Выраженность характера — психология

Акцентуации характера личности: сущность понятия и типология

Для того что бы понять, что же подразумевается под акцентуациями характера, необходимо проанализировать понятие «характер».

В психологии под этим термином понимают набор (или совокупность) наиболее устойчивых черт человека, которые накладывают отпечаток на всю жизнедеятельность человека и определяют его отношения к людям, к себе и к делу.

Характер находит свое проявление и в деятельности человека, и в его межличностных контактах и, конечно же, он придает его поведению своеобразный, характерный только для него оттенок.

Сам термин характер был предложен Теофрастом, который первым дал широкое описание 31-го типа характера человека (читайте про типы характера), среди которых он выделил нудных, хвастливых, неискренних, болтливых и др. В дальнейшем было предложено множество различных классификаций характера, но все они были построены на основании типических черт, присущих определенной группе людей.

Но бывают случаи, когда типичные черты характера проявляются более ярко и своеобразно, что делает их уникальными и оригинальными. Иногда эти черты могут «заострятся», причем чаще всего они проявляются спонтанно, при воздействии определенных факторов и в соответствующих условиях. Такое заострение (а вернее интенсивность черт) в психологии получило название акцентуация характера.

Понятие акцентуации характера: определение, сущность и степень выраженности

Акцентуация характера – чрезмерная интенсивность (или усиление) индивидуальных черт характера человека, которая подчеркивает своеобразие реакций человека на воздействующие факторы или конкретную ситуацию.

Так, например, тревожность как черта характера в обычной ее степени проявления находит отражение в поведении большинства людей, попадающих в неординарные ситуации.

Но если тревожность приобретает особенности акцентуации характера личности, то поведение и поступки человека будут отличаться преобладанием неадекватной обеспокоенности и нервозности.

Подобные проявления черт находятся как бы на границе нормы и патологии, но, при воздействии негативных факторов, определенные акцентуации могут перейти в психопатии или другие отклонения в психической деятельности человека.

Итак, акцентуация черт характера человека (в пер. с лат. аccentus означает ударение, усиление) по своей сути не выходят за границы нормы, но в некоторых ситуациях достаточно часто мешают человеку строить нормальные отношения с окружающими людьми.

Это происходит из-за того, что в каждом типе акцентуация есть своя «ахиллесова пята» (наиболее уязвимое место) и чаще всего воздействие негативных факторов (или травмирующей ситуации) приходиться именно на нее, что в дальнейшем может приводить к расстройствам психики и неадекватному поведению человека. Но необходимо уточнит, что сами по себе акцентуации не являются психическими отклонениями или нарушениями, хотя в действующей Международной классификации болезней (10 пересмотр) акцентуации все такт есть и входят в 21 класс/пункт Z73 в качестве проблемы, которая связанна с определенными трудностями в поддержке нормального для человека образа жизни.

Не смотря на то, что акцентуация определенных черт в характере по своей силе и особенностям проявления довольно часто выходят за границы обычного для человека поведения, все же они не могут сами по себе быть отнесены к патологическим проявлениям.

Но необходимо помнить, что под влиянием трудных жизненных обстоятельств, травмирующих факторов и других разрушающих человеческую психику раздражителей, проявления акцентуаций усиливается и увеличивается частота их повторений.

А это и может привести к различным  невротическим и истерическим реакциям.

Само понятие «акцентуации характера» было введено немецким психиатром Карлом Леонгардом (вернее он использовал термины «акцентуированная личность» и «акцентуированная черта личности»).

Ему также принадлежит первая попытка их классификации (была представлена научной общественности во второй половине прошлого столетия). В последующем термин был уточнен А.Е.

Личко, который под акцентуациями понимал крайние варианты нормы характера, когда происходит чрезмерное усиление некоторых его черт.

По мнению ученого, при этом наблюдается избирательная уязвимость, которая относиться к определенным психогенным воздействиям (даже в случае хорошей и высокой устойчивости). А.Е. Личко подчеркивал, что, не зависимо от того, что любая акцентуация хоть и является крайним вариантом, но все-таки – нормы, и поэтому она не может быть представлена в качестве психиатрического диагноза.

Степень выраженности акцентуаций

Андрей Личко выделял две степени проявления акцентуированых черт, а именно: явную (наличие четко выраженных черт определенного акцентуированного типа) и скрытую (в стандартных условиях черты конкретного типа проявляются очень слабо, либо же не видны вообще). Ниже, в таблице, представлено более подробное описание этих степеней.

Степени выраженности акцентуаций

Степень выраженностиВарианты нормыОсобенности
явнаякрайнийАкцентуированные черты обладают хорошей выраженность и проявляются на протяжении всей индивидуальной жизни человека. Акцентуированные черты чаще всего хорошо компенсированы (даже если нет психической травмы), но в подростковом возрасте может наблюдаться дезадаптация.
скрытаяобычныйАкцентуации находят свое проявления чаще всего вследствие психической травмы или под воздействием  травмирующей ситуации. В основном акцентуированные черты не приводят к нарушению адаптации (изредка возможна кратковременная дезадаптация).

Динамика акцентуации характера личности

В психологии, к сожалению, на сегодняшний день проблемы, относящиеся к развитию и динамике акцентуаций, еще не достаточно изучены. Наиболее существенный вклад в разработку данного вопроса был внесен А.Е. Личко, который подчеркнул следующие феномены в динамике типов акцентуаций (поэтапно):

  • формирование акцентуаций и заострение их черт у человека (происходит это в пубертатном периоде), а позже они могут быть сглажены и компенсированы (явные акцентуации сменяются скрытыми);
  • при скрытых акцентуациях происходит раскрытие черт конкретного акцентуированного типа  под воздействием психотравмирующих факторов (удар наноситься в наиболее уязвимое в место, то есть где наблюдается наименьшее сопротивление);
  • на фоне определенной акцентуации возникают определенные нарушения и отклонения (девиантное поведение, невроз, острая аффективная реакция и пр.);
  • типы акцентуаций претерпевают некую трансформацию под воздействием среды или же в силу механизмов, которые были заложены конституционально;
  • происходит формирование приобретенной психопатии (акцентуации являлись основой для этого, создав уязвимость, которая является избирательной, для неблагоприятного воздействия внешних факторов).

