Аутогенная тренировка высшей ступени — психология

Аутогенная тренировка (высшие ступени)

Высшие ступени аутогенной тренировки — комплекс упражнений, направленный на решение конкретных терапевтических задач и на погружение в медитацию.

Когда Иоганн Шульц создавал аутогенную тренировку, он видел основной ее смысл в развитии у своих пациентов способности (используя образное мышление, оперируя зрительными образами) работать над глубинными психологическими проблемами, которые по тем или иным причинам были вытеснены в область бессознательного.

Однако наиболее широкое распространение получили занятия именно первой ступени, которые сам Шульц считал лишь вспомогательными при подготовке к аутогенной тренировке высшей ступени.

Основные упражнения высшей стадии аутогенной тренировки направлены на:– усиление способности занимающихся к глубокому вхождению в состояние аутогенного погружения;– обучение способности к ярким мысленным зрительным представлениям заданных цветов;– развитие способности вызывать мысленные представления конкретных предметов (объектов);

– развитие способности к представлению («видению») абстрактных понятий, таких как «красота», «справедливость», «ненависть».

Предполагается, что человек, достигнувший высших ступеней аутогенной тренировки, находясь в состоянии аутогенного погружения, может получать из глубин бессознательного ответы на такие сложные мировоззренческие вопросы, как, например: «В чем смысл моей жизни?» или «Что я из себя представляю?».

Шульц считал, что приемы высших ступеней аутогенной тренировки помогают нейтрализовать те отрицательные переживания, которые возникают при неврозах, что в конечном итоге приводит к избавлению от них. Для освоения приемов, рекомендованных Шульцем, требуется много времени.

Сам Шульц рассчитывал, что овладение полным курсом аутогенной тренировки занимает минимум полтора года.

Модификация высших ступеней аутогенной тренировки, рекомендованная отечественными специалистами, предполагает следующую последовательность шагов:- Аутогенное погружение.- Стандартные упражнения аутогенной тренировки.- Упражнения, способствующие концентрации внимания.- Упражнения, направленные на расслабление мышц и на то, чтобы преодолеть физический компонент отрицательных эмоций.

— Упражнения, направленные на моделирование положительных эмоциональных переживаний.

Аутогенную тренировку высших ступеней Шульц называл аутогенной медитацией. Он считал, что приступать к аутогенной медитации можно лишь после прочного усвоения базовых упражнений.

Критерием хорошо выработанных навыков аутогенного погружения является способность войти в это состояние за 20-30 секунд и удержание себя в этом состоянии в течение 1 часа и более.

Для овладения упражнениями высшей ступени аутогенной тренировки также выделяется подготовительный и основной этапы.

Подготовительный этап. На подготовительном этапе следует отработать навыки пассивной концентрации. В состоянии пассивной концентрации могут возникать различные зрительные или слуховые ощущения.

Особое значение придается здесь зрительным образам, которые сами собой возникают при закрытых глазах. Эти образы могут принимать четкую форму, а могут быть весьма расплывчатыми, цветными или черно-белыми, неподвижными или двигающимися.

После этого обучаемые приступают к первому упражнению высшей стадии аутогенной тренировки.

Основной этап. Упражнения высшей ступени аутогенной тренировки. При освоении упражнений высшей ступени аутогенной тренировки следует иметь в виду, что к работе над каждым следующим упражнением можно переходить лишь после овладения предыдущим. В системе, предложенной И. Шульцем, овладение каждым упражнением занимало от одного до нескольких месяцев.

Первое упражнениефиксация спонтанно возникающих образов. Это могут быть совершенно определенные образы озеро, небо, яблоко либо устойчивый цвет, доминирующий на мысленном экране.

Второе упражнениецеленаправленное представление заданного цвета. При этом следует учитывать, что к положительным цветам, располагающим к отдыху и снятию эмоционального напряжения, относятся синий, голубой, розовый и желтый.

Третье упражнение — целенаправленное вызывание образных представлений предметов. Но не конкретных, например, ваз, стульев или чашек, а чашек, стульев и ваз вообще, в обобщенном виде. После этого можно приступать к вызыванию образов конкретных предметов, со всеми их характерными особенностями.

Четвертое упражнение — вызывание образных эквивалентов абстрактных понятий, таких, как доброта, радость, справедливость.

Пятое упражнениевызывание зрительных образов, связанных с переживаниями своих личных проблем, устремлений, ограничений. В ходе развертывающихся мысленных представлений основным действующим лицом часто становится сам обучающийся.

Шестое упражнение целенаправленное вызывание образов других людей.

Сначала вызываются образы людей, к которым у обучающегося нет эмоционально окрашенных отношений, а затем эмоционально окрашенные образы людей, с которыми у занимающегося существуют определенные отношения.

Хорошим показателем здесь является способность все более спокойно и беспристрастно вызывать образы хорошо знакомых людей.

Седьмое упражнение, которое Шульц назвал «ответ бессознательного», завершает комплекс аутогенной медитации.

После того, как человек овладел способностью к вызыванию образов, он получает возможность обращаться к самому себе с вопросами, ответы на которые даются его подсознанием в виде тех или иных зрительных образов. Ответом является интерпретация содержания этих образов, которая производится самим обучающимся.

Чаще всего при выполнении этого упражнения человек ставит перед собой такие глобальные вопросы, как: «Что мне мешает добиться поставленной цели?», «В чем состоят мои важнейшие жизненные цели?».

На высших уровнях аутогенной тренировки человек может не только избавляться от усталости, но и решать конкретные терапевтические задачи.

Это связано с тем, что, входя в состояние аутогенного погружения и резко снижая уровень сознательного контроля, занимающийся получает возможность апеллировать непосредственно к бессознательному, к резервным возможностям организма, к механизмам саморегуляции.

Занятия на высшей ступени аутогенной тренировки предполагают более длительное время нахождения в состоянии аутогенного погружения и развитие способности к проведению занятий в условиях внешних помех.

Дополнительные упражнения высшей ступени аутогенной тренировки:1. На фоне внутреннего тепла и покоя мысленно концентрировать свое сознание на образах характерного цвета: заснеженные горные вершины, цвет огненной лавы, синий цветок, золотые осенние пейзажи. Надо стремиться удерживать в своем сознании целостное представление цветных образов.

Упражнение повторяется до тех пор, пока человек не научится визуализировать цветные образы. Упражнение можно выполнять вечером перед сном.2. Отличается от первого только тем, что концентрация сознания направлена на воображаемые образы одного определенного цвета: красного, синего, белого, желтого.3. Требуется представить конкретный образ: вазу, цветок, человека.4.

Концентрация сознания на абстрактной идее: справедливость, мир, любовь, радость.5. Концентрация на положительных эмоциональных состояниях, возникающих, например, при созерцании горных вершин, когда даже при отсутствии четкого мысленного образа есть ощущение пространства, свободы, возникающее при этом представлении.6.

Сознание фокусируется на абстрактных проблемах, типа: «Что является моей целью в жизни?», «Что мне мешает добиваться успеха в жизни?».

7. Представление во время аутогенной тренировки погружения на «внутреннем экране» какого-нибудь однотонного, приятного, благотворно действующего на занимающегося цвета.

Каждое упражнение выполняется в течение 30 минут-1 часа. Упражнение считается выполненным, если удается легко вызвать мысленно любой цвет.

