Разрешение межгрупповых конфликтов — психология

Межгрупповой конфликт

Межгрупповой конфликт – это размолвка, расхождение, столкновение интересов социальных групп, коллективов, общностей индивидов, а не отдельных субъектов.

Данная разновидность конфронтаций порождается чаще соперничеством в пределах организации из-за сфер влияния, вследствие борьбы за недостаточные ресурсы.

Также межгрупповые конфликты характеризуются столкновением формальных либо неформальных групп, которые имеют совершенно противоположные установки и цели.

Что собой представляет межгрупповой конфликт? Конфронтация, зарождающаяся вследствие межгруппового взаимодействия, являет собой столкновение групп людей или отдельных членов этих социальных общностей, считающих себя и окружающих в участниками групповых отношений, членами коллективов, взаимодействующих в межгрупповом пространстве.

Межгрупповой конфликт пример конфронтации профсоюзов и администрации считается наиболее ярким образцом межгруппового противостояния.

Межличностные и межгрупповые конфликты

Конфронтации — явление повсеместное, неизбежное и многоликое. Они характеризуются большим разнообразием. Всякое столкновение кон­фликтующих сторон неповторимо, отличается по формам взаимодействия сторон, причинам возникновения, результату и последствиям.

Межличностный конфликт являет собой столкновение двух, иногда и более индивидов.

Межгрупповой конфликт понятие его включает противостояние социальных групп.

При этом он также может зарождаться между личностями при условии того, что каждый из субъектов противоборства представляет не личные интересы, а нужды социальной общности.

Как личности такие субъекты могут не находиться непосредственно друг с другом в конфликтных взаимоотношениях, но противостояние между ними как членами соответствующих социальных общностей будет существовать.

Межгрупповой конфликт примеры из жизни можно привести следующие. Граждане государств, враждующих друг с другом, между собой лично могут не воевать и даже пребыть в дружеских взаимоотношениях, но представляя в данном столкновении свои государства, становятся невольными участниками конфликта.

Конфронтации между личностями и общностями индивидов могут быть различными. Например, субъект в противоборстве может противодействовать в целом всей группе, а может, как член данного коллектива оказаться в конфронтации с представителями другой группы.

Таким образом, конфликт называется межличностным, когда обе участвующие стороны – это отдельные индивиды. Конфликт именуется межгрупповым, когда возникает между группами индивидов.

Если одна из участвующих в противостоянии сторон является коллективом, а другую представляет отдельный субъект, то такое столкновение именуется личностно-групповым. Если в описанную ситуацию конфронтации вовлечены отдельные индивиды, конфликт называют персональным.

В случаях, когда противостояние охватывает в целом группу, оно выступает как групповое.

Разновидностью групповых и одновременно межличностных конфликтов считаются ролевые конфликты, другими словами столкновения между индивидами, основанные на исполнении социальных ролей, несовместимых либо противоречащих тем ролям, которые берут на себя остальные, входящие с ними в контакт люди.

Итак, что собой представляет межгрупповая конфронтация? Данный вид столкновения может наблюдаться между большими (например, этническими, религиозными) и малыми группами, формальными коллективами и неформальными коллективами.

Можно выделить три ключевые особенности межгрупповых конфликтов. В первый черед, определять характер межгрупповых расхождений следует по содержанию ряда его составных элементов.

Например, при разборе таких конфронтаций нужно учитывать индивидуальное содержание предмета ситуации конфронтации, носящего характер коллективных взглядов, суждений и оценок.

Описание типичной индивидуальной составляющей ситуации конфронтации межгруппового конфликтного взаимодействия можно свести к нижеприведенным явлениям:

— неадекватному групповому сравнению (группа оценивает себя выше оппонентов, занижая при этом достоинства противоборствующей стороны);

— деиндивидуализации взаимного восприятия, то есть члены противоборствующих коллективов воспринимают себя и соперников согласно модели «мы – они»;

— групповой атрибуции, обусловленной внешними условиями.

Во-вторых, особенности межгрупповых конфронтаций зависят от их классификации:

— противостояние между руководителем и персоналом;

— конфронтация, возникающая на почве расхождений администрации и профсоюзных организаций;

— столкновение подразделений внутри одной организации и противоборство микро групп внутри большой;

— масштабное противостояние между разными организациями;

— конфронтации между неформальными коллективами в социуме.

В-третьих, конфликты, наблюдающиеся между группами субъектов, отличаются по формам протекания.

Формы межгруппового конфликта: совещания, собрания, митинги коллективов, дискуссии, стачки, встречи лидеров, переговоры.

Формы проявлений межгрупповых конфронтаций многообразны также, как многообразны интересы, цели, ценности, объединяющие разных людей в общности, условия существования таких общностей, способы их взаимодействия и пр.

Поэтому формы межгруппового конфликта сводятся к следующим типам:

— соперничеству (социальные коллективы в ходе соперничества добиваются одной цели, стремясь превзойти в чем-то противника);

— столкновению (группы вынуждены либо стремятся нанести урон);

— господству (одна группа индивидов обладает большим преимуществом в чем-то важном, вследствие чего доминирует над другой);

— уклонению (одна либо обе группы желают отстраниться с целью избегания столкновения);

— избеганию (одна из противоборствующих групп стремится отдалиться от другой);

— аккомодацию (одна группа пытается приспособиться к натиску более сильной общности индивидов);

— ассимиляцию (один коллектив уподобляется другому, усваивая его существенные устои, особенности, нормы поведения).

Причины межгрупповых конфликтов

Факторы, провоцирующие возникновение конфронтаций между различными общностями людей, довольно разнообразны и являются следствием особенностей межгруппового взаимодействия, то есть они вытекают из групповой взаимозависимости, статусных несоответствий, применяемой системы вознаграждений.

Групповая зависимость может быть пуловой или последовательной. Эти виды зависимостей неодинаково воздействуют на зарождение конфронтаций. Последовательная зависимость обусловлена связанностью производства, то есть окончание работы одного отдела является началом работы для другого подразделения.

