Внешнее и внутреннее поведение — психология

Внутреннее и внешнее как психологическая проблема — Основы психологии Библиотека русских учебников

Еще. Декарт, а за ним и другие мыслители толковали внешние воздействия как причину чувственного образа. Из этого положения делались выводы, что человек познает не объективный мир, а лишь эффект, возникающий в резуль ьтати воздействия внешних вещей на его органы чувств. Итак, внешнее признавалось как причина и как»инициатор»процесса, порождающего. Психическине.

Выясняя вопрос о»внешнее», внешний мир, следует рассмотреть некоторые понятия, так или иначе раскрывают его сущность.

Так, нередко для обозначения того, что окружает человека, употребляется термин»сэр ды»Среда — это совокупность всех условий, которые окружают предмет (вещь, растение, животное, человека), и непосредственно или косвенно влияют на него. Те условия, которые не влияют на предмет, не вхо дят в его средище.

Для обозначения того, что существует, существовало и существовать в пространстве-времени вне нелюдимый, что может толковаться как действительное, возможное и невозможное ее среду, используется понятие об объективной реа. Альнисть, действительность.

Понятие, позволяет отделить объективно существующее от объективно существующего и наиболее полно обобщает все сущее в его материальных и духовных определениях, является понятие»бытие»Например, человек мо оже рассматриваться в позиции»внутри-бытия»и как таковая, противостоящего небытию своей созерцательной активностью и познавательно-преобразующую деятельностью.

Бытия, с которым человек активно взаимодействует, обозначается понятием»мир»То в мире, что создано человеком и становится реальностью (субъективной или объективной), в которой она объективируется и к которой может поставить ся как субъект, определяется понятием»жизненный мир».

В реальности жизненного мира внутреннем и внешнем могут вроде растворяться, исчезать. Это — те счастливые и одновременно трагические моменты, когда на смену субъектно-объектной противостоянию в познании, превратит энные, приходит ощущение существования как такового, экзистенции, присутствия в бытии, единства с миром, обостренное переживание реальности небытия, своей конечностиі.

Именно последняя противоречие актуализирует внутреннюю активность человека в ее поединке с небытием как»внешним»и одновременно, требующим задуматься, отыскивать смысл своего существования в мире

Если»внутреннее»отождествляется с душевным, духовным, то»внешним»для него может быть телесное. Если»внутреннее»рассматривается в структурном аспекте, или с точки зрения уровней детерминации психической ак ктивности, то и здесь можно дойти до разделения на глубинную (имманентную) и этажное (реактивную) причинность, рассматривая их, опять же, как внутренняя и внешняяє.

Типичным для психологии является также трактовка психической активности как внутренней, а того, что можно наблюдать и объективно зафиксировать в форме поведения, поступка, продуктивности деятельности, — как внешнего шньог.

Однако главной причиной для включения в систему психологии этих понятий является необходимость объяснения природы психического, движущих сил его развития

Существует такая психическая причинность? требуют определиться по проблеме»внутреннего и внешнего»И неудивительно, что наиболее острые дискуссии в отечественной психологии шли именно вокруг этой проблемыи.

Фундаментально взаимосвязь внутреннего и внешнего исследовал. СЛРубинштейн. Любое воздействие одного явления на другое, отмечал он, преломляется через внутренние свойства того явления, которое этот воз. См. осуществляется.

Результат какого-либо влияния на явление или предмет зависит не только от явления или тела, что на него влияет, но и от природы, от собственных внутренних свойств того предмета или явления на который это влияние справляется. Все в мире взаимосвязано и взаимообусловлены.

В этом смысле все детерминировано, но это не значит, что все может быть однозначно выведено из причин, которые действуют как наружно й толчок отделено от внутренних свойств и взаимосвязи объявленияу явищ.

Закономерности становления и развития внутреннего процесса перехода внешнего во внутреннее, объективного в субъективное как процесс»интериоризации»в»поэтапного формирования умственных действий»стали предмето ом исследования. ЛСВиготськогоу. ОМЛеонтьева,. ПЯ. Галь-Перин и и та ін.

Внутреннее (субъект), за. Леонтьевым, действует через внешнее и этим само себя изменяет. Положение это имеет реальный смысл. Ведь изначально субъект жизни вообще выступает лишь как обладающий»самостоятельно й силой реакции», но эта сила может действовать только через внешнее.

В этом внешнем и осуществляется переход из возможности в действительность: ее конкретизация, развитие и обогащение, т.е. ее преобразования, с ут преобразования и самого субъекта, ее носителя.

Теперь в виде преобразованного субъекта он и выступает как такой, что изменяет, преломляет в своих текущих делах внешние влияниеливи.

Формулы. Рубинштейна»внешнее через внутреннее»и. Леонтьева»внутреннее через внешнее»с разных позиций, в чем-то дополняя, а в чем-то отрицая друг друга, направленные на раскрытие сложного ме зму функционирования и развития психики человек.

Понимая возможность суженного или тенденциозного толкования своей формулы,. Рубинштейн, в частности, отмечает, что психические явления возникают не в результате пассивной рецепции внешних воздействий, действующих меха анично, а в результате обусловленной этими влияниями от-бражувальнои деятельности мозга, которая служит для осуществления взаимодействия человека как субъекта с ми.

украинский психолог. ОМТкаченко осуществляет попытку отыскать способ интеграции, синтеза подходов. Рубинштейна и. Леонтьева к решению психологической проблемы внешнего и внутреннего. Вместо двух.

Антитерра этических формул он предлагает рабочее формулировки принципа детерминизма: психика субъекта детерминируется продуктами актуальной и постактуальнои взаимодействия с объектом и сама выступает важной детерминантой ю поведения и деятельности человекини.

Проблема внешнего и внутреннего может получить положительное решение, когда от этих довольно абстрактных понятий осуществить движение в направлении выяснения специфических особенностей каждого из»миров»-«макрокосм мосу»и»микрокосмоса», которые скрываются за ним.

Внешнее может рассматриваться относительно внутреннего как отражено в нем бытия.

Психика, сознание с точки зрения онтологического подхода при этом приобретают значение»внутри-бытия»(Рубин-штейн), своер родного живого»внутреннего зеркала», с помощью которого бытие осознает себя как такое.

Онтологизация психического, по мнению. ВАРоменця, делает его настоящим феноменом бытия, активной силой, формирующей о раз мирвіту.