Источник: http://www.km.ru/zdorove/encyclopedia/autogennaya-trenirovka-vysshie-stupeni

Энциклопедия гипноза

В этом разделе рассматривается основной невербальный метод аутосуггестии — метод аутогенной тренировки высшей (психической) ступени (AT-11).

С точки зрения современных представлений, введенное И.Г. Шульцем разделение аутогенной тренировки на «низшие» и «высшие» ступени (или соответственно АТ-1 и АТ-11) является в значительной степени условным.

Если упражнения первой ступени создавались преимущественно в целях воздействия на вегетативно-соматические функции, то, приступая к созданию АТ-11, И.Г.

Шульц ставил задачу оптимизации высших психических функций и коррекции личностных нарушений.

Основу АТ-11 составляет аутогенная медитация (от лат. meditatio— размышление, созерцание). Сущность этого приема заключается в последовательной тренировке процессов воображения (или, как сейчас иногда говорят, имаженитивных свойств личности), на основе которых в последующем осуществляется образное представление и нейтрализация аффективных переживаний. По И.Г.

Шульцу, приступать к аутогенной медитации можно лишь после отличного усвоения базисных упражнений, критерием которого является способность быстро «входить» (за 20–30 с) и удерживать себя в состоянии аутогенного погружения в течение часа и более.

В абсолютном большинстве случаев в состоянии пассивной концентрации у пациентов возникают различные сенсорные ощущения (аутогенные разряды), среди которых особое значение придается визуальным феноменам, т. е. облакообразным, в той или иной степени структурированным, окрашенным и черно-белым, статическим и динамическим зрительным образам, спонтанно возникающим при закрытых глазах.

Тренировки пассивной концентрации являются подготовительным этапом к аутогенной медитации и, по И.Г. Шульцу, должны продолжаться около 8 мес.

Затем обучаемые приступают к первому упражнению медитации, задачей которого является фиксация спонтанно возникающих образных представлений, в частности, какого-то одного цвета, доминирующего в поле зрения. Через 2–4 нед.

возможен переход ко второму упражнению медитации, сущность которого заключается в целенаправленном вызывании определенных цветовых представлений («видение» заданного цвета), которые подсказываются суггестологом.

Одновременно стимулируются ассоциативные процессы специфической направленности: «цвет-эмоциональные ощущения», например оранжевый ощущение тепла, расслабления; черный — общая тревога и т. д. Длительность освоения второго упражнения — до 4 мес.

Третье упражнение заключается в вызывании образных представлений вначале изолированных предметов в обобщенном виде (например, «стул вообще»), а затем конкретных предметов с их «индивидуальными» различиями (например, сломанный стул, старинное кресло) в определенных ситуациях, в том числе имеющих отношение к самому обучаемому (например, стул, на котором он сидит). В отдельных случаях в конце периода освоения третьего упражнения, который длится 4–6 мес., обучаемый может увидеть в представляемых ситуациях и самого себя, что является одним из критериев успешности.

После того как обучаемый хорошо овладеет способностью к целенаправленной визуализации предметных представлений, он может переходить к четвертому упражнению, сущность которого состоит в вызывании образных эквивалентов абстрактных понятий, таких, как «справедливость», «счастье», «истина», «свобода» и т. п.

Эти «эквиваленты» обычно глубоко индивидуальны, но всегда поддаются смысловому определению. У одних пациентов понятие «свобода» ассоциируется с «белой лошадью, скачущей по прериям»; у других — с «орлом, парящим в облаках»; у третьих — с небом и т. д. По мнению И.Г.

Шульца, конкретность эквивалента абстрактного понятия позволяет выявить бессознательное, хотя здесь речь, скорее, идет об особенностях мышления и индивидуального опыта. Скажем, у горца, никогда не бывавшего в прериях, на слово «свобода» скорее возникнет ассоциация с парящим орлом; у жителя Океании — с чайкой и т. д.

Четвертый этап медитации осваивается в течение 1–1,5 мес.

В процессе пятого упражнения медитации осуществляется постепенный переход к проекции визуальных образов на себя путем концентрации на переживаниях личного характера: «ситуациях, связанных с возникновением желаний», «облагораживающих эмоциях» и т. п. Иногда эти ситуации оказываются (спонтанно) развернутыми во времени и пространстве, а основным «действующим персонажем» нередко становится сам обучаемый. Проекция на себя является вообще наиболее частым случаем в ассоциативном эксперименте.

На шестом этапе пациент обучается целенаправленно вызывать образы других людей, вначале «нейтральные» или безличные (торговец, почтальон и т. п.), а затем эмоционально окрашенные образы людей, связанных с обучаемым теми или иными отношениями.

Как правило, используются «крайние» типы эмоциональных отношений: симпатии-антипатии. При этом, как отмечает автор, возникающие образы носят несколько шаржированный, карикатурный характер за счет «подсознательного» подчеркивания или гиперболизации их приятных или, наоборот, отталкивающих (для пациента) свойств.

Однако в процессе систематических упражнений эта эмоциональная гиперболизация постепенно смягчается, образы становятся все более спокойными и беспристрастными, что, по мнению И.Г. Шульца, является показателем успешности освоения упражнения и свидетельствует о начале «аутогенной нейтрализации».

При визуализации знакомых образов вначале «проявляются» наиболее характерные «контрастирующие» черты их внешности, а направленность гиперболизации чаще всего определяется особенностями индивидуальных отношений испытуемых к тому или иному образу.

Основная задача шестого этапа состоит в «нейтрализации» возникающих значимых образов, что, как считал И,Г. Шульц, способствует купированию прошлых аффектов.

Седьмое упражнение, или «ответ бессознательного», завершает комплекс аутогенной медитации.

Овладев способностью к визуализации образов, обучаемый обращается сам к себе с вопросами, ответы на которые даются «не им самим» в виде вербализованных мыслей, а «подсказываются» спонтанно возникающими образами, которые затем вербально интерпретируются.

Наиболее часто (в состоянии пассивной концентрации) ставятся вопросы: «Кто я такой?», «Чего я хочу?», «В чем моя главнейшая проблема?» и т. п. По мнению автора, возникающие при этом у обучаемых образы «удивительным путем формируются в представление истины» и дают «понимание истинного смысла» бытия.

Источник: http://bookap.info/gypno/goncharov_entsiklopediya_gipnoza/gl20.shtm

Аутогенная тренировка по Шульцу

Стремись к самой высшей из доступных тебе целей
и не вступай в борьбу из-за безделиц.
Ганс Селье

Аутогенная тренировка по шульцу

Доктор Шульц классифицировал аутогенную тренировку в зависимости от поставленных целей и уровня овладения техникой аутогенной тренировки. Как утверждал учений, упражнения низшей ступени аутогенной тренировки воздействуют, как правило, на вегетативные функции.

Что такое вегетативные функции? Это функции организма, к которым относиться метаболизм веществ. С помощью этих процессов мы живем, растем и развиваемся, также к метаболизму относиться кровообращение, пищеварение, дыхание и т.д..

Что касается оптимизации высших психических функций, то доктор Шульц предложил высшую ступень аутогенной тренировки, так называемая аутогенная медитация Шульца.

