Психика: взгляд о.и.моткова — психология

Психологическая культура в мозаике личности: результаты исследований(Мотков О.И.)

Психологическая культура является одним из аспектов личности человека, поэтому сначала кратко опишем наш подход к пониманию сущности личности.

Личность — это управляющий центр психики, ее командная часть, побуждающая, направляющая, организующая и регулирующая поведение по осуществлению потребностей и целей. Это управляющая программа жизни и развития, способная организовать саморазвитие личности и организма в целом.

Личность, как показали психогенетические и нейрофизиологические исследования, имеет биокультурную природу, ею и рождаются, и становятся (Мотков О.И., 2007; 2008).

Психологическая культура (ПК) — наработанная и усвоенная личностью система конструктивных способов, умений самопознания, общения, саморегуляции эмоций и действий, творческого поиска, ведения дел и саморазвития.

В развитом виде характеризуется высоким качеством самоорганизации и саморегуляции различных видов жизнедеятельности.

В пределах возможного, она выражается в хорошем самоуправлении динамическими характеристиками своих потребностей и тенденций, характерологических черт, отношений и ценностей, а также в оптимальном построении процессов их осуществления.

Это в первую очередь поведенческая, процессуальная составляющая жизни личности, проявляющаяся в ее реальных поступках, основанных на широком репертуаре выработанных умений владения собой.

Здесь есть и ценностный, мотивирующий аспект: для человека с развитой ПК важно вести себя оптимальным образом, всякий раз находить приемлемые для себя и других, экономичные способы поведения. Под словом «культурные» понимаются те схемы поведения, которые создаются с учетом как желаний и целей своей личности и своего организма, так и с учетом восприятия других людей и законов природы в целом. Другими словами, это разумные, произвольные поступки человека, организуемые его субъектом (его оперативным Я).

Конечно, имеют значение и знания человека о том, как лучше себя вести в различных жизненных ситуациях (Колмогорова Л.С., 1998, 2002).

Однако без их внутреннего принятия как значимых для себя, без превращения их во внутренние ценности, они остаются просто информацией, не имеющей особой значимости и, следовательно, не мотивирующей на совершение соответствующего поведения.

В развитии ПК (преимущественно в саморазвитии!) важно как стимулирование желания научиться вести себя оптимально, так и тренировка способов разумного поведения.

Итак, развитая ПК рассматривается как разумная самоорганизация и самореализация своих стремлений с учётом внутренних потребностей, возможностей, и особенностей окружающей среды.

Психологическая культура, наряду с оптимальным образом жизни и развитыми духовными ценностями, обеспечивает устойчивое гармоничное функционирование личности и является одновременно одним из его проявлений.

Она является важной частью общей культуры человека и его интегральной гармоничности, и служит, в конечном итоге, личностным средством оптимального осуществления желаний и целей личности, обеспечения «хорошей жизни».

Понятие «психологическая культура» по своему содержанию близко понятию «произвольность» культурно-исторической теории Л.С. Выготского.

Важно, однако, отметить, что ПК как выражение действия разума, действия субъекта, может проявлять себя частично и в неосознаваемых формах, и не обязательно с привлечением всякий раз механизма речи.

Опосредствование построения планов поведения и принятия решений, коммуникации, может идти и с преимущественным использованием зрительных и других образов и представлений, а также психомоторных схем и эмоциональных предпочтений.

Впервые определение понятия «психологическая культура» и методика ее изучения «Культурно-психологический потенциал» были описаны в моей книге «Психология самопознания личности» (Мотков О.И., 1993 — с. 8, 14, 15, 56-59, 89).

Оно по содержанию близко понятию «культура психической деятельности», представленному в книге по культурологии древнего Китая (Абаев Н.В., 1989).

Сегодня понятие ПК, иногда чрезмерно расширяемое и неверно отождествляемое с понятием «общая культура» личности, прочно вошло в сферу исследований личности и ее развития (Гумницкая А.В., Колмогорова Л.С., Лужбина Н.А., Мордвинова Е.В. и др.).

ПК является важным компонентом общей культуры и интегральной гармоничности личности.

Общая культура состоит из функционально необходимых для полнокровной, гармоничной жизни видов культуры человека, таких как нравственная, эстетическая, психологическая, физическая, познавательно-творческая и культура самогармонизации.

Она представляет собой интегральное личностное средство, систему способов поведения, помогающих организации оптимального поведения по удовлетворению широкого круга витальных и психологических потребностей (Мотков О.И, 2007, 2008).

Общекультурные побуждения также входят в набор базовых, природных мотивационных образований, имеют и противоположно направленные акультурные эквиваленты, часто изначально слабее выраженные (см. мою методику «Культурологические тенденции» — в книге 1993 года и на сайте http://psychology.rsuh.ru/motarticle91.htm).

Гармоничная личность имеет оптимально интегрированную внутреннюю динамическую структуру, оптимальную организацию процесса жизни и своего развития, оптимальную согласованность с внешним миром (Мотков О.И., 2010). Оптимальность различна для разных видов предметов и форм функционирования.

Возможны следующие типы оптимальных гармоничных соотношений: симметричный тип, асимметричные типы — золотого сечения и ценностный тип с более яркой асимметрией.

В гармоничной личности могут совмещаться все три типа оптимальных соотношений её параметров, в зависимости от вида рассматриваемых личностных характеристик.

Общая культура, при ее оптимальной выраженности, становится стержнем более широкой характеристики человека — личностной гармонии, которая включает в себя еще и гармоничный образ жизни.

Методика «Психологическая культура личности»

Это улучшенный вариант методики «Культурно-психологический потенциал» (см. Мотков О.И.,1999 и http://psychology.rsuh.ru/motkov.html/article13.rtf).

Испытуемому предлагается оценить силу шести видов психологических стремлений (18 пунктов по пятибалльной шкале А) и степень полноты их осуществления в каждодневной жизни (те же пункты по пятибалльной шкале Б).

Шкалы имеют градацию от очень слабой выраженности (1 балл) до очень высокой (5 баллов). Применение методики рекомендуется с 14 лет.

ИНСТРУКЦИЯ

Вам предлагается оценить силу своих психологических стремлений (по пятибалльной шкале А) и степень полноты их осуществления в каждодневной жизни (по пятибалльной шкале Б). Всего нужно ответить на 18 пунктов. Свой ответ выбирайте по шкалам возможных ответов А и Б.

Шкала А (оценка силы культурно-психологических стремлений):

1 — очень слабая; 2 — слабая; 3 — средняя; 4 — высокая; 5 — очень высокая.

Шкала Б (оценка степени осуществления психологических стремлений в поведении):

1 — очень слабая; 2 — слабая; 3 — средняя; 4 — высокая; 5 — очень высокая.

