Авторитет — психология

Психология влияния, власти и авторитета: как управлять людьми

Успешная работа требует согласованности действий всех ее участников. Это возможно только при условии единого руководства, подчинения всех работников единой воле. Однако такое единство не может возникнуть случайно: его необходимо организовать, активизировать и поддерживать деятельность отдельного работника и группы.

Руководитель должен знать те силы и средства, с помощью которых это можно сделать.

Каждый раз, когда руководитель дает указания исполнителю или группе исполнителей, то он предполагает, что его указание полностью отразится в сознании людей и сразу же последуют желаемые действия.

Но в жизни так бывает не всегда. Даже при более или менее полном осознании человеком своих задач и функций может не последовать ожидаемых действий.

Для этого нужны определенные усилия руководителя, которые способны повлиять на поведение людей.

1. Влияние

Влияние — это использование конкретных средств, с помощью которых одно лицо вносит изменение в поведение, отношение и т. д. другого лица. Средства могут быть самые разнообразные: от просьбы, высказанной шепотом на ухо, до приставленного к горлу ножа; от высказывания идей до насилия.

Руководитель должен представлять эффект своего влияния на поведение будущего исполнителя. В результате руководитель и исполнитель усваивают схожую или несхожую манеру поведения на будущее.

Здравый смысл подсказывает, что для того чтобы обладать влиянием необходимо иметь возможность держать под своим контролем что-либо, имеющее значение для исполнителя. То, что создает его зависимость от вас и заставляет его действовать так, как желаете вы. Это «что-то» — основные потребности исполнителя.

Влияние зиждется на обращении к активным потребностям исполнителя.

Никто не может влиять на людей в любых ситуациях. Влияние зависит от конкретной ситуации, от способностей руководителя, а также от той личности, на которую оказывается влияние.

Руководитель зависит от своего непосредственного начальника, от подчиненных и коллег.

Без содействия этих людей, представляющих собой часть окружающей среды руководителя, он не может влиять и осуществлять свои функции.

Руководитель должен оказывать влияние на подчиненных таким способом, который побуждает их к действию, к фактическому труду, к подчинению, необходимому для достижения целей фирмы. Для того чтобы влияние было действенным, руководитель должен осознать интересы фирмы и свои ролевые возможности, проявить волю и использовать власть. Чтобы влиять, необходимо имеет основу влияния — власть.

2. Власть

Власть — это способность влиять на поведение других людей, возможность оказывать воздействие на их деятельность с помощью какого-либо средства: воли, принуждения, поощрения, внушения, интриги и т. д.

Обычно руководитель имеет власть над подчиненными, потому что они зависят от него в таких вопросах, как содержание рабочего задания, повышение зарплаты, повышение в должности и т. д. Однако в некоторых случаях подчиненные имеют власть над руководителем, так как он зависит от них в таких вопросах, как сотрудничество, получение достоверной информации и т. д.

Успешный руководитель всегда будет соблюдать баланс власти над подчиненными и своей зависимости от них. Осуществляя власть, он будет заботиться о реализации групповых целей, о помощи группе в средствах их достижения.

3. Формы власти

Власть может принимать разнообразные формы. Основы власти можно представить в виде четырех главных форм:

  1. Власть, основанная на принуждении.
  2. Власть, основанная на вознаграждении.
  3. Должностная (традиционная) власть.
  4. Власть авторитета.

Эти основы власти являются инструментом, с помощью которого руководитель может заставить подчиненных выполнять работу, направленную на достижение целей фирмы. Они также являются средствами, которые могут быть использованы неформальными лидерами, чтобы помешать достижению этих целей. У каждой формы власти есть свои плюсы и минусы, и никто не способен руководить людьми во всех ситуациях.

Это влияние через страх. Исполнитель верит, что влияющий может наказать, лишив потребности, или вообще сделать какие-то неприятности. Поэтому через страх люди сознательно или бессознательно разрешают на себя влиять.

Обычно страх ассоциируется с насилием, с физической болью. Но это далеко не единственный механизм страха. Например, страх потерять интересную и хорошо оплачиваемую работу свойственен, кажется, всем.

В определенных обстоятельствах можно так легко и успешно использовать страх: намек на увольнение или понижение в должности обычно дает немедленные результаты.

Но для компетентного подчиненного такие грубые приемы не так страшны. Гораздо чаще страх, нагоняемый на такого подчиненного, направлен не на его материальные интересы, а на его самолюбие. Например, вскользь брошенное замечание, что другой уже давно справился бы с таким заданием, унижает и может вселить страх.

Влияние через страх действует только в том случае, если человек нарушает регламентированное поведение. Поэтому, чтобы использовать такой инструмент как страх, необходимо иметь систему контроля.

Исследования показывают, что трудовой коллектив, где используется власть, основанная на принуждении, скорее всего характеризуется менее высокой производительностью труда и более низким качеством продукции.

Обещание вознаграждения — один из самых старых и часто самых действенных способов влияния на других людей. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность удовлетворить насущную потребность или доставить удовольствие.

Власть, основанная на вознаграждении, оказывает влияние через положительное подкрепление ожиданий подчиненного. Он не сопротивляться этому влиянию, и руководитель добивается от него желаемого поведения.

Чтобы влиять на поведение, вознаграждение должно восприниматься как достаточно ценное, то есть оно должно быть адекватно согласию на влияние. Эта воображаемая адекватность является главным преимуществом власти, основанной на вознаграждении.

Руководитель должен правильно оценить то, что в глазах подчиненного является вознаграждением, и фактически предложить его ему. Однако на практике у руководителя есть масса ограничений в возможности выдавать вознаграждение. Фирма имеет ограниченное количество ресурсов на поощрение. Поэтому успешный руководитель должен научиться использовать и другие способы влияния.

Должностная власть определяется существующей системой субординации (соподчинения) и совокупностью функций, прав и обязанностей в структуре управления. Она определяется предоставлением руководителю полномочий по принятию и реализации управленческих решений, изданию нормативных актов, по принуждению подчиненных к их исполнению.

Все руководители пользуются законной властью, потому что им делегированы полномочия управлять другими людьми. Эти основы власти являются инструментами, с помощью которых руководитель может заставить подчиненных выполнять работу, направленную на достижение целей фирмы.

Исполнитель верит, что влияющий имеет право отдавать приказания, и что его долг подчиняться им. Это влияние стало традицией, в результате которой подчинение приведет к удовлетворению потребностей исполнителя.

