Высшие психические функции — психология

Что такое высшие психические функции человека :

Если объяснять научными терминами, что такое высшие психические функции, то получится скучно и непонятно. Поэтому немного упростим. ВПФ — это процессы, свойственные только человеку. Мы приобрели их в ходе эволюции. Самым главным завоеванием является речь.

Такой сигнальной системой не обладает больше никакой другой биологический вид.

Кроме этого, в активе человека есть эмоционально-волевая сфера, которая отвечает за поведение индивидуума, а также мы можем мыслить, то есть перерабатывать информацию, получаемую из окружающего мира,способны запоминать и впоследствии применять заложенные в памяти образы.

Все вышеперечисленные высшие психические функции не могут существовать по отдельности, они тесно связаны между собой и в развитии тянут друг друга. Для их осуществления необходимы определенные механизмы и условия, при которых они действуют.

Механизмы ВПФ

Психические процессы человека — это составная часть ВПФ, механизмы ее реализации. То есть с их помощью происходит вся деятельность психики.

Они делятся на физиологическую часть, нейронную связь, отвечающую за передачу сигналов между участками мозга, и познавательную часть — сами действия.

Образно это можно изобразить так: в одном участке мозга что-то произошло, об этом надо оповестить другие отделы, чтобы совершаемое действие вышло на внешний план.

Виды психических процессов

Все процессы делятся на познавательные, эмоциональные и волевые. К первому виду относятся наши ощущения, за это отвечают органы чувств. Из информации, поступающей от них, у нас возникает представление об окружающей действительности, недостающие детали мы можем вообразить.

Все этовенчает внимание, оно может быть непроизвольным (неконтролируемым) или произвольным, когда мы на чем-то концентрируемся по своей воле. Все они связаны с процессами, осуществляющими высшие психические функции. Начинается это с восприятия — то, как мы приняли сигналы от органов чувств.

Этот процесс сугубо индивидуален, поэтому говорят, что на вкус и цвет товарищей нет, вся эта информация перерабатывается мыслительными процессами с использованием речи (думаем мы словами). Далее подключается память. Все, что туда попадает, раскладывается по «хранилищам», что-то в ближайшие, что-то совсем в «погреб». Но даже оттуда при определенных условиях образы могут всплывать.

Следующая группа — это эмоциональные процессы. Самые примитивные из них — эмоции,они быстротечны, но рождают чувства — более устойчивые формы, которые побуждают нас к различным действиям. Но есть еще процессы, у которых амплитуда выражения зашкаливает — это аффекты (также скоротечны) и стрессы — они могут быт довольно продолжительными.Самая сложная группа — это волевые процессы.

Для того чтобы они осуществлялись, подключаются все наши высшие психические функции. К волевым актам относятся: борьба мотивов, постановка целей и, наконец, принятие решения. Именно воля заставляет нас двигаться вперед, преодолевать трудности.

Командный центр

Чтобы управиться со всем этим сложным хозяйством, человеку необходима психическая саморегуляция: осознанные действия человека, направленные на регулирование и контролирование своего состояния.

Последнее время этому вопросу уделяется много внимания. Человек испытывает огромные интеллектуальные и эмоциональные нагрузки.

И если не научиться способам регуляции своего состояния, то рано или поздно произойдет взрыв.

Источник: https://www.syl.ru/article/101801/chto-takoe-vyisshie-psihicheskie-funktsii-cheloveka

Высшие психические функции (ВПФ)

Высшие психические функции (ВПФ) — специфически человеческие психические процессы. Они возникают на основе натуральных психических функций за счёт опосредствования их психологическими орудиями. В роли психологического орудия выступает знак. К ВПФ относятся: память,мышление, восприятие, речь.

Они социальны по своему происхождению, опосредованы по строению и произвольны по характеру регуляции. Введёно Л. С. Выготским, развито А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Д. Б. Элькониным,
П. Я. Гальпериным.

Было выделено четыре основных признака ВПФ — опосредованность, произвольность, системность; складываются путем интериоризации.

Подобное определение не относится ни к идеалистическим, ни к «позитивным» биологическим теориям и позволяет лучше понять как располагаются память, мышление, речь, восприятие в человеческом мозге и с высокой точностью позволило определять местоположение локальных поражений нервной ткани и даже в некотором роде воссоздавать их.

Структура

Высшие психические функции являются специфически человеческим приобретением. Тем не менее, они могут быть разложены на составляющие их естественные процессы.

А —> Б

При натуральном запоминании образуется простая ассоциативная связь между двумя точками. Такова память животных. Это своеобразное запечатление, отпечаток информации.

А —> X —> Б

Человеческая память имеет принципиально иное строение. Как видно из схемы, между элементами А и Б вместо одной простой ассоциативной или рефлекторной связи возникают две другие: АХ и БХ. В конечном итоге это приводит к тому же результату, но другим путём.

Необходимость использования такого «обходного пути» возникла в процессе филогенеза, когда естественные формы запоминания стали непригодны для решения задач, вставших перед человеком.

При этом Выготский указывал на то, что не существует таких культурных приёмов поведения, которые было бы невозможно полностью разложить на составляющие его естественные процессы. Таким образом, специфически человеческой является именно структура психических процессов.

