Эффективное мышление — психология

Эффективное мышление, как стиль жизни

Вне зависимости от социального статуса и возраста человека, каждый может научиться думать эффективно. Наша команда BrainApps убеждена в том, что научится, как думать эффективно, может каждый, главное – тренироваться и правильно распределять силы.

Ведь что такое эффективное мышление? Это и развитие памяти, креативности, концентрации внимания. Наши тренажеры помогут быстро и качественно «прокачать» ваши навыки, а о результатах вы сможете узнать в личном кабинете.

Но уже сейчас вы можете начать мыслить эффективно, воспользовавшись нашими советами.

Искусство думать эффективно и позитивно

Ежедневно большая часть мысленного потока в сознании человека является повторением вчерашних раздумий. То есть, чтобы научится думать эффективнее, нельзя ждать мгновенных результатов. Как минимум, пройдет несколько недель, прежде чем вы и ваши близкие заметите улучшение, пока закончится обновление привычного мысленного потока.

Вы замечали, как негативные мысли отрицательно сказываются на судьбе человека? Многие неудачники только и делают, что повторяют, мол, им не везет. А везунчики тем временем утвердительно заявляют: «Мне везет!». Из года в год человек сам программирует свое сознание.

Американский генетик Брюс Липтон в своих исследованиях доказал, что направленное психическое воздействие может менять человеческий генетический код организма.

Но для этого необходимо, чтобы желание находилось в подсознании человек.

Примерами могут стать случаи, когда неопровержимая вера беременной женщины в то, что ее ребенок будет здоров после рождения, ставила в тупик многих врачей на планете, которые были уверены, что плод не выживет.

Поэтому очень важно не просто думать эффективно, но и мыслить позитивно, чтобы изменить свою жизнь к лучшему. Если у вас есть проблемы – нехватка времени, сил или здоровья, просто остановитесь и подумайте о способах их разрешения, и вскоре в вашем мозгу возникнет несколько оптимальных вариантов.

Как думать эффективно и управлять мыслями?

Чтобы научится мыслить эффективно, следует навести порядок в своей голове и управлять мыслями. Современный человек завален гигабайтами информации.

Поток слов, звуков, запахов идет отовсюду и порой необходимо выделить время для того, чтобы побыть с собой наедине.

Привести мысли в порядок можно на прогулке на свежем воздухе, сидя дома или путешествуя, главное – чтобы вас никто не отвлекал.

Обязательно следите за направлением своих мыслей. Часто ли вам приходится «витать в облаках»? Эффективное и рациональное мышление должно соответствовать таким критериям:

  • Мысленный поток направленный. У людей, которые умают сразу обо всем, как правило, не получается ничего.
  • Мысли следует структурировать и записывать. Более эффективны и успешны те люди, которые имеют ежедневник (а зачастую не один).
  • Мысли любят порядок и тишину. Выделяйте время для релакса.
  • Параллельные процессы – губительная сила для умственной деятельности. Невозможно думать эффективно, делая что-то в этот момент.

Феноменальный интеллект вместе с BrainApps

“ Ум подобен здоровью: тот, кто им обладает, его не замечает.

Клод Гельвеций

Мы убеждены, что каждый сможет обрести феноменальные способности, если будет регулярно заниматься. Развитие памяти способствует эффективному мышлению и помогает в бытовых вопросах.

Ваш интеллект будет развиваться, если вы будете побольше записывать свои мысли, научитесь структурировать их, разделять на задачи и подзадачи. Успешные люди с эффективным мышлением стремятся к самопознанию и самообучению.

Пусть вас не останавливает, что вы чего-то не знаете, исследуйте любой вопрос и проблему с дотошностью, ищите неординарные решения и не давайте мозгу «засохнуть»!

Источник: https://brainapps.ru/blog/2016/01/yeffektivnoe-myshlenie-kak-stil-zhizni/

Психология мышления. — Виды мышления

Страница 14 из 42

Виды мышления.

В психологии наиболее принята и распространена следующая простейшая и не­сколько условная классификация видов мышления:

1) наглядно-действенное;

2) наглядно-образное;

3) словесно-логическое;

4) абстрактно-логическое.

Наглядно-действен­ное мышление — вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие пред­метов в процессе действий с ними.

Это мышление есть наиболее элементарный вид мышления, возни­кающий в практической деятельности и являющийся основой для формиро­вания более сложных видов мышле­ния.

Основная характеристиканаглядно-действенного мышленияопределяется возможностью наблюдать реальные объекты ипознавать отношения между ними в реальном преобразовании си­туации. Практические познавательные предметные действия яв­ляются основой любых более поздних форм мышления.

Наглядно-образное мышление -вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. При наглядно-образном мышленииситуация преобразуется в плане образа или представления.

Субъект оперирует наглядными изображениями объектов через их образные представления. При этом образ предмета позволяет объединить набор разнородных практических операций в целостную картину.

Овладение нагляд­но-образными представлениями расширяет сферу действия прак­тического мышления.

В простейшей форме наглядно-образное мышление возникает преимущественно у дошкольников, т.е. в возрасте четырех­ — семи лет. Связь мышления с практическими действиями у них хотя и сохраняется, но не является такой тесной, прямой и непосредственной, как раньше.

В ходе анализа и синтеза познаваемого объекта ребе­нок необязательно и далеко не всегда должен потрогать ру­ками заинтересовавший его предмет. Во многих случаях не требуется систематического практического манипулирования (действования) с объектом, но во всех случаях необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объ­ект.

Иначе говоря, дошкольники мыслят лишь наглядными образами и еще не владеют понятиями (в строгом смысле).

Словесно-логическое мышление — вид мышления, осуществляемый с помощью логических операций с поня­тиями.

При словесно-логическом мышлении оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и нена­блюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности.

Развитие словесно-логического мышленияперестраивает и упорядочивает мир образных представлений и практических действий.

Абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление — вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от дру­гих, несущественных.

Наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое и абстрактно-логическое мышление являются последовательными этапами развития мышления в филоге­незе и в онтогенезе.

В настоящее время в психологии убедитель­но показано, что эти четыре вида мышления сосуществуют у взрос­лого человека и функционируют при решении различных задач. Все виды мышления тесно взаимо­связаны. При решении задач словес­ные рассуждения опираются на яркие образы.

В то же время решение даже самой простой, самой конкретной за­дачи требует словесных обобщений. Поэтому описанные виды мышления нельзя оценивать как более или менее ценные.

Абстрактно-логическое или словесно-логическое мышление не могут быть “идеалом” мышления вообще, конечной точкой интеллек­туального развития. Так дальнейшее совершенствование мышления связывается в психологии с расширением и конкретизацией сфер приложения усвоенных мыслительных норм и техник.

Кроме того, выделениевидов мышления можно про­изводить по различным основаниям. Так, опираясь на различные источники, касающиеся изучения мышления, можно выделить следующие виды мышления (см. рис.7).

Рис. 7. Классификация видов мышления по различным основаниям

По характеру решаемых задач различаюттеоретическое и практическое мышление.

Теоретическое мышление — мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений.

Практическое мышление — мышление на основе суждений и умо­заключений, основанных на решении практических задач. Теоретическое мышление — это познание за­конов и правил. Основная задача практического мышления- раз­работка средств практического преобразования действительно­сти: постановка цели, создание плана, проекта, схемы.

Практи­ческое мышление было изучено Б.М.Тепловым. Им установле­но, что важной особенностью практического мышления является то, что оно развертывается в условиях жесткого дефицита време­ни и актуального риска. В практических ситуациях очень огра­ничены возможности для проверки гипотез.

Все это делает прак­тическое мышление в определенном отношении более сложным, чем мышление теоретическое.

По степени развернутости мышления во времени различают интуитивное и дискурсивное, или аналитическое мышление.

Дискурсивное (аналитическое) мышление — мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в созна­нии самого мыслящего человека.

Интуитивное мышление — мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира.

Интуитивное мышление харак­теризуется быстротой протекания, отсутствием четко выражен­ных этапов, является минимально осознанным.

Обычно используют три критерия для различения дискурсивного и интуитивного мышления:1)временной (время протекания процесса); 2) структурный (членение на этапы); 3) уровень осознанности (представленность в сознании самого мыслящего).

По степени новизны и оригинальности различаютрепродуктивное и продуктивное мышление по их функ­циональному назначению.

Репродуктивное мышление — мышление на ос­нове образов и представлений, почерпнутых из каких-то определен­ных источников.

Продуктивное мышление — мышление на основе твор­ческого воображения.

В своей деятельности люди сталкиваются с такими объектами, которые имеют целостно-системный характер. Для ориентации в таких объектах человеку необходимо уметь выде­лить в них внешнее и внутреннее содержание, их внутреннюю сущность и ее внешние проявления. В этой связи по типу познания выделяют теоретическое и эмпирическое мышление.

Теоретическое мышление – мышление, направленное на познание внутреннего содержания и сущности сложных системных объектов. Основным мыслительным действием, связанным с таким познанием, являетсяанализ.

Анализ целостного системного объ­екта обнаруживает в нем некоторуюпростую связь (или отноше­ние), выступающую в роли генетически исходной основы для всех его частных проявлений. Эта исходная связь служит всеобщим или существенным источником становления целостного систем­ного объекта.

Задачатеоретического мышления состоит в обнаружении этой исходной существенной связи, при последующем ее выделении, т.е. абстрагировании, и, в дальнейшем, сведе­нии к этой исходной связи всех возможных частных проявлений системного объекта, т.е. производство действияобобщения.

Эмпирическое мышление – мышление, направленное на познание внешних проявлений рассматриваемых предметов и явлений. Основными операциями эмпирического мышления являетсясравнение и классификация, которые связаны с действиями абстрагирования и обобщения одинаковых свойств, предметов и явлений.

Познавательным продуктом осуществле­ния этих действий являются общие представления (или эмпири­ческие понятия) об этих предметах и явлениях. Эмпирическое мышление выполняет весьма важные и необ­ходимые функции в повседневной жизни людей, а также в нау­ках, находящихся на начальных этапах своего развития.

По функциональному назначению различают критическое и творческое мышление.

Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях других людей.

Творческое мышлениe связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оцениванием чужих мыслей.

Противоположны условия их реализа­ции: порождение новых творческих идей должно быть полностью свободно от всякой критики, внешних и внутренних запретов; критический отбор и оценка этих идей, напротив, требует строго­сти к себе и другим, не допускает завышенной оценки собствен­ных идей. В практике существуют попытки объединения преиму­ществ каждого из этих видов.

Например, в известных методиках управления мыслительным процессом и повышения его эффек­тивности (“мозговой штурм”) творческое и критическое мышле­ние как разные режимы сознательной работы используются на разных этапах решения одних и тех же прикладных задач.

Одно из традиционных различий мышления по типам ос­новано на анализе содержания используемых средств мышления -наглядных или вербальных. В этой связи выделяют наглядное и вербальное мышление.

Наглядное мышление – мышление на основе образов и представлений предметов.

Вербальное мышление – мышление, оперирующее отвлеченными знаковыми структурами.

Установлено, что для полноценной мыслительной работы одним людям необходимо видеть или представлять пред­меты, другие предпочитают оперировать отвлеченными знаковы­ми структурами.

В психологии полагают, что наглядный и вер­бальный виды мышления являются “антагонистами”: носителям первого бывают труднодоступны даже простые задачи, представ­ленные в знаковой форме; носителям второго нелегко даются за­дачи, требующие оперирования наглядными образами.

