Жизнь как игра — психология

Жизнь как игра, позволь себе быть…

Жизнь как игра, позволь себе быть…

– Ты, когда говоришь «Я», что имеешь в виду?

– Не понял.

– Какое из твоих «Я»?

– Их что, несколько?

– Ого, несколько! Да их множество! Я – мужчина. Я – дизайнер. Я – отдыхающий. Я – философ (хм…) Я – друг. Причем, обрати внимание, иногда хороший друг, а иногда так себе. Я – голодный. Я – сытый. Тоже, между прочим, два разных человека. Я – влюбленный. О, это еще тот экземпляр. Продолжать?

– А ты – какое из моих «Я»?

– Я думаю, мыслящее. Немного циничное, немного эротичное, немного поэтичное. В весьма грубом приближении  – настоящее. Хотя и прошлое,  и будущее…

– В общем, «Я» как Я?

– Э нет, братец, до этого тебе еще ой как далеко. Собственно, к этому я и пытался тебя подвести. Когда твои многочисленные «Я» станут единым, и это единое Я само начнет выбирать, каким ему быть, тогда, может быть, ты и станешь человеком…

Каждый из нас каждый день играет массу ролей. Быть одновременно любящим супругом, заботливым родителем, ответственным руководителем и не менее ответственным исполнителем – минимальный набор качеств, которые нам приходится реализовывать в своей жизни. Какие при этом приходится испытывать психологические перегрузки – тоже знает каждый.

Отсюда нервозность, срывы, депрессии и даже болезни, которые уже и консервативные медики относят к психосоматике. Что рекомендуют они в этом случае? Надо отдохнуть. Но времени на отдых нет. Колесо жизни крутится с такой скоростью, что перестроиться по ходу событий бывает неимоверно трудно.

Еще труднее от того, что либо маски прилипают к лицу и их не отдерешь, либо попытки всегда и во всем быть по-человечески искренним просто заводят в тупик.

Когда меня спрашивают: «Как жизнь?» или «Как дела?» – я отвечаю: «Тебе и вправду рассказать или достаточно сказать «нормально»?» Угадайте, что отвечают мне в большинстве случаев. Наивность и простота нравов не в почете не только в социальной, но, увы, и в личной жизни. Как с этим справиться с минимальными потерями?

На самом деле, никакой трагедии нет. Чтобы не тратить энергию зря, надо хорошо представлять себе, где, когда и с кем следует выбирать ту или иную стратегию жизни.  И  если вы идете сдавать отчет в налоговую инспекцию, даже там можете выбрать разные линии поведения: от интригующе-агрессивной до покорно-безразличной.

Ничего дурного в этом нет – вы ведь не собираетесь никого обманывать, а встречная сторона не обязана откликаться на все проявления вашей тонкой души. Поэтому говорить мы будем, прежде всего, о деловых отношениях, которые не требуют сочувствия и сопереживания, а требуют точного и быстрого выполнения определенной задачи.

Представьте, что вам нужно получить определенную подпись на определенном документе. Казалось бы, бесхитростная операция, но кому как не нам знать, какие адовы круги при этом приходится проходить. А что мы имеем в арсенале?

Итак, предлагается несколько стратегий:

  • жизнь как игра,
  • жизнь как цирк,
  • жизнь как винтик,
  • жизнь пофигиста,
  • жизнь как творчество

Начнем, пожалуй, с винтика. Это одна из самых простых стратегий. Характеризуется она тем, что человек отказывается от своих социальных амбиций и рассматривает себя как элемент большой социальной системы, перекладывая на систему удовлетворение своих жизненных потребностей.

«Жизнь как винтик» хорошо знакома по временам социализма с его уравниловкой и системой распределения. Винтик побольше и поактивней получает побольше жизненных благ, но формально система заботится обо всех одинаково.

Принцип «жизнь как винтик» до сих пор отлично работает в чиновничьих структурах и в большинстве бюджетных организаций. Главное – не высовываться.

«Жизнь пофигиста» более индивидуальна. Здесь человек сам снимает любую активную позицию в жизни, руководствуясь правилами:

  • пусть будет все, как будет,
  • все, что ни делается,  — к лучшему,
  • лучшее – враг хорошего и т.д.

Такое самоубаюкивание во всяком случае экономит нервы. Так что, если деваться некуда, а в очереди сидеть надо, расслабьтесь и получайте удовольствие. Плетью обуха не перешибешь.

Зато стратегия «жизнь как цирк» может дать быстрый и нужный эффект. Здесь в ход может идти, все, что угодно: от кокетства или «сердечных приступов» до шоколадок и театральных билетов – главным является выбор места и времени для достижения цели.

В рамках этой стратегии социальная жизнь рассматривается как арена, на которой происходит некое лицедейство, а вы наблюдаете за ним с позиции зрителя, сидящего в зале.

Выбрав подходящий момент и определив, с кем из «клоунов» вам надо «потанцевать», смело бросайтесь вперед, не отвлекаясь на реакцию окружающих и другие предложения, а достигнув цели, возвращайтесь назад на свое место до возникновения следующей задачи. Главное – твердо удерживать намерение достичь цели.

Было время, когда один мой знакомый успешно использовал эту стратегию для решения своих бытовых нужд. Он звонил, например, начальнику ЖЭКа и представлялся собственным корреспондентом центральной газеты. Это было полной правдой, но магические слова действовали безотказно. О времена, о нравы!

Следующая стратегия «жизнь как игра» требует больше творческих усилий и подразумевает активное участие в выбранной ситуации по правилам развития этой ситуации (по правилам игры). Важно, чтобы «игрок» был нацелен не на результат, а на сам процесс игры.

При этом допускается любой вариант развития событий, который воспринимается спокойно и отстраненно, как будто так и надо, а вот в самом процессе необходимо ориентироваться на максимальную эффективность своих действий, на полную самоотдачу до тех пор, пока игра не завершится. Главный принцип – не суетись раньше начала и не сдавайся раньше конца.

Эта стратегия хороша для решения больших и сложных задач. Мой маленький сын использовал ее при игре в «монопольку». Нам же она знакома по телепередаче «Последний герой».