Развитие

Как уже было сказано выше, формирование высших психических функций — процесс принципиально иной, нежели естественное, органическое развитие. Основным отличием является то, что поднятие психики на высшую ступень, заключается именно в её функциональном развитии, (т.е. развитии самого приёма), а не органическом. На развитие влияют 2 фактора:

-биологический: для развития человеческой психики необходим мозг человека, обладающий наибольшей пластичностью; биологическое развитие является только условием для культурного развития, потому что структура этого процесса задаётся извне;

-социальный: развитие человеческой психики невозможно без наличия культурной среды, в которой ребёнок усваивает специфические психические приёмы.

Интериоризация

Изначально любая высшая психическая функция является формой взаимодействия между людьми, между ребёнком и взрослым, таким образом является интерпсихическим процессом.

На этом этапе формирования высшие психические функции представляют собой развернутую форму предметной деятельности, которая опирается на относительно простые сенсорные и моторные процессы.

В дальнейшем в процессе интериоризации внешние средства, опосредствующие это взаимодействие, переходят во внутренние, таким образом внешний процесс становится внутренним, то есть интрапсихическим. Внешние действия свертываются, становясь автоматизированными умственными действиями.

Экспериментальные исследования

Экспериментальная разработка проблем запоминания велась также Леонтьевым уже в рамках деятельностного подхода. Основным результатом этих исследований стала разработка параллелограмма развития.

Мозговая организация

Психофизиологическим коррелятом формирования высших психических функций выступают сложные функциональные системы, имеющие вертикальную (корково–подкорковую) и горизонтальную (корково–корковую) организацию.

Но каждая высшая психическая функция жестко не привязана к какому–либо одному мозговому центру, а является результатом системной деятельности мозга, в которой различные мозговые структуры делают более или менее специфический вклад в построении данной функции.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Источник: http://www.BrainTools.ru/thinking/higher-mental-functions

Высшие психические функции (стр. 1 из 6)

Введение.

Внутренний мир человека, т. е. его психическая жизнь — этообразы, мысли, чувства, стремления, потребности и т. п.. вся совокупность психического отражения человеком действительности, окружа­ющего мира.

Психика, представляя собой внутренний мир че­ловека, возникла на самой высокой ступени развития материального мира. Психика отсутствует у расте­ний и предметов неживой природы. Психика отража­ет окружающую действительность, благодаря психи­ческому отражению реальности человек познает ее и так или иначе виз действует на окружающий мир.

Психика —это особенное свойство высокоорганизованной материи, которое заключается в отражении объективного мира.

Психика — общее понятие, объединяющее многие субъективные явления, изучаемые психологией как наукой. Есть два различных философских понимания природы и проявление психики: материалистическое и идеалистическое. Согласно первому пониманию психические явления представляют собой свойство высокоорганизованной живой материи самоуправления развитием и самопознания (рефлексия)[1] .

Зависимость психических процессов от личности как индивидуальности выражается в:

1. индивидуальных различиях;

2. зависимости от общего развития личности;

3. превращении в сознательно регулируемые действия или операции.

Изучая проблемы развития личности, Л.С. Выготский выделил психические функции человека, которые формируются в специфических условиях социализации и обладают некоторыми особыми признаками. Эти функции он определил как высшие, рассматривая их на уровне идеи, понятия, концепции и теории.

В целом им было определено два уровня психических процессов: естественные и высшие.

Если естественные функции даны индивиду как природному существу и реализуются в спонтанном реагировании, то высшие психические функции (ВПФ) могут быть развиты только в процессе онтогенеза при социальном взаимодействии.

1. Высшие психические функции.

1.1. Теория ВПФ.

Концепция разрабатывалась Выготским и его школой (Леонтьев, Лурия и др.) в 20-30 гг. XX в. Одной из первых публикаций была статья «Проблема культурного развития ребенка» в журнале «Педология» в 1928 г.

Следуя идее общественно-исторической природы психики, Выготский совершает переход к трактовке социальной среды не как «фактора», а как «источника» развития личности . В развитии ребенка, замечает он, существует как бы две переплетенных линии.

Первая следует путем естественного созревания. Вторая состоит в овладении культур, способами поведения и мышления.

Вспомогательными средствами организации поведения и мышления, которые человечество создало в процессе своего исторического развития, являются системы знаков-символов (например, язык, письмо, система счисления и др.).

Овладение ребенком связью между знаком к значением , использование речи в применении орудий знаменует возникновение новых психологических функцией, систем, лежащих в основе высших психических процессов, которые принципиально отличают поведение человека от поведения животного.

Опосредованность развития человеческой психики «психологическими орудиями» характеризуется еще и тем, что операция употребления знака, стоящая в начале развития каждой из высших психических функций, первое время всегда имеет форму внешней деятельности, т. е.

превращается из интерпсихической в интрапсихическую.

Это превращение проходит несколько стадий. Начальная связана с тем, что человек (взрослый) с помощью определённого средства управляет поведением ребенка, направляя реализацию его какой-либо «натуральной», непроизвольной функции.

На второй стадии ребенок сам уже становится субъектом и, используя данное психологическое орудие, направляет поведение другого (полагая его объектом).

