Интуиция — этимология и история вопроса — психология

Понятие интуиции. Этимология слова

Понятие интуиции. Этимология словаИнтуиция - этимология и история вопроса - психологияВиды понятий и отношение между ними

В истории логики при решении вопроса о понятии допускались, прежде всего, две крайности. Одна — это отрыв понятия от действительности, противопоставление ей, неумение увидеть органическую связь с ней…

Вчення про внутрішню форму слова (О.О. Потебня)

1. Проблема співвідношення мови та мислення. Вчення про внутрішню форму слова О. Потебні

Розвязуючи проблему співвідношення мови і мислення, філософ вказує, що між ними існує безумовний звязок та взаємозалежність, але ніяк не тотожність. Мова є лише однією з форм мислення…

Замысел метафизики Ю.С. Владимирова

«Метафизика» в традиционном смысле слова

Современному человеку непросто ответить на вопрос, что такое метафизика. Одна эпоха сменяла другую и вносила свои коррективы не только в само понятие, но и в отношение к нему…

Об интуиции в творчестве

Способность постижения истины или идеи изобретения, открывающее нечто или изобретающей нечто, без обоснования с помощью логики именуется интуицией. Интуицию издавна делят на две разновидности: чувственную и интеллектуальную…

Интуиция и искусственный интеллект

1. Природа интуиции

Интуиция слово латинское и переводится как пристальное всматривание, философское понятие, выражающее способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без доказательств…

Исторический спор западников и славянофилов

2.1 Понятие

Западничество, как и славянофильство, возникло на рубеже 30—40-х годов XIX в. Оно было представлено «обеими столицами» — Москвой и Петербургом. Московский кружок западников оформился в спорах со славянофилами в 1841—1842 гг…

Место интуиции в философии

История развития термина интуиции в философской мысли

Чтобы лучше понять, что же такое интуиция рассмотрим ее место в научном познании и взгляды философов на нее. Демокрит и Платон рассматривали интуицию как внутреннее зрение. Платон утверждал…

Место интуиции в философии

Виды интуиции

До определенного времени такого рода явления были неподвластны логическому анализу и изучению научными средствами. Однако последующие исследования позволили, во-первых, выявить основные виды интуиции; во-вторых…

Место интуиции в философии

Классификация форм интуиции

Остановимся на вопросе о классификации форм интуиции. Чаще всего исследователи ссылаются на классификацию, предложенную М. Бунге. Он различает, прежде всего, чувственную и интеллектуальную интуиции…

Общая характеристика суждений

1. Понятие

Придумать самостоятельно или отыскать в специальной литературе (но не по логике!): 1.1 примеры: а) обобщение понятия Обобщение понятия (англ. Concept gneralisation) — логическая операция, которая заключается в том…

1. Понятие «гипотеза». Гипотеза как форма развития знаний. Логическая природа гипотез. Виды гипотез: общие и частные. Понятие рабочей гипотезы. Условия отбора предпочтительных гипотез. Построение гипотезы и этапы ее развития. Роль умозаключения и опытных данных при построении гипотез. Способы подтв

Достоверному познанию в научной или практической области всегда предшествует рациональное осмысление и оценка доставляемого наблюдением фактического материала…

Основы философского знания

2.4 Магия слова

Обращаясь к другим людям, говорящий не просто сообщает им свои мысли и чувства, он побуждает их к тем или иным поступкам, убеждает их в чем-либо, приказывает, советует, отговаривает их от каких-нибудь действий и т.д. Слово — великая сила…

Познание Бога в философии Декарта и Спинозы

1.2 Правила метода Декарта и его учение об интеллектуальной интуиции

Декарт хочет предложить, как он сам пишет в «Правилах для руководства ума», «четкие и легкие правила, которые не позволят тому, кто ими будет пользоваться, принять ложное за истинное. 1. «Никогда не принимать ничего на веру…

Проблема бытия в философских учениях и философских системах

8. Проблема интуиции

За более чем двухтысячелетнюю историю философской науки проблема интуиции неоднократно получала весьма определенные и конкретные решения…

Учение Декарта об интеллектуальной интуиции

Рационализм Декарта основывается на том, что он попытался применить ко всем наукам особенности математического метода познания. Бэкон прошел мимо такого эффективного и могучего способа осмысления опытных данных…

Источник: http://fil.bobrodobro.ru/3442

Место интуиции в философии (стр. 1 из 5)

Содержание

Введение

Понятие интуиции. Этимология слова

История развития термина интуиции в философской мысли

Интуиция в новое время

Виды интуиции

Классификация форм интуиции

Соотношение идеального и дискурсивного

Заключение

Список литературы

Введение

В получении нового знания большую роль играют логическое мышление, способы и приемы образования новых понятий, законы логики.

Но опыт познавательной деятельности свидетельствует, что обычная логика во многих случаях оказывается недостаточной для решения научных проблем; процесс производства новой информации не может быть сведен ни к индуктивно, ни к дедуктивно развертываемому мышлению.

Важное место в этом процессе занимает интуиция, сообщающая познанию новый импульс и направление движения. Интуиция как специфический познавательный процесс, непосредственно продуцирующий новое знание, выступает столь же всеобщей, свойственной всем людям (правда, в разной степени) способностью, как и чувства, и абстрактное мышление.

Распространенность, всеобщность интуиции подтверждают многочисленные наблюдения над людьми в обычных, повседневных условиях; нередки случаи, когда в нестандартной ситуации, требующей быстрого решения в условиях ограниченной информации, субъект производит выбор своих действий, как бы «предчувствуя», что нужно поступить именно так, и никак иначе. История человеческой культуры знает немало случаев, когда ученый, конструктор, художник или музыкант достигали принципиально нового в своей области как бы путем «озарения», «по наитию». Феномен интуиции чрезвычайно широк и не всегда все, что считают интуитивным, действительно заслуживает такого названия.

Моей задачей будет разобраться в том, какую роль играет интуиция в процессе познания, что она представляет, почему занимала умы великих ученых и философов, и занимает по сей день.

Понятие интуиции. Этимология слова

Интуиция (позднелатинское intuitio – созерцание, составные лат. in – в, внутри; лат. tui – мочь, неметь(онеметь), ты, тебе; лат. ti (tum) – после, затем, потом, так же от лат.

intueor – пристально смотрю), способность мысленно оценивать ситуацию и, минуя рассуждения и логический анализ, моментально принимать правильные решения. Интуитивное решение может возникнуть как в результате напряженного раздумывания над решением вопроса, так и без него.