Пуловая зависимость наблюдается между отделами в пределах одной компании и не предполагает прямого взаимодействия подразделений между собой. Данная разновидность зависимостей порождает меньше конфронтаций, нежели последовательная.

Это обусловлено тем, что интересы участников коллективного взаимодействия затрагиваются в меньшей степени.

Межгрупповой конфликт в организации примеры — может наступать вследствие неадекватной системы вознаграждения, которая базируется на оценке деятельности каждого подразделения не зависимо от группового результата.

Подобное положение дел порождает соперничество, расхождение в восприятии целей функционирования организации, значимости трудов каждого из отделов.

Нередко руководство использует такое положение для повышения отдачи от подразделений, то есть формирует функциональные следствия конфликта.

Ограниченность ресурсов также является причиной зарождения межгрупповых конфронтаций. Заключается она в ущемлении возможностей одной группы из-за реализации целей другой. Недостаток ресурсов довольно часто провоцирует напряженные отношения, часто переходящие в конфликтные на уровне группы и отдельной личности.

Людям присуще желание завышать персональный вклад или вложение значимой для них общности, вследствие чего всякое распределение ресурсов (например, премия, договоры) нередко может привести к отторжению предложенного распределения, ограничению чьих-то интересов, к противостоянию.

Помимо того, межгрупповой конфликт в организации провоцирует различие в восприятии времени, которое требуется для реализации устремлений каждой группой.

При наличии существенных различий во временных рамках, проблемные ситуации, критичные для одного подразделения, не будут признаваться значимыми для другого коллектива, что создает фундамент для зарождения ситуации конфронтации. Такое положение усугубляется при последовательной зависимости.

Частой причиной зарождения конфронтаций считается несоответствие статуса, которое предполагает, что коллективы с одинаковым статусом в пределах организации могут воспринимать негативно членов групп с низшим, по их субъективному мнению, статусом. Выражение снобизма, проявление высокомерия у членов статусных групп, воспринимается остальными в качестве угрозы их положению.

Виды межгрупповых конфликтов

Всякий социальный коллектив, группа являются сложным социально-психологическим формированием.

В группе могут одновременно функционировать формальная система и неформальная модель взаимоотношений.

В свой черед, неформальное взаимодействие в коллективе содержит систему ценностно-нормативных значимостей, статусно-ролевое строение и сложную систему межличностных предпочтений и взаимосвязей.

Поэтому межгрупповой конфликт понятие его подразумевает сложную систему взаимодействия, которое наблюдается как между большими коллективами, так и между небольшими группками внутри одного подразделения или отдельными лицами, представляющими интересы своих групп.

Психология межгрупповых конфликтов зависит от величины группы, ее сплоченности, единстве, организованности, сферы развертывания конфронтации, его предмета. Поэтому сегодня сложно выделить единый способ систематизации конфликтов.

Для межгруппового столкновения наиболее рациональными и элементарными представляются следующие два критерия их классификации: по субъектам взаимодействия и по объекту конфронтации, поскольку всякое противостояние, в том числе и возникающее между коллективами, является, прежде всего, взаимодействием противоборствующих сторон. А любое общественное взаимодействие дифференцируется в социальных науках именно по тому, кто вступает в отношения (субъекту) и по поводу чего возникает это отношение (объекту).

В свой черед, межгрупповые конфронтации по субъекту подразделяются на: национальные и территориальные конфликты, классовое и сословное столкновение, профессиональные, конфликты поколений, родовые и т.п.

По объекту противоборства они могут носить социально-экономический характер, политико-правовую и духовно-идеологическую направленность.

Также межгрупповые конфронтации можно классифицировать по степени выраженности, уровню осознанности, содержимому целей, исходу для каждой участвующей стороны, степени однородности участников и пр.

Разрешение межгрупповых конфликтов

Противоборство групп стимулирует процесс развития и способствует разрешению двойственности взаимодействий членов группы.

Психология межгрупповых конфликтов заключается в конструктивном воздействии конфронтации одновременно с негативным влиянием на всех субъектов взаимодействия и в целом на организацию.

Важным стратегическим принципом в структуре управленческих воздействий на конфронтации, возникающие между коллективами одной организации или внутри предприятия, является организация взаимодействия на основе сотрудничества между соперничающими общностями.

В условиях политического плюрализма и противостояния групповых интересов и целей, важнейшим смыслом обладает создание предпосылок и условий для общенационального единства, что и являет собой осуществление принципа кооперативного взаимодействия разных общественных групп и социально-политических движений в реальности.

Методами достижения подобного взаимодействия на общегосударственном уровне являются консультации лидеров различных политических движений и партий, перевыборы и т.п.

Чем четче члены каждой из конфликтующих общностей индивидов осознают, что за достижения абсолютного перевеса их позиции необходимо заплатить намного дороже, нежели за принятие решения, основанного на компромиссе, тем больше возможностей на своевременное, устраивающее обоих участников, разрешение ситуации.

Немаловажным способом управленческого воздействия конфликты, происходящие на межгрупповом уровне, является устранение несправедливости в разделении социальных статусов, позиций и материальных благ между различными коллективами.

Для воплощения данного метода необходимо пытаться достичь такого положения дел, при котором критерии оценивания доходов, социальных статусов индивидов, принадлежащих к разным группам были бы понятными и ясными для членов групп и в целом для общества.

Источник: http://psihomed.com/mezhgruppovoy-konflikt/

Межгрупповой конфликт в организации: способы разрешения

Межгрупповой конфликт — противоборство, в котором в роли одной стороны выступает коллектив или отдельная личность. Так как люди имеют разные мотивы, справиться с ситуацией зачастую сложно, но можно. Подробнее по теме — в материале статьи.

Классификация групповых конфликтов включает в себя два основных типа: «группа — группа», «группа — личность». При этом моббинг и боссинг также могут относиться к групповым конфликтам, ведь обычно вовлечена часть коллектива, отдельные личности или малые группы.