На следующей стадии ребенок начинает применять к самому себе (как объекту) те способы управления поведением, которые другие применяли к нему, и он – к ним.

Таким образом, пишет Выготский, каждая психическая функция появляется на сцене дважды – сперва как коллективная, социальная деятельность, а затем как внутренний способ мышления ребенка. Между этими двумя «выходами» лежит процесс интериоризации, «вращивания» функции вовнутрь.

Читайте также:  Ревизия: что я хочу и что я делаю - психология

Интериоризуясь, «натуральные» психические функции трансформируются и «сворачиваются», приобретают автоматизированность, осознанность и произвольность.

Затем, благодаря наработанным алгоритмам внутренних преобразований, становится возможным и обратный интериоризации процесс – процесс экстериоризации – вынесения вовне результатов умственной деятельности, осуществляемых сначала как замысел во внутреннем плане.

Выдвижение принципа «внешнее через внутреннее» в Культурно -исторической теории расширяет понимание ведущей роли субъекта в различных видах активности – прежде всего в ходе обучения и самообучения.

Процесс обучения трактуется как коллективная деятельность, а развитие внутренних индивидуальных, свойств личности ребенка имеет ближайшим источником его сотрудничество (в самом широком смысле) с другими людьми.

Гениальная догадка Выготского о значении зоны ближайшего развития в жизни ребенка позволила завершить спор о приоритетах обучения или развития: только то обучение является хорошим, которое упреждает развитие.

В свете системного и смыслового строения сознания диалогичность является основной характеристикой сознания.

Даже превращаясь во внутренние психические процессы, высшие психические функции сохраняют свою социальную природу – «человек и наедине с собой сохраняет функции общения» .

Согласно Выготскому, слово относится к сознанию как малый мир к большому, как живая клетка к организму, как атом к космосу. «Осмысленное слово есть микрокосм человеческого сознания».

В воззрениях Выготского личность есть понятие социальное, в нем представлено надприродное, историческое в человеке. Оно не охватывает все признаки индивидуальности , но ставит знак равенства между личностным ребенка и его культурным, развитием.

Личность «не врожденна, но возникает в результате культур, развития» и «в этом смысле коррелятом личности будет отношение примитивных и высших реакций». Развиваясь, человек осваивает собственное поведение.

Однако необходимой предпосылкой этого процесса является образование личности, ибо «развитие той или иной функции всегда производно от развития личности в целом и обусловлено им».

В своем развитии личность проходит ряд изменений, имеющих стадиальную природу.

Более или менее стабильные процессы развития вследствие литического накопления новых потенций, разрушения одной социальной ситуации развития и возникновения других сменяются критичными периодами в жизни личности, во время которых идет бурное формирование психологических новообразований. Кризисы характеризуются единством негативной (деструктивной) и позитивной (конструктивной) сторон и играют роль ступеней в поступательном движении по пути дальнейшего развития ребенка. Видимое поведенческое неблагополучие ребенка в критическом возрастном периоде не закономерность, а скорее свидетельство неблагоприятного течения кризиса, отсутствия изменений в негибкой педагогической системе, которая не поспевает за быстрым изменением личности ребенка.

Возникшие в тот или иной период новообразования качественно меняют психологическое функционирование личности. Например, появление рефлексии у подростка совершенно перестраивает его психическую деятельность.

Это новообразование является третьим уровнем самоорганизации: «Наряду с первичными условиями индивид, склада личности (задатки, наследственность) и вторичными условиями ее образования (окружающая среда, приобретенные признаки) здесь (в пору полового созревания) выступают третичные условия (рефлексия, самооформление)». Третичные функции составляют основу самосознания . В конечном счете, они тоже представляют собой перенесенные в личные психологические отношения , некогда бывшие отношениями между людьми. Однако связь между социально-культурной средой и самосознанием сложнее и состоит не только во влиянии среды на темпы развития самосознания, но и в обусловливании самого типа самосознания, характера его развития.

1.2. Сущность и составляющие ВПФ.

Развитие психики на уровне человека согласно материалистической точке зрения идет в основном за счет памяти, речи, мышления и сознания благодаря усложнению деятельности и совершенствованию орудий труда, выступающих как средства иссле­дования окружающего мира, изобретению и широкому использова­нию знаковых систем. У человека наряду с низшими уровнями организации психических процессов, которые ему даны от природы, возникают и высшие.

Память.

Наличие у человека представлений говорит о том, что наши восприятия оставляют в коре мозга какие — то следы, которые сохраняются некоторое время. То же надо сказать и наших мыслях и чувствах. Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение или узнавание того, что было в нашем прошлом опыте, называется памятью .

В процессе запоминания обычно устанавливается связь одного предмета или явления с другими предметами или явлениями.

Осуществляя связь между прошлыми состояниями психики, настоящим и процессами подготовки будущих состояний, память сообщает связность и устойчивость жизненному опыту человека, обеспечивает непрерывность существования человеческого «я» и выступает, таким образом, в качестве одной из предпосылок формирования индивидуальности и личности.

Речь.

Речь является основным средством человеческого общения.

Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует осебе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаемые явления, законы, правила и т. п.).

