Что такое — поступок? от героизма до глупости — психология

Клуб Здорового Сознания

Что такое - поступок? От героизма до глупости - психология

Поступок — достойное действие, выбранное намеренно и свободно перед лицом трудных обстоятельств.

Поступок может быть как действием, так и (когда-то бездействием), поступком может быть сказанное слово или принятое решение, поступок может быть выражен в жесте — в любой форме, которая станет значимой для окружающих.

Главное то, что за свой поступок человеку приходится платить, иногда очень дорого, но человек к этому — готов.

Поступки бывают небольшими, незаметными и естественными — когда человек каждый день встает рано, делает зарядку (даже если не хочется).

обливается холодной водой, завтракает чем следует, а не как попало, успевает на работу — и на работе занимается делом, а не развлечениями, работает честно.

А вечером — торопится к семье, тут тоже не просиживает диван, а занят то ли делами, то ли близкими людьми: помогает им, радует их, разбирается с их проблемами, воспитывает… Зря не ругается, обычно солнечный, хотя устает, а чтобы быть все-таки бодрым, ложится — вовремя!

Поступки бывают серьезными, трудными и заметными для многих: такое бывает, когда человек отстаивает свои принципы и вынужден противоречить общепринятым нормам и правилам.

Поступком, а иногда и , нередко оказывается действие, где человек рискует значимыми для него вещами, а то и прямо их теряет.

Отдать большую часть своего состояния на дело, которое тебе дорого; поступить честно и поставить крест на своей карьере; отдать свою жизнь за жизнь другого человека — в таких поступках человек проявляет себя как Человека с большой буквы, утверждает себя как .

Не стоит от себя бежать,глаза потупив…Поступки надо совершать!

Одни поступки!

Поступок — в трусе разбудитьзамах героя.Поступок — жить,

не затвердив чужие роли.

Поступок — быть собой в дымуи клятве пылкой.Поступок — вопреки всему

молчать под пыткой!

Поступок — много долгих днейгореть, а послепорвать поэму, если в ней

хоть капля позы.

Прикажет время зубы сжать -не протестуйте.Поступки надо совершать!

Одни поступки!

И кровь твоя через ничто,дымясь, проступит…Ведь если жизнь – поступок,

​то и смерть — поступок.

Р. Рождественский

воспитывал в трудные военные годы 200 сирот. Он не просто обеспечивал им жизнь — он дарил им жизнь сильную, яркую — он делал их людьми. И он же не бросил их одних на страшном пути в Треблинку. Его подвиг не звенел громко, это был подвиг каждого дня, который доказывал, что «добра в мире все же больше, чем зла».

Навстречу смерти он и его дети вышли под зеленым знаменем короля Матиуша. В своем дневнике он писал: «Варшава — моя, и я — ее. Скажу больше: я — это она. Мне сказал один мальчик, покидая Дом Сирот: «Если бы не этот дом, я бы не знал, что на свете существуют честные люди, которые не крадут. Не знал бы, что можно говорить правду.

Не знал бы, что на свете есть правда».

Именно в поступках проявляется и формируется личность человека.

Однако не все красивые и возвышенные поступки — умные поступки. Импульсивный поступок бывает красив, однако всегда больше ценится поступки обдуманные, когда человек перед трудным решением взвесил все важные обстоятельства, учел возможные последствия — и только после этого сделал то, что решил, наилучшим образом: тогда и так, как запланировал.

К красивым и необдуманным поступкам склонны , для которых важнее не реальный результат, а чистота помыслов и возвышенность мотивов. Их поступки нередко характеризуют настоящую и одновремено проявляют недалекость ума, а то и социальную безответственность.

Многие поступки, которые оцениваются как поступки самой высокой пробы, которые характеризуют настоящую высоту личности, одновременно могут быть социально неответственными, поступками .

Мюнхгаузен готов взорвать полгорода, убить себя, лишить любимого мужа свою Марту, которая только-только его снова обрела — только чтобы сохранить верность своим принципам «Я никогда не вру».

мог остаться в живых (ему это несколько раз предлагали), но отказался оставить детей, которых нацисты отправили в Маутхаузен, и погиб вместе с ними в газовой камере. Его можно понять — безмерная усталость от подвига каждый день, но по факту он сбежал от своей работы.

Можно по разному оценивать конкретные поступки конкретных людей, но нужно признать: высота поступка вполне может сочетаться с его кривой направленностью.

Зачем же Романтики совершают красивые подвиги?

Во-первых, они их совершают обычно не «Зачем», не «». Не все люди привыкли внимательно просчитывать последствия, проще поступить в соответствии со своими принципами — и только.

С другой стороны, в даже казалось бы бессмысленных красивых поступках есть свой нравственный смысл: сильный поступок — это всегда повод задуматься для многих окружающих.

Это взрыв шаблонов, вызов жизни и миру, вызов существующим устоям, протест против них с подтекстом: «Задумайтесь! Жизнь должна быть другой, лучше, красивее, добрее!»

Наверное, для того и снимают фильмы про большие и светлые подвиги. Они своей пронзительностью, благородством дотягиваются до души и будят ее.

Дети с зеленым флагом Матиуша, гордо шествующие в свой последний путь и их учитель впереди — мало кого это не зацепит, а раз зацепит — значит заставит задуматься.

Побольше бы нам таких фильмов, чтобы мы чаще учились у этих ярких персонажей их силе и смелости.

А дальше — труднее. Дальше — нужно учиться думать.

Возможно, ваш яркий поступок заставит обратит на себя внимание, многие задумаются: а что дальше? Если действительно есть желание не только доказать всем, что они ленивые глупцы и сволочи, а объяснить, как жить правильно, воспитать и научить — то такую задачу подвиги Романтика не решают. Выстраивать жизнь труднее, чем красиво умереть, но именно это — выбор .

Источник: https://psy-space.ru/?page=chto-takoe—postupok-vop-zn—ot-geroizma-do-gluposti

Героизм Герой Героический

Героизм Герой Героический

25.09.2013 by petr8512

Героизм — таково настроение человека, стремящегося к цели,

помимо которой он вообще уже не идет в счёт.

Героизм — это добрая воля к абсолютной самопогибели.

Автор афоризма: Ницше Ф.

Герой — это человек, который в решительный момент делает то, что нужно делать в интересах человеческого общества.

Автор афоризма: Фучик Ю.

«Умираю, но не сдаюсь»

Брестская крепость

         Героизм как качество личности –  способность совершить подвиг, выйти за рамки собственных возможностей (физических, психических, духовных), проявить из любви к кому-то или чему-то экстраординарный поступок.

