Развитие эмоциональной сферы переживателя — психология

Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте

Эмоциональное развитие дошкольника связано прежде всего с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Важнейшим изменением в мотивационной сфере выступает возникновение общественных мотивов, уже не обусловленных достижением узколичных утилитарных целей.

Поэтому интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства, в преддошкольном возрасте отсутствовавшие или наблюдавшиеся в зачаточном состоянии. К изменениям в эмоциональной сфере приводит установление иерархии мотивов.

Выделение основного мотива, которому подчинена целая система других, стимулирует устойчивые и глубокие переживания. Причем они относятся не к ближайшим, сиюминутным, а достаточно отдаленным результатам деятельности.

То есть эмоциональные переживания теперь вызываются не тем фактом, который непосредственно воспринимается, а глубоким внутренним смыслом, который этот факт приобретает в связи с ведущим мотивом деятельности ребенка.

Чувства теряют ситуативность, становятся более глубокими по смысловому содержанию, возникают в ответ на предполагаемые мысленные обстоятельства (П.М. Якобсон).

У дошкольника формируется эмоциональное предвосхищение, которое заставляет его переживать по поводу возможных результатов деятельности, предвидеть реакцию других людей на его поступки. Поэтому роль эмоций в деятельности ребенка существенно изменяется. Если раньше ребенок испытывал радость оттого, что получил желаемый результат, то теперь он радуется потому, что может этот результат получить. Если раньше он выполнял нравственную норму, чтобы заслужить положительную оценку, то теперь он ее выполняет, предвидя, как обрадуются окружающие его поступку.

Постепенно дошкольник начинает предвидеть не только интеллектуальные, но и эмоциональные результаты своей деятельности.

Предполагая, как обрадуется мама, он делает ей подарок, отказываясь от привлекательной игры.

Именно в дошкольном возрасте ребенок осваивает высшие формы экспрессии — выражение чувств с помощью интонации, мимики, пантомимики, что помогает ему понять переживания другого человека, «открыть» их для себя.

Таким образом, с одной стороны, развитие эмоций обусловлено появлением новых мотивов и их соподчинением, а с другой — эмоциональное предвосхищение обеспечивает это соподчинение.

Изменения в эмоциональной сфере связаны с развитием не только мотивационной, но и познавательной сферы личности, самосознания. Включение речи в эмоциональные процессы обеспечивает их интеллектуализацию, когда они становятся более осознанными, обобщенными.

Первые попытки сдержать свои чувства, например внешние их проявления — слезы, можно заметить у ребенка в 3-4 года. Хотя малышу это еще плохо удается.

Старший дошкольник в известной степени начинает управлять выражением эмоций, воздействуя на себя с помощью слова.

Подчеркнем, что дошкольники с трудом сдерживают эмоции, связанные с органическими потребностями. Голод, жажда заставляют их действовать импульсивно.

В дошкольном возрасте развитие общения со взрослыми и сверстниками, появление форм коллективной деятельности и, главным образом, сюжетно-ролевой игры приводят к дальнейшему развитию симпатии, сочувствия, формированию товарищества.

Интенсивно развиваются высшие чувства: нравственные, эстетические, познавательные. Источником гуманных чувств выступают взаимоотношения с близкими людьми.

На предыдущих этапах детства, проявляя доброжелательность, внимание, заботу, любовь, взрослый заложил мощный фундамент для становления нравственных чувств.

Если в раннем детстве ребенок чаще был объектом чувств со стороны взрослого, то дошкольник превращается в субъект эмоциональных отношений, сам сопереживая другим людям. Практическое овладение нормами поведения также является источником развития нравственных чувств.

Переживания теперь вызываются общественной санкцией, мнением детского общества. Опыт таких переживаний обобщается в форме нравственных чувств.

Если младшие дошкольники дают оценку поступка с точки зрения его непосредственного значения для окружающих людей («Маленьких нельзя обижать, а то они могут упасть»), то старшие — обобщенную («Маленьких нельзя обижать, потому что они слабее. Им надо помогать, мы же старше»).

В этом возрасте нравственные оценки поступков из внешних требований становятся собственными оценками ребенка и включаются в переживание им отношений к определенным поступкам или действиям.

Мощным фактором развития гуманных чувств является и сюжетно-ролевая игра. Ролевые действия и взаимоотношения помогают дошкольнику понять другого, учесть его положение, настроение, желание. Когда дети переходят от простого воссоздания действий и внешнего характера взаимоотношений к передаче их эмоционально-выразительного содержания, они учатся разделять переживания других.

В трудовой деятельности, направленной на достижение результата, полезного для окружающих, возникают новые эмоциональные переживания: радость от общего успеха, сочувствие усилиям товарищей, удовлетворение от хорошего выполнения своих обязанностей, недовольство от своей плохой работы.

На основе знакомства детей с трудом взрослых формируется любовь и уважение к нему. А положительное отношение к труду дошкольники переносят и на собственную деятельность (Я.З. Неверович).

Сопереживание сверстнику во многом зависит от ситуации и позиции ребенка. В условиях острого личного соперничества эмоции захлестывают дошкольника, резко возрастает количество негативных экспрессии в адрес ровесника. Ребенок не приводит никаких аргументов против сверстника, а просто (в речи) выражает свое отношение к нему, сопереживание товарищу резко снижается.

