Безоценочность — психология

Принцип отсутствия оценок в воспитании

Когда-то много лет назад, будучи дошкольницей, я очень любила петь… Я надевала наушники, вставляла в плеер кассету, садилась в кресло и пела. Когда поёшь в наушниках, себя практически не слышишь. Так было и у меня… По-видимому, временами мои песни получались громкими и странными, но зато они рождались от души и с большим удовольствием!

И вот однажды ко мне подошёл папа и сказал, что я не пою, а кричу, а ещё, что мне медведь на ухо наступил. С тех пор я пою только тогда, когда меня никто не слышит, а караоке воспринимается как место неизбежного позора.

Возможно, в этой истории кто-то узнает себя или вспомнит похожий момент из биографии. К сожалению, подобные явления встречаются на каждом шагу. А ещё печальнее то, что многие из нас, получив такой опыт в детстве, повторяют ошибки родителей уже по отношению к собственным детям.

Так давайте сегодня поговорим о безоценочности, о том, от чего она нас уберегает, как её внедрять и использовать при воспитании детей.

Из структуры слова понятно, что безоценочность напрямую связана с отсутствием оценки, с восприятием человека таким, какой он есть. При этом безоценочный подход — непростая дорога для педагогов и родителей, воспитанных в нашем «оценочном» обществе.

Чем же плох и опасен подход оценок? Во-первых, как видно на примере моей истории, оценки приводят к формированию страхов и комплексов.

Но это далеко не самое страшное! При работе с детьми я нередко встречаю случаи, когда ребёнка воспитывали в условиях постоянных и повсеместных оценок.

Довольно часто это бывает, когда кто-то из близких родственников – школьный учитель (рабочая модель поведения переносится на воспитание своего собственного малыша).

Такие дети во всех проявлениях стремятся «получить хорошую оценку», при этом отодвигая на задний план своё личное мнение, свои желания, свою индивидуальность.

Хорошая оценка может подменять для малыша любовь, принятие, уважение, интерес… Из таких детей часто вырастают взрослые, которые либо постоянно всеми способами стараются заслужить похвалу и одобрение от окружающих, либо, наоборот, каждым поступком выражают протест обществу, нормам, мнению окружающих. Такие люди не живут своей жизнью, зачастую они неудовлетворены и несчастливы.

Как же внедрить безоценочность в воспитательный процесс? Начинаем не оценивать, а объяснять, показывать последствия поступков, говорить о своих чувствах и переживаниях. В арт-терапии есть замечательный термин «эстетический отклик». Это как раз один из вариантов безоценочного подхода, очень органичный в воспитании детей и работе с ними.

Приведу примеры. Малыш нарисовал «каляку-маляку», родитель может отреагировать следующим образом: «Твой рисунок напоминает мне клубочек разноцветных ниток» или «мне весело смотреть на твой рисунок».

Помимо бережности и безоценочности, такая реакция позволяет родителю быть в более тесном контакте с ребёнком, способствовать его творческому и интеллектуальному развитию, вводить в лексикон названия эмоций и чувств.

Выбирая безоценочность, стоит очень внимательно отнестись к собственному лексикону.

Замена одной фразы на другую может дать большие результаты! Вместо «нельзя выбегать из комнаты», можно сказать: «Играем в комнате, у нас такие правила» (проговаривание правил особенно необходимо в период кризиса 3-х лет); вместо «ты плохой мальчик, раз обзываешь девочек» можно сказать: «Меня опечалили те слова, которые ты сказал Маше».

Счастья вам! И безоценочной любви к себе и своим близким!

Игра в облака

Во время прогулки смотрим на облака и придумываем, на что же они похожи. Это могут быть животные, птицы, люди, предметы, всё, что угодно.

Также можно описывать свои ощущения от облаков: «Смотри, мне кажется, это облако очень нежное, а то – такое большущее, что немного страшно». Занимаясь творчеством дома, можно предложить тоже поиграть в облака.

По очереди рисуем каракули, а потом придумываем ассоциации и говорим о своих чувствах.

Как вы хвалите своего ребёнка? Поделитесь своими советами в комментариях.

Читать по теме:

Разная похвала: как правильно хвалить поделки ребёнка

Источник: http://mchildren.ru/assessment-of-communication-with-children/

Безоценочное восприятие

Безоценочное восприятие[июн. 10, 2010|12:07 pm]trans_generator
С разной периодичностью мне встречаются люди, которые узнали, что «навешивание ярлыков это плохо» и активно мне об этом рассказывают. Честно говоря, меня эта тема маленько напрягает, решил написать пост. Полной противоположностью «навешивания ярлыков» является т.н. безоценочное восприятие. Что же это такое?Это когда фокус внимания на окружающей действительности и человек не анализирует и не сравнивает увиденное. В обычном состоянии ведь как происходит? Все то, что человек видит, он комментирует внутренним голосом: вижу цветок, красивый, мне бы такой, вот мусор, во гады намусорили, вот лавочка она удобная и т.д. и .т.п.Безоценочное восприятие – это когда человек просто воспринимает действительность. Главный плюс его в том, что действительность воспринимается максимально ярко и объемно.Восприятие обычное.Восприятие безоценочное.Фокус безоценочного восприятия еще в том, что для него обязательно нужно специальное состояние.Другими словами, просто так сказать: «все, я ничего не оцениваю, ярлыки не вешаю воспринимаю то, что есть» , крайне проблематично. Легче всего в это состояние попадаешь после медитации, когда человек максимально успокоен, гармонизирован, свеж. И тут начинается самое интересное! Если это восприятие такое классное, то возникает соблазн: «а давайте все время жить с таким восприятием! Так классно, так замечательно, такой прекрасный мир!»; К сожалению, или к счастью все время так жить невозможно!:)Для того, чтобы понять почему, давайте разберемся, что такое оценки (или ярлыки) и зачем они нужны?Разного рода оценки и сравнения это базовая функция мозга, сознательного, логического мышления.И нужны они для того, чтобы принимать решения.Каждый день мы принимаем УЙМУ мелких решений:покупать клубнику за 20грн. или за 25 грн.ехать на одном лифте или на другомодеть одну одежду или другуюпойти по одной дорожке или по другой пообщатья с друзьями или пойти в кино и т.д. и т.п. Если отключить функцию сравнения, то человек не жилец, он ВООБЩЕ не сможет принимать решения.Дети, к примеру, только обучаются принимать решения, что им хорошо и что плохо. В результате получаются такие ситуации как на картинке.Дети, которые по меньше, могут вообще сходить по большому и измазать личико своими выделениями.Почему? Потому что они не могут «вешать ярлыки», что такое хорошо и что такое плохо. Резюме:Безоценочное восприятие очень классная и замечательная штука! :)Она позволяет увидеть насколько прекрасен, богат и разнообразен мир вокруг нас.В то же время жить в таком состоянии невозможно. Однако…Для повседневной жизни нам просто необходимо давать оценки и «вешать ярлыки».Иначе мы не сможем принять даже самое простое решение.Другое дело, если человек оценивает реальность «как все плохо, как все ужастно», это явный перекос и с ним стоит работать :).На самом деле везде есть плюсы и минусы.:)
Comments:
From: sintiya332010-06-10 11:25 am(Link)

Мне такие люди не встречались. с б/в в чистом виде

(Удалённый комментарий)

From: trans_generator2010-06-11 08:28 am(Link)

«Что лучше оценочное восприятие или безоценочное?» — закрутил однако :)»У нас в христианстве этот идеал — любовь к каждому человеку, смирение и др.» — это да, я как-то не подумал об этом. 🙂

From: joker3d2010-06-11 07:58 am(Link)

когда давайть оценки а когда их не давать?
на эту тему есть притча про крестьянина у которого была лошадь, и ее детальный разбор от Тарасова: http://subscribe.ru/archive/economics.microuprav/201005/07102041.html

Вывод: прежде, чем радоваться или огорчаться, убедись, что, действительно, имеешь на то основание! А сомневаешься в последствиях, уподобься «крестьянину, у которого была лошадь»!