Без письменной речи человек был бы лишен возможности узнать, как жили, что думали и делали люди предыдущих поколений. У него не было бы возможности передать другим свои мысли и чувства.

Благода­ря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясьличнымопытом, обогащается опытом других лю­дей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного позна­ния, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление. Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию.

Источник: http://MirZnanii.com/a/196024/vysshie-psikhicheskie-funktsii

Высшие психические функции: определение понятия

В начале 20 века под воздействием марксистской философии, отводившей орудийному труду важнейшее значение для появления человека разумного, сложилась теория Л.С. Выготского, который ввёл понятие «высшие психические функции».

Согласно ей, Homo sapiens отличается способностью изменять окружающую обстановку с помощью культурного опыта. Этот опыт переходит от отцов к детям не только в виде предметов, а главным образом, через знаковую речь, которая закрепляет этот накопленный опыт.

Собственная же психика постигалась человеком посредством знаков. Они не только обозначают явления действительности, но и, обобщая, образуют понятия. Универсальным знаком является слово.

Исследуя эволюцию личности, учёный выделил естественные и собственно высшие психические функции человека. Первыми он наделён как биологическое существо, и используются они непроизвольно.

Рекомендуем: Что такое безусловные рефлексы?

Вторые же характеризуются индивидуальным развитием при взаимодействии с социумом. Несформированность большинства психических процессов и функций у человека называют тотальным недоразвитием.

Важнейшее в нейропсихологии и общей психологии понятие высших психических функций – это сложноорганизованные модели сознательной деятельности, происходящей в психике человека, которые реализуются на базе определённых мотивов, управляются определёнными целями и схемами, зависят от законов психической деятельности.

Выделяют следующие свойства высших психических функций:

  • Сложность. ВПФ разнообразны по способам образования и развития, по строению частей и вариантам их соединения. Более того, сегодня существует множество исключительных знаковых систем, которые помогают составить представление, объяснить и понять содержание действительности. Они оказывают влияние на развитие психических процессов личности.
  • Произвольность. Человек способен регулировать свои психические процессы, определяя для себя задачи и предполагая итог, а также вносить поправки в свои действия, учитывая полученный опыт.
  • Социальность. ВПФ могут формироваться только в результате общения людей. Важнейшую роль здесь играет интериоризация.
  • Опосредованность. Восприятие и передача информации осуществляется посредством знака (слова). Это главнейшая характеристика ВПФ.

Высшие процессы, происходящие в сознании

К высшим психическим функциям относятся описанные ниже процессы, происходящие в сознании и формирующиеся всю жизнь.

Восприятие – это «отпечаток» окружающего мира в психике в результате влияния на органы чувств. Непреднамеренное восприятие спровоцировано отличительными чертами вещей (например, яркостью или необычной формой) и интересом к ним личности. Преднамеренное – вызвано задачей получить понятие о предмете или явлении. Это, например, просмотр презентации или чтение книги.

Мышление как высшая психическая функция – обобщённое отражение окружающего мира. С его помощью познаётся сущность и содержание реалий действительности, а также их внутренние качества. Важно, что отражение здесь происходит через сопоставление фактов, и оно является обобщённым познанием.

Рекомендуем: Гиперкомпенсация — это

Если говорить о видах мышления, то наглядно-действенное – это реальное, физическое исследование и обобщение своих действий; наглядно-образное – мышление «картинками», увиденными ранее; отвлечённое – основано на логических рассуждениях. Понятие – это самое высокое обобщение.

Память – одно из главных качеств центральной нервной системы, характеризующееся возможностью хранить информацию о действительности. Она бывает образная, эмоциональная, словесно-логическая и двигательная.

Память как высшая психическая функция формируется в три этапа. Сначала происходит произвольное или непроизвольное запоминание информации, первое из которых более результативно. Затем сведения хранятся в долговременной или кратковременной памяти. Следующий этап – воспроизведение данных посредством извлечения их из памяти.

Речь, как определил Л.С. Выготский, занимает особое место среди высших психических функций. Без неё рождение личности нереально. Более того, благодаря ей возможно существование и других психических функций человека.

Рекомендуем: Аутизм: причины и лечение

Внимание как высшая психическая функция – это сконцентрированность психики на предмете или явлении. Оно позволяет выбирать нужные сведения.

Мотивация – «толчок» к действиям, направленным на достижение каких-либо потребностей. Биологическая мотивация присуща людям и животным (например, желание есть или пить). Социальная – характерна для людей и отчасти животных. Духовная – отличает только людей и относится к потребностям интеллекта.

Эмоции устанавливают отношение личности к реалиям действительности и самому себе. Они выполняют две функции. Сигнальная – указывает на целесообразность или нежелательность воздействия. Это свойство позволяет быстро реагировать на раздражитель, так как немедленно включает все системы организма. Регуляторная функция – это развитие деятельности, имеющей цель регулировать работу раздражителей.

Сознание как высшая форма отображения окружающего мира управляет процессом взаимодействия человека с действительностью. Это личностное восприятие реальности, возникающее с учётом опыта человека.