Скачайте документы по теме:

Читайте также:  Речь — научная теория - психология

Можно выделить отдельные виды групповых конфликтов. Если противостояния способствуют принятию обоснованных решений, развитию взаимоотношений, то их называют функциональными (конструктивными). Конфликты, которые препятствуют эффективному взаимодействию и принятию взвешенных решений, называют деструктивными (дисфункциональными).

Скачать документ >>>

В соответствии с классификацией Коузера, межгрупповые конфликты могут быть:

  • Реалистическими. Такие конфликты вызваны неудовлетворением требований участников или несправедливым распределением между ними определенных преимуществ. Они направлены на достижение желаемого результата.
  • Нереалистическими. Возникают с целью открытого выражения накопившихся эмоций, обид, враждебности. В ходе них острое конфликтное взаимодействие становится не средством достижения результата, а самоцелью.

Иногда реалистический межгрупповой конфликт может превратиться в нереалистический, если предмет раздора значим для участников.

При этом они не могут справиться с ситуацией, что в значительной степени повышает эмоциональную напряженностью. Конфликт требует вмешательства другого человека, который не участвует в противостоянии.

Он нужен, чтобы освободить стороны от накопившихся отрицательных эмоций.

Нереалистические конфликты всегда считаются дисфункциональными. Их сложнее урегулировать, чтобы направить по конструктивному руслу. Надежный способ профилактики — создание благоприятной атмосферы, повышение психологической культуры подчиненных и руководителей.

Вне зависимости от того, какой тип имеет межгрупповой конфликт, нужно учитывать ряд особенностей, чтобы найти пути его решения.

Если не учитывать причины возникновения противостояния, можно лишь усугубить ситуацию при вмешательстве. Следует учитывать, что любые разногласия в коллективе так или иначе сказываются на благосостоянии компании.

Клиенты чувствуют, что в фирме разлад между коллегами, поэтому нередко выбирают конкурентов.

Особенности конфликта «личность — группа»

Конфликт между личностью и группой отличается некоторыми особенностями, которые требуется учитывать, чтобы подавить их. Субъектами раздора выступают личность и коллектив. Взаимодействие людей происходит на основе столкновения мотивов.

Конфликт между личностью и группой: пример

В организацию пришел новый сотрудник, который начал выдвигать свои требования. Их негативно восприняли давно работающие коллеги. В итоге возникло противостояние личности и группы.

Нужно рассматривать и причины проблемы, которые связаны с положением конкретного индивида в группе. В качестве активного агрессора может быть как отдельный человек, так и группа лиц. Часто межгрупповой конфликт возникает в организациях, где недостаточно развита корпоративная культура, подорван психологический климат.

Таблица 1. Классификация конфликтов типа «личность — группа».

ВариантВозможные причины групповых конфликтов
Руководитель — коллективСтиль управления в компании.Некомпетентность руководителя.Отрицательное влияние направленных групп и их лидеров.Новый управленец, назначенный со стороны.
Рядовой специалист — коллективКонфликтная личность.Нарушение групповых норм, установленных в организации.Неадекватность внутренних установок.
Лидер компании — группаПлохая профессиональная подготовка.Использование компромата против лидера.Превышение полномочий.Изменение группового сознания.

Возникновение межгрупповых конфликтов всегда связано с нарушением ролевых ожиданий, групповых норм, несоответствие внутренней установки статусу личности.

Конфликт личности с группой начинается из-за сильного завышения внутренних установок. В ходе этого возникает острое недопонимание, желание выделиться.

В итоге это ведет к применению групповых санкций, ограничению или прекращению неформального общения коллег с агрессором, резкая критика в его адрес.

Возможно, вам будет интересно узнать:

Чем характеризуются групповые конфликты

В межгрупповом конфликте противоборствующими сторонами выступают малые, средние или микро- группы. В его основе лежит столкновение противоположно направленных мотивов: целей, интересов, ценностей.

Характеристика типичного содержания ситуации межгруппового конфликта сводится к нескольким явлениям:

Деиндивидуализация восприятия друг друга — члены конфликтующих групп воспринимают оппонентов по схеме «мы — они».

Неадекватное групповое или социальное сравнение — своя группа оценивается выше, а достоинства другой занижаются.

Групповая атрибуция — поведение своей группы и отрицательное поведение чужой объясняются внутренними причинами и внешними обстоятельствами.

Межгрупповой конфликт: пример

Специалистам одной квалификации, но относящимся к разным подразделениям, установили неодинаковый размер заработной платы. После того как это выяснилось, началась война.

Таблица 2. Классификация межгрупповых конфликтов

ВариантВозможные причины
Руководство — персоналНеудовлетворительные коммуникации.Плохие условия труда.Нарушение правовых норм.Низкая зарплата.
Администрация — профсоюзыНарушения трудового законодательства со стороны руководства.Низкая заработная плата.Неудовлетворительные условия труда.
Противостояние подразделенийНеравное распределение ресурсов.Неудовлетворительные коммуникации.Структурная перестройка.Взаимная зависимость по реализуемым проектам.
Разногласия между организациямиНарушение обязательств.Борьба за ресурсы, рынки сбыта, сферы влияния.
Раздор между микрогруппамиАмбиции лидеров.Противоположность ценностей, интересов, целей.

Разногласия между группами или личностями — не редкость. Если в организации часто возникают межгрупповые конфликты между руководством и работниками, увеличивается текучесть кадров. При этом компании нередко покидают амбициозные специалисты, отличающиеся активностью. Обычно именно они генерируют свежие идеи, позволяют привлекать новых клиентов, занимать выгодные позиции на рынке.

Обычные раздоры между другими группами могут решить менеджеры. Когда идет явное противостояние управляющих и коллектива, справиться с проблемой получится только под влиянием вышестоящего руководства. В первую очередь нужно определить стадию проблемы, только затем подбирать способы ее решения.

