Море и песок — школа свободы — психология

Море и песок — школа свободы — Психологос

Море и песок - школа свободы - психология

Гуманистическое образование в реале

«Школа, о которой не гово­рят»

Попытайтесь вообразить себе детей в возрасте от пяти до двенадцати лет, разъезжающих на трехколесном велосипеде по школьному залу, рисующих на стенах все, что захотят и как за­хотят, делающих все, что им вздумается и когда вздумается, непринужденно общающихся со своими педагогами с использовани­ем любых выражений, включая непечатные, и диктующих школе учебную программу, методы преподавания и направление обуче­ния по своему усмотрению. И все это происходит в государ­ственной школе в городе Сиэтле! Вы думаете, что здесь преуве­личение, что такого не может быть? Нет, это происходит в наше время в старом консервативном районе Сьюард-Парк, на сред­ства, выделяемые Сиэтлским учебным округом.

Альтернативная начальная школа — такое название носит экс­периментальный проект, курируемый учебным округом. Он был начат в ноябре 1970 года, и его исходным положением является утверждение, что обычные начальные школы слишком стесняют свободу детей.

Считается, что познавательный процесс у детей в школе должен протекать в более естественной среде, а мотивация для познания должна исходить от самого ребенка.

Предполагается также, что ребенок любого возраста способен самостоятельно принимать решения и ему не следует в этом мешать.

Это рай для детей. Здесь нет ни формального расписания, ни возрастных перегородок, ни деления по классам, ни общей про­граммы. Фактически, если ребенок не захочет выучить азбуку, никто не будет принуждать его это сделать.

В то время, когда мы находились в школе, формальной учеб­ной работы не велось. Дети слонялись без видимой цели по трем классным комнатам, где не было преподавателей. Судя по всему, ни в одном из классов занятий не было.

На первом этаже сосед­него здания мы встретились с мистером Бернстайном, директором школы, и попросили некоторых разъяснений. Он подчеркнул, что здесь мы имеем дело с «совершенно новой концепцией образова­ния, пионером которой является А.С.

Нейл из Спрингхиллской прогрессивной школы на востоке США».

Директор сказал, что непечатные выражения часто использовались для большей убеди­тельности, когда он учился в колледже, и он не считает, что они могут принести какой-нибудь вред во вверенной ему Альтерна­тивной школе. «С детьми надо разговаривать на понятном им языке», — заметил он.

Мы спорили, каким образом дети, окончившие шестой класс этой школы, смогут поступать в обычные учебные заведения, ес­ли здесь нет ни учебных занятий, ни оценок. «Через шесть лет, — ответил Бернстайн, — все школы будут, вероятно, такими, как эта, и проблема отпадет сама собой».

Основные элементы философии Нейла:

  1. Взрослые не имеют права требовать повиновения от своих детей. Попытки заставить детей подчиняться имеют своей един­ственной целью удовлетворить присущую взрослым жажду власти. Непростительно навязывать родительскую волю сыновьям и доче­рям. Они должны быть свободны. Наилучшей ситуацией для се­мьи следует считать полное равенство между родителями и деть­ми. Нельзя требовать от ребенка совершения тех или иных дей­ствий, пока он сам не захочет их выполнять. Учитель должен показать своим ученикам, что он стоит вровень с ними, но не выше их.
  2. Не следует просить детей выполнять какую-либо работу, пока им не исполнится 18 лет. Родители не должны даже требо­вать от них помощи по дому или давать им мелкие поручения. Заставляя выполнять подобные поручения, мы тем самым оскорб­ляем их, превращая в лакеев.
  3. Не следует преподавать детям религию. Единственная при­чина существования религии в обществе заключается в стремле­нии дать исход фальшивому чувству вины по сексуальным про­блемам, которое сама же религия и создала. Наши представления о Боге, небесах, преисподней и грехе основаны на мифах. Буду­щее просвещенное поколение отвергает традиционную религию.
  4. В соответствии с философией Нейла строго запрещаются наказания всякого рода. Отец или мать, шлепающие ребенка, на самом деле ненавидят его, и их желание причинить ему боль проистекает из неудовлетворенного сексуального чувства. В Саммерхилле один ученик разбил семнадцать окон и не получил даже устного замечания.
  5. Подростков следует воспитывать в том духе, что беспоря­дочность в половых связях не является моральной проблемой. В Саммерхилле добрачная сексуальная жизнь не была санкциониро­вана лишь потому, что Нейл боялся возбудить негодование общественности. Он и его сотрудники время от времени появлялись обнаженными, чтобы устранить в учениках чувство любопытства к вопросам пола. Он предсказывал, что подростки завтрашнего дня будут жить более здоровой жизнью благодаря снятию сексу­альных запретов.
  6. Детей не следует ограждать от порнографических книг и других материалов. Нейл указывал, что он готов приобрести са­мую непристойную литературу для любого из учеников, кто его об этом просит. По его мнению, это может удовлетворить их интерес, не несет ребенку вреда.
  7. Родители не должны требовать, чтобы дети говорили им «спасибо» и «пожалуйста». Более того, их не следует даже к это­му поощрять.
  8. Вознаграждение ребенка за хорошее поведение унижает и деморализует его, представляя собой скрытую форму принужде­ния.
  9. Нейл считает, что книги не играют значительной роли в школе. Обучение должно заключаться преимущественно в работе с глиной, красками, инструментами и в различных видах драма­тического искусства. Познание само по себе имеет некоторую ценность, но оно должно приходить как результат игры.
  10. Даже если ребенок не успевает в школе, родители не дол­жны вмешиваться в этот вопрос, поскольку он является сугубо его личным делом.
  11. Изложенная вкратце философия Нейла выглядит следую­щим образом: откажитесь от всякой власти над ребенком, дайте ему расти без всякого внешнего вмешательства, не наставляйте его, ничего ему не навязывайте.

С тех пор у нас было двад­цать пять лет для того, чтобы оценить результаты этого эксперимента.

Что про­изошло с поколением, которое в наибольшей мере подвергалось этому влиянию? В конце 60-х годов они пришли к выводу, что Бог мертв, что аморальность стала новой моралью, что неуважение и непочти­тельность к старшим являются нормой поведения, что непопуляр­ные законы можно не соблюдать, что насилие является дозволен­ным орудием достижения перемен (так же как и те скандалы, которые они устраивали в детстве), что власть — это зло, что превыше всего удовольствие, что старшим не следует доверять, что прилежание и усердие вульгарны и что их страна не стоит ни лояльности, ни уважения.

Эта философия не только способствовала студен­ческой революции конца 60-х годов, она также нанесла тяжелый удар нашей школьной системе и детям. Пока эта теория была популярной, в школах царила анархия и бесконтрольность на всех уровнях.

Крошечные первоклассники терроризировали своих задерганных преподавателей так же систематически, как и неистовые старшеклассники.

Некоторые классы настолько просла­вились постоянными нарушениями порядка, что учителя попросту боялись преподавать в них.

«Признания о потерянной юности»

«Идея обучения по принципу вседозволенности показалась привлекательной моей матери, принадлежащей к богеме, когда мне было четыре года. В Гринвич-Виллидж она отыскала малень­кую частную школу, владельцы которой разделяли ее взгляды, и была очень счастлива, пристроив меня туда.

Знаю, что с ее сто­роны это был акт материнской любви, но, вероятно, это худшее, что она когда-либо для меня сделала.

Эта школа — я буду назы­вать ее «Море и песок» — казалась привлекательной в глазах дру­гих таких же родителей, принадлежащих к высшим слоям средне­го класса, которые стремились дать своим детям вырасти вне то­го постоянного гнета, которому подвергались в свое время они сами.

