Личностные особенности и счастье — психология

Личностные особенности и счастье

«В одно окно смотрели двое. Один увидел дождь и грязь, другой — листвы зеленой вязь, весну и небо голубое! В одно окно смотрели двое…» — Есть люди, талантливые быть несчастными, есть — талантливые быть счастливыми.

С привычно опущенными плечами, с как обычно несчастными глазами, с всегда тоскливой интонацией и неотвязными мыслями «Какие же они гады!» (бытовой негатив) — могут быть только случайные проблески счастья, но такой человек счастливым не будет.

С другой стороны, состоянию счастья очень способствуют выстроенное тело (прямая спина, развернутые плечи), счастливое лицо (счастливые глаза), легкое дыхание, красивые, светлые образы и мысли. Все это можно делать произвольно и сделать привычным.

Счастье — когда здоровое тело и душа поют в один голос.

Душевное здоровье и налаженная жизнь — условие счастья. Душевное здоровье — это не само счастье, а его обязательная предпосылка↑. Короткие переживания счастья возможны и на фоне душевного нездоровья, счастье длящееся возможно только у душевно здорового человека. Счастье — переживание, характерное для людей в высоком эмоциональном тоне.

В периоды душевного здоровья вопрос о счастье не встаёт, всё хорошо и голова занята не чувствами-размышлениями о «счастье», а какими-то конкретными задачами.

А возникший вопрос «где же счастье?» — сигнал к тому, что нужно либо поспать (или более глобально – пересмотреть систему организации дел, чтобы на сон было больше времени) либо решить какие-то нерешённые вопросы, которые иногда предварительно нужно ещё и осознать.

Исследования, проведённые учеными Стэндфорского университета​, показали, что среди «дающих» и «берущих» в большей степени удовлетворены жизнью и счастливы — «дающие», однако это справедливо лишь при дополнительном условии.

А именно, «дающим» людям нужно обязательно ставить четкие цели, чтобы конкретные ожидания от их достижения совпадали с реальностью. К примеру, задача заставить улыбнуться 10-15 человек в день будет более правильной, нежели чем абстрактная задача радовать людей добрым к ним отношением.

Больше удовольствия доставит выполнение задачи очистки какой-то территории от мусора, нежели чем следование абстрактному правилу о необходимости беречь окружающую среду.

Умение жить радостью сегодняшнего дня

Умение жить радостью сегодняшнего дня — это и есть счастье. Счастье — не далекая цель, а естественный способ передвижения, если у нас есть эта золотая привычка: радоваться простым вещам, которые окружают нас всегда.

Вышел из дома на улицу — на тебя опрокидывается простор светлого неба и плотная свежесть воздуха. Идешь по улице — тебе поют птицы, машут ветками деревья, и ты можешь, когда захочется, бежать. Вечером придешь домой, там будет тепло и уютно, можно включить желтый свет и выпить чаю с лимоном из дымящейся чашки…

Тот, кто умеет это видеть и этим жить, на вопрос о счастье ответит: «Всегда!».

Энергия желания и умение достигать

Счастье в том, чтобы желать и получать желаемое. А много счастья в том, чтобы много желать и получать много желаемого (Смотри Энергия желания и Достижение цели), не расстраивая себя, если что-то из желаемого сегодня не получил (Смотри Душевная страховка).

Что мешает счастью? Смотри Блоки счастья

Источник: https://knigarazuma.ru/article/lichnostnye_osobennosti_i_schaste

Особенности личности и ощущение счастья | психология взаимоотношений

Многие исследования показывают устойчивую связь между экстраверсией и счастьем. Экстраверсия, как мы знаем, коррелирует с положительным эмоциональным состоянием и с удовлетворенностью, но не с отрицательным эмоциональным состоянием. Эта взаимосвязь настолько прочная, что экстраверсия может как бы предсказать счастье на много лет вперед.

Если положительные и отрицательные эмоциональные состояния замерить изолированно, то мы получим основание для вывода, что экстраверсия тесно связана именно с положительным эмоциональным состоянием.

Если экстраверсию условно поделить на компоненты — общительность и импульсивность — то можно прийти к выводу, что компонентом, предсказывающим счастье, является общительность.

Эта корреляция весьма сильна, ее показатель колеблется между 0,30 и 0,40, Согласно мнению исследователей, индивиды, занятые «поиском ощущения» (что хорошо коррелирует с экстраверсией), наиболее часто испытывают ощущение радости. Исследования показали, что общительность и широта социальных контактов ассоциируются со счастьем.

Хедей и Веринг провели в Австралии серию повторных групповых обследований соответственно в 1981, 1983 и 1985 гг., охвативших 600 человек.

Ученые пришли к выводу, что люди (особенно молодые), предрасположенные к экстраверсии, в течение жизни чаще вовлекаются в благоприятные ситуации и события, особенно в сфере взаимоотношений со знакомыми, друзьями и сослуживцами.

В свою очередь это ведет к большему ощущению благополучия и повышению экстраверсии.

Детально проведенные исследования типа «case study» среди «счастливых» и «несчастливых» студентов показали, что «счастливые» были намного удачливее во взаимоотношениях с другими людьми, в то время как для «несчастливых» социальные взаимоотношения часто являлись источником беспокойства, раздражения, способствовали появлению чувства вины, замкнутости.

Многие психологи утверждают, что существует категория людей, для которых характерно чувство «внутреннего контроля», то есть тех, которые считают, что именно они контролируют и определяют ход событий и ситуации (а не другие люди и не стечение внешних обстоятельств).

Людям с высоким показателем по параметру «внутренний контроль» в большей степени присуще ощущение субъективного благополучия, так же как и тем, кто уверен, что обладает широким выбором действий.

Несколько ниже мы приведем доказательства в пользу того, что лица, обладающие более широкими жизненными возможностями (что, очевидно, влияет на контроль и выбор), также более счастливы.

Однако вполне возможно, что люди, испытавшие массу отрицательных жизненных обстоятельств, становятся несчастными и перестают верить в свою способность контролировать события.

Люди ощущают себя счастливыми, если им удается разрешить свои внутренние конфликты и в той или иной степени достичь ощущения целостности своей личности. Исследованиями установлено: те, у кого меньше расхождений между собственным представлением о самом себе (образом Я) и идеалом собственной личности (идеалом Я) либо между своими притязаниями и достижениями, тоже счастливы.

Весьма любопытным представляется заключение, сделанное в результате детального обследования группы студентов-мужчин, относящих себя либо к счастливым, либо к несчастливым людям.