Источник: http://LibSib.ru/obschaya-psichologiya/psichologiya-mishleniya/vidi-mishleniya

Мышление

Важную роль для мышления играет понимание (людьми друг друга, средств и предметов их совместной деятельности).

Читайте также:  Закон мерфи - психология

Виды мышления

Наглядно-действенное мышление – способность решать практические задачи, оперируя необходимыми для этого предметами. Часто этот вид мышления называют низшим, элементарным.

Оно обнаруживается в поведении детей или животных. Однако исследования показывают, что наглядно-действенное мышление свойственно также многим видам профессиональной деятельности.

С его помощью решают довольно сложные задачи изобретатели, хирурги, руководители, полководцы.

Наглядно-образное мышление. В основе этого типа мышления лежит разрешение проблемной ситуации с помощью образа предмета, воспроизведенного по памяти или в воображении.

Комплексное мышление строится на основе обобщений. Свойственно детям или народам, находящимся на первобытной стадии развития. При комплексном мышлении один и тот же предмет или явление могут входить в самые разные комплексы.

Визуальное мышление – способ решения интеллектуальных задач с опорой на мысленные визуальные образы. Результатом визуального мышление часто является создание новых образов и визуальных форм.

Образное мышление – достаточно сложный тип мышления. Образному может предшествовать наглядно-действенное мышление для отбора предметного содержания образа. Когда образному мышлению предшествует наглядно-образное, происходит абстрагирование и построение концептуальной модели.

Практическое мышление совершается в ходе практической деятельности. В отличие от теоретического мышления, направленного на решение отвлеченных задач, практическое мышление сопряжено с решением практических вопросов и основано на обобщении практического опыта.

Стратегии мышления

При решении любых задач мы используем одну из трех стратегий мышления.

Случайный перебор. Эта стратегия соответствует методы проб и ошибок. То есть, формулируется предположение (или делается выбор), после чего оценивается его правомерность. Так предположения выдвигаются до тех пор, пока не найдется верное решение.

Рациональный перебор. При такой стратегии человек исследует некое центральное, наименее рискованное предположение, а затем, изменяя каждый раз по одному элементу, отсекает неверные направления поиска. Кстати, на этом принципе функционирует искусственный интеллект.

Систематический перебор. При этой стратегии мышления человек охватывает умом всю совокупность возможных гипотез и систематически анализирует их одну за одной. Систематический перебор используется в повседневной жизни редко, но именно эта стратегия позволяет наиболее полно разработать планы долговременных или сложных действий.

Источник: http://medportal.ru/enc/psychology/personalitypsychology/13/

Как превратить свое мышление в осознанное и четкое: эффективные техники

Осознанное мышление позволяет быстро и четко отделять главное от второстепенного, логически приходить к правильным и обоснованным решениям, отделять факты от домыслов, находить наиболее эффективное решение проблем.

Осознанное мышление позволяет быстро и четко отделять главное от второстепенного, логически приходить к правильным и обоснованным решениям, отделять факты от домыслов, находить наиболее эффективное решение проблем.

Люди, обладающие эффективным мышлением всегда на шаг впереди остальных, они всегда выделяются своими успехами и достижениями. Чтобы создать осознанное мышление, понадобится некоторое время и желание измениться в лучшую сторону.

Начать можно с формулирования своих мыслей и целей на бумаге, чтобы научиться составлять логические цепочки событий и уметь четко планировать свой день.

Лучший способ добиться успеха – четко знать, откуда и куда вы движетесь. Существует множество техник, которые помогут развить эффективное мышление в той сфере, в которой оно вам особенно необходимо. Вот только некоторые из них:

Техника «Повтор, согласие, добавление»

Этот метод следует использовать в разговоре с собеседником, когда возникает разногласие по какому-то вопросу. Алгоритм техники:

• Выслушайте собеседника и не перебивайте его. Мысленно сформулируйте свою точку зрения и определите предмет разногласия.

• Кратко повторите тезис собеседника своими словами.

• Добавьте, чего не хватает озвученному мнению, словно продолжая мысль собеседника.

Пример использования техники: «Я услышал твое мнение о том, что на воспитание детей влияют только родители.

Я согласен, что они показывают пример своим поведением и образом жизни, но хочу добавить, что одноклассники, друзья и телевизор тоже могут влиять на подростков. Думаю, неверно полагаться только на родительский пример в воспитании».

Техника помогает отключать ненужные эмоции, заставляет сосредоточиться, учит обосновывать свою точку зрения, а не конфликтовать и переходить на личности.

Техника «Интеллект-карт»

Этот метод очень полезен, когда нужно проанализировать достаточно большой и разнородный объем информации. Его часто демонстрируют в детективах, когда пытаются собрать всю известную информацию на большом листе бумаги или стене и связать ее графическими связями. Этот метод достаточно эффективен благодаря своей наглядности.

Техника Цицерона

По-другому эта техника запоминания называется «метод комнаты». Эта техника особенно часто используется ораторами, которым нужно запомнить большие блоки информации в нужной последовательности.

Суть техники проста — для запоминания взаимосвязи и порядка вещей или предметов, которые необходимо запомнить нужно мысленно расставить их в знакомом вам месте, например, в комнате.

Таким образом, мысленно проходя по знакомому месту, вы как бы собираете заранее расставленные там «предметы».

Техника фокальных объектов

Эту технику особенно любят маркетологи и рекламисты, и все люди, которым по роду деятельности нужно постоянно генерировать свежие и неординарные идеи. Суть техники следующая: у вас есть фокусный объект, который, как правило уже задан либо самим человеком либо заказчиком. Например, бетон.

Затем открывается любая книга и выбираются 3 любых прилагательных. Например, вкусный, морозный, сочный. Затем создаются мысленные ассоциации, пытаясь применить эти свойства фокусному предмету и найти новое и интересное свойство. Практикуясь таким образом, полявляются неординарные и новые идеи.

