Направленность внимания — психология

лекция 5. Внимание | Социальная сеть работников образования

Общая характеристика внимания

Виды внимания

Свойства внимания

Психические состояния непатологической дезорганизации сознания

Общая характеристика внимания

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания, которые предполагают повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида[1].

Критериями внимания выступают:

1) внешние реакции:

  1. моторные (повороты головы, фиксация глаз, мимики, поза сосредоточенности);
  2. вегетативные (задержание дыхания, вегетативные компоненты ориентировочной реакции);

2) сосредоточенность на выполнении определенной деятельности и контроле;

3) увеличение продуктивности деятельности (внимательное действие, эффективнее по сравнению с «невнимательным»);

4) избирательность (селективность) информации;

5) ясность и отчетливость содержаний сознания, находящихся в поле сознания.

Благодаря вниманию человек отбирает нужную информацию, обеспечивает избирательность различных программ своей деятельности, сохраняет должный контроль над своим поведением (рис. 1).

Основные функции внимания

Активизация нужных и торможение ненужных в данный момент психологических и физиологических процессов

Способствование организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями

Обеспечение избирательной и длительной сосредоточенности психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности

Рис. 1. Функции внимания

Внимание сопутствует любой деятельности как составной элемент различных психических (восприятие, память, мышление) и двигательных процессов. Вниманием определяются:

  1. точность и детализация восприятия (внимание является своеобразным усилителем, позволяющим различать детали изображения);
  2. прочность и избирательность памяти (внимание выступает как фактор, способствующий сохранению нужной информации в кратко-временной и оперативной памяти);
  3. направленность и продуктивность мышления (внимание выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи).

В отличие от познавательных процессов (восприятие, память, мышление и т.п.), внимание своего особого содержания не имеет; оно проявляется как бы внутри этих процессов и неотделимо от них.

В системе межличностных отношений внимание способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов.

Внимание, с одной стороны, является сложным познавательным процессом, с другой − психическим состоянием, в результате которого улучшается деятельность. Внимание порождается деятельностью и сопутствует ей, за ним всегда стоят интересы, установки, потребности, направленность личности.

В условиях профессиональной деятельности юриста (следователя, прокурора, адвоката, судьи) значение внимания особенно велико.

Виды внимания

Существуют несколько разных классификаций внимания. Наиболее традиционной является классификация по признаку произвольности
(рис. 2).

Непроизвольное

Произвольное

Послепроизвольное

Виды внимания

Рис. 10.2. Классификация внимания

Непроизвольное внимание не требует приложения усилий, оно привлекается либо сильным, либо новым, либо интересным раздражителем.

Основная функция непроизвольного внимания заключается в быстрой и правильной ориентации в постоянно меняющихся условиях среды, в выделении тех объектов, которые могут иметь в данный момент наибольшее жизненное или личностное значение.

В научной литературе можно встретить разные синонимы для обозначения непроизвольного внимания.

В некоторых исследованиях его называют пассивным, оттеняя тем самым зависимость непроизвольного внимания от объекта, который его привлек, и подчеркивают отсутствие усилий со стороны человека, направленных на то, чтобы сосредоточиться. В других – непроизвольное внимание называют эмоциональным, отмечая тем самым связь между объектом внимания и эмоциями, интересами и потребностями. В этом случае, так же как и в первом, отсутствуют волевые усилия, направленные на сосредоточение внимания.

Произвольное внимание свойственно только человеку и характеризуется активным, целенаправленным сосредоточением сознания, связанным с волевыми усилиями. Синонимами слова произвольное (внимание) являются слова активное и волевое. Все три термина подчеркивают активную позицию личности при сосредоточении внимания на объекте.

Произвольное внимание возникает в случаях, когда человек в своей деятельности ставит перед собой определенную цель, задачу и сознательно вырабатывает программу действий. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов.

Этот вид внимания тесно связан с волей, требует волевого усилия, которое переживается как напряжение, мобилизация сил на решение поставленной задачи.

