Лидерские ресурсы — психология

Лидерство. Как обрести лидерские качества? — Блог Personalitica

  • Что делает человека эффективным лидером?
  • Как завоевать авторитет в группе?
  • Научиться влиять на других людей и направлять их деятельность в нужное вам русло?

Лидеру необходим статус. Статус – это положение в обществе, заслуженное уважение членов группы. Источник силы лидера – это доверие симпатизирующей ему социальной группы. Лидер необходим для создания команды.

Лидеры координируют членов команды для достижения наилучших результатов. Одни из главных задач лидера — создание вдохновляющего видения будущего и совершение перемен.

Ведите людей за собой. Влияние лидера

В системе межличностных отношений в группе всегда создается иерархия отношений доминирования и подчинения, влияния и следования. Лидер, по сути, создается окружающими, возникает в ответ на потребности и ожидания группы.

Лидеры бывают двух типов: харизматический лидер (неформальный) и формальный лидер. Лидер спонтанно занимает доминирующее положение в группе с явного или скрытого согласия большинства ее членов.

  • Неформальный лидер проявляет себя за счет влияния и авторитета.
  • Формальный лидер – это начальник, руководитель, занимающий официальную должность.

Поэтому фактический лидер группы не всегда является ее официальным руководителем и наоборот.

Выделяют два типа лидеров в зависимости от ориентации:

  • Представители первого типа ориентированы в основном на задачу, второго – на взаимоотношения. Первый тип использует более авторитарный, жесткий стиль и ориентирован на результат, скорейшее достижение целей.
  • Второй тип более мягкий и демократичный, уделяет внимание социальному взаимодействию. Стремится к улучшению взаимоотношений внутри группы.

Выделяют три основных стиля лидерства:

  • Авторитарный лидер принимает решения сам. Использует поощрение и мотивацию. Контролирует процесс, групповые обсуждения решений отсутствуют. Этот стиль способствует оперативному выполнению задач, подходит для экстремальных ситуаций.
  • Демократический руководитель включен в групповые процессы. Проблемы обсуждаются коллегиально, принимаются общие решения. Предоставляется свобода в выполнении общих заданий, проявляется доверие подчиненным. Способствует благоприятному психологическому климату в группе и удовлетворенности деятельностью.
  • Либеральный стиль построен на доверии и передаче функций управления членам группы. Руководитель проявляет участие к каждому, мнение участника группы рассматривается и уважается. Такой стиль может снизить интерес к делу или повысить ответственность и самостоятельность членов группы.

Каждый стиль лидерства имеет свои плюсы и минусы. Разумно чередовать стили в зависимости от ситуации.

Ресурсы лидера

Но многие исследования показывают, что личностные черты играют не самую большую роль. Большее значение имеет ситуация, в которой человек может проявить свои качества и умения.

Как достичь лидерства в повседневной жизни?

Достичь лидерства невозможно с помощью готовых советов. Для этого необходимо научиться использовать свои способности, побороть неуверенность и страх.

Вот некоторые умения, развитие которых будет полезным и необходимым для воспитания в себе лидера:

  • Занятия спортом. Спорт тренирует тело и укрепляет характер. Спортсмены умеют работать на результат и собирать волю в кулак там, где это необходимо, что нужно и лидеру.
  • Умение определять цели и задачи. Задача лидера — мотивировать и объединить усилия людей для достижения поставленных целей. Используйте организаторские навыки для распределения задач и ресурсов.
  • Общение. Лидер ищет подход к каждому человеку и определяет, какое задание ему лучше назначить. Способность доносить идею и вдохновлять людей обеспечат развитые коммуникативные навыки.
  • Чуткость к окружающим. Успешный лидер обладает обаянием и умеет располагать к себе людей. Немаловажно и умение подмечать колебания настроения и душевного состояния других, чтобы улучшать отношения в группе.
  • Оптимистичный взгляд на жизнь. Способность смотреть на любую ситуацию с оптимизмом помогает собраться и действовать даже в критической ситуации. Руководитель должен не паниковать, а скоординировать усилия сотрудников для разрешения ситуации.

Рекомендации для развития лидерских качеств:

1. Проявляйте инициативу

  • Будьте активны. Лидерство исключает пассивность, стремление быть незаметным может только помешать. Чем инициативнее человек, тем лучше он развивает лидерские качества и становится заметной фигурой для окружающих.
  • Практикуйте упражнение со списком альтернатив. Выберите желание или цель. Составьте список альтернатив. Важно рассмотреть каждую возможность, не применяя фраз-отговорок («да, но…»). Составьте перечень стоящих на вашем пути преград и вариантов их преодоления. Подобное задание может показаться сложным и раздражительным. Постарайтесь преодолеть негативные эмоции.