«Море и песок» была школой, где ученики не знали ни забот, ни трудностей. И это была как раз такая школа, какие по праву вызывают наибольшие опасения у людей,-призывающих нас вер­нуться к первоосновам. Здесь я обрела свободу — свободу не учиться. В школе работали пятнадцать женщин и один мужчина, пре­подававший «точные науки».

Они были вполне достойные люди, некоторые из них старые, другие молодые и все, как один, пре­данные идее культивировать врожденные творческие способности, которые, по их убеждению, были в нас заложены.

Огромное вни­мание уделялось художественному образованию, однако техника нам не преподавалась, поскольку любой вид организации мешает творчеству.

В принципе на различные учебные предметы отводилось оп­ределенное количество часов, но мы имели право пропускать лю­бой урок, который был нам не по душе. Фактически весь метод школы строился на том, что нам нельзя было досаждать, нас нельзя было огорчать или заставлять соревноваться между собой. Ни контрольных работ, ни экзаменов не было.

Если мне надое­дало заниматься математикой, меня мирно отпускали в библиоте­ку сочинять рассказы. Историю мы изучали путем воспроизведе­ния самых маловажных ее элементов. В течение одного года мы толкли кукурузу, строили вигвамы, ели буйволятину и выучили два индейских слова. Это была ранняя история Америки.

На дру­гой год мы мастерили причудливые костюмы, лепили горшки из глины и богов из папье-маше. Это была культура Греции. А еще через год мы все изображали прекрасных дам и закованных в броню рыцарей, и это означало, что мы изучаем средневековье. Мы пили апельсиновый сок из оловянных кубков, но так и не узнали, что такое средние века.

Они остались для меня некой terra incognita.

Я усвоила, что гунны перед сражением протыкали вены своим лошадям и выпивали кварту крови, но нам никто так и не рас­сказал, кто такие были гунны и зачем нам о них вообще нужно знать.

А в год Древнего Египта, когда мы все строили пирами­ды, я создала фреску длиной в десять метров, для которой при­лежно скопировала иероглифы на лист коричневой бумаги. Но я так и не узнала, что они значат.

Они были просто прелестны сами по себе.

Мы посвящали массу времени творчеству, потому что наши менторы, неизлечимые оптимисты, говорили нам, что именно в нем заключается счастье. Выучились читать мы только в третьем классе, поскольку считалось, что слишком раннее чтение тормозит творческую спонтанность.

Но одному нас обучили весьма успеш­но — ненавидеть интеллектуальность и все, что с ней связано. Со­ответственно нас в течение девяти лет заставляли быть творчес­кими личностями. И тем не менее школа «Море и песок» не су­мела сделать из нас людей искусства.

Чем мы действительно за­нимались, так это постоянными размышлениями по поводу меж­личностных отношений, и поскольку мы полагали, что все учение сводится к этому, то соответственно были счастливы.

Например, в десять лет были практически неграмотны, но зато могли зак­лючить, что Раймонд «самовыражается», когда в середине того, что у нас считалось уроком английского языка, он начинал от­плясывать на парте.

Мы говорили, что Нина — интроверт, потому что она вечно старалась забиться в дальний угол. Но когда мы покинули стены школы, недавние счастливые дети оказались никому не нужными. У нас появилось ощущение своей полной никчемности.

Что уж говорить о наших родителях? После всех истраченных денег, пос­ле свободы и заботы, которой мы были окружены в школе, у нас оказалось столько же шансов попасть в старшие классы, сколько у ребят из самой бедной школы городских трущоб. И это действительно было так.

Куда бы мы ни пытались поступать, мы неизбежно оказывались слабо подготовленными и недостаточ­но развитыми в культурном отношении.

Некоторым из нас реальная жизнь оказалась не по силам. Один из моих школьных друзей покончил с собой два года на­зад, после того как его в двадцать лет исключили за неуспевае­мость из самой слабой школы в Нью-Йорке. Некоторые другие оказались в психиатрических лечебницах, где пользовались пол­ной свободой творчества во время курса трудовой терапии.

Что касается меня, то когда я училась в старших классах, школьный психолог был встревожен недостатком у меня необхо­димого запаса знаний. Он предложил матери подвергнуть меня серии психологических тестов, чтобы выяснить, почему я не вос­произвожу информацию. Вся проблема, однако, заключалась в том, что мне было нечего воспроизводить.

Большинство моих одноклассников по школе «Море и песок» испытывали те же трудности, вызванные серьезными пробелами в знаниях. Мои спо­собности схватывать прочитанный материал находились на самом низком уровне, и в этом не было ничего удивительного. Препо­даватели часто интересовались, как мне удалось поступить в старшие классы.

Однако я сумела, хотя и с большим трудом, осилить не только среднюю школу, но и высшее образование (сначала закончить двухгодичный колледж, потому что на пол­ный курс обучения меня нигде не хотели принимать, а потом Нью-Йоркский университет), испытывая к науке то неизменное отвращение, которое мне было привито в школе.

Меня до сих пор поражает, что я получила степень бакалавра гуманитарных наук, и я предпочитаю считать себя бакалавром естественных на­ук.

Родители моих бывших одноклассников не могут понять, что произошло. Они посылали в школу смышленых, любознательных детей и через девять лет получили назад беспомощных подрост­ков.

Кто-то может сказать, что те из нас, кто оказались неудач­никами стали бы ими при всех условиях, но когда вы год за годом наблюдаете у выпускников школы одни и те же отклоне­ния в поведении, у вас есть основания для определенных и при­том достаточно пугающих выводов.

А теперь я вижу, как мой двенадцатилетний брат, который, кстати, учится в традиционной школе, решает математические задачи из программы колледжа, и знаю, что он обогнал меня не только в математике.

И я могу видеть моего пятнадцатилетнего брата, который успешно учится в традиционной школе, потому что моя образумившаяся мама забрала его из «Моря и песка» в восьмилетнем возрасте и он не стал таким, как я.

Сейчас, про­учившись семь лет, он делает отличные документальные фильмы для проекта, связанного с 200-летием США. Его обучение не све­лось к игре в переселенцев в течение четырех с половиной меся­цев и в индейцев в течение еще четырех с половиной месяцев, чем, насколько я понимаю, они занимались на протяжении того года, что он провел в «Море и песке».

И теперь я понимаю, что действительная задача школы зак­лючается в том, чтобы увлечь ученика многообразием знаний, а если увлечь не удается, то втянуть его в этот процесс насильно. И жаль, что со мной так не поступили».

Мара Волынски, журнал «Ньюсуик» 30 августа 1976 года

Пояснение от Н.И. Козлова

Наши читатели традиционно путают двух разных людей. Александр Нилл, основатель школы Саммерхилл в Шотландии, автор книги «Саммерхилл — воспитание свободой», к нему претензий практически нет. А вот А.С.

Нейл из Спрингхиллской прогрессивной школы на востоке США и его последователь Бернстайн — совсем другие люди, это радикалы, и основной ворох претензий идет в их адрес. А имена похожие: А.Нилл и А.С. Нейл…

Читайте также:  О чем говорит дистанция при общении? - психология

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/more-i-pesok—shkola-svobody

Хочешь победить своего врага – воспитай его детей

Хочешь победить своего врага – воспитай его детей

Все опросы показывают, что большинство родителей не желает, чтобы в России внедрялись западные ювенальные нормы – будь то нормы толерантности, сексуального воспитания, противопоставления родителей и детей, системы тотального контроля и доносов и так далее. Тем не менее, ювеналы все более ожесточенно пытаются навязать большинству чуждые ему нормы. На этот раз пакостную реформу планируют осуществить в детских садах Красноярска.

Подробно о происходящем рассказывает Владимир Волошко в статье «Культурный шок родителя». Если вкратце, то речь идет о новом Федеральном Государственном Образовательном Стандарте Дошкольного Образования.

