Жизненная возможность — психология

Системно-векторная психология. Жизненный сценарий – обусловленность или свобода выбора?

Автор: Татьяна Фарафонова, психолог

Пауло Коэльо.

Кто пишет сценарий нашей жизни? И почему он именно такой? Каким образом складывается жизненный сценарий человека? И можно ли что-нибудь изменить?

Попробуем разобраться, используя новейшие разработки в психологии.

Неосознаваемый план жизни

По теории Эрика Берна жизненный сценарий — это «неосознаваемый человеком план собственной жизни». «План этот составлен человеком еще в детском возрасте, подкреплен родителями, оправдан последующими событиями и завершается так, как было предначертано с самого начала».

По теории Берна любой жизненный сценарий, который проживает человек, ведет к определенной развязке.

Это означает, что, становясь взрослыми, мы проигрываем свой сценарий таким образом, что абсолютно бессознательно выбираем только те поведенческие модели, которые приведут нас к цели. Из его теории видно, что ребенок сам решает, каким будет план его дальнейшей жизни.

Но выбор он делает не из сознательных соображений, как взрослый, а на основании чувств, которые он, будучи ребенком, испытывает еще до того, как научился говорить.

Главное в жизни – это выживание

Одним из коллег Берна были описаны особенности, на основании которых идет формирование жизненного сценария: маленький ребенок выбирает стратегию поведения, способствующую его выживанию в этом мире, который кажется ему опасным и угрожающим его жизни. Главное – это выживание. Решения, основанные на способности выжить, и являются основой формирования «жизненного сценария человека».

Когда ребенок вырастает, он уже не помнит своих первых детских впечатлений. Обрывки этих воспоминаний могут всплывать во снах или фантазиях. Поэтому, осуществляя свой «жизненный сценарий» и поступая определенным образом, человек так и не узнает о тех решениях, которые были приняты им в детстве.

Рассматривая общие положения, эти теории, не объясняют, почему жизненный сценарий конкретного человека формируется определенным образом. От чего это зависит? И возможно ли изменить сформировавшийся сценарий? Точное понимание этих механизмов раскрывает Системно-векторная психология Юрия Бурлана.

Невозможно развить то, чего нет

Согласно системно-векторной психологии психика человека представляет собой единую неделимую матрицу, состоящую из восьми векторов. Вектор — это совокупность врожденных свойств и желаний человека, определяющих его мышление, тип сексуальности, ценности и устремления, способ движения по жизни. Каждый человек обладает заданным ему природой набором векторов (т.е. свойств психики, желаний).

Этот набор психических свойств (векторов) и обуславливает жизненный сценарий человека.

Как показывает системно-векторная психология, жизненный сценарий — это всегда устойчивое, предсказуемое явление, связанное с проявлением векторов человека.

Жизненные сценарии каждого вектора имеют определенный диапазон (в зависимости от того, как человек развился в заданных ему свойствах): от позитивного до негативного.

Развитие векторальных свойств происходит с рождения и до достижения человеком пубертатного возраста – 14-16 лет. Оно зависит от влияния конкретного окружения, в котором происходит формирование человека (родители, социум). При этом действует принцип — в человеке невозможно развить то, чего в нем нет (т.е. невозможно развить свойства, которые не заданы ему его векторами).

Но не только развитие имеет значение. Большую роль играет и то, насколько полно человек реализует свой потенциал, не загоняет ли он себя в чуждые для себя рамки.

Влияние окружения

Как уже говорилось ранее, большое влияние на формирование жизненного сценария ребенка оказывает его окружение. При этом наиболее важным человеком в развитии жизненного сценария ребенка является его мать. Как объясняет системно-векторная психология, именно от матери ребенок получает бессознательное чувство защищенности и безопасности, которое необходимо для его полноценного развития.

Потеря чувства защищенности и безопасности ведет к нарушению развития психических свойств ребенка и возникновению различных негативных состояний, что в совокупности и формирует негативные жизненные сценарии.

Влияние на формирование жизненного сценария могут оказывать также другие значимые для ребенка люди: родные и близкие, учителя. Окружающие люди отпускают в адрес ребенка различные послания, на основании которых он воспринимает себя тем или иным образом. На основании полученного опыта ребенок учится воспринимать самого себя, других людей и мир в целом.