2. Отмечайте успехи

  • Каждый день выделяйте время для того чтобы вспомнить и записать 3 успешных действия за день. Если у вас были неудачи – отпустите их. Вместо огорчений по этому поводу найдите и запишите на каждый провал по 3 достижения.
  • Образец для подражания. Будьте примером для других. Лидер – это тот, на кого равняются. Именно вы мотивируете и вдохновляете людей к успешному результату.

3. Рискуйте

  • Делайте все, чего не делали раньше. Учитесь танцевать или кататься на роликах, займитесь поиском интересной работы. Изучайте неизведанное и расширяйте свое видение мира.
  • Публичные выступления. Практикуйте публичные выступления. Для хорошего оратора важно уметь доносить ясно и понятно информацию до слушателей. Тренируйте свою речь заранее. Зеркало может стать хорошим помощником.

4. Развивайте чувство ответственности

  • Берите на себя принятие решений. Используйте любую возможность принятия  ответственности за принимаемые вами решения. Часто для того, что мы действительно хотим, не хватает решительных действий. Не откладывайте надолго такие вещи. Сделайте звонок по интересующему вас делу или найдите в интернете нужную информацию.
  • Проводите практику признания собственных ошибок. Если вы ошиблись – публично признайте и попробуйте исправить. Вы не должны брать на себя чужие проблемы, но  способность ответить за ваши собственные поступки это часть лидерской ответственности.

Упражнения для развития чувства ответственности

  • Возьмите ручку, блокнот и создайте список из 10 утверждений.
  • Начните каждую фразу словами: «Я несу ответственность за…».
  • Продолжите фразу любыми словами, которые только придут вам в голову, какими бы абсурдными они вам ни казались.

5. Учитесь скромности

  • Быть лидером означает держать баланс между уверенностью в себе и скромностью. Скромный лидер нацелен на результат, благоприятный для людей. Мотивация настоящего лидера лежит не в стремлении к власти, а в служении людям. Напоминайте себе, что вы работаете на благо организации и команды.
  • Говорите «Я не знаю», если вы на самом деле не знаете ответов на все вопросы группы. Когда лидер скромно признает это, он предоставляет группе возможность объединиться и найти решение вместе. Таким образом, себя могут проявить и другие члены команды. Ставка на совместную работу помогает в сложных ситуациях.
  • Выслушивайте другие точки зрения. Общайтесь с людьми, взгляды которых не похожи на ваши. Это не только развивает скромность, но и может открыть много интересного, чего вы не замечали ранее.

6. Принимайте похвалу

  • Часто отказываетесь от комплиментов, говорите, что вы их не заслужили? Уметь принимать похвалу тоже важно. Принимать свои достижения намного приятней, чем приуменьшать их. Отвечайте благодарностью на комплименты, они заряжают уверенностью и силой. Оценивайте по достоинству свои и чужие заслуги.
  • Делитесь опытом. Искренне рассказывайте другим про свой неудачный опыт. Это нелегко, но вызывает расположение людей. Всем людям свойственно ошибаться, так что ваше несовершенство только приблизит вас к группе.

7. Придайте себе уверенность и напористость

  • Учитесь отстаивать свою точку зрения. Проявляйте настойчивость в том, что вам действительно важно. Развивайте умение сказать «нет», когда это необходимо. Цените свои силы и время.
  • Используйте уверенные жесты. Манера держаться играет большую роль в создании впечатления. Если вы ходите сутулясь, с опущенной головой, то, скорее всего, будете создавать впечатление жалкого, слабого и неуверенного человека. В лидере же должна проявляться уверенность и сила. Для уверенного человека характерна прямая осанка и поднятый вверх подбородок. Поработайте над своим голосом, чтобы он звучал убедительно.

8. Целостное видение

  • Это умение составлять целостную картину и видеть перспективы. Когда вы видите ситуацию в целом и ее возможное развитие, вы можете найти место каждому члену группы, понять его роль. Ведение людей за собой это искусство.
  • Задача лидера: провести людей из пункта А в пункт Б, учитывая их навыки и способности. Люди идут за лидером, который ясно представляет себе будущее. Он понимает, что в будущем много неизвестного, но одновременно точно знает, каким хочет его видеть.

Играйте роль лидера. Будьте победителем

Вы харизматичный или формальный лидер?

Читайте также:  Обещание самому себе – психология

Необходимо составить программу развития, определить цель и совместить её с вашими ценностями и стремлениями. Так вы сможете мотивировать и вдохновлять людей в направлении успешного будущего.

