Исполнитель — психология

Типология исполнителей и способы воздействия на них

В любой организации любой человек включен в отношения руководство — исполнение. Поэтому независимо от вида профессиональной деятельности каждый работник выступает также в роли исполнителя или руководителя.

В зависимости от сочетания разной степени выраженности психологических характеристик сотрудников выделим и опишем семь типов исполнителей, учет особенностей которых позволяет повысить эффективность руководства.

Автор:

Бopис Миxaйлoвич Жyкoв, доктор экономических наук, профеccoр, заведующий кафедрой менеджмента, маркетинга и предпринимательства Южнoго инcтитyта мeнeджмента.

В любой организации любой человек включен в отношения руководство — исполнение. Поэтому независимо от вида профессиональной деятельности каждый работник выступает также в роли исполнителя или руководителя.

Под исполнительской деятельностью мы понимаем деятельность по выполнению задач, поставленных руководителем. Можно выделить следующие социально-психологические характеристики исполнительской деятельности.

  1. направленность исполнения: сосредоточенность деятельности исполнителя на тех задачах, которые ставит перед ним руководитель;

  2. мотивирование: оценка и переживание значимости выполняемых управленческих решений, заинтересованность в их выполнении;

  3. самостоятельность исполнения: способность без помощи руководителя и других работников, т. е. самостоятельно, решать поставленные задачи;

  4. организованность: планомерная последовательность, дисциплинированность;

  5. ответственность: степень переживания субъектом своих обязанностей, необходимости выполнять поставленные задачи;

  6. компетентность: подготовленность исполнителя к реализации профессиональных функции, наличие необходимых знаний, умений, навыков;

  7. креативность: способность к творчеству, к созданию нового.

В зависимости от сочетания разной степени выраженности данных характеристик выделим и опишем семь социально-психологических типов исполнителей, учет особенностей которых позволяет повысить эффективность руководства.

1. Творческий тип исполнителя

К нему относятся исполнители, для которых является характерным творчество и создание нового. Работники здесь являются творческим потенциалом организации, но они его часто не раскрывают, не находя применения своим талантам.

Люди этого типа сложны психологически: автономны, конфликтны и слабоуправляемы. Требуется особое искусство управления и общения с ними. Они склонны к позитивной оценке со стороны руководителя, но их работа должна быть поощряема и замечены их профессиональные качества.

2. Сверхнормативное исполнение

Этот тип характеризуется превышением нормы деятельности по качествам или по времени. При этом не обязательно с проявлением творческих способностей. Они подразделяются на три группы в зависимости от особенностей мотивации их активности:

  1. экономически мотивированные: наиболее удобный объект управленческого воздействия, наиболее легко управлять;

  2. отличники: их мотивация связана с социальной потребностью выделиться, утвердиться, проявить себя лучше других, стремление быть первыми;

  3. группа самореализующихся работников: они делают лучше и больше других по внутренним мотивам (нормальные качества, привлекательность работы).

Методы их активации: для отличников — поощрение, для самореализующихся — не мешать.

3. Нормативное исполнение

Таких людей можно охарактеризовать как очень надежных, организованных, компетентных, но не творческих.

Метод воздействия — четкое создание норм, правил, формулировка задач.

4. Пассивно следующий указаниям руководителя

Такой тип исполнителя выполняет задачи, но не проявляет самостоятельности. Обращается к руководителю за помощью, уточнением задания, за промежуточным контролем и подтверждением их правильности.

Причины поведения — боязнь неудач либо невысокая профессиональная компетентность; боязнь негативной оценки со стороны руководители, низкая самостоятельность как психологическая особенность.

С другой стороны, это может быть способом манипуляции, когда исполнитель демонстрирует готовность следования за руководителем. Многие руководили становятся объектом такой манипуляции, так как здесь проявляется самоутверждение руководителя.

5. Преобразующий тип исполнителя (слабоуправляемый)

Преобразует и трансформирует содержание указаний руководителя, делает по-своему, не то и не так, как от него ожидает руководитель. Как следствие, возникает конфликт и возмущение по поводу выполненной работы. Варианты проявления:

  • Руководитель очень ограничивает инициативу исполнителя, дает жесткие указания (ограничение возможности работника, протест, желание сделать по-своему). Рекомендация: коррекция отношений с подчиненным (просьба).
  • Исполнители позволяют себе делать так, как считают нужным (при слабом руководителе).
  • Исполнитель с высоким уровнем притязаний, низка оценивает руководителя, намеревается занять его место, демонстративно решает задачи по-своему.

6. Низкомотивированный исполнитель

Характеризуется низкой активностью, неудовлетворенностью работой и нежеланием нормативно работать. Необходимо заинтересовать, замотивировать исполнителя. Не следует поощрять формальное присутствие данного работника, нельзя выполнять за него какую-либо работу.

7. Уклоняющийся исполнитель

Вся энергия работника направлена на уклонение от работы, но при этом он как бы занят.