До сих пор мы рассматривали различные жизненные стратегии для достижения определенного практического результата. Однако есть еще одна стратегия, о которой надо поговорить отдельно. «Жизнь как творчество» подразумевает не просто внешне активную деятельность, а скорее деятельность, направленную на полноту самореализации в любой возникающей ситуации.

А это означает умение не просто встроиться в эту ситуацию, а развернуть все свои возможности для самовоспитания и саморазвития, при этом выбирая любую из предложенных выше стратегий или их комбинацию.

Самый простой пример: использовать эту стратегию во время занятий любой рутинной деятельностью с дополнительной целью – учиться терпению, вниманию, осваивать определенные практические навыки и проч.

Однажды я порекомендовала эту стратегию своему коллеге, чтобы не опаздывать на работу. Достаточно было сменить мотивировку – приходить вовремя не потому, что от него этого требуют, а для того, чтобы освоить новое умение. Через несколько дней он поделился, что стал получать удовольствие от вновь приобретенного опыта и резко повысившейся самооценки.

Используя стратегию «жизнь как творчество», можно избавиться от многих своих страхов и психологических блоков. Признавая правомерность присутствия в нашей жизни других людей или событий, которые нам могут не нравиться, но с которыми мы вынуждены контактировать, не лучше ли решать творческую задачу развития себя вместо унылых жалоб на окружающих и сетований на несправедливость мира.

И в помощь решению этой благородной задачи я предлагаю вам еще одну игру.  Позвольте себе побыть ошибающимся, неправильным, асоциальным, реализующим свои страхи и мечты. Хотя бы недолго. Хотя бы виртуально.

Это позволит вам высвободить колоссальное количество жизненной энергии, которое тратится на всевозможные внутренние разборки с самим собой,  на так называемые самооценки (на самом деле, мы уже видели, что это оценки референтной группы), на тайные желания.

Проиграйте эти ситуации в голове, опишите их на бумаге, поживите с ними какое-то время, а потом порвите, выкиньте и с облегчением скажите себе: «Я сделал это!» Не забудьте только добавить волшебную фразу: «Без нанесения вреда себе и другим живым существам».

Автор — Ефремова Людмила

Источник: http://www.psychology.su/2010/02/10/zhizn-kak-igra-pozvol-sebe-byt/

Жизнь как игра. Так может, стать ее режиссером?

Много ли из нас найдется тех, кто не любит театр и хорошее кино? Нет. Великое мастерство актера состоит в том, чтобы максимально погрузить человека в те переживания, которые он испытывает. Людям нравится наблюдать за различными жизненными ситуациями и сопереживать судьбе актеров.

Мы как будто проживаем тот или иной отрезок жизни, оставляя эмоции, полученные при просмотре, где-то в недрах своей души. По сути, в нашей жизни происходят такие же события, но мы воспринимаем их с максимальной серьезностью.

А что нам мешает жить так, как будто мы смотрим фильм со своим участием? Что мешает нам оставлять весь груз воспоминаний, боли, обид и сожаления в прошлом и каждый раз входить в новую роль? Что мешает нам жить легко?

Проблема в том, что мы склонны придавать значение каждой мелочи. На самом деле излишняя важность мешает нам получать удовольствие просто оттого, что мы живем. Мешает радоваться каждому новому дню: восходящему солнцу, капельках росы на траве, запаху дождя.

Мы просто этого не замечаем, поскольку чересчур озабочены своими текущими проблемами. Все время за что-то цепляемся, пытаемся сделать что-то смыслом нашей жизни.

Испытываем чувство тревоги, страха перед предстоящими событиями и сожаления о том, что осталось в прошлом.

Но самое страшное — что многие из нас зависимы от других людей. Просто кто-то сценарий жизни создает, а кто-то в нем играет. Люди, которые познали искусство жизни, играют подобно актерам, несомненно, получая удовольствие от процесса. Преимущество состоит в том, что в любой момент из роли можно выйти, если что-то идет не по твоему сценарию.

Как приятно ощущать себя режиссером своей жизни, а не марионеткой в чужом спектакле. Только от наших мыслей и действий зависит то, какую окраску примет наша жизнь. Только от нас зависит, какие люди будут играть в нашем спектакле, а какие нет.

Умение управлять своими эмоциями, совладать с ними — огромное мастерство. Бывает так, что они перехлестывают через край, кажется, что еще немного и внутри тебя что-то разорвется.

Такое состояние излишней эмоциональности приводит к нарушениям психики, депрессиям и различным заболеваниям. В психологии есть такое понятие, как «выход из кадра». То есть наблюдение себя, своей ситуации со стороны, как будто ты смотришь фильм со своим участием.

При этом мы не вовлекаемся эмоционально в то или иное событие, а просто наблюдаем. Позиция наблюдателя наиболее выгодна. Она позволяет нам не испытывать стрессы и не впадать в депрессию. Главное — это вовремя отстраниться от своих переживаний.

То есть, не дожидаться момента, когда ты настолько погрязнешь в своем негативе, что без помощи специалиста не обойтись.

А как быть с черными полосами, проживая которые, кажется, что весь мир настроен против нас? Гнетущее состояние злости, раздражения, а затем апатии засасывает нас в свои сети. Что делать? А ничего! Расслабиться и переждать. Вон там за тучами уже светит солнышко.

Представьте себе горную реку и человека, который изо всех сил пытается выплыть, плывя при этом против течения. Что с ним произойдет? Он будет долго грести на одном месте, пока могучая стихия не затянет в свой водоворот. А если подчиниться стихии и плыть по течению? Если не сопротивляться и не тратить свои силы попусту?

Так точно и в жизни: человек — лишь маленькая букашка, муравей в этом вихре. И ничего не стоит раздавить эту букашку, если она начинает чересчур противиться сложившейся ситуации. А различные испытания, как известно, в нашей жизни даются ведь тоже не случайно.

Подумать хорошенько, проанализировать и понять, чему же нас пытаются научить — вот правильное решение. Пока не научимся правильно реагировать на ту или иную ситуацию, жизнь будет погружать нас в нее снова и снова.

Читайте также:  Виды эмоций и чувств - психология

И лишь только приняв и осознав уроки жизни, мы сможем двигаться дальше, оставив темную полосу позади себя.

