Развитие совести у детей — психология

Проприум и совесть, Развитие черт личности — Детская психология

Развитие совести у детей - психология

Основные линии развития чувства Я Г. Олпорт объединяет в одно понятие, называемое «проприум». Проприум – это то, что человек считает принадлежащим себе (как, например, чувства, переживания, представления, стремления). В известном смысле проприум можно понять как самость (или собственность).

Выделяя проприум, Г. Олпорт подчеркивал, что в любой ситуации человек может занять две позиции. Первая, отстраненная позиция, заключается в том, что человек говорит: «Это не принадлежит мне. Это неважно для меня». И тогда участие в каком-то деле с такой позиции будет малоэффективным.

Вторая позиция проявляется тогда, когда человек понимает, что «это мое; это то, чем бы я хотел заниматься». В этом случае человек будет действовать более эффективно и прикладывать гораздо больше усилий. Например, желание ребенка учиться также основано на проприуме.

В этом случае становится понятно, что оно не возникает в один день, а соотносится с другими детскими стремлениями.

Гордон Олпорт указывал, что целый ряд проблем развития можно объяснить только особенностями чувства Я ребенка. Так, например, чувство Я лежит в основе переживаний ребенком собственных неудач. Если неудачи не затрагивают проприума ребенка, то он относится к ним спокойно. В противном случае у него может возникнуть чувство неполноценности.

Например, ребенок сильно переживает свою физическую слабость. Особенно остро он ощущает это в периоды болезни, когда ему становится недоступно то, что он выполнял успешно и с интересом. Ему предписывают быть в постели, а уже само состояние неподвижности переживается ребенком мучительно.

Если болезнь приобретает хронический характер, то ощущение ограниченности увеличивается и, в конце концов, оно может перерасти в устойчивое чувство неполноценности. В дальнейшем чувство неполноценности может быть компенсировано с помощью других видов активности (например, если ребенок решит заняться изобразительной деятельностью).

Но понять этот процесс можно только через ощущение собственного Я.

Еще одним важным аспектом детского развития, связанного с чувством Я, по Г. Олпорту, является развитие совести. Г. Олпорт различал два вида совести: совесть, связанную с пониманием того, что человек должен сделать в соответствии с правилом, и совесть, связанную с выполнением обязательств.

Совесть, основанная на долженствовании, обусловлена выполнением тех или иных предписаний, предъявляемых ребенку («Ты должен это сделать, потому что все так делают», или «Ты должен это сделать, иначе тебя накажут», или «Ты должен это сделать, потому что мы любим тебя» и т.д.).

Такая совесть развивается в результате присвоений ребенком правил, действующих в его окружении. Если ребенок ест варенье, которое ему запретили есть, и нарушает правило, поддаваясь искушению, то потом он будет вспоминать взрослых, которые запретили ему есть варенье и будет испытывать «угрызения совести».

Со временем ребенок начинает подчиняться этим правилам даже при отсутствии самих носителей правил, т.е. взрослых, хотя варенье, не потеряет своей притягательной силы. Однако истинное развитие совести Г. Олпорт связывает с принятием на себя обязательств. Обязательство – не есть обязательство перед кем-то, но лишь перед собой, т.е.

является достоянием проприума самого ребенка. Таким образом, можно сказать, что развитие чувства Я каждого ребенка по Г. Олпорту осуществляется постепенно и включает в себя целый ряд аспектов.

Развитие черт личности

Второе направление в развитии личности по Г. Олпорту характеризуется становлением личностных черт. Черта личности рассматривается Г. Олпортом как предрасположенность индивида вести себя определенным образом в различных ситуациях. В связи с этим культура, в которой растет ребенок, выступает существенным моментом личностного развития.

Многие психологи придают культуре решающее значение. Однако, как отмечал Г. Олпорт, культура хотя и определяет особенности приемлемого поведения человека, но допускает широкие вариации этого поведения. В культуре можно выделить некоторые общие направления, которые отличают одну культуру от другой.

Так, например, в отечественной культуре действуют одновременно две тенденции: с одной стороны, мы хотим, чтобы наши дети отличались от других детей, а с другой – чтобы ребенок был похож на других. Эта культурная установка разделяется каждым родителем и в зависимости от ситуации проявляется в разных формах.

С одной стороны, родитель может сказать: «Посмотри, как он себя хорошо ведет. И ты так делай!» А с другой стороны, сказать: «Почему он лучше всех, а не ты?»

По Г. Олпорту, культура содержит в себе решения большинства жизненных задач. Фактически, когда возникает трудная ситуация (например, когда ребенок заболел), культура предписывает, как ее решить (обратиться в соответствующую культурную инстанцию, т.е. в поликлинику). В культуре хранятся различные варианты жизненных проектов человека.

Большинство родителей выбирает жизненный путь ребенка, исходя из возможностей, которые дает культура (возможность получения образования, устройства на работу и пр.).

Так, например, именно культурными особенностями объясняется тот факт, что многие родители в современном мире связывают судьбу своих детей с получением юридического и финансового образования.

Культура – это не только набор средств, отвечающих потребностям ребенка, но и ценности. Эго выражается в том, что наиболее комфортно человек себя чувствует в той культуре, в которой он воспитывался, т.е. в культуре семьи. Специфика культуры семьи состоит в том, что ребенок для нее представляет безусловную ценность.

Эта ценность не просто заявляется семьей, ребенок постоянно чувствует к себе особое отношение. Когда дошкольник попадает в детский сад, он попадает в новую культуру, где не является единственным и уникальным, а лишь «одним из». То есть ребенок попадает в другую систему отношений.

Так, если в семье у него не было проблемы удержания любимой игрушки, он мог играть сколько угодно, то в детском саду ребенок попадает в ситуацию, когда его постоянно пытаются лишить этого объекта.

Именно под воздействием культуры у ребенка формируются определенные личностные характеристики, но при этом родители должны учесть, что не только они одни оказывают давление на ребенка. Приведем любопытный пример. Федя М. пришел в детский сад в возрасте четырех с половиной лет и первое время проявлял агрессивные формы поведения (часто дрался с детьми, особенно с мальчиками).