Взаимодействуя с социумом

Развитие высших психических функций у человека начинается в окружающем мире. Прежде всего они появляются как непроизвольные поступки ребёнка, взаимодействующего с людьми. Так, ВПР ещё не находятся в его индивидуальном сознании и только позже, перейдя во внутренний мир растущей личности, становятся интрапсихическими. Например, речь из орудия коммуникации превращается в интеллект.

Читайте также:  Как заниматься с животными - психология

ВПФ формируются по законам, описанным Л.С. Выготским.

  • Во-первых, естественное поведение ребёнка, свойственное ему с самого появления на свет, в результате его коммуникации с людьми сменяется культурной, или исторической, линией развития.
  • Во-вторых, социальные поступки превращаются в индивидуальные.
  • В-третьих, внешние средства становятся внутренними.
  • В-четвёртых, общий закон развития высших психических функций гласит: постижение и усвоение присущи исключительно финальной стадии формирования тех или иных функций.

Подробнее об этом можно узнать в работе «История развития высших психических функций» и других трудах Л.С. Выготского.

Учёный даёт такой пример. Изначально указательный жест новорожденных – это лишь неполучившееся действие, нацеленное на желаемый предмет. Этот жест ещё не является указательным, но может получить данную семантику, если так его истолкуют взрослые. На данном этапе действие малыша становится опосредовано обществом и несёт смысл «дай мне это».

Спустя немного времени ребёнок его запоминает и теперь использует для общения и получения необходимой ему вещи. Затем он начинает понимать, что может применять хватательное движение, чтобы самостоятельно взять предмет.

Из внешнего – во внутреннее

Ключевым понятием Л.С. Выготского в изучении процесса развития психики в онтогенезе стала интериоризация. Взаимодействие во время трудовой деятельности способствовало появлению речи.

Сначала слова помогали в организации работы и были адресованы другому человеку («принеси», «убери»). Затем их начали направлять на себя. Знаки стали мыслями, то есть осуществился процесс интериоризации – трансформации из социального в индивидуальное. Она происходит при образовании и становлении внешнего и внутреннего взаимодействия индивида.

Рекомендуем: Ассоциативная психология

В онтогенезе интериоризация проходит в три этапа:

  • Взрослый даёт ребёнку указание что-то сделать.
  • Ребёнок усваивает услышанные слова и с их помощью оказывает влияние на взрослого.
  • Ребёнок обращается к самому себе.

Как пример приведём исследование Л.С. Выготским произвольного внимания. Перед детьми младшего дошкольного возраста поместили кружки, пометив их тёмно-серым и светло-серым цветами. В одну кружку клали орех, никогда не меняя место, и предлагали детям угадать его нахождение. Они выбирали то одну, то другую кружку.

Когда же им показали, куда кладут предмет, и обратили внимание на метку, проблем с угадыванием не стало. То есть взрослый дал знак (внешний), который теперь стал собственностью ребёнка (внутренней). Состоялась интериоризация.

Таким образом, высшие психические функции, по Л.С. Выготскому, – это социальный образ действия, направленный на себя.

Источник: http://www.grc-eka.ru/eto/vysshie-psixicheskie-funkcii.html

Высшие и низшие психические функции. Развитие высших психических функций в онтогенезе. Интериоризация

Разработавшего учение о высших психических функциях. Л.С.Выготский предположил существование двух линий развития психики: натуральной, культурно опосредствованной. В соответствии с этими двумя линиями развития выделяются «низшие» и «высшие» психические функции.

Примерами низших, или естественных, психический функций могут служить непроизвольная память или непроизвольное внимание ребенка. Ребенок не может ими управлять: он обращает внимание на то, что ярко неожиданно; запоминает то, что случайно запомнилось.

Низшие психические функции – это своего рода зачатки, из которых в процессе воспитания вырастают высшие психические функции (в данном примере – произвольное внимание и произвольная память). Превращение низших психических функций в высшие происходит через овладение особыми орудиями психики – знаками и носит культурных характер.

Роль знаковых систем в становлении и функционировании психики человека, безусловно, принципиально – оно определяет качественно новый этап и качественно иную форму существования психики.

Высшие психические функции-сложные психические процессы, прижизненно формирующиеся, социальные по своему происхождению, опосредствованные по психологическому строению и произвольные по способу своего существования (произвольные процессы внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, воли, осознания себя и своих действий).

Важнейшей характеристикой высших психических функций является их опосредственность различными «психологическими орудиями» — знаковыми системами, являющимися продуктом длительного общественно-исторического развития человечества.

Среди «психологических орудий» ведущую роль играет речь; поэтому речевое опосредствование высшие психические функции представляет собой наиболее универсальный способ и формирование.

Основные характеристики высших психических функций – опосредственность, осознанность, произвольность – представляют собой системные качества, характеризующие высшие психические функции как «психологически системы». Закономерностью формирования высших психических функций является то, что первоначально она существует как форм взаимодействия между людьми (т.

е как интерпсихологический процесс) и лишь позже – как полностью внутренний (интерпсихологический) процесс. Превращение внешних средств осуществления функции во внутренний психологические носит название интериоризации. Другая важнейшая черта, характеризующая логику развития высших психических функций,- их постепенное «свертывание», автоматизация.

