Дружеские отношения на работе: как дружить на пользу дела — психология

Дружба на работе

Дружеские отношения на работе: как дружить на пользу дела - психология

У всех нас работа занимает большую часть времени и жизни. Жаль, если она не вызывает приятных чувств, а только недовольство и усталость, а коллеги кажутся неприятными людьми.

С другой стороны, стоит немного уменьшить дистанцию – и у вас уже не получается отказать в просьбе, поскольку вас просит не простой сотрудник, а друг.

Есть ли возможность найти середину между рабочими взаимоотношениями и дружбой, и важно ли разделять данные понятия?

В каждом социуме можно отыскать симпатичным людей. И если такие чувства взаимны, то можно попробовать стать приятелями или друзьями. Но если человек трудится с вами бок о бок, то сначала хорошенько подумайте, стоит ли переводить рабочие взаимоотношения в дружбу.

Особенности дружбы на работе

Казалось бы, заводить дружеские отношения нужно. Ведь друзья – это люди, которые прикроют и помогут, поддержат и успокоят. В работе нередко образовываются ситуации, когда требуется помощь. И не просто советом по телефону, а на практике.

Подобная помощь не под силу приятелям, что не связаны с вашей компанией. И вам все равно придется рано или поздно обратиться к собственным сослуживцам. И хорошо, если среди них будет человек, который испытывает дружескую симпатию к вам.

Но есть и некоторые особенности дружбы с коллегами.

Вы можете несколько раз прибегнуть к помощи коллеги-приятеля, а потом привыкнете к подобной поддержке. Да и он сам может воспользоваться вашей помощью, в чем нет ничего зазорного, ведь вы же дружите.

Вне работы этот человек тоже может нередко оказываться рядом с вами. Особенно, если у вас есть общие интересы. Тогда вы сблизитесь еще больше. И начнет казаться, что у подобной дружбы нет минусов.

До какого-то момента все именно так и будет, вы не заметите опасность, которой подвергаете себя.

Все мы знаем, что «дружба дружбой, а служба службой». Но мало кто применяет поговорку на практике. А теперь представьте ситуацию, что у вас в компании планируется повышение. И претенденты вы и ваш приятель.

Не стоит считать, что дружба спасет от соперничества. Даже более того, если человек знает ваши слабости, он может использовать их против вас же, дабы исключить соперника.

Не думайте, что дружеские отношения спасут от предательства, ведь для многих людей работа и деньги важнее.

Даже если не брать в качестве примера повышение, то возникнет другая ситуация. Вы скажете что-то резкое человеку, он промолчит в ответ, а потом сообщит начальнику, что вы раньше уходили с работы. Да и вообще, подобный риск есть всегда. Человек способен подставить другого в любою минуту.

Наш мир циничен и жесток. И если на одну чашу весов положить дружбу, а на другую — положение и выгоду, то большая часть людей выберет деньги и выгоду.

Стоит ли дружить на работе

Дружба с коллегой может показаться притягательной, ведь это совместные походы в кафе в перерыв, в «курилку», обсуждение руководства, совещания и т.д. Нормальная атмосфера в коллективе принесет пользу, но разделение на интересы становится отрицательной тенденцией.

Ведь в ходе тесного общения собственные интересы начинают превалировать над работой, оттесняют ее.

А если, как уже упоминалось, появится лучшее место для повышения, что сделает друг? Стоит ли вообще дружить с коллегами? Не станет ли приятель конкурентом. Эти вопросы важно задать себе, прежде чем сближаться с людьми.

Соперничество на работе – это нормальное явление, но когда оно возникает среди друзей, то никаких приятных эмоций не вызывает.

Дружба с начальником

Стоит понимать, что дружба с начальником непременно обернется тем, что вас будут считать любимчиком, подлизой и т.п. Коллектив всегда неоднозначно воспринимает взаимоотношения между подчиненными и начальством, если они не только деловые. А если вы дружите с руководителем и у вас разный пол, то сплетни и пересуды не заставят себя ждать.

Конечно, вы будете получать больше информации, но и ответственность повысится. В дружеских отношениях между начальником и работником нельзя не увидеть корысть последнего, считают психологи, а если вы становитесь другом начальника, то у вас априори повышается статус.

В известном сериале о докторе Хаусе его спросили, почему он плохо обращается с работниками. На что Хаус ответил, наоборот, он к ним замечательно относится, поскольку таким поведением он заставляет работников соперничать и выполнять работу лучше. А если им позволить увлекаться друг другом и отношениями, то о труде все позабудут.

Рабочая дружба между мужчиной и женщиной

Что касается дружбы между мужчиной и женщиной, то об этом придумано немало анекдотов, а споры по данному вопросу не утихают и по сей день. Кто-то считает, что без сексуального подтекста не бывает дружбы между людьми разного пола, другие с яростью доказывают противоположное.

Относительно подобных дружеских взаимоотношений на работе, то здесь требуется двойная осторожность. Из-за частого общения возникают неприятные слухи, а если один из вас руководитель, то не ждите ничего хорошего.

Но умеренное приятельское общение идет на пользу: иногда проще получить совет у личности противоположного пола, а ненавязчивый флирт помогает разрядить обстановку. Главное здесь – не увлекаться.

Невозможно полностью избегать приятельских взаимоотношений на работе, ведь подобное делает из человека изгоя.

А если верить опросам, то:

  • 23% жителей нашей страны добровольно соглашаются на задания, которые не включены в их обязанности;
  • 36% жителей думают о службе почти всегда;
  • 22% продолжают «работать» во сне;
  • 39% респондентов относят себя к трудоголикам и не считают, что это плохо;
  • а 40% уверены, что быть трудоголиком вредно.

Границы в отношениях на работе

Важно понимать, что на работе должны быть такие же границы в отношениях, как и везде. Их важно сразу установить и соблюдать. Например, можно без проблем задержаться или остаться на работе, дабы помочь подруге закончить годовой отчет или с подсчетом баланса. Но врать начальству, что сотрудница не знает, куда делись упаковки с бумагой, когда подруга забрала их домой – другое дело.