Пассивное наблюдение за деятельностью сверстника вызывает у дошкольника двоякие переживания. Если он уверен в своих силах, то радуется успехам другого, а если не уверен, то испытывает зависть.

Когда дети соревнуются друг с другом, реально оценивая свои возможности, сравнивая себя с товарищем, то стремление к личному успеху, признанию собственных достоинств и достижений увеличивает силу экспрессий до самого высокого уровня. В групповых же соревнованиях главным стержнем служат интересы группы, а успех или неудачу делят все вместе, сила и количество негативных экспрессий снижается, ведь на общем фоне группы личные удачи и неудачи менее заметны.

Наиболее яркие положительные эмоции ребенок испытывает в ситуации сравнения себя с положительным литературным героем, активно ему сопереживая.

Такое сравнение дошкольник проводит лишь мысленно и с уверенностью, что в подобной ситуации поступил бы так же. Поэтому негативные эмоции в адрес персонажа отсутствуют.

Симпатия у дошкольника становится более действенной, проявляясь как желание помочь, посочувствовать, поделиться.

Симпатия и сочувствие побуждают ребенка к совершению первых нравственных поступков. Даже 4-5-летний ребенок выполняет нравственные нормы, проявляя чувство долга прежде всего по отношению к тем, кому симпатизирует и сочувствует. Исследование Р.Ибрагимовой позволило проследить, как развивается чувство долга на протяжении дошкольного возраста.

Зачатки чувства долга наблюдаются на 3-м году жизни. Малыш подчиняется требованиям взрослого, не осознавая их смысла, он не понимает, какое значение имеют для других совершаемые им поступки.

Идет лишь процесс накопления первоначальных нравственных представлений: «можно», «нельзя», «плохо», «хорошо» и соотнесение их со своими действиями и поступками. Эмоциональные реакции на положительную и отрицательную сторону поступков взрослых у малыша неустойчивы.

Он может уступить, но только под влиянием взрослого или из симпатии и сочувствия к кому-либо.

Первые более или менее сложные проявления чувства долга возникают у детей 4-5 лет. Теперь на базе жизненного опыта и первоначальных нравственных представлений у ребенка зарождается моральное сознание, он способен понимать смысл предъявляемых ему требований и относить их к своим поступкам и действиям, а также к действиям и поступкам других.

Ребенок переживает радость, удовлетворение при совершении им достойных поступков и огорчение, возмущение, недовольство, когда он сам или другие нарушают общепринятые требования, совершают недостойные поступки. Переживаемые чувства вызываются не только оценкой взрослых, но и оценочным отношением самого ребенка к своим и чужим поступкам.

Такие чувства он испытывает при совершении действий и поступков по отношению к людям, с которыми он находится в непосредственном общении, питает
привязанность, симпатию, сочувствие, но сами эти чувства неглубоки и неустойчивы.

В 5-7 лет чувство долга возникает у ребенка по отношению ко многим взрослым и сверстникам, дошкольник начинает испытывать это чувство и по отношению к малышам.

Наиболее ярко чувство долга проявляется в 6-7 лет. Ребенок осознает необходимость и обязательность правил общественного поведения и подчиняет им свои поступки. Возрастает способность к самооценке. Нарушение правил, недостойные поступки вызывают неловкость, вину, смущение, беспокойство.

К 7 годам чувство долга не основано только на привязанности и распространяется на более широкий круг людей, с которыми ребенок непосредственно не взаимодействует. Переживания достаточно глубоки и сохраняются долго.

Развитие товарищества и дружбы происходит задолго до того, как дети начинают осознавать свои отношения с товарищами с точки зрения моральных норм. В 5 лет у ребят преобладает дружба поочередно со многими детьми, в зависимости от обстоятельств.

Широко распространена дружба сразу с несколькими детьми и непродолжительная индивидуальная дружба со многими по очереди. В 5-7 лет дружба одного ребенка со многими детьми сохраняется, хотя парная дружба встречается чаще.

Дружба небольшими подгруппами чаще всего рождается в игре на основе игровых интересов и склонностей, в том числе и на основе интеллектуальных интересов. Парная дружба характеризуется глубокой симпатией.

Малыши дружат потому, что они вместе играют (играть и дружить для них равнозначно). Старшие дошкольники играют с теми, с кем дружат на основе симпатии и уважения.

Подчеркнем, что у детей 5-7 лет парная дружба сочетается с широким товариществом и в то же время возрастает избирательность дружеских контактов.

Развитие интеллектуальных чувств в дошкольном возрасте связано со становлением познавательной деятельности.

Радость при узнавании нового, удивление и сомнение, яркие положительные эмоции не только сопровождают маленькие открытия ребенка, но и вызывают их. Окружающий мир, природа особенно манит малыша таинственностью, загадочностью.

Она ставит перед ним многочисленные проблемы, которые малыш
пытается решить. Удивление рождает вопрос, на который надо найти ответ.

Развитие эстетических чувств связано со становлением собственной художественно- творческой деятельности детей и художественного восприятия.

Даша хотела бы превратить маму в павлина, потому что «мама должна быть самой красивой, а у павлина самый красивый хвост».

Эстетические чувства детей взаимосвязаны с нравственными. Ребенок одобряет прекрасное и доброе, осуждает безобразное и злое в жизни, искусстве, литературе. Н.А.Ветлугина писала: «…

Нельзя научить ребенка правде, добру без формирования у него понятий «красивое» и «некрасивое», «истинное» и «ложное», нельзя научить его стремиться к защите правды, добра, не сформировав у него эмоциональный протест против зла и лжи, умение ценить прекрасное и доброе в людях».

