Вдумчивость — психология

Вдумчивость Вдумчивый

29.06.2013 by petr8512

        Вдумчивость как качество личности – склонность постигать настоящее умом, чувствами и разумом, замечать новое, сохраняя чувствительность к контексту, сосредоточенно мыслить, глубоко вникать во что-нибудь.

        В одном большом доме жила мышиная семья. Много лет мыши жили счастливо и беззаботно, хозяйничали на кухне и съедали все, что могли найти. Но в один совсем не прекрасный день пришла беда. Хозяева устали от мышиных набегов и завели кота.

Кот хотел во что бы то ни стало доказать, чего он стоит, и стал гонять мышей по всему дому — вверх, на чердак, вниз, в подвал, и, к ужасу мышей, даже поймал и съел несколько их сородичей! Тогда одна из мышей созвала экстренный совет, чтобы обсудить, как справиться с ситуацией.

Так как мыши отличались прекрасными творческими способностями, они устроили «мозговой штурм» и придумали массу идей, как избавиться от кота: отравить, застрелить, до смерти напугать и так далее.

Наконец, заговорила самая умная мышь: — Почему бы не привязать на шею коту колокольчик? Тогда мы всегда будем слышать, где он, и успеем убежать и спрятаться. Все решили, что это чудесная идея, стали хлопать умную мышь по спине и поздравлять с таким творческим решением.

Но вдруг, в разгар этих поздравлений, самая маленькая мышка, которая сидела в самом темном уголке и молчала, встала и подняла лапку. — Можно вопрос? — робко пропищала она. — Конечно, — сказал предводитель мышей, — спрашивай. — Я думаю, что это прекрасная идея и все такое… И не хочу портить вам удовольствие, но… А кто из нас будет привязывать к коту колокольчик?

   Мораль: Творческие идеи прекрасны. Но только если они продуманы до конца.

Советую почитать:  Возмутительность Возмутительный

   Можно прочитать «Анну Каренину» Льва Толстого и на вопрос, о чём роман, ответить: «Да, там одна женщина решила покончить жизнь самоубийством, но не доверилась старым способам – отравиться, утопиться или повеситься, и пошла по «правильному пути» — легла на рельсы, так надежнее. Сколько после нее не бросалось женщин под поезд, но Анной Карениной ни одна, так и не стала». Это пример бездумного чтения, при котором в памяти остается лишь голый сюжет, способный уместиться в рамках одного предложения.

      Читать можно по-разному, — утверждал С.Я.Маршак.- Можно «глотать» книжку за книжкой — сто книжек в месяц, — скользить по страницам бегло, поверхностно, интересуясь только тем, что будет дальше.

А можно читать бережно, неторопливо, перечитывать страницу за страницей, книгу за книгой, замечая каждую новую мысль, каждое образное слово…» Для того чтобы стать настоящим читателем, необходимо учиться читать.

Учиться читать надо всю жизнь!

        Вдумчивое прочтение книги или просмотр фильма предполагает детально углубляться мыслями, анализировать текст и характеры героев, осознавать замыслы автора.  Вдумчивый читатель – это эстетическое наслаждение чтением, тяга к чтению, вкус счастья и радость от чтения, способность творческого восприятия и высокий литературный вкус, интерес к жизни и личности писателя.

Вдумчивый читатель – означает умение работать с различными произведениями — конспектировать, цитировать, выписывать, пользоваться словарями и справочниками, осмысливать прочитанное, формулировать собственное отношение к нему устно или письменно, вести записи о прочитанном в различной форме: дневника, отзыва, газетной заметки, обсуждения прочитанного в переписке с друзьями, творческого сочинения и т.д. Истинное  чтение — это чтение между строк, вдумчивое проникновение в скрытые симпатии автора к героям, страдание от расставания с прочитанной книгой, как с хорошим и верным другом.  Оно захватывает душу — вызывает размышления об окружающем мире и о самом себе, заставляет всматриваться в сложность человеческих взаимоотношений, думать над своей судьбой, над настоящим и будущим.

Советую почитать:  Величие (Величественность)

       Вдумчивость предполагает нахождение различий, фокусирование внимания на новом, размышления и обдумывание вопроса. Предположим, перед нами стоит задача сосредоточить внимание на яблоке. Казалось, нужно, подобно фотоаппарату сфокусироваться на данном неподвижном объекте.

Но скоро мы убеждаемся, что внимание рассеивается, в голову приходят сторонние мысли. Теперь попробуем изучать яблоко вдумчиво, обращая внимание на различные нюансы.

Мы начинаем задавать себе вопросы: «Какого сорта это яблоко? Полезно оно или нет? Когда его лучше кушать, утром, днем или вечером? Сколько в нём калорий? Можно ли давать яблоко собаке? Какие блюда можно сделать из яблок? С какими продуктами оно сочетается? Можно ли давать его маленькому ребенку?» Теперь мы замечаем, что удерживать внимание стало легче. Иными словами, когда мы находим в исследуемом объекте новые свойства и подробности, то есть подходим вдумчиво, внимание резко улучшается, а напряжение от его концентрации падает.

       Вдумчивость порождает симпатию к изучаемому объекту.

Человек, детально изучивший какой-либо вопрос, чувствует себя комфортно, когда  о нём заходит речь, и даже сознательно переключает беседу на свою любимую тему, где он знаток и дока.

Так легче подтвердить в глазах окружающих свою весомость и значимость. Вдумчивость пробуждает дальнейший интерес к данной теме, вовлекает человека в поиски мельчайших деталей и нюансов вопроса.

      Вдумчивость – противоположный полюс бездумности, шаблонного, стереотипного реагирования на ситуации жизни. Внешне она выглядит физически собранной и проявляется в таких характерных формах: пауза перед ответом, способность повторить сказанное оппонентом, способность повторить то, что сказал сам, способность сформулировать, какой тезис защищало собственное высказывание.

       Конечно, вдумчивость легко подделать. Многие стремятся создать о себе мнение вдумчивого, делового и серьезного человека.

Прочитав за всю жизнь лишь «Курочку Рябу», претендент на вдумчивость, не отвечает сразу на вопросы, считает в уме до пяти, а уж потом отвечает с ученым видом знатока.