Часто бывает, что люди отчуждаются от сотрудников, замыкаются, не общаются ни с кем. Это тоже легко объясняется. У каждого человека своя история, свои проблемы.

Но полное отчуждение не должно присутствовать, ведь общение – это часть жизни и работы. Подобное поведение создает границы и барьеры с другими коллегами.

Такой человек может чувствовать, что его не берут в компанию, потому начинает игнорировать других не только в личном плане, но и в профессиональном.

Дабы такого не случалось в коллективе, не стоит обсуждать личную жизнь или частные моменты на работе. Здесь лучше сосредоточиться на работе.

Если замкнуться на дружбе с кем-то, то это не принесет пользы коллективу. Вместо того, чтобы в перерыв делиться с секретами вдали от всех, присоединитесь к компании сослуживцев и поговорите на общие темы.

Сюда относится все: хобби, обсуждение кино, прогулки, развлечения.

Давно известно, что если люди на работе приятельствуют, царит дружеская атмосфера, то и работа делается быстрее и проще. Текущие задачи можно действеннее выполнить вместе, а при образовании сложностей, всегда можно друг с другом посоветоваться.

Работа – это непременно коллектив, к которому придется привыкнуть. По этой причине оставайтесь предельно осторожными, ведь «друзья» нередко способны подвести и подставить.

Сохраняйте дистанцию, не выдавайте о себе данные, которые можно использовать против и во вред. Не стоит обсуждать или сплетничать о руководителях.

Ведь, возможно, коллега промолчит, а если нет, и шеф все узнает? Наболевшими темами делитесь с теми друзьями, которые не имеют отношения к работе.

Безусловно, нельзя сказать, что дружба – это плохо. Иногда даже наоборот.

Дружба – это благо. Исследование ученых

В Американском институте, который занимается изучением мнения социума, провели исследование пользы дружбы среди коллег. Ученые выяснили, что это скорее благо.

Люди, что трудятся вместе с друзьями, отличаются не просто более гармоничной психологией, но и устойчиво выдают высокие показатели производительности труда.

Такие личности сильнее вовлечены в процесс работы, чем те, кто не считает сослуживцев друзьями.

Данный социологический эксперимент еще выяснил, что только 18% респондентов из миллионов опрошенных уверены, что начальство фирмы поощряет дружбу на работе и позитивно относится к такому явлению.

Объяснение здесь такое: некоторые начальники фирм опасаются, что коллеги начнут дружить против руководителей и других работников, что станет причиной дисгармонии в атмосфере коллектива и отрицательно скажется на результатах труда.

Кроме того, респондентам предлагали ответить на вопрос, какой из вариантов помог бы вам позитивнее воспринимать работу. В роли вариантов ответа выступало:

  • прибавка к зарплате в виде 10% от оклада;
  • работа вместе с другом.

Стоит заметить, что респонденты выбирали чаще как раз второй вариант ответа.

Грамотные руководители поощряют не просто дружбу среди работников, но помогают тому, чтобы люди приводили в фирму друзей, которые ранее не были связаны с компанией.

На некоторых фирмах придуманы бонусы за привлеченных друзей в коллектив. Обычно это в виде разовой прибавки или премии.

Так менеджеры достигают одновременно двух целей: не приходится тратить силы на поиски работников и в коллективе образовывается благоприятный климат.

Но при этом важно понимать, что с виду безобидная рабочая дружба иногда выступает способом достижения целей или успеха на работе, шанс получить выгоду. Подобная «дружба» не помогает повышать комфорта на работе, а значит, не улучшает качество труда.

Другой опасный момент, если давний друг и коллега вдруг получает пост вашего прямого начальника. В такой ситуации сохранить дружеские взаимоотношения на старом уровне очень непросто, потому придется разграничивать эти два типа общения: давние друзья и подчиненный – начальник.

Почему руководство боится романов на работе

Стоит заметить, что к дружбе между людьми противоположного пола нередко начальники относятся неблагосклонно, ведь они опасаются зарождения романа на работе.

Часто компании даже указывают в неформальных уставах пункты о недопустимости романтических отношений (а тех, кто нарушил это, ждет увольнение). Хотя в последнее время замечено более лояльное отношение к подобным отношениям между коллегами.

И это не становится поводом для ухода с работы. Но подобный принцип до сих пор используется в отдельных компаниях.

Причина тому легко объяснима – начальство боится, что сотрудник влюбится в коллегу и начнет думать только об этом, а не о рабочих моментах. Тем больше это становится опасным для компании, если этот работник играет важную роль в коллективе и трудовом процессе, на нем держится немало задач.

Да и на самом деле подобная политика оправдана, ведь работа и любовные отношения мешают друг другу, любовь скорее вредит производительности труда, в отличие от дружеских связей. Конечно, увольнение за влюбленность — мера, скорее, крайняя, но не стоит допускать подобное смешение любви и работы.

Источник: https://sunmag.me/sovety/20-01-2014-druzhba-na-rabote.html

Дружба на работе: хрупкое равновесие

Дружба на работе: хрупкое равновесие

Создать по-настоящему дружеские отношения на работе – возможно ли это? Да, отвечают наши эксперты. Однако комбинация «коллега-друг» остается для нас одной из самых деликатных.

«Я провожу на работе две трети своего времени – и без дружеских отношений просто не выдержала бы такой нагрузки», – признается 33-летняя Ирина, фармацевт. «Мне важно знать, что в любой момент мне помогут без напоминаний и просьб, – делится 47-летняя Ксения, экономист.

– Я бы ни за что не согласилась работать в атмосфере равнодушия или враждебности». Очевидно, что Ирина и Ксения нуждаются в дружеских отношениях на работе.

Они ищут среди сослуживцев не просто взаимопонимания, а настоящей дружбы – отношений абсолютного доверия, взаимного интереса к делам и переживаниям другого, личной привязанности, открытости и преданности друг другу. Но так ведут себя не все.

«В коллективном бессознательном бытует ничем не оправданное предубеждение: мы не должны смешивать личные отношения с рабочими, – напоминает психоаналитик Люс Жанен Девийяр (Luce Janin-Devillars). – Но, разумеется, приходя на работу, никто из нас не сдает в гардероб свое сердце вместе с пальто. Наше бессознательное строит связи с людьми без нашего ведома».