Читайте также:  Дауна синдром - психология

Особенности эмоционального развития в дошкольном возрасте: — ребенок осваивает социальные формы выражения чувств; — изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение; — чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными;

— формируются высшие чувства — нравственные, интеллектуальные, эстетические.

Источник: https://psyera.ru/2340/emocionalnoe-razvitie-v-doshkolnom-vozraste

Эмоциональная сфера ребенка

Слово «эмоция» пришло к нам из латинского языка, в переводе с которого оно означает «волную», «потрясаю». Самое краткое определение данного термина принадлежит датскому психологу К. Ланге: «Эмоции – это душевные движения». О том, что представляет собой эмоциональная сфера ребенка, написана не одна диссертация.

Эмоции являются неотъемлемой частью жизни каждого человека. Философы древности, физиологи, психиатры, психологи – все эти умные головы так и не пришли к единому мнению о роли эмоций в психическом развитии детей. Такая неразбериха происходит от того, что детство каждого человека «оформляют» разные взрослые.

И речь в данном случае идет не только о родителях.

Развитие эмоциональной сферы ребенка

Появляясь в этом мире, ребенок учится овладевать речью, движениями и эмоциями. Становление и развитие эмоциональной сферы ребенка начинается еще во время его внутриутробной жизни. На третьем триместре беременности у малыша имеется почти весь комплект мозговых клеток.

Свои знания о мире дети начинают накапливать еще не родившись. Поэтому душевное состояние будущей мамы важнее кулинарных изысков и различных физических удобств. Искренняя любовь хорошо чувствуется плодом.

А вот длительные переживания женщины могут в дальнейшем вызвать различные проблемы со здоровьем и расстройства психики у новорожденного.

Развитие эмоциональной сферы детей требует от нас, взрослых, постоянного бережного педагогического труда. В первые годы после рождения, когда особенно заметно влияние близких людей – родителей, бабушек и дедушек – перед ними стоят две основные задачи:

  1. помочь ребенку осознать те чувства, которые его охватывают. В первую очередь это чувство страха, грусти, радости, удивления и жалости;
  2. научить ребенка самостоятельным «отношениям» с каждым из этих чувств.

Такая работа должна проводиться последовательно. От родителей необходимо понимание, что для достижения положительных результатов требуется много терпения. В процессе возрастного роста формируется эмоциональная сфера детей дошкольного возраста. Этот период, состоящий всего из семи лет жизни, трудно переоценить. Здесь закладывается фундамент личности.

В дошкольном возрасте происходит формирование основ характера и темперамента. В этот период важно найти баланс в получении как положительных, так и отрицательных эмоций. Не следует пытаться полностью ограждать дошкольника от негативных переживаний. Малоэффективным оказывается и получение только лишь позитивных эмоций.

Задача взрослых состоит в том, чтобы косвенно направлять ребенка, организуя его деятельность.

Особенности эмоционально-волевой сферы ребенка

Эмоции не появляются сами по себе. Все наши чувства и переживания являются плодами нашей деятельности. В жизненных процессах каждого индивидуума, в его отношениях к окружающей среде эмоции рождаются, живут и умирают.

Они играют важную роль, помогая нам воспринимать действительность и реагировать на нее. Развитие эмоционально-волевой сферы детей зависит о того, что их окружает.

Отрицательно заряженные переживания тормозят процессы развития ребенка, тогда как положительные переживания воодушевляют и стимулируют познавательные процессы.

Родители должны обращать внимание на следующие особенности эмоционально-волевой сферы ребенка:

  • Психика малыша носит бессознательный характер. Сознательная регуляция его поведения пока что отсутствует. Эмоциональные переживания неустойчивы и кратковременны. Как правило, они бурно выражаются.
  • По мере роста ребенок осваивает все больше способов выражения своих эмоций. Происходит их социализация.
  • Со временем у ребенка начинают развиваться высшие эмоциональные чувства (чувство стыда, чувство гордости, сочувствие, симпатия).
  • Позже начинают создаваться предпосылки для регуляции эмоций путем включения понимания слов в эмоциональные процессы.

Сбалансированность эмоциональных процессов, уравновешенность, тяготение к самостоятельным действиям и к ответственности за свои поступки – вот пути, по которым должно проходить развитие эмоциональной сферы детей.

Эмоционально-волевая сфера ребенка – это корневая система всего нашего жизненного состояния, общения, развития и существования в этом мире.

Особенности эмоционально-волевой сферы детей заключаются в следующих основных компонентах:

  1. в активности центральной нервной системы и мозга ребенка;
  2. в активности (и обратной связи в мозг) мимической детской мускулатуры;
  3. в субъективности переживаний малышей.

Эмоции и чувства плохо поддаются волевой регуляции. Поэтому чувства ребенка лучше не поддавать оценке и критике, так как это приведет лишь к непониманию и агрессии. Лучше постарайтесь ограничивать форму негативных детских эмоций. Коррекция эмоциональной сферы ребенка может и должна проводиться исключительно в игровой форме.

С помощью игр можно развивать не только память, внимание, мышление и воображение, но также эмоциональную оболочку. Нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства не даются ребенку в готовом виде от рождения.

Но если начать развивать эмоциональную сферу с детских лет, то в зрелом возрасте можно достичь совершенства в управлении собой и своими эмоциями.