Воспитатель обратил внимание на его поведение и стал говорить ребенку о том, что в детском саду «дети помогают друг другу, дружат друг с другом, поэтому и ты помогай нам, и мы будем дружно жить вместе, не обижай никого». Однако такая позиция воспитателя привела к тому, что ребенок перед уходом из детского сада начинай плакать.

Впоследствии выяснилось, что когда ребенок возвращался домой, он вступал в контакт со своим отцом. Отец полагал, что настоящий мужчина должен уметь дать сдачи, наказать обидчика и поставить себя на достойное место среди своих сверстников. Поэтому отец спрашивал Федю о том, кого он побил или победил, и удалось ли ему добиться уважения со стороны сверстников.

Такие требования семьи, сформулированные отцом, приходили в явное противоречие с требованиями гуманного взаимодействия, поддерживаемыми педагогами дошкольного учреждения. Таким образом, родители должны учитывать систему требований, предъявляемых ребенку, ту культуру взаимодействия, образцы которой они прививают, и те требования и формы поведения, с которыми ребенок столкнется вне семьи.

Существенным элементом культуры семьи являются роли, которые предлагаются ребенку. Семья как социальная система предполагает, что каждый из ее членов выполняет вполне определенную социальную роль.

Ребенок не просто является ребенком, но он выполняет социальную роль ребенка, которая предполагает послушание, за что он получает уход и возможность игровой деятельности. Точно так же существует, например, роль старшего брата, которая предполагает заботу о младших.

Существование таких социальных ролей определяет взаимодействие людей и влияет на развитие детской личности. Однако нужно учитывать, что выполнение роли родителя является едва ли не самым главным фактором, влияющим на развитие ребенка.

Как уже отмечалось, выполнение роли включает в себя целый ряд важных аспектов, которые необходимо осознать взрослому человеку, для того чтобы развитие ребенка было успешным. Прежде всего нужно понять ролевые ожидания или тот вид поведения, который предписывается роли культурой.

Например, от отца ожидается, что он будет обеспечивать семью, будет примером справедливости и защиты семьи. Важный момент, связанный с выполнением роли, заключается в характере эмоционального отношения человека к роли (насколько он рад этому).

В соответствии с ним выполнение роли может различаться по своей энергичности и последовательности. Например, если отец решает заняться физическим воспитанием ребенка, то это предполагает, что он каждый день будет делать с ним зарядку и при первой возможности будет организовывать различные спортивные занятия.

Однако ситуация может быть противоположной, когда отец только заявляет о таком поведении, а реально не выполняет своих обещаний. Дети очень остро переживают такую непоследовательность, потому что именно дошкольники рассчитывают на точные культурные модели, которые они могут копировать. Таким образом, мы можем сказать, что согласно Г. Олпорту культура является важным фактором развития личности ребенка-дошкольника. Задача взрослого сводится к четкому ее предъявлению.

Развитие личности Г. Олпорт связывал с освоением культурных моделей поведения. К культурным моделям поведения относя тся все типичные формы поведения человека в конкретных ситуациях (например, одевание, умывание, беседа и т.д.). Освоение культурных моделей поведения начинается в раннем возрасте. Любая модель поведения осваивается ребенком постепенно и проходит три этапа.

На первом этапе ребенок стремится очень точно воспроизвести все действия, связанные с моделью; на втором этапе ребенок сопротивляется модели, а на третьем – окончательно осваивает модель, вырабатывая при этом свой стиль ее исполнения. В качестве примера рассмотрим, как маленький ребенок учится одевать шапочку.

Сначала он будет стараться сделать все точно, как говорит взрослый, хотя выполнение действия будет для него сложным, постепенно ребенок сможет его освоить. Затем можно увидеть, что ребенок будет надевать шапочку нарочно неправильно. При этом он будет смеяться, что не всегда вызывает ответную улыбку у взрослого, особенно когда тот торопится.

Через какое-то время у ребенка появятся уверенные действия одевания, которые будут соответствовать его индивидуальным особенностям. Для многих образцов культурного поведения дошкольный возраст – возраст точного копирования предлагаемого действия. Остановимся еще на двух примерах.

Многие родители обращали внимание, что, когда ребенку читают сказку, он требует точного ее воспроизведения, поправляет взрослого, если тот что-то упустил. Г. Олпорт объяснял подобное поведение именно первой стадией освоения культурной модели. Еще один характерный пример – освоение почерка.

Старший дошкольник будет стараться очень точно копировать буквы, даже если это у него не очень получается. В первом и втором классе все дети пишут ровно и аккуратно, но к подростковому возрасту начинается сильное изменение почерка: в один день он пишет одним почерком, а в другой – другим.

Но через какое-то время у подростка формируется индивидуальный стиль написания, который и называется почерком.

Таким образом, культура выступает в качестве условия образования черт личности. Г. Олпорт подчеркивал, что люди выискивают ситуации, которые способствуют проявлению их черт. Черта личности предстает как обобщенная характеристика человека, как стремление действовать определенным образом.

При этом само стремление действовать оказывается достаточно обобщенным. Например, у ребенка могла быть выработана привычка чистить зубы два раза в день. На базе этой и других привычек впоследствии у него может возникнуть такая черта, как аккуратность.

Конечно, эта черта возникнет только в том случае, если культура, в которой живет ребенок, будет ее поддерживать. Так, Г. Олпорт отмечает, что даже очень опрятный человек, если будет опаздывать на самолет, не станет заботиться о своем внешнем виде. В этом случае черта приходит в противоречие с обстоятельствами.

Более того, роль личностных черт, по Г. Олпорту, выше в неопределенных ситуациях. Там же, где правила заданы четко, их роль невелика. Ситуационные детерминанты наиболее важны в тех обстоятельствах, когда обязанности, задачи, функции и роли предписаны четко.

Личностные же детерминанты представляются наиболее ценными в том случае, когда задачи свободны, открыты, т.е. не структурированы.

Черты могут быть общими и индивидуальными. Общие черты характерны для группы людей, принадлежащей какой-либо конкретной культуре, а индивидуальные черты – для отдельного человека.