Читайте также:  Игра «победа или поражение» - психология

Каждому из нас знакомо желание общаться с теми, кто симпатизирует нам и кому симпатизируем мы.

«Так проявляется потребность всех приматов, к которым относимся и мы, создавать близкие, значимые отношения, получившие название «аффиляция» (соединение), – поясняет семейный психотерапевт Анна Варга.

– Мы нуждаемся в тех, кто признает наши особенности, знания и умения, достижения и заслуги. Так что вполне естественно, что дружба возникает там, где мы работаем». 65% читателей Psychologies говорят о том, что своих близких друзей они встретили именно на работе*.

Елена, 46 лет «В наших отношениях нет романтического подтекста»

У нас было несколько совместных проектов. Возникло доверие, взаимопонимание и желание что-то сделать вместе. В результате 11 лет я работаю со своим лучшим другом.

Между нами никогда не было романтической увлеченности, но наши отношения наполнены множеством эмоций. Однажды я даже приревновала Олега к коллеге, которая была чем-то вроде его наставника в профессии. Мне показалось, он ее ценит больше, чем меня.

Потом мы писали друг другу письма по электронной почте и, конечно, помирились».

Олег, 44 года «У нас одинаковый взгляд на главное»

Мы оба очень азартны. Чем выше риск и сложность проекта, тем больше нам нравится вместе работать. В профессиональной деятельности я нашел свою половинку. Лена – бесспорный лидер нашей компании, я – ее идеолог.

Лена – мой двойник, мое альтер эго. Многое мы интуитивно чувствуем одинаково и почти одновременно и едины в решении принципиальных вопросов.

Уверен: будь у наших отношений сексуальный подтекст, они бы давно исчерпали себя».

Но насколько справедливо считать такую дружбу настоящей? Возможны ли здесь взаимная привязанность, теплота, искренность, душевная близость – все то, что ассоциируется у нас с дружбой? «Иногда мы всем отделом ходим обедать, с кем-то созваниваемся по вечерам, но я не назвала бы кого-то из коллег близким другом, – признается 31-летняя Марина, HR-менеджер. – Мы многим делимся друг с другом, но и о многом умалчиваем». «Общаться с новой коллегой мне легко и интересно, – рассказывает 27-летняя Светлана, энергетик. – Думаю, постепенно мы могли бы стать настоящими подругами, но конкурентная атмосфера в нашей фирме этому не способствует». Значит ли это, что наши человеческие отношения, которые возникают в повседневном профессиональном общении, всегда несколько поверхностны, так как на них влияют индивидуальные карьерные устремления, конкуренция или правила общения в компании?

«Нет, это не всегда так», – считают наши эксперты. Есть четкая граница между «приятелем» и «другом»: мы чувствуем ее, когда слишком близко подходим к личной жизни другого человека. «Некоторым из нас легче сближаться с людьми благодаря своему характеру и воспитанию, – объясняет возрастной психолог Татьяна Бедник.

– Когда к ребенку относятся внимательно, уважают его желания, личное пространство, чувства, то, став старше, он будет без страха переходить от приятельских отношений к глубокой дружбе, которая предполагает не только верность и взаимопомощь, но и внутреннюю близость, откровенность, доверие.

Он не будет бояться стать уязвимым».

Работа, конечно, не клуб по интересам, и доверительные отношения зачастую входят в противоречие с корпоративными правилами поведения. В такой ситуации мы вынуждены сохранять равновесие между личным и профессиональным, но нередко чем-то приходится и жертвовать.

«В моем окружении главным принципом является, пожалуй, «не иметь врагов», – признается 36-летний Валерий, трейдер в коммерческом банке. – Когда мне кто-то симпатизирует, я спрашиваю себя: почему он так поступает? Мне важно не завязывать дружеские отношения, а продвигаться по работе».

«Отношения между коллегами определяются сочетанием личности и контекста, – анализирует ситуацию социальный психолог Маргарита Жамкочьян. – Карьерное продвижение, добытое в конкурентной борьбе, и дружба на работе несовместимы. Ведь все действия и свои поступки такой человек подчиняет главной цели.

Но зачастую те, кто нацелен на карьеру, достигая вершин, обнаруживают, насколько они одиноки. Рядом с ними не оказывается никого, с кем можно быть самим собой».

И наоборот, если у коллег есть общая цель, то обязательно возникают личные отношения, многие из которых перерастают в дружбу. «Личная конкуренция препятствует дружбе, а выполнение общих задач, как и преодоление общих трудностей, напротив, способствуют ей», – уточняет психолог.

«С моим закадычным теперь другом мы познакомились в частной фирме, где начальство разными способами пресекало любые контакты, к р оме д еловых . Наша дружба возникла не благодаря, а вопреки обстоятельствам. И она а оказалась по-настоящему крепкой», – рассказывает 33-летний Антон, менеджер по продажам.

«Уровень сплоченности и дружеских связей тем выше, чем сильнее и жестче иерархическая организация социума, – комментирует Маргарита Жамкочьян. – Дружба в таких обстоятельствах становится способом выживания. Это касается и небольшой компании, и целого государства.

Так, в Советском Союзе, где власть давила на людей и постоянно вмешивалась в отношения, регламентировала их, многие дружили очень крепко».

И еще один аспект рабочих отношений – отношения мужчин и женщин. «Некоторые мои коллеги-мужчины стали мне настоящими друзьями, – делится 34-летняя Оксана, программист. – Нам интересно работать и общаться, потому что наши различные взгляды на жизнь, бизнес, явления и процессы отлично дополняют друг друга».

«Дружба между мужчинами и женщинами на работе возможна, но в отсутствие сексуальных притязаний друг к другу, влечения, влюбленности, – говорит Анна Варга. – Потому что служебный роман всегда скоротечен. И что после него? Только очень некомфортная ситуация сосуществования в одном коллективе.

Так что или ей, или ему нередко приходится увольняться из компании».

Будь то близкая дружба или приятельство, в рабочей обстановке эти отношения всегда подвергаются испытаниям, так как всегда есть риск разрушить их из-за конфликтов или изменений в служебной иерархии. «Недавно я получила повышение, – рассказывает 35-летняя Анна, – меня назначили заведующей отделом.