     В постперестроечное время в «Комсомолке» был очерк об одном лейтенанте, который ушел в отставку и работал в школе, преподавал НВП. Как-то на урок у десятиклассников он принес учебный муляж гранаты.

Объясняет ученикам, чем отличается учебная граната от боевой: если выдернуть чеку, то у учебной раздастся щелчок, а у боевой – хлопок и пойдет дымок – и через 4 секунды – взрыв. И вот он, демонстрируя, как пользоваться гранатой, выдергивает чеку. В этот момент кто-то из учеников пошутил: «А вдруг пойдет дымок?..

», учитель улыбнулся, – такого не может быть! Раздался хлопок и пошел дымок. Учитель – профессиональный военный – сразу понял, что граната – боевая, что делать?! Метнулся к окну, – там вышагивают первоклашки. В коридоре тоже шли уроки (за неимением места). Тогда он прижал гранату к животу и бросился под учительский стол.

Через 4 секунды, как положено, прогремел взрыв. Учитель погиб мгновенно. Мелкими осколками посекло потолок, но из детей никто не пострадал.

Потрясенные ученики получили живой  пример героизма и запомнили его на всю жизнь! Потом долго разбирались, как вместо учебной гранаты – в составе прочих «ненаглядных пособий» – в школу попала боевая граната, да так и не нашли, кто виноват. Учитель совершил Подвиг, но его молодая загубленная жизнь – на чьей-то совести, преступной халатности, беспечности и разгильдяйстве!..

Героизм – это экстраординарное проявление любви. Без любви героизм невозможен. Человек способен на героизм, если его к этому побуждает любовь к матери, жене, детям,  к Родине, к людям и Богу.

В этом смысл данного качества личности. Лишь безумец бессмысленно идет на самопожертвование.

Только любовь может воодушевить человека превзойти свои физические, психические  и духовные  возможности и совершить героический поступок.

        У каждого свой Рубикон героизма. Для кого-то вершиной героизма будет выдержать, сидя в окопе, проезжающий над головой танк, а для кого-то – это обычная армейская практика.  Об этом, в сущности, исторический анекдот.

Во время Первой мировой войны военный врач — еврей сидел в окопе со своим приятелем — полковником-аристократом – «чистокровным арийцем», и тут  начался сильный обстрел. Полковник поддразнил приятеля, сказав: «Боитесь ведь, а? Еще одно доказательство превосходства арийской расы над семитской».

«Конечно, боюсь, — ответил врач, — но что касается превосходства, то если бы вы, мой дорогой полковник, боялись так, как я, вы бы давно уже удрали».

Иными словами, человек может считать себя героем в своей системе координат, но относительно общественных представлений о героизме его поступок может на «чаше весов» потянуть только на отважность, смелость, стойкость или мужество.

    Герой не тот, кто просто выполняет свой долг, а тот, для кого геройский поступок не является чем-то само собой разумеющимся.  Героизм – это сделать то, что тебе не по плечу. Работа службы МЧС, пожарных, оперативников напрямую связана с риском.  Их принято считать людьми героических профессий.

Но корректно ли трактовать их действия как проявление героизма? Спасать людей в критических ситуациях такое же обыденное занятие для работника МЧС, как для летчика совершать несложную аварийную посадку. Их работа вызывает глубочайшее уважение, но они делают, то, что должно, чему обучены и не «перепрыгивают» через самого себя, не переходят Рубикон собственных возможностей.

Например, Штирлиц мастерски выполняет работу разведчика, но истинным героем, вышедшим за рамки своих возможностей, является профессор Плейшнер.

Виктор Пелевин в книге «Омон Ра» пишет: «К нам стали приходить люди, чьей профессией был подвиг, — они рассказывали нам о своей жизни без всякого пафоса; их слова были просты, как на кухне, и поэтому сама природа героизма казалась вырастающей из повседневности, из бытовых мелочей, из сероватого и холодного нашего воздуха».

Советую почитать:  Годность Годный

       Героизм всегда проявляется в связке с самоотверженностью, самопожертвованием и великодушием. При этом нужно понимать, что зачастую героизм становится следствием чьей-то безответственности, не профессиональности, халатности и раздолбайства. Борис Акунин пишет: «В сущности, героизм — весьма прискорбное явление.

Необходимость в героях и подвигах возникает лишь в критической ситуации, а в девяносто девяти случаях из ста таковые происходят вследствие человеческой глупости или недобросовестности. Почти все герои, которыми восхищается человечество — это герои войны, что естественно, поскольку трудно придумать ситуацию более критическую.

И если в воюющей армии много героев, можно не сомневаться, что командует ей идиот. Хорошему генералу герои не нужны».

     Героизм – это выполнение долга посредством риска для собственной жизни. Александр Суворов в битве с турками  получил два ранения, но истекая кровью, не покинул поле сражения. А ведь полководцу было уже далеко за шестьдесят. Переход со своими «чудо – богатырями» через Альпы всегда будет примером массового героизма.

    Великий английский флотоводец адмирал Нельсон в Трафальгарской битве построил свои корабли в колонну против растянувшейся линии французской многочисленной флотилии и вошел в нее, как нож в масло.

В завязавшемся кровопролитном, ожесточённом морском сражении французский флот был полностью разгромлен. Сам Нельсон погиб сразу в начале боя, но своим гениальным неожиданным для врага манёвром обеспечил победу своему флоту.

Перед началом решающего сражения он просигналил своей эскадре: «Англия ждёт, что каждый выполнит свой долг».

    Наполеон геройски ведет себя при штурме Аркольского моста. Дмитрий Мережковский пишет: После нескольких тщетных атак, заваливших мост трупами, люди отказываются идти на верную смерть. Тогда Бонапарт хватает знамя и кидается вперед, сначала один, а потом все — за ним.

Генерал Ланн, дважды накануне раненный, защищает его телом своим от огня и от третей раны падает к ногам его без чувств; защищает полковник Мюирон, и убит на его груди, так что кровь брызнула ему в лицо.

Еще минута, и Бонапарт был бы тоже убит, но падает с моста в болото, откуда только чудом спасают его гренадеры. Мост не был взят.

Читайте также:  Гомеостаз - психология

Значит, подвиг Бонапарта бесполезен? Нет, полезен в высшей степени: он поднял дух солдат на высоту небывалую; вождь перелил свою отвагу в них, как переливают воду из сосуда в сосуд; зажег их сердца о свое, как зажигают свечу о свечу».

    Несомненный интерес имеют представления о героизме английского философа Д. Юма: «Всё, что мы называем героической доблестью и чем восхищаемся как величием и возвышенностью духа, есть не что иное, как спокойная и твёрдо обоснованная гордость и самоуважение…».