From: trans_generator2010-06-11 08:25 am(Link)

Прочитал объяснение Тарасова, как-то сложно мне его понять :((((Много закрученных логических конструкций…А я человек простой, больше люблю простые конструкции. Относительно высказывания «Прежде, чем радоваться или огорчаться, убедись, что, действительно, имеешь на то основание!» я думаю следующее. Плохо от маленького намека, надежды впадать в эйфорию радости, т.к. это признак эмоциональной неустойчивости. Такие люди очень быстро и в депрессию впадают.Если же радость умеренная, достаточно спокойная, то думаю, стоит радоваться при первой возможности! Т.к. никто не знает, что будет завтра, а если порадуешься СЕЙЧАС, ты уже СЕЙЧАС получил положительные эмоции! :))))У Дилтса в «Фокусах языка» есть такой шаблон » не смотря на то, что завтра…, сейчас…»Пример. Пессимист говорит: «Ну и что, что сегодня солнце все равно завтра будет дождь» Оптимист: «И не смотря на то, что завтра может быть дождь, сегодня радуемся солнцу!»

From: itsymbal2010-06-29 04:33 pm(Link)

Моих пять копеек ;)Оценки (или ярлыки) – это фильтры сквозь которые мы смотрим на мир. Состояние безоценочности ценно тем, что делает очевидным относительность этих фильтров. Например на одного и того же человека можно смотреть как хорошего или плохого, злого или доброго и тд. Наше восприятие этого человека будет «окрашено» в зависимости от того, какой из набора наших внутренних ярлыков мы ему «приклеим». Или, например, закат. Сам по себе он не красивый, грустный, кровавый 🙂 и тд. Он просто… есть. Кроме искажения нашего восприятия других людей, оценки могут мешать нам саморазвиваться. Если мы оцениваем какие то черты нашей личности как «вредные», то это может затруднить их постановку их под контроль сознания (интеграцию).

From: trans_generator2010-06-29 05:48 pm(Link)

Полностью согласен :)Для достижения этих эффектов, о которых ты описал, очень полезно время от времени в ходить в состояние безоценочного восприятия :)С этом посте я просто хотел обратить внимание максималистов, что жить в этом состоянии невозможно.

А время от времени оно очень полезно 🙂

From: bonnieuw2010-10-08 12:10 pm(Link)

В друзьях 🙂

From: napa1m2011-01-25 10:01 am(Link)

Спасибо, отлично написано. Тоже хотел это сформулировать подобным образом, но руки не доходили

(без темы) — alphonsekere Развернуть

From: trans_generator2011-08-15 07:07 pm(Link)

Спасибо.В общем правильно говорит — делать суждения, этому нужно учится.

В зависимости от того, какой вывод мы делаем из полученных фактов, от этого наше поведение и в итоге жизнь зависит 🙂

From: dar_bek2011-10-28 07:44 pm(Link)

Наверно это очень грустно, но до недавнего времени (т е лет эдак до 22) воспринимала мир безоценочно. Считала, что у каждого явления есть две стороны, следовательно, для объективности стоит рассматривать обе, или, что то же самое, не принимать ни одну из них. Ну теперь приходится переучиваться, приобретать собственное мнение, так сказать.

From: trans_generator2011-11-01 09:13 am(Link)

Тут позволю себе немного не согласиться.Если человек считает, что у явления есть 2 стороны — то это уже оценка.Безоценочное восприятие — оно стороны не считает это просто максимально полное и яркое восприятие в потоке. Думаю этот коммент больше относится не к безоценочному восприятию, а к стратегии принятия решения.Оценки нужны прежде всего для принятия решений, а потом действия.Чаще всего, когда человек говорит, что я не принимаю ни одну точку зрения — это означает, что он не хочет ввязываться, а хочет остаться в стороне. Часто это хорошо, далеко не во все стоит ввязываться :)Однако бывают ситуации когда решение принимать необходимо.

From: crypt0sys2012-05-31 09:08 pm(Link)

На мой взгляд в утверждении «В то же время жить в таком состоянии невозможно» кроется неточность. В таком состоянии жить возможно, просто несостыковки будут часто возникать при контакте с обществом, члены которого в подавляющем большинстве живут согласно с оценочным восприятием.

Однако, на мой взгляд, при должной адаптации можно добиться гармоничного сосуществования.
Что же касается «выбора», то по собственным наблюдениям здесь также можно не подключать разум, а руководствоваться «велением сердца». Сложно описать, но как мне показалось, это больше похоже на инстинктивное хочу.

По понятным причинам не всё можно, что хочешь; с другой стороны — такой способ «принятия решения» более гармоничный, позволяет избежать навязанных социальных, маркетинговых и прочих социальных установок, а также даёт понять, что если руководствоваться только разумом, то счастлив не будешь.

Мозг выстраивает модели на основе имеющегося опыта, поэтому порой отключение его и выход за пределы «зоны комфорта» даёт поразительный результат.

From: trans_generator2012-06-01 02:10 am(Link)

Весьма глубокий комментарий, похоже Вы в теме))))»Мозг выстраивает модели на основе имеющегося опыта, поэтому порой отключение его и выход за пределы «зоны комфорта» даёт поразительный результат.» — с этим согласен, однозначно.Особенно с «порой отключение его» :)Главный посыл поста — безоценочное восприятие — это круто:) Но не всегда 🙂

Все-таки если у нас есть логика и возможность запоминать опыт — то зачем-то они нужны 🙂

Источник: https://trans-generator.livejournal.com/20453.html

Учимся мыслить безоценочно

Согласно центральному понятию христианской антропологии и психологии, человек есть Личность, созданная по образу Божию и стремящаяся к подобию Божию.

Личность возникает уже в момент зачатия и развивается всю свою жизнь. Личность обладает различными характеристиками, основными из которых является ее уникальность, единичность, неповторимость. Более того, во все времена не рождалось два идентичных человека – каждый уникален.

Если только представить себе, что перед нами – образ Божий, пусть даже двух или четырех лет от роду, то можем ли мы сказать ему, что он плохой или хороший? Что он – молодец или не молодец? Можем ли мы дать оценку Личности, если наблюдаем не саму личность во всей ее многообразии и полноте, а то, что она делает или не делает в данный момент? Оценка Личности исключает возможность уважать ее, принимать ее в своей уникальности, так как вынуждает оценивающего стать на позицию более развитого существа, который наделен правами эти оценки раздавать, то есть судить.

Иногда возникает ощущение, что ничего такого ужасного не произойдет, если похвалить ребенка такими фразами, как «умница», «молодец», «ты хорошо постарался». Все бы ничего, но за ними скрываются как минимум три опасности:

  1. «Сегодня я — молодец, а завтра – не молодец?». Как думаете, можно ли быть всегда успешным, и как при этом учиться переживать неуспех? Или я буду прикладывать усилия до невротизации, чтобы быть все время «молодец», мучительно переживая «не молодец», или вообще перестану прикладывать усилия, так как буду вечно «не молодец».
  2. «Сегодня я хорошо постарался, а завтра и послезавтра молодец — кто-то другой». Как относится группа к человеку, который всегда молодец? Зарождение нездоровой конкуренции имеет истоки в сравнениях детей между собой: кто-то сегодня лучше, чем я. В конце концов, у каждого свой темп выполнения задания, своя манера и тактика. «Я очень стараюсь и спешу. Но я не могу иначе, как тот другой, поэтому не буду опять «молодец». А того, кто будет – я начну тихо ненавидеть…» Или, если молодец всегда я, то буду и невротизированным (пункт 1), и отверженным из-за зависти и ревности остальных, жаждущих быть «хорошими».
  3. «Я – молодец, а тот мальчик – молодец?». Если два человека уникальны, можно ли их сравнивать? В конечном итоге формируется зависимость от оценки, ориентация на поиск положительных оценок и постоянное сравнивание себя с другими детьми (людьми).