ПУНКТЫ МЕТОДИКИ «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ»

  1. Четко осознавать и понимать себя, свои желания, свой характер.
  2. Внимательно слушать другого, не теряя нити его размышлений.
  3. Гибко управлять своим настроением, желаниями и действиями.
  4. Смело пробовать себя в новом деле, в новых ситуациях.
  5. Разумно планировать свое время, работу с учетом условий и своих возможностей.
  6. Регулярно заниматься саморазвитием.
  7. Находить психологические причины своего настроения, своих ошибок.
  8. Сохранять спокойную речь и ясную голову в конфликтных ситуациях.
  9. Культурно, приемлемо для других людей, выражать отрицательные стремления и эмоции (например, агрессию и т.п.).
  10. Создавать оригинальные идеи, необычные образы.
  11. Точно выполнять обещания и деловые соглашения.
  12. Поддерживать хорошее состояние, развитие душевных и физических сил.
  13. Осознавать свое предназначение, жизненный путь.
  14. Ясно и уверенно высказывать свои мысли.
  15. Быстро реагировать на свое плохое состояние и находить способы его улучшения.
  16. Практически осуществлять свои новые идеи, создавать новые приемы работы.
  17. Доводить важное дело до конца, отдавать силы в основном главным целям.
  18. Самостоятельно преодолевать вредные привычки и развивать положительные.

КЛЮЧ.

По шкалам А и Б каждый частный фактор определяется по одним и тем же пунктам: Самопознание — № 1, 7, 13; Конструктивность общения — № 2, 8, 14; Психическая саморегуляция — 3, 9, 15; Творческое поведение — 4, 10, 16; Конструктивность в делах — 5, 11, 17; Гармонизирующее саморазвитие — 6, 12. 18; Психологическая культура в целом: 1-18.

Сначала подсчитываются средние баллы по каждому фактору по шкале А, затем — средние по шкале Б. Приоритетными являются поведенческие показатели степени осуществления психологических стремлений (данные по шкале Б).

Далее результаты соотносятся с таблицей №1 «Уровней гармоничности характеристик психологической культуры». В ней указаны диапазоны в баллах и процентах следующих уровней: Высокого (оптимального), Псевдовысокого, Среднего и Низкого.

Псевдовысокий уровень ставится в случае, когда большинство самооценок по шкале Б максимальны — по 5 баллов. Методика прошла полную процедуру стандартизации на выборке 75 чел. Определены нормативные данные (общая выборка — более 400 чел.), ее надежность и валидность. (Мотков О. И.

Методика «Психологическая культура личности» / «/Газ. «Школ. психолог», 1999, — № 15, с. 8-9. См. также: http://psyhology.rsuh.ru/motkov.htm, http://www.psychology-online.net/articles/doc-392.html).

Таблица 1. Уровни гармоничности характеристик психологической культуры ( диапазоны в баллах)

УРОВЕНЬГармоничность силы психологических стремлений(Хср ~ 3,95 балла)Шкала АГармоничность осуществления психологических стремлений(Хср ~ 3,25 балла)Шкала Б
Высокий4,31 — 4,653,61 — 4,50
Псевдовысокий4,66 — 5,004,51 — 5,00
Средний3,60 — 4,302,91 — 3,60
Низкий1,00 — 3, 591,00 — 2,90

Результаты исследований психологической культуры личности

1. Данные апробации методики изучения ПК (собраны мною, моими дипломниками и курсовиками).

Надежность методики определялась в группе 30 взрослых работающих испытуемых обоего пола с высшим образованием, 22 — 40 лет, методом тест-ретест, с перерывом между 1 и 2 обследованиями 20 дней (Марьина Н.В.). По общему показателю психологической культуры ПКб ρ1 и 2 =0,698, р

Источник: http://hpsy.ru/public/x5283.htm

Психика, сознание, воля

Психика — внутренние информационные процессы и структуры, осуществляющие ориентировку во внешнем мире, управление своим состоянием и поведением. Внутреннее информационное пространство, делающее человека адекватным для людей и жизни.

Психика — внутренний, субъективный мир человека. Его мысли, чувства и переживания, настроения и отношения, планы и мечты, ожидания и взгляды. Это мышление, восприятие, память, мотивы, чувства и эмоции, речь и внимание — все органы и функции, когда они происходят внутри нас.

Когда человек для тех же самых целей (для ориентировки во внешнем мире, управлением своим состоянием и поведением) начинает пользоваться чем-то аналогичным внешним — внешней памятью, внешним вниманием и внешними побуждениями, это психикой не называется.

В психике можно выделить управляющую и исполнительную часть. Управляющая часть психики — это то, что называют личностью в естественонаучном подходе. К исполнительной части психики относят мышление, речь и психомоторные процессы.

Сохранная и развитая психика

Сохранная и развитая психика — то, что обеспечивает адекватное поведение человека, возможность понимать окружающих и быть ими понятым. Нарушение психики выводит человека за пределы нормы. С другой стороны, высокое развитие психических процессов — памяти, мышления, речи, внимания — позволяет человеку быть более успешным и творческим. Смотри Психическое здоровье

Если воспользоваться метафорой прожектора, то прожектор психики направлен вовне и освещает внешний мир. Прожектор сознания направлен внутрь и освещает внутренний мир. А воля – это инструмент, который согласовывает психику и сознание.

Предположим, сознание говорит: мы должны идти вперед и вверх, а психика нам сообщает – эта вершина далеко, и путь к ней каменистый и через колючки. Между психикой и сознанием возникает конфликт, сознание настаивает, психика сопротивляется…

Тогда приходит воля, разбирается и принимает решение.

Психика и тело

Психика влияет на тело (соматику), тело — на психику.

Развитие психики

Психика присуще не всем живым организмом, а формируется только на определённой ступени биологической эволюции. На какой конкретно — специатисты спорят. То, что психика есть у животных и птиц — все согласны. Есть ли она у червей — сомневаются. О наличии психики у простейших и амеб говорят очень редко.

Взгляды на психику других интересных исследователей

По взглядам Ф.Е.Василюка, в типологии жизненных миров психика — это орган, инструмент ориентировки человека в трудном внешнем мире. От психики следует отличать сознание — орган, инструмент ориентировки в ценностях сложного внутреннего мира, и волю — то, что организует жизнь творческого человека в сложном внутреннем и трудном внешнем мире. Смотри Типология жизненных миров

По взглядам О.И.Моткова, психика — орган и система функций живого существа, отвечающие за целостное построение его оптимального поведения по удовлетворению изначально встроенных в него жизненных целей.

Критерий наличия психики для бихевиористов — возможность научения. Если червяк способен к научению — у него есть психика.

Соответственно, по результатам экспериментов, у червяков психика есть, но маленькая — научаются они слабо, долго и не надолго. Еще меньше психики у растений…

Источник: http://saitzl.wmsite.ru/zdorovyj-duh-i-mysli/psihika-soznanie-volja/

Современный взгляд на проблему изучения психики

Макарова Н. Г. Современный взгляд на проблему изучения психики [Текст] // Современная психология: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 8-10. — URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/34/2477/ (дата обращения: 23.05.2018).