Типология акцентуаций характера

Как только ученные обратили свое внимание на особенности проявление характера человека и наличие некоторой схожести, сразу же начали появляться различные их типологии и классификации.

В прошлом столетии научные поиски психологов были сосредоточены на особенностях проявления акцентуаций  – так появилась первая  в психологии типология акцентуаций характера, которая была предложена еще в  далеком 1968 г. Карлом Леонгардом.

Его типология получила широчайшую известность, но еще более популярной стала классификация типов акцентуаций, разработанная Андреем Личко, который при ее создании опирался на работы К. Леонгарда и П. Ганнушкина (им была разработана классификация психопатий).

Каждая из этих классификаций призвана описывать определенные типы акцентуации характера, некоторые из которых (и в типологии Леонгарда, и в типологии Личко) имеют общие особенности их проявлений.

Акцентуации характера по Леонгарду

Свою классификацию акцентуаций характера К. Леонгард делил на три группы, которые были выделены им в зависимости от того, какое происхождение акцентуаций, а точнее, где они локализацируются (относились к темпераменту, характеру или личностному уровню). Всего К. Леонгард выделял12 типов и распределены они были следующим образом:

  • к темпераменту (природное образование) относились гипертимный, дистимический, аффективно-лабильный, аффективно-экзальтированный, тревожный и эмотивный типы;
  • к характеру (образование социально-обусловленное) ученый отнес демонстративный, педантичный, застревающий и возбудимый типы;
  • к личностному уровню относились два типа – экстра- и интровертированный.

Акцентуации характера по Леонгарду

ТипХарактеристика
гипертимныйоптимистичный, активный, ориентированный на удачу; наблюдается стремление к деятельности, потребность в переживаниях
дистимическиймедлительный (заторможенный), молчаливый, ориентированный на неудачу; характерно чрезмерное подчеркивание этических проявлений, частые опасения и различные переживания, обостренное чувство справедливости
аффективно-лабильныйориентированный на эталоны, наблюдается компенсация (взаимная) черт
аффективно-экзальтированныйэмоциональный, (стремление возвышать чувства и возводить в культ различные эмоции ), возбудимый, воодушевленный, контактный
тревожныйробкий, пугливый (боязливый), покорный, растерянный, неконтактный, неуверенный, исполнительный, дружелюбный, самокритичный
эмотивныймягкосердечный, чувствительный, впечатлительный, боязливый, исполнительный, отзывчивый (склонность к состраданию)
демонстративныйсамоуверенный, хвастливый, подвижный, амбициозный, тщеславный, легкий, лживый; ориентированный на свое «Я» (является эталоном)
педантичныйнерешительность, не конфликтность и совестливость: наблюдается ипохондрия; часто возникает страх того, что собственное «Я» не соответствует идеалам
застревающийподозрительный, обидчивый, ответственный, тщеславный, упрямый, конфликтный; подвержен ревности; наблюдаются переходы от подъема к отчаянию
возбудимыйвспыльчивый, педантичный, тяжелый на подъем, ориентируется в первую очередь на инстинкты
экстравертированныйконтактный, общительный, открытый, неконфликтный, легкомысленный, спонтанность
интровертированныйнеконтактный, замкнутый, молчаливый, сдержанный, принципиальный, упрямый

Свою типологию акцентуаций характер К. Леонгард разработал, основываясь на оценку межличностного общения людей. Его классификация ориентирована преимущественно уже на взрослых людей. Основываясь на концепции Леонгарда был разработан характерологический опросник, автором которого является Х. Шмишек. Этот опросник позволяет определить доминирующий у человека тип акцентуации.

Типы акцентуации характера Шмишека следующие: гипертимический, тревожно-боязливый, дистимический, педантический, возбудимый, эмотивный, застревающий, демонстративный, цикломитический и аффективно-экзальтированный. В опроснике Шмишека характеристики этих типов представлена согласно классификации Леонгарда.

Акцентуации характера по Личко

Основой классификации А. Личко являлись акцентуации характера у подростков, ведь он все свои исследования направлял на изучении особенностей проявления характера в подростковом возрасте и причины появления психопатий именно в этом периоде.

Как утверждал Личко, в подростковом возрасте патологические черты характера проявляются наиболее ярко и находят свое выражение во всех сферах жизнедеятельности подростка (в семье, школе, межличностных контактах и т.д.).

Подобным образом проявляются и подростковые акцентуации характера, так например, подросток с гипертимным типом акцентуации плещет везде своей энергией, с истероидным – привлекает к себе как можно больше внимания, а с шизоидным типом, наоборот, старается оградиться от окружающих.

По мнению Личко, в пубертатном периоде черты характера относительно стабильны, но говоря об этом, необходимо помнить следующие особенности:

  • большинство типов заостряются именно в подростковом возрасте, причем этот период является наиболее критичным для возникновения психопатий;
  • все типы психопатий формируются в определенном возрасте (шизоидный тип определяется еще с ранних лет, черты психостеника проявляются в начальной школе, гипертимыный тип наиболее ярко заметен у подростка, циклоидный в основном в молодости (хотя у девочек может проявляться в начале пубертатного периода), а сенситивный в основном формируется к 19 годам);
  • наличие закономерности трансформации типов в подростковом возрасте (например, гипертимные черты могут измениться на циклоидные), под воздействием биологических и социальных факторов.

Многие психологи, в том числе и сам Личко, утверждают, что для пубертатного периода термин «акцентуации характера» подходят наиболее идеально, ведь именно подростковые акцентуации характера проявляются максимально ярко.