Конечно, ребенок постоянно совершает поступки, которые вызывают у нас различные эмоции, которые мы вполне себе можем выражать. Вопрос именно в форме выражения. Здесь на помощь приходит формулировка предложений, когда высказывание, выражение эмоции, чувства или состояния, как реакции на действие ребенка, исходит от собственного лица.

Сравним примеры:

Как мы говоримКак следует говорить
УмницаМолодецХорошо сегодня постаралсяХороший мальчик/девочкаКрасивая картинкаКрасивое платье и прическа, тебе идетМне так понравилось, как ты это сделал!Я так рада, что ты убрал за собойМне очень приятно, что ты выполнил это задание, старалсяЯ люблю, когда ты так говоришь/делаешь…Как мне понравилось, как ты нарисовал!Мне очень нравится, как ты выглядишь сегодня
Глупый, дурак, Плохой мальчик/девочкаЯ очень злюсь, что ты разбил вазуЯ расстроен, что ты не убрал игрушкиМне очень грустно, что ты раскидал эти игрушки
Читайте также:  Пристройки - психология

Это всего лишь несколько высказываний, которые помогают становлению психологически здоровой личности. Для того, чтобы научиться выражать свое отношение корректно, можно освоить технику «я-высказываний». Последовательность предложения строится по схеме: факт, мысли, чувства, желания, намерения.

Пример:

  • Я неоднократно ловила себя на том, что оцениваю поступки своего ребенка словами «умничка», «молодец» или «ты глупенький, что ли?» (факт).
  • Я поняла, что своими высказываниями могу сильно подпортить его качество жизни и сейчас, и в будущем (мысли).
  • Я очень расстроилась и испытала чувство вины из-за своей невоздержанности в словах (чувства).
  • Я очень хочу помочь своим детям вырасти психологически здоровыми (желание).
  • Я собираюсь повышать свою родительскую и психологическую компетенцию (намерения).

Как это будет во фразе:

Это полная форма, которая, конечно, не всегда подходит для общения с близкими. Но если потренироваться, то можно научиться выделять основные мысли, адекватные контексту, но в рамках «я-высказывания», не переходя на личности.

Источник: https://www.all-psy.com/stati/detail/2663

Психолог Оксана Фадеева — Я помогаю справиться с болью, пережить отчаяние, не бояться будущего, не терзаться из-за прошлого, понять, как с собой лучше обходиться, чувствовать себя не жертвой обстоятельств, а автором собственной жизни

«Хочу полностью избавиться от депрессии. От панических атак. От привычки постоянно волноваться». Эти запросы — хорошие и понятные.

Желать избавиться от того, что приносит боль, пугает, сжирает изнутри, совершенно естественно.

Вылечиться от гриппа, победить онкологию, выправиться после травмы… Мы хотим перебраться из «плохо» в «хорошо», в том числе, и для того чтобы реализовать себя настолько […]

Сын жалуется отцу, что его дразнят лопоухим. «Будь выше этого!», — отвечает отец и утыкается в свой телефон. «Мам, у нас все девчонки в классе уже пользуются косметикой», — робко заводит разговор школьница постарше. «И что? — возражает мать – если все пойдут с крыши прыгать, ты тоже за ними пойдёшь?» «Пожалуйста, купите мне сенсорный […]

С наступлением холодов вас охватывает тоска и подавленность? Тяжело просыпаться по утрам и не хватает сил на повседневные дела? Тянет на быстрые углеводы вроде сдобных булок, и вы быстро набираете вес? Возможно, у вас сезонная депрессия — болезнь, с которой можно справиться, не дожидаясь солнца за окном. В этом материале вы найдёте информацию о симптомах […]

Что делать, если вы услышали от врача, что у вас – эндогенная депрессия? Значит ли это, что вы теперь обязаны пожизненно принимать антидепрессанты? Поможет ли вам психотерапия? В статье вы найдёте ответы на главные вопросы об этом заболевании, узнаете, как его лечить и, главное, кто из специалистов сможет вам помочь. Что такое «эндогенная депрессия»? Слово […]

У вас приступы паники? Вы устали жить в страхе и ждать, когда паническая атака случится в следующий раз? Из этой статьи вы узнаете, как справиться с  паническим расстройством раз и навсегда. А заодно –  существуют ли эффективные таблетки от паники, с кем и почему происходят подобные напасти и как погасить приступ в самом его начале. […]

Это звучит странно, но в воспитании детей есть своя мода. Она определяет, что желательно и полезно, а чего следует избегать, чтобы не нанести ребёнку непоправимый урон. На первый взгляд, нам может казаться, что правила очевидны и потому обязательны к выполнению, но это не всегда так. Я выделила четыре основные ошибки, которые появились относительно недавно среди […]

Вот вам маленький фрагмент из текста по истории детства и детского костюма американского автора К. Калверт. Этот фрагмент прекрасно иллюстрирует тот факт, что почти все теории воспитания — не более чем спекуляция и что дети удивительно адаптивны и способны привыкнуть почти ко всему, что нам мнится полезным. «Родители викторианской эпохи меньше настаивали на холодных ваннах […]

«Я толстая». Вам знакомо это ощущение? Пишу именно в женском роде, поскольку переживают его преимущественно женщины. Мужчина скорее будет ЗНАТЬ, что он таков, испытывать физическое неудобства от большого живота, понимать, каким его видят со стороны, но что касается «чувства лишнего веса» — нет, увольте. Впрочем, на взгляд того, кто с данным чувством не знаком, формула […]

Вы когда-нибудь слыхали про расстройство множественной личности? А сериал «Шанс» уже смотрели?  Что ж, если вы  поклонник или поклонница Хью Лори (актера, сыгравшего доктора Хауса) и любите крепко завернутые психологические триллеры — это сериал для вас.  А дальше не смотревшим не читать, буду спойлить. Для тех, кто смотрел. Знакомые меня расспрашивали, могло ли случиться на […]

Хотите больше узнать про нарциссов? Или, быть может, даже поискать нарциссическое в себе? Тогда вам два сочных фрагмента. «Рассмотрим случай женщины, которую я буду называть Селеста; каждый год в декабре она распахивала двери своего дома, потому как была убеждена, что этот праздник будет лучшим событием сезона. Каждый год планирование мероприятия занимало у нее несколько месяцев. […]

Источник: https://8psy.ru/

Психолог — профессионал или дилетант? Учимся определять

Итак, Вы приняли решение обратиться к психологу за консультацией. И столкнулись с проблемой – предложений немало, но как выбрать психолога, который работает грамотно и действительно способен помочь? Не секрет, что дилетантов даже больше, чем профессионалов, и нет никакого желания отдавать деньги за курс консультаций просто так, не получив по его окончании желаемого результата.

Так как же отличить профессионала от «плохого» психолога?

Обратите внимание на следующие признаки плохой работы психолога:

Психолог говорит, что Вы не правы

В соответствии с этикой работы психолога, недопустимо делать выводы о том, «кто прав, а кто виноват». Психолог не является мудрецом, знающим жизнь лучше, чем Вы, поэтому не может оценивать Вашу позицию как верную или неверную. Один из основных принципов работы профессионального психолога – безоценочность.

Психолог навешивает Вам чувство вины: «Ну что же Вы? Зачем же Вы так поступили?» или даже «Вам не стыдно?»