     За всю историю существования СССР, звания Героя Советского Союза были удостоены 12.745 человек. Дважды Героями стали около 150 человек.

Тремя медалями Золотая Звезда награждены три человека: маршал Советского Союза С.М.Буденный, генерал-полковник авиации И.Н.Кожедуб и маршал авиации А.И.Покрышкин.

Четырьмя медалями Золотая Звезда награждены два человека: маршал Советского Союза Л.И.Брежнев и маршал Советского Союза Г.К.Жуков.

      6 июня 1945 года Сталину присвоили звание Героя Советского Союза. Сталин заявил, что эту награду присваивают за личное мужество. «Я такого мужества не проявил», – сказал Сталин и не взял награду. Его только рисовали со звездой Героя. Носил Сталин лишь звезду Героя Социалистического Труда.

       Владимир Медынский в книге «Война. Мифы СССР 1939 1945» пишет: «Урок Великой Отечественной, который нам следовало бы усвоить получше, — это урок массового героизма.

Само выражение «массовый героизм» звучит как-то странно, ведь героизм просто по определению – это то, что должно быть исключительным, уникальным.

Но что тут поделаешь, если он действительно был массовым? То, что всегда, во всей мировой военной истории, было исключением из правила, у нас стало правилом, нормой….

Советую почитать:  Глуповатость Глуповатый

       Да, летом 41-ого было всякое. Пыльные колонны наших пленных, дороги, забитые беженцами, дезертиры и расстрелы, были паника и ощущение свершившейся катастрофы.

Но если бы было только это, как нам часто представляется по сегодняшним фильмам и книгам, то 25 августа немцы действительно маршировали бы по Москве. Значит, происходило и другое. Планировались и осуществлялись контрудары. Перестраивалась стратегия.

Подтягивались резервы. А главное, открылось удивительное русское явление – массовый героизм.

     Гитлер полагал, что он будет воевать со сталинским режимом? Глупец! Наивный глупец, повторивший ошибку куда более талантливого человека – Наполеона. Воевать ему пришлось не с режимом, а с Народом. Народом, который защищал не государство, а Родину, Отечество. А когда наш народ защищает Отечество, победить его можно, только уничтожив в принципе. Поголовно.

В этом, наверное, самая большая наша тайная сила. Такая Россия странная страна. Ей можно нанести ряд поражений, можно даже выиграть у нее военную компанию, а может, — и целую войну. Но только до той поры, пока эту войну ведет государство. Пока она, как сказал бы Ленин, «не перерастает»…только не из империалистической в гражданскую, а из обычной войны – в Отечественную.

Вот такую войну у России выиграть нельзя. Никакой ценой».

     Героизм проявляет в человеке святость.

      В рассказе Глеба Боброва «Чужие Фермопилы» читаем: «Донские степи, душное лето сорок второго. Силы Степного и Воронежского фронтов откатывают к Сталинграду. Сплошное отступление. Бегство. Отец — командир саперного взвода, вместе со своей частью идет в хвосте войск. Минируют отход. Мимо проходят отставшие, самые обессиленные. Того мужичка, как рассказывал, он тогда запомнил.

     Сидит у завалинки загнанный дядька, курит. Взгляд — под ноги. Пилотки нет, ремня — тоже. Рядом «Максим». Второго номера — тоже нет. Покурил, встал, подцепил пулемет, покатил дальше. Вещмешок на белой спине, до земли клонит. Отец говорил, что еще тогда подумал, что не дойти солдатику. Старый уже — за сорок. Сломался, говорит, человек. Сразу видно…

    Отступили и саперы. Отойти не успели, слышат — бой в станице. Части арьергарда встали. Приказ — назад. Немцы станицу сдают без боя. Входят. На центральной площади лежит пехотный батальон. Как шли фрицы строем, так и легли — в ряд. Человек полтораста. Что-то небывалое. Тогда, в 42-м, еще не было оружия массового поражения.

Многие еще подают признаки жизни. Тут же добили… Вычислили ситуацию по сектору обстрела. Нашли через пару минут. Лежит тот самый — сломавшийся. Немцы его штыками в фаршмак порубили. «Максимка» ствол в небо задрал, парит. Брезентовая лента — пустая. Всего-то один короб у мужичка и был. А больше и не понадобилось — не успел  бы.

    Победители шли себе, охреневшие, как на параде — маршевой колонной по пять, или по шесть, как у них там по уставу положено. Дозор протарахтел на мотоциклетке — станица свободна! Типа, «рюсськие пидарасы» драпают. Но не все… Один устал бежать.

Решил Мужик постоять до последней за Русь, за Матушку… Лег в палисадничек меж сирени, приложился в рамку прицела на дорогу, повел стволом направо-налево. Хорошо… Теперь — ждать. Да и ждал, наверное, не долго. Идут красавцы.

Ну, он и дал — с тридцати-то метров! Налево-направо, по строю. Пулеметная пуля в упор человек пять навылет прошьет и не поперхнется. Потом опять взад-вперед, по тем, кто с колена, да залег озираючись. Потом по земле, по родимой, чтобы не ложились на нее без спросу.

Вот так и водил из стороны в сторону, пока все двести семьдесят патрончиков в них не выплюхал.

    Не знаю, это какое-то озарение, наверное, но я просто видел тогда, как он умер. Как в кино. Более того, наверняка знал, что тот Мужик тогда чувствовал и  ощущал. Он потом, отстрелявшись, не вскочил и не побежал… Он перевернулся на спину и смотрел в небо.

И когда убивали его, не заметил. И боли не чувствовал. Он ушел в ослепительную высь над степью… Душа ушла, а тело осталось. И как там фрицы над ним глумились, он и не знает. Мужик свое — отстоял.

На посошок… Не знаю, как по канонам, по мне это — Святость…»

Советую почитать:  Горделивость Горделивый

      Теперь вернёмся к временам Крымской войны. Вот солдатское письмо из Крыма, адресованное в Париж некоему Морису, другу автора: «Наш майор говорит, что по всем правилам военной науки им (русским – К.П.

) давно пора капитулировать. На каждую их пушку — у нас пять пушек, на каждого солдата — десять. А ты бы видел их ружья! Наверное, у наших дедов, штурмовавших Бастилию, и то было лучшее оружие. У них нет снарядов.

    Каждое утро их женщины и дети выходят на открытое поле между укреплениями и собирают в мешки ядра. Мы начинаем стрелять. Да! Мы стреляем в женщин и детей. Не удивляйся. Но ведь ядра, которые они собирают, предназначаются для нас! А они не уходят. Женщины плюют в нашу сторону, а мальчишки показывают языки.