Бесперебойное функционирование фирмы прямо зависит от готовности подчиненных по традиции признавать законную власть руководителя. Но такое влияние возможно до тех пор, пока руководитель способен удовлетворить потребности подчиненного. Система, основанная на традициях, рухнет, если не даст своим лояльным сторонникам тепло и защищенность.

Традиция особенно важна для формальных трудовых коллективов. Возможность поощрять и наказывать укрепляет полномочия руководителя отдавать приказы. С помощью традиции повышается быстрота и предсказуемость влияния и значительно упрощается принятие многих решений.

Традиция обладает огромным преимуществом — безличностью. Исполнитель реагирует не на человека, а на должность. Это повышает стабильность, так как функционирование фирмы не зависит от жизни или способностей какой-то одной личности.

Одной из форм осуществления власти является авторитет — положительная оценка достоинств руководителя и убежденность подчиненных в правильности и точности принимаемых им решений.

Характеристики влияющего настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же, как влияющий. Исполнитель верит, что влияющий обладает знаниями и опытом, которые позволят ему удовлетворить потребность.

Авторитет основан на двух источниках:

  • на вере в личностные особенности человека, его престиж;
  • на вере в способности человека, его деловые качества.

Реальный авторитет складывается как единство специалиста, должности и личности. Его завоевывает сам руководитель, который предстает перед коллективом как человек, наделенный умом, волей, принципиальностью, как человек требовательный, но справедливый, нравственно чистоплотный.

Без авторитета нет достойного руководителя. Отсутствие или недостаток авторитета вызывает массу сложностей во взаимоотношениях руководителя с подчиненными.

Авторитет руководителя основан на доверии подчиненных:

  • на убеждении доброжелательного отношения к подчиненным;
  • на убеждении, что руководитель обладает широким кругозором;
  • на уверенности в том, что руководитель принимает решения в некоторых случаях потому, что он лучше знает вопрос, чем подчиненные, а в других случаях привлекает для этого подчиненных.

Авторитет личности. Авторитет личности — это власть, основанная на бессознательной, харизматической вере (греч. «харизма» «милость», «божественный дар», «слепая вера». Это влияние примера.

Характеристики влияющего настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же, как влияющий. На уровне подсознания подчиненный отождествляет себя с руководителем. Это удовлетворяет его потребность в принадлежности и уважении.

Вот некоторые характеристики харизматических личностей:

  1. Обмен энергией. Создается впечатление, что эти личности излучают энергию и заряжают ею окружающих людей.
  2. Внушительная внешность. Лидер не обязательно красив, но привлекателен, обладает хорошей осанкой и прекрасно держится.
  3. Независимость характера. В своем стремлении к благополучию и уважению эти люди не полагаются на других.
  4. Хорошие риторические способности. У них есть умение говорить и способность к межличностному общению.
  5. Восприятие восхищения своей личностью. Они чувствуют себя комфортно, когда другие выражают восхищение ими, не впадая в надменность и себялюбие.
  6. Достойная, уверенная манера держаться. Они выглядят собранными и владеющими ситуацией.

Авторитет специалиста. Авторитет специалиста — это власть, основанная на разумной вере. Исполнители верят в компетенцию руководителя.

Подчинение является сознательным и логичным, потому что влияющий обладает знаниями и опытом, которые позволят удовлетворить им свои потребности. Влияние руководителя достигается благодаря его видимым достижениям. Разумная вера в руководителя заставляет повиноваться ввиду убеждения в правильности и точности его распоряжений.

Возрастающая сложность технологий ускорила и усилила использование разумной веры как механизма влияния на современных предприятиях. Некоторые исследования показали, что если группе людей только скажут, что один из них является специалистом (экспертом) в определенной сфере деятельности, то группа скорее будет следовать рекомендациям этого человека.

Принимая на веру мнения специалистов, линейный руководитель таким образом высвобождает свое время. Отказ принять совет специалистов на веру может означать, что линейный руководитель больше заботится о защищенности своей персоны, чем об удовлетворении более высоких потребностей своих подчиненных.

В некоторых случаях влияние разумной веры может изменить баланс власти руководителя и подчиненного, поскольку руководителю нужна информация и рекомендации подчиненного.

По меньшей мере, временно у подчиненного может оказаться больше власти, чем в похожей ситуации у руководителя.

Возможно, и сам руководитель на первых порах работы в этой должности окажется под сильным влиянием разумной веры авторитета специалистов и примет на веру многое из того, что скажут ему подчиненные.

4. Влияние путем сотрудничества

Все более высокий образовательный уровень исполнителей во многих случаях ликвидировал интеллектуальный разрыв между руководителем и подчиненными. С годами социальные и финансовые различия между людьми также уменьшились. Следовательно, становится все труднее основывать власть только на принуждении, вознаграждении, традиции или авторитете.

Две формы влияния, которые могут побудить подчиненного к активному сотрудничеству, — убеждение и участие. Современные руководители могут стать более успешными руководителями, если они будут совершенствовать свои навыки в этих двух формах влияния.

Убеждение — это эффективная передача своей точки зрения другому. Руководитель заставляет подчиненного поверить в необходимость выполнения работы самостоятельно. Он признает квалификацию подчиненного, доверяет ему как специалисту и выражает уверенность, что все будет сделано в срок и качественно.

Используя убеждение, руководитель молчаливо допускает, что подчиненный обладает какой-то долей власти, которая может уменьшить возможность руководителя действовать. Другими словами, руководитель признает свою зависимость от подчиненного.

Убеждение влияет тем, что доводит до сознания подчиненного тот факт, что, выполнив желание руководителя, он удовлетворяет как специалист свою собственную потребность. Для убеждения руководитель использует логику и эмоции в зависимости от ситуации и расположенности подчиненного.

Некоторые методы влияния путем убеждения можно схематично представить следующим образом:

  • постарайтесь точно определить потребности подчиненного и апеллируйте к этим потребностям;
  • говорите, сообразуясь с интересами подчиненного, а не своими собственными;
  • при разговоре постарайтесь вызвать доверие и ощущение надежности.

Влияние через участие идет даже дальше, чем убеждение в признании власти и способностей подчиненного. Здесь руководитель просто направляет усилия на совместную работу. Это способствует обмену информацией и объединению усилий в единую позицию, в которую оба искренне будут верить.

