Интроект — психология

Что значит переварить интроект?

Небольшой экскурс в теорию интроекции.

Интроекция это включение индивидом в свой внутренний мир воспринимаемых им от других людей взглядов, мотивов, установок и пр. (интрое́ктов). В результате этого процесса нечто, приходящее извне, воспринимается человеком как происходящее из него самого.

Интроекция является примитивной формой идентификации, но в отличие от идентификации интроекция не осознаётся. Итроекция — это один из механизмов прерывания контакта с собой и окружающим миром. Проще говоря, интроект этот тот образ, который был когда-то впитан человеком, но не усвоен, то есть остался в той же форме, в какой и был.

Тот образ, который не обрёл тех цветов и красок, которые бы передавали ему индивидуальное отношение самого человека.

И зайду с другой стороны. Интроект это тот образ (мысль, позиция, манера поведения, взгляд на вещи), который не подвергся критике. Критика может заключаться в вопросах «почему», «зачем это нужно», «что это может значить».

Например, всем известный лозунг: «анархия мать порядка». Сектантское сознание не думает над смыслом данного утверждения, ему это не нужно, потому что для него главное это принадлежать к какой-либо группе.

Если человек, которому свойственно данного рода сознание, будет разбираться в данной фразе, то он рискует наткнуться, во-первых, на собственное непонимание, во-вторых, на собственное несогласие. А это, порой, невыносимо, потому что отделяет человека и проявляет его как индивидуальную единицу. Если ты не понимаешь, ты «не принадлежишь к».

Если ты не согласен, тогда тем более. Отсюда можно сделать вывод о том, что внутренняя почва для сектантского сознания это страх быть отвергнутым и желание быть признанным.

Что значит переварить интроект?

Переваривание интроекта, или ассимиляция, включает в себя два процесса – разрушение и реорганизацию.

Разрушение интроекта — это, прежде всего, разложение на составные части. При работе с текстом это может быть прояснение значения каждого слова в отдельности. Также это сомнение, отделение зёрен от плевел. Например, возьмём характерный материнский интроект «все мужики — сволочи».

В этом утверждении есть обобщение, как признак сектантского сознания (претензия на замкнутость, описание всего). Можно поставить вопрос все ли мужики сволочи и проверить, распросить замужних подруг и т. д. Так же можно выяснить значение слова сволочь, чтобы из чего-то резко негативного но смутного определения оно превратилось в чёткое и ясное.

Сволочь – дрянной, подлый человек мерзавец. Вберем из этого ряда слово подлый – прилагательное, образованное от слова подлость — бесчестность, низость, гнусность. Резко отрицательная моральная характеристика поведения человека, связанная с выражением презрения.

Подлость — поведение человека, характеризующее его негативное влияние на кого-либо, поведение, которое характеризуется деяниями, подрывающими моральное отношение к человеку, с которым тот общается.

То есть сволочь это человек без чести, не порядочный. Основное чувство к сволочи – презрение. Является ли это чувство моим, или оно привнесено в меня от матери? Действтительно ли среди мужчин нет людей с честью? И т. д.

Вторая часть ассимиляции интроекта – реорганизация.

Да, есть сволочные мужики, но не все. Бывают сволочи, и их стоит остерегаться. Но почему-то именно к таким и тянет, а почему тянет? Ощущение, что этих только и достойна и т. д.

В данном примере основной задачей было убрать статус закона со слова «все», приближая тем самым собственное восприятие мужчин к реальности. Направление к усложнению и открытости фразы-убеждения.

Причиной сохранения интроекта в изначальном виде может быть страха потерять связь со значимым другим, из страха «убить отца».

В этом случае интроект можно назвать значимой чертой, с помощью которой происходит идентификация (хотя бы временная) со значимым другим.

Пользуясь тем же примером можно сказать, что нежелание расставаться с материнским убеждением «все мужики сволочи» является желание хотя бы так поддерживать связь с матерью.

Для ассимиляции важен контакт с собственной агрессивностью, поэтому можно сделать ещё один вывод: люди, которые отрицают агрессию и не могут её проявлять, имеют предпосылки к сектантскому сознанию. В этом ракурсе призывы к любви и смирению, которые распространены во многих сектах, обретают иной смысл.

В любом действии, которое направлено на разрушение, на отделение одного от другого присутствует агрессия, как ипостась мужского архетипа в человеке.

Плюсы сектантского сознания (интроецированных содержаний):

1) есть готовый шаблон чего-либо (гомосексуальность это плохо, или говорить правду это хорошо, надо быть сильным в любой ситуации, мужчины не плачут). Интроекты это внешние опоры. Основное их свойство это жёсткость, которая проявляется в том, что они не видоизменяются под воздействием ситуации.

2) Не надо тратить силы и время на обдумывание и поиск своего решения и отношения, не надо вникать в происходящее. Экономия ресурсов.

3) Самый главный плюс: повышение своей самооценки. Интроекты мы едим порой от людей, которыми восхищаемся (или от значимых, таких как родственники), чтобы стать (хотя бы казаться) немножко ими, стать не собой, поднять себе самооценку.

Кстати, по поводу «казаться». Для сектантского сознания важен воображаемый компонент психики, потому что оно относит нас к раннему, дословесному этапу развития ребёнка, когда его рот занят материнской грудью.

Небольшой экскурс в психологию оральной стадии развития:

Главным органом чувств малыша в этот период является рот. Именно с помощью рта он не только питается, но и познает окружающий мир, испытывает массу приятных ощущений. Малыш еще не способен отделить себя от мамы. Симбиотическая связь, которая существовала на протяжении всей беременности, продолжается и теперь.

Малыш воспринимает себя и маму как единое целое, а материнскую грудь — как продолжение себя самого. В этот период ребенок находится в состоянии аутоэротизма, когда сексуальная энергия направлена на самого себя.

Материнская грудь приносит младенцу не только наслаждение и удовольствие, но и чувство безопасности, уверенности и защищенности.

Хочется выделить здесь две вещи. Первая – сексуальная энергия направлена на самого себя, вторая – на этой стадии закладываются основы чувства безопасности, уверенности и защищённости.

.

