Как убрать нежелательное поведение — психология

4 психологических ловушки: что мешает нам выйти из дискомфортной ситуации

Этот старый, как мир, механизм лежит в основе большинства несчастных влюбленностей и особо коварных приемов работы с персоналом. Его экстремальный вариант приводил Довлатов: «У меня был знакомый валютчик Акула. Избивал жену черенком лопаты.

Подарил ее шампунь своей возлюбленной. Убил кота. Один раз в жизни приготовил ей бутерброд с сыром. Жена всю ночь рыдала от умиления и нежности. Консервы девять лет в Мордовию посылала. Ждала…».

Непрогнозируемое удовольствие, связанное с определенным источником, гораздо крепче привязывает нас к этому источнику, чем регулярное поощрение, — поэтому, например, чередование кокетства и равнодушия чаще вызывает ответную страсть, чем постоянные знаки внимания, а внезапный бонус за хорошо проделанную работу вдохновляет больше, чем ежегодная тринадцатая зарплата.

Можно сколько угодно рассуждать о свойственной человеку любви к интриге и сладости запретных плодов, но система отлично работает и на животных: это еще в первой половине ХХ века обнаружил психолог-бихевиорист Беррес Скиннер в своих опытах с крысами. Вначале у крысы сформировали условный рефлекс: за нажатие на педаль ей давали еду.

Потом еду начинали выдавать через раз, затем еще реже (но через равные промежутки времени) — соответственно, интерес крысы к педали стал постепенно угасать. Но если крысу поощряли редко, но нерегулярно, рефлекс сохранялся еще очень долго — нажимая на педаль, несчастное животное каждый раз надеялось, что ему что-нибудь перепадет.

Эту картинку стоит держать в голове тем, кто неделями ждет звонка от ветреного партнера.

Наличие хорошей мотивации на сознательном уровне еще не означает, что человек добьется поставленных целей, — иногда ему мешают не внешние препятствия, а его собственное контрпродуктивное поведение. Психологи называют этот механизм самосаботажем.

Он может быть спровоцирован невысокой самооценкой, боязнью совершить ошибку, болезненным перфекционизмом или нежеланием брать на себя ответственность за собственную жизнь.

Самосаботаж проявляется в самых разных формах — от необоснованной самокритики или, наоборот, постоянных жалоб на внешние факторы до знакомой многим прокрастинации.

Самосаботаж — типичная реакция на внутреннее противоречие между сознательной установкой и подсознательным желанием или убеждением. Проблема может быть и в том, что наш мозг не видит особой разницы между физическим и психологическим дискомфортом и старается всячески защищать нас как от первого, так и от второго.

Поэтому возникают паттерны поведения, призванные оградить наше чувствительное эго от ран, связанных с разочарованием и пониженной самооценкой.

Ставя перед собой амбициозные цели, многие люди сами программируют себя на провал, ведь, как писал Булгаков, с низкого не так опасно падать, а у большого успеха есть побочные эффекты — большая ответственность, зависть окружающих и высокие требования к себе, которым не так-то просто соответствовать в дальнейшем.

Существует и такая разновидность самосаботажа, как проактивное избегание. В Рунете этот феномен популярно объясняла известный психолог, лайф-коуч и блогер Наталья Стилсон.

Проактивное избегание свойственно в первую очередь социально-тревожным людям, которые способны проявить чудеса изобретательности, чтобы избежать телефонных звонков или остаться незамеченными, столкнувшись со знакомым в торговом центре.

Если человек хотя бы осознает, что он делает, — это еще полбеды, но часто с помощью проактивного избегания субъект неосознанно заставляет окружающих держаться от него подальше, а потом использует их реакции как аргумент против общения — «мне не стоит и пытаться сходиться с людьми — все равно я никому не нравлюсь». Получается замкнутый круг.

В основе многих видов самосаботажа лежит вторичная выгода. Распространенная ситуация — человек жалуется на невыносимые условия жизни, постоянно порывается их изменить… и ничего не делает, находя для этого разные оправдания. Со стороны он может выглядеть слабаком и нытиком, но на самом деле проблема не столько в отсутствии силы воли, сколько в недостатке мотивации.

На первый взгляд это кажется парадоксальным: субъект явно недоволен текущим положением дел и в его интересах все изменить. Но все не так просто: между осознанными и бессознательными желаниями и целями иногда существует значительный разрыв.

Например, гиперответственный человек вечно жалуется, что ему никто никогда не помогает, а порой и впадает в серьезную тоску из-за отсутствия людей, на которых он мог бы положиться. Время от времени он даже порывается сменить круг общения. Но когда ему предлагают помощь, он от нее гордо отказывается, говоря, что и сам справится.

Возможно, он подсознательно боится стать зависимым от окружающих или ему нравится имидж человека, который может все. Так или иначе, его поведение приносит ему не только страдания, но и неосознанное внутреннее удовлетворение.

Вторичная выгода может быть и в том, чтобы оставаться в своей зоне комфорта.

Многие уже знают из мотивационных постеров, что настоящее волшебство (а также достижения, развитие и вообще интересная жизнь) происходит вне этой зоны, но люди с повышенной тревожностью часто стараются избегать неизвестности.

К тому же не все понимают, что зона комфорта — это необязательно лежание под пледом с книжкой и коробкой донатсов: можно жить в постоянном стрессе и все же не выходить за ее пределы.

Ведь это в первую очередь сфера, где для человека все привычно, знакомо и предсказуемо и ему не приходится принимать нестандартных решений — а под этот критерий могут подпадать самые, казалось бы, неудобные условия. Например, для преступника-рецидивиста зоной комфорта может стать тюрьма, а для человека, выросшего в деспотичной семье, — дом, где его все время будут контролировать.