Из огромного количества литературы можно судить о том, что проблему психики рассматривают, исходя из представлений о ней, в зависимости от направления или школы, включающих четкие позиции на ее изучение. Проведя контент-анализ на изучение психики, многими авторами (С.Л. Рубинштейн, А.Г. Маклаков, Б.Ф. Ломов, В.В. Никандров, В.А. Барабанщиков, А.Н. Леонтьев, Л.С.

Выготский и другие), она рассматривается как форма взаимодействия организма с окружающей средой, опосредованная активным отражением признаков объективной реальности; свойства высокоорганизованной материи; функция головного мозга; субъективный образ объективного мира.

Несмотря на существование различных подходов к вопросу о психике, можно отметить общее в них, беря в расчет разные взгляды отечественных и зарубежных ученых. Психика помогает человеку отразить окружающую реальность в виде психических процессов, психических состояний, благодаря свойствам личности.

Однако важно обратить внимание на то, что, безусловно, в психическом отражении присутствует субъективный опыт личности. Тем не менее, следует отметить, что все-таки существуют некие закономерные проявления психики, которые имеют единую основу для всех людей.

Проводя обзор современных источников на проблему изучения психики, можно сделать акцент на некоторых из них.

По мнению Маткова О.И. психика каждого человека определяется его потребностями, заложенными внутри, благодаря которым регулируется поведение и происходит его организация [4, с. 16].

На его взгляд, главным, на что нужно обращать внимание, говоря о психике, это об управляющей ее части, ориентированной на эмоционально-мотивационную сторону, а не подчиненной, то есть отражении. Многие ученые (У. Макдаугл, П.В. Симонов, Н.Ф. Добрынин, З.Фрейд, К.Левин, А Маслоу, Г. Мюрей, Э.Диси, М.

Читайте также:  Психокульт - психология

Линч и другие), в состав психики включают определенное количество потребностей, на основе которых формируется направленность и активность личности, без участия которых ни одна из коих не будет удовлетворена. Современные психогенетики, нейропсихологии ввели такие понятия как прапсихика, праличность (В.Ф. Петренко, М.И.

Лисина), означающие некоторые проявления психики родившегося ребенка, основанные как на базовых потребностях, так и характерологических и культурологических тенденциях, что является впоследствии движущей силой его развития, а соответственно «фундамент» потенциального развития личности с ее ориентирами и направленностью (метанаправленность).

Очень парадоксальным подходом к изучению психики является подход В.И. Панова, который опираясь на исследования ученых (В.А. Барабанщиков, А.И. Миракян, Е.А. Сергиенко, Ф.Т.

Михайлов и другие), приходит к выводу о том, что психику следует изучать как продукт, учитывая ее проявления, окружающую среду, условия, и невозможно ее рассматривать с точки зрения непосредственного процесса.

Причиной этому является то, что «психика предстает перед нами не в непосредственной своей данности, а в виде своих продуктных (результативных) проявлений» [6, с. 51].

Согласно выше указанным авторам, психику можно исследовать с позиции ее проявлений, посредством которых подобный процесс происходит именно в тот момент, когда она является предметом изучения. В связи с этим, на взгляд В.И. Панова, объектом исследования психика может быть только в том случае, если ее рассматривать в системе «человек-окружающая среда», так как источником развития будет служить человек с типичной для него биологической и социальной активностью, а не сама психика как таковая.

С подобной выше точкой зрения не согласен Д.И.

Дубровский, который в своих работах разъясняет, что мозг и психика тесно связаны между собой, и именно индивидуальные особенности психики проявляются, в зависимости от генетической предрасположенности человека, что определяет уникальность личности, развивающейся в находящейся социальной среде.

По его мнению, только два случая могут не соответствовать действительности относительно влияния среды на психику человека, это касается мозговой деятельности «идиотов» и «гениев», которые вне зависимости от своего нахождения не получат закономерного развития, так как оно идет по своим особенным законам [2, с. 131]. Опровергает Д.И. Дубровский и тезис, выдвинутый Ф.Т. Михайловым о том, что у детей «маугли» нет психики, так как, сравнивая их с обычными детьми, выросшими в обществе, им не было обнаружено одинаковых проявлений мозговой деятельности.

Кроме того, Ф.Т. Михайлов утверждает, что социальная роль играет колоссальное значение в развитии психики, так как стирает индивидуальные различия особенностей ее проявлений, отчего мозг детей одинаков, выросших в одной и той же среде, а это приводит к затруднениям в обозначении их термином «личность».

Приводя аргументированный довод в отрицание подобного тезиса Д.И. Дубровский пишет следующим образом: «Не понятно только, почему примерно одна и та же среда порождает такое поразительное разнообразие личностей, диаметрально противоположные характеры и склонности, несовместимые психологические свойства?» [2, с.

134].

Таким образом, Д.И. Дубровский обозначает уникальность развития психики в генотипическом ключе, но проявление их четко определяется и формируется в условиях социальной среды, в которых человек растет и развивается.

В противовес Д.И. Дубровскому в работе «Психика и мозг» (ответ Д.И. Дубровскому) Ильенков Э.В. при согласии с первым, что «хранимая личностью информация, все ее психические регистры так или иначе организованы в ее головном мозгу» [3, с.

145], указывает на другие факторы, влияющие на развитие личности (строение тела, физиология, ЦНС и другие). Более того, Ильенков Э.В. очень четко конкретизирует свое несогласие с позицией Д.И.

Дубровского по поводу значительного влияния уникальности генетических особенностей в структуре головного мозга, что отличает людей между собой. Он обосновывает свою точку зрения тем, что для проверки позиции Д.И.

Дубровского необходимо препарировать головной мозг только что родившимся младенцам, чтобы успеть посмотреть, что является генетически заложенным в структуре мозга, а не приобретенным впоследствии в социальной среде.

Ильенков Э.В. нашел причину различий между ними, заключающуюся в том, что среда сама по себе разная, и люди, находящиеся в ней отличны, но благодаря не абсолютному различию есть даже и сходства у них, основанные на культуре, за счет которой люди объединяются в группы, коллективы, семьи.

Появление психики происходит с момента возможности живого организма менять собственное поведение, в зависимости от условий среды. Как пишет И.И. Булычев в Вестнике ТГУ: «наиболее существенная черта психики как фундаментального целостного явления – субъективность, заключающаяся в индивидуализированном восприятии событий внешнего мира» [1, с. 10].

Автор в своей статье описывает структуру психики, содержащую три компонента: нуклеарно-нейронный (состоит из нервных клеток у самых простейших организмов: растений, вирусов, простейших одноклеточных, реагирующих элементарным способом на раздражители); безусловно-рефлекторный, основанный на истинктоподобном поведении (насекомые, млекопитающие, человек), передающемся наследственным путем и мало меняющемся, что является безусловным ограничением в постоянной меняющейся среде; условно-рефлекторный (низшие позвоночные, высшие животные, человек), благодаря которым организм приспосабливается к любым условиям окружающей среды. Как про данный компонент пишет И.И. Булычев: «чем сложнее живой организм, тем более он способен к сложному и разнообразному поведению и тем сложнее его условно-рефлекторная психическая активность [1, с. 15]. В работе автор указывает на то, что психика состоит из атрибутов или свойств, имеющих разный смысл, в зависимости от представленных компонентов. Таким атрибутом как код обладают живые организмы, находящиеся на нуклеарно-нейронном и безусловно-рефлекторном уровнях, а «сигналом» — на условно-рефлекторном.