4) человек получает ощущение безопасности. Третий вывод, который можно сделать о сектантском сознании: предпосылкой к нему может быть страх перед жизнью, ощущение незащищённости. Тогда секта является убежищем для человека. Он может спрятаться за всеми этими непереваренными конструкциями так, что его никто не заметит. Следовательно четвёртым плюсом сектантского сознания является безопасность

Минусы сектантского сознания:

1) Человек в какой-то мере не принадлежит себе, а является механическим проводником той силы, которую интроецировал.

Например, это может быть сила такой концепции как монархизм. Сам человек может и не понимать до конца, как устроен такой метод правления, но какой-то значимый персонаж сказал, что это лучший метод правления в России, и он поверил и всячески транслирует, что он монархист, что он за традиционные ценности.

2) У человека закрыт доступ к определённой части его личной силы, с помощью которой он бы творил, достраивал и перестраивал собственную идентификацию и выстраивал себя в зависимости от ситуации, то есть проявлял гибкость и высокую степень адаптации

3) Интроект стоит между Я и Душой, является преградой в их коммуникации. Те образы, через которые проявляется Душа, создаются в соответствии с чувствами и ощущениями, интроеты же попадают в сознание, как заслонка от тех или иных переживаний Души.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что сектантское сознание противопоставлено творчеству. Значит выходом из С.С является творческий процесс.

Как раз в тему цитата из журнала «Credo New», статья «Творчество как культурный феномен», автор Погодин И. А. (http://www.intelros.ru/readroom/credo_new/cn_1_2009/3537-tvorchestvo-kak-kulturnyjj-fenomen.html)

«Процесс творчества всегда связан с интроекцией и проекцией, а также их соотношением как способами организации контакта в поле.

Так, для того, чтобы появилось нечто новое, необходимо сначала накопить некоторую совокупность знаний в форме интроектов, после чего разрушить центральный парадигмоообразующий интроект в исследуемом пространстве, а затем в результате проективного цикла создать новый продукт, который в свою очередь интроецируется последователями.

Таково поступательное движение развития познания. Необходимо отметить, однако, что проекция не всегда лежит в основе творческого процесса, так как проецироваться может уже существующий интроект.»

А с помощью следующей цитаты (оттуда же) я перекину мостик к теме традиции, которую так же хотелось бы немного осветить в данной статье.

«Рассматривая развитие цивилизации через призму творческой эволюции, хотелось бы упомянуть еще об одном тезисе. Речь пойдет о соотношении индивидуального и массового сознания в проективно-интроективных механизмах творческой эволюции.

История развития человеческой цивилизации свидетельствует, что мотивирующим и продвигающим фактором эволюции во все времена выступает индивидуальное сознание (индивид), а стабилизирующим и, соответственно, сохраняющим достижения, фактором является массовое сознание.

Таким образом, массовое сознание – это фундамент для продвижения и развития, индивидуальное же — инструмент. Кроме того, необходимо отметить соответствие описанных факторов и механизмов творческой эволюции.

А именно, мотивирующий фактор индивидуального сознания имеет отношение к деконструктивной тенденции, предполагающей разрушение интроектов; стабилизирующий же фактор массового сознания соответствует конструктивной тенденции, создающей и сохраняющей интроекты.»

Источник: http://studopedya.ru/2-19522.html

Что такое интроекция

Интроекция — это заимствованное слово, которое образовано от двух латинских корней: intro — «внутрь» и jacio — «бросаю, кладу». Означает данное слово, соответственно, бессознательную защитную реакцию организма.

Эта реакция основана на том, что чужие поступки, мысли, идеи и установки («интроекты») человек воспринимает, словно свои собственные. Получается, что данное психологическое явление оказывается, по сути своей, простейшей и доступной даже маленькому ребёнку формой самоидентификации.

На чём основана интроекция

Интроекция в психологии – это явление, которое впервые было широко исследовано в начале двадцатого века, а сам термин был предложен знаменитым психотерапевтом и психоаналитиком из Швейцарии Шандором Ференци.

Данный процесс можно объяснить активностью в подсознании человека различных центров, которые подробно описывали Зигмунд Фрейд и Карл Юнг. Одним из этих центров выступает «Сверх-Я» («Супер-Эго»), наряду с «Я» и «Оно». Супер-Эго отвечает за моральные, а также религиозные установки индивида, создаёт критерии, по которым можно отличить добро от зла, и формирует моральные запреты.

Интроекция — не болезнь и не диагноз, тем не менее у связанных с ней психологических проблем бывают самые настоящие симптомы, о которых речь пойдёт позже.

Сверх-Я закладывается в процессе воспитания и тесно связано с процессом интроекции. Без данного психологического процесса невозможен личностный рост, тем не менее он может достаточно сильно осложнить человеческую жизнь.

Интроекция помогает человеку не чувствовать себя беззащитным и ничтожным, каким он, в сущности, является перед лицом вечности.

Интроекты – чужие установки, принятые человеком на себя, можно сказать, впитанные с молоком матери, — проявляют себя в речи следующим образом:

  • «Настоящий мужчина должен…»
  • «Приличной девочке следует…»
  • «Говорить плохие слова нельзя, потому что нельзя…»

Этот список далеко не полон, и всегда можно назвать два-три других примера, подчас ещё более забавных. Впрочем, при ближайшем рассмотрении они сразу перестают казаться смешными, поскольку нередко приводят к трагическим для человека последствиям или просто к тотальному недовольству собой и отсутствию успеха в жизни.

Получается, что интроекты — это стереотипные суждения, которые индивид примеряет на себя в полной уверенности, что эти мысли и установки являются, несомненно, его собственными. Человек обычно не осознаёт, что находится в плену шаблонных, зачастую устаревших правил. Отсутствие критического мышления выступает важным признаком прогрессирующего психического недуга.

Как правило, интроекты неконтролируемы и в силу этого своего свойства могут значительно осложнять жизнь человека. Впрочем, порой они даже действительно оказываются достаточно полезными, защищая человека от потенциально опасных, неловких или социально неприемлемых ситуаций или поступков.

Рекомендуем: Что такое стереотип?

