Психологическая реабилитация — психология

Психологическая реабилитация (стр. 1 из 5)

Введение.

В последнее время приходится наблюдать значительные изменения в содержании деятельности психолога в России.

Минули те времена, когда под работой психолога обычно принимался гипноз, а интерес к другим методам пресекался из-за идеологических соображений или даже из-за психологической неграмотности.

Прошло время безоглядного импорта психологических технологий – увлечения отдельными зарубежными методами и приемами. Освоив достижения современной психологии, российские ученые вступили в новый период творческого развития.

В условиях бурного развития психологии и с учетом психогенных условий жизни, развития и формирования личности все чаще приходится говорить о необходимости оказания квалифицированной реабилитационной помощи представителям человечества, что обуславливает актуальность выбранной нами темы работы.

Цель исследования: изучение реабилитации как самостоятельной специальности в области психологии.

Объект исследования: психологическая реабилитация: закономерности развития, задачи, функции и методология.

Предмет исследования: взаимосвязь психологической реабилитации и психотерапии.

Гипотеза исследования: предполагается, что реабилитация, является функцией психотерапии, развиваясь, как самостоятельная дисциплина несет, в себе функции психотерапии.

Задачи исследования:

· Изучение научно-психологической литературы по заданной теме.

· Определить цели психологической реабилитации.

· Изучить взаимосвязь психологической реабилитации и психотерапии.

· Определить задачи и функции психологической реабилитации.

· Изучить методологию психологической реабилитации.

Настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

Глава I . Анализ психолого-педагогической литературы.

1.1.Основные понятия.

Современная концепция реабилитации больных и инвалидов берет свое начало с разработки ее принципов и практического применения в Англии и США во время второй мировой войны.

Наиболее содержательное и полное определение реабилитации принято на 9-м совещании министров здравоохранения и социального обеспечения восточно-европейских стран.

Согласно, которому реабилитация является системой государственных, социально медицинских, профессиональных, педагогических, психологических и других мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, на эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов (детей и взрослых) в общество и к общественно-полезному труду. Реабилитация представляет собой сложный процесс, в результате которого у пострадавшего формируется активное отношение к нарушению его здоровья и восстанавливается положительное восприятие жизни, семьи и общества.

«Реабилитация — система медико-педагогических мер, направленных на включение аномального ребенка в социальную среду, приобщение к общественной жизни и труду на уровне его психофизических возможностей.

Реабилитация осуществляется с помощью психологических средств, направленных на устранение или смягчение дефектов развития, а также специального обучения, воспитания и профессиональной подготовки.

Задачи реабилитации решаются в системе специальных учебно-воспитательных учреждениях для разных категорий аномальных детей, где особенности организации учебного процесса определяются спецификой аномального развития».[7;55]

Реабилитация — завершающий этап общего лечебного процесса, где весьма важно оценить эффективность лечения, воздействия на организм, прежде всего в плане восстановления личностного и социального статуса клиента.

Правильное, рациональное сочетание физических и психических методов воздействия на конкретного больного влияет самым непосредственным образом на успех в лечении распространенных тяжелых хронических заболеваний, в том числе в полном или частичном восстановлении трудоспособности.

«По определению ВОЗ, реабилитация – это комбинированное и координированное применение социальных, медицинских, педагогических и профессиональных мероприятий с целью подготовки и переподготовки индивидуума для достижения оптимальной его трудоспособности».[11;11]

Реабилитация включает профилактику, лечение, приспособление к жизни и труду после болезни, но, прежде всего — личностный подход к больному человеку (Кабанов). В настоящее время принято различать медицинскую, психологическую, профессиональную и социальную реабилитацию.

«Психологическая реабилитация включает в себя мероприятия по своевременной профилактике и лечению психических нарушений, по формированию у пациента сознательного и активного участия в реабилитационном процессе». [11;13]

Рассматривая психологическую реабилитацию как функцию психотерапии и психологической коррекции, нам приходится говорить о ней как о психологическом (психотерапевтическом) вмешательстве.

Психотерапевтическое вмешательство, или психотерапевтическая интервенция — это вид (тип, форма) психотерапевтического воздействия, который характеризуется определенными целями и соответствующим этим целям выбором средств воздействия, то есть методов.

Термин психотерапевтическое вмешательство может обозначать конкретный психотерапевтический прием, например, разъяснение, уточнение, стимуляция, вербализация, конфронтация, научение, тренинг, советы и пр.

, а также более общую стратегию поведения психотерапевта, которая тесным образом связана с теоретической ориентацией (прежде всего, с пониманием природы того или иного расстройства и целями и задачами психотерапии).

«Психологические интервенции характеризуются:

1) выбором средств (методов);

2) функциями (развитие, профилактика, лечение, реабилитация);

З) целевой ориентацией процесса на достижение изменений;

4) теоретической базой (теоретическая психология);

5) эмпирической проверкой;

6) профессиональными действиями». [23;15]

Рассмотрим основные характеристики реабилитационно-психологических интервенций. Методы психологических интервенций — это психологические средства, которые выбирает психолог.

Они могут быть вербальными или невербальными, ориентированными в большей степени либо на эмоциональные, либо на поведенческие аспекты и реализуются в контексте взаимоотношений и взаимодействий между клиентом и психологом.

Типичными психологическими средствами являются беседа, тренировка (упражнения) или межличностные взаимоотношения как фактор влияния и воздёйствия. Функции психологических интервенций состоят в профилактике, лечении, реабилитации и развитии.