Одним из основных подходов к изучению психики является субъектный подход (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский), заключающийся в том, что психика относится к субъекту, который самостоятельно выстраивает взаимоотношения с внешним миром. Вот как пишет по этому поводу В.А.

Барабанщиков: «любые психические явления и формы активности рассматриваются в конкретной отнесенности к тому, кому они принадлежат. Человек как субъект способен распоряжаться собственными ресурсами и, благодаря этому, строить свои отношения с миром.

Активность, самодетерминация, саморегуляция, саморазвитие и самосовершенствование – ключевые характеристики субъекта жизни, которые становятся предметом интенсивного исследования» [1, с. 2].

Теплов Б.М. считает, что психику возможно изучать только опосредовано, а именно, «к познанию самих психических процессов можно подойти только опосредовано, путем объективного наблюдения» — посредством фиксации и изучения внешних проявлений психики (в деятельности, в поступках, поведении, речевых реакциях человека) [5, с. 295].

Что касается зарубежных авторов на изучение психики, то К. Ясперс связывал психическое с мотивационной сферой и говорил в своей работе о том, что понять можно только отдельное описание феномена.

Вот, как он это обозначает: «Понимание охватывает отдельные психические качества и состояния, как они переживаются, последнее – восхождение психического из психического, как это движется при мотивационных взаимосвязях, контрастных влияниях, диалектических переменах, поворотах» [8, с. 255].

Понять подобное, по мнению К. Ясперса, можно только благодаря объяснению при помощи объяснительной психологии.

При рассмотрении учения Фрейда на счет психики можно заключить, что по нему протекание психических процессов детерминировано предшествующими явлениями, вне зависимости от сознательного или бессознательного характера. В известной книге Фрейджера Р., Фейдимена Д. «Большая книга Психология. Личность.

Теории, упражнения, эксперименты» написано: «Фрейд предположил, что душевная жизнь человека характеризуется непрерывностью и что всякая мысль и всякое поведение имеют значение. Он утверждал, что «простота» (nothing) носит случайный характер и менее всего свойственная психическим процессам.

Существует повод, даже многочисленные поводы, для каждой мысли, чувства, воспоминания или действия. Всякое явление вызывается сознательными или бессознательными намерениями и определяется событиями, которые ему предшествовали.

Кажется, что многие психические явления возникают самопроизвольно, однако Фрейд начал исследовать и описывать скрытые связи, которые соединяют одно сознательное явление с другим» [7, с. 33].

Рассматривая проблему изучения психики сегодня, важно сказать, что необходимо ее исследовать в рамках какой-либо категории, в контексте чего-либо.

Сам процесс психического отражения как таковой исследовать достаточно проблематично, так как у каждого человека оно проходит своеобразным способом.

Вторым моментом является то, как зафиксировать сам процесс психического отражения, не упустив не единой мелочи, которая может быть основным и главным звеном во всей цепочке.

Однако, если взять выборку из нескольких тысяч человек, посмотрев при этом, у них психические процессы, психические состояния и психологические свойства, по крайней мере, попробовать найти их закономерные проявления, что входит в состав психики, найдя общее в них в процессе получения результатов по итогам проведенных исследований.

Литература:

  1. Булычев И.И. О психике как фундаментальной философской категории // Вестник ТГУ (вып. 1), 1997.

  2. Дубровский Д.И. Мозг и психика (о необоснованности философского отрицания психофизиологической проблемы) // Вопросы философии. 1968 №8.

  3. Ильенков Э.В. Психика и мозг (о необоснованности философского отрицания психофизиологической проблемы) Вопросы философии. 1968 №11.

  4. Мотков О.И. Личность и психика. Сущность, структура и развитие. – Самара, ИД «БахраХ-М», 2008.

  5. Об объективном методе в психологии // Б.М. Теплов Избранные труды. М., Т.2, 1985.

  6. Панов В.И. Парадоксы изучения психики и возможность их преодоления // Национальный журнал №1 (5) 2011.

  7. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Большая книга Психология. Личность. Теории, упражнения, эксперименты, -Прайм ЕВРОЗНАК, 2008.

  8. Jaspers K. Allgemeine Psychopathologie. Heidelberg, (1913). 1948.

Источник: https://moluch.ru/conf/psy/archive/34/2477/

Психика человека – восьмимерный механизм

Психика — это системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении им неотчуждаемой от него картины мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.

2 16594 22 Июня 2013 в 00:54Психика – струны нашей души

Определений понятия Психика великое множество. Медицина, философия, психология и даже религия дают своё определение психики, объясняя на свой лад механизмы внутреннего мира человека.

Наиболее распространённым является определение А.Н. Леонтьева:

Психика — это системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении им неотчуждаемой от него картины мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.

Как любое свойство, психика проявляет себя только в процессе взаимодействия этой «высокоорганизованной материи» с другими такими же материями, то есть психика человека проявляется в обществе, в среде себе подобных.

Каждый из нас строит свою картину мира и образ себя в нём, и уже на основе этого меняет своё поведение, принимает решения и выполняет определённые действия для удовлетворения собственных потребностей.

Если психика есть отражение действительности, то почему так много вариантов этого отражения? Мы можем смотреть на один и тот же предмет и видеть совершенно разные вещи. Абсолютно по-разному понимать жизненные ситуации и поступки других людей, делать диаметрально противоположные выводы и совершать необъяснимые порой даже для себя действия.

Из каких кирпичей мы строим свои картины мира? Что выносим на первый план, а что оставляем для фона? И почему мы поступаем так, а не иначе? Что движет нами в принятии решений?

Сквозь восьмигранную призму системного мышления становятся видны механизмы функционирования человеческой психики.

Системно-векторная психология описывает принципы, согласно которым мы отражаем объективную реальность и выстраиваем свою картину мира, определяем своё место в существующем обществе и регулируем своё поведение и действия.

Любые психические процессы человека обусловлены его векторами. Каждый вектор означает одновременно наличие комплекса желаний, стремлений, целей и вместе с этим наличие необходимых для их реализации свойств.

Каждый поступок обусловлен соответствующим желанием и обеспечен конкретным свойством. Мы просто не в состоянии пожелать того, чего не можем осуществить.

Все наши желания и возможности полностью совпадают друг с другом.

Во времена первобытной человеческой стаи всё было просто – у каждого, за редким исключением, был один вектор, одна конкретная видовая роль, выполняя которую человек ощущал наслаждение, получал удовлетворение от своей жизни. Видовая роль представляла собой отдельную часть общей задачи по выживанию всей стаи. Только та стая, где выполнялись все видовые роли, имела возможность выжить и продолжить себя во времени.