На первых этапах формирования высшей психической функции представляет собой развернутую форму предметной деятельности, которая опирается на относительно элементарное сенсорные и моторные процессы; затем эти действия процессы свертываются, приобретают характер автоматизированных умственных действий. Одновременно меняется и психологическая структура высших психических функций.

Психофизиологической основой высшей психической функцией является сложные функциональные системы, включающие большое число афферентных и эфферентных звеньев и имеющие вертикальную и горизонтальную организацию.

Часть звеньев функциональной системы «жестко закреплена» за определенными участками мозга, остальные — обладают высокой пластичностью и могут заменять друг друга, что и лежит в постройке функциональных систем в целом.

Таким образом, высшие психические функции не связаны с работой одного «мозгового центра» или всего мозга как однородного и эквипотенциального целого, а является результатом системной деятельности мозга, в которой различные мозговой структурой принимают дифференцированное участие.

В психологии интериоризацией называют формирование внутренних структур человеческой психики, посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом. Любое сложное действие, прежде чем стать достоянием разума, должно быть реализовано вовне.

Благодаря интериоризации мы можем говорить про себя и собственно думать, не мешая окружающим. Благодаря интериоризации психика человека приобретает способность оперировать образами предметов, которые в данный момент отсутствуют в его поле зрения. Человек выходит за рамки данного мгновения, свободно «в уме» перемещается в прошлое и в будущее, во времени и в пространстве.

Возможно, животные такой способностью не обладают и не могут произвольно выходить за рамки наличной ситуации. Важным орудием интериоризации служит слово, а средством произвольного перехода от одной ситуации к другой — речевое действие. Слово выделяет и закрепляет в себе существенные свойства вещей и способы оперирования информацией, выработанные практикой человечества.

Действие человека перестаёт быть зависимым от данной извне ситуации, которая определяет все поведение животного. Отсюда понятно, что овладение правильным употреблением слов есть одновременно усвоение существенных свойств вещей и способов оперирования информацией.

Человек через слово усваивает опыт всего человечества, то есть десятков и сотен предшествующих поколений, а также людей и коллективов, отдалённых от него на сотни и тысячи километров. Впервые данный термин был использован в работах французских социологов (Дюркгейм и др.

), где интериоризация рассматривалась в качестве одного из элементов социализации, означая заимствование основных категорий индивидуального сознания из сферы общественного опыта и общественных представлений. В психологию понятие интериоризации было введено представителями французской психологической школы (Ж. Пиаже, П. Жане, А. Валлон и др.) и советским психологом Л. С. Выготским. По мнению Л.

С. Выготского, всякая функция человеческой психики первоначально складывается как внешняя, социальная форма общения между людьми, как трудовая или иная деятельность, и лишь затем, в результате интериоризации, становится компонентом психики человека. В последующем интериоризация была изучена П. Я. Гальпериным как процесс и легла в основу планомерно-поэтапного формирования.

Источник: https://megalektsii.ru/s13610t7.html

Понятие высших психических функций: их строение и развитие

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 5Следующая ⇒

Л. С. Выготский: выделял натуральные, природные функции (они непроизвольны) и психические, присущие только человеку. Для приспособления к жизни общества человеку необходимо овладение социально-культурным опытом.

Специфика человеческой психики и поведения состоит в том, что они опосредованы культурно-историческим опытом. В естественно протекающие психические процессы и поведенческие функции вклиниваются элементы общественно-исторического опыта, тем самым преобразуя их. Они становятся высшими психическими функциями.

Естественная форма поведения преобразуется в культурную.

Основные свойства ВПФ:

социальны по существу, не нужны отдельному человеку, разделены между людьми (функция слова).

опосредованны по характеру. Людей соединяют речевые знаки. ВПФ появляется дважды: на уровне внешних средств и как внутренний процесс.

произвольны по процессу формирования (произвольность — результат опосредованности, освоения средств).

системны по своему строению (созданы на основе нескольких натуральных функций; ВПФ взаимосвязаны, не возникают по отдельности).

Специфика ВПФ

КритерийНатуральная ПФВысшая ПФ
1. СтроениеНепосредственны. Протекают без вмешательства культурных средствОпосредствованы по своему строению (в процесс ее протекания включены культурные средства)
2. ПроисхождениеПриродное. Продукт естественного развитияСоциальное. Формируются при активном участии других людей, членов общества
3. УправлениеНепроизвольное. Невозможно сознательно вмешиваться в этот процессПроизвольное. Можно произвольно, целенаправленно управлять процессом

Эксперимент по формированию памяти. А. Н. Леонтьев: методика двойной стимуляции. Основная задача испытуемого – запомнить и воспроизвести 20 слов, 20 названий предметов.

2 рода стимулов: 1) основной, стимулы-объекты (слова для запоминания),

2) стимулы-средства, помогающие запомнить материал (карточки с картинками).

1 серия экспериментов: испытуемый прослушивает и запоминает слова (запоминание без средств).

2 серия экспериментов: испытуемый прослушивает слова и устанавливает ассоциативные связи для каждого слова с помощью картинок. При воспроизведении может ими пользоваться (запоминание с помощью средств).

(1) внешние средства практически не повышают продуктивности запоминания, (2) в младшем школьном возрасте внешние средства значительно повышают продуктивность запоминания (3) У взрослых при высокой продуктивности запоминания внешние средства практически уже не повышают ее.