К тому моменту, как пубертатный период подходит к своему завершению, акцентуации в основном сглаживаются или компенсируются, а некоторые переходят из явных в скрытые.

Но следует помнить, что подростки, у которых наблюдаются явные акцентуации, составляют особую группу риска, так как под воздействием негативных фактором или травмирующих ситуаций эти черты могут перерасти в психопатии и отразиться на их поведении (девиации, делинквентность, суицидальное поведение и т.д.).

Акцентуации характера по Личко были выделены на основании классификации акцентуированных личностей К. Леонгарда и психопатий П. Ганнушкина.

В классификации Личко описано следующие 11 типов акцентуаций характера у подростков: гипертимный, циклоидный, лабильный, астеноневротический, сенситивный (или чувствительный), психастенический (или тревожно-мнительный), шизоидный (или интровертированный), эпилептоидный (или инертно-импульсивный), истероидный (или демонстративный), неустойчивый и конформный типы. Кроме того, ученый называл еще и смешанный тип, который сочетал в себе некоторые черты различных типов акцентуаций.

Читайте также:  Интегрально-экспрессивная психотерапия - психология

Акцентуации характера по Личко

ТипХарактеристика
гипертимныйчаще всего наблюдается хорошее настроение, иногда проявляется вспыльчивость и раздражительность; хорошее самочувствие, повышенная активность, энергичность, высокая работоспособность
циклоидныйчастая смена настроения (полярное) – от депрессивного и раздражительного к спокойному и приподнятому (чередование фаз)
лабильныйповышенная изменчивость настроения (причем причина может быть самая незначительная), внешне хрупкий и инфантильный, повышенная аффективность, потребность в дружбе и эмпатии
астеноневротическийвысокая утомляемость, раздражительность, капризность, мнительность, наблюдается низкая концентрация, слабость и повышенный уровень притязания
сенситивныйвысокая чувствительность и ответственность, наблюдается нестабильность самооценки, пугливость, робость, впечатлительность
психастеническийповышенная мнительность (тревожная), нерешительность, рассудительность, педантичность,
шизоидныйинтровертированность, замкнутость, сухость (не проявляют эмпатии), низкая эмоциональность,
эпилептоидныйсочетание инертных черт и импульсивных проявлений (кропотливость, аккуратность, целеустремленность, подозрительность,  агрессивность, раздражительность, конфликтность и враждебность)
истероидныйэмоциональность, нестабильность самооценки, потребность в повышенном в себе внимании
неустойчивыйотличается слабой волей, неспособностью противостоять негативным воздействиям
конформныйвысокая комфорность (приспосабливается к эталонам поведения, установленным в конкретной группе), поэтому этому типу характерно шаблонность, банальность, консерватизм

Несмотря на то, что А.Е. Личко изучал в основном подростковые акцентуации характера, его типология широко применяется и для выявления акцентуаций у взрослых людей.

Источник: http://psyh.info/psihologiya-lichnosti/harakter/aktsentuatsii-haraktera.html

Психология характера (стр. 1 из 6)

Введение

Актуальность темы исследования

Людей отличают друг от друга не только врожденные индивидуальные черты, но также и разница в развитии, связанная с течением их жизни.

Поведение человека зависит от того, в какой семье он вырос, в какой школе учился, кто он по профессии, в каком кругу вращается.

Два человека с натурами первоначально сходными, могут впоследствии иметь весьма мало общего между собой, а с другой стороны, сходство жизненных обстоятельств может выработать сходные черты, реакции у людей в корне различных.

Люди отличаются друг от друга независимо от того, каким путем такое отличие возникает. Точно так же как по внешности один человек отличается от другого, так и психика каждого человека отлична от психики других людей.

Однако индивидуальных черт не так много, как кажется. «Черты, определяющие индивидуальность человека, могут быть отнесены к различным психическим сферам: 1) сфера направленности интересов и склонностей, 2) чувств и воли, и 3) ассоциативно-интеллектуальная сфера».

Чтобы понять сущность человека, необходимо пристально присмотреться к свойственным ему различным чертам названных сфер.

Не всегда легко провести четкую грань между чертами, формирующими акцентуированную личность и чертами, определяющими вариации индивидуальности человека.

Поэтому актуальность темы курсового исследования состоит, главным образом, в том, что хорошее знание и определение типологий характера у окружающих людей в значительной мере помогает во всех сферах жизнедеятельности человека, особенно в наше время. На основе знаний о характере строятся все человеческие взаимоотношения.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно является одной из немногих научных работ, в которой с позиций абсолютно новых представлений о характере рассматривается тема психологии характера.

Автором обстоятельно проанализированы теоретические вопросы и практический опыт темы курсового исследования.

Все это позволило по-новому оценить структуру взглядов на психологию характера и выделить определённую типологию человеческого характера.

Определенной научной значимостью отличаются выводы и положения курсовой работы, касающиеся основных проблем характера и способов их решений.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные в нем выводы и сформулированные предложения могут быть использованы в учебном процессе образовательных учреждений психологического профиля, а также в дальнейших научных исследованиях по данной и смежным с ней проблемам.

Степень разработанности темы достаточно глубока. Попытки построения типологии характеров неоднократно предпринимались на протяжении всей истории психологии.

Одной из наиболее известных и ранних из них явилась та, которая еще в начале нашего века была предложена немецким психиатром и психологом Э. Кречмером, а также нашим соотечественником В. М. Бехтеревым. Несколько позже аналогичную попытку предприняли психологи П. Б. Ганнушкин, М.

Фрамер, О. В. Кербиков, У. Шелдон, а в наши дни — Э. Фромм, К. Леонгард, Г. К. Ушаков, А. Е. Личко и ряд других ученых.

Целями исследования являются: определение понятие характера, классификация типов характера, определение значения характера, определение роли характера в человеческой деятельности.