Послания родителей и значимых для ребенка людей могут быть как вербальными, так и невербальными. Ребенок тонко ощущает интонацию слов, адресованных ему, а также проявления тела, окружающие звуки и запахи.

Сценарным посланием могут стать повторяющиеся болезненные события либо однодневные послания, вызвавшие яркие впечатления в детской психике. Например, конфликты, крики, физическое наказание, болезни, расставание с родителями, переезд и другие.

Причем чувствительность к тем или иным факторам, их стрессогенность и последствия зависят от векторов ребенка (т.е. особенностей его психики).

Например, на ребенка со звуковым вектором вообще нельзя кричать, так как это может привести к различным тяжелым последствиям вплоть до аутизма или шизофрении.

Если из-за неблагоприятных условий в детстве человек не нарабатывает умений, которые бы позволили ему получать удовольствие от позитивной реализации своих задатков в семье и социуме, то он идет путем наполнения первичных (архетипичных) желаний. Например, в зрительном векторе это страхи, в кожном – воровство, жадность и т.д.

Очевидно, что сценарий жизни определяется не только внешними, но и внутренними факторами (особенностями психики). Известно, что, когда дети воспитываются в равных условиях, их жизненные планы могут быть отличными друг от друга. Это лишний раз подтверждает, что все люди имеют разный врожденный потенциал.

Формирование комплексов

В зависимости от степени развития и реализации векторальных свойств жизненный сценарий человека может быть как положительным, так и отрицательным.

Чем полнее человек реализует заданные ему от природы свойства, тем более позитивным образом складывается его жизненный сценарий, причем в каждом векторе прослеживаются свои закономерности.

Отрицательные сценарии жизни в СВП называются комплексами.

Комплексы — это самые устойчивые, жестко заданные поведенческие программы, которые, как и все другие, определяются бессознательным желанием человека получения удовольствия.

Формирование комплексов происходит в допубертатном возрасте и обусловлено неблагоприятными условиями развития ребенка, при которых его векторальные свойства остаются недоразвитыми, а в дальнейшем недостаточно реализованными.

Системно-векторная психология рассматривает следующие комплексы:

Возникновение того или иного комплекса возможно только при наличии у человека определенного вектора или связки векторов. В иных случаях формирование комплекса невозможно.

Так, например, комплекс неудачника может сформироваться только у человека, обладающего кожным вектором. У таких людей сценарий на неудачу проявляет себя даже при самых удачных жизненных обстоятельствах: они умудряются заболеть, потерять работу, проиграть или вообще спиться. Они сами бессознательно стремятся к неудаче, получая от этого свое удовлетворение.

Сценарий на неудачу закладывается в детстве, когда кожного ребенка бьют и унижают, часто за гиперактивность и мелкое воровство. Кожный вектор задает своему обладателю амбициозность, стремление к первенству, социальному и имущественному превосходству, невероятную гибкость. У него очень нежная и чувствительная кожа.

Побои – это удар по его сверхчувствительной зоне, унижение – удар по его свойствам, в результате чего гибкая психика вынуждена приспосабливаться к сверхстрессу, потере чувства защищенности и безопасности.

Как? Адаптацией этой немыслимой психической и физической боли – в ответ на удар у него начинают выделяться эндорфины, погашающие боль, вместе с этим человек испытывает чувство удовольствия и облегчения.

Фиксация такого механизма и приводит к тому, что в последующем человек будет искать боли (мазохизм) и неудачи, чтобы испытать хоть какое-то удовольствие (за счет выделяемых в ответ на удары жизни эндорфинов).

Таким образом, любое поведение человека обусловлено принципом наслаждения. И именно поэтому так сложно выйти из негативного сценария – нами руководит бессознательное стремление к удовольствию. Не осознавая его, мы не в силах его преодолеть.

Наши мысли сегодня определяют наши действия завтра

Несмотря на то, что сценарии могут быть абсолютно разными по содержанию, все они бессознательно ведут человека к получению наслаждения.

Вот только от чего он получает это наслаждение: от «кнута» или «пряника», будет зависеть от формирования психического компонента в детстве.

Читайте также:  Мышечное напряжение - психология

При этом у каждого есть определенная заданность, предполагающая определенный позитивный сценарий, но только от самого человека зависит, реализует он ее или нет.

