Царственность — психология

Царственность

Царственность - психология

Царственность как термин сравнительно редко употребляется современными людьми и считается устаревшим выражением. Тем не менее, те немногие, которые ставят за цель развить в себе это качество, отмечают значительное повышение уверенности в себе и чувства собственного достоинства. 

Определение царственности

  • Согласно толковому словарю под редакцией Ефремовой царственность обозначает величавость и горделивость.
  • Ожегов определяет царственность как величественность и осознание личностью своей ценности. 
  • Ушаков обращает внимание на то, что царственные люди преисполнены чувства собственного достоинства. 
  • В любом случае царственность верно ассоциируется с поведением и манерами, свойственными царю или царице.

Достоинства царственности

Царственность внешне проявляется в дружелюбном спокойствии по отношению к окружающим, выдержанности и чувстве собственного достоинства в любой ситуации.

Помимо этого, царственные люди прекрасно знают себе цену, умеет выгодно показать свои положительные стороны и таким образом повышает свой рейтинг в глазах даже малознакомых людей. В общении с близкими и друзьями такие люди очень доброжелательны и открыты.

 
Большим плюсом царственного человека является то, что он считает ниже своего достоинства опускаться до сплетен и другого негативного поведения, в частности ссор.

Благодаря этому окружающие его люди невольно становятся лучше, как в своих высказываниях, так и своем отношении друг к другу.

В большинстве случаев царственные люди довольно спокойно реагируют на критику за допущенное ими нарушение определенных социальных норм или совершение незначительных ошибок. Но при этом они никогда не оправдываются.

Общение с царственными людьми практически всегда проходит в спокойной и доброжелательной атмосфере.

Причем эта доброжелательность не имеет снисходительного оттенка, который наблюдается при общении высшего с низшим. Скорее наоборот, создается впечатление беседы значительных и равных по статусу людей. И осознание этого невольно возвеличивает и улучшает собеседников.

 
Развитию царственности способствует целый комплекс физических и психологических упражнений. Также королевские манеры можно приобрести благодаря волшебной силе минералов. Уже давно известно, что гранат считается камнем царской самоуверенности, который помогает обрести своему владельцу веру в собственные силы и уверенность в своей неповторимости.

Заказать его можно на сайте htpp://www.metapower.tv, причем доставка гарантирована в любой город.

Недостатки царственности

Царственность не лишена некоторых недостатков. Так, по-настоящему царственные люди считают свои поступки и суждения непогрешимыми. Поэтому бывает очень сложно убедить их в собственной неправоте. Но если проявить мудрость и такт, то даже царь может изменить свое мнение.

Общим недостатком, присущим всем царственным людям, считается гордость и высокомерие. В обычных условиях эти качества не проявляют себя слишком ярко, поэтому с ними можно вполне мириться или же вовсе их игнорировать. Чтобы не провоцировать их негативного проявления, рекомендуется в процессе общения с царственными людьми не задевать их самолюбия. 

Подпишитесь на нашу изотерическу рассылку! Узнавай новое и удивляй друзей!

Источник: http://ezo-here.org/carstvennost

Психология цвета: эмоциональные эффекты цвета

Психология цвета: эмоциональные эффекты цвета

Что такое психология цвета?

Психология цветов основана на ментальных и эмоциональных эффектах, которые оказывают цвета на зрячих людей во всех аспектах жизни. В психологии цвета имеются сугубо личные элементы, а также более общие и признанные элементы. Также имейте в виду, что для различных культур имеются вариации трактовки, значений и восприятия цвета.

Применение психологии цвета в повседневной жизни

Знаете ли вы, что обстановка в вашем доме влияет на ваши эмоции и состояние ума? Замечали ли вы, что какие-то места раздражают вас особым образом? Или что есть места, которые оказывают на вас расслабляющий и успокоительный эффект? А ведь вполне возможно, что цвет в этих местах играет важную роль.

В терминах арттерапии цвет часто ассоциируется с эмоциями человека. Цвет также влияет на ментальное или физическое состояние человека. Например, исследования доказали, что у некоторых людей, которые смотрят на красный цвет, поднимается сердечный ритм, что затем приводит к выбросу дополнительного адреналина в кровоток. 

Также имеются два хорошо известных психологических эффекта цвета, которые относятся к двум категориям: тепло и холод. Тёплые цвета, такие как красный, жёлтый и оранжевый, могут вызывать разнообразие эмоций, начиная с комфорта и сердечности и заканчивая враждебностью и гневом. Холодные цвета, такие как зелёный, синий и фиолетовый, часто вызывают ощущения как спокойствия, так и печали.

Значения цвета в психологии также применяются в повседневной жизни. Например, вы планируете перекрасить ваши стены или изменить дизайн вашего дома или комнаты по новой цветовой схеме. Тогда вы возможно захотите изучить некоторые из рекомендаций в отношении психологии цветов в интерьере и того, как они могут влиять на ваши эмоции и настроение.

Психологические эффекты холодных цветов

Нужно реализовать творчество? Хотите помочь синапсам мозга воодушевиться? Попробуйте использовать фиолетовый цвет.

В фиолетовом смешаны красный и синий цвета, и это гарантирует баланс между побуждением и душевным равновесием, что подразумевает всплеск творчества.

Сиреневый цвет в психологии считается способным создать спокойную атмосферу, таким образом снижая напряжение. Такой цвет наилучшим образом подходит для дома и офиса.

Вы хотите создать тихое и спокойное окружение? Тогда вам следует использовать зелёный и/или голубой. Эти прохладные цвета обычно считаются успокаивающими. Этому есть и научное объяснение: так как глаз фокусирует зелёный цвет непосредственно на сетчатку, он считается менее напряжённым для глазных мышц.

Синий цвет рекомендуется для помещений с высокой посещаемостью людей или для помещений, где люди проводят очень много времени. Другой оттенок синего цвета, голубой, спокойный и безмятежный, считается способным выравнивать дыхание и понижать кровяное дыхание. Спальня – это то самое место, где следует использовать подобный цвет, так как он поможет вам расслабиться.

Психологические эффекты тёплых цветов

Хотите создать пространство со стимулирующим эффектом или разжигающим аппетит? Тогда вам следует использовать жёлтые или оранжевые цвета.

Эти цвета часто ассоциируются с пищей и могут стимулировать урчание вашего живота.

Вы когда-нибудь задумывались, почему во стольких многих ресторанах использованы эти цвета? Теперь вы поймёте, почему после просмотра фильма «Двойная порция», люди говорят, что они проголодались.

Стоит быть осторожными при использовании ярких цветов, таких как оранжевый и особенно жёлтый. Они отражают больше света и излишне стимулируют глаз человека, что может вызвать раздражение. Также вам не следует красить свою столовую или кухню в эти цвета, если вы считаете свои калории.

Психология цветов в рекламе и маркетинге

Психология цвета широко используется в рекламе и маркетинге. Тот факт, что некоторые компании вложили немало средств в исследование этой темы, а многие другие стали использовать результаты этих исследований, говорит о том, что они верят в концепцию психологии цвета для применения её в рекламе своих услуг и товаров.

Цвета постоянно используют для того, чтобы вызывать у людей ощущение голода, стимулировать позитивные или негативные оттенки настроений, вселять доверие, ощущения спокойствия или активности, а также для бессчётного количества других применений.