Приемы уклонения от работы:

  • Демагогические: добиваться отсрочки выполнения делания; во время выполнения напрашиваться в командировку, добиваться отпуска; доказывать, что это не входит в служебные обязанности.
  • Психологические: стараться всегда выглядеть недовольным, обиженным; представлять задачу как дело малоизученное, непонятное; представлять себя неспособным к выполнению заданий; обвинять начальника в предвзятом отношении; делать вид, что не понял задачу.
  • Патологические: напрашиваться на грубость со стороны начальника, а потом обвинять его; «пускать слезу», каяться; прослыть дураком, не способным к выполнению; не попадаться начальнику на глаза.

Источник: http://www.elitarium.ru/tipologija_ispolnitelej_sposoby_vozdejstvija/

Психология музыки

Случалось ли у вас когда-нибудь так, что ваш телевизор отказывался работать после нажатия кнопки включения? Причина этого может быть, например, в коротком замыкании.

К счастью прожить несколько дней без телевизора не будет большой проблемой, но что если перестанет работать один из ваших собственных внутренних механизмов? Что делать, если вы попытались послушать музыку, которая всегда вас мотивировала, чтобы получить некоторое количество энергии, но обнаружили, что несмотря на все усилия, вы остались подавленными?

Одним из фактов, которые мы знаем о музыке, является то, что некоторая песня может мотивировать одного человека, но не оказывать при этом никакого влияния на другого. И это вполне логично, но все же, как насчет песен, которые мотивировали вас прежде, но теперь перестали производить такой эффект?

Ответ на все эти тайны кроется в психологии музыки и понятии резонанса.

Резонанс — это ключ

Люди больше всего реагируют на внешние воздействия, которые соответствуют их системе убеждений. Вы становитесь близкими друзьями с людьми, потому что у вас было много общего, когда вы начинали общаться.

То же самое касается музыки. Когда вы слушаете музыку, которая соответствует вашей системе убеждений и текущему настроению, скорее всего, вы получите некоторый эффект от этого, а если соответствия не было, то эта музыка не сможет оказать никакого воздействия на вас.

Попробуйте послушать мотивационную песню, когда вы немного мотивированны, и вы обнаружите, что получили большой прилив мотивации. Затем попробуйте послушать ту же песню, когда вы находитесь в депрессии или чувствуете себя беспомощно, и вы увидите, что она не производит никакого эффекта.

В первом случае музыка поступала из внешнего мира и соответствовала вашему внутреннему миру, поэтому она усилила ваши эмоции, а во втором случае ваш разум обнаружил, что внешний поток противоречит внутреннему состоянию, поэтому никакого эффекта не происходит.

Подсознательное программирование

Убеждения — это не более чем заявления, которые повторяются много раз и не находят никакого сопротивления со стороны подсознания. Если ребенку часто говорят, что он глупый, то он будет расти, веря в то, что он на самом деле глупый, пока не начнет осуждать это мнение.

Наиболее опасными вещами в песнях, которые мы слушаем, является то, что мы никогда не возражаем по поводу слов и фраз из песни, потому что проявляем симпатию к исполнителю или музыке, и именно поэтому песни являются одним из основных источников формирования ограничивающих убеждений.

Например, многие люди страдают после расставаний, потому что полагаются на свои впечатления, полученные после прослушивания романтических песен. Многие из этих песен поддерживают убеждение в том, что только один человек в этом мире является вашей родственной душой, поэтому люди начинают страдать, когда теряют того, кого они считают своей родственной душой.

Музыкальные предпочтения и индивидуальность

Люди слушают все, что резонирует с их настроением. Исходя из этого, можно сделать некоторые выводы о музыкальных предпочтениях и индивидуальности:

  • Если вы слушаете рок, альтернативную музыку или металл большую часть времени, то вы, возможно, обладаете бунтарской натурой или чрезвычайно вспыльчивы.
  • Если вы всегда слушаете романтические песни, то вы либо влюблены, либо скучаете по отсутствию любви в своей жизни.
  • Если вы слушаете техно, то, скорее всего, вы экстраверт, энергичный и оптимистичный человек.

Несмотря на то, что предыдущие выводы носят общий характер и могут иметь исключения, они все же прекрасно объясняют понятие резонанса и связь между музыкой и собственным настроением.

Источник: http://vidabonito.ru/psikhologiya/psikhologiya-muzyki/

Музыкальная психология

Музыка — универсальный язык человечества. Без нее жизнь была бы пустой и серой, лишенной радости восприятия мелодий и возможности творить удивительные музыкальные шедевры.

Музыка создает настроение, улучшает самочувствие и даже исцеляет от многих болезней.

Музыкальная психология изучает влияние ритмов и мелодий на психофизиологическое состояние человека, а также особенности личности музыкантов и сам процесс создания мелодий.