Руководитель главного управления образования Красноярска — Алексей Храмцов – фактически прямым текстом говорит, что новый «игровой» стандарт должен изживать авторитаризм «диктующей педагогики». На практике это означает следующее:

1. Никаких совместных занятий с детьми, чтения и т.д. Только совместное времяпровождение. Чем ребенок заинтересовался – тем пусть и занимается. Можете попытаться его заинтересовать.

2. Никаких оценок хорошо-плохо.

3. Никаких запретов, ограничений, принуждений. Даже если ребенок расшалился – кричит, бегает, прыгает.

И т.д.

Как справедливо заметил Владимир Волошко:

Вся роль воспитателя сводится к тому, чтобы не мешать вашему ребенку «стоять на ушах» и смотреть, чтобы он, не дай бог, эти уши себе не сломал.

В комментариях к статье Владимира Волошко у части читателей возник вопрос: а чем это плохо? Может быть, действительно, лучше, когда дети занимаются, чем им интересно, а воспитатели просто присматривают за ними?

Что ж, это законный вопрос, но сначала надо дать слово тем, кто считает «игровой» стандарт правильным. Ведь тот, кто хочет изменить стандарт должен обосновать, почему существующая система нуждается в изменении.

Приводится два основных аргументов в пользу нового «игрового» стандарта.

1. «Ребенок сам всему выучится, главное, не мешать».

Это позиция части родителей, которые придерживаются либеральных взглядов на воспитание. В качестве аргумента приводятся ссылки на плохих воспитателей и детей, которые легко и без принуждения сами чего-то достигли.

2. «У ребенка, как и у взрослого, есть права. Попытки принуждать ребенка – это авторитаризм».

Примерно такую позицию озвучивает чиновник от образования Алексей Храмцов.

Давайте разберемся, чего эти аргументы стоят.

* * *

Допустим, вы убеждены, что права ребенка нужно защищать, что взрослый не должен заставлять ребенка и т.д.

Но ведь, наверное, вы не первый, кому это пришло в голову? Неужели никогда раньше никто не пытался реализовать школу или детский сад, построенную на принципах свободы ребенка от принуждения? Представьте себе, пытались — в Америке в 70-х годах.

Эксперимент в начальной школе проводила группа родителей и учителей, с его результатом можете познакомиться в статье «Море и песок» — школа свободы. Гуманистическое образование в реале» (см. страницу 11).

Основные принципы обучения в школе были следующие:

1. Учитель пытается заинтересовать ребенка, но если ребенок хочет учиться, он будет заниматься тем, что ему нравится.

2. Никаких оценок хорошо-плохо. Ребенка нельзя порицать за плохую учебу или поведение. Более того, за хорошую учебу и поведение тоже вознаграждать нельзя (потому что награда — это скрытая форма принуждения).

3. Никаких запретов, ограничений, принуждений. Даже если ребенок расшалился.

Ничего не напоминает? Один в один.

Проблемы начались через несколько лет, когда учеников выпустили в жизнь. Вот воспоминания ученицы:

Когда мы покинули стены школы, недавние счастливые дети оказались никому не нужными. У нас появилось ощущение своей полной никчемности… Куда бы мы ни пытались поступать, мы неизбежно оказывались слабо подготовленными и недостаточно развитыми в культурном отношении.

Некоторым из нас реальная жизнь оказалась не по силам. Один из моих школьных друзей покончил с собой два года назад, после того как его в двадцать лет исключили за неуспеваемость из самой слабой школы в Нью-Йорке…

Обращаю внимание, эксперимент проводили идейные учителя и родители, которые были убеждены, что если ребенку не мешать, то он сам раскроет заложенные в него таланты, и из него непременно получится прекрасная творческая личность.

Они не были плохими людьми, но они допустили две ошибки. Первая ошибка — они серьезно верили ничем не доказанной гипотезе о спонтанном самораскрытии человеческих способностей. Дескать, все само разовьется, главное, не мешать.

Эта гипотеза ошибочна. Советские дефектологи, которые решали одну из сложнейших задач — вочеловечивание слепоглухонемых детей, наработали очень ценный опыт в этой области. СССР в этом отношении далеко опередил другие страны.

Вердикт советских дефектологов однозначен: нет никакого спонтанного самораскрытия. Каждый новый шаг слепоглухого ребенка по лестнице вочеловечивания является результатом работы педагога.

И без посторонней помощи он по этой лестнице не взойдет.

Вторая ошибка вытекает из первой. Если нет спонтанного самораскрытия, а есть работа педагога, то предоставлять ребенку полную свободу выбора – это значит пускать дело на самотек. Т.е. снимать с себя ответственность за судьбу ребенка и перекладывать ее на слепой случай. И даже хуже того, ведь ребенок еще не вполне хозяин своим желаниям и вожделениям, его легко может «занести» не туда.

Каждый ребенок проходит через определенные жизненные этапы. Детский сад – младшая школа – средняя школа – вуз. На каждом следующем этапе возрастают требования, предъявляемые к ребенку.

Если где-то недоработал, если не подготовился к увеличивающейся сложности, потом будет вдвойне тяжелее наверстывать упущенное. А если не наверстаешь, то станешь аутсайдером.

Именно это и произошло с воспитанниками школы «Море и песок».

* * *

Что касается разговора о правах ребенка, о свободе от принуждения. Это разговоры от лукавого. Они строятся на рассуждениях такого рода: Если кто-то принуждает меня что-то делать, то он нарушает мои права. Я никому не позволю нарушать свои права. Но разве ребенок хуже меня? Он тоже имеет право на свободу. Значит, я не имею права его принуждать.

За это логикой не стоит ничего — ни с точки зрения педагогики/психологии, ни с точки зрения здравого смысла. Любой грамотный психолог вам скажет, что взрослый в этой ситуации рассуждает так, будто маленький ребенок ровня ему. Будто ребенок обладает тем же умом, знаниями и опытом.

Но подлинная забота о ребенке должна строиться на понимании реальных потребностей ребенка, а не тех, которые мы сами себе выдумываем. Настоящая любовь и забота выражается в том, чтобы помочь ребенку стать человеком, а не в том, чтобы приносить воспитание в жертву на алтарь под названием права ребенка!

Почему мы ребенку много позволяем? Потому что он маленький и неопытный. Он совершает ошибки, но делает это не со зла. Но ведь это и есть основания для того, чтобы родитель принимал решения за ребенка и вместо ребенка, даже если последнему это не нравится.

Права неотделимы от обязанностей. Ребенок обладает многими привилегиями, но платит за них необходимостью слушаться взрослого.

По мере взросления он обретает свободу, но и ответственность за совершенные ошибки вырастает. И это правильный разумный подход.

Если же у ребенка с самого начала и привилегии детства, и свобода от наставничества со стороны взрослых, то получается ерунда с любой точки зрения, даже с точки зрения права.

* * *

Ювеналы не ограничатся только лишь тем, что оскопят воспитательные методики для детских садов и превратят воспитателей в «мебель». Точно также и под тем же предлогом будут ограничены в правах и родные родители. Если нельзя одним, то почему можно другим? Следующий шаг очевиден.

Обратите внимание, что в этот раз ювеналы навязывают России то, что на Западе было раскритиковано. Значит, дело не только в том, чтобы копировать Запад. А в чем?

Говорят, кто-то из восточных мудрецов сказал: хочешь победить своего врага – воспитай его детей. Ювеналы явным образом следуют этому принципу. Вместо того чтобы принять выбор российского народа в пользу традиционных семейных ценностей, они пытаются оторвать детей от родителей. И это сработает, если родительская общественность не будет давать отпор подобным поползновениям.

Родители, будьте готовы сказать свое слово. Проконтролируйте, чтобы в детском саду воспитатели работали по хорошим программам, а этот ювенальный новодел остался только на бумаге у врагов российского образования.