  • Регулярно практикуйте упражнения для развития лидерских качеств.
  • Наращивайте свои лидерские ресурсы.
  • Совершайте активные действия и проявляйте инициативу.
  • Поддерживайте баланс между скромностью и уверенностью в себе.

Выберите подходящий вам стиль лидерства. Завоевывайте внимание людей поступками для пользы социальной группы.

Источник: http://galipot.ru/motivation/leader/

Психологические особенности лидерства и возможности его развития

Опубликовано: Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. №2 (11), апрель — июнь 2011

Из года в год сохраняется практический интерес к исследованию феномена лидерства и проблеме развития лидерских качеств. Как проявляется истинный лидер? Можно ли развить лидерский потенциал или он может быть навсегда заблокирован на самом раннем этапе своего проявления?

Очень много говорится о внешних феноменах лидерства и достаточно мало информации о сущностных аспектах лидерства, идентичности лидера: кто же он такой, что из себя представляет, в чем его внутренняя специфика.

Мы осветим результаты исследований, проводимых на кафедре онтопсихологии факультета психологии СПбГУ. В основном работы посвящены изучению предпринимателей-лидеров, которые занимают активную позицию в диалоге с окружающим миром, создавая своё дело, давая возможность развиваться тем, кто вовлечен вместе с ним в этот процесс.

Неразрывность человека и группы применима к системе «предприниматель – предприятие».

Теоретический анализ этой системы, несводимой к совокупности ее частей, приводит  к выводу о том, что деятельность предприятия и его основного ядра (предпринимателя) тесно связаны.

  И бизнес получает свою индивидуальность через индивидуальность своего создателя, является своего рода его продолжением — «социальным телом».

Наши исследования проводятся на  международных выборках: в России, странах Европы и Латинской Америки.

Накопленные на протяжении шести лет эмпирические результаты, которые подтверждают и дополняют существующие представления о феноменологии лидерства, касаются биографических данных, стиля жизни, системы нравственных установок и личностных характеристик успешных лидеров.

В концепциях экзистенциально-гуманистического направления центральную роль занимает целостная, полноценно-функционирующая, самоактуализированная личность. Гуманистические психологи не только подчеркивают врожденно присущие человеку возможности позитивного и конструктивного роста, но также глубоко уверены в осуществимости этих возможностей.

В теории А. Маслоу [2] выделяется два типа потребностей, лежащих в основе развития личности: «дефицитарные», которые прекращаются после их удовлетворения, и «бытийные», которые, напротив, только усиливаются после их реализации и способствуют её развитию.

Таковой является потребность в самоактуализации – наиболее значимой для человека. Согласно К. Роджерсу [5], цель жизни – реализовать весь свой врожденный потенциал, быть «полностью функционирующей личностью», т.е.

человеком, который использует все свои способности и таланты, реализуя свой потенциал и движется к полному познанию себя, своих переживаний, следуя своей истинной природе.

В психике человека существуют две врожденные тенденции: первая, названная Роджерсом «самоактуализирующейся тенденцией», содержит изначально в свернутом виде будущие свойства личности; вторая – «организмический отслеживающий процесс» — представляет собой механизм контроля за развитием личности.

На основе этих тенденций у человека в процессе развития возникает особая личностная структура «Я», которая включает «идеальное Я» и реальное Я». Эти подструктуры структуры «Я» находятся в сложных отношениях – от полной гармонии (конгруэнтности) до полной дисгармонии.

Лидер  – это тот, кто обладает максимальными потребностями в самоактуализации, тот, «организмические» потребности которого в целом удовлетворены, тот, чье «реальное Я» не расходиться с «идеальным Я» и в силу этого обладает высокой самооценкой, целостностью. Лидерство заложено в природе любого человека, естественно для него и возможно на любом этапе его жизни.

В онтопсихологической парадигме, продолжающей традиции гуманистической и экзистенциальной психологии, утверждается, что лидер является таковым от природы, он  с рождения наделен природным потенциалом, который позволяет ему достигать большего. Лидер умеет приводить в действие, выстраивать гармонию отношений между разными индивидами во имя достижения высшей продуктивности или максимального результата.

Результаты исследования, проведенного кафедрой онтопсихологии на итальянской выборке [1] наглядно показали на достаточно простом примере, что именно фигура лидера играет ключевую роль в успешности команды.

Была проведена сравнительная оценка результативности одного и того же яхтенного экипажа при участи в регатах под руководством двух разных шкиперов.

Команда показывала достоверно лучшие результаты под руководством одного из них, который, не смотря на меньший опыт руководства, обладал определенными свойствами личности, которые и позволили ему привести экипаж к победе.