Задавая подобные вопросы, человек взывает к Вашей совести, пытается вызвать у Вас чувство вины. Одна из целей работы психолога-консультанта – помочь Вам проработать имеющееся чувство вины, а не создать новое (только не путайте вину с ответственностью). Это грубейшая ошибка в работе, которая выдаст Вам в лице психолога дилетанта.

Психолог дает советы

Еще одним пунктом этики в работе квалифицированного психолога является то, что он не может давать советов. Совет – это всего лишь мнение. Одному определенный совет подойдет, а другому нет, поскольку мы все разные.

Давая советы, человек, представляющийся психологом, ставит себя выше Вас, косвенно давая понять, что он «знает жизнь лучше».

Поэтому если психолог дает Вам советы о том, как поступить в определенной ситуации и что делать, бегите от него подальше.

Психолог не обращает внимания на Ваши актуальные потребности (как физиологические, так и психологические)

Ваши актуальные потребности – важнейшая информация и то, что способно сделать вашу общую работу с психологом эффективной или же бесполезной. Например, если Вы хотите в туалет или Вам холодно, то Вы попросту не сможете сосредоточиться на обсуждаемой теме.

Так же дело обстоит и с актуальными психологическими потребностями: Вы можете хотеть обсудить что-то подробнее или перейти к более важной на сегодняшний день теме.

Если психолог категорично настаивает на своем собственном способе работы или не обращает внимания на Ваше дискомфортное состояние, то стоит задуматься, зачем Вам нужна работа с таким психологом, который думает о Ваших потребностях гораздо меньше, чем о своих.

На протяжении нескольких встреч психолог не делает ничего, кроме задавания вопросов

Очень важное умение психолога – задавать правильные вопросы. Вопросы, которые помогают выяснить суть проблемы, навести клиента на важные мысли и открытия.

Но если психолог только этим и занимается, что задает Вам вопросы, то в определенный момент, когда от вопросов необходимо уже переходить к реальным действиям, такой человек вряд ли сможет Вам помочь.

А ведь и вопросы-то нужны ради этих самых дальнейших действий – действий по решению конкретной проблемы.

Психолог предлагает техники, не объясняя, как они связаны с решением Вашей проблемы

Новички и дилетанты используют этот метод, когда не знают, как помочь клиенту. Они просто дают разные техники. Вроде бы клиент работает, что-то делает. Но над тем ли он работает, что надо ему? Если психолог не может четко ответить на вопрос, зачем нужна та или иная техника, то вывода можно сделать два:

1)      техника не нужна (тогда психолог ввел ее просто для того, чтобы занять Вас чем-нибудь во время консультации)

2)      у психолога есть трудности с объяснением (тогда как он сможет помочь Вам, если не способен толком что-либо разъяснить?)

В общем-то, оба варианта неутешительны, поэтому нам, людям здравомыслящим, они не подходят.

Психолог предсказывает будущее

Классические фразы, произносимые дилетантом уверенно: «Знаю я, чем все это для Вас кончится», «У Вас это не получится», «Даже если Вы очень постараетесь, то он не согласится».

На чем основаны эти утверждения? Может быть, психолог обладает экстрасенсорными способностями или просто «знает жизнь»? Или будем реалистами и скажем, что профессионал не может этого утверждать, потому что не знает наверняка, на 100%?

Зачастую мне приходится работать с людьми, у которых наблюдается эта ошибка мышления – предсказывание будущего (она так и называется). И каждый раз, получая задание проверить это утверждение, человек приходит на следующее занятие с круглыми глазами и говорит: «Вы знаете, а я ведь был уверен, что будет иначе…».

А если учесть, что среди клиентов нередко встречаются и сами психологи (у которых в жизни эта ошибка тоже бывает), то можно сделать вывод о том, что предсказывание будущего психологом тоже неверно. Здесь он ничем не отличается от других людей.

Ошибка же может стоить для Вас очень дорого, особенно если дело касается личной жизни и Вашего счастья.

Психолог обещает Вам добиться того, что находится вне зоны Вашего влияния (влюбить в себя человека, через работу с Вами избавить мужа от зависимости, получить повышение по работе и т.п.)

Термин «в зоне Вашего влияния» означает что-то, что зависит только от Вас. Если что-то зависит не только от Вас, но и от других людей или обстоятельств, то Вы можете сказать: «Это не в зоне моего влияния».

Например, в зоне Вашего влияние такие вещи как повышение уверенности в себе, приобретение новых навыков и умений, изменение отношения к ситуации, изменение стереотипов своего поведения. Все это способно повлиять также на близких и значимых Вам людей. Способно, и чаще всего так и происходит.

Но не всегда это случается, потому что есть вторая сторона со своими мотивами и целями.

Поэтому если Вы ставите цель «стать увереннее», то она находится в зоне Вашего влияния, именно Вы определяете, добьетесь этого или нет.

Если же цель ставится как «заставить его бросить пить», «получить повышение», «изменить отношение близкого человека ко мне», то такая цель лишь отчасти связана с Вашими действиями, поэтому гарантировать ее реализацию психолог не имеет права.

Если он грамотный специалист, то предложит Вам переформулировать цель так, чтобы она была в зоне Вашего влияния.

Психолог прерывает Вас и не дает выговориться

Имея значительный опыт личной терапии, могу сказать с позиции клиента, насколько это важно – выговориться. В моем прошлом также был поиск хорошего психолога для проработки собственных трудностей (для всех психологов это обязательно).

От работы с одним из психологов мне пришлось отказаться именно потому, что он не давал возможности выговориться, когда мне это было действительно нужно, и я заявляла о своем желании.

Но и когда некоторое, совсем короткое время мне давали говорить, я не чувствовала от этого удовлетворения, поскольку не получала от психолога искреннего внимания к моим словам.

Психолог обещает Вам результат за n-нное количество встреч

В работе психолога не может быть таких конкретных сроков проработки той или иной проблемы. Длительность процесса решения проблемы зависит от многих факторов: от скорости подачи материала психологом, от скорости усвоения материала клиентом, от выполнения или невыполнения клиентом домашних заданий, от его желания решить проблемы быстрее и т.п.

Но даже если психолог опытен и разобрался в том, насколько быстро работает его клиент, невозможно установить конкретное число дней или часов, за которое удастся разрешить проблему. Это связано с тем, что психика – очень непростое явление, она не поддается точным измерениям, слишком много индивидуального в психологии каждого отдельного человека.

Поэтому стабильный результат за определенное количество встреч Вам пообещает только дилетант.

Признаков дилетанта очень много, существенно больше, чем охватывает эта статья. Эти признаки, на мой взгляд, являются основными, и можно смело ориентироваться на них при выборе своего психолога. А в остальном – полагайтесь на здравый смысл и логику.

Успехов Вам в работе с Вашим психологом!

Психолог Мария Минакова.

Источник: http://mytrenings.ru/professional-psiholog

Хороший психолог — это какой?

Дата публикации 08 марта 2013. в Статьи по психологии

В психологии как во многих других сферах деятельности существуют как профессионалы, так и дилетанты, существуют как специалисты знающие свое дело, так совсем некомпетентные личности. Если вы решили обратиться за психологической помощью, и обнаружили что предложений слишком много, то в таких случаях важно знать, как правильно выбрать профессионального психолога.

По статистике дилетантов всегда больше чем профессионалов и при неправильном выборе как то не хочется зря тратить свои сбережения не получив никакого результата. Существуют некоторые критерии, по которым можно отличить некомпетентного специалиста от профессионала.

Прежде всего, профессиональный психолог в Москве никогда не будет утверждать, что вы не правы. Кодекс этических правил в работе психолога не позволяет ему размышлять о том кто прав или виноват или оценивать ваши действия. Самый главный принцип, которым руководствуются профессиональные психологи – это безоценочность.