Помимо определенных методик развития эффективного мышления, есть еще основные упражнения, которые отрабатывают базовые навыки эффективного мышления, необходимые каждому развитому человеку:

Следите за речью

Чтобы мыслить по-новому, нужно говорить по-новому, менять свои привычки и убеждения, которые мешают стать эффективным. Начать стоит с фильтрации, убрав из лексикона негативные слова («невозможно», «тяжело», «ужасно», «катастрофа» и другие). Иногда достаточно несколько дней проследить за своей речью, чтобы сделать ее более конструктивной и положительной.

Работа с текстами

Работу над своим мышлением можно начать с анализа письменной речи других людей, то есть читать тексты, а затем писать на их основе статьи. Алгоритм работы с текстами следующий:

• определитесь с темой, на которую хотите написать статью;

• найдите полезную информацию в Интернете или библиотеке;

• прочтите книгу или экспертную статью;

• структурируйте материал, выписывайте тезисы, на которых будет основываться ваш текст.

Готовую статью обязательно перечитайте через 1-2 дня. Взгляд на нее будет свежим, поэтому вам захочется внести некоторые правки. Такая работа поможет развить ваше мышление, с каждым разом делая его более осознанным и эффективным.

Все материалы сайта защищены авторским правом. Копирование и видоизменение материалов сайта возможно только после письменного согласия администрации сайта.

Источник: http://keep-sane.ru/tehniki-osoznannogo-mishleniya.html

Развитие мышления человека | Упражнения на развития мышления

pikacho · 25.04.2016

Высшей ступенью познания у человека считается мышление. Развитие мышления это психический процесс создания очевидных, не требующих доказательств закономерностей окружающего мира. Это мыслительная деятельность, у которой есть цель, мотив, действия (операции) и результат.

Развитие мышления

Ученые предлагают несколько вариантов определения мышления:

  1. Наивысший этап усвоения и переработки человеком информации, установление причинно-следственных связей между объектами действительности.
  2. Процесс отображения явных свойств объектов и, как следствие, создание представления об окружающей реальности.
  3. Это процесс познания реальности, в основе которого лежат полученные знания, постоянное пополнение багажа представлений и понятий.

Мышление изучают несколько дисциплин. Законы и виды мышления рассматривает логика, психофизиологическую составляющую процесса – физиология и психология.

Мышление развивается в течение всей жизни человека, начиная с младенчества. Это последовательный процесс отображения реалий действительности в человеческом мозге.

Виды мышления человека

Чаще всего психологи разделяют мышление по содержанию:

наглядно-образное мышление;

абстрактное (словесно-логическое) мышление;

наглядно-действенное мышление.

Наглядно-образное мышление

Развито у художников, скульпторов, модельеров – людей творческой профессии. Они преобразовывают реальность в образ, и с его помощью у стандартных предметов выделяются новые свойства, устанавливают нестандартные сочетания вещей.

Наглядно-образное мышление подразумевает зрительное решение проблемы, не прибегая к практическим действиям. За развитие этого вида отвечает правое полушарие мозга.

Многие считают, что наглядно-образное мышление и воображение – одно и то же. Вы заблуждаетесь.

В основе мышления лежит реальный процесс, предмет или действие. Воображение же включает в себя создание выдуманного, нереального образа, того чего нет в действительности.

Упражнения на развитие наглядно-образного мышления:

1. Вопрос-ответ:

Если заглавную букву N из английского алфавита перевернуть на 90 градусов, какая в результате получится буква? Форма ушей у немецкой овчарки?

Количество комнат в жилой комнате вашего дома?

2. Создайте образ последнего семейного ужина. Мысленно нарисуйте событие и ответьте на вопросы:

Сколько членов семьи присутствовало, кто в чем был одет? Какие блюда подавались? О чем была беседа? Представьте вашу тарелку, где лежали ваши руки, лицо рядом сидящего родственника. Ощутите вкус блюд, которые вы ели. Представленная картинка была черно-белой или цветной?

Опишите зрительный образ помещения.

3. Опишите каждый из представленных предметов:

зубная щетка; сосновый лес; закат; ваша спальня; капли утренней росы;

парящий в небе орел.

4. Вообразите Красоту, Богатство, Успех

Опишите выделенный образ при помощи двух существительных, трех прилагательных и глаголов, одного наречия.

5. Представьте людей, с которыми вы сегодня общались

Как они выглядели, в чем были одеты? Опишите их внешность (цвет глаз, волос, рост и телосложение).

Словесно-логический тип мышления (Абстрактное мышление)

Человек видит картину в целом, выделяет только значимые качества явления, не замечая несущественных деталей, которые лишь дополняют предмет. Такое мышление хорошо развито у физиков, химиков – людей, которые имеют прямое отношение к науке.

У абстрактного мышления выделяют 3 формы:

понятие – предметы объединяются по признакам;
суждение – утверждение или отрицание какого-либо явления или связи между предметами;
умозаключение – выводы на основе нескольких суждений.

Пример абстрактного мышления:

У вас есть футбольный мяч (вы можете даже взять его в руки). Что можно сделать с ним?

Варианты: поиграть в футбол, бросить в кольцо, сесть на него и т.д. – не абстракты. А вот, если представить, что хорошая игра в мяч привлечет внимание тренера, и вы сможете попасть в известную футбольную команду…это уже запредельное, абстрактное мышление.

Упражнения на развитие абстрактного мышления:

1. «Кто лишний?»

Из ряда слов выберите одно или более слов, которые не подходят по смыслу:

осторожный, быстрый, веселый, печальный; индюк, голубь, ворона, утка; Иванов, Андрюша, Сергей, Владимир, Инна; квадрат, указка, окружность, диаметр.

Читайте также:  Как развивать у детей веру в себя - психология

тарелка, кастрюля, ложка, стакан, бульон.