История становления музыкальной психологии

О том, что мелодия может изменять психологическое состояние человека, знали ещё древние греки. Философ и математик Пифагор в своём учении об эвритмии прослеживал способность человека находить правильный ритм не только в танцах, но и в поступках.

Именно он первым начал сравнивать общество с игрой оркестра, в котором индивиду отведена особая роль, подобно музыкальному инструменту. Существует даже легенда о том, что Пифагору удалось усмирить с помощью мелодии ревнивого юношу, который в порыве страсти хотел сжечь дом своей возлюбленной.

Платон тоже интересовался ролью музыки в жизни общества. Он полагал, что сила и уровень развития социума во многом зависят от того, какие музыкальные гимны в нём преобладают. Платон считал, что песня способна вызывать различные эмоции и побуждать к активному действию.

  Аристотель, придерживался взглядов своих предшественников, и рассматривал музыку как инструмент для гармонизации личности и общества. Известны также факты использования музыкальных мелодий в качестве лечебных средств восточными врачевателями.

В Средние века изучением влияния мелодии на психологию человека в основном занимались философы и музыканты-теоретики. Самые известные труды Боэция, Гвидо Аретинского, Кирхера, Маттесона.

Читайте также:  Как становиться элитной женщиной - психология

Музыкальная психология как наука берёт своё начало в середине XIX – начале XX века. В этот период происходило становление психологии как самостоятельной дисциплины, а также выделение отдельных её направлений.

Одной из первых научных работ, посвящённых музыкальной психологии, стал труд немецкого физиолога Г. Гельмгольца «Учение о слуховых ощущениях как физиоло¬гическая основа теории музыки».

Автор рассмотрел основные механизмы музыкального слуха, а также вопросы о восприятии мелодии и способностях к музыке.  Эти идеи позже были развиты в работах В. Штумпфа и М. Майера.

Долгое время музыкальная психология отождествлялась с психофизиологией слуха и психоаккустикой. Поэтому её развитие тесно связано с трудами таких выдающихся физиологов, как  И.М. Сеченова, Н.А. Бернштейна, В.М. Бехтерева .

Сегодня музыкальная психология является отраслью психологии искусств и изучает музыкальные способности, личностные особенности музыкантов, восприятие ритмов и мелодий, процесс музыкального творчества. Отдельную нишу занимает вопрос влияния мелодий и ритмов на психофизиологическое состояние человека.

Музыкальная психотерапия

Одна из главных задач психотерапии — помощь человеку с острыми переживаниями. Музыка именно тот инструмент, который способен снизить уровень стресса и нормализовать общее состояние человека.

На сегодняшний день музыкотерапия признана одним из наиболее эффективных методов лечебного воздействия на организм. Дело в том, что все наши внутренние органы, и нервная система в целом, обладают своим неповторимым ритмом.

Многие болезни возникают в результате того, что физиологический ритм нарушается. Музыка же способна «настраивать» работу органов, изменяя их частоту и ритм.

Проведено ряд исследований, во время которых было обнаружено, что наиболее комплексное воздействие на организм человека оказывают звуки органа. Позитивный эффект наблюдается при лечении таких состояний, как неврастения, переутомление, бессонница, апатия, продолжительный стресс, психоз, депрессия.

Огромным преимуществом музыкальной психотерапии является возможность её самостоятельного применения для коррекции эмоциональных состояний.

Например, для уменьшения раздражительности психологи рекомендуют слушать «Лунную сонату» Бетховена или «Симфония Ре-минор» Франка.

А поднять настроение и общий тонус помогут «Прелюдия и фуга Ми-минор» Баха, «Шестая симфония 3-я часть»  Чайковского или «Прелюдия» Шопена.

Источник: http://sam-sebe-psycholog.ru/articles/muzykalnaya-psihologiya

Суть музыкальной психологии

Музыкальная психология является одной из самых интересных отраслей общей психологии и, конечно же, имеет ряд особенностей.

Она изучает такие вопросы, как порог ощущений слуха, осмысление, музыкальный слух, восприятие звуков и пр. Не удивительно, что все это стало исследоваться в рамках отдельного научного направления, поскольку музыкальная одаренность удивляет и поражает людей своей природной сверхъестественностью.

Немного истории

Древнейшими учениями в области музыкальной психологии можно, пожалуй, считать труды ученых из Древней Греции – Аристотеля, который писал о мимесисе, и Пифагора с его рассуждениями об эвритмии.

Эти мыслители были склонны полагать, что музыка имеет существенное влияние на душу человека, благодаря чему оказывает влияние на все общество целиком.

Платон и вовсе утверждал, что могущество каждого государства напрямую зависит от того, какую в нем предпочитают музыку.

Чтобы понять, что представляет собой предмет рассматриваемой нами науки, нужно вспомнить сначала об общепсихологических терминах, таких как речь, слух, восприятие, чувства, способности. Кстати, еще Пифагор в древние времена говорил, что музыка на людей влияет по-разному. По его мнению, существуют мелодии, помогающие против:

  • Тоски.
  • Раздражительности.
  • Переживаний и прочих духовных недугов.