Упражнения высшей ступени учат вызывать сложные психологические эмоциональные переживания, которые благотворно влияют на излечение от невроза через высшую практику аутотренинга и через катарсис, так называемое самоочищение. Следовательно, можно сказать, что низшая ступень призвана бороться со стрессами, а высшая – уже с более тяжелыми формами стресса, например, с неврозами. Аутогенная тренировка по Шульцу.

Читайте также:  Поставить себя на место другого - психология

Низшая ступень Аутогенной тренировки

Рассмотрим самые классические приемы низшей ступени аутогенной тренировки, которые доктор Шульц прописывал всему миру для борьбы со стрессом.

Можно также сказать, что это своеобразной подготовкой к основному лечению, если у вас более серьезные проблемы, а если у вас просто болит голова и вам надо расслабиться, то данный уровень именно для вас. Низшая ступень включает в себя комплекс упражнений направленных на релаксацию и самовнушение.

До высшей ступени, которая направлена на введение пациента в трансовые состояния разной глубины и интенсивности, ми поговорим после того, как рассмотрим низшую без которой, собственно, нельзя перейти дальше. Перед тем как начать аутогенную тренировку следует подготовить место для занятия.

Специалисты-тренеры рекомендуют, во – первых, уменьшить освещенность комнаты, во-вторых, постараться оградить ее от посторонних звуков. Самое хорошее и продуктивное время доя аутотренинга – утро, как только вы встали, и вечер, как только вы ложитесь спать.

Самые лучшие позы для аутогенной тренировки тренировки:

– поза лежа (надо лечь на спину, при этом подушка для головы должна быть не очень высокой, глаза закрыть, руки должны быть слегка согнуты в локтевых суставах и помещены вдоль тела ладонями вниз, ноги немного отведены друг от друга); – поза сидя (важно, чтобы спина не касалась спинки стула, свободно расставить на полных подошвах ноги так, чтобы между бедром и голенью образовался прямой угол, предплечья спокойно лежат на бедрах, кисти свешиваются между бедрами, не касаясь друг друга, все мышцы должны быть расслаблены, туловище уравновешено без всякого напряжения, не перевешивает вперед, голова с закрытыми глазами свободно упала на грудь);

– поза полулежа (выберете удобное кресло, удобно сядьте и откиньтесь на спинку кресла, соответственно все мышцы должны быть расслаблены, руки согнуты в локтевых суставах и лежат на бедрах или подлокотниках, носки развернуты наружу, ноги свободно поставлены, глаза закрыты, важно расстегнуть воротничок рубашки, пиджак, ослабить ремень). Аутогенная тренировка по Шульцу.

Аутогенное погружение

После того как вы приняли удобную позу, настроиться на результативную тренировку и оградились от отвлекающих вас звуков и света, посторонних мыслей, то вы головы ! Важно помнить, что если в первый раз настроиться на тренировку будет тяжело, то на первых занятиях это сделать довольно трудно.

Постепенно с приобретением навыков и выработкой фиксации внимания на внушаемых ощущениях, абстрагируясь от посторонних мыслей, все для вас будет посильным и даже легким. Дальше следует успокоить дыхание и произнести вербальную формулу: «Я совершенно спокоен».

Шульц советует, тренируясь, представить себя птицей, падающей камнем с бесконечно расслабленными в падении мышцами для отдыха. Без усилий, спокойно нужно сосредоточиться и на всех формулах, которые вы подаете себе вербально.

На низшем уровне аутогенной тренировки мы имеем шесть упражнений на овладение которых уходит, как правило две недели на каждое, для достижения оптимального эффекта. Все вербальные формулы повторяются мысленно, если вы занимаетесь не в группе. Аутогенная тренировка по Шульцу.

Аутогенная тренировка по Шульцу упражнение №1 «Тяжесть»

Ощущения тяжести в ногах и руках, расслабитесь, так как будто вас тянет гравитация. Конечности – это гири, которые создают тяжесть. Вербальные Формулы : «Правая рука очень тяжелая», потом «левая рука очень тяжелая» и «обе руки очень тяжелые». То же – про ноги.

Окончательная формула: «Руки и ноги очень тяжелые». Важно при выполнении формул «тяжести» все представлять себе как своеобразная визуализация того, что вы произносите. Например, рука ската тяжелая как свинец. Она бессильно лежит как плеть.

По началу нельзя терять терпение, следует вернуться к формуле самовнушения, не раздражаясь и не прибегая к волевому усилию. Шульц подчеркивал, что должна быть спокойная «пассивная» концентрация внимания, лишенная эмоциональной окраски.

Время: две недели по 1-2 раза в день (2-3 мин). Аутогенная тренировка по шульцу

Аутогенная тренировка по Шульцу упражнение №2 «Тепло»

К упражнениям «тепло» следует приступать только тогда, когда освоены упражнения «тяжесть». Мысленно ощущение тепла в руках и ногах. Формулы : «Правая рука теплая», потом «левая рука теплая» и «обе руки теплые». То же – про ноги. Окончательная формула: «руки и ноги совершенно тяжелые и теплые».

«Я совершенно спокоен». Мысленные образы, сопровождающие формулу «тепла», могут быть весьма индивидуальны. Можно представить, например, теплое кофе, взгляд согревает тебя.
Формула выхода из аутогенного погружения.

Для формулы «Моя правая рука тяжелая» такой обратной формулой является «Руки напряжены» и команда «Вытянуть руки, согнуть руки. Дышать глубоко.

Открыть глаза!» После такой команды следует ее немедленно выполнить, не нарушая последовательности действий: энергично распрямить и согнуть в локтях руки или хотя бы просто напрячь и расслабить несколько раз мышцы рук, не двигая ими. Время: 2 недели 1-2 раза (2-3 мин).

Аутогенная тренировка по ШУльцу упражнение №3 «Дыхание»

Первые два упражнения аутогенной тренировки направлены на получению аутогенного погружения, а упражнение «дыхание» углубляет его. Упражнения «дыхание» относятся большей степени к органотренировочным, то есть они регулируют функций отдельных органов и систем организма.
Сперва нормализируйте дыхательный ритм.

После упражнений «тяжесть» и «тепло» занятиях многие отмечают, что ритм и глубина дыхания становится спокойнее и равномернее. Формула самовнушения: «Дыхание совершенно спокойно». Помним, что все выполняется без волевого усилия, сознательно на изменение частоты и глубины вдохов и выдохов.

При выполнении этого упражнения Шульц рекомендовал представить себя во время плавания на спине, когда над водой подняты только рот, нос и глаза. Также он предлагал вербальную формулу:«Мне дышится легко и спокойно». Формула повторяется шесть раз и один раз – «я совершенно спокоен». Хорошо представить, как легко и приятно дышится во время прогулки в сосновом лесу.

Формула выхода из состояния аутогенного погружения на этом этапе применения аутогенной тренировки такая: «Руки напряжены – глубокое дыхание – открываю глаза – расслабляю руки». Аутогенная тренировка по Шульцу.

Аутогенная тренировка по Шульцу упражнение №4 «Пульс»

Упражнение регулирует ритм сердечных сокращений. Формула: «Сердце бьется сильно и ровно». Эту формулу обычно рекомендуют молодым людям и лицам с пониженным кровяным давлением, всем остальным рекомендуют вариант формулы: «Сердце бьется спокойно и ровно».