Искусство жизни — это не наука, в нем нет сводок, законов и правил. И каждый человек воспринимает его по-своему. Научившись жить легко, играючи, не воспринимая жизненные неурядицы как катастрофу, мы сможем пребывать в гармонии с собой и окружающими и получать удовольствие от бесценного дара под названием Жизнь.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/psychology/articles/33725/

Психологические игры в жизни взрослых людей

Уважаемые посетители сайта психологической помощи Психоаналитик-Матвеев.РФ, сегодня Вы узнаете, что такое на самом деле психологические игры в жизни взрослых людей.

Сразу обратите внимание, что это не те психологические игры, или вообще игры, которые радуют детей в песочнице и взрослых в развлечениях и времяпрепровождении.

Это социально-психологические, ролевые, в большинстве своем неосознанные самими игроками, зачастую деструктивные, драматические, а порой и трагические игры, в которые играют взрослые люди — часто всю свою жизнь.

Психологические игры, в которые играют взрослые люди, практически всю жизнь

Про игры, в которые играют люди написал, еще в прошлом веке, в своем одноименном психоаналитическом бестселлере известный канадо-американский психотерапевт и ученый, основатель трансактного анализа и психотерапии Эрик Берн.
(см. анализ психологической игры в сказке «Красная шапочка» или «Золушка»)

Суть психологических игр, в которые играют взрослые люди в ТОМ, что игровой, часто нечестный и скрытый процесс общения и межличностных взаимодействий приносит некоторые, иногда неосознанные, социальные, эмоционально-психологические, и даже биологические выгоды (некий «выигрыш») участникам игры.

Другими словами, игровые отношения (психологические игры в отношениях) удовлетворяют многие врожденные потребности человека. А именно: психологические, эмоциональные, биологические и социальные.

Конечно, человек, как и любое другое высокоразвитое животное, мог бы удовлетворять свои природные, естественные потребности нормальным, честным, прямым и естественный путем, не прибегая к психологическим играм, различным ухищрениям и обманам.

Но человек существо общественное, и большинство законов природы умаляет и попирает социум: нормы и правила морали и нравственности, этика и общественное мнение, способы выживания, создавая стереотипы мышления и поведения.

Психологическим играм обучаются в детстве

Обратите внимание на совсем маленького ребенка — он естественный, природный, настоящий. Ему еще не нужны психологические игры…он удовлетворяет все свои потребности прямо, просто и спонтанно…так, как и задумано самой природой.

Если ребенок хочет есть — он просит (например, плачет, и успокаивается когда получает еду). Если малыш хочет общения с мамой — он всем своим видом показывает это. Если ему страшно, больно или грустно — то и это Вы легко заметите…

Если ему хорошо и весело — он улыбается и радуется…

Но по мере развития, воспитания и социализации ребенка — он обучается правилам поведения в обществе, а заодно и психологическим играм. Большинство этих правил неписанные, поэтому ребенка обучают, большей частью невербально (без слов) и неосознанно, сами родители.

Ребенок просто «тупо» (не осознавая) копирует с родителей и впитывает в себя все эти правила поведения и выживания в социуме. Он учится не быть собой, он учится носить социальную маску и играть в психологические игры.

Потом, уже во взрослой жизни, эта неестественность в отношениях, эти неосознанные, заученные в детстве психологические игры во взаимоотношениях людей, доставят множество проблем человеку. Начиная от внутриличностных конфликтов, непонимания себя и внутренних психологических проблем (неврозов, фобий…), и кончая проблемами в межличностных отношениях (в семье, в коллективе, в бизнесе…).

Конечно, у всех по-разному — кому как «повезло» с родителями и воспитателями; у кого какой запрограммирован сценарий жизни, как раз на основе семейных психологических игр.

Типичная семейная психологическая игра, разыгрываемая по ролям, согласно треугольнику Карпмана, описана в статье проблемы в отношениях людей.

Почему люди играют в психологические игры — подробней

Как уже было сказано выше, люди играют в психологические игры для получения выгод (условно говоря, «выигрыша»), т.е. для удовлетворения своих потребностей, которые они разучились удовлетворять естественным путем.

Психологическая выгода от игры:
У всех есть потребность в психологической безопасности и защищенности. С помощью психологических игр (похожих на психологические защиты), человек пытается избегать стрессовых ситуаций и поддерживать свою психическую стабильность.

Однако, такие игры, как правило, приводят к обратному.

Эмоциональная выгода от игр:
Каждому человеку необходим эмоциональный обмен. И если его ребенком обучили обмениваться эмоциями с помощью игр, то он может стать эмоциональным (энергетическим) вампиром. Такой высосет из Вас, если Вы в игре, всю эмоциональную энергию, доведя Вас до депрессии, невроза или психоза.

Биологическая выгода от игры:
Людям для выживания необходимы телесные контакты: объятия, ласки, поцелуи…поглаживания…, если человек не умеет обмениваться ими естественно, то он прибегает к играм.

А по игре такие контакты могут быть и негативные, например побои…пинки и т.п. Что подсознательно, у некоторых людей, например скрытых или явных мазохистов, воспринимается как удовлетворение потребности в телесном контакте.

Отсюда можно увидеть таких людей, которые как бы сами напрашиваются на пинки (даже словесные), например жены, которые подсознательно выбирают себе мужа тирана, который будет ее бить и унижать. На самом деле — это неосознанная игра.

Социальная выгода от игр:
Человеку необходимо полностью занять свое время, структурировать его, иначе, он либо сойдет с ума, либо умрет от скуки (буквально).
Также, люди — животные социальные, и им необходимо общение с себе подобными.

Если человек не умеет управлять своим временем и устанавливать естественные контакты, то психологические игры, например времяпрепровождение и общение в соцсетях, вместо нормального (реального) общения, хоть и суррогатно, но все же удовлетворяет эту потребность.

И главное, экзистенциальная (бытийная) выгода от игр:
У всех людей есть экзистенциальная, жизненная позиция — она либо положительная (Я+), либо отрицательная — (Я-). В зависимости…, как воспитали (при рождении у всех «плюс», за исключение редких аномалий).

С помощью психологической игры люди поддерживают свои жизненные, экзистенциальные позиции.

Например, если у человека по отношению к себе положительная позиция (Я+), а по отношению к ближнему — отрицательная (Ты-), то ему необходимо подтвердить это в общении и взаимодействии с ближним.