2. Чем отличаются:

поезд – самолет; лошадь-овца; дуб-сосна; сказка-стихотворение;

натюрморт-портрет.

У каждой пары найдите минимум 3 отличия.

3. Главное и второстепенное

Из ряда слов выберите одно или два, без которых понятие невозможно, не может существовать в принципе.

Игра – игроки, штраф, карты, правила, домино. Война – пушки, самолеты, сражение, солдаты, командование. Юность – любовь, рост, подросток, ссоры, выбор. Сапоги – каблук, подошва, шнурки, застежка, голенище. Сарай – стены, потолок, животные, сено, лошади.

Дорога – асфальт, светофор, движение, автомобили, пешеходы.

4. Прочитайте словосочетания наоборот:

завтра премьера спектакля; приходи в гости; пойдем в парк;

что на обед?

5. За 3 минуты напишите как можно больше слов на букву ж (ш, ч, я)

(жук, жаба, журнал, жестокость…).

6. Придумайте по 3 самых необычных мужских и женских имен

Наглядно-действенное мышление

Подразумевает решение мыслительных задач через преобразование возникшей в реальности ситуации. Это самый первый способ перерабатывать полученную информацию.

Такой вид мышления активно развивается у детей дошкольного возраста. Они начинают объединять различные предметы в единое целое, анализировать и оперировать ими. Развивается в левом полушарии мозга.

У взрослого человека этот вид мышления осуществляется через трансформацию практической пользы у реальных предметов. Наглядно-образное мышление крайне развито у людей, которые занимаются производственным трудом – инженеров, сантехников, хирургов. При виде предмета они понимают, какие действия с ним надо совершать. В народе говорят, что у людей подобных профессий «набита рука».

Наглядно-образное мышление помогало древним цивилизациями, например, измерять землю, ведь во время процесса задействованы и руки, и мозг. Это так называемый ручной интеллект.

Отлично развивает наглядно-действенное мышление игра в шахматы.

Упражнения на развитие наглядно-действенного мышления

  1. Самое простое, но очень эффективное задание на развитие этого вида мышления – это сбор конструкторов. Деталей должно быть как можно больше, не менее 40 штук. Можно использовать наглядную инструкцию.

  2. Не менее полезны для развития такого вида мышления и различные пазлы, головоломки. Чем больше будет деталей, тем лучше.
  3. Составьте из 5 спичек 2 равных треугольника, из 7 – 2 квадрата и 2 треугольника.

  4. Превратите в квадрат, разрезав один раз по прямой линии, круг, ромб и треугольник.
  5. Слепите из пластилина кошку, дом, дерево.
  6. Определите без специальных приборов вес подушки, на которой вы спите, всей надетой на вас одежды, размер комнаты, в которой вы находитесь.

У каждого человека должны быть развиты все три типа мышления, но преобладает всегда один вид. Определить это можно еще в детстве, во время наблюдения за поведением ребенка.

Читайте далее «Развитие логического мышления«

«Развитие творческого мышления«

«Развитие критического мышления«

5,00 (: 9)Загрузка… 13 110

ИнтеллектЛичные качестваМышлениеПсихологияРазвитиеРазвитие мышления

Источник: http://pikacho.ru/razvitie-myshleniya/

Секреты эффективного мышления

Почему люди не живут той жизнью, о которой мечтают? Что мешает воплощать намерения? Откуда берутся проблемы «на ровном месте»? Многие неприятности – результат неэффективного мышления. Оно формируется в процессе воспитания, обучения в школе, общения в социуме. Как выработать навыки эффективного мышления и проложить собственный путь к успеху?

Мы усваиваем установки и стереотипы, которые заставляют нас выбирать не самый лучший вариант, а «приемлемый» – навязанный извне (родителями, учителями, сверстниками, СМИ). Это нередко тормозит на пути к достижению цели, мешает мыслить рационально и извлекать максимальную пользу из всех имеющихся ресурсов.

Эффективное мышление: что это и как проявляется?

Эффективным называют такое мышление, которое позволяет легко находить новые, более рациональные решения поставленных задач. При этом человек минимизирует затраты времени, сил, денег и получает максимально возможные результаты.

Как научиться мыслить и поступать эффективно?

Мысль – начало поступка. Чтобы совершать предельно рациональные действия, нужно научиться правильно мыслить.

Предлагаем вам рассмотреть 5 советов, которые помогут развить эффективное мышление, ускорят процесс достижения цели и улучшат результаты:

1 Постоянный поиск новых методов.

Человек – раб привычек. Каждый из нас совершает тысячи однотипных действий ежедневно. Мы идем на работу одним и тем же маршрутом, автоматически завариваем кофе, привычно обедаем в одних и тех же заведениях, покупаем в «проверенных» магазинах.

Мы перестаем замечать новые детали только потому, что мозг настроен на однообразие. Так же он и мыслит – однообразно. Чтобы изменить мышление, нужно постоянно обновлять «базу» привычек. Возьмите за правило каждый раз идти с работы другим маршрутом, делать что-то новое и непривычное, по-иному реагировать на обыденные вещи, замечать детали.

В поисках решения обязательно обдумывайте все варианты, в том числе и те, которые хочется сразу же отбросить как нереалистичные. Примите как данность, что реально все, и каждый раз задавайте себе вопрос: «Как это сделать?»

2 Перебирайте все варианты.

Еще один способ научить себя мыслить более эффективно – пробовать все способы по очереди. Определив для себя возможные методы достижения цели, попробуйте их все, перебрав один за другим. Это очень расширит ваши представления о собственных возможностях, т.к. люди обычно выбирают не самый результативный, а самый знакомый и понятный способ решения задачи.

3 Используйте метод мозгового штурма.

Записывайте все идеи и способы достижения цели, какие только придут вам в голову. Даже если какой-то метод покажется вам абсолютно сумасшедшим и нереалистичным, запишите его и обязательно обдумайте.