В таких случаях интроекцию можно сравнить с внутренним кодексом чести, с совестью или с обострённым чувством справедливости, которое кажется человеку врождённым, хотя таковым не является.

Зигмунд Фрейд не делал различия между интроекцией и идентификацией (сознательным уподоблением себя группе людей по какому-либо признаку). По мнению великого психиатра, интроекция является одной из главнейших первопричин «эдипова комплекса» (глубокой влюблённости маленького мальчика в собственную мать).

Читайте также:  Эффективность - психология

Если кратко, то суть этого комплекса заключается в том, что двух-трёхлетний ребёнок, фактически беззащитный перед волей сильного и страшного отца, начинает себя с ним отождествлять. Поэтому маленький мальчик и мечтает поскорее вырасти и «стать, как папа», а жениться, разумеется, на своей матери (на практике — на молодой женщине, максимально его мать напоминающей внешне и психологически).

Это интроекция в чистом виде — защитная психологическая реакция детской психики на нечто непонятное, даже, возможно, страшное, потенциально угрожающее комфортному существованию.

Именно Зигмунд Фрейд был первым, кто выделил интроекцию в отдельный психологический процесс. Психотерапевт назвал данный бессознательный механизм «идентификацией с агрессором».

Рекомендуем: Рефлексия — это

Часто у людей, которые попали в тяжёлую жизненную ситуацию, на интроекцию накладывается «стокгольмский синдром». Увы, этот синдром не помогает решить, а только ещё больше усугубляет ситуацию, приближая её к трагической развязке.

Тем не менее интроекция является неотъемлемым этапом взросления подрастающего человека.

Плюсы и минусы интроекции

Как, в общем-то, и любое другое психологическое явление, интроекция сопряжена и с негативными, и с положительными последствиями и аспектами.

Среди положительных аспектов интроекции можно назвать, в конечном итоге, формирование собственного мнения человека, идентификацию личностью самой себя как члена общества. Благодаря интроекции в человеке закладываются такие важные личностные качества, как:

  • Совесть.
  • Честь.
  • Привязанности.

Именно интроекция в конечном итоге сделала из человека биосоциальное существо. Но! Проанализируйте внимательно свои убеждения. Какая часть из них — именно ваши убеждения, а какие появились под давлением или под влиянием общества?

Ответ приходит сам собой, и он неутешителен. Неужели не обидно состоять на 99,9 процента из мнения окружающих, из чужих идей и установок?

Поэтому следует понять, что однозначного ответа, хороша или плоха интроекция как психологическое явление, нет и быть не может.

Рекомендуем: Что значит: интроспекция?

Как уже было упомянуто, присутствуют у этого психологического явления и деструктивные (то есть негативные, разрушительные) черты. Интроекция разрушает целостное восприятие реальности человеком, из-за чего она является одной из косвенных причин психологического дискомфорта и даже таких психических недугов, как:

  • Шизофрения.
  • Раздвоение личности.
  • Эдипов комплекс и комплекс Электры.

Интроекции сопутствует также целый ряд других психологических проблем, вроде неуверенности в себе из-за невозможности следовать идеалу, неудовлетворённости в себе, неприятия своей гендерной роли, а также многих других.

Известно, что интроекция часто становится причиной суицида — у человека порой нет возможности осуществить то, что ему предписывают интроекты. Тогда он ощущает себя глубоко несчастным и может даже покончить с собой.

Интроекция также провоцирует механизмы горевания и рефлексии, а также состояние депрессии. Находясь во власти данных процессов, человек может строить подсознательные фантазии, разрушительно сказывающиеся на его личности.

Не единожды в человеческой истории идеалы, свои или заимствованные (что, в принципе, одно и то же, ибо человека формирует общество), становились причинами гибели людей. Но стоит ли в этом винить интроекцию?

Будет огромной ошибкой утверждать, что интроекция однозначно вредна и несёт лишь деструктивное начало. Напротив, мы являемся теми, кто мы есть, лишь благодаря вышеуказанному психологическому феномену. С другой стороны, не имей мы подобных чётких и строгих предписаний, негласно регламентирующих нашу жизнь, существовать в социуме было бы намного более комфортно.

Для удобного и спокойного существования человеку необходимо осознать свои поведенческие стереотипы, паттерны и интроекты. Это поможет сделать квалифицированный психолог.

Источник: http://www.grc-eka.ru/eto/introekciya.html

интроекция — это… Что такое интроекция?

  • интроекция — интроекция …   Орфографический словарь-справочник
  • ИНТРОЕКЦИЯ — (от лат. intro внутрь, jacio бросаю, кладу) эпистемологическая концепция, согласно которой индивидуальное сознание ограничено кругом собственных идей и способно постигать внешний мир и др. сознания лишь благодаря проецированию вовне своего… …   Философская энциклопедия
  • Интроекция — (от лат. intrо внутри) психоаналитическое понятие, автор Ш. Ференци . Включение через идентификацию в структуру Я элементов внешнего мира для перенесения на них эмоциональных переживаний. Литература. Ferenczi S. Introjektion und Ubertragung //… …   Психологический словарь
  • ИНТРОЕКЦИЯ — (от лат. intro внутрь и jacio бросаю кладу), в психологии включение индивидом в свой внутренний мир воспринимаемых им взглядов, мотивов и установок других людей; основа идентификации …   Большой Энциклопедический словарь
  • ИНТРОЕКЦИЯ — (лат. intro движение внутрь и jacio бросать) в психоанализе процесс и результат столь полного введения и включения индивидом в свой внутренний мир (психику) воспринимаемых им фрагментов внешнего мира (образов, взглядов, мотивов, установок других… …   Новейший философский словарь
  • ИНТРОЕКЦИЯ — [< лат. intro внутрь + jacere бросать, класть] психол. включение индивидом (ИНДИВИД) в свой внутренний мир воспринимаемых им взглядов, мотивов и установок других людей. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006 …   Словарь иностранных слов русского языка
  • ИНТРОЕКЦИЯ — (от лат. intro внутрь и jacio бросаю) англ. introjection; нем. Introjektion. 1. Включение индивидом в свой внутренний мир воспринимаемых им взглядов, мотивов и установок других людей, что является основой идентификации. 2. В глубинной психологии… …   Энциклопедия социологии
  • интроекция — Нем.: Introjektion. Франц.: mtrojection. Англ.: introjecьon. Исп.: introy ecciфn. Итал.: introezione. Португ.: intrqjeзаo. • Процесс, выявляемый в ходе психоаналитического исследования: субъект в процессе фантазирования переходит «извне» «внутрь» …   Словарь по психоанализу
  • интроекция — (от лат. intro  внутрь и jacio  бросаю, кладу) (психол.), включение индивидом в свой внутренний мир воспринимаемых им взглядов, мотивов и установок других людей; основа идентификации. * * * ИНТРОЕКЦИЯ ИНТРОЕКЦИЯ (от лат. intro внутрь и jacio… …   Энциклопедический словарь
  • ИНТРОЕКЦИЯ — (Introjection; Introjektion) процесс ассимиляции объекта субъектом, противоположный проекции; способ интернализации опыта.«Интроекция есть процесс экстраверсии, потому что для ассимиляции объекта необходима эмпатия и наделение объекта либидо.… …   Словарь по аналитической психологии