Именно благодаря наличию произвольного внимания человек способен активно, избирательно «извлекать» из памяти нужные ему сведения, выделять главное, существенное, принимать правильные решения, осуществлять планы, возникающие в деятельности.

Послепроизвольное внимание обнаруживается в тех случаях, когда человек, забыв обо всем, с головой уходит в работу.

Этот вид внимания характеризуется сочетанием волевой направленности с благоприятными внешними и внутренними условиями деятельности.

В отличие от непроизвольного внимания, послепроизвольное связано с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами. Отличие послепроизвольного внимания от произвольного – в отсутствии волевого усилия.

Данные виды внимания взаимосвязаны и не должны искусственно рассматриваться как независимые друг от друга (табл. 1).

Таблица 1

Сравнительная характеристика видов внимания

ВидвниманияУсловиявозникновенияОсновныехарактеристикиМеханизмы
НепроизвольноеДействие сильного, контрастного или зна- значимого, вызываю-щего эмоциональный отклик раздражителяНепроизвольность, легкость возникно-вения и переключе-нияОриентировочный рефлекс или доми-нанта, характери-зующая более или менее устойчивый интерес личности
ПроизвольноеПостановка (принятие) задачиНаправленность в со-ответствии с задачей. Требует волевых уси-лий, утомляетВедущая роль вто-рой сигнальной системы
ПослепроизвольноеВхождение в деятель-ность и возникающий в связи с этим интересСохраняется целе-направленность, сни-мается напряжениеДоминанта, харак-теризующая воз-никший в процес-се данной деятель-ности интерес

Свойства внимания

Внимание характеризуется такими свойствами, как объем, переключение, распределение, концентрация, устойчивость и избирательность (рис. 3).

Объем

Определяется количеством одновременно (в пределах 0,1 с) отчетливо воспринимаемых объектов

Переключение

Распределение

Устойчивость

Избирательность

Динамическая характеристика, определяющая способность быстро переходить от одного объекта к другому

Характеризуется возможностью одновременного успешного выполнения нескольких различных видов деятельности (действий)

Определяется длительностью концентрации внимания на объекте

Связана с возможностью успешной настройки (при наличии помех) на восприятие информации, относящейся к сознательной цели

Концентрация

Выражается в степени сосредоточенности на объекте

Свойства внимания

Рис. 3. Свойства внимания

Объем внимания измеряется количеством объектов (элементов), воспринимаемых одномоментно. Установлено, что при восприятии множества простых объектов в течение 1 – 1,5 с объем внимания у взрослого человека в среднем равен 7 – 9 элементам.

Объем внимания зависит от профессиональной деятельности человека, его опыта, психического развития. Объем внимания значительно увеличивается, если объекты сгруппированы, систематизированы.

Существует такая закономерность: чем больше интенсивность (сила) внимания, тем меньше объем, и наоборот. Эту особенность внимания следует учитывать во время осмотра места происшествия, обыска.

Расширение объема внимания может привести к тому, что из поля зрения могут выпасть мелкие детали, объекты, различного рода следы. Важной и определяющей особенностью внимания является то, что оно практически не меняется при обучении и тренировке.

Переключение внимания проявляется в преднамеренном переходе субъекта от одной деятельности к другой, от одного объекта к другому. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся обстановке.

Это свойство внимания в значительной мере зависит от индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности человека – уравновешенности и подвижности нервных процессов. В зависимости от типа высшей нервной деятельности внимание одних людей более подвижно, других – менее подвижно.

Легкость переключения внимания зависит и от соотношения между предшествующей и последующей деятельностью и отношения субъекта к каждой из них. Чем больший интерес представляет эта деятельность для человека, тем легче он переключается на нее.

Переключение может обусловливаться программой сознательного поведения, требованиями деятельности, необходимостью включения в новую деятельность в соответствии с изменяющимися условиями либо осуществляться в целях отдыха.

Например, чередование допросов с составлением процессуальных документов, изучение поступивших материалов с приемом посетителей. Эта индивидуальная особенность должна учитываться при профессиональном отборе. Высокая переключаемость внимания – необходимое качество следователя. Следует отметить, что переключаемость внимания принадлежит к числу хорошо тренируемых качеств.