Что нам дает системно-векторная психология? Возможность видеть реальность на уровне причин и следствий, скрытых от нас в бессознательном. Обычно мы видим лишь внешнее проявление на уровне нашего тела, а все сценарии работают на уровне психики. Осознавая их, человек может выйти из-под их управления.

• Чтобы негативный сценарий прекратил свое воздействие на человека, необходимо осознать механизм его формирования, бессознательные причины, которые заставляют нас поступать определенным образом, осознать свои истинные желания, заблокированные в детстве. Это создает все предпосылки, чтобы сознательно поменять принцип наслаждения, осознанно выбирать позитивные варианты наполнения наших природных устремлений.

Точное понимание психики человека через систему заданных от рождения векторальных свойств дает возможность увидеть весь механизм формирования жизненных сценариев, а также проследить причинно-следственные связи развития того или иного поведения, сценария. Кроме того, знания системно-векторной психологии позволяют повлиять на формирование жизненного сценария конкретного человека, а также помочь ему выйти из-под влияния уже сформированного негативного сценария.

Подробнее о жизненных сценариях и комплексах можно узнать на тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Автор Татьяна Фарафонова, психолог

Статья написана по материалам тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Раздел: Психология

Источник: http://svp.expert/psixologiya/zhiznennyj-scenarij-obuslovlennost-ili-svoboda-vybora/

Психологическая помощь личности в сложных жизненных ситуациях

УДК 159.923 ; 316.6

Иваницкий Александр Викторович

Ставропольский государственный педагогический университет

ivanitski.aleksander. ш

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ЛИЧНОСТИ В СЛОЖНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ

В статье проведен анализ вопросов, связанных с возникновением сложных жизненных ситуаций в процессе развития личности; подчеркнута значимость личностного ресурса и ресурса окружающей среды, позволяющих субъекту деятельности преодолевать препятствия.

Определено сущностное содержание понятий личностный ресурс и личностный потенциал; описаны направления деятельности психологов и возможности практической психологии в оказании помощи личности в процессе преодоления возникающих проблем; заявлена необходимость постановки задачи, связанной с формированием социально-психологической и аутопсихологической компетентностей личности.

Ключевые слова: личность, психологическая помощь, ресурс, ситуация, сложная жизненная ситуация, субъект, факторы риска.

Личность в процессе своего развития сталкивается с различными факторами, которые могут оказывать негативное воздействие на этот процесс, препятствовать достижению жизненно важных целей и решению актуальных для нее задач.

Безусловно, преодоление возникающих проблем, трудностей, разрешение возникающих противоречий, возможно, в первую очередь, благодаря субъективным характеристикам, сформированным у субъекта в процессе его жизнедеятельности: характер, сила воли, активность и пр.

Но, во многих случаях недостаточно только этих индивидуально-типологических качеств, обеспечивающих преодоление факторов риска.

Важно также актуализировать имеющийся личностный ресурс, определить и в полной мере использовать ресурс окружающей среды, что в своей совокупности позволит личности преодолеть реальные препятствия, найти эффективный способ выхода из сложных жизненных ситуаций и наметить стратегии конструктивного развития на последующих этапах ее становления.

Объединяющим относительно выражения «сложная жизненная ситуация» является понятие «ситуация», которую исследователи определяют как совокупность некоторых внешне обусловленных факторов и условий, оказывающих определенное воздействие на человека и обусловливающих его деятельность наряду с субъективными (внутренне обусловленными) условиями [11]; как систему внешних условий, побуждающих и опосредующих активность человека [10]; сегмент социальной жизни, содержание которого определяется вовлеченными в нее другими субъектами взаимодействия, местом действия, сущностью деятельности [4]; как некий гештальт, характеризующийся совмещением следующих компонентов: действующие лица, осуществляемая ими деятельность, ее временные и пространственные аспекты [12].

Но в данной работе речь идет о сложной жизненной ситуации, поэтому следует расширить ее определение исходя из существующих исследований.

Так по Р. Лазарусу сложная (проблемная, трудная) ситуация всегда характеризуется несоответ-

ствием между желанием человека и его возможностями [6]. При этом исследователь отмечает, что такое расхождение препятствует достижению целей, способствует появлению когнитивного диссонанса, отрицательных эмоций, что чаще всего приводит к неуспеху, а ситуация неуспеха воспринимается как сложная, проблемная [6].