Источник: https://psychology.academic.ru/842/%D0%B8%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F

Гештальт-практика: «Я должен…» Интроект — не переваренная пища детства

Продолжаем гештальт-практику. Новое упражнение. Сегодня об интроектах — не пережеванных установках из детства. Конкретно об интроекте «я должен…». Просто удивительно как они сильно воздействуют на нашу жизнь. Предлагаю достать их, переживать и проглотить или отторгнуть навсегда. Осторожно! Выполнение упражнений из гештальт-практики может вызвать реальную рвоту или диарею.

Гештальт-практика. Интроекты

Итроекция — это один из механизмов прерывания контакта с собой и окружающим миром. Букально итроекция означает — «вбирание во внутрь».

А интроект — информация, которая была проглочена, не пройдя ассимиляцию (пережевывания и переваривания с усвоением).

В гештальт-практике работа с интроектами и интроекцией сродни трансформации ограничивающих стереотипов и установок мешающих жить.

Понятие интроекции в гештальт-терапии используется для описания процесса, когда чьи-то мнения и оценки принимаются без разбора, подобно тому, как маленький ребенок впитывает знания от окружающих.

Этому процессу неразборчивости, поглощения, принятия на веру часто подвержены сектанты тоталитарных сообществ и ярые участники политических движений, которые принимают слова своих лидеров буквально за истину в одной инстанции.

Подрастая, ребенок должен больше трудиться для получения еды, ему надо жевать и пережевывать ее до того, как проглотить. Это действие, называемое ассимиляцией (усвоением) отличается от интроекции тем, что включает разрушение и реорганизацию.

Однако некоторые люди никогда полностью не научаются агрессивному поведению, которое необходимо для ассимиляции, и продолжают просто впитывать и поглощать мнения своих родителей, а позже общества и других людей так же, как сначала просто впитывали (поглощали) материнское молоко — пассивно и без сомнений.

Такие люди принимают идеи, мнения и аргументы других людей, не пользуясь при этом своими собственными аналитическими способностями. «Преимуществом» такого поведения является отсутствие необходимости брать на себя ответственность за то, во что верит человек: подобное поведение не требует усилий, посколько позволяет сослаться на других — «он сказал…», «мама всегда мне говорила…»

Упражнение. Интроект: «Я должен»

Внизу дано несколько утверждений, закончите их письменно. Конечно Вы можете добавить и свои.

Начиная читать предложение, постарайтесь не думать — позвольте проявиться чему бы то ни было и затем закончите предложение.

Немного задержитесь над каждым предложением, пока не всплывет нечто новое для Вас — постарайтесь захватить это появившееся чувство и ощущение, прежде чем перейти к следующему предложению.

Хороший муж (хорошая жена) должен (должна)…

Женщина (мужчина) моего положения должна (должен)…

Хороший отец (хорошая мать) должен (должна)…

Когда я злюсь, я должна (должен)…

Ощущая влечение, я должна (должен)…

Всякий раз когда я чего-нибудь хочу я должна (должен)…

Все люди должны…

Вам, возможно, удастся осознать процесс интроекции по тому, как Вы реагируете на явно высказанное «должен»; всякий раз, когда Вы переносите на себя подобное ожидание, Вы очевидно чувствуете боль в желудке, напряжение в нижней части живота или еще где-то в теле.

Выводы

После того, как Вы осознаете, что имеете дело с интроекцией, Вам удастся наиболее простым способом принять приемлемое и отвергнуть неподходящее, взяв на себя ответственность за интроецируемую ценность путем замены слова «должен» выражением «я выбираю» или «я хочу».

Ценности и идеи , которые возможно Вы интроецировали:

  • Сыроедение или вегетарианство.
  • Сдерживание своих чувств.
  • Запрет на выражение своих желаний.
  • Приказы не обсуждаются.
  • Обедать нужно всегда в 12 дня.
  • Муж должен зарабатывать, а жена должна воспитывать детей.
  • Женщина не должна знаниматься бизнесом.
  • Мужчины не плачут.

Напишите в комментариях, какие интроекты Вы обнаружили в ходе выполнения упражнения.

Поделитесь упражнением с друзьями:

Источник: http://PsymanBlog.ru/samoterapiya-soznaniya/geshtalt-praktika-ya-dolzhen-introekt-ne-perevarennaya-pishha-detstva/

Интроекция, интроект — Психолог

Интроекция, интроект

Интроекция – это механизм, который позволяет ребенку усваивать мировоззрение, взгляды и установки своих родителей. У ребенка еще нет жизненного опыта, чтобы он мог проверять на правдоподобность убеждения родителей, а его мышление еще не развито, поэтому он «проглатывает» мировоззрение родителей в готовом виде, без критики и анализа.

В норме по мере взросления человек приобретает свой собственный жизненный опыт и постепенно сверяет с ним взгляды родителей, отбрасывая то, что ему не подходит, и подтверждая то, что соответствует его опыту.

Но бывает так, что убеждения родителей слишком важны для человека, поэтому он их не отбрасывает и даже не проверяет их на соответствие действительности. Такие «непереваренные» убеждения называются интроектами.