Читайте также:  Самоубийство - психология

Влияние через участие имеет успех потому, что люди, вдохновленные потребностями высокого уровня, как правило, работают усерднее всего на ту цель, которая была сформулирована с их участием.

Участие в принятии решений совершенно явно апеллирует к потребностям более высокого уровня — потребностям власти, компетенции, успеха, самовыражения.

Поэтому такой подход нужно использовать только в тех случаях, когда такие потребности являются активными мотивирующими факторами, и при условии, что можно положиться на то, что подчиненный будет работать на решение задачи, которую он сам выбрал.

К сожалению, исследования показали, что участие в управлении подходит не для всех ситуаций.

Исполнители, которые не любят неясности, не очень склонны к индивидуализму и предпочитают четко регламентированные задания, лучше всего работают в более контролируемых условиях.

Одной из причин, почему участие в управлении распространено не так широко, может быть и тот факт, что руководители не хотят отказываться от своих традиционных полномочий и прерогатив.

5. Практическое использование влияния

Чтобы побудить других к работе (особенно творческой и вдохновенной), руководителю бывает недостаточно только власти. Чтобы влияние через власть было достаточно сильным, необходимо наличие следующих условий:

  • подчиненный должен рассматривать влияние как источник удовлетворения (неудовлетворения) какой-то своей потребности;
  • подчиненный должен высоко ценить ту потребность, к которой апеллирует руководитель;
  • подчиненный должен считать достаточно высокой вероятность удовлетворения потребности в случае решения поставленной задачи;
  • подчиненный должен верить, что его усилие будет справедливо оценено руководителем.

Методы убеждения и участия действуют более медленно и менее определенно. Они способствуют увеличению эффективности управления, когда подчиненным будет предложено удовлетворение потребностей более высокого уровня, особенно, если задача неструктурированна и требует творческого подхода.

Юрий Шибалкин

Elitarium

Источник: http://hr-portal.ru/article/psihologiya-vliyaniya-vlasti-i-avtoriteta-kak-upravlyat-lyudmi

Что такое авторитет

Случалось ли вам наблюдать такую картину, когда уважаемый всеми начальник интересовался мнением рядового сотрудника и выслушивал его советы с большим вниманием? Или обратную ситуацию, в которой подчиненные беспрекословно выполняли все распоряжения вышестоящего руководителя даже в ущерб своим интересам?

С точки зрения психологии во всех этих случаях определяющим фактором послушания является непререкаемый авторитет. Иногда такой авторитет, лишенный рациональной основы, может принимать гипертрофированные формы, выражающиеся в культе личности или поклонении «живым богам».

В психологии есть следующее определение авторитета: это признание, уважение, выказываемое окружающими индивиду за его опыт, знания, личностные характеристики и влияние на решение проблем.

С точки зрения менеджмента такое определение не совсем корректно, так как отсутствует статус или привязка к иерархической структуре, поэтому важным элементом является обладание властью и ее инструментами.

Влияние авторитета может быть абсолютным и безграничным, и маркетологи прекрасно об этом осведомлены: вспомните, сколько раз вы покупали товар, который рекламировал известный актер, игравший роли успешных людей.

Для оценки влияния этого феномена на психику человека американские ученые провели занимательный эксперимент: на пешеходном переходе под запрещающий знак светофора на проезжую часть выбегал дорого одетый человек и начинал переходить на другую сторону. Статистика показала, что вслед за ним начинали движение примерно 60% наблюдаемых, при этом они были совершенно уверены в своей безопасности.

Рекомендуем: Что такое самоутверждение?

Возможно, этот человек был хорошим бизнесменом, но вот экспертом по части безопасности дорожного движения вряд ли, однако никому из опрошенных эта мысль в голову не пришла. Ученые сделали вывод, что люди дают «кредит доверия», руководствуясь внешними атрибутами, а не действительными заслугами индивида.

Классификация явления с точки зрения психологии

Определение, которое дал феномену известный психолог Эрих Фромм, предполагает существование рационального и иррационального авторитета.

Первый представляет собой доверие компетентности другого человека, которое он на деле должен подтвердить. Второй вид основывается только на высоком социальном статусе, а доверие подменяется страхом.

Девиз «Начальник всегда прав, а если не прав, то смотри пункт 1» наглядно демонстрирует подход к управлению в случае иррационального авторитета.

Рекомендуем: Эннеаграмма: типы личности

Исследованию авторитета посвящено множество трудов, существует довольно много состоятельных теорий, объясняющих механизм действия феномена. Однако до сих пор специалисты не сошлись во мнении, как же правильно классифицировать данное явление. С точки зрения психологии наиболее важными являются следующие виды авторитета:

  • Внутренний авторитет. Подразумевает существование внутренней убежденности в правильности принимаемых решений, компетенции как специалиста. Феномен свойственен волевым людям, часто занимающим высокое положение в обществе.
  • Эмоциональный авторитет предполагает внутреннюю зрелость и спокойствие. Для людей, обладающим этим феноменом, характерно умение ладить с окружающими и выстраивать взаимоотношения с людьми по типу «вдохновитель – последователь». Очень редко внутренний авторитет и эмоциональный могут сочетаться, обладающие таким уникальным феноменом люди становятся харизматичными лидерами.
  • Профессиональный авторитет – характеризует компетентность специалиста.
  • Общественный – авторитет народа, государства.
  • Индивидуальный – характеризует отдельную личность.

Особое внимание психологи уделяют ложному авторитету, который может принимать самые разнообразные формы.

Наиболее интересен псевдоавторитет подавления; проявляясь в крайних формах, он может порождать авторитарное мышление и чувство безнаказанности у руководителя.

Дистанцизм и отстраненность от окружающих, придающие некую ауру загадочности и важности, также могут создавать ощущение авторитета.

Как добиться признания

Многие люди, особенно недавно влившиеся в коллектив, задаются вопросом: «Как завоевать авторитет в коллективе?» Существует несколько простых правил, соблюдая которые вы сможете добиться желаемого результата.

Во-первых, стоит постараться произвести благоприятное впечатление на коллег, а особенно на неформального лидера; правильно выстроенные отношения с ним – один из важных факторов вашего выживания на новом месте. Во-вторых, стоит постепенно завоевывать доверие коллег, проявляя тактичность и профессиональную компетенцию.