Общественный автопортрет девяти счастливых мужчин, представляющий их как в состоянии депрессии, так и в состоянии подъема, являл образ теплой, дружески расположенной и открытой личности, комфортной в близких взаимоотношениях, добросовестной, изобретательной, способной воспринимать вещи такими, какими они являются в действительности и далекой от пессимизма. Допустимо предположение, что для этих счастливых людей период их относительной депрессии совпал со временем их самооценки, самоанализа и поиска решения проблем, при котором их не покидало оптимистическое чувство положительного исхода.

Исследования показали, что студенты, считающие себя счастливыми людьми, по сравнению с несчастливыми, имели более широкий опыт приятных взаимоотношений с другими людьми и лучше справлялись со своими обязанностями.

Они воспринимали свою деятельность как осмысленную, верили, что в работе смогут достичь поставленных целей, и находили в этом значительное удовлетворение.

Таким образом, у них присутствовали два из трех основных выделенных нами источника счастья.

Выше мы говорили, что люди испытывают большое внутреннее удовлетворение от работы, то есть от самого действия, операций, в которых они реализуют свои навыки и умения и, завершая выполнение задания, обретают чувство успеха и достижения.

Похожее чувство удовлетворения возникает во время осмысленного и полезного проведения досуга.

Известно, что многим индивидам свойственно в большей степени, чем другим, быть вовлеченными в целенаправленную деятельность и, согласно наблюдениям, их чувство удовлетворения возникает от самого факта вовлечения в такую деятельность.

Во время одного исследования перед испытуемыми была поставлена задача условно выделить десять «личных целей», реализацией которых они занимались. Затем эти цели выстраивались в порядке значимости по нескольким шкалам.

В результате исследования выяснилось, что наибольшая удовлетворенность жизнью была характерна для тех испытуемых, чьи цели касались текущих задач, приносили радость, не требовали больших усилий и выполнялись в сотрудничестве с другими.

Оценка положительных эмоций, испытываемых в различных ситуациях, показала, что эти эмоции были сильнее в ситуациях, где присутствовали заранее поставленные цели, причем такие, которые оценивались как достижимые.

Другим признаком интегрированности, целостности личности является способность организовывать, планировать и целенаправленно использовать время. Счастливые люди отличаются умением планировать и продуктивно использовать время, уверенно смотрят в будущее.

У несчастливых же людей время не заполнено, не организовано и не сбалансировано. Эти люди склонны откладывать исполнение тех или иных замыслов и вглядываются в свое будущее с неуверенностью и беспокойством.

Как отмечалось выше, безработные ощущают себя счастливее, если им удается спланировать свое время.

Следует заметить, что образование, материальное благосостояние, интеллект, умение противостоять трудностям, а также внешность не являются составляющими личности в узком смысле, но все же являются важными человеческими качествами.

Мы знаем, что образование и материальный статус оказывают определенное, хотя и небольшое, воздействие на ощущение благополучия. Логично было бы предположить, что счастье коррелирует с интеллектом по той причине, что наличие последнего позволяет успешнее справляться с проблемами.

Ряд исследований, проведенных в основном со студентами, не подтвердил наличия сколько-нибудь заметной зависимости, однако репрезентативная выборка по взрослым испытуемым (США) показала коэффициент корреляции, равный 0,13, при фиксированных значениях таких показателей, как доход и уровень образования.

Вполне очевидно, что такая мера связи является довольно незначительной, но, несмотря на это, интеллект является одним из важнейших личностных качеств, рассматриваемых в упоминаемом исследовании (см. табл. 4). Таблица наглядно показывает, что те характеристики, которые можно выделить в качестве переменных (интеллект, здоровье и т. д.

), оказывают аналогичное воздействие на ощущение способности контролировать события. В данном случае мы опять наблюдаем положительную корреляцию различной величины. Физическая привлекательность, не являясь в целом. важным фактором, имеет весьма большое значение для ощущения счастья у женщин, особенно молодых.

Это можно считать вполне естественным, так как существует довольно распространенное мнение, что внешне привлекательные люди обладают и многими другими желательными свойствами, они вызывают симпатию у других, особенно у лиц противоположного пола.

Таблица 4

Индивидуальные характеристики и величина их влияния

Ощущение благополучияОщущение компетентности
ИнтеллектЗдоровьеПривлекательностьРостДоходОбразованиеРелигиозная вера0,130,130,030,050,140,100,110,140,120,040,070,130,100,05

Некоторые авторы считают, что привлекательность отражается на социальном статусе.

Есть также основания полагать, что привлекательные люди обладают более высокими коммуникативными навыками; очевидно, в силу более легкого вхождения в социальное окружение. Рост тоже имеет значение, но только для мужчин.

Традиционно считается, что лидерство более подходит мужчинам высокого роста. В целом же рост можно расценить как фактор, имеющий незначительное влияние.

Коммуникабельность, умение налаживать личные контакты также являются ценными качествами личности. Те, кто обладает подобными качествами, имеют болев широкий круг друзей, в то время как люди, лишенные этих качеств, скорее всего, обрекают себя на изоляцию и одиночество.

Согласно проведенному анализу, студенты, не имеющие необходимой социальной опоры, расцениваются всвоей среде как менее симпатичные, менее привлекательные и контактные.

В большинстве случаев выполнение служебных обязанностей связано с общением с другими людьми, и во многих видах деятельности общение является ключевым фактором (например, работа учителей, врачей, продавцов, управленцев и полицейских).

Как известно, досуг чаще всего также связан с общением, и поэтому более коммуникабельные, контактные люди проводят его с большей легкостью и радостью. Одиночество является результатом неумения общаться, налаживать социальные контакты.

Одинокие люди чаще оказываются в подавленном состоянии, чувствуют себя изолированными от социального окружения, отчужденными, испытывают чувство раздражения. Основной проблемой таких людей является отсутствие умения общаться. Люди с невротическими расстройствами также часто страдают от неумения контактировать с окружающими. Они безразличны к окружению, не уверены в себе, являются плохими собеседниками, в общении с другими людьми они часто играют деструктивную роль, стараясь каким-то образом унизить собеседника или поставить его в неловкое положение. Трудность общения с ними проявляется и во многих других случаях.

В результате проведенных серийных групповых обследований Хедей и Беринг пришли к выводу, что люди, отличающиеся низкой личностной компетенцией, чаще попадают в неблагоприятные жизненные ситуации, особенно это касается служебных отношений и материальных условий жизни; это в свою очередь ведет к ощущению невезения, или неблагополучия, что опять-таки снижает их собственную компетентность.