Скажем, всячески унизить его. А сделать он это сможет при условии, что второй игрок имеет отрицательную позицию (Я-). Как, например, жена тирана.

Какие бывают психологические игры взрослых людей

Эрик Берн описал множество психологических игр, в которые играют взрослые люди, в основном это деструктивные игры с негативными «выигрышами». Но есть, также и конструктивные игры, в том числе используемые психотерапевтами во время психологической помощи.

А также, существует множество психологических развивающих и обучающих игр, как для детей, так и для взрослых.

Правила психологической игры — формула

У любых игр есть правила. У психологической игры есть даже своя формула.

Тот, кто знает правила той или иной игры, а в нашем случае осознает их, тот имеет все шансы перестать играть и перейти к нормальным, естественным отношениям…не страдать, а радоваться жизни…

Игры определяются по степени интенсивности, а значит и опасности:

1-я степень — игра, о которой потом рассказывают знакомым;

2-я степень — игра, о которой обычно не хотят рассказывать (более тяжкие последствия);

3-я степень — игра, после которой можно оказаться в больнице, морге или тюрьме.

Формула неосознанной игры по Берну: Крючок + Клев = Реакция → Переключение → Смущение → Расплата («Выигрыш»), где:

Крючок — скрытое, обычно невербальное психологическое послание одного игрока другому. Например, игра «Соблазн», «Насилие» или «Динамо» третьей степени: Некая девушка всем своим видом и поведением показывает свою сексуальную доступность. Как бы забрасывает крючок…;

Клев — «заглатывание» крючка. Некий молодой человек улавливает ее приглашение к игре, т.е. клюет и попадает на ее крючок;

Реакция — он начинает к ней приставать, будучи подсознательно уверенным в ее доступности;

Переключение — она ему отказывает…он берет ее силой;

Смущение — Она — почему он меня изнасиловал? Он — что случилось, почему она хотела отказать?

Расплата — она в больнице…он в тюрьме…

При этой же психологической игре, но в первой степени, расплата была бы в виде набора негативных эмоций обоих игроков. Она могла бы сказать подругам, какой ей попался «козел». А он мог бы рассказать друзьям, какая она «коза».

Формула осознанной (хотя бы одним игроком) психологической игры: Слабость — Ловушка — Ответ — Удар — Расплата — Вознаграждение

Игры работающие по этой формуле («мышеловки») широко распространены в обществе. Например, самая популярная слабость многих людей — это Халява: желание бесплатного, скидок и акций, различных распродаж, легкого обогащения, чудо таблеток и мгновенного избавления от проблем и болезней, в том числе психологических…

И, конечно, вполне естественно (коли есть спрос на халяву), что находятся игроки (люди, осознающие эту игру), желающие поставить ловушку с «халявным сыром». Далее идет ответ (или клев), т.е. человек со слабостью хватает «бесплатный сыр».

Удар «мышеловки», обычно по карману, но иногда и по голове, не заставляет себя ждать.

Результаты: слабому игроку — расплата за халяву в виде негативных эмоций и пустого кошелька, а знающему игроку (чаще мошеннику) — вознаграждение, в виде реальных денег, ну или на крайний случай — в виде веселья…

Правда иногда, не в меру заигравшись и расслабившись, или плохо знающий правила игры, человек может попасть по действие первой неосознанной формулы, и оказаться в тюрьме (вспомните пирамиду «МММ»). Однако игрокам со слабостью от этого не легче.

Самый простой способ увидеть и проанализировать ролевую психологическую игру в отношениях — это представить ее схематично, в виде треугольника Карпмана.

Где люди, в семье, в любви, в дружбе или партнерстве ведут себя неестественно, исполняя по очереди одну из трех ролей: Спаситель, Преследователь и Жертва. (подробней)

Деструктивные психологические игры

Большинство из неосознанных или частично осознанных психологических игр в отношениях и взаимодействиях между людьми являются деструктивными для всех участников.

Эриком Берном и его последователями описано множество игр, в которые играют взрослые люди. Все они разделены на категории. Коротко о них…

Игры с самим собой
Например, когда человек надувает сам себя…что-то себе обещает (бросить курить, начать новую жизнь с понедельника и т.п.), но не выполняет, придумывая для себя кучу оправданий…

Семейные и супружеские игры
Например, когда жена играет Жертву, терпя побои и издевательства мужа, а потом переключается в Преследователя, делая из мужа Жертву — сдает его в полицию…

Или, например, когда мама играет в Спасителя, зашнуровывая обувь ребенку до старших классов, при этом делая его беспомощной жертвой, а через некоторое время ребенок из Жертвы переключается в Преследователя, и терроризирует маму, скажем, вымогая у нее пенсию на алкоголь или наркотики…

Сексуальные игры
Одна из популярных сексуальных игр описана в примере выше («Соблазн» или «Динамо»)…

Игры на вечеринках
Это большей частью сплетни и осуждения третьих лиц, а также популярнейшая игра «Почему бы Вам не… Да, но…», где один игрок как бы просит совета и помощи…другие в это время стараются и дают их…но в итоге он все отвергает, зачастую приводя в тупик беседу…

Игры на всю жизнь
Например, игра в алкоголика с созависимостью (соучастием) членов семьи.

Или игра в постоянного должника, который берет кредиты и никак не может их погасить…

Игры преступного мира
Например, кражи, надувательство и мошенничество…

Игры в кабинете психотерапевта
Например, когда клиент на приеме у психотерапевта, начитавшись википедии и представляя себя всезнающим, подсознательно настроен на то, чтобы не получить помощь. При этом он всячески саботирует работу психолога, например, играя в «психотерапевта».

Когда же он действительно, как и хотел, не получит помощи — он может сказать: «Я же говорил, что он мне не поможет…»…

Конструктивные психологические игры

Конструктивными игры могут стать лишь при их понимании и осознании. Некоторые перечисленные выше деструктивные игры можно переделать в конструктивные, а после этого вовсе выйти из игр и начать естественные отношения, особенно это необходимо во взаимодействии с близкими людьми.

Читайте также:  Внешнее, внешний мир - психология

К конструктивным играм относятся и лечащие, развивающие и обучающие психологические игры, для взрослых и детей.