Начало этого можно найти в учении Платона об идеях, в котором присутствует понятие их постижения. Эпикурейцы закрепили этот феномен непосредственного познания или постижения в слове επιβολή.

Термины для обозначения двух видов познания появились у Филона Александрийского, а затем у Плотина, различавшего επιβολή (непосредственное, мгновенное постижение (узрение, озарение)) и διεξοδικός λόγος (последовательное, дискурсивное познание, с помощью логических умозаключений).

Перевод понятия επιβολή на латинский язык термином «intuitus» (от глагола intueri, означающего «всматриваться», «проникать взглядом (зрением), «мгновенно постигать») был сделан в V веке Боэцием.В XIII веке немецкий монах Вильгельм из Мёрбеке (1215–1286) повторил перевод Боэция, и термин «интуиция» стал частью западноевропейской философской терминологии.

В психологии интуиция означает способность сознания непосредственно постигать предмет познания без опосредствующего влияния знаково-символического и доказательно-логического инструментария. Традиционно интуиция, противополагается дискурсу, тоесть выводному, доказательно-опосредствованному пути получения знания.

Жесткое разведение интуиции и дискурса, критическая оценка возможностей логического мышления характерны в основном для религиозно-мистических учений, концепций.

Различия между непосредственными и опосредствованными путями получения знания не абсолютизируются, хотя в более распространенном понимании термин определяется как вид мгновенного озарения, инсайта, творческого озарения.

В результате таких прозрений, чаще всего неожиданных для него самого, человек обретает решение долго мучившей его проблемы; находит верный выход из жизненной коллизии; создает художественные шедевры; проникает в сокровенные глубины психического мира чужого и собственного, а иногда вообще рождается как бы заново, обретая новый смысл и цель личного бытия. Акт интуитивного понимания зачастую происходит столь быстро и внезапно, а эмоционально переживается настолько возвышенно и остро, что индивид ощущает собственное «Я» как бы вышедшим за пределы его физического тела и растворившимся в постигаемой предметности, переживает состояние экстаза, или творческого восторга. Иногда наоборот: спонтанно и мгновенно обретаемое просветление производит впечатление, будто ключевая мысль, образ или формула приходят извне, словно посылаются кем-то свыше как нисхождение благодати, особенно свойственное психологии верующего человека.

История развития термина интуиции в философской мысли

Чтобы лучше понять, что же такое интуиция рассмотрим ее место в научном познании и взгляды философов на нее.

Демокрит и Платон рассматривали интуицию как внутреннее зрение.Платон утверждал, что созерцание идей (прообразов вещей чувственного мира) есть вид непосредственного знания, которое приходит как внезапное озарение, предполагающее длительную подготовку ума.

Неоплатонизм выражал различные платоновской интуиции идеи. Плотин развивает платоновское учение о вневременной интеллектуальной интуиции, но лишает её тех точек опоры, которые возвёл Платон.

Основатель неоплатонизма избрал для толкования философии Платона весьма небольшой круг его текстов. Ум души у Плотина нерефлексивен и подобен уму демиурга (ибо ипостаси обнаруживаются и в природе, и в нас), а душа дискурсивна (рефлексивна).

«Рассуждение есть дело не ума, а души, обладающей делимой энергией в делимой природе». Его интуитивный разум как недискурсивный был в последующем интерпретирован в духе интуитивизма – как недискурсируемая интуиция.

Недискурсированное мышление может в процессе понимания его стать дискурсированным, а понятия недискурсированный и недискурсируемый обозначают разные вещи.

Если не обращать внимания на различие акцентов, то создаётся впечатление, что Плотин с его учением работает в русле платоновской философии. Однако понимание диалектики и интуиции Плотином несколько изменило платоновские разработки.

У Платона душа человека является субстанциальным бытием, а Плотин полноценным субстанциальным бытием наделяет только надмировой ум («нус»). Плотиновский микрокосм познаётся только через интроспекцию.

Полностью самодостаточный (тождество бытия и мышления) ум является носителем вневременной интеллектуальной интуиции, которая в принципе может раскрывать своё содержание чувственному или дискурсивному познанию.

Разделение мышления на эмпирическую часть, или эмпирическое «Я», и интуитивную, внешне соответствует платоновским установкам. Однако у автора «Эннеад» душа лишается субстанциальности. Всеобщее и не всеобщее одной и той же субстанции в плотиновской интерпретации оказались разными сущностями, разделёнными иерархически.

Именно этого и касается его радикальная антиредукция между субстанцией ума в душе и лишённой субстанции рефлексивной сферой. Душа по Плотину – это «материя ума», в то время как у Платона всё наоборот – всепроникающий всеохватывающий субстанциальный ум может проявлять себя (в своей невсеобщей области) и как рефлексивная душа.

Душа, будучи субстанцией, имеет сферу рефлексии и законы этой рефлексии – это частное, единичное, случайное. Тоесть, душа может быть рассмотрена как со стороны её разумности (всеобщности), так и со стороны рассудочности (рефлексии и невсеобщности).

Субстанция одна, и законы её для её всеобщности одни и те же, но на уровне невсеобщего временно они изменяются, не препятствуя действию законов всеобщих.

Плотин не объясняет, почему душа иногда может интуитивно мыслить. У Платона же чётко на это способен только разум, а само рефлексивное не может быть интуитивным.

Плотин допускает, что не все характеристики, приложимые к субстанциальному уму («нусу»), можно отнести к уму, присущему человеческой душе. Разделённые на уровне души мыслящее и мыслимое, сущность и существование, совпадают только в «нусе». Позицию его можно объяснить.

Читайте также:  Лицо - психология

Он пытается увязать диалектику Платона с божественным триединством, где в Едином существует ум бог.

Платоновская категория «Единое» гипостазируется, превращается из момента диалектической логики (субстанции) в сущность, вынесенную за её пределы.

Тождество противоположностей оказывается выше интуиции, а интуиция (в сущности своей субстанциальная) приобретает связь с эмпирией, переходя от возможности в действительность.

Различие между интроспекцией и интуицией души на уровне самой души становится недостаточно дифференцированным, а душа познаётся больше через интроспекцию.