Читайте также:  Иллюстрации негативного восприятия - психология

Умение справляться с трудностями и проблемами, противостоять им также относится к факторам счастья. Люди, которые во время переживания каких-либо своих невзгод не замыкаются в себе, рассказывают о своих проблемах другим или обращаются к молитве, обычно более счастливы, чем те, кто замыкается в себе.

Люди с установкой на внутренний контроль менее подвержены стрессовым жизненным ситуациям, так как они способны находить более эффективные способы противостояния проблемам и трудностям.

Они стараются каким-то образом изменить ситуацию, а не уходить от нее или расслабляться, к чему часто прибегают люди с чувством внешнего контроля, считающие, что все зависит от внешних сил и условий и что они сами неспособны влиять на ситуации.

Чувство внутреннего контроля способствует большей гибкости и умению выбирать оптимальные методы противостояния той или иной проблеме. На ощущении счастья сказываются также половые и классовые различия. Немаловажное значение имеет и такой фактор, как способность выбирать конструктивные методы противостояния проблемам, тесно связанные с психическим здоровьем человека.

Таким образом, характеристики и свойства самой личности являются важным условием благополучия, что можно проследить на примере влияния таких качеств, как экстраверсия и ощущение способности влиять на события. Эта связь проявляется устойчивее, чем зависимость удовлетворенности от возраста, пола, принадлежности к той или иной социальной группе.

Posted in ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ

Источник: http://pciholog.com/psixologiya-semi/osobennosti-lichnosti-i-oshhushhenie-schastya/

Особенности понимания счастья у людей с разным уровнем психологического благополучия

психологические науки

УДК 159.923

Ри Шин Хян

Сахалинский государственный университет Enrapture777@yandex.ru

особенности понимания счастья у людей с разным уровнем психологического благополучия

Целью данного исследования является выявление взаимосвязи уровня психологического благополучия личности и личностной положительной оценки счастья. Согласно нашей гипотезе, психологическое благополучие имеет взаимосвязь с субъективной оценкой счастья.

Результаты исследования подтвердили гипотезу о том, что чем выше уровень психологического благополучия, тем счастливее человек воспринимает себя и свое окружение. Методической базой для проведенного исследования послужили методики: «Шкала психологического благополучия» К. Рифф и «Шкала счастья» Фордиса.

Методика К. Рифф является теоретически обоснованным инструментом, предназначенным для измерения выраженности базисных компонентов психологического благополучия, а также его актуального психологического благополучия.

Мы предлагаем рассмотреть взаимосвязь благополучия и счастья, несмотря на то, что понятие «благополучие» имеет синонимичное значение с понятием «счастье».

Полученные результаты дают возможность делать прогноз, касающийся успешного или неуспешного функционирования человека в обществе, выраженного в переживании положительных эмоций; использовать в практическом консультировании человека, обратившемся за психологической помощью; использовать при чтении курса «Психология личности». Психологическое благополучие является достаточно сложным переживанием личностью своей жизни, которое затрагивает актуальные аспекты жизни человека, имеет четкую взаимосвязь с эмоциональным переживанием человеком счастья.

Ключевые слова: гуманистическая психология, психологическое благополучие, личность, счастье, самопринятие, позитивное отношение.

Актуальность проблемы исследования психологического благополучия является одной из важнейших в психологической науке, поскольку вопрос формирования психологически здоровой личности в современном обществе является достаточно важным и насущным в настоящее время.

Под психологическим благополучием личности подразумевается позитивное отношение к своей жизни и себе; сочетание важных ресурсов личности, которые обеспечивают как субъективную, так и объективную успешность личности в социальной среде; личностная направленность на достижение результата и ее позитивное функционирование, выраженного в переживании положительных эмоций и счастья, а также, удовлетворенности собственной жизнью [4, с. 103].

Как зарубежные, так и отечественные психологи выделяют два основных направления в понимании психологического благополучия — гедонистическое (от греч. нedone, в переводе «наслаждение») и эвдемонистическое (от греч. ЕМатота, что значит «счастье, благодать»).

Ранние исследования американских психологов Нормана Брэдбурна, а затем Эда Динера заложили теоретическую базу феномена психологического благополучия в 1980-е годы.

Согласно гедонистическому подходу психологическое благополучие может определяться посредством достижения удовольствия и избегания неудовольствия, но, в то же самое время, удовольствие является не только телесным, но и происходит удовлетворение от достижения значимых целей [1, с. 31].

Второй подход в исследовании благополучия называется эвдемонистическим (от греч.

еМашотс, использованный Аристотелем для описания высокого человеческого чувства), где основным критерием благополучия является полнота самореализации. Этот подход был разработан представителями гуманистической психологии, а именно Э. Эриксоном, А. Маслоу, М. Яходой, Г. Олпортом, К. Роджерсом, К.Г. Юнгом и др.

, которые описывали различные аспекты позитивного функционирования личности в обществе. Согласно эвдемонистическому подходу, благополучие рассматривается как многофакторный конструкт, представленный в сложной взаимосвязи культурных и социальных, психологических и физических, экономических и духовных факторов.

В рамках данного подхода, на базе ранних исследований благополучия, К. Рифф разработала многокомпонентную модель психологического благополучия. Согласно данной модели был разработан инструментарий для проведения исследования психологического благополучия, который получил широкую известность под названием «Шкалы психологического благополучия К. Рифф». Методика К.

Рифф является теоретически обоснованным инструментом, предназначенным для измерения выраженности базисных компонентов психологического благополучия, а также его актуального психологического благополучия.

Многие исследователи активно используют многомерную модель К. Рифф и разработанную ею методику измерения психологического благополучия в своей исследовательской практике.

Методика психологического благополучия К. Рифф обобщает и выделяет шесть основных компонентов. Первый из них является позитив-

© Ри Шин Хян, 2014

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «й- № 6, 2014

265

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ным отношением с окружающими, что подразумевает теплые и доверительные отношения, заботу о благополучии других, способность сопереживать и быть открытым для общения. Второй — автономией, которая характерна самоопределением и независимостью, способностью противостоять социальному давлению, нестандартному мышлению и оцениванием себя, исходя из личных стандартов и предпочтений.

Далее — компетентность или управление окружающей средой подразумевает успешное осуществление разнообразных видов деятельности, способность достигать желаемого результата и преодолевать трудности на пути реализации собственных целей. Четвертый компонент — это цели в жизни.

Наличие целей в жизни порождает чувство осмысленности существования, направленности в жизни, чувство осмысленности своего прошлого, настоящего и будущего. Личностный рост предполагает стремление постоянно расти и развиваться, реализовывать свой потенциал; готовность к обретению нового опыта, присутствует ощущение собственного прогресса и совершенствование себя.