Сергей Трубников

Источник

  • Социум
  • Здоровье нации
  • Гражданское общество
  • Образование

Источник: https://cont.ws/post/203186

Песочная анимация. Статья. Арт-терапия. Самопознание.ру

Песочная анимация. Статья. Арт-терапия. Самопознание.ру

Иоахим Рингельнац «Детский песок».

Работа с песком — замечательный психологический метод, который я использую в работе с детьми, об уже говорилось в консультации «Игры с водой и песком», «Песочная терапия», с которыми вы можете так же ознакомится на моём сайте.

Детство — это лучшее время для развития способностей и раскрытия талантов, а рисование песком — это уникальный новый вид искусства, который проявляет многогранность каждого ребёнка.

Задача детского психолога, педагога — дать возможность ребёнку окунуться в мир детства, быть творческим, спонтанным, увидеть и принять себя иным, почувствовать себя автором не только данной песочной фантазии, но и автором своей жизни. Рисование песком целительно уже само по себе.

Игра с песком — самая универсальная, увлекательная, интересная игра для детей любого возраста.

Мы сразу вспоминаем своё детство во дворе в песочнице с лопатками, ведёрками и палочками, и летние каникулы на море, когда с наслаждением зарывались в песок руками и ногами, оставляя «торчать» только одну голову, которая смотрела на мир как-то по-другому. Мягкий песок, прогретый солнцем, оказывал благотворное воздействие на нас, детей, в особенности на эмоциональное состояние…

Играть с песком дети начинают уже с полугода, подкидывая его совочком или перемешивая ладошками.

Песок привлекает дошколят возможностью делать лепёшки, варить кашу, строить башенки, домики-пещерки для своих игрушек, всевозможные дороги для машинок или извилистые канавки и озёра для воды… Он не перестаёт манить своими возможностями и уже достаточно «солидных» пап и мам — как приятно рисовать пальцем или палочкой на песке под «музыку» морских волн. Приятно ощущать песок в руках, когда пропускаешь его тонкой струйкой сквозь пальцы. А появляющиеся и исчезающие следы на песке «говорят» нам о его мягкости и одновременно твёрдости. Протяжённые песчаные пляжи кажутся нам бесконечными: начинаешь чувствовать, что находишься где-то вне времени, и всё это наводит на мысли о вечности. А наблюдая за медленно убегающей струйкой песка, вдруг понимаешь, что это материальное воплощение бегущего времени, думаешь о его скоротечности, и в то же время, о его постоянстве.

Если рассматривать педагогические и психологические аспекты использования песка, то трудно его переоценить — это и замечательный сенсорный материал, и непревзойдённая по своим возможностям предметно-игровая среда, и великолепный материал для изобразительной творческой деятельности, экспериментирования, конструирования, созидания, познания… Ребёнок включается в игру с песком всем своим существом — эмоционально, психически и физически. При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлечённости, а также для релаксации. Активируются мыслительные и эмоциональные резервы.

Создание мысленных образов, работа руками и получение новых впечатлений и удовольствия — всё это в совокупности и лежит в основе оздоровительного (терапевтического) эффекта для ребёнка, в котором гармонично объединяются голова (разум), руки (тело) и сердце (душа).

Обыкновенный песок — это нечто необыкновенно волшебное и завораживающее. Рисование песком «Sаnd-Art» — удивительно интересное и очень «живое» занятие для детей и взрослых. Песочные рисунки дают прекрасную возможность принять, раскрыть и проявить в творчестве множество граней собственного «Я».

Это новое направление.

Немного истории

Рисование песком — искусство достаточно молодое, появилось в 70-х годах ХХ столетия. Изобретателем стиля является канадский режиссёр-мультипликатор Кэролин Лиф, создавшая песочный анимационный фильм «Песок, или Петя и серый волк». Её работы распространились по всему миру и завоевали сердца многих зрителей и художников.

С виду простые движения превращаются благодаря ловкости рук в сюжет, повествуя целую историю… Позднее её опыт переняли многие аниматоры, они попробовали создать динамический песочный фильм, т.е. без монтажа, на одном дыхании. Их опыт стал весьма успешен и положил начало новому виду искусства — искусству рисования песком.

Благодаря своему неописуемому эффекту на публику рисование песком сразу приковало к себе внимание психологов.

А как метод арт-терапии рисование песком стало использоваться только в наши дни.

В отличие от песочного шоу и песочной анимации, на занятиях с детским психологом, педагогом детей учат, как создавать песочные рисунки, где акцент делается непосредственно на самом процессе творения, где дыхание ребёнка становится спокойным, его движения рук и всего тела плавными, внутреннее состояние гармоничным.

Техника рисования песком обладает художественным и терапевтическим достоинствами. Песок способен «заземлять» негативные эмоции, он несёт в себе возможность трансформации. Этот «разговор» рук с песком даёт огромнейший психо-корректирующий ресурсный эффект.

Сегодня специалисты уже доказали на практике эффективность применения метода песочного рисования «Sand-Art» для работы с разнообразной психологической проблематикой: разрешение семейных конфликтов, гармонизация детско-родительских отношений, стабилизация актуального психоэмоционального состояния и другие психокоррекционные задачи.

Метод «Sand-Art» успешно применяется специалистами в образовательных и развивающих целях: обучение основам чтения, письма и рисования, развитие познавательных процессов, расширение кругозора и общей осведомлённости, развитие мелкой моторики и координации движений, развитие воображения и творческих способностей.

Серьёзный учебный процесс превращается для учащихся и воспитанников в увлекательное и захватывающее занятие.

Рисование песком — занятие не просто увлекательное, для ребёнка это открытие нового волшебного мира песочных историй.

Под чутким руководством педагога он учится создавать как отдельные самодостаточные картины, так и целые сюжеты. Дети с огромным энтузиазмом овладевают хитрыми премудростями метода.

Они с удовольствием показывают свои песочные картины родителям и приглашают их к совместному творчеству.

Подавленный стресс, трудные жизненные ситуации у детей приводят к обострённому эмоциональному состоянию: нервозности, агрессии, апатии, тревожности, раздражительности.

Иногда он может проявляться в виде неконструктивного выплеска эмоции, конфликтных ситуаций, развития нервных заболеваний, отчуждённости, замкнутости.

Необыкновенно приятный на ощупь, песок даёт возможность расслабиться, снять стрессы, внутреннее напряжение, уходят проблемы.

Есть ещё один метод работы с песком: песочная анимация или рисование песком (метод Sand-art).

Песочная анимация (искусство рисования песком) даёт новое направление, покорившее сердца многих людей по всему миру и приобретает всё большую популярность, которое даёт возможность выразить свои чувства и эмоции без слов.

Можно выделить причины, из-за которых следует научиться рисовать песком, и это совсем не удивительно — рисование при помощи песка или песочная анимация обладает рядом положительных моментов:

  1. Не требующее больших материальных затрат. Чтобы попробовать себя в песочной анимации, из всех необходимых реквизитов потребуется только чистый просеянный песок и стекло. Даже подойдёт манная крупа или кофе, а за неимением стекла можно пользоваться любой горизонтальной поверхностью.
  2. Красота и пластичность. Видеоролики с песочной анимацией не оставят никого равнодушным. Легко изменяющиеся детали изображения, готовый образ плавно и динамично перетекает в следующий.
  3. Борьба со стрессогенными факторами: манипулируя сыпучими материалами, человек избавляется от отрицательных эмоций.
  4. Эстетичность. Выполненные ребёнком рисунки песком позволяют проявить свою фантазию.
  5. Пластичность. Для того, чтобы изменить рисунок, не нужен ластик — достаточно просто провести пальцем по стеклу.

Песочная анимация или рисование песком — это прекрасный и при этом расслабляющий процесс, который позволяет раскрыть свой внутренний мир.