Источник: http://bambinostory.com/emotsionalnaya-sfera-rebenka/

Направления развития эмоциональной сферы человека

Поиск Лекций

Эмоциональная сфера проходит длинный путь развития – от примитивной чувственной, аффективной реакции у животного к высшим чувствам человека.

Чувства человека – это чувства исторического человека.

Динамическое значение эмоционального процесса может быть вообще двояким: эмоциональный процесс может повышать тонус человека, энергию его психической деятельности и может снижать, тормозить ее.

В развитии эмоций можно, таким образом, наметить следующие ступени:

1) элементарные чувствования как проявления органической аффективной чувствительности, играющие у человека подчиненную роль общего эмоционального фона, окраски, тона или же компонента более сложных чувств;

2) разнообразные предметные чувства в виде специфических эмоциональных процессов и состояний;

3) обобщенные мировоззренческие чувства .

Все эти чувства образуют основные проявления эмоциональной сферы человека, органически включенной в его жизнь.

Проявление эмоций в старости

Развитие эмоций неразрывно связано с развитием личности в целом. Эмоции и чувства, которые появляются у человека на определенной стадии его развития становятся продолжением его эмоций на предшествовавшей стадии.

Эмоции не развиваются из эмоций в замкнутом ряду. Чувства, специфические для одного периода, не находятся в непрерывной связи с чувствами предшествующего периода. Новые чувства появляются вместо старых, уже отживших. Когда определенная эпоха в жизни человека отходит в прошлое и на смену ей приходит новая, то вместе с тем одна система эмоций сменяется другой.

В развитии эмоциональной жизни имеется, конечно, преемственность, но переход от чувства одного периода к чувствам последующего опосредован всем развитием личности. В свою очередь, одно какое-нибудь чувство, ставшее особенно значительным переживанием для данной личности, может определить как бы новый период в ее жизни и наложить на весь ее облик новый отпечаток (Рубинштейн С. Л., 1998).

Типичные различия эмоциональных особенностей личности могут выражаться в сильной или слабой эмоциональной возбудимости , а также в большей или меньшей эмоциональной устойчивости .

Эти различия существенно характеризуют темперамент человека.

Есть люди, которые легко воспламеняются и быстро гаснут, как и люди, у которых не сразу можно разжечь чувство, но, воспламенившись, они не скоро охладеют.

Кроме того, различают силу, или интенсивность, чувства и его глубину . Чувство, сильное в смысле интенсивности или стремительности, с которой оно захватывает человека, может быть неглубоким. Этим, например, увлечение отличается от любви.

Глубина проникновения чувства определяется тем, как сильно оно пронизывает личность и насколько существенны для нее данное чувство и та сфера, с которой оно связано.

Существенную роль играет также и широта распространения чувства. Она определяется тем, как широки и многообразны те сферы личности, с которыми сплелось это чувство. От этого в значительной мере зависит прочность чувств (Рубинштейн С. Л., 1998).

Характерологически очень существенными и глубокими являются различия между собственно эмоциональными, сентиментальными и страстными натурами.

Собственно эмоциональные натуры переживают свои чувства, отдаваясь их вибрациям;

сентиментальные натуры скорее созерцают свои чувства, любуясь их переливами;

натуры страстные живут своим чувством, воплощая его напряжение в действии.

У первых господствует аффективность; они впечатлительны, возбудимы, но скорее порывисты, чем действенны; для них само чувство с его захватывающим волнением важнее его объекта.

Вторые – созерцательны и чувствительны, но пассивны.

Третьи – действенны; ни переживание своего чувства, ни созерцательное любование его объектом их не удовлетворяет. Для них чувство – это не упоительное волнение и не блаженное созерцание, а страстное стремление (Рубинштейн С. Л., 1998).

Фон аффективной сферы человека является синтезом множества эмоций и чувств, переживаемых человеком. Их возникновение и протекание обусловлено многими потребностями и мотивами, их сложным соотношением. Естественно, что в большинстве случаев удовлетворение различных потребностей человека в каждый момент времени находится в различной стадии.

Более того, многие человеческие потребности по самой своей природе не могут быть исчерпаны на стадии удовлетворения (насыщения), подобно основным витальным потребностям .

Поэтому для человека характерна смешанная гамма чувств и эмоций, в которой положительные эмоции и чувства гасят (или ослабляют) отрицательные и наоборот.

Бывает так, что сквозь слезы прорывается смех, к радости примешивается печаль (Куликов Л. В., 1997).

Настроение часто возникает вне контроля сознания, но это не означает, что настроение человека не зависит от его сознательной деятельности. Просто собственно зависимость часто не попадает в поле сознания человека. «Настроение – в этом смысле бессознательная, эмоциональная „оценка“ личностью того, как на данный момент складываются для нее обстоятельства» (Рубинштейн С. Л., 1998).

Источник: https://poisk-ru.ru/s42218t1.html

Свойства эмоций. Развитие эмоциональной сферы

Понятие эмоций. Классификации эмоций

Тема 11. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ

Эмоции – психическое отражение в форме непосредственного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленное отношением их объективных свойств к потребностям.

Общее назначение эмоций. Эмоции отражают степень соответствия действительности актуальным потребностям и функционально, энергетически подготавливают организм к действию.