Каким образом развиваются эти качества у человека? Что же всё-таки определяет человека-лидера?

Согласно  гуманистической парадигме личность развивается и совершенствуется в течение всей жизни, но особенно важными являются ранние этапы становления.

Онтопсихологическая концепция уделяет особое внимание  необходимости формирования личности лидера и его технической подготовки, начиная именно с раннего периода жизни (семейное воспитание, порядок рождения, ранняя автономия и т.д.).

Одними из главных экзистенциальных средств «создания личности лидера» являются культурное образование, которое включает в себя общую культуру, профессиональную культуру и опыт дипломатических отношений как умение выстраивать взаимоотношения с разными типами людей; независимость от стереотипов. 

Ряд исследований, проведенных на кафедре онтопсихологии (факультет психологии, СПбГУ) показали значимость  особенностей биографии в формировании будущего лидера: воспитания, порядка рождения, появления ранней автономии и др. (А. Кармолин, Е. Макушева, С. Молл, Л.Сухорская) [6, 7, 9, 10].

Многие будущие лидеры имели в детстве личное пространство, позволяющее им формировать ощущение своего индивидуального мира. В воспитании лидера практически не использовался «противоречивый» стиль, наоборот, для более целостного понимания картины мира ребенку предлагался единый стиль миропонимания, формирующий базис адекватной «Я-концепции» человека.

Анализ всех полученных данных говорит о важности предоставления самостоятельности ребёнку в раннем возрасте, а также о несомненной значимости получения и ощущения финансовой автономности в раннем опыте.

Особенно важным в формировании ответственной позиции, по нашим данным, является возраст, в котором человек самостоятельно заработал  первые деньги. Получение человеком в раннем возрасте именно определённой степени свободы, в регуляции собственной жизни, в финансовом отношении и формирует лидерскую позицию человека.

При этом, нужно заметить, что в данном случае свобода не является синонимом вседозволенности, это именно свобода в действии и самостоятельном управлении собственной жизнью.

В качестве биографических коррелятов проявления были выделены такие показатели, как интегральный показатель проявления самостоятельности в детстве, возраст, в котором человек начал самостоятельно распоряжаться деньгами; раннее начало трудовой деятельности, ранний выход из родительской семьи.

Также согласно данным биографий и самоописаний успешных лидеров отличает здоровье, жизненный тонус, хорошее настроение и удовлетворение собственной внешностью.

Готовность стать лидером и автором своей жизни  требует от человека принятия на себя ответственности за свои решения и их последствия. Именно ответственная позиция и использование внутреннего критерия оценки определяет истинного лидера.

Ответственность определяется как психологическая ситуация, в которой субъект обязан отвечать морально, юридически или экзистенциально.

Ответственность – это не выбор, а неизбежный факт с того момента, как человек существует в определенной ситуации, определенном событии.

При этом ответственная позиция является выгодной для человека в экзистенциальном смысле, а также способствует его жизненному успеху.

В исследованиях, проведенных на кафедре онтопсихологии на российской и итальянской выборках (Э. Ла Роза, А.

Кармолин) [8, 9] было показано, что люди, занимающие ответственную позицию и характеризующиеся интернальностью оказываются более успешными и психологически благополучными.

Были выявлены такие позитивные стороны в состоянии ответственности, как спокойствие, самооценка, улучшение отношений с собой и с другими, спокойная совесть, уважение.

По данным, полученным на выборке предпринимателей-лидеров, респонденты  при осуществлении своей профессиональной деятельности считают себя ответственными за успех деятельности, в том числе за удовлетворённость клиентов, качественный продукт и успех бизнеса в целом.

Так же они ощущают ответственность за самого себя, в том числе за собственные выборы, саморазвитие, свой интерес к деятельности.

При этом ответы респондентов свидетельствуют о том, что они считают, что, прежде всего, несут ответственность перед самими собой за активное участие в собственной жизни.

Результаты ещё одного исследования (А. Люфт) [9] также свидетельствуют о наличии внутреннего критерия оценки, ориентира, свойственного лидеру. Согласно полученным данным в ситуациях морального выбора лидеры-руководители в большей степени склонны руководствоваться собственной «системой отсчета», внутренними, а не внешними критериями.

Читайте также:  Ответственность за выбор - психология

Ориентация на «интересы дела» и собственное видение ситуации будут являться для предпринимателей более значимыми факторами принятия решений, чем внешние нормы и установки. Наличие у предпринимателей более твердых этических представлений относительно предпринимательской деятельности связано с их более позитивными личностными особенностями.

