Переживание и тип личности — психология

Типы характера и личности человека

Переживание и тип личности - психология

Главная / Саморазвитие

Выявлением различных типов личности занимаются такие науки, как социология, психология, соционика и даже информатика, и каждая из них предлагает особые классификации. В результате многих исследований, учёные стали замечать, что чётких границ между типами не существует.

Поэтому, чтобы определить к какому из типов относится тот или иной человек, нужно выяснить, какие из характеристик типов личности человека в нём преобладают.

Из статьи вы узнаете, о том,  как в психологии людей делят на типы: какими темпераментами и типами личностями обладают люди.

Классификация людей по темпераменту

Одним из первых решил заняться типологией личности человека отец медицины ─ великий Гиппократ. Именно он стал основоположником типов личностей в нынешней психологии. Как известно, у него была обширная клиническая практика, благодаря которой он имел возможность проводить множество количественных исследований.

Это и помогло ему определить некую связь между темпераментом человека и его здоровьем. Поскольку Гиппократ был сторонником материализма, то он стал искать связь между темпераментом и количеством содержания в организме одной из четырёх жидкостей: крови, лимфы, чёрной и жёлтой жёлчи.

Исходя из этого, он предложил четыре основных вида темперамента:

  • сангвиник
  • меланхолик
  • флегматик
  • холерик.

В организме сангвиников согласно теории Гиппократа преобладает кровь, во втором типе – чёрная жёлчь, в третьем – лимфа, а в четвёртом – жёлтая жёлчь. К этим предположениям медики относятся скептически, потому что великий учёный не оставил объяснений, как же ему удалось это определить.

Какими же качествами обладает каждый из вышеназванных типов?

Меланхолик считается самым «слабым» из типов личности человека. У него ослаблены как тормозные, так и возбудительные механизмы, что делает его сверхчувствительной личностью. Он может часами переживать даже за что-то незначительное.

Меланхолики часто находятся в подавленном настроении, склонны к депрессиям. Подробнее о том как справиться со стрессом. Среди них часто встречаются неврастеники.

 Они зачастую скрывают свои эмоции, что приводит к развитию нервных и психических нарушений, способствующих развитию у них заболеваний желудка, печени, сердечно-сосудистой системы, а также онкологии.

Холерик же является «безудержным» типом личности. Он обладает хоть и сильным, но неуравновешенным характером. Ему присущи вспышки гнева, ярость, истерия, неуживчивость с окружающими людьми.

Холерик чаще других страдает болезнями жёлчного пузыря и печени. Определить этот тип среди толпы — несложное дело. Ведь он, благодаря активной жестикуляции и быстрым движениям, сразу же бросается в глаза.

Он импульсивен, суетлив, не может спокойно стоять на месте.

Сангвиник – это самый «живой» тип личности. Он очень силен, уравновешен, постоянно находится в действии, инициативен. Это типичный случай человека-перфекциониста и максималиста.

Он не умеет отдыхать, тревожен, боится не успеть, допустить ошибку, очень требователен к себе и к окружающим — все это может стать причиной стрессов.

Наиболее часто встречающимися у сангвиника заболеваниями являются болезни сердечно-сосудистой системы, нередки инфаркты и инсульты.

Флегматик относится к «спокойному» типу. Люди этого типа уравновешены и инертны. Они берегут себя, стараются не расстраиваться по пустякам, философски смотрят на все проблемы. Им не присущи проявления гнева, ярости, раздражения.

Вот почему флегматики болеют реже, чем другие типы. Но не дай бог, им заболеть — это будет длиться долго. Определить их в толпе также довольно легко: во время аврала, паники и всеобщей суеты они безучастны и сохраняют спокойствие.

Тем не менее у флегматиков чаще, чем у других типов встречается язва желудка.

Социальные типы личности

В социологии типы личности рассматриваются как некие продукты, которые произошли в результате переплетения социальных, экономических, исторических, культурных условий жизни общества. Как и в психологии, здесь встречаются множество различных типологий личности, предложенных известными социологами.

Согласно Максу Верберу классификация людей на типы должна происходить в соответствии с их социальным действием, то есть степенью рациональности.

Ввиду этого, различают два основных типа человека: рационалист и иррационалист.

А вот Эрих Фром делит людей на рецептивных, то есть пассивных (люди, которые готовы подчиняться), эксплуататорских — те, кто пользуется чужим трудом, и накопителей (люди с преобладанием рыночного характера).

Социология также предлагает следующие типы личности:

  • традиционалисты
  • реалисты
  • идеалисты
  • гедонисты
  • фрустрированный тип

К первому относят человека, который нацелен на порядок, закон, долг и дисциплину. Он инертен и не стремится к самореализации и самосовершенствованию. Реалисты, наоборот, стремятся к самореализации. Вместе с этим они также не лишены чувства долга, умеют контролировать себя и не впадать в панику.

Идеалисты – это борцы с выработанными веками нормами поведения. Они стремятся к независимости. А гедонисты – это люди, которым совершенно наплевать на то, что творится в обществе. Для них главное – получать удовольствие от жизни. При этом их желания сводятся только к материальным удовольствиям.

Чтобы определить является ли человек гедонистом — просто загляните к нему домой. Если в доме есть все, кроме телевизора, а если он и есть, но предназначен исключительно для просмотров фильмов и клипов, то — это точно гедонист. Что же касается последнего типа, то эти люди отличаются низкой самооценкой.

Они ощущают себя лишними и выброшенными из общества. Именно такое отношение к самому себе делает человека изгоем, и бомжом.

Личность в соционике

Во второй половине XX века возникла новая теория – соционика, согласно которой человеческие типы определяются в соответствии с тем, как в людях сочетаются следующие признаки: интроверсия и экстроверсия, логика и этика, рациональность и иррациональность, сенсорика и интуиция.

Сегодня популярно делить людей на экстравертов и интравертов, то есть личностей, которые либо погружены в себя (интраверт), либо готовы к общению и взаимодействию с окружающими (экстраверт). Наиболее видным представителем данной теории является Х.

Айзек. Кстати, классификация Юнга, предложенная ещё во второй половине XIX века, в принципе, есть одно и то же, что и типология Айзека.

Только Юнг называл эти типы иначе: «Инь» (люди, обращённые внутрь себя) и «янь» (те, кто ориентирован на окружающий мир).