– И некоторые сотрудники практически перестали со мной общаться. Я была поражена и обижена». «При смене статуса или работы некоторые из нас прерывают отношения, в которых еще вчера не сомневались, – размышляет Маргарита Жамкочьян.

– Как правило, это происходит из-за того, что приятельские отношения мы принимаем за дружбу, которая не зависит ни от нашего статуса, ни от материального положения, ни от сиюминутного плохого или хорошего настроения. На нее не влияют расстояния и годы, частота встреч и (не)совпадение планов». Но можно ли обезопасить себя от разочарования? Пожалуй, да.

Если мы осознаем границы дружбы на работе, это поможет нам оценить ее по достоинству, когда она складывается, и не слишком разочаровываться, если на поверку она окажется не такой уж крепкой.

«На работе важно быть особенно внимательными, уметь соблюдать дистанцию, не очаровываться, – говорит Анна Варга. – Общение с коллегой требует постепенного узнавания, изучения друг друга. Нужно достаточно долго общаться, чтобы понять его».

«Свои теплые чувства не стоит растрачивать исключительно на работе, – уточняет Люс Жанен-Девийяр. – Эти отношения могут стать одним среди прочих источников нашего душевного равновесия».

«Стоит разнообразить наши дружеские связи, – советует Маргарита Жамкочьян, – чтобы у нас не создалось зависимости от одного человека или мы не оказались в полной изоляции».

* Опрос проводится на нашем сайтe www.psychologies.ru. В нем уже приняли участие 7057 человек.

Источник: http://www.psychologies.ru/self-knowledge/communication/drujba-na-rabote-hrupkoe-ravnovesie/

Дружба на работе: а стоит ли игра свеч?

«Аффиляция, или соединение — это свойство людей и приматов создавать теплые отношения в среде своего обитания, — пишет семейный психотерапевт Анна Варга. — Вполне естественно, что дружба возникает на месте работы или учебы, ведь именно тут происходит взаимное признание каких-то наших черт и проявлений, знаний и умений, достижений и заслуг».

«Спина к спине» или стоит ли дружить с коллегой?

Совместные совещания, походы на обед и в «курилку», неизменное обсуждение начальства… Здоровая дружественная атмосфера в коллективе приносит только пользу, а вот разбивка на группы «по интересам» может и навредить.

Ведь в процессе тесного общения личные интересы возобладают над рабочим процессом и оттеснят его.

А если освободится теплое местечко, друг уступит? Или станет конкурентом? Соперничество в деловом мире вполне нормально, но если оно возникает между друзьями, вместо удовлетворения от заслуженной победы человек будет испытывать чувство вины от «предательства» друга.

Светлана Булгакова, директор по кадрам компании «А.»: «Я была бы осторожна в оценке дружбы на работе. Что имеется в виду? Совместный отдых, обед? Все зависит от коллектива, но, как правило, это приводит к сплетням и домыслам. Вредный момент — это не столько отношения между двумя людьми, но восприятие этих отношений окружающими».

«Начальник — свой человек!»

«Хорошо устроился!», «Любимчик», «Подлизался!» — а что вы готовы терпеть ради дружбы с начальником? В коллективе всегда неоднозначно воспринимают отношения между начальником и подчиненным, если они выходят за рамки деловых, особенно если друзья разнополые.

Конечно, у вас будет больше информации, но и больше ответственности. «В дружбе между начальником и подчиненным невозможно не усмотреть корыстный интерес последнего.

Если ты друг начальника, у тебя априори выше статус», — считает Татьяна Мужицкая, помощник директора по персоналу компании «Э. Т.», психолог.

В одноименном сериале доктора Хауса спросили, в чем причина его плохого обращения со своими подчиненными. Он ответил, что он, напротив, очень хорошо к ним относится, ведь своими действиями вынуждает коллег соперничать и лучше работать. А если дать им возможность увлечься отношениями между собой — они и вовсе забудут о работе.

Рабочая дружба: М и Ж

По поводу дружбы между мужчиной и женщиной написано множество анекдотов, и споры на эту тему не утихают: одни считают, что без романтической или сексуальной подоплеки дружественных отношений между полами быть не может, другие отчаянно доказывают обратное.

Что касается дружественного общения между мужчиной и женщиной на работе, тут нужно быть осторожным вдвойне.

По поводу слишком частого общения могут пойти вполне понятные слухи, а уж если один из друзей — начальник… Однако умеренное общение пойдет только на пользу коллегам: порой легче спросить совета у представителя другого пола, а легкий флирт позволит разрядить напряженную атмосферу офиса, главное — не переборщить.

Приятельских отношений на работе не избежать, невозможно отстраненно от всех работать — это сделает вас изгоем. Рабочие задачи выполняются в большей части в зависимости от мотивации и плодотворности взаимоотношений между сотрудниками.

Геннадий Самойленко, директор по персоналу и инновациям компании «Б.» считает, что уйти от негативных последствий крепких дружественных уз на работе можно: «Нужна четкая постановка задач и жесткий спрос. В этом случае дружеские отношения делу мешать не будут. И не потребуются никакие задушевные беседы!»

Статистика: «Люблю, не могу!»

23% россиян добровольно берутся за задания, даже если это не входит в их должностные обязанности. 36% населения думают о работе практически все свободное время, а 22% продолжают пребывать на рабочем месте даже во сне. 39% россиян признают себя трудоголиками и считают это своим положительным качеством, в то время, как 40% респондентов оценивают это качество, как отрицательное.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/job/articles/67683/

Быть ли дружбе на работе?

В современном мире люди большую часть своей жизни проводят на работе. Кого-то она устраивает, а кто-то ходит туда как на каторгу.

Ненависть к работе возникает тогда, когда она не вызывает никаких светлых и позитивных мыслей, а коллеги просто-напросто испытывают друг к другу неприязненные чувства. Стоит найти с сослуживцами общий язык, и работа кажется уже не такой ненавистной.

Но если коллега уже превратился в настоящего друга, то как ему отказать в просьбе? Как не испортить отношений с коллегами и правильно разграничить дружбу и строго рабочие обязанности?