Групповой конфликт между сотрудниками и руководителем: пример

На руководящую должность приняли стороннего специалиста, хотя в организации были достойные кандидатуры. Коллектив начал игнорировать поручения, а руководитель применять санкции. Все это привело к возникновению острого противостояния.

Стадии и способы урегулирования межличностных и межгрупповых конфликтов

Разногласия не возникают в считанные секунды — это накопительный процесс, который проходит определенные этапы в течение времени. Обиды могут копиться как на протяжении нескольких дней или месяцев, так и годами.

Справка

Межгрупповые конфликты имеют следующие этапы развития:

  1. Скрытая стадия, при которой еще нет явного противостояния. Она обусловлена стремлением к улучшению социального статуса и степени превосходства.

  2. Стадия напряженности возникает тогда, когда люди начинают осознавать, что отдельные личности или коллектив относятся к ним не так, как раньше. Эта степень зависит от мощи и реального превосходства сильной стороны.

  3. Стадия антагонизма возникает вследствие высокой напряженности между коллегами.
  4. Стадия несовместимости — момент проявления противостояния.

Выявив стадию, можно разработать план действий. Иногда помогает уклонение от провокационных действий или сглаживание острых углов. Если конфликт конструктивный, можно побудить оппонента принять точку зрения с помощью аргументов или авторитета.

Вывод

Управление групповыми конфликтами — не самая легкая задача, ведь подбор оптимально подходящих решений может отнимать много времени и сил. Поиск компромисса приводит к хорошему результату.

Стороны могут прийти к единому мнению или договориться, что у каждого человека может быть своя позиция. В идеале нужно решить возникшую проблему, рассмотреть причины разногласий.

Если этого не сделать, не избежать второй волны межгруппового конфликта, ведь каждая из сторон так и останется при своем мнении.

Внимательное рассмотрение ситуации, ставшей причиной раздора, позволяет быстро справиться с проблемой. Чтобы избежать противостояний, руководитель должен сразу пресекать любые скандалы, интриги, сплетни и расследования. Особое внимание требуется обращать на оздоровление психологического климата и корпоративной культуры.

Возможно, вам будет интересно узнать:

Источник: https://www.hr-director.ru/article/67029-mejgruppovoy-konflikt-v-organizatsii-18-m2

Особенности межгрупповых конфликтов

Наш жизненный опыт свидетельствует: конфликтуют между собой не только индивиды, но и социальные группы, малые и большие. Разновидностей таких групп в обществе существует ог­ромное множество. Из объективно складывающихся социальных общностей обычно выделяют:

• группы, возникающие на основе разделения труда (соци­ально-профессиональная дифференциация людей);

• группы, основанные главным образом на различии их отношения к средствам производства (классы);

• группы, основанные на базе общности языка, территории, культурных особенностей (этносы, нации);

• социально-демографические группы (дифференцируются по полу, возрасту, семейному положению);

• территориальные группы (город, село, регион) и т.д.

Немало социальных групп возникает и благодаря сознатель­ным, целенаправленным усилиям людей: политические партии, профессиональные союзы, молодежные объединения, религиоз­ные конфессии и т.п.

Каждый из нас непременно является членом сразу некоего множества социальных групп, которое к тому же переменчиво (меняется возраст человека, его убеждения, размер его собствен­ности; нынче ведь даже пол человека можно поменять).

А по­скольку интересы различных групп, как правило, не совпадают и отношения между ними конфликтны, то любой индивид на про­тяжении всей жизни постоянно оказывается втянутым во многие большие и малые, серьезные и несерьезные межгрупповые кон­фликты.

Может ли среднестатистический человек оказать значи­мое влияние на ход этих конфликтов? По большей части — нет (если только он не выбьется в какие-нибудь лидеры). Но и укло­ниться от них он тоже, к несчастью, никак не может.

Частичным утешением в такой ситуации может стать хотя бы понимание того, что происходит: откуда «растут» межгрупповые конфликты и почему они неизбежны?

Современная конфликтология накопила некоторые знания по этому вопросу, правда, надо признать, в основном они заимство­ваны из социальной психологии и социологии. Исходную про­блему этого раздела конфликтологического знания можно сфор­мулировать так: совпадают ли по сути своей или же принципиально различны природа и механизмы конфликтов межличностных и меж­групповых?

Ответ на этот вопрос неоднозначен. Конечно, проще всего считать, что составляющие всех конфликтов одинаковы, будь то спор мировых держав за военное превосходство, тяжбы наемных работников с предпринимателями или скандал в благородном семействе.

И в самом деле, источники конфликтов удручающе однообразны: все те же вековые споры о распределении дефи­цитных ресурсов, власти, престижных социальных ролей и т.д. И структура всех этих конфликтов схожа (субъекты, отношения, объект) и динамика их содержит общие показатели.

Но если у них так много общего, можно ли модели межличностных конф­ликтов распространять, хотя бы и с оговорками, на конфликты межгрупповые? Вот на этот вопрос следует ответить категори­чески: нет.

Причем не потому только, что субъекты у этих конф­ликтов разные (группы-то в конечном счете тоже состоят из индивидов). А главным образом потому, что при объединении ин­дивидов в группу их поведение радикально меняется.

Вместе мы думаем, чувствуем, а соответ­ственно и ведем себя совершенно по-дру­гому, нежели в одиночку. Любовь и нена­висть усиливаются, суждения становятся более категоричными, а действия — решительными (как известно, «на миру и смерть крас­на»).

При этом знак таких действий вовсе не всегда является положительным. «Психология толпы» (Т. Лебон, Г. Тард) весьма выразительно описала феномен регрессии, при котором человек в наэлектризованной толпе превращается в легко внушаемого примитива.

Но дело не только в «толпе». Так называемое «массовидное поведение» людей, при котором нет непосредственного физи­ческого контакта, а есть лишь ощущение принадлежности к ка­кой-либо большой группе, также строится по другим законам, нежели одиночные действия индивида.