Если к нему обращаются с элементарными вопросами: «Который час?», «Как дела?», мнимый обладатель вдумчивости считает до трех. Он уже догадался – ни в коем случае нельзя отвечать сразу. Выждав паузу, он, не замедляя темпа своего высказывания, отвечает четко и довольно энергично.

Советую почитать:  Внезапность Внезапный

     Людям, занимавшимся научной деятельностью, хорошо известна вероятностная форма изложения материала. Для этого используются такие словарные обороты, как: «Представляется», «По моему мнению», «Вероятно, что», «Возможно», «Думается, что» и другие.

В учебниках, газетах и журналах вероятностные утверждения сменяются абсолютными утверждениями. Например, даётся определение какого-то понятия, ученикам остаётся роль бездумной зубрилки, хотя правильность его формулировки вызывает большие разногласия среди специалистов.

Или, еще хуже, объясняют одно понятие родственным и близким к его смысловой нагрузке другим понятием.

       Например, вместо того чтобы вдумчиво разобраться в специфических свойствах того или иного качества личности, читателю навязывается поверхностная бездумная форма восприятия мира. Так, вдумчивый человек заинтересовался, к примеру, определением качества «вежливость».

Словари и энциклопедии услужливо ему подбрасывают «исчерпывающее» определение – это воспитанность, учтивость, почтительность, приветливость и тактичность. Он, неудовлетворенный таким определением, листает словарь и находит, что учтивость – это вежливость и почтительность, а почтительность – это учтивость и вежливость, а тактичность – это деликатность и воспитанность.

  Словом, порочный замкнутый круг бездумного, поверхностного видения мира, и выход из него только один – вдумчивость.

Источник: https://podskazki.info/vdumchivost/

Серьёзные люди

  Многие люди считают, что серьёзность — это на самом деле хорошо. Когда про кого-то говорят: «Это серьёзный человек!», это вроде как комплимент или признание  заслуги. 

  Позвольте сказать вам кое-что об этом. И вам будет интересно это услышать, так как понимание предмета «серьёзности» равносильно успеху или неудаче в бизнесе. Я говорю это предельно серьёзно. В «Словаре современного менеджмента» Л. Рона Хаббарда слово «серьёзность» определяется как «интерес, вызванный угрозой наказания». Дьявольски точное определение! 

  Вы видели лица действительно серьёзных людей? Они напряженные. «Жизнь — твёрдая штука, сынок! И опасная! Ни в коем случае нельзя к ней относится легкомысленно…».

В словаре советского языка серьезность определяется как «вдумчивость, основательность, не легкомысленность». Это ловушка, господа. И ложное данное.

Владимир Даль определяет слово серьезность как «важность, вдумчивость, занятость мыслями, а также суровость, угрюмость, нешуточность». Это уже более точно. Если разобрать это определение, то человек погружен в мысли (в себя), он интровертирован, озабочен.

Если обратиться к моему любимому «Словарю современного менеджмента» Л. Рона Хаббарда, то слово «думать» определяется в нём, как «откладывать действия». Посмотрите на это внимательно, и вас очарует точность формулировки. 

  Вот сидит человек, думает. Рожает, понимаете ли, мысль. Некоторые думают с таким выражением лица, будто сидят на унитазе и у них запор. Вообще-то этот процесс мгновенен, если у вас в наличии все данные. А если вам не хватает данных для принятия решения, то можно сделать действия — найти эти данные. Не надо напряженно мыслить, мышечного усилия это не требует.  И вот что примечательно.

  Слова «серьёзность» и «ответственность» взаимоисключающие. То есть, чем человек серьёзнее (считай, чем он более угрюмый и испуганный), тем меньше он способен взять на себя ответственности.

Это очевидно для любого, кто возьмёт на себя труд посмотреть на эти два понятия. Чем хуже настроение у человека, тем он серьёзнее. Веселый человек несерьёзен. Человек консервативный — серьёзен по хорошему, но он менее серьёзен, чем рассерженный человек.

Испуганному человеку жизнь кажется намного более серьёзной, чем гневному. Рыдающий от горя человек — воплощение серьезности (ну никакого легкомыслия). Человек в апатии не понимает ничего, так всё вокруг серьезно. Самая серьёзная вещь в жизни — это конечно смерть. Куда уж серьезнее.

Вот туда и ведёт всё увеличивающаяся серьезность — к смерти. Следовательно, чем меньше серьезности — тем человек более жив. 

  Я знаком со многими владельцами бизнеса. Самые лучшие и крутые из них — совсем несерьезные люди. Вы видели когда-нибудь Абрамовича, хотя бы на фото? Можете назвать его серьезным? Вряд ли.

Но ни у кого не повернётся язык назвать его безответственным. Так как ответственность — противоположность серьезности. Здесь я рекомендую смотреть видео в разделе «личная эффективность» на rb.

tv

Зимой без штанов — холодно

Определение «ответственности»: «способность и готовность быть причиной и признавать себя ей». Человек говорит (без всякого чувства вины, заметьте): «Да, это я сделал. У кого ко мне вопросы?». Неважно, причиной чего он был — хорошего, плохого или нейтрального. Он причина, он признаёт себя таковой. Так вот.

Чем серьёзнее человек, тем сложнее ему занять подобную позицию. Нужно быть достаточно лёгким, чтобы признать себя причиной чего-то плохого и не расстроиться по этому поводу. А когда человек расстраивается по поводу того, причиной чего он был, то после этого он вообще перестаёт хотеть проявлять инициативу и начинать что-то по собственной воле.

А тем более отвечать за это. 

  В советском словаре «ответственность» определяется как «вина». Господа, это ещё одна ловушка коммунистов. Не верьте, это враки. Чем более человек чувствует себя виноватым, тем более он расстроен.

Чем более он расстроен, тем менее он чувствует желание признавать себя причиной чего-то. Вася дал Пете по роже. Петя подал на Васю в суд. Вася теперь хочет всеми силами выкрутиться, придумывает объяснения, отмазывается. Он серьёзный — дальше некуда.

Ему грозит наказание, и он сосредотачивает всё внимание на том, чтобы его избежать. Серьезность. И, заметьте, безответственность. 

Читайте также:  Я верю в себя успешного - психология

  Как это связано с бизнесом и доходом, спросите вы? Да НАПРЯМУЮ. 