Об этом читайте в следующих статьях. (Игротерапия (игровая терапия))

Важная особенность психологических игр — это повторение. Если Вы заметили, что у Вас повторяются или схожи какие-либо негативные события в жизни — значит Вы играете.

И если Вы сами не в состоянии выйти из игры, то Вам необходима психоаналитическая помощь

Воспользуйтесь услугами психотерапевта онлайн, и Вы начнете жить естественно, в союзе с собой и природой…

Психолог по телефону….психотерапия по скайпу…..скриботерапия по E-mail…

Обязательно ознакомьтесь с некоторыми плохими играми:

Источник: http://xn—-7sbabkauaucayksiop0b0af4c.xn--p1ai/psikhologicheskie-igry/psikhologicheskie-igry-v-zhizni-vzroslykh-lyudejj/

Почему жизнь игра или ваш выход дорогой друг

«Вся наша жизнь — театр…» Наверное, каждый человек хотя бы раз в своей жизни слышал эту известную фразу знаменитого английского поэта Уильяма Шекспира.

И многие, по праву, задумывались, а так ли это на самом деле? Действительно ли люди простые марионетки в огромном театре жизни, которых на протяжении всего существования дергают за нитки навязанных стереотипов и традиций общества? На самом ли деле то, что мы всего лишь исполняем уготовленную нам заранее роль? Почему жизнь игра?

Вся наша жизнь — театр, а люди в ней — актеры

Если подумать, то действительно, с этой фразой очень сложно не согласится. Ведь в зависимости от окружения у человека начинает меняться его поведение, манера общения. Он начинает полностью подстраиваться под определенное общество.

Представьте,  мы приходим устраиваться на престижную работу, нас приглашают на какую либо научную конференцию, или просто зовут на какой либо официальный прием. Тут мы играем роль воспитанных, сдержанных и интеллигентных людей.

Но в то же время, в кругу друзей мы можем позволить себе бурю эмоций, порой даже выпуская на волю нелитературные высказывания.

Легко можем смешить, спорить и просто душевно общаться, играя роль приятного собеседника и верного друга.

С любимым человеком мы хотим показать себя заботливым и родным.
А с родителями стараемся быть более сдержанными, дабы показать себя хорошо воспитанными, правильными и честными.

И в зависимости от нашего поведения, у остальных людей складывается мнение, особое личное впечатление о каждом из нас.  Оно, как правило, никогда не будет точным и абсолютно верным. Ведь люди, чаще всего, видят только одну грань нашего поведения. Например, отличный сын может быть ужасным сотрудником, а любящий муж — скучным приятелем.

В дополнение к этому, хочется сказать, что многим людям свойственно скрывать свои истинные эмоции от того или иного человека. Например, при своем начальстве люди играют роль исполнительного и послушного работника.

А в душе напрочь не переносят своего руководства и в корне с ним несогласны, но боязнь потерять свой источник дохода заставляет их «прогибаться» и во всем соглашаться. Но вот при ссорах с близкими, люди играют роль равнодушного и отреченного от всех проблем человека.

А на самом деле очень любят и переживают за них, желая как можно скорее вернуть отношения в прежнее русло.

Еще одно свойство природы человека, от которого, к сожаление, никуда не деться, это склонность к подражанию.

В психику человека с раннего детства начинают закладываться образы литературных и кинематографических героев, начинают появляться кумиры среди звезд и простых людей, которые их вдохновили и на которых они хотят быть похожими.

И вот тут начинается настоящая игра, которой при удачном исполнении может позавидовать и сам Станиславский, человек может заставить человека поверить в свои, не существующие на самом деле, взятые у других людей, черты.

Так что же получается, действительно ли нельзя понять человеческую натуру такой, какая она есть на самом деле? Неужели фраза «Вся наша жизнь — театр, а люди в ней — актеры» полностью отражает модель поведения в обществе? На мой взгляд, к сожалению, это так.

Но, как и в любом правиле, здесь есть немало исключений, и слава тем людям, которые при любых обстоятельствах сохраняют свое лицо, истинную натуру и никогда при смене окружения не подстраиваются под него, а продолжают говорить и действовать так, как им подсказывает сердце и данные какому-то определенному человеку обещания.

Мои страницы в социальных сетях

Источник: http://SchastliviyMir.ru/psychology/pochemu-zhizn-igra.html

Играем в жизнь | Саморазвитие | Наша Психология

Вот сидит маленькое существо в песочнице и, высунув язык, сосредоточенно что-то строит. Одно перевернутое ведерко, второе, потом стена между двумя башенками – да это же крепость! К песочнице лихо подруливает на трехколесном велике второй малыш. Некоторое время молча наблюдает, потом куда-то уезжает.

Возвращается с охапкой прутиков: «А я тебе деревья привез! Давай посадим!» Через мгновение мастерят уже вместе. Крепость ждали трудные времена: сначала прилетел дракон, а потом злые трансформеры. Но не беспокойтесь – «наши», конечно же, победили!

Наблюдать за детской игрой можно бесконечно.

С одной стороны, не перестаешь удивляться безграничной детской фантазии. А с другой стороны, дети очень забавно включают в свои фантазии элементы обычной жизни. Раненого дракона увозят из крепости на «скорой помощи». Но больше всего восхищает искренность, с которой дети погружаются в придуманный мир.

Сломанная песочная башенка вызывает настоящие слезы; а победа над злым трансформером – неподдельную радость.

Игра – это необходимый этап в развитии каждого ребенка. В возрастной психологии есть термин – «ведущий тип деятельности». Это такая жизненная активность, которая больше всего формирует наши личностные особенности, психические функции, включенность в общество и т. д. И чем активнее малыш играет, тем лучше будет развит и приспособлен к взрослой жизни.

Забавы для больших детей

Но разве мы перестаем играть, когда взрослеем? Пару лет назад в моей практике был забавный случай. На психологическую консультацию пришел отец семнадцатилетнего парня, который, по его мнению, слишком много играл.

При этом речь шла не о компьютерной зависимости, а об увлечении «настолками». Имелись в виду настольные ролевые игры, в которых есть сюжет, свой мир (сеттинг), фантастические персонажи.

Мужчину очень беспокоило, что сын «отупеет».