Отдельного внимания заслуживает древнекитайская музыка. Она была символом и основой цивилизации, вся молодежь должна была изучать ее в обязательном порядке. А вот древние индусы музыку широко использовали как способ лечения самых разнообразных заболеваний.

В Средневековье музыкальная психология разрабатывалась в трудах Фараби, Джами, Ибн Сины и др. Но первым ученым, который подошел к рассматриваемой нами науке, используя сугубо научный подход, был Герман Гельмгольц.

Рекомендуем: Одаренность — это

В более поздний период самыми главными учениями в области психологии музыки стали считать труды Б.М. Теплова и Е.В. Назайкинского, которые занимались изучением музыкальных способностей. Еще позднее в этой сфере появились имена таких ученых, как С.М. Майкапар, Н.А. Гарбузов, З.А. Ринкявичус и пр.

Если вспомнить жизнь великих музыкантов – Шопена, Моцарта, Чайковского, Рахманинова, Листа, – то их жизненные примеры говорят о том, какими удивительными способностями обладает человек, умеющий сочинять и исполнять музыку. Ответить на вопрос, что это – влияние личностных свойств, особенное воздействие музыки на человеческую душевную натуру или талант исполнителя, – главная задача такого направления в науке, как музыкальная психология.

Виды и отрасли

Мы уже определились, что психология музыки – это отдельное научное направление, и она имеет, как любое другое учение, свои собственные области и течения. Это, например, музыкознание, восприятие, психотерапевтическое направление.

Наибольшего внимания заслуживает, пожалуй, психология музыкального творчества. Конечно же, это деятельность композиторов, в основе которой лежит их богатая фантазия, в конечном итоге рождающая самые разнообразные музыкальные произведения.

Это тем более интересно, если учесть тот факт, что в музыке всего-навсего 7 нот. Но стоит вспомнить П.И.

Чайковского, который говорил, что в момент, когда к нему приходит вдохновение, композитор становится поистине не совсем нормальным, одна его мысль начинает в буквальном смысле выгонять из головы другую.

Рекомендуем: Что такое педагогическая психология?

Психология музыкальной деятельности может рассматриваться также и в разрезе исполнительского мастерства. Исполнительская деятельность – это одна из главных основ музыки. Когда человек слышит красивое пение, в его душе рождаются чувства радости, добра и в буквальном смысле происходит духовное очищение.

Любого исполнителя музыки можно назвать связующим звеном между слушателем и композитором. Чем более мастерски исполнитель подходит к своему делу, тем более тонко мы, обычные слушатели, можем его понимать и чувствовать. А музыканты в свою очередь подстраиваются под наши запросы и пристрастия.

Отдельно стоит поговорить о психологии музыкального восприятия. Она является одним из основных видов деятельности в музыкальном искусстве, ведь без слушателей музыканты были бы вовсе никому не нужны, и музыка как искусство вообще перестала бы существовать.

Кстати, слушать и воспринимать музыку способен далеко не каждый человек, однако эту способность можно развить в процессе воспитания и образования. Многое будет зависеть и от музыкальных предпочтений.

Согласитесь, одни люди любят классику, другие – попсу, а третьи – и вовсе рок-н-ролл.

То, как может чувствовать музыку человек, зависит не только от его личностных характеристик, но и от мастерства исполнителя и композитора.

Рекомендуем: Задатки и способности человека

Источник: http://www.grc-eka.ru/eto/muzykalnaya-psixologiya.html

Психология групп

Группа — звено системы общественных отношений, преломляющихся в специфике непосредственных («лицом к лицу») межличностных контактов, развитие которых, опосредованное фактором совместной деятельности, ведет далее к обретению группой разнообразных социально-психологических характеристик (Р. Л. Кри-чевский, 3. М. Дубовская, 1991, с. 7).

Выделяют следующие признаки, отличающие группу от простого скопления людей: 1) некоторая продолжительность существования, 2) наличие общей цели или целей, 3) взаимодействие членов группы, 4) развитие хотя бы рудиментарной групповой структуры, 5) осознание входящими в группу индивидами себя как «мы» или своего членства в группе (Taylor Н. F., 1970).

Признаки группы как целостной микросистемы социальных и психологических отношений описываются через ее структурные, динамические и феноменологические характеристики.

Структура группы описывается через статус входящих в нее индивидов. Статус (от лат. statys — положение, состояние) — это положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии. В различных группах (в зависимости от уровня их развития и от содержания деятельности и общения) один и тот же индивид может иметь разный статус.

Наивысшим статусом в группе характеризуется ее лидер и руководитель.