Верхние показатели — характеристики обучения, нижние — развития. Вывод: 1) обучение должно опираться на определенный уровень естественного развития, 2) обучение (верхняя точка) направляет процесс естественного развития, «ведет его за собой».

Обучение создает ЗБР психических функций. Зона ближайшего развития — различие между тем, что ребенок может выполнить самостоятельно, без помощи культурных средств и тем, что он может сделать при участии взрослого, используя их.

Читайте также:  Лепить слова руками - психология

3) у взрослых уже не внешние, материальные средства, а внутренние, умственные.

Интериоризация («вращивание внутрь») — процесс преобразования внешних средств во внутренние и возможность самостоятельного создания и использования этих средств для управления своим поведением. Человек в (2) получает возможность управлять своими психическими функциями с помощью внешних средств.

А. Лурия: эйдотехника — образная техника.

Экстериоризация – поведение вовне – процесс создания внешних средств для управления даже такими функциями, которые обычно не осознаются.

Чтобы управлять своими психическими функциями, нужно их осознавать. Если нет представленности в психике, то нужен процесс экстериоризации, процесс создания внешних средств. Биологическая обратная связь — прием управления натуральными функциями (пример с научением управлять биоритмами мозга).

Культура создает особые формы поведения, она видоизменяет деятельность психических функций, надстраивает новые этажи в развивающейся системе поведения человека.

В процессе исторического развития общественный человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции, вырабатывает новые способы поведения – специфически культурные.

Все ВПФ суть интериоризированные отношения социального порядка. Их состав, генетическая структура, способ действия – вся их природа социальна.

Культура ничего не создает, она только видоизменяет природные данные сообразно с целями человека. ВПФ происходят от естественных природных функций.

В процессе культурного развития у ребенка происходит замещение одних функций другими, прокладывание обходных путей. Основу культурных форм поведения составляет опосредованная деятельность, использование внешних знаков в качестве средства дальнейшего развития поведения.

Стадии развития ВПФ:

Интрапсихическая

Интерпсихическая

Между ними – процесс интериоризации.

Интериоризация – переход, в результате которого внешние по своей форме процессы с внешними вещественными предметами преобразуются в процессы, протекающие в умственном плане, плане сознания. При этом они подвергаются специфической трансформации – обобщаются, вербализуются, сокращаются и становятся способными к дальнейшему развитию, которое переходит границы внешней деятельности.

Совместная предметная деятельность необходима для присвоения культурно-исторического опыта. В процессе присвоения (внешняя, опосредованная деятельность) возникает качественно новая – внутренняя деятельность.

26.Категория сознания в психологии. Основные характеристики сознания. Структура сознания и его свойства. Принцип единства сознания и деятельности.

СОЗНАНИЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОЗНАНИЯ

Определение сознания сталкивается с большим количеством трудностей, связанных с очень разными подходами к этой проблеме. Проблема сознания является одной из глобальнейших и сложнейших проблем в психологии.

Основные подходы к проблеме

«Сознание , – писал В. Вундт, – заключается лишь в том, что мы вообще находим в себе какие бы то ни было психические состояния» .

Сознание психологически представляет собой, с этой точки зрения, как бы внутреннее свечение, которое бывает ярким или помраченным, или даже угасает совсем, как, например, при глубоком обмороке (Ледд).

Поэтому оно может иметь только чисто формальные свойства; их и выражают так называемые психологические законы сознания: единства, непрерывности, узости и т. д.

По мнению У. Джеймса, сознание есть «хозяин психических функций» , то есть фактически сознание отождествляется с субъектом.

Сознание – это особое психическое пространство, «сцена» (К. Ясперс). Сознание может быть условием психологии, но не ее предметом (Наторп).

Хотя его существование представляет собой основной и вполне достоверный психологический факт, оно не поддается определению и выводимо только из самого себя.

Сознание бескачественно, потому что оно само есть качество – качество психических явлений и процессов; это качество выражается в их презентированности (представленности) субъекту (Стаут). Качество это не раскрываемо, оно может только быть или не быть.

Общая черта всех выше приведенных взглядов – это акцент на психологической бескачественности сознания.

Несколько иная точка зрения у представителей французской социологической школы (Дюркгейм, Хальбвакс и др.). Психологическая бескачественность сознания здесь сохраняется, но сознание понимается как плоскость, на которую проецируются понятия, концепты, составляющие содержание общественного сознания. Этим сознание отождествляется со знанием: сознание – это «со-знание», продукт общения знаний.

Представляет интерес система взглядов Л. С. Выготского на сознание. Он пишет о том, что сознание – это рефлексия субъектом действительности, своей деятельности, самого себя. «Сознательно то, что передается в качестве раздражителя на другие системы рефлексов и вызывает в них отклик»[20]. «Сознание есть как бы контакт с самим со-бой»[21].

Сознание есть со-знание, но лишь в том смысле, что индивиду-альное сознание может существовать только при наличии общественного сознания и языка, являющегося его реальным субстратом. Сознание не дано изначально и не порождается природой, сознание порождается обществом, оно производится.