Сегодня развитие человечества достигло такого уровня, что у каждого современного индивида присутствуют в среднем 3-5 векторов и более, в связи с этим психика человека значительно усложнилась, а психические процессы ускорились в разы. Несмотря на это в каждом векторе присутствуют все прежние желания, как и на заре человечества, изменились только способы их реализации.

Тот, кто раньше охранял пещеру и обучал мальчиков войне и охоте, сейчас преподаёт в вузе или занимается аналитикой. Тот, кто охотился и создавал запасы пищи, конструирует и совершенствует технологии. Кто любовался закатом и высматривал опасных хищников в саванне, занимается искусством или медициной.

Однако всех нас объединяет один общий принцип, одно желание, присущее всем людям, независимо от векторального набора.

Чего мы хотим? Все без исключения!

Любви, богатства, уважения, славы, внимания, покоя?.. Ответ прост: абсолютно все мы хотим наслаждения. Мы стремимся получать удовольствие от своей жизни, все наши поступки направлены только на это.

Каждый из нас имеет врождённый набор векторов – совокупность психологических свойств, определяющих наши желания, ценности, приоритеты. Реализуя свои желания мы получаем наслаждение, как результат сбалансированной биохимии головного мозга, ощущаем наполненность жизни, удовлетворение от собственных действий, счастье.

Отсутствие реализации природных потребностей ведёт к накоплению нехваток, дисбалансу биохимии головного мозга и возникновению негативных состояний психики – апатии, депрессии, страхов, фобий, обид, раздражительности, агрессивности и тому подобного. Такие негативные состояния заставляют нас наполниться любым способом, вплоть до архетипичного, только бы снять растущее напряжение.

Все мы стремимся к наслаждению, но никак не к страданию, именно это и толкает нас к действиям, а самое большое удовольствие мы можем получить, максимально реализуя свои качества на самом высоком уровне их развития согласно темпераменту современного человека. В каждом из восьми векторов свои желания и, соответственно, люди с разными векторами получают наслаждение от различных видов деятельности.

Психика кожника такова, что он с удовольствием сэкономит время, выполняя несколько дел одновременно.

Анальник же, наоборот, строго последовательно доведёт свою работу до идеала без оглядки на затраченное время и силы.

Читайте также:  Обращение и высказывание - психология

Уретральник всегда в первых рядах двигает свою стаю в будущее, чего бы это ему ни стоило, а для мышечника сливаются понятия пространства и времени в его любимом состоянии монотонии, в радости от физического труда.

Мы рождаемся для наслаждения, которое можем получить только реализуя собственные качества, то есть выполняя видовую роль. Тем самым мы приносим пользу обществу и делаем свой вклад в развитие всего человечества.

Частное наслаждение каждого из нас на самом деле намного объёмнее и значительнее, чем просто личная радость от хорошо сделанной работы.

Реализация векторальных свойств – процесс постоянный. Нельзя наполниться раз и навсегда, как невозможно наесться на несколько дней вперёд. Однако выполняя одни и те же действия, реализуя своё желание на одном и том же уровне, со временем мы обнаруживаем, что ощущение наполненности уменьшается. В чём же дело?

Покорение одной и той же вершины уже не приносит альпинисту того пьянящего чувства радости, как это было впервые. Теперь нужна более высокая скала.

«Лучше гор могут быть только горы, на которых ещё не бывал…» — как всегда точно подметил Владимир Высоцкий.

Каждое желание в каждом векторе требует своего удовлетворения. Частичное наполнение вызывает жажду более полной реализации, а полностью реализованное желание рождает удвоенное. После полной реализации одной потребности возникает новая, в два раза бОльшая и требующая удвоенных усилий для наполнения, но и дающая в итоге двойное наслаждение.

Жизнь это движение – усилия над собой, работа мысли, творческий поиск, созидательная деятельность, своего рода самосовершенствование, духовный рост без остановок в пути.

Кто-то стремительно движется по карьерной лестнице, кто-то становится профессионалом экстра класса, а кто-то, будучи топ-моделью, создаёт благотворительный фонд помощи детям.

Это и есть наполнение растущего желания в зрительном векторе – от модельного бизнеса, где для полного удовлетворения достаточно увидеть себя красивую на обложке журнала, до благотворительности, в которой возможна только отдача всего – своего времени и сил, эмоций, любви и сострадания, а наслаждение от такой реализации в разы полнее.

Безусловно, такой рост возможен только при исходно высоко развитом векторе. Реализация напрямую зависит от уровня развития векторальных свойств. Чем выше уровень развития, тем сложнее и объёмнее реализация и тем большее наслаждение человек может получить.

Желание «в себя», желание «наружу»

Наполнение векторов возможно двумя путями: вовнутрь, что означает получение удовлетворения напрямую в себя, это происходит на низком уровне развития вектора, и наружу, то есть во благо всего человечества, общества, коллектива, а потом уже себя, как члена этого общества. Отдача ради получения, созидание ради приобретения и наслаждения.

Реализация вовнутрь, для себя любимого – это архетипичный элементарный уровень психики, на котором могут быть удовлетворены наши желания. Он даёт маленькое кратковременное удовольствие, а значит требует постоянного повторения, чтобы наполнить нехватки хоть частично.

Архетипичная реализация кожного добытчика это воровство, то есть добыча любой ценой, обогащение себя за счёт других, в то время как высокоразвитый кожный вектор наполняется путём инженерии или законотворчества, получение того же самого имущественного и социального превосходства только уже за счёт повышения собственной ценности, как специалиста, увеличения своего вклада в развитие общества, создания социальных благ.

Сложная психика современного человека намного больше, чем мелкое наполнение от реализации первобытной программы. Взрослый человек не получит такого удовольствия от игры в куклы, как от работы над сложным проектом в коллективе.

Сила желания в каждом векторе или темперамент современных людей растёт с каждым новым поколением, поэтому определяющим в жизненном сценарии человека является ответ на вопрос – как высоко смогут развиться свойства векторов до пубертата. Два полюса кожного вектора это либо отъявленный мошенник, вор и проходимец, либо талантливый инженер-конструктор, организатор, экономист.

Любой из восьми векторов – это только набор свойств, желаний, ценностей и приоритетов, а каким путём мы реализуем их – от этого зависит наше место в социуме и объём наслаждения от реализации.

Реализация наружу требует большего приложения усилий, но вместе с этим даёт наиболее полное удовлетворение от жизни, так как это наполнение на самом высоком уровне, который, собственно, и соответствует уровню темперамента современного человека.

Счастливое отражение в зеркале

Картину объективного мира мы можем создать исходя из собственного видения реальности, понимания, что для каждого из нас наиболее важно и ценно а что имеет второстепенную значимость.

Наш взгляд на мир и своё место в нём определяют наши вектора. Инструментами деятельности психики современного человека являются врождённый темперамент, уровень развития и степень реализации природных качеств.