Иногда случается так, что, испытав боль или потерпев поражение, человек с маниакальным упорством продолжает наступать на те же грабли и повторять неэффективную модель поведения. Обычно это связано с тем, что какая-то ситуация в прошлом не ощущается как завершенная, — а незавершенные процессы мы запоминаем лучше.

Этот психологический закон называется эффектом Зейгарник, по имени советского психолога Блюмы Зейгарник. Однажды она заметила, что официанты в кафе прекрасно помнят все невыполненные заказы и моментально забывают выполненные. Эта закономерность человеческой памяти подтвердилась и после ряда научных экспериментов.

Напряжение, связанное с незавершенными процессами, может приносить пользу, помогая нам не забыть о своих потребностях, но прошлое может начать мешать настоящему.

В гештальт-терапии гештальт — это образ определенной ситуации, в которой человек взаимодействует с окружающим миром. Она охватывает промежуток времени между возникновением потребности и ее удовлетворением.

Если человек остался неудовлетворенным, ситуация откладывается в памяти и может вызвать разные сбои в психике и поведении. Например, из-за подсознательного желания расставить все точки над «i» человек может провоцировать в новых отношениях конфликты, нерешенные с прежним партнером.

Или оказывать знакомому услугу, которая ему не требуется, из чувства вины перед кем-то другим.

Иногда из-за незавершенных гештальтов появляются проблемы в проведении границ между собой и внешней средой — например, созависимость (чрезмерно глубокая поглощенность другим человеком) или ретрофлексия — механизм избегания, при котором субъект вместо активного изменения среды, логичного в текущей ситуации, направляет всю свою агрессивную энергию на самого себя.

Иконки: 1) Julien Deveaux, 2) Luis Prado, 3), 4) Pham Thi Dieu Linh.

Источник: https://theoryandpractice.ru/posts/9504-psycho-trap

Каковы причины возникновения нежелательного поведения, и что с этим делать. Введение в АВС-анализ для родителей

Наиболее распространенными видами нежелательного поведения у детей с расстройствами аутистического спектра принято считать: • Отсутствие зрительного контакта, отсутствие реакции на инструкции, негибкость • Самостимуляция • Падение на пол • Побеги от взрослых • Стремление забираться на высокую мебель • Крики, ругательства, шум и т.д.

• Плач • Истерики • Разрушительное поведение • Укусы, толчки, драчливость • Самоагрессия

Одним из наиболее мощных инструментов для коррекции нежелательного поведения, которым могут пользоваться как специалисты, так и родители, является поведенческая психология и ее трехкомпонентная последовательность для анализа поведения (АВС-анализ):

Предшествующий фактор (ребенок не хотел заходить домой) –> Поведение (убежал от родителей) –> Последствие (приход домой откладывается во времени, а за ребенком бегут родители)

Существует множество разнообразных причин возникновения нежелательного поведения, и первоочередной задачей родителей является их определение при помощи данной трехкомпонентной последовательности.

Для начального анализа лучше выбрать 1-2 формы нежелательного поведения и фиксировать, какие события предшествуют его возникновению и какие события происходят непосредственно после него.

Как правило, нежелательное поведение помогает ребенку привлечь внимание взрослых, получить доступ к желаемым предметам или деятельности или же, наоборот, избежать неприятных для него занятий. Нежелательное поведение также может быть своего рода развлечением для детей (самостимуляция, разрушительное поведение, высокая мебель).

В определении предшествующих факторов вам также поможет понимание того, что, как правило, у детей отсутствуют альтернативные навыки для того, чтобы получить такой же усилитель, который они получают путем проблематичного поведения (например, отсутствие навыка обращения с просьбой).

Что такое усиление?

• Усиление – это ВСЕГДА что-либо, что увеличивает поведение

• Усилением может быть получение доступа к «хорошим» вещам – игрушкам, деятельности, вниманию и т.д. • Выговор и негативное внимание иногда также являются усилителями для аутичных детей • Усилением может быть избавление от неприятных или «плохих» вещей – требований, инструкций, укладывания в постель, одевания ботинок и др. • Усиление повышает как положительное, так и негативное поведение • Большинство эпизодов усиления происходит незапланированно и естественным путем

Как изменить проблематичное поведение?

1. Определение причины негативного поведения (трехкомпонентная последовательность АВС-анализа) 2. Предотвращение (работа с предшествующими факторами) 3. Обучение и усиление альтернативного, желательного поведения 4. Изменение последствий после нежелательного поведения Рассмотрим эти этапы на конкретном примере. Представим, что иногда ваш ребенок сильно шумит, сбрасывает предметы со стола, отбирает игрушки у других детей, чтобы привлечь ваше внимание, беспокоится, плачет. Шаг №1: Попробуйте определить, почему ребенок так себя ведет. Что происходит после этого? Предположим, что таким образом он пытается привлечь к себе ваше внимание. Шаг №2: Определите время и условия окружающей среды, в которых существует наибольшая вероятность того, что такое поведение возникнет, а затем перепланируйте свою связанную с этими факторами деятельность (например, разговоры по телефону, оплата счетов и т.д.). Запланируйте такие виды деятельности, в которых сможет принять участие и ваш ребенок. Шаг №3: Обучите ребенка желательному поведению и усиливайте его на постоянной основе.

Шаг №4: Игнорируйте нежелательное поведение, не оказывайте ребенку внимания уже во время его проявления. Однако,  будьте предельно внимательными в случае опасного или самоагрессивного поведения. В данном случае речь идет о нежелательном поведении, которое не представляет собой угрозу для ребенка или окружающих его людей.

Во время игнорирования нежелательного поведения старайтесь не