После того как вы почувствовали себя «уютно» в новом коллективе, освоились с обязанностями, стоит приступить к третьему этапу – добиться повышения своего авторитета в глазах непосредственного руководителя; в этом вам помогут положительные отзывы коллег и отсутствие нареканий по работе.

Рекомендуем: Что такое амбиции?

Не стоит пренебрегать небольшими торжествами, днями рождения сотрудников или корпоративными семинарами – неформальное общение творит чудеса! Главное правило – не стоит смешивать личную жизнь и работу, слишком близкие контакты с коллегами могут помешать вашему восхождению по карьерной лестнице.

Как поднять авторитет, если в коллективе вы уже давно, а признание коллег вас обходит стороной? Стоит тщательно проанализировать причины сложившейся ситуации: возможно, что причина совсем не в вас и просто следует сменить место работы.

Но если вы руководитель, то вопрос «Как повысить авторитет в коллективе?» для вас актуален как никогда. Коучеры предлагают прибегнуть к таким методам, как формирование хорошей репутации, компромисс, манипуляции, и соблюдать спокойствие буддиста.

Земля слухами полнится, поэтому ваша репутация всегда будет ценным капиталом; стоит заботиться о ее сохранении и улучшении, это ваша инвестиция в будущее. Спокойствие, уравновешенность – самые ценные свойства руководителя, со временем сотрудники оценят все плюсы спокойного руководителя.

Источник: http://www.grc-eka.ru/eto/avtoritet.html

АВТОРИТЕТ

— достоинство, сила, власть — общепризнанное значение, влияние, которым пользуется какое-либо лицо, система взглядов или организация в силу определенных качеств, заслуг.

Когда двое о чем-то спорят, они часто ссылаются на мнение третьего, обоими признанного. Этот третий для них — авторитет. Есть также, понятие «третейский судья». Когда двое не могут прийти к согласию, они договариваются, чтобы их рассудил кто-то третий, беспристрастный.

Это бывает не только в обыденной жизни, но и, например, в хозяйственной.

Если у одного завода есть претензия к другому, а тот, считая себя правым, ее не принимает, они передают свое дело в государственную организацию, которая называется арбитражем. и она решает, кто прав.

Конечно, арбитраж, если ему не подчиняются, использует принудительные меры, но сама идея, заложенная в нем, исходит из жизненной необходимости людей иметь авторитет.

В первобытном обществе, когда все, что имелось: копья, луки, стрелы, мясо животных, плоды земли и леса и сама земля и лес — было общим, людям хватало «чистого» авторитета наиболее опытных охотников и собирателей.

Но когда с развитием производства возникла частная собственность, а значит, и неравенство, для поддержания этих новых порядков потребовалась власть, опирающаяся уже на силу.

С тех пор рядом с авторитетом, прислушиваться к которому никто не обязан, существует авторитет людей и учреждений, чьи распоряжения обязаны выполнять все под угрозой наказания.

Это, однако, временное явление, считают коммунисты.

При коммунизме, когда исчезнет имущественное неравенство, торговля и государство, опять, как в первобытном обществе, но на неизмеримо более высокой ступени развития цивилизации и сознательности людей будут действовать только «чистые» авторитеты. В том, кстати, и сила авторитета идей Карла Маркса, что они отвечают этой мечте человечества, которая живет в нем как память о полной свободе наших далеких, далеких предков.

Со словом «авторитет» связано немало выражений, которые мы по самым разным случаям слышим каждый день: укрепить авторитет, подорвать авторитет, использовать авторитет, свергнуть авторитет, поддаться авторитету, пренебречь авторитетом…

Классный руководитель, который показывает ребятам, как он считается с избранным ими старостой, укрепляет его авторитет. То же самое делает, например, председатель колхоза, когда при людях советуется с бригадиром или агрономом, принимает и высоко оценивает их предложения. С той же целью он не всегда отменит даже такое распоряжение бригадира, которое не совсем удачно.

За последние десятилетия у нас в стране немало сделано для расширения прав, которыми пользуются местные органы государственной власти, профсоюзные и комсомольские организации, коллективы предприятий, колхозов и совхозов. Это тоже укрепление их авторитета.

Очень плохо, когда стремятся всячески поднять авторитет человека, который его уже растерял: неважно работает, недостойно себя ведет. Не лучше, если кто-нибудь старается внушить нам особое почтение к кому-либо (или к себе) лишь на том Основании, что этот человек занимает значительную должность. Ведь не должность, не место красит человека, а наоборот: человек красит место.

Между прочим, именно те, кто забывает эту простую истину, часто воспринимают критику в свой адрес как подрыв авторитета. Доля истины тут, конечно, есть. Критика — это указание на ошибки и недостатки человека, и она авторитета ему не прибавляет, но если критика справедливая, ничего не поделаешь, надо считаться.

Трудное и тонкое искусство — умно пользоваться своим авторитетом.

В то время когда большинство членов Советского правительства и Центрального Комитета партии выступили против мира с кайзеровской Германией, а Ленин был за мир, он бросил на чашу весов весь свой авторитет и заявил, что подаст в отставку, если не будет заключен Брестский договор.

Давно замечено, что у совсем молодых людей бывают две крайности: или подавай им высший авторитет на все случаи жизни, по всем вопросам, или не надо никакого. Рациональное зерно есть и в первой и во второй позициях, но его важно очистить от шелухи.

Пусть ваша потребность в авторитете приведет к тому, что вы найдете себе наставника, духовного руководителя, которого можно было бы обо всем спросить, посоветоваться, на кого вы могли бы ориентироваться в своей жизни.

Таким человеком может быть учитель, тренер, мать или отец, кто-то из друзей семьи — вариантов множество. К выбору такого человека следует относиться сознательно, вдумчиво, видя в этом одну из целей, от достижения которых в юности зависит очень многое.

И не стесняться, самому находить общий язык с таким человеком.

Что касается позиции «не надо никакого авторитета», то причины тут в самонадеянности, глупом упрямстве, кичливости и в других столь же малопривлекательных чертах характера.

Самому во всем разобраться — намерение похвальное, но если с ним связано огульное пренебрежение к чужому опыту, ты запутаешься, а то и в полном противоречии со своей позицией невольно подпадешь под чье-нибудь неблаготворное влияние.

Если бездумное отрицание всех и всяких авторитетов чаще всего просто глупо, то слепое преклонение перед ними, как показывает человеческий опыт, очень вредно и даже опасно.