Большинство специалистов по маркетингу и рекламе согласятся, что обязательно стоит изучать и использовать психологические эффекты цвета. Теперь давайте рассмотрим некоторые основные характеристики цветов с точки зрения психологии на примерах основных цветов.

Основные психологические эффекты цветов

Ниже перечисляются основные психологические эффекты цветов, свойственные для людей в западном полушарии. Имейте в виду, что определённые оттенки или тона могут подразумевать совсем другие смыслы. Кроме того, значение имеют контекст и другие окружающие цвета. Так что эти трактовки можно использовать как начальные принципы цветовой психологии.

Что означают цвета в психологии:


Белый цвет в психологии

— праведность — невинность — чистота — ощущение пространства — нейтральность — траур (в некоторых культурах и обществах)

Чёрный цвет в психологии

— авторитет — власть — сила — зло — интеллект — утончение / худение — смерть или траур

Серый цвет в психологии

— нейтральность — безвременность — практичность

Красный цвет в психологии

— любовь — романтика — нежность — тепло — комфорт — энергия — возбуждение — интенсивность — жизнь — кровь

Оранжевый цвет в психологии

— счастье — энергия — возбуждение — энтузиазм — тепло — процветание — утончённость — изменения — стимуляция

Жёлтый цвет в психологии

— счастье — смех — оживление — тепло — оптимизм — голод — интенсивность — разочарование — гнев — привлечение внимания

Зелёный цвет в психологии

— натуральность — прохлада — рост — деньги — здоровье — зависть — спокойствие — гармония — невозмутимость — плодородие

Синий цвет в психологии

— спокойствие — безмятежность — холод — равнодушие — мудрость — преданность — истина — сфокусированный — неаппетитный

Фиолетовый цвет в психологии

— царственность — богатство — изысканность — мудрость — экзотика — духовность — процветание — уважение — тайна

Коричневый цвет в психологии

-надёжность — стабильность — дружба — печаль — тепло — комфорт — безопасность — естественность — органичность — траур (в некоторых культурах и обществах)

Розовый цвет в психологии

— романтика — любовь — нежность — успокоение — тревога

Источник: https://vadimkurkin.com/blog/biblioteka-psikhologii/psikhologiya-tsveta/

Читать

Читать

В оформлении издания использованы работы писателя и художника Фэн Цзицая

К многочисленным характеристикам любой цивилизации, помимо таких традиционно упоминаемых факторов, как этнография, история, материальная и духовная культура, включая философию, язык и литературу, а также многое другое, следует отнести в первую очередь национальную психологию, или психический склад, и этническое сознание нации как определяющие компоненты этнопсихологии, формирующие ту или иную цивилизацию.

Человечество едино, но у его представителей, принадлежащих к разным цивилизованным ареалам, различны не только языки, но и системы ценностей, символов, психологические установ ки, ассоциативное мышление, юмор, а следовательно, нравы и многое другое [32, с. 7].

Эти факторы особенно важны там, где мы имеем дело с национальной психологией народов Востока, – по той причине, что именно по условной границе Восток – Запад проходит основная линия разграничения этнопсихологических стереотипов, незнание, непонимание которых делает общение между народами, проживающими по обе стороны указанной «границы», затрудненным, а порой и просто невозможным.

Специфические способы восприятия и понимания членами этнической общности (или этнофорами) различных сторон окружающей действительности, передающиеся из поколения в поколение, зависят в первую очередь от психического склада этноса, в котором, в свою очередь, следует различать этнический характер, этнический темперамент, этнические традиции и обычаи.

В характере любого народа представлена совокупность личностных свойств человека как вида, однако структура и степень выраженности этих свойств являются специфичными, что и отражено в характере этноса.

Этнический характер и специфичен, и типичен одновременно, поскольку это своеобразное, специфическое соотношение тесно связанных психологических качеств, каждое из которых по отдельности типично для человека, как такового.

Китайская цивилизация всегда представляла собой огромный интерес для других народов. При этом цивилизация понимается как синоним культуры; как уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры; как ступень общественного развития, следующая за варварством.

Срединное государство, или Поднебесная, привлекала обывателя прежде всего своей экзотикой. В. М. Алексеев отмечал, что «экзотика как отрицательное понятие есть элемент чужой культуры, не усваиваемый, существующий в явочном порядке и производящий досадное раздражение.

Для обывателя экзотика все то, что смешно и странно, причудливо, карикатурно в других. Экзотика есть прежде всего нечто “вне” нас, малоизвестное, малопонятное или вовсе непонятное» [1].

Такого рода побасенки, как «китайцы пьют китайский чай, читают китайскую грамоту, ездят в паланкине и любят бамбуковые палки по пяткам», о которых пишет В. М. Алексеев, правда, уже в иных вариациях, к сожалению, присутствуют в головах у некоторых и ныне.

Поэтому я постараюсь подойти к поставленной задаче не как обыватель, а как ученый. Синолог должен рассеивать мнимую экзотику, как болезненный и опасный мираж. Рассуждения на темы «загадочная душа», «Восток – дело тонкое» и т. п. скорее всего интересны лишь обывателю.

В прежние времена Китай рассматривался империалистическими державами как колония, богатая ресурсами и дешевой рабочей силой.

В наше время Китай стал одной из наиболее динамично развивающихся стран, что заставляет многих ученых исследовать китайское «экономическое чудо».

Более того, являясь единственной древней культурой, дожившей до ХХI в., Китай и его народ не могут не представлять интереса для всестороннего изучения.

Совершенно очевидно, что исследование основ психологии китайцев и других факторов, традиционно обозначенных как статические и динамические компоненты этнопсихологии, необходимо для более полного понимания многих проблем. Вне сомнения, некоторые традиционные взгляды или толкования, принятые, скажем, в аналитических трудах по китайской философии, литературе и искусству, могли бы получить совершенно иную интерпретацию.

Подход к изучению психологии может носить гуманитарный или естественный (с точки зрения естественных наук) характер.

Гуманитарный подход предполагает наблюдение за обычной жизнью этнофора, анализ его речи, исследование привычек и обычаев, государственной системы, закона, образования, истории, культуры во всех ее проявлениях – в поэзии, музыке, изобразительном искусстве. Наиболее объективными методиками, безусловно, следует считать тестирование и анкетирование по заранее разработанной программе.

Мы в наших рассуждениях будем опираться главным образом на многочисленные материалы, опубликованные как в Китае, так и за его пределами, в которых психология китайцев рассматривается с самых разных сторон.

Вместе с тем многое из того, что изложено в этой книге, основано на многолетних наблюдениях автора, прожившего в Китае более двадцати двух лет и получившего свое второе воспитание в 30–40-е гг. ХХ в.

в китайском коллективе в Пекине.

Вопросы, связанные с психологией народов, интересовали многих ученых различных эпох, начиная с древнейших времен и до сегодняшних дней. Их внимание привлекали в первую очередь те факторы, которые в той или иной мере могли оказывать влияние на становление национального характера.

Первые исследователи этнических различий, их влияния на быт и культуру народов, на жизнедеятельность людей связывали психологию народа с климатическими условиями разных географических сред.