Цели формируют задачи курсового исследования: дать определение понятию характера, выделить основные типы человеческого характера, охарактеризовать каждый из типов, определить роль характера в жизни индивида.

Глава 1. Понятие и учения о характере

1.1. Понятие о характере

Обычно, когда пытаются оценить или охарактеризовать конкретного человека, говорят о его характере (от греч. Character-печать, чеканка). В психологии понятие «характер» означает совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных для данного человека способах деятельности и формах поведения.

Главная особенность характера как психологического феномена состоит в том, что характер всегда проявляется в деятельности, в отношении человека к окружающей его действительности и людям.

Например, основные черты характера могут обнаруживаться в особенностях деятельности, которой человек предпочитает заниматься. Одни люди предпочитают наиболее сложные и трудные виды деятельности, для них доставляет удовольствие искать и преодолевать препятствия; другие выбирают более простые занятия.

Для одних существенно то, с какими результатами они выполнили ту или иную работу, удалось ли им при этом превзойти других, а для остальных это может быть безразличным, и они довольствуются тем, что справились с работой не хуже других, добившись посредственного качества.

Поэтому когда определяют характер человека, то говорят не о том, что такой-то человек проявил смелость, правдивость, откровенность, а что этот человек смелый, правдивый, откровенный, т.е. названные характеристики поступков человека приписываются самому человеку.

Однако характерными можно считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые. Например, даже очень веселые люди могут испытывать чувство грусти, но от этого они не станут нытиками и пессимистами.

https://www.youtube.com/watch?v=wAZQZT8-HCQ

Характер является прижизненным образованием и может трансформироваться в течение всей жизни. Формирование характера самым тесным образом связано с мыслями, чувствами и побуждениями человека.

Поэтому, по мере того как формируется определенный уклад жизни человека, формируется и его характер.

Следовательно, образ жизни, общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства играют важную роль в формировании характера.

Формирование характера происходит в различных по своим особенностям и уровню развития группах (семья, дружеская компания, спортивная команда, трудовой коллектив и др.).

В зависимости от того, какая группа является для личности референтной и какие ценности поддерживает и культивирует эта группа, у человека развиваются соответствующие черты характера. Под чертами характера понимают психические свойства человека, определяющие его поведение в типичных обстоятельствах.

Например, смелость или трусость проявляются в ситуации опасности, общительность или замкнутость–в ситуации общения и т. д. Существует достаточно много классификаций черт характера. В отечественной психологической литературе чаще всего встречаются два подхода.

В одном случае все черты характера связывают с психическими процессами и поэтому выделяют волевые, эмоциональные и интеллектуальные черты. При этом к волевым чертам характера относят решительность, настойчивость, самообладание, самостоятельность, активность, организованность и др.

К эмоциональным чертам характера относят порывистость, впечатлительность, горячность, инертность, безразличие, отзывчивость и др. К интеллектуальным чертам относят глубокомыслие, сообразительность, находчивость, любознательность и др.

В другом случае черты характера рассматриваются в соответствии с направленностью личности. Причем содержание направленности личности проявляется в отношении к людям, деятельности, окружающему миру и самому себе.

Например, отношение человека к окружающему миру может проявляться или в наличии определенных убеждений, или в беспринципности. Эта категория черт характеризует жизненную направленность личности, т. е. ее материальные и духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы и т.д.

Направленность личности определяет цели, жизненные планы человека, степень его жизненной активности. В сформировавшемся характере ведущим компонентом является система убеждений.

Убежденность определяет долгосрочную направленность поведения человека, его непреклонность в достижении поставленных целей, уверенность в справедливости и важности дела, которое он выполняет.

Другой группой черт характера являются те, которые характеризуют отношения человека к деятельности. При этом имеется в виду не только отношение человека к конкретному виду выполняемой работы, но и деятельности вообще. Главное условие образования характера – наличие жизненных целей.

Бесхарактерному человеку свойственно отсутствие или разбросанность целей. Черты характера, связанные с отношением к деятельности, находят свое выражение и в устойчивых интересах человека.

Причем поверхностность и неустойчивость интересов нередко сопряжены с большой подражательностью, с недостатком самостоятельности и цельности личности человека. И наоборот, глубина и содержательность интересов свидетельствуют о целенаправленности, настойчивости личности.

Однако сходство интересов не предполагает сходства особенностей характера. Так, среди людей с близкими интересами могут быть веселые и грустные, скромные и навязчивые, эгоисты и альтруисты.

Более того, люди со сходной направленностью могут идти совершенно разными путями к достижению целей, используя для этого свои, особенные приемы и способы. Это несходство определяет и специфику характера личности, которая проявляется в ситуации выбора действий или способов поведения.

С такой точки зрения в качестве черты характера можно рассматривать степень выраженности у индивида мотивации достижения – его потребности в достижении успеха. В зависимости от этого для одних людей характерен выбор действий, обеспечивающих успех (проявление инициативы, соревновательной активности, стремление к риску и т.д.), в то время как для других более характерно стремление просто избегать неудач (отклонение от риска и ответственности, избегание проявления активности, инициативы и т.д.).

Показательными для понимания характера могут быть также привязанности и интересы человека, связанные с его досугом. Они раскрывают новые особенности, грани характера. Например, Л.Н. Толстой увлекался игрой в шахматы, И.П. Павлов – игрой в городки, Д.И. Менделеев – чтением приключенческих романов.

Источник: http://MirZnanii.com/a/203586/psikhologiya-kharaktera

Признаки проявления характера

Жизнь оставляет свои отметины не только на поведенческом рисунке человека, но и на его лице, отражается на его походке, почерке, излюбленных приемах общения и т.д.

Все это существенно расширяет «ассортимент» признаков, по которым определяется если не характер личности, то некоторые ее черты, склонности, особенности.

К таким признакам можно отнести ситуативно-поведенческие, физиогномические, графологические и др.

Ситуативно-поведенческие признаки. Характер человека проявляется прежде всего в тех поступках, которые можно с высокой степенью уверенности ожидать от него.