     Им нечего есть. Мы видим, как они маленькие кусочки хлеба делят на пятерых. И откуда только они берут силы сражаться?! На каждую нашу атаку они отвечают контратакой и вынуждают нас отступать за укрепления. Не смейся, Морис, над нашими солдатами. Мы не из трусливых, но когда у русского в руке штык — дереву и тому я советовал бы уйти с дороги. Я, милый Морис, иногда перестаю верить майору.

Мне начинает казаться, что война никогда не кончится. Вчера перед вечером мы четвертый раз за день ходили в атаку и четвертый раз отступали. Русские матросы (я ведь писал тебе, что они сошли с кораблей и теперь защищают бастионы) погнались за нами. Впереди бежал коренастый малый с черными усиками и серьгой в одном ухе.

Он сшиб двух наших — одного штыком, другого прикладом — и уже нацелился на третьего, когда хорошенькая порция шрапнели угодила ему прямо в лицо. Рука у матроса так и отлетела, кровь брызнула фонтаном. Сгоряча он пробежал еще несколько шагов и свалился на землю у самого нашего вала. Мы перетащили его к себе, перевязали кое-как раны и положили в землянке.

Он еще дышал: „Если до утра не умрет, отправим его в лазарет, — сказал капрал. — А сейчас поздно. Чего с ним возиться?“

       Ночью я внезапно проснулся, будто кто-то толкнул меня в бок. В землянке было совсем темно, хоть глаз выколи. Я долго лежал, не ворочаясь, и никак не мог уснуть. Вдруг в углу послышался шорох. Я зажег спичку.

И что бы ты думал? Раненый русский матрос подполз к бочонку с порохом. В единственной своей руке он держал трут и огниво. Белый как полотно, со стиснутыми зубами, он напрягал остаток своих сил, пытаясь одной рукой высечь искру.

Еще немного, и все мы, вместе с ним, со всей землянкой взлетели бы на воздух.

       Я спрыгнул на пол, вырвал у него из руки огниво и закричал не своим голосом. Почему я закричал? Опасность уж миновала. Поверь, Морис, впервые за время войны мне стало страшно. Если раненый, истекающий кровью матрос, которому оторвало руку, не сдается, а пытается взорвать на воздух себя и противника — тогда надо прекращать войну. С такими людьми воевать безнадежно».

Источник: https://podskazki.info/geroizm/

Фабрика героев

Фабрика героев

— Что такое героизм с точки зрения психологии? Можно ли как-то определить, каким людям свойственно геройство?

Дмитрий Леонтьев — доктор психологических наук, профессор факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, лауреат премии Фонда Виктора Франкла, присуждаемой за достижения в области гуманистической психотерапии, автор работ «Ключевые проблемы психологии мотивации», «Методика изучения ценностных ориентаций», «Новые ориентиры понимания личности в психологии: от необходимого к возможному» и ряда других

— Герой — это человек, который делает то, что не любой сделал бы на его месте. Почему он оказывается способным сделать это в отличие от других — вопрос. Но в любом случае герой — это человек, который проявляет себя в каких-то действиях совершенно особым, необычным образом.

Неслучайно в Древней Греции все, относящиеся к категории героев, были людьми, но по побочной линии — отпрысками богов. Это говорит о том, что еще в Древней Греции героизм рассматривался как некий божественный дар, который не всем доступен. Герои — это люди, но не такие как все.

— Так что это за дар такой, который заставляет некоторых людей вести себя не так, как себя ведут обыватели?

— Здесь нет таких простых и однозначных ответов, которые вы хотите получить. Часто оказывается, что героические поступки совершают люди, от которых этого не ожидают, которые просто попадают в какие-то обстоятельства.

Обстоятельства иногда ставят человека перед вызовом поступить геройски. Много людей могут прожить всю жизнь, просто не получив никакого шанса проявиться таким образом.

Поэтому одно из первых условий для появления героя — это ситуация, обстоятельства, которые бросают такой вызов.

С другой стороны, вызов можно принять, а можно от вызова уклониться. Не каждый находит в себе какую-то внутреннюю силу, мужество (нет таких однозначных объяснений), чтобы повести себя совершенно особым образом, не так, как непосредственно предполагает ситуация. Не убежать, не спрятаться, не промолчать, ничего не делая, а

проявить то, что в психологии иногда называют «надситуативной активностью» или «сверхнормативной активностью» — то есть сделать что-то сверх того, что от тебя ожидают или требуют.

Никто не кинет камнем, если человек не захочет это сделать. Бездействие объяснимо, но при этом сам героический поступок оказывается очень заметен.

Недавно, в связи с неувязками при эстафете олимпийского огня, опять вспоминали Шаварша Карапетяна, который спас из затонувшего автобуса два десятка человек, подорвав свое здоровье. Это известная история.

Источник: http://rusplt.ru/society/society_6402.html

Психология героизма

Психология героизма

Автор Татьяна в 05/07/2015. Опубликовано Социальная психология

Артур Эш

Что делает человека героем?

Есть ли ген, отвечающий за героизм? Согласно результатам одного из недавних исследований, ответ зависит от того, о каком героизме идет речь.

Исследователи обнаружили, что люди, которые совершили один героический поступок в своей жизни (спасение человека из горящего здания или из-под поезда), не сильно отличаются от контрольной группы — людей, не являющихся героями.

Те же, кто занимается спасением других в течение всей своей жизни (например, профессиональные пожарные или медсестры в учреждениях паллиативной помощи) обязательно обладают рядом важных личностных черт — таких, как сопереживание, заботливость и стремление жить согласно моральному кодексу.

«Решение действовать героически — это выбор, который многие из нас должны сделать в какой-то момент времени.

Если воспринимать героизм как универсальный атрибут человеческой природы, а не как редкую возможность, данную немногим избранным, он становится чем-то, что кажется в пределах возможностей каждого человека, возможно, больше вдохновляя нас на то, чтобы ответить на этот вызов», пишут исследователи героизма Зенон Франко и Филипп Зимбардо.

Психология героизма не может быть изучена досконально, однако многие эксперты считают, что научиться быть героями возможно. Посмотрите, есть ли у вас качества, необходимые для того, чтобы стать героем? Приведем лишь некоторые из основных характеристик, которые героям приписывают исследователи.

Читайте также:  Проверка эффективности жетонной системы подкрепления как средства модификации поведения - психология

1. Люди, которые становятся героями, как правило, заботятся о благосостоянии других

По мнению исследователей, сочувствие и сострадание к другим являются ключевыми факторами, которые способствуют героическому поведению. Люди, которые спешат на помощь другим несмотря на опасность и невзгоды, делают это потому, что действительно заботятся о безопасности и благополучии других людей.