Формулу произносят шесть раз и один раз – «я совершенно спокоен». Выполнению упражнений для сердца способствует последовательность образов типа «сердце работает размеренно, как мотор, как автомат, не требующий внимания. Оно пульсирует ровно и ритмично. Я чувствую себя приятно и хорошо.

Я абсолютно спокоен». Следует помнить, сердце очень лабильный (неустойчивый) и «впечатлительный» орган. Невротические состояния, связанные с неприятными ощущениями в области сердца, вызывают интуитивный страх.

Поэтому при самообучении аутогенной тренировки следует помнить, что невралгические боли в этой области еще далеко не означают наличие заболевания сердца..

Вы достигли успеха в овладении техникой упражнения «пульс» тогда, когда можете произвольно учащать или удержать частоту пульса. Аутогенная тренировка по Шульцу.

Аутогенная тренировка по Шульцу  упражнение №5 «Солнечное сплетение»

Характеризуется ощущением тепла в области солнечного сплетения (совокупность нервных элементов в брюшной полости). Формула : «Солнечное сплетение излучает тепло». Формула произносится шесть раз и один раз – «я совершенно спокоен».

Солнечное сплетение представляет собой важнейшее сплетение вегетативной нервной системы. В ходе вербального повторения конструкций должно ощущаться тепло в животе и усиливаться чувство покоя, помогая глубже войти в аутогенное погружение.

Когда вы внушаете чувство тепла в животе, рекомендуется ладонь правой или левой руки положить на область желудка. Тепло ладони поможет быстрее прочувствовать это ощущение в животе.

Упражнение завершается традиционной формулой выхода из состояния аутогенного погружения: «Руки сжаты – дыхание глубокое – открыть глаза – расслабить руки».

Аутогенная тренировка по Шульцу упражнение №6 «Прохладный лоб»

Ощущение прохлады в области лба. Формула : «Мой лоб приятно прохладен». Повторяется шесть раз и один раз – «я совершенно спокоен». Главная цель упражнения – это предотвращение и ослабление сосудистых головных болей. Мысленное повторение этой формулы, как полагает Шульц, вызывает представление легкого прохладного ветерка, овевающего лоб и виски.

Подводя итоги по низшей ступени аутогенной тренировки, следует опираться на результаты, которых вы достигли за время практики. Данный этап как правило длиться по Шульцу длится 3–4 месяца. Отрабатывать упражнения следует не спеша. Следует помнить, что самостоятельное овладение аутогенной тренировкой дается значительно труднее, чем занятия с врачом (тренером).

Высшая ступень аутогенной тренировки по Шульцу

С помощью данной ступени, при условии овладении навыками низшей, вы постигнете навыки аутогенной нейтрализация. Приемы такого самоочищения Шульц заимствовал из древнеиндусской системы йоги.

Шульц считал, что как только тренирующийся научится вызывать ощущения, свойственные упражнениям первой ступени, уверенно и быстро за 20–30 секунд, после этого следует давать дорогу переживаниям.

В стандартных практиках высшей ступени аутогенной тренировки следует удерживать себя в состоянии аутогенного погружения приблизительно около одного часа и более.

В ходе такого переживания ( так называемой «пассивной концентрации» по Шульцу) у человека возникают различные визуальные феномены (облакообразные тени, линии, простейшие формы, цветовые пятна, различные статические и движущиеся объекты и образы). Шульц утверждал, что этот период медитативных упражнений должен занимать 8 месяцев тренировки. Визуальные феномены возникают первоначально еще во время выполнения упражнений стандартной серии, но их удержать и выйти на новый уровень – это дело не одного дня.

Вторая ступень включает семь стандартных упражнений. Длительность сеанса 30–60 минут.

Особенностью есть то, что выполнение стандартных упражнений сопровождается теперь наоборот наличием раздражающих факторов – яркого света, шума, звучащего телевизора, чьих-то разговоров.

Одна ыз главных задач тренирующегося научиться, невзирая на помехи, вызывать и удерживать состояние пассивной концентрации, то бишь без волевых усилий. Время 17–18 недель тренировки. Только на 20-й недели можно приступать к основному курсу высшей ступени.

Упражнений всего 7:
  1. Первое пражнение медитации. Фиксация спонтанно возникающих цветовых представлений. Через несколько недель такой тренировки тренирующийся начинает «видеть» вначале беспорядочно чередующиеся цвета, а затем на фоне перемежающихся цветовых бликов – один какой-либо цвет, доминирующий в поле зрения.
  2.

Второе упражнение медитации. Вызов цветовых представлений, «видений» заданного цвета методом самовнушения. Каждый цвет вызывает определенные переживания.
  3. Третье упражнение медитации. Визуализации конкретных предметов. Шульц отмечал, что лишь немногие тренирующиеся могут легко вызывать у себя четкое видения конкретных объектов.

В дальнейшем вызываются заданные объекты.
  4. Четвертое упражнение медитации. Овладение видением при закрытых глазах. Фиксируется на зрительном представлении абстрактные понятия, например как «справедливость», «счастье», «истина» …
  5. Пятое упражнение медитации.

Переживание некоторых ситуаций, связанных с возникновением желаний, мощных эмоций. Такие переживания возникают вначале спонтанно, следует научиться вызывать их произвольно и целенаправленно.
  6. Шестое упражнение медитации. Вызываем образы других людей. Вначале следует концентрировать внимание на всеобщих ролевых образах (почтальон, торговец, шофер автобуса).

Шульц утверждал, что в этих случаях образы людей возникают несколько карикатурно, их черты подсознательно подчеркиваются, гиперболизируются. Цель упражнения – научится вызывать в своем представлении одинаково «реалистично» как безразличных ему людей, так и симпатичных и неприятных.
7. Седьмое упражнение медитации.

Шульцем называет его «ответ бессознательного», завершает серию медитативных упражнений. Из всех семи – это упражнение является важнейшим в этой серии и кульминационным.

На этой окончательной стадии медитативной тренировки тренирующийся достаточно овладел способностью к пассивной концентрации по Шульцу, чтобы спросить себя: «Чего я хочу?», «Кто я такой?», «В чем моя главнейшая проблема, цель по жизни?».

Следует заметить, что приемы, помогающие самоочищению, а это именно вторая степень аутогенной тренировки, Шульц заимствовал из древнеиндусской религиозной и философской системы йоги. Сейчас трудно установить, чем руководствовался Шульц, сделав именно такой выбор. Возможно, что сильное влияние на него оказала мода на данные практики. В те года, в начале 20 ст.

широко популяризировалась распространение так называемые различные мистические и оккультные течения, в том числе и философия йоги. Потому его аутогенная тренировка впитала в себя идеи данных течений. Главное, что данная практика, которая популярна и по сегодня, имеет действующий эффект и при желании каждый их нас может почерпнуть что-то для себя. Каждому выбирать, до какого уровня или ступени доходить в этой практике Шульца, но согласитесь, вершина самоактуализации выглядит очень уж вкусно, чтобы заняться собой и попробовать ее вкусить вкус.

Читайте также:  Адекватность - психология

Васильковский Илья.