Внешнее, с другой точки зрения, является то, что порождено внутренним, является его проявлением или продуктом, зафиксированным в знаках или материальных предметах

Внешнее и внутреннее можно дифференцировать не как статические»миры», а как формы активности, имеют различные источники. Так,. ДМУзнадзе предлагает различать»интрогенну»поведение, которое определяется интересам. ЕСАМ, мотивами, и»екстрагенну», определяемый внешней необходимостьюстю.

СЛРубинштейн по этому поводу подчеркивал, что психическое не является только внутренним, субъективным, имея в виду, что психика выступает детерминантой поведения, причиной телесных изменений: не признание, а возрази ния, игнорирование роли психических явлений в детерминации поведения людей ведет к индетерминизмму.

Существенное дополнение приведенном определению дает. КОАбульханова-Славская.

Под внутренним она понимает не»физиологическое»или»психическое», а специфическую природу, собственные свойства, собственную логику развития, специалисты ифику движения данного тела или явления, на которое оказывается внешнее воздействие.

Это внутреннее обеспечивает специфический для данного явления образом»преломления»внешних воздействий, который становится все более сложным в явлениях высшего уровня развитияитку.

Под внешним понимают не частный, случайный влияние, а все те внешние условия, которые соотносятся в своей качественной определенности с внутренним, поскольку действие внешнего воздействия небезразлична для его разви. ИТК.

Таким образом, необходимость введения в обращение психологической науки парадигмы»внешнее-внутреннее»определяется существенными факторами.

Именно в рамках этой парадигмы решаются проблемы детерминации и самодет терминации психического, его автономии от биологических и социальных факторов, проблемы психической причинности, психического не только как отражение, но и как активно действующей, инициативной преобразующей сили.

«Граница»между внутренним и внешним достаточно условна, и одновременно безусловными являются существующие нетождественность, несовпадение, противоречивость субъективного и объективного

Источник: https://uchebnikionline.com/psihologia/osnovi_psihologiyi_-_kirichuk_ov/vnutrishnye_zovnishnye_psihologichna_problema.htm

Психология и поведение человека | Дистанционные уроки

Вопрос А17 теста  ГИА по биологии —

Темы, которые надо знать:

  • Головной мозг;
  • Нервная система человека;
  • Органы чувств

Поведение человека определяется двумя составляющими:

  • нервно-гуморальной деятельностью организма;
  • социальными условиями его жизни.

Мы рассмотрим первую составляющую — нейрогуморальную регуляцию психологии и поведения человека.

Сначала рассмотрим аспекты мозговой (нервной) деятельности:

Во-первых, правое и левое полушарие головного мозга — у каждого полушария есть своя функция:

  • Правое полушарие — творческое мышление, восприятие образов, музыки, эмоции, чувства, функциональность левой руки;
  • Левой полушарие — логика, стратегическое мышление,  чтение, счет, функциональность правой руки.

Интересно, что право- или леворукость человека закладывается еще в зародыше — та рука, пальчик которой он сосет, и будет функциональной, когда он родится и повзрослеет.

За высшую нервную (психологическую) деятельность человека отвечает кора , ее участки принято делить на доли головного мозга:

ФункцииОтдел коры головного мозга
Высшие психологические функции:

  • мышление
  • осознание
  • жизненные ценности
  • Движение,
  • речь,
  • аналитическая деятельность,
  • мотивация
  • Лобные доли головного мозга
  • Слух,
  • вкус,
  • понимание речи
  • Чувства человека — тепло,холод, боль и т.д,
  • восприятие музыки
  • Теменные доли головного мозга

Нервная система человека действует по принципу возбуждения — основные функции нейрона и нервной ткани — возбудимость и проводимость.

Однако есть противоположный механизм — торможение — прекращение возбуждения, блокировка поступающих в кору головного мозга импульсов. Это позволяет нервной ткани отдохнуть, восстановиться.

Самый яркий пример торможения — сон. В этот момент нервная система не перестает работать, она перестраивается на другой режим работы — отдых, приведение всех функций в норму, расслабление.

Виды торможения

  1. Внешнее торможение, оно же физиологическое, оно же безусловное — по названию и суть -это какое-то сильное воздействие на нервную систему извне, например, резкий звук, болевой эффект и т.д. Получается, что новый нервный импульс, новый «сигнал» подавляет, перебивает предыдущий.
  2. Внутреннее торможение — идет изнутри, т.е. из непосредственно из коры головного мозга, проявляется в следующих случаях:

Первая и вторая сигнальные системы человека

Психология и поведение человека определяется получением сигналов извне (внешних раздражителей).

  • первая сигнальная система — то, что человек слышит, видит, чувствует, воспринимает;
  • вторая сигнальная система человека — присуща именно человеку,  это получаемая информация через слова, это уже результат высшей нервной деятельности человека, социальный аспект.

Обсуждение: «Психология и поведение человека»

(Правила комментирования)

Источник: https://distant-lessons.ru/psixologiya-i-povedenie-cheloveka.html

Психология как наука о поведении

По сложившейся в психологии традиции под поведением понимают внешние проявления психической деятельности человека. И в этом отношении поведение противопоставляется сознанию как совокупности внутренних, субъективно переживаемых процессов. Иными словами, факты поведения и факты сознания разводят по методу их выявления.

Поведение происходит во внешнем мире и обнаруживается путем внешнего наблюдения, а процессы сознания протекают внутри субъекта и обнаруживаются путем самонаблюдения. Нам нужно теперь более пристально присмотреться к тому, что называют поведением человека.

Это нужно сделать по нескольким основаниям: Во-первых, чтобы проверить наше интуитивное убеждение, что поведение должно стать объектом изучения психологии. Во-вторых, чтобы охватить возможно более широкий круг явлений, относимых к поведению, и дать их предварительную классификацию. В-третьих, для того, чтобы дать психологическую характеристику фактов поведения.

Давайте поступим так же, как и при первоначальном знакомстве с явлениями сознания, — обратимся к анализу конкретных примеров.

Ответим на один из поставленных ранее вопросов:

Что такое факты поведения?

Это, во-первых, все внешние проявления физиологических процессов, связанных с состоянием, деятельностью, общением людей, — поза, мимика, интонации, взгляды, блеск глаз, покраснение, побледнение, дрожь, прерывистое или сдерживаемое дыхание, мышечное напряжение и др.;

во-вторых, отдельные движения и жесты, такие как поклон, кивок, подталкивание, сжимание руки, стук кулаком и т. п.;

в-третъих, действия как более крупные акты поведения, имеющие определенный смысл

Исходя из указанных критериев выделено 16 типов поведения.