Исследование, проведенное в 2009 году, показало, что люди, которые имеют склонность к героизму также обладают и склонностью к сопереживанию.

2. Герои умеют принимать точку зрения другого

Исследователи предполагают, что герои выказывают не только сострадание и заботу; они могут смотреть на мир глазами другого человека. Побывать в чужой шкуре, как еще говорят.

3. Герои компетентны и уверены в себе

На то, чтобы спешить туда, куда другие соваться боятся, нужны определенное мастерство и уверенность в себе.

Исследователи предполагают, что люди, которые совершают героические поступки, как правило, увереннее в себе и своих силах.

Когда они сталкиваются с кризисом, у них имеется уверенность в том, что они способны справиться с проблемой и добиться успеха независимо от того, каковы шансы на него.

Частично эта уверенность может быть обусловлена профессиональной квалификацией и способностью справляться со стрессом.

4. Герои обладают моральным стержнем

По мнению исследователей Зимбардо и Франко, герои обладают двумя существенными качествами, которые отличают их от не-героев: они живут согласно собственным ценностям и готовы пойти на риск, чтобы эти ценности защитить.

5. Герои владеют определенными навыками

Очевидно, что существенную роль в героическом поведении может играть специальная подготовка или определенные физические способности.

В ситуациях, когда потенциальным спасателям не хватает знаний или физической силы (как раз иногда составляющей разницу между героем и негероем), у них имеется меньше шансов помочь.

Они могут только постараться что-то предпринять, но напрямую действовать никогда не смогут. И во многих случаях этот подход, вероятно, — лучшее решение.

В конце концов, бессмысленно бросаясь туда, где у вас мало шансов помочь (например, на помощь утопающему при том, что сами плохо плаваете), вы не только не спасете человека, но и помешаете профессиональным спасателям.

6. Герои не пасуют перед лицом опасности

Человек, который бросается в горящее здание, чтобы спасти другого человека, не просто чрезвычайно смел; он обладает способностью преодолевать страх.

Исследователи предполагают, что герои по своей природе настроены более оптимистично, чем обычные люди — это помогает им видеть непосредственную опасности и отмечать более благоприятные возможности.

Во многих случаях эти люди могут также иметь более высокую толерантность к риску. Большинство заботливых и добрых людей сами боятся подвергать свою жизнь опасности.

Те, кто бросаются на помощь, как правило, более склонны к риску.

7. Герои продолжать работать над достижением своих целей даже после нескольких неудач

Настойчивость — еще одно качество, которое обычно характерно для героев. В 2010 году исследователи обнаружили, что люди, которых считают героями, скорее всего, смотрят на свои неудачи с положительно.

Сталкиваясь, например, с потенциально опасным для жизни заболеванием, такие люди склонны фокусироваться на положительных аспектах сложившейся ситуации — они начинают сильнее ценить жизнь и наслаждаться заботой любимых людей.

2 января 2007 года примерно в 75 человек, ожидавших своего поезда на переполненной станции метро, видели, как молодому человеку стало плохо, и он упал с платформы на рельсы. Очевидцы с ужасом наблюдали за происходящим, однако никто не шевельнулся — пока на помощь пострадавшему не пришел человек по имени Уэсли Отри.

Попросив незнакомого человека последить за его двумя дочерьми, он спрыгнул на рельсы в надежде успеть перетащить человека на соседние пути. Когда Отри понял, что времени нет, он положил мужчину между рельсами, и поезд прошел над ними.

«Я не чувствую, что сделал что-то сверхъестественное. Я только увидел, что кто-то нуждается в моей помощи, и сделал то, что должен был», — сказал он репортеру The New York Times после инцидента.

Когда мы думаем о героизме, на ум приходит множество примеров. Летом 2012 года три женщины, пережившие во время стрельбы в театре, рассказали, что остались в живых лишь благодаря своим приятелям. Три мужчины закрыли подруг собственными телами и в результате погибли.

Героизм глубоко ценится во всех культурах, но как именно мы определяем героя? Что заставляет людей совершать героические поступки перед лицом большой опасности?
Исследователи нашли уже много причин, по которым люди совершают злые поступки, а вот причины, побуждающие их к хорошим делам, точно установить не удалось.

Что такое героизм?

По мнению специалистов проекта Heroic Imagination — некоммерческой организации, которая обучает людей героизму, — героизм включает в себя поведение или действия, совершаемые ради другого лица или определенной моральной причины. Они выделяют четыре ключевых элемента героизма:

  • он носит добровольный характер;
  • он приносит пользу людям или группам людей, нуждающихся впомощи;
  • он подразумевает некоторый риск (физическая, социальная опасность или потенциальная угроза для качества жизни);
  • он не требует вознаграждения или материальной выгоды.

Какое определение дают героизму психологи и другие учёные? Вот только некоторые из предположений, высказываемых различными экспертами:

Филипп Зимбардо, «Что делает героя героем?» (2011)

Скотт Т. Аллисон & Джордж Р. Гетхолс, «Наше определение героя» (2011)

Селвин Беккер и Алиса Х. Игли, «Героизм у женщин и мужчин» (2004)

Другие определения часто делят героизм на типы в зависимости от степени опасности и величины жертвы. Ведь в некоторых случаях герою приходится ставить под угрозу свою жизнь, чтобы спасти другого человека, в то время как в других от человека требуется куда меньшая жертва.

В статье, опубликованной на сайте Psychology Today, психолог Фрэнк Фарли объяснил различие между тем, что он называет «героизмом с большой буквы» и «героизмом с маленькой». «Героизм с большой буквы», по его мнению, «подразумевает значительный риск, который может включать смерть, травмы, тюремное заключение или другие серьёзные или существенные последствия для оказывающего помощь».

Героизм же с маленькой буквы — «это повседневный героизм, постоянная помощь другим, свершение добрых дел, проявление доброты и т.д., которые не предполагают серьёзного вреда или крупных последствий для оказывающего помощь».

Что делает человека героем?

Теперь мы знаем немного больше о том, что представляет собой героизм.

Следующий вопрос заключается в том, почему люди становятся героями? Есть ли особые характеристики героизма? Фарли говорит, что существует два ключевых фактора в основе великих актов героизма, которые связаны с риском получения травмы: рискованное поведение и щедрость. Люди, которые готовы рискнуть жизнью ради другого, более склонны к риску, чем остальные, и обладают также такими чертами как сострадание, доброта, сочувствие, альтруизм.

В статье, опубликованной в 2004 году в American Psychologist, исследователи Селвин Беккер и Алиса Игли предположили, что героизм может иметь под собой и более корыстные основания, будучи средством обеспечить себе определённый статус. Другими словами, иногда самоотверженное поведение может привести к награде, причем в долгосрочной перспективе.