Рисование песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и даёт возможность спокойной эмоциональной разгрузки, выражений через песочный рисунок, снятие эмоционального напряжения через ощущение тактильных прикосновений к песку, дополненное расслабляющими мелодиями, позволяет достичь душевного спокойствия, снять нервное напряжение, развить творческий потенциал, выразить внутренние ощущения, это делает его средством для развития и саморазвития ребёнка. Рисование песком — это погружение в сказку, мир фантазий, причудливых образов, извилистых линий. Создание картины песком — увлекательный процесс, он затрагивает все сферы чувств, пробуждает творчество, расслабляет и вдохновляет одновременно.

Читайте также:  Права - психология

Что даёт нам этот новый метод рисование песком:

  • Даёт возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, способствует расслаблению и снятию напряжения. Это возможность мягко прикоснуться к своему бессознательному, исследовать самые разные грани проявления своего Я.
  • Метод помогает войти в контакт со своими чувствами. А иногда невербальное средство оказывается единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и убеждения, которые кажутся непреодолимыми. Работа с песком помогает вдохновиться, вернуть утерянную спонтанность, развить внутреннюю свободу и почувствовать забытые ощущения счастья и творчества. А главное, ощутить себя автором не только данного произведения, но и автором своей жизни. Высвобождается внутренняя энергия, приходит осознание того, Что я хочу делать и Как.
  • В этом арт-терапевтическом процессе приобретается ценный опыт позитивных изменений. Постепенно происходит углублённое самопознание, самопринятие, гармонизация развития, личностный рост. Это потенциальный путь к самоопределению, самореализации и самоактуализации личности, а также повышению самооценки, уверенности в себе.

Внутренние конфликты и переживания легче выражаются с помощью зрительных образов, чем вербально.

Невербальные формы коммуникации могут с большей вероятностью избежать сознательной цензуры и рационализации, что ускоряет положительные изменения личности.

К тому же, при переводе бессознательного в видимую и ощутимую форму появляется реальный творческий продукт, который не может отрицать сознание человека (это уже не что-то невидимое, неосязаемое).

Побочным продуктом терапии искусством является удовлетворение, возникающее в результате исследования и осознания своих скрытых умений, творческого потенциала.

Преимущества метода рисования песком перед другими формами арт-терапии:

  • Процесс прост и приятен. Не требуется никаких специальных умений и навыков. И сам материал — песок — необыкновенно приятен.
  • Рисование песком даёт возможность трансформации, мгновенного изменения творческого произведения без потери его красоты и не прибегая к полной реконструкции. Это похоже на саму жизнь — всё время развивающуюся и изменяющуюся. Я думаю, что похоже и на внутреннюю жизнь человека.
  • При работе с песком на плоскости движения становятся размеренными, синхронизируются с ритмом дыхания. А работа с песком под музыку задействует одновременно зрительный, слуховой и кинестетический каналы, что позволяет полноценному восприятию этого мира и возможностью вчувствоваться в него. Чего очень не хватает в нашей социальной жизни, где наш ум выносит о мире оценочные суждения. Это близко к медитативным техникам.
  • Техника помогает развить тонкую моторику, что особенно полезно для детей (потому что через стимуляцию пальцев рук развивается мозг) и для пожилых людей, т.к. с возрастом снижается чувствительность рук. А также для людей, работающих за компьютером.
  • Рисовать можно двумя руками симметрично, что способствует гармоничному развитию двух полушарий головного мозга, и внутреннему центрированию.

Источник: https://samopoznanie.ru/articles/pesochnaya_animaciya/

Стихи про свободу *

Свобода

Екатерина Щетинина

Физически свободы нет, А мысленно — её навалом, Но будем мы держать ответ За помыслы — в большом и малом. Как искусительно порой Подумать мелкое и злое, Но как меняется настрой Перед небесным аналоем! Вот суть свободы.

И никто Её не в силах ограничить, Поставить рамки «от и до», Ну, если только «нахимичить» И повредить наш тонкий мозг… Но это — опера другая.

Пусть в будущее светлый мост Возводит мысль твоя благая!

Эта прекрасная свобода


Екатерина Щетинина У Бога есть миры без выбора, Где всё во благо, без борьбы… А мы из Тулы и из Выборга, Не роботы и не грибы. Мы размышлять еще пытаемся Перед судьбой. Но знает Бог — Свобода — истинное таинство, А не «желанья левых ног». Свобода — внутренняя звонница, Стучит рифмованным дождём, Свобода — светлая бессонница, Где ты обязан быть вождём. И если нарастает бедственность, И выпрямляться должен путь, Твоя свободная ответственность Опять не даст тебе заснуть…

Вдохнув свободы воздух

Константин Политти

Вдохнув свободы воздух, Дышу я полной грудью. И с чакров сдёрнув кожух, В нём растворяюсь ртутью…

Когда человек свободен?

Лариса Александрова-Дмитриева

Когда человек свободен? — Когда ни к чему не привязан, Ни к дЕньгам, ни к славе, ни к моде, Когда он любовью не «связан»… Есть солнце, есть музыка ветра, Напевы прибоя морского, Нахоженных троп километры И … мира не надо другого. Но, в этом ли кроется счастье? — Решает по-прежнему каждый, И это всегда в нашей власти — Свободу «примерить» однажды…

Свобода — это…

Лариса Чех

Свобода- это право быть собой, Не говори- свобода бунтовщица, Свободною бывает только птица, Когда не притворяется лисой. Свобода- это право умереть, Когда соблазн твои ломает крылья, Не променяй полет на изобилье, Бескрылая свобода- это смерть.

Отбросить жадность в бездну бытия, Отдать свой хлеб униженным , голодным, И не мешать другому быть свободным, Вот так свободу понимаю я. Прошу тебя, не смей меня пугать, Что силе подчиняется свобода.

Неволя- участь труса и урода, А мне на взлете жить и умирать!

Что такое свобода?

Лариса Чех

Что такое свобода, не знаете вы? На других не надеяться и не бояться Ни тюрьмы, ни сумы, ни бездушной молвы, Всем обидам и бедам в лицо рассмеяться. Во дворцах и палатах ее не ищи, Там свободы, наверное, век не видали. Потому что она- состоянье души, А у тронов толпятся бездушные твари. В этом мире у каждого доля своя: Трусу- трусость, а дерзкому- дерзость и воля.

Храбрость- храброму, золота звон- для жулья, А для пьяницы- хмель и дурман алкоголя. Не нужны обещаний пустые слова, И бессмысленных споров мне тоже не надо. Не плетите из лжи, господа, кружева, Нет для правды оков, для свободы- преграды.

Перед бурей ничтожные страха полны, Уползает в расщелину уж в непогоду, Только чайка , крылами касаясь волны, Прокричит небесам, как прекрасна свобода!  

Свобода

Марина Тарнопольская

Что такое свобода? Как её понимать? И домой мне охота, Очень хочется спать… Но долги и проблемы Мне мешают уснуть, Оттого ноет сердце И сжимается грудь… Нет тепла и покоя — Пессимизм да печаль, Утром маска с улыбкой, На обед хлеб и чай.

Дорогая свобода! Денег хоть отбавляй! Не понравится людям Твой большой каравай! Не понравится роскошь И устроенный быт, Ведь в стране столько нищих… Снова сердце болит, Снова мучает совесть, Снова давит печаль.

Почему мне не спится И свободу так жаль?

И будет им дана свобода…

Ольга Бельзер

Лишь тот достоин жизни и свободы, Кто каждый день за них идёт на бой.