Меняется даже восприятие поведения других людей. Пред­ставьте себе человека, таскающего, например, по Москве плакат с надписью «Вся власть — Федеральному Собранию!».

Большая часть прохожих наверняка сочтет его ненормальным.

Читайте также:  Тупость - психология

Но если то же самое сделают одновременно несколько тысяч человек, это уже не безумие, а вполне вменяемая акция — политическая де­монстрация, относиться к которой следует уважительно.

Появление у включенных в группу людей как бы новых ка­честв — твердо установленный социальной психологией факт. Процесс этот объективный, он происходит помимо воли и со­знания самих индивидов. Все это заставляет предположить, что межгрупповые конфликты должны находиться в зависимости от множества дополнительных факторов, не присутствующих в кон­фликтах межличностных.

Следовательно, в их формировании и развитии должен наблюдаться ряд существенных особенностей, свойственных только им. Что же это за особенности?

• объективный характер развертывания;

• способность вовлекать в «силовое поле конфликта» массы
людей, независимо от их желания и даже осознания сути и целей конфликта;

• институциализация конфликта;

• наличие структурного насилия;

• при разрешении конфликтов преобладает направленность на институциональные изменения, а не на изменение по­ведения участников;

• появление дополнительных источников конфликта в виде самой принадлежности к той или иной социальной группе;

• заведомо большие издержки существования и разрешения конфликтов;

• существенно большая инерция сохранения конфликтной ситуации, даже если ее основания угасают.

1 Объективность межгруппового конфликта означает, что он имеет собственную логику возникновения и развертывания, прак­тически не зависящую от сознательных устремлений людей, хотя и реализуемую через их сознательную деятельность. Ведь само появление больших социальных групп (классов, сословий, на­ций) есть процесс объективный. Они возникают как следствие эволюции общества как целого.

Будучи саморегулирующейся си­стемой, общество стихийно ищет и находит достаточно эффек­тивные механизмы своего развития: разделение труда, частную собственность, политическую и правовую организацию жизни и т.д. Запуск этих механизмов социального развития и дифферен­цирует общество, «создает» социальные группы. Сей процесс общественным сознанием не контролируется, а лишь фиксируется постфактум.

2 Кроме того, всякое новое поколение людей застает уже сло­жившуюся социальную дифференциацию и вынуждено прини­мать ее как объективную данность. Она, естественно, конфлик-
тогенна.

Но поскольку конфликты эти разворачиваются на уров­не общества в целом, они вовлекают в свою орбиту всех без исключения. Групповая принадлежность индивида (по факту рож­дения в определенной семье, на определенной территории, по цвету кожи, полу, наличию способностей и пр.

) принудительно ставит его в позицию участника того или иного межгруппового конфликта. Выйти или устраниться от него нельзя.

Стоит нам только появиться на свет, как мы тут же оказыва­емся гражданами какого-либо государства, которое вправе рас­сматривать нас как народонаселенческий ресурс в конфликте с другим государством.

Или, допустим, в зрелом возрасте мы ре­шили не участвовать в «политических играх» и не ходить на вы­боры.

Но это тоже оказывается одной из возможных позиций в политическом конфликте, на которую рассчитывают и которую используют в своих целях серьезные политические игроки.

Вот и получается, что сотни миллионов людей помимо своей воли обнаруживают себя втянутыми в гонку вооружений сверх­держав; миллиарды людей, о том даже не ведая, участвуют в меж-цивилизационных конфликтах (Восток — Запад); и уж конечно, каждый из нас объективно оказывается «без вины виноватой» стороной множества не столь глобальных, так сказать «местных» межгрупповых конфликтов.

3 Под социальными институтами (от лат. institutum — уста­новление, учреждение) понимают устойчивые, стабильные фор­мы общественных отношений, порождающих комплекс органи­заций и учреждений, располагающих определенными социальны­ми ресурсами и выполняющих конкретные функции (государство, суд, армия, церковь).

В то lже время это и способ организации разных видов деятельности, подразумевающий наличие опреде­ленных стандартов, привычных форм поведения. Поскольку межгрупповые конфликты (экономические, политические, этни­ческие) постоянны, они неизбежно институциализируются.

То есть, происходит как бы «отвердевание» конфликтных отноше­ний, «отливка» их в прочную и стабильную форму.

Одновременно появляются определенные правила, нормы, стандарты поведения конфликтующих сторон, которые делают его предсказуемым и не слишком разрушительным.

Так, в эко­номической сфере во многих странах принято ежегодно перезак­лючать трехстороннее соглашение между правительством, пред­принимателями и профсоюзами о взаимоприемлемых пределах повышения заработной платы, об улучшении социального обес­печения и т.д.

Коллективный договор между работниками и адми­нистрацией также можно рассматривать как форму институциа-лизации трудового конфликта, с помощью которой цивилизо­ванно определяются дозволенные границы конфликтного взаимодействия.

Наиболее же институциализированной на сегодня является область политических конфликтов.

Современное общество распо­лагает громадной сетью политических институтов (партии, поли­тические движения, учреждения законодательной, исполнитель­ной и судебной властей), которые позволяют зафиксировать меж­групповой конфликт интересов на стадии его возникновения и направить усилия конфликтующих сторон в надежное, хорошо проверенное русло демократических процедур разрешения кон­фликтов. Частенько политические институты используются в ка­честве инструмента разрешения и неполитических проблем (эко­номических, экологических, демографических и пр.).

4 Множество межгрупповых конфликтов может быть отнесе­но к разряду структурных, ибо их существование порождено воз­действием как на индивидов, так и на целые социальные группы различных социальных структур (финансовых и политических элит, структур власти, средств массовой информации и т.п.).

Дав­ление, которое они оказывают на общество, по своим послед­ствиям сравнимо с прямым физическим насилием. (Допустим, молодой человек не желает служить в армии по религиозным убеждениям, а закон ему этого не позволяет.