И последний — самопринятие. Здесь предполагается осознание своих положительных и отрицательных качеств и принятие своей личности такой, какая она есть.

Теперь, мы предлагаем рассмотреть взаимосвязь благополучия и счастья, несмотря на то, что понятие «благополучие» имеет синонимичное значение с понятием «счастье». Согласно Т.Д. Ше-веленковой и П.П.

Фесенко психологическое благополучие выражается в переживании счастья и удовлетворенности собственной жизнью.

«Счастье», с точки зрения психологического аспекта, связано с положительной эмоцией — радостью, ощущением полноты бытия и удовлетворенностью жизни, которые являются основой для здоровой, оптимальной и эффективно функционирующей в социуме личности [2, с. 43-44].

Данная статья предлагает проведенное исследование с использованием методики «Шкала психологического благополучия» К. Рифф и «Шкала счастья» Фордиса. Целью исследования является выявление взаимосвязи уровня психологического благополучия личности и личностной поло-

жительной оценки счастья. В исследовании мы выдвинули гипотезу о том, что уровень психологического благополучия имеет прямую взаимосвязь с субъективной оценкой счастья личности, где, чем выше уровень психологического благополучия, тем счастливее человек воспринимает себя и свое окружение.

В исследовании приняли участие 75 респондентов, проживающих на о. Сахалин. В число респондентов вошли студенты 1-2 курсов, преподаватели и методисты Южно-Сахалинского института (филиала) ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г.В.

Плеханова», сотрудники иностранных и российских компаний, индивидуальные предприниматели.

Результаты исследования уровня психологического благополучия показали, что среди опрошенных респондентов у 16 человек уровень психологического благополучия является выше нормы, что составляет 21,3%. У 47 человек уровень психологического благополучия в норме — 62,7%, и у 12 человек уровень психологического благополучия ниже нормы, что составляет 16% (см. рис. 1).

Также, по результатам однофакторного дисперсионного анализа всех шести шкал по уровню психологического благополучия можно отметить, что у группы с высоким уровнем психологического благополучия среднее значение по компоненту «самопринятие» является самым высоким =0,59. Высокие показатели и по остальным аспектам психологического благополучия. «Управление окружающей средой» = 0,50, «автономия», «цели в жизни», «личностный рост» = 0,44 (см. табл. 1).

С другой стороны, у группы с низким уровнем психологического благополучия показатель по компоненту «позитивное отношение с окружающими» имеет максимально отрицательное значение, =-0,92 (см. табл. 1).

Также «автономия» со значением -0,83, «самопринятие» = -0,67 и остальные компоненты психологического благополучия со средним значением = -0,58 говорят о том, что человеку с низким значением по многим компонентам психологического благополучия трудно воспринимать окружающую действительность и свою собственную жизнь позитивно. Согласно С.В. Жубаркин «позитивное отношение с окружа-

70,00% /

60,00% ■ / п

50,00% ■ /

40,00% /

30,00% / благополучие

20,00% ■ 10,00% ■ 0,00% ■ 1 ■

выше норма ниже

Рис. 1. Гистограмма уровня психологического благополучия

266

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 6, 2014

Особенности понимания счастья у людей с разным уровнем психологического благополучия

Таблица 1

Показатели однофакторного дисперсионного анализа по уровню психологического благополучия

Компоненты психологического благополучия Психологическое благополучие

Выше нормы | Норма | Ниже нормы

Среднее значение

Позитивное отношение с окружающими 0,19 -0,21 -0,92

Автономия 0,44 -0,17 -0,83

Управление окружающей средой 0,50 0,06 -0,58

Цели в жизни 0,44 0,09 -0,58

Личностный рост 0,44 -0,02 -0,58

Самопринятие 0,56 -0,04 -0,67

Рис. 2. График взаимосвязи уровня психологического благополучия и счастья

ющими» и «самопринятие» остаются неизменными в течение жизненного цикла, соответственно и субъективная оценка счастья не может быть достаточно высокой. И наоборот, люди с высокими показателями по компонентам психологического благополучия оценивают реальную действительность, самого себя и свое окружение достаточно позитивно и удовлетворительно [3, с. 141].

В целом, результаты исследования психологического благополучия показывают, что большинство респондентов имеют нормальный и высокий уровень психологического благополучия, что свидетельствует о том, что испытуемая группа состоит из психологически здоровых людей, обладающих позитивным отношением к окружающим их людям, осмысленностью жизни, наличием целей и их реализации, принятием своих достоинств и недостатков.

Как говорилось ранее, наша гипотеза предполагает то, что психологическое благополучие имеет взаимосвязь с субъективной оценкой счастья. Оценка счастья проводилась с помощью методики «Шкала счастья» (Happiness Measure (НМ) Форди-са (Fordyce, 1988).

Испытуемым необходимо выбрать ту цифру или предлагаемый ответ, который соответствует его эмоциональному состоянию на текущий момент в жизни. В исследовании счастья принимали участие те же 75 респондентов, что говорит о том, что количественный показатель не изменился. Однако по качественным показателям наблюдаются изменения.

У респондентов с высоким уровнем психологического благополучия (21,3% от всех респондентов) средний балл уровня восприятия счастья равен 8,2, что составляет 82%,

у респондентов с уровнем психологического благополучия в норме (62,7% от всех респондентов) -7,3, что составляет 73%, и наконец, у респондентов с уровнем психологического благополучия ниже нормы (16% от всех респондентов) средний балл равен 6,25, что составляет 62,5%.

Полученные результаты подтверждают нашу гипотезу о том, что чем выше уровень психологического благополучия, тем личность является более благополучной и счастливой (см. рис. 2).

Резюмируя вышесказанное, можно еще раз подчеркнуть, что психологическое благополучие является достаточно сложным переживанием личностью своей жизни, которое затрагивает актуальные аспекты жизни человека, более того имеет четкую взаимосвязь с эмоциональным переживанием человеком счастья.

Библиографический список

1. Бессонова Ю.В. О структуре психологического благополучия // Психологическое благополучие личности в современном образовательном пространстве. — Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2013. — С. 30-35.

2. Джидарьян И.А. Счастье в представлениях обыденного сознания // Психологический журнал. — 2000. — Т. 21. — № 2. — С. 40-48.

3. Жубаркин С.В. Представления провинциальной молодежи о счастье в контексте эмоциональ-но-мотивационной направленности: дис. … канд. психол. наук. — Иваново, 2006. — 213 с.

4. Шевеленкова Т.Д., Фесенко П.П. Психологическое благополучие личности // Психологическая диагностика. — 2005. — № 3. — С. 95-129.