Перцептивное поведение – стремление совладать с информационной перегрузкой за счет перцептивной категоризации, в результате которой многообразие воздействующей информации классифицируется, упрощается и может привести как к более ясному пониманию оцениваемого, так и к потере значимой информации.

Защитное поведение – любые реальные или воображаемые действия психологической защиты (отвергание, замещение, проекция, регрессия), которые позволяют создать, сохранить позитивный образ «Я», позитивное мнение человека о самом себе.

Индуктивное поведение – восприятие и оценка людьми самих себя на основе интерпретации значения собственных действий.

Привычное поведение – удовлетворение от положительного подкрепления – создает большую вероятность воспроизведения знакомых вариантов поведения в соответствующих ситуациях.

Утилитарное поведение – стремление человека решить практическую проблему с максимальным достижением (субъективным переживанием максимально возможного успеха).

Читайте также:  Психофизиологическая основа высших психических функций - психология

Ролевое поведение в соответствии с ролевыми требованиями, обстоятельствами, которые вынуждают человека к каким-то действиям (даже при несовпадении с личностными устремлениями).

Сценарное поведение – человек является исполнителем множества правил допустимого «приличного» поведения, соответствующего его статусу в данной культуре, обществе.

Моделирующее поведение – варианты поведения людей
в малых и больших группах (заражение, подражание, внушение), но трудноконтролируемое как самим человеком, так и другими людьми.

Источник: http://www.modo-novum.ru/psiholog/znanie8.htm

Поведение человека

Поведение человека представляет собой личностно направленные или социально значимые действия, источником которых и является он сам. Психология поведения – отрасль психологической науки, изучающая поведение, его детерминанты, факторы на него влияющие и т.д.

Поведение классифицируется по многим параметрам, в том числе классификации различаются у разных исследователей. Так, выделяют:

  • внутреннее и внешнее;
  • врожденное и приобретенное;
  • намеренное и непреднамеренное;
  • осознанное и неосознанное и др.

Наибольшее количество видов выделяют в социальном поведении.

 

Социальное поведение человека

Оно представляет собой действие или их сочетание среди людей и относительно них. При этом такие действия должны быть социально значимыми – иметь значение для окружающих.

Социальное поведение может быть девиантным (отклоняющимся) и делинквентным (наносящим вред окружающим), адекватным или неадекватным ситуации и сложившимся обстоятельствам, конфликтным и конформным и т.д.

В повседневном общении и взаимодействии имеет большое значение преднамеренное и непреднамеренное поведение. Если человек совершил определенный поступок без злого умысла, это не освобождает от ответственности, однако несколько смягчает наказание. А в том случае, если поведение послужило ответной реакцией (например, провокация на конфликт), ответственность несколько снижается.

Другими не менее важными разновидностями являются осознанное и неосознанное поведение. Несмотря на то, что их легко спутать с преднамеренным и непреднамеренным, это иные понятия. Неосознанное поведение представляет собой действия, мотив и совершение которых не осознается человеком. Как правило, оно остается незамеченным для самого действующего, но отлично трактуется окружающими.

Поведение человека по большей части представляет социальный аспект, однако имеет место и индивидуальное – оно осуществляется в парадигме «я и предметы». Оно также классифицируется на ошибочное и верное, адекватное и неадекватное и т.д.

Другие классификации

Согласно другим параметрам поведение разделяют на:

  • врожденное;
  • приобретенное;
  • творческое.

В первом случае считаются поведением действия, запрограммированные генетически. Также к ним относят выученные в первые часы жизни.

Во втором случае поведение формируется в результате научения, воспитания. Здесь возникает множество споров, поскольку детальный анализ многих действий наглядно демонстрирует, что они также запрограммированы генетически, а обучение выступает лишь своеобразным катализатором созревания готовности к их совершению.

Частью приобретенного поведения выступают также речь, лексические нормы, правила поведения, устои, установки и проч. Отдельной категорией выступает заученное поведение – сформированная на примере других значимых взрослых модель поведения. В ряде случаев им считают также и фобические реакции, например, в случаях, когда ребенок не сталкивался с высотой, но у него сформирована акрофобия.

Творческое поведение – действия, созданные самим человеком. Оно представляет собой конструктивное, созидательное действие.

Существует большое количество факторов, оказывающих влияние на поведение человека, однако этот вопрос является наиболее спорным в психологии поведения. В настоящее время выделяют несколько основных концепций, объясняющих человеческое поведение.

1. Теория личностных черт. Согласно этому направлению, поведение человека детерминируется (предопределяется) индивидуальными чертами. Согласно некоторым исследователям, человек может иметь от 2 до 10 основных черт характера, которые и определяют общий «курс» его действий.

2. Бихевиористская теория. Она определяет поведенческий акт как реакцию на стимул. Поведение представляет собой совокупность эмоциональных, двигательных, речевых реакций, формирующихся в ответ на влияние внешней среды.

При рождении у человека уже имеется определенный репертуар генетических реакций. В ходе жизнедеятельности воздействие стимула провоцирует создание новых реакций на базе этого репертуара, безусловные стимулы соединяются с условными, образуя сложные системы.

3. Вторая теория дала начало для создания теории социального научения. Согласно ей, поведение человека определяется ролями и паттернами. Они, в свою очередь, формируются в процессе наблюдения за социальными моделями.

Личность представляет собой продукт взаимодействия «Я» и окружающей среды, поэтому на поведение оказывают влияние окружение человека, значимые взрослые, герои фильмов, педагоги, товарищи и т.д.

Эта теория хорошо объясняет вариативность поведенческих актов в зависимости от обстоятельств, но мало внимания уделяет личностным качествам как фактору определения моделей поведения.

4. Психоаналитическая теория. Она представляет собой наибольшую противоположность бихевиоризму и гласит: поведение есть результат разрешения внутриличностного конфликта.

Он возникает между тремя структурами психики: Ид (Оно – подсознательное, инстинкт), Эго (Я, личность) и СуперЭго (общественность, совесть, нормы, устои). Ведущая роль принадлежит Ид, именно оно побуждает к действию, а поведение определяется как совокупность поведенческих актов в ответ на импульсы Ид.

Противоречивые стремления неосознанны, поэтому должны распознаваться как внутренние конфликты и анализироваться соответствующим образом.

5. Когнитивная теория. Поведение согласно ей представляет собой не механический ответ на стимул, а результат интерпретации конкретной ситуации, которая реализуется за счет уже имеющихся знаний и опыта.

Поведенческие действия зависят, прежде всего, от собственной оценки обстоятельств человеком, поэтому предметами изучения должны быть: получение информации, ее объяснение, создание и распознавание образа, воображение, речь и т.