 Почти все крупнейшие открытия сделаны людьми, которые усомнились в авторитете того или иного специалиста, мнения, взгляда, представления.

Читайте также:  Выполнение договоренностей - психология

Каждый великий или даже просто серьезный ученый потому таковым и является, что хоть однажды выступил в роли мальчика из сказки, заметившего, что король голый.

Без авторитетов человечество вряд ли могло бы существовать, но без свержения авторитетов оно наверняка не могло бы развиваться, двигать вперед науку, технику, производство и организацию всей своей жизни. Жизнь стояла бы на месте. Ведь если всякое новое знание и вывод считать окончательными, раз и навсегда данными, то какой смысл учиться и набираться собственного опыта?

Самые светлые умы не уставали напоминать об этом людям.

Источник: https://pro-psixology.ru/azbuka-dlya-nesovershennoletnix/204-avtoritet.html

Geum.ru

< ПредыдущаяОглавлениеСледующая >

Авторитет (от лат.сила, власть, влияние) — одна из форм взаимоотношений.

Под авторитетом понимают влияние человека (или группы людей) на окружающих и признание со стороны последних этого влияния. Авторитет есть там, где люди принимают влияние другого человека или группы, соглашаются с ним.

Без авторитета невозможна никакая организация, его наличие — одно из основных условий успешного руководства людьми.

Различают авторитет руководителя, товарища, специалиста (юриста, учителя, инженера и т.п.).

Авторитет человека является результатом и выступает функцией личностных особенностей человека, групповых ожиданий, требований условий и решаемых задач. При этом ведущую роль играют индивидуальные психологические особенности человека, степень их соответствия требованиям деятельности и ожиданиям людей.

Выделяют две взаимосвязанные стороны авторитета: объективную (А0) и субъективную (Ас):

Объективная сторона авторитета включает: авторитет должности — Ад, возраста — Ав, стажа работы — Ас р, профессии — Апр, ученой степени — Аучст, ученого звания — Ауч.зв и т.п.

В авторитете выделяется и субъективная сторона, оказывающая существенное влияние на его целостное проявление.

Субъективная сторона в авторитете личности (так называемый моральный, личностный авторитет) выступает интегральным синтезом личностных качеств человека: профессионально-деловых — К1Ш — профессиональное мастерство, добросовестность, ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, настойчивость и др.; нравственных — Кн — честность, порядочность, отзывчивость, товарищество и др.; политических — Кп; организаторских — К0; коммуникативных — Кк; педагогических — Кпед и др.:

Здесь представлено не математическое описание личностного авторитета, а лишь один из способов наглядного его изображения. Р|Ш — коэффициент психологической подготовленности личности к решению соответствующих задач в данной социальной среде и может быть от нуля до единицы.

Как правило, объективная сторона в авторитете специалиста — величина всегда положительная, тогда как личностный авторитет может не только быть низким, отсутствовать вообще, но и иметь негативное содержание, отрицательную направленность. А поэтому общий авторитет личности может оказаться и отрицательным.

Интересный подход к пониманию истоков авторитета руководителя, специалиста представлен Д. М. Карбышевым, который не без основания считал, что авторитет руководителя основывается на трех китах: на доверии, уважении и любви подчиненных, сотрудников.

Доверие завоевывается глубоким знанием дела, профессиональной подготовленностью, уважение — добросовестным и ответственным отношением к делу, а любовь — чуткостью, внимательностью к людям, заботой об их нуждах, чаяниях.

И в этом смысле можно говорить о наличии полного (когда специалисту доверяют, его уважают и любят) и неполного (отсутствуют один или два основания) авторитета либо его отсутствии.

Авторитет как социально-психологический феномен обладает рядом свойств:

а) приобретается медленно, но утрачен может быть быстро;

б) имеет определенную меру консерватизма и устойчивости;

в) имеет свойство переноса из одних сфер жизнедеятельности личности в другие.

Авторитет может быть действительным и ложным. Хорошо подготовленный специалист, как правило, стремится качественно, добросовестно и ответственно выполнять свои функциональные обязанности, проявлять позитивный интерес к сотрудникам, готовность оказывать им всестороннюю помощь.

Такие специалисты пользуются у товарищей по работе заслуженным авторитетом, любовью и уважением. В ряде случаев молодые специалисты, не имея достаточного профессионального и жизненного опыта и сталкиваясь в работе с трудностями, встают на путь завоевания ложного авторитета.

Основными формами ложного авторитета (псевдоавторитета) могут выступать:

— лжеавторитет подавления (физического и психологического);

— расстояния, дистанции;

— этической позы;

— псевдодемократический авторитет (через панибратство, заигрывание с сотрудниками);

— чванства, высокомерия;

— педантизма, сверхточиости;

— резонерства (всезнайства, признания только своей позиции и т.п.) и т.д.

Важно помнить, что подлинный авторитет специалиста является результатом его упорного труда, развития и саморазвития личностных качеств, совершенствования профессионализма и общей эрудиции, культуры.

< ПредыдущаяОглавлениеСледующая >

Источник: http://geum.ru/kurs/psihologiya_avtoriteta_spetsialista.php

Авторитет — Социальная психология — Психология — Каталог статей — Научно-технический сайт Владимира Смирнова

Авторитет

Взаимоотношения между людьми могут иметь две крайности: авторитаризм или нигилизм. Авторитаризмпроявляется претензией служебного лица или организации на непогрешимость и требует слепого повиновения.

Нигилизмэто отрицание всяческих авторитетов и требование «абсолютной свободы» личности. Авторитет столь же древен, как и само человеческое общество. Содержание и формы его меняются вместе с обществом.

Примитивные формы авторитета до сих пор существуют у племён и народов, живущих первобытной общиной, – здесь он опирается на обычаи и традиции. Чем дальше в прошлое, тем сильнее авторитет старших, который зиждется (как сегодня у отсталых племён) на мудрости, одарённости и способностях.

Чем ближе к современности, тем слабее влияние этих традиций и, следовательно, старцев. Влияние традиций уступает место авторитету силы, власти.

В отличие от власти, авторитет создаёт принятый и признанный в данной социальной системе способ подчинения и послушания, который не унижает достоинства человека.

На место слепого повиновения и страха заступает сознательное или неосознанное согласие с субъектом авторитета, ориентация на него, принятие его ценностей, подражаниереферентность (предпочтительность).