Источник: http://atmanspirit.com/transpersonalnaya-psihologiya/autotrening/autogennaya-trenirovka-po-shulcu/

Выпуск 22. Высшие ступени аутогенной тренировки

Электронная рассылка

“Секреты самогипноза и аутотренинга”

Здравствуйте дорогие читатели!

В прошлом выпуске

Упражнение “Ритмическое Погружение”. Углубляем состояние аутогенного погружения

В этом выпуске

Высшие ступени аутогенной тренировки

Судя по вашим письмам, пришло время ответить еще на один вопрос, который, кстати, постоянно мне задают и на очных и заочных курсах: “Что такое вторая ступень АТ”?

Когда Иоган Шульц создавал аутогенную тренировку, он видел основной ее смысл в развитии у своих пациентов способности (используя образное мышление, оперируя зрительными образами) работать над глубинными психологическими проблемами, которые по тем или иным причинам были вытеснены в область бессознательного. Однако наиболее широкое распространение получили занятия именно первой ступени, которые сам Шульц считал лишь вспомогательными при подготовке к аутогенной тренировке высшей ступени.

Основные упражнения высшей стадии аутогенной тренировки направлены на:

  • усиление способности занимающихся к глубокому вхождению в состояние аутогенного погружения;
  • обучение способности к ярким мысленным зрительным представлениям заданных цветов;
  • развитие способности вызывать мысленные представления конкретных предметов (объектов);
  • развитие способности к представлению («видению») абстрактных понятий, таких как «красота», «справедливость», «ненависть» и др.

Предполагается, что человек, достигнувший высших ступеней аутогенной тренировки, находясь в состоянии аутогенного погружения, может получать из глубин бессознательного ответы на такие сложные мировоззренческие вопросы, как, например: «В чем смысл моей жизни?» или «Что я из себя представляю?» и т.п.

Шульц считал, что приемы высших ступеней аутогенной тренировки помогают нейтрализовать те отрицательные переживания, которые возникают при неврозах, что в конечном итоге приводит к избавлению от них.

Для освоения приемов, рекомендованных Шульцем, требуется много времени. Сам Шульц рассчитывал, что овладение полным курсом аутогенной тренировки занимает минимум полтора года.

Аутогенную тренировку высших ступеней Шульц называл аутогенной медитацией. Он считал, что приступать к аутогенной медитации можно лишь после прочного усвоения базовых упражнений. Критерием хорошо выработанных навыков аутогенного погружения является способность войти в это состояние за 20-30 секунд и удержание себя в этом состоянии в течение 1 часа и более.

Для овладения упражнениями высшей ступени аутогенной тренировки также выделяется подготовительный и основной этапы.

Подготовительный этап

На подготовительном этапе следует отработать навыки пассивной концентрации. В состоянии пассивной концентрации могут возникать различные зрительные или слуховые ощущения.

Особое значение придается здесь зрительным образам, которые сами собой возникают при закрытых глазах.

Эти образы могут принимать четкую форму, а могут быть весьма расплывчатыми, цветными или черно-белыми, неподвижными или двигающимися.

По мнению Шульца, этот этап должен длиться 8 месяцев. После этого обучаемые приступают к первому упражнению высшей стадии аутогенной тренировки.

Основной этап

Упражнения высшей ступени аутогенной тренировки

Первое упражнение – фиксация спонтанно возникающих образов. Это могут быть совершенно определенные образы озеро, небо, яблоко либо устойчивый цвет, доминирующий на мысленном экране. На этот этап Шульц отводит 2-4 недели.

Второе упражнение – целенаправленное представление заданного цвета. Одновременно стимулируются ассоциативные процессы специфической направленности: “цвет – эмоциональные ощущения”, например оранжевый – ощущение тепла, расслабления; черный – общая тревога и т.д. Длительность освоения второго упражнения – до 4 мес.

Третье упражнение – целенаправленное вызывание образных представлений предметов. Вначале не конкретных предметов, а как бы предметов вообще (например, “стул вообще”).

После этого можно приступать к вызыванию образов конкретных предметов, со всеми их характерными особенностями (например, сломанный стул, старинное кресло и т.д.), в том числе имеющих отношение к самому обучаемому (например стул, на котором он сидит).

В отдельных случаях в конце периода освоения третьего упражнения, который длиться 4-6 месяцев, обучаемый может увидеть в представляемых ситуациях и самого себя, что является одним из критериев успешности.

Четвертое упражнение – вызывание образных “эквивалентов” абстрактных понятий, таких, как доброта, радость, справедливость и др. Эти “эквиваленты” обычно глубоко индивидуальны.

Например, у одних людей понятие “свобода” ассоциируется с “белой лошадью, скачущей по прерии”; у других – с “орлом, парящим в облаках”; у третьих – с небом и т.д.

Четвертый этап медитации осваивается в течение 1-1,5 мес.

Пятое упражнение – вызывание зрительных образов, связанных с переживаниями своих личных проблем, устремлений, ограничений. В ходе развертывающихся мысленных представлений основным действующим лицом часто становится сам обучающийся.

Шестое упражнение – целенаправленное вызывание образов других людей. Сначала вызываются образы людей, к которым у обучающегося нет эмоционально окрашенных отношений, а затем эмоционально окрашенные образы людей, с которыми у занимающегося существуют определенные отношения.

Как правило, используются “крайние” типы эмоциональных отношений: симпатия – антипатия.

При этом, как отмечает Шульц, возникающие образы носят несколько шаржированный, карикатурный характер за счет “подсознательного” подчеркивания или гиперболизации их приятных или, наоборот, их отталкивающих (для занимающегося) свойств.

Однако, в процессе систематических упражнений, образы становятся все более спокойными и беспристрастными, что, по мнению Шульца, является показателем успешности освоения упражнения и свидетельствует о начале “аутогенной нейтрализации”.

Седьмое упражнение, которое Шульц назвал «ответ бессознательного», завершает комплекс аутогенной медитации.

После того, как человек овладел способностью к вызыванию образов, он получает возможность обращаться к самому себе с вопросами, ответы на которые даются его подсознанием в виде тех или иных зрительных образов. Ответом является интерпретация содержания этих образов, которая производится самим обучающимся.

Чаще всего при выполнении этого упражнения человек ставит перед собой такие глобальные вопросы, как: «Что мне мешает добиться поставленной цели?», «В чем состоят мои важнейшие жизненные цели?» и т.п.

 Вот, собственно, что представляет из себя АТ-2 в классическом виде. Честно говоря, этот вариант не нашел особой популярности ни у нас, ни за рубежом. А сейчас, весь комплекс выглядит по меньшей мере архаичным и слишком громоздким.

Тем не менее, задача создания дополнительных упражнений АТ направленных на дальнейшее совершенствование навыков ПСР и особенно, на практическое применение АТ действительно очень важна. И сейчас созданы разные варианты АТ-2 или высших ступеней аутогенной тренировки. И с ними мы обязательно будем знакомиться подробнее в следующих выпусках рассылки.

А начнем мы такой темы как управление настроением. Это вобщем-то подтема более общей задачи – управления состоянием.

Зачем это нужно? Во-первых, очевидна полезность способности произвольно менять свое состояние, вызывая, например, состояние вдохновения, “куража” перед публичным выступлением или написанием книги или статьи.

Во-вторых, это новый этап в продвижении по пути более глубокого освоения приемов ПСР.