Лидер (от англ.

leader — ведущий) — а) за ним признается право принимать решения в значимых для группы ситуациях, б) играет ведущую роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе, в) обычно выдвигается стихийно, г) может не иметь официальных прав и обязанностей в группе, д) ему не даны официальные санкции воздействия на подчиненных, е) в сфере своей активности ограничен в основном внутригрупповыми отношениями, ж) не несет официальной ответственности за состояние дел в группе (Краткий психологический словарь, 1985, с. 161-162).

Читайте также:  Выиграл-выиграл - психология

Выдвижение в лидерскую позицию обусловлено в конечном счете эффективностью вклада члена группы в решение групповой задачи (т. е.

в сферу инструментальной активности группы) или в сферу эмоциональной активности группы.

Соответственно указанным сферам рассматриваются две лидерские роли: роль инструментального (целевого) и роль экспрессивного (эмоционального) лидера (Bales R. F., Sloter P. F., 1955).

Лидирование в сфере ведущей (чаще всего — инструментальной) деятельности группы нередко сопряжено с реализацией действий, имеющих выраженную управленческую окраску.

Выделяют следующие лидерские роли: лидер-организатор (осуществляет функцию групповой интеграции), лидер-диспетчер (своего рода дирижер внутригруппового взаимодействия), лидер-генератор идей, лидер-мотиватор, лидер-идентификатор (идентификация — следование поведенческим и личностным характеристикам другого лица как их реальное воспроизведение либо в сходных поведенческих актах, либо в символических эквивалентах поведения), лидер-эрудит и др.

Лидерская роль может и не нести в себе организационного начала. Основу лидерского влияния могут составить эмоциональные, нравственные и просто сугубо профессиональные характеристики личности лидера. Лидерство выступает в качестве существенного механизма саморегуляции внутригрупповой жизни. Посредством лидерства упорядочивается система неформальных отношений.

В качестве фактора организации официальной структуры выступает руководство.

Руководитель — а) обычно назначается официально, б) ему официально предоставляются некоторые права и обязанности, в) обладает определенной системой официально установленных санкций для воздействия на подчиненных, г) представляет свою группу во внешней организации и решает вопросы, связанные с ее официальными отношениями вовне, д) несет официальную ответственность за состояние дел в группе.

Основные функции руководителя: 1) организация и контроль деятельности подчиненных, 2) принятие решения, 3) представительство во внешней социальной среде, 4) воспитательная функция, 5) экспертно-консультативная функция.

Психологическое влияние, оказываемое руководителем на членов группы выражается в том, что он выступает для них не лидером (лидером является кто-то из партнеров «по горизонтали»), а скорее авторитетом, или, лучше сказать, лидирующим авторитетом (Р. Д. Кричевский, Е. М.

Дубовская, 1991, с. 176). Причем авторитет бывает официальным (авторитет должности) и реальным (фактическое уважение, доверие подчиненных и то влияние, которым пользуется руководитель).

Должность автоматически не обеспечивает реального авторитета, который нужно завоевывать, подкреплять, отстаивать.

Изучение структуры группы возможно не только через выявление статуса отдельных составляющих ее индивидов, но и через анализ межличностных отношений в группе.

Межличностные отношения — субъективно переживаемые связи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах межличностного взаимодействия, т. е. взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе их совместной деятельности и общения. При этом возможно рассогласование субъективно переживаемых и реально существующих связей индивида с другими людьми.

Для изучения структуры группы используется социометрическая методика

Источник: https://psyera.ru/4943/psihologiya-grupp

Психология музыкальной деятельности

ПРЕДИСЛОВИЕ

Психологическая подготовка играет важную роль в процессе профессионального становления музыканта, кем бы он ни был по своей «узкой» специальности — педагогом, исполнителем, музыковедом-исследователем и т.д.

В целостной структуре музыкального образования психологическая составляющая оказывает воздействие на цели и задачи учебно-образовательного процесса: формирование общих и специальных способностей, развитие художественно-образного мышления, выработку технических умений и навыков и т.д.

Всем этим (и многим другим) вопросам и посвящена книга.

Курс психологии читается практически во всех российских музыкальных учебных заведениях высшего и среднего звена. Бесспорно, знание так называемой общей психологии необходимо для специалистов не только с высшим образованием, но и со средним.

Хотя можно было бы заметить в данной связи, что, когда курс общей психологии становится уж слишком «общим», когда он преподносится учащимся-музыкантам абстрактно, вне видимой связи и реального соотнесения с их профессией, это не вызывает по-настоящему заинтересованного отношения к предмету.

Молодые люди естественным образом тянутся к тому, что сопрягается, прямо или косвенно, с их жизнедеятельностью, будущей практикой.

Напрямую с практической деятельностью учащихся-музыкантов связан курс музыкальной психологии.

В нем все или почти все имеет отношение к тому, с чем придется столкнуться в дальнейшем выпускнику музыкального учебного заведения.

В русле названного курса, его содержания, тематики, общей направленности и создавалось настоящее учебное пособие.