                                     Гёте «Фауст»

О, сколь мы ждём самозабвенно Её, итог освобожденья! Она ж течёт по нашим венам С начала самого, с рожденья, Она зовёт нас, вдохновляя На подвиг с бренностью сраженья, На поиск вечного Грааля, На радость Богопостиженья! Она дарована нам свыше. А мы об этом забываем, Себя в темницы загоняем И воздухом тюремным дышим, И сетуем, что слишком тесно, И просим выси о спасении, И не находим себе места Под безграничной вечной сенью, Под пасмурными небесами По правилам чужим играя, Не признаваясь, что мы сами Быть за решёткой выбираем…

Вкус жизни, думаю, в свободе

Светлана Пивоварова

Что нравится, то одеваю И ем всё то, что я хочу, Хочу, куплеты напеваю, Хочу, хожу себе, ворчу. Живу, как это мне угодно, Дни портить людям не стремлюсь, Вкус жизни, думаю, в свободе, В любви свобода — жизни плюс.

Пусть тот, кто рядом, словно птица, Кружит со мною в небесах, Желанья наши здесь, чтоб сбыться И потому — открой глаза! Жизнь для того, чтоб наслаждаться Всем, что нам дал с тобою Бог, Чтоб в дом входить и улыбаться, А не стремиться за порог.

Жизнь для того, чтоб быть свободным, По-птичьи крылья расправлять, Жить в клетке людям — не природно, Да вот не все хотят понять.

Бунтарь

Эндрю Фриз

Я не такой, каким меня привыкли видеть, Бунтарский дух меня выводит из себя…

Я рву в канаты превратившиеся нити И на свободу рвусь — я Жить хочу, любя! Вдохнуть мешает полной грудью тесный обруч, Кольцо зависимости давит — в рёбрах хруст, Но ощущаю: близок он, свободы воздух, И, задыхаясь, я к нему стремлюсь.

Напряжены все мышцы, нервы на пределе, Охрипшим голосом, неслышимо, шепчу Молитву Господу, упорно движусь к цели,

Превозмогая боль — я Жить, любя, хочу!

Источник: http://veravverav.blogspot.ru/2015/02/blog-post_6.html

Отдых с детьми: советы многодетного психолога

Отдых с детьми: советы многодетного психолога

Живописное побережье экзотического курорта, теплое море, мягкий песок, нега… и дети. Все, думаете, отпуск обречен? Когда у психолога Илоны Бонивелл родился пятый ребенок, она тоже стала бояться семейных поездок. А потом вывела 5 правил, которые пригодятся всем, кто хочет провести лето с детьми и все-таки успеть отдохнуть.

Приближаются школьные каникулы, и большинство уже планирует долгожданный отпуск. Ну кто не мечтает об идеальном семейном отдыхе на берегу моря: дети строят песочные замки, подростки катаются на бодибордах, а родители наслаждаются бокалом вина, прикрывшись зонтом от солнца?

Теперь вернемся на землю и взглянем в глаза реальности: очереди в аэропорту, проблемы с багажом, желудочные инфекции, спорящие подростки и прочие ужасы. Однако отдых с детьми кое-чему меня научил, и я составила своего рода руководство – как лучше провести драгоценный семейный отпуск.

Мы часто очаровываемся фотографиями далеких экзотических стран, забывая про суровую реальность – долгую поездку, которую зачастую еще и достаточно сложно организовать. Время в пути отнимает драгоценные дни отпуска и утомляет нас. А обратная дорога оказывается слишком долгой, чтобы дома спокойно адаптироваться к будням.

Лучший отпуск с детьми мы провели во Французских Альпах – это всего четыре часа от дома на машине, и в августе там никого не бывает. Эта поездка получилась самой дешевой в нашей жизни – никакого сравнения с непозволительно дорогими зимними путевками на горнолыжные курорты.

Нет ничего хуже, чем провести первые два дня отпуска, разыскивая пропавший чемодан в стране, где никто не говорит на вашем языке.

Мы ввели простое правило: один чемодан среднего размера на двоих детей, чтобы за багажом было легко следить. Забудьте о показах мод – пяти футболок, трех пар шорт и одних брюк обычно хватает.

Девушкам позволяется добавить в свой гардероб три платья, не увлекаясь при этом обувью.

Раньше для меня было очень важно, чтобы дети могли выбирать, что есть, чем заниматься и куда пойти всей семьей. Результат? Споры, разногласия и недовольство итоговым решением. Муж занял совершенно другую позицию.

Он настоял, чтобы все решения семьи принимали родители – учитывая предпочтения детей, но не спрашивая их напрямую. Сначала я пришла в ужас.

А как же свобода выбора? Но увидев результат – счастливые и довольные дети, вспомнила об исследованиях «искусственного счастья» Дэниэла Гилберта: мы счастливее, когда выбор ограничен и нельзя позже поменять свое решение.

Отдых и расслабление важны для хорошего отпуска.

Но в какой-то момент мы хотим увлечься чем-то новым и готовы к состоянию потока – когда важен не результат, сам процесс приятен и интересен, а мы словно растворяемся в действии и время пролетает незаметно.

Для этого занятие должно быть достаточно сложным и требовать усилий, но оставаться в пределах наших возможностей. Результат — глубокое чувство абсолютного наслаждения.

Подумайте, чем вы могли бы увлечься и удивить себя, попробовав что-то новое, на что не считали себя способным. Такие приключения сделают ваш отпуск более насыщенным, радостным и запоминающимся.

Известно правило пиковых и финальных переживаний: мы оцениваем прошлый опыт по самому яркому переживанию и по его финалу, приятному или неприятному.

Так же и с отпуском – то, как он завершился, скажется на общем впечатлении.

Поэтому, планируя семейные каникулы, подберите занятия, которые вызывают сильные положительные эмоции, и постарайтесь закончить отдых на высокой ноте, ведь именно от этого зависит, каким он останется в вашей памяти.

Читайте также

«Как заставить его убирать игрушки?»; «Он ничего не хочет, ничем не увлекается!»; «Как ограничить использование гаджетов?»; «Катастрофа! Ребенка выгоняют из школы…» Мы отправились на лекцию Димы Зицера, чтобы узнать, какие темы больше всего волнуют родителей и можно ли научиться не срываться на детей (спойлер: можно).

Развод – вещь полезная, если уметь с ним обращаться. Да, конечно, это ужас. Но не ужас-ужас-ужас. Каждую минуту, полагаю, разводятся 12 пар. Плюс-минус. Просто надо решиться и дальше уже обсуждать технические детали. «Ужас-ужас» вовсе не в разводе, а в совместной жизни двух людей, которые друг друга давно не любят. Детям нужны папа и мама, а не два врага рядом. Колонка Алексея Белякова.

Источник: http://www.psychologies.ru/observers/bonivell-ilona/nastalo-leto-i-jizn-tak-legka/

Юнгианская песочная терапия: решение проблем через создание своего мира

Юнгианская песочная терапия: решение проблем через создание своего мира

Юнгианская песочная терапия – это одно из наиболее актуальных направлений современной психотерапии, используемое в работе как со взрослыми людьми, так и с детьми. Суть данного метода состоит в синтезе различных видов творчества, которые носят характер самопознания и релаксации.

Что используется в такой терапии

При проведении психотерапевтического занятия используются простейшие предметы.

В первую очередь берется песочница относительно небольшого размера, специально обработанный песок, а также различные фигурки, несущие в себе образы тех или иных предметов окружающего мира: это миниатюры людей и животных, домов, мебели, транспорта.

Также это могут быть камушки, ракушки, искусственные цветы, сундуки с драгоценностями и так далее. Рядом стоит сосуд с водой и лежат различные предметы, позволяющие делать из песка что угодно (грабли, совки и тому подобное).

История юнгианской песочной терапии

Такого рода терапия берет свое начало в прошлом столетии. Считается, что впервые методику работы с фигурками и песком использовала англичанка М. Ловенфельд. Будучи детским врачом, она заметила, что ее маленькие пациенты после таких занятий становятся более уравновешенными и вдумчивыми.