Сегодня, я не хочу давать каких-то новых упражнений АТ. Во-первых, потому, что упражнение на отслеживание пульса, которое я дал вам в предыдущем выпуске требует достаточно время для хорошего освоения. А во-вторых задание я вам все-же дам на эту неделю. И задание это – отслеживать свое настроение.

Постарайтесь определить и записать, какое настроение вы испытывали наиболее часто в течение следующей недели. Что способствовало возникновению того или иного настроения, обратите внимание на мышечный тонус. Например, если вы сердиты или раздражены, какие мышцы напрягаются.

Постарайтесь определить, какая музыка, запахи, цвета ассоциируются у вас с тем или иным настроением.

Да, и не поленитесь все это записать, конечно! Вот кто начал регулярно вести дневник, уже понимают, какая огромная от этого польза. А вот кто не начал, так вы даже и не представляете

Источник: https://egoland.ru/vyipusk-22/

Аутогенная тренировка высших ступеней

С точки зрения современных представлений, вве­денное Шульцем разделение аутогенной тренировки на ʼʼнизшиеʼʼ и ʼʼвысшиеʼʼ ступени (или, соответственно, АТ-1 и АТ-2) является в значительной степени ус­ловным.

Если упражнения первой ступени создавались преимущественно в целях воздействия на вегетативно-соматические функции, то, приступая к созданию АТ-2, Шульц ставил задачу оптимизации высших пси­хических функций и коррекции личностных нарушений.

Рекомендуемые автором приемы требуют чрезвычай­но длительного обучения, часто не имеют достаточной научной обоснованности, в значительной степени за­имствованы из религиозной системы йогов и практики психоанализа.

В связи с этими причинами упражнения высшей ступени не получили широкого распростране­ния в лечебной практике и представляют скорее исто­рический интерес.

В тоже самое время следует отметить, что отдельные элементы АТ-2 входят в большинство современных модификаций аутогенной тренировки.

Аутогенная медитация по I. Schultz.Основу АТ-2 со­ставляет аутогенная медитация (meditation — англ., размышление, созерцание), само наименование кото­рой явно указывает на связь с представлениями йогиз-ма.

Сущность этого приема состоит в последова­тельной тренировке процессов воображения (или, как сейчас иногда говорят, имаженитивных свойств лично­сти), на базе которых в последующем осущест­вляются образное представление и нейтрализация аф­фективных переживаний.

По Schultz, приступать к аутогенной медитации можно лишь после отличного усвоения базисных упражнений, критерием которого является способность быстро ʼʼвходитьʼʼ (за 20—30 с) и удерживать себя в состоянии аутогенного погружения[27] в течение часа и более.

В абсолютном большин­стве случаев в состоянии пассивной концентрации у пациентов возникают различные сенсорные ощуще­ния (аутогенные разряды), среди которых особое зна­чение придается визуальным феноменам, т. е.

обла-кообразным, в какой-либо степени структуриро­ванным, окрашенным и черно-белым, статическим и динамическим зрительным образам, спонтанно воз­никающим при закрытых глазах. Тренировки пассив­ной концентрации являются подготовительным эта­пом к аутогенной медитации и, по Schultz, должны продолжаться около 8 мес.

Затем обучаемые приступают к первому упражне­нию медитации, задачей которого является фиксация спонтанно возникающих образных представлений, в частности, какого-то одного цвета, доминирующего в поле зрения.

Через 2 — 4 нед возможен переход ко второму упражнению медитации, сущность которого состоит в целенаправленном вызывании опреде­ленных цветовых представлений (ʼʼвидениеʼʼ заданного цвета), которые подсказываются врачом.

Одновремен­но стимулируются ассоциативные процессы специфи­ческой направленности˸ ʼʼцвет — эмоциональные ощу­щенияʼʼ, например оранжевый — ощущение тепла, рас­слабления; черный —общая тревога и т. д. Длитель­ность освоения второго упражнения — до 4 мес.

Источник: http://referatwork.ru/lectionbase/psihologiya/view/233428_autogennaya_trenirovka_vysshih_stupeney

Книга Аутогенная тренировка. Содержание — ВЫСШАЯ СТУПЕНЬ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ

а) необходимые ощущения при выполнении упражнений возникают очень быстро, даже тепло в ногах, которые у меня обычно холодные;

б) уже через некоторое время я чувствую заметное успокоение сердечного ритма и дыхания, а также в психике;

в) параллельно с этим происходит ослабление или полное исчезновение болей тройничного нерва, которые ранее не удавалось устранить с помощью мануальной терапии».

ОПАСНОСТИ

Самая большая опасность в аутогенной тренировке – это испытывающий страх, мелочный или излишне педантичный руководитель курса. Среди дилетантов такие типы встречаются редко, их скорее можно найти среди специалистов. Тренер, который страдает сам от себя, заставит страдать и слушателей.

Другая опасность заключается в том, что некоторые руководители курсов, прикрываясь видимостью науки, распространяют свои собственные взгляды. Поэтому участники должны подходить к делу достаточно критично и задавать конструктивные вопросы, если у них возникают сомнения по поводу высказываний руководителя. По его реакции можно будет понять, насколько он пригоден для руководства курсами.

У многих желающих освоить аутотренинг пропадает желание заниматься, когда они имеют дело с неквалифицированным тренером. В некоторых санаториях и клиниках занятия проходят под магнитофонную пленку, так что пациенты практически не имеют возможности задать индивидуальные вопросы своему врачу или психологу. Такое разочарование в методе само по себе представляет опасность.

Точно так же, как руководитель курсов может представлять собой опасность, некоторые слушатели сами создают опасности для себя, избегая откровенных бесед с ним или тренируясь в скованном состоянии, а иногда и слишком интенсивно.

Любым хорошим методом можно злоупотребить. Чаще всего расстройства здоровья могут возникнуть при использовании неправильных методов дыхания. Участникам курсов следует при любой неясности обращаться непосредственно к руководителю.

О других опасностях, например, о внушении себе ложного ощущения здоровья здесь уже говорилось.

ОБЗОР НИЗШЕЙ СТУПЕНИ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ

Успокоение и собранность

Формула: „Я совершенно спокоен и расслаблен”

Общее воздействие: Расслабление мышц, общее успокоение

Побочные явления: Симптомы ожидания

(Успокоение лишь в отдельных случаях может рассматриваться как самостоятельное упражнение. Как правило, оно считается, по словам Шульца, „целеуказующей вставкой”.)