Это подтверждается и в работах Н.В. Паниной, которая указывает на то, что человек воспринимает ситуацию как сложную не столько от степени величины самой проблемы, а от особенностей ее восприятия, эмоционального фона, общего тонуса, жизненной философии и пр. [9].

Поэтому в ряде случаев достаточно актуализировать личностный ресурс, который может обеспечить формирование и возникновение нового взгляда, проявление новой позиции относительно возникшей ситуации.

Но иногда этого явно недостаточно и требуется обращение к объективно существующим средовым условиям, которые могут рассматриваться как источник, обеспечивающий личности возможность преодоления проблем, пополнения собственного ресурса.

В связи с этим необходимо провести анализ и других понятий, которые имеют непосредственное отношение к проблемному полю исследования, как личностный и средовой ресурс.

В общем виде ресурс интерпретируется как запасы, источник чего-нибудь (по С.И. Ожегову, 1986). Теоретический анализ работ Л.А. Александровой, Л.В. Куликова, Д.А. Леонтьева, Я.В. Ма-лыхиной, С. Мадди и др.

показывает, что под личностным ресурсом понимается комплекс способностей индивида, реализация которых позволяет сохранять баланс адаптационно-компенсаторных механизмов; некоторый функциональный потенциал, который обеспечивает высокий уровень реализации его активности и достижения запланированных показателей в течение определенного времени [3]; система жизненных ценностей, которые и образуют потенциал личности, необходимый для совладания с неблагоприятными жизненными событиями [8]; совокупность индивидуально-типологических особенностей личности (жизненные

© Иваницкий А.В., 2017

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1

97

ПСИХОЛОГИЯ СОВЛАДЕЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ

ориентации, перспектива жизни, интернальность-экстернальность и др.) [1].

При этом в качестве основных ресурсов Л.В.

Куликов выделяет: способность личности к когнитивной структуризации и осмыслению возникающей ситуации; способность контролировать эту ситуацию; способность к адаптации и готовность к самоизменению, способность применять интерактивные техники изменения себя и окружающей ситуации, а также активность, обеспечивающая возможность преобразования ситуации и оптимизации взаимодействия личности и стрес-согенной ситуации [5].

В исследованиях Д.А. Леонтьева отмечается, что эти и возможные другие ресурсы имеют прямое отношение к личностному потенциалу, который представляет собой не столько базовые личностные черты и установки, сколько специфическую сложную системную организацию личности в целом, основанную на сложной схеме опосредствования.

Поэтому, по мнению ученого, личностный потенциал следует рассматривать как интегральную характеристику достаточного уровня личностной зрелости, проявляющуюся в самодетерминации личности. А одной из специфических форм проявления личностного потенциала следует считать (по Д.

А Леонтьеву) процесс преодоления личностью на его основе неблагоприятных условий своего развития посредством задействования самодетерминации [7].

Эти выводы позволяют говорить о близости, но не тождественности понятий личностный ресурс и потенциал, что подтверждает, несмотря на существующие в психологической науке подходы к пониманию ресурсов, недостаточную разработанность понятия «ресурс» как психологической категории.

И все же большинство исследователей рассматривают содержательные характеристики личностных ресурсов как систему.

Представители системного подхода считают, что именно такой взгляд на природу личностного ресурса открывает возможности исследования психической реальности в системе взаимодействия «человек — жизненная среда» с учетом комплекса существующих детерминант, источником которых выступает действительность конкретного человека, представленная в содержании его деятельности, в самой личности. Взаимодействие человека и жизненной среды происходит в конкретных жизненных ситуациях и является пусковым механизмом для определенных личностных ресурсов. Личностные ресурсы проявляются во взаимодействии человека и жизненной среды как непрерывном процессе пространственно-временного «развертывания» человека, представленного в содержании и направленности деятельности в реальных жизненных ситуациях.

И, если рассматривать личностные ресурсы как систему способностей человека к устранению

противоречий личности с жизненной средой, преодоления неблагоприятных жизненных обстоятельств посредством трансформации ценностно-смыслового измерения личности, задающего ее направленность и создающего основу для самореализации, то в данном контексте следует рассмотреть и понятие «средовой ресурс».