Позже, уже в середине XX столетия, ученица К. Юнга психотерапевт Д. Калфф создала и описала методику песочной терапии для самых юных и уже состоявшихся в жизни клиентов.

Она брала песочницу, выкрашенную в голубой цвет (цвет неба и воды, Бога-Отца – неба и Богини-Матери – водной стихии), и использовала маленькие фигурки. Детям и взрослым психотерапевт предлагала с помощью фигурок и песка создавать «свой мир».

Ее клиенты начинали выполнять это несложное задание, погружались в мир своего бессознательного, тайных символов и образов и творили этот мир на песке.

В чем заключается смысл психотерапевтического занятия

Читайте также:  Крышеснос - психология

Как правило, занятия по песочной психотерапии вызывают повышенный интерес и у взрослых, и у детей. Удивительно, но практика показывает, что такое погружение в мир собственных фантазий и символических образов бывает даже более эффективным для взрослых.

Человек, пришедший на занятие, подбирая разные фигурки и складывая из них сюжетную композицию, создает такой «мир самого себя», что психотерапевту порой даже ничего не нужно объяснять клиенту: он сам все понимает без слов, видя со стороны все свои проблемы и трудности.

Интересный пример

Однажды на занятие по юнгианской психотерапии пришла женщина средних лет, которая призналась, что находится на грани развода. Психолог предложил ей попробовать создать свой мир с помощью фигурок и песка. Задание заинтересовало женщину, и она быстро с ним справилась.

Когда же психолог попросила клиентку объяснить, какие фигурки та выбрала и что они означают, то она, не задумываясь, рассказала, что выбрала себя в образе львицы, защищающей свой дом от чужаков, а муж ее при этом стал маленьким и тоненьким жирафом.

Когда дама посмотрела на этого жирафа, она вдруг замолчала, видимо, поняв, в чем заключается ее конфликт с супругом.

Таким образом, песочная терапия – это уникальный метод, позволяющий клиентам познать самих себя и получить эстетическое наслаждение от занятий творчеством. И, как все мудрое, этот метод удивительно прост в использовании и широко доступен для каждого.

Источник: http://teammy.com/notes/267233print

Песочная терапия для детей + видео

Песок. Наши дети, все до одного, просто обожают играть с ним. А некоторые родители, наблюдая, как их карапузы лепят куличики из песка, даже не догадываются, что таким образом малыши расслабляются, избавляются от страхов, уравновешивают свой внутренний мир, развивают собственное творческое «я» — самобытное и неповторимое.

Оказывается песок — тот самый песок, на котором нам так нравится загорать, и который служит строительным материалом для наших жилищ — может быть еще и лечебным. Он восстанавливает нервную систему наших деток. Психологи называют метод лечения различных нервных расстройств у детей песком — песочная терапия.

Что же это такое?

Что такое терапия песком

Давайте сейчас вспомним пляж. Что мы делаем, когда только приходим туда? Ставим босую ногу на желтый песок, а затем заворожено рассматриваем ее отпечаток среди миллиардов крошечных частичек нашей планеты.

Мы словно заявляем миру: «Я есть! И я здесь!», — мы каждой клеточкой впитываем приятное тепло песка. Чувствуя себя неотъемлемой частью всего окружающего, сливаясь с ним и растворяясь в нем.

Вам знакомы подобные ощущения? По крайней мере, большинству из нас – да.

А потом к песку добавляется вода. Мы строим замки, дороги, колодцы, туннели. Мы закапываем-откапываем руки-ноги – свои собственные и чужие. И при этом даже не задумываемся, что таким образом очищаем свои мысли. Зарываем в песок негативные, а откапываем уже ясные и просветленные.

По сути своей, эти действия – отражение нашей собственной психической истории, того, что происходит у нас внутри. И многие замечали, что после времени, проведенного на берегу водоема, после сидения на мягком песочном его берегу, на душе становится как-то легче, спокойнее.

Это песок, в совокупности, конечно, с другими природными составляющими, помогает нам снять напряжение, восстановить гармонию, обрести равновесие.

Песок может соприкасаться со всей поверхностью вашего тела и расслаблять его, а также действовать на отдельные нервные окончания (к примеру, на пальцах рук или на ступнях). Песок может быть сухим, мягким, текучим. Песок может быть мокрым, пластичным, послушным.

Песок может в сочетании с водой приобретать любые формы и отражать любые образы, которыми полно наше подсознание. Именно эти возможности песка детские психологи и взяли на вооружение. Так появилась психологическая песочница и песочная терапия, как метод психотерапии в рамках аналитической психологии.

Впервые песочницу с миниатюрными фигурками в детской психотерапии стала использовать английский педиатр Маргарет Ловенфельд в 1929 году. Ее ученица Дора Кальфф дополнила и обобщила практический опыт своей наставницы. И стала основательницей «Техники построения мира», базирующейся на «построении свободного и защищенного пространства».

Песочная терапия для детей: психология

Не всегда даже мы, взрослые, можем выразить в словесной форме то, что чувствуем, то, чем полны наши мысли, и что, иногда, лишает нас покоя и сна. А наши малыши, которые находятся в дословесной фазе развития или только учатся общению с помощью устной речи? Как им выражать свои переживания?

Ведь они, так же, как и мы, испытывают радость и печаль, душевный подъем и одиночество, уверенность в себе или, наоборот, беспомощность и страх. Это должно находить какой-то выход. Вот тут-то безотказным помощником может стать песок. Все образы, живущие внутри сознания маленького человечка, становятся видимыми и осязаемыми во время игр с песком. Зачем это нужно ребенку?

А затем, что маленьким детям требуется отдых от психологических перегрузок, которые, обязательно, имеют место в процессе развития ребенка, становления его, как личности.

Все его переживания, все образы, так или иначе запечатлевшиеся в подсознании, могут материализоваться в его песочном мире.

И самое важное то, что обретя форму, они становятся управляемыми, подконтрольными их маленькому творцу. На практике это выглядит так.

К примеру, малыш боится собак. Или темноты. Во время сеанса песочной терапии он изображает эти свои страхи такими, какими видит, а потом, в процессе нехитрой игры, борется с ними и, конечно же, побеждает их.

Эта победа запечатлевается в его подсознании, что впоследствии помогает малышу справиться со своими страхами и в реальном мире. Таким образом, играя и творя, можно разрешать любые ситуации из жизни крохи.

Кому нужна детская песочная терапия

На вопрос: «Кто из деток нуждается в терапии песком?» — можно смело отвечать: «Все!»

Темп современной жизни таков, что перегрузка информацией малышей-дошколят идет колоссальная. Именно поэтому многие детки начинают говорить только к трем-четырем годам. Их нервная система просто не готова в полной мере перерабатывать тот поток нового, что поступает в сознание ребенка извне.

Отсюда и гиперактивность у детей, и синдром дефицита внимания, и аутизм. Все эти сложности в психическом развитии довольно успешно поддаются лечению посредством песочной терапии.

Деткам, страдающим от всевозможных страхов и навязчивых состояний, имеющим конфликты во взаимоотношениях с окружающими, тоже показана терапия песком.

Да и просто после активно проведенного дня любому малышу не помешает немного успокоиться перед сном, «разложить по полочкам» свои мысли и чувства.

Что необходимо для сеансов песочной терапии

Вы думаете, что для терапии песком нужно обязательно посещать кабинет психолога? Вы глубоко ошибаетесь! Для сеансов прекрасно подойдет пляж, детская песочница, куча песка, завезенная на дачу для строительных работ, или небольшой ящичек с песком прямо у вас в квартире. Главное, чтобы малыш во время занятий чувствовал себя комфортно.

Ящик для психологической песочницы

Отдельно несколько слов о ящичке (или коробке, или подносе) для терапии песком в домашних условиях. Он должен быть внутри выкрашен в голубой цвет. Это – цвет неба, цвет воды. Голубой успокаивающе действует на психику ребенка и служит прекрасным фоном для песочных игр. Что касается размеров ящика, то оптимальными считаются – 70х50х8 см. И заполнен он должен быть песком ровно наполовину.