Читайте также:  Психический инфантилизм глазами психиатра - психология

Все личностные черты обладают одновременно мотивацией и представляют определенный способ взаимодействия с реальностью. Г.

Олпорт отмечает три основных параметра оценки черты: частота, с которой человек выбирает данный способ адаптации; диапазон ситуации, в котором он использует такой способ действия, и интенсивность демонстрируемых реакций.

В более поздних работах Г. Олпорт назвал индивидуальные черты диспозициями. Он выделил три типа диспозиций: кардинальные, центральные и вторичные. Кардинальная диспозиция определяет все поведение человека.

Она существует не у каждого. Центральные диспозиции менее глобальны. Их число может варьировать от 5 до 10. Вторичные диспозиции представляют собой менее обобщенные черты.

К ним могут относиться, например, избирательное отношение к продуктам питания и т.п.

Когда ребенок рождается, у него уже имеется врожденный набор диспозиций. Во-первых, к ним причисляются формы инстинктивной активности, обеспечивающие выживание: рефлексы, влечения и гомеостатические процессы. Сюда же относится такое поведение ребенка, как улыбка.

Первоначально она обусловлена пищевой активностью, в возрасте от трех до шести месяцев ребенок реагирует на лицо любого взрослого или на его изображение, а затем ребенок начинает улыбаться матери и со страхом смотреть на чужого человека.

При этом в основе этой диспозиции лежат инстинктивные основания, но их реализация оказывается возможной, только если есть благоприятные социальные отношения. Во-вторых, Г. Олпорт выделяет генетически обусловленные диспозиции. Наличие генов определяет как своеобразие индивидуальных черт человека, так и видовое единообразие.

Кроме того, существует еще третий класс исходных диспозиций, которые задают способность учиться и развиваться. Г. Олпорт пишет: «Опираясь на инстинкт и наследственность, научение ведет к формированию таких более или менее стабильных структур, как моральная совесть, Я-концепция и иерархическая организация личности.

Но эти структуры не могли бы возникнуть в результате научения, если бы в нашей природе не были заложены соответствующие возможности… Этим процессом также управляет диспозиция к осознанию своих возможностей, т.е. к становлению специфически человеческих способностей на всех стадиях развития».

Источник: http://4-i-5.ru/text-1/text-10641.php

Практический совет: формирование совести

Первые проявления нравственного поведения у детей контролируются эмоциональной системой мозга, которая и в зрелом возрасте продолжает влиять на наше нравственное чувство.

Вероятно, некоторые ростки нравственного чувства встроены в мозг – даже малышам больше нравятся герои, которые помогают другим, чем те, кто замыкается в себе (см.

главу 1), – но воспитание оказывает явный эффект на его развитие.

Самым ранним предшественником совести является желание ребенка порадовать вас, которое остается неизменным в разных ситуациях независимо от того, учите ли вы его читать или просите не писать на стенах.

До 2 лет дети начинают проявлять индивидуальные различия в своей склонности испытывать чувство вины, если сделали что-то неправильно; это связано с их склонностью следовать правилам, даже когда никто не следит за ними.

Внимание к наставлениям родителей предсказывает индивидуальные различия совестливости в старшем возрасте, в том числе способность детей выносить суждения о моральных ситуациях.

Вы можете подумать, что дети более склонны повиноваться строгим родителям. Нет, такой подход с большей вероятностью приводит к бунту. Родители, которые постоянно утверждают свою власть, мешают развитию чувства вины, а впоследствии и совести, заставляя детей винить внешние силы в своих недостатках.

Наиболее послушные дети, которые с готовностью подчиняются старшим из желания порадовать их, вырастают у заботливых и радостных родителей (см. главу 29).

Взаимно позитивные отношения между родителями и ребенком с большой долей вероятности предсказывают его последующее нравственное поведение, особенно при стойкой привязанности к родителям.

Качества вашего ребенка тоже влияют на развитие совести. Дети с сильным самоконтролем демонстрируют более зрелые нравственные принципы, чем импульсивные дети того же возраста. Пугливые дети подвержены чувству вины, что приводит к более послушному поведению.

Для них теплое и внимательное отношение будет самым эффективным способом развития нравственного чувства, иначе чрезмерное чувство вины впоследствии приводит к тревожным расстройствам.

Для менее пугливых детей надежная привязанность, побуждающая ребенка радовать родителей, является лучшим способом развития нравственного чувства.

Ценность, которой наделяют то или иное поведение, также подвержена изменениям в разных культурах. В традиционных аграрных обществах, где живут большими семьями, гармония между родственниками считается очень важной, а дети в основном послушны и готовы к сотрудничеству.

Матери в таких культурах много времени непосредственно контактируют с маленькими детьми, ожидая от них послушания и обычно получая его.

Старшим детям, начиная с 5 лет, уже поручают работу по дому, и их ответственность существенно увеличивается с возрастом, так что к 10–12 годам они работают по 6–7 часов в день.

В городских и индустриальных обществах больше ценится конкуренция и личный успех, а дети более склонны к непослушанию и агрессивности.

В целом проявления гнева по отношению к другим людям более распространены в обществах, где родители пытаются лишь умиротворить ребенка, и реже встречаются там, где родители осуждают такое поведение.

Дети также реагируют на отношение к агрессии у своих сверстников, что повышает их статус в индивидуалистических культурах, но понижает его в общинных культурах.

Разумеется, не все взаимоотношения между сверстниками являются позитивными. Примерно треть детей школьного возраста вступают в отношения, которые характеризуются взаимной неприязнью, что может иметь значительные последствия для их развития.

У детей с такими негативными взаимоотношениями часто бывают проблемы: от депрессии до повышенной агрессивности. Они отличаются плохой успеваемостью и нередко испытывают разные трудности в общении со сверстниками, в том числе притеснение с их стороны, непопулярность или отсутствие друзей.

Девочки и мальчики в равной степени могут иметь негативные отношения, и они с одинаковой частотой наблюдаются между представителями одного пола и разных полов.

Социальная замкнутость в детстве тоже может привести к трудностям. Дети с подавленным поведением в среднем проявляют повышенную активность в правой лобной коре, связанную с эмоциями, которые приводят к замкнутости в себе (см. врезку выше «Миф: правое полушарие – это эмоциональная сторона»).