Классификации эмоций

1. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые ʼʼчистыеʼʼ эмоции. Οʜᴎ включены во всœе психические процессы и состояния человека. И всœе их можно разделить по критерию интенсивности:

Читайте также:  Программирование утра - психология

ü А — настроение – общий генерализованный эмоциональный фон, проявляющийся как долгое эмоциональное переживание невысокой интенсивности.

ü Б — аффект – особо выраженное эмоциональное состояние, быстро овладевающее человеком и бурно протекающее, сопровождаемое изменениями сознаниями, видимыми изменениями в поведении человека, который его испытывает (нарушение контроля за действиями, утрата самообладания, изменение всœей жизнедеятельности организма). Это вспышка эмоций (интенсивная, ярко выраженная) в значимых ситуациях, способ ʼʼаварийногоʼʼ разрешения ситуации – бегство, оцепенение, агрессия и т.п..

ü В — чувство – высшая, комплексная устойчивая эмоция по отношению к какому-либо объекту (предмету, человеку, событию жизни). Возникая как результат обобщения отдельных эмоций, сформировавшиеся чувства становятся образованиями эмоциональной сферы человека, определяющими динамику и содержание ситуативных эмоциональных реакций.

ü Г — страсть – сильное доминирующее чувство, представляющее собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определœенного вида деятельности, предмета или человека. Это порыв, увлечение, ориентация всœех устремлений и сил личности.

ü Д — стресс – состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях как в повсœедневной жизни, так и при особых обстоятельствах.

Особая форма переживания чувств, близкая по своим психологическим характеристикам к аффекту, но по длительности протекания приближающаяся к настроениям; физиологическое состояние, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ сопровождает эмоциональное состояние – неспецифическая реакция организма с целью адаптации

100%

Интенс-ть

В

А

Г Б

время

Рис.18. Условные графики эмоций

2. Линœейные классификации (их существует несколько), к примеру:

§ По привлекательности для субъекта (положительные/отрицательные);

§ По интенсивности и длительности (аффекты/настроения);

§ По степени осознанности (осознаваемые переживания и чувства/неосознаваемые эмоции, переживания).

3. Многофакторные классификации:

· 3-хмерная теория В. Вундта: всœе чувства можно определить как многообразие трех измерений, причем каждое измерение имеет 2 противоположных направления, исключающих друг друга (и всœе эмоциональные состояния можно ʼʼразложитьʼʼ по этим измерениям) (см. рис. 19).

удовлетворение неудовлетворение

возбуждение успокоение

напряжение разрядка

страх гнев печаль смех

Рис. 19. 3-хмерная теория В. Вундта

· 4-хмерная модель Ч. Осгуда: существует несколько базовых эмоций, которые можно расположить относительно двух осœей (рис. 20 А);

· 4-хмерная модель Р. Вудвортса – Х. Шлосберга первая система классификации мимических выражений отдельных эмоций (рис. 20 Б):

А) активность Б) удовольствие

любовь, радость, счастье

экстаз гнев

бурная радость ненависть удивление презрение

веселье ужас

+ – принятие отталкиванне

восторг печаль

удовлетворение неприязнь страх отвращение

довольство вина страдание

скука

гнев

пассивность неудовольствие

Рис. 20А. 4-хмерная модель Ч. Осгуда. 20Б. 4-хмерная модель Р.Вудвортса – Х. Шлосберга

4. Нелинœейные классификации.

§ На базе выделœения функций эмоций:

А) экспрессивные;

Б) мотивационные;

В) побудительные;

Г) мобилизирующие;

Д) регулирующие;

Е) аварийные;

Ж) сигнальные.

§ Теория дифференциальных эмоций К.Е.Изарда. Объектом ее изучения являются частные (фундаментальные) эмоции, каждая из которых рассматривается отдельно от других, как самостоятельный переживательно-мотивационный процесс, влияющий на когнитивную сферу и поведение человека.

ü Интерес – положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний и мотивирующее обучение (интерес — ϶ᴛᴏ единственная мотивация, которая обеспечивает работоспособность человека).

ü Радость – положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика или по крайней мере неопределœенна.

ü Удивление – не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит всœе предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес.

ü Страдание – отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ до этого момента представлялось более или менее вероятным. Страдание имеет характер астенической (ослабляющей человека) эмоции.

ü Гнев – эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, протекающее, как правило, в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности. В отличие от страдания, гнев имеет стенический характер (то есть вызывает подъе, хотя и кратковременный, жизненных сил).

ü Отвращение – отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и др.), соприкосновение с которыми (физическое взаимодействие, коммуникация и др.

) вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта.

Отвращение, в случае если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях провоцировать агрессивное поведение (нападение – гнев, желание избавиться от кого-либо, чего-либо – отвращение).

ü Презрение – отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения взаимодействующих сторон.

ü Страх – отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможном ущербе для его жизненного благополучия, о реальной или воображаемой опасности, ему грозящей.

В отличие от эмоции страдания, вызываемой прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на базе этого прогноза.

Эмоция страха может иметь как стенический, так и астенический характер и протекать либо в виде стрессовых реакций, либо в виде аффекта (ужас как крайний вариант страха).

ü Стыд – отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

Каждая из перечисленных эмоций должна быть представлена как градация состояний, возрастающих по степени выраженности: спокойное удовлетворение, радость, восторг, ликование, экстаз и т. д., или застенчивость, смущение, стыд, вина и т. д., или неудовольствие, огорчение, страдание, горе.