Упражнение на тяжесть

Формула: „Моя рука тяжелая”

Общее воздействие: Расслабление мышц, общее успокоение

Побочные явления: Симптомы ожидания

Упражнение на тепло

Формула: „Моя рука теплая”

Общее воздействие: Расслабление стенок кровеносных сосудов, успокоение

Побочные явления: Эффекты аутогенной разрядки

Упражнение для сердца

Формула: „Сердце бьется спокойно и равномерно”

Общее воздействие: Нормализация сердечной деятельности, успокоение

Побочные явления: Эффекты аутогенной разрядки. При обращении внимания на отдельные органы тела могут возникать органические симптомы

Упражнение для дыхания

Формула: Дыхание совершенно спокойное (и равномерное)

Общее воздействие: Переход к гармоничному непроизвольному дыханию, успокоение

Побочные явления: Эффекты аутогенной разрядки. При обращении внимания на отдельные органы тела могут возникать органические симптомы

Читайте также:  Патологическое накопительство - психология

Упражнение для солнечного сплетения

Формула: „По солнечному сплетению (животу) разливается тепло”

Общее воздействие: Расслабление и гармонизация всех органов брюшной полости, успокоение

Побочные явления: Эффекты аутогенной разрядки. При обращении внимания на отдельные органы тела могут возникать органические симптомы

Упражнение для головы

Формула: „Лоб приятно прохладный”

Общее воздействие: Холодная ясная голова, расслабление кровеносных сосудов головы, успокоение

Побочные явления: Эффекты аутогенной разрядки. Иногда головная боль и головокружение

Упражнение для шеи и затылка

Формула: „Затылок приятно теплый”

Общее воздействие: Расслабление мышц задней части головы и шеи

Побочные явления: Отмечаются редко

ВЫСШАЯ СТУПЕНЬ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ

Спонтанные красочные визуальные ощущения возникают у некоторых участников уже на низшей ступени. Поскольку мои занятия на курсах высшей ступени по времени проводятся раньше, чем занятия низшей ступени, я в конце занятия рассказывал начинающим о некоторых особенно ярких событиях из высшей ступени. В результате число проявлений эффектов высшей ступени у новичков возросло на 5-7 процентов.

На курсах медитации для молодых людей я заметил, что молодые начинающие слушатели испытывают почти столько же визуальных ощущений, сколько и опытные. И все же я требую от участников курсов высшей ступени „полного уверенного и быстрого владения техникой низшей ступени” (Шульц).

Что понимается под „быстрым владением”? Предпосылкой для участия в занятиях является реализация содержания формул примерно за одну минуту. Некоторым слушателям переключение удается практически моментально.

Все они в один голос описывают состояние своего тела как „теплой и тяжелой массы, в которой выделяется холодная голова”. Как правило, в наших курсах принимают участие от 12 до 18 слушателей, иногда меньше, иногда больше.

Проведение тренировок за неудобными школьными партами практически не создает помех, хотя, конечно, лежа было бы тренироваться приятнее. Каждый из участников рассказывает о двух-трех своих впечатлениях, полученных на занятиях, а также об особенностях домашних тренировок.

Если участник считает, что содержание его впечатлений носит слишком личный характер, он может по окончании занятий поговорить с глазу на глаз с руководителем курса. Слушатели высшей ступени посещают занятия более регулярно, чем низшей.

В целом на верхней ступени практикуется более индивидуальный подход к слушателям. Они могут выдвигать предложения относительно содержания упражнений. Если кому-то из них известны схожие методики (формы медитации, йога, дзэн и т.п.

), а это сегодня не редкость, то проводятся сравнения. Иногда в этих случаях тренировка осуществляется по другой методике.

В зависимости от состава и возраста участников предпочтение может отдаваться определенным упражнениям, и очередность их выполнения может меняться.

37

Источник: https://www.booklot.ru/genre/dom-i-semya/zdorove/book/autogennaya-trenirovka/content/915077-vyisshaya-stupen-autogennoy-trenirovki/

Аутогенная тренировка высших ступеней (ат-11)

С точки зрения современных представлений, введенное И.Г. Шульцем разделение аутогенной тренировки на «низшие» и «высшие» ступени (или соответственно АТ-1 и АТ-11) является в значительной степени условным.

Если упражнения первой ступени создавались преимущественно в целях воздействия на вегетативно-соматические функции, то, приступая к созданию АТ-11, И.Г.

Шульц ставил задачу оптимизации высших психических функций и коррекции личностных нарушений.

Основу АТ-11 составляет аутогенная медитация (от лат. meditatio— размышление, созерцание). Сущность этого приема заключается в последовательной тренировке процессов воображения (или, как сейчас иногда говорят, имаженитивных свойств личности), на основе которых в последующем осуществляется образное представление и нейтрализация аффективных переживаний. По И.Г.

Шульцу, приступать к аутогенной медитации можно лишь после отличного усвоения базисных упражнений, критерием которого является способность быстро «входить» (за 20–30 с) и удерживать себя в состоянии аутогенного погружения в течение часа и более.

В абсолютном большинстве случаев в состоянии пассивной концентрации у пациентов возникают различные сенсорные ощущения (аутогенные разряды), среди которых особое значение придается визуальным феноменам, т. е. облакообразным, в той или иной степени структурированным, окрашенным и черно-белым, статическим и динамическим зрительным образам, спонтанно возникающим при закрытых глазах.

Тренировки пассивной концентрации являются подготовительным этапом к аутогенной медитации и, по И.Г. Шульцу, должны продолжаться около 8 мес.

Затем обучаемые приступают к первому упражнению медитации, задачей которого является фиксация спонтанно возникающих образных представлений, в частности, какого-то одного цвета, доминирующего в поле зрения. Через 2–4 нед.

возможен переход ко второму упражнению медитации, сущность которого заключается в целенаправленном вызывании определенных цветовых представлений («видение» заданного цвета), которые подсказываются суггестологом.

Одновременно стимулируются ассоциативные процессы специфической направленности: «цвет-эмоциональные ощущения», например оранжевый ощущение тепла, расслабления; черный — общая тревога и т. д. Длительность освоения второго упражнения — до 4 мес.

Третье упражнение заключается в вызывании образных представлений вначале изолированных предметов в обобщенном виде (например, «стул вообще»), а затем конкретных предметов с их «индивидуальными» различиями (например, сломанный стул, старинное кресло) в определенных ситуациях, в том числе имеющих отношение к самому обучаемому (например, стул, на котором он сидит). В отдельных случаях в конце периода освоения третьего упражнения, который длится 4–6 мес., обучаемый может увидеть в представляемых ситуациях и самого себя, что является одним из критериев успешности.

После того как обучаемый хорошо овладеет способностью к целенаправленной визуализации предметных представлений, он может переходить к четвертому упражнению, сущность которого состоит в вызывании образных эквивалентов абстрактных понятий, таких, как «справедливость», «счастье», «истина», «свобода» и т. п.

Эти «эквиваленты» обычно глубоко индивидуальны, но всегда поддаются смысловому определению. У одних пациентов понятие «свобода» ассоциируется с «белой лошадью, скачущей по прериям»; у других — с «орлом, парящим в облаках»; у третьих — с небом и т. д. По мнению И.Г.

Шульца, конкретность эквивалента абстрактного понятия позволяет выявить бессознательное, хотя здесь речь, скорее, идет об особенностях мышления и индивидуального опыта. Скажем, у горца, никогда не бывавшего в прериях, на слово «свобода» скорее возникнет ассоциация с парящим орлом; у жителя Океании — с чайкой и т. д.

Четвертый этап медитации осваивается в течение 1–1,5 мес.

В процессе пятого упражнения медитации осуществляется постепенный переход к проекции визуальных образов на себя путем концентрации на переживаниях личного характера: «ситуациях, связанных с возникновением желаний», «облагораживающих эмоциях» и т. п. Иногда эти ситуации оказываются (спонтанно) развернутыми во времени и пространстве, а основным «действующим персонажем» нередко становится сам обучаемый. Проекция на себя является вообще наиболее частым случаем в ассоциативном эксперименте.