Оно призвано помочь студентам войти в мир сложных и многообразных музыкально-психологических проблем и научить самостоятельно ориентироваться в нем. Ориентироваться самостоятельно — такая постановка вопроса имеет в данном случае первостепенное значение.

Авторы пособия надеются на то, что оно будет использоваться не только в системе образования, но и за ее пределами — в рамках самообразования.

В книге обобщаются взгляды и научные позиции многих видных представителей общей и специальной психологии. Сегодня доминирует точка зрения, согласно которой музыкальная психология ведет свое начало от Г. Гельмгольца, его «Учения о слуховых ощущениях как физиологической основе теории музыки» (1863).

Большой вклад в эту область — если иметь в виду зарубежных специалистов — был внесен Г. Риманом, Э. Куртом, А. Веллеком, Г. Ревешем, К. Сишором, К. Мартинсеном, Л. Маккиннон, Т. Маттеем, В.Бардасом и др.

Обратим внимание: среди перечисленных имен встречаются как имена психологов, интересовавшихся музыкой, так и музыкантов, интересовавшихся психологией, — и те и другие шли как бы навстречу друг другу.

Читать книгу

________________________________________

Источник: http://margashov.com/psychology/psixologiya-muzykalnoj-deyatelnosti.html

О психологии музыки

О психологии музыки

Г.С.ТАРАСОВ

Сегодня психология музыки или, как склонны ее называть музыканты, музыкальная психология — быстро прогрессирующая область науки. Следует отметить, что интерес к изучению искусства со стороны психологии имеет, по крайней мере, такую же историю, что и общая психология. Назовем классические для психологии имена зарубежных ученых — В. Вундт, Г. Фехнер, Т. Рибо, К. Штумпф, Г.

Мюнстерберг, неоднократно обращавшихся в своих исследованиях к проблемам искусства. Хорошо ли мы помним, что большая группа отечественных психологов и психиатров — В.М. Бехтерев, И.А. Догель, И.А. Тарханов, С.С. Корсаков, Г.И. Россолимо — уделяли внимание вопросам психологии музыки? Наши изыскания показали, что крупнейшие советские психологи — Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Н.А.

Гарбузов, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и другие — откликались в той или иной форме на художественную проблематику. К сожалению, интерес ученых к проблемам искусства, музыки не вылился в строго научную программу психологического изучения. Работы отдельных авторов, появившиеся в печати за последние годы, не смогли преодолеть этот барьер.

Ныне мы встречаемся с настоящим взлетом музыкальнопсихологических изысканий. Вышли в свет программы по психологии для музыкальных вузов, хрестоматии, альманахи, защищено множество диссертаций. Появились психологи музыки, причем не только в Москве, но и в других городах страны, включая ближнее зарубежье и государства Балтии.

Таким образом, психологическая практика требует осмысления теоретических установок психологии музыки.

Искусство и психология имеют общий объект — человека. Однако они высвечивают в нем разные грани[1]. Музыкальное искусство — как и искусство вообще — основное внимание концентрирует на личностносмысловой сфере.

96

Стремясь в эмоциональноценностной форме подчеркнуть, говоря словами С.Л. Рубинштейна, «изменения смысла, которые явления и события приобретают для человека…

изменения интонационных ударений, которые падают на те или иные места «партитуры событий » [9; 159].

Ведущим здесь выступает вопрос, что является предметом переживания как исходной и конечной ячейки «звукосмысла » (Б.В. Асафьев), заключенного в музыке.

Психология музыкального искусства, как в косвенной форме указывали Л.А. Мазель, Е.В. Назайкинский, В.В. Медушевский, призвана показать процесс становления художественного смысла в музыкальном произведении. Для специалистапсихолога он имеет более дифференцированную форму.

Составляющими данного процесса являются: чувственная природа слуха; восприятие (во всем его многообразии) интонационной формы — процесса со своими стадиями, этапами; формирование целостного представления о произведении (его возможные типы, промежуточные этапы, то есть процесс «вызревания » этого представления); специфика художественных эмоций; роль мышления в осмыслении музыкальных эмоций и представлений, в том числе функция мышления в становлении замысла (его реальное развертывание, трансформация и кристаллизация законченной художественной идеи на индивидуальном уровне); показ регулятивной функции потребности и способностей в деятельности музыканта и т. д.

Как известно, в науке четко разделяется представление об объекте и предмете исследования [17]. Понятие о предмете более тесно привязано к специфике данной науки, оно связано со своеобразием ее задач, методов исследования, как и спецификой приложения знаний к практике.

Эти положения касаются и психологии музыки как конкретной области знания. Можно увидеть известное несовпадение музыковедческой науки и психологии музыки.

В частности, предметную область музыковедения составляет интонационная форма отношения художника к себе и людям, а также художественные средства, приемы воплощения этих отношений.

