Пропедевтика — психология

Пропедевтика

Читать PDF

Дубровина Дарья Александровна

В статье обоснованы сущность, факторы и особенности сквернословия у подростков, представлявшего собой использование вербальных агрессивных коммуникативных средств, наносящих вред самооценке, а также б

Читать PDF

Белоусов А.И., Иващенко В.И.

Рассмотрены проблемы и возможности совершенствования графической и геометрической подготовки студентов младших курсов высших технических учебных заведений.

Читать PDF

Варникова О.В.

В статье анализируется технология, которую можно использовать при обучении иностранному языку студентов инженерных специальностей.

Читать PDF

Тебенькова Елена Александровна

В статье представлены концептуальные положения гуманистической пропедевтики естественно-научного образования в школе: обоснована актуальность, дано определение, указаны закономерности, принципы, обозн

Читать PDF

Тебенькова Елена Александровна

В статье представлены концептуальные положения гуманистической пропедевтики естественно-научного образования в школе: обоснована актуальность, дано определение, указаны закономерности, принципы, обозн

Читать PDF

Антонов О.В., Кузьмина А.Л., Вельматова А.А.

Статья подготовлена к юбилею кафедры пропедевтики детских болезней и поликлинической педиатрии Омской государственной медицинской академии и знакомит читателей с основными этапами развития Омской проп

Читать PDF

Антонов О.В., Кузьмина А.Л., Вельматова А.А.

Статья подготовлена к юбилею кафедры пропедевтики детских болезней и поликлинической педиатрии Омской государственной медицинской академии и знакомит читателей с основными этапами развития Омской проп

Читать PDF

Самойленко А.В., Салюк О.Д., Орищенко В.Ю., Бабенко В.М., Коновалова Д.О., Крісс Г.Ю.

В статье приведен анализ учебно-методического обеспечения преподавания пропедевтики терапевтической стоматологии в условиях кредитно-модульной системы.

Читать PDF

Самойленко А.В., Салюк О.Д., Орищенко В.Ю., Бабенко В.М., Коновалова Д.О., Крісс Г.Ю.

В статье приведен анализ учебно-методического обеспечения преподавания пропедевтики терапевтической стоматологии в условиях кредитно-модульной системы.

Читать PDF

Ярных Т.Г., Данькевич О.С.

В статье приведена характеристика разработанной на кафедре технологии лекарств Национального фармацевтического университе-та «Рабочей тетради для пропедевтической практики по аптечной тех-нологии лека

Читать PDF

Данилина Т.Ф., Фомина Т.К., Касибина А.Ф., Колесова Т.В., Наумова В.Н., Лунёва Н.А., Деревянченко С.П., Денисенко Л.Н., Огрина Н.А.

Читать PDF

Данилина Т.Ф., Фомина Т.К., Касибина А.Ф., Колесова Т.В., Наумова В.Н., Лунёва Н.А., Деревянченко С.П., Денисенко Л.Н., Огрина Н.А.

Источник: https://vocabulary.ru/termin/propedevtika.html

Психиатрическая пропедевтика, обучающий курс

Дата начала мероприятия: 

ул.Смоленская 31/33, 5 этаж

Тип мероприятия: 

Обучающий курс

Продолжительность: 

4 дней

Целевая аудитория: 

Программа ориентирована на психотерапевтов, психологов, социальных работников и педагогов

Курс пропедевтики психических заболеваний является тематическим усовершенствованием образования и рассчитан на психотерапевтов, психологов, социальных работников и педагогов.

Преподают квалифицированные специалисты в области психиатрии и психотерапии, преподаватели с научными степенями и личной практики высокого уровня. Во время курса предусматриваются клинические разборы случаев в психиатрической практике, что дает возможность слушателям ознакомиться с психопатологией в живом контакте с пациентами.

Обучение состоит из 5-ти модулей по 4 дня (всего 166 часов). Первые три дня модуля — теория, четвертый — практика в больнице. Документ: Свидетельство о повышении квалификации в области психологии по программе «Психиатрическая пропедевтика».