Лёгкость, с которой завоёвывается авторитет, и объём его зависят от информированности коллектива о положительных и отрицательных свойствах руководителя. Факт референтности индивида для других членов группы можно установить с помощью экспериментальной процедуры — референтометрии.

Трудно переоценить роль авторитета во взаимоотношениях между людьми. Он облегчает, упрощает решение задач организации, руководства и сплочения. Он способствует выдвижению, но главное – достижению целей.

Авторитет, будучи социально-психологическим отношением между индивидом и коллективом, влияет и на коллектив, а также на методы работы и поступки отдельных его членов.

Общество не может существовать без различного вида авторитетов, в противном случае оно превращается в аморфную хаотическую массу.

Формальный авторитет порождается должностью или социальной ролью, деньгами, имуществом, наследством, традициями, верой в абсолютные, неизменные ценности. «Кресло» директора, управляющего и т.п. руководителя – это трон, пьедестал, наделяющий властью и влиятельностью, а каждое сказанное оттуда слово обладает магической силой воздействия.

Авторитет необходимо непрерывно подтверждать наращиванием активности, поиском путей к совершенствованию работы, ни в коем случае никогда нельзя преступать нормы взаимоотношений (аморальное поведение, унижение достоинства подчинённых). «Кресло» маскирует такие личностные качества руководителя как высокомерие, подозрительность, болтливость, злопамятность и т.п.

Подавление инициативы, запугивание, компенсация собственной неполноценности либерализмом, демагогией – это варианты опускания до «псевдоавторитета». Большое значение в формировании авторитета имеет тактичность.

Тактичный руководитель владеет собой и поступает целенаправленно, умеет молчать и не отвечает «взрывом» на нарастающее возбуждение, а разговор на повышенных тонах должен перевести на нейтральную «почву». Подчинённые способны оценить это.

Авторитет руководителя выше в том случае, если у него частые и хорошие контакты с членами коллектива, если он досконально знает своё дело и способен разглядеть талант каждого и максимально использовать его. Ведь человек – генератор идей и дел – должен работать на свою оптимальную нагрузку, должен заниматься достаточно сложным и интересным для себя делом, но в то же время – делом посильным.

Авторитетный руководитель не боится, что кто-то может «затенить» его, напротив, он старается развить талант каждого, сделать комфортной и свободной его работу настолько – чтобы у каждого «душа пела». В таких коллективах царит непринуждённость и культура, а во внешнем виде сотрудников – уверенность и достоинство, значительность и особое обаяние – будто что-то кружит им головы.

А ведь головы им действительно кружат вещества удовольствия – эндорфины, которые организм вырабатывает в ответ на то, что доставляет удовольствие. Эти вещества запечатлевают в памяти всё лучшее и вызывают гордость за свой результативный труд, что, в свою очередь, включает гены, удлиняющие жизнь! Глубина формального авторитета тесно связана с тем, как руководитель заботится о подчинённых, понимает и решает вопросы их личной жизни!!!

Функциональный авторитет гораздо глубже, действеннее, чем формальный. Он опирается на эрудицию руководителя, его компетентность и успешность работы.

Влияние, даваемое функциональным авторитетом, можно завоевать только с помощью знаний, понимания деятельности объекта.

В основе его – доказательность и деловитость, умение и способность признавать различные ценности и сосуществование разных систем ценностей.

Личный авторитет создаётся не высоким служебным положением или специальными знаниями, а определённым комплексом свойств личности, ведущее место среди которых занимает общительность — способность легко устанавливать контакты с людьми.

Далее следуют чувство юмора и умение непринуждённо добиваться реализации своих замыслов, готовность помочь подчинённым, справедливость в оценке других людей, умение убеждать и привычка полагаться на собственные силы.

Личный авторитет зиждется на эмоциях, чувствах и интеллекте, на фундаменте взаимных симпатий (или антипатий), иными словами, опирается на «шарм» (очарование) и привлекательность.

Лидера никто не назначает, основа его авторитета – соответствие свойств этой личности ожиданиям, а точнее, долговременным потребностям группы, коллектива или общества. Если выясняется, что качества его натуры превосходят то, чего ожидали увидеть подчинённые, он завоёвывает особый авторитет, честь, уважение и всеобщее признание, даже любовь.

Упомянутые виды авторитетов в жизни не существуют изолированно, но всегда «смешанно», во взаимосвязи. Человек становится авторитетом для другого человека, если обогащает, дополняет его. Подбирая людей на должность необходимо учитывать и специфические особенности личности.

То или иное указание, распоряжение только тогда воспринимается как авторитетное, если формальный авторитет руководителя подкрепляется личным. Экстраверту (внешне активному человеку, «эмоциями наружу») больше шансов завоевать авторитет, чем интраверту (замкнутому, углублённому в самого себя).

В преодолении ситуации морального конфликта определяющее значение всегда имеет личный авторитет.

Каков бы ни был авторитет, в нём всегда есть две стороны: субъект (тот, кто влияет) и объект (тот, на кого влияют), поэтому авторитет не может существовать вне социума, ведь «короля делает свита».

В роли субъекта и объекта с равным успехом может выступать как отдельная личность, так и организация, институт.

Авторитет, который остановился в своём развитии – зачастую зиждется на подавлении растущих авторитетов. Макс Планк как-то грустно заметил, что новое обычно побеждает в науке не потому, что убедило старое, а лишь потому, что защитники старого постепенно вымирают.

                                                                            Литература

Источник: http://smirnov.ucoz.com/publ/psikhologija/vlast/avtoritet/7-1-0-16

АВТОРИТЕТ

влияние, какого либо лица, группы или организации, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, жизненном опыте.

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

добровольно принимаемое влияние какого-либо лица, основанной на признании его достоинств и преимуществ.

Источник: Словарь социального педагога

уважение и общее признание влияния лица, основанное на его знаниях, достоинствах, опыте, умелых действиях, правильном поведении.  

Источник: Словарик координатора детского движения

влияние, которое оказывает на кого-либо отдельное лицо или социальный институт в силу своих заслуг, интеллектуальных, нравственных, деловых качеств.

Источник: Терминологический словарь. Педагогические технологии

1) влияние, которым пользуется группа или индивид, основанное на признании их опыта, знаний, нравственных достоинств и т.д.; 2) признание за индивидом права принимать решения в значимых для отдельных лиц или группы ситуациях [81, c. 17].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

от лат.

autoritas – власть, влияние) – 1) высокая оценка и признание личности (группы людей, организации) окружающими, ее роли как неформального лидера и права на влияние через устоявшуюся систему социально-психических отношений; 2) высокий статус личности, признаваемый группой, коллективом; 3) влияние личности на окружающих людей без ее непосредственных действий, оказывающих специальное влияние. Профессиональный А. выступает следствием общественного признания профессионализма, компетентности личности.