  Почему бизнесменов уважают за ответственность? Потому что, если человек отвечает за свои слова, он может выполнить свои обязательства и с ним легко и приятно вести дела.

Человек, которого уважают, который пользуется доверием, заработает больше денег, чем тот, кому не доверяют. Это такая же аксиома, как «зимой без штанов холодно».

 При прочих равных (интеллект, бизнес-идея, ресурсы, образование, регион) несерьезный человек всегда «сделает» серьёзного так, что тот потеряется в зеркале заднего вида.

Бамбуча

  Вот вам иллюстрация из опыта моих хороших друзей и клиентов — компании «Ак Барс Автомобили», г. Казань. Это крупная компания, объединившая под своей крышей автосалоны самых известных брендов.

Я как раз проводил у них тренинг по продажам и видел, как они готовили презентацию нового внедорожника  Mercedes-Benz — GLK.

Это мероприятие не просто было несерьёзным, оно было просто безбашенным!

  Всё было стилизовано под съемку фильма — это идея головного Мерседеса и все презентации GLK проходили с тест-драйвами а-ля съемка фильма.

Но в некоторых салонах, в том числе центральных, идея получила настолько серьезное воплощение, что почти не сказалось на продажах. А казанцы не только заработали высший бал по оценке производителя — их продажи резко возросли, причём покупаются не только новинки.

Заметьте, я говорю про резкое увеличение продаж на рынке, по которому кризис прошелся паровым катком — продажи новых автомобилей. 

  Чем же их презентация отличалась от других салонов? Она была стилизована под самый нашумевший из вышедших на экран в начале 2009 года фильмов — «Стиляги». «Чувихи» и «чуваки» из персонала были одеты в стильный «прикид», волосы на бриолине.

Клиенты приходили на тест-драйв в одежде сумасшедших раскрасок, а рядом с местом тест-драйва работали стилисты, которые приводили волосы и галстуки публики в «правильный» вид. Организация самого процесса была такой, что не подкопаешься, всё четко — раз, два. И всё это снималось на видео той самой командой, которая снимала фильм «Стиляги».

У ребят была ещё мысль пригласить на роль ведущих шоу главных героев фильма, но сами понимаете — 14 февраля, артисты не резиновые…

  Но и без них была бамбуча! Двести пятьдесят человек публики (потенциальных покупателей), аниматоры и вокалисты в костюмах стиляг, профессиональные каскадёры — жаль, вы не видели это шоу! Музыка в стиле «буги-вуги», профессиональные певцы… Очень серьезное мероприятие! Это в кризис-то.

  Участники тест-драйва обращались к помощницам режиссера в зоне распределения ролей (регистрация), далее следовали на короткий инструктаж в VIP гримерную (специально привезенный из Германии грузовик с VIP-зоной и установленной плазмой внутри)  и отправлялись в ознакомительную поездку (съемку эпизода) по улицам Казани.

Поездка завершалась  упражнениями на диагональной конструкции, где каждый участник тест-драйва мог оценить внедорожные возможности автомобиля. В фуршетной зоне гости, ожидающие тест-драйв, проявляли свои творческие способности в вокале, конкурсах на знание марки Мерседес-Бенц и, конечно же, стильных танцах.

«Серьезные» люди вели себя на удивление несерьезно!

  Я привел именно этот пример, как образец несерьезности и привлечения восхищения (а «восхищение» равно «деньги»).

Я знаю автосалоны Мерседес, где при таких же исходных условиях люди организовывали презентацию той же самой модели (тоже недавно, эти презентации проходят по графику), используя ту же самую идею — фильм.

И эти презентации прошли очень дохленько, людям было скучно, их так и не «зажгли». Публика даже иногда не понимала, зачем эта лишняя движуха с каким-то кино — дайте просто машину пощупать. 

  Результат — резкое увеличение продаж у команды, которая оказала большее воздействие. Скажете — креатив? Скажете — сценические эффекты? Это всё только технические детали. Основа побед успешных людей — элемент несерьезности, осознание своей способности быть причиной и использование правильных технологий. Ну и ум никто не отменял. 

Вадим Мальчиков, 

учредитель Центральной тренинговой компании

Оригинал статьи

Хотите больше разбираться в этом вопросе?

СМОТРИТЕ ВИДЕО в разделе «личная эффективность» на rb.tv

Источник: https://rb.tv/ru/articles/Serjoznye-ljudi

Выдающийся ум. Мыслить как Шерлок Холмс

Эта задача не из легких. Как напоминает нам Холмс, «искусство делать выводы и анализировать, как и все другие искусства, постигается долгим и прилежным трудом, но жизнь слишком коротка, и поэтому ни один смертный не может достичь полного совершенства в этой области». И это не просто красивые слова.

В сущности, все сводится к единственной простой формуле: чтобы перейти от мышления по системе Ватсона к мышлению по системе Холмса, требуется вдумчивость плюс мотивация. (И вдобавок обширная практика.) Вдумчивость – то есть постоянное присутствие разума, внимательность и пребывание в настоящем, столь необходимые для подлинного, деятельного наблюдения за миром.

Мотивация – то есть активная вовлеченность и страсть.

В событиях, которые определенно ничем не примечательны – например, когда мы забываем, куда положили ключи, или теряем очки, только чтобы обнаружить их у себя на макушке, – виновата система Ватсона: мы действуем как на автопилоте и не отдаем себе отчета в совершаемых действиях.

Вот почему мы зачастую забываем, чем занимались, когда нас прерывают, и застываем посреди кухни, удивляясь, зачем вообще сюда забрели. Система Холмса предлагает нечто вроде возвращения тем же путем, требующего напряжения памяти, чтобы отключить автопилот и вместо этого вспомнить, где и зачем мы занимались тем, чем занимались.

Наша мотивированность и вдумчивость непостоянны, и в большинстве случаев это неважно. Мы действуем бездумно, экономя ресурсы для более важных дел, чем запоминание места, где лежат ключи.

Но для отключения режима автопилота нам необходима мотивация, чтобы мыслить вдумчивым образом в данную конкретную минуту, прилагать усилия к тому, что происходит у нас в голове, вместо того чтобы безвольно плыть по течению. Для того чтобы мыслить подобно Шерлоку Холмсу, мы должны активно хотеть мыслить подобно ему.