4Учитывайте закон убывающей отдачи.

Он гласит, что увеличение расхода ресурсов далеко не всегда приводит к пропорциональному улучшению результата. Это значит, что если потратите вдвое больше времени, сил и денег на решение задачи, результат может быть и лучше, но точно не вдвое.

5 Оптимизируйте, но не чрезмерно

Оптимизация – это прекрасно, но не становитесь фанатом самого процесса. Если вы будете зациклены на постоянных поисках наиболее рациональных решений, у вас может просто не остаться сил для действий. Записывайте свои цели, планируйте пути достижения и действуйте!

Зачастую люди получают установки, которые по-настоящему отравляют жизнь, мешают принимать решения, заставляют бояться действовать. Как правило, страхи закладываются еще в детстве и сам человек может их даже не осознавать. Здесь поможет хороший психолог.

Запишитесь на консультацию и избавьтесь от страхов и ограничений. Достигайте целей и наслаждайтесь этим процессом!

Источник: http://marinasmolenskaya.ru/staty/sekrety-effektivnogo-myshleniya.html

Виды мышления в психологии

Вся получаемая информация из окружающего мира воспринимается человеком и позволяет ему представлять обе стороны того или иного предмета, предвидеть изменения и устремляться вглубь каждого предмета. Однако данный процесс возможен только с помощью мышления.

Мышление – это познавательный процесс, который характеризуется опосредованным и обобщенным отражением действительности в деятельности каждого индивида. Явления и предметы действительности обладают отношениями и свойствами за счет восприятия и ощущений.

Мышление имеет несколько особенностей, среди которых особо четко выделяются:

  • Опосредованный характер – каждый индивид познает мир косвенно, т.к. каждое свойство познается через другое взаимосвязанное свойство. В данном случае мышление опирается на восприятие, ощущения и представления, т.е. ранее полученные теоретические и практические знания и навыки;
  • Обобщенность – представляет собой процесс познания существенного и общего в объектах существующей действительности, поскольку все свойства аналогичных объектов тесно взаимосвязаны между собой. Общее может существовать и проявляться только в конкретном отдельном объекте. Данная особенность выражается за счет языка и речи. Словесное обозначение может быть отнесено к конкретному объекту, либо группе аналогичных свойств.

Итоги познавательной деятельности выражаются и фиксируются в качестве понятий, т.е. отражения признаков и свойств каждого существенного предмета. Понятие складывается на основе имеющихся умозаключений и суждений. В результате обобщения оно становится высшей ступенью познания мира, являясь продуктом мозга.

Основные формы мышления

Мышление каждого отдельного индивида протекает в двух формах: умозаключений и суждений. Рассмотрим формы мышления более подробно:

  • Умозаключение – представляет собой результативный вывод, складывающийся из нескольких суждений, позволяя нам получать новые знания и практические навыки о конкретном явлении или предмете, существующего в объективном мире. Умозаключения могут выступать в нескольких видах: дедуктивные, индуктивные и по аналогии;
  • Суждение – определенная форма мышления, которая отражает объекты действительности в конкретных отношениях и связях. Каждое отдельное суждение представляет конкретную мысль об объекте. Последовательность нескольких суждений с последовательной связью необходимы для мыслительного решения задачи или вопроса, что представляет собой определенное рассуждение. Само рассуждение приобретает практический смысл только в случаях, когда оно приводит к конкретному умозаключению или выводу. Так умозаключения может стать ответом на интересуемый вопрос.

Основные виды мышления

В зависимости от расположения слов, действия или образа а в мыслительном процессе, а также их взаимодействия между собой, различают несколько видов мышления. Каждый из них имеет свои особенности (теоретические или практические). Рассмотрим более подробно основные виды мышления:

  • Наглядно-действенное – данный вид мыслительной деятельности индивида опирается непосредственно на восприятие конкретного предмета;
  • Предметно-действенное – данный вид мышления направлен на решение вопросов и задач в условиях конструктивной, производственной, организаторской, а также всех видах практической деятельности граждан. В данном случае практическое мышление выступает в качестве конструктивного технического, позволяя каждому человеку решать технические задачи самостоятельно. Сам процесс представляет взаимодействие практических и умственных компонентов работы. Каждый момент абстрактного мышления тесно взаимосвязан с практическими действиями индивида. Среди характерных особенностей можно выделить: внимание к деталям, четко выраженная наблюдательность, умение использовать внимательность и навыки в конкретной ситуации, умение быстро переходить от размышления к действию, оперирование пространственными схемами и образами. Только так единство воли и мысли проявляется максимально в данном виде мышления;
  • Наглядно-образное – весь процесс мышления характеризуется опорой на образы или представления, отвлеченные мысли, что позволяет человеку в конкретных образах воплощать обобщения;
  • Словесно-логическое (абстрактное) мышление – данный вид мышления осуществляется за счет логических связей и структур логических операций и понятий. Оно направлено на выявление конкретных закономерностей в окружающем мире и человеческом обществе, поскольку отражает общие отношения и связи. В данном случае понятия играют главенствующую роль, а образы выступают в качестве второстепенной.

Все виды тесно взаимосвязаны друг с другом.

Источник: http://www.edu-psycho.ru/vidy-myshleniya-v-psihologii.html

Способы мышления человека в психологии для разрешения проблем

Елена

30.08.2016 в 08:35

Здравствуйте, дорогие друзья!

От нашего способа думать зависит итог выполняемых действий. Мыслительный процесс — это глубокая и осмысленная переработка поступающей информации в форме течения мыслей, восприятия эмоциональных ощущений и визуальных образов.

Конечно же, происходит это в уникальных и неповторимых вариациях, степенях погруженности и увлеченности в происходящее: стиль и привычка думать, может быть повязана под логику и целесообразность, порой может быть полным бредом или эталоном вековой мудрости. Способы мышления влияют на становления человека в жизни и конечно же на его успешность.