) Но проявляется оно, как правило, скрыто, косвенно: через неравное распределе­ние ресурсов, недоступность власти, сокрытие или искажение важной для общества информации, навязывание ему неадекват­ных целей (вроде защиты интернационального долга по всему миру) и т.д.

Такое воздействие получило название структурного насилия. Автор как самого термина, так и целой концепции с аналогич­ным названием — норвежский социолог Йохан Галтунг (р. 1930).

Он полагает, что структурное насилие является в современном обществе ничуть не менее распространенным и значимым, чем традиционное физическое насилие. Сам феномен структурного насилия Й.

Галтунг описывает следующими положениями:

1) структурное насилие является естественным феноменом,
потому что между социальными группами существуют опреде­ленные различия, прежде всего в позициях власти, которые отражаются в структуре социального взаимодействия;

2) под структурным насилием понимается социальная несправедливость в смысле неравного распределения ресурсов и неравных жизненных шансов;

3) в категорию структурного насилия попадают только те яв­ления, которых можно было бы объективно избежать;

4) структурное насилие, как правило, является следствием не­
дальновидных политических решений.

Основой структурного насилия является, прежде всего, нерав­ный обмен, в результате которого верхние социальные слои получают значительно больше благ и возможностей, чем остальные. Таковы, например, российские экономические реформы 90-х го­дов.

Разгосударствление собственности было проведено таким образом, что практически вся она оказалась в руках весьма не­значительной группы лиц, имевших доступ к власти или распо­ряжению различными материальными ресурсами. При этом пря­мого насилия было не так много.

Почти все осуществлялось в рамках законов о приватизации. То есть фактически сами соци­альные структуры (институты) власти и управления крупными предприятиями оказались невольным источником обогащения одних групп и обнищания других.

И дело не в том, что сами структуры были плохи, а в том, как они использовались.

Структурное насилие опасно тем, что оно, как правило, не осознается именно как насилие, причем ни одной, ни другой из противостоящих сторон. Неравное распределение благ обычно подается как результат игры стихийных рыночных сил, неравен­ство в реализации жизненных шансов списывается на различия в способностях, а манипулирование сознанием прикрывается сво­бодой слова.

Структурное насилие зачастую бывает повинно и в том, что провоцирует уже прямое насилие. Как со стороны власть иму­щих, способных мобилизовать государственный репрессивный аппарат для проталкивания своих интересов, так и со стороны «ущемленных» групп, время от времени устраивающих социальные беспорядки.

Современное общество не может быть однородным, не струк­турированным. Ведь это способ его функционирования. Но за существование крупных устойчивых социальных структур оно вынуждено расплачиваться повышенной межгрупповой конф­ликтностью.

Такие особенности межгрупповых конфликтов, как институ-циализация и структурное насилие, свидетельствуют, что их ис­точники смещаются от личности к социальным институтам и нормам.

Глобальными причинами социальных конфликтов, сле­довательно, признается невозможность для социальных групп удовлетворять свои потребности и интересы в рамках существу­ющих норм и институтов.

Отсюда современная конфликтология делает вывод:

при разрешении межгрупповых конфликтов главные усилия должны направляться не на изменение поведения участников, а на трансфор­мацию социальных институтов, традиционных систем власти и т.д.

Это еще одна важнейшая особенность межгрупповых кон­фликтов.

5 Другим дополнительным источником возникновения и ха­рактеристикой межгруппового конфликта может являться сама принадлежность личности к той или иной группе (классовой, на­циональной, религиозной, профессиональной и пр.).

Ведь самоиндентификация личности с какой-либо группой мгновенно вклю­чает механизм восприятия других людей, действующий по прин­ципу «свой — чужой».

Изначальное, до всякого рационального обоснования предпочтение «своих», даже если им нечего делить с «чужими», может играть деструктивную роль в социальной жизни.

6—7 И,наконец, две последние особенности межгрупповых конфликтов из предложенного выше перечня — существенные издержки и значительная инерция — достаточно очевидны и без подробных разъяснений.

Ясно, что урон, наносимый обществу неурегулированными межгрупповыми конфликтами (особенно между большими социальными группами), заведомо выше, чем межличностными.

Вряд ли можно сомневаться и в том, что кон­фликты межгрупповые, затрагивая большую часть того или ино­го общества или даже все его целиком, более основательно «уко­ренены» в социуме, не могут быть разрешены в одночасье, и оттого имеют тенденцию сохраняться в динамике социальной жизни достаточно долго.

Сторонники разных мировых религий, к примеру, «выясняют отношения» уже более двух тысяч лет; классовые конфликты любой исторической эпохи (за исключе­нием первобытной) насчитывают сотни лет; и даже самые тяже­лые, межгосударственные военные конфликты (вспомните Сто­летнюю войну в Европе) могут длиться не один десяток лет.

Таковы в целом главные особенности межгрупповых конф­ликтов. Они ясно показывают, что при попытках объяснения сущ­ности конфликтов между социальными группами нельзя напря­мую пользоваться схемами анализа конфликтов межличностных. Слишком много здесь мощных дополнительных факторов, пре­вращающих межгругшовой конфликт в качественно особое явле­ние социальной жизни.

Источник: https://megaobuchalka.ru/2/31315.html

4.5. Психология межгрупповых конфликтов

  Конфликты в организации — это неотъемлемая составляющая любой современной организации. Конфликт может нести в себе как положительные, так и отрицательные функции.

Хотя часто говорят, что определенный уровень конфликта может быть функциональным, большинство рекомендаций по организационным конфликтам преимущественно опирается на методы его разрешения, редукции или минимизации. Но конфликт не обязательно должен устраняться вовсе, скорее им нужно эффективно управлять.

  Организационный конфликт — это интерактивное состояние, проявляемое в разногласиях, различиях или несовместимостях между индивидами и группами. Это процесс развития и разрешения противоречивости взаимодействий и взаимоотношений членов организации в контексте организационного функционирования.