Дети, которые не хотят общаться с другими детьми, упускают возможность улучшать свои социальные навыки, и это состояние часто становится обычным для них. Например, в США социальное отчуждение в возрасте 7 лет является фактором риска депрессии, чувства одиночества и негативной самооценки в возрасте 14 лет.

Застенчивость в одинаковой степени присутствует у мальчиков и девочек, но ее издержки для мальчиков выше, поскольку они испытывают при этом большее давление и порицание со стороны сверстников, вероятно, из-за разных культурных ожиданий в отношении норм женского и мужского поведения.

Примерно 1/4 социально замкнутых детей подвержены хулиганским нападкам со стороны сверстников.

Что можно сделать, чтобы помочь молчаливому ребенку избежать этих проблем? Как мы уже говорили, тепло и забота со стороны родителей, как и частый физический контакт, создают прочную привязанность, способствующую развитию социальных навыков у таких тихонь. Режим «ручного управления» поведением вашего ребенка здесь может лишь помешать развитию социальных навыков.

Однако мягкое поощрение и совет присоединяться к группам других детей может оказаться полезным. Дети, которые редко проявляют негативные эмоции (такие, как печаль и тревога) перед своими сверстниками, встречают лучший прием и менее подвержены нападкам, поэтому улучшение контроля над эмоциями тоже приносит пользу.

Плохое владение своими чувствами приводит к плохой социальной приспособляемости в течение всей жизни. Участие в организованных спортивных играх и других общественных занятиях может помочь, да и таланты, высоко оцениваемые сверстниками, способствуют сближению с ними.

Раннее вмешательство является предпочтительным, поскольку ребенку легче догнать сверстников, когда его социальные навыки еще не слишком отстают.

В любом случае создание прочной связи с вашими детьми при уважении к их индивидуальным качествам создает надежную основу для социализации и многих других видов обучения.

Как и большинство аспектов детского развития, некоторые аспекты социализации вашего ребенка находятся за пределами вашего контроля, но вы всегда можете помочь.

Так или иначе построение теплых отношений с ребенком само по себе является достойной целью.

Источник: https://studlib.info/psikhologiya/677094-prakticheskiy-sovet-formirovanie-sovesti/

Что такое совесть?

Крошка сын к отцу пришел и спросила кроха:

— Что такое хорошо и что такое плохо?…

В этом детском стихотворении В.Маяковского речь идет о формировании у ребенка той части личности, которую знаменитый Фрейд назвал «супер-Эго» или «сверх-Я», а обычные люди называют совестью. Эти процессы начинаются в возрасте около 3 – 5 лет (в период Эдипова комплекса) и продолжаются в ходе воспитания ребенка до того момента, когда становится возможным назвать человека зрелой личностью.

Границы нормы.

Легче всего обозначить две крайности.

Существуют люди без каких-либо моральных принципов, «бессовестные», которые говорят одно, а делают другое, обычно то, что хочется им, не взирая на запреты и законы и при этом, зачастую, оставаясь безнаказанными.

Другой полюс – люди, живущие с постоянной оглядкой — «Правильно ли Я поступаю?», «Что обо мне подумают?». Такой человек часто и по малейшему поводу испытывает «муки совести» и считает себя никчемным человеком.

Нормой можно считать состояния, находящиеся между этими полюсами, которые не доставляют человеку жизненных проблем, дают ему чувство свободы и уверенности в себе, ощущение своей ценности и значимости.

Источники совести.

Основы этой части личности у ребенка закладываются родителями в раннем детстве, а процесс ее формирования называется воспитанием. О важности раннего этапа говорит народная мудрость — «Учить надо, пока поперек лавки лежит, а когда вдоль – поздно будет».

Важнейшую роль здесь играют не слова родителей, а их собственное поведение и реакция на поведение ребенка, по которой он понимает, довольны ли им родители.

Ведь в этом возрасте родители для ребенка подобны всемогущим волшебникам, которые все знают, все умеют, даже могут знать его мысли и их просто невозможно обмануть, ведь они ВЗРОСЛЫЕ.

Позднее в процесс воспитания включаются и другие люди, обладающие для ребенка определенным авторитетом – учителя, тренеры, родители друзей, общественные организации, и даже общественный строй государства.

Еще лет 20 назад, в эпоху «великого и могучего Советского Союза» был создан образ «строителя коммунизма». Это должен был быть человек строгих моральных принципов – «Прежде думай о Родине, а потом о себе!».

А для формирования такого человека существовала широкая сеть организаций – пионерия, комсомол, коммунистическая партия.

Подобный человек мог жить только в обществе людей, подобных себе, образуя с ними единую общность, так называемый «советский народ».

Как воспитать нормального человека?

Существует множество различных стилей воспитания – от жесткого, ограничивающего до полной вседозволенности.

Как выбрать правильный? Как уберечь ребенка от опасностей внешнего мира и при этом не воспитать его трусом или эгоистом? Важную роль в этом играют запреты – слова «Да» и «Нет», «Можно» и «Нельзя».

Процесс формирования совести у ребенка основан на его полном и безоговорочном доверии к родителям, которые (являясь, по мнению ребенка, всемогущими) обеспечивают ему чувство безопасности и комфорта во внешнем мире.

Совсем маленький ребенок не понимает, что нельзя совать пальцы в розетку и за его безопасность отвечают родители, которые точно уверены, что этого делать нельзя. Для этого родители убирают подальше острые предметы, закрывают розетки и т.п., как бы говоря тем самым «Нет» опасностям внешнего мира.

Когда ребенок немного подрастет, он начинает понимать, что это делать нельзя потому, что будет больно. Тогда родительские «Да» и «Нет» уже предназначены ему.

Лучший путь для ребенка – воспитание в базисе «Да». Иначе говоря, вокруг него постепенно появляется все больше предметов, про которые мама говорит «Да». Такое развитие ребенка больше основано на поощрении, чем на запрещении.

Слово «Да» образует основу, к которой добавляется «Нет».