А механизмы функционирования психики – это принцип наслаждения, удвоение желания и реализация вовнутрь или наружу.

Психика является самым сложным и многогранным свойством современного человека, и чем больше вы знаете о принципах функционирования психики, чем больше понимаете себя, свои желания и возможности, тем больше у вас шансов сделать себя счастливым, и не на треть или половину, а на все 100%.

Статья написана по материалам тренинга Системно-векторной психологии

Источник: https://www.YBurlan.ru/biblioteka/psikhika-cheloveka-vosmimernyi-mekhanizm

Природа Личности Мотков О.И.. Мотков Олег Иванович Доцент кафедры психологии личности, кандидат психологических наук, преподаватель психологии Института. — презентация

1 Природа Личности Мотков О.И.<\p>

2 Мотков Олег Иванович Доцент кафедры психологии личности, кандидат психологических наук, преподаватель психологии Института психологии им. Л.С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета РГГУ в Москве. Доцент кафедры психологии личности, кандидат психологических наук, преподаватель психологии Института психологии им. Л.С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета РГГУ в Москве. Разрабатывает фундаментальные вопросы психологии, связанные с раскрытием сущности, структуры и общих закономерностей развития психики и личности у человека и животных. Разрабатывает фундаментальные вопросы психологии, связанные с раскрытием сущности, структуры и общих закономерностей развития психики и личности у человека и животных. По этой теме опубликованы книги «Природа личности» и «Личность и психика». По этой теме опубликованы книги «Природа личности» и «Личность и психика».<\p>

3 Книга «Природа Личности»<\p>

4 Картина Мира Мир одновременно обладает набором полярных качеств, объединенных общим временем и пространством: — вечен и конечен в отдельных своих предметах; — вечен и конечен в отдельных своих предметах; — всепредметен и конкретно предметен; — всепредметен и конкретно предметен; — единообразен и многообразен в своих характеристиках; — единообразен и многообразен в своих характеристиках; — двойственен и в то же время един, целостен; — двойственен и в то же время един, целостен; — изменяется, динамичен — и постоянен; — изменяется, динамичен — и постоянен; — креативен и стереотипен; — креативен и стереотипен; — стремится ко всеобщей гармонии и порождает дисгармонию. — стремится ко всеобщей гармонии и порождает дисгармонию.<\p>

5 Что такое психика? Ее общая структура и главные задачи Общая структура психики:<\p>

6 Сущность и структура личности<\p>

7 Общие законы развития психики и личности Процессы биологического созревания некоторых мотивационных структур, а также познавательных, психомоторных и речевых механизмов, аппарата Субъекта. Процессы биологического созревания некоторых мотивационных структур, а также познавательных, психомоторных и речевых механизмов, аппарата Субъекта. Процессы дифференциации и дополнения первоначальной психической и личностной структуры, первичных функциональных систем, новыми конкретизирующими их компонентами в ходе обучения, воспитания и самообучения. Процессы дифференциации и дополнения первоначальной психической и личностной структуры, первичных функциональных систем, новыми конкретизирующими их компонентами в ходе обучения, воспитания и самообучения. Процессы интеграции разрозненных личностных образований в единый ансамбль со своим стержнем, своими наиболее важными ценностями и стремлениями. Процессы интеграции разрозненных личностных образований в единый ансамбль со своим стержнем, своими наиболее важными ценностями и стремлениями. Процессы самогармонизации динамической структуры своих стремлений и ценностей, своих эмоциональных состояний и умений, своего поведения в различных ситуациях. Процессы самогармонизации динамической структуры своих стремлений и ценностей, своих эмоциональных состояний и умений, своего поведения в различных ситуациях. Почерк как отражение постоянных и текущих личностных состояний<\p>

8 Спасибо за внимание! ПИШИТЕ: Работы О.И.Моткова на сайте Института: Статьи на<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/490116/

Психология

Психология – это очень интересная, полезная и даже, можно сказать, ценная наука. Ведь изучает она не что-нибудь, а психическую деятельность человека, под которой мы понимаем множество различных процессов, протекающих в нашем сознании. Человек всегда был загадкой для себя самого. И в значительной степени он остается таковым и сегодня.

Мы пока еще слишком мало знаем о самих себе. Но несмотря на все таинство человеческой души и разума, психология существенно продвинулась вперед в области познания сущности человека. И это позволило нам узнать о себе много нового и интересного.

В этой статье, уважаемые читатели, я хочу рассказать вам о психологии все самое интересное, что вам о ней нужно знать, чтобы вы проявили интерес к этой науке и поняли, насколько она полезна для изучения.

И поскольку на этом сайте я буду выкладывать очень полезные статьи на тему психологии, затрагивающие абсолютно все аспекты человеческой жизни, то для меня очень важно, чтобы вы проявили серьезный интерес к моим трудам, которые, поверьте, принесут вам огромную пользу.

Я считаю, что психология в настоящий момент недооценена с точки зрения ее полезности, как для отдельно взятого человека, так и для общества в целом.

Может я и ошибаюсь, но судя по тому, с какими проблемами приходится сталкиваться многим людям в жизни и учитывая важность этих проблем – психологией вполне можно было бы заменить некоторые другие предметы в школе, чтобы готовить детей к жизни с ранних лет. Но, что есть, то есть. Мы знаем то, чему нас учили.

Но зато теперь, будучи взрослыми и разумными людьми, нам самим нужно начинать учить себя тому, что нам полезно знать. А знание психологии, повторюсь, очень полезно для жизни. И в этой статье я вам это докажу. Так что не поленитесь, внимательно дочитайте ее до конца, и вы начнете смотреть на жизнь совершенно другими глазами!

Психология это

Первым делом, друзья, давайте выясним, что такое психология. Психология – это наука о душе. Это если дословно ее переводить. Но современная психология не изучает душу человека, она изучает его психику. А психика человека – это его внутренний мир со своими законами становления и функционирования.

То есть, человеческая психика представляет собой систему субъективных образов реальности, которую мы и называем внутренним миром. У каждого человека свой внутренний мир, но при этом стоит заметить, что многое в наших внутренних мирах совпадает, поэтому поведение большинства людей в одних и тех же ситуациях является в значительной степени предсказуемым.

Таким образом, психология изучает внутренний мир человека с разных точек зрения, а если говорить точнее, то со всех возможных точек зрения.

Я же скажу так, чтобы вам было понятно, в чем заключается смысл психологии – психология – это ключ к познанию человеком самого себя, и он же, человек, по мнению многих мыслителей, с которыми я полностью согласен, является ключом к познанию мира. Познав себя, мы познаем мир, мы познаем все те процессы, которые в нем протекают.

В общем – это теория, но думаю, она очень близка к реальности. Ну а зачем нам познавать самих себя и тем более, познавать весь мир, вам, дорогие друзья, я думаю, объяснять не надо. Ведь это не только сила и власть, это еще и великое счастье – понимать, кто ты такой, в каком мире ты живешь и зачем ты вообще живешь.