Рационалы и иррационалы также являются в корне противоположными типами. Для рационалов на первом месте находится разум, а также приятные в обществе традиции, в то время как иррационалы постоянно стремятся к совершенству, к новшествам. Они настоящие новаторы, первооткрыватели. Иррационалы отличаются нестандартностью своих мыслей, они креативны и оригинальны.

Этиков, так как и рационалов очень волнуют принятые в обществе нормы, но в этом случае — моральные. Им очень важна форма и внешняя сторона вещей.

Среди них большие ценители красоты, искусства, причём в традиционном понимании, а вот логики, больше ориентируются на логические утверждения, которые соответствуют истине.

Для них важнее всего докопаться до сути проблемы, внести ясность.

Интуиты любят рассматривать полученную информацию в соответствии со временем и наблюдать за процессом развития событий. Интуиты отличаются рассеянностью, они могут не заметить даже очевидных вещей, если те их не интересуют в данный момент времени.

На большинство вопросов они любят отвечать: «поживём — увидим». Сенсорики же стараются сортировать информацию не во времени, а в пространстве. Для них очень важны полученные ими ощущения. Среди сенсориков немало ценителей искусства и природных красот.

Для них очень важно то, что происходит здесь и сейчас, а что будет дальше – их не заботит.

Типы личности в конфликтных ситуациях

Как говорится, истинное лицо человека можно увидеть именно в конфликтной ситуации.

В зависимости от того, как люди ведут себя в состоянии конфликта, выделяют следующие типы личностей:

  • Человек-демонстратор
  • Ригидная личность
  • Неуправляемая личность
  • Сверхточная личность

Для демонстратора жизнь – не что иное, как театр, а он в ней — актёр. Он постоянно желает привлечь к себе внимание окружающих.

И его совершенно не волнует, что именно о нём думают или говорят, лишь бы говорили. Люди этого типа часто становятся зачинщиками конфликта. Из них получаются прекрасные провокаторы и экстремисты.

На любом митинге или демонстрации обязательно найдутся люди-демонстраторы.

Ригидные люди отличаются мнительностью и подозрительностью. Если они и конфликтует, то только потому, что кого-то в чем-то подозревают.

Они обладают высокой, даже завышенной самооценкой, и когда видят, что к ним окружающие относятся с недоверием, то это начинает их беспокоить, что и приводит к конфликту.

Эти люди нуждаются в постоянной лести и похвале, вместе с тем они очень благодарны тем, кто к ним хорошо относится.

Неуправляемые люди порой не могут справиться со своими эмоциями и поступками. Они очень импульсивны, агрессивны, гневливы. Среди них часты случаи девиантного поведения. В конфликте они полностью выходит из-под контроля, и могут навредить как самому себе, так и окружающим людям.

Полной противоположностью данному типу является сверхточная личность. Эти люди держат все под контролем, они очень внимательны и осторожны. Из них, естественно, получаются лидеры, которые готовы контролировать не только себя, но и массы. Тем не менее, эти люди очень болезненно относятся к неудачам.

Помимо конфликтных типов также, существует бесконфликтный тип. Однако это вовсе не означает, что они миролюбивы и добры. Просто такие люди слишком робкие, поэтому-то и стараются избегать конфликтов. Они не умеют отстаивать своё мнение, права, поэтому всегда остаются в тени.

Кроме вышеперечисленных теорий классификации личности человека также существуют и другие. Однако не надо забывать, что человек уникален, и каждый из людей обладает особым характером, присущим только ему.

Источник: https://kladvsebe.ru/samorazvitie/tipy-xaraktera-i-lichnosti-cheloveka.html

Типы переживания личности и особенности восприятия субъектами произведений искусства

Типы переживания личности и особенности восприятия субъектами произведений искусства

УДК 159.923

ББК Ю945.4+Ю811 :Ю937

ТИПЫ ПЕРЕЖИВАНИЯ ЛИЧНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ СУБЪЕКТАМИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА

Н.А. Нохрина

Проведен анализ различных психологических подходов к пониманию категории переживания и классификации типов переживания, рассматриваются результаты исследований связи типов переживания и эффектов восприятия произведений искусства.

Ключевые слова: переживание, типы переживания личности, жизненный мир, восприятие произведений искусства.

В современной психологии одним из направлений теоретических и прикладных исследований является изучение особенностей восприятия искусства, которые традиционно связываются со способностью личности к переживанию. Л.С.

Выготский утверждает, что человек обращается к искусству в критических точках своего жизненного пути.

Искусство помогает субъекту обрести «орудие переживания» для творческого преодоления чувства, неосуществленного в своей жизни, но приобретенного через искусство, и преобразовать это чувство в важный внутренний опыт человека [4].

Искусство содержит огромный потенциал человеческого опыта, смыслов, ценностей, восприятие и понимание которых может приводить к актуализации внутренних ресурсов личности. Переживание личности в благоприятных условиях также стимулирует актуализацию внутренних ресурсов личности, благодаря чему может осуществляться личностное развитие человека.

Продуктами работы переживания личности будут душевное равновесие, осмысленность, умиротворенность, новое ценностное сознание — продукты внутренние и субъективные. Процесс переживания, с одной стороны, может развивать личность, помогая пересмотреть устаревшие ценности, обрести новый смысл.

С другой стороны, переживание может обладать деструктивным потенциалом, лишая человека сил, энергии, творческого вдохновения.

https://www.youtube.com/watch?v=Z7hF3uttPW0

Переживание рассматривается A.B. Петровским и М.Г. Ярошевским как одна из базисных категорий психологии. Включение переживания в категориальный аппарат психологии подчеркивает его значимость. Переживания личности соотносятся с метапсихо-логической категорией чувства, которое имеет событийный характер, выражая неповто-

Читайте также:  Научение - психология

римость и значительность различных явлений во внутренней жизни личности [9].

Переживание личности — это индивидуальный процесс. У каждого человека процесс переживания при восприятии произведений искусства происходит по-разному в зависимости от контекста ситуации восприятия.

Наличие разных интерпретаций и особенностей восприятия произведений искусства показывает, что каждый наблюдатель выделяет какой-либо аспект произведения в зависимости от разных контекстов той ситуации, в которой воспринимает произведение. Это явление Р. Арнхейм называет «перцептом в контексте».