Читайте также:  Скандал - психология

Третья стадия этого процесса – стадия объяснений, в процессе которой у ребенка возникает основа для понимания, почему этого делать НЕЛЬЗЯ. Именно с этого возраста родительское «нельзя» относится уже не только к опасностям внешнего мира, но и к поведению самого ребенка – «что такое хорошо и что такое плохо».

Очень важен в этом процессе единый подход к «Нельзя» со стороны родителей. Ведь совсем маленький ребенок не различает близких людей, для него все они – мама. Но затем он начинает отличать маму, говорящую «Да» от мамы, говорящей «Нет».

Именно тогда на горизонте ребенка появляется папа в виде той жесткой части матери, которая говорит «Нет» и настаивает на этом. Только после этого в жизни ребенка появляется папа, как родной человек, которого любят, уважают, который при случае может отвесить шлепок-другой, ничего при этом не теряя.

Но он должен заслужить это право тем, что находится рядом и не принимает сторону ребенка против матери.

На самом деле, маленькие дети любят, когда им говорят «Нет». Им необходимо научиться проявлять агрессию, не разрушаясь при этом. Они не хотят играть только мягкими игрушками. Им нравятся камни, палки и другие острые предметы и иногда они провоцируют на слово «Нельзя», чтобы еще раз почувствовать нашу любовь и заботу о них.

Источник: https://www.all-psy.com/stati/detail/58

Развитие совести у детей — Сайт помощи психологам и студентам

Развитие совести у детей - Сайт помощи психологам и студентамСовесть – это внутренний родитель. Родители учат правилам общежития с родителями или другими важными людьми (в каждой семье эти правила свои). Совесть сдерживает ребенка, ребенка, делает более управляемым и удобным. Когда внешние требования родителей становятся внутренними требованиями ребенка к самому себе – совесть сформирована.

Развитие совести у детей

Развитие совести у детей.

Совесть детям с рождения не известна. Она не является ни базовым инстинктом, ни чем-то врожденным. В природе нет совести так же, как нет финансовой системы, государственных границ и различных толкований романа «Улисс» Джойса.

Совесть – это внутренний родитель. Родители учат правилам общежития с родителями или другими важными людьми (в каждой Семье эти правила свои). Совесть сдерживает ребенка, ребенка, делает более управляемым и удобным. Когда внешние требования родителей становятся внутренними требованиями ребенка к самому себе – совесть сформирована.

На определенном жизненном этапе совесть человеку необходима. Бессовестный ребенок – это варвар. И дело не в том, что родителям с таким ребенком тяжело. Самое плохое, если ребенок в первые годы не научился приемлемым способам взаимодействовать с другими людьми, то в будущем восполнить этот пробел будет гораздо сложнее (и больнее для ребенка).

По мере взросления человек вырастает из старых правил. Сначала это происходит в Подростковом возрасте – когда человек постепенно вырастает из старых запретов и ограничений.

Потом это происходит в Юности, когда у человека формируется собственная жизненная философия. Если Личность человека в этот период активно развивается, он перерастет свою совесть.

На смену совести приходят осознанность и ответственность.

Совесть – это образ добра и зла, заложенный родителями. Этот образ прост и достаточно примитивен. Духовно развитый человек перерастает родительские нормы, чтобы сформировать свои собственные.

Не каждый взрослый человек смог перерасти свою детскую совесть. У таких людей совесть часто превращается в проблему. Иногда совесть буквально мешает жить и думать самостоятельно. У некоторых людей совесть становится средством мучения самого себя даже по несущественному поводу.

Совесть у мальчиков и девочек

Не так давно смотрела по BBC очень интересную многосерийную программу про развитие детей — с пеленок и до появления первых прыщей Запомнилось много всего, но больше всех, пожалуй — серия экспериментов на тему как раз «совести». Например:

Есть Экспериментатор (Э) (который притворяется, что просто играет с ребенком), Игрушка (заведомо сломанная и «держащаяся на соплях» кукла или машинка) и Дети (Р) дошкольного возраста. В процессе игры Э. дает ребенку игрушку и та через несколько секунд в руках Р. разваливается. Реакция Р.

Удивительно, но раз за разом — девочки как одна огорчались, говорили «Sorry», пытались приделать обратно руку к кукле. У мальчиков реакции были более разнообразные — кто-то терял интерес, кто-то просил Э. починить игрушку, один ржал как конь. Но ни один не выглядел виноватым, и также ни один не попытался исправить ситуацию сам.

Похоже, что у девочек совесть пробуждается раньше…

Источник: http://psinovo.ru/stati/razvitie_sovesti_u_detey.html

Как воспитать совесть?

ВосПИТАНИЕ — это питание знаниями, умениями, правдой, заботой о здоровье. От того, чем «напитается» ребенок, зависит то, какой будет его жизнь и …совесть, то есть ОТНОШЕНИЕ к этой жизни. И здесь многое зависит от окружения, в котором растет малыш.

Вот, например, «правильная правда» заключается в том, что воровать — плохо, а значит, воровство — это «не по совести». Но, с другой стороны, деревенские мальчишки считают трусами тех, кто не хочет лезть в чужой огород.

У них другая правда («в чужом саду яблоки слаще»), и совесть, значит, тоже по-другому устроена? Получается, если в классе стыдно быть отличником, стыдно тянуть руку вверх, показывая, что ты знаешь ответ, то «по совести» нужно быть двоечником? Если друг не чистит зубы по утрам и не моет руки перед едой, то совестно быть предателем, то есть поступать не так, как он? Да, так прямолинейно и считают многие дети. И чтобы научить их поступать, не оглядываясь на мнение окружающих, чтобы дать понять, что совесть не должна корректироваться мнением друзей, но обязана быть лишь барометром правды, понадобится немало сил и терпения. А вот наказания в данном случае не подействуют вовсе — они только укрепят ребенка в его правоте, ведь это будет его страдание за правду…

Баш на баш

Если взрослым кажется, что ребенок растет бессовестным, часто поступает неправильно, потому что эта самая совесть спит в нем то ли богатырским, то ли вечным сном, это может значить только одно — малыш видит мало справедливости вокруг. С ним самим могут часто поступать не так, как хотелось бы. И он в ответ тоже считает нормой поступать по-своему. И вовсе необязательно, что дело происходит в неблагополучной семье.