При решении моральных дилемм, предприниматели-лидеры, сохраняя дипломатичность, ищут не сиюминутных решений, основанных на личных эмоциях, а исходят из критерия объективной пользы, не забывая о том, что при решении одной проблемы, не должна создаваться новая, то есть их действия направлены не только на «сейчас», но и на перспективу.

Данные исследования показали, что предприниматели, в большинстве своём  руководствуются принципом разумного эгоизма, прежде всего оценивая собственную прибыль и возможные потери, не впадают в зависимость от общественного мнения и  стереотипов, сохраняя при этом рациональное понимание необходимости гармоничного взаимодействия со средой, в которой они находятся, будь то государство или природа.

«Лидер развивает любую стратегию для того, чтобы реализовать на практике свой территориальный эгоизм, пребывая в постоянной трансцендентности по отношению к своим действиям. Он являет собой потенциальное решение любого кризиса, в каждый конкретный момент, выстраивая технику, которая позволяет функционально разрешить ситуацию» [3].

В другом исследовании феноменологии лидерства (О. Масленникова) [9], проведенном на кафедре онтопсихологии была изучена картина ценностных ориентаций  руководителей и служащих.

У руководителей сильнее проявляется ценность «самостоятельность» (стремление к свободе, самоконтролю) и «стимуляция» (стремление к новизне) и слабее — ценности, выражающие ориентацию на интересы группы — конформность,  традиции. Также данные ряда исследований  (В. Лазарев, А.

  Люфт) [7, 9] показывают значимость для успешного лидера таких ценностных ориентаций как «стимуляция» и «гедонизм», которые также ориентированы на новизну и удовольствие.

В исследованиях, проведенных на итальянских предприятиях (В. Тибери, Р. Велочиа) [7, 9] было показано влияние лидера, его стиля руководства, его собственных жизненных установок на психологический климат в группе и успешность деятельности.

  Инициативность, контактность, ответственность, компетентность лидера, а так же его психологическое благополучие способствует развитию у его сотрудников готовности брать на себя ответственность, интереса к работе, желания совершенствоваться и готовности вкладывать ресурсы в свое образование, что положительно влияет на эффективность деятельности этих людей.

«Действие лидера — действие высшего управленческого ума — является точкой того динамического пространства, с которой соприкасаются и через которую проходят все потоки коммуникации, действующие в каком-либо месте. Спустя некоторое время, например, через год, доказательством   эффективности   рациональности лидера является действительная постоянная прибыль, т.е.

тот заработок, который неизбежно ведет к новому, более высокому ментальному и материальному заработку. Этот заработок и есть тот жизненный элемент, который активизирует другие вложения, влечет за собой рост инвестиций и появление новых предпринимателей.

Настоящий лидер — это тот, кто умеет «зарабатывать», создавать других предпринимателей, другие векторы  экономической интенциональности» [4].

Лидеры успешных предприятий обладают гармоничностью во всех сферах своей жизни. Проведенные исследования (Е.

Макушева) [7] показали: успешного лидера, действительно, отличает определенный образ мыслей и постоянство в выстраивании специфического стиля жизни, что проявляется во всех сферах его жизнедеятельности: личной индивидуальной, сфере аффективно-семейных отношений, сфере сотрудников и партнеров, сфере экономической уверенности.  Согласно полученным данным, в большинстве случаев экономические сложности связаны не с внешними факторами и изменениями на рынке, а с внутренними сложностями руководителя, в первую очередь диссонанс начинается с утраты предпринимателем высокой ценности жизни для собственной личности, что проявляется в первую очередь в личной, аффективной сферах и сфере сотрудников.

Специфичность образа мышления и постоянство в выстраивании определенного стиля жизни особо проявляется в отношении успешных предпринимателей к собственному характеру. Они обладают достаточной волей для постоянного выстраивания функционального для них сегодня стиля жизни или образа мышления, отбрасывая привычки и стратегии уже не служащие росту.

Они стремятся принимать решения, оптимальные для их актуальной ситуации и полезные для будущего, знают, что свое завтра они строят сегодня.

Лидера-предпринимателя характеризует креативность.

Креативность — это выработка специфической компетентности для функциональной новизны: весь арсенал логических, технических и рациональных инструментов, которыми обладает лидер, перерабатывается, перестраивается для выполнения новой функции, для достижения нового результата; т.е.

лидер меняет карты, изменяет отношения, которые он должен уметь синхронизировать для неповторимой, новой функции (т.е. не для того, чтобы в очередной раз заработать денег или чтобы открыть другую подобную фабрику и т.д.).