Гиппократ, в частности, отмечал этот момент в своем труде «О воздухах, водах, местностях». Однако по-настоящему глубокий интерес к этнической психологии начинается с середины ХVIII в.

и обусловлен развитием общественных отношений, экономическим прогрессом, обострившим политическую и национальную самостоятельность. Более четкие очертания приобрели специфика национального образа жизни, национальная культура и психология.

Вопросы единства культуры народа, его духовно-психологической общности заняли определенное место в науке. К этой теме неоднократно обращались Ш. Монтескье, И. Фихте, И. Кант, И. Гердер, Г. Гегель.

Ш. Монтескье, как и многие другие авторы, считал, что дух народа есть результат воздействия климата, почвы и рельефа местности, которое может быть непосредственным и опосредованным. Людьми управляют многие факторы: климат, религия, законы, принципы правления, примеры прошлого, нравы, обычаи; и как результат всего этого формируется общий дух народа.

Читайте также:  Предсознание - психология

Французский философ эпохи Просвещения К.

Гельвеций в книге «О человеке», в разделе «Об изменениях, происшедших в характере народов, и о вызвавших их причинах», пишет: «Всякий народ имеет свой особый способ видеть и чувствовать, который образует его характер, и у всех народов характер этот изменяется либо внезапно, либо постепенно в зависимости от внезапных или незаметных изменений, происшедших в форме правления и, следовательно, в общественном воспитании». Именно Гельвецием заложены многие научные принципы понимания сущности национального характера, такие, как принципы развития, социальной обусловленности, равенства народов.

Английский философ Д. Юм свою позицию сформулировал в работе «О национальных характерах». Он считал, что существуют некие физические факторы, которые формируют национальный характер. Так, природные условия жизни (воздух, климат) определяют характер, темперамент, традиции труда и быта. Однако главными все же являются социальные факторы.

К таковым относятся форма правления, социальные перевороты, изобилие или нужда, в которой живет население, положение нации по отношению к своим соседям. По Юму, национальный характер формируется на основе двух факторов: во-первых, духовного сближения профессиональных групп общества, во-вторых, экономико-политических закономерностей.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=241271&p=20

Психология цвета

Психология цвета

Психология цвета основана на психическом и эмоциональном воздействии цвета  на  людей во всех сферах  их жизни.

Естественно, такое воздействие  имеет много субъективных факторов, поскольку в разных культурах одному и тому же цвету приписываются разные свойства и разное значение, как например белому, который в европейской культуре используется в свадебных нарядах невест, а в Японии и в некоторых других странах Востока – в траурных церемониях.

Психология цвета  в повседневной жизни

Наверняка, многие люди замечали, что окружающая обстановка влияет не эмоциональное состояние.  И цветовое воздействие этой обстановки тоже играет свою роль в возникновении тех или иных эмоций: положительных, нейтральных или отрицательных.  Это и есть психология цвета, вернее, ее проявление.

Некоторые альтернативные направления медицины и  психологии  — арт-терапия, цветотерапия, — используют для лечения  некоторых психологических расстройств и просто для улучшения самочувствия свойства  цветовой гаммы  и  ее психологические эффекты   для человека. В основе этих направлений  лежит психология цвета.

Такие способы целительства основаны на том, что каждый  цвет определенным образом влияет на психическое и даже на физическое состояние человека. Есть исследования, которые показывают, что  у некоторых людей  красный, если на него смотреть какое-то время, увеличивает частоту сердечных сокращений и, в дальнейшем, ведет к повышению уровня адреналина в крови.

Многим хорошо знакомы психологические эффекты от воздействия цветов и оттенков в зависимости от их принадлежности  к одной из двух категорий: к холодным или теплым.

Теплые тона — такие как красный, желтый и оранжевый — могут вызвать множество эмоций,  начиная от ощущения комфорта и тепла до чувства  враждебности и гнева.

Холодные  — такие, как зеленый, синий и фиолетовый — часто  вызывают чувства спокойствия, расслабленности,  а также печали и уныния.

Психология цвета может применяться в повседневной жизни для того, чтобы способствовать созданию того или иного настроения. Самыми распространенными  случаями, в которых применяется психология цвета, является   работа дизайнеров помещений, которые используют эти знания для отделки и декора  помещений в зависимости от целевого назначения.

Вы также можете использовать эти знания, чтобы влиять на свои эмоции.

Психологические эффекты: холодные цвета

Хотите развить творческие способности? Попробуйте использование фиолетового. Фиолетовый  сочетает в себе смешение  красного и синего спектров и обеспечивает  хороший баланс между стимуляцией активности и спокойствием, что в сочетании  может стимулировать  желание творить и вдохновение.

Сиреневый – более мягкий оттенок фиолетового,- как  показывает психология цвета, способствует  мирной обстановке, тем самым снимая напряжение. Эти цвета  могут быть использованы  для  домашнего кабинета, если вы работаете дома, или для офиса.

Хотите создать мирную и успокаивающую атмосферу? Рассмотрите возможность использования зеленого и / или синего.  Они, как правило, воздействуют расслабляюще и вызывают состояние спокойствия.

Существует,  на самом деле, и научное объяснение успокаивающего воздействия зеленого цвета: когда человек  фокусирует взгляд на чем-то зеленом,  этот предмет отражается непосредственно на сетчатке глаза, что расслабляет глазные мышцы. Кстати, эти свойства зеленого используются в лечении  ослабленного зрения (например, у  Норбекова есть специальный комплекс),  и в упражнениях для снятия напряжения с глазных мышц.

Синий  и его оттенки  предлагаются для  помещений, в которых происходит интенсивное  движение, в которых находится большое количество людей и в которых человек проводит значительную часть времени.

Прохладный голубой  – типичный умиротворяющий спокойный цвет, который, по наблюдениям, снижает интенсивность дыхания и несколько снижает давление. Таким образом,  он является идеальным для спальни.

Психологические эффекты теплых цветов

Хотите создать атмосферу, которая стимулирует аппетит? Психология цвета предполагает использовать в обстановке желтый или оранжевый. Кстати, если вы боретесь с лишним весом, то, соответственно, избегайте этих  тонов  у себя на кухне.

Такое воздействие  связано, видимо, с тем, что многие блюда содержат оранжевые и желтые  ингредиенты, что вызывает ассоциации с едой и возбуждает аппетит.

Следует быть острожными в использовании ярких оттенков  в обстановке помещений, поскольку они, а особенно желтый, отражают большое количество света, что может  вызывать раздражение.

Психология цвета для маркетинга и рекламы

Маркетинг и реклама – это те сферы деятельности, в которых активно используется психология цвета.  Тот факт, что некоторые компании активно инвестируют  в такого рода исследования,  говорит о том, что данные о воздействии того или иного цвета на подсознание человека и побуждение его к определенным действиям (или к бездействию), имеет под собой реальную почву.

Результаты этих исследований широко используются в рекламе. Цветовое воздействие  постоянно используют для попыток заставить людей  испытывать чувство голода, вызвать положительные или отрицательные  эмоции, стимулировать доверие, чувство спокойствия или состоянии энергичности,  и так далее.

Общие психологические эффекты цвета

Ниже приведены некоторые общие психологические эффекты цветов, основанные на традициях и имеющие значение для Западной культуры.