Я попросил парня кратко разъяснить отцу правила (а во многих «настолках» они сложнейшие; часто это инструкции на несколько десятков страниц). Разобраться в них непросто, но если уж получилось, то сразу +100 баллов к «интеллекту».

После третьего объяснения отец более-менее понял стратегию и тактику, после чего все его опасения рассеялись.

Но у него возник следующий вопрос: «Разве это нормальное занятие для взрослого солидного человека? Зачем на ерунду время тратить».

Я посоветовал ему расспросить коллег об их увлечениях. На следующую консультацию мужчина пришел с обескураженным видом. Ну, с молодыми сотрудниками все понятно – они еще не совсем взрослые. У одного пейнтбол по выходным, а у второго компьютерные «танчики» почти каждый вечер.

Руководитель оказался поклонником преферанса; начальник IT-службы – любителем «Ночных дозоров»; главный бухгалтер, женщина пенсионного возраста, созналась, что увлекается судоку. В общем, выяснилось, что играют все без исключения. Мужчина был растерян: «Меня такие занятия не привлекают.

Что со мной не так?»

Детские психологи сходятся во мнении, что юные дарования максимально эффективно усваивают материал именно в игровой форме. Современные настольные игры могут являться как учебным пособием, так и развлечением.

Например, «спящие королевы» или «код фараона» (для более взрослых математиков) отлично подойдут для развития навыков устного счета.

Увлеченный игровым процессом, ребенок решит десятки уравнений, за которые в обычной обстановке усадить его было бы проблематично. Да еще и потребует продолжения…

Помимо математики, с ребенком можно изучать историю и расширять его кругозор при помощи серии увлекательных викторин «таймлайн». Общаясь с ребенком и объясняя ему значимость событий для истории, родители могут наладить психологический контакт с подростком, развить коммуникативные навыки и увлекательно провести время в кругу семьи.

Кстати, настольные игры также эффективно развивают логическое и пространственное мышление, так необходимое в современном мире. Например, «сет» используют в качестве официального методического материала преподаватели западных учебных заведений.

А «скоростные колпачки», «барабашка» и «доббль» – реакцию и внимательность в процессе поиска отличий (все их можно найти в сети специализированных магазинов «Игровед»).

Несомненный плюс настольных игр в том, что их можно подобрать под конкретные задачи, при этом все без исключения благотворно влияют на психику ребенка, способствуют общению, создают уют в доме и помогают вернуть то «тепло семейного очага», которое мы потеряли, пав жертвой голубых экранов электронных устройств.

Стать больше себя

Хитрость в том, что игра может проникать в любой вид деятельности, маскироваться под нее.

К примеру, для старой девы, старающейся не упустить «последний шанс», построение отношений – это серьезное мероприятие, а для какого-нибудь пикапера – развлечение.

Многие люди играют «в жизнь» – в любовь, в творчество, в работу. Игра начинается, когда мы забываем про груз ответственности за конечный результат и максимально наслаждаемся самим процессом.

Есть два главных свойства любой игры, вызывающих интерес к ней и гарантирующих получение удовольствия. Первое – создание символической реальности.

Помните пример с детьми в песочнице? Возиться с прутиками неинтересно, а вот когда прутик превращается в дерево, которое нужно посадить рядом с крепостью – это уже совсем другое дело.

С помощью творческого воображения происходит удвоение реальности, каждый предмет получает дополнительный смысл, наполненный живыми эмоциями.

В любой профессии у «продвинутых» специалистов есть свой сленг. И это не случайно, потому что многие из них играют в свою работу – придумывают новые названия рабочим объектам, инструментам, ситуациям. Для профессионалов их работа – это всегда символическая реальность, и именно поэтому они справляются с ней играючи.

Второе главное свойство – максимальная концентрация внимания на том, что мы делаем. Это можно назвать «внутренней игрой». Например, если внимание спортсмена сосредоточено на указаниях тренера, результаты будут заметно хуже, чем если он максимально сфокусируется на каком-то элементе самой деятельности.

Когда мы играем, нам неважно, что про это скажут другие, нам нужно лишь соблюдать правила (то есть честно находиться в «удвоенной» символической реальности). Если мы максимально сконцентрированы, у нас возникает ощущение контроля над ситуацией. Это не просто придает уверенности в себе, но и помогает усваивать информацию, обучаться, добиваться намеченных результатов.

Получается, практически любую деятельность мы можем превратить в игру. Эта идея очень привлекательна, но способны ли мы на такое? Думаю, что да.

И в подтверждение своих слов хотел бы привести мысль философа Григория Померанца: «…в некоторых особых играх взрослый, как ребенок, чувствует себя образом и подобием чего-то высшего, свободным существом, царем вселенной. Такой игрой были религиозные обряды.

Такие игры – искусство, любовь; для математиков, чувствующих форму числовых символов, такой игрой может быть их наука и т. д. Эти особые игры взрослых – подражание миру, которого нет в пространстве и времени, миру, которого мы не знаем, – быть может, создание нового.

Они поднимают над будничным, дают чувство духовной бесконечности, они создали человека из животного и каждый день вновь создают его из праха».

Всегда в выигрыше

Вот как интересно все получилось – начали мы с песочницы, а добрались до высоких философских смыслов. Но какая польза может быть, к примеру, мне лично от каких-нибудь шахматных турниров с друзьями? Попробуем перечислить плюсы: отдых, тренировка интеллекта, развлечение, соревновательный азарт, приятное общение, поднятие своего престижа в случае выигрыша.

Согласитесь, этого уже достаточно для того, чтобы впустить игру в свою жизнь! Если речь о ролевых вариантах, то там еще и психотерапевтический аспект добавляется. Обычно мы выбираем именно те роли, которые позволяют нам реализовать скрытые желания, дают возможность на время «отключиться» от надоевших сторон нашей личности.

Читайте также:  Социальное поведение и его виды - психология

Эффект свободы (освобождения от реальности) есть у любой игры, но в ролевых он наиболее сильный.

Философы-постмодернисты уже с середины ХХ века говорят о том, что в современном мире все уже давно превратилось в символические объекты (симулякры), с которыми ведутся глобальные игры в культуре, политике, экономике и т. д.