В одном небольшом исследовании, в котором приняли участие 78 человек, исследователи обнаружили, что люди, которые были готовы терпеть боль, опустив руки в ёмкость со льдом, больше нравились другим участникам.

Мало того, что другие оценивали этих людей более положительно, они также были склонны награждать их.

Склонным к риску участникам другие давали гораздо больше денег из выданной исследователями суммы в размере $1,170, которую участники могли распределять по своему усмотрению.

Исследователям уже давно известно, что и люди, и животные склонны помогать тем, с кем они связаны родственными узами. Помогая тем, кто связан с нами генетически, мы обеспечиваем неплохие шансы на то, что наши гены будут переданы следующим поколениям. В некоторых случаях мы помогаем людям в надежде, что когда-нибудь они помогут нам (этакий взаимный альтруизм).

Но что же тогда насчет альтруизма, который не связан с помощью родственникам или ожиданием взаимности? В таких случаях, главную роль могут играть ситуационные, культурные и личностные факторы.

Зачастую, после того как люди предпринимают героические действия, они утверждают, что они не считают себя в героями, что они просто делают то, что сделал бы любой в этой ситуации.

На самом деле, совершить героический поступок человек может под давлением самой ситуации — жизнь и смерть, которыми от нее веет, оказывают сильное влияние, заставляя человека решиться на действие.

Эти же самые силы, что толкают одних на героические поступки, могут фактически препятствовать другим.

Когда трагедия случается в присутствии многих людей, мы часто попадаем в ловушку бездействия, предполагая, что кто-то другой обязательно предложит помощь (эффект свидетеля).

Личная ответственность в этом случае распределяется между всеми присутствующими — вот мы и считаем, что кто-то возьмет на себя роль героя.

Некоторые люди могут также иметь черты личности, которые предрасполагают их вести себя в альтруистических и героических способами. Исследователи предположили, что вести себя в сложных ситуациях уверенно и правильно с моральной точки зрения людям помогает особый склад мышления. Не каждый сможет действовать немедленно и бессознательно, когда случается чрезвычайная ситуация.

Так рождаются героями или становятся?

Один из самых больших вопросов, с которым сталкиваются исследователи в рамках проблемы героизма, сводится к вековой дискуссии по поводу роли природы или воспитания. Героизм — это то, с чем мы рождаемся, или то, чему можно научиться?

«Некоторые утверждают, люди рождаются хорошими или плохими; я думаю, это ерунда», — поясняет Филипп Зимбардо. — «Мы все рождаемся с огромным потенциалом, и шлифуют его условия — характерные для семьи, культуры или эпохи, в которой мы растём; вот что определяет наше рождение — растём ли мы во время войны или в мирное время, растём ли мы в бедности или в достатке».

Так если героизм можно в культивировать, как именно мы можем поощрять людей к героическим поступкам?

Обучение героизму

Альберт Эйнштейн

Психолог Филипп Зимбардо, основатель проекта Heroic Imagination, считает, что героизм можно привить. Он разработал программу, направленную на развитие у детей склонности к героическому поведению.

Большинство людей знают Зимбардо как автора знаменитого Стэнфордского тюремного эксперимента — исследования, которое продемонстрировало, как люди ведут себя под сильным влиянием социального и ситуационного давления.

Сегодня программа Зимбардо «предназначена для привития нынешнему поколению — и всем последующим — понятия героизма как качества мышления и поведения, возможного для всех, кто способен делать что-то особенное, а не способности, дарованной лишь редким людям».

Многим эта концепция может показаться радикальной. Ведь такой популярный сегодня образ героя обладает чертами, которых у среднестатистического человека нет. Согласно самым общим представлениям о героизме, эти люди обладают качествами, которые позволяют им в нужный момент сорваться и отстаивать то, что имеет для них значение, перед лицом опасности. Они особенные. Они — редкость.

Проще говоря, считается, что они такими родились.

Зимбардо же утверждает, что этот образ не соответствует действительности. «Мы слишком долго жили с этой мистической точкой зрения на героизм», — говорит он. — «Мы до сих пор думаем, что герои — чуть ли не полубоги. Но ведь это не так. Герой — самый обычный человек, который просто делает что-то экстраординарное. Я считаю, что с помощью науки мы можем учить этому людей».

Препятствия

Разработанная Зимбардо программа представляет собой четырёхнедельный учебный курс для подростков, который начинается с присяги героя. В течение следующих недель студенты узнают о тёмной стороне человеческой природы, распространённости и влиянии предрассудков, социальных ролях и ожиданиях, а также об эффекте свидетеля. То есть, обо всём, что мешает человеку решиться на доброе дело.

Формирование эмпатии

Второй этап программы сосредоточивается на помощи студентам в преодолении этих проблем путём формирования и укрепления сочувствия. В том числе работа идет и над изучение воздействия фундаментальной ошибки атрибуции — или нашей склонности игнорировать то, как на поведение влияют контекст и ситуативные переменные.

Зимбардо подчеркивает важность этой работы, поскольку одна из главных причин того, почему мы не в состоянии помочь другим людям, заключается в нашей склонности верить, что они заслуживают того, что с ними происходит. Если студенты знают об этом заблуждении, они будут менее склонны обвинять жертву в происходящем и, скорее всего, примут необходимые меры.

Изучение героев и практика

Изучение историй героев — ещё одна важная часть программы. В проекте рассматривают истории как реальных лиц, так и вымышленных персонажей — начиная от Мартина Лютера Кинга и заканчивая Гарри Поттером, которые служат моделями добродетели и героического поведения.

И, наконец (пожалуй, это самая главная часть программы), студентов просят привнести в реальную жизнь то, чему они научились во время обучения. Как и любой навык, героизм, по мнению Зимбардо, требует практики.

Участники программы начинают с малого, каждый день выполняя одно доброе дело — помогая тем самым другому человеку почувствовать себя лучше.

Далее эти малые дела должны служить ступенькой к жизни, полной помощи другим.

Возможно, самая большая трудность в обучении героизму заключается в преодолении популярных стереотипов о том, что именно делают герои. Если вы попросите людей назвать героев, они, вероятно, назовут вам деятелей культуры и спорта.

«Одна из проблем нашей культуры заключается в том, что мы заменили героев знаменитостями», — говорит Зимбардо. — «Мы поклоняемся людям, которые ещё не сделали ничего полезного.

Самое время вернуться к этому вопросу, потому что сейчас мы нуждаемся в реальных героях сильнее, чем когда-либо».