Дружба вполне оправдано возникает на рабочем месте, так как люди привыкли устанавливать теплые и доверительные отношения в любом месте, где проводят много времени. Сначала сослуживцы начинают общаться по каким-то рабочим моментам, потом постепенно затрагивают общие интересы и личную жизнь. Неудивительно, что через какое-то время коллеги становятся чуть ли не лучшими друзьями.

А нужны ли дружественные отношения с коллегами?

Читайте также:  Установка - психология

Один опытный директор по кадрам говорит, что на работе дружественная атмосфера полезна, но только не разбивка коллектива на маленькие группы. Когда у коллег близкие дружественные отношения, то на работе они проводят много времени вместе, например, ходят на обед и в курилку. Такое общение приводит к постоянным сплетням и обсуждениям как сослуживцев, так и начальства.

Зачастую дружба на рабочем месте ненастоящая. Любая возможность карьерного роста приведет к соперничеству и к тому, что так называемый «друг» без зазрений совести подставит коллегу и займет теплое местечко. От такой дружбы вдвойне больнее тому, кто и на работе не получил повышения и остался без друга.

«Отлично пристроился!» 

Так говорят про тех людей, которые в любимчиках у начальства. Многие люди способны буквально на все, чтобы заслужить расположение начальника.

Ведь будучи в дружественных отношениях с руководителем, можно получить повышение, большую премию или увеличение заработной платы. В принципе, с такой дружбой можно получить много различных поблажек.

Но и начальник всегда будет иметь свою выгоду, ведь другу-начальнику не откажешь поработать сверхурочно?

Как правило, коллектив к таким сослуживцам относится с неприязнью. Кому понравится дружба с начальником? Обычно коллеги либо вообще не общаются с любимчиками начальства, либо общаются с каким-то корыстным умыслом и никогда не упустят шанс поддеть и сказать: «Молодец, подлизался!».

Разнополая дружба на рабочем месте

Сколько всего сказано и написано о дружбе между мужчиной и женщиной. Кто-то говорит, что это абсурд и такой дружбы просто не бывает в природе, а кто-то доказывает совершенно обратное.

В любом случае дружба между полами на рабочем месте не приводит ни к чему хорошему. Такая дружба вызывает в коллективе появление различных домыслов, обсуждений и сплетен.

Особенно если это дружба между разнополыми начальником и подчиненным.

Конечно же, общаться на работе с противоположным полом придется, ведь не сидеть же на работе изгоем. Главное, чтобы это общение было строго по рабочим моментам и не переросло в нечто большее.

Директор одной крупной компании Крапивин Б. Л.

утверждает, что: «Дружба между коллегами не будет мешать работе, если поставить перед подчиненными определенные задачи и требовать с них качественное и быстрое их решение!».

Суровая вещь – статистика

Согласно статистике, четверть всего рабочего населения берет на себя выполнение чужих обязанностей. Более 30% опрошенных респондентов думают о своей работе практически постоянно, а 20% работа даже снится. Почти 40% россиян считают себя трудоголиками, и половина из них считают это качество отрицательным.

VN:F [1.9.20_1166]

Категория материала: Психология Рубрика: Взаимоотношения

Источник: http://stimulas.ru/motivators/byit-li-druzhbe-na-rabote.html

Как прервать дружбу с коллегой по работе

Как прервать дружбу с коллегой по работе

На большинстве предприятий придерживаются точки зрения, известной каждому ребёнку, который когда-либо посещал детскую площадку: Жить гораздо легче, если вокруг вас друзья.

Джессика Амортегуи, консультант по вопросам управления, писала для сайта Fast Company: «Когда коллеги преодолевают статус просто знакомых и переходят в разряд друзей, их мотивация усиливается.

Недобросовестное отношение к работе будет для вас значить гораздо больше, чем боязнь вызвать недовольство клиента или разочарование начальника. Ведь в этом случае вы можете подвести друга».

Друзья делают нас более продуктивными и мотивированными не только на работе: согласно некоторым исследованиям, они также необходимы для достижения счастья и благополучия.

Однако иногда случается такое, что дружба на рабочем месте себя исчерпывает, и приходится искать способ с ней покончить. Причины могут быть разными, например, переход на руководящую должность, расхождение интересов или различия в образе жизни. Но какими бы ни были причины, если вы собираетесь бросить друга по работе, необходимо принять во внимание некоторые тонкости.

Если один из вас является начальником другого

Несмотря на все эксперименты по созданию компаний с горизонтальной организационной структурой, у подавляющего большинства сотрудников есть начальник. Неважно, насколько дружеские отношения у вас со своими сотрудниками, в этих отношениях всё равно присутствует субординация. А субординация вообще не сочетается с дружбой.

Дружба на рабочем месте «может стать проблематичной, если один из сотрудников занимает руководящую позицию по отношению к другому», — считает Нанинна Ангиони, адвокат по делам труда и занятости из Лос–Анджелесской юридической компании Kaedian LLP. «Если отношения между коллегами выглядят слишком близкими, чтобы их можно было назвать профессиональными, может возникнуть враждебность в коллективе с одной стороны или претензии по работе со стороны противоположной».

Конечно, существуют и другие причины, по которым вы можете решить прекратить дружбу, не только видимость или действительная вероятность фаворитизма или любых других неприятных явлений. Но и в этом есть немалая доля правды: многие из начальников могут попытаться давить на вас, вынуждая делать неэтичные вещи и используя вашу дружбу в качестве причины того, почему вы должны их делать.

«Процесс изменения такого рода отношений может быть сложным,» — признаёт Ангиони, но если вам нужно отказаться от дружбы, в которой вы находитесь ниже по служебной лестнице, то, — «для начала лучше всего отказаться от всего, что не относится к вашим непосредственным трудовым обязанностям». Как заметил Джон Рэмптон, основатель Due (бухгалтерской интернет-компании): «Успех за счёт своих принципов» определённо не относится к вашим обязанностям перед начальником, и вполне разумно будет провести здесь линию — не предъявляя никаких претензий.