Читайте также:  Ложь - психология

Психологи различают виды модели размышлений по содержанию, а именно: наглядно-действенный вид, образный и абстрактный. Также существует распределение по характеру задач: практический и теоретический способ думать и конечно же по уровню оригинальности: репродуктивный или продуктивный (то бишь творческий, нестандартный) мыслительный процесс, который может помочь найти гениальные идеи.

Доводилось ли вам ловить себя на мысли, что в зависимости от ситуации, вы применяете разные способы справится с трудностью? Часто люди усовершенствуют свой особый стиль и развивают уровень других видов и способов подумать, чтобы подходить к решению задач более эффективно.

Какие способы мыслить наиболее распространенные?

1. Логический

Конечно же, это наиболее популярный способ заставить свой мозг поработать. Логика характеризуется последовательными размышлениями по теме события. Как результат — выводы вытекают один из другого. И когда все кирпичики сложены воедино, человек осмысливает происходящее благодаря личным аргументам.

И при этом, если он столкнется с чем-то ранее не знакомым, то такой линейный процесс осмысления, может быть малоэффективным.

Универсальный способ добиться более высоких показателей — это совмещать плюсы различных типов мышления в зависимости от среды, в которой вы оказались и конечно же задач, что стоят перед вами.

2. Геометрический

Существуют люди, которые не могут сконцентрировать мозг на решении, пока не нарисуют шкалу, график или схему для более глубоко понимания. Такой вид мышления, обозначен длительным сбором информации и выражается графическим изображением предмета размышления.

Зачастую, прибегают к такому способу люди, которые имеют аналитический склад ума. Но научиться использовать некоторые фишки из их обихода не плохая идея! Развитие скрупулезной привычки использовать константы, первичные данные и вводные, а после понимать степень их изменений — немаловажный факт в избежании стратегических ошибок и странных поступков.

3. «Мозговой штурм»

Эта прекрасная методика демонстрирует свои сильные стороны при решении коллективных задач. Но освоив технику и особенности, вы можете проводить подобные набеги на свой разум в одиночестве и полном сосредоточении.

Вам может показаться, что мозговой штурм — это банальное общение. Но это не так! Это форма здравого, совместного мышления, когда информированные люди собираются вместе и благодаря совместным, мозговым усилиям, находят верное решение. В чем плюс, спросите вы?

Парадокс заключается в том, что скрытой и ударной формой мозгового штурма выступает сила «разумной мысли». У человека, увлеченного попытками найти идеальный способ решить поставленную задачу, из-за присутствия в помещении других людей, увлеченных тем же процессом, наблюдается повышение работоспособности.

Именно из-за того, что человек не зацикливается на одной идеи, а продумывает целую массу ходов, у него открывается пространство для рождения нетривиальных вариантов реализации планируемого! Такой метод мышления полезно тренировать каждому человеку, ведь мозговой штурм применим и в обычных, житейских вопросах.

4. Озарение или «внезапный удар идеи»

Этот вид я назову «сверхскорость»! Суть его заключена в самом процессе выработке интересных находок. Озарение, зачастую, накатывает, как вспышка. Его действие не долгосрочное, но весьма продуктивное.

Человек в таком состоянии видит все мельчайшие подробности дела, с которым ему довелось столкнуться. Его глаза широко открыты, мир видится совершенно в ином свете и правильное решение находится моментально!

«Эврика!»- воскликнет он! Критический накал напряжения в мозге и непреодолимое желание найти выход из комнаты без углов, толкает нас на открытие в себе неведомых граней мышления.

Подобные вспышки озарения наблюдаются не только в работе ученых, первооткрывателей, но и у людей, попавших в условия, требующих немедленной реакции: угроза жизни, состояние аффекта и т. д.

Именно тогда он принимает решение, убегая от стаи собак, перепрыгнуть через двухметровый забор. Адреналин, спросите вы? — Не думаю, что только он всему виной, отвечу я.

5. Дискретный

Привычка думать и чесать затылок таким образом, наполнена шаблонностью, штампами, не умением предугадать результат и последствия своих собственных действий.

6. Диалектический

Диалектический способ мышления основывается на трудах древнегреческих философов, философия которых твердила, что если нужно добиться истины, то только путем раскрытия противоречий в мыслях противника и их преодоления.

Извечный поиск истин и постоянное сопоставление противоречий в собственных суждениях, с уверенностью можно назвать вышеупомянутым способом мышления, где проблема или задача, выступает в роли противника.

Каждый из нас сосредоточил в себе основополагающие принципы построения мысли и вспомогательные. Способы тренировки серого вещества рассчитаны на то, чтобы человек находил новые пути к становлению своей наивысшей работоспособности и «включенности» в огромный мир.

От того, насколько качественно и эффективно вы в важный момент отодвигаете эмоции в сторону — зависит и скорость реакции. Правда, творческим людям, наоборот стоит придерживаться своего эмоционального запала, иначе их уровень мотивации иссякает.

Грамотное варьирование между логикой и творчеством, то бишь то, что можно назвать «золотой серединой» здравого смысла и максимума из ваших возможностей можно назвать ежедневной работой над собой, что не имеет конечной точки своего развития.

Друзья, на этой философской нотке я вынуждена закончить сегодняшнюю статью.

Подписывайтесь на обновление моего блога и рекомендуйте его друзьям для прочтения. В комментариях расскажите о том, как думаете вы? Чем руководствуетесь?

До встречи на блоге, пока-пока!

Источник: http://elenarou.ru/kakie-sushhestvuyut-sposobyi-myishleniya-u-cheloveka.html

Типы, виды, формы мышления человека: абстрактное, наглядное, действенное, образное, словесно-логическое мышление, научное

Каждый человек наделен возможностью мыслить.