Теория игр из скучной математики перекочевала в крайне занимательную прикладную поведенческую экономику. Антропологи и социологи изучают «игры обмена» в социальных отношениях, психологи – в межличностных.

Менеджеры паникуют из-за того, что классические модели управления людьми устарели, и в качестве одной из самых перспективных альтернатив называют игрофикацию труда.

Не стоит напяливать на себя маску очень взрослого и очень серьезного человека. Ведь все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица. Предлагаю играть искренне и радостно в любые интересные игры, благо выбор сейчас огромен. Играть в жизнь…

Одна из важных потребностей любого человека – жажда новых впечатлений, новых эмоциональных, физических и интеллектуальных ощущений. От наличия и «качества» этих самых впечатлений в нашей жизни зависит очень многое.

Например, наше собственное состояние: сначала приходит скука, а дальше недалеко уже и апатия, и депрессия. О том, к чему приводит скука в школе или на работе, знают все. Недаром в коучинге появилась идея «работы как внутренней игры».

Также и в отношениях, даже самых сильных и страстных, если люди перестают удивлять друг друга, отношения постепенно могут совсем сойти на нет.

Ради новых впечатлений мы готовы пожертвовать многим – талией (если переедаем), не виртуальной реальностью (если «живем» в компьютере), любовью. Чтобы получить новый адреналин в отношениях, мы можем их разрушать, устраивая скандалы, хотя могут возникнуть и измены… Стоит ли платить такую цену? Может быть, выбрать другую стратегию? Повеселиться, поиграть? Но – вместе!

Ирина УДАЛЬЦОВА,
индивидуальный и семейный психолог, персональный коучгаджетыиграемигрушкикомпьютерная игроманиянастольные игры

Источник: https://www.psyh.ru/igraem-v-zhizn/

Жизнь как игра

Любые личные роли или профессиональные роли предоставляют человеку почти безграничный простор для достижения самых разнообразных целей. В этом плане жизнь как игра чрезвычайно интересна и увлекательна.

Каждая такая цель предполагает необходимость совершения каких-либо действий, способных изменить окружающий человека мир. Реализуя какие-либо действия вы как бы возвещаете миру о том, что вы есть, что вы живете. Это и есть самая глубинная ваша ценность.

Ваша миссия реализуется только при достижении конкретных, а лучше даже сказать, конкретизированных действий, поскольку без  конкретики вы не сможете утвердиться в своем существовании.

Хотя выбор роли — это тоже игра. Роль — это не нечто застывшее в вашей жизни навсегда. Жизнь как игра предполагает, что вы всегда можете поменять роли или добавить новые. Но здесь и сейчас вам надлежит быть конкретным, т.е. следует выбрать конкретные роли.

Предположим, что вы для себя определились с такими ролями, как отец, писатель, исследователь, интеллектуал, друг, ученик. Сейчас самое время задать вопрос применительно к каждой роли по отдельности: «Как я узнаю о том, что я отличный _______________?»

Проведите тест для всех ролей поочередно. Полученные ответы окажутся отражением ваших самых глубинных ценностей. Когда вы выполняли упражнение 10, вы составляли список ваших глубинных ценностей. Теперь настало время вписать их в таблицу аналогичную той, которую вы видите ниже. Это необходимо сделать для того, чтобы убедиться в соответствии ваших ролей и ценностей друг другу.

Осознав собственные ценности и присвоив каждой из них какое-то название, вы получили возможность думать о них осознанно, а это в свою очередь предоставляет вам возможность использовать их в дальнейшем как некоторый стандарт поведения в определенной жизненной ситуации.

В противном случае вы начнете как бы распыляться между многими ролями и ни одна из них не окажется достаточно эффективной. Представьте себе, если бы во время спектакля актер вживался бы в роль то одного героя, то другого, то нес бы полную отсебятину.

Вряд ли бы искушенный зритель смотрел такой спектакль с удовольствием.

Итак, с ролями вы уже определились. Теперь следует как бы подключить к ним основные ваши ценности. Допустим, их у вас оказалось четыре: исполнительность, смелость, радость и любовь.

 Оценка эффективности роли с помощью таблицы показывает, насколько полно ваши ценности отражены в тех ролях, которые вы предпочли.

 Воспользовавшись составленной таблицей оценки ваших ролей, вы сможете легко проверить, как ваши ценности реализуются через исполняемые вами роли. В качестве оценок используйте буквы от А до Е.

Таблица оценки ролей

 Роли Глубинные ценности
 Исполни-тельность  Смелость  Радость  Любовь 
 ОтецВБАА
 ПисательАААБ
 Исследователь  ААББ
 ИнтеллектуалААВА
 ДругБВГБ
 УченикВГДБ

Идем дальше. Эта таблица дает нам также возможность составить список своего рода проверочных вопросов.

Самый общий вопрос такого плана будет звучать так: «Насколько находит отражение ценность __________ в моей роли _______?» Относительно первой выбранной роли — отца — возможна такая формулировка: «В какой степени в роли отца проявляется такая ценность, как исполнительность?» После проставления баллов вы обнаружите пары «роль-ценность». Так, из примера мы видим, что самой нереализованной оказывается роль «Ученик».

Теперь составьте точно такую же таблицу, но уже применительно к своим ролям и ценностям. Если вдруг окажется, что применительно ко всем своим ролям и ценностям вы поставили высший балл («А»), то добавьте в таблицу дополнительные роли и ценности.

Целью составления такой таблицы является запуск программы самосовершенствования. По жизни степень реализации глубинной ценности в той или иной нашей роли может существенно меняться, подвергаясь взлетам и падениям.

Но периодическое отслеживание ситуации с помощью приведенной таблицы позволит вам как бы «мониторить» ситуацию и вносить соответствующие коррективы в программу реализации миссии.

От этого ваше мастерство в исполнении той или иной роли будет только расти, благодаря чему жизнь как игра постоянно будет наполняться смыслом, радостью и интересными делами.