Одним из самых значительных представителей христианского неоплатонизма в истории патристики был Августин. Он приспосабливал платоновское наследие к теологии. Если Плотин ставил выше субстанции Единое, то Августин считал Бога выше субстанции, правда, и сам Бог – высшая субстанция.

Предварительным познанием Бога является интроспекция (интроспекция – подготовительный этап к религиозно-этической интуиции). Через посредство интроспекции субъект связывает низшую – чувственную сферу с высшей – умопостигаемой.

В результате человеческая индивидуальность, с одной стороны, бытийна, а с другой – эта же бытийность имеет рефлексивную природу, выраженную в формуле: «Я сомневаюсь, следовательно, я существую».

В книге «О видении бога» излагая интуитивистскую версию «cogito», Августин перечислял, в сущности, интроспективные признаки: «всякий внутренне видит себя живущим, видит хотящим, видит исследующим, видит знающим, видит незнающим».

Источник: http://MirZnanii.com/a/230793/mesto-intuitsii-v-filosofii

Могучая сила интуиции

«Ты в этом уверен?» — «Не, но я чувствую интуитивно…» Нередко слово «интуиция» применяется для определения чего-то неопределенного, логически необоснованного.

Тем не менее, интуиция гораздо старше логики, и большую часть своей истории человечество руководствовалось именно ею. Само его существование в немалой степени есть результат развития интуиции.

И в современном мире интуиция играет не менее важную роль.

Немалая часть того, что содержит в себе искусство, философия, научное либо иное открытие, осуществляется на интуитивном уровне.

Для создания произведения искусства (а позднее – для понимания его смысла), для осуществления изобретения или открытия, для осмысления любого закона природы или новой идеи, требуется не только знание, не одни лишь теории науки, философии или эстетики.

Необходимо ощутить и выразить СУТЬ, ДУХ, СИЛУ идеи, которую мы намерены осознать, и передать это посредством подходящей формы. А словами этот дух невозможно ни адекватно сформулировать, ни передать.

Интуиция – способ, позволяющий нашим Сердцам и Душам общаться с Сознанием: она не может оставаться в границах здравого смысла и логики.

Интуиция человека пользуется не просто визуальными образами, но и метафорами, символами, архетипами, она применяет неожиданные формы и способы, собранные за всю многовековую человеческую историю.

Следовательно, интуиция несопоставимо богаче прочих, традиционных и более привычных форм познания по своим возможностям.

Логика – весьма ограниченный инструмент человеческого Сознания. Да, именно инструмент, которым пользуется мышление, но никак не само мышление. Она способна обработать информацию, однако создание нового знания для нее недоступно, она обеспечивает корректное преобразование суждений, однако не позволяет определить, ложны или истинны сами посылки.

Парадокс состоит в том, что стопроцентное логическое мышление принципиально невозможно. Следовательно, логике обязана предшествовать некая способность постигать истину.

Именно эта способность, предшествующую логике, и, само собой, для постижения истины логикой не пользующуюся, в старину и назвали интуицией.

(Этимология слова «интуиция» уходит в латынь; intuition значит «пристальное всматривание»).

Там, где рассудок движется к цели логическими, последовательными шагами, медленно, но неуклонно, интуиция действует подобно молнии. Ей не нужны доказательства, она не базируется на рассуждениях. Такой род мышления течет «естественно», незаметно, он не настолько утомляет, как логическое мышление, подразумевающее волевые усилия.

Едва человек отдается на милость интуиции, он утрачивает нить логических рассуждений, окунается в стихию неясных ощущений, внутренних состояний, образов, предчувствий и символов.

Наоборот, если мышление человека протекает в логическом режиме, в полной мере осознанном, он теряет доступ к опыту интуиции.

Человек способен с помощью интуиции сразу охватить целостную картину реальности. Он предугадывает.

Или даже ясно видит, в каком направлении будут разворачиваться дальнейшие события (хотя бы основные варианты), и что последует в результате драмы, участники которой так плохо осознают ее суть.

Однако ему намного труднее будет передать эту картину, выразить ее словесно (по крайней мере, без значительных потерь), а также объяснить, как именно ему удается осознавать происходящее (если в качестве ответа не ссылаться на жизненный опыт).

Психологи слабо представляют, как действует интуиция, и еще хуже понимают – как ее изучать. Обычно применяется термин «инсайт», означающий «озарение»: происходит это слово от английского insight, «озарение», «постижение», «проникновение в суть».

Этим термином определяют момент, когда человек вдруг находит решение задачи, его осеняет новая идея. Иногда инсайт именуют «ага-реакцией», соответственно издаваемым нами восклицаниям в момент, когда вдруг ухватываем сущность проблемы и находим ее решение.

Типичный пример инсайта – хрестоматийное озарение Архимеда, с криком «Эврика» выскочившего из ванны.

Поэтому большинство современных психологов полагают, что источник интуиции лежит в Бессознательном, точнее, в его четко налаженном взаимодействии с самим сознанием. Это в достаточной мере подтверждается исследованиями. Во время проявления интуиции работа происходит с архетипами, предчувствиями, символами. Не зря интуитивные предвидения часто возникают в грезах, во сне или полудреме.

Человек, у которого хорошо развита интуиция, способен тонко воспринимать информацию, поставляемую подсознанием – например, по мимике, интонации, выражению глаз, жестам способен уловить многое из того, что не может или не желает выразить словами его собеседник.

Практически вся подобная информация остается за пределами нашего внимания и сознательному контролю недоступна, однако вовсе она не исчезает, формируя особый опыт интуиции на уровне бессознательного.

Такой опыт собирается помимо воли и желания, он не способен к произвольному проявлению или повторению другим человеком, однако весьма существенно воздействует на наше поведение и характер деятельности. Интуитивный опыт создает русло для протекания мышления.

Философы античности, в частности, Платон и Сократ, гораздо глубже понимали интуитивный опыт и саму интуицию.

Она представлялась им интегральной человеческой способностью к голографическому, целостному познанию истины в разных аспектах одновременно: Жизни и Смерти, Прошлого, Настоящего и Будущего, Времени и Пространства, Вечности, Видимого и Невидимого, Формы и Архетипа, Материального и Духовного.