Даты проведения модулей:

  • 1 модуль 16-19 ноября 2017 года
  • 2 модуль 18-21 января 2018 года
  • 3 модуль 15-18 марта 2018 года
  • 4 модуль 17-20 мая 2018 года
  • 5 модуль 20-23 сентября 2018 года

Новый набор 2018го года стартует осенью:

  • 1 модуль 1-4 ноября 2018
  • 2 модуль 10-13 января 2018
  • 3 модуль 14-17 марта 2019
  • 4 модуль 23-26 мая 2019
  • 5 модуль 26-29 сентября 2019

Предварительная регистрация и предоплата

Программа курса «ПРОПЕДЕВТИКА ПСИХИАТРИИ»

5 модулей по 4 учебных дня (1 день — 4 пары) — 166 академических часов

1 модуль «Общая психопатология»

  • 1-й день
    • -Психиатрия, психология, психотерапия — место наук о человеке. Диагностика в психиатрии.
    • -Расстройства ощущений и восприятия. Расстройства эмоций.
    • -Расстройства двигательной сферы.
    • -Расстройства сознания.
  • 2-й день
    • -Симптом, синдром, нозология. Классификация синдромов.
    • -Расстройства мышления.
    • -Расстройства мышления.
    • -Расстройства памяти, внимания.
  • 3-й день
    • -Нормальное психическое развитие: младенческий, детский и подростковый возраст.
    • -Клиническое обследование детей и подростков.
    • -Детская общая психопатология.
    • -Закон Украины «О психиатрической помощи», детский аспект
  • 4-й день
    • -Синдромы. Деменция.
    • -Клинический разбор тематических пациентов.
    • -Клинический разбор тематических пациентов.
    • -Клинический разбор тематических пациентов.

2 модуль «Расстройства психики и поведения»

  • 1-й день
    • -Шизофрения. Типы течения.
    • -Шизофрения. Ремиссии, дефицитарные состояния.
    • -Реактивные психозы.
    • -Экзогенные психозы. Алкогольный делирий.
  • 2-й день
    • -Шизоаффективное расстройство.
    • -Аффективные расстройства. Реккурентная депрессия.
    • -Психические расстройства вследствие органического поражения ЦНС (травматического, сосудистого, инфекционного, интоксикационного и др. происхождения).
    • -Эпилепсия. Классификация, особенности течения. Изменения личности вследствие эпилепсии и органических поражений головного мозга.
  • 3-й день
    • -Детская шизофрения.
    • -Биполярное расстройство.
    • -Поведенческие расстройства у детей.
    • -Пограничные расстройства в детском и подростковом возрасте.
  • 4-й день
    • -Клинический разбор тематических пациентов.
    • -Клинический разбор тематических пациентов.
    • -Клинический разбор тематических пациентов.
    • -Особенности психических расстройств пожилого возраста. Деменция.

3 модуль «Психические расстройства»

  • 1-й день
    • -Расстройства личности.
    • -Расстройства личности.
    • -Аутоагрессивное поведение при психических расстройствах.
    • -Аутоагрессивное поведение при психических расстройствах.
  • 2-й день
    • -Зависимости, обзорная.
    • -Зависимости, алкоголизм и наркомании.
    • -Расстройства привычек и влечений.
    • -Расстройства привычек и влечений.
  • 3-й день
    • -Расстройства аутистического спектра
    • -Гиперактивность с дефицитом внимания
    • -Поведенческие расстройства у детей
    • -Течение психических болезней в детском возрасте. Психозы. Органические поражения в детском возрасте.
  • 4-й день
    • -Клинический разбор тематических пациентов.
    • -Клинический разбор тематических пациентов.
    • -Клинический разбор тематических пациентов.
    • -Клинический разбор тематических пациентов.
Читайте также:  Скандал - психология

4 модуль «Невротические, связанные со стрессом, и соматоформные расстройства»