И здесь также правомерно обратиться к словарю С.И. Ожегова, который дает еще одну трактовку этому понятию. Ресурс интерпретируется как средство, к которому обращаются в необходимых случаях. А среда рассматривается как окружение, совокупность условий, в которых протекает деятельность человека (по С.И. Ожегову, 1986).

Читайте также:  Смысл жизни и добро - психология

Это позволяет определять средовой ресурс как совокупность необходимых для него средств, условий, обеспечивающих и влияющих на развитие человека.

И в тех случаях, когда человек не располагает достаточным личностным ресурсом для преодоления сложных жизненных ситуаций (о чем было сказано выше), он обращается к внешней среде, ее ресурсам и потенциалам, специфическим средствам и условиям, которыми она (среда) располагает.

На наш взгляд, в качестве одного из важных условий, выступающим внешним по отношению к человеку и обеспечивающих ему возможность преодолевать сложные жизненные ситуации, является профессиональная деятельность практических психологов.

Создание и эффективное функционирование психологических служб сегодня можно наблюдать в образовательных, профессиональных, производственных и других средах.

Одним из направлений деятельности специалистов в таких службах является оказание психологической помощи, главное назначение которой — оказать клиенту помощь в достижении личностной и эмоциональной устойчивости, рассудительности.

Частные цели связаны с достижением личностной независимости, повышением уровня самосознания и разработкой плана личностного самопознания и совершенствования (Г.С. Абрамова, Г.В. Бурмен-ская, О.А. Кабанова, А.Г. Лидерс и др.).

Практика показывает, что при этом важно научить человека как субъекта определенной среды жизнедеятельности конструктивно разрешать и преодолевать возникающие проблемы с использованием собственного психологического личностного ресурса.

Существующие исследования и практика показывают, что огромное значение при этом имеет формирование и развитие социальной компетентности, которая, по мнению Н.И. Бело-церковец, обеспечивает личности адаптацию к эффективному выполнению заданной социальной роли [2].

Кроме этого, социальная компетентность позволяет личности на основе знания своей природы конструктивно разрешать проблемные ситуации и определять эффективные стратегии взаимодействия с другими людьми.

98

Вестник КГУ _J 2017

Следовательно, в круг задач специалистов службы практической психологии необходимо включить задачу, связанную с формированием психологической и аутопсихологической компе-тентностей личности, которые предоставляют человеку возможность самопознания, определения границ своих возможностей, проектирования вектора своего развития и эффективного преодоления возникающих препятствий на пути к достижению поставленных целей.

Исходя из вышесказанного, необходимо подчеркнуть роль и значимость помощи специалистов-психологов человеку в осознании своего личностного ресурса, понимании и готовности использовать те средства, ресурсы, которыми обладает окружающая среда и которые необходимы для личностного развития, для преодоления сложных жизненных ситуаций. Сегодня в рамках такой психологической помощи рассматриваются дисгармонии, связанные с развитием личности, поведением клиента в процессе развития, и разрабатываются технологии психологической поддержки, реальной помощи этой личности, направленной на конструктивное преодоление сложных жизненных ситуаций.

Библиографический список

1. Александрова Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии // Сибирская психология сегодня: Сб. научн. трудов. Вып. 2 / под ред. М.М. Горбатовой, А.В. Серого, М.С. Яницкого. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. — С. 82-90.

2. Белоцерковец Н.И. Формирование социальной компетентности детей 3-7 лет в условиях открытого дошкольного образовательного учреждения: дис. … канд. пед. наук. — Карачаевск, 2002. — 229 с.

3. Бодров В.А. Проблема преодоления стресса. Ч. 2: Процессы и ресурсы преодоления стресса // Психологический журнал. — 2006. — Т. 27. — № 2. -С. 113-122.

4. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. — М.: Российское педагогическое агентство, 1998. — 263 с.

5. Куликов Л.В. Психогигиена личности: вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики. — СПб.: Питер, 2004. — 464 с.

6. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс / под ред. Л. Леви. — М., 1970. — С. 178-209.

7. Леонтьев Д.А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Вып. 1 / под ред. Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьева. — М.: Смысл, 2002. -С. 56-65.

8. Муздыбаев К. Стратегия совладания с жизненными трудностями // Журнал социологии и социальной антропологии. — 1998. — Т. 1. — № 2. -С. 100-109.