Поэтому сознание не постулат и не условие психологии, а ее проблема – предмет конкретно-научного психологического исследования.

При этом процесс интериоризации (то есть вращивания внешней деятельности во внутренюю) состоит не в том, что внешняя деятельность перемещается в предсуществующий внутренний «план сознания»; это процесс, в котором этот внутренний план формируется. Элементами сознания, его «клеточками», по Выготскому, являются словесные значения.

Взгляды на проблему сознания А. Н. Леонтьева во многом продолжают линию Выготского. Леонтьев считает, что сознание в своей непосредственности есть открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен и он сам, и его действия и состояния.

Первоначально сознание существует лишь в форме психического образа, открывающего субъекту окружающий его мир; на более позднем этапе предметам сознания становится также и деятельность, осознаются действия других людей, а через них и собственные действия субъекта. Порождаются внутренние действия и операции, протекающие в уме, в «плане сознания».

Сознание-образ становится также сознанием-реальностью, то есть преобразуется в модель, в которой можно мысленно действовать.

По мнению Б. Г. Ананьева, «как сознание психическая деятельность есть динамическое соотношение чувственных и логических знаний, их система, работающая как единое целое и определяющая каждое отдельное знание.

Эта работающая система есть состояние бодрствования человека, или, другими словами, специфически человеческая характеристика бодрствования и есть сознание»[22]. По Ананьеву, со-знание выступает как составная часть эффекта действия. Первоначальные факты сознания – это восприятие и переживание ребенком результатов своего собственного действия.

Постепенно начинают осознаваться не только эффекты действий, но и процессы деятельности ребенка. Индивидуальное развитие сознания осуществляется путем перехода от сознания отдельных моментов действия к целенаправленной планомерной деятельности.

При этом все состояние бодрствования становится сплошным «потоком сознания», переключаемого с одного вида деятельности на другой. «Сознание как активное отражение объективной действительности есть регулирование практической деятельности человека в окружающем его мире»[23].

По мнению Л. М. Веккера, сознание в широком смысле охватывает высшие уровни интеграции когнитивных, эмоциональных и регуляционно-волевых процессов. В более узком смысле сознание представляет собой итог интеграции когнитивных и эмоциональных процессов[24].

Совершенно иной взгляд на сознание характерен для представителей восточных учений.

Вот выдержка из работы основоположника интегральной йоги Шри Ауробиндо: «Ментальное сознание – диапазон чисто человеческий, он отнюдь не охватывает всех возможных диапазонов сознания, точно так же как человеческое зрение не может охватить все цветовые оттенки, а человеческих слух – все уровни звука, ибо есть множество звуков и цветов, которые находятся выше или ниже доступного человеку диапазона, которые человек не может видеть или слышать. Точно так же есть планы сознания выше и ниже человеческого плана; обыкновенный человек не имеет с ними контакта, и они кажутся ему лишенными сознания – супраментальный или глобально-ментальный и субментальный планы. … То, что мы называем „несознанием“ – это просто иное сознание. … На самом деле, когда мы спим или когда нас оглушили, или когда мы находимся под влиянием наркотиков, или когда мы „мертвы“, или находимся в любом другом состоянии – в это время мы не более бессознательны, чем при глубокой внутренней сосредоточенности на какой-то мысли, когда мы не замечаем ни нашего физического „Я“, ни того, что нас окружает… По мере того как мы продвигаемся вперед и пробуждаемся к осознанию души в себе и в предметах, нам становится ясно, что сознание присутствует и в растениях, и в металле, и в атоме, и в электричестве – в любом предмете физической природы; мы обнаружим даже, что оно ни в каком отношении не является низшей или более ограниченной формой по сравнению с ментальной; наоборот, во многих „неживых“ формах оно является более интенсивным, быстрым, живым, хотя и менее развитым в направлении к поверхности»[25].

СВОЙСТВА СОЗНАНИЯ

С. Л. Рубинштейн выделяет следующие свойства сознания:

– построение отношений;

– познание;

– переживание.

Каждый акт сознания редко может быть либо только познанием, либо только переживанием, либо только отношением; чаще он включает эти три компонента.

Однако степень выраженности каждого из этих компонентов весьма различна. Поэтому каждый акт сознания можно рассматривать как точку в системе координат этих трех важнейших психологических категорий. См.

: Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. – М., 1957.

При анализе механизмов сознания важно преодоление так называемой мозговой метафоры. Сознание является продуктом и результатом деятельности систем, к которым относится и индивид, и общество, а не только мозг.

Важнейшим свойством таких систем является возможность создания недостающих им функциональных органов, своего рода новообразований, которые в принципе невозможно редуцировать к тем или иным компонентам исходной системы.

Сознание должно выступать в качестве «суперпозиции функциональных органов».

Свойства сознания как функционального органа:

– реактивность;

– чувствительность;

– диалогизм;

– полифоничность;

– спонтанность развития;

– рефлексивность.

Функции сознания

К основным функциям сознания относятся следующие:

– отражательная;

– порождающая (творческая, или креативная);

– регулятивно-оценочная;

– рефлексивная;

– духовная;

Источник: https://lektsia.com/6xddfe.html

Ссылка на основную публикацию