По сути дела, мотивация настолько важна, что исследователи часто сетуют на трудности получения объективных показателей результативности по когнитивным задачам для участников постарше и помоложе. Почему? Участники постарше зачастую гораздо более мотивированы на демонстрацию высоких результатов.

Они более старательны и увлечены, более серьезны, сосредоточены на конкретной задаче, вовлечены в процесс. Для них эти действия много значат, так как свидетельствуют об интеллектуальных способностях участников, и те стремятся доказать, что с возрастом не утратили былую хватку. Для участников помоложе дело обстоит иначе. Сопоставимой мотивации у них нет.

Так как же тогда точно оценивать результаты этих двух групп? Вопрос остается открытым и продолжает терзать исследователей старения и когнитивной функции.

Но важен он не только в этой сфере. Мотивированные участники всегда превосходят остальных. Студенты, у которых есть мотивация, демонстрируют более высокие результаты даже в тех случаях, когда проверяются вещи вроде бы неизменные, например в тесте на коэффициент интеллекта (IQ), где они показывают в среднем на 0,064 балла выше с учетом стандартной погрешности.

Мало того, мотивация обусловливает более высокую академическую успеваемость, определяет меньшее количество судимостей и более высокие результаты в работе. Дети, демонстрирующие «яростное стремление» (этот термин введен Эллен Уиннер для описания внутренней мотивации овладеть навыками в какой-либо сфере), гораздо чаще добиваются успехов в любой области, от искусства до науки.

Если у нас есть мотивация выучить какой-либо язык, скорее всего, наши старания увенчаются успехом. В сущности, когда мы осваиваем что-либо новое, процесс идет успешнее, если у нас есть мотивация. Даже наша память знает, мотивированы мы или нет: мы лучше запоминаем, если мы мотивированы в тот момент, когда формируется воспоминание.

Это явление называется мотивированным закреплением.

И наконец, третий и последний элемент: практика, практика и еще раз практика. Вдумчивую мотивацию необходимо дополнить тысячами часов безжалостных, интенсивных тренировок. Без них никак не обойтись.

Вспомним феномен экспертного знания, или компетентности: эксперты во всех сферах, от шахмат до криминалистики, прекрасно помнят все, что относится к выбранной ими сфере деятельности. Познания Холмса в области преступлений всегда в его распоряжении.

Шахматист зачастую держит в голове сотни партий со всеми ходами – в виде, пригодном для моментального доступа. Психолог К.

Андерс Эрикссон утверждает, что эксперты иначе воспринимают мир в сфере своей компетенции: они видят то, чего не замечает новичок, им достаточно одного взгляда, чтобы выявить закономерности, отнюдь не очевидные неопытному глазу, они смотрят на детали как на часть целого и сразу понимают, какие из них важны, а какие несущественны.

Система Холмса никому не дается просто так, даже самому Холмсу. Можно с уверенностью утверждать, что он в своем созданном Конан Дойлом мире с рождения, как и все мы, руководствовался системой Ватсона. Просто он в какой-то момент остановился. И научил систему Ватсона действовать по правилам системы Холмса, поставив вдумчивую рефлексию на место бездумного рефлекса.

Система Ватсона по большей части является для нас врожденной. Но, осознав ее власть, мы убеждаемся – система контролирует ситуацию уже не так часто, как прежде. Как отмечает Холмс, он взял себе за правило пользоваться своей системой Холмса ежедневно, каждую минуту.

Таким образом он приучал своего «внутреннего Ватсона», склонного к поспешным суждениям, поступать как подобает «внешнему Холмсу». Одной только силой привычки и воли он приучил себя направлять моментальные суждения в фарватер рефлексирующей, анализирующей мысли.

Благодаря такой базе Холмсу понадобились считаные секунды, чтобы сделать первые наблюдения, касающиеся характера Ватсона. Вот почему Холмс называет это умение интуицией. Безошибочная интуиция, интуиция, которой обладает Холмс, неизбежно опирается на тренировку, на долгие ее часы.

Эксперт не всегда осознает, откуда что берется, но берется все из навыка – видимого или нет. Заслуга Холмса в том, что он разъяснил суть процесса, объяснил, как горячее может стать холодным, а машинальное – осознанным.

Это и есть знания, которые Эрикссон назвал экспертными: способности, порожденные интенсивной и обширной практикой, а не какой-либо внутренней одаренностью. То есть Холмс не родился частным сыщиком, лучшим из всех частных сыщиков. А практиковал вдумчивый подход к миру и со временем отточил свое искусство, довел его до уровня, который и был представлен нам.

Когда первое совместное расследование близится к завершению, доктор Ватсон делает комплимент товарищу и его удивительным достижениям: «Благодаря вам раскрытие преступлений находится на грани точной науки». И вправду высокая похвала.

Но в следующих главах вам предстоит научиться действовать точно так же в отношении каждой мысли с момента ее появления – как делал Артур Конан Дойл, собирая доказательства в защиту Джорджа Эдалджи, и Джозеф Белл, проводя диагностику пациентов.

Шерлок Холмс достиг зрелости в период младенчества психологии. По сравнению с Холмсом мы гораздо лучше вооружены знаниями. Так давайте научимся находить им достойное применение.

Читайте также:  Отклики с летнего базового, или духовность по-синтоновски - психология

Показать оглавление Скрыть оглавление

Источник: http://ogrik2.ru/b/mariya-konnikova/vydayushijsya-um-myslit-kak-sherlok-holms/17284/vdumchivost-i-motivaciya/6

Вдумчивое обучение

9
11
2010

Аннотация

В данной статье обсуждается немедитативная вдумчивость, при этом особое внимание уделяется вдумчивости в контексте обучения. Воспринимать что-то вдумчиво — значит, находить ранее не существовавшие различия.

Это позволяет лучше чувствовать контекст и ракурс, и, в конечном счёте, лучше управлять собственной жизнью. При вдумчивом обучении ограничивающие мыслительные установки не формируются. Немало наших убеждений, касающихся обучения — это бездумно принятые установки.

Рассматриваются некоторые последствия вдумчивого анализа этих мифов обучения.<\p>

Один из основных вопросов в сфере образования сегодня касается того, чему нужно учить в школах.

Исследование, которое я и мои коллеги проводим вот уже несколько лет, указывает на то, что «как учить» может быть важнее, чем «чему учить». Кроме того, переосмысление правил обучения относится как к обучению в школе, так и за её пределами.