Воспринимающий субъект, интерпретируя символы произведения, соотносит их с психологическими и социальными контекстами, вследствие этого восприятие искусства разными людьми вариативно [1]. Восприятие искусства личностью связано с ее особенностями, в том числе и с типом переживания.

Рассмотрим теоретические основания исследования переживания личности как явления, опосредующего процесс восприятия произведений искусства и обусловливающего его вариативность.

Переживание личности: от эмоциональных явлений к деятельности

Психологические исследования переживания личности проводятся в различных контекстах: как явление эмоциональной жизни; как некоторый регулятор деятельности, позволяющий осуществлять выбор мотивов; как деятельность, направленная на переосмысление существования человека.

Переживание рассматривается С.Л. Рубинштейном как одна из важнейших характеристик психики, как критерий принадлежности содержаний сознания субъекту и понимается как «любое эмоционально-окрашенное

явление действительности, непосредственно представленное в сознании субъекта и выступающее для него как событие его собственной индивидуальной жизни» [12].

Благодаря переживанию субъект приобретает возможность соотносить себя с миром, присутствовать и действовать в нем.

Явления действительности предстают в сознании субъекта как эмоциональные репрезентации мира, через переживания и рефлексию которых он и обретает свою субъектность [11].

Переживание, согласно А.Н.

Леонтьеву, понимается как некоторый регулятор деятельности, позволяющий субъекту сознательно осуществлять выбор мотивов своей деятельности: «переживание — это стремления, желания, хотения, непосредственно представляющие в индивидуальном сознании процесс осуществляемого субъектом выбора мотивов и целей его деятельности и тем самым способствующие осознанию отношения личности к происходящим в ее жизни событиям» [7]. Человеческая жизнь рассматривается А.Н. Леонтьевым как совокупность различных видов деятельностей, совокупность мотивов, потребностей, целей субъекта. Переживание в этом случае помогает человеку осуществлять выбор между разнонаправленными тенденциями и регулировать деятельность в случае столкновения мотивов.

Предметом теоретических исследований Ф.Е. Василюка выступает переживание в критических для человека ситуациях жизни.

«Переживание — это деятельность, возникающая в ситуации невозможности достижения субъектом ведущих мотивов его жизни, крушения идеалов и ценностей и проявляющаяся в процессе преобразования психологического мира человека, направленном на переосмысление его существования» [3].

В результате подобной деятельности переживание субъекта изменяется и преобразуется смысл его жизни, увеличивается смысловое принятие и обеспечивается высокий уровень осмысленности бытия.

Человек обретает свои личностные качества в процессе взаимодействия с миром через осмысление специфичности и индивидуальности своего бытия. Соответственно, жизненный мир человека является основой для становления человеческой субъективности.

Жизненный мир человека включает два аспекта — внешний мир и внутренний мир. По мнению Ф.Е. Василюка, внешний мир субъекта может быть рассмотрен с использованием двух характеристик — «легкость» или «трудность». Легкий внешний мир субъекта гарантирует немедленное и полное удовлетворение любой потребности человека. Трудность

внешнего мира субъекта состоит в том, что блага, необходимые для жизни, не даны непосредственно, внешнее пространство насыщено преградами, сопротивлением; главным способом преодоления преград внешнего мира у человека становиться предметная деятельность. Внутренний мир субъекта Ф.Е.

Василюк рассматривает с использованием двух характеристик — «простота» или «сложность». Простота жизни субъекта понимается как ее односоставность, наличие единственной потребности или единственного жизненного отношения у человека. Сложность внутреннего мира человека понимается как наличие у него нескольких пересекающихся жизненных отношений.

Описанные жизненные миры актуализируют установки, определяющие тот или иной тип переживания личности [3].

Типы переживания личности: психодинамический и деятельностный подходы

Проведенный анализ выявил два основных подхода к классификации типов переживания, один из которых рассматривался в русле психодинамической традиции, другой — в деятельностной.

Согласно типологии переживания, разработанной Ф.Е. Василюком в рамках деятельностного подхода, выделяются четыре типа переживания личности: гедонистический,

реалистический, ценностный и творческий, которые соответствуют жизненным мирам субъектов, рассмотренным ранее [3].

При гедонистическом переживании субъект игнорирует реальность, искажает и отрицает ее, формируя иллюзию удовлетворенности и сохранности нарушенного содержания жизни.

Субъект живет в легком внешнем мире, а внутренний его мир — простой. Критическая ситуация, соответствующая гедонистическому переживанию субъекта — стресс.

В этом случае, человек для преодоления критической ситуации использует психологические защиты.

При реалистическом переживании субъект принимает реальность с ее барьерами, препятствиями, приспосабливая к ее условиям динамику и содержание своих потребностей. Субъект существует во внешне трудном жизненном мире, и внутренне простом мире.

Критическая ситуация, соответствующая реалистическому переживанию субъекта, — фрустрация. Основой процессов переживания личности в этом мире является механизм терпения, который субъект подчиняет принципу реальности.

Субъект использует механизмы совладания с критической ситуацией.

При ценностном переживании субъект

Н охри на Н.А.

Типы переживания личности и особенности восприятия ___________________субъектами произведений искусства

признает противоречащую или угрожающую ценностям реальность, но не приемлет ее, отвергает, превращая бытие в предмет интерпретации и оценки.

Ценностное переживание у личности с внешне легким и внутренне сложным миром осуществляется за счет ценностно-мотивационных перестроек.

Критическая ситуация, соответствующая данному типу переживания субъекта, — внутренний конфликт. Основой процессов переживания личности в этом мире является механизм выбора.

При творческом переживании субъект строит новую жизненную реальность. Для внутренне сложного и внешне трудного жизненного мира человека специфической критической ситуацией является кризис, который выступает как поворотный пункт жизненного пути личности.

Творческое переживание человека чувственно-практически, действенно преодолевает его противоречивое отношение к свершившемуся событию своей жизни. Субъект принимает сложность внутреннего мира и справляется с трудностями внешнего мира.

Нереализуемое прошлое содержание жизни человек не только сохраняет благодаря творческому переживанию, но и продолжает строить новую жизненную реальность в замыслах и делах. Основой процессов переживания личности в этом мире является воля.