Однако, следует иметь в виду, что некоторые оттенки могут иметь различное воздействие, а также тот факт, что психологическое воздействие имеет не только конкретный цвет, а сочетание различных цветов в своей совокупности.

Белый: чистота (как душевная, нравственная, так и физическая), невинность, ощущение и увеличение пространства, нейтралитет; как мы уже упоминали, в некоторых восточных культурах белый означает  траур.

Черный:  власть, мощь, сила, зло, интеллектуальность, истощение, смерть или траур.

Серый: нейтральность,  вечность,  практичность.

Красный: любовь, романтика, благородство, тепло, комфорт, энергия, волнение, интенсивность, жизнь, кровь

Оранжевый: счастливый, энергичный, волнующий,энтузиазм, тепло,богатство  и процветание, изощренность, изменение, стимуляция.

Желтый: счастье, смех, веселье, тепло, оптимизм, голод, интенсивность, разочарование, гнев,  привлечение внимания.

Зеленый: естественность, природность, прохлада, рост, деньги, здоровье, зависть , спокойствие, гармония, плодородие, плодовитость.

Синий: спокойствие, безмятежность, холодный,  безразличный, мудрость, верность, правда, сосредоточенность, подавление аппетита.

Фиолетовый:  величественность, царственность, богатство, изощренность, мудрость, экзотичность, духовность, процветание, уважение, тайна.

Коричневый: надежность, стабильность, дружба, печаль, тепло, комфорт, безопасность, природный, органический, траур (в некоторых культурах / обществах).

Розовый: романтика, любовь, нежность, спокойствие, возбуждение, волнение

Психология цвета в восточных культурах и духовных практиках

Психология цвета восточных культур отражается в толковании значения цветов и их воздействия на  энергетическую систему человека.

Энергетическая система чакр состоит из семи основных чакр, каждой из которых соответствует свой цвет.

Каждая чакра, в свою очередь,  имеет определенное воздействия на физическое тело, здоровье, эмоции и сферы деятельности человека.

Используя в медитациях и духовных практиках тот или иной цвет, можно активизировать или гармонизировать соответствующую ему чакру и,  тем самым, получить эффект в нужной сфере жизни или  улучшить работу физического органа.

Психология цвета: индивидуальные особенности

Психология цвета может использоваться в повседневной  жизни для улучшения, гармонизации своего физического и эмоционального здоровья.

Однако, стоит использовать эти знания, проведя некоторые  наблюдения и определив, как тот или иной цвет воздействует именно на вас: какой вызывает комфорт, а какой наоборот.

Возможно, синий для вас более комфортный и благоприятный чем зеленый, хотя они и похожи по своему воздействию, и наоборот.

Если вас что-то угнетает и беспокоит, обратите внимание на то, какие цвета вас окружают большую часть времени, и  какой вам в данный момент ближе всего, и  постарайтесь изменить свое цветовое окружение: обратите внимание даже продукты (фрукты, овощи и другие), которые в данный момент вы используете чаще всего. Если вы подавлены, утомлены – ешьте побольше оранжевых, желтых и красных продуктов, если возбуждены и страдаете от переедания –побольше зелени.

Если у вас проблемы в отношениях, в семье, то помощниками  в улучшении ситуации могут стать как  психология отношений, так психология цвета.   Используйте эти знания для того, чтобы ваши отношения стали более романтическими, гармоничными и спокойными.

Безусловно, решая те или иные задачи, стоит уделить внимание и тому,  какая традиция восприятия цвета —  западная или восточная —  более близка  именно вам, и, если вы практикуете восточные практики, то как психология цвета может быть вас этом полезна.

Источник: http://mirna360.com/psixologiya/psixologiya-cveta.html

Порнографическая царственность бытия

T —

«Я не знаю, кому и зачем это нужно…» Я искренне не понимаю, почему социуму так важно отправлять тысячи духовных трупов в яму нелюбви. Нелюбви и неуважения к себе.

В яму обесценивания собственной уникальности. Вокруг меня дышат люди, ходят, разговаривают, едят, совокупляются, испражняются – и не живут.

Этот скорбный феномен обнажился, когда я начала обсуждать со знакомыми скандальный фильм «Матильда».

К слову сказать, обсуждался он крайне неохотно. Создалось ощущение избегания темы. Вроде, не сталинская эпоха, и «чёрный воронок» не подкатит к дому сразу после откровений. Железного занавеса нет давно, и в России уже давно есть секс. Но мои собеседники оказывались немногословны.

Понимаю, что слишком силён прессинг официальных представителей православной церкви, и мало кому хочется быть проклятым  за человеческий интерес к искусству. Анафема – неприятное и не очень понятное слово.

Понимаю, что есть доверие к мнению медийных лиц и значимых персон из личного окружения, которые говорят, что фильм плохой и вредный. Ну, раз так, значит, и не надо любопытствовать…

А ведь фильм-то именно об этом! О том, как важно быть собой, иметь собственное мнение, выходить из-под прессинга и – познавать себя.

Ключевая идея этого фильма, с моей точки зрения, заключена в реплике князя Андрея, которая звучит почти в самом начале фильма и красной нитью проходит через всю его ткань: «Если тебя полюбит такая женщина, ты станешь настоящим. Таким, каким тебя задумал Бог». Наследник престола отвечает: «Я хочу узнать, какой я настоящий».

В принципе, уже можно аплодировать, бросать букеты в экран и уединяться для размышления о глубоком философском смысле этого диалога.

Для чего мы пришли в этот мир? Чтобы стать винтиками эволюции? Чтобы стать топливом машины истории? Чтобы продолжать род? Господи, какой род, когда многие даже имён дедов не помнят! Единственная разумная идея, которая лично мне приходит в голову – мы задуманы Богом для познания счастья.

Счастья быть собой. И это счастье познаётся исключительно в осмыслении полярностей бытия.

И тот, кто познает смысл единства и взаимодействия противоречий собственной души, кто примет себя как творение Божие, имеющее форму и содержание, альфу и омегу, чёрное и белое, тот найдёт Царствие Божие внутри себя.

И познание Человека в себе невозможно без присутствия другого человека. Только рядом с кем-то, в контакте с кем-то возникает излучение подлинной личности. Только в близости происходит эмоциональное совершенствование и наступает истинная духовная зрелость.

Среда навязывает задачу – стать таким, как все, соответствовать ожиданиям общества, близкого окружения, родителей. Божественная природа требует стать иным, уникальным, неповторимым – таким, каким и задумал Создатель, а не обрубком социума, способным на одно и не способным на другое.

Величие главного героя именно в этом – в способности оказаться не соответствующим ожиданиям социума и окружения, в смелости познания полярностей своей божественной природы. Но это оказалось неприемлемым – ни для того времени, ни для нынешнего…

Счастье – невыносимо, потому что личное благополучие полно-ценной личности, которая смогла интегрировать в себе царственность и обыденность, духовность и страстность, общее и интимное, режет глаз и вызывает тошноту у тех, кто отрёкся от себя ради гипотетических благ, обещанных сомнительными проводниками истины.

С моей точки зрения, гениален ход Алексея Учителя – пригласить на роль самодержца «актёра с порнографическим прошлым». На самом деле Ларс Айдингер никакого отношения к порнографии не имеет, зато имеет опыт съёмок в откровенных сценах, что было тут же взято на вооружение противниками фильма.