Семья может быть «сверхблагополучной», но вот отношения в ней — оставляют желать много лучшего. Ну, например, ребенку часто что-то обещают, но не выполняют. И он начинает поступать также.

Или родители часто решают какие-то вопросы на повышенных тонах. И дети могут запросто тоже начать кричать на взрослых.

А на вопрос: «Тебе не стыдно кричать на маму?», ответ будет вполне логичным: «Нет, не стыдно, ведь вам же не стыдно делать тоже самое».

Другая причина того, что у ребенка формируется «искривленная совесть» — это постоянное сведение счетов между ним и родителем. Причем, «счет» этот, безусловно, начинают вести взрослые.

Мама говорит ребенку: «Раз ты со мной так несправедливо (читай: не так, как надо мне) поступаешь, то и я с тобой буду также». Ничего о правде из такого «баш на баш» дети не узнают.

Следовательно, и формирование совести будет происходить с задержкой, и идти совсем не тем путем, каким хотелось бы…

Источник: http://pulsplus.ru/baby/categories/education/psychoemotional/articles/kak-vospitat-sovest/

Родительский дневничок. Когда у ребенка формируется совесть

Здравствуйте уважаемые читатели моего блога. Этим постом, открываю цикл статей для родителей «Родительский дневничок». Полезные советы,  подсказки для родителей по воспитанию, обучению и развитию детей.

Когда у ребенка формируется совесть.

Часто можно слышать от мам негодование такого содержания: «Как тебе не совестно?», «Совесть у тебя есть или нет?», «Где у тебя совесть была?». Но они забывают, что у малышей совесть еще молчит, они начинают слышать ее голос только к семи — восьми годам, и раньше этого возраста взывать к совести и кричать «Бессовестный!» не имеет смысла.
Совесть — сложное понятие, она формируется у ребенка продолжительное время. Не год и не два пройдет, прежде чем ребенок начнет сознавать, что такое совесть. Для этого должен сформироваться понятийный аппарат, который дает возможность сравнивать и оценивать. Совесть требует от человека волевых решений, а такая способность так же появляется не сразу (примерно в дошкольном возрасте). Как пишет психолог и философ А.А.Милтс, совесть — это зеркало, в котором отражается, в какой мере в ребенке, в человеке утвердились доброта, честность, справедливость, в какой мере совесть затронула чувства, убеждения, волю, характер и подсознание. 
Совесть показывает, как идет нравственное развитие личности — моральное право оценивать и судить себя.

Почему ребенок не слушается?

Общие причины непослушания

  • нерешительный отказ ребенку в просьбе или отказ без объяснений;
  • отсутствие у ребенка интересной деятельности;
  • отрицательный пример взрослых;
  • злоупотребление запрещениями,нравоучениями, наказаниями;
  • непоследовательность, несогласованность требований взрослых к ребенку;
  • запугивание или захваливание ребенка;
  • несправедливое отношение к ребенку;
  • непосильные поручения;
  • нарушение режима дня;
  • непонимание ребенком требований взрослых.

Основные причины капризов.

  • недомогание, перевозбуждение, переутомление;
  • заласкивание или черствое отношение родителей к ребенку.

Основные причины упрямства.

  • протест ребенка против несправедливого отношения, унижения его достоинства;
  • слишком строгое отношение к ребенку;
  • нетактичность взрослых;
  • неразумное ограничение самостоятельности ребенка;
  • ненасыщенное, несодержательное, малоэмоциональное или недостаточное общение со взрослым.

Если ребенок капризничает, надо:

  • отвлечь его от причин, вызывающих каприз;
  • объяснить неразумность требований;
  • показать, что такое поведение огорчает Вас.

Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. — М., 1999.

Вам понравилась тема сообщения?

Напишите, что вы об этом думаете.

Не знаете, как это сделать?

-Нажимаете на прямоугольник  на окошке  «Подпись комментария».

-Вписываете свое имя или как вы хотите представиться.

-Нажимаете «Продолжить» и пишите все что наболело.

-Далее нажимаете «Публикация», проходите маленькую проверочку что «Вы не робот»

-И еще раз «Публикация».

Хотите вставить в комментарий картинку? 
 Используйте теги: 
[im#]ссылка на изображение[/im]

Источник: http://vcelennaya.blogspot.ru/2016/02/blog-post_6.html

Откуда берется совесть?

Анна Литвинюк из газеты «Молодежь Эстонии» ведет беседу с психологом Людмилой Кудрявцевой

Как возникает совесть у маленьких детей, имогут  ли родители  повлиять на развитие совести у ребенка?

Голос изнутри

Еще Иммануил Кант говорил: «Есть две вещи, которые не перестают меня удивлять, это звездное небо над  головой и моральный закон в моей душе».

Этот моральный закон в душе охраняет совесть,  она подает свой голос каждый раз,  когда мы его преступаем.

-У всех ли людей  есть голос совести?

— Уверена, что у всех, но к нему надо прислушиваться потому, что существуют и  другие голоса, более громкие и требовательные, как внутри  так и снаружи.

Например, снаружи это может быть голос рекламы, политиков, СМИ, родителей и учителей, друзей и родственников, недругов и подстрекателей, знатоков  и умников.  А изнутри «подают голоса» наша лень, эгоизм, обида, зависть, страхи, прихоти, инстинкты, потребности.

  Я думаю, что каждому из нас бывает трудновато прислушиваться из-за них к тихому голосу совести. По сути дела, все они, так или иначе, отражают наши ценности и некоторые из них конфликтуют между собой.

Что же такое в этом случае ценности, если говорить о нравственности?

— Ценности – это то, что для нас очень важно, то, что мы ценим, к чему стремимся, ради чего мы отказываемся от чего-то приятного и даже нужного.

Ценности  служат  основой  моральных  правил и нравственных  норм  общества.

Сейчас может казаться, что в обществе на первый план вышла ценность денег, богатства, власти, успеха, конкурентоспособности. И есть голоса, которые их рекламируют.