Всякий раз, когда мы пытаемся чему-то научиться, будь то новый школьный предмет, игра на музыкальном инструменте, новый подход к ведению бизнеса или к отношениям, мы полагаемся на способы обучения, которые нам вредят и практически не дают приблизиться к поставленным целям.

Наши мыслительные установки в отношении обучения зачастую направлены на бездумность, в то время как обучение требует вдумчивой обработки изучаемого материала.

Прежде чем перейти к рассмотрению подобных мыслительных установок, будет полезно определить, что мы называем вдумчивостью и бездумностью, и вкратце ознакомиться с результатами исследования, которые демонстрируют последствия бездумности, чтобы стало понятно, почему мы выступаем за вдумчивое обучение.

Вдумчивость и бездумность — определение

Вдумчивость — это гибкое состояние ума, находясь в котором, мы активно участвуем в настоящем, замечая новое и сохраняя чувствительность к контексту.

В состоянии бездумности мы ведём себя как автоматы, запрограммированные действовать по схеме, которая имела смысл в прошлом, но не в настоящем.

Вместо того чтобы активно находить различия и замечать новое, как происходит при вдумчивой деятельности, в состоянии бездумности мы полагаемся на различия, найденные в прошлом.

Мы застреваем на единственной жёстко установленной точке зрения и не обращаем внимания на альтернативные пути познания. В состоянии бездумности наше поведение регулируется ранее установленными правилами и шаблонами, в то время как при вдумчивом отношении правила и шаблоны будут, скорее, направлять наше поведение, а не предопределять его.

Ощутить состояние бездумности нельзя — для этого требуется вдумчивость. Поэтому, многие полагают, что действуют вдумчиво. Однако, «вне ситуации» мы бываем гораздо чаще, чем кажется, и это влечёт за собой реальные и, зачастую, глубокие последствия.

Когда мы считаем, что столкнулись с чем-то новым, мы относимся к этому вдумчиво. Когда мы считаем, что что-то нам хорошо знакомо, мы начинаем относиться к этому бездумно.

Далее вы увидите, что неопределённость скрывает гораздо больше возможностей, хотя многие ошибочно стремятся к определённости.

Экспериментальные исследования, проводимые в течение 25 лет, указывают на то, что цена бездумности может быть высока, а преимущества вдумчивости — огромны.

Вдумчивость ведёт к профессиональному совершенствованию; снижению несчастных случаев; улучшению памяти, творческих способностей и эмоционального настроения; снижению напряжения; улучшению здоровья и увеличению продолжительности жизни — вот лишь некоторые её преимущества.

Откуда берётся бездумность?

На вдумчивость или бездумность нас настраивает то, как мы начинаем учиться изначально. Есть два источника бездумности: повторение и единичное воздействие. Первое нам наиболее знакомо. Когда мы повторяем что-то снова и снова, то привыкаем достигать поставленной цели, полагаясь на мыслительные установки.

Многим известна такая ситуация, когда настолько часто ездишь на машине по знакомому маршруту, что кажется, будто она сама добирается до места назначения без активного участия с нашей стороны. Второй источник связан с изначальным воздействием информации.

Если при первичном получении информации мы обрабатываем её, не задумываясь об альтернативном толковании, мы поглощаем её бездумно. Бездумная обработка информации, по существу, вынуждает принимать лишь единичное толкование.

Даже если потом будет выгодно рассмотреть информацию под другим углом, это не придёт нам в голову, если эта информация была усвоена бездумно.

Бездумное и вдумчивое обучение

Зачастую сам метод преподавания непреднамеренно способствует бездумности. Факты преподносятся в закрытом виде, без учёта различных точек зрения.

Учёным известно, что результатом исследования становятся вероятностные выводы, справедливые в опрёделенном контексте, в котором проводились испытания (например, большую часть времени, при указанных обстоятельствах, лошади травоядны).

Когда эти сведения преподносятся в учебниках или сообщаются преподавателями, они превращаются из вероятностей в абсолютные утверждения (например, лошади травоядны), которые скрывают неопределённость.

Но посмотрите, насколько вероятностные высказывания интересней и увлекательней: они заставляют задуматься о тех случаях, когда получаемые сведения могут оказаться неверными, и даже о том, как этого добиться (например, при каких условиях лошадь будет есть мясо? каковы преимущества и недостатки?).

Факты, как полученные научным путём, так и любые другие, имеют определённый контекст; их значение и пригодность зависят от ситуации. «Назовите три причины гражданской войны», — попросит учитель. Но с чьей точки зрения отвечать? Ведь, например, чернокожая 30-летняя женщина из Джорджии в 1865 г., чернокожий 60-летний европеец в 1953 г.

и белый политик в 1968 г. вряд ли сойдутся во мнении о причинах войны. Кто и почему решает, чья точка зрения должна быть представлена? Обычно информация преподносится так, что о подобных вопросах не возникает и мысли. Увидев, как различается информация в разных ракурсах, мы понимаем, что «бесконтекстным» фактам присуща неопределённость.

Игнорируя другие точки зрения, мы можем принять неизменность мыслительных установок за неизменность соответствующих явлений. Ситуация постоянно меняется и в любой момент времени с разных точек зрения она выглядит по-разному, но в уме мы держим неподвижную картинку, как если бы ситуация оставалась неизменной.

Если мы измерим уровень холестерина, например, и нас спросят, каков он, то мы назовём полученное значение, независимо от того, замеряли ли мы его вчера или в прошлом году — как будто, моллюски, съеденные за лето и зарядка, которую мы так и не начали делать, ничего не меняют.

Если с самого начала уровень низкий, то мы можем так и считать, ни разу больше не проверив! В качестве другого примера можно привести бездумно заученное правило о том, что в случае заноса автомобиля на скользкой поверхности нужно осторожно подкачивать педаль тормоза, чтобы не попасть в аварию.

Многие по-прежнему так и поступают, даже находясь за рулём автомобиля с антиблокировочной тормозной системой, однако, для этих машин лучший способ избежать аварии — крепко вдавить педаль тормоза в пол. Контекст меняется, но бездумно усвоенное поведение, как правило, остаётся.

Практически все наши знания зависят от контекста. Например, не во всех системах счисления «один плюс один» равно двум. Более наглядный пример: один комок жевательной резинки плюс один комок жевательной резинки даст один комок жевательной резинки, а не два.