Читайте также:  Договор о создании личного бюджета на взаимовыгодных условиях - психология

Распределение внимания – это, во-первых, способность поддерживать достаточный уровень сосредоточенности столько времени, сколько целесообразно для данной деятельности; во-вторых, способность сопротивляться отвлекающим обстоятельствам, случайным помехам в работе. Распределение внимания во многом зависит от опыта человека, его знаний и умений.

Умение распределять внимание является профессионально важным качеством юриста (следователя, прокурора, судьи). Так, следователь, производя обыск, одновременно обследует помещение, поддерживает контакт с подозреваемым, наблюдает за малейшими изменениями его психического состояния, делает предположение о наиболее вероятных местах захоронения искомых объектов.

Устойчивость внимания – это способность длительно задерживать восприятие на определенных объектах окружающей действительности. Известно, что внимание подвержено периодическим непроизвольным колебаниям, которые имеют место при продолжительных занятиях человека какой-либо деятельностью.

Экспериментальные исследования показали, что в этих условиях непроизвольное отвлечение внимания от объекта происходит через 15 – 20 мин.

Наиболее простым способом поддержания устойчивости внимания является волевое усилие, но действие его будет продолжаться до тех пор, пока не будут исчерпаны возможности психики, после чего неизбежно проявится состояние утомления.

Если работа однообразна и сопряжена со значительными психофизиологическими перегрузками, утомление можно предупредить кратковременными перерывами в работе. Устойчивость внимания можно продлить на определенное время, если попытаться отыскать (раскрыть) в том или ином предмете новые стороны и связи, посмотреть на предмет под другим углом зрения. Это свойство внимания крайне необходимо следователю в стадии осмотра места происшествия.

Избирательность внимания – это способность к сосредоточению на наиболее важных объектах.

Концентрация внимания – это степень или интенсивность сосредоточенности внимания. Сосредоточенность внимания иногда называют концентрацией, и эти понятия рассматриваются как синонимы[2].

Однако концентрация внимания на одном объекте приводит к положи-тельному результату только в том случае, если субъект способен своевре-менно и последовательно переключать его и на другие объекты.

Поэтому такие свойства внимания, как концентрация, распределение и объем, тесно связаны между собой.

Отвлекаемость – это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой.

Отвлекаемость возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью. Следует различать внешнюю и внутреннюю отвлекаемость внимания.

Внешняя отвлекаемость возникает под влиянием внешних раздражителей, внутрен-
няя – под влиянием сильных переживаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса к делу, которым занят в данный момент человек.

Внимательность является профессионально важным свойством личности юриста.

Формирование ее происходит в ходе активного участия в профессиональной деятельности, в результате развития воли, осознания им важности решаемых задач.

Внимание лежит в основе таких значимых в профессиональном отношении свойств юриста, как наблюдательность, любознательность, высокая работоспособность и творческая активность.

Развитие умения управлять своим вниманием неразрывно связано с формированием личности юриста, с его отношением к профессии, людям, с выработкой таких качеств, как организованность, дисципли-нированность, выдержка, настойчивость и самообладание.

Для сосредоточения внимания необходимо:

  1. концентрировать внимание на существенном. Направлять внимание на изучаемый объект и пытаться выделить в нем все новые стороны, признаки, черты, свойства. Следить за тем, чтобы внимание было направлено только на интересующий вас объект и не допускать его переключения на другие объекты;
  2. не закреплять несущественную информацию, т.е. она не должна запечатлеваться, ни повторяться в памяти;
  3. отбрасывать несуществующую информацию: ее необходимо сразу же вытеснить путем восприятия новой, более существенной информации.

Психические состояния
непатологической дезорганизации сознания

Организованность сознания человека выражается прежде всего в его внимательности, в степени ясности осознания объектов действительности.

Показатель организованности сознания – это различный уровень внимательности. Отсутствие четкой направленности сознания означает его дезорганизованность.

В следственной практике, оценивая поступки людей, необходимо иметь в виду различные непатологические уровни дезорганизации сознания.