д.

6. Гештальт. Согласно этой теории, личность воспринимает мир в виде целостных образов, при этом взаимодействуя с окружающей действительностью, он выделяет наиболее актуальные здесь и сейчас целостности. Поведение же – это проявление бытия в виде единого образа. Именно поэтому характеристика «здесь и теперь» является первичной в трактовке тех или иных действий человека.

7. Теория групповой динамики. Поведение человека напрямую зависит от коллективной деятельности, поскольку он является не только участием группы, но и ее продуктом. Это предположение «работает» только в отношении поведения именно в группе, чаще в рабочем коллективе.

Отдельной категорией теорий выступают социологические, поскольку выделяют достаточно большое их количество. К тому же они рассматривают поведение индивида исключительно в группе или социуме.

Социологические теории

Теория типичности. Поведение определено наличием типичных свойств, которые, в свою очередь, формируются за счет принадлежности к категории (культурной, национальной, профессиональной и др.)

Теория социального действия. Поведение есть следствие действий с учетом интересов, потребностей, восприятия других участников.

Институциональная. Поведение есть усвоенная индивидом роль, а именно соответствие действий в ее рамках нормам.

Функциональная. Поведение есть выполнение определенной функции, установленных с целью нормальной работы группы.

Интеракционизм. Поведение есть взаимодействие между участниками структурных подразделений, малых групп внутри большой.

Теория социального конфликта. Поведение есть следствие столкновения интересов участников группы, а также общественных позиций и мнений.

Теория социального обмена. В основе поведения лежит рациональный, взаимовыгодный обмен благами, деятельностями, вознаграждениями за них.

Феноменологический подход. Основным аспектом этой теории является понятие мира повседневности. Он разделяем многими людьми в процессе жизнедеятельности, тем не менее не исключает частные, биографические моменты. В мире существуют отношения лицом к лицу или безличные, и этим определяется поведение человека.

Мы описали лишь основные общепризнанные теории, каждая из которых детерминирует поведение человека определенным образом. Следует понимать, что факторы, оказывающие влияние на поведение человека в каждый конкретный момент и при определенных обстоятельствах разнообразны, и каждый из них требует учета.

Статью подготовила психолог Полторанина Маргарита Владимировна

Источник: https://stanzdorovei.ru/zdorove/povedenie-cheloveka.html

Внутренние и внешние скрытые установки, влияющие на поведение людей

Людмила Николаевна Захарова, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии управления факультета социальных наук Нижегородского государственного университета им. Лобачевского.

Общие установки

Существуют объективный и субъективный типы информации. Всякая информация передается и принимается в определенном психологическом контексте. Существует так называемый фрейм — рамка, определенные психологические барьеры, фильтры как у передающего, так и у принимающего информацию. Всегда есть разница между тем, что человек хотел сказать и что сказал, и тем, что другой понял.

Если люди игнорируют существование психологических фильтров, то им не удается достичь желаемой эффективности воздействия. Подчиненные, например, часто пытаются мысленно проникнуть в то, что хочет руководитель, но не высказывает прямо.

Поэтому они особенно чувствительны к интонациям, мимике, смысловому контексту, т.е. воспринимают распоряжение в созданных руководителем информационном и эмоциональном фреймах.

В том ли фрейме воспринимают ваше распоряжение подчиненные?

Вы также можете быть в плену у эффекта предвзятости — видеть в человеке не то, что он есть, а те черты, которые приписываете ему заранее.

У нас есть стереотипы, относящиеся к различным категориям людей (нация, пол, образование и т.д.) Стереотипы облегчают ориентацию, но могут быть чрезмерно обобщенными, неточными и нечувствительными к новой информации.

Каждый человек отличается от стереотипа. Проверяйте, нет ли в каждом конкретном случае предвзятости.

Очень важно избежать эффекта стигматизации, ярлыка. «Стигма» означает «пятно». Им может стать единичная невольная ошибка, допущенная человеком, национальная принадлежность и пр.: «не наш» по любым основаниям. В результате идет восприятие не человека в совокупности его свойств, а только стигмы.

Иногда мы можем оказаться под влиянием так называемого эффекта Пигмалиона: мы видим то, что хотим видеть, и более высоко оцениваем результаты деятельности человека, которому симпатизируем, на которого возлагаем надежды.

Еще один эффект: фундаментальная ошибка атрибуции. Последствия действий связаны в какой-то мере со свойствами человека, а в какой-то мере — с обстоятельствами. Людям свойственно переоценивать роль личностных свойств действующих лиц и недооценивать обстоятельства.

Ошибка самообслуживания нередко проявляется тогда, когда люди говорят о своих действиях. При успехе они приписывают все своим достоинствам, а при неудаче винят во всем обстоятельства. При неудаче следует внимательно проанализировать «вклад» в неудачу самого человека и обстоятельств.

Управленческие установки

Очень важно избежать действия эффекта рассеивания ответственности. В группах всегда должен быть один ответственный, иначе себя ответственным не чувствует никто.

Эффект контроля: человек в присутствии руководителя склонен вести себя так, как тот от него ожидает. Следовательно, нужно делать поправку на влияние присутствия. Это также хорошая основа для того, чтобы вызывать нужное поведение и поддерживать его.

Эффект соревнования: люди, занимающиеся одним и тем же, автоматически вступают в состязание. Немногие могут позволить себе действовать, не обращая внимания на других. Менеджер может весьма эффективно использовать этот феномен, обеспечивая информированность персонала об успехах каждого.

Эффект конформизма: изменение поведения или убеждения в результате реального или воображаемого давления группы. Исследования Стенли Милграма показали, что минимум половин людей — конформисты.

Роста конформизма можно добиться личным присутствием руководителя, его психологическим лидерством, доводя уровень послушания практически до 100% в условиях деятельности, в которых вне группы и авторитетного влияния человек не стал бы действовать нужным руководителю образом.

Стереотипные установки

Установка на взаимный обмен — одна из основных, наиболее широко распространенных норм человеческой культуры. Человек старается отплатить определенным образом за то, что ему предоставил другой человек. Поступать подобным образом человека приучают с детства. Людей, которые не соблюдают это правило, не любят.

Возлагая на «получателя» обязательство совершить ответный акт в будущем, правило взаимного обмена позволяет одному индивиду давать что-либо другому с уверенностью, что это не будет полностью утрачено.

Эта уверенность делает возможным развитие различных видов длительных взаимоотношений, взаимодействий и обменов, которые являются благотворными для общества.