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «й- № 6, 2014

267

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-ponimaniya-schastya-u-lyudey-s-raznym-urovnem-psihologicheskogo-blagopoluchiya

Личностные особенности (стр. 1 из 4)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

Читайте также:  Навыки универсального действия - психология

ХАРЬКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ

АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Психология «

на тему: «Личностные особенности»

ПЛАН

Самосознание, сознание, самооценка……………………………………3

Уровень притязаний …………………………………………………….. 6

Характер………………..…………………………………………………. 8

Особенности общения и поведения в зависимости от типа

акцентуации характера. Совместимость характеров……………….… 11

Проявление характера в поведении и деятельности человека…….…. 17

Заключение………………………………….……..…………………….. 21

Литература………………………….……….…………………………… 23

Самосознание, сознание и самооценка .

Самосознание является одним из ведущих элементов психологического склада личности, регулирующих деятельность и поведение человека. Самосознание – не сумма частных характеристик, а целостный образ, единая, хотя и не лишенная внутренних противоречий, установка по отношению к самому себе.

Как и всякая установка, она включает в себя когнитивный элемент (представление о своих качествах и сущности), эмоционально-аффективный элемент (самоотношение, самолюбие) и оценочно-волевой (определенная самооценка).

Самосознание – следствие длительного развития индивида, превращения его в самостоятельного субъекта деятельности, устанавливающего определенные взаимоотношения с обществом и природой. Становление самоопределения на прямую связана с формированием самосознания в подростковом возрасте.

В основе самоопределения в ранней юности лежит личностное самоопределение, имеющее ценностно-смысловую природу; активное определение своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей, определение на этой основе смысла своего собственного существования.

Наиболее емким определением личностного самоопределения является процесс формирования смысловой системы, в которой слиты представления человека о себе и о мире. Я- концепция может быть рассмотрена как фактор личностного самоопределения в ранней юности.

Для юношей успешность личностного самоопределения связана с осознанием себя как уверенного в себе человека, энергичного, деятельного, обладающего определенными деловыми качествами: смелость, склонность к риску, предприимчивость, сдержанность, рассудительность, дипломатичность, расчетливость.

Также имеет место значимость развития эмоционально-волевых сторон своей личности — самоконтроль и самодисциплина, эмоциональная устойчивость.

Отличия между юношами и девушками в содержательных характеристиках самосознания, оказывающих влияние на их личностное самоопределение обнаруживается в степени значимости группы позитивных, социально желательных личностных свойств: для юношей, большую значимость, чем для девушек, в личностном самоопределении, оказывает осознание себя как носителя таких позитивных характеристик как справедливость, отзывчивость, доброта. Сознание возникло в процессе эволюции. Сознание всегда есть использование информации об окружении и самом себе для решения жизненных проблем. Человек находится на ступень выше животного в развитии, отличается тем, что его сознание вырастает в самосознание. Это становится возможным благодаря общественной жизни и линии второй сигнальной системе, речи. Внутренний мир личности и ее самосознание издавна привлекали внимание философов, ученых и художников. Сознание и самосознание — одна из центральных проблем философии, психологии и социологии. Ее значение обусловлено тем, что учение о сознании и самосознании составляет методологическую основу решения не только многих важнейших теоретических вопросов, но и практических задач в связи с формированием жизненной позиции. Способность к самосознанию и самопознанию — исключительное достояние человека, который в своем самосознании осознает себя как субъекта сознания, общения и действия, становясь в непосредственное отношение к самому себе. Самосознание – высший уровень развития сознания, основа формирования умственной активности и самостоятельности личности в ее суждениях и действиях. Коротко самосознание можно определить как образ себя и отношение к себе. Эти образы и отношения неразрывно связаны со стремлением к самоизменению, самосовершенствованию. И одна из высших форм самосознания – попытка найти смысл в собственной деятельности, что нередко вырастает в попытки отыскать смысл жизни. Моментом рождения самосознания был тот, когда человек впервые задал себе вопрос, что за силы дают ему творить, исследовать и подчинять себе мир, какова природа его разума, каким законам подчиняется его духовная жизнь. Кратко это событие можно выразить так: если раньше мысль человека направлялась на внешний мир, то теперь она обратилась на саму себя. Человек отважился с помощью мышления начать исследовать само мышление. Самосознание представляет собой неразрывное единство трех его сторон – когнитивной (самопознание), эмоциональной (отношение к себе) и регуляторной (самоконтроль). Самосознание – рефлексия – процесс познания человеком самого себя, своего внутреннего мира, анализ собственных мыслей и переживаний, размышление о самом себе; осознание того, как воспринимают и оценивают человека его окружающие. Самонаблюдение, соотнесение, самоанализ – все вместе ведут к развитию рефлексии. На основе рефлексивных факторов в последствии складывалась способность формировать более или менее четкие представления о самом себе. Это представления о своих качествах и возможностях, на основе которых складывался образ собственного «Я» (самосознание) и его эмоциональная оценка. Самосознание может порождать такие психические образования, как чувство неполноценности, тщеславие, неумеренную гордость, необъяснимую тревогу, зависть, отсутствие покоя, неудовлетворенность и многие другие чувства, которые иногда терзают человека до такой степени, что он был бы согласен расстаться с теми преимуществами, которые дает самосознание. Имея ненасытное стремление к успеху человек не может успокоиться ни на минуту, пользуясь взаимной любовью – страдает от страха ее потери. Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Если оставить в стороне удовлетворение естественных потребностей, все, что человек делает для себя, он делает, вместе с тем, и для других и, может быть, в большей степени для других, чем для себя, даже если ему кажется, что все обстоит как раз наоборот. Самооценка часто служит средством психологической защиты. Желание иметь положительный образ «Я» нередко побуждает индивида преувеличить свои достоинства и преуменьшить недостатки. В целом адекватность самооценок с возрастом, по-видимому, повышается. Завышенная самооценка приводит к тому, что человек склонен переоценивать себя в ситуациях, которые не дают для этого повода. В результате он нередко сталкивается с противодействием окружающих, отвергающих его претензии, озлобляется, проявляет подозрительность, мнительность или нарочитое высокомерие, агрессию, и в конце концов может устроить межличностные конфликты. Чрезмерно низкая самооценка может свидетельствовать о развитии комплекса неполноценности, устойчивой неуверенности в себе, отказа от инициативы, безразличия, самообвинения и тревожности.

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности.

Уровень притязания.

Уровень притязаний – это желаемый уровень самооценки личности (уровень образа «Я»), проявляющийся в степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой.