9. Панина Н.В. Технология социологического исследования. — Киев: Институт социологии НАН Украины, 2001. — 277 с.

10. Психологический словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, 1999. — 494 с.

11. Современный словарь по педагогике / сост. Е.С. Рапацевич. — Минск: Современное слово, 2001. — 925 с.

12. Perlin L.I., Schooler C. The structure of coping // The journal of health and social behavior. -1978. — Vol. 19. — № 1. — P. 2-21.

Педагогика. Психология. Социокинетика J № 1

99

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-pomosch-lichnosti-v-slozhnyh-zhiznennyh-situatsiyah

Сознание как жизненная способность личности

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ, 2009, том 30, № 1, с. 32-43

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Сознание как жизненная способность личности1

© 2009 г. К. А. Абульханова

Академик РАО, доктор философских наук, профессор, зав. лабораторией психологии личности,

Институт психологии РАН, Москва

Раскрываются роль и функции сознания как жизненной способности, а также в обеспечении основных позиций личности (общественной, социальной, индивидуальной) и типа их связей. Рассматриваются три модальности сознания: как процесса, образования и способности данной личности.

Ключевые слова: личность, субъект, сознание, жизненный путь; позиции личности: общественная, социальная, индивидуальная; модальности сознания: процесс, образование, способность.

СОЗНАНИЕ В ПСИХОЛОГИИ, ЕГО РОЛЬ И ФУНКЦИИ

Сегодня трудно определить, чем вызвано разнообразие и разобщенность различных теорий сознания, сложившихся в мировой (Э. Гуссерль [12], К. Юнг [33] и др.) и отечественной психологии (М.М. Бахтин [8], Л.С. Выготский [11], А.Ф. Лосев [19], А.Н. Леонтьев [16], С.Л. Рубинштейн [28, 29] и др.

): причастностью ли их к разным философско-психологическим, психолого-мировоззренческим направлениям или сложностью самого объекта познания. Скорее всего -и тем, и другим.

Можно и стоит ли интегрировать их и искать общее основание этой интеграции, чтобы получить более глубокое определение сознания? Если рассматривались различные аспекты проблемы сознания, то уровневая концепция не согласовывалась со структурной, а последняя -с теорией отношений сознания и действительности, не говоря о механизмах рефлексивности, диа-логизма, символизации и т.д. Традиционные для отечественной психологии определения функций сознания, фактически общие с функциями психики — отражательной, регулятивной, коммуникативной и т.д., не вскрывают их внутреннего единства и специфичности именно для сознания.

Философские определения сознания затрудняли развитие отечественной методологической мысли из-за существования неразрешенных эксплицитных и имплицитных противоречий в отечественной философии. Одни утверждали, что, согласно марксизму, история делается людьми, обладающими сознанием и волей, а другие — тоже согласно марксизму, что законы истории объек-

1 Работа выполнена при поддержке индивидуального исследовательского гранта 2007-2008 гг. (< 0701170) научным фондом ГУ-ВШЭ.

тивны и не зависят от воли и сознания людей. Это лишь один из примеров подобных противоречий.

При раскрытии преемственности или альтернативности гегелевской и марксовой теории (в чем также не было единства точек зрения) возникло еще более глубокое противоречие в трактовке субъект-объектных отношений и категорий: преодоление гегельянского превращения сознания в субъекта не сопоставлялось с гносеологическим противопоставлением сознания (познания) субъекта внешнему миру как объекту. Гносеологический аспект сознания не связывался с аксиологическим.

Непреодоленность принципа «зеркальности» в теории отражения неизбежно приводила к признанию первичности объекта и вторичности сознания, к превращению сознания в объект воздействий внешнего мира (явно вопреки гносеологическому определению сознания через категории субъект-объект).

Возникшие на психологической почве утверждения его активности, по крайней мере как регулятора деятельности, сразу же нивелировались утверждением его вторичности, производно-сти от общественного бытия людей.

Пассивность, вторичность сознания усиливалась философско-психологическим тезисом его предметности.

Идея С.Л. Рубинштейна, что не сознание, а человек является субъектом и преодоленное им замещение человека его сознанием открыли перспективу разрешения ряда подобных противоречий и главное — возможность развития новых философско-онтологических подходов к сознанию, его роли и функциям в психологии.