Источник: http://aboutyourself.ru/socpsixologiya/psixologiya-geroizma.html

На подвиг способен каждый

На подвиг способен каждый

Горел дом. Все, кто мог, выбрались оттуда, но люди внутри еще остались. Собравшись на улице, соседи внутренне торопили пожарную команду, которая была уже в пути. Но никто из них не решался вновь ступить в задымленные, охваченные пламенем коридоры.

Не рискнули войти туда и жильцы ближайших домов, подошедшие посмотреть, что происходит. Однако случайный прохожий не раздумывал ни минуты. Увидев дым и услышав крики с балкона, он бросился в здание и смог вывести заложников огня живыми и невредимыми.

«Настоящий герой!» – сказали все, кто узнал об отважном поступке.

Читайте также:  Отпетые мошенники - психология

Но что побуждает людей совершать подобные подвиги? Кто способен стать героем? Отчего зависит поведение в экстремальной ситуации? Об этом «Образу Жизни» рассказала психолог, гештальт-терапевт Екатерина Любачевская

Личный выбор

Кто они – герои? Казалось бы, ответ очевиден: те, кто совершает подвиги ради спасения других. Однако это лишь один из вариантов, наиболее обобщенный.

Как ни странно, определения разных людей сильно отличаются между собой в зависимости от того, какие героические образы были впитаны ими с детства. Такими эталонами обычно становятся персонажи из книг и фильмов, а иногда и реальные люди, вызывающие восхищение.

Пример формирует у ребенка желание соответствовать своему идеалу, быть лучше, проявлять важные морально-нравственные качества. Но в ряде случаев образцами для подражания служат не самые достойные с точки общечеловеческих ценностей «антигерои».

Выросший с подобным идеалом ребенок считает героическим противоправное поведение.

Кроме того, у каждой эпохи свои герои, и их образы меняются в зависимости от времени.

Так кто же они сегодня?

«Герой защищает людей», – скажет тот, чьим кумиром был Супермен.

«Он спасает в беде», – ответит человек, чье детство прошло рядом с отважным пожарным.

«Поддерживает порядок», – заметит третий.

И все это так. Однако, в отличие от любых «мифических» персонажей, хоть Геракла, хоть Супермена, настоящие герои из нашей с вами реальности обычные люди. Они совершают выдающиеся поступки совсем не потому, что ощущают в этом свое предназначение. Герои действуют, поддавшись душевному порыву, и готовы рискнуть, а иногда и пожертвовать собой ради других.

Причем подвиги бывают не только физические, когда человек заходит в горящий дом, чтобы спасти других, или бросается в воду за утопающим. Они могут быть и моральными. К примеру, требуется немало мужества, чтобы выступить против большинства в чью-то защиту. Победа над собой – это тоже подвиг, для которого усилий нужно не меньше.

Известный американский психолог Филипп Зимбардо, активно изучавший поведение, сказал: «Решение действовать героически – это выбор, который многие из нас должны сделать в какой-то момент времени».

Так что героями, действительно, не рождаются. Героем в определенных условиях способен стать каждый.

Более того, многие из нас и так совершают подвиги регулярно, не грандиозные по масштабности, но важные и нужные. Врач скорой помощи ежедневно спасает жизни. Специалист реабилитационного центра помогает снова встать на ноги после ударов судьбы. Молодая мать, гуляя с ребенком, покупает еду и кормит бездомных. Тихая девушка подбирает на улице животных и находит им новый дом.

«Фальшивые» подвиги

Настоящий подвиг альтруистичен. Мотив у него только один – любовь к людям. И совершается он спонтанно, без взвешивания всех за и против.

Однако не всегда поступок, внешне выглядящий, как героический, на самом деле можно считать таковым. Если настоящий, истинный подвиг исходит из любви к окружающим, то, совершая «фальшивый», человек руководствуется совсем другими мотивами.

Как правило, их три.

Первый – желание самоутвердиться, показать себя с положительной стороны, вызвать восхищение. Помощь, как таковая, не важна, а люди, которым она оказана, всего лишь средство для достижения цели.

Второй часто остается неосознанным и для самого «вершителя добра». Это созависимость – болезненная, патологическая зависимость от другого человека и ощущение ответственности за него.

Выражается это в том, что человек постоянно играет роль «спасателя», причем иногда в ущерб самому себе.

Чужие проблемы воспринимаются им как свои, и «спасатель» начинает действовать во вред собственным потребностям и нуждам.

«Спасательство» отличается от героизма тем, что добровольный помощник делает за других то, с чем они вполне могут и должны справляться сами.

Как правило, созависимость доставляет серьезные неудобства тому, кто ей подвержен. Но проработка ситуации с психологом или психотерапевтом способна успешно решить эту проблему.

Третий мотив для стремления помочь ближним – неосознанная вина или собственное желание получить помощь. Человек пытается компенсировать свой внутренний дискомфорт или через другого удовлетворить собственные потребности. В этой ситуации, как и в предыдущей, помощь специалиста способна решить проблему.

«Особые» приметы

Можно ли как-то заранее узнать будущего «героя» или понять, как человек поведет себя в экстремальных условиях? Довольно сложный вопрос, десятилетиями занимающий не только обывателей, но и философов, психологов и социологов. Человек очень сложен и многогранен, он способен удивлять в самых обыденных вещах.

Выделим несколько признаков, по которым все-таки возможно спрогнозировать поведение человека.

Первый – нервно-психическая устойчивость. Именно она определяет способность сохранять спокойствие в стрессовой ситуации и действовать, не поддаваясь эмоциям. От нее зависит степень самоконтроля и самообладания.

Второй – воспитание. Человек, которому были с детства привиты духовные и морально-нравственные ценности, с большей долей вероятности совершит героический поступок.

Но, к сожалению, все чаще обыкновенные проявления человечности воспринимаются, как нечто экстраординарное. Кроме того, часто люди путают образованность и уровень воспитанности.

Все чаще предпочтение отдается первому, а о внутреннем наполнении забывается.

Третий – человеколюбие. Настоящий герой искренне любит людей. Его поступками движут не идеи, а чувства. Впрочем, при негативном влиянии эту грань легко перейти. И тогда герой может стать фанатиком.

Испытание героизмом

Легко ли быть героем? На самом деле это еще то испытание! Соблюсти грань между настоящим героизмом и не перейти к самолюбованию довольно сложно. Так доблесть вполне может стать способом самоутверждения.

Неспроста самое сложное испытание в известной сказке «Вода, огонь и медные трубы» – испытание славой. Именно оно способно исказить изначально благие намерения. Наверное, поэтому настоящие герои не ищут славы. Например, многие крупные пожертвования нуждающимся анонимны. Более того, многие пытаются забыть или не вспоминать сделанные добрые поступки.