Песок для песочной терапии

Для домашних сеансов песок можно купить. Он уже будет полностью пригоден для творчества. А можно и с пляжа принести. Тогда его нужно будет сначала просеять, потом промыть и высушить. И желательно также, для дезинфекции, такой песок после полного его высыхания прокалить в духовке. Ведь работать с ним будет ваш малыш.

Очень хорошо иметь в арсенале несколько видов песка. Для использования в сухом виде лучше подойдет мелкий речной песок – мягкий и сыпучий. Купить его можно в любом строительном магазине.

Он бывает разных цветов. Что тоже будет интересно крохе. Если же малыш собирается лепить из песка с использованием воды, ему понадобится крупный морской песок.

Он лучше держит форму и легче отлепляется от формочек.

Песочная терапия: занятия

Что еще нужно для занятий песочной терапией? Конечно же, вода. А еще все то, что символически может отражать реальный мир.

Желательно чтобы в распоряжении маленького творца были люди разных возрастов и профессий (строители, водители, спортсмены, космонавты, врачи, пожарные, милиционеры и т.п.). Еще нужны все представители семьи (мамы, папы, бабушки, дедушки, разновозрастные дети). Фантастические персонажи тоже не исключаются (тролли, гномы, эльфы, колдуны, драконы, боги, ангелы и т.п.).

Это должны быть дикие животные и домашние, а также доисторические, фантастические и мультяшные.

Соберите фигурки рыб, крабов, моллюсков, морских коньков, осьминогов, китов, моржей и т.п. Не забудьте и об обитателях морских глубин из легенд и сказок.

Дома в распоряжении малыша должны быть и маленькие, и большие. К этой категории также относятся палатки, шатры, пещеры и здания городской инфраструктуры. Дополните эту коллекцию всевозможными предметами интерьера и мебелью.

  • Продукты и домашняя утварь

Все, чем мы пользуемся в реальной жизни для приготовления и поглощения пищи (кастрюли, поварешки, тарелки, ножи, ложки-вилки и т.п.). А еще сама еда (фрукты, овощи, мясо, хлеб, крупы).

Деревья, цветы, травы. Их можно использовать как игрушечные, так и в виде собственноручно собранного и высушенного гербария.

Все, на чем мы ездим, плаваем, летаем. Автомобили разного предназначения, ракеты, самолеты, корабли, велосипеды…

Это могут быть мосты, виадуки, заборы, ворота, водонапорные башни, телевизионные вышки и т.п.

Камушки, различные минералы, семена, каштаны, желуди, перья, ракушки…

  • Дополнительные аксессуары

Этот список может быть бесконечным. В зависимости от интересов и темперамента вашего ребенка. Монеты, болтики, лоскутки ткани, зеркальца, пуговицы, бусины и др. Обычно все, чего ему не хватает для создания своего мира, малыш просит в процессе игры.

Все готово для сеанса песочной терапии? Тогда зовите кроху и предоставьте ему полную свободу действий. Сами же только наблюдайте. Представьте, что на вас надета шапка-невидимка. Никаких комментариев и советов. За исключением тех случаев, когда ребенок сам выражает желание вовлечь вас в свою игру.

Все предметы, все действия выбираются малышом на чисто интуитивном уровне. Он играет с разными объектами. Одни закапывает, другие ставит на возвышенность, а третьи и вовсе топит.

Кто-то из выбранных крохой героев будет добрым, кто-то злым. Один будет драться, а другой спасать планету. Помните, вы не вмешиваетесь.

Это игра вашего ребенка, его мир, и он – полноправный хозяин в этой неприкосновенной вселенной.

Песочная терапия: видео

Песочная терапия: упражнения

Если малыш не знает с чего начать игру с песком или выразил желание иметь вас напарником в построении своего мира, можно предложить ему несколько вариантов развития событий.

Чтобы посредством игр в песке был достигнут терапевтический эффект, нужно, как выражаются психологи, сузить проблемное поле.

Как это сделать? Предложите ребенку выбрать из подготовленной вами коллекции 16 фигурок (4 фигурки людей, 4 – животных, 4 строения и 4 любых других предмета, которые в данный момент для него актуальны).

Далее порекомендуйте дать название создаваемому миру и придумать историю про него.

  1. Прятки. Пусть ребенок подберет несколько фигур, которые ему хотелось бы спрятать. Отвернитесь. Когда малыш разрешит вам повернуться, поочередно находите спрятанные фигурки и просите кроху рассказать о них. Вы узнаете много о том, как относится он к тем или иным личностям в его окружении. А может, он боится кого-то или чего-то? Из его объяснений вы поймете, почему та или иная фигура «удостоилась чести» быть зарытой. Можно, также, играть в эту игру наоборот. Вы прячете фигурки, которые, на ваш взгляд, как-то связаны с переживаниями крохи, а он их находит и рассказывает о них.
  2. Сказка. Порекомендуйте малышу выбрать фигуру, которая станет главным героем его сказки, и поместить ее в ящичке с песком. Далее пусть ребенок придумывает историю об этой фигурке, по ходу развития сюжета добавляя все новых персонажей, окружая их все новыми предметами. История заканчивается, когда все предметы в ней «поучаствуют». Возможен также вариант игры наоборот. Вы рассказываете поучительную историю или психологическую сказку, а ребенок выстраивает сюжет на песке. У детей очень хорошо развито образное мышление. Благодаря воссозданию истории «в ролях» кроха лучше усвоит ее суть и мораль.
  3. Семья. Предложите малышу воссоздать на песке собственную семью. А потом такую семью, которую он хотел бы видеть. Довольно веселая игра получится. У кого-то в идеальной семье мама и папа совсем не ходят на работу. А кому-то разрешают сладости есть целыми ящиками. А кто-то спит с мамой, а не один в своей комнате. Сразу обрисовывается суть проблемы. Остается только найти пути ее решения.

Детская песочная терапия: акценты

Сеансы песочной терапии, как правило, включают в себя три этапа:

  • хаос;
  • борьба;
  • разрешение конфликта.

На этапе «хаоса» ребенок проживает свое эмоциональное состояние и постепенно освобождается от него. Вы можете увидеть, как он беспорядочно хватает фигурки, зарывает их, выкапывает, сопровождая свои действия довольно эмоциональными репликами. Со временем начинает выстраиваться четкий сюжет и разгорается настоящая борьба.

Дети переносят в песочный мир свои страхи, тревоги, обиды, агрессию, недомогания. На песке разворачивается целая баталия. Герои убивают друг друга и крушат все вокруг. Но не волнуйтесь, все это не потому, что ваш малыш жесток или кровожаден. Так он избавляется от психоэмоционального напряжения, борется за обретение мира внутри себя.

Когда приходит время разрешения конфликта, появляется добрый и смелый герой, который всех спасает и восстанавливает справедливость. В маленьком песочном мире воцаряются тишина и покой. Все становится на круги своя. Фигурки начинают заниматься повседневными делами: ходить на работу, растить детей, развлекаться.

Это говорит о том, что внутренний конфликт разрешен. Подобные стадии, или этапы, могут длиться на протяжении нескольких сеансов. А могут и обыгрываться в течение одного занятия. И только ребенок вправе определять, когда придет время закончить борьбу и вернуть идиллию в его песочный мир.

Попробуйте-ка на досуге написать на песочном листе свою собственную историю. А вдруг именно там, среди миллионов крупиц песка, вы, сами того не ожидая, найдете единственно верные ответы. Ответы, которых искали всю свою жизнь?..

Источник: http://babyzzz.ru/1-3/8016.html

Ссылка на основную публикацию