В проведенных исследованиях (Е. Макушева) [7]  было показано, что лидеры во всех сферах деятельности выстраивают повседневную эстетику во всем, не позволяя себе не дотягивать ни в мелочах, ни в главном, т.к. понимают, что именно несовершенная малая часть нарушает совершенство целого.

При этом в  отношениях с друзьями, знакомыми, близкими людьми  они основываются на взаимном уважении, всегда удерживая в приоритете цель собственной личности; предпочитают общество людей, сродных им по духу, цели и уму.

В отношениях с сотрудниками и партнерами успешным лидерам важны взаимный интерес и польза в сотрудничестве, они вкладывают ресурсы в личностное и профессиональное обучение команды, отслеживают функциональность работы каждого участника.

Для того, чтобы лидер успешно обеспечивал функциональное развитие как контекста, так и собственной личности, ему необходим критерий.  Для эффективности предприятия важно контролировать положительную динамику роста, при этом психологический фактор становится ключевым.

Предприниматель должен научиться видеть этот фактор, прочитывать его.

Здесь крайне важна тактика действия: чувство момента, точное действие, результат, кратковременный отдых и подготовка к новому более значимому проекту и вновь чувствование оптимального для действия момента.

Анализируя ошибки предпринимателей, синдром выгорания, психологические проблемы, мы приходим к разным видам их дезинформации, среди которых самый важный — бессознательная дезинформация (дезинформация, происходящая по причине непроработанности внутренних проблем, ограниченности сознания по причине действия комплексов, нефункциональных установок и стереотипов). В результате нефункциональные решения проявляются в неправильном подборе сотрудников, выстраивании рабочей динамики, неспособности отследить нефункциональные взаимодействия внутри предприятия, неспособности простроить выигрышный внешний образ (при выборе рекламы, простраивании бренд-концепции и т.п.).

Поэтому лидер-предприниматель должен постоянно стремиться к сохранению  идентичности и аутентичности собственного бытия. Именно достижение соответствия человека своей внутренней сущности, его аутентичность своему бытию, своей природе, обеспечивающей самореализацию, является практической целью онтопсихологического консультирования аутентификации.

Список использованной литературы

  1. Де Франческо, Б. Влияние лидера на успешность команды: дипл. работа / Б. Де Франческо. – СПб., 2003.
  2. Маслоу,  А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – СПб.: Евразия, 1999.
  3. Менегетти,  А.  Личность предпринимателя / А. Менегетти. – М. : ООО «ФОИЛ», 2004.
  4. Менегетти, А. Психология лидера / А. Менегетти. – М., 2010.
  5. Роджерс, К. Клиентоцентрированная психотерапия / К. Роджерс. – М., 1993.
  6. Сборник статей по материалам работ выпускников факультета психологии направления «Онтопсихология». – СПб. : СПбГУ, 2008. – Вып. 3.
  7. Сборник статей по материалам работ выпускников факультета психологии направления «Онтопсихология». – СПб. : СПбГУ, 2009. – Вып. 4.
  8. Сборник статей по материалам работ выпускников факультета психологии направления «Онтопсихология». – СПб. : СПбГУ, 2010. – Вып. 5.
  9. Сборник статей по материалам работ выпускников факультета психологии направления «Онтопсихология». – СПб. : СПбГУ, 2011. – Вып. 6.
  10. Сухорская, Л. Стиль воспитания как фактор формирования лидерского потенциала: дис. …магистра психол. наук / Л. Сухорская. – СПб. : СПбГУ, 2009.

Источник: https://onto.ru/public/publications/235

«Образ лидера» как социальный ресурс

Попытки осмысления и изучения феномена лидерства продолжаются не первое столетие. Сложились базовые концепции лидерства, постулировавшие значимость в этом феномене богоизбранности (харизма), специфической одаренности, соответствия лидера ожиданиям последователей, соответствия решаемой группой задаче и ситуации.

Эмпирические исследования различных видов деятельности убедительно показали, что в рамках групповой деятельности с неизбежностью регистрируются два явления: 1) случайным образом укомплектованная группа обязательно функционально иерархизуется (частью чего становится приписывание лидерской роли одному из членов группы), и 2) появление группового лидера ведет к увеличению эффективности деятельности группы в целом. Соответственно сказанному, само наличие признаваемого лидера может рассматриваться с прагматической точки зрения как существенный ресурс в обеспечении успешности групповой деятельности, а отсутствие такого лидера тормозом на пути ее реализации. Этот ресурс оказывается особенно весомым, когда речь идет о больших социальных группах, которые характерны для условий политической и государственной деятельности.

