвастаются не знаниями и умениями, и не делами, а атрибутикой. Хотя эта атрибутика, может ни о чем вообще не говорить, ничего не доказывать.

Однако самое интересное во всем этом то, что подобное пускание пыли в глаза, как в свои собственные, так и в глаза другим людям, работает. То есть, многие люди действительно видят во всей этой внешней атрибутике свидетельство того, что обладающий ею человек действительно является особенной личностью.

А ведь это может мешать нам принимать правильные решения, в отношении этих людей. Вот, скажем, к какому врачу вы пойдете лечиться, к тому, который имеет медицинский диплом или к тому, который его не имеет? Вероятно, что к тому врачу, у которого диплом есть, у вас будет больше доверия, чем к тому, у которого его нет.

Но при этом, неужели у вас не появится желание узнать больше о реальных достижениях того или иного врача? Неужели одной только бумажки вам будет вполне достаточно для того, чтобы поверить в профессионализм того или иного специалиста? Совершенно очевидно, что никакие документы не гарантируют вам того, что вы имеете дело с профессионалом, однако многие люди верят во все эти вещи, во всю эту атрибутику, от того и совершают неправильный выбор. Или давайте так вопрос поставим – какой человек, с вашей точки зрения, может научить вас зарабатывать больше деньги, тот, который ездит на дорогом и шикарном автомобиле, или тот, кто ездит на работу на трамвае? Думаю, что вы [возможно] больше поверите тому, кто имеет дорогой автомобиль, чем тому, кто его не имеет. Но при этом, вы не станете задумываться о том, зачем богатому и успешному человеку вас чему-то учить, и что на самом деле может скрываться за его предложением научить вас зарабатывать большие деньги, или о том, кем раньше был тот человек, который сейчас не богат, — быть может в прошлом он миллионер, который разорился, но нужными знаниями не только обладает, но и искренне готов ими поделиться с другими людьми, в том числе и с вами. Я не говорю, что именно вы не станете обо всем этом задумываться, но большинство людей этого не делают. Им обычно достаточно поверхностных признаков для того, чтобы во что-то или кому-то поверить. Однако оценка личности того или иного человека – должна быть более глубокой, а не поверхностной. Только в таком случае вы сможете принять более правильное решение в отношении того или иного человека и не позволите никому пускать вам пыль в глаза.

Таким образом, для каждого человека такое понятие как личность, имеет свое определение. В том числе и неправильное.

Для кого-то фиктивная личность – это личность, для кого-то личностью является тот, кто развил в себе те или иные качества, благодаря упорной работе над собой и действительно качественно отличается от большинства других людей. Другими словами, для кого-то имеет значение внешняя атрибутика, а для кого-то внутренняя наполненность.

Какую пользу можно получить от взаимодействия с теми и другими, думаю, объяснять не надо. Хочу только сказать, что все то внешнее, что делает вас личностью, точно также может сделать вас никем.

Стоит у вас только отнять все, что вы имеете и чем гордитесь, или поставить вас в такое положение, при котором ваши личностные качества начнут играть первостепенную роль, и многие иллюзии в отношении вас полностью развеются. Тогда как все то, что делает вас личностью изнутри – у вас никто отнять не сможет.

Хотя, надо признать, что для пускания другим людям пыли в глаза – внешняя атрибутика очень даже эффективна. К сожалению, а для кого-то и к счастью, недалекие люди могут и встречать, и провожать друг друга только по одежке. На что, они, конечно же, имеют полное право. Каждый волен жить своими ценностями. Вам же нужно только определиться, каких ценностей хотите придерживаться вы, и ради чего.

Развитие личности

Ну и конечно же, говоря о развитии личности, я не могу не сказать более подробно о ее развитии. В конце концов, зачем ее, эту личность изучать, если не для развития. Все мы так или иначе развиваемся, хотя есть и такие люди, которые, к сожалению, деградируют.

Однако развитие может быть разным – оно может быть интенсивным и целенаправленным, а может быть вялым и спонтанным. Тем не менее, я хотел бы, чтобы вы, уважаемые читатели, понимали, что не занимаясь саморазвитием – вы не сможете конкурировать с другими людьми в этом мире за одно только право считаться личностью.

Это я и некоторые другие люди считают каждого без исключения человека личностью, но вы сами видите, что в этом мире, чтобы к тебе относились с уважением, с пониманием, чтобы тобой восхищались, чтобы любили тебя, нужно быть не таким как все, а каким-то особенным. Нужно быть лучше других.

То есть, личность является личностью не по умолчанию, а благодаря чему-то, благодаря каким-то достижениям, либо, как было сказано выше, благодаря какой-то внешней атрибутике.

Только вот внешняя атрибутика – это не совсем то, к чему следует стремиться, с моей точки зрения. Быть фиктивной личностью, конечно, наверное, все-таки лучше, чем быть простым человеком, которого ни что не выделяет на фоне остальных людей.

Однако, настоящая личность, обладающая массой выдающихся качеств, которые любой человек в себе может развить, а также харизмой, гораздо лучше. К тому же, все здесь зависит от вас, не от счастливого случая, не от других людей, а от вас. То, кем вы будете – зависит от вас. Вот что важно.

Да, быть может обретя какие-то дорогие вещи, вы и привлечете к себе внимание других людей, которые начнут вас больше уважать и ценить. Или, возможно, случится так, что по какой-то причине, не зависящей от вас, о вас узнает большое количество людей и вы станете известным человеком.

Все это может сделать вас личностью, вопрос лишь в том, какой вы будете личностью и как долго вы ею будете. Я же считаю, что вам надо работать над собой, чтобы не казаться личностью, а быть ею, причем всегда и везде. И главное для вас – это понимать, что вы личность, а не просто красиво наряженная елка.

Психология личности вам в этом поможет – с ее помощью вы узнаете о многих секретах внутреннего мира человека и о том, как людям удается сделать из себя нечто особенное, уникально и чертовски ценное в глазах других людей и что особенно важно, в своих собственных глазах.

На этом сайте я буду периодически размещать статьи, в которых расскажу вам о том, каким образом и для каких целей вы можете развивать свою личность, и буду стараться всеми силами мотивировать вас к такому развитию.

При этом ваше развитие, в идеале, должно быть полностью добровольным. Мы с вами должны понимать, что качественное, полноценное развитие личности требует определенной степени свободы.

Нельзя управлять развитием другого человека, нельзя пытаться подчинить его своей воле вопреки его желанию. Человек сам должен хотеть развиваться, в противном случае, он так всю жизнь и будет что-то делать только благодаря внешним стимулам, но никак не внутренним.

Так что вы сами должны захотеть стать личностью, благодаря развитию и саморазвитию, и при этом всегда стремиться к еще более лучшим результатам в этом деле, ибо совершенству, как известно, нет предела.

И вам не стоит бояться той ответственности, которая на вас из-за этого ляжет, ибо развитая личность – способна справиться со всем. Так что не бойтесь быть кем-то большим, чем тот, кем вы являетесь сейчас.

Мудрецы всегда говорили: “Познай самого себя”. Сия истина вечна. Ибо все в этом мире, включая нас самих, берет свое начало внутри нас.

Вот и психология личности, является очень ценной наукой благодаря тому, что пытается заглянуть вглубь каждого человека, чтобы помочь ему ответить на простой и одновременно сложный вопрос о том, кто он такой.

И конечно же, она помогает нам стать лучше, лучше, как для самих себя, так и для других людей.

Источник: https://psichel.ru/psihologiya-lichnosti/

Ссылка на основную публикацию