Такие поступки, как правило, осознаны, слабо зависят от конкретных обстоятельств, предсказуемы и предопределены прошлым опытом. «О будущем нужно спрашивать прошлое, ибо поведение людей остается неизменным.

Читайте также:  Привитые эмоции - психология

Так происходит потому, что люди жили, живут и будут жить одними и теми же страстями, приходя к одним и тем же результатам», — подметил Н. Макиавелли. На идее сложившегося поведенческого стереотипа построено много проективных тестов.

Заметная стабильность поступков в различных ситуациях повседневной жизни — наиболее объективный критерий наличия тех или иных черт характера у данной личности. Не зря говорят, что «посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер».

Установлено, что в общем случае поведенческие акты в несколько раз информативнее и оказывают большее влияние на собеседников, чем вербальный канал. В актах коммуникаций слова, звуки и интонация занимают 45, а невербальная форма — 65 %. Поэтому, когда слова не совпадают с невербальными (поведенческими) сигналами, доверия возникает больше к последним.

Изучением связи поведенческих актов с отдельными чертами характера психология занимается давно. Конечно, накопленные результаты носят статистический характер и определяют лишь возможные тенденции, но не сами детерминированные факты.

Более того, существует мнение, что акты телесной активности больше свидетельствуют об эмоциональном состоянии индивида, чем о его чертах характера.

Тем не менее в ответственных разговорах партнеры внимательно вглядываются в поведение собеседника и пытаются не только увидеть его текущее состояние, но и спрогнозировать его черты характера.

Замечено, например, что если во время деловой беседы партнер проявляет чрезмерную немотивированную вариативность поз, это свидетельствует об общей незрелости личности.

Стойка с частой переменой опорной ноги и позиций ступней выдает нетвердость характера, низкую самодисциплину, ненадежность. Привычка стоять с широко расставленными ногами выражает не столько уверенность в себе, сколь ко потребность в самоутверждении.

Походка с заметно повернутыми наружу носками ног говорит о самоуверенности и тщеславности.

Склонность сидеть сжав руками подлокотники стула и скрестив лодыжки дает основание подозревать, что этот человек не лишен чувства страха и даже малодушия (достаточно вспомнить свою позу в кресле зубного хирурга или позу при взлете самолета, чтобы убедиться в информативности этого поведенческого акта).

Вместе с тем, если вы увидите мужчину и женщину, беседующих спиной друг к другу, не торопитесь делать вывод о том, что перед вами поссорившиеся супруги. Просто вы находитесь в Кении и являетесь свидетелем диалога зятя с тещей согласно установившимся поведенческим стереотипам этой страны.

Вопреки желанию человека первичные сведения о его чертах характера может выдать и экспрессивное (мимико-моторное) поведение. Мимика — это «немая речь» лица, выражающаяся в его динамике. В основе мимики борьба и единство человеческой психики — разум и чувство. По манере смеяться, например, можно предположить наличие у человека нервозности, замкнутости или открытости.

Характеризует личность и то, как человек использует жизненное пространство в различных ситуациях (проксемические факторы). Так, по ассортименту и расположению предметов в каби?1ете (высота спинки кресла, наличие и месторасположение уголков для доверительных бесед с посетителем и др.

) можно говорить об авторитарности или демократичности его хозяина. По манере сотрудника входить в кабинет руководителя (как стучит и открывает дверь, с какой скоростью входит, где делает первую остановку, войдя в кабинет) можно судить об уровне его самооценки, уверенности в себе.

Лингвистические и паралингвистические признаки. Л. Толстой то, что и как говорит человек, приравнивал к его поведению («…слово есть поступок»). Г. Мопассан и Б. Брехт были склонны одушевлять слово: «Слова имеют собственную душу». Известно отношение к слову и Сократа: «Заговори — и я узнаю, кто ты».

Установлено, например, что; — заметные колебания скорости речи характерны для легко возбудимых и неуверенных в себе людей; — четкое произношение отдельных слов, окончаний, час-тип свидетельствует о внутренней дисциплинированности, целеустремленности; расплывчатое — об уступчивости, стремлении к покою; манерное с ударением на первом слоге ключевых слов — о собственной силе, решительности; — падающая к концу предложения высота голоса при неизменной громкости предупреждает о возможной склонности к депрессии, мягкости и слабой воле; а изменяющаяся в широких пределах — об открытости и чувственности;

— чрезмерное подчеркивание своей честности («Честное слово, даю руку на отсечение, клянусь здоровьем…»), уклонение от прямого применения слов «да», «нет» («Я уже вам это говорил»…). Ответы вопросом на вопрос дают основание сомневаться в искренности и правдивости человека.

Физиогномические признаки. За физиогномикой -практика столетий. Она возникла в Китае более двух тысячелетий назад. Наряду с иглоукалыванием физиогномика относилась к медицине.

Это целостная система, предполагающая тесную взаимосвязь сотен физических признаков лица, характеризующих индивидуальные особенности индивида. На лице человека отражается его прошлое, настоящее и будущее.

Конечно, эта связь также не может признаваться однозначной, однако она может служить вспомогательным источником характерологической информации о данном человеке.

На возможность таких связей указывал Ч. Дарвин, утверждая, что в соответствии со своими склонностями индивид приводит в движение определенные мускулы лица. Именно это имел в виду А. Камю, отметив, что после тридцати лет каждый имеет то лицо, которое заслуживает.

Существует гипотетический эталон лица. Его никто не создавал, но принято говорить: «у него большой рот, широкое лицо, высокий лоб» и т.п. Никто не задумывался над тем, что такое «большой», «широкий» и «высокий», однако подразумевается наличие какой-то «нормы».

Вполне естественно, появилась мысль о возможной корреляционной связи физических признаков (параметров) лица с чертами личности. Как это принято в психодиагностике, в первую очередь заинтересовались случаями крайнего отклонения параметров от «нормы».