Как часто люди задаются вопросом о смысле жизни? Лично вы, когда-нибудь задавали себе вопрос – в чем смысл вашей жизни? Мне кажется, что задавали. Ведь если вы проявили интерес к этой статье, то вам точно не безразлично, кто вы такой и зачем вы живете. Так вот, поверьте мне, многие люди задаются этим вопросом.

Я даже так скажу – любой разумный человек задается вопросом о смысле жизни. Почему? Потому что в жизни нам приходится переживать всякие мгновения, и хорошие, и плохие. Мы, по сути, каждый день боремся за выживание, мы к чему-то стремимся, преодолеваем преграды, сталкиваемся со всевозможными проблемами и задачами, страдаем, радуемся, испытываем боль и удовольствие.

Поэтому вполне естественно, что мы хотим знать – для чего, зачем нам все это нужно? Для чего нам бороться за выживание, зачем нам терпеть, страдать, унижаться, когда это необходимо, верить во что-то или в кого-то, надеяться на лучшее и постоянно быть готовыми к худшему, какова конечная цель процесса жизни, к чему и для чего мы движемся? Вот так мы и задумываемся над смыслом своей жизни и жизни вообще. А знаете, где находится ответ на этот вопрос? По мнению многих мыслителей – внутри нас самих. С этим утверждением сложно не согласиться, ведь поняв, кто мы такие – мы скорее всего поймем и то, для чего мы созданы. И для чего вообще весь этот мир создан – это мы тоже наверняка поймем, познав себя. И я уверен, что понимание всего этого, существенно упростило бы нам жизнь. Ведь в тот момент, когда эта самая жизнь не складывается, когда мы испытываем боль и страдания, когда вынуждены прилагать огромные усилия для элементарного выживания, очень хочется знать – ради чего нам жить. Да и вообще, чтобы успокоить свой разум, нам необходимо знать, какую роль играет каждый из нас в процессе бытия. Так что психология – это еще и достаточно таинственная наука, ведь она изучает во многом таинственный и малоизведанный внутренний мир человека, который таит в себе не меньше загадок, чем вся Вселенная. А возможно даже и больше. Поэтому ее стоит изучать. Но, давайте посмотрим, что дает нам психология с практической, а говоря еще точнее, с бытовой точки зрения. Все-таки, всем нам нужно каждый день решать массу бытовых проблем и задач, и поэтому мы должны понимать, как психология нам может в этом помочь.

Читайте также:  Навыки универсального действия - психология

Зачем нужна психология

Так вот, зачем нужна психология? Так ли важно ее изучать, тратя на это свое время и силы, в ущерб другим наукам? Друзья, я мог бы привести для вас целый список тех преимуществ, которые вы получите, если начнете изучать психологию человека.

Но я скажу проще, чтобы вы уловили самую суть данного вопроса и сами могли сделать правильные выводы, отталкиваясь от нее. Знание психологии поможет вам принимать больше правильных решений в жизни, причем даже в тех областях, которые никакого отношения к психологии не имеют.

Начиная с покупки чего-либо в магазине и заканчивая выбором партнера для совместной жизни – вам всегда нужно делать выбор, как правильно поступить. Ваши решения зависят от вашего выбора, а от ваших решений зависит ваша жизнь. А ваш выбор от чего зависит? От вашего понимания его закономерности.

А это понимание в свою очередь зависит от вашего знания и понимания самих себя, то есть, от знаний психологии.

В этом мире есть свои закономерности, в которых нужно уметь ориентироваться и которые нужно правильно понимать, чтобы применять знание этих закономерностей для достижения запланированных результатов. Это путь к тому, что вы можете считать успехом для себя.

Вам нужно понимать, уж если не все, то многие важные для жизни процессы, которые происходят в нашем мире в различных областях. Зная, что из чего следует – вы сможете принимать правильные решения, минимизировав количество совершаемых в жизни ошибок, что позволит вам гораздо чаще приходить к нужным вам результатам.

А уж какие результаты и в каких областях вам нужны, это, повторюсь, решать вам. То есть, вы сами решаете, в чем вам необходимо добиться успеха. И исходя из этого – вы изучаете соответствующие вашим целям и желаниям процессы и закономерности.

Каждая наука изучает определённые процессы – физика одни, химия другие, биология третьи, математика четвертые, астрономия пятые и так далее. Наука необходима нам для того, чтобы объяснить устройство мира и понять имеющиеся в нем закономерности.

Психология, а заодно и социология, и многие другие общественные науки – изучают процессы, позволяющие понять закономерность поведения человека, а также причины и цели его поведения. Другими словами, мы изучаем психологию для того, чтобы понимать принцип работы человека, и чтобы уметь нужным нам образом влиять на эту работу.

Вообще, я считаю, что изучать по возможности нужно все. Мне вот, например, все интересно знать. Но на все меня, к сожалению, не хватает. Поэтому, поскольку наши возможности в познании мира все-таки ограничены, то предпочтение лучше отдавать всему тому, что более остального влияет на нашу жизнь.

Насколько сильно психология влияет на нашу жизнь? Ну, если так подумать, то с людьми нам в жизни приходится сталкиваться очень часто. И уж тем более, нам постоянно приходится иметь дело с самими собой. Поэтому понимать причины своего и чужого поведения, а также уметь влиять на него, на мой взгляд очень важно.

Следовательно, психология сильно влияет на нашу жизнь. Здесь еще можно провести очень актуальную на мой взгляд аналогию с инструкциями к различным приборам, устройствам, технике.

Скажем, если вы хотите узнать, как правильно пользоваться стиральной машиной – вы изучаете прилагаемую к ней инструкцию, верно? Зная, что и как надо делать – вы делаете это правильно, и все работает так, как вам надо. С людьми дело обстоит аналогичным образом.

Зная, как себя с ними вести, как на них, а заодно и на себя влиять – вы можете добиваться от себя и от других людей нужных вам результатов. Поэтому можно сказать, что психология – это своего рода инструкция к человеку. И от того, насколько хорошо вы будете ее знать, будет зависеть ваше умение управлять собой и другими людьми.

Важно это для нас? Я считаю, что да. Во всяком случае для меня, гораздо важнее знать, как работает человек, чем, скажем, как работает тот же атомный реактор. Просто с людьми мне приходится гораздо чаще иметь дело в жизни, чем со многими другими вещами, и уж тем более с атомным реактором.

Поэтому я хочу именно в людях лучше всего разбираться, а уже затем, по возможности, и во всем остальном. Я очень уважаю: физику, математику, геометрию, географию, медицину и многие другие очень интересные и несомненно полезные науки. Я люблю все гуманитарные науки. Но предпочтение отдаю именно психологии, так как она для меня важнее. Это мой выбор. Я так хочу. Вы же, разумеется, вольны сами решать – что и почему вам знать важнее.