В рамках психодинамического подхода рассмотрим классификацию типов переживания, разработанную Г. Роршахом. По мнению

Н.К. Рауш де Траубенберг, истоки представленной классификации находятся в психодинамической традиции, но в настоящее время данная классификация используется многими авторами в самых различных направлениях [10].

Г. Роршах выделил две основные установки, одна из которых была обозначена как «интроверсия», а другая как «экстратензия». Главное отличие интроверсивности от экстра-тензивности заключается в большей зависимости личности от внутренних переживаний, чем от внешних впечатлений.

Личность с выраженной интроверсией, согласно Г. Роршаху, обладает хорошо развитой функцией воображения, ее интересы определяются больше внутренней жизнью, чем внешней средой.

Это люди с выраженной интеллектуальной активностью и инициативой, стабилизированной эффективностью, с малым кругом общения, но интенсивными контактами. Личность с выраженной экстратензией, по мнению Г.

Роршаха, высокочувствительна к своему окружению, она характеризуется репродуктивным типом интеллекта, лабильной эффективностью, хорошей приспособляемостью к своей среде [2].____________________________

Различные сочетания установок интро-версии и экстратензии задают четыре типа переживаний: экстратенсивный, интроверсив-ный, амбиэквальный и коартивный [2, 10].

Индивиды с экстратензивным типом переживания (при высоком уровне экстратензии, низком уровне интроверсии) эмоциональны, возбудимы, воприимчивы, спонтанны в контактах.

Индивиды с интроверсивным типом переживания (при высоком уровне интроверсии, низком уровне экстратензии) поглощены своей личностью, способны отстраниться от реальности, хорошо разбираются в себе, способны к рефлексии, творчеству.

Индивиды с амбиэквальным, или расширенным типом переживания (у субъекта присутствуют как экстратензивные, так и интроверсивные тенденции), обладают широким мировоззрением, богатым внутренним миром, высокой способностью к развитию собственных ресурсов, они легко и пластично контролируют выражение аффективных нагрузок. Коартивный, или суженый тип переживания (низкий уровень интроверсии и экстратензии), характеризуется бедностью воображения, недостаточным развитием способностей, стереотипностью деятельности [2].

В рассмотренных подходах Ф.Е. Василюка и Г. Роршаха тип переживания понимается как глубинное личностное образование, которое определяет глобальный характер взаимодействия человека с миром, в том числе и в ситуации восприятия субъектом произведений искусства.

Исследование типов переживания личности в исследованиях по психологии искусства

Тип переживания личности опосредует процесс восприятия произведений искусства. Обратимся к исследованиям, где были обнаружены связи между типом переживания и спецификой восприятия произведений искусства. В данных работах представлены типы переживания, классифицированные Г. Роршахом.

В исследовании, проведенном В.Г. Грязе-вой-Добшинской, изучалось влияние авторских произведений киноискусства на субъектов, воспринимающих эти произведения.

Интеллектуально-творческие возможности воспринимающих, в том числе тип переживания, обусловливают влияние символических произведений постмодерна.

Было установлено, что некоторые персонологические эффекты влияния авторских кинофильмов (рефлексия усиления активности субъектности, рефлексия усложнения пространства внутренних об-

разов, усложнение взаимодействия субъекта с миром) связаны с интоверсивным и амбиэк-вальным типом переживания. Следующие персонологические эффекты как упрощение пространства внутренних образов, рефлексия снижения потенциалов взаимодействия субъектов с миром связаны с экстратензивным типом переживания [5].

В исследовании Л.Г. Риккер и В.Г. Грязе-вой-Добшинской, посвященном изучению специфики восприятия человеком массового и авторского кино, выявлялись взаимосвязи особенностей восприятия субъектом персонажей в кинопроизведениях и типом переживания личности.

В результате обнаружилось, что восприятие произведений разного вида кино связано с некоторыми личностными особенностями в представленных выборках, одно из которых является тип переживания. Выраженность интроверсивного типа переживания способствует лучшему пониманию авторского кино.

Коартивный тип восприятия связан с большим пониманием произведений массового кино [6].

В исследовании Е.И. Наливайко выявлялось психологическое воздействие научно-фантастических фильмов на самопознание индивидуальности личности. У людей с ин-троверсивным типом переживания более вероятна, чем у людей с другими типами переживания, рефлексия смыслового отношения к воздействию произведений киноискусства, или познавательный интерес [8].

Проведенные исследования соотносят восприятие субъектами произведений искусства с типами переживания по классификации, предложенной Г. Роршахом. Перспективным направлением дальнейших исследований выступает изучение соотношения особенностей восприятия субъектами произведений искусства и типами переживания по классификации, разработанной Ф.Е. Василюком.

Изучение типов переживания личности позволяет объяснить широкую феноменологию эффектов воздействия произведений искусства и специфику процессов их восприятия субъектом. Это позволит в практической психологической работе более точно отбирать произведения искусства для их восприятия субъектами с разными типами переживания, что будет способствовать эффективной актуа-

лизации процесса переживания личности. Актуализация процесса переживания приводит к гармонизации личности, что, соответственно, ведет к личностному росту и ее самосовершенствованию.

Литература

1. Арнхейм, Р. Новые очерки по психологии искусства / Р. Арнхейм. — М. : Прометей, 1994. — 321 с.

2. Белый, Б.И Тест Роршаха. Практика и теория /Б.И. Белый. — СПб.: Дорвалъ, 1992. -200 с.

3. Василюк, Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций / Ф.Е. Василюк. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 200 с.

4. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л.С. Выготский. — М.: Смысл, 1986. — 326 с.

5. Грязева-Добшинская, В. Г. Феномены субъектности в современном искусстве / ВТ. Грязева-Добшинская // Вопросы психологии. — 2006. -№1. — С. 93-104.

6. Грязева-Добшинская, В.Г. Специфика восприятия символических форм межличностной общности в произведениях массового и авторского кино / В.Г. Грязева-Добшинская, Л.Г. Риккер // Социальная психология творчества. — Челябинск: Изд-во ООО «Полиграф-мастер», 2006. — С. 99-109.

7. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н Леонтьев. — М.: Политиздат, 1975.-304 с.

8. Наливайко, Е.И. Культурно-мифоло-гические основания системы личностных воздействий научно-фантастического кинофильма / Е.И. Наливайко // Социальная психология творчества. — Челябинск: Изд-во ООО «Полиграф-мастер», 2006. — С. 110—122.