Также настоящий профессиональный специалист никогда не будет стараться вызвать у вас чувство вины, например словами: «Зря вы так поступили» или «Как вам не стыдно». В таких случаях консультант должен стараться проработать с вами имеющееся чувство вины а не создавать новое.

Если психолог дает вам советы, то значит, перед вами находится дилетант.

Квалифицированный специалист никогда не будет давать советов, так как любой совет это лишь чьё-то личное мнение, и подойти такие советы могут не всем, так как ситуации бывают разные.

Поэтому если ваш консультант даёт вам советы как поступить в той или иной ситуации, то лучше всего сразу попрощаться с таким специалистом.

Самой важной информацией для психолога являются все ваши актуальные потребности. Если вы хотите обсудить какой-то конкретный вопрос, а психолог настаивает на своем методе работы, не обращая внимания на ваше дискомфортное состояние, то стоит задуматься о том, действительно ли вам нужны такие услуги психолога в Москве.

На протяжении первых нескольких консультаций, специалист будет только задавать вопросы. Это очень важное умение в его работе – задавать правильные вопросы. С их помощью можно выяснить, в чем же заключается суть проблемы, и в то же время навести клиента важные мысли и открытия.

Но если специалист только и делает что задает вопросы, и даже в те моменты, когда от вопросов нужно переходить уже к действиям, то такой специалист навряд ли сможет вам помочь. Ведь вопросы для того и нужны, чтобы понять, какие нужны действия для решения конкретных проблем.

Читайте также:  Бытовые страхи - психология

Когда некоторые новички или неопытные специалисты не знают, как помочь своему клиенту, то они предлагают ему различные техники и даже не объясняют, как данная техника может помочь в решении его проблем. Если они не могут объяснить, зачем все это нужно, то вывод напрашивается сам собой, что их методы в вашем случае не уместны.

Будем благодарны, если поделитесь статьей:Самое популярное и лучшее:

Источник: http://www.vitamarg.com/konsultacii/article/2872-horoshiy-psiholog-eto-kakoy

Материал на тему: эссе на тему:» Значение безоценочности работы психолога»

Эссе на тему:  «Значение безоценочности работы психолога».

Квалификация и компетентность психолога предполагают браться за решение только тех вопросов, в которых он профессионально компетентен и для решения которых владеет практическими методами работы и наделён соответствующими правами и полномочиями выполнения психолого-коррекционных или других воздействий.

Выполнение принципа компетентности обеспечивается правилами, регламентирующими отношениями сторон-участников исследовательской и коррекционной деятельности (психолога-заказчика-тестируемого воспитанника) и обработки и информирования о результатах исследования.                                           Правило сотрудничества психолога и заказчика.

                                                                                                         Психолог обязан уведомить  заказчика о реальных возможностях современной  психологической науки в области,  поставленных заказчиком вопросов, о пределе своей компетентности и границах     своих возможностей.

Психолог должен сообщить заказчику о принципах и правилах психологической деятельности и получить письменное согласие заказчика, чтобы в дальнейшем руководствоваться ими при использовании методов и материалов психологического характера.                               Правило профессионального общения психолога и испытуемого.

                                                            Психолог обязан владеть методами психодиагностической беседы, наблюдения, психолого-педагогического воздействия на таком уровне, который позволял бы максимально эффективно решать поставленную задачу и поддерживал у испытуемого позитивный настрой (чувство симпатии и доверия, удовлетворения от общения с  психологом).

Если испытуемый болен, то применение любых методов  исследования и профилактики допустимо только с разрешения врача или с согласия других лиц, представляющих интересы испытуемого. Выполнять психотерапевтическую работу с больным психолог может  только согласованно с лечащим врачом и при наличии специализации по медицинской психологии.

                                                             Правило обоснованности результатов исследования психолога.

                                                                Психолог оформляет результаты исследования в терминах и понятиях, принятых в психологической науке, подтверждая свои выводы предъявлением первичных материалов исследования, их математико-статистической обработкой и положительным заключением компетентности коллег.

При решении любых психологических задач проводится исследование, всегда опирающееся на предварительный анализ литературных данных по поставленному вопросу.                                                                                                                                                                                      Значение безоценочности работы психолога (беспристрастности)                                                                      профессиональная этика психолога не допускает                                                                                                                                               — предвзятого отношения к тестируемому(воспитаннику)

-«навешивания ярлыков» т.е. формулирования выводов и осуществления действий психологического характера, противоречащих имеющимся научным данным, какое бы субъективное впечатление тестируемый воспитанник ни производил бы своим видом и социальным положением.

-какому бы давлению и манипулированию с одной из сторон не подвергался бы психолог.

Этический принцип выполняется, если выполняются правила, регламентирующие влияние на результаты исследования всех сторон-участников(личности тестируемого, психолога и заказчика).                       Правило целесообразности(адекватности методик), применяемых психологом.

                                                                                                Психолог может применять методики, которые соответствуют целям  проводимого исследования, возврату, полу, образованию, состоянию испытуемого, условиям эксперимента.

Методики, кроме этого, обязательно должны быть стандартизированными, нормализированными, надёжными и валидными, адаптированными к контингенту тестируемых участников эксперимента.                                                                                                         Правило научности результатов исследования психолога.

                                                                                      Психолог должен применять методы обработки и интерпретации данных, получившие научное признание и не зависящие от его научных пристрастий, общественных увлечений,  его  субъективного  отношения (личных симпатий к участникам эксперимента), их социального положения, профессиональной деятельности. В результате исследования должны быть отражены только безапелляционные достоверные научные данные, такие которые  непременно  получит любой другой исследователь такой же специализации и такой же квалификации, если он повторно произведёт интерпретацию первичных данных, которые предъявляет психолог.                                                   Правило доступности (взвешенности) сведений психологического характера, передаваемых заказчику психологом.                                                                                                                                        Психолог доносит до заказчика результаты исследования

-в доступных для заказчика терминах и понятиях

-в форме конкретных рекомендаций, которые не позволяют и не располагают  к их домысливанию, рассмотрению личности испытуемого вне тех задач, которые были поставлены перед психологом

-психолог  руководствуется только интересами дела и не передаёт никаких сведений, которые могли бы подорвать авторитет.

Нанести моральный урон, ухудшить положение испытуемого, заказчика, коллектива, с которым они сотрудничают.

                                                                                                                                                                                                             

Соблюдения  ПЭ психолога.

Обследование ученика.                                                                                                                                                                                              Соблюдение принципов конфиденциальности обследования. Неразглашение сведений, касающихся результатов обследования, без согласия обследуемого.

Несоблюдения ПЭ психолога.

Клиент обратился со своей проблемой к  психологу, после проведённой консультации, некоторая информация  просочилась в интернет и привела к очень серьёзным последствиям. Клиент получил серьёзную моральную травму.

Женщина-психолог после сеанса попросила подвезти её домой, сеанс продолжался в салоне автомашины, а вскоре он был приглашён в дом на чашку чая.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/05/12/esse-na-temu-znachenie-bezotsenochnosti-raboty-psihologa

Осознать и перестать страдать | Саморазвитие | Наша Психология

Как так получилось, что человечество постоянно страдает? Почему, несмотря на все достижения науки и культуры, люди продолжают воевать, грустить, гневаться и мучиться? Одна из причин – взаимоотношения со своими переживаниями.

Мы позволяем мыслям заполонять свое внутреннее пространство, пока они не выходят из-под контроля и не начинают управлять нашим поведением.

Один из самых древних и при этом актуальных на сегодняшний день способов избавления от внутреннего страдания – это практики медитации и развития осознанности.

Цель этих проверенных, в прямом смысле слова, тысячелетиями техник заключается в том, чтобы устранить ненужное страдание, развивая понимание природы сознания и материального мира. Человек, практикующий осознанность, активно работает с разными состояниями сознания, чтобы оставаться умиротворенным, что бы ни происходило.