Результаты наблюдений содержат, конечно же, домыслы и субъективный взгляд, но некоторые из них заслуживают того, чтобы на них обратили внимание.

Например, форма рта с достаточной для практики точностью отражает оптимизм или пессимизм. Уголки губ, загнутые вверх, говорят о том, что они принадлежат оптимисту, который даже в грязной луже видит отражение звезд ночного неба. Уголки губ, опущенные вниз, свидетельствуют о пессимизме. Ничего удивительного: лицо, как говорят, дано человеку Богом, а рот он делает сам.

Еще пример. Около 80 % информации о человеке можно получить, заглянув ему в глаза. Глаза -окошечко в душу. Это зеркало общего интеллекта личности. Развитие глаз прекращается к семи годам (раньше всех других органов тела), и они считаются наименее управляемыми сознанием.

Не зря же люди заглядывают в глаза друг другу, пытаясь определить склонность собеседника говорить неправду или жесткость характера и т.д.

Так, замечено, что наличие полоски между нижним веком и радужной оболочкой глаза свидетельствует о преобладании в личности черт меланхолического склада (замкнутости на себя, эмпатичности и др.).

Безусловно, этот признак может оказаться ситуативным: он проявлявляются как при глубоком переживании у лиц, не обладающих меланхолическими свойствами, так и у «чистыx» меланхоликов. Так что присмотреться к глазам следует не только поэтам, профессионально воспевающим их, но и психологам.

Графологические признаки. Черты характера человека отражаются в почерке через взаимодействие сфер сознания и бессознательного. Это подчеркивал в свое время Аристотель. Руку пишущего человека (как и стреляющего из ружья, рисующего картину) приводят в движение не мышцы, а психические процессы.

«Почерк непосредственно связан со всем существом человека, — заметил Гете, — с условиями его жизни, работы, с его нервной системой, поэтому наша манера писать носит на себе такую же несомненную материальную печать индивидуальности, как и все, с чем нам приходится соприкасаться».

Психографология в настоящее время находит широкое применение как вспомогательный инструмент изучения личности в медицине, психологии, психиатрии, криминологии и криминалистике.

Нейропсихологические признаки. В основе взаимосвязей с чертами характера здесь лежат закономерности работы мозга как парного органа в трех анализаторных системах — моторной, слуховой и зрительной.

Эта типология — перспективное направление, отличающееся более полным (системным) охватом самых различных психических явлений.

Между характером, этим своеобразным «психологическим статусом» личности, и закономерностями процессов межполушарной асимметрии, как это было изложено выше, имеется очень тесная связь.

Очевидно, что ни один из перечисленный выше признаков не может служить абсолютно объективным средством изучения характера человека. Достоверность получаемой характерологической информации можно повысить за счет их комплексного использования наряду со специально разработанными для этого диагностическими процедурами.

Источник: https://psyera.ru/priznaki-proyavleniya-haraktera-624.htm

Природа и проявление характера

Возникновение характера, его природа является предметом давних дискуссий психологов. Вопрос о природной основе характера имеет большое значение для понимания особенностей воздействия природной организации человека на проявления его характера.

В зарубежной характерологии естественные основы характера обычно раскрываются через представление о структуре личности. 3. Фрейд представил личность через триаду «Оно», «Я», «Над-Я».

Представители учения о психоанализе (3. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер и их последователи) считают, что познать человека, его характер можно только путем проникновения в сферу подсознательного, в самую глубокую часть интимного мира, где, по их мнению, сосредоточены личные потребности и конфликты индивида, его нерешенные проблемы, гнойные очаги, которые отравляют его жизнь.

В подсознании хранится весь пережитый опыт, который не присутствует в сознании в настоящее время, но который стимулирует аномальные формы поведения, порожденные нераскрытыми конфликтами, которые беспокоят субъекта.

Отсюда, проникнуть в подсознание можно лишь с помощью таких методов, как анализ описок, обмолвок, запоминаний, фантазий и сновидений человека, а также метода свободных ассоциаций, проективных тестов и т.д. Однако сводить изучение характера только к проникновению в сферу подсознательного неправомерно, прежде всего потому, что в таком случае крайне ограничивается его познание.

Ф. Лерш предложил теорию наложения трех слоев:

  • Элементарного слоя, который проявляется через конституцию организма, что является основой темперамента;
  • Глубинного слоя, связанного с темпераментом, который является основой характера;
  • Высшего слоя, который составляет сознательную волевую и рациональную психическую деятельность, которая формирует характер.

Представления Ф. Лерша о природных основах характера созвучны с представлениями отечественных характерологов, которые решают этот вопрос, исходя из учения И. П. Павлова. Согласно учению о высшей нервной деятельности темперамент выражает качества нервной системы и является проявлением определенного типа нервной деятельности в характере и поведении человека.

Темперамент представлен в каждой черте характера, но ярче всего — в волевых и эмоциональных чертах. К тому же, чем выше интеграл черты, тем больше он «сдержанный», тем меньше его динамическая выразительность.

У индивидов с разным темпераментом одни и те же и одинакового уровня развития черты характера различаются по динамической выразительности, благодаря чему становятся или «яркими», или отодвинутыми вглубь, приятными или неприятными (К. Д. Ушинский).

Типы нервной деятельности и темперамент непосредственно связанны с формированием характера. Однако через нервную систему на характер влияет и деятельность эндокринной, сердечнососудистой, пищеварительной, мышечной систем и всего организма в целом. Это указывает на сложные особенности природной и материальной основы характера.

Существует мнение, что черты характера , присущие индивидам, являются естественными, наследственно приобретенными.

Читайте также:  Опасные игры ребенка - психология

Это объясняется тем, что процесс социального созревания, приобретения системы устоявшихся черт характера происходит почти незаметно.

К тому же через физиологические особенности функционирования головного мозга, эндокринной системы одни и те же социальные воздействия вызывают у разных людей неодинаковый психологический эффект.