Но вовсе  не все люди поставят такие ценности  на первые места, другие больше ценят любовь, дружбу, знание, сотрудничество, творчество…  И все же многие родители хотят, чтобы их дети стали успешными, знаменитыми, богатыми.

К сожалению, эти ценности часто конфликтуют с голосом совести.

— Как и когда развивается нравственность у ребенка?

— Одни ученые говорят, что это происходит в три-четыре года. Я думаю, что это может происходить еще и раньше, даже до года. Многое зависит от восприимчивости матери и ребенка. К году ребенок уже имеет представление об окружающем мире как доброжелательном или враждебном, что связано, в первую очередь, со способностью матери заботиться о малыше.

Читайте также:  Ответственность и забота о себе - психология

Представление о себе также закладывается в это же время. Прикосновения, взгляды, тон голоса, настроение матери – вот практические составляющие материнской любви и заботы. Поначалу ребенок не ощущает границы, разницы между собой и матерью. Если мама счастлива, он, как отражение в зеркале тоже чувствует себя счастливым и хорошим.

Это и служит в дальнейшем  основой для развития нравственной сферы ребенка.  

Но бывает, что ребенок рождается с какими-то нарушениями в развитии. Случается, у матери есть какие-то собственные проблемы. Допустим, ее не удовлетворяют отношениями с мужем, а это напрямую влияет на ощущение безопасности, материального благополучия. Может быть и так, что женщина не ощущает себя хорошей мамой.

Чем больше у матери внутренних, личных или социальных проблем, тем ярче все это отражается на ее самоощущении и через нее впитывается ребенком, понимается в значении «я плохой». Хорошо, если мать понимает, что она в ответе за состояние ребенка.

Еще лучше, если такое понимание есть и отца, который, в свою очередь, любит жену и обеспечивает ей  поддержку, от которой зависит  ее настроение.

Значимость папы в вопросе развития совести возрастает для ребенка после года, когда его симбиоз с матерью прекращается. 

В каком же возрасте ребенок начинает слышать в себе голос совести?

— Это происходит, когда мы замечаем, что маленький ребенок уже понимает, что такое хорошо и что такое плохо, правильно или неправильно.

Когда он сочувствует или осуждает, начинает стыдиться  или испытывать чувство вины. В такие моменты в нем обнаруживается что-то – можно называть это совестью – что присутствует в человеке уже изначально.

Этот маленький судья в малыше уже умеет судить не только других, но и самого себя.

Развитие сознания вносит большой вклад в становление моральных качеств в душе ребенка. Оно проявляется тогда, когда человек отдает себе отчет  в своих желаниях, мыслях, чувствах, действиях. Если что-то попадает в зону осознания, это означает, что мы уже можем сформировать к этому свое отношение.

Если ребенок осознает, что кому-то сделал плохо, то он может выработать к этому свое отношение,  сказать себе, что так делать нельзя и затем проявить волю и изменить свое поведение. Уже даже сомнение – хорошо я поступил или плохо – тоже голос совести. Совесть всегда предполагает, что мы включаем Другого в свои собственные ценности и интересы.

Одно дело, когда добрые порывы ребенка не требуют усилий с его стороны и он получает от них только приятные ощущения, подкрепляемые одобрением окружающих.

  И совсем другое дело, когда  доброта требует от ребенка какой-то жертвы, например, отдать свою любимую игрушку, поделиться чем-то вкусным, уступить место, очередь, простить обиду, причиненную боль…  Насущные потребности маленького человека, его инстинкты и влечения направлены на получение удовольствия, а его чувства, эмоции при этом слишком сильны, чтоб нравственное начало победило. Тут ребенку должны помочь родители и воспитатели, чуткие к проявлениям  совести.

Голос родителей.

— В чем может выражаться помощь родителей?

— Родители часто говорят детям, что нельзя брать вещи без разрешения, что нужно делиться, нельзя обижать других, нужно помогать тому, кто упал, кому плохо, кому больно, суметь пожалеть пострадавшего.

 С этих родительских слов и начинается понимание ребенком, что такое хорошо и что такое плохо. Но вот ребенок пострадал от кого-то, приходит, жалуется, такое повторяется снова и снова. Тогда  родители советуют давать сдачу, защищать себя.

У ребенка возникают сомнения: так драться  — это хорошо или плохо?

С детства мама и папа учат детей различать добро и зло и знают, что это не так просто. Например, быть щедрым хорошо, но только в меру. А где мера?   Быть дружелюбным хорошо, но нужно  уметь и защититься. Где мера? Быть трудолюбивым хорошо, но нужно и отдыхать. Опять нужна мера.

Эту меру должна отмерять совесть. Причем своя, а не чужая. Об этой мере можно поговорить с ребенком в связи с произошедшим событием.

Если беседу  построить так, чтоб на событие ребенок посмотрел бы глазами разных участников, «побывал бы в их шкуре», затем сам бы сделал вывод, то это и будет хороший разговор.

Если взрослый наказывает ребенка за «проступки», собственная совесть ребенка будет молчать. Если детей ругают за двойки, они не испытывают угрызений совести, так как уже наказаны извне, нет необходимости в наказании изнутри.

Чем больше детей осуждают, наказывают, тем меньше надо рассчитывать на внутреннего судью. Лучше в таком случае сказать: «Ты получил двойку? Ты расстроен этим?  Да, жаль.

Как ты думаешь, ты сможешь ее исправить сам? Тебе помочь разобраться в чем-то?»

Маленький ребенок, например, очень часто оказывается перед соблазнами.

Хочется взять чужую игрушку или другую вещь, деньги, открыто и без присмотра лежащие на столе, хочется съесть в магазине вкусную конфету – и ребенок тянется к этому соблазну, хотя уже и знает, что так делать нехорошо.

В момент, когда ребенок испытывает эту внутреннюю борьбу, родитель замечает ее в ребенке. Такая борьба в детях, которые еще не умеют скрывать свои чувства, очень заметна.

Если взрослый немедленно осудит, да еще пристыдит при всех, да еще обзовет или  посмеется —  будет ли это действенным воспитательным актом?

Источник: http://tkvgpsykool.blogspot.ru/2010/09/blog-post_09.html

Как объяснить ребенку, что такое совесть?