В их понимании интуитивный опыт не ограничивался «внешними» моментами, попадающими в подсознательное, а также абстрактным человеческим «Бессознательным», о котором ведут речь психологи современности. Это способность к «воспоминанию», «узнаванию». Опыт, накопленный Бессмертной Душой в ходе длинной цепи ее инкарнаций.

Часть его душа способна вспомнить, узнать посредством интуитивной вспышки, «озарения». Это способность восприятия идей-архетипов, перемещения за рамки мира материального в мир идей, жить им или в нем хотя бы краткий миг. В человеке это интегральное качество пока дремлет, но оно способно пробудиться.

Американский ученый Грэхем Уоллес в 1926 году предложил схему, описывающую процесс творческого мышления, впоследствии ставшую знаменитой. Она была создана на основе результатов самонаблюдений талантливых ученых, в первую очередь, немецкого физика, физиолога и математика Гельмгольца и французского математика Пуанкаре. Этот процесс Уоллес подразделил на четыре этапа.

Первая стадия – подготовительная. На этом этапе собирается необходимая информация, касающаяся проблемы, решение ищется сознательно, происходит обдумывание.

Философский опыт о том же явлении говорит иными словами: неизбежен период, когда не выходит ничего, когда ты мыслишь, предпринимаешь бесплодные попытки. Словно пытаешься пробить головой стенку.

Вторая стадия – инкубационная. Проблема «высиживается». В этот период налицо видимый застой. На деле же идет бессознательная глубинная работа над проблемой, при этом на сознательном уровне человек вовсе может не думать о ней.

Подход философа: посадил, полил – не спеши выдергивать, чтобы скорее увидеть, что вышло. Позволь Природе выполнить ее задачу.

Третья стадия – собственно просветление. Открытие, вдохновение, инсайт. Происходит всегда неожиданно, и похожа на резкий скачок. В этот миг приходит решение в виде мысли-образа, символа, трудноописуемного при помощи слов.

Четвертая стадия – проверка. Слова облекают образ, строится логическая последовательность мыслей, совершается научное обоснование открытия.

Момент инсайта, озарения, рождения идеи – кульминация творческого интуитивного процесса. И по сей день он остался загадочным, неуловимым, почти волшебным. Видимо, тайна будет его окутывать всегда.

Если бы удалось разгадать секрет озарения и наладить его воспроизводство, то великие открытия свелись бы до уровня рутины, совершались бы на заказ, по инструкции.

Решение любых проблем стало бы легкодоступным, равно как и постижение окружающего мира и глубоких истин бытия – всё то, что дорого достается людям.

Впрочем, философы и психологи едины в основном: путь к инсайту, по сути, известен.

Достаточно сосредоточенно и упорно работать над конкретной задачей – исследовать ее всесторонне, стремясь извлечь как можно больше информации, снова и снова думать о ней, страстно мечтая о решении и в то же время не зацикливаться на этом желании. Озарение есть результат долгой подсознательной работы.

Необходимо некоторое время жить проблемой, не имея возможности отыскать решение, и, наверняка, в один чудесный момент оно осветит сознание, словно вспышка молнии, и вместе с ним придет то невероятное переживание ясности, понимания, прорыва, взлета, счастья.

Источник: http://www.MySenses.ru/bob/moguchaja-sila-intuicii

Интуиция

Интуиция – это суждение, приводящее к решению поставленной задачи, посредством подсознательного анализа ситуации при недостаточности логических объяснений. Строится интуиция на повышенной эмпатичности, богатом опыте в необходимой сфере, воображении. Значение слова «интуиция» берет за свою основу латинский язык, и дословно означает «пристально смотреть».

Механизм интуитивных процессов состоит в объединении разномодальных признаков в составляющее единое необходимое решение.

Этот процесс постоянно находится в динамике и имеет индивидуальный характер проявления в зависимости от особенностей личности, эмоциональной сферы, независимости и непредвзятости мышления человека, а также сочетания факторов, в ракурсе которых рассматривается проблематика.

Интуитивные ответы обычно приходят к человеку моментально, возможно при недостатке информации и без осознанного процесса продвижения к получению необходимого ответа.

Данные процессы не являются противоположными логическим, это скорее разные стороны, которые в своей совокупности, образуют одно целое – интеллектуальную творческую деятельность.

Важную роль в формировании интуитивных догадок имеет обобщение всей полученной человеком информации и высокий уровень знаний и опыта касательно области решения поставленных задач.

Интуиция тесно связана с вдохновением или состоянием подъема психической, духовной и физической энергии. На этом фоне возрастает чувствительность всех органов восприятия, повышается уровень внимания и памяти.

Вследствие таких изменений возможен выход сознания на новый уровень, расширение рамок восприятия, за которыми и находятся интуитивные открытия.

Условиями возникновения такого расширения можно назвать: концентрацию на поставленной задаче, разумное отвлечение от нее (чтобы дать возможность проявлению бессознательного), избегание стереотипизации и предубеждений, периодическое переключение на противоположный вид деятельности, забота о собственном здоровье и комфортном состоянии.

Что такое интуиция?

Значение слова интуиция приобретает разный смысловой оттенок в зависимости от ракурса использования и области употребления понятия.

Читайте также:  Метафора дом души - психология

Подразумевает интуиция, ощущение или чувствование определенных закономерностей, логических цепочек; способность к анализу без наличия конкретных условий или информации; возможность моментального правильного решения детерминированного имеющимся опытом.

Все перечисленные аспекты являются составляющими интуиции, и представляют особую характеристику определенной стороны данного понятия.

Что такое интуиция? Это определенная сверхспособность, дающая возможность получить недоступную большинству людей информацию, не решая поставленных задач, а следуя за внутренним ощущением, как следует поступать. В ходе бессознательной работы мозг обрабатывает информацию и выдает непосредственно готовый ответ, который может выступать не только прямым решением, но проявляться в формате чувств и ощущений.

Если человек способен достаточно тонко прислушаться к ощущениям и их малейшему изменению, то можно говорить о том, что навыки интуиции достаточно хорошо развиты. Это проявляется так, что ощущение страха, тревоги, дискомфорта, внезапно возникшее в теле, является сигналом того, что события принимают негативный характер.

Наоборот, когда мозг считывает, что все идет хорошо, происходит выброс дофамина и человек ощущает умиротворение, радость.