  • 1-й день
    • -Неврастения.
    • -Диссоциативные (конверсионные) расстройства.
    • -Обсессивно — компульсивное расстройство.
    • -Расстройства сна.
  • 2-й день
    • -Агорафобии. Социальные фобии.
    • -Паническое расстройство. Генерализованное тревожное расстройство.
    • -Острая реакция на стресс. Расстройства адаптации.
    • -Посттравматическое стрессовое расстройство.
  • 3-й день
    • -Депрессии у детей.
    • -Тревожные расстройства у детей и подростков.
    • -Расстройства пищевого поведения — нервная анорексия, булимия
    • -Тикозное расстройство.
  • 4-й день
    • -Клинический разбор тематических пациентов.
    • -Клинический разбор тематических пациентов.
    • -Клинический разбор тематических пациентов.
    • -Невротическая депрессия.

5 модуль «Основные вопросы дифференциальной диагностики отдельных расстройств психики и поведения»

  • 1-й день
    • -Использование клинических шкал оценки тревоги, депрессии.
    • -Использование клинических шкал оценки психотических симптомов и когнитивных нарушений.
    • -Дифференциальная диагностика психотической и не психотической депрессии.
    • -Дифференциальная диагностика депрессии и тревожных расстройств.
  • 2-й день
    • -Диф.диагностика расстройств личности и психопатоподобного поведения.
    • -Дифференциальная диагностика шизотипического и тревожного расстройств.
    • -Невротические и неврозоподобные расстройства при органических и психотических расстройствах.
    • -Невротические и неврозоподобные расстройства при органических и психотических расстройствах.
  • 3-й день
    • -Дифференциальная диагностика тревожных расстройств и органических расстройств у детей и подростков.
    • -Дифференциальная диагностика тревожных расстройств и психозов у детей и подростков.
    • -Дифференциальная диагностика тревожных расстройств и психозов у детей и подростков.
    • -Дифференциальная диагностика тревожных расстройств и психозов у детей и подростков.
  • 4-й день
    • -Клинический разбор тематических пациентов.
    • -Клинический разбор тематических пациентов.
    • -Экзамен.
    • -Экзамен.

Предварительная регистрация и предоплата

Источник: http://www.personal-trening.com/node/19522

Обучающий курс «Пропедевтика психических заболеваний для психологов»

Приглашаются психологи, социальные работники, дефектологи.

Цель курса:

Повышение профессиональной компетенции практикующих психологов-консультантов.

Психиатрическая пропедевтика для психологов, социальных педагогов и дефектологов

Психиатрическая подготовка — настоящая ахиллесова пята любого хорошего психолога. С университетской скамьи мы знаем, что профиль нашей работы — невротики и неврозы. С психотиками и психозами мы не работаем — это удел врачей-психиатров.

Вот только как отличать первых от вторых? Как знать наверняка, кому можно помочь, а с кем нельзя работать в целях их и своей же безопасности и всеобщего благополучия? Обычно восполнить пробел в классических знаниях помогает либо друг из медицинской академии (с ним можно походить на лекции по психиатрии:)) или же специализированный курс психиатрии для психологов и психотерапевтов, который преподается в формате обучающих проектов различных профессиональных организация. Согласно нормам Европейской и прочих профессиональных ассоциаций, объем такого курса должен быть не менее 150 часов. Включает такой курс лекции, дискуссии и общение (интервью) с пациентами психоневрологического диспансера.

Именно такую программу предлагают Вашему вниманию Студия практической психологии и Международный институт социального и психологического здоровья.

К преподаванию привлекаются ведущие специалисты Украинского государственного научно-исследовательского института медико-социальных проблем инвалидности, городской клинической больницы №9.

Все преподаватели имеют большой опыт научной и практической деятельности, среди них — доценты и профессора кафедр факультета последипломного образования Днепропетровской государственной медицинской академии.

Слушатель курса пропедевтики существенно расширит свои знания о нормативно-правовых основах психиатрической помощи в Украине, получит фундаментальные знания об особенностях диагностики и лечения наиболее распространенных психических заболеваний, будет ознакомлен с клиническими случаями проявления различных психических расстройств психогенного и органического генеза, приобретет дополнительные сведения о психофармакологии и особенностях медикаментозного и стационарного лечения психических и психоневрологических заболеваний.