Жизненный опыт человека начинает противоречить интроектам, и в нем возникает внутренний конфликт, который мешает ему жить и развиваться.

Если вы чувствуете, как внутри вас борются нескольких противоречащих друг другу убеждений, вполне возможно, что речь идет об интроектах.

Определить, являются ли убеждения своими или это интроекты, можно задав вопросы: «зачем?» и «почему?» К сожалению, такие вещи трудно выяснить самостоятельно, без помощи психолога, потому что наши убеждения обычно кажется нам само собой разумеющимися и не вызывают сомнений.

Вопросы «зачем?» и «почему?» действуют на интроекты разрушающим образом, поскольку интроекты являются для человека аксиомами, и он никогда не пытается их проверить.

Вопросы заставляют человека подбирать аргументы, подтверждающие интроект, и если он действительно противоречит жизненному опыту, то такие аргументы не находятся сразу.

Поиск аргументов заставляет человека сверить усвоенные в детстве убеждения со своим жизненным опытом, и либо отбросить их целиком или частично, либо принять за свое собственное мнение.

Интроекция является одним из механизмов психологической защиты и служит, как правило, для связи с родителями, для поддержания их авторитета и влияния.

Однако интроекция способствует возникновению внутренних конфликтов, поскольку мы все отличаемся от своих родителей.

Читайте также:  Веселый наезд - психология

У тех людей, которые больше похожи на своих родителей, интроекты могут сохраняться на протяжении всей жизни и не причинять им никаких неудобств.

Однако если человек сильно отличается от своих родителей, и при этом у него есть внутренний запрет на критику родителей или сильное желание сохранить с ними связь, то интроекты начинают сильно расходиться с его жизненным опытом и становятся причиной внутреннего конфликта, сильно осложняющего жизнь.

P.S. Рекомендую подписаться на новые записи сайта, чтобы не пропустить что-нибудь интересное.

Posted in Личные проблемы.

Источник: http://grigorieva-elena.ru/introekciya-introekt/

Интроекция в психологии это

Интроекция в психологии – это процесс, с помощью которого мы взаимодействуем с внешним миром. Как и остальные процессы в психологии, он не всегда полезный. Часто интроекция становится очень вредной привычкой, от которой постепенно приходится избавляться.

Что такое интроекция?

Интроекция – это создание внутренних идей, пониманий и правил по которым живет человек.

По сути, без этого ни как нельзя. Нам нужны выводы, точки зрения, идеи, по которым мы потом можем эффективно взаимодействовать с внешним миром.

Но очень часто мы “перегибаем палку” и держим идеи, которые совсем не приносят нам пользу, а наоборот, разрушают наши отношения с другими людьми, с самим собой и с внешним миром.

Такие выводы, точки зрения, идеи, убеждения и т.д., психологи называют “интроекты”.

Интроекция в отношениях

В отношениях полезная интроекция будет выглядеть примерно так. Это очень экстремальный пример – “Если мужчина бандит, то лучше не входить с ним в отношения, а то будет хуже”. Интроекция часто выглядит как убеждение, которые, как это убеждение, принимает совестную мысль.

В реальной жизни это выглядит примерно так. Девушка знакомиться с мужчиной. Он ей нравиться. У них начинаются отношения. Потом она узнает, что он бандит. И вот сейчас насколько сильно развита идея что “с бандитом отношения не стоит заводить”  на столько сильно у девушки будет внутреннее желание порвать отношения с этим мужчиной.

Если девушка расстается с этим мужниной, и потом выясняется что его например убили, то здесь интроекция помогла девушки избежать сильную боль.

Это очень экстремальный пример.

Менее экстремальной пример будет что-то вроде “Если мужчина был 5 раз женат, то вероятно, что с ним что-то не так, не стоит входить с ним в отношения”. Или миллион других идеи и правил которые люди сами создают или впитывают от родителей, друзей и общества, даже не осознавая того.

То-есть полезная интроекция – защищает нас от боли. Вредная интроекция – ограничивает или разрушает нашу жизнь.

Но, все не так просто. В психологии, всегда все не просто.

В чем проблема тогда?

Проблема в том, что человек не осознает какие у него интроекты сидят в уме и как они влияют на его жизнь.

В экстремальных случаях, как я привел выше, свои интроекты можно отследить если вы просто посмотрите на ваши решения и потом зададите себе вопрос “Почему я это сделал?”. Часто ответ будет какая-то мысль или убеждение, вот это и есть интроект (идея).

Но в большинстве случаев не так все просто. Все не так просто потому что интроектов может быть много и они могут быть по разному организованны в вашем уме.

То, что часто кажется причиной вашего поведения обычно совсем не является причиной. Запомните это правило в психологии.

Возьмем пример одной моей знакомой из Лондона. Когда я жил и работал в Лондоне, несколько лет назад, у меня была знакомая. Она была русская и красивая. У нее было определенное правило которому она следовала по жизни. Она входила в близкие отношения только с очень очень богатыми мужчинами.

Только с миллионерами и иногда миллиардерами. Если вы красивая девушка в Лондоне, да еще и русская, то это достаточно легко. Вам просто нужно знать в какие бары, кафе и рестораны ходить, вот и все.

Если задать ей вопрос “Почему ты создаешь отношения только с очень богатыми мужчинами?”. То ответ был бы что-то вроде “С ними интереснее, я могу путешествовать куда хочу, я могу покупать все что захочу. С бедными скучно, делать с ними нечего, у них ни на что денег нет”.

Какой здесь интроект сидит, в ее уме?

Вот, по сути, она и выдала несколько интроектов в своем ответе. И эти интроекты буквально правят ее жизнью. В этом нет ничего плохого, это просто то, как живет человек. Один выбирает одно, другой другое.

“Ну, так, а в чем же проблема тогда Николай?” – вы меня спросите.

Проблема появляется тогда, когда то, что делает человек больше не удовлетворяет его желания. Или он начинает хотеть что-то новое, но его внутренние интроекты не дают ему это делать. Или буквально “съедать” его изнутри или как то сильно мешать ему.