Еще одной сложностью, с которой может столкнуться человек, совершивший что-то экстраординарное, может стать поиск адреналина в дальнейшем. Иногда возникает самая настоящая зависимость – столь велико желание испытать сильные переживания. В этом случае человек уже осознанно ищет опасные ситуации.

Бывает, что героические поступки (в частности, спасение чьих-то жизней) могут стать причиной настоящего посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Оно выражается в проблемах со сном, тревожных состояниях, страхах и так далее и связано с пережитым жизненным риском и стрессом. В таком состоянии человек в обязательном порядке нуждается в помощи специалиста.

В любом случае, какой была бы наша жизнь без героев? Не только тех, кто совершает грандиозные поступки, но и обычных, незаметных на первый взгляд, но делающих мир добрее и лучше. «Масштабным» героем, конечно, быть замечательно. Но не хуже оставаться просто Человеком!

Записала Юлия Михалева

Источник: http://present-dv.ru/obraz/na-podvig-sposoben-kajdiy-614

Геройство

«Интересно, а смог бы я так поступить», — такие мысли посещают нас, когда мы узнаем, что кто-то проявил мужество, стойкость характера, спас слабого, выстоял и победил. Кажется, что честь, мужество, отвага и благородство – понятия, не присущие этому веку. Правдиво ли такое умозаключение и что сегодня мы подразумеваем под героизмом?

 После комиксов, самое большое число героев встречается нам в античной литературе. Несмотря на то, что это два диаметрально противоположных понятия, нечто общее есть и у Бэтмена, и у Геракла. Эти персонажи изначально наделены сверхчеловеческими способностями, что делает их героями. И только герои могут совершать подвиги.

Мы же привыкли мыслить иначе – нужно совершить подвиг, чтобы тебя считали героем.  Отсюда и немного разное отношение к героизму.

Когда отвагу проявляют простые смертные, например, спасают из горящего дома маленького ребенка, в нас это вызывает более глубинные чувства, чем когда полубоги расчищают Авгиевы конюшни или крадут яблоки в саду Гесперид.

В целом, под героизмом мы подразумеваем какое-либо экстраординарное решение или поведение, продиктованное высшими ценностями. Но что попадает под категорию «высшие ценности»? Разумеется, всегда есть универсальные добродетели, которые могут быть маяком для героизма в любой культуре.

Но есть и специфические ценности, которые могут быть актуальны либо в определенный момент времени, либо в определенной социальной системе. Например, те, кого считали героями СССР, сегодня, в большинстве своем, таковыми не являются.

Едва ли современному человеку придет в голову считать, например, Павлика Морозова – истинным героем современности.

Во всех рассматриваемых сфера проявления героизма отдельно стоит война. Она всегда порождает героев, но их героизм всегда имеет смертельные последствия для второй стороны. На войне встречаются разные герои.

Некоторые считают героями тех, кто без промедления идет на смертный бой, с целью убить как можно больше врагов, а некоторые видят героями тех, кто даже в таких экстремальных условиях остается человеком, пытаясь спасать жизни, а не забирать их.

Но поскольку война не имеет полутонов и, как известно, на ней все средства хороши, то и героизм тут имеет место быть совершенно любой.

Существуют также и профессиональные герои, к числу которых можно причислить полицейских, пожарных, спасателей, врачей и пилотов. Психологи рассматривают нюансы работы этих отважных людей, дабы лучше понять причины героических поступков.

Стрессоустойчивость – одна из основных черт характера людей, посвящающих свою жизнь ежедневному потенциально опасному труду. Как отмечают психологи, люди, выбирающие такие профессии, также считают, что лучше быть в центре событий, а не пассивно отмалчиваться в стороне.

Они готовы рисковать даже без гарантированно положительного результата и собственной безопасности. Люди, обладающие такими чертами характера, эффективно действуют в любой стрессовой ситуации.

Но можно ли считать их действия героическими? Разумеется, пожарный, спасающий семью от стихии, или пилот, совершающий экстренную аварийную посадку, – заслуживают нашего особого уважения.

Но если посмотреть на ситуацию здраво, то это часть той профессии, которую они когда-то добровольно выбрали. Их учили определенным техникам поведения, и они делают то, что умеют и знают.

Другой вопрос, когда эти люди выходят за рамки своих профессиональных навыков во благо каких-то невероятных целей.

В психологии существует определенная классификация героизма. Так, принято выделять три основных вида героизма. Первый вид – это физическая отвага, когда человек готов рискнуть собственной жизнью во имя высоких целей. Второй – это моральная отвага, когда человек готов пойти против сложившихся в обществе норм и стереотипов. И, наконец, третий вид отваги – витальный.

Такой вид героизма подразумевает преодоление личностью своих собственных физических недостатков или фобий, при этом это может и не влиять на окружающих. Если первый и второй виды отваги встречаются в жизни относительно часто, то найти яркий пример витального героизма не так уж просто. В эту категорию смело попадает легендарный британский ученый Стивен Хокинг.

Из-за бокового амиотрофического склероза он лишен возможности двигаться и говорить, однако, преодолев свои физические недостатки, он не только может жить полной жизнью, но и по праву считается значимой фигурой в современной физике.  Но Стивен Хокинг – уникален.

Но и к числу примеров витального героизма можно также смело отнести наркомана или алкоголика, который смог побороть свою зависимость и начать жизнь заново.

И все же правильнее всего употреблять термин «героизм» когда речь идет о человеке, вышедшем за грани своих физических и психологических возможностей. А поскольку изначально мы все разные, с собственным потенциалом к отважным поступкам, то и геройство каждый из нас будет проявлять по-разному.

Каждый может быть героем в собственной системе координат, но есть определенные героические поступки, которые могут быть доступны любому. Это любовь, милосердие, доброта и сострадание. А есть и ежедневный героизм – поднимать себя в моменты, когда уже нет сил  жить, когда нет здоровья, нет веры, когда действительно невозможно продолжать так жить.

И по-своему герои те, кто просто могут поднять себя, превозмогая боль, а не впасть в депрессию и не спиться.

Существуют ли определенные черты характера, благодаря которым каждый из нас может стать героем? Возможно, существуют некоторые задатки личности, благодаря которым проще решиться на невероятный поступок, но, скорее всего, дело не в каких-то особенностях характера, а во внутреннем стержне и собственной системе ценностей. Без нерушимой внутренней точки опоры нельзя восстать против внешних обстоятельств или личных страхов. И выработать этот стержень может только сам человек, культивируя собственную систему ценностей и философию. 

Источник: http://psychomedia.org/articles/1179

__________________________________________
Ссылка на основную публикацию