Если взглянуть на этот вопрос еще шире, то я считаю, что психология нужна нам для того, чтобы делать свое и чужое поведение таким, каким оно должно быть, чтобы мы жили в гармонии и счастье. Чем лучше мы будем понимать себя и окружающих, тем спокойнее и благополучнее будет наша жизнь, тем разумнее мы будем себя вести по отношению друг к другу.

Психология помогает нам увидеть себя такими, какие мы есть и одновременно, она позволяет нам понять, какими мы можем стать, если будем определенным образом работать над собой. То есть, психология – это постоянно обновляемая инструкция к человеку, в зависимости от самого человека.

Есть люди, которые находятся на примитивном уровне развития, у них свое видение мира, свои правила, своя закономерность поведения. Есть более развитые и сложно мыслящие люди, с менее понятным и предсказуемым поведением и непростыми правилами жизни. У них свое видение мира, свои ценности, свой подход к тем или иным делам.

Так что люди могут быть очень разными, но при этом они должны уметь уживаться друг с другом, потому что они друг от друга зависят. А без понимания других людей, нам сложно с ними ужиться, а понимание требует от нас принятие тех, кто не такой, как мы, кто не похож на нас.

Одного только этого достаточно, чтобы понимать, насколько полезной является психология. А значит, ее по возможности необходимо изучать, всеми доступными способами. А способов этих сегодня полно!

Как изучать психологию

Теперь давайте поговорим о том, как можно и как нужно изучать психологию. Разумеется, с помощью этого сайта, как же еще. Шучу. А вернее, преувеличиваю.

Мой сайт, безусловно, очень сильно поможет вам в изучении психологии человека, но одного его недостаточно, потому что одних моих усилий не хватит на то, чтобы раскрыть для вас психологию полностью, хоть я и буду стараться это делать. К тому же, никогда не стоит полагаться только на один источник при изучении чего-либо.

Всем без исключения людям свойственно ошибаться – это первое. Второй – каждый отдельно взятый человек способен хорошо изучить тот или иной вопрос с одной или нескольких точек зрения, но не со всех. Что-то мы все упускаем из поля своего зрения, это неизбежно.

Мир слишком сложен, и даже одно конкретное направление в науке, как, например, психология – является очень глубоким и может изучаться разными людьми по-разному. Поэтому и знания каждый человек дает только такие, какие может дать в силу своих возможностей. Так что я с вами предельно честен – изучайте психологию по разным источникам.

В первую очередь – это, конечно, книги и статьи, а также видео уроки и аудиозаписи. Статьи полезны прежде всего тем, что позволяют сильно сэкономить время, так как вмещают в себя выводы, сделанные авторами этих статей на основании прочтения нескольких книг. Но при этом каждая статья может не так полно и подробно объяснять что-то, как это делает хорошая книга.

Также вы должны понимать, что успех в изучении чего-либо зависит от плавности вхождения вами в изучаемую тему. Читая статью или книгу по психологии, вы должны понимать, о чем идет речь в этой статье, книге. Это очень важно.

В каждой книге и статье есть темные и светлые пятна, то есть, те области, которые человек понимает [светлые пятна] и которые не понимает [темные пятна]. Так вот, светлых пятен должно быть больше, чтобы вы легко усваивали изучаемый материал.

Темных пятен совсем избежать очень сложно, что-то мы всегда недопонимаем, когда о чем-то читаем, даже если читаем мы очень вдумчиво, потому что можем некоторые моменты пропустить мимо своего внимания. Но этих темных пятен должно быть намного меньше светлых. Иначе пользы от чтения не будет.

Поэтому, есть очень простое правило, которого вам необходимо придерживаться, изучая психологию. Если вы открыли книгу и не понимаете того, что в ней написано – закройте ее и отложите в сторону. На данный момент, это плохая книга для вас, потому что она непонятная.

Возьмите другую книгу по той же теме, но попроще, чтобы вы понимали, о чем в ней пишется и начните изучение предмета с нее. То же и со статьями – не читайте те статьи, которые не понимаете, оставьте их на потом, когда ваш уровень понимания повысится и вы сможете понять, что в них написано. Проще говоря – двигайтесь от простого к сложному, и вы сможете изучить все, что вас интересует, в частности психологию.

Что касается изучение психологии с помощью других людей, с помощью учителей, то если вы найдете себе хорошего учителя, то для вас это будет очень хорошо. Учить что-либо с помощью других людей намного проще, чем учиться самому. При этом совершенно необязательно для изучения психологии поступать в университет.

Многие из них отстали от жизни и поэтому учат слишком долго и недостаточно гибко. Часто в них используются устаревшие программы и методы обучения, в результате чего учащимся дается много лишней и не самой важной информации, что усложняет и удлиняет процесс обучения, но при этом не делает его более качественным. Но при этом, в хорошем университете, вас, конечно, многому научат.

Поэтому, если время и возможности позволяют вам учиться в университете, в хорошем университете – это очень важно, вы, конечно, можете пойти этим путем. Но если вы хотите быстрее вникнуть в самые важные для жизни азы психологии – лучше учить ее самостоятельно, либо с помощью личного учителя, который подберет для вас подходящую программу и позволит вам очень быстро ее освоить.

На мой взгляд – это проще и быстрее. Вообще, для экономии времени и сил, перед тем как что-то изучать – ставьте перед собой как можно более конкретную цель – что и для чего вы хотите изучить. Скажем, при изучении психологии – определитесь, для решения какой, самой важной для вас на текущий момент задачи вы ее хотите изучить.

И исходя из этого подбирайте себе соответствующие материалы для изучения. То есть, подойдите к изучению психологии с самой важной для вас на текущий момент стороны. Точность – вот что важно. Чем точнее вы будете в своих планах, тем быстрее вы их реализуете.

А вообще, по опыту вам скажу, что изучать психологию очень интересно, поэтому порой и не замечаешь, как далеко ты продвинулся в этом деле, читая одну книгу за другой. Так что главное начать, а дальше все само собой наладится, ведь чем интереснее предмет изучения, тем легче его изучать. А психология, повторюсь, очень интересная наука, потому что она полезна для жизни.

Вы сразу сможете начать применять в своей жизни полученные знания по психологии и получать реальные результаты в самых разных областях, хоть в отношениях с другими людьми, хоть в делах связанных с заработком денег. Помнится, когда я полностью осознал пользу психологии – я влюбился в эту науку.

Ну и напоследок, хочу сказать вам, дорогие друзья, что на этом сайте я буду выкладывать материалы [статьи] по психологии таким образом, чтобы они, во-первых, легко вами усваивались, во-вторых, носили прикладной практический характер, то есть, чтобы все полученные на этом сайте знания вы могли применить в своей жизни, и в-третьих, чтобы каждая статья была так или иначе связана с другой статьей – это существенно повысит усвояемость материала и даст вам максимально полное представление о психологии и ее влиянии на нашу жизнь. Так что, друзья, читайте мой сайт, и ваша жизнь гарантированно изменится к лучшему, потому что психология – это действительно большая сила!

Источник: https://psichel.ru/psihologiya/

Ссылка на основную публикацию