Такой способ тестирования реальности и интуитивного чувствования применим в знакомых ситуациях, которые могут касаться профессиональной деятельности, общения с хорошо знакомыми людьми, типичных ситуациях – в этих областях данный механизм доведен до автоматизма, но он окажется совершенно неэффективным в новой жизненной ситуации.

Для интуитивного анализа одинаково важно получить всю (и позитивную, и негативную) информацию, чтобы потом из полноценного объема выбрать наиболее существенные моменты. В ходе этого аналитического процесса человек сознательно не участвует и не может отследить ни ход, ни методы процесса, остается только полагаться на внутреннее ощущение правильности происходящего.

Как было упомянуто ранее, интуиция, способы ее реализации и проявления зависят от личностных особенностей и характеристик мышления.

В соответствии с этими аспектами, выделяют три вида интуиции: эмоциональную (человеку приходят ответы в виде образов), физическую (о необходимом выборе или происходящем событии сигнализирует тело – определенными изменениями в ощущениях) и мысленную (различная информация, которая попадает к человеку).

Когда интуиция начинает себя проявлять и активизироваться, в реальности это отражается в том, что жизнь человека наполняется сбывшимися желаниями и уместностью всего происходящего, способностью выбрать наиболее оптимальный вариант.

Интуиция в философии

В философской науке изначально не было одного принятого понятия интуиции. Платон под интуитивным процессом понимал интеллектуальное знание, приходящее внезапным инсайтом. Фейербах трактовал интуицию, как чувственное созерцание, а Бергсон определял ее как инстинкт.

Разделились взгляды также на божественное и материалистическое обоснование возникновения феномена интуиции. С точки зрения божественной теории, интуиция – это благословение и послание, которое снисходит на человека от высших сил.

В материалистическом восприятии считается, что это особый интуитивный тип мышления, в процессе которого не осознаются все детали и процессы, а лишь итог необходимого анализа. Это знание, которое не нуждается в доказательстве.

Были предприняты попытки обозначить признаки интуитивного знания, которые свелись к отсутствию первоначального анализа и умозаключений, независимости вывода от предложенных доказательств и наличию неоспоримой веры в правильность идей. Интуитивный метод познания имеет не только совершенно другие механизмы функционирования, но и качественно другой получаемый продукт, имея следующие особенности:

— выход за стандартные рамки представлений и расширение видения ситуации;

— объект познания воспринимается целиком, при этом замечаются также его отдельные составляющие части;

— возможно восприятие динамики изменений, а не статичного замершего определения;

— отсутствие подтверждений результатов, причин и связующих элементов в объяснении интуитивного решения.

На основе интереса к проблематике интуитивного познания мира развилось новое течение философии – интуитивизм.

Основан он был в девятнадцатом веке Анри Бергсоном, и основная суть состояла в противопоставлении интуиции и интеллекта.

На этом основании разделяются математические и естественные области научного познания, особенно отдельно выносится искусство, как совершенно отрешенная от реальности часть деятельности человеческого разума.

Данная концепция противопоставления получила много критических отзывов, а психологической науке наиболее востребована противоположная точка зрения о единстве интуитивного и интеллектуального, как двух составных элементов одного процесса.

Интуиция в психологии

В психологии интуиция определяется как выход за границы привычных стереотипов, таких как логический и последовательный поиск решения задач.

Первопроходцем психологических объяснений интуиции был К.Г.Юнг, который создал теорию коллективного бессознательного, которое отражает практически все множество идей, находящих свой выход в виде интуиции.

Не смотря на то, что интуиция имеет связь с эмоциями и чувствами она является логическим актом, своеобразным вектором мыслительного процесса.

Важнейшим условием для открытия двери интуиции является отказ от стереотипов мышления, попыток логически предугадать исход и излишней интеллектуализации.

Есть несколько оснований, на которые опирается интуиция: шаблонность мышления (сюда относят все стереотипы, проверенные временем и на момент восприятия человек выдает готовый вывод, без критики логического мышления) и бессознательное понимание (считывание и анализ большого количества информации бессознательным, при котором на поверхность сознания выводятся готовые ответы: сюда относят сны, внезапные предчувствия).

В различных психологических концепциях понятие интуиции имеет свои аспекты определения и использования. В психоаналитическом пространстве интуиция представлена тем знанием, той необъяснимой истиной, которая дает душевное облегчение, излечивает душевные раны.

Архетипическая интуиция представляет целый багаж внутренних знаний коллективного бессознательного и архетипических программ. В своей жизни человек постоянно сравнивает происходящее в реальности с этими базисами, и когда внешние события резонируют с этой встроенной внутренней картинкой, происходит узнавание и открытие интуитивного знания.

Диалектико-материалистическая интуиция предполагает, что любая малая отдельная часть содержит информацию о целом.

Таким образом, при постоянном контакте с миром, человек напитывается знаниями об этой реальности и всех свойственных ей проявлениях, но эти знания складываются в бессознательной части памяти.

С данной точки зрения результат интуиции и его непредсказуемость полностью обусловлены внешним миром и его переменчивостью. Задача психики состоит только в том, чтобы вывести в необходимый момент на сознательный уровень всю, зафиксированную бессознательным, информацию о внешнем мире.

Постмодернисткий подход к интуиции основан на взаимодействии различных реальностей, моделей, наук, областей знаний.

Процесс поиска ответа интуитивным путем запускается, когда в психическом пространстве человека сталкиваются два различных мира (как наиболее значимые открытия были сделаны на стыке двух наук).

Данный контекст рассмотрения интуиции не подразумевает поиск новой истины или ее открытия, он заранее предполагает, что не существует окончательной истины, есть только различие смыслов, которые она может приобретать в зависимости от области применения.

Эмпирическая интуиция является постоянным процессом поиска решения, основанная на взаимодействии с различными явлениями и предметами внешнего мира. В процессе последовательного перебирания их и сравнения происходит необходимая находка.

И наиболее интересный вид – духовно-смысловая интуиция, которая открывает истины, верные лишь для одного человека и представляют уникальное сочетание смыслов. Эти идеи и ощущения не представляется возможным никому передать или сделать доступными в полной мере. Так самому человеку они открываются в особые кризисные моменты и являются подходящими лишь его картинке мира.

Невозможно четко придерживаться лишь одного из вышеприведенных определений, так истинно интуитивный процесс включает в себя элементы каждого вида, в разном процентом соотношении.