Вы можете сказать так: «Слушай, мы, конечно, друзья, но это может поставить под угрозу продвижение, которого, как ты знаешь, я давно жду. Ты же понимаешь, да?» Если это не подействует, что ж, для таких случаев существуют департаменты охраны труда, ну и адвокаты, такие как Ангиони.

Если ваша дружба выросла из совместной работы, можно использовать ту же работу в качестве обоснования для шага в обратную сторону.

Конечно, обычно бывает легче отказаться от дружбы, если вы занимаете более высокое положение. Но можно объяснить ситуацию в аналогичных терминах, даже если вы выступаете в роли подчинённого.

«Если работа и положение в компании много для вас значит, вам не следует допускать возникновения ситуации, при которой может казаться, что вы выделяете своего друга перед другими коллегами,» — добавляет Ангиони.

Просто обратив внимание на этот факт, вы можете сделать так, что ваши взаимоотношения будут выглядеть менее личными и лучше подготовленными к различным обстоятельствам.

Если вы коллеги

От дружеских взаимоотношений между начальником и подчинённым достаточно легко можно отказаться, сказав что-то вроде: «Дело не в тебе, честное слово». Но что же делать, если вы находитесь в компании на равных позициях? Как сказать другу, что проблема на самом деле именно в нём?

Крис Навалта, главный бухгалтер компании Blanc & Otus, оказывался в такой ситуации на своём предыдущем месте работы:

Но Крису это всё было неинтересно. Поэтому он вежливо пытался держать дистанцию — отклоняя повторяющиеся приглашения, придумывая отговорки, подчеркивая свою приверженность к домашней жизни — однако его чрезмерно усердный приятель «просто не понимал намеков».

Источник: http://d-kb.ru/post-571-kak-prervat-druzhbu-s-kollegoi-po-rabote

Отношения на работе

Отношения на работе

Каждый человек — это личность, у которой есть свои предпочтения, стремления, положительные или отрицательные стороны. Трудовой коллектив состоит из личностей, порой противоположных по своим взглядам на многие вещи.

Очень важная для каждого психология отношений на работе сложна и порой добиться взаимопонимания с другим человеком кажется невозможным.

Искусство общения не даётся с рождения: этому навыку, как и любому другому, можно научиться.

Конфликтные ситуации на работе не являются чем-то из ряда вон выходящим. Одной из причин является моббинг — умышленная травля какого-либо члена коллектива с целью его увольнения. Процесс может задействовать достаточно много людей, в том числе руководящий состав.

Часто нагнетание обстановки происходит из-за распределения материальных выгод. Когда получают премиальные или наоборот, взыскания, несколько сотрудников, как правило, остаются недовольными. Дело даже не в самих выгодах, а в статусе их получателя. Ведь если одного отметили больше, чем другого, значит, руководство считает, что он лучше работал!

Другими причинами такой травли могут стать различия ценностей, расхождения целей или элементарная некоммуникабельность.

Натянутые отношения возникают, когда люди не выплескивают свои эмоции, не говорят о существующем недовольстве. Тем не менее, ситуация остаётся без изменений, а часто даже усугубляется. Тогда можно говорить о положительных моментах конфликтов. С их помощью происходит разрядка напряжения и жизнь становится, как не парадоксально, легче.

Лучше разрешить спорный вопрос сразу, чем оставить всё как есть, после чего ситуация выльется в длительное противостояние.

Психология отношений на работе в паре «начальник — подчинённый»

Психология отношений на работе подразумевает подчинение одного человека другому. Это непростые взаимоотношения, требующие тонко чувствовать, где грань, за которую переходить нельзя. Анализ отношений реальных коллективов показывает, что большая часть рабочих конфликтов состоит именно из таких противостояний.

Причинами такого положения дел являются возможность злоупотребления служебным положением, разное видение решения проблем, личная неприязнь и другие. Подчинённость в работе переносится и на бытовую жизнь, хотя формально этого делать никто не заставляет.

Грамотный начальник понимает, что любая конфликтная ситуация отрицательно влияет на рабочий процесс. Вместо того, чтобы заниматься своим делом, сотрудники отвлекаются на решение посторонних проблем, поэтому руководитель будет стараться загладить ссору.

Со стороны подчинённого должно быть понимание того, что дальнейшее накаливание обстановки ни к чему хорошему не приведёт, а значит, нужно идти на компромисс. Если эти две составляющие сложатся воедино, тогда конфронтация пропадет.

Рабочие коллективы состоят из представителей разных полов. По данным соцопросов, четверть мужчин считают, что женщины работают хуже их. Представительницы прекрасной половины то же самое думают о мужчинах, правда, всего пятая часть.

Естественно, психология отношений на работе такова, что необходимо постоянно доказывать целесообразность своего нахождения на той или иной должности. Однако межполовые взаимоотношения накладывают на это свой отпечаток. Мужчине-руководителю гораздо проще найти общий язык с подчиненными своего пола, чем противоположного. Это утверждение справедливо и для начальника-женщины.

Кроме того, внутри коллектива часто возникают сложности из-за недопонимания такого рода. Разные жизненные понятия, различные мировоззрения приводят к тому, что мужчины и женщины по-разному видят многие проблемы. Не говоря уже об их решении. В таком случае для сохранения нормальных отношений очень важно находить консенсус.

Наша ментальность такова, что мы воспринимаем родственные отношения на работе как нечто практически противозаконное. Хотя в большинстве стран, таких как США, Германия, Франция большая доля малого бизнеса состоит как раз из семейных предприятий.

Когда приходится работать с родственником, то очень хорошо будет, если получится разделять деловое общение и родственное. Тогда удастся избежать многих проблем и конфликтных ситуаций.

Однако так бывает далеко не всегда. Рабочие и родственные взаимоотношения часто переплетаются, а следствием почти всегда становится снижение производительности труда, его качества.

В заключение можно сказать о необходимости создания хорошего психологического климата в трудовом коллективе. Когда люди идут работать с радостью, отдача становится больше в разы. Кроме того, объединённая группа людей способна решать более масштабные и трудоёмкие задачи, эффективнее преодолевать кризисные ситуации.

Комментировать Отменить ответ

Может ли моббинг иметь целью коллективное извращенное удовольствие, а не увольнение того, кого травят?