На шестом этапе пациент обучается целенаправленно вызывать образы других людей, вначале «нейтральные» или безличные (торговец, почтальон и т. п.), а затем эмоционально окрашенные образы людей, связанных с обучаемым теми или иными отношениями.

Как правило, используются «крайние» типы эмоциональных отношений: симпатии-антипатии. При этом, как отмечает автор, возникающие образы носят несколько шаржированный, карикатурный характер за счет «подсознательного» подчеркивания или гиперболизации их приятных или, наоборот, отталкивающих (для пациента) свойств.

Однако в процессе систематических упражнений эта эмоциональная гиперболизация постепенно смягчается, образы становятся все более спокойными и беспристрастными, что, по мнению И.Г. Шульца, является показателем успешности освоения упражнения и свидетельствует о начале «аутогенной нейтрализации».

При визуализации знакомых образов вначале «проявляются» наиболее характерные «контрастирующие» черты их внешности, а направленность гиперболизации чаще всего определяется особенностями индивидуальных отношений испытуемых к тому или иному образу.

Основная задача шестого этапа состоит в «нейтрализации» возникающих значимых образов, что, как считал И,Г. Шульц, способствует купированию прошлых аффектов.

Седьмое упражнение, или «ответ бессознательного», завершает комплекс аутогенной медитации.

Овладев способностью к визуализации образов, обучаемый обращается сам к себе с вопросами, ответы на которые даются «не им самим» в виде вербализованных мыслей, а «подсказываются» спонтанно возникающими образами, которые затем вербально интерпретируются.

Наиболее часто (в состоянии пассивной концентрации) ставятся вопросы: «Кто я такой?», «Чего я хочу?», «В чем моя главнейшая проблема?» и т. п. По мнению автора, возникающие при этом у обучаемых образы «удивительным путем формируются в представление истины» и дают «понимание истинного смысла» бытия.

Заключение

Подводя итог изложенному в настоящей книге, хотелось бы еще раз остановиться на узловых проблемах суггестологической подготовки людей.

Здесь можно выделить два момента,

1. Суггестией не владеют, ей овладевают. Любые, самые необыкновенные способности чаще всего есть только результат целенаправленных усилий. Один философ сказал: «Тот, кто хочет, делает больше того, кто может». Одаренность, индивидуальные черты характера не играют большой роли.

Кроме следующих: убежденность, что ты должен именно этим заниматься, именно в этом направлении совершенствоваться, уверенность в собственных силах, высокий самоконтроль поведения, сильная, не дающая поблажек воля. Помимо этого важны отличное здоровье и ежедневные тренировки.

Девиз суггестологов: «Терпение, упражнение, желание».

2. Постоянное самосовершенствование. Кажется естественным, что работа, все равно — физическая или умственная, должна совершаться благодаря усилию и вызывать утомление. Поэтому необходимо «истязать» себя упражнениями до первых признаков усталости, иначе ничего не добьешься.

Резервы психических (а через них — физических) возможностей поистине неисчерпаемы! Нужно только очень серьезно, не откладывая дела в долгий ящик, заняться овладением знаниями, которые позволяют сознательно руководить своим и чужим психическим состоянием.

Очень хочется надеяться, что в этой книге желающие смогут найти многое, что позволит им приобщиться к таким знаниям.

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.ru

Оставить отзыв о книге

Все книги автора

[1]Cattel R.B., Warbutong F.W. Objective Personality and Motivation test. — Urbana, Chicago,London: University of Illinois Press,1967

[2]При помощи этих кресел достигается состояние расслабления. Самыми удобными являются кресла, позволяющие изменить позу, с подлокотниками и опорой для головы. Таким требованиям отвечают кресла типа самолетных.

[3]Иногда предусматривается предварительный согрев постелей специальными грелками. Считается, что электрическая грелка в постели действует успокоительно, вызывает желаемую сонливость.

[4]Например, гравюры М.К. Эсхера.

[5]Акцентуация характера (от лат. accentus — ударение) — чрезмерное усиление отдельных черт характера, проявляющееся в избирательной уязвимости личности по отношению к определенного рода суггестивным воздействиям при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.

[6]Имаго-суггестия (от лат. imago — образ, подобие) — особая разновидность суггестии на яву, при которой суггеренд мы воспроизводит образы сугтестируемых ему состояний.

[7]Мотивация — побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность.

[8]Настроение — сравнительно продолжительные устойчивые психические состояния умеренной или слабой интенсивности, проявляющиеся в качестве положительного или отрицательного эмоционального фона психической жизни индивида.

[9]Личностные характеристики в аспекте индивидуальности: характер, темперамент, способности.

[10]Когда каталепсия возникает в ходе сеанса гипносуггестии самопроизвольно, без специальных суггестии, это почти стопроцентный признак, что достижимы глубокие фазы гипноза.

[11]Методы с использованием «белого шума» особенно удобны для формирования таких психических состояний, как, например, ощущение легкой, «лишенной мыслей» головы.

[12]Текст разговора в паузе бодрствования примерно следующий: «Сейчас я задам Вам вопросы. Вы их ясно услышите и, не выходя из состояния покоя, приятной скованности, ответите на них. Чувствуете ли дремоту? Усилилась ли сонливость?» И т. д.

[13]Углубление и закрепление гипнотического состояния производится следующей суггесстией: «Вы в глубоком гипнотическом состоянии. Глубоко спите. Вам не снится ничего. Внимание! Вы меня слышите. Вы слышите только меня. Полный контакт со мной. Вы бодры. Мышцы ваши приобретают упругость и легкость.

Вы можете встать, открыть глаза, свободно двигаться, разговаривать, мыслить… Вставайте. Откройте глаза». После этих слов гипнотик, как правило, открывает глаза, подымается с кровати, садится на нее и ждет приказаний.

При этом, по «неживому» взгляду, по некоторой приспущенности век видно, что человек продолжает спать.

[14]Под гипотаксией с амнезией подразумевают те случаи, когда гипнотизируемый сознает еще, что ему говорили, но не знает, что именно.

[15]В качестве державки можно порекомендовать тонкую металлическую папочку/

[16]Указать наименование предмета — объекта фиксации.

[17]Эта формула суггестии применяется только в том случае, если сугтеренд сам держит в своей руке объект фиксации.

[18]Сугтеренд держит блестящий предмет на расстоянии 25–35 см перед глазами.

[19]По ходу сеанса суггестор совершает большими пальцами рук медленные ритмичные массирующие движения по ходу нервов лба. Остальные пальцы рук сугтестора неподвижно остаются на висках суггеренда.

[20]Текст этого абзаца суггестор произносит шепотом.

[21]Следует иметь в виду, что в состоянии мышечной расслабленности действенность чувственных образов значительно повышается. Этот эффект продуктивно используется в AT.

[22]В состоянии релаксации, достигаемой в процессе AT, влияние словесной и мысленной аутосуггестии на физиологические функции значительно возрастает. Характер этого влияния определяется смысловым содержанием словесных формулировок. Построение фраз при аутосуггестии должно быть предельно простым и кратким, а их мысленное произнесение — медленным, в такт дыханию.

⇐ Предыдущая16171819202122232425

Источник: http://mykonspekts.ru/2-65112.html

Ссылка на основную публикацию