Для этого необходимо развивать три главных навыка:

  • 1. Осознанность. Просто отдавая себе отчет в том, что происходит внутри и вокруг нас, мы можем начать отделять себя от поглощенности мыслями и сложных эмоций.
  • 2. Внимание. Вместо того, чтобы пытаться контролировать или подавлять яркие эмоции, мы можем перенаправлять свое внимание, и это помогает нам регулировать то, как мы себя чувствуем.
  • 3. Вспоминание. Важно вспоминать о том, что можно быть осознанным и направлять внимание, и в этом процессе большое значение имеет намерение. В каждый момент времени можно напоминать себе: «Не забудь – будь осознанным».

Начинается такая практика с того, чтобы сесть в тишине с закрытыми глазами и прямой спиной и встретиться один на один с самим собой: своими физическими ощущениями, эмоциями и мыслями.

Когда человек начинает медитировать, он признает – возможно, впервые в жизни, что он постоянно погружен в непрерывный поток мыслей, которые рождаются помимо его воли, одна за другой и со скоростью света сменяют друг друга.

Mindfulness – новый научный конструкт и метод лечения

В шестидесятые годы XX века многие американцы и европейцы стали интересоваться восточными практиками, ездить в Азию и проходить обучение под руководством выдающихся учителей и инструкторов медитации.

Прошли годы, и многие из этих искателей стали учеными: биологами, психологами, философами, нейрофизиологами.

Они посвятили свою жизнь тому, чтобы исследовать, как медитация влияет на работу и строение мозга и как она связана с другими философскими школами, такими как китайский даосизм, древнегреческий стоицизм или, например, прагматизм Уильяма Джеймса. Осознанность стала активно применяться в психотерапии.

Благодаря этому взаимному обмену и современным исследованиям родился новый термин, который в мировом сообществе принято использовать в англоязычном варианте, – mindfulness. Как пишет Скотт Р.

Бишоп, один из ведущих исследователей в этой области, «Mindfulness – это саморегуляция процессов внимания, призванная удерживать его фокус на сиюминутных переживаниях и, следовательно, открывающая возможности для более точного распознавания психических явлений в каждый момент времени» (Bishop et al., 2004).

Снижение стресса на основе осознанности

Одним из первых исследователей, которые начали применять практики осознанности для работы с психологическими проблемами, был американский ученый, доктор биологических наук, профессор Массачусетского университета Джон Кабат-Зинн.

В 1979 году он создал программу Mindfulness Based Stress Reduction, или MBSR («Снижение стресса на основе осознанности»).

Эту программу он стал применять в своей клинике снижения стресса, а теперь по всему миру работает более 200 центров и учреждений, где практики и идеи mindfulness используются в лечебных и исследовательских целях.

Программа MBSR выглядит так:

  • 8 недель,
  • 2–3 часа в неделю,
  • до 30–35 человек в группе,
  • 45 минут самостоятельной практики дома каждый день,
  • однодневный ретрит (как правило, выездное мероприятие) в молчании.

Эти курсы предназначены для людей, которые находятся в состоянии стресса, переживают разрыв или конфликты в отношениях, неудовлетворенность на работе, трудности в принятии решений, профессиональное выгорание.

Участники, прошедшие программу MBSR, начинают испытывать больше положительных эмоций, у них снижается утомляемость и тревожность, повышается качество жизни.

Согласно самоотчетам, эти люди начинают чувствовать себя более мудрыми, открытыми к обучению, творческими, способными к сопереживанию. Они начинают более тонко осознавать собственное благополучие.

К сожалению, этот метод не волшебный и подходит не всем. Многие люди не ощущают на себе положительного эффекта, и это отчасти связано с тем, что сам процесс тренировки весьма непрост.

Он требует самодисциплины, усилий и искренности – прежде всего с самим собой. Поэтому одним из основных факторов эффективности MBSR является мотивация клиентов.

Чем сильнее ваше намерение получить пользу от курса, тем эффективнее он будет для вас.

Трудность в том, что снаружи никак невозможно оценить и отследить ту скрупулезную работу, которая происходит в сознании и помогает установить определенное качество внимания и осознания. В качестве ориентиров Джон Кабат-Зинн предложил семь установок, которые необходимо учитывать при обучении mindfulness:

  1. Безоценочность (не разделять переживания на положительные и отрицательные, правильные и неправильные, уместные и неуместные).
  2. Терпение (раз за разом возвращать внимание к текущим переживаниям, куда бы мысли ни уносили наше сознание).
  3. Ум новичка и любопытство к происходящему (исследовательский интерес по отношению к собственному внутреннему миру).
  4. Доверие (понимание того, что тело и разум способны к саморегуляции от природы).
  5. Доброжелательность к себе (мягкость и бережность к своим переживаниям, отсутствие критики, если во время практики возникают трудности).
  6. Нереагирующая позиция наблюдателя (удержание привычного поведения, которое обычно автоматически происходит в ответ на те или иные переживания).
  7. Принятие (понимание того, что трудности и болезненные переживания свойственны всем людям и поэтому не заслуживают осуждения).
  8. Отпускание (возможность выбирать, насколько то или иное переживание достойно внимания, и переключаться на другие содержания сознания усилием воли).
Читайте также:  Учить другого - психология

Изначально Кабат-Зинн начал использовал эти установки при работе с людьми, испытывающими хроническую боль, а позже выяснилось, что те же способы работы применимы и к психологическим проблемам. Оказалось, что безоценочное отношение к своим болезненным ощущениям, любопытное наблюдение, лишенное нетерпимости и желания поскорее избавиться от боли, приводит к значительному облегчению состояния.

Это связано не столько с физиологическими показателями боли, сколько с тем эмоциональным отторжением, которое пациенты привыкли испытывать по поводу своих ощущений.

На протяжении этих восьми недель люди оказываются один на один со своей болью и учатся относиться к ней с принятием.

Это помогает развивать выносливость и терпимость к страданию, и оно начинает отнимать все меньше душевных ресурсов, необходимых для продолжения полноценной и счастливой жизни.

осознаваниепрактикумпсихологические установки

Источник: https://www.psyh.ru/osoznat-i-perestat-stradat/

Характеристики самопринятия и возможности их диагностики — современные проблемы науки и образования (научный журнал)

1Яремчук С.В. 11 ФГБОУ ВПО «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет»Данное исследование посвящено изучению самопринятия с точки зрения таких его характеристик, как самоосведомленность, безоценочность, толерантность и готовность к приобретению нового опыта.

В ис-следовании принимали участие 90 человек в возрасте от 15 до 63 лет (43 женщины и 47 мужчин).

Для сбора данных была разработана специальная методика, в которой испытуемым предлагалось написать как можно больше собственных качеств, оценить каждое из них и противоположные качества, отметить те из противоположных качеств, которые являются привлекательными для респондентов.

Данные со-поставлялись со шкалами «Самоприятие» и «Самонеприятие» методики диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонд. Взаимосвязь между параметрами определялась с помощью критерия ранговой корреляции rs-Спирмена.

Результаты показывают низкий уровень выра-женности всех характеристик самопринятия при высоком уровне приятия по методике К. Роджерса и Р. Даймонд, при этом взаимосвязь между этими методиками является незначимой.

Корреляционный анализ показывает, что системообразующей характеристикой самопринятия является толерантность, имеющая значимые взаимосвязи со всеми остальными параметрами.готовность к приобретению нового опыта1. Гозман Л.Я., Кроз М.В. Измерение уровня самоактуализации личности // Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.С.

Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. — М., 1987. — С. 91-114.2. Диагностика самоактуализации личности (А.В. Лазукин в адаптации Н.Ф. Калина) // Фетискин А.М. и др. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — СПб. : Издательский центр «Академия», 2002. — C. 426-433.3. Иванова В.В.