Одним из состояний частичной дезорганизованности сознания является рассеянность. Рассеянностью обычно называют два разных явления:

  1. во-первых, результат чрезмерного углубления в работу, когда человек ничего не замечает вокруг себя – ни окружающих людей и предметов, ни разнообразных явлений. Этот вид рассеянности получил название мнимая рассеянность, поскольку является результатом большого умственного сосредоточения;
  2. во-вторых, состояние, когда человек не может ни на чем долго сосредоточиться, когда он постоянно переходит от одного объекта или явления к другому, ни на чем не задерживаясь. Это так называемая подлинная рассеянность, исключающая какую бы то ни было сосредоточенность внимания. Такого вида рассеянность является временным нарушением ориентировки, ослаблением внимания. Причинами подлинной рассеянности могут являться: расстройство нервной системы, заболевания крови, недостаток кислорода, физическое или умственное переутомление, тяжелые эмоциональные переживания, последствие черепно-мозговой травмы и т.п.

Одним из видов временной дезорганизации сознания является апатия – состояние безразличия к внешним воздействиям. Это пассивное состояние связано с резким понижением тонуса коры головного мозга и переживается человеком как тягостное состояние.

Возникает апатия в результате нервного перенапряжения или в условиях сенсорного голода. Апатия в известной мере парализует психическую деятельность человека, притупляет его интересы, понижает ориентировочно-исследовательскую деятельность.

Наивысшая степень непатологической дезорганизации сознания возникает при стрессах и аффектах.

Сужение внимания – слишком маленький объем внимания (2–3 ед.), наблюдается при психических расстройствах, депрессии.

Слабость распределения внимания – нарушение при многих психических заболеваниях и состояниях.

[1] См.: Общая психология / под ред. А.В. Петровского. – М., 1986. – С. 231.

[2] См.: Гамезо М.В., Домашенко И.А. Указ. соч. – С. 115.

Источник: https://nsportal.ru/vu/fakultet-pedagogicheskogo-obrazovaniya/osnovy-psikhologii/lektsiya-5-vnimanie

Вопрос 28. Внимание как направленность и сосредоточенность психической деятельности. Физиологические основы внимания. Виды внимания и их характеристика

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания, которые предполагают повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.

Основные функции внимания:

· Активизация нужных и торможение ненужных в данный момент психологических и физиологических процессов.

· Способствование организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями.

· Обеспечение избирательной и длительной сосредоточенности психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

Виды внимания:

Непроизвольное внимание не требует приложения усилий, оно привлекается либо сильным, либо новым, либо интересным раздражителем. Основная функция непроизвольного внимания заключается в быстрой и правильной ориентации в постоянно меняющихся условиях среды, в выделении тех объектов, которые могут иметь в данный момент наибольшее жизненное или личностное значение.

Произвольное вниманиесвойственно только человеку и характеризуется активным, целенаправленным сосредоточением сознания, связанным с волевыми усилиями. Произвольное внимание возникает в случаях, когда человек в своей деятельности ставит перед собой определенную цель, задачу и сознательно вырабатывает программу действий.

Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов.

Именно благодаря наличию произвольного внимания человек способен активно, избирательно «извлекать» из памяти нужные ему сведения, выделять главное, существенное, принимать правильные решения, осуществлять планы, возникающие в деятельности.

Послепроизвольное внимание обнаруживается в тех случаях, когда человек, забыв обо всем, с головой уходит в работу. Этот вид внимания характеризуется сочетанием волевой направленности с благоприятными внешними и внутренними условиями деятельности.

Данные виды внимания взаимосвязаны и не должны искусственно рассматриваться как независимые друг от друга.

Читайте также:  Вариативные эмоции - психология

Свойства внимания:

Объем внимания измеряется количеством объектов (элементов), воспринимаемых одномоментно. Установлено, что при восприятии множества простых объектов в течение 1 – 1,5 с объем внимания у взрослого человека в среднем равен 7 – 9 элементам. Объем внимания зависит от особенностей воспринимаемых объектов, структурной организации материала.