В интуитивном акте принимают участие интеллектуальное мышление (постановка проблемы, ее оценка), дивергентное (трансформация информации, выделение деталей) и бессознательное (образное и полное восприятие ситуации).

Как развить интуицию?

Считается, что развитие интуиции и сверхчувственного восприятия становится актуально большей частью во взрослом возрасте, так как ребенок изначально обладает интуитивными навыками, просто впоследствии социализации и доминирования логического подхода к решению, интуитивные навыки атрофируются.

Как развить интуицию и скрытые способности? Первоначальным условием развития является наличие веры и поиск необходимых, подтверждающих воспоминаний. На моменте воспоминания важным является воспроизвести в памяти не только события интуитивного опыта, но и сопутствующие этому ощущения телесного и эмоционального спектра, для того чтобы в дальнейшем воспроизводить необходимое состояние.

На следующем этапе, максимально выключив логику и войдя в необходимое состояние, которое было обозначено путем воспоминаний, следует начинать задавать интересующие вопросы и прислушиваться к изменениям, происходящим с состоянием. Чем ближе оно к первоначальному, присутствовавшему в прежних интуитивных опытах, тем больше вероятность правильности интуитивного выбора в данный момент.

Есть ряд определенных упражнений, которые помогают развивать наблюдательность, чувствительность, а, следовательно, интуицию и скрытые способности.

Можно угадывать масть карты, перевернутой рубашкой вверх, или взять вместо этого несколько одинаковых листов, окрашенных лишь с одной стороны в два цвета. Пробуйте называть имя звонящего или приславшего сообщение, еще до того, как увидите его на экране.

В начале таких тренировок количество ошибок будет достаточно высоко, но со временем они будут исчезать.

Отдельное внимание стоит обращать на знаки, которыми пространство может разговаривать с вами, проявляя бессознательные знания (это могут быть вывески, случайные разговоры, фразы, встреченные люди) – не стоит пренебрегать такими источниками, считая их несоответствующими, ведь интуиция проявляется внезапно.

Развитая интуиция отражается телесными ответами, которые можно научиться считывать. Так, найдя максимально комфортное место, где вас не побеспокоят, необходимо задавать себе простые вопросы, ответы на которые очевидны (на улице день? – да; я сижу на диване? — да) – и отслеживать все телесные реакции, которые происходят.

На очередном десятке вопросов вы сможете из множества реакций выделить что-то общее (покалывание пальца, тепло в груди, дергается глаз, расслабляется спина и т.д.). Вторая часть тренировки состоит в поиске реакции на отрицательный ответ, аналогичным способом.

После того, как найдены ваши индивидуальные физические реакции, можно приступать к тренировкам с вопросами, ответы на которые вам не столь очевидны.

Развитая интуиция может проявляться через звуки, тактильные ощущения, изменения эмоционального фона, визуальные образы и обонятельные проявления.

Развитие интуиции и сверхчувственного восприятия невозможно без внутриличностной работы над повышением уровня самооценки, способности к четкой формулировке вопросов и определения истинной личностной значимости поставленной проблемы.

Всегда старайтесь как можно больше контактировать с реальностью для получения максимального жизненного опыта, читайте книги, статьи, смотрите фильмы и передачи.

Даже не обязательно все это запоминать, необходимая информация сама складируется в бессознательном и в нужный момент будет извлечена.

И самое главное – это слушать подсказки собственной интуиции и выполнять предложенные ею действия, для закрепления данного механизма. Ведь, как и любая деятельность, без тренировки и наличия значимости, интуитивный механизм постепенно атрофируется и перестает работать.

Источник: http://psihomed.com/intuitsiya/

Понятие интуиции. Этимология слова

Понятие интуиции. Этимология словаИнтуиция - этимология и история вопроса - психология

Введение

В получении нового знания большую  роль играют логическое мышление, способы  и приемы образования новых понятий, законы логики.

Но опыт познавательной деятельности свидетельствует, что  обычная логика во многих случаях  оказывается недостаточной для  решения научных проблем; процесс  производства новой информации не может  быть сведен ни к индуктивно, ни к  дедуктивно развертываемому мышлению. Важное место в этом процессе занимает интуиция, сообщающая познанию новый  импульс и направление движения.

 Интуиция как специфический  познавательный процесс, непосредственно  продуцирующий новое знание, выступает  столь же всеобщей, свойственной  всем людям (правда, в разной  степени) способностью, как и чувства,  и абстрактное мышление.

Читайте также:  Конрад лоренц - психология

Распространенность, всеобщность интуиции подтверждают  многочисленные наблюдения над  людьми в обычных, повседневных  условиях; нередки случаи, когда  в нестандартной ситуации, требующей  быстрого решения в условиях  ограниченной информации, субъект  производит выбор своих действий, как бы «предчувствуя», что нужно  поступить именно так, и никак  иначе. 

История человеческой культуры знает  немало случаев, когда ученый, конструктор, художник или музыкант достигали  принципиально нового в своей  области как бы путем «озарения», «по наитию». Феномен интуиции чрезвычайно  широк и не всегда все, что считают  интуитивным, действительно заслуживает  такого названия.

Моей задачей будет разобраться  в том, какую роль играет интуиция в процессе познания, что она представляет, почему занимала умы великих ученых и философов, и занимает по сей день.

Понятие интуиции. Этимология слова

Интуиция (позднелатинское intuitio — созерцание, составные лат. in — в, внутри; лат. tui — мочь, неметь(онеметь), ты, тебе; лат. ti (tum) — после, затем, потом, так же от лат.

intueor — пристально смотрю), способность мысленно оценивать ситуацию и, минуя рассуждения и логический анализ, моментально принимать правильные решения. Интуитивное решение может возникнуть как в результате напряженного раздумывания над решением вопроса, так и без него.

Начало этого можно найти в учении Платона об идеях, в котором присутствует понятие их постижения. Эпикурейцы закрепили этот феномен непосредственного познания или постижения в слове интуиция.

Термины для обозначения двух видов  познания появились у Филона Александрийского, а затем у Плотина, различавшего интуицию (непосредственное, мгновенное постижение (узрение, озарение)) и интуицию (последовательное, дискурсивное познание, с помощью логических умозаключений).