Мы все с этим сталкиваемся, когда сами себя начинаем “пилить” или “ругать” своими же мыслями. Это сама критика называется “ретрофлексия”, об этом я писал в другой статье.

В вышеуказанном случае с девушкой, у нее появились бы трудности, если бы она влюбилась в очень бедного человека.

Ведь сердцу не прикажешь. Отношения с таким человеком были бы сложные, так как ее внутренние интроекты (идеи, мысли, убеждения) говорили бы ей что ей будет плохо в новых отношениях с бедным. Но ее чувства, говорили бы ей иначе. И вот начался бы конфликт между тем, что она чувствует и тем, что она думает.

Это очень типичный конфликт, между нашими мыслями и нашими чувствами.

Вспоминается еще одна моя русская знакомая в Лондоне, клиентка, которая работала как элитная проститутка.

У нее именно это и случилось, она влюбилась в обычного парня, который совсем не знал о ее профессии. Если бы он узнал, он бы ее бросил. И вот здесь ей стало очень трудно. Она не могла бросить проституцию, так как это приносило много денег и очень быстро, а она любила дорогие вещи и т.д. Но и обманывать любимого она тоже больше не могла, ведь ее сердце хотело быть перед ним честным.

В этой ситуации ее “пилили” ее собственные интроекты, и с разных сторон. Одни со стороны профессии, другие со стороны отношений.

Если бы у нее не было совсем интроектов по поводу профессии, то она бы легко бросила свою профессию и была честной со своим любимым.

Но они были очень сильные, так как все что касается денег, и тем более больших – обычно создает очень сильных интроектов внутри нас.

Мужчина должен

В моих видео я даю пример интроекции под названием “Настоящий мужчина”. У мужчин это называется “Настоящая женщина”. Еще эти идеи можно назвать просто “Мужчина должен…” и “Женщина должна…”.

Эти идеи очень сильно ограничивают отношения, мешают людям вступить в отношения и найти свою второю половину и создают много конфликтов и ссор внутри отношений.

Так как у каждого человека своя идея о том, что должен мужчина или женщина. Если у вас одна идея, то у другого человека будет совсем другая идея. Все зависит от того как нас воспитали и на сколько сильно мы впитали культуру той страны и общества в котором мы выросли и живем.

Как все это выглядит на примере? А вот так.

У меня есть несколько знакомых девушек, которые очень красивые, но не могут вступить в серьезные отношения.

Почему? Потому что их ум заполнен интроектами  (идеями) о том какой должен быть мужчина, сколько у него должно быть денег, как он должен себя вести, какие у него должны быть друзья, какая у него должна быть машина и так далее.

Дорогие девушки, если вы это читаете то поймите что эти идеи сильно ограничивают ваш выбор. Да, возможно стоит подождать, и вы встретите идеального мужчину. Но когда он вас встретит, скорее всего, у него тоже будут свои интроекты. Тем более, если он “идеален” (красивый, богатый, умный, добрый, т.д.).

Как вы сравнитесь с его интроектами? Вы красивая, богатая, мудрая, добрая? Вы умеете хорошо готовить? Вы все время на позитиве? Вы заботливая?

Может он ищет именно такую женщину, и когда вы с ним встретитесь, прождав десяток лет, а многие ждут и всю жизнь – представьте как будет больно когда он вас бросит после пару свиданий. Почему бросит? Потому что у него тоже будут свои интроекты, в которые вы не впишитесь.

Что вы тогда будете чувствовать? Как сильна будет ваша боль, когда вы поймете что все это время вы его ждали, а оказывается, он вас нет.

Это будет очень болезненный опыт.

К сожалению так очень часто происходит.

Найти человека для близких отношений это одно, а развить отношения в серьезную любовь это уже совсем другое. Это две очень разные науки. Здесь нужны совсем разные качества и навыки в себе развить.

Представьте вы встретите свою мечту, но потом просто не сможете развить ваши отношения дальше стадии влюбленности или начальных конфликтов.

Отношения распадутся. Почему не сможете? Да просто потому что у вас опыта нет, так как вы всю жизнь его ждали, а не входили в отношения и не развивали опыт развития отношений.

Все в жизни опыт, его нужно развивать.

А что тогда делать?

Заниматься саморазвитием через книги, или вебсайты или видео — это все равно, что на рыбалку ходить через компьютерную игру. Конечно-же это можно, но это не то.

Поэтому я все время советую найти психолога и пойти на прием, либо ко мне либо к другому специалисту. Но так ка не у всех есть такая возможность и желание, сейчас я объясню в вкратце один вариант действия.

Один вариант из того что можно сделать – это выбрать себе приоритетную идею и поддерживаться ей при своем выборе любимого человека, или всего пару таких идей. У меня это – честность, доброта и уважение к моим практикам (медитации и т.д.). Все, это самые главные 3 фактора при моем выборе любимой девушки.

Мне все равно, как она выглядит, сколько у нее денег, чем она занимается в жизни, кто ее друзья, в каких странах она была или не была, на сколько языках она разговаривает или нет, любят ли меня ее родители или терпеть не могут, что обо мне думают ее друзья, умеет она готовить или нет, убирается ли она дома или нет и т.д..

Мне на все это полностью наплевать. Да, если она еще и красивая то это реально подарок от бога, но если нет, то это не будет решительным фактором.

Мне важно чтобы она была добрая и честная и уважала мои практики, которые у меня идут как приоритет в моей жизни. Вот и все. Вот мои 3 интроекта по поводу отношений с любимой девушкой.

Источник: http://nikolai-lu.com/introekcia/

Вейкко Тэхкэ. Интернализация. Интроекция и интроект

Концепция интернализации как непременного проводника психического развития, а также ее последовательные уровни и формы, подробно рассматривались в предыдущих главах.

Несмотря на то, что формирование недифференцированных представлений ребенка, с объективной точки зрения, является результатом удовлетворительных взаимоотношений между ним и первым опекающим его лицом, внешнее и внутреннее Собственное Я и объект должны быть дифференцированны в мире переживаний ребенка, прежде чем Интернализация станет возможной в качестве субъективного переживания.