§ Классификация Б. И. Додонова: он выделяет 10 базовых эмоций, ориентируясь на логику К. Е. Изарда. Основной тезис: ʼʼЭти эмоции – ключевые ценности. Учитывая зависимость оттого, какая группа эмоций доминирует, такой тип личности и складываетсяʼʼ. На базе данной классификации составлен опросник, выявляющий эмоции, доминирующие у человека.

Таблица 6

Текст опросника Додонова на выявление доминирующих эмоций:

ОписаниеНазвание
12
1. Чувство необычного, таинственного, неизведанного, появляющееся в незнакомой обстановке, местности, ситуацииРомантические чувства – романтический тип личности
12
2. Радостное волнение, нетерпение при приобретении новых вещей, предметов коллекционирования, удовлетворение от мысли, что скоро этих предметов станет большеАкизитивные чувства (чувства накопления) – ʼʼнакопительʼʼ
3. Радостное возбуждение, подъем чувств, увлеченность, когда работа идет хорошо, когда видишь, что добиваешься успешных результатовПрактические чувства – практический тип личности
4. Удовлетворение, гордость, подъем духа, года можешь доказать свою ценность как личности или превосходство над соперником, чувство, когда тобой искренне восхищаютсяГлорические (чувство самоутверждения) – самоутверждающийся тип личности
5. Веселье, беззаботность, хорошее физическое самочувствие, наслаждение вкусной едой, отдыхом, непринужденной обстановкой, безопасностью, чувство безмятежности в этой жизниГедонистические чувства – ʼʼгедонистʼʼ
6. Чувство радости и удовлетворения, когда делаешь что-либо хорошее для других людейАльтруистические чувства – ʼʼальтруистʼʼ
7. Горячий интерес, наслаждение при познании нового, при знакомстве с поразительным фактом, радость и глубокое удовлетворение при постижении сути явления, при подтверждении своих догадокГностические чувства – ʼʼгностикʼʼ
8. Боевое возбуждение, чувство риска, упоение им, азарт, острые ощущения в минуты борьбы, опасностиПугнические чувства – пугнический тип личности
9. Радость, хорошее настроение, чувство симпатии, признательность, когда общаешься с людьми, которых уважаешь и любишь, когда видишь дружбу и взаимопонимание в отношенияхКоммуникативные эмоции – коммуникативный тип личности
10. Своеобразное сладкое и красивое чувство, возникающее при восприятии природы, искусства, музыки, стихов и других произведенийЭстетические чувства – ʼʼэстетикʼʼ

На базе данной классификации можно определить тип собственной личности.

Инструкция: испытуемый должен прочитать описание и проранжировать их в соответствии с предпочтениями (1 – наиболее приемлемый для него). Интерпретируются первые и последние выборы, затем проводится анализ (какой тип личности доминирует).

§ Классификация чувств С. Л. Рубинштейна. Основание для его классификации – объект, на который направлено это чувство, следовательно, он выделяет 3 блока (уровни, которые имеют вектор развития: от простейшего к сложному):

1. уровень органической эмоциональной чувствительности (эмоциональная окраска отдельного процесса, ощущения, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ рождается у индивида в определœенных отношениях с миром)

2. предметные чувства (соответствуют не ощущению, а восприятию и предметному действию, чувства выступают осознанным выражением отношения к миру). И здесь всœе чувства можно разделить по предметным сферам:

ü интеллектуальные чувства – удивление – появляются вследствие взаимодействия с непознанными, необъяснимыми объектами;

ü эстетические чувства рождаются из взаимоотношений с гармоническими объектами;

ü моральные чувства – рождаются во взаимоотношениях человека с человеком, с обществом, отражают всœе многообразие человеческих отношений.

3. уровень формируется в результате обобщения предыдущих чувств. Οʜᴎ выступают как более устойчивое отношение к миру в целом. Это мировоззренческие чувства: чувство возвышенного, комического, трагического, ирония, юмор.

Свойства эмоций

1. Притупляемость чувств – изменение интенсивности и характера эмоций под влиянием длительного воздействия раздражителœей (как положительных, так и отрицательных, ᴛ.ᴇ. это адаптивный механизм);

2. Контраст чувств – взаимовлияние чувств при сопоставлении воздействий различных раздражителœей: отрицательные переживания делают более контрастными положительные;

3. Суммация чувств – накопление и объединœение чувств при систематическом воздействии одного раздражителя, следовательно, повышение чувствительности к определœенным раздражителям (накопление небольших отрицательных эмоциональных переживаний и резкий выброс этих эмоций);

4. Переключаемость (перенос) эмоций – эмоциональной отношение к одному объекту должна быть перенесено на другой, нейтральный по своей сути объект (рисунок);

5. Эмоции и чувства имеют внешнее выражение – экспрессию, и человек способен скрывать или демонстрировать чувства (эмоции выражаются в левой части тела (у правшей – правое полушарие).

Развитие эмоциональной сферы.

Существует определœенный набор эмоций, которые являются врожденными (связанные с органическими потребностями: удовольствие/неудовольствие, страх и т. д.). И существует так называемая ʼʼнадстройкаʼʼ — т. е. возможно развитие эмоций (всœе наши аффекты, страсти и т.д.).

5 базовых векторов развития эмоциональной сферы.