Читайте также:  Циклоидный тип - психология

До настоящего времени «лидерский» ресурс эксплуатируется весьма активно, однако под решение очень узкой задачи. Объемные исследования типовых ожиданий, опасений, надежд населения проводятся только в периоды выборных кампаний и используются для «подгонки» поведения и продвигаемой идеологии кандидата с одной единственной целью — обеспечить его избрание на искомую должность.

Нам представляется, что этот ресурс именно на социальном уровне можно использовать более разнопланово и конструктивно. Анализ литературных источников, посвященных проблематике лидерства, обнаруживает два удивительных факта.

Первый заключается в том, что «очевидность» наличия у лидера неких специфических или особо ярко выраженных психологических и поведенческих качеств последовательно не подтверждается эмпирическими исследованиями.

И вопреки этому, в представлениях конкретного человека присутствует более или менее ясное мнение о том, какими качествами должен обладать «настоящий», «истинный» лидер!

Второй факт заключается в откровенном приоритете исследовательского интереса к психологии лидера при практически полном игнорировании психологических особенностей его последователей, фактически и выполняющих (или не выполняющих!) ту деятельность, которая «предначертана» лидером.

Тем самым, из анализа лидерства как сложного системного феномена выпадает его важнейшая (исполнительская) часть! Центральным направлением наших исследований служит переход от поиска постоянных характеристик лидера к регистрации изменчивых и потому более точно отражающих конкретные особенности групповой деятельности характеристики, а также переход от анализа поведения и психологии лидера к изучению представлений простых членов группы о «настоящем» лидере.

В нашей трактовке понятие «образ лидера» является альтернативой к сложившемуся понятию «имидж лидера». В «имидже лидера» традиционно в большей степени фиксируются желательные для сохранения властного статуса элементы лидерской самопрезентации.

В «образ лидера» мы вкладываем иное значение: он — совокупность, как правило, не вполне отчетливых представлений о том, каким должен быть другой человек, чтобы легко восприниматься в лидерской роли именно этим испытуемым и именно в этой его конкретной жизненной ситуации.

Обобщенная совокупность большого числа такого рода индивидуальных «образов лидера» может дать ценнейшую информацию о состоянии соответствующей социальной группы:

1) наиболее часто называемые личностные и поведенческие качества «истинного лидера» укажут на ее ситуативно доминирующие проблемы, потребности и предпочитаемые формы решения проблем;

2) величина согласованности индивидуальных представлений обнаружит меру психологического единства группы, ее потенциальной способности согласованно действовать ради достижения своих целей;

3) четкость и конкретность индивидуальных «образов лидера» послужат индикатором того, насколько экстремальной воспринимается участниками социальной группы их жизненная ситуация.

Разработка и использование портативного психодиагностического инструментария для фиксации характеристик «образа лидера» в больших группах могут стать достаточно эффективным социальным ресурсом — инструментом стимуляции их целенаправленной активности и способом согласования содержания и формы политических решений с актуальными нуждами и установками социума.

Васильев В. К.

Также читайте:

Источник: http://www.psyhodic.ru/arc.php?page=3653

Лидер и лидерство — Основы психологии Библиотека русских учебников

Лидер (от англ leader — ведущий) — это член группы, которому она дает право принимать самые ответственные решения, затрагивающие интересы всей группы. Лидер — личность авторитетная

Лидерство — это влияние отношений в процессе взаимодействия, основанные на личностных характеристиках, где прослеживается факт доминирования и подчинения

В процессе психологических наблюдений и исследований разработан ряд теорий лидерства. Теория лидерских ролей. Р.

Бейлса рассматривает лидера с позиций профессионализма, учитывая эмоциональный фактор»Теория черт с»утверждает, что условием для признания человека лидером обладание ею специфическими»лидерскими»чертами и способностями.

Согласно ситуационной теории. Ф. Фидлера, лидерство — это продукт сложившейся ситуации я в конкретной групплалася у конкретній групі.

Сторонники интерактивной теории считают, что лидером может стать любой человек, занимает соответствующее место в системе межличностного взаимодействия

Синтетическая теория обращает внимание на взаимосвязь основных составляющих процесса организации межличностных отношений: лидеров, подчиненных и ситуаций, в условиях которых осуществляется лидерство

Основываясь на концептуальных подходах, в психологии разработан и принят различные классификации лидеров: по содержанию деятельности (генератор идей и исполнитель), по характеру деятельности (универсал ьный и ситуативный) по направленности деятельности (деловой и эмоциональный), по социальному признаку (формальный и неформальный), по ценностно-эмоциональной признаку (положительный и отрицательный.

Лидерство можно рассматривать с позиций стиля, в содержание которого вкладываются понятия коллегиальности, директивности, либерализма, бюрократичности т.д.