Стремление к повышению самооценки в том случае, когда человек имеет возможность выбрать степень трудности очередного действия, порождает конформизм двух тенденций: с одной стороны – стремление повысить притязания, чтобы пережить максимальный успех, а с другой стороны — снизить притязания, чтобы избежать неудачи.

В случае успеха уровень притязаний обычно повышается, человек проявляет готовность решать более трудные задачи, при неуспехе – соответственно снижается. Формирование уровня притязаний определяется не только предвосхищением успеха или неудачи, но прежде всего тем, что иногда смутно осознается и плохо учитывается прошлый успех или неудача.

В ряде исследований было показано, что среди испытуемых существуют лица, которые в случае возникновения риска более озабочены не тем, чтобы добиться успеха, а тем, чтобы избежать неудачи. Самосознание личности, используя механизм самооценки, чутко регистрирует соотношений собственных притязаний и реальных достижений. Еще в начале ХХ- го века американский психолог У.

Джонс высказал важную мысль о том, что определяющий компонент образа «Я» личности – самоуважение – характеризуется отношением действительных ее достижений к тому, на что человек претендует, рассчитывает. Понятие самоуважения многозначно.

Во-первых это чрезвычайно важный компонент самосознания; а во-вторых, оно подразумевает и удовлетворенность собой, и принятие себя, и чувство собственного достоинства, и положительное отношение к себе, и согласованность своего личного и идеального «Я». Психологические тесты и шкалы самоуважения измеряют более или менее устойчивую степень отношения индивида к самому себе.

Но высокое самоуважение отнюдь не синоним зазнайства, высокомерия и не самокритичности. Человек с высоким самоуважением считает себя не хуже других, верит в себя и в то, что может преодолеть свои недостатки.

Низкое самоуважение, напротив, предполагает устойчивое чувство неполноценности, ущербности, что оказывает крайне отрицательное воздействие на эмоциональное состояние и социальное поведение человека. Но неудовлетворенность собой и высокая самокритичность не всегда свидетельствует о пониженном самоуважении. Несовпадение идеального и реального «Я» – вполне нормальное, естественное следствие роста самосознания и необходимая предпосылка целенаправленного самовоспитания. Поэтому человеку для сохранения самоуважения в одном случае необходимо приложить максимальные усилия и добиться успеха, что является трудной задачей; другой путь – снижение уровня притязаний, при котором самоуважение, даже при весьма скромных успехах, не будет потеряно.

Источник: http://MirZnanii.com/a/197800/lichnostnye-osobennosti

Особенности психологии личности

Среди семи миллиардов людей, живущих сегодня на земле, не найдешь двух одинаковых. Каждый по-своему уникум, единственный и неповторимый. Недаром, имея в виду особенности психологии личности, М. Булгаков в «Мастере и Маргарите» упомянул о причудливо тасуемой колоде карт. Это образное выражение ярко демонстрирует бесконечную вариативность человеческой натуры.

Мнение специалистов об особенностях психологии личности

Проблема непохожести человеческих индивидов — прерогатива дифференциальной психологии.

Ее основополагающий постулат заключается в том, что исключительность отдельной личности объясняется вовлечением в процесс ее структурирования множества биосоциальных факторов.

Именно они обусловливают неповторимость нрава, редкость дарования, деликатность чувств, креативность мышления, неожиданность поступков.

Темперамент как одна из особенностей психологии личности

Выделение четырех версий темперамента – холерического, сангвинического, флегматического и меланхолического – принадлежит античному целителю Галену. Данная типология базируется на особенностях нервной системы и выражает степень вспыльчивости, восприимчивости, азартности, склонности к фрустрации у различных индивидов.

Сангвиники – люди со стойкой и гибкой нервной организацией. Им свойственны быстрота реакции, обдуманность поступков, позитивный настрой, хорошая сопротивляемость жизненным обстоятельствам. Однако неинтересное занятие вызывает у них скуку, рассеянность, вялость.

Флегматики – продуктивные работники, умеющие экономить и рассчитывать свои силы. Они уравновешенны, в меру коммуникабельны, но слишком инертны и неинициативны. Медлительность флегматиков мешает им сразу приступить к делу, им трудно сконцентрироваться или переключиться на иной вид деятельности.

Холерики – чрезмерно возбудимые и вспыльчивые люди. Отличаются взрывным, агрессивным нравом, энергичностью и прямолинейностью. Они с энтузиазмом предаются работе, но хватает их ненадолго. Когда силы холерика истощаются, его трудовой порыв вмиг угасает, сменяясь апатией и подавленностью.

Меланхолики – люди-мимозы, чувствительно воспринимающие воздействие любого раздражителя. Излишняя тревога, уныние, доходящее порой до отчаяния, неверие в себя, длительная подавленность могут вызвать у них личностные расстройства.

Правда, встретить в жизни стопроцентного холерика или чистого меланхолика практически нереально. Чаще речь идет о гибридных видах темперамента. Поэтому при анализе особенностей психологии личности специалисты устанавливают доминирующие качества ее эмоционально-динамической структуры.

Источник: http://rostduha.ru/osobennosti-psixologii-lichnosti/

Представление о счастье в контексте психологического благополучия

Переживание счастья рассматривается в современной психологии как один из индикаторов психологического благополучия (М.Аргайл, Н.М.Бредберн, М.Ф.Фордис,В.К. Комптон, Л.А. Кинг, К.К. Напа и др.).

В структуре данного феномена различают 3 аспекта: 1) удовлетворенность жизнью; 2) наличие позитивных эмоциональных переживаний; 3) отсутствие проявлений негативных аффектов: тревожных и депрессивных симптомов.

Многочисленные социологические исследования, проводимые в нашей стране, свидетельствуют о том, что число неудовлетворенных жизнью россиян значительно превышает тех, кто отмечает у себя прекрасное настроение.

Поэтому актуальным становится поиск путей обретения психологического благополучия (счастья) в современных, стрессовых, условиях.

Возникает необходимость в разработке методов и рекомендаций, призванных помочь человеку справиться с возможными психологическими затруднениями на пути к более счастливой жизни.

В понимании и определении счастья мы основываемся на положениях ценностного подхода, согласно которому разнообразные жизненные блага и духовно-нравственные ориентации, составляющие ценности счастья, определенным образом соотнесены и структурированы на уровне индивидуального сознания.

Цель работы состоит в том, чтобы изучить представление о счастье в картине мира личности. В исследовании приняли участие 23 студентки факультета психологии РГППУ. На наш взгляд, изучать проблему субъективного благополучия (счастья) особенно актуально на психологах, т.к. эффективность их профессиональной деятельности во многом определяется особенностями ценностно — смысловой сферы.