Вполне. Такие группы образуются в «старых» коллективах.

Роман на работе

Любовные отношения на работе сейчас осуждаются многими крупными компаниями. По мнению корпоративных психологов, близкие личные отношения плохо влияют на эффективность работы сотрудников и служат объектом сплетен, что тоже не идет на пользу рабочему процессу.

Многие компании даже при приеме на работу извещают соискателей о том, что роман на службе может послужить поводом для увольнения. Впрочем, есть и другая категория фирм – в них, наоборот, поощряются семейные отношения, а детям, рожденным двумя сотрудниками компании, даже причитается денежное приданное.

Читайте также:  Принцип "запрещено все, что не разрешено" - психология

Но, несмотря на все запреты, любовь на рабочем месте по-прежнему продолжает настигать даже самых ответственных сотрудников. В первую очередь, основным фактором для нее служит отсутствие иного места для поиска. Многие женщины и мужчины с предубеждением относятся к знакомствам в сети.

А где найти пару, если не обзавелись ей ни в ВУЗе, ни в колледже? Да и не просто пару, а соответствующего тебе по развитию человека? Именно по этой причине служебных романов в наше время становится все больше.

Каковы же подводные камни таких отношений? Быть может, проще просто «переболеть» ими и так и не открыться вашему избраннику, попробовать поискать любовь в другом месте?

Если вы решили завести роман с вашим коллегой , находящимся с вами на одной ступеньке карьерной лестницы, такой союз может показаться оптимальным. Но, к примеру, если вы работаете в продажах и отличаетесь мягким характером, влюбленность может сыграть не в вашу пользу.

В таких организациях культивируется высокая конкурентность, а помощь друг другу с клиентами и базами данных не приветствуется. Плюс, если в вашем отделе открыты перспективы для роста вверх, и продвинется только один из вас, создастся неудобная ситуация.

Сможете вы или ваш избранник просто порадоваться за свою пару и продолжать работать вместе, пусть и в новой обстановке? Этот этап разрушает очень многие пары, особенно если вы амбициозны.

Очень часто ссоры на этой почве заканчиваются увольнением менее ценного с точки зрения начальства сотрудника, чтобы сберечь нервы специалиста, недавно получившего повышение.

Третий вариант развития событий – вы завели служебный роман с вашим шефом . В этом случае рекомендуется как можно скорее вывести отношения за рамки рабочих – найти как можно больше интересов и общих хобби.

В противном случае, вы рискуете превратиться в удобную любовницу, которая всегда под рукой, когда надо.

Многие дамы уповают на продвижение по карьерной лестнице, но в данном случае оно довольно ограничено – мужчины предпочитают иметь своих любовниц на работе под рукой, а лучше всего непосредственно в своей приемной. Также главным неприятным моментом являются слухи и сплетни.

Какие бы заслуженные профессионализмом награды вы не получали, все равно велика вероятность, что за вашей спиной будут перешептываться о том, что вы делите постель с шефом и премии получаете за секс с ним.

Конечно, не во всех коллективах в курилках обсуждают служебные романы, но такое часто случается, и выдержать подобный моральный прессинг нелегко. Тем более, если вы с ним расстанетесь, это опять станет объектом для пересудов всего офиса. Если же ваш начальник просто бабник, который легко переключается на каждую новую молодую сотрудницу, злорадство коллег, как только вы отправитесь на скамейку запасных, вам будет обеспечено.

Несмотря на все перечисленное, у таких романов есть и весомые плюсы .

1. Любовь вырабатывает гормоны счастья в крови, вы постоянно находитесь на подъеме.

Многие переживают фазу обычного романа со спадом рабочей деятельности, потому что их избранник находится далеко, и женщина стремится скорее покинуть офис и отправиться на свидание.

В случае же служебных романов ваш коллега всегда рядом и это поощряет вас работать эффективней и лучше, стремиться выглядеть в его глазах не только привлекательной женщиной, но и высококлассным специалистом.

2. Ваш любимый не сможет говорить вам, что он занят на работе, отказываясь от свидания. Вы будете точно знать, когда его действительно завалили делами, а когда у него просто нет настроения.

3. Многие женщины заводят романы на работе, руководствуясь чувством собственника – избранник всегда на виду, а значит, изменить никак не сможет.

4. Вы имеете возможность наблюдать за ним в повседневной жизни! Все мы в периоды конфетно-букетной стадии отношений стремимся показаться лучше, чем мы есть, а при совместном житье начинают всплывать интересные подробности. А коллегу вы будете наблюдать ежедневно, присматриваясь к его поведению.

5. Вам всегда есть что обсудить, и если вы решили поругать шефа, вы точно знаете, что вашего собеседника этот разговор заинтересует. Кстати, если ваш начальник культивирует в компании принципы без личных отношений, то это придаст вашему роману привкус тайного приключения, сделав ваши чувства более острыми.

Но есть также и минусы , иначе все давно бы искали пару только среди коллег, и все организации стали бы исключительно семейными заведениями.

1. Основной минус – постоянное общение. Не только мужчинам, но и нам порой надоедает, что мы постоянно находимся у нашей пары на виду. К тому же, ревность в служебном романе тоже имеет место – вы просто можете извести своего коллегу постоянным контролем, и наоборот.

2. Любовь помогает нам быть на подъеме и лучше работать, но проблемы в отношениях, наоборот, отвлекут от рабочих задач. Тем более что объект раздражения будет постоянно маячить у вас перед глазами. Если же вы расстанетесь не в дружеских отношениях, то работа для вас обоих превратится в каторгу.

3. Даже дома вам будет все напоминать о работе, если вы живете вместе с коллегой. Не слишком большой минус, но по прошествии длительного срока это начинает очень утомлять.

4. Основная проблема – коллеги. Если они просто рады за вас, то вы счастливый человек.

А вот некоторые начинают сознательно распускать нелицеприятные слухи, могут доложить начальству, если оно против служебных романов. Короче говоря, они могут изрядно попортить кровь.

Если же один из вас является начальником, то к другому будет автоматически приклеен ярлычок человека, добивающегося продвижения по карьерной лестнице через постель.