Если вдумчиво подходить к обучению, то такое становится очевидным. Далее описывается, как некоторые мифы и мыслительные установки ограничивают способности к обучению.

Также обсуждаются результаты исследований и примеры, демонстрирующие, как вдумчивое обучение может превратить эти недостатки в достоинства.

Мифы обучения

Миф 1: Необходимо как следует заучить основы, чтобы они стали второй натурой

Согласно этому мифу, необходимо настолько хорошо заучить «основы», чтобы они бездумно «от зубов отскакивали». В таком случае нам и в голову не придёт что-то менять, даже когда это будет выгодно.

(Да и чьи они, эти «основы»? Должна ли, например, маленькая женщина подходить к занятиям спортом так же, как и высокий мужчина?) Несколько лет назад мы с Элисон Пайпер (Alison Piper) провели исследование, чтобы проверить, насколько вдумчивое первичное усвоение информации влияет на способность её творческого применения в будущем.

Мы представили участникам несколько предметов, причём представили таким способом, который, по нашему мнению, должен был способствовать либо бездумному (например: «Это собачья жевательная игрушка»), либо вдумчивому усвоению (например: «Это могло бы быть собачьей жевательной игрушкой»).

Затем испытуемым потребовался ластик, и мы наблюдали, кто из них спонтанно проявит творческое мышление и решит воспользоваться «жевательной игрушкой» в качестве ластика. Фантазию проявили лишь те участники, которым предметы были представлены условно.

В ходе одного из недавних экспериментов мы с коллегами обучили участников правилам игры в «хлопбол», в которой применяются ракетки, надеваемые на руки подобно перчаткам. Одну команду обучали в традиционной абсолютной манере, а другую — в условной, чтобы стимулировать вдумчивое обучение.

Им говорили не как нужно, а как можно играть в хлопбол, употребляя слова, которые подразумевали вариативность и пространство для манёвра. Когда участники хорошо попрактиковались в игре, мы тайком заменили мяч другим, гораздо более тяжёлым.

Испытуемые, которые учились играть вдумчиво, легче приспосабливались к этой перемене, т.е. она не так сильно сказалась на их уровне игры, в отличает от тех, кто принял основы за должное и бездумно их заучил.

Учитывая, что многих учат практиковаться и повторять, утверждение о том, что «повторенье — мать ученья», кажется сомнительным.

Миф 2: Чтобы удерживать на чём-то внимание, объект внимания необходимо неподвижно зафиксировать и сосредоточиться

Мы с коллегами спрашивали учителей и учеников старших классов, что значит удерживать внимание. Все они согласились с тем, что чтобы успешно удерживать внимание на каком-то объекте, нужно сфокусироваться на нём подобно фотоаппарату, при этом объект внимания должен быть неподвижен.

То есть разногласий между учителями и учащимися, вроде бы, нет, но есть изначально неверный подход. Чтобы в этом убедиться, попробуйте внимательно смотреть на неподвижный большой палец, поднесённый к глазам, и скоро поймёте, что это не так-то просто: изображение начинает таять и исчезать.

Теперь попробуйте изучать палец вдумчиво, обращая внимание на различные подробности — размер, крапинку, небольшое покраснение. Так удерживать внимание значительно легче.

В ряде исследований я и мои коллеги просили испытуемых либо просто внимательно смотреть на объект, либо находить в нём новые детали (т.е. подходить вдумчиво).

Результаты улучшились и у пожилых людей, и у детей с проблемами внимания, и даже у студентов Гарвардского университета, когда им посоветовали варьировать объекты внимания.

Так не только легче удерживать внимание, но и можно запомнить больше подробностей об исследуемом объекте, если подойти к этому вдумчиво. Также это стимулирует положительное отношение к объекту внимания, как описано ниже.

Миф 3: Необходимо научиться откладывать вознаграждение

Данное утверждение предполагает, что деятельность по своей природе делится на приятную и неприятную. Чтобы справиться с неприятными делами, мы должны с нетерпением ждать приятных, т.е. «подсластить горькую пилюлю».

Однако такие свойства различных видов деятельности находятся не в самих делах, а в головах. Работа и учёба не будут неприятными, если мы сами не сделаем их таковыми.

Мы с моей коллегой Софией Сноу (Sofia Snow) разделили испытуемых на две группы и попросили оценить степень юмористичности мультфильмов. Для одной группы мы называли это задание работой, а для другой — игрой.

Несмотря на то, что эта задача может показаться забавной по своей сути, испытуемым она не доставляла большого удовольствия, когда мы охарактеризовали её как работу, и им приходилось прилагать усилия, чтобы удерживать внимание, выполняя её.

В других экспериментах испытуемым приходилось делать что-то, что им не по нраву (слушать рэп или классическую музыку, рассматривать предметы искусства, смотреть футбол).

Некоторым было поручено делать это точно так же, как они делают это обычно, других попросили подметить в объекте изучения три, шесть или девять новых деталей. Чем больше нового они замечали, тем больше им это нравилось.

Вдумчивый подход вовлекает в предмет изучения и, как правило, стимулирует положительный опыт.

Заключение

Многие соглашаются, что нужно быть в настоящем и увлечённо заниматься своим делом, потому что это заставляет мозг работать. Проблема в том, что мы обычно не осознаём, когда выпадаем из настоящего, и когда мозг практически закрыт.

Простой процесс вдумчивого обучения, активный поиск различий и новых деталей, стремление увидеть знакомое в новом и новое в знакомом — вот верный способ заставить мозг работать, увлечься процессом и не выпадать из настоящего. Так мы сможем предотвратить ещё не возникшую опасность, заметить и использовать появляющиеся возможности.

Вдумчивое преподавание полезно не только учащимся — тем, что настраивает их на получение всех этих преимуществ — но и самим преподавателям.

Зачастую уважение к культурным различиям порождает дилемму, связанную с выбором учебного материала.

Где учителям взять такой материал, который одинаково подходил бы людям столь разных культур, которых мы видим во многих наших школах? Этим и интересна тема, которую мы затронули — своим применением: если учебный материал способствует вдумчивому обучению, а не «замораживается» в умах в неизменной форме, то учащимся будет проще подвести материал под свои характерные нужды.