  Организационный конфликт проявляется:  • на внутригрупповом уровне (руководитель-подчиненный; руководитель- подразделение; между рядовыми членами группы; ролевые конфликты);  • на межгрупповом уровне (вертикальный — между подразделениями разного уровня организационной структуры; горизонтальный — между подразделениями одного уровня; ролевой — из-за неопределенности взаимо- пересекающихся сфер ответственности и контроля).  Наиболее частыми причинами конфликтов на межгрупповом уровне являются:  • взаимозависимость производственных задач и целей;  • неопределенность или противоречивость норм и критериев оценки различных видов труда;  • неодинаковые условия труда, оплаты, перспективы роста, предоставления социальных благ;  • конкуренция за ресурсы и фонды;  • различия в профессиональной подготовке, ценностях, образовании, стилях общения, социальном статусе членов разных групп;  • несовершенство межгрупповых каналов коммуникации;  • функционально-ролевая неопределенность.

  Существуют различные способы, или стили, поведения для регулирования межличностных конфликтов в организации. Р. Блейк и Дж.

Читайте также:  Работа над собой для разных типов личности - психология

Мутон впервые предложили концептуальную схему для классификации типов, или стилей, управления конфликтами на межличностном уровне, состоящую из пяти типов (принуждение, уход, сглаживание, компромисс, разрешение проблем). В 1976 г. эта схема была модернизирована К.

Томасом. В 1985 г. М. Рахим, используя аналогичную концептуализацию, предложил свою классификацию стилей управления конфликтом (табл.6).

Таблица 6. Модель стилей управления межличностными конфликтами

  «Ориентация на себя» означает степень стремления индивида удовлетворить свои потребности и интересы. «Ориентация на других» означает степень стремления или предрасположенности индивида, удовлетворять потребности и ожидания других. Комбинации этих параметров дают пять стилей, или способов, управления конфликтами:  1.

Интегрирование — высокая ориентация на себя и на других. Этот стиль включает открытость, обмен информацией, выяснение и проверку различий для достижения эффективного решения, приемлемого для обеих сторон.  2. Уступчивость или сглаживание — низкая ориентация на себя и высокая ориентация на других.

Этот стиль ориентирован на преуменьшение важности различий и акцентирование внимания на общности, совпадениях, чтобы удовлетворить потребности других, пренебрегая своими собственными интересами.  3. Доминирование — высокая ориентация на себя и низкая ориентация на других.

Этот стиль идентифицируется с ориентацией «выиграть- проиграть» или с «силовым» поведением с целью добиться победы.  4. Избегание — низкая ориентация на себя и на других. Этот стиль ассоциируется с уходом в сторону, удалением себя (психологически или физически) из ситуации конфликта.  5. Компромисс — средняя ориентация на себя и на других.

Этот стиль включает тактику «ты — мне, я — тебе», обе стороны в чем-то уступают, чтобы достичь взаимоприемлемого решения.  Вопрос об эффективности стилей длительное время находился в фокусе анализа исследователей. Обычно считается, что интегративный стиль наиболее эффективен. Однако использование разных стилей зависит от конкретных ситуаций.

Результаты исследований показывают, что интегративный стиль и в определенной мере компромиссный наиболее приемлемы для управления стратегическими проблемами, а остальные — для тактических или повседневных проблем.

  Управление групповыми конфликтами в организациях включает диагностику конфликта, выбор и применение стратегии вмешательства (рис.4).

Рис. 4. Модель управления организационными конфликтами

  Исчерпывающий диагноз включает измерение параметров конфликта и анализ диагностических данных. Измерению подлежат следующие параметры:  1) величина или интенсивность конфликта на индивидуальном, групповом и межгрупповом уровнях;  2) стили управления конфликтами;  3) источники интенсивности и основания выбора стилей;  4) индивидуальная, групповая и организационная эффективность.

  Анализ данных включает оценку интенсивности конфликта, классификацию конфликтных стилей по подразделениям и их сопоставление с соответствующими нормами, а также установление взаимосвязи интенсивности конфликта, конфликтных стилей, их источников и эффективности.

Диагноз должен дать ответ на вопросы: есть ли необходимость вмешательства и какой конкретно тип стратегии необходимо использовать. Обычно результаты диагноза обсуждаются представительной группой руководителей с привлечением специалистов.   Существует два подхода к выбору и использованию стратегий вмешательства в управлении конфликтами: поведенческий и структурный.

В стратегиях вмешательства, ориентированных на поведение, делается акцент на повышение групповой и организационной эффективности через изменение организационной культуры (установок, норм, ценностей, убеждений и т. д.) и, как следствие, поведения. Процедуры вмешательства (Г-тренинг, ролевой анализ, трансактные процедуры, методы группового развития, межгрупповая лаборатория и т. д.

) ориентированы на обучение членов организации различным стилям управления конфликтами и диагностике ситуаций, в которых можно использовать эти стили.

  В структурных стратегиях повышение эффективности взаимодействия достигается посредством изменения структурных характеристик: механизмов дифференциации и интеграции, систем коммуникации, вознаграждений и наказаний. Здесь используются методы обогащения труда, реструктурирование рабочих мест, социотехнические изменения трудового процесса и т. д.

Материал для самоконтроля

  1. Приведите примеры встречающихся в вашей жизни групп на следующих уровнях развития: диффузная группа, ассоциация, кооперация, коллектив.  2. К. Роджерс описывал эту фазу развития группы как период «кружения на месте», замешательства, смущения отказа от личностного самовыражения. Назовите эту фазу.  3. Какие основные механизмы групповой динамики Вы знаете?  4.

Выберите в своем воображении тех студентов в группе, которые вам не нравятся.

Оцените, является ли это результатом:  а) ваших индивидуальных качеств (стереотипов, установок, убеждений);   б) особенностей вашего партнера (внешний вид, манеры, личностные особенности);   в) особенностей ваших взаимоотношений, неудачный опыт взаимодействия (конфликты, действие эффекта ореола, первичности и новизны).  Выберите один правильный ответ в каждом варианте.  5.