Содержание

  • 1 Понятие совести
    • 1.1 Основы совести
      • 1.1.1 Формирование совести

Совесть – контролирует отношения с окружающими людьми, для каждого, это понятие индивидуальное. Совесть – это регулятор наших морально- этических качеств, которые зависят от воспитания, образования, образа жизни. Совесть – способна доставить страдания и боль человеку, совершившему неприглядный поступок. Что такое совесть, необходимо объяснить ребенку.

Основы совести

Основы совести, закладывают родители ребенку в семье. В процессе воспитания, можно дать понятия о хороших и плохих поступках, о добре и зле. Собственным примером, надо показывать свое отношение к различным ситуациям.

Для ребенка, родители являются эталоном поведения, поэтому говорить ребенку неправду – недопустимо. Солгав один раз ребенку, в следующий раз – вы получите такую же реакцию.

Объясните своему чаду, что человек, у которого есть совесть, не может лгать.

Познакомьте с таким понятием, как чистая совесть, т. е., человек не солгал, не совершил плохой поступок, не совершил подлость. Если поступки человека вызывают положительные чувства, то они совершены согласно с совестью.

Если, человек совершил поступок, который не дает покоя совести, то это может подвигнуть к совершению поступка, искупающего свою вину. Важно, чтобы в семье были уважительные отношения друг к другу, почитали старшее поколение.

Все это, формирует понятие совести у ребенка.

Если ребенок сделал не правильный поступок, то следует объяснить ему, к чему это может привести, каковы будут последствия.

По мере взросления, на поведение ребенка и его воспитание могут влиять другие люди, которые объяснят, что совестью обладают благородные и достойные люди.

Что, совесть – это голос Души в человеке, и когда человек совершает хорошие поступки, то в Душе у него теплое и радостное чувство и Совесть его не беспокоит.

Формирование совести

  1. изучение нравственных законов
  2. уметь отличать добро и зло, критически оценивать свои поступки
  3. не быть эгоистом
  4. совершать хорошие поступки.

Если в подростковом возрасте, у ребенка не развито чувство собственного достоинства, уважение к старшим, умение дружить, то и чувство совести у него тоже не развито. Ответственность, за формирование понятия и чувства совести у подростка, лежит на родителях. Совесть является фактором при принятии решений.

Совестливый человек – ведет диалог внутри себя о добре и зле, важно, чтобы растущие дети жили в согласие со своей Совестью, и она побуждала их, на благовидные поступки.

Источник: http://o-kroha.com/kak-obyasnit-rebenku-chto-takoe-sovest/

День рождения совести — Психология — Дети и подростки

Свой рассказ я назвала так по очень простой причине – дело в том, что дети не рождаются с совестью. Совесть как разумное нравственное качество появляется позже.

Недавно я зашла в гости и услышала такую историю: в доме были няня и ребёнок – девочка 6,5 лет. Девочка подошла к ванной комнате, открыла дверь и замерла. Она простояла в молчании возле ванной несколькоминут.

«Что произошло? Что это было?» — с таким вопросом няня обратилась ко мне. Мы пообщались с ребёнком. И знаете, что я поняла? Няня была свидетелем «рождения совести». Такие моменты происходят с каждым нормальным человеком. У кого-то раньше, у кого-то позже.

Кто-то запоминает  этот день, этот момент на всю жизнь, но, согласитесь, редко кто рассказывает о своих переживаниях. Да и вряд ли ребёнок сможет передать смысл того, что с ним произошло. Ведь понятие «совесть» относится к философии. Религиозные деятели, философы и психологи не могут придти к единому толкованию, что такое совесть и каково её происхождение.

Некоторые люди считают, что жить без совести гораздо проще, что она вовсе не нужна. От неё только комплекс вины и неприятности.  Но основная масса людей и учёных говорят о том, что без совести человечество погибнет. Без совести мы обречены на мучительную смерть.

Сейчас я не буду вдаваться в философские рассуждения, но, всё-таки, дам простые определения совести, которые нравятся мне.

Говоря, ещё проще: Совесть — нравственная ответственность.

Почему взрослым, особенно родителям, важно знать, когда у ребёнка появляется совесть?

Потому что с этого момента ваш ребёнок стал Человеком. До этого момента он был послушным или не послушным,  следовал вашим правилам или проверял их на прочность, а теперь у него есть свои собственные представления о том, что такое хорошо, что такое плохо. Теперь у маленького человека есть свои нравственные принципы, которые он будет развивать и которым он готов следовать.

Задача взрослого человека разъяснять, беседовать, быть примером, чтобы у ребёнка складывалась здоровая картина его действий. С этого момента модель поведения родителя может быть и даже обязательно должна быть изменена. Теперь вы можете советоваться и вместе решать важные для ребёнка нравственные проблемы.

Очень важно избегать таких слов и выражений как «бессовестный», «как тебе не стыдно!», вернее говорить их можно, но только в очень серьёзных случаях, когда без таких заявлений обойтись никак нельзя.

Избегайте давления на ребёнка. Если он не хочет = не готов делать что-то, уважайте его мнение. Договаривайтесь. Учите ребёнка чувствовать, слышать голос своей совести.

Так вы вместе сможете избежать ситуаций с чужими людьми, когда ребёнок не может сказать «нет!» тем предложениям и требованиям, которые он не готов и не хочет совершать, но совершает, потому что боится быть плохим, боится, что родители узнают и будут ругать.

С этого момента вы знаете, что у вашего ребёнка есть серьёзная внутренняя жизнь, свои тайные мысли. Выуживать разными способами их не нужно. У каждого человека есть право на свой внутренний мир. Но беседовать о том, что ребёнок думает по этому поводу нужно. И поощрять его честные ответы, даже если они не совпадают с вашими.

Мне очень понравилось объяснение одной воспитательницы детского сада. Проходил конкурс на то, как пятилетнему ребёнку объяснить, что такое совесть. Этот ответ занял первое место:

С уважением, Алла Сутягина.

Источник: http://www.LiveExpert.ru/journal/view/644778-den-rozhdeniya-sovesti

Ссылка на основную публикацию