Программа курса:

1. Психиатрия как наука. Предмет и задачи психиатрии, как отрасли клинической медицины.2. Нормативно-правовая база по психиатрии в Украине и организация психиатрической, психотерапевтической и психологической помощи лицам с наличием разных видов психопатологических расстройств.3. Биология и психология: взаимодействие в ракурсе формирования разных видов психопатологических расстройств.4.

Общие принципы определения этиологии, патогенеза и феноменологии разных видов психопатологических расстройств.5. Важные психологические и патопсихологические личностные факторы, которые непосредственно влияют на патогенез и феноменологию разных видов психопатологических расстройств.6. Нейробиологическая основа разных видов психопатологических расстройств.7. Принципы общей психопатологии.

Основные психопатологические синдромы.8. Психопатология отдельных психопатологических расстройств. Классификации психопатологических расстройств.9. Органические и симптоматические психические расстройства (F 00 – F 09).10. Психические и поведенческие расстройства в результате употребления психоактивных веществ (F 10 — F 19).11.

Шизофрения, шизотипическое расстройство и бредовые расстройства (F 20 – F 29).12. Аффектные расстройства настроения (F 30 – F 34).13. Невротические расстройства, расстройства, связаны со стрессом, (F 40 – F 44).14. Соматоформные расстройства (F 45).15. Психические и поведенческие расстройства, связанные с физиологичными нарушениями и физическими факторами (F 50 – F 54).16.

Расстройства взрослой личности и ее поведения (F 60 – F 69).17. Умственная отсталость (F 70).18. Нарушения психологического развития личности (F 80 – F 89).19. Поведенческие и эмоциональные расстройства, которые обычно начинаются в детском и подростковом возрасте (F 90 – F 99).20. Социально и жизненно-опасные расстройства поведения.21. Проблема эпилепсии и других судорожных состояний.22.

Читайте также:  Философия аристотеля - психология

Общие принципы диагностики разных видов психопатологических расстройств.

23. Общие принципы лечения психопатологических расстройств.

Ведущая: Алла Николенко — врач-психиатр 1-й категории, кандидат медицинских наук, доцент.

Стоимость участия: 250 гривен в месяц (при группе в 10 участников).
Выдается комплект учебно-методической литературы в электронном виде.

Источник: http://healthinfo.ua/events/3077

Коржевский Вадим иерей. Православная святоотеческая психология как пропедевтика аскетики (текст)

Из всех ценностей, которыми обладает человек, одна ценность несравненно превосходит все другие ценности – это человеческая душа. Наука, изучающая область души называется психологией. Следовательно, знание психологии является очень важным и необходимым для каждого из живущих в этом мире.

О том, насколько важно иметь такое знание, свидетельствует сам Господь, говоря, что нет пользы человеку, если он приобретет весь мир и познает все, что есть в нем, но душе своей повредит (Мф.

16;26), забыв, что в ней должно обрести ему самое важное в этой жизни – Царствие Божие (Лк. 17;21). С какой поэтому великой тщательностью должно изучать природу души, ее свойства, потребности и законы управляющие ею.

От незнания основ душевной жизни человека, от забвения попечения о душе и ее высоком назначении можно всецело извратить и испортить свою временную и погубить вечную жизнь. Это необходимо осознать каждому.

Но вот незадача, когда современный человек, осознав всю важность вышеназванных знаний, собирается основательно изучить психологию человека и обращается к соответствующим научным руководствам, то его как правило постигает глубокое разочарование. С изумлением и почти с отчаянием он убеждается, что «научной» литературы о человеческой душе практически не существует.

Есть лишь история попыток построения психологии и рассмотрение смены опытов по ее созданию на непрерывно меняющихся обоснованиях.

Современный нам православный подвижник благочестия, игумен Никон (Воробьев), еще будучи молодым человеком, заинтересовался вопросами психологии настолько, что даже поступил в Психоневрологический институт в Петрограде, надеясь там получить ответ на вопрос о сущности человеческой души.