Переключение внимания проявляется в преднамеренном переходе субъекта от одной деятельности к другой, от одного объекта к другому. Переключение может обусловливаться программой сознательного поведения, требованиями деятельности, необходимостью включения в новую деятельность в соответствии с изменяющимися условиями либо осуществляться в целях отдыха.

Распределение внимания – это, во-первых, способность поддерживать достаточный уровень сосредоточенности столько времени, сколько целесообразно для данной деятельности; во-вторых, способность сопротивляться отвлекающим обстоятельствам, случайным помехам в работе.

Устойчивость внимания – это способность длительно задерживать восприятие на определенных объектах окружающей действительности.

Избирательность внимания – это способность к сосредоточению на наиболее важных объектах.

Концентрация внимания проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других. Сосредоточенность внимания иногда называют концентрацией, и эти понятия рассматриваются как синонимы.

Дата добавления: 2016-07-27; просмотров: 1880;

Источник: http://poznayka.org/s51632t1.html

Внимание. Функции внимания. Классификация внимания. Свойства внимания

Внимание – это процесс объединения и регулирования других психических процессов и сознания в целом в рамках какой-либо деятельности путем организации их направленности и сосредоточения.

Направленность внимания – избирательность психической деятельности, т.е. выбор (произвольный или непроизвольный) ее объектов.

Сосредоточение –  это во-первых: отвлечение от постороннего по отношению к данной деятельности и даже торможение (игнорирование) побочной деятельности; во-вторых: сосредоточение сопровождается повышением интенсивности, напряженности выбранной психической деятельности, что субъективно переживается как углубленность в деятельность, поглощенность ею.

Функции внимания:
1. отбор значимых для субъекта воздействий среды. Значимые воздействия – соответствующие актуализированным потребностям, соответствующие данной деятельности.

2. торможение (игнорирование, устранение) несущественных, конкурирующих, побочных для данной деятельности воздействий среды.

3. удержание данной деятельности (сохранение в сознании соответствующих образов, мыслей, предметного содержания) до достижения цели.

4. регуляция и контроль протекания психических процессов, включенных в данную деятельности.

Классификация внимания:
I) по виду психической активности (виды внимания):

  1. перцептивное (сенсорно-перцептивное) – вид внимания, регулирующего сенсорно-перцептивную деятельности человека.
  2. интеллектуальное. – вид внимания, регулирующего рече-мыслительную деятельность. Для интеллектуального внимания наиболее характерна форма произвольного внимания.
  3. эмоциональное  — вид внимания, регулирующего эмоциональные переживания и чувства человека.
  4. волевое – вид внимания, способствующего выполнению волевых действий и воспитанию волевых качеств личности.

II) по уровню психической активности (уровни внимания)

      1. непроизвольное (непреднамеренное) – это непреднамеренное внимание к объекту, вызванное особенностями данного объекта как раздражителя.       2. произвольное (преднамеренное) – это преднамеренное, сознательно направляемое и регулируемое внимание, определяемое  целью и условиями деятельности.

      3. послепроизвольное – внимание, преднамеренно вызываемое, но не требующее заметных волевых усилий для своего поддержания в силу переключения интереса с цели на предмет или процесс деятельности.

III) по направленности (по положению объекта внимания) (роды внимания):
      1. внешнее – это внимание, направленное на предметы и явления  внешнего объективного мира.  Проявляется преимущественно при восприятиях.

      2. внутреннее – это внимание, направленное на объекты внутреннего субъективного мира. Проявляется преимущественно при работе памяти, воображения, мышления, переживании чувств.

Свойства внимания:
Объем внимания – пространственная характеристика внимания, определяемая количеством объектов, одновременно охватываемых вниманием. Объем внимания у взрослого человека обычно ограничен шестью объектами, в среднем равен 4 – 5. у детей 2-3 объекта.

Избирательность внимания – способность выбора из множества воздействующих раздражителей одного или нескольких наиболее актуальных. Остальные представляются как фон. Это пространственная характеристика.

Концентрация внимания – энергетическая характеристика внимания, отражающая степень сосредоточенности на выбранных объектах. Это объединение и уплотнение психических сил и за счет этого повышение эффективности психической деятельности.