Однако несомненным является то, что быт, условия жизни в семье, работа, обучение, воспитание и самовоспитание — все это школа человеческих характеров.

Знание характера — важное условие общения людей. Это путь к решению проблемы совместимости.

Еще Аристотель и Платон предлагали определять характер по чертам лица. Эта характерология основывалась на нечто наивной гипотезе. Предлагалось отыскать во внешности человека черты сходства, с каким-то животным, а затем отождествлять его характер с характером этого животного.

Так, по Аристотелю, толстый, как у быка, нос свидетельствует о лени; широкий нос с большими ноздрями, как у свиньи, — о ограниченности, неразумности; нос, как у льва, — важность; волос тонкий, как шерсть у коз, овец и зайцев, — несмелость; волос жесткий, как у львов и кабанов, — храбрость.

Давнюю историю имеет хиромантия — определение характера человека и предсказания его судьбы по линиям на ладони.

В XVIII ст. получила распространение физиогномическая система И. Лафатера, который считал, что голова человека является «зеркалом души», и изучение ее строения, конфигурации черепа, мимики — основной путь для познания человеческого характера.

О гениальности Гете, по мнению И. Лафатера, наибольшей степени свидетельствует его нос, который «знаменует продуктивность, вкус и любовь — иначе говоря, поэзию».

Никакого научного метода наблюдения Лафатер предложить не мог, и его физиогномика имела беллетристический характер.

Характерологическое учение, которое разработал австрийский врач Ф. Галли, получило название френологии (от греч. «Fren» — разум). Основу учения Ф. Галли составляло утверждение, что все свойства характера имеют четко специализированные центры в полушариях головного мозга. Степень развития этих свойств напрямую зависит от величины соответствующих частей мозга.

Современные антропология, анатомия, психология не имеют никаких достоверных данных о том, что характер человека зависит от строения тела, формы черепа, конфигурации лица, цвета волос или кожи, длины конечностей и т.д.

Ч. Дарвин в своей книге «О проявления чувств у человека и животных» писал, что каждый индивид сокращает преимущественно только определенные мускулы лица, по своим личным наклонностям, эти мышцы могут быть более развитыми, и поэтому линии и морщины лица , которые получаются в результате обычного сокращения, могут стать более глубокими и заметными.

Эти идеи Ч. Дарвина стали толчком для исследований многих психологов, которые начали строить свои физиогномические учения на описании и трактовке выражения лица и состояния его мышечных тканей. Составляли своеобразные физиогномические справочники по психологическому толкованию мимики.

Эти наблюдения в определенном смысле отличаются от фантастических построений Лафатера, Галле и др. Очевидно, существует определенная зависимость между привычным выражением лица человека и складом его характера.

Например, портреты великих мастеров живописи передают в выражении лица черты характера человека. Однако эта зависимость между привычным выражением лица человека и складом его характера не является закономерной.

То или иное выражение лица, морщины могут иметь не одну, а много причин возникновения.

Итак, внешний вид человека сам по себе не может быть источником исчерпывающих сведений о его характере, однако для определения характера определенную роль играет внимательное изучение внешности.

Формы проявления характера разнообразны. Часто мы почти безошибочно догадываемся об основных особенностях характера другого человека по выражению лица и глаз, с ходу, осанки, по тому, как она сидит, пишет, разговаривает, как и что делает.

Например, взгляд бывает завышенным, вызовом, ревнивым, безжалостным, напуганным, ледяным, проницательным, лукавым, глупым, умным, строгим, прилипчивым, внимательным, открытым, добрым, ласковый, правдивым, искренним. Люди смотрят лениво, холодно, вопросительно, с интересом, пристально, спокойно т.д.

Движения лица определенным образом связаны с психическим образом человека. Выразительными характерологическими показателями является улыбка, мимика, движение губ. Так, губы могут скривиться от злости, приобрести очертания чувственности, решительности или бессилия.

С лица может не сходить улыбка, печальная или несмелая, кислая или подхалимская, удивленная или униженная, бессмысленная или мошенническая, добрая или нехорошоя, ядовитая или спокойная. Человек может смеяться вульгарно, глупо, искренне, незлобно, отчаянно, нагло, счастливо т.д.

Многие черты характера приобретают четкую объективацию в общетелесных внятных и моторных движениях. Например, объятиями можно выразить приветливость, сдержанность, искренность.

Сидеть можно серьезно, беззаботно, решительно. Развязная походка присуща, как правило, и соответствующему индивиду; статная — рассудительному и серьезному человеку.

Активные и энергичные люди обычно ходят прямо и решительно.

Издавна люди обращали внимание на почерк как на одну из возможных форм проявления характера человека. Действительно, выработка навыка письма требует специального обучения и специальной системы упражнений. Движения руки, необходимые для письма, закрепляются, приобретают устойчивые индивидуальные особенности, что и обеспечивает образование почерка.

Выработанный почерк неизменный пожизненно, независимо от того, в какое время, где, чем и как мы пишем. На этой основе графологи считают, что толщина, наклон букв, нажим во время письма, пространственное расположение букв, их высота в каждом слове и постоянство написания связь букв в слове и ряд других особенностей письма — все это выражает те или иные черты характера .

Важным источником познания характера является языковое общение людей. «Познай птицу по перьям, а человека по разговорам», — говорит пословица. Например, с тембром, интонацией голоса можно судить о искренности человека, о его склонности к доброте, благоразумия, суровости и т.д. Многое может сказать, например, голос ласковый, несмелый, злостный, взволнованный, победный, сладковатый, нежный.

Вопрос о формах проявления характера интересный и сложный. На него нелегко ответить однозначно. Поэтому и сегодня хорошие остаются слова известного нейрофизиолога Н. А.