Но даже если бы он был порноактёром — это прекрасный способ подёргать общество за вялые яички! Кликуши орут: «Да как же можно?!» А что, нельзя? Невозможно сниматься в порнофильмах и создавать глубокие роли? Не меряйте по себе! Если вы этого не можете и не должны, потому что вам так сказали, это не значит, что этого не может никто другой!

Царь не может испытывать вожделение? Слушайте, он не родился святым! Он стал святым именно потому, что был так полон, так многомерен и так интегрирован! Вы полагаете, что святыми становятся в монастырях? Я вас умоляю! Куда сложнее оставаться в миру, жить среди искушений и познавать себя – разного. Монашество – это избегание встречи с собой, «каким тебя задумал Бог», во имя встречи с Богом. Но уверены ли вы, что Богу нужна такая одномерность?  

В одном человеке заключено так много противоположностей! Это лишь вопрос широты мышления, степени эмоциональной зрелости, глубины души и готовности к встрече с чудом человеческого счастья. Но если вам уже выдали волчий билет с надписью «счастья нет», тогда мне нечего вам сказать.

Читайте также:  Влияние счастья на людей - психология

Если вы считаете себя плоским и пытаетесь играть роль святоши, это не значит, что вы не многомерны и не грешны. Существенная тонкость в том, что вы отказываете себе в праве быть «таким, каким тебя задумал Бог», а кто-то имеет смелость им стать – вопреки.

В общем, как оказалось после просмотра «Матильды», я живу в обществе, где счастье – невыносимо. Не выносимо, как сор из избы. Оно должно осесть на дне персоналии, окаменеть и никогда не увидеть свет… Святые должны быть святы, грешники – грешны. За рамки маркировки выходить не рекомендуется. Кто выйдет за пределы круга – тому прописана анафема.

И всё-таки я пойду путём порнографической царственности, ибо в интеграции таких крайних полярностей для меня заключена красота и многообразие жизни, которое можно прожить в одном теле, в одной судьбе, но в разных обстоятельствах. И познание это возможно в присутствии — с кем-то близким рядом. Я готова познать себя рядом с вами, если вы готовы пойти со мной… 

Источник: https://snob.ru/go-to-comment/873106

Шпаргалки по истории психологии — Психологические воззрения в Средние века

Шпаргалки по истории психологии - Психологические воззрения в Средние века

Page 50 of 53

Психологические воззрения в Средние века 

Одной из важнейших характеристик средневековой науки, в частности психологии, была ее тесная связь с религией. Начало нового этапа в развитии психологии было связано с фактическим изменением ее предмета, так как официальной наукой о душе стало богословие.

Развитие европейской психологии в 4 – 11 веках.

Теория римского ученого Августина Аврелия (Августина Блаженного), ознаменовала переход от античной традиции к средневековому христианскому мировоззрению.

Считая душу орудием, которое правит телом, он утверждал, что ее основу образует воля, а не разум. Тем самым он стал основоположником учения, названного впоследствии волюнтаризмом (от лат. – воля). Индивидуальная воля, согласно Августину, зависит от божественной и действует в двух направлениях: управляет движением души и обращает ее к себе самой.

Все изменения, происходящие с телом, становятся психическими благодаря волевой активности субъекта. Все знание заложено в душе, которая живет и движется в Боге. Основанием истинности этого знания служит внутренний опыт. Значит, мера истины – в нашем самосознании. Однако он предполагал, что истинность даруется Богом, Богом даруется и воля – источник активности человека.

Он сосредоточился на вопросе о познаваемости субъектом собственных психических актов и состояний, остановив внимание на проблеме самосознания.

Ввел понятие о врожденной активности души как основе развития души, именно она является основой его воли.

Он утверждал, что волевая активность направляется только Богом, причем это управление производится при помощи самосознания, т. е. осознания человеком своих возможностей и стремлений.

Исследование вопроса о взаимоотношении веры и разума в душе человека было продолжено в работах Иоанна Скота Эриугены. Он доказывал, что знание, добытое человеком, наука, является не менее важным авторитетом, чем божественное откровение.

На этом основании и построены его доказательства свободы, обретаемой человеком в процессе научной деятельности. Доказывая тот факт, что общее предшествует единичному, он заложил основы дискуссии о происхождении универсалий.

Его позиция считается одной из первых концепций реализма в науке.

Большое значение, которое придавал Эриуген разуму, нашло отражение и в его концепции развития человека. Человек как особый мир в своем становлении проходит те же стадии, что и мир большой. Он связывает три ступени в развитии человека с этапами развития познания, называя их разум, рассудок, внутреннее чувство.

Значительное влияние на развитие науки того времени оказал и известный французский ученый Пьер Абеляр. В своей работе «Да и нет», он развертывал картину диалектического суждения, логически обосновывая и опровергая различные суждения.

Он возвратился к забытой в то время идее о значении слова, указав, что в слове необходимо различать его физическую сущность (звук) и значение, которое, в отличие от звука, не пропадает, не является дуновением, но сохраняется в мыслях людей. Это значение – концепт слова – есть сущность предмета, и существовало до него в божественном уме как образец для реальности.

Интерес представляет и концепция развития нравственности и самопознания человека, в которой Абеляр доказывал, что критерий нравственности – это согласие с собственной совестью. Он считал совесть божественным даром, а ее содержание несущественно отличающимся от библейских заповедей.

С 8 по 12 в. большое количество психологических исследований проводилось на Востоке. Арабские учение настаивали на том, что изучение психики должно основываться не только на философских концепциях о душе, но и на данных естественных наук, прежде всего медицины.

Арабская психология.

Известный ученый того времени Ибн аль – Хайсам сделал ряд важных открытий в области психофизиологии восприятия.

Его естественно – научный подход к органам восприятия (прежде всего к зрительной системе) определялся первой в истории психологической мысли попыткой трактовать их функции, исходя из законов оптики.

За основу зрительного восприятия он принял построение в глазу по законам оптики образа внешнего объекта. Доказывал, что этот процесс определяется внешними, физическими причинами.

Он экспериментально изучил такие важные явления, как бинокулярное зрение, смешение цветов и наблюдаемые при этом эффекты, явление контраста и др. Доказывал, что для полноценного восприятия объектов необходимо движение глаз – перемещение зрительных осей.

Арабский мыслитель Ибн Сины (Авиценн), врач, разработал теорию двух истин, которая помогла вывести предмет изучения психологии из общего предмета богословия.

Он доказывал, что существуют две независимые, как параллельные прямые, истины – вера и знание.

Изучая процесс познания, он подчеркивал, что в каждой вещи есть всеобщее, которое роднит ее с другими предметами данного класса, а также отличное от других, единичное – то, что характеризует именно это вещь. Такие разные свойства есть во всех окружающих предметах.

Его положение о зависимости психических явлений от физиологических касалось чувствительности организма, его способности реагировать на внешние раздражения, а также его эмоциональных состояний.

Используя факты практического изучения простейших реакций организма, он учил, что можно объяснить такое сложное явление в психической жизни, как воображение, когда человек воссоздает и даже изменяет в своей душе воспринятые прежде образы вещей.

Он был одним из первых исследователей в области возрастной психофизиологии, изучал связь между физическим развитием организма и его психологическими особенностями в различные возрастные периоды. При этом важное значение он придавал воспитанию.