Однако реализация рубинштейновской концепции в психологии требует обоснования перехода от философского уровня к собственно психологическому. Трудность этого перехода связана с двумя основными причинами: во-первых, невыявленностъю соотношения определений че-

ловека и личности, во-вторых, неизученностью характера связи сознания и личности именно в психологии. Например, когда речь идет об отношениях к миру, другим людям и т.д., не уточнялся вопрос: отношения ли это сознания или личности.

Означает ли это, что личность и сознание тождественны: личность постольку личность, поскольку обладает сознанием? (Но тогда происходит возврат к гегелевскому отождествлению человека с его сознанием.

) Имеется ли в виду высший уровень сознания или все его уровни?

Читайте также:  Инсульт - психология

Цель настоящей статьи — рассмотреть лишь один онтологический аспект данной проблемы, который открывает методологический путь к искомой интеграции. Мы предполагаем выявить те объективные онтологические позиции, которые занимает личность, происходя из общества, человечества, взаимодействуя с социумом и самореализуясь как индивидуальность и субъект в своей жизни.

По аналогии с предпринятой нами ранее (1973 г.) попыткой определить психическое, исходя из объективной необходимости, т.е. задачи, которую оно «решает» в жизнедеятельности людей (см. [1]), мы предполагаем рассмотреть сознание как обеспечивающее онтологические позиции личности и их связь.

Опираясь на философско-онтологическую концепцию человека С.Л. Рубинштейна, согласно которой субъект не противостоит внешней действительности, а вписан в Мир в качестве эпицентра, центра его преобразования [30], можно поставить вопрос, такова ли позиция личности, является ли она единственной и в отношении к чему определяется.

Квалифицировать сознание как свойство, качество, способность личности можно, только выявив его функциональные возможности, посредством которых оно обеспечивает осуществление личностью этих позиций.

Мы рассматриваем сознание как свойство, качество, способность человека и соответственно способность личности, что открывает возможность определения его сущности, механизмов и функций в решении личностью жизненных задач и реализации своих позиций [4, 6].

ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЗИЦИИ ЛИЧНОСТИ

При определении отечественной психологией позиций личности возникают противоречия: с одной стороны, личность как будто целиком зависит от внешнего мира и, следовательно, первоначально находится вне его (Л.С. Выготский [11] и др.), с другой — рассматривается как составляющая (единица) совокупности общественных отношений, т.е. как вписанная в социальную действи-

тельность жесткими детерминантами, а в противоположность этому — как субъект (познания, деятельности, общения) относительно объекта (предмета, другого субъекта и т.д.), т.е. занимает позицию внеположности социуму (Б.Г. Ананьев [7]).

Однако первая позиция внеположности социуму — это позиция объекта, на который извне оказываются все воздействия, третья же — позиция субъекта, активно относящегося к действительности, изменяющего ее как объект своей деятельностью. Первая и третья позиции внеположности личности и социума фактически противоположны по субъект-объектному критерию.

Первая и вторая позиции личности различаются тем, что одна из них утверждает внеполож-ность социуму, другая — вписанность в социум, но фактически они сходятся в своем признании личности объектом.

Мы предполагаем, что, рассматривая позиции личности, нужно учесть их все, но, по-видимому, следует начинать не с ее соотношения с социумом (как это обычно делается), подразумевая то ее включенность (в общественные отношения), то обособленность как индивидуальности или как объекта его воздействий, а с выявления истинного корня — происхождения личности из человеческого рода и соответственно ее позиции внутри него (или исхода из него). Исходная позиция личности — это ее укорененность в обществе, идентичность общественному способу жизни. К. Юнг первым назвал общественные основания, корни жизни личности архетипами, из которых она и вырастает как личность в процессе индиви-дуации [33]. Для обозначения этой позиции внутри общества мы употребляем понятие идентичности в смысле принадлежности личности к человеческому роду, обладания его особенностями. Эта проблема в психологии ставилась либо как проблема биологического происхождения индивида, после чего начинается его социализация, либо как проблема наследственности, «задатков», отдельных черт сходства с родителями. Однако личность наследует человеческие особенности бесконечного числа поколений, появляясь на свет как существо общественное, человеческое [16]. Ее общественная принадлежность фиксируется и понятием «менталитет» [26]. Тем самым снимаются одновременно два определения личности: первое, считавшее ее в момент рождения чисто биологическим существом (против чего в принципе справедливо возражал А.Н. Леонтьев [16]), второе — считавшее ее tabula rasa. Последнюю точку зрения наиболее четко сформулировал П.Я. Гальперин: личность есть то, что мы из нее сделаем. Главное же, что позиции личности были сведены к ее соотношению с данным конкретным социумом (в разной трактовке внутри или вне его). Общественное происхождение личности

было попросту проигнорировано. Учитывалось лишь ее соотношение с социумом в процессе ее развития. Изначально же должна рассматриваться первая — общественная позиция личности.