Как сделать так, чтобы служебный роман приносил лишь удовольствие?

Иногда даже здравый смысл не спасает нас от наплыва чувств, поэтому лучше соблюдать «правила безопасности» служебного романа. Их не так много, но они могут вам помочь определиться с линией поведения, а также с тем, стоит ли продолжать отношения или лучше разойтись, пока чувства не набрали оборот.

Не путайте личные дела и работу! Этим грешат многие женщины, особенно на посту начальника. Не делайте никаких исключений ради своего любимого, но и не стоит переоценивать ваше отношение и становиться к нему более требовательной, чем к другим сотрудникам.

Если вы закрутили роман с начальником, не стоит этим бравировать, чтобы не вызвать раздражение коллег. На работе лучше сохранять дистанцию и не афишировать ваш роман. Конечно, о нем и так рано или поздно станет известно, но это не значит, что нужно страстно целоваться на виду у всего офиса.

И не давайте вашим эмоциям вылиться в безразличие к работе.

Не нужно ограничивать отношения офисом! Лучше максимально быстро найти общие интересы, посещать хотя бы кинотеатры. Ваши отношения не должны строиться лишь на рабочих обсуждениях, иначе они будут отличаться от обычных отношений коллег только сексом.

Будьте готовы перейти на другую работу! Если у вас все окажется серьезно, лучше перестать видеться каждый день на работе, чтобы не надоедать друг другу и не переводить роман в рутину. Перемешивание работы и отношений, вошедших в самый серьезный этап, подразумевающий под собой семейную жизнь, не приведет ни к чему хорошему.

Подумайте о том, что на работе вы будете думать не только о ней, но и домашних делах, а дома – о работе, причем будете постоянно обсуждать это с мужем.

Психологи рекомендуют даже парам, работающим отдельно друг от друга изредка практиковать раздельный отдых, чтобы обновить отношения и отдыхать друг от друга, вам же этого отдыха захочется намного раньше!

Не нужно становиться удобной любовницей! Если ваш шеф действительно строит ваши отношения только на сексе, и нет никаких перспектив для нормального романа, лучше это прекратить.

Да, велика вероятность того, что вам придется сменить место работы. Но продолжая развивать это подобие отношений, вы тем самым лишите себя возможности нормального поиска подходящей вам пары.

Помимо прочего, еще и станете объектом обсуждений всей женской части вашего офиса.

Не нужно руководствоваться скукой! Если вы живете с нелюбимым мужем и решили завести интрижку на стороне, нет ничего хуже, чем заводить служебный роман. Это скоро станет известно всем. Также не стоит крутить любовь на работе, если вам просто скучно или хочется отвлечься от бывших неудачных отношений.

В любых отношениях нужно руководствоваться не возможностями карьерного роста или скукой, а только чувствами. Именно на таких условиях возможен служебный роман, и тогда все его подводные камни не будут иметь для вас двоих никакого значения.

Я так и буду мучиться?

Источник: http://psiholog4you.ru/otnosheniya-na-rabote-2/

Жизнь на работе, а надо ли дружить с коллегами? Взаимоотношения с коллективом — Полезные статьи для соискателя

Дружба на работе

Психологи не перестают повторять, что никогда не стоит смешивать дружбу и работу. Но многие пытаются пренебрегать этими советами. Давайте взглянем на это со стороны.

Психологи не перестают повторять, что никогда не стоит смешивать дружбу и работу. Несмотря на это очень многие из нас не слишком охотно к этому прислушиваются и считают, что именно они будут успешным исключением из этого правила. Для многих коллеги постепенно превращались в близких друзей и общение с ними продолжалось также за пределами офиса.

В действительности в этой ситуации на работе есть свои плюсы и минусы и что перевесит конкретно в вашей ситуации зависит в первую очередь от вашей тактичности по отношению к другу-коллеге и наоборот, а также готовности не смешивать личное и рабочие моменты.

Конечно, всегда хорошо, когда в офисе царит здоровая дружная атмосфера, но как это не странно чаще такая атмосфера создается в коллективах, основанных на приятельских, а не на дружеских отношениях.

Ведь работая с другом, у каждого человека периодически будет появляться желание воспользоваться своим “особым” положением: попросить сделать за него часть работы, прикрыть от начальства или просто посплетничать и обсудить коллег.

А такое поведение рано или поздно обязательно негативно скажется на результатах работы или отношениях с другими сотрудниками. Вторым вариантом развития данной ситуации является возможная серьезная ссора с другом-коллегой по поводу его “эксплуатации” по разным рабочим вопросам.

Учтите также, что очень часто “лошадкой пашущей за двоих” постепенно можете стать именно вы. Вначале вас попросили закончить за друга отчет, в другой раз задержаться за него на работе по очень уважительной причине, а в третий раз ваш отказ сделать что-то может просто его обидеть.

На вопрос стоит ли рекомендовать в свою компанию друга, я также отвечу, что нет по тем же причинам, что и заводить дружбу с коллегами.

А уж если вы не на 100 % уверенны в его квалификации или соответствии данной должности, то вообще ни в коем случае! Поскольку в этой ситуации всю вину за некачественно сделанную вашим другом работу начальство возложит только на вас, а друг в свою очередь будет постоянно высказывать свое недовольство и жалобы на коллег и плохую работу. Помните, что это прямой путь к потере сразу как работы, так и хорошего друга.

Конечно, как и в любом правиле, здесь встречаются редкие исключения, но они возможны только при взаимном такте и глубоком уважении обоих друзей, а также готовности не перемещать личные отношения на рабочие. А стоит ли рисковать работой и дружбой, совмещая их вместе конечно решать только вам. Но помните, что риск испортить себе репутацию на работе или остаться без друга достаточно велик.

                                                                                                                                                                     Елена Дзюпин

Тематические статьи:

Как конструктивно разрешить конфликтную ситуацию на работе

Что делать, если ваш начальник женщина?

Ты работа нас не бойся, мы тебя не тронем

Вы не видите перспективы в работе. Так ли это?

Источник: http://worknew.info/articles/candidate/zhyzn_na_rabote_a_nado_ly_druzhyt_s_kollegamy_54567.html

Ссылка на основную публикацию