Читайте также:  Море и песок - школа свободы - психология

9. Петровский, A.B. Основы теоретической психологии / A.B. Петровский, М.Г. Яро-шевский. -М.: ИНФРА-М, 1998. — 525 с.

10. Рауш де Траубенберг, НК. Тест Роршаха: практическое руководство /

НК. Рауш де Траубенберг. — М. : Когито-

Центр, 2005. — 255с.

11. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. — СПб.: Изд-во «Питер», 2000. — 320 с.

12. Рубинштейн, С.Л. Человек и мир / С.Л. Рубинштейн. — СПб. : Питер, 2003. — 512 с.

Поступила в редакцию 10 апреля 2010 г.

Нохрина Наталья Анатольевна. Аспирант кафедры общей психологии Южно-Уральского государственного университета: natana7@mail.ru.

Natalya A. Nokhrina. Postgraduate student of the Chair of General Psychology, South Ural State University: natana7@mail.ru.

Источник: https://psibook.com/articles/tipy-perezhivaniya-lichnosti-i-osobennosti-vospriyatiya-subektami-proizvedeniy-iskusstva.html

Что такое психотипы личности и какие они бывают?

Психотипом личности называют совокупность черт характера с точки зрения психологии. Правильное определение психотипа поможет не только лучше понять самого человека, но и найти к нему необходимый подход.

Основная теория

Нет единой системы критериев и оценок, с помощью которых можно вывести одну актуальную классификацию психотипов. Наиболее популярной считается теория Карла Юнга, которая основывается на функциях психики и установках. В первую очередь он выделил шкалу интроверсии и экстраверсии.

Энергия интровертов направлена внутрь. Активному общению с окружающим миром такой человек предпочтет развивать себя и провести время с самими собой. Интроверт же активен и с удовольствием «расточает» собственную энергию на окружающих его людей.

Также К. Юнг использовал в своих работах понятие «функция личности». К ним он относил ощущение и мышление, интуицию и чувство.

ФункцияОписание
ОщущениеФункция восприятия окружающего мира посредством всех органов чувств.
МышлениеФункция, с помощью которой данные, поступающие сведения, информация приобретает логический образ и имеет связь.
ИнтуицияВосприятие с помощью бессознательного.
ЧувствоОсновывается на индивидуальных оценочных суждениях, которые формируются на личном опыте.

В зависимости от преобладания той или иной функции, их комбинации и психологической установки он выделил 8 психотипов личности.

Они нужны не только для исследования и упорядочивания огромного разнообразия психологических особенностей, но и является прекрасным подспорьем для практикующего психолога.

Типы, основанные на экстраверсии

  1. Экстравертный мыслительный тип. Такие люди склонны к систематизации информации.
    Они образованы, умны, обладают острым аналитическим умом. Среди таких личностей часто встречаются политики, грамотные администраторы, начальники, ученые и высококлассные юристы. Их жизненная позиция четкая, они могут быстро и правильно оценить внешнюю ситуацию и подстроиться под нее.

    Тогда как им достаточно сложно выразить свое субъективное мнение по какому-либо вопросу. Глубокий самоанализ пугает этих людей, они предпочитают не оставаться надолго наедине со своими мыслями. Он убежденно верит в идеалы, в других людей.

    В сущности люди экстравертного мыслительного психотипа стараются поместить все разнообразие окружающего мира в единую интеллектуальную формулу. Они направлены на понимание, а не «прочувствование» мира. Поэтому религиозные вопросы часто им не понятны;

  2. Экстравертный чувствующий тип. На первый план у таких людей выступает чувство и ощущение окружающего мира.

    Такой психотиптип личности чаще встречается у женщин. Они больше чувствуют окружающие мир, чем анализируют его. За счет такого мироощущения такие люди имеют массу друзей и знакомых, с которыми могут общаться практически круглосуточно, не ощущая дискомфорта. Экстраверты не склонны к «самокопанию», поэтому свои чувства им выразить и объяснить бывает тяжело.

    Чрезмерная эмоциональность, наряду с желанием постоянного общения иногда может становиться проблемой;

  3. Экстравертный ощущающий тип. Такие люди максимально объективно воспринимают окружающий мир в момент «здесь и сейчас», они взаимодействуют с окружающим миром с практической точки зрения. Их переживания сложно назвать опытом.

    Личности такого психотипа больше склонны к действиям, а не планированию; их сложно назвать амбициозными или честолюбивыми;

  4. Экстравертный интуитивный тип. Интуитивное восприятие мира делает таких людей зависимыми от внешних факторов и ситуаций.

    Они постоянно находятся в поисках чего-то нового, обладают тонким чутьем и зачастую способны заранее предугадать изменения в окружающих условиях. Однообразие и рутина никогда не прельщает людей такого психотипа. Новые возможности прельщают таких людей, они склонны начинать новые проекты, но также часто меняют их на что-то более привлекательное.

Основанные на интроверсии

  1. Интровертный мыслительный тип личности отличается склонностью к субъективности и анализу информации. Однако, их усилия направлены «внутрь» и управляются субъективным фактором. Поступки и суждения таких людей не подкреплены идеями извне. Они осторожны, расчетливы, даже бережливы.

    Для таких людей перемены в жизни начинаются с упорядочивания мыслей и идей в голове, а только потом до внешних обстоятельств;

  2. Интровертный чувствующий тип чаще встречается среди женщин. Именно к ним
    применима пословица «в тихом омуте черти водятся». Такие люди молчаливы, скрытны, часто создают впечатление меланхоликов.

    Их мысли, настоящие мотивы скрыты от посторонних. Люди такого типа много времени проводят в анализе собственных ощущений;

  3. Интровертный  ощущающий тип относится к и ррациональным психотипам личности. Это объясняется тем, что такие люди принимают решения на основе сиюминутных обстоятельств.

    Они руководствуются силой внутренних ощущений, которые вызывает определенная ситуация. Низкая способность к рациональному анализу и составлению реальных прогнозов являются слабыми сторонами такой личности;

  4. Интровертный интуитивный тип встречается чаще среди мистически ориентированных людей. Их интуитивное восприятие направлено внутрь, на анализ собственного сознания.