Устойчивость внимания – временной показатель внимания, указывающий на длительность этого процесса, на время его сохранения. Отражает стабильность и направленность, и степень сосредоточения регулируемых вниманием психических процессов.

Переключаемость внимания – пространственная характеристика внимания, заключающаяся в намеренном сознательном переносе внимания с объекта на объект.

Распределение внимания – пространственная характеристика внимания, заключающаяся в направлении и сосредоточении внимания одновременно на нескольких объектах.

Интенсивность внимания – энергетическая характеристика, указывающая на степень напряженности (силу) процесса внимания, предопределенную свойствами объекта психической активности (для непроизвольного внимания) или значимостью будущих результатов работы с этим объектом (для произвольного внимания).

Длительность внимания – временная характеристика внимания, измеряемая сроком удержания объекта психической активности в поле внимания. Зависит от свойств объекта (для непроизвольного внимания) и цели деятельности (для произвольного внимания).

Модальность внимания – качественная (информационная) характеристика внимания, указывающая непосредственно на доминирующий психический процесс, регулируемый в данный момент вниманием, и опосредованно – на природу объекта психической деятельности.

Помехоустойчивость внимания – энергетическая характеристика внимания, отражающая его неподверженность (сопротивляемость) посторонним по отношению к избранной психической деятельности воздействиям (как объективным, так и субъективным).

Скорость внимания – характеристика, отражающая быстроту выбора объекта внимания и переключения с объекта на объект, а также быстроту концентрации внимания и сосредоточения на объекте.

Адекватность внимания – интегративное свойство внимания, характеризующее, во-первых, согласованность и объединение в единую систему всех отдельных пространственных, временных, энергетических и информационных характеристик процесса и, во-вторых, соответствие этой системы характеристик актуальности для субъекта выбранного объекта и психической деятельности с ним.

https://www.youtube.com/watch?v=oguzfgraZ6Y

Список литературы:

  1. В.В. Никандров – Психология учебник, 2007 г.
  2. С.Л. Рубинштейн — Основы общей психологии, 2004 г.
  3. Большая энциклопедия психологических тестов 2005 г.
  4. Практическая психодиагностика 2007 г.

Похожие материалы

Информация о работе

Полный список ВУЗов

Источник: https://vunivere.ru/work20669

Классификация основных видов внимания

Какие же бывают виды внимания? Его классифицируют по нескольким основаниям: по характеру целей деятельности, направленности, форме организации, степени социализации, степени регуляции и ориентации на конкретные психические процессы.

В зависимости от характера целей деятельности разделяют на произвольное, непроизвольное и послепроизвольное.

Что такое внимание в психологии?

Самые популярные определения:

Характеристики внимания:

  • Устойчивость — это длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту или к одной и той же задаче.

     

  • Концентрация определяется единством двух важных факторов — повышением интенсивности сигнала при ограниченности поля восприятия.

  • Под распределением понимают субъективно переживаемую способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно.
  • Переключаемость определяется скоростью перехода от одного вида деятельности к другому.

Непроизвольное внимание

Внимание непроизвольное (первичное, пассивное) — это такой вид, когда человек не прикладывает усилия воли, чтобы быть сосредоточенным, а также не ставит перед собой цели быть таковым.

Это простой и генетически первичный вид , который дан человеку от рождения. В его основе — ориентировочная деятельность человека.

Сосредоточение на предметах или явлениях в этом случае происходит в результате действия внешних или внутренних факторов непроизвольного внимания, к которым относятся:

  • интенсивность раздражителя: достаточно сильный любой раздражитель, например, яркий свет, сильный звук, резкий запах и т.д.