Особое место отводил чувствам, аффектам, которые испытывает ребенок в различные возрастные периоды. Аффекты же возникают обычно при общении с родителями, при их воздействии на ребенка. Т. о., за всеми этими положениями скрыта общая мысль о способности регулировать внутренние психические состояния человека путем воздействия на его внешнее поведение.

В ряде случаев выступал как превосходный психотерапевт, в частности излечил юношу, который погибал от истощения из – за нежелания принимать пищу. При лечении использовался прием, который в современной науке называется ассоциативным экспериментом.

Ибн Рушд (Аверроэс) считал, что религию можно рассматривать как верование, содержащее в иносказательной форме философскую истину.

Он доказывал необходимость изучения неразрывные связи между функциями организма и теми ощущениями, чувствами, мыслями, которые человек испытывает в качестве процессов, присущих его душе.

Он изучал устройство человеческого тела и его органов чувств, показав зависимость восприятия окружающего мира от свойств нервной системы.

Его главный вывод заключался в том, что вместе с распадом тела индивидуальная душа человека тоже уничтожается. Выдвинул необычное представление о том, что универсальный для всех людей разум сохраняется после распада тела и это свидетельствует о богоподобии человека.

Подчеркивал, что возможности человека в постижении истины неограниченны, и важно только научить людей правильно мыслить, привить им желание размышлять. Общая способность к мышлению, познанию мира и его законов, будучи врожденной, присуща каждому человеку. Т.о., бессмертный разум отделялся от смертной души.

Это разделение разума и души было одним из важнейших положений теории Рушда. Он также подчеркивал, что способность к мышлению является потенциальной. Всеобщий разум, воздействуя на потенциальные способности, вызывает в нас мысли.

Для их актуализации, осознания необходимы определенные условия, в частности познавательная мотивация, внешние впечатления, хорошие учителя.

Психология в позднем Средневековье 12 – 15 века.

Наиболее значительные психологические исследования в позднем Средневековье связаны со следующими именами.

Фома Аквинский в своей системе, получившей название томизм, стремился примирить богословие с наукой. Считал, что в случае противоречий истина знания все же уступает вере.

Доказывал, что мышление – это имманентное, главное свойство души. Отстаивал идею вечности души. Считал, что душа человека не просто разумна, но сознательна и этим отличается от бессознательной души животных.

Так после томизма в психологии появилась новая характеристика духовной активности – сознательность.

Сенсуализм он рассматривал в качестве главного пути познания. Писал, что для ощущения необходимо тело, органы восприятия. Разум не может нормально работать без их данных, без органов окружающего.

Поэтому телесное расстройство неизбежно ведет и к расстройству умственному.

Подчеркивал, что образы связаны с внешним миром, а осознаются, актуализируются в качестве собственных при помощи специальной операции сознания, получившей название интенции – направленности сознания и воли на какой – либо предмет.

Исходя из своего подхода к познанию, Аквинский примирял и позиции номинализма и реализма, говоря о том, что универсалии есть и в вещах (как проявление общего), и до них — в уме у Бога, и после них – в разуме человека. Ввел понятие «персона» («громче звучать»). Считал, что человек – некое единое телосное душевное существо.

Роджер Бэкон схоластическим методом противопоставлял науки. Подчеркивал, что наиболее опасны для человечества не ошибки, а невежество, погружающее мир во мрак, прогнать который может только знание. Он доказывал, что ощущения являются ведущим психическим процессом, материалом, из которого рождается знание. Ему принадлежит известный тезис: «Знание – сила».

Дунс Скот также писал о том, что материальная основа психики объединяет людей в общую группу, так как материя и есть то общее, что существует в вещах, в природе. Отличия же объектам придает форма.

Познание должно быть направлено на познание индивидуального, конкретного в каждой вещи. Он ввел в психологию важное положение об активном характере ощущений и их связи с деятельностью.

У. Оккама продолжил изучение соотношения общего и частного в предметах. Утверждал, что в основе понятий лежат знаки вещей, т. е. общее – это знак многих объектов, в реальности его не существует.

Понятие рассматривается им как результат абстракции, причем эта логическая операция происходит на основании сходства между предметами. Он писал о существовании понятий разного уровня – одни из них являются знаками вещей, а другие – знаками понятий, т. е. знаками знаков.

Отсюда и знание он делил на: наглядное и отвлеченное.

Т. о., знания о психике и путях ее изучения обогатились в Средние века многими важными данными, в частности методами экспериментального исследования и регуляции эмоциональных состояний, в том числе и аффективных реакций.

Необходимо отметить первые труды, связанные с изучением психологии масс, разработкой методов убеждения людей.

Обращают внимание и работы, которые позднее были названы психотерапевтическими, их целью была психологическая помощь людям, испытывающим эмоциональный дискомфорт, напряжение, невроз.

Развитие психологии в эпоху Возрождения.

Новую трактовку эмоций и развития аффектов дал в своей работе Бернардино Телезио. Стремясь объяснить психическое из природных законов, он организовал первое общество естествоиспытателей.

Поэтому на первый план в его концепции вышло учение о движущих силах, являющихся источником энергии для разных форм развития. В качестве основных он выделил тепло и холод, свет и темноту, способность к расширению и сокращению и т. д.

Он утверждал, что эти силы находятся во взаимном проникновении, создавая новые образования, связанные с концентрацией определенных сил. Борьба противоположных сил и есть источник всякого развития.

Он считал, что главной целью природы является сохранение достигнутого состояния. Т. о., в его концепции впервые появилась идея гомеостаза.

Так закону самосохранения подчиняется и развитие психики, а разум и эмоции регулируют данный процесс. Доказывал связь эмоций и разума со стремлением к адаптации.

Концепция Телезио в то время была прорывом к новым объяснительным принципам, делающим психологию объективной наукой.

О необходимости развивать естественно – научный подход к исследованиям психики писал и известный испанский ученый Хуан Луис (Людовик) Вивес. Он обосновывал новый подход к психологии как науке эмпирической, основанной на анализе данных чувственного опыта.

Для правильного построения понятий он предлагал новый способ обобщения чувственных данных – индукцию. Ему принадлежит доказательство возможности и обоснованности логического перехода от частного к общему.

Основой такого перехода служат законы ассоциаций, трактовку которых он взял у Аристотеля. Ассоциация впечатлений определяет природу памяти. На этой же основе возникают простейшие понятия, дающие материал для всей последующей работы интеллекта. Важное значение он придавал эмоциональности.

Пришел к выводу, что наиболее эффективным для подавления негативного переживания является не его сдерживание или подавление разумом, а вытеснение другим, более сильным переживанием.

Испанский психолог Хуан Уарте ставил в качестве специальной задачи психологии изучение индивидуальных различий в способностях с целью профессионального отбора. Анализ способностей сопоставлялся со смесью четырех элементов в организме (темпераментом) и с различием в сферах деятельности, требующих соответствующих дарований.

Основными способностями признавались воображение (фантазия), память и интеллект. Каждая из них объяснялась определенным темпераментом мозга, т. е. пропорцией, в которой смешаны в нем главные соки. Существенную роль в формировании способностей играют физиологические факторы, в частности характер питания.