Читайте также:  Качества личности - психология

1. Количественные и качественные изменения, ᴛ.ᴇ. растет многообразие эмоций, которые ранее не присутствовали (в базе этого лежит основной тезис эмоция – переживание человека по отношению к внешним объектам, следовательно, многообразие отношений будет расти с расширением мира объектов).

2. Изменение функций эмоций (если изначально ребенку дана сигнальная функция эмоций: плачет – родители подходят к нему, то позже появляются другие, к примеру, мобилизирующая – эмоции мобилизируют всœе ресурсы в неблагоприятной ситуации).

3. Развитие способности к осознанию эмоций, ᴛ.ᴇ. развитие ʼʼязыкаʼʼ эмоций (способность выражать эмоции, вербализовать и способность понимать эмоциональные состояния других).

Это происходит в несколько стадий, к примеру, словотворчество – первая стадия (2,5 – 3 года): ʼʼЯ уже выгрустил всœе плачемʼʼ или, к примеру, на следующей стадии (овладение особыми фразами, готовыми речевыми формами: ʼʼЯ не тебе плачу, а мамеʼʼ, ʼʼЯ тебя тоже не очень навижуʼʼ) и т.д.

4. Развитие экспрессии эмоционального переживания, ᴛ.ᴇ. расширение набора внешних выразительных средств (к примеру, мимика зрячих и слепых детей при рождении одинакова, но с возрастом у зрячих детей она усложняется, усиливается, а у слепых – сглаживается). В каждой культуре есть свой набор экспрессивных движений, ребенок их осваивает с возрастом через идентификацию, подражание, внушение.

5. Развитие способности к эмоциональной регуляции (контроль над эмоциональной сферой). Это связано с повышением уровня самосознания, контролем своего поведения, с уровнем волевого управления. Это осуществляется в более позднем возрасте, когда ребенок способен к произвольным действиям.

Источник: http://referatwork.ru/category/psikhologiya/view/365660_svoystva_emociy_razvitie_emocional_noy_sfery

Развитие эмоциональной сферы дошкольников

Развитие эмоциональной сферы ребёнка

Развитие эмоциональной сферы ребенка одна из немаловажных задач, стоящих как перед дошкольными образовательными учреждениями, так и перед родителями.

В последнее время наиболее часто встречаются дети с нарушенной психикой и эмоциональным восприятием – это выражается непроизвольными всплесками агрессивности, волнения, обеспокоенности, злобы.

Всё это напрямую влияет на взаимоотношения и общение детей, как между собой, так и со взрослыми.

Организовав работу по правильному развитию у старших дошкольников эмоциональной сферы, можно повлиять на их дальнейшее формирование личности и возможно устранить психоэмоциональные отклонения.

Самими эмоциями детей, естественно, невозможно управлять, но можно скорректировать дальнейшее развитие с помощью вспомогательных и сопутствующих факторов. С помощью плодотворной работы педагогов, не исключая и родителей старших дошкольников, можно организовать игровую форму воспитания, где будут задействованы речевые, двигательные, жестовые функции.

В возрасте 6-7 лет дети могут уже более самостоятельно демонстрировать свои творческие способности. Ребёнок старшего дошкольного возраста с помощью взрослых должен научиться управлять своими эмоциями как положительными (радость, смелость, любопытство, удивление), так и отрицательными (обида, злость, грусть, страх).

Развитие эмоций у детей дошкольного возрастапозволяет легче перейти в следующую фазу жизни, перейти на новый уровень обучения – в школу.

Детей старшего дошкольного возраста нужно привлечь к игре, завоевать их внимание, позволить самим выбирать роли и образы, а также костюмы и декорации, выслушивать их мнение и делать какие-то дополнения и изменения в игровой программе по просьбам детей.

Игры должны быть насыщены эмоциональными проявлениями различной формы, содержать юмористические моменты, должны быть задействованы двигательные функции такие как жесты и мимика. Дети могут сами придумывать игры, исходя из предыдущих образов. Активность детей должна поощряться.

Наиболее яркие эмоции остаются у детей в памяти и подсознании, на них и основывается дальнейшее восприятие и мировоззрение.

О направленности и потребности эмоций

Эмоциональная направленность ребёнка также во многом зависит от художественной литературы, визуальных образов изобразительного искусства и картинок. Дети, которые делятся своими значимыми событиями в жизни, своими приключениями и переживаниями – расширяют свои познания мира эмоций, учатся сопереживанию и радости за других детей.

Педагоги и родители, использующие художественную литературу для развития у старших дошкольников должны как можно ближе к реальности использовать выразительность сюжетов книги.

Эмоциональная потребность ребёнка лучше развивается, когда по прочтённым книгам ставятся театральные сценки. Обязательно после каждой прочтенной книги или поставленной сценки с детьми нужно разбирать образы персонажей: какой, например, заяц в сказке – трусливый или смелый, какой волк – злой или добрый, кто, по их мнению, самый хитрый в сказке.

Проводить опрос детей по иллюстрациям: какие эмоции проявляются на тех или иных изображениях, например: солнышко — улыбается, тучка и дождь вызывает ассоциации — грусти или скуки.

Ребёнок более комфортно ощущает себя в дружеской атмосфере со сверстниками, когда дети коллективно испытывают положительные эмоции, способны к сопереживанию и взаимопониманию, взаимовыручке, решают совместные задачи.

Когда в коллективе преобладает разобщённость, начинаются притязания между детьми, споры, драки. От этого манера поведения и эмоциональные проявления ребёнка портятся.