Читать дальше: Достижение цели

Назад: Социальные роли

Источник: http://zdips.ru/nlp-dlya-zdorovya/dostizhenie-tselej/102-zhizn-kak-igra.html

Жизнь как игра

Заслуживает внимания очень сильный отрывок из книги «Мастерские игры», написанной в пятидесятые годы XX века Робертом С. ДеРоппом: 

Прежде всего ищите игры, стоящие того, чтобы в них играли. Таков совет оракула современному человеку. Начав игру, играйте ярко и напряженно — играйте так, как если бы от этого зависела ваша жизнь и ваш рассудок. (А они действительно зависят от этого.) Следуйте примеру французских экзистенциалистов и напишите себе плакат со словом «вовлеченность».

Даже если «ничего» обозначает «что угодно», а все дороги помечены словами «нет выхода», продолжайте действовать так, как если бы ваши действия имели какую-то цель. Если жизнь не собирается предложить игру, стоящую того, чтобы в нее сыграть, тогда изобретите собственную.

Должно быть ясно даже тем, у кого разум замутнен, что любая игра лучше, чем ее полное отсутствие.

Но, несмотря на то, что можно с уверенностью и безопасностью играть в Мастерскую Игру, это не служит ее популярности. Она остается наиболее требовательной и сложной из игр, и в нашем обществе мало кто играет в нее.

Современный человек завороженный блеском собственных побрякушек мало связан с внутренним миром, интересуется миром поверхностным, но не внутренним А Мастерская Игра полностью играется во внутреннем мире, обширном и комплексном пространстве, о котором человек знает очень мало.

Цель игры — подлинное пробуждение, полное развитие дремлющих в человеке сил.

В эту игру могут сыграть лишь люди, чьи наблюдения за собой и другими привели их к определенного рода заключению, а именно, что обычное состояние сознания человека, которое по-другому называется бодрствующим сознанием, еще не высший уровень разума, какой доступен На самом деле это состояние безмерно далеко от истинного пробуждения, которое может быть названо Формой сомнамбулизма, состоянием «сна наяву». Как только человек приходит к такому умозаключению, он больше не может спать спокойно. Новая инстинктивная потребность развивается в нем, жажда истинного пробуждения ведущая к полному сознанию. Он понимает, что видит, слышит и знает только мельчайшую долю того, что мог бы видеть, слышать и знать, что он живет в самой бедной и запущенной комнате своих внутренних владений, что может попасть в другие комнаты прекрасные и наполненные сокровищами,  окнами, за которыми можно увидеть вечность и бесконечность. Одинокий игрок живет сегодня в культуре, чуть больше или же чуть меньше, но противостоящей целям, что он установил для себя. Культуре, не признающей существование Мастерской Игры и воспринимающей игроков как странноватых, подозрительных или даже немного сумасшедших. Таким образом, игрок оказывается в оппозиции культуре, в какой живет, и должен бороться против сил пытающихся остановить его игру еще до того, как она началась. Только находя учителя и становясь частью группы учеников, учителем собранных, игрок может найти воодушевление и поддержку.

Иначе он просто забудет о своей цели или станет скитаться по разным сторонам дороги и потеряет себя.

Достаточно сказать, что Мастерская Игра никогда не станет легкой для играющих в нее. Она требует всего, что есть у человека все его чувства, мысли, все ресурсы — физические и духовные.

Если он попытается сыграть вполсилы или попробует достичь результатов неузаконенными средствами, он рискует разрушить весь свой потенциал.

По этой причине лучше не вступать в игру вовсе, нежели играть в нее со смешанными чувствами.

У каждого из нас собственное представление о том, что значит жить полной жизнью и играть в мастерские игры. Осознав слова ДеРоппа и ваши собственные представления о мастерской игре, спросите себя: «Насколько сильно я сейчас вовлечен в суть моей игры? Как хорошо я в нее играю?».

Как знает каждый ребенок, жизнь — это игра, и основа этой игры ведет вас к действиям, которые интересны или нет, удовлетворяют вас или нет. Людям свойственно выбирать игру в самом начале жизни и затем оставаться в ней. Это может стать гипнотическим сосредоточением — притяжение, длящееся всю жизнь.

Обдумайте, как легко увлечься уводящими в сторону играми жизни -такими, как власть, слава или деньги. Они уводят нас на те пути, которые не призывают нас жить полной жизнью, а призывают лишь получать различные выгоды.

Например, легко увлечься игрой власти, цель которой предотвращать потерю контроля. Игра власти может быть захватывающей благодаря глубокому сосредоточению на контролировании вещей, которые она требует.

Как бы то ни было, контроль требует жесткости, и цена его — потеря гибкости, позволяющей жить полной жизнью. Подобным образом, если целью является слава, она требует определенного стиля жизни, рассчитанного на создание личности, пользующейся спросом.

Проходит время, но игра в славу совершенно не насыщает. Цель денежной игры, в которую играют миллионы, купить то, чего нет у другого.

Предрассудки, сопутствующие играм во власть, славу или деньги, взращивают негативное восприятие и цинизм и уводят людей от осознания их истинных целей, подлинных интересов и понимания уникального дара, которым является жизнь.

Подумайте, что другие жизненные игры приводят вас все ближе к пониманию себя. Например, семейная игра, игра сотворения и творчества, философская игра, игра познания, игра даров и вкладов, игра гармоничных средств и финансовых течений. Они могут принести вам лучшее, если вашей целью является движение к мастерству.

Так что такое мастерство?

Мастерство — это не что-то, к чему вы приходите «когда-нибудь». Мастерство — это состояние разума или способ бытия в тот момент, когда вы находитесь в ровном состоянии духа и четко осознаете, как формировать свой образ мысли, задавать вопросы и получать ответы.

Чтобы быть искусным в жизни, необходимо мастерство в таких ключевых областях, как теплота взаимоотношения и гибкость с другими и ощущение правильности внутри вас, не зависимо от того, что происходит во внешнем мире. Это требует фокусировки на равновесии, умении видеть и на мыслях о будущем.

Способность благодарить и по-настоящему прощать также взращивает мастерство и помогает справляться с пращами и стрелами жизненных падений и взлетов.

Стремиться к мастерству и в то же время вступить в мастерское состояние разума — это потребовать от себя использовать все возможности, которые преподносит жизнь, и начать жить с этого места.

источник: Мэрилин Аткинсон. Рае Т. Чоис «Внутренняя динамика коучинга»

Источник: http://lider-21veka.blogspot.ru/2015/04/blog-post.html

Ссылка на основную публикацию