Читайте также:  Упражнение "богатство мира" - психология

Психология музыкального искусства в свою очередь призвана показать, как протекает реализация этих отношений композитора, исполнителя, слушателя: иными словами, какова логика организации психических процессов при построении индивидуального композиторского замысла, его воплощения, исполнительской интерпретации и постижения слушателем[2].

Для данной области психологии важно развиваемое искусствознанием понимание деятельности художника как художественного общения (М.М. Бахтин, В.Р. Щербина, М.Б. Храпченко, Л.А. Мазель, Е.Н. Назайкинский, В.В. Медушевский, Г.А. Товстоногов, Б.М. Йеменский).

В чем эффект художественности? — таков специфический вопрос, который встает перед психологией музыки. Многие музыковеды, не дожидаясь помощи специалистовпсихологов, брали на себя смелость ответить на него (А.Д. Алексеев, Г.М. Коган, Ю.Н. Тюлин и многие другие).

Есть попытка дать исследовательскую трактовку вопроса. В частности, Б.М. Теплов видел истоки «художественности » музыки в «эмоциональной отзывчивости » человека на музыкальное звучание [16]. С.Л.

Рубинштейн утверждал, что сам перевод жизненного отношения в систему выработанных музыкой выразительных средств уже обеспечивает эффект «универсальности «, «общественной возвышенности » [9]. В работах Н.А. Гарбузова, Ю.Н.

Рагса раскрыты психофизиологические предпосылки эстетического восприятия музыкальных тонов. В наших исследованиях дается психологическая характеристика формирующегося эмоционального потребностного значения музыки для человека [12], [13]. В работах И.Л. Вахнянской [2],

97

ряда других авторов раскрыто место «эмоционального общения » как существенного условия музыкальнопсихологического эффекта воздействия музыки. Если добавить базирующееся на богатейшем исследовательском опыте высказывание Е.В. Назайкинского «о непременном включении в партитуру сочинения зала, на который рассчитывал композитор «, замечание В.В.

Медушевского «о чудодейственной, очищающей роли красоты храма » при звучании церковной музыки или высказывание А.Д.

Алексеева «о полноте, многогранности интерпретации как необходимом условии художественного воздействия исполнителямастера на публику «, то мы получим исчерпывающую картину, затрагивающую причину художественного воздействия искусства музыки.

Специальная задача психологии музыки как раз и заключается в анализе механизмов, способов и условий достижения вышеозначенного эффекта.

Предметом психологии музыки, следовательно, является, с одной стороны, логика организации психических процессов при построении индивидуального композиторского замысла, его воплощения, исполнительской интерпретации и постижения слушателем, а с другой — определяется особенностями музыкальной деятельности как художественного общения.

Специфика связей смысловой сферы личности и психических процессов в условиях художественного общения, таким образом, очерчивает контур психологии музыки как исследовательской области.

Охарактеризовав в краткой форме объект и предмет психологии музыки, постараемся наметить ее основные проблемы и методы исследования.

Безусловно, личность, музыкальная деятельность, потребность и способности, ее регулирующие, представляют центральную проблематику психологии музыки.

Но любая отрасль психологии перестала бы быть психологией, если бы концентрировалась только вокруг этой тематики.

Весь спектр жизнедеятельности музыкантахудожника (в том числе аспекты, прямо не связанные с музыкальной деятельностью) представляет интерес для музыкального психолога.

Выделим только две ведущие проблемы, требующие внимания со стороны исследователя.

Первая из них: каков психологический облик современного композитора, музыковеда — «звезд » на музыкальном небосклоне? Порой мы в своих ожиданиях высокого искусства как будто предполагаем, что его создатели, интерпретаторы обладают тем же статусом, что и их творчество. Наш опыт общения свидетельствует, что это не так.

Миросозерцание, направленность, психологические качества характера — основное поле приложения сил психолога, жаждущего помочь отечественной музыкальной культуре. Наблюдение, анкетирование могут дать пищу для размышления.

Предстоит работа, требующая не только описания, но и соответствующего психологического воздействия, направленного на гармонизацию уровня притязаний и возможностей достижения (самооценка у многих музыкантов порой не отвечает реальному положению дел).

Вторая проблема связана с подготовкой смены — учащихсямузыкантов. Вопросы, относящиеся к формированию личности молодого музыканта, должны находиться в центре внимания психологии музыки.

Наиболее важным, с нашей точки зрения, является вопрос об идеале современного музыканта. В настоящее время мы наблюдаем настоящую «гонку » учащихся (особенно исполнителей) за званием лауреата. Девиз «только специальность » получил повсеместное распространение.

Повсюду вводится свободное посещение занятий. Сокращается время усвоения общих и теоретических дисциплин. При этом администрация ссылается на «социологические опросы » самих учащихся.

Разве может молодой человек дать адекватную оценку таких дисциплин, как основы композиции (которые нужны

98

каждому музыканту), история искусства, современная гармония и полифония, не говоря уже о спецкурсах — социологии и психологии музыки, музыкальной педагогике, современной нотации и т. д.? Видимо, сегодняшнее безвременье повлияло не только на учащуюся молодежь, но затронуло часть педагогов.