Читайте также:  Судебная психология - психология

Источник: Акмеологический словарь

от лат.

auctoritas — власть, влияние) — 1) влияние индивида, основанное на занимаемом им положении, должности, статусе; нередко соотносится с представлением о власти; 2) признание за индивидом права на принятие ответственного решения в условиях совместной деятельности. В этом значении авторитет может и не совпадать с властью — им может пользоваться индивид, не наделенный соответствующими полномочиями, но являющийся своего рода нравственным эталоном и в силу этого обладающий высокой степенью референтности (значимости) для окружающих.

Источник: Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика

социально-психологическое явление, выражающееся в возможности одного человека оказывать влияние на других людей. Различают авторитет официальный, должностной, определяемый занимаемой должностью, и личностный.

Должностной авторитет командира проистекает из сути системы военного управления, служебной иерархии. Личностный авторитет – это фактическое уважение, доверие подчиненных и то влияние, которым пользуется командир. Этот авторитет надо завоевывать, подкреплять, отстаивать.

Его наличие позволяет решать многие проблемы управления, избегая формализма.

Источник: Военная педагогика

лат.

auctoritas — влияние, власть) — 1) влияние, которым пользуется группа или индивид в различных сферах жизни, основанное на признании их опыта, знаний, профессионально-нравственных достоинств и так далее (в социальной психологии иногда соотносится с представлением о «власти»); 2) признание за индивидом права принимать решения в значимых для отдельных лиц или группы ситуациях. В этом значении авторитет может не совпадать с властью. Авторитетом может пользоваться человек, не наделенный властными полномочиями, но обладающий высокой степенью референтности окружающих.  

Источник: Словарь по педагогической антропологии

лат.

– власть, значение) – это социально-педагогическая и психологическая категория, посредством которой характеризуются отношения между людьми в процессе их жизнедеятельности, а также ценностные ориентации на те или иные моральные категории или материальные блага. Авторитет есть признание достоинств отдельного человека, организации, ученика, идеи или моральной нормы, значимых для успешности деятельности. Авторитет может быть естественным, передаваться из поколения в поколение как традиция, а может быть и искусственно создаваемым, внушаемым насильственно и даже зомбированием.

Авторитеты делаются ориентиром в жизнедеятельности людей и потому в системе образования используются как метод воспитания. Различают разные виды авторитетов: авторитет возраста, авторитет сердца, авторитет дежурных, авторитет коллектива, авторитет родителей, авторитет руководителя, учителя.

В то же время есть авторитет денег, авторитет подавления, авторитет подкупа и т.д. Авторитет – явление неустойчивое. Он возводится и свергается под влиянием множества факторов: исторических, социальных, экономических, политических, психологических, возрастных и др. Авторитет лежит в основе лидерства, определяет имидж и престиж человека в коллективе и обществе.

В 90-е годы в период перестройки общественно-экономического уклада России, термин «авторитет» закрепился за лицом, возглавляющим криминальное объединение. В русский язык «авторитет» вошел с начала XVIII в.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

лат.

auctoritas — значение, влияние, власть) — добровольно принимаемое индивидом влияние к.-л. лица, осн. на признании его достоинств. Выражается в способности носителя А. управлять мыслями и настроениями других людей, не прибегая к принуждению. Первыми А. для любого человека выступают родители, с которыми связан первый опыт социального взаимодействия, общения и которые выступают для ребенка носителями объективных преимуществ практически во всех областях жизнедеятельности.

Беспрекословное подчинение ребенка родителям порождает типичную педагогическую ошибку: родители утверждаются во мнении, что сама по себе их позиция выступает основой и гарантией их А., для поддержания которого не требуется дополнительных усилий. Однако по мере взросления ребенок обретает все большую самостоятельность и родители могут сохранить свой А.

лишь в том случае, если его основой все более выступает не просто родительская позиция, а объективные достоинства, которые ребенок способен оценить. С поступлением ребенка в школу учитель приобретает для него даже больший А., чем родители.

Это означает не утрату родителями своего влияния на ребенка, а его естественное разделение между ведущими институтами социализации — семьей и школой. Для младших школьников А. учителя, как правило, определяется его ролью. Подростки начинают критически относиться к А. учителя.

Они признают за учителем право принимать ответственные решения в ситуациях учебной деятельности, однако доверие к учителю с их стороны авансируется в меньшей степени, чем в младшем возрасте. У старшеклассников происходит дальнейшее усиление личностной избирательности за счет уменьшения ориентации на А. — категория социальной психологии, обозначающая: 1.

власть индивида, основанная на занимаемом им положении, общественном статусе или должности; 2. признание за индивидом права на принятие решения в условиях совместной деятельности. В этом случае индивид может не обладать властью, но пользоваться всеобщим уважением, доверием, обусловленным его идеальной представленностью в сознании других и значимостью преобразований, которые он осуществил своей деятельностью. (Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. — М., 2002. )

Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря

нем. Autoritat, от лат. аutoritas-власть), влияние к.-л. лица, группы или организации, основанное на знаниях, нравств. достоинствах, жизненном опыте. Выражается в способности носителей А. направлять, не прибегая к принуждению, мысли, чувства и поступки др. людей, а также в признании последними за носителями А. права на руководство, в готовности следовать их указаниям и советам.

Значение А. в воспитании решающим образом определяется ролью в этом процессе личности воспитателя. В дошк. детстве гл. воспитателями ребенка являются родители. Осн.

задача воспитания на этом возрастном этапе — усвоение ребенком элементарных правил общения и взаимодействия, норм и способов одобряемого старшими поведения. Взрослые, и в первую очередь родители, изначально выступают для ребенка в качестве А.

и, с одной стороны, являются носителями тех ценностей, к-рыми должен овладеть дошкольник, с другой — призваны контролировать процесс овладения такими ценностями.

На этом этапе личностного развития ребенка « самый смысл авторитета в том и заключается, что он не требует никаких доказательств, что он принимается как несомненное достоинство старшего, как его сила и ценность, видимая, так сказать, простым детским глазом» (М акаренко А. С., Пед. соч., т. 4, с. 66).