Правило взаимного обмена часто вынуждает людей подчиняться требованиям других. Если человек хочет с большей вероятностью рассчитывать на сотрудничество с каким-то человеком, нужно что-то дать ему перед тем, как попросить его об ответной услуге. Эта тактика весьма эффективна благодаря трем аспектам правила взаимного обмена:

Во-первых, данное правило является универсальным, его влияние часто превосходит влияние других факторов, которые обычно определяют уступчивость.

Во-вторых, это правило вступает в силу даже тогда, когда оказываются услуги, о которых не просили. Таким образом, снижается способность самостоятельно принимать решения и выбор делают те, кому человек чем-либо обязан.

Читайте также:  Главные правила жизни группы - психология

Наконец, правило взаимного обмена может подтолкнуть к неравноценному обмену. Для того чтобы отделаться от неприятного чувства морального обязательства, люди часто соглашаются оказать гораздо более серьезную услугу, чем та, которая была оказана им самим.

Установка на последовательность в решениях и поведении. Большинство людей стремятся быть и выглядеть последовательными в своих словах, мыслях и делах. В основе этой склонности к последовательности лежат три фактора:

Во-первых, последовательность в поведении высоко оценивается обществом.

Во-вторых, она способствует решению самых разных задач в повседневной жизни.

В-третьих, ориентация на последовательность создает возможности для формирования ценных стереотипов в сложных условиях современного существования.

Последовательность ассоциируется с интеллектуальностью, силой личности, рациональностью, стабильностью и честностью — набором положительных качеств.

Последовательно придерживаясь ранее принятых решений, человек может не обрабатывать всю имеющую отношение к делу информацию в стандартных ситуациях, он должен просто вспомнить ранее принятое решение и отреагировать в соответствии с ним.

Чрезвычайно большое значение имеет начальное обязательство. Взяв на себя обязательство, т.е. заняв определенную позицию, люди склонны соглашаться с требованиями, которые соответствуют данному обязательству.

Поэтому многие специалисты в области психологического воздействия стараются побудить людей изначально занять позицию, соответствующую тому поведению, которого они позднее будут от этих людей добиваться.

Однако не все обязательства порождают одинаково эффективные последовательные действия в будущем. Наиболее эффективны письменные и публичные обязательства.

Принятию обязательств и последовательности следования им способствуют дополнительные усилия, которые предпринимает человек, чтобы быть допущенным к процессу принятия на себя этих обязательств. Поэтому рекомендуют создавать трудности вступления в группу, организацию, а само вступление сопровождать обрядами и достаточно сложными ритуалами.

Установка следовать социальному доказательству. Люди, чтобы решить, чему верить и как действовать в данной ситуации, ориентируются на то, чему верят и что делают в аналогичной ситуации другие люди.

Эта склонность проявляется при совершении самых разных действий: принятии решения что-либо купить, соглашении с изменившимся требованием и др.

Принцип социального доказательства может быть применен, чтобы побудить человека подчиниться тому или иному требованию.

Принцип социального доказательства работает лучше в условиях неопределенности. В сомнении люди больше ориентируются на действия других, чтобы решить, как действовать им самим. Кроме того, чрезвычайно важным является фактор сходства.

Принцип социального доказательства действует наиболее сильно, когда мы наблюдаем за действиями таких же людей, какими являемся мы сами (или какими мы считаем себя).

Именно поведение людей, имеющих с нами много общего, дает нам наилучшее понимание того, какое поведение будет правильным для нас.

Установка на доверие знакомым и симпатичным людям. Люди предпочитают соглашаться с теми индивидами, которые им знакомы и симпатичны. Хотите успешно влиять — старайтесь выглядеть привлекательно.

Роль физической привлекательности в установлении социальных контактов очень сильна. Она способствует завышению оценки других человеческих качеств (талантливость, доброта, ум и т.д.

) Привлекательные люди кажутся нам более убедительными и им требуется затрачивать меньше сил, чтобы изменить мнение других людей и получить желаемый результат.

Замечено также, что наше благорасположение вызывают люди, расточающие нам похвалы, иногда из корыстных соображений. Это может повлечь за собой неприятные последствия, так как делает нас более уступчивыми.

Еще один фактор, который, как правило, влияет на наше отношение к какому-либо человеку или предмету — близкое знакомство с ним. Такое влияние оказывается реальным в первую очередь тогда, когда контакт имеет место при вызывающих положительные эмоции обстоятельствах (например, при совместном успешном сотрудничестве).

Наконец, значительным фактором, влияющим на отношение людей друг к другу, является наличие ассоциаций. Рекламодатели, политики, торговцы стремятся связать в сознании людей себя или свою продукцию с какими-либо положительными моментами и дистанцироваться от неприятных событий.

Источник: http://MirZnanii.com/a/208578/vnutrennie-i-vneshnie-skrytye-ustanovki-vliyayushchie-na-povedenie-lyudey

Психология поведения

В начале двадцатого века французский психолог Пьер Жане разработал общепсихологическую концепцию личности – психологию поведения.

Концепция стала естественной для французской социологической школы, где человек представлялся продуктом социального развития.

До этого времени в психологии наблюдался определенный разрыв между психикой и поведением индивидуума, куда большей популярностью обладала психология ассоциативная.

Но поскольку мы живем в социуме, то вынуждены постоянно взаимодействовать с окружающими, чьи интересы порой отличаются от наших собственных. Разрешаем же сложившиеся конфликты мы все по-разному: кто-то действует пассивно, кто-то идет на компромисс, а кто-то проявляет агрессию.

Понятие поведения в психологии непрерывно углублялось, подразумевая не просто ответную реакцию на определенный стимул, а постоянное взаимодействие нашего организма с окружающим миром.

Психология как наука о поведении человека способна объяснить многие нарушения в нашей психике, связанные с насилием воли при преодолении внутреннего конфликта: неврозы, истерии, психастении и т.д. Поведение, как предмет психологии, позволяет психологам корректировать роли пациентов.

С тех пор были написана ни одна книга, посвященная психологии поведения и деятельности человека. Одним из основных учебников, которые входят в программу ВУЗов, а также рекомендованным для самостоятельного изучения социальными работниками, педагогами и психиатрами является книга В.Менделевича «Психология девиантного поведения».

В ней можно найти как нормальные, так и отклоняющиеся поведенческие типы поведения людей, кроме того, в конце каждого раздела представлен список рекомендуемой литературы. Интересуясь психологией поведения индивидуума, не стоит проецировать ее на группы людей.

Толпой движет совсем другая сила, а потому и психология массового поведения отличается от психологии поведения отдельной личности.