Читайте также:  Стили лидерства - психология

Он считал, что особенно важно установить внешние признаки, по которым можно было бы различать качества мозга, определяющие характер дарования. Он мечтал об организации профессионального отбора в государственном масштабе.

Т. ., в период Возрождения, напротив, психологические исследования возвратились к проблемам, которые были подняты в античности.

Это связано и с появлением возможности полностью читать работы ученых того времени, и с возрождением интереса к изучению этапов познания, способностей человека, в том числе и способности, строить объективную картину мира, осознавать его как целое. Этот интерес стал ведущим и в следующий период, получивший название Нового времени.

Источник: http://spargalki.ru/psyhologiya/111-istoriya-psyhologii.html?start=49

«СИНИЕ» ДЕТИ

Термин «дети-индиго» возник благодаря некоей американке Нэнси Энн Тэпп, называвшей себя ясновидящей. Однажды она объявила, что «видит» у некоторых детей ауру синего цвета и дети эти представляют собой новую ступень человеческой эволюции.

Напомним, что индиго — краситель тёмно-синего цвета, ранее добывавшийся из растений.

Обсуждение откровений «ясновидящих» — дело бесперспективное и бессмысленное.

Собственно, здесь статью можно было бы и завершить, если бы не удивительный общественный феномен, который это откровение вызвало: миллионы людей во всем мире с восторгом подхватили идею «индиго» и принялись её усиленно развивать.

Что касается Запада, там ажиотаж этот был в определённой мере подготовлен многочисленными комиксами и киносериалами на тему «Люди Икс», «Герои» и пр. Завораживающая мечта о приходе «сверхчеловеков», способных навсегда разрешить земные проблемы и спасти мир от всяческих напастей, сладко грела мятущуюся душу обывателя.

Но и попав на российскую почву, эта идея неожиданно дала бурные всходы. Счёт числа посвящённых «детям-индиго» сайтов в Интернете идёт на сотни. В России возникают общества и клубы «детей-индиго», образуются группы по их совместному воспитанию, пропагандируются различные методики и курсы.

Кто же такие «дети-индиго» с точки зрения поклонников данной теории? Если кратко, то это «особо одарённые дети с особыми проблемами».

Тут сразу же неизбежно возникают первые вопросы: а что, разве не было раньше детей, одарённых особо? Разве история человечества не помнит Вольфганга Амадея Моцарта, Эвариста Галуа, Александ-ра Пушкина или Надю Рушеву? И разве есть хоть одна причина не относить любую проблему, возникающую в воспитании абсолютно любого ребёнка, к особым?

Но продолжим. Наиболее распространёнными качествами «детей-индиго» называются следующие (цитируется по книге Ли Кэрролл и Джен Тоубер «Дети Индиго»):

— они приходят в мир с ощущением своей царственности (и часто ведут себя соответствующим образом);

— они чувствуют, что «заслужили быть здесь», и бывают весьма удивлены тем, что другие не всегда разделяют их мнение;

— они не сомневаются в своей значимости. Нередко они сообщают родителям, «кто он есть»;

— у них нет абсолютных авторитетов, они не считают нужным объяснять свои поступки и признают только свободу выбора;

— они вообще не делают некоторых вещей; например, для них невыносимо стояние в очереди;

— они теряются, соприкасаясь с консервативными системами, где вместо проявления творческой мысли строго соблюдаются традиции;

— они часто видят более рациональный способ сделать что-то в школе или дома, однако окружающие воспринимают это как «нарушение правил», к которым они не желают приспосабливаться;

— они кажутся необщительными, если не находятся в компании себе подобных. Если рядом нет никого похожего на них, часто замыкаются в себе с ощущением, что их в этом мире никто не понимает. Поэтому становление социальных связей в период обучения представляет для них немалую сложность;

— они никак не отзываются на упрёки в нарушении дисциплины;

— они не стесняются, давая понять окружающим, в чём испытывают нужду.

Следует, пожалуй, прибавить, что ортодоксальные энтузиасты теории «детей-индиго» считают их «посланцами Творца», «эмиссарами Небес» и по этой причине нет для них худшей беды, чем родители-атеисты.

В подтверждение уникальности «детей-индиго» рассказывается огромное количество историй об их невероятных способностях: умении диагностировать и лечить болезни наложением рук, предвидеть будущее и видеть сквозь стены, вспоминать в подробностях свои прежние инкарнации и т.д. К сожалению, строгие научные исследования подобных способностей, попытки которых предпринимались и предпринимаются постоянно, положительных результатов до сих пор не принесли.

То, что каждое последующее поколение отличается от предыдущего, следует считать аксиомой. Проблема отношений отцов и детей известна в мировой цивилизации едва ли не со времени возникновения письменности.

Нет ничего удивительного в том, что с ускорением технического прогресса эти отличия становятся ярче и заметней.

Смену, ломку традиций, нравственных установок в обществе легче и быстрее воспринимают те, у кого такие установки ещё вообще не успели сформироваться.

Член-корреспондент Российской академии образования, доктор психологических наук Вадим Артурович Петровский, посвятивший многие годы детской психологии, описывает современную проблему отцов и детей следующим образом:

— Прежняя логика отношений между поколениями, когда дети сами становятся отцами и начинают морочить голову своим собственным детям, в современном обществе нарушается в силу того, что его реалии более динамичны, чем прежде. Есть исследования, которые говорят, что сегодня темпы общественного развития опережают темпы развития возрастного.

Сторонники теории «индиго» утверждают, что талантливых, нестандартных детей в последнее время становится всё больше. Вот тут непременно требуется уточнение: всё же талантливых или нестандартных? Нестандартность, отклонение от нормы отнюдь не обязательно несёт положительный знак.

Детские психиатры констатируют: маленьких пациентов с синдромом дефицита концентрации внимания (СДКВ) и гипервозбудимостью действительно становится всё больше. К сожалению, считать эти отклонения очевидными признаками таланта возможно отнюдь не всегда.

Дети меняются под влиянием изменений, происходящих с планетой и со всем обществом. Успехи медицины существенным образом изменили механизмы естественного отбора. Снижение младенческой смертности — несомненное благо — на фоне сокращения рождаемости оборачивается изменением и ослаблением генофонда человечества.

Стремительное ухудшение экологической обстановки тоже оказывает весьма существенное влияние на здоровье нового поколения уже с момента зачатия.

Но что же представляют собой исключительные качества «детей-индиго» с точки зрения современной психиатрии и психологии? Слово доктору психологических наук В. Петровскому.

— Все дети до трёх лет (а некоторые и позже) проявляют феномен эгоцентризма. В него входит в том числе царственность, представление о собственной избранности. Весь мир вращается вокруг меня, я абсолютно священен, и все поступки связаны только со мной. Если пришёл взрослый в гости, то он пришёл ко мне. Этот феномен проявляется абсолютно у всех безо всякого исключения — такова детская природа.

Первые четыре признака описывают именно его, и, если мама думает, что у неё ребенок «индиго», она этот совершенно естественный феномен эгоцентризма будет трактовать как исключительность. Когда родители убеждены в том, что их дети — «индиго», то они — дети — с высокой вероятностью имеют возможность превратиться в «индиго», потому что информация о поведении человека влияет на поведение человека.