Читайте также:  Воспитание - психология

Как было сказано выше, эмпирическая дихотомия между Собственным Я и объектом, будучи основой и предпосылкой для субъективного существования человека, поддерживая, защищая и улучшая переживания Собственного Я, рассматривается здесь как центральная мотивация для всего последующего психического развития.

Поскольку дифференцированное переживание Собственного Я с самого начала зависит от параллельного существования представляемого объекта, сущностно необходимая мотивация сохранности Собственного Я не может поддерживаться отдельно от сохранности объекта.

Таким образом, процессы интернализации мотивируются и проявляются в качестве защиты Собственными своего существования посредством все более продвинутых способов обеспечения доступности объекта в мире переживаний индивида.

Первая форма интернализации обычно описывается как интроекция, создание интроектов, либо как переживания внутреннего присутствия объекта.

Интроекция, таким образом, может рассматриваться как ответственная также и за создание образа «абсолютно плохого» объекта, на который первоначально будет канализироваться и проецироваться фрустрация-агрессия и который впоследствии будет опасен тем, что может восприниматься в качестве преследующего плохого интроекта.

Тем не менее, интроекция изначально и более специфически относится к попытке Собственного Я обеспечить свое дифференцированное существование путем поддерживания диалога с образом «абсолютно хорошего» объекта.

Как говорилось во второй главе, интроект является репрезентацией объекта, которая не растворяется в представлении о Собственном Я в качестве идентификаций, но переживается во внутреннем мире субъекта как отдельное «психическое присутствие».

Он [*] переживается как имеющий свое собственное, независимое существование, и его поведение не может быть сознательно контролируемо субъектом.

Переживается ли интроект в качестве защищающего или как угрожающий, он всегда переживается как отношение объекта, сохраняемое во внутреннем мире, как объект, с которым продолжаются взаимодействия. Он переживается как существующий внутри, не будучи, однако, частью Собственного Я.

Интроекты поддерживают внутреннюю связь между Собственным Я и объектом, когда последний отсутствует. В ранних интернализациях, когда дифференцированность между Собственным Я и объектом еще только приблизительно установлена, интроекты, по-видимому, играют центральную роль.

В ходе дальнейшего развития личности интроекты в основном встраиваются в ее развивающиеся структуры посредством идентификаций с их различными аспектами и функциями.

Некоторые из них могут, однако, оставаться не встроенными во внутренний мир субъекта и, представляя разные уровни сознания, впоследствии могут различными способами участвовать и приводить к образованию симптомов (Schafer, 1968).

Как хорошо известно, даже у нормального взрослого в ситуациях, когда он чувствует себя неспособным справиться в одиночку, первоначальные интроекты могут временно возвращаться.

Некоторые идентификации могут быть в связи с этим регрессивно трансформированы в интроект, который в качестве психического представителя объекта переживается впоследствие как поддерживающий и помогающий субъекту преодолеть данный кризис и справиться с ним (Schafer, 1968).

Характерно, что когда происходит потеря объекта, утраченный объект более или менее продолжительный период времени переживается в качестве интроекта.

Тем не менее впоследствии он не представляет регрессивной трансформации идентификаций в интроект, но является попыткой защитить Собственное Я от переживания тотальной потери объекта путем сохранения объекта во внутреннем мире до тех пор, пока полная проработка (working through) потери постепенно не сделает это излишним (Abraham, 1924; Fenichel, 1945).

Поэтому, несмотря на то, что интроекция после потери объекта представляет собой регрессивный феномен, возникающий в результате интроект как правило не претерпевает значительных регрессивных изменений по сравнению с его репрезентацией до потери объекта.

Мать замещает, особенно в начале стадии сепарации-индивидуации и все меньше к ее концу, еще неинтернали-зованные структуры ребенка, репрезентируя таким образом отсутствующие части его личности. Переживание ребенком объекта в.

течение этого периода характеризуется примитивной амбивалентностью, в которой образ объекта будет постоянно колебаться между «абсолютно хорошим» и «абсолютно плохим» в соответствии с удовлетворяющей или фрустрирующей природой соответствующего функционирования матери.

Я назвал такого рода переживания и отношения, преобладающие до установления константности Собственного Я и объекта, функциональными, специфически относящимися к структурной неспособности ребенка переживать объект иначе, чем группу функций, существующих изначально исключительно для удовлетворения потребностей и желаний ребенка.

Несмотря на это, рядом с продолжающейся примитивной амбивалентностью и защитной манипуляцией представляемым миром путем интроекции, проекции и отрицания, процессы функционально-селективной идентификации начнут выстраивать структуру Собственного Я ребенка таким путем, который в итоге приводит к установлению константности Собственного Я и объекта. Как говорилось во второй главе, селективные идентификации с функциями объекта все в большей мере будут позволять развивающейся индивидуальности обходиться без прислуги и обслуживать себя самой, что до сих пор для нее за нее делал объект. В структурообразующей, функционально-специфической идентификации ребенок, таким образом, отказывается от матери как от источника особой заботы и замещает ее своей новой функцией. Затем, в качестве исполнителя этой функции ребенок в этом конкретном отношении становится независимым от объекта.

По мере того как Собственное Я ребенка принимает на себя функциональные услуги матери, пробуждение соответствующей потребности не ощущается более как требование к матери обеспечить эту услугу, но вместо этого мобилизует недавно интернализованную собственную функцию ребенка. Это ведет к устранению фрустрации-агрессии и к освобождению репрезентации матери от примитивной амбивалентности в данном частном отношении.

Во второй главе было описано, как функционально-селективная идентификация будет приводить не только к установлению новой функции Собственного Я, но одновременно к превращению образа объекта в абстрактный и информативный, с которым происходит идентификация и, таким образом, в отличие от интроекта, к превращению образа объекта в сознании ребенка в управляемый по его усмотрению. Интеграция накапливающихся информативных представлений об объекте должна произойти в определенное время, чтобы был достигнут уровень появления индивидуального образа объекта и тем самым установилась константность Собственного Я и объекта.

Однако, прежде чем установилась эта интеграция и родился индивидуальный объект, отношение к объекту может быть только исключительно эксплуатирующим и ни благодарность, ни любознательность, ни стремление к персоне не могут испытываться в этой связи.