Должно ли всё обучение, начиная с самого раннего детства, проходить в этой условной манере? Иди же всех (или некоторых? и каких, если некоторых?) детей следует сначала научить стабильности, чтобы не перегружать их всеми возможностями, которые теоретически даёт вдумчивое обучение? Некоторые считают, что бездумность необходима, так как она высвобождает ограниченные когнитивные ресурсы. Возможно, это так, но возникает вопрос: «Какой ценой?» (вспомните пример с тормозами). Всё это ещё предстоит решить. Лично я считаю, что бездумное обучение оказывает нам медвежью услугу, а потому, чтобы преждевременно не закрывать дверь в будущее, необходимо, по крайней мере, рассмотреть возможности вдумчивого или потенциально вдумчивого (т.е. не бездумного) обучения. Быть может, нам только кажется, что мы нуждаемся в определённостях, потому что так учили нас самих?

Читайте также:  Сколько и чего дает тм - психология

Источник: http://www.diggreader.ru/2010/11/09/vdumchivoe-obuchenie/

Межличностная восприимчивость

Вдумчивость позволяет нам в большей степени быть с каждым человеком, которого мы встречаем, полнее осознавать чувства других людей и множество сообщений, передаваемых неуловимыми движениями тела и интонациями голоса.

Это дает нам возможность подстраиваться к их мотивам и эмоциям и более сопереживать их чувствам. Это необходимые социальные навыки, без которых не обойтись любому, кто хочет наслаждаться хорошими отношениями.

Особенно важно сопереживание, умение поставить себя на место другого человека, и исследования показывают, что одним из немногих известных методов его развития является медитация.

Совершенствование чувств

В духовных кругах много говорят об отказе от чувственных удовольствий, но большая часть этих дискуссий на поверку оказываются поверхностными и ошибочными. Действительно необходимы две вещи:

1. отказаться от привязанности к чувственным удовольствиям

2. совершенствовать чувства

Нам не обязательно нужно отказываться от чувственных удовольствий, однако действительно необходимо отказаться от нашей привязанности к ним. Рано или поздно любая привязанность вызывает страдание, и чувственные привязанности – не исключение. Освободившись от пристрастий, мы можем наслаждаться удовольствиями без страха или тревоги.

Кроме того, нам нужно совершенствовать свои чувства, почитая каждый опыт и привнося в него внимательное, спокойное, и проницательное осознание, или вдумчивость.

Христиане называют эту практику таинством настоящего момента, в то время как некоторые суфии утверждают: «Лучший акт богослужения – это внимательность к каждому мгновению».

Вдумчивость позволяет нам распознавать и ценить нюансы ощущений: тонкие оттенки вкуса и аромата пищи, фоновые ритмы музыки, палитру цветов природной обстановки.

Вдумчивость – великое противоядие от рассеянности, делающее нас менее подверженными повседневным ошибкам, как, например, когда мы забываем, где поставили машину. Исследования людей, практикующих медитацию вдумчивости, показывают, что они быстрее и с большей чувствительностью распознают внешние стимулы. Кроме того, они сообщают о чрезвычайном росте осознания своего внутреннего мира и работы своего ума. Патанджали писал:

Из этой медитации рождаются ясная интуиция и тончайший слух, тончайшее осязание, тончайшее зрение, тончайшее обоняние, и тончайший вкус.

Утонченные чувства предлагают три дара:

1. Они усиливают ценность и удовольствие каждого момента.

2. Поскольку каждый опыт оказывается более богатым и удовлетворяющим, ослабевает стремление к новым переживаниям. Грубый количественный голод сменяется наслаждением качеством: обжора становится гурманом.

3. Совершенствование чувств – это прекрасная умственная тренировка, воспитывающая такие полезные качества, как сосредоточение и спокойствие. По словам Патанджали: «Опыт более тонких уровней чувств способствует уравновешенности ума».

Познание собственного ума

О, ищущий, узнай, что путь к Истине внутри тебя

(Суфий Шейх Бадрутдин)

Когда осознание становится зрелым, оно способно все более четко наблюдать не только внешний, но и внутренний мир. Многое из того, что ранее было бессознательным, становится осознаваемым.

Превращение бессознательного в сознательное со времен Фрейда составляло суть глубинной психотерапии.

На протяжении тысячелетий это было главным в большинстве видов медитации, а медитативное осознание может проникать гораздо глубже тех уровней, что доступны психотерапии.

Медитацию иногда подразделяют на два вида. Первый из них – медитация сосредоточения, которую мы обсуждали в предыдущей практике. Она фокусирует и успокаивает ум путем удержания внимания на каком-то одном объекте, например, дыхании, или мантре.

Второй вид – медитация сознавания, при которой вниманию позволяют перемещаться с одного объекта на другой, и при этом подробно и тщательно исследуют весь переживаемый опыт. Медитация сосредоточения создает фундамент для медитации сознавания.

Вместе они играют решающую роль в пробуждении духовного зрения и чрезвычайно полезны для понимания глубины и особенностей работы ума.

Без тренировки сознавания, мы не знаем самих себя. Мы остаемся пленниками своей подсознательной психологической динамики, движимыми не осознаваемыми побуждениями и руководствующимися безотчетными мыслями и убеждениями.

Медитативная умственная микроскопия позволяет нам осознавать бессознательную динамику, и, следовательно, становиться свободными от всего того, что в ином случае управляет нашей жизнью и низводит нас до уровня полусознательных автоматов.

Когда Шри Нисаргадатта спросили о цели медитации, он ответил:

Мы знаем внешний мир ощущений и действий, но о нашем внутреннем мире мыслей и чувств нам известно очень мало. Первоочередная цель медитации в том, чтобы осознать свою внутреннюю жизнь и хорошенько познакомиться с ней. Высшая цель медитации – достичь источника жизни и сознания.

Освобождение от автоматизма

Однажды в полдень 2500 лет назад человек, которому предстояло стать Буддой, готовился к своей последней решающей попытке достичь просветления. Он провел шесть лет в целеустремленных и неустанных поисках.

Он изучал философию, практиковал йогу, успокаивал и сосредоточивал свой ум, и подвергал себя столь суровой аскетической дисциплине, что едва не расстался с жизнью. Однако ничто не принесло ему спасения, которого он искал.

Теперь он был готов к еще одной последней попытке.