    Это творческие люди, которые придают большое значение образному мышлению, творческому подходу. Они не способны к построению сложных логических конструкций и нередко считаются неприспособленными к реальной жизни.

Акцентуация личности

Психологи разделяют несколько типов личности или видов акцентуации. Тип личности – это совокупность черт характера, которые определяют не только поведение индивида, но  его стиль жизни и поведение в социуме.

В практической психологии и психотерапии используются типы акцентуации характера, которые вывел и систематизировал Андрей Личко.

В чистом виде каждый тип встречается достаточно редко, но при наличии необходимых навыков можно определить у человека ведущий тип акцентуации.

тип личностиОписание
Гипертимный типТакие люди обладают повышенной активностью, легковозбудимы, отличаются жизнерадостностью. Они активны, ведут достаточно успешный и разнообразный образ жизни, легко сходятся с людьми и принимают на себя роль лидера. Их неутолимая жажда деятельности, кипучая энергия привлекает окружающих и делает таких людей душой компании.Однако, они нередко бросают начатое дело и быстро теряют ко всему интерес. Нередко их поступки продиктованы не принципами или моралью, а сиюминутными желаниями и жаждой новых впечатлений. Они не способны серьезно относиться к своим обязанностям, и не приспособлены к длительному монотонному труду.
Циклоидный типТакие люди часто подвержены перепадам настроения. Фаза веселости и бодрости спустя непродолжительное время (1-2 недели) сменяется вялостью и пассивным поведением. В период подъема настроения их легко принять за гипертимный тип личности, во время спада настроения проявляются черты дистимического типа акцентуации.
Дистимический типТаких людей принято называть пессимистами. Они серьезны, замкнуты, чаще находятся в подавленном настроении, немногословны. Люди дистимического типа предпочитают избегать шумных компаний, не вступают в конфликты. Их круг общения невелик, они отличаются устойчивой моралью и руководствуются своими принципами.Профессии, в которых требуется активность и кипучая деятельность им не подходят. Люди дистимического типа ценят спокойную, размеренную жизнь и выбирают такую же работу.
Эпилептоидный типЛюдей такого типа акцентуации ведут эмоции. Они плохо управляют собственными порывами, склонны впадать в ярость, импульсивны, не сдержаны. В конфликтных ситуациях они чувствуют себя как рыба в воде, часто сами затевают склоки и скандалы.Плохо сходятся с другими людьми, в коллективе не способны поддерживать здоровую рабочую атмосферу. Подсознательно разрушают все отношения, часто угнетают и подавляют более слабых индивидуумов.
Застревающий типЛичности данного типа в прямом смысле «застряют» в собственных мыслях, переживаниях, ситуациях. Им достаточно сложно переключаться, они плохо забывают обиды и остро чувствуют несправедливость по отношению к себе. Мстительны, злопамятны, склонны к затяжным конфликтам.В тоже время такие люди любят доминировать, четко определяют для себя друзей и врагов. В их характере преобладает эгоистичный аффект, которому подчинены все его поступки.
Лабильный типЛюди такого типа подвержены частым переменам настроения, остро реагируют на внимание со стороны окружающих. Из-за своей повышенной чувствительности они часто эмоционально отдаляются от своих близких в результате какой-либо травмы.
Астено-невротический типЯрким примером такого типа личности являются ипохондрики. Они быстро утомляются, раздражительны, склонны к эмоциональным срывам. В профессиональном плане они стараются аккуратно выполнять свою работу и очень ревностно относятся к своим обязанностям.
Сенситивный типЛичности этого типа чувствительны и очень впечатлительны. Они часто страдают от закомплексованности и чувства собственной неполноценности, нередко становятся объектом издевок. При правильных отношениях с социумом они проявляют доброту и стараются помогать близким.
Психастенический типТакие люди склонны к самокопанию и излишней рефлексии. Им сложно принимать решения, они долго взвешивают все варианты. Их отличительной чертой является высокий уровень самокритики и надежность, они не склонны к частой смене настроения.
Шизоидный типТакие люди отличаются замкнутостью и абсолютным неумением находить общий язык с другими людьми. Им присуща эмоциональная тупость и практически полное отсутствие интуиции. Люди шизоидного типа стабильны, имеют богатый внутренний мир.
Истероидный типТакие люди любят быть в центре внимания, достаточно эгоистичны, но в тоже время не уверенны в себе. Они плохо переносят удары по собственному самолюбию, склонны к демонстративному поведению.
Неустойчивый типОсновной чертой характера таких людей является лень и нежелание вести трудовую деятельность. Им сложно сконцентрироваться, способность к самообучению практически нулевая. Люди неустойчивого типа личности склонны к пустым развлечениям ради самого веселья. Они стремятся к отсутствию контроля над собой и редко признают чужие авторитеты.
Конформный типОсновная черта – стремление не выделяться. Эти люди любят быть в толпе и подчиняться ее законам. Комформизм и слепая вера в общественное мнение делает их идеальными исполнителями и членами общества.

Источник: https://ODepressii.ru/lichnost/psihotipy.html

Психология переживания (стр. 1 из 4)

Понятие переживания в своем широком значении представляется как любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное и явление действительности, непосредственно представленное в его сознании и выступающее для него как событие его жизни.

То есть, переживание — это особое, субъективное, пристрастное отражение, причем отражение не окружающего предметного мира самого по себе, а мира, взятого в отношении к субъекту, с точки зрения предоставляемых им (миром) возможностей удовлетворения актуальных мотивов и потребностей субъекта.

Однако, переживание здесь мыслится как отражение и представляет собой переживание созерцание. Наряду с ним существует и переживание — деятельность (Василюк ).

К проблеме переживания первым в советской психологии обратился Л.С. Выготский. «Переживание вводится как единица сознания, где все основные свойства сознания даны как таковые, в то время как во внимании, в мышлении не дано связи сознания» .

В другом тексте Выготского читаем: «Действительной динамической единицей сознания, то есть полной единицей, из которой складывается сознание, будет переживание» .

Стало быть, переживание, во-первых, наиболее полная (сравнительно с другими) величина в структуре сознания, во-вторых, это динамическая, то есть движущая поведением, величина и, наконец, в-третьих, в ней представлена личность в социальной ситуации развития.