Мышление человека, включая представления и образы, является не только показателем склада ума (разума, мудрости) и интеллекта (IQ), но и в зависимости от типа, вида, формы мышления — показателем его чувств, эмоций и поведения, а значит — программы жизни, судьбы, если хотите…

Сегодня на психологическом сайте http://Психоаналитик-Матвеев.РФ, вы, уважаемые посетители, узнаете про такие типы, виды и формы мышления человека как абстрактное, наглядное, действенное, образное, словесно-логическое, научное мышление и др., и про то, как это влияет на нашу жизнь и судьбу.

Итак, какие бывают типы, виды и формы мышления человека

Существует множество типов, видов и форм мышления человека, посредством которых наша психика воспринимает, перерабатывает и преобразует всю информацию, считываемую пятью органами чувств (зрение, слух, обоняние, осязание и вкус) поступающую из внешнего мира.

Мы рассмотрим основные типы, виды и формы мышления: наглядное, образное, предметное, действенное, словесно-логическое, абстрактное, профессиональное и научное, а также ошибки мышления, приводящие человека к психологическим, эмоциональным и жизненным проблемам.

Наглядное и образное мышление

Наглядно-образное мышление — работа правого полушария головного мозга — представляет собой, преимущественно, зрительную (визуальную) переработку информации, хотя это может быть и аудиальная (слуховая). Такой тип мышления присущ животным (у них нет второй сигнальной системы — не могут мыслить словами) и маленьким детям.

Во взрослой жизни, наглядно-образное мышление (его еще называют художественным видом) свойственно людям с ведущим правым полушарием, творческих профессий, например художникам, актерам…

Люди с образным мышлением часто думают картинками, любят представлять ситуации в образе, фантазировать, мечтать…и даже грезить наяву…

Практическое или предметное, действенное мышление

Оперирование предметами, взаимодействуя с ними: разглядывая, ощупывая, слушая, может даже обнюхивая и пробуя на вкус — представляет собой предметно-действенное мышление. Оно свойственно малым детям, познающим таким образом мир, приобретая некий жизненный опыт, и животным.

У взрослого человека также проявляется предметное и действенное мышление — этот вид практического, конкретного мышления используется не только людьми практических профессий, где предметами нужно постоянно манипулировать, но и в обычной, бытовой жизни, например, когда человек раскладывает все предметы на свои места и знает где что находится (в отличие от творческого типа мышления — таким людям свойственен «творческий беспорядок» и постоянный поиск чего-то нового).

Словесно-логическое мышление

По мере развития и взросления, человек учится говорить и логически мыслить. Картинки и образы, непосредственное восприятие (увидеть, услышать, пощупать, понюхать, вкусить) заменяются словесными обозначениями и логическими цепочками рассуждений, приводящих к тем или иным умозаключениям.

У многих начинает больше работать левое полушарие, люди воспринимают и интерпретируют мир: жизненные ситуации и различные явления словами, пытаясь логически осмыслить происходящее вокруг.

Правополушарное (образное, эмоциональное мышление) также никуда не девается, и все, что было воспринято наглядно-образно и предметно-действенно, вместе с эмоциональной окраской, сохраняется в подсознании человека. Однако, большинство людей не помнят своего детства и особенно детских переживаний, т.к. будучи взрослым, человек мыслит логически, словами, а не образами и картинками, как в детстве.

Абстрактное мышление

Абстрагирование, отвлечение от того, что можно воспринять непосредственно, увидеть, пощупать…, думание обобщенными понятиями, представляет собой абстрактное мышление, свойственное старшим школьникам и взрослым людям, у которых уже развилось словесно-логическое мышление.
Например, понятие «Счастье» — абстракция, т.е. оно обобщает множество различных человеческих благ, его нельзя потрогать и увидеть, плюс ко всему — каждый по-своему понимает, что такое для него счастье…

Профессиональное и научное мышление

Во взрослой жизни человек получает какую-либо профессию, он начинает мыслить профессиональными понятиями, так и воспринимает мир и происходящее вокруг.

Профессиональное мышление пересекается с предметным, а научное — с творческим, т.к. любой ученый, исследователь, постоянно в поисках новых открытий.

Однако всем этим людям не чуждо и словесно-логическое, и абстрактное, и наглядно-образное мышление. Другое дело, когда люди часто совершают — обычно неосознанно, как по программе — множество мыслительных ошибок. Т.е. подсознательно путают, когда и как нужно мыслить, чтобы добиваться успехов в жизни, и того же пресловутого счастья…

Ошибки мышления, приводящие человека к неудачам и краху

Наше мышление (слова, картинки и образы) во многом зависит от хранящихся в глубине психики (заложенных туда извне, в процессе воспитания, окультуривания и первичной социализации) внутренних глобальных, часто обобщенных убеждений (мировосприятия).

Стереотипное мышление и многочисленные, зачастую неосознаваемые логические ошибки и образуют тот или иной, удачливый или неудачный, жизненный сценарий человека (человек, мысля постоянно по одной заученной схеме, живет как робот, кибернетический организм, по программе, по установленным в голове алгоритмам).

И именно от этих алгоритмов мышления и зависит жизнь и судьба человека — счастливая или несчастная.
Но если изменить «плохую» программу, т.е. изменить роботизированные мысли, чувства и поведение, то измениться и сама жизнь…и судьба

Нужно немногое — проанализировать негативные ситуации в жизни, и виды, типы и формы мышления в них, чтобы изменить последнее… Здесь вам поможет психоанализ онлайн

Психологическая помощь по скайпу

Консультация психолога

Бесплатная психодиагностика мышления: Пройти тесты на личность и интеллект

Психологический журнал психоаналитика: Читать статьи по психологии онлайн

Источник: http://xn—-7sbabkauaucayksiop0b0af4c.xn--p1ai/psychologiya/tipy-vidy-formy-myshleniya/

Ссылка на основную публикацию