    невольно привлекает человека;

  • контрастность раздражителей: объект больше (или меньше) по величине по сравнению с окружающими, прекращение или начало действия раздражителя невольно привлекает;
  • новизна раздражителя: пока не исчерпан элемент новизны, сосредоточенность можно поддерживать достаточно долго;
  • прерывистость раздражителя: раздражитель, который то появляется, то исчезает, то усиливается, то ослабляется;
  • подвижность раздражителя: раздражитель, который движется, больше привлекает нас, чем неподвижный;
  • структурированность раздражителя: к объединенным в целостную структуру раздражителям взгляд привлекается быстрее и легче;
  • соответствие раздражителя нашем внутреннему состоянию: мы замечаем то или иное явление, когда оно становится созвучным нашим чувствам, потребностям, намерениям и т.п.;
  • интерес к деятельности: чем выше интерес, тем больше непроизвольная сосредоточенность;
  • субъективная значимость раздражителя: чем больше субъективная значимость влияния, тем сильнее непроизвольная концентрация;
  • установка: чем больше готовность к деятельности, тем выше эффект;
  • потребности: то, что совпадает с потребностями личности, быстрее привлекает нас;
  • эмоциональная окрашенность раздражителя или деятельности: раздражитель, который несет либо положительную, либо отрицательную эмоциональную окрашенность, невольно привлекает;
  • влияние прошлого опыта: чем больше знаний, навыков, привычек связано с событием, на котором мы должны сосредоточиться, тем легче поддерживается непроизвольная фокусировка.

Условием возникновения непроизвольного внимания не является:

  1. новизна раздражителя
  2. неожиданность раздражителя
  3. интерес человека
  4. усталость человека

Произвольное внимание

Внимание произвольное (вторичное, активное) — это такой вид , когда человек прикладывает усилия воли, чтобы быть внимательным, а также ставит перед собой цель быть внимательным.

Это более высший вид цонцентрации по сравнению с непроизвольным, он формируется в течение жизни человека и является результатом сознательной активности субъекта.

Произвольность связана с волевой регуляцией противоречивых мотивов, побуждений и интересов. Волевые усилия следует прикладывать периодически, иначе произвольное внимание угасает.

Волевые усилия на предметах и явлениях помогают поддерживать следующие внешние и внутренние факторы:

  • практические действия: если в процесс деятельности включены практические действия, сосредоточенность поддерживать легче.

    Например, лекцию легче внимательно слушать, если одновременно ее конспектировать;

  • понимание задачи: если задача выполняется, человек понимает, на нем легче сконцентрироваться;
  • формулировки вопросов: если формулируется вопрос по объекту деятельности;
  • интерес к деятельности: чем выше интерес, тем больше сосредоточенность;
  • успех в деятельности: не успешно выполненное задание продолжает привлекать;
  • завершенность деятельности: незаконченная деятельность способствует поддержанию произвольной фокусировки;
  • интеллект человека: легче сосредоточиться тому человеку, который имеет более высокое интеллектуальное развитие;
  • словесная регуляция: произвольное внимание поддерживает словесное напоминание самому себе о цели деятельности;
  • эмоциональная возбужденность: если объект вызывает умеренное эмоциональное возбуждение, на нем легче сосредоточиться. Если эмоциональное возбуждение не связано с выполняемой работой, например, человека беспокоят его личные проблемы, это ослабляет фокусировку;
  • привычка человека: если человек привык работать сосредоточенно в различных условиях, ему будет легче концентрироваться;
  • влияние прошлого опыта: чем больше знаний, навыков, привычек связано с событием, тем легче поддерживать произвольную концентрацию;
  • состояние психики человека: в конце рабочего дня, а также в конце недели наши возможности ослабляются.

Послепроизвольное внимание

Кроме непроизвольного и произвольного внимания в жизнедеятельности человека встречается еще один вид — послепроизвольное. Это такой вид, для которого характерно снижение волевых усилий при сохранении цели быть внимательным.

На первых этапах деятельности задействовано произвольное внимание, т.е. нужны усилия воли для достижения поставленной цели, а в дальнейшем в результате привлечения факторов для поддержания непроизвольной концентрации волевые усилия ослабляются. На этом этапе произвольная концентрация перерастает в послепроизвольную.

Факторы послепроизвольного внимания являются теми же, что и для непроизвольного и произвольного. Основным из них является интерес к деятельности. Иногда на этом факторе делают чрезмерный акцент.