Поскольку объект все еще представляет жизненно важные части личности ребенка, он не может быть оставлен посредством какой бы то ни было проработки процессов, как, например, собственно траур. Необходимая внешняя услуга, которая была потеряна, может быть заменена только новой заботой или замещена функциональной идентификацией.

Только личность может быть объектом печали, но не функция (Tahka, 1979).

Я скорее вижу идентичность как результат интер-нализации, нежели как сам процесс интернализации (Kernberg, 1966).

Идентичность представляет новый, основанный на радикально новой репрезентационной интеграции уровень переживаний Собственного Я, который становится возможным благодаря достаточному накоплению информативных представлений через функционально-селективные идентификации.

Переход порога константности Собственного Я и объекта знаменует главную перемену в способе ребенка переживать себя и свои объекты, а также самостоятельно справляться с отсутствием объекта.

Интеграция индивидуализированных образов Собственного Я и объекта как абстрактных сущностей позволяет осуществиться полному эмоциональному катексису представлений об объекте как о ее или его содержательном представлении, которое теперь может свободно вспоминаться, о котором можно думать, фантазировать и к которому можно стремиться на собственных условиях субъекта.

Объектное отношение, поднятое до уровня взаимосвязи между индивидуальностями, до открытия и знакомства с личным внутренним миром объекта, делает возможными любовь и идеализацию объекта как уникального человеческого существа.

Как уже говорилось во второй и третьей главах, индивидуализация другой личности в качестве объекта любви и восхищения будет мотивировать и делать возможным появление в ребенке таких способностей, как эмпатия, забота и благодарность, но также и ревность, соперничество и ненависть к индивидуальному объекту.

Новые формы идентификации, в особенности оценочно-селективные и информативные, будут появляться и продолжать улучшать индивидуальную идентичность и переживание объекта.

Даже если индивидуализированный ребенок стал способным управляться с отсутствием объекта на вторичном процессуальном уровне психического развития, это все еще будет относиться только к обстоятельствам, в которых ребенок знает, что центральный либидинозный объект существует во внешнем мире.

До тех пор, пока объект необходим как способствующий развитию, у формирующейся личности еще отсутствуют внутренние механизмы совла-дания с потерей центрального либидинозного объекта (Wollfenstein, 1966), то есть механизмы, позволяющие принять потерю и трансформировать представление о присутствующем объекте в образ объекта из прошлого.

Как подчеркивалось некоторыми авторами-психоаналитиками (Loewald, 1962; Wolfenstein, 1969), возрастающая индивидуальность, по-видимому, становится способной иметь дело с потерей центрального объекта через происходящий в подростковый период относительный отход от объектов Своего детства, когда в норме у индивида обычно убывают самые насущные потребности в связанных с его развитием объектах.

Формами интернализации, традиционно считающимися более важными как для развития личности, так и в ситуации потери объекта, являются интроекция и идентификация.

Тем не менее, я бы предложил добавить к этим признанным формам интернализации внутренний процесс, центральное положение которого в связи с потерей объекта явление хорошо известное, но значение которого в качестве эволюционно более высокой формы интернализации не признано в достаточной степени и вследствие этого, насколько мне известно, не считается таковым. Я имею в виду психический процесс, через который объект, до этого переживавшийся как существующий во внешнем мире, становится воспоминанием об объекте. В этом процессе меняется природа представления об объекте, так как объект, принадлежащий к настоящему и внешнему миру, меняется на другой, принадлежащий к прошлому и к сфере воспоминаний.

Этот процесс не равнозначен созданию внутреннего объекта, переживаемого как имеющий независимое, автономное существование, как в случае интроекции. Не означает он и впитывание свойств объекта в представление о Собственном Я в форме идентификации.

Вместо этого указанный процесс представляет собой совершенно иную форму интернализации: образование представления о потерянном объекте и его интеграцию в воспоминании о нем, как если бы он переживался в течение определенного периода жизни.

Как только установилось воспоминание об объекте, его позднейшее восстановление в памяти и его обратный уход из сознания неизменно переживаются как деятельность Собственного Я, происходящая исключительно по собственному усмотрению субъекта.

Хотя такое воспоминание переживается как полностью дифференцированное представление об объекте, не предполагается никаких иллюзий, имеющих отношение к его отдельному и автономному существованию.

По сравнению с фантазийными объектами, обладающими различными функциями исполнения желаний, воспоминание об объекте включает знание того, что от него больше нечего ждать, и, следовательно, в своей полностью завершенной форме он имеет шанс стать самым реалистичным из всех существующих представлений об объекте.

Позднее я еще вернусь к этой форме интернализации, которую я назвал, за неимением лучшего термина, образованием воспоминания. Этот термин предлагается как представляющий третью главную форму интернализации в эволюционной последовательности способов обращения с потерей объекта.

Таким образом, интроекция, идентификация и образование воспоминания, вероятно, представляют основные способы сопротивления индивида потере объекта и совла-дания с этой потерей на протяжении различных стадий индивидуального развития и взаимосвязи с объектом.

Интроекция создает иллюзию присутствия объекта, когда он все еще является необходимым предварительным условием для субъективного психологического существования ребенка.

Идентификация, со своей стороны, заменяет аспекты объекта структурами Собственного Я, делающими возможным появление индивидуального информативного представления об объекте, которое может быть свободно использовано в фантазии, и тогда с отсутствием объекта можно активно управляться и переносить его.

И, наконец, образование воспоминания становится возможным, когда потерянные объекты боле§ не являются главными связанными с развитием объектами и их потеря, следовательно, может быть терпима и представления о них могут храниться теперь в качестве представления объекта из прошлого.

Таким образом, три формы интернализации, очевидно, представляют эволюционную последовательность способов управления с эмпирическим отсутствием и в конце концов с потерей образа внешнего объекта.

В то время как вначале потеря объекта означает для Собственного Я эмпирическую смерть, развивающиеся процессы (работа горя) и результаты интернализации постепенно делают возможным для Собственного Я допущение потери, ее преодоление и собственное выживание.

Источник: http://psychoanalysis.by/2018/01/31/introjection/

Ссылка на основную публикацию