Но, окончив 1-й курс, он ушел из института и впоследствии сказал: «Я когда-то был настолько наивен, что хотел познать душу, изучая курсы психологии. Сколько глупостей делаешь в молодости, когда нет у тебя руководителя. Психология изучает вовсе не человека, а «кожу», – скорость процессов, апперцепции, память… Такая чепуха»1.

Душа как искра вечности оказывается недоступной для ученого-психолога, пытающегося ее познать с помощью психометрических методов, потому что истинная психология относится к такой области знания, которая недоступна для формального логического анализа.

Еще преподобный Макарий Великий говорил, что «ни мудрые своей мудростью, ни разумные своим разумом не могли постигнуть душевной тонкости, или сказать о душе, что она такое, только при содействии Духа Святого открывается и приобретается понятие и точное ведение о душе».2 Проблема в том, что душевный человек, т.е.

такой, который пытается все познать своим ограниченным рассудком и признающий действительно существующим только то, что видимо и осязаемо им, не принимает того, что от Духа Божия (1Кор. 2;14). Вещания Духа непонятны для него и невместимы.

Чтобы принять и разуметь то, что предлагает премудрость Божия, для этого надо душевному перестать быть душевным и перейти в состояние духовное, потому что, как утверждает апостол Павел, только духовный может судить о всем (1Кор. 2;15).

По объяснению святителя Феофана Затворника: «Духовный человек и свою область духовную востязует, ибо в ней пребывает, почему и знает ее, как знают обыкновенно дом, в котором живут; и душевную область востязует и обозревает, и понимает, ибо хотя он не в ней уже, но знает ее хорошо, потому что столько томился под игом ее, знает все извороты душевности».3

Кроме того, как говорят святые Отцы, человек лишился истинного самовоззрения и самопознания по причине греха.

«Что обыкновенно приводится в психологиях в оправдание скудости душезнания, – говорит святитель Феофан Затворник, – то должно обратить в осуждение грешной души или в обличение ее расстройства грехом, а не в оправдание малознания души человеческой».

4 По его словам: «Человек в греховном состоянии не знает своей души и знать не может».

5 Эту же истину свидетельствует и святитель Игнатий Брянчанинов такими словами: «Доколе я пребываю в падении моем, дотоле тайна-человек – пребывает для меня неразъяснимою: извращенный, пораженный слепотою и ложью разум мой недостаточен для раскрытия ее. 6 Падший человек – «ложь», т.е. образ мыслей, собрание понятий и познаний ложных, имеющие только наружность разума, а в сущности своей – шатание, бред, беснование ума, пораженного смертною язвою греха и падения»7.

Падший человеческий ум, источенный сомнениями и страстями, постоянно колеблется туда и сюда, думая найти опору в ежедневно меняющихся «рабочих гипотезах», а не в Боге, неложном и неизменном Источнике всего сущего. Что он может дать? Ничего, кроме плода по роду своему, такого же сомнительного, неверного, и лживого, как и он сам.

Читайте также:  Нужда - психология

Потому что всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые (Мф. 7;17). Причина в том, что нехорош корень. Ведь каков корень таковы и ветви (Рим. 11;16), а каковы ветви, таковы и плоды (Мф. 7;18). Очевидно, надо изменить корень, чтобы изменился плод.

Корнем существа человеческого, центром и источником его жизни является сердце (Притч. 4;23). Оно есть и седалище всех сил, отправлений, движений, мыслей, желаний и чувствований человека; оно есть и орган Богопознания и самопознания. По учению же Слова Божия подобные виды познания даются вовсе не изучению, а очищению (Мф.

5;8), что требует немалого подвига и подвига правильного, т.е. требует осуществления православного подвижничества.

Основываясь на этом положении, святые Отцы прямо заявляли, что только подвижническая деятельность способна доставить самые подробные, основательные и глубокие познания в экспериментальной психологии.

8 От чего и «душезнания истинного, прочного, полного должно искать только у тех, кои живут истинно по христиански»9, то есть аскетически.

10 Поэтому великими знатоками, глубоко изучившими душу человеческую со всеми ее свойствами и проявлениями, во все времена считались святые подвижники и Отцы Церкви Православной.