В результате послепроизвольное сосредоточение сводят к заинтересованности, которая вызвана особенностями объекта или явления. Это суженный взгляд на природу этого внимания, потому что послепроизвольное внимание — это такое проявление личностной направленности, когда сама деятельность переживается как потребность, а ее результат является личностно значимым для человека.

В возникновении послепроизвольного внимания играет также роль привычка человека трудиться. В практической деятельности человека рассмотренные три вида внимания являются взаимосвязанными, и их считают тремя степенями развития внимания.

Зависимость от направления приложения

В зависимости от направленности (особенностей объекта внимания, характера действия) выделяют внутреннее и внешнее приложение.

Внешнее (сенсорное, перцептивное) сосредоточено на объектах и явлениях внешнего мира, например, на определенных предметах, работе и т.п. Этот вид внимания является необходимым для успешного восприятия человеком окружающего мира.

Оно усиливает чувствительность органов чувств, ускоряет процесс восприятия, способствуя ясности и четкости отображения. Особенно выразительной внешняя концентрация является в условиях, когда человек не только смотрит, но и присматривается, не только слушает, но и прислушивается.

Это сопровождается соответствующей позой организма, движениями головы, глаз и т.д.

В отличие от внешнего, внутреннее сосредоточение сосредоточено не на самих объектах или явлениях внешнего мира, а на их образах. Оно направлено на внутренний мир человека, например, на его мышление, потребности, интересы, переживания и т.д. Оно связано с самосознанием и рефлексией. Интеллектуальное, эмоциональное и волевое развитие человека невозможно без внутреннего внимания.

Нередко его сопровождают неосознанные движения губ, жестикуляция, непреднамеренное рисования и т.п. В деятельности человека внутреннее и внешнее чередуются, тормозя друг друга. Это связано с тем, что человеку трудно сосредоточится на своих внутренних проблемах и одновременно внимательно выполнять какую-то сложную деятельность.

По происхождению внутреннее внимание возникает позже внешнего.

Форма организации

В зависимости от формы организации внимание разделяют на индивидуальное, групповое и коллективное.

Индивидуальное — это сосредоточенная и направленная деятельность отдельного конкретного лица, например, сосредоточенность студента во время контрольной работы.

Групповое внимание проявляется в сосредоточении внимания нескольких лиц данной группы на совместном задании, например, работа в подгруппах на тренинге. Организация такого внимания дается нелегко, потому что группы могут отвлекать друг друга.

Коллективная концентрация — это сосредоточение всех лиц группы на одном общем задании, например, концентрация студентов во время лекции на преподавателе.

По степени социализации выделяют естественное и социальное внимание. Естественное проявляется как выборочное реагирование на раздражители в виде ориентировочного рефлекса. Оно дано человеку от рождения. Социальное формируется при жизни и связано с приобретением социального опыта и включением свободной регуляции в процессы внимания.

По степени регуляции выделяют опосредованное и непосредственное внимание. Непосредственное регулируется только объектом, который отвечает потребностям и интересам человека и на которого направлена фокусировка человека. Например, нас привлекает яркий свет или громкий звук.

Внимание опосредованное регулируется содержанием и пониманием воспринятого. Она поддерживается с помощью специальных средств: слов, жестов, интонации и т.п. Например, нас может привлечь содержание шепота. Этот вид тесно связан с апперцепцией.

 У человека сначала появляется непосредственное внимание, а уже позже — опосредованное.

В зависимости от ориентации на конкретные психические процессы выделяют чувственное и интеллектуальное сосредоточение. Чувственное связано или с избирательной работой органов чувств, и тогда в центре фокусировки является звук, запах и т.д.

, или с избирательной работой нашей эмоциональной сферы, и тогда в центре находятся эмоции и чувства человека. Внимание интеллектуальное связано с направленностью и сосредоточенностью мыслительных процессов. Итак, оно ориентировано на мышление.

Чувственное по происхождению первичное, интеллектуальное — вторичное.

Источник: http://9psy.ru/vidy-vnimaniya-klassifikaciya

Ссылка на основную публикацию