Правомерно ли выделение двух разных позиций личности в ее соотношении с социумом -внутри и вне? Если вернуться к философским определениям позиции человека, то для гносеологического характерна внеположностъ субъекта объекту, а для онтологического — согласно Рубинштейну — позиция внутри бытия, Мира. Психологическое определение личности учитывает одновременно обе ее позиции — обособления («самоопределения») и включения в социум [2]. Эти позиции являются онтологическими, но им предшествует генетическая человеческая позиция (происхождение) личности.

Сознание и есть особый способ обеспечения связей, смены, развития и осуществления лично-стъю этих трех позиций: позиции «исхода» из общества, позиции включенности в социум и одновременного обособления от него в своем развитии. Все эти три позиции реализуются личностью, связываются ее сознанием в ее жизненном пути. Не боясь словесного парадокса, созн

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Источник: http://naukarus.com/soznanie-kak-zhiznennaya-sposobnost-lichnosti

Почему жизненная цель так необходима человеку?

Внешне всё вроде бы выглядит довольно-таки очень просто. Но на самом деле это не так. Внутренняя программа по достижению поставленной цели наиболее эффективно работает только в собственной среде обитания. А её-то определить для себя бывает крайне сложно.

Если, к примеру, человеку приходится неоправданно много затрачивать усилий по достижению определенной цели, к которой он идет на пределе физических возможностей; если при этом его сопровождает затянувшаяся психологическая депрессия; если тело заболевает серьезными необъяснимыми болезнями — то это ложная цель. Более того, у человека начинаются разрушительные процессы и на энергетическом уровне.

Речь идет не только о гармоничном уровне развития личности, что само по себе тоже очень важно. Ощутив суть собственных перспективных целей, человек способен достичь небывалых высот в карьере; творческом, профессиональном росте; материальном благополучии; устройстве личной жизни.

Только в этом состоянии внутренняя энергия человека просто сокрушает (не путать с «разрушает») все преграды на пути достижения поставленной цели. Происходит стремительная материализация намерений в конкретные формы.

Подобная методика поведения и намерений формируется, в основном, на подсознательном уровне. Вот почему, у каждого человека имеются исключительно свои пути достижения жизненных целей. Но мало их иметь. Важно научиться эти цели реализовывать.

В настоящее время существует множество методик и рекомендаций по реализации природного потенциала человека. Не «изобретая вновь колесо», мы попытались известную информацию профильтровать энергетическим полем человека. И вот, что из этого получилось:

чтобы достичь желаемого результата в каком-либо деле, изначально необходимо этого очень захотеть;
а для этого необходимо решительно сделать первый шаг навстречу поставленной цели;
решительно сделать первый шаг способен только уверенный в собственных силах человек;
поэтому, чтобы реально ощутить силу собственного природного потенциала — применяйте на практике всевозможные аутотренинговые известные (и эксклюзивные) технологии, руководствуясь при этом исключительно интуитивным чутьём на подсознательном уровне;
помните, что абсолютно любой результат (даже отрицательный) — это конструктивный результат на пути к достижению поставленной цели;
результат непременно будет достигнут, если в сознании начнет работать программа («всё, что я делаю искренне и с душой, наиболее перспективное»).

Необходимые УСЛОВИЯ при достижении желаемого результата:

безудержный творческий порыв;
беспредельный полёт фантазии;
неподдельный блеск в глазах;
волнение в груди, как перед первым в жизни любовным свиданием.

Даже самые нереальные ПЕРСПЕКТИВЫ и ЦЕЛИ достижимы! Эта установка и убеждение являются первоосновой и в построении ГАРМОНИЧНЫХ семейных отношений.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/psychology/articles/6204/

Ссылка на основную публикацию