Выготский апробировал это понятие в своем анализе онтогенеза, стремясь, используя его, теоретически осмыслить «изменение личности как целого». В этом изменении выделяются «поворотные» переживания. В первых детских речевых реакциях выражено «аффективно-волютивное содержание».

В нем и коренится «завязь» того особого отношения личности к своему миру, на которое указывает термин «переживание». За ним скрыты конфликты и кризисы развития ребенка. Выготский говорит о том, что возрастное развитие может быть представлено как история переживаний формирующейся личности. Также, важным моментом является включение переживаний в контекст идеи об единстве аффекта и интеллекта, причем акцент ставится на сопряженности переживания с конфликтными ситуациями, через которые походит история индивида. И, наконец, переживания выступают как индикаторы различных эпох этой истории.

Роль первоэлемента предметной области психологии отвел Рубинштейн Л.С. Переживание и знание — согласно его взгляду, два полюса этой области.

«Два аспекта, всегда представленные в сознании человека в единстве и взаимопроникновении, выступают здесь как переживание и знание…Переживание это первично, прежде всего — психический факт как кусок собственной жизни индивида в плоти и крови его, специфическое проявление его индивидуальной жизни.

Переживанием в более узком, специфическом смысле слова оно становится по мере того, как индивид становится личностью и его переживания приобретают личностный характер» .

Итак, в переживании представлено субъектное начало сознания, столь же первичное, как и знание, в котором воплощено его объективное начало. Именно признак первичности придает понятию о переживании категориальный смысл. Рубинштейн выделяет два типа (или уровня) переживаний.

Исходный уровень охватывает все непосредственно испытываемые субъектом психические состояния в качестве данных ему — как никому другому. Но человеку присущи и другие переживания, а именно те, которые становятся событиями его внутренней жизни..

В дальнейший анализ категории переживания Рубинштейн не углублялся. Более того, он поставил переживание в решающую зависимость от знания.

Последнее же дано субъекту в другой, отличной от переживания категории образа как единственного известного нам психологического коррелята познавательного отношения субъекта к миру (Петровский А.В., Ярошевский М.Г.).

Эвристически перспективный подход к переживанию открыли работы Б.М. Теплова. Запечатлев результаты эмпирического изучения специальной проблемы музыкальных способностей, они осветили природу переживаний в глобальном масштабе интимного общения личности с миром духовной культуры ее «поглощаемости» субъектом, и по направленности на внешнюю по отношению к этому субъекту реальность.

Этой реальностью являлись звуки не физической природы, а культуры, упорядоченные по одной ей присущим «алгоритмам». В чувствах тембра, ритма, гармонии и им подобных воссоздаются искусно и искусственно созданные звучания, различаемые психофизиологическим аппаратом человека, но имя совершенно иных задач, чем различение звуковых сигналов среды его обитания и выживания(Петровский А.В.

, Ярошевский М.Г.).

Согласно определению Теплова, «основной признак музыкальности — переживание музыки как выражения некоторого содержания».

Тем самым изначально обнажается категориальное различие между чисто сенсорными и музыкальными формами общения человека с действительностью. Сенсорика рождает образы, музыка — переживания.

Неотъемлемый признак переживания — эмоциональная напряженность.

Теплов подчеркивал, что «музыкальное переживание по самому существу своему — эмоциональное переживание и иначе, как эмоциональным путем, нельзя понять музыку» .

«Однако все эти, сами по себе ценные, идеи и представления носят разрозненный относительно нашей проблемы характер, поскольку они выдвигались «попутно», при решении совсем других теоретических задач, и их, конечно, совершенно недостаточно для теоретического освоения темы переживания.

Чтобы это освоение носило систематический характер, чтобы оно не было механическим пересаживанием понятий из других концептуальных систем на новую теоретическую почву, а было осуществлено за счет органического роста самой теории деятельности, необходимо ввести в нее новую категорию, вокруг которой группировалась бы разработка этой проблемы.

В качестве таковой мы и предлагаем категорию переживания» .

Существуют особые жизненные ситуации, которые ставят субъекта перед необходимостью переживания. Это критические ситуации, характеризующиеся невозможностью: невозможностью жить, «реализовывать внутренние необходимости своей жизни».

При этом в ситуации невозможности перед человеком в той или иной форме встает «задача на смысл» как задача добывания осмысленности, поиска источников смысла, «разработки» этих источников и т.д. — то есть, производства смысла. «Именно эта общая идея производства смысла позволяет говорить о переживании как о продуктивном процессе, как об особой работе» .

Так, переживание является деятельностью, самостоятельным процессом, соотносящим субъекта с миром и решающим его реальные жизненные проблемы.

Носителем и реализатором переживания является, в первую очередь, внешнее поведение. Внешние действия осуществляют работу переживания не прямо, достижением некоторых предметных результатов, а через изменения сознания субъекта и вообще его психологического мира.

«Участие в работе переживания различных интрапсихических процессов можно наглядно объяснить, перефразировав «театральную» метафору З.

Фрейда: в «спектаклях» переживания занята обычно вся труппа психических функций, но каждый раз одна из них может играть главную роль, беря на себя основную часть работы переживания, т. е. работы по разрешению неразрешимой ситуации» .

В этой роли часто выступают эмоциональные процессы, восприятие, мышление, внимание и другие психические «функции».

Итак, существуют особые жизненные ситуации — критические, невозможные, — которые могут разрешить только процессы переживания. Переживание следует отличать от традиционного психологического понятия переживания, означающего непосредственную данность психических содержаний сознанию.

Переживание представляется как особая деятельность, особая работа, реализуемая внешними и внутренними действиями, по перестройке психологического мира, направленная на установление смыслового соответствия между сознанием и бытием, общей целью которой является повышение осмысленности жизни (Василюк).

Проблема критических ситуаций.

Существует четыре ключевых понятия, которыми в современной психологии описываются критические жизненные ситуации. Это понятия стресса, фрустрации, конфликта и кризиса.

Первоочередной теоретической задачей, является выделение за каждой из понятийных фиксаций критической ситуации специфического категориального поля, задающего сферу ее, приложения. При этом тип критической ситуации определяется характером состояния «невозможности», в котором оказалась жизнедеятельность субъекта.

«Невозможность» же эта определяется, в свою очередь, тем, какая жизненная необходимость, оказывается парализованной в результате неспособности имеющихся у субъекта типов активности справиться с наличными внешними и внутренними условиями жизнедеятельности.