Перевод понятия на латинский язык термином «intuitus» (от глагола intueri, означающего «всматриваться», «проникать взглядом (зрением), «мгновенно постигать») был сделан в V веке Боэцием.

В XIII веке немецкий монах Вильгельм из Мёрбеке (1215-1286) повторил перевод Боэция, и термин «интуиция» стал частью западноевропейской философской терминологии.

В психологии интуиция означает способность  сознания непосредственно постигать  предмет познания без опосредствующего влияния знаково-символического и  доказательно-логического инструментария. Традиционно интуиция, противополагается  дискурсу, тоесть выводному, доказательно-опосредствованному пути получения знания.

Жесткое разведение интуиции и дискурса, критическая оценка возможностей логического  мышления характерны в основном для  религиозно-мистических учений, концепций.

Различия между непосредственными  и опосредствованными путями получения  знания не абсолютизируются, хотя в  более распространенном понимании  термин определяется как вид мгновенного  озарения, инсайта, творческого озарения.

В результате таких прозрений, чаще всего неожиданных для него самого, человек обретает решение долго мучившей его проблемы; находит верный выход из жизненной коллизии; создает художественные шедевры; проникает в сокровенные глубины психического мира чужого и собственного, а иногда вообще рождается как бы заново, обретая новый смысл и цель личного бытия.

Акт интуитивного понимания зачастую происходит столь быстро и внезапно, а эмоционально переживается настолько  возвышенно и остро, что индивид ощущает собственное «Я» как бы вышедшим за пределы его физического тела и растворившимся в постигаемой предметности, переживает состояние экстаза, или творческого восторга. Иногда наоборот: спонтанно и мгновенно обретаемое просветление производит впечатление, будто ключевая мысль, образ или формула приходят извне, словно посылаются кем-то свыше как нисхождение благодати, особенно свойственное психологии верующего человека.

История развития термина интуиции в философской мысли

Чтобы лучше понять, что же такое  интуиция рассмотрим ее место в научном  познании и взгляды философов  на нее.

Демокрит и Платон рассматривали интуицию как внутреннее зрение. Платон утверждал, что созерцание идей (прообразов вещей чувственного мира) есть вид непосредственного знания, которое приходит как внезапное озарение, предполагающее длительную подготовку ума.

Неоплатонизм выражал различные  платоновской интуиции идеи. Плотин развивает  платоновское учение о вневременной интеллектуальной интуиции, но лишает её тех точек опоры, которые возвёл Платон.

Основатель неоплатонизма избрал для толкования философии Платона  весьма небольшой круг его текстов. Ум души у Плотина нерефлексивен и подобен уму демиурга (ибо ипостаси обнаруживаются и в природе, и в нас), а душа дискурсивна (рефлексивна).

«Рассуждение есть дело не ума, а души, обладающей делимой энергией в делимой природе». Его интуитивный разум как недискурсивный был в последующем интерпретирован в духе интуитивизма — как недискурсируемая интуиция.

Недискурсированное мышление может в процессе понимания его стать дискурсированным, а понятия недискурсированный и недискурсируемый обозначают разные вещи.

Если не обращать внимания на различие акцентов, то создаётся впечатление, что Плотин с его учением работает в русле платоновской философии. Однако понимание диалектики и интуиции Плотином несколько изменило платоновские разработки.

У Платона душа человека является субстанциальным бытием, а  Плотин полноценным субстанциальным  бытием наделяет только надмировой ум («нус»). Плотиновский микрокосм познаётся только через интроспекцию.

Полностью самодостаточный (тождество бытия и мышления) ум является носителем вневременной интеллектуальной интуиции, которая в принципе может раскрывать своё содержание чувственному или дискурсивному познанию.

Разделение мышления на эмпирическую часть, или эмпирическое «Я», и интуитивную, внешне соответствует платоновским установкам. Однако у автора «Эннеад» душа лишается субстанциальности. Всеобщее и не всеобщее одной и той же субстанции в плотиновской интерпретации оказались разными сущностями, разделёнными иерархически.

Именно этого и касается его радикальная антиредукция между субстанцией ума в душе и лишённой субстанции рефлексивной сферой. Душа по Плотину — это «материя ума», в то время как у Платона всё наоборот — всепроникающий всеохватывающий субстанциальный ум может проявлять себя (в своей невсеобщей области) и как рефлексивная душа.

Душа, будучи субстанцией, имеет сферу рефлексии и законы этой рефлексии — это частное, единичное, случайное. Тоесть, душа может быть рассмотрена как со стороны её разумности (всеобщности), так и со стороны рассудочности (рефлексии и невсеобщности).

Субстанция одна, и законы её для её всеобщности одни и те же, но на уровне невсеобщего временно они изменяются, не препятствуя действию законов всеобщих.

Плотин не объясняет, почему душа иногда может интуитивно мыслить. У Платона  же чётко на это способен только разум, а само рефлексивное не может  быть интуитивным.

Плотин допускает, что  не все характеристики, приложимые к субстанциальному уму («нусу»), можно отнести к уму, присущему человеческой душе. Разделённые на уровне души мыслящее и мыслимое, сущность и существование, совпадают только в «нусе». Позицию его можно объяснить.

Он пытается увязать диалектику Платона с божественным триединством, где в Едином существует ум бог.

Платоновская категория «Единое» гипостазируется, превращается из момента  диалектической логики (субстанции) в  сущность, вынесенную за её пределы.

Тождество  противоположностей оказывается выше интуиции, а интуиция (в сущности своей субстанциальная) приобретает  связь с эмпирией, переходя от возможности  в действительность.

Различие между  интроспекцией и интуицией души на уровне самой души становится недостаточно дифференцированным, а душа познаётся  больше через интроспекцию.

Одним из самых значительных представителей христианского неоплатонизма в  истории патристики был Августин. Он приспосабливал платоновское наследие к теологии. Если Плотин ставил выше субстанции Единое, то Августин считал Бога выше субстанции, правда, и сам  Бог — высшая субстанция.

Предварительным  познанием Бога является интроспекция (интроспекция — подготовительный этап к религиозно-этической интуиции). Через посредство интроспекции субъект  связывает низшую — чувственную сферу  с высшей — умопостигаемой.

В результате человеческая индивидуальность, с одной стороны, бытийна, а с другой — эта же бытийность имеет рефлексивную природу, выраженную в формуле: «Я сомневаюсь, следовательно, я существую».