Цели реабилитационно-психологических интервенций отражают целевую ориентацию на достижение определенных изменений. Реабилитационно-психологические интервенции могут быть направлены как на более общие, отдаленные цели, так и на конкретные, более близкие цели.

Однако всегда психологические средства воздействия должны четко соответствовать целям воздействия. Теоретическая обоснованность реабилитационно-психологические интервенций состоит в ее взаимосвязи с определенными психологическими теориями научной психологии. Эмпирическая проверка клинико-психологических интервенций связана, прежде всего, с изучением их эффективности, они должны всегда осуществляться профессионалами.

Психологическая интервенция, осуществляемая в целях реабилитации, является психотерапевтической интервенцией и соответствует термину психотерапии.

Рис.1.

На рисунке определены основные функции реабилитации, которые совпадают с функциями психотерапии. Но не нужно при этом смешивать психотерапию и реабилитацию. Психотерапия исправляет или корректирует недуг, реабилитация помогает адаптироваться в среде.

Психологическая коррекция представляет собой направленное психологическое воздействие для полноценного развития и функционирования индивида. Термин психологическая коррекция получил распространение в начале 70-х годов. В этот период психологии стали активно работать в области психотерапии, прежде всего, групповой.

«Об обоснованности использования понятия «психологическая коррекция» наряду с понятием психологическое вмешательство ответить однозначно довольно трудно. Их сопоставление обнаруживает очевидное сходство.

Психологическая коррекция, так же как и психологическое вмешательство, понимается как целенаправленное психологическое воздействиё. Они реализуются в различных областях человеческой практики и осуществляются психологическими средствами.

Психологическая коррекция может быть направлена на решение задач профилактики, лечения и реабилитации. Психологические вмешательства (реабилитационно-психологические вмешательства), как уже указывалось ранее, также выполняют функции профилактики, лечения и реабилитации.

И психологическая коррекция, и психологическое вмешательство, используемые с целью реабилитации, выполняют психотерапевтическую функцию. Очевидно, что по существу эти понятия совпадают».[23;18]

1.2.Основные направления развития психологической реабилитации.

Психолог не в состоянии изменить природные и социальные условия жизни личности. Это задача политиков, экологов, социальных работников и других специалистов, влияющих на изменение среды обитания человека. Сфера влияния психолога ограничена воздействием на внутреннее пространство жизни отдельного человека. При этом центром этого внутреннего пространства является самосознание.

Ф. Месмер считал, что в основе психических нарушений лежит неравномерное распределение в организме особого рода «животной энергии» — флюида. Врач путем специальных воздействий на организм добивается гармоничного распределения флюида, что и ведет к излечению.

Источник: http://MirZnanii.com/a/203832/psikhologicheskaya-reabilitatsiya

Психологическая реабилитация: виды, методы

Психологическая реабилитация нужна каждому человеку после серьезной травмы, нападения или потери привычных физических способностей.

Нелегко привыкнуть жить в новых условиях без возможности говорить, ходить, видеть или других обычных функций тела.

У медиков существуют эффективные методики помощи пострадавшим людям, что восстанавливает социальный уровень взаимодействия с окружающим миром.

Назначение методик

Психологическая реабилитация помогает обществу возвращать к социальной жизни здоровых детей после аварий, травм или стрессов. Полноценное здоровье не ограничивается правильным функционированием тела. Моральное состояние влияет на процесс восстановления.

Психологическая реабилитация помогает обществу исключить будущее агрессивное поведение больного, которое может привести даже к преступлению.

У детей последствия могут быть плачевными: потеря тяги к жизни и неспособность самостоятельно вернуться в социальную среду.

Часто наблюдаются осложнения после утери функции конечностей, формируется психологический дискомфорт перед окружающими. Психологическая реабилитация направлена на решение следующих задач:

  • Возврат состояния психики до нормального.
  • Поиск путей лечения, облегчающие реабилитацию пострадавших.
  • Врачи помогают пострадавшему найти внутреннюю гармонию с самим собой, убрать противоречия и принять свершившееся событие как неизбежное.
  • Помощь во взаимодействии потерпевшего с социальными группами.

Цели всех методик направлены на нормализацию психологического здоровья и социального поведения ребенка.

Классификация

Психологическая реабилитация подразделяется на 3 вида помощи в различных областях:

  • Медицинской. В основе помощи лежит подготовка пациентов к операциям, восстановление психики после травм, преодоления боли. Сохранение личности после инвалидности.
  • Профессиональной. Чаще сохранение и восстановление утраченных навыков проводится у взрослых. Но для детей упражнения сочетают с психологическими методами для восстановления письма, отработанных движений рук, ног после травматизации тела.
  • Социальной. Потеря функциональности тела вызывает психологический дискомфорт. Чтобы облегчить период восстановления, проводится психологическая реабилитация детей в условиях группы. Важной составляющей пособия является приспособление потерпевшего к выполнению функций тела в инвалидном кресле, изучение способов преодоления бордюров и других препятствий.

Центр психологической реабилитации создает условия, при которых человек помещается в среду положительных эмоций. Такой подход позволяет ненавязчиво осваивать методы взаимодействия с окружающим миром.

Профилактическая работа с пациентами

Социально-психологическая реабилитация детей может использоваться до наступления тяжелых состояний, когда ребенок уже получает негативный отпечаток после неудачной операции.

Поэтому до ее проведения целесообразно проводить подготовку психики к известному результату.

Если уже понятно, что он станет инвалидом, то начинают создавать в его сознании образ успешного человека даже при частичной потере функциональности тела.

Инвалидное кресло не должно становиться для ребенка приговором. Существует много примеров людей с ограниченными возможностями, которые стали спортсменами, руководителями или учеными. Ребенок должен принять свое новое состояние без переживаний.

Читайте также:  Эффективные методы выбора бизнес-тренера на собеседовании - психология

Цели методов при работе с ребенком

Социально-психологическая реабилитация направлена на достижение следующих условий:

  • Определение состояния психики пациентов, количественная оценка расстройства.
  • Госпитализация детей в тяжелых случаях, когда требуется постоянное наблюдение и существует высокий риск осложнений.
  • Полный возврат утраченных психологических возможностей.
  • Выбор способа корректировки сознания ребенка, повышение его самооценки.
  • Подготовка к операции, новых ощущений после ее завершения.
  • Помощь в изучении значимых социальных действий при потерянных способностях ребенка.
  • Быстрое привлечение пациента в ежедневные обязанности, отработка ослабшем моторных функций тела.

В результате медики стремятся получить здорового ребенка с окрепшей нервной системой, чтобы будущие непривычные условия не приводили к внутренним переживаниям. Срабатывает принцип «предупрежден — значит вооружен».

Принципы осуществления помощи

Психологическая реабилитация инвалидов строится на основе ряда принципов. Первым является неотложности помощи, смысловое содержание которого заключается в своевременном оказании психологической разгрузки после шока, сильного стресса или переживаний. Пара минут терапии избавляет от будущих спадов в нервной системе пациента на длительное время.

Различается педагогическая и медикаментозная психологическая помощь. Реабилитация пациентов может проводиться комплексным методом: одновременная подготовка психологического сознания и избавления от центров физического напряжения с использованием препаратов.

При травмах детей, связанных с насилием, принимаются дополнительные меры: оценивается состояние жизни в семье, поведение в обществе, вносятся коррективы путем создания положительных образов.

В некоторых случаях ребенка приходится защищать не только психологически, но и юридически.

Привлечение в общество

Социально-педагогическая реабилитация нужна для развития активной жизненной позиции ребенка. Преодолеть нужно замкнутость сознания от неблагоприятного стечения обстоятельств. Пациенту нужно вернуть представление о самом себе, чтобы направить его силы на позитивный настрой. Коллективная терапия не всегда успешна, но она помогает детям определить свое место в социальной группе.

Групповые занятия среди детей одинакового возраста помогают снять закомплексованность, убрать недоверие к терапевтическим методам. У пострадавшего ребенка часто формируется агрессия к людям, похожим на человека, причинившего вред. Социальная адаптация направлена на то, чтобы у пациента сложилось другое мнение: люди не все одинаковы при внешней схожести.

Что делают в клинике?

Реабилитация ребенка начинается с создания благоприятной окружающей атмосферы. Условия не должны совпадать с обстановкой во время происшествия, травмы. Специалисты стараются предоставить варианты для реализации возможностей ребенка: рисование, обучение школьным предметам, игры и прочее. Ему предоставляется сыграть определенную роль в группе детей.

Именно самоопределившись со своим положением, ребенок может преодолеть эмоциональные переживания и проявить волю. Эффективной методикой помощи является сказкотерапия, где каждый игрок выбирает себе понравившегося героя. За счет взаимодействия с окружающими в позитивном настроении достигаются следующие цели:

  • Снижается агрессивность ребенка.
  • Преодолевается чувство страха перед окружающим миром.
  • Исчезают барьеры, мешающие общаться детям-инвалидам.
  • Возрастает потенциал к творческой работе.
  • Реализуются фантазии ребенка, после которых реальная жизнь не кажется страшной.

Индивидуальные программы

Для каждого ребенка подбирается определенный набор методик согласно его возможностям, интересам и физическим данным. Систематизацию процесса сокращает время на реабилитацию психики. Время пребывания в клинике определяется после учета мнения родителей. Реабилитационный центр может принять малыша в стационар при необходимости.

Учиться должны и близкие люди ребенка-инвалида, чтобы каждый мог помочь ему в случае необходимости.

Осваивать придется методы пользования техническими средствами, а также оказания экстренной помощи при ухудшении самочувствия пострадавшего.

Медикаментозная помощь нужна для снижения напряжения в нервной системе из-за травмированного участка тела. Облегчения самочувствия могут осуществлять путем использования обезболивающих средств, антидепрессантов.

Источник: http://stomatlife.ru/medicina/psihologicheskaya-reabilitaciya-vidy-metody.html

Психологическая реабилитация

Психологическая реабилитация – система специальных и целенаправленных мероприятий, за счет которых происходит восстановление (формирование, развитие) различных видов психической деятельности, психологических функций, качеств и образований, позволяющих ребенку успешно адаптироваться к среде и в обществе, принимать и выполнять соответствующие социальные роли, достигать высокого уровня самореализации.

Как реабилитационное средство психологическая реабилитация включает в себя и элементы психодиагностики, и психокоррекции, и психотерапии, может успешно применяется на различных этапах реабилитации. При этом консультационная помощь играет важную роль в плане психопрофилактики возможных отклонений в развитие ребенка.

С психологической позиции подготовка к труду включает формирование системных психологических механизмов, позволяющих индивиду быть успешным, достигать высокого уровня самореализации в трудовой деятельности.

При этом выделяются: мотивационная готовность, готовность к труду личности в целом и готовность к конкретной профессиональной деятельности.

Поскольку данная концепция касается только детей, то будем иметь в виду только первый аспект.

Для детей с отклонениями в развитии специфика данного понятия заключается в механизме формирования этой психологической готовности и в оценке ее сформированности.

В первом случае в связи с нарушением нормального хода психического развития у данного контингента детей и возможности его коррекции в различном диапазоне необходимо проведение специальных мероприятий, направленных на подготовку к труду, представляющих собой психологическую реабилитацию.

При оценке сформированности психологической готовности к труду необходимо исходить из психологического реабилитационного потенциала ребенка. Для данного контингента детей не всегда возможно достижение абсолютной готовности к труду.

Основными задачами подготовки к труду в процессе психологической, реабилитации являются:

— восстановление и развитие отдельных интеллектуальных функций (психомоторики, памяти, мышления и т.д.

— сглаживание (ликвидация) локальных эмоциональных расстройств (возбудимость, тревога, страхи, эмоциональная неустойчивость и т.д.);

— развитие коммуникативных навыков и оптимизация уровня коммуникативной готовности в целом;

— формирование адекватного отношения к собственному «Я», своим возможностям, заболеванию (дефекту);

— оптимизация отношений в диаде «ребенок-родитель», взаимоотношений в семье в целом;

— формирование положительной мотивации и усвоение норм и правил поведения, соответвующих ролевым позициям, обусловленных системой социальных отношений, в которую включается ребенок;

— формирование адекватных представлений о межличностных взаимоотношениях в процессе трудовой деятельности;

— расширение круга интересов, формирование социальных ценностных ориентации и потребности к самовыражению в социально приемлемых формах;

— развитие навыков психической саморегуляции, способности к волевым усилиям;

— развитие склонностей и способностей, формирование адекватной самооценки;

— развитие навыков креативности, творческого самовыражения, навыков принятия решений;

— формирование проф. планов, адекватных собственным возможностям и реальным социальным условиям.

Основными методами (средствами) психологической реабилитации являются: психологическая консультация, психологический тренинг, психокоррекция и психотерапия.

Все мероприятия по психологической реабилитации должны базироваться на результатах психодиагностики, которые предопределяют их содержательную сторону и направленность, выступают в качестве объективных показателей необходимости их проведения и оценки достигнутых результатов (эффективности).

Под психодиагностикой понимается определение особенностей актуального психического состояния и потенциальных возможностей психического развития (зоны ближайшего развития) индивида.

Психологическая консультация — это ориентация детей и их родителей в широком круге проблем подготовки к труду, взаимоотношений, общения и т.п., позволяющая конструктивно разрешать всевозможные психологические коллизии, препятствующие самореализации и развитию) личности.

Как методический прием психологической реабилитации консультация в определенном смысле уникальна и универсальна, так как включает в себя элементы психодиагностики, и психокоррекции, и психотерапии, практически не имеет противопоказаний и может успешно применяться на разных этапах реабилитации.

При этом именно консультативная помощь играет важнейшую роль в плане психопрофилактики возможных отклонений в развитии ребенка в аспекте подготовки к труду.

Психотерапия — это комплексное лечение психических, нервных и психосоматических расстройств, решающее задачи по смягчению или ликвидации имеющейся симптоматики (клинически ориентированная психотерапия) и изменению отношения к социальному окружению и собственной личности (личностно ориентированная психотерапия).

Существует множество направлений и методических приемов (техник) психотерапии: рациональная психотерапия, психосинтез, гештальттерапия, нейролингвистическое программирование, позитивная психотерапия, гипнотерапия, трудотерапия, арттерапия, эстетотерапия и т.п.

Отдельно можно выделить направление семейной психотерапии, цель которой заключается в оптимизации совокупности отношений, складывающихся в семье и мешающих подготовке к труду детей с отклонениями в развитии.

Психокоррекция — это коррекция отдельных свойств личности и характера (мотивов, установок, ценностных ориентаций, уровня притязаний и т.п.) в целях оптимизации освоения различных видов деятельности (игровой, коммуникативной, учебной, учебно-трудовой, профессиональной и т.п.) для повышения возможности успешной и эффективной самореализации в различных социальных условиях.

В отличие от психотерапии психокоррекция ориентирована не на патологические, а на «нормальные», но недостаточно адекватные для успешной самореализации психологические проявления. Грань между ними достаточно тонкая и условная, как, например, между нормой и патологией. Это обуславливает возможность широкого использования методов психотерапии в психокоррекционной практике.

Психологический тренинг – это целенаправленное восстановление, развитие, формирование отдельных психических функций, умений, навыков и качеств личности, утраченных или «ослабленных» в силу заболевания или особенностей воспитания, несформированность которых препятствует самореализации личности. Психологический тренинг решает более локальные задачи по сравнению с другими методами реабилитации. В зависимости от целей выделяют различные виды тренингов: аутотренинг, тренинг креативности, тренинг отдельных интеллектуальных и моторных функций, коммуникативный тренинг и т.п.

Специфической формой психологической реабилитации детей с отклонениями в развитии являются организация сюжетно-ролевой игровой деятельности (ребенок в ее процессе занимает более активную позицию). Изменяется и форма проведения тренинговых, коррекционных и психотерапевтических занятий.

В их основе — сюжетно-ролевая игра, хотя «содержание», «сценарии» этих игр существенно усложняются, включают в себя больше особенностей социальных и межличностных отношений.

При этом появляется возможность использовать элементы методических приемов из классических психотерапевтических направлений.

Принципиальная схема психологической реабилитации включает в себя:

1. Оценку психологического реабилитационного потенциала.

2. Оценку условий и определение организационных особенностей проведения реабилитационных мероприятий (например, условия поликлиники или стационара, необходимость использования технических средств и т.п.)

3. Определение целевых установок и задач психологической реабилитации.

4. Определение средств и методов реабилитации.

Читайте также:  Совесть и дрессировка - психология

5. Составление плана проведения реабилитационных мероприятий с указанием срока и места их реализации, а также используемых при этом методик и методических приемов.

6. Оценку эффективности реабилитационных мероприятий и подведение ее итогов.

Педагогическая реабилитация представляет собой восстановление, коррекцию и компенсацию утраченных или нарушенных функций в процессе образования (как общего, так и специального) методами обучения, воспитания и развития.

В процессе обучения детей с ограниченными возможностями кроме общих целей обучения и воспитания решаются также задачи коррекции и компенсации нарушенных функций. Цель педагогической работы заключается в нормализации, исправлении (доразвитии) психических и физических функций аномального ребенка в процессе общего его образования, подготовки к жизни и труду.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ заключается в профессиональной ориентации и профессиональном обучении.

Основное внимание при решении профориентационных задач детям уделяется:

а) комплексной диагностической оценке исходя из характера клинико-функциональных психологических параметров, возможностей овладения ребенком теми или иными видами профессиональной деятельности;

б) развитие наиболее универсальных умений, навыков и качеств, которые необходимы для профессиональной самореализации ребенка;

в) формирование таких интересов и установок ребенка, которые максимально ориентирует его на показанные профессии.

Для детей с отклонениями в развитии профессиональная реабилитация сводится к профессиональной ориентации, т.к. профессиональное обучение и трудоустройство реализуется уже после совершеннолетия.

В процессе подготовки к труду целенаправленная профориентация имеет особое значение.

Под профессиональной ориентацией понимается комплекс научно-обоснованных социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на формирование профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным возможностям, особенностям каждой личности и запросам общества.

Психологический смысл профориентации заключается в профессиональном самоопределении и проявляется через акт профессионального выбора, который совершается на основании представлений субъекта о своих возможностях, желаниях, мотивах, установках и тех ценностных ориентации, которые у него сформированы по отношению к определенным видам профессиональной деятельности.

Адекватность профвыбора может быть определена характером ответов на вопросы по формуле «хочу» — «могу» — «надо». Первые из них отражают, в основном, эмоционально-мотивационную парадигму профессионального самоопределения (интересы, склонности), вторые — рациональную (сocтoяниe здopoвья), интеллектуальную (знания, умения, навыки), третьи — социальную (конъюнктура рынка груда).

Идеальный вариант предполагает возможность адекватности профессионального самоопределения без проведения каких-либо специальных, целевых мероприятий.

Он может наблюдаться в тех случаях, когда условия воспитания и развития ребенка, особенности его психического и физического развития позволяют ему дать совпадающие ответы нa вышеуказанные вопросы.

В то же время даже у практически здоровых детей к 16-17 годам часто наблюдается фактическое отсутствие профвыбора или он бывает неадекватным (по литературным данными от 20% до 50% случаев).

У детей же с отклонениями в развитии, как показывают исследования, проводимые сотрудниками СПбНИИЭТИНа, адекватный профвыбор к 16-17 годам наблюдается, примерно, в 10-15% случаев. Основными причинами, затрудняющими профессиональное самоопределение при этом являются:

1) искаженные представления о собственных возможностях, завышенная (что наблюдается чаще) или заниженная самооценка;

2) недостаточная и искаженная информированность о различных профессиях, условиях труда;

3) несформированность общесоциальных мотивов к трудовой деятельности.

При этом причины первого порядка, как правило, могут быть непосредственно обусловлены психологическими нарушениями, наблюдаемыми у детей с отклонениями в развитии как интеллектуальными, так и эмоционально-мотивационными. Второй класс причин, помимо этого связан с определенного рода социальной изоляцией данного контингента детей, ограниченностью их социального опыта.

Исходя из этого, профориентационную работу можно условно разделить на неспецифическую и специфическую.

Первая будет заключаться в профориентационном эффекте других реабилитационных мероприятий, главным образом, психологических, который обуславливается сглаживанием психологических расстройств и нарушений, формированием психологических свойств, создающих потенциальные предпосылки возможности адекватного профвыбора.

Вторая, собственно профориентационная, выражается в проведении экспертно-диагностической оценки трудовых возможностей подростка и в проведении формирующе-коррекционных занятий по созданию позитивных установок у подростка на те виды профдеятельности, которые объективно показаны ему, исходя из характера экспертно-диагностических оценок.

Разработанная в СПбНИИЭТННе концепция профориентации детей-инвадидов включает четыре этапа:

I — подготовительный, который представляет собой ряд медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий по формированию готовности к профвыбору и самоопределению;

II — экспертно-диагностический обеспечивающий на основании результатов клинических, функциональных и психологических исследований возможность дифференцированной оценки реальных и потенциальных профессиональных возможностей ребенка;

IIIформирующий,обеспечивающий с помощью комплекса психотерапевтических, психокоррекционных и психолого-педагогических средств, ориентацию именно на показанные виды профессиональной деятельности;

IV — адаптационный, проводимый в процессе фактического рационального трудоустройства (или в процессе профобучения) и способствующий безболезненному приспособлению к новым условиям профессиональной среды.

В раннем возрасте профориентационные мероприятия включают, как правило только профессиональную информацию, т.к. пока еще отсутствует четкая картинатрудового прогноза ребенкаисходя из клиникофункциональных параметров. Крометого, динамизм особенностей его психическогоразвития также не очевиден и еще нe сформированы специфические склонности ребенка.

Поэтому в период до 12-14 лет внимание акцентируется в основном на созданииусловий для гармоничности общего психического развития ребенка, формирование у негоположительных мотивов к трудовой деятельности в целом, расширение диапазона круга его интересов и профессиональной информации, формирование у него тех умении и навыков,которые универсальны для различных видов трудовой деятельности.

Проведение собственно специфических мероприятий по профориентации возможно при наличии достаточно определенного клинического трудового прогноза, т.е. в тех случаях, когда реально можно выделить круг показанных и противопоказанных профессий по объективным клинико-функциональнымкритериям.

Также одним из условий возможности ихпроведения является определенный уровень социальной»зрелости» ребенка, сформированностиинтересов и склонностей.

Как правило, возможность проведения специфических мероприятийпопрофориентации (и диагностических, иформирующих) появляется при достижении ребенком возраст 14-16 лет.

Программа профориентации должна включать в себя перечень конкретных мероприятий (специфических и неспецифических,подготовительных, диагностических и формирующих), проведение которых будет способствовать адекватному самоопределению подростка.

Источник: https://megaobuchalka.ru/1/30432.html

Психологическая реабилитация — авторский метод реабилитации

Термин что означает – восстановление всех основных функций человека с целью обеспечения его нормальной жизнедеятельности в изменившихся условиях существования.

Такое восстановление (реабилитация), как правило, требуется людям, перенесшим инсульты, получившим различные тяжелые травмы (особенно травмы головы и позвоночника), имеющим врожденные психосоматические заболевания, а также онкопациентам после сеансов химиотерапии и радиотерапии.

Перечень страдающих людей не ограничивается перечисленными проблемами. В нуждаетсяизменить качество своей жизни, но, в силу полной или частичной утраты тех или иных психофизиологических функций организма, не может этого сделать сам.


Записаться на консультацию
(495) 765-02-04

К сожалению, те традиционные методы, которые ныне применяются во всем мире, не могут существенно изменить положение дел в отношении качества реабилитации.

И проблема здесь в том, что общий подход к оказанию медицинской и психологической помощи, нуждающимся людям, по сути своей, остается прежним.

Целью врача или психолога является устранение конкретного симптома или проблемы, с которыми обратился тот или иной человек.

Вы спросите: «Что же в этом плохого или что делается неправильно?»

Особенно плохого здесь ничего нет, если не считать того, что болезнь или проблема в результате такой помощи, по сути дела, только затаивается, но никуда не исчезает. Если мы ничего не сделали, чтобы устранить причину, а всего лишь устранили следствие, то результат очевиден – проблема возникнет вновь, с еще более сильным проявлением.

То же самое относится и к работе по реабилитации, но здесь положение дел еще более усугубляется. Поверхностное решение проблемы может привести пациента к сильным душевным переживаниям в отношении предмета своей неполноценности.

Такие переживания, как правило, сопровождаются стрессами, которые, в свою очередь, могут стать результатом рецидива или возникновения иного, более тяжелого заболевания.

В конце концов, человек в какой-то момент может вообще потерять веру в себя и тогда помочь ему будет трудно или практически невозможно.

На базе нашего Центра реализована , которая заключается в применении кардинально иного подхода в работе по оказанию психологической и психотерапевтической помощи людям.

Суть подхода в том, что в данном случае специалист оказывает помощь в изменении причины, которая заключена в нездоровом образе жизни. А нездоровый образ жизни сформировался под воздействием нездорового мировоззрения. Все это в комплексе как раз и определяет естественное проблемное поведение человека.

Самое интересное и даже парадоксальное состоит в том, что для специалиста, который работает в таком подходе, нет необходимости напрямую работать с заявленной проблемой.

При этом проблема решается, как бы, сама собой в процессе психотерапии, основанной на работе с глубинными (бессознательными) слоями психики.

Инструментом подхода является метод Ментальной Технологии Тройного Моделирования (МТТМ), который позволяет сначала создать модель желаемого будущего, а затем осуществить в результате это желание. Более подробно о самом методе Вы можете прочитать на других страницах нашего сайта.

Ментальная Технология Тройного Моделирования (МТТМ) включает в себя систему методик для изменения ментальной сферы человека, а вместе с тем его естественных программ поведения, которые, в свою очередь, задают определенный образ жизни.

МТТМ  позволяет вернуться к полноценной жизни и потому является

Известно, что в основе любого навыка лежит бессознательное (естественное) поведение. Но ведь когда-то этот навык был сформирован при помощи сознательных действий, а затем стал совершенно привычным. Так и в работе по реабилитации необходимо формировать новые, комфортные навыки поведения, которые становятся такими же привычными, как и все предыдущие.

Сам по себе навык в отрыве от мировоззрения образоваться не может, потому что он должен поддерживаться конкретными убеждениями и ценностями. Именно поэтому, чтобы надежно справиться с любой психосоматической проблемой (следствием), необходимо изменить всю систему (причину), которая привела к данной проблеме.

Для этого необходимо понять, что человек не «черный ящик». Нельзя в нем бессистемно копаться, не зная, что будет в результате. У каждого следствия всегда есть причина. Это закон природы, который не писан никем – он просто есть аксиома.

Читайте также:  Вдумчивость - психология

Устранять следствие (симптомом) в узком смысле – то же самое, что косить сорную траву в огороде, наивно надеясь на то, что она не будет больше расти.


Записаться на консультацию
(495) 765-02-04


Напомню, что современная система оказания медицинской и психологической помощи по реабилитации человека направлена только на устранение проблемы (следствия). По этой причине результат налицо – симптоматичная реабилитация не приносит желаемого качества жизни.

На базе мы используем комплексный и системный психотерапевтический подход к реабилитации человека, который позволяет ему стать успешным и счастливым. Данный подход не исключает традиционных мер по медицинской реабилитации, а напротив приводит к получению существенно большего эффекта от объединения усилий.

В заключение хочется добавить, что нередко способна вернуть к нормальной качественной жизни даже тех, кого традиционная медицина считает безнадежными. И доказательством тому являются сотни людей, которые, находясь, казалось бы, в безвыходной ситуации, вновь обрели с нашей помощью свое счастье.

Президент фонда «Психология за здоровье нации», известный психолог, кандидат психологических наук, автор инновационного психотерапевтического подхода и метода системной психологической коррекции, личный консультант многих известных политиков, бизнесменов и представителей шоу-бизнеса.

Источник: http://www.CPS06.ru/reabilitacija.html

Психологическая реабилитация

Психологический аспект — ускорение процесса психологической адаптации к изменившейся в результате болезни жизненной ситуации, профилактика и лечение развивающихся патологических психических изменений

Психотерапия — основной метод психологической коррекции, осуществляемый клиническим психологом, в общем виде представляющий собой набор техник и методик, применяемых психотерапевтом для проведения изменений психоэмоционального состояния человека, его поведения и коммуникативных паттернов, улучшению его самочувствия и улучшению способности к адаптации в социуме. Психотерапии проводятся как в индивидуальном порядке, так и в группах.

Существует множество различных направлений психотерапии: психодинамическая психотерапия, когнитивная психотерапия, гуманистическая психотерапия, семейная психотерапия, гештальттерапия, эмоционально — образная терапия, телесно-ориентированная психотерапия; в последние десятилетия также наблюдается выделение трансперсональных видов психотерапии.

Психологический аспект отражает как личностно-психологическую ориентацию самого инвалида, так и эмоционально-психологическое восприятие проблемы инвалидности обществом. Инвалиды и пенсионеры относятся к категории, так называемого, маломобильного населения и являются наименее защищенной, социально уязвимой частью общества.

Это связано, прежде всего, с дефектами их физического состояния, вызванного заболеваниями, приведшими к инвалидности, а также с имеющимся комплексом сопутствующей соматической патологии и с пониженной двигательной активностью, характерными для большинства представителей старших возрастов.

Кроме того, в значительной степени социальная незащищенность этих групп населения связана с наличием психологического фактора, формирующего их отношение к обществу и затрудняющего адекватный контакт с ним.

Психологические проблемы возникают при изолированности инвалидов от внешнего мира, как вследствие имеющихся недугов, так и в результате неприспособленности окружающей среды для инвалидов на кресло-колясках, при разрыве привычного общения в связи с выходом на пенсию, при наступлении одиночества в результате потери супруга, при заострении характерологических особенностей в результате развития склеротического процесса, характерного для пожилых людей. Все это ведет к возникновению эмоционально-волевых расстройств, развитию депрессии, изменениям поведения.

Психологическая реабилитация обеспечивает:

— оценку уровня интеллекта, личности пациента;

— консультирование по личностным, эмоциональным проблемам;

— психотерапию;

— участие в планировании и проведении образовательных и профилактических программ;

— консультирование родителей.

Психологическая реабилитация проводится психологами, врачами-психотерапевтами.

Дата добавления: 2016-09-26; просмотров: 1264;

Источник: http://poznayka.org/s61746t1.html

Психологическая реабилитация в Москве

Довольно часто в нашей жизни случаются ситуации, после которых мы или наши близкие теряют интерес к жизни, чувствуют себя угнетенными, ненужными, порой даже без желания жить дальше.

Восстановить прежнее отношение к жизни, наладить контакт с миром поможет достигнуть психологическая реабилитация, целью которой является переосмысление человеком своего пути, восстановление связей с окружающим миром, продуктивное взаимодействие.

Психологическая реабилитация заключается в корректировке психологического состояния, что сократит время реабилитации и адаптации, личной, семейной психологии и терапии, расширении информационного пространства.

Задача такой психологической реабилитации заключается в принятии человеком нового себя, в осознании утраченных функций, в адаптации к внешнему миру. Восстановление личностного и социального статуса человека.

Психологическая реабилитация имеет широкое понятие. Психологическая реабилитация является завершающим этапом в общем психологическом и ином лечении, прежде всего в плане восстановления социального и личностного статуса человека.

Осуществляется психологическая раебилитация при помощи психологических приемов, которые направлены на устранение разных психологических дефектов, полученных при болезни, зависимости или в какой-то другой иной ситуации (необязательно физической) но и психологической.

Она включает в себя лечение, психопрофилактику, приспособление к жизни и труду после болезни, психологического стресса или зависимости. В целом, существует медицинская, психологическая, профессиональная и социальная реабилитация.

Психологическая реабилитация – это также завершающий этап общего лечебного процесса, где весьма важно оценить эффективность лечения, воздействия на организм, прежде всего в плане восстановления личностного и социального статуса клиента.

Правильное, рациональное сочетание физических и психических методов при психологической реабилитации и воздействия на конкретного человека обратившегося к психоаналитическому психологу влияет самым непосредственным образом на успех в психотерапии распространенных психических и соматических негативных образований, в том числе в полном или частичном восстановлении трудоспособности и социализации человека.

Психологическая реабилитация включает в себя психологическую профилактику, психотерапию, приспособление к жизни и труду после болезни и психологических и социальных потрясений, но, прежде всего это личностный подход к данному человеку.

Психологическая реабилитация включает в себя мероприятия по своевременной профилактике и лечению психических нарушений, по формированию у клиента сознательного и активного участия в реабилитационном процессе.

Стоит отметить, что методы психологической реабилитации должны быть направлены на достижение высокого результата. Постоянное психологическое консультирование и прием психотерапевта пациентов поможет в его положительном осуществлении.

Психологическая и социальная реабилитация позволяет адаптировать человека к изменившимся условиям личной, семейной и общественной жизни. Это мероприятия, которые направлены на улучшение качества жизни, создание равных возможностей для полного участия в жизни общества.

Таким образом, мы должны понимать, что немаловажное значение, наряду с медикаментозным лечением, имеет и психологическое восстановление человека и психотерапия. Не стоит пренебрегать ими.

Методы и цели психологической реабилитации

При психических расстройствах психологическая реабилитация имеет свои особенности, связанные в первую очередь с тем, что при них, происходят нарушения личности, ее социальные связи, отношения к обществу и к личности в целом.

В данном случае психологическая реабилитация понимается как их ре-социализация, восстановление или сохранение индивидуальной «Я» общественной ценности больных, их личного и социального статуса.

Основным принципам реабилитации является психологическое партнерство, разносторонность усилий, а прием психотерапевта при психических расстройствах психологическая реабилитация имеет свои особенности, связанные в единство психосоциальных и биологических методов, ступенчатость прилагаемых усилий, проводимых воздействий и мероприятий.

Ее этапами являются восстановительная терапии, адаптация, и реабилитация в собственном смысле этого слова. Реабилитация представляет собой одновременно цель (восстановление или сохранение статуса личности) это процесс, объединяющий нейрофизиологические и психологические механизмы человека, и современные психологические методы подхода к данной проблематики.

Наиболее адекватно целям реабилитации служит психотерапия.

Смягчение проявлений и течения психических заболеваний и расширение возможностей современного психотерапевтического воздействия способствовало возрастанию роли и повышению положительной эффективности при психологической реабилитации.

При этом психологическая помощь в Москве, в отличие от биологических методов лечения, является не сам патологический процесс (хотя его зависимость от эмоциональных факторов и деятельности человека бесспорна), а личность пациента и система его отношений к действительности.

Соотношение индивидуальная и групповая психотерапия

Вопрос о соотношении индивидуальной и групповой психотерапии при проведении психологической реабилитации может решаться в сторону повышения интенсивности, как той, так и другой.

Индивидуальная работа с клиентом важна для выявления ею основной внутри- и межличностной проблематики, формирования мотивации эффективному участию в групповых занятиях, психологической коррекции и реакций на ситуации группового взаимодействия.

Прием психотерапевта и групповая психотерапия во всех ее многочисленных вариантах может рассматриваться как наиболее адекватный метод реабилитации (ре-социализации) страдающих не только неврозами, но и психозами.

В условиях группы осуществляется одновременное влияние на ее основные компоненты отношений — познавательный, эмоциональный и поведенческий: достигается более глубокая перестройка важнейших свойств личности, к которым относятся сознательность, социальность и самостоятельность.

Групповая психотерапия способствует восстановлению системы отношений больных с микро-социальным окружением, приведению ценностных ориентаций в соответствие с образом жизни, то есть решению тех первоочередных задач, без которых невозможно успешное социальное функционирование человека.

Можно выделить два вида групповых методов психотерапии и социотерапии в реабилитации.

1. Терапевтические направленные на социальное поведение клиента, его коммуникабельность, способность к самореализации, разрешению психологических и преодолению социальных конфликтов. Они объединяют группы: разговорные, проблемных дискуссий, психомоторные, коммуникативные, арт- и музыкотерапии, а также семейную психотерапию.

2. Оптимальная организация социальной структуры коллектива клиентов, имеющая в своей основе, так называемые средовые группы: совет и собрания, функциональные группы, коллективные экскурсии, клуб пациентов и т.п.

В зависимости от стадии развития, типа течения и формы психического заболевания меняется соотношение сомато-биологических и индивидуально-психологических факторов в формирования картины болезни, в различной степени страдают способности клиента к самореализации и к установлению адекватных межличностных отношений. Соответственно этому должно меняться не только место психосоциальных методов в структуре реабилитации, но и сами методы, а также конкретные задачи.

Обратитесь ко мне и консультируйтесь по любому интересующему Вас вопросу по телефону

Я помогу Вам подобрать нужное решение и дам необходимые психологические рекомендации. Я работаю ежедневно с 10:00 до 21:00 с понедельника по субботу. По предварительной договоренности возможна запись на вечернее время и в воскресенье.

Тел: 8 (926) 303 – 68 – 47

Эл. почта: Е-mail: info@unsait.ru

Источник: http://unsait.ru/psihologicheskij-centr/psihologicheskaja-reabilitacija/

Ссылка на основную публикацию