Общие вопросы самосознания личности [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/ivanv01/index.htm / (дата обращения: 16.02.14).4. Колышко A.M. Психология самоотношения. — Гродно : ГрГУ, 2004. — 102 с.5. Осницкий А.К. Определение характеристик социальной адаптации // Психология и школа. — 2004. — N 1. — С. 43-56.6. Пантилеев С.Р. Методика исследования самоотношения. — М. : Смысл, 1993. — 32 с.7. Шевеленкова Т.Д., Фесенко П.П. Психологическое благополучие личности (обзор основных концепций и методологическое исследование) // Психологическая диагностика. — 2005. — № 3. — С. 95-130.8. Яремчук С.В. Проблема принятия себя в юношеском возрасте // Известия Сочинского государственного университета. — 2012. — № 4 (22). — C. 207-212.

Введение

В отечественной психологии на современном этапе ее развития термин «самопринятие» начинает использоваться в научных исследованиях всё чаще и чаще. Вместе с тем место этого феномена в системе категорий отечественной психологии остается весьма размытым. Анализ, осуществленный В.В.

 Ивановой [3], обнаруживает, что самопринятие слабо дифференцируется от таких явлений, как самоуважение, самоудовлетворенность, аутосимпатия, самооценка, положительная Я-концепция, самолюбие, самоутверждение и т.п.

При этом самопринятие рассматривается в разных контекстах: как составная часть самоотношения, как одна из характеристик самоактуализирующейся личности, как один из компонентов психологического благополучия.

Неопределенность этого понятия приводит к отсутствию самостоятельной методики диагностики самопринятия, хотя соответствующие шкалы могут быть обнаружены в составе разных методических инструментов.

Так, в тесте-опроснике самоотношения (ОСО) В.В. Столина [4] шкала самопринятия входит как составляющая в шкалу аутосимпатии.

В содержательном плане шкала аутосимпатии на пози­тивном полюсе объединяет одобрение себя в целом, доверие к себе и позитивную самооцен­ку, на негативном полюсе — видение в себе по преимуществу недо­статков, низкую самооценку, готовность к самообвинению (включая такие эмоциональные реакции на себя, как раздражение, презрение, издевка, вынесение самоприговоров).

В методике исследования самоотношения (МИС) В.В. Столина и С.Р. Пантилеева [6] шкала самопринятия была выделена в результате факторного анализа. В основе обнаруженного фактора лежит чувство симпатии к себе, согласия со своими внутренними побуждениями, принятия себя таким, какой ты есть, пусть даже с некоторыми недостатками.

Самопринятие в этой методике связывается с одобрением своих планов и желаний, снисходитель­ным, дружеским отношением к себе. Автономность этой шкалы и отсутствие ее корреляции с интегральной самооценкой интерпретируется С.Р.

Пантилеевым как принятие личностью не только своего образа «Я», но и сопровождающих оценку этого образа эмоций, выражающихся в чувстве удовлетворенности или неудовлетворенности.

В контексте изучения самоактуализации также существуют методики, позволяющие осуществить измерение самопринятия, которое рассматривается как черта самоактуализирующейся личности. К наиболее распространенным инструментам относятся: методика диагностики социально-психологической адаптации К.

Роджерса и Р. Даймонд (содержащая шкалы «приятие себя» и «неприятие себя») [5], самоактуализационный тест (САТ), представляющий собой вариант опросника личностных ориентаций Э. Шострома (Personal Orientation Inventory, E.

Shostrom), адаптированный сотрудниками кафедры социальной психологии МГУ [1] (шкала самопринятие) и методика диагностики самоактуализации личности А.В. Лазукина в адаптации Н.Ф.

Калина (САМОАЛ) [2], которая также позволяет осуществить диагностику особенностей личности, характерных для самоактуализирующегося человека, и в частности самопонимание и аутосимпатию.

В последнее время в связи с ориентацией общества на качество жизни человека, в том числе на его психологическую и субъективную составляющие, начинает распространяться концепция психологического благополучия К.

Рифф, которой создана шестифакторная модель психологического благополучия и опросник «Шкалы психологического благополучия» (Ryff's Scales of Psychological Well-Being), одним из компонентов которого выступает самопринятие. В интерпретации Т.Д. Шевеленковой и П.П.

Фесенко, осуществлявших стандартизацию методики на российской выборке [7], высокие или нормативные значения по шкале «Самопринятие» означают, что человек позитивно относится к себе, признаёт и принимает свои как хорошие, так и плохие качества, позитивно оценивает своё прошлое.

Заметим, что независимо от контекста, в котором изучается самопринятие, в большинстве адаптированных в России методик самопринятие понимается как позитивный смысл «Я», симпатия по отношению к себе, основа позитивного Я-образа.

Вместе с тем современные зарубежные исследования принятия себя опираются на такие характеристики принятия, как безоценочность (nonjudgement), толерантность (tolerance), осведомленность (awareness) и готовность к приобретению нового опыта (willingness to have an experience) [8].

В связи с этим целями настоящего исследования стали разработка методики, ориентированной на изучение самопринятия с опорой на указанные характеристики, ее апробирование и сопоставление со шкалами методики диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонд.

Методы

В разработанной методике испытуемым предлагалось написать как можно больше качеств, которыми он, как ему кажется, обладает (что отражает параметр «осведомленность»); оценить каждое из качеств (параметр «безоценочность»: определялся числом качеств, оцениваемых нейтрально); к каждому качеству подобрать противоположное и оценить каждое из них (параметр «толерантность»); а также отметить те из противоположных качеств, на которые человек был бы согласен изменить свои собственные (параметр «готовность к приобретению нового опыта»). В процессе обработки безоценочность, толерантность и готовность к приобретению нового опыта оценивались в процентном отношении к общему числу выделенных качеств. При этом шкала «толерантность» образовывала биполярный континуум, в котором отрицательные значения свидетельствовали об интолерантности человека к качествам, противоположным его собственным, и оценке их как негативных.

Апробирование методики осуществлялось на выборке из 90 человек: 50 школьников 15-16 лет и 40 взрослых в возрасте от 24 до 63 лет (21 человек в возрасте 24-35 лет и 19 человек старше 36 лет).

Кроме разработанной методики, для изучения самопринятия использовались шкалы методики диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонд «Приятие себя» и «Неприятие себя», отражающие позитивный и негативный окрас образа Я.

Взаимосвязь между параметрами определялась с помощью критерия ранговой корреляции rs-Спирмена.

Pезультаты и обсуждение

Средние значения показателей самопринятия по обеим методикам в разных возрастных группах представлены в таблице 1.

Таблица 1

Средние значения показателей самопринятия в разных возрастных группах

Параметры самопринятия

Возрастные группы

15-16 лет

24-35 лет

старше 36 лет

Осведомленность

7,9

9,3

9,9

Безоценочность

3,5

15,0

2,6

Толерантность

-59,3

-66,6

-64,0

Готовность к приобретению опыта

45,5

27,6

28,8

Шкалы методики диагностики социально-психологической адаптации

Приятие себя (норма 22-42 балла)

45,5

50,5

45,6

Неприятие себя (норма 14-28 баллов)

15,3

9,2

13,3

Анализ средних показателей методики диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р.

Даймонд показывает, что во всех возрастных группах испытуемые демонстрируют высокий уровень приятия себя и низкий уровень самонеприятия (за исключением группы учащихся, значения которых по шкале неприятия себя попадают в границы нормы). Это свидетельствует о преимущественно позитивной окраске образа собственного Я, характерной для обследованной выборки.

Вместе с тем анализ характеристик самопринятия, проявляющихся при описании себя, отражает обратную тенденцию.