В данной статье мы рассмотрим три основных поведенческих типа нашего взаимодействия с другими людьми.

Пассивное поведение

Пассивное поведение – это результат нашего характера. Пассивные люди не умеют четко формулировать свои потребности и, как правило, идут на поводу у других. Действия зачастую лишены уверенности, отсутствие силы воли может сопровождаться чувством собственной неполноценности.

Пассивность – это не обязательно стиль жизни, иногда мы выбираем подобный стиль поведения, решив, что предполагаемый результат не стоит требуемых затрат и усилий.

Те же, для кого пассивное поведение является привычным, нередко мучаются вопросом: правильно ли они поступили в той или иной ситуации.

Агрессивное поведение

Агрессия подразумевает подавление прав другого человека и самоутверждение за счет уменьшения достоинств других. Это поведение относится к активной позиции, однако агрессия направлена только на разрушение.

Часто агрессивное поведение у нас ассоциируется с психологией мужчин, в то время как апатия и пассивность больше свойственна женщинам. Самореализация за счет унижения – свидетельство отсутствия уверенности в себе.

Компромиссное поведение

Поиск компромисса отнюдь не означает пассивность, в этом случае человек пытается найти способ контролировать происходящее. Компромисс свидетельствует об адекватной самооценке, а также о позитивном мышлении.

Для подобного типа поведения характерна здравая доля самокритики и умение принять ответственность за свои решения.

При пассивном и агрессивном поведении мы, так или иначе, создаем трудности посредством других людей, в то время, как компромиссное поведение предполагает не борьбу за выживание, а рациональное взаимодействие.

Именно способность к саморегуляции своего поведения считается в психологии поведения высшим критерием развития нашей личности.

Источник: https://womanadvice.ru/psihologiya-povedeniya

Сущность поведения

Психологически познать человека — это значит получить информацию о его психологических особенностях, понять его внутреннее состояние и на основании этих знаний предсказать его действия, поступки, поведение в различных жизненных ситуациях. Понимание, а главное предугадывание поведения других людей является одним из основных мотивов изучения психологии для многих обучающихся.

Значительные успехи по выяснению природы человеческого поведения были достигнуты в начале XX в.

Впервые основоположником бихевиоризма Джоном Уотсоном было провозглашено, что душа человека является принципиально непознаваемой, а человеческое поведение есть проявление двухзвенной схемы: (S — R) стимул — реакция.

Данное заявление было закреплено открытием Владимиром Бехтеревым «сочетательного рефлекса» или, в терминах экспериментальных исследований Ивана Павлова, «условного рефлекса», которые на целые десятилетия были объявлены фундаментальными постулатами для объяснения поведенческих реакций.

В начале 30-х гг. американский психолог Эдвард Толмен пришел к заключению, что направляющим началом поведения является цель человека, а связи между стимулом и реакцией являются не прямыми, а опосредованными через «промежуточные переменные»: цель, ожидание, гипотезу, знак и его значение, когнитивную картину мира.

Важный вклад в изучение поведения личности привнесла гештальтпсихология, ярким представителем которой является Курт Левин. Он писал, что для объяснения поведения необходимо определить действующую целостную ситуацию, представляющую структуру поля и состояние личности. Важно выявить саму эту ситуацию и то как она представлена в субъективном восприятии действующих в ней людей.

Опираясь на зарубежные исследования неофрейдистских школ придающих области бессознательного решающую роль в регуляции поведения, некоторые авторы пытались объяснить разрыв между поведением и осознанием через бессознательные регуляторы. Это работы Б.Ф. Поршнева, В.В. Налимова, В.П. Трусова.

Поведение — это присущее живым существам взаимодействие со средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью.

Поведение также трактуется как способ реализации доступных индивиду субъект-объектных и субъект-субъектных отношений.

В. Суходольский, изучив подавляющее большинство отечественных трудов по теме «деятельность — поведение», пришел к выводу что именно у Сергея Рубинштейна впервые отражено различие между двумя видами человеческой активности.

Если деятельность — это ряд последовательно совершаемых действий, то поведение — это система поступков.

Характер поведения индивида определяется как его индивидуальными (поведенческими) возможностями, так и характером (содержанием) его оценок тех или иных объектов, процессов, явлений окружающего.

В своем поведении человек ориентируется как на потребный результат той или иной потребности, так и на привычные и доступные ему способы поведения, которое всегда имеет индивидуальные черты.

Поведение также является способом самоутверждения, способом отстаивания и реализации индивидом своих жизненных интересов.

Наиболее распространена точка зрения, согласно которой на поведение индивида комбинированно влияют биологические и средовые факторы: индивид генетически предрасположен к определенным поведенческим проявлениям, которые в большей или меньшей степени формируются под воздействием среды.

Поскольку поведение служит удовлетворению потребностей индивида, оно подразделяется на виды в соответствии с характером потребности: — пищевое; — защитное; — половое; — познавательное; — родительское; — социальное;

— служебное и т.п..

Каждую из базисных потребностей индивида могут обслуживать несколько видов поведения. К примеру, половое поведение — это и родительское, и сексуальное, а социальное поведение — это и служебное, и производственное, и гражданское.

Поведение является фактором адаптации, которая достигается как путем перестроек внутри организма, так и путем изменений его поведения в окружающем мире.

Мышление и сознание являются способами психического обеспечения поведения, а воображение может становиться видом (виртуального) поведения, если индивид затрачивает на него значительную часть своей психической активности.

К фактам поведения относятся: — все внешние проявления процессов физиологических, связанных с состоянием, деятельностью и общением людей — поза, мимика, интонации и пр.; — отдельные движения и жесты; — действия как более крупные акты поведения, имеющие определенный смысл;

— поступки — еще более крупные акты, как правило, имеющие общественное, социальное значение и связанные с нормами поведения, отношениями, самооценкой и пр..

Единицей анализа поведения является поступок.

В поступке проявляется и формируется личность человека.

Реализации поступка предшествует внутренний план действия, где представлено сознательно выработанное намерение, есть прогноз ожидаемого результата и его последствий.

Поступок может быть выражен: — действием или бездействием; — позицией, высказанной в словах; — отношением к чему-либо, оформленным в виде жеста, взгляда, тона речи, смыслового подтекста;

— действием, направленным на преодоление физических препятствий и поиск истины.

При оценке поступка необходимо учитывать систему норм, принятых в данном социуме. Для поступка важен нравственный смысл действия, а само действие следует рассматривать как способ осуществления поступка в конкретной ситуации.