Эти внешние и внутренние условия, тип активности и специфическая жизненная необходимость и являются теми главными пунктами, по которым будут охарактеризованы основные типы критических ситуаций (Василюк).

Ниже приведенная таблица Василюка типологии критических ситуаций, дает возможность более дифференцированно описывать экстремальные жизненные

Таким образом, категориальное поле, которое стоит за понятием стресса обозначается термином «витальность», понимаемая как неустранимое измерение бытия, «законом» которого является установка на здесь-и-теперь удовлетворение.

То есть, любое требование среды может вызвать критическую ситуацию только у существа, которое не способно справиться ни с какими требованиями вообще и в то же время внутренней необходимостью жизни которого является неотложное (здесь-и-теперь) удовлетворение всякой потребности, т.е.

удовлетворение любой потребности происходит прямо и непосредственно, не встречая препятствий ни со стороны внешних сил, ни со стороны других потребностей и, стало быть, не требуя от индивида никакой активности.

Источник: http://MirZnanii.com/a/205544/psikhologiya-perezhivaniya

Тревожный тип личности и акцентуация характера

Тревожный тип личности и акцентуация характера

Гармонично развитый человек проявляет себя как спокойный, уравновешенный, жизнерадостный, в его характере нет «кричащих», гипертрофированных черт. Такой «идеальный» характер не дается от рождения. Несомненно, есть черты, обусловленные генетикой и физиологией работы мозга, но характер, по большей части, воспитывается родителями и самостоятельно индивидом.

Что такое акцентуация

Акцентуация характера – крайнее проявление нормы, граница между нормой и психопатологией. Это акцент, ударение, указание на слабую черту и ее негативное проявление в поведении.

Подростковый возраст – переломный кризисный момент в становлении личности, второй по значимости после кризиса трех лет. Подростковый кризис – лакмусовая бумажка для определения акцентуации личности.

Подросток только учится компенсировать негативную сторону своего характера другими чертами и качествами личности, взрослый человек справляется с этой задачей намного проще.

Пережив пубертатный период благополучно, тот или иной тип акцентуированной личности проявляется порой только в стрессовых, кризисных, травмирующих ситуациях.

В противном случае, акцентуация может перерасти в тревожное расстройство, тревожный невроз.

Тревожность как черта характера

В отечественной и зарубежной психологии разработано несколько классификаций типов характера в зависимости от акцентуации. В каждой из них присутствует тревожный (тревожно-мнительный, тревожно-боязливый) тип личности.

Тревожный тип личности отличается гипертрофированной тревожностью. Такие люди волнуются, нервничают, опасаются, беспокоиться обо всем: о себе, о близких людях, о будущем. Они чрезвычайно мнительны, суеверны, в любом событии умеют разглядеть массу потенциальных опасностей.

Тревожные люди сомневаются в себе, в правильности своих мыслей, целесообразности поступков. Тревожность порождает робость, скромность, безынициативность нерешительность. Однажды совершив ошибку, тревожные личности выбирают тактику бездействия или избегания подобных ситуаций, так как бояться ошибиться вновь. Неудачи и промахи переживаются тревожными личностями тяжело, глубоко и долго.

Страхи и фобии частые спутники тревоги. Взрослые люди умеют скрывать и контролировать страх и панику, но проблемы, вызванные ими, так и остаются нерешенными. Нарушается процесс социализации, адаптации, сокращается социальная активность.

Тревожные личности не умеют говорить «нет», отстаивать свою точку зрения, спорить, в общении со старшими по возрасту и социальному положению людьми разговаривают скромно, тихо, бояться смотреть в глаза собеседнику, могут начать заикаться. Они чрезвычайно ранимы. Низкий порог стрессоустойчивости мешает им как в личной, так и в профессиональной сфере.

Несмотря на всю кажущуюся неэффективность поведения при тревожной акцентуации характера, есть и положительные черты тревожной личности.

Положительные черты личности:

  • осторожность,
  • предусмотрительность,
  • исполнительность,
  • ответственность,
  • самокритичность,
  • доброжелательность,
  • отзывчивость.

Советы и рекомендации тревожным людям

Справиться с тревожностью, мнительностью, страхами и другими трудностями такого характера, поможет психолог-консультант. Психологическая коррекция требует значительных усилий и временных затрат. Работать над собой, попытаться справиться с негативными последствиями чрезмерной тревожности можно и самостоятельно.

В целом, тревожному типу личности нужно поменять свои взгляды, отношение к миру и самому себе, убрав призму тревожности со своего восприятия.

В частности, рекомендуется:

  1. Заниматься поддержанием своего физического здоровья. Тревожные люди малоактивны, склонны к психосоматическим заболеваниям, у них наблюдаются телесные зажимы, общие проблемы с функционированием организма.

    Им полезны закаливание, бег, плавание, любые физические упражнения, направленные на расслабление мышц, в том числе различные релаксационные процедуры. Нужно научиться отдыхать от мыслей, отпускать их, переключаясь на телесные ощущения.

  2. Аутотренинг и позитивное мышление.

    Начать мыслить позитивно; поменять отрицательные установки и стереотипы на положительные, в том числе и по отношению к самому себе; настроиться на оптимистический лад через самовнушение; разработать личные положительные аффирмации (фразы, содержащие позитивные утверждения).

  3. Побороть все свои страхи и фобии.

О тревожности и способах борьбы с ней написано немало книг! Рекомендуем почитать:

  1. С. Стоссел “Век тревожности. Страхи, надежды, неврозы и поиски душевного покоя”
  2. М.К. Гупта “Как всегда оставаться счастливым. Рекомендации по преодолению стресса, нервного напряжения и тревожности”
  3. Д. Карбонелл “Не попади в ловушку тревог”
  4. С. М. Орсильо, Л. Ремер “Осознанность или тревога. Перестань беспокоиться и верни себе свою жизнь”
  5. Ш. Ричардсон “Искусство экстремальной самопомощи”
  6. А. Голощапов “Тревога, страх и панические атаки. Книга самопомощи”
  7. О. Степанова “Эффективное преодоление неуверенности и тревожности. Психокоррекционная работа”

Ждем Вашей оценки

Источник: https://ourmind.ru/trevozhnyj-tip-lichnosti

Ссылка на основную публикацию