Методом изучения являлась техника репертуарных решеток (Дж.Келли). В качестве элементов выступили содержательные характеристики счастья, выявленные в ходе свободного самоотчета.

Ими стали: «положительные эмоции», «любовь», «профессиональная самореализация», «смысл жизни», «понимание окружающими и осознание своей нужности», «дружба», «родительская семья», «красота окружающего мира», «счастье окружающих», «радость жизни».

Читайте также:  Кривляние - психология

Личностные конструкты также не задавались заранее, а были выявлены методом триад.

Наиболее значимым и положительно воспринимаемым является элемент «любовь». Скорее всего, это связано с возрастом обследуемых: ведь именно в юности по настоящему пробуждается стремление к другому полу. На втором месте находится элемент «семья».

Мы объясняем это тем, что безоговорочная родительская любовь всегда удовлетворяет потребность человека в принятии, кроме того, студенты остаются зависимыми от родителей материально. Далее следуют элементы «дружба», «понимание другими», что опять же указывает на важность межличностных отношений.

«Смысл жизни» занимает промежуточное положение, т.к. данная проблема не характерна для возраста обследуемых. Интересно отметить двойственное отношение к «профессиональной самореализации»: студенты одновременно осознают трудности, сопровождающие обучение, и в то же время удовлетворены своим выбором.

Наименее значимыми выступили элементы «положительные эмоции», «радость жизни», «счастье других» и «красота окружающего мира». Таким образом, чтобы чувствовать себя счастливым, недостаточно просто жить, радоваться и наслаждаться миром вокруг.

Незначимость счастья других людей мы объясняем господствующими в российском обществе индивидуалистическими ценностями.

Также в состав представлений о счастье вошли следующие факторы: «включенность в социальные связи — созерцательность» (как противопоставление активности и пассивности), «профессиональный успех — альтруизм» (что может показаться удивительным, ведь профессия психолога предполагает помощь людям), «любовь — полезность» (эмоционально-личностные отношения находятся в оппозиции с общественной значимостью).

В структуре представлений выделено три независимых блока: «эмоционально-личностные отношения», «целесмысловой» блок, согласно которому обрести смысл жизни студентки смогут, реализовавшись в профессии, и «любовь к жизни», подразумевающий способность радоваться тому, что имеешь.

Таким образом, общая картина представлений о счастье соответствует свойственному юности оптимистическому взгляду на жизнь, поиску себя, стремлению к профессиональной самореализации, включенности в социальные связи.

Результаты данной работы являются основанием для дальнейших исследований: планируется изучение различий в представлении о счастье по гендерному основанию.

Фефелова Ирина Васильевна

Белова Дина Евгеньевна

Также читайте:

Источник: http://www.psyhodic.ru/arc.php?page=4379

Личностные качества психолога консультанта

 Прежде всего, работа психолога требует не только профессиональных знаний и владения методиками, но и особых личностных качеств, безоценочного отношения к клиенту, умения показать человеку его возможности и помочь раскрыть потенциал. Без этого трудно представить успешного специалиста, который консультирует и помогает сориентироваться в сложной жизненной ситуации. В целом личностные характеристики – это основа для развития профессионализма психолога-консультанта.

Наличие определенных качеств является одним из главных показателей компетентности. Поэтому для начала я хочу остановиться именно на этом факторе. Итак, рассмотрим подробнее, какими личностными качествами должен обладать практикующий психолог.

По мнению большинства профессионалов, и я с ними полностью согласна, для работы практикующего специалиста по психологии важны следующие личностные особенности:

  • — Эмпатия и рефлексия;
  • — доброжелательность и альтруистичность – желание помочь;
  • — уважение и тактичность;
  • — стремление к развитию и самопознанию;
  • — уверенность в себе, целеустремленность, адекватная самооценка;
  • — толерантность и терпеливость;
  • — эрудированность, разностороннее развитие;
  • — склонность к анализу – аналитический склад ума;
  • — интуиция, проницательность;
  • — эмоциональная стабильность, самообладание, стрессоустойчивость;
  • — быстрая адаптация к различным условиям;
  • — наблюдательность и открытость;
  • — позитивное мышление, креативность;

Теперь рассмотрим более детально все перечисленные качества, чтобы понять, для чего они нужны психологу, и как отражаются на его профессиональной деятельности.

Одна из важнейших способностей это эмпатия, т.е. глубокое понимание человека, его реальных проблем и осознание его душевного состояния.

Эмпатия – это эмоциональный отклик, сопереживание и умение погрузиться во внутренний мир клиента, и общаться на этом уровне в течение всей консультации, если этого требует ситуация. Однако эта особенность восприятия собеседника не имеет ничего общего с состраданием и жалостью.

Профессиональный психолог должен поставить себя на место другого, почувствовать его эмоции, переживания, и при этом суметь взглянуть на ситуацию со стороны.

Также профессионализм определяется таким качеством, как рефлексия – это не только способность видеть себя глазами людей, но и зеркальное взаимоотображение общающихся субъектов, воспроизведение и воссоздание друг друга. Безусловно, на первом этапе общения клиент нуждается в понимании и поддержке.

Ему нужно поделиться своими проблемами, чтобы выплеснуть эмоции, быть понятым и получить одобрение. Но при этом индивидуальные консультации психолога должны способствовать развитию личности.

Специалист учит человека принимать себя, общаться с другими людьми, помогает раскрыть свой потенциал, увидеть возможные сценарии жизни при выборе той или иной позиции.

Так, например, если клиент обращается с проблемой, связанной с конфликтной ситуацией, специалист должен сначала выслушать и прочувствовать его эмоции.

Только при таком условии человек получит моральное удовлетворение и подготовится к дальнейшей работе.

Задачи работы психолога взглянуть на ситуацию глазами клиента, дать понять, что он на его стороне, а после этого предложить рассмотреть конфликт с разных точек зрения.

В случае если практикующий специалист абстрагирован от проблем человека и его личности, работа не будет эффективной и полезной. Во-первых, клиент почувствует, что он не интересен специалисту, к которому обратился.

Во-вторых, такой подход некомпетентен, потому что человек не получит даже элементарной эмоциональной поддержки.

Вообще я считаю, что консультант, не имеющий таких качеств, и не развивающий их, не сможет помочь решить психологические проблемы.

Что касается доброжелательности, альтруистичности, тактичности, уважения к людям в целом, трудно себе представить специалиста по психологии, который не хочет помочь, проявляет неуважение и агрессию к клиенту.

Без элементарного уважительного отношения вообще невозможен диалог, а уж тем более общение консультанта, который призван оказывать психологическую помощь. Естественно, те или иные качества относятся к особенностям личности и заложены изначально.