Такое «авансирование» доверием и уважением со стороны мл. члена семьи иногда воспринимается родителями как возможность не прилагать усилий для поддержания своего А. Подобная позиция чаще всего проявляется в выборе взрослыми ошибочной тактики воспитания, и в первую очередь опеки и диктата.

Это резко снижает доверие к родителям и приводит к разрушению их А. в глазах ребенка в подростковом, а порой уже в младшем шк. возрасте.

Оптимальная тактика воспитания заключается в сотрудничестве взрослого и ребенка, в стремлении и умении родителей так организовать совместную деятельность и общение, чтобы ребенок в меру своих сил стал настоящим партнером взрослых в решении жизненных проблем. Родительский А. в Значит.

мере определяется характером взаимоотношений в семье, а также системой требований, предъявляемых взрослыми к ребенку. Эти требования должны быть обоснованными, непротиворечивыми и, главное, отличаться развивающим характером. Уважение к ребенку, доброжелательность, справедливость выступают как наиб.

важное условие укрепления родительского А. Лишь на этой основе достигается единство положительного воспитат. влияния взрослых членов семьи на ребенка и взаимодействие семьи и педагогов в поддержании А. взрослого.

Поступление ребенка в школу существенно расширяет круг его общения и выдвигает новых авторитетных лиц. Успешность личностного развития школьника во многом зависит от того, обладают ли педагоги в его глазах А. и каковы основания такого отношения конкретного ученика к конкретному учителю.

Роль учителя предполагает выполнение им ряда функций, непосредственно связанных с принятием решений, определяющих жизнедеятельность уч.-воспитат. коллектива. В связи с этим бытует мнение, что учитель как бы изначально, вне зависимости от своей проф. подготовленности и личностных свойств наделен в глазах учащихся устойчивым А. Однако желаемое послушание учащегося может быть лишь показным.

В этом случае учащийся, поведение к-рого внешне отвечает предъявляемым ему требованиям, в ситуации ослабления контроля принципиально меняет свой образ жизни и действий. Как правило, в основе послушания лежат доверие к учителю, убежденность в его правоте, внутр. готовность школьника разделить с педагогом ответственность за принимаемые последним решения. Но случается, что картина внеш.

благополучия скрывает лишь покорность, стремление уйти от реальных жизненных проблем, боязнь проявить самостоятельность.

Результатом упрочения А. личности учителя оказывается признание за ним права принимать значимые для школьников решения. Однако это не означает снижения самостоятельности учащихся, ответственности за последствия их поведения.

Наоборот, атмосфера, создаваемая действиями авторитетной личности, стимулирует стремление к творч. деятельности и коллективистскому самоопределению. Жизнедеятельность настоящего коллектива невозможна без власти А. личности, т.е.

власти, являющейся прямым продолжением заслуженного в реальных делах доверия.

Иная ситуация складывается, если педагог ориентирован преим. на превосходство своей роли. Авторитарные методы т. н. ролевого давления закономерно приводят к потере интереса к учебе, к безволию и бездумному повиновению. А.

власти, не подкрепленный А. личности, ока: зывает на воспитанников деморализующее влияние. Так, А. С. Макаренко противопоставлял всем разновидностям ложного А. — «А. подавления», «А. расстояния», «А. педантизма» и т. п. — подлинный А.

личности педагога.

А. звания «учитель» является одной из важнейших предпосылок становления А. личности педагога. И вместе с тем А. личности конкретного педагога может оказаться той основой, на к-рой строится по каким-то обстоятельствам разрушенный ранее А. роли учителя.

Основания А. педагога различаются в зависимости от характерных особенностей развития личности мл. школьников, подростков, юношей. Для учащихся младшего шк. возраста А. учителя, как правило, основан на А. его роли. В большинстве случаев, и особенно в 1-м кл., за учителем признается право на принятие от-ветств.

решений как в значимой ситуации для данного ученика лично, так и значимой для группы в целом, в условиях как учебной, так и внеучебной деятельности. Это явление может быть расценено как иррадиация А. роли, т.е. перенос А.

в те сферы жизни группы, где его право на подобное положение не только не проверялось, но и напрямую не предусматривалось.

Для подростков А. роли оказывается недостаточно. Хотя в ситуации, значимой для коллектива в целом, и прежде всего в условиях уч. деятельности, за учителем, как правило, признается право принимать ответств. решения.

В ситуации же личной заинтересованности, и особенно в условиях внеучебной деятельности, такое доверие авансируется в меньшей степени, чем это происходило в мл. шк. возрасте. Это явление может быть расценено как спецификация А. роли педагога.

Если же учитель оказывается авторитетен и в этой сфере, то можно констатировать наличие подлинного А. его личности.

В старшем шк. возрасте (ранняя юность) проявляется дальнейшее усиление личностной избирательности за счет уменьшения ориентации на роль. Какие-то учителя оказываются авторитетными, а какие-то нет, не столько потому, что они учителя, а в силу авторитетности или неавторитетности их личности. Отношение к учителю у ст.

школьников достаточно схоже с отношением к преподавателю со стороны студентов (педагог, высоко компетентный в своем предмете, как правило, пользуется у них уважением). Ценится и умение распоряжаться учительской властью, но выше всего котируется человечность, способность к пониманию и поддержке, отзывчивость. И у старшеклассников, и у студенч. молодежи А. пользуются высококвалифициров.

педагоги, к-рые в отношениях с учащимися смогли стать ст. товарищами юношам и девушкам.

От того, насколько в глазах учащихся авторитетны конкретные педагоги и весь пед. коллектив, зависит успех создания воспитывающей атмосферы уч. заведения, к-рая в свою очередь способствует формированию и укреплению А. педагогов. Лит.: Уши некий К. Д., Три элемента школы, Избр. пед. соч., т.

1, Ми974; Добролюбов Н. А., О значении авторитета в воспитании, Избр. пед. соч., М., 1986; Макаренко А. С., О родительском авторитете, Пед. соч., т. 4, М., 1984; Кон И. С., Психология старшеклассника, М., 1982; Психология развивающейся личности, под ред. А. В. Тетровского, М., 1987; Кондратьев М. Ю.

, Слагаемые авторитета, М., 1988.

М. Ю. Кондратьев, Л. А. Левшин.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Источник: http://didacts.ru/termin/avtoritet.html

Ссылка на основную публикацию