Бернштейна: «Нет никакого сомнения, что в каждом живом организме почти все связано со всем, и индивидуальные черты личности человека не могут не выкаблучиваться в чертах его лица, его почерке, походке, тембре и интонациях его голоса и т.д.

Но записаны эти черты личности такими кодами, которых современная наука пока еще не в состоянии прочитать и декодировать «.

Источник: http://suxxessology.com/obschaya-psychologiya/item/71-priroda-i-proyavlenie-kharaktera.html

Психология характера

Термин «характер» (от греч. черта, печать) ввел в науку Теофраст в IV-III вв. до н.э. Ему же принадлежит первая классификация типов характера, включающая, например, такие типы характера, как «скучный рассказчик», «притворщик» и т.п.

С XIX века термин «характер» в науке приобретает чисто психологическое содержание и связывается с особенностями протекания наиболее важных психических процессов: волевых, эмоциональных и мыслительных. С ХХ века характер понимается как проявление общего склада личности, как совокупность индивидуальных свойств личности.

В современной науке существует 2 основных подхода к определению характера:

  1. В широком смысле: характер – это совокупность индивидуальных свойств личности, ярко выраженные индивидуальные и качественно своеобразные психологические черты человека, влияющие на его поведение и поступки.
  2. В узком смысле: характер – это совокупность индивидуальных свойств личности, обусловленных ее отношениями к миру и к самому себе и проявляющихся в типичных для данного человека формах поведения.

Второе определение очевидно является более четким, т.к. под первое определение подходят и другие индивидуальные свойства личности (например, темперамент).

Специфические особенности характера

  1. Связь характера с системой отношений к миру, т.е. характер выступает как своеобразное выражение мотивационной сферы личности.

    Поэтому черта характера может рассматриваться как особый тип мотива (генерализованного, устойчивого, реализуемого и автоматизированного), проявляющегося в привычных для данной личности формах поведения (по схеме мотив→поступок→привычка→черта характера).

  2. Социальная обусловленность свойств характера.

  3. Пластичность и большая изменчивость характера по сравнению с другими индивидуальными свойствами личности.
  4. Нравственное содержание характера: свойства характера, в отличие от других индивидуальных свойств личности, подлежат нравственной оценке (хорошие и плохие).

Структура характера

Модель А. Характер включает черты характера, обусловленные следующими отношениями:

  1. Отношение к другим людям (отсюда коммуникативные черты);
  2. Отношение к труду (отсюда добросовестность, ответственность, лень и т.д.);
  3. Отношение к вещам (бережливость, аккуратность);
  4. Отношение к себе (самооценка).

Модель Б. Характер содержит следующие качества:

  1. Интеллектуальные качества;
  2. Эмоциональные;
  3. Волевые.

Индивидуальные структурные свойства характера

  • Определенность – выделение в характере наиболее ярких черт, являющихся определяющими для своеобразия человека;
  • Цельность, или непротиворечивость;
  • Устойчивость характера – уровень пластичности характера.

Акцентуации характера

Как считает известный немецкий психиатр К. Леонгард, у 20-50% людей некоторые черты характера столь заострены (акцентуированы), что это при определенных обстоятельствах приводит к однотипным конфликтам и нервным срывам.

Акцентуация характера – преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людьми. Выраженность акцентуации может быть различной – от легкой, заметной лишь ближайшему окружению, до крайних вариантов, когда приходится задумываться, нет ли болезни – психопатии.

Психопатия – болезненное уродство характера (при сохранении интеллекта человека), в результате резко нарушаются взаимоотношения с окружающими людьми, психопаты могут быть даже социально опасны для окружающих.

Специфические признаки акцентуаций характера — тотальность, стабильность, связь с социальной адаптацией.

В классификации Личко выделяются следующие типы акцентуаций характера:

  1. Гипертимный: чрезмерная активность, энергичность, повышенный жизненный тонус; чрезмерная общительность (реализации энергии в области общения); склонность к лидерству.
  2. Астеноневротический. Противоположность гипертимному: дефицит энергии, низкий жизненный тонус, быстрая истощаемость; замкнутость в связи с усталостью от людей; раздражительность, эмоциональная неуравновешенность; ипохондричность, постоянно плохое физическое самочувствие.
  3. Циклоидно-лабильный. В зависимости от фазы настроения обладает чертами или гипертимного, или астеноневротического типа. Главная черта – изменчивость настроения.
  4. Сензитивный: чрезмерная чувствительность или впечатлительность как высокая отзывчивость к действию любых раздражителей, физических или социальных; резко выраженный комплекс неполноценности, следовательно, низкая самооценка, ранимость, робость, застенчивость; высокая тревожность, отсюда добросовестность, ответственность, чувство долга.
  5. Психоастенический: нерешительность, склонность к сомнениям; тревожность; склонность к навязчивым действиям и ритуалам; склонность к самоанализу; низкая самооценка.
  6. Шизоидный: замкнутость, необщительность, отгороженность от других, отсутствие или недоразвитие потребности в общении (в детстве – аутизм); неэмоциональность, холодность, сдержанность; нонконформизм, независимость и самостоятельность.
  7. Истероидный: эгоцентризм, жажда признания, поклонения, восхищения; театральность, демонстративность; внушаемость в отношении тех воздействий, которые позволяют почувствовать собственное превосходство; патологическая лживость; высокая самооценка.
  8. Конформный: конформизм, несамостоятельность; консерватизм.
  9. Неустойчивый, или безвольный: бесхарактерность, безволие; жажда развлечений, праздности и безделия; безудержная активность вне склонности к лидерству.
  10. Эпилептоидный: аффективная вспыльчивость и склонность к дисфориям (тоскливо-злобное настроение); эгоизм, неспособность считаться с интересами других, отсюда конфликтность; напряженность инстинктивной сферы, примитивных влечений; инертность, ригидность всех психических процессов; отсюда медлительность, но основательность.

Источник: https://psy-diplom.ru/shpargalki/psikhologiya-kharaktera/

Ссылка на основную публикацию