Ребёнок становится раздражительным, агрессивным, в итоге — замкнутым, и погружается в собственный внутренний мир, его способности к обучению притупляются, и эмоции в дальнейшем формируются в сторону негативного восприятия мира.

Таким отстранённым детям необходима срочная помощь взрослых в переосмысливании, переубеждении и срочного возвращения ребёнка к позитивному образу жизни.

Отношения между сверстниками можно легко проверить с помощью простого тестирования, придумать два варианта с использованием изображений. Для этого подойдёт рисунок домика, где живёт ребёнок.

Сказать, что это его дом, и к примеру сегодня он отмечает какой-нибудь праздник или день рождения, а затем спросить кого бы из своей группы он больше всего хотел бы пригласить. Задать другой вопрос, кого бы он не против был пригласить. Задать ещё вопрос – кого бы он не хотел видеть на своем празднике.

И задать последний вопрос, а про кого он забыл. По общей картине будет сразу видна атмосфера коллектива, насколько ребёнок адаптирован в своей группе.

Наиболее часто в коллективе отстраняются дети с отличающимся от общей группы развитием и дети часто болеющие, редко посещающие детский сад. Кроме того, что данный тест показывает, насколько, ребёнок популярен в своей группе, занимает определённое лидерство или вызывает неприязнь у сверстников, необходимо и узнавать, какие эмоции и предпочтения движут выявленными группами детей.

Очень важно в детском саду отношение воспитателей к детям. Старшие дети в детском саду требуют к себе уважительного отношения воспитателей.

Ребёнок с радостью идёт в детский сад, если уверен в том, что его там ждут, понимают и занимаются с ним, разделяют радость и переживания. Именно от этого зависит эмоциональное благосостояние ребенка в стенах детского сада.

Воспитатели детского сада являются самыми близкими и значимыми людьми для ребёнка наряду с родителями.

Воспитатель – это партнёр в общении с ребёнком и дети часто именно ему доверяют свои секреты. Как относится ребёнок к воспитателю, это можно узнать у родителей. Придя домой, ребёнок без всякого труда, с порога скажет родителям: кричит или не кричит воспитатель, ругается или жалеет детей, ласкает или игнорирует.

Манера поведения ребёнка складывается из подражания взрослым. В старшей дошкольной группе дети уже способны различить и воспринять поведение воспитателя по таким качествам, как справедливость или несправедливость наказания. У детей уже формируется своё собственное отношение к воспитателю по его действиям.

Если же в дошкольном учреждении эмоции ребёнка формируются посредствам и в рамках полученных знаний и общения со сверстниками, то за пределами детского сада и в семье эти процессы эмоционального восприятия формируются совершенно по другим принципам.

Развитие эмоций в семье

В семье эмоциональная сфера дошкольникаразвивается в зависимости от образа жизни и складывающихся отношений. И это, в первую очередь, должны понимать родители.

Ребёнок этого возраста воспринимает относительно своего как индивидуальный, так и групповой образ жизни – условия и форму жизнедеятельности семьи, социально-экономическую и социально-психологическую семейную атмосферу.

Всё, что происходит в семье, не обходится без внимания и прямого участия ребёнка.

Здоровый образ жизни семьи (в психологическом плане) – здоровая эмоциональная сфера ребёнка. На эмоциональную сферу влияют образ, стиль и качество жизни ребёнка: психологические переживания, поведение, характеристики общества, сфера жизнедеятельности, экологические показатели среды.

Дети почти всегда копируют поведение родителей и старших братьев и сестер.

В благополучных семьях с нормальным финансовым достатком (не в богатых и не в слишком бедных семьях) дети получают более качественное образование и эмоциональное понимание жизни, эффективнее осуществляется развитие эмоциональной сферы дошкольников.

Более сложно детям так же воспитываться на небольшой жилой площади, где нет собственного пространства, при постоянных напряженных отношениях между родителями и со старшими братьями и сёстрами.

В малолетнем возрасте у детей психика сильно подвержена личностным изменениям и различного рода нарушениям.

Если в семье ценности сохранены, преобладает любовь и взаимопонимание, складывается доброжелательная атмосфера в доме, нет ряда других социально-бытовых, материальных и финансовых проблем, то ребёнок растёт с правильным пониманием реальности, его эмоциональная сфера не подвергается стрессовым испытаниям, он становится целеустремлённым, способным и желающим дальше познавать мир. Дети всегда обращают внимание на распределенность обязанностей членов семьи по дому, кто из родителей где работает.

Эмоциональное восприятие ребёнка формируется от отношения к нему родителей, манеры воспитания, загруженности в домашних делах, способов общения. Каждая мелочь у ребёнка откладывается на подсознании, как общаются с ним родители: кричат, просят помочь или что-то сделать, приказывают, не замечают и не привлекают к семейным делам, взгляды политические, религиозные.

Для полноценного психологического развития ребёнок должен познавать внешний мир, общаться с людьми, входить в более тесный контакт со сверстниками и взрослыми людьми помимо родственников и воспитателей за пределами детского сада и дома.

Недостаток широкого круга общения и эмоционально насыщенных отношений приводит к задержке физического и психологического развития, а также к возникновению нежелательных эмоций, таких как: страх, нерешительность, подавленность, приводит к различным комплексам.

Источник: https://podrastu.ru/razvitie/emocionalnoe/razvitie-emosionalnoi-sfery.html

Ссылка на основную публикацию