В поступке выделяются следующие компоненты:
— мотив поступка (что его направляет); — цели поступка (могут совпадать, частично совпадать или противоречить интересам других людей); — предмет преобразования (сам человек или личность другого человека; этим поступок и отличается от действия); — средства (словесные, практические, наглядные;' прямые, косвенные и др.); — процесс (собственно поступок); — результат (внутри- или межличностные изменения);

Читайте также:  Совместный поиск решения - психология

— оценка (для того чтобы оценить поступок, необходимо знать мотивы).

Инициативное и шаблонное поведение. Поведение должно быть эффективным в плане основного своего назначения — удовлетворения потребностей индивида. Кроме того, оно должно быть этичным, т.е. соответствовать требованиям морали и нравственности: не наносить ущерба другим индивидам и не затруднять удовлетворение ими своих потребностей.

Важными факторами инициативного поведения являются: — разнообразие способов поведения, которыми располагает индивид; — быстрота, гибкость, своевременность переключения с одного способа действий на другой в случае необходимости; — точный учет ситуации и ее динамики, способность индивида — субъекта поведения — «вписывать» действия в ситуацию и как бы ей подчиняться (т.е. следовать ее логике) и вместе с тем достигать своих целей; — способность придавать своим действиям более широкий смысл и в этом плане подчинять себе конкретную ситуацию; — способность действовать на основании прогноза, т.е. упрежда-юще, опережающе; — при действиях на основании установки — гибкость, точность, своевременность объективации; — способность действовать с полной затратой усилий, не останавливаться перед затруднениями; — способность доводить начатое до конца:

— способность удерживать отдаленную цель: четкая целеориентированность поведения.

Индивид — это элемент системы отношений, в которую он оказался включенным, и вместе с тем носитель этой системы в своей голове. Благодаря этому, а также особенностям своей потребностной сферы, в поведение индивида входит субъективность.

Субъективным является любое поведение индивида, будь-то инициативным или шаблонным: при внешнем сходстве поведения многих людей в поведении каждого из них можно различить индивидуальные черты, особенно если это позволяют условия, в которых они оказались.

При этом индивидуальность одного проявляется инициативностью его поведения, а индивидуальность другого — шаблонностью.

Шаблонность и инициативность являются характеристиками стиля поведения и его эффективности.

Шаблон — это образец, это совокупность черт, свойств, качеств того или иного объекта, которая индивидом воспринимается и используется как неизменная — и в целом, и в своих соотношениях. В ряде случаев шаблоны необходимы, в ряде других случаев неуместны или даже вредны.

В наиболее общем плане шаблоны можно считать носителями идеи неизменяемости и однообразия, которые противопоставляются индивидом разнообразию, своеобразию, индивидуальным особенностям объектов окружающего мира. Шаблон предполагает копирование, и чем ближе к оригиналу, тем лучше.

Склонность индивида шаблонировать окружающее — признак и проявление консервативности его мышления. При этом необходимо различать: — шаблоны в материальном производстве; — шаблоны в поведении;

— шаблоны в мышлении и в оценках.

В оценках и поведении, индивидов шаблоны нежелательны, что же касается промышленного производства, то шаблоны тут необходимы. В промышленности шаблоны имеют важное значение, служа унификации и единообразию деталей различных машин и механизмов, взаимозаменяемости запасных частей: без шаблонов это было бы невозможным.

Шаблонность в поведении чревата:
— снижением способности индивида найти решение в новой, неизвестной ему ранее ситуации: он лишь пытается приложить к ней тот или иной поведенческий шаблон (фиксированный способ действий) и не способен найти новый и неожиданный способ; — отставанием индивида от динамики ситуации: приверженность шаблону, даже поначалу оказавшемуся приемлемым для данной ситуации, в случае ее изменений «выбрасывает» поведение из необходимых пределов, делая его не соответствующим реальности, а следовательно, и неэффективным; — шаблонность поведения индивида делает его предсказуемым;

— применив достаточно удачно какой-либо способ действий в одной определенной ситуации, шаблонно мыслящий индивид начинает полагаться на него как на универсальный, подходящий для любого случая жизни.

Однако при этом шаблонно действующий индивид способен: — действовать с полной затратой усилий, не останавливаясь перед затруднениями. Но ему трудно учитывать специфику этих затруднений; — доводить начатое до конца, но при несоответствии характера действий требованиям ситуации его способ действий оказывается нерациональным, неэкономичным, излишне затратным;

— стремиться к отдаленной цели. Но для него становится почти невозможным ее достижение вследствие неспособности гибко перестраиваться по ходу дела.

Причинами шаблонности в поведении могут быть: — стремление индивида решать различные жизненные проблемы и ситуации каким-либо одним или одним из немногих способов, наиболее проверенным и, по его мнению, надежным: других он или не склонен, или не способен искать и находить; — повышенная тревожность: индивид просто боится поступать иначе уверен только в привычном для себя способе. — незнание своих возможностей или неверие в них. Обучение и накопление жизненного опыта может существенно изменить стиль его поведения;

— неспособность индивида рассматривать объект с различных сторон одновременно (симультанность восприятия);

Источник: https://psyera.ru/sushchnost-povedeniya-84.htm

Личность и сущность:внешнее и внутреннее я человека

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

ЛИЧНОСТЬ И СУЩНОСТЬ:

ВНЕШНЕЕ И ВНУТРЕННЕЕ Я ЧЕЛОВЕКА

А. Б. ОРЛОВ

Заблуждаться относительно того, что различно, а что нет, означает заблуждаться относительно всего.

Гроф С. За пределами мозга

ЛИЧНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

Если обобщить определения понятия «личность «, существующие в рамках различных психологических теорий и школ (К. Юнг, Г. Олпорт, Э. Кречмер, К. Левин, Ж. Нюттен, Дж. Гилфорд, Г. Айзенк, А. Маслоу и др.) (см.

, например, [6]), то можно сказать, что личность традиционно понимается как «Есинтез всех характеристик индивида в уникальную структуру, которая определяется и изменяется в результате адаптации к постоянно меняющейся среде » [6; 35] и «Ев значительной мере формируется реакциями окружающих на поведение данного индивида » [6; 34]. Итак, можно сказать, что личность человека — это социальное по своей природе, относительно устойчивое и прижизненно возникающее психологическое образование, представляющее собой систему мотивационнопотребностных отношений, опосредствующих взаимодействия субъекта и объекта.

Такое определение личности вполне соответствует ее пониманию в частности в отечественной (советской) психологии, ориентировавшейся на марксизм (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Л. И.