Выделите функции давления группы на людей, отклоняющихся от принятых в ней норм поведения:  1. Помочь группе достичь ее цели.  2. Помочь группе сохранить себя как целое.  3. Помочь своим членам понять реальность для соотнесения с ней своих мнений.  4. Не позволять своим членам группы выделяться среди всех..

  5. Обеспечить адаптацию в социуме.

Добавить свое объявление
Загрузка…

Источник: http://txtb.ru/147/18.html

Особенности межгрупповых конфликтов

Глава 14. Межгрупповой конфликт

Поиск путей разрешения конфликта

Исследование конфликта и поиск его причин

Это следующая важная стадия управления конфликтом в организации. Любым практическим действиям предшествует анализ конфликтной ситуации, который предполагает:

1) выявление сути противоречия, установление не только повода, но и причины, которая нередко маскируется участниками конфликта; вскрытие так называемых “болевых точек” в организации и своевременное проведение работы по их устранению;

2) выяснение интересов и целœей участников, их позиций (ибо бывают цели не противоречивыми, но истолковываться по-разному). Здесь важно выделить черты характера, связанные с утверждением личных притязаний, и цели социального взаимодействия, связанные с решением коллективных задач и исполнением обязанностей;

3) оценка возможных исходов и последствий противоборства, альтернативных вариантов достижения цели;

4) поиск точек соприкосновения, общих целœей и интересов конфликтующих.

Эта стадия предполагает:

1) полное прекращение конфронтации и взаимное примирение сторон;

2) достижение компромисса — частичное удовлетворение притязаний обоих сторон, взаимные уступки. Такой исход приводит к взаимному выигрышу;

3) разрешение конфликта на деловой, принципиальной основе: путем удовлетворения объективных требований, претензий сторон или путем разоблачения несостоятельности предъявляемых претензий, наказания участников конфликта;

4) механическое прекращение конфликта (расформирование одного из подразделœений, увольнение одного из участников конфликта из организации, перевод лидера или нескольких членов конфликтной стороны в другое или ряд других подразделœений данной организации). Такой исход неизбежен, когда преодолеть конфликт иными способами невозможно. Но при разрешении конфликта важно не допускать экстремальных ситуаций.

Ныне на Земле проживает более 6 миллиардов человек. Οʜᴎ объединяются более чем в две сотни национально-государственных образований.20 миллионов экономических организаций и сотни миллионов других больших и малых социальных групп, будь то семья, религиозная община, сельский сход или политическая элита.

Отношения между ними заведомо не бывают безоблачными. Причин для возникновения конфликтов между социальными группами великое множество: ограниченность ресурсов, высота социального статуса. навязывание социокультурных ценностей и др.

Разворачиваются межгрупповые конфликты примерно по тому же сценарию, что и межличностные. При этом сам факт вовлеченности в конфликты больших групп людей существенно видоизменяет как механизмы их появления, так и режимы протекания, не говоря уже о масштабах последствий.

По этой причине имеет смысл выделить специфические особенности межгрупповых конфликтов и проследить социальные механизмы их возникновения.

Наш жизненный опыт свидетельствует: конфликтуют между собой не только индивиды, но и социальные группы, малые и большие. Разновидностей таких групп в обществе существует огромное множество.Из объективно складывающихся социальных общностей обычно выделяют:

  • группы, возникающие на базе разделœения труда (социально-профессиональная дифференциация людей);
  • группы, основанные главным образом на различии их отношения к средствам производства (классы);
  • группы, основанные на базе общности языка, территории, культурных особенностей (этносы, нации);
  • социально-демографические группы (дифференцируются по полу, возрасту, семейному положению);
  • территориальные группы (город, село, регион) и т.д.

Немало социальных групп возникает и благодаря сознательным, целœенаправленным усилиям людей: политические партии, профессиональные союзы, молодежные объединœения, религиозные конфессии и т.п.

Каждый из нас непременно является членом сразу некоего множества социальных групп, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ к тому же переменчиво (меняется возраст человека, его убеждения, размер его собственности; нынче ведь даже пол человека можно поменять).

А поскольку интересы различных групп, как правило, не совпадают и отношения между ними конфликтны, то любой индивид на протяжении всœей жизни постоянно оказывается втянутым во многие большие и малые, серьезные и несерьезные межгрупповые конфликты.

Может ли среднестатистический человек оказать значимое влияние на ход этих конфликтов? По большей части — нет (если только он не выбьется в какие-нибудь лидеры). Но и уклониться от них он тоже, к несчастью, никак не может.

Частичным утешением в такой ситуации может стать хотя бы понимание того, что происходит: откуда “растут” межгрупповые конфликты и почему они неизбежны?

Современная конфликтология накопила некоторые знания по этому вопросу, правда, нужно признать, в основном они заимствованы из социальной психологии и социологии. Исходную проблему этого раздела конфликтологического знания можно сформулировать так: совпадают ли по сути своей или же принципиально различны природа и механизмы конфликтов межличностных и межгрупповых?

Ответ на данный вопрос неоднозначен. Конечно, проще всœего считать, что составляющие всœех конфликтов одинаковы, будь то спор мировых держав за военное превосходство, тяжбы наемных работников с предпринимателями или скандал в благородном семействе.

И в самом делœе, источники конфликтов удручающе однообразны: всœе те же вековые споры о распределœении дефицитных ресурсов, власти, престижных социальных ролей и т.д.

И структура всœех этих конфликтов схожа (субъекты, отношения, объект) и динамика их содержит общие показатели.

  • — Особенности межгрупповых конфликтов

    Межгрупповой конфликт Лекция 8. Межгрупповой конфликт. Основные виды межгрупповых конфликтов персоналом управления Межгрупповой конфликт Особенности межгрупповых конфликтов. Психология межгруппового конфликта. Групповые потребности и… [читать подробнее].

  • Источник: http://referatwork.ru/category/politika/view/267565_osobennosti_mezhgruppovyh_konfliktov

    Ссылка на основную публикацию