Стремление и умение помогать людям развиваться, находить решения, реализовывать потенциал, учить их конструктивному и эффективному общению и пр. – это первый шаг, с которого начинается путь настоящего психолога.

Еще одно личностное качество психотерапевта, связанное с профессиональной деятельностью – это позитивное мышление, которое заключается в том, чтобы воспринимать неудачу, как ступень для новых достижений, не жалеть о том, чего не вернуть, смотреть в будущее, а не оглядываться назад.

Одним словом это умение почерпнуть положительные моменты из самых неприятных ситуаций, а наличие проблем воспринимать, как движущую силу для личностного роста и прогресса. Именно этому опытный специалист должен научить своих клиентов, которые хотят развиваться, решать возникшие сложности настолько эффективно, насколько это возможно.

Разумный оптимизм, позитив и креативный подход позволяют видеть события в лучших вариантах, и создавать соответствующие условия для их развития в нужном направлении.

Стремление к самопознанию и развитию, интерес к людям – такие же условия профессионального роста, как и предыдущие качества. Прежде чем начать помогать другим, опытный психолог должен разобраться в собственных проблемах, понять какие способности у него более развиты, какие менее, в чем его сильные и слабые стороны.

После такого самоанализа специалист сможет использовать свои преимущества более эффективно, и работать над теми качествами, которые развиты хуже. Только постоянное развитие, самопознание и самоанализ позволят психотерапевту совершенствоваться, и расти в личностном и профессиональном плане.

Ведь работа над собой такой же индикатор компетентности, как, например теоретические знания или владение методиками, а может быть даже еще более важный.

Профессия психолога требует целеустремленности и уверенности в себе. Такие качества необходимы для достижения результатов в любом деле.

Однако для психолога-практика они имеют особое значение, это внутренний стержень и сила, которые позволят клиенту довериться специалисту, и почувствовать, что их совместная работа даст желаемые результаты и плоды. Но не стоит путать уверенность с чрезмерной самоуверенностью, использованием своего авторитета с целью влияния на выбор человека.

Иногда складывается ситуация таким образом, что грань становится очень тонкой, и порой почувствовать ее достаточно сложно даже профессионалу. Цели и задачи психолога заключается в том, чтобы действовать в интересах клиента, не давить на него, показать всевозможные варианты, но об этом еще пойдет речь чуть позже. При этом так же важна самооценка консультанта.

Она должна быть адекватной. Завышенная самооценка приведет к тому, что специалист будет смотреть на клиента как бы сверху. Заниженная же самооценка и неуверенность разрушительна для личности профессионала и не допустима.

Толерантность и терпеливость – неотъемлемые качества психолога. Сам термин толерантность означает терпимость, принятие, которое может касаться традиций и обычаев других народов, поведения человека, его образа жизни или мировоззрения.

Честно говоря, мне такое определение как-то не по душе, потому, что терпимость звучит так, словно человека заставляют принимать ту или иную позицию, взгляд и пр. Хотя понятие толерантности гораздо шире и разнообразнее.

Это не просто терпимость и принятие, а скорее даже желание познавать иное, отличное от того, к чему мы привыкли, умение выходить из зоны комфорта, и расширять свой кругозор.

При этом речь ни в коем случае не идет об отказе от своей точки зрения, мнения, привычки, наоборот, толерантность дает возможность увидеть больше, проанализировать, сравнить, поделиться своим опытом, знаниями, получить новую информацию.

Таким образом, толерантность важна для адекватного восприятия чужих взглядов и мировоззрений. Это основа уважительного отношения, понимания, открытости, развития и расширения собственных возможностей.

Именно поэтому данное качество имеет столь высокую значимость в работе психотерапевта. К тому же толерантность я бы назвала одним из путей познания, который делает человека многогранным, разносторонним и более эрудированным.

А эти особенности в свою очередь тоже являются необходимыми условиями профессионального становления и работы психолога.

Аналитический склад ума – еще одна личностная особенность, связанная с успешной деятельностью и компетентностью психолога-консультанта.

Умение анализировать ситуацию, расставлять приоритеты, мыслить широко и позитивно – фундаментальные навыки, которые делают работу результативной.

Склонность к анализу проявляется в том, что специалист может разложить ситуацию по полочкам, и потом, как паззл, собрать снова воедино, рассмотреть с разных точек зрения, не подключая эмоции.

Конечно, работа психолога не предполагает полного отключения эмоционального восприятия, но выводы и рассуждения должны быть основаны на объективных фактах. При этом важна и психологическая интуиция или, иначе говоря, проницательность.

Эту способность скорее следует назвать своеобразным талантом, даром, но и развивать ее тоже можно и нужно. Обладать проницательностью означает понимать больше, чем клиент говорит, видеть скрытые причины его проблем, обобщать всю имеющуюся информацию о человеке и считывать ее.

Это достаточно сложная задача, требующая опыта и работы над собой. Надо сказать, что проницательность – редкий талант, и не всем психологам удается развить ее в полной мере.

В моем представлении эта способность является не просто показателем компетентности и опыта, а наивысшим достижением в профессиональном развитии.

При всех этих особенностях и качествах, коммуникативных способностях, сопереживании и включенности во время общения с клиентом, психолог должен обладать эмоциональной стабильностью и стрессоустойчивостью. Эмоциональные перегрузки часто приводят к выгоранию, стрессам, депрессии.

Для профессионала это не исключается, но лучше, если самообладание профессионала на высоком уровне, и он рассчитывает свои силы и возможности. Эмоциональная устойчивость проявляется в спокойствии, в умении преодолевать сильные чувства, а это, своего рода, предупреждение нервных срывов и психологического выгорания.

Также такие качества способствуют быстрой адаптации к изменяющимся условиям работы и быстрому переключению с одного человека на другого.

Наблюдательность и открытость – качества, без которых работа психолога просто невозможна.

Интерес к людям, умение замечать, казалось бы, незначительные детали, внимательность, непринужденность, естественность в общении и готовность учиться, познавать, стремление увидеть то, что другие не видят.

Без этого трудно представить себе успешного специалиста, который помогает людям находить решения в сложных ситуациях. Ответы психолога на вопросы указаны в другом разделе.

В целом личностные особенности очень ярко пересекаются с профессиональной деятельностью опытного психолога. Только при условии духовного поиска, стремления к самосовершенствованию, доброжелательности, специалист способен максимально раскрыть свой потенциал и помогать в этом другим.

Источник: https://ekolobkova.ru/neuverennost/154-kakimi-lichnostnymi-kachestvami-dolzhen-obladat-psikholog

Ссылка на основную публикацию