В психологии хорошо известен так называемый парадокс Эдипа, когда сообщаемый человеку прогноз оказывает влияние на ход событий в направлении исполнения этого прогноза. Тогда прогноз называется самоподтверждающимся. Но есть и саморазрушающиеся прогнозы по той же самой причине.

Сегодня на всё происходящее в обществе в сильнейшей степени влияет мощное развитие средств массовой информации. Каждый редкий, уникальный случай становится общим достоянием. Включаются факторы общественного сознания, которые мгновенно усиливают вторичный эффект, и уникальность воспринимается почти как правило.

Все матери начинают присматриваться к своим детям, отыскивая в них необычные качества, поднимающие ребёнка в ранг гениальности. В принципе, плохого в этом ничего нет, каждый ребёнок заслуживает того, чтобы к нему относились как к гению, если такое отношение не выходит за разумные, здоровые пределы.

Всё происходит в строгом соответствии с законами массовой коммуникации: у нас на бессознательном уровне возникает вера в то, что события развиваются именно так, как их трактуют газеты и телевидение. Не сомнение, не проверенное знание, а вера — это ранг идеи. Точно по Гегелю: «Человечество,открыв идею свободы, стало свободным».

Идея «детей-индиго», овладевая массами, творит «детей-индиго». И будьте уверены, маленький ребёнок, услышав о себе подобное предположение, будет выкладываться изо всех сил, чтобы подтвердить, что он такой и есть.

И если линия поведения родителей по отношению к нему избрана неверно, он будет культивировать в себе психопатические отклонения, которые раньше социально пресекались. На всех этапах развития у детей есть масса девиантных, неправильных вариантов поведения, которые могут только усиливаться.

Когда он живёт с сознанием своей избранности, то ему море по колено. Остальные люди — объекты, люди-вещи, среди вещей жить намного легче, чем среди людей. Кстати, равнодушие к критическим замечаниям в них воспитывают сами же родители.

Когда я учился в школе, в младших классах была у меня такая привычка — на переменах ходить и бормотать себе под нос. Однажды услышал разговор своего учителя с другим педагогом: «Это Вадик Петровский, он так себя ведёт, потому что очень умный». Можете себе представить, как я после этого стал себя вести, чтобы подтвердить и укрепить это заблуждение!

Мне кажется, неслучайно концепция «индиго» возникла именно в Америке. Я вижу здесь массовый психоз на тему избранности американской нации и поиск подтверждений такой избранности. Ну что ж, по крайней мере концепция «богоизбранных» детей намного гуманистичней, чем «богоизбранных» народов.

Нужно отметить и ещё одно обстоятельство. Перечисленные качества «детей-индиго» вполне могут говорить о проявлении признаков аутизма.

Да, иногда аутисты поражают нас своими способностями, подобно герою фильма «Человек дождя», но всё же нельзя забывать, что аутизм — болезнь.

Сильная память — это биология плюс концентрация психической энергии, не растраченной на окружающих человека людей, с которыми нужно считаться. На самом деле в этом нет справедливости и нет понимания.

Своеобразие мышления действительно может проявляться и в отсутствие тёплых и близких отношений с окружающими, высокой ранимости, которая приводит к тому, что человек ещё более наращивает дистанцию, отделяющую его от других людей.

Конечно, можно сказать, что такой ребёнок видит мир нестандартно. Но, по сути, в его поведении нет ровным счётом ничего иного, кроме того, что можно прочитать в учебниках по психиатрии или психологии личности. Это акценты характера.

Такие дети-акцентанты были всегда — сто, двести и триста лет назад, хотя в разные времена общество их замечало и осмысляло по-разному. Сейчас они называются «детьми-индиго». Известно, кстати, что шизоиды обладают высокой чувствительностью к различению эмоций людей.

Поэтому они иногда могут «читать в сердцах», но это не значит, что они сердечные люди.

Психологам хорошо известно, что люди, лишённые эмпатии — способности сочувствовать и сопереживать окружающим, категоричные и не считающиеся с чужим мнением, проявляют высокие аналитические способности, хорошо говорят и свободно мыслят.

А причина в том, что, когда разговаривает человек нормальный, он непременно ещё думает о том, как бы своими словами и поступками не причинить вреда собеседнику. Его катарсис, психическая энергия распределяются между мыслью о себе и мыслью о другом человеке.

У того, кого не заботят другие люди, она вся тратится только на самого себя. На первый взгляд такая личность находится в более выгодном положении по отношению к обычным, «нормальным» людям.

Но дело в том, что реализовать свои преимущества он может только в обществе, которое имеет массу возможностей рано или поздно отплатить той же монетой.

В отношении того, что родители, полагающие своих детей представителями генерации «индиго», пытаются воспитывать их по особым методикам, объединяясь в клубы и сообщества, отдельно от других детей, могу сказать, что это гораздо лучше, чем воспитание по Снежневскому.

У нас был такой известный психиатр, который очень часто ставил трудным детям диагноз «шизофрения». У него были свои основания, он разработал свою собственную расширенную концепцию шизофрении; её мы обсуждать здесь не будем.

Но согласно расширенным диагнозам, которые давали пациентам представители этой психиатрической школы, огромное количество потенциально здоровых людей оказывались шизофрениками. Поэтому лично я считаю: пусть лучше эти дети будут «индиго», чем шизофрениками.

Тогда общество по крайней мере будет воспринимать ребёнка как странную личность, а не как безнадёжно больного. Эта позиция по отношению к детям, обладающим своеобразным поведением и мышлением (не психиатрического типа), намного гуманнее.

Тем не менее создание подобных «заповедников» имеет и отрицательные черты. Я проводил одно исследование, которое чётко показало, что если ребёнок субъективно похож на другого ребёнка и тот, второй, совершает в определённой ситуации некие глупости, то и первый поступает точно так же. Если же похожести нет, начинается поиск другого решения.

Исследование проводилось следующим образом. Из детей с разной успеваемостью составлялись пары, условно говоря: «отличник» — «отличник», «отличник» — «двоечник», «двоечник» — «отличник», «двоечник» — «двоечник». Первому из каждой пары задавалась некая логическая задача.

Если он не находил решения, его сажали чуть в сторонке и он следил за тем, как задачу решает его напарник. Допустим, «отличнику» сразу не удалось найти верного решения. Оказалось, что если «двоечник» тоже идёт неверным путём, это побуждает «отличника» понять свою ошибку.

«Отличника» подталкивало ощущение той самой «избранности». Но если первым к решению приступал «двоечник», а потом наблюдал за неудачными попытками «отличника», происходило то же самое! А в парах, равных по успеваемости, такого интеллектуального подталкивания не происходит.

Когда-то психолог Владимир Леви, написавший книжку «Нестандартный ребёнок», сказал: «Все дети нестандартны. Так и нужно их воспринимать».

Это особо ценная позиция для родителей, и психолог обязан её поддерживать. Но воспитывающий родитель обязан научить ребёнка слышать другие точки зрения, потому что, когда он выйдет в социальную действительность, эмоциональная глухота может быть чревата серьёзными психическими травмами.

А вообще, я полагаю: пусть родители думают, что у них нестандартные дети, «дети-индиго». Но чтобы дети при этом были уверены, что у них — нестандартные родители. И тогда всё будет нормально.

Источник: https://www.nkj.ru/archive/articles/14820/

Ссылка на основную публикацию