В книге «О видении бога» излагая интуитивистскую версию «cogito», Августин перечислял, в сущности, интроспективные признаки: «всякий внутренне видит себя живущим, видит хотящим, видит исследующим, видит знающим, видит незнающим».

Интеллектуальная интуиция наличествует уму и служит для постижения истины, а интуиция божественного ума  скорее недосягаема для человека. Однако основная характеристика интуиции — интенциональность, устойчивая нацеленность на умопостигаемые объекты является и характеристикой интроспекции, ибо объектом её может быть и душа и эмпирическое познание.

Интуиция ума устремлена на прообразы вещей и саму «форму незыблемой и неизменной истины» как у раннего Платона, но Платон в «Пармениде» пересмотрел свои взгляды и радикально антиредукционным образом отделил субстанциальные идеи от эмпирических образов вещей и их индуктивных понятий.

В сущности эту антиредукцию ввёл ещё Сократ, но Платон долго понимал её только интуитивно.

Таким образом, Августин, вроде бы опираясь на интуицию, фактически упразднял  её, поставив в один ряд с интроспекцией. Для обоснования интуиции совершенно недостаточно объявить её внутренним чувством и наделить способностью усматривать мыслимые истины.

Направленная на внутреннюю жизнь субъекта такая интуиция в лучшем случае будет интуицией эмпирической, её Бог, её истины строятся по аналогии с феноменами из мира мнения, далёкого от объективности, к которой трудным путём, но в целом удачным шёл Платон.

Фома Аквинский признавал два  источника истины: откровение и человеческое мышление. Бытие и источник бытия  есть только Бог. Отсюда отрицание самой  сути платонического учения, т.е.

отрицание  самостоятельного существования идей, или субстанции, и, соответственно, врождённых идей в человеческом интеллекте, хотя именно с этими последними связана  врождённая интуиция у Платона.

Поэтому  философское познание у Аквинского это методология эмпиризма: оно  движется от осмысления данных в чувственном  опыте к индуктивному обоснованию  сверхчувственного, например, бытия  Бога. Полагая, что субстанция индивида сокрыта от него, Фома развивает  концепцию интуиции субъективности, собственного «Я», которая схватывает глубину «Я».

При этом он обращается к внутренним чувствам, оценкам, памяти, созерцанию и т.п. Но, как верно  считал Ж. Маритен, подобная интуиция субъективности — это интуиция экзистенциальная, которая не открывает никакой сущности.

Кроме того, различие между интроспекцией и интуицией в этом случае нивелируется, ибо обращение к внутренним чувствам как раз и характерно для интроспекции переживаний. Интроспекция и выступает у Аквинского как основной методологический принцип. Поэтому, говоря о Фоме Аквинском, историк психологии М.Г. Ярошевский подчёркивает, что понятие об интроспекции, зародившееся у Плотина, превратилось в важнейший источник религиозного самоуглубления у Августина и вновь выступило как опора модернизированной теологической психологии у Фомы Аквинского.

Уильям Оккам не особенно тяготел  к августианской теории внутреннего чувства, однако был склонен рассматривать интроспекцию как разновидность интеллектуального интуитивного познания, а последнее сравнивал со «смутным» представлением.

Дунс Скот считал непосредственным и интуитивным познание эмпирически существующих объектов. Он опирался на высказывания Аристотеля о чувственной интуиции.

Чувственное интуитивное познание, или эмпирическая интуиция, имеет совершенно иную природу и по глубокой своей сути понятие «интуиция» тут омоним соответствующего платоновского понятия.

Отказ от субстанциальности мира и  субстанциальности души в теологической  философии средневековья привёл к путанице в понимании интуиции и хотя некоторые атрибуты таковой, выдвинутые Платоном ещё сохранялись, однако стройное здание её обоснования  и функционирования уже рухнуло.

Исчезло понимание, какой должна быть интуиция, возникла проблема отличия  её от интроспекции. Так, например, затянувшаяся полемика Бернардо из Ареццо с Николаем из Отрекура касалась вопроса о том, носит интроспекция интуитивный характер или нет. Интеллектуальную интуицию нередко объявляли ненужным дубликатом чувственного восприятия.

В позднесхоластических концепциях познания актуальной была проблема различения интуиции и абстрагирования, поскольку оба способа познания считались недискурсивными.

В целом вопрос о том, является ли познание внутренних актов интуитивным, оставался дискуссионным, но большинство мыслителей XIV века отвечало на него положительно и по этой причине различие между интуицией и интроспекцией терялось.

Внутренний опыт, что характерно для эмпиризма любого времени, воспринимается как источник непосредственного  знания. Феноменологически так оно  и выглядит. Однако следует напомнить, что сознание продукт рефлексии, а восприятие рефлексивного, пусть даже непосредственное восприятие, в итоге даст рефлексивные результаты.

Непосредственная интуиция сознания на проверку оказывается интроспекцией чистейшей воды (к чему и склонялись многие номиналисты XIV века). Эмпиризм изолировал себя от истинной субстанции, поэтому и в философии, и в теософии бессознательные субстанциальные переживания (т.е.

действительная интуиция переживания) фактически игнорировались.

Интуиция в новое время

Все мистические доктрины тяготеют к иррационализму и интуитивизму, а этот последний оказался удивительно  схожим с одним из состояний интроспекции, а именно тем, когда внимание концентрируется  на переживании экстаза, особенно экстаза  в непосредственном «единении» с  абсолютом.

Николай Кузанский, как мистик, был уверен, что интуиция не может быть выражена понятиями, она есть «умудрённое неведение», неосознанное и недифференцированное знание.

Он принижает роль интуиции индивида, ибо она есть поверхностное созерцание, спекуляция «visio sine comprehensione» и возвышает надындивидуальную, онтологическую интуицию Абсолютного, то есть Бога. Бог обладает могущественной интуицией, ибо имеет диалектическую основу — является тождеством противоположностей.

Мистическая интуиция средневековых авторов у Кузанского разбавляется пантеистическими мотивами. Его идея онтологической интуиции Абсолютного была разработана Пикоделла Мирандолой, а Джордано Бруно довёл идею пантеистической интуиции до её логического завершения.

Источник: http://yaneuch.ru/cat_18/ponyatie-intuicii-jetimologiya-slova/283569.2311967.page1.html

Ссылка на основную публикацию