В этих условиях психологумузыканту особенно сложно. Его позиция зачастую рассматривается как простое прожектерство. Но такая ситуация для психологии возникает не впервые.

Нужно, несмотря на трудности, продолжать психологическую работу, и не в последнюю очередь над проблемами, о которых мы говорили выше.

Раскрытие психологического облика современного деятеля искусства — чрезвычайно ответственная задача, над разрешением которой необходимо работать.

Обратимся к методам музыкальнопсихологического исследования.

Прежде всего зададимся вопросом — открывает ли представление о предмете «психология музыки » возможность применения экспериментальных методов? При ответе на этот вопрос необходимо понимать, что вне раскрытия связи личностного и процессуального любой психологический эксперимент, ориентированный на музыкальную практику, переступает границы психологии музыки. Он может решать прикладные, но не основные задачи этой области знания.

Значит ли это, что методический аппарат психологии применительно к музыкальнопсихологической проблематике нужно создавать заново? Или мы можем воспользоваться соответствующим образом модифицированными методами общей психологии? Оба вопроса справедливы.

Действительно, предстоит сконструировать систему методических средств, приемов, дать общее представление о методической процедуре проведения эксперимента в психологии музыки.

Вместе с тем представляется возможным привлекать имеющиеся методы, которые отвечают задачам анализа взаимосвязей личностносмыслового и процессуального.

Что касается разработки оригинальных методов психологии, то в качестве нового может быть предложен метод творческого конструирования художественных ситуаций, смысл которого заключается в вовлечении композиторов, исполнителей в решение заданных психологом экспериментальных задач.

Выстроенный на такой творческой основе эксперимент может быть направлен, например, на достижение прогнозируемого психологом личностносмыслового эффекта, оценки уровня организации музыкального восприятия, мышления.

Благодаря возможности применения в экспериментальных целях способов преобразования художником своего предмета, а также допустимого с художественной точки зрения разрушения отдельных его элементов (или, напротив, дозированного включения иных элементов), можно уточнить условия, в которых действует вычлененная психологом закономерность. Отчасти такой метод уже используется в творческой практике искусства.

Завершая рассмотрение вопросов психологии музыки в целом, мы хотели бы подчеркнуть, что совокупность затронутых в статье вопросов концентрируется вокруг главного: какими познавательными возможностями обладает психология музыки в решении проблемы формирования личности профессионального музыканта.

Конкретизация способа научного исследования этого важнейшего вопроса вызвала необходимость выработки теоретического представления об объекте психологии музыки, ее предмете, основных методах.

Изучая психологические закономерности музыкальной деятельности, непосредственно обращенной к личности, психология способна внести оригинальный вклад в создание научнопсихологических основ формирования художника.

1. Алексеев В. А. Творчество музыканта. М., 1991.

2. Вахнянская И. Л. Психологические условия формирования эмоциональноэстетического отношения к музыке у младших школьников: Автореф. канд. дис. М., 1980.

3. Голубева Э. и соавт. Изучение психофизиологических предпосылок успешности музыкальной деятельности студентов // Вопросы методики отбора на исполнительские отделения музыкальных вузов страны. Клайпеда. 1985. С. 65-66.

4. Медушевский В. В. Интонационная форма музыки. М., 1993.

5. Морозов В. П. Невербальная коммуникация: экспериментальнотеоретические и прикладные аспекты // Психол. журн. 1993. Т. 14. №1. С. 18 31.

6. Музыкальная психология. Хрестоматия. Сост. М.С. Старчеус. М., 1992.

7. Назайкинский Е. В. Звуковой мир музыки. М., 1988.

8. О месте психологии искусства в психологической науке // Категории, принципы и методы психологии / Тезисы научн. сообщ. сов. психологов к VI съезду Общества психологов СССР. Ч. I. М., 1983.

9. Психология процессов художественного творчества. Сост. Б.М. Мейлах и Н.А. Хренов. М., 1980.

10. Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959.

11. Психология. Программы для музыкальных вузов. М., 1991.

12. Способности и склонности. Сост. Э.А. Голубева. М., 1990.

13. Тарасов Г. С. О музыкальнослуховой деятельности // Проблемы деятельности в психологии / Тезисы к V съезду Общества психологов СССР. Ч. I. M., 1979.

14. Тарасов Г. С. К вопросу о марксистской психологии искусства // Психол. журн. 1982. Т. 13. № 3. С.29 39.

15. О месте психологии искусства в психологической науке // Категории, принципы и методы психологии / Тезисы научн. сообщ. сов. психологов к VI съезду Общества психологов СССР. Ч. I. М., 1983.

Источник: http://hr-portal.ru/article/o-psihologii-muzyki

Ссылка на основную публикацию