Несмотря на то что в инструкции требовалось указать минимум 10 качеств, среднее количество характеристик, которые используют при самоописании школьники (15-16 лет), составляет 7,9; испытуемые в возрасте 24-35 лет перечисляют в среднем 9,3 своих качеств, а в возрасте старше 36 лет — 9,9.

Это свидетельствует о трудностях, испытываемых респондентами при наблюдении и отслеживании своих внутренних процессов и личностных особенностей. Вместе с тем это единственный параметр самопринятия, имеющий значимую корреляцию с возрастом человека (rs=0,323, значим для р=0,002).

Большинство из качеств, которые указывались испытуемыми при самоописании, оценивались ими как позитивные (82,3% от общего числа характеристик), негативная оценка была дана 11,7% характеристик, а безоценочное восприятие качеств было обнаружено лишь для 6% характеристик. Это согласуется с данными методики К.

Роджерса и Р. Даймонд и подтверждает преимущественно позитивную окраску образа «Я». Вместе с тем безоценочность считается центральной характеристикой самопринятия и определяется как сознательное воздержание от определения опыта как хорошего или плохого, правильного или неправильного.

Принятие собственных качеств предполагает понимание их не как «хороших», а как одновременно способствующих реализации одних целей и препятствующих достижению других.

Преимущественная оценка своих качеств как позитивных или негативных показывает одностороннюю осознанность различных черт личности, избегание осознания действительного положения вещей и, как следствие, искаженное восприятие себя.

Данные исследования показывают, что наибольшее число качеств, воспринимаемых безоценочно, обнаруживается в возрасте 24-35 лет (15% характеристик), в то время как для остальных возрастов в большей степени характерно оценочное отношение к самому себе.

Позитивный образ себя, как правило, формируется в ситуации, когда человек избегает признания в себе каких-либо качеств, отрицает наличие каких-либо характеристик, оцениваемых им самим как негативные.

При этом зачастую негативно рассматриваемые характеристики проецируются человеком на окружающих, представляя основания для непринятия другого человека и интолерантности по отношению к людям в целом.

Проведенное нами исследование подтверждает этот тезис, показывая, что большинство качеств, которые респонденты считают противоположными их собственным, оцениваются ими негативно, об этом свидетельствуют отрицательные средние значения по параметру «толерантность» в каждой из возрастных групп.

Лишь 8,8% испытуемых демонстрируют принятие характеристик, противоположных их собственным, оценивая их позитивно или воспринимая безоценочно. Каждый четвертый респондент (26,6% выборки) все противоположные качества оценивает как негативные.

Эта закономерность в равной степени наблюдается в каждой из возрастных групп. Таким образом, общее отношение большинства респондентов с миром и окружающими людьми можно описать формулой «Я — хороший, а ты — плохой», что, несомненно, не может быть основой для благополучия.

Самопринятие предполагает также и принятие себя как изменяющейся личности, предрасположенность к совершению действий в согласии с переживаемым в настоящий момент опытом, развитие поведенческого репертуара, направленного на достижение значимых целей.

Самопринятие, вовлекающее в сознание неприукрашенную действительность, чаще имеет своим следствием стремление к активности и изменению, нежели к избеганию или пассивности. Принятие себя предполагает и принятие своего стремления к изменениям и непрерывности процесса изменений, естественного по своей природе.

Однако готовность к самоизменению может диктоваться и непринятием себя или рассогласованием между образом идеального и реального Я. Видимо, именно этот фактор объясняет большую готовность к новому опыту в выборке школьников, которые демонстрируют готовность попробовать изменить 45,5% своих качеств на противоположные.

Для взрослых в возрасте 24-35 лет это число составляет 27,6%, а в более старшем возрасте — 28,8%.

Данные корреляционного анализа, включающего четыре описываемые параметра самопринятия по всей выборке, представлены в таблице 2.

Таблица 2

Взаимосвязь параметров самопринятия по критерию rs-Спирмена

Параметры

самопринятия

Осведомленность

Безоценочность

Толерантность

Готовность к приобретению опыта

Осведомленность

0,102

0,260**

0,072

Безоценочность

0,102

0,293**

0,124

Толерантность

0,260*

0,293**

0,517**

Готовность к приобретению опыта

0,072

0,124

0,517**

* взаимосвязь существенна для р≤0,05

** взаимосвязь существенна для р≤0,01

Результаты корреляционного анализа показывают, что системообразующей характеристикой самопринятия является толерантность, имеющая значимые взаимосвязи со всеми остальными параметрами.

Это может объясняться тем, что принятие качеств, противоположных своим собственным, способствует принятию и своих особенностей, их осознанию и безоценочному восприятию, а также готовности к самоизменению.

В то же время категоричная негативная оценка каких-либо качеств мешает признанию их присутствия в жизни человека, препятствует саморазвитию и обеспечивает рассогласование между Я-реальным и Я-осознаваемым. Остальные характеристики самопринятия не связаны друг с другом, а, следовательно, выступают достаточно автономными образованиями в структуре принятия себя.

Для изучения взаимосвязи параметров самопринятия с эмоциональной окраской образа Я был проведен корреляционный анализ, включающий результаты обеих использованных методик (таблица 3).

Корреляция всех параметров самопринятия со шкалами методики диагностики социально-психологической адаптации показывает, что позитивная окраска образа Я, отраженная в шкале «Приятие себя» методики К. Роджерса и Р. Даймонд, не связана ни с одной из характеристик самопринятия.

Таблица 3

Взаимосвязь параметров самопринятия со шкалами методики диагностики социально-психологической адаптации (по критерию rs-Спирмена)

Параметры самопринятия

Приятие себя

Неприятие себя

Осведомленность

-0,098

-0,008

Безоценочность

0,054

-0,250*

Толерантность

-0,034

0,079

Готовность к приобретению опыта

-0,142

0,259*

* взаимосвязь существенна для р≤0,05

Отсутствие значимых взаимосвязей свидетельствует об автономности этих образований, при которой позитивное самоотношение может сопровождаться как реальным самопринятием, так и непринятием важных сторон своей личности, выражающимся в избегании, вытеснении неодобряемых качеств, и их проекции на других людей с выраженной негативной оценкой. При этом негативная окраска образа Я, отраженная в шкале «Неприятие себя», приводит к снижению безоценочности восприятия своих качеств и побуждает человека к приобретению нового опыта.

Выводы

Таким образом, разработанная методика обнаруживает принципиально новое содержание феномена самопринятия, не связанное с его традиционным пониманием как позитивного образа Я.

Среди всех характеристик, обнаруживаемых методикой, системообразующей является толерантность к альтернативным личностным особенностям, все остальные параметры (осведомленность, безоценочность и готовность к приобретению нового опыта) являются независимыми друг от друга характеристиками самопринятия.

Апробация методики показывает низкий уровень принятия себя в разных возрастных группах, проявляющийся в недостаточной осведомленности о своих качествах, тенденции выделять те из них, которые имеют в сознании человека позитивную оценку, и негативной оценке противоположных качеств, приводящей к их отрицанию и сопротивлению новому опыту.

Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках базовой части государственного задания в сфере научной деятельности, код проекта: 2028.

Рецензенты:

Седова Н.Ф., д.п.н., профессор кафедры педагогики профессионального образования ФГБОУ ВПО «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет», г. Комсомольск-на-Амуре.

Шаповалова О.Е., д.псх.н., профессор, заведующий кафедрой коррекционной педагогики, психологии и логопедии ФГБОУ ВПО «Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема», г. Комсомольск-на-Амуре.

Библиографическая ссылка

Яремчук С.В. ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОПРИНЯТИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ ДИАГНОСТИКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=12416 (дата обращения: 16.05.2018).

Источник: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12416

Ссылка на основную публикацию