Некоторые из них как бы нарочно избирали преимущественным, а иногда даже исключительным делом своей жизни – наблюдение самых тонких и сокровенных движений человеческого духа и достигали в этом отношении поразительных успехов и плодов.

Постепенно поколения аскетов и созерцателей выработали свое учение о человеке, основанное на внутреннем самоуглублении, на изучении своего сокровенного мира души. Это учение в достаточно полной мере изложено на страницах их творений. Обратившийся к этим творениям убеждается, что загадочная природа наших чувств, желаний, страстей и воли, в их так называемом естественном, а по-христиански, греховном состоянии разоблачается здесь с изумительной полнотой и точностью.

В настоящее время для многих становится очевидным необходимость возвращения академической психологической науки к психологии опытной, каковой и является святоотеческая психология.

Правда, понять до конца глубину святоотеческих определений мы сможем лишь тогда, когда «приобщимся их духовному опыту и будем духовно подвизаться в том же, в чем подвизались и они, а не только схоластически, теоретически их изучать»11, ибо «душа видит истину Божию по силе жития».12

И еще нужно иметь в виду, что аскетика для опытной психологии является не только средством, но и целью. Задача психологии – не просто дать те или иные интересные сведения о душе, а самим сообщением этих данных подвигнуть к работе над собой с целью нравственного совершенствования.

Без этого психологическая наука становится ничем иным как прикрытием, видимостью которой прикрывается внутренняя нравственная беспечность не только от взора других, но и от своего собственного.

Психология должна стать тем зеркалом, смотрясь в которое всякий сможет увидеть, что недостает его бессмертной душе и что нужно исправить для достижения в свойствах своей нравственной жизни возможно полного сходства с Богом как Первообразом Своим.

Говоря иначе, психология должна помочь более обстоятельному изучению науки из наук – аскетики.

Издревле христианскими подвижниками психология признавалась «прекраснейшей и важнейшей из всех наук»13, именно как основание и средоточие аскетики, ибо на знании устройства и действия сил души строится вся техника правильного подвижничества. Как знание анатомии и физиологии дает возможность освоить искусство врачевания, так и психология призвана помочь освоению подвижнического искусства, цель которого не только правильно поставить диагноз болезни душевной, но и определить систему ее лечения.

Таким образом, православная святоотеческая психология составляет ни что иное, как пропедевтику аскетики, являясь в прямом смысле слова подготовительным курсом, вводящим в более сложную и более важную аскетическую науку.

Никон (Воробьев), игумен. Нам оставлено покаяние: Письма. М., 1997. С. 328.
Преподобный Макарий Египетский. Духовные беседы. М., 1994. С. 312.
Святитель Феофан Затворник. Толкование на первое послание к Коринфянам. М., 1994. С. 116-117.
Святитель Феофан Затворник. Начертание христианского нравоучения. М., 1994. Т. 1. Ч. 1. С. 254.
Там же. С. 256.
Святитель Игнатий Брянчанинов. Слово о человеке. СПб., 1995. С. 8-9.
Святитель Игнатий Брянчанинов. Собрание писем. М.; СПб., 1995. С. 42.
Святитель Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты. М., 1993. Т. 1. С.478.
Св. Феофан Затворник. Начертание христианского нравоучения. Т. 1. Ч. 2. С. 256.
Св. Феодор Поздеевский. Смысл христианского подвига. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1995. С. 57.
Киприан (Керн). Антропология св. Григория Паламы. М., 1996.. С. 232-233.
Св. Исаак Сирин. Слова подвижнические. М.: Правило веры. 1993. Сл. 30. С. 133.
Климент Александрийский. Педагог. Кн. III. Гл. 1. С. 213.

II Международные Свято-Пантелеимоновские образовательные чтения (Минск, 8-10 июня, 2006 г.)

Первоначальный файл с сайта sobor.by.

Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.

Последнее обновление файла: 10.11.2012.

Источник: http://www.xpa-spb.ru/libr/Korzhevskij/pr-svyatootecheskaya-psihologiya.html

Ссылка на основную публикацию