Директивные лидеры меньше советуются, чаще применяют приказы. Коллективные лидеры используют демократический стиль руководства. Бюрократический стиль проявляется в жестком использовании законов и инст рукций, либеральный стиль, наоборот, пренебрегает имми.

По содержанию трудовой деятельности всех людей условно разделяют на создателей идей и исполнителей. Такое разделение касается и лидеров. Следует отметить, что редко встречается руководитель-лидер, который должен способности и создателя, и реализатора идетей.

По характеру деятельности универсальное лидерство оказывается постоянно, ситуационное носит временный характер

Автор ситуационной теории. Ф. Фидлер отметил, что в неблагоприятных или очень трудных ситуациях лидер, ориентированный на задачу, которую должна решить группа, достигает большего, чем лидер, ориентированный на чел гдей.

Знание такого подхода может помочь руководителю выбирать тот или иной стиль руководства при других обстоятельствах

По направленности деятельности лидер может быть деловым — удерживать лидерские позиции за счет высоких деловых качеств (профессионализма и компетентности) — или эмоциональным (действия лидера направлены на эмоций ийну сферу взаимодействия с членами группы).

Позитивная деятельность прослеживается у лидера-организатора, который своими действиями способствует решению деловых задач. Лидер с негативными стремлениями разжигает эмоциональные при страсти в коллективе, способствуя возникновению конфликтных ситуацииій.

Формальный лидер — руководитель одновременно может быть и неформальным. Но может быть и иначе. В группе есть формальный руководитель, наделенный чертами и способностями лидера, и в этой же группе другой член коллектива занимает есть место неформального лидера, деятельность которого может иметь положительный или отрицательный характер.

Отрицательные лидеры бывают двух типов: лидер-организатор и лидер-коммуникатор. Лидер-организатор — это человек, как а откровенно мешает делу, она часто превышает, в обращении использует местоимение»мы», не уточняя при этом, кто подразумевается.

Однако следует отметить, что негативное лидер-организатор безопаснее й сравнению с отрицательным лидером-коммуникатором, поскольку первый откровенный. Лидер-коммуникатор держится в тени.

На сборах он сидит в последних рядах, на лице выражение»ну-ну, что из этого получится»Письмо ей не подписывает, формируя ряды»анонимщиков»Информация, поступающая от него, имеет характер размышлений, заставляет членов группы домысливать ее из негативных позицииупи домислювати її з негативних позицій.

Для психологического климата коллектива лучше, когда, кроме формального лидера, в группе есть неформальный, но при условии, что между ними возникают конфликты

Психолог. Макгрегор (I960) выделил две теории лидерства:

1). Теория. Икс, основным положением которой является утверждение, что человек по своей природе ленивое и требует контроля и управления;

2). Теория. Игрек, согласно которой человек по своей природе деятельна и способна самостоятельно организовывать свою деятельность

Развивая концепцию. Макгрегора,. Оуши (1981) предложил еще один вариант отношения к человеку, назвав его теорией. Зед. Основным положением данной теории является утверждение, что человек работает с максимальной й эффективностью под надлежащим руководством.

С понятием лидерства тесно связано понятие стиля лидерства. Стиль лидерства — это типичная для лидера система средств психологического воздействия на подчиненных

Психологи выделяют следующие стили лидерства: авторитарный, либеральный, демократический, ситуативный, непоследовательный, портисипативний.

Лидеры, придерживаются авторитарного стиля, управляют людьми с позиции й теории. Икс; лидеры, которые руководствуются либеральным стилем управления, придерживаются теории. Игрек.

Демократические лидеры занимают позицию между данными двумя вариантами и придерживаются теории. Зеед.

Ситуативный стиль учитывает уровень психологического развития подчиненных и коллектива (П. Херси,. К. Блон)

Непоследовательный стиль характеризуется непредсказуемым переходом от одного стиля к другому, что является причиной возникновения конфликтных ситуаций

Для портисипативного стиля характерна открытость в отношениях между руководителем и подчиненными, регулярные совещания с подчиненными, создание групп с правом самостоятельного принятия решений, предоставления сотруднику в возможности самостоятельного разработка новых идет.

Структура механизмов воздействия на людей зависит от качеств членов группы. Лидер значительной степени зависим от коллектива. Группа требует выражать ее интересы. Только при этом условии последователи не просто идут за своим лидером, но и хотят идти за ныним.

Источник: https://uchebnikionline.com/psihologia/osnovi_psihologiyi_-_vitenko_is/lider_liderstvo.htm

Ссылка на основную публикацию