Божович и др. ). «В социальной философии марксизма через понятие «личность «, как правило, характеризуются сущностные социальные отношения, усвоенные человеком социальные роли, нормы, ценностные ориентации. . .

» [1;45].

Следует, однако, отметить, что в принципе верная идея о том, что «личностью не рождаются «, что личностью человек становится, «выделывается » послужила в отечественной психологии основанием для совершенно неверной, на наш взгляд, точки зрения, что не каждый человек — личность.

Подобное представление, с одной стороны, придало этическое, моральное измерение сугубо психологической проблематике, породилото, что можно было бы назвать «героическим видением » личности. Так, например, в учебнике по психологии личности А. Г.

Асмолова читаем: «Быть личностью — это значит иметь активную жизненную позицию, о которой можно сказать: «На том стою и не могу иначе «.

Быть личностью — это значит осуществлять выборы, возникшие в силу внутренней необходимости, уметь оценить последствия принятого решения и держать за них ответ перед собой и обществом. Быть личностью — это значит обладать свободой выбора и нести через всю жизнь бремя выбора. Быть

6

личностью — это значит осуществить вклад в общество, ради которого живешь и в котором жизненный путь индивидуальности превращается в историю Родины, сливается с судьбой страны » [1; 363]. Подобное определение личности лишает права считаться личностью подавляющее большинство взрослых, не говоря уже о детях.

С другой стороны, этическое (а можно сказать и более приземленно — педагогическое) определение личности, благодаря заложенному в нем косвенному отрицанию личности в ребенке, в учащемся служило и по сей день служит оправданию манипулятивной, формирующей педагогической практики: детей надо «выделать » личностями.

Из приведенного выше обобщенного определения личности следует, вопервых, что личность является атрибутивной характеристикой каждого человеческого субъекта, но не самим этим субъектом и, вовторых, что личность является такой психологической характеристикой субъекта, которая регулирует его отношения с объективной действительностью. Таким образом, личность — это система мотивационных отношений, которую имеет субъект.

МОТИВАЦИОННОЕ ОТНОШЕНИЕКОМПОНЕНТЫ, ФУНКЦИИ, ТИПЫ

Если же обратиться теперь к рассмотрению мотивационного отношения как такового, т. е. к рассмотрению той «молекулы » или «клеточки » (Л. С. Выготский), из которых складывается личность человека, то можно сказать, что такой единицей личности является не мотив, не потребность и т. д.

в их отдельности, но целостный комплекс взаимосвязанных детерминант — мотивационное отношение. Составляющие мотивационного отношения детально описаны в целом ряде психологических теорий мотивации (см. [5], [21], [22], [32 — 35], [38], [42], [43 — 45] и др. ). В число этих составляющихдетерминант входят: опредмеченная потребность, распредмеченный мотив, цель и смысл.

Каждой из этих четырех детерминант в структуре мотивационного отношения соответствует определенная функция: потребности — активирующая функция; мотиву — побуждающая функция; цели — направляющая функция; смыслу — осмысливающая функция.

При этом данные компоненты и соответствующие им функции могут выступать в структуре мотивационного отношения и как антагонисты (например, потребность и смысл, мотив и цель), и как синергисты (например, потребность и мотив, смысл и цель).

Для дальнейшего анализа крайне важно также различение между предметным, субъектным и объектным содержаниями. Предметное содержание — это совокупность мотивационных отношений человека или содержание его личности (т. е. содержание опредмеченных потребностей, распредмеченных мотивов, целей и смыслов).

Предметное содержание представляет собой область личностной динамики и личностной детерминации. Субъектное и объектное содержания представляют собой совокупность квазимотивационных отношений, которые не опредмечены и не распредмечены, соответственно, и тем самым не включены в область личностной динамики.

Другими словами, эти содержания локализованы не между полюсами «субъект » и «объект «, а на самих этих полюсах.

Например, неопредмеченная потребность не обладает предметным содержанием и может быть охарактеризована только через субъектное содержание; следовательно, неопредмеченные потребности формируют субъектное содержание и область субъектной (внеличностной) динамики и детерминации.

Аналогично, нераспредмеченный (только знаемый) мотив также не обладает предметным содержанием и может быть охарактеризован только через объектное содержание; именно нераспредмеченные мотивы образуют объектное содержание и область объектной (также внеличностной) динамики и детерминации.

Проводя различение между предметным, субъектным и объектным содержаниями, важно принимать во внимание следующее принципиальное обстоятельство: потенциально осознаваемой является лишь область предметного содержания, тогда как субъектное и объектное

7

содержание как таковые в принципе неосознаваемы.

Если субъектное содержание образует сферу нашего субъективного бессознательного, традиционно являвшегося предметом всех вариантов глубинной психологии (от психоанализа до онтопсихологии), то объектное содержание представляет собой наше объективное бессознательное, существование которого отражено в интуитивных прозрениях В. Франкла [21] и К. Юнга [23], [24], [25], а в более систематизированном виде представлено в работах ряда теоретиков современной трансперсональной психологии (см., например, [49; 289 — 291]).

Соотношение предметного, субъектного и объектного содержания можно представить графически в виде следующей схемы (см. рис. 1):

Рис. 1. Соотношение предметного (П), субъектного (С) и объектного (О) содержаний

Соотношение четырех функций различных компонентов мотивационного образования на данной схеме может быть представлено следующим образом (см. рис. 2):

Рис. 2. Соотношение функций различных компонентов мотивационного образования: Ак — активация, По — побуждение. На — направление. Ос — осмысление

Рассмотрение соотношения четырех функций мотивационного отношения позволяет в первом приближении вычленить три типа мотивационных отношений.

Первый тип — аффективно акцентированные мотивационные отношения, располагающиеся вблизи области субъектного содержания и представляющие собой «аффективно разработанные » мотивации с высоким потенциалом активации и побуждения, но плохо осмысление и без детальной целевой структуры.

Второй тип — когнитивно акцентированные мотивационные отношения, которые, примыкая к объектному пределу континуума личностных проявлений, напротив, хорошо осмысленны и алгоритмизированы, но испытывают явный дефицит в отношении активации и побуждения. И наконец, третий тип мотивационных отношений представлен гармоничными мотивациями.

Рис. 3. Типы мотивационных отношений:

ААМО — аффективно акцентированные мотивационные отношения; ГМО — гармоничные мотивационные отношения; КАМО — когнитивно акцентированные мотивационные отношения

Источник: http://hr-portal.ru/article/lichnost-i-sushchnostvneshnee-i-vnutrennee-ya-cheloveka

Ссылка на основную публикацию