Он попросил у крестьянина немного сена. Принеся его к подножию дерева, которое росло неподалеку, он устроил себе подушку. Затем он уселся и дал обет не вставать до тех пор, пока не достигнет просветления, даже если ему придется умереть.

Сначала он проделал медитацию сосредоточения и вошел в дхьяны – продвинутые сосредоточивающие состояния, в которых внимание фокусируется, подобно лазерному лучу, и твердо удерживается на любом желаемом объекте. Используя это несгибаемое осознание, он исследовал природу ума и обусловливания в поисках спасения из беспрерывной цепи автоматических реакций, которая сковывает и ослепляет нас.

Прослеживая эту цепь, он заметил, что всякий чувственный опыт немедленно сопровождается ощущением – приятным, если опыт нам нравится, неприятным, если не нравится, и нейтральным, если он не имеет для нас никакого значения. Эти ощущения, в свою очередь, вызывают немедленные реакции – страстное стремление к приятному опыту, отвращение к неприятному, и невнимание к нейтральному.

В следующее мгновение эти реакции порождают дальнейшие реакции. Например, страстное стремление превращается в более сильную привязанность к опыту.

Так эта цепь стимулов и реакций, которую Будда назвал «цепью зависимого порождения» тянется дальше и дальше, причем каждая реакция становится стимулом для следующей реакции, пока, наконец, пристрастие не побуждает нас снова искать исходный стимул.

Цепь становится циклом, и каждый цикл оставляет в уме все более глубокий отпечаток обусловливания, пристрастия, и кармы.

Все казалось безнадежным. Быть может, его поиски были напрасными; быть может, человеческие существа навеки обречены быть автоматами, попавшими в плен собственного обусловливания. Затем, посмотрев внимательнее, он обнаружил слабое звено цепи.

С абсолютной ясностью он увидел, что ощущения, которые немедленно следуют за стимулом, автоматически порождают реакции пристрастия или отвращения только в периоды бездумности.

В моменты ясного осознания автоматическая реакция подавляется, и мы можем выбирать, как нам реагировать.

Сознавание способно разрывать цепь зависимого порождения в мгновение, следующее за возникновением ощущения. Это деавтоматизирует и ослабляет привычки пристрастия и отвращения и тем самым освобождает нас от нашего собственного обусловливания. Видя это, Будда теперь знал, что выход существует; освобождение было возможно. Он ликовал:

В этом путь к просветлению, которого я теперь достиг… Мой ум теперь достиг бесформенного (нирваны) и пришел к концу всех видов пристрастия… Таково было прозрение, постижение, понимание, видение, свет, который возникал во мне.

Будда сумел разглядеть важнейший пример того, что психологи теперь называют деавтоматизацией – возможностью разрушать автоматические навыки путем их сознавания. Каждый момент вдумчивости ослабляет цепи обусловливания и приближает нас к освобождению.

Целительная сила сознавания

Вдумчивость исцеляет. Многие из наших нездоровых и саморазрушительных действий происходят от автоматических, бессознательных реакций.

Мы чувствуем тревогу и обнаруживаем, что закурили, чувствуем одиночество и вдруг замечаем, что доели целую коробку конфет, чувствуем обиду от замечания, брошенного вскользь, и разрушаем дружбу, автоматически нанося ответный удар. Эти реакции порождены бездумностью, и их может предотвращать вдумчивость.

Вдумчивость позволяет нам практиковать то, что христиане называют «хранением ума». Быть вдумчивым и хранить ум означает, что мы осознаем, что хватаемся за сигарету, конфету, или грубое слово, и потому можем выбирать, продолжать ли нам, или реагировать по иному.

По мере углубления вдумчивости мы постепенно начинаем замечать не только разрушительные действия, но и движущие их болезненные эмоции – такие, как гнев, одиночество, или страх. Эти эмоции растут и раздуваются, пока они остаются нераспознанными во тьме бессознательного, но увядают и съеживаются в свете осознания.

В буддистской психологии считается, что у вдумчивости три главных благотворных действия:

1. Она подавляет нездоровые качества ума, например, гнев и алчность.

2. Она развивает и укрепляет такие здоровые качества, как радость и любовь.

3. Она способствует оптимальному балансу здоровых качеств.

Психотерапевты согласны с тем, что осознание оказывает глубокое целительное действие.

«Успех терапии зависит от осознания; фактически, попытка стать более сознательным – это уже терапия» – заявлял один психиатр-юнгианец, а создатель гештальттерапии Фриц Перлз утверждал: «Само по себе осознание может быть целебным». Для Карла Роджерса – одного из наиболее влиятельных психологов нашего времени – осознание было синонимом психического здоровья:

Функционально полноценные люди способны переживать все свои чувства, не боясь никаких из них, позволяя осознанию свободно пронизывать весь свой опыт.

Эти утверждения подтверждают и экспериментальные исследования. Десятки работ показывают, что медитативное осознание способно уменьшать как психологические, так и психосоматические затруднения.

Медитация может помогать при тревоге, стрессе, бессоннице, наркотической зависимости, и депрессии. Кроме того, она может быть полезна при таких психосоматических расстройствах, как высокое кровяное давление, мышечное напряжение, астма, и хронические боли.

Разумеется, медитация не просто излечивает патологию. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что она также улучшает психологическое функционирование и чувство благополучие.

Занимающиеся медитацией демонстрируют, среди всего прочего, большие зрелость, способность к творчеству, самоконтроль, удовлетворенность в браке, и реализацию своего психологического потенциала.

Глава 23

УПРАЖНЕНИЯ В СОЗНАВАНИИ

Вдумчивость… полезна во всем
Будда

Что можно делать, чтобы повысить осознание? Если вы дочитали до этого места и делали все предыдущие упражнения, то вы уже сделали очень многое.

Вы свели к минимуму вредные воздействия своенравных эмоций, привязанностей, и безнравственных поступков, и уменьшили беспорядочное блуждание своего внимания. Вы начали успокаивать и прояснять свой ум.

Это чрезвычайно полезно и, кроме того, показывает, как семь практик взаимодействуют между собой и подкрепляют друг друга. Теперь мы можем добавить к этому методы, специально предназначенные для развития вдумчивости.

Источник: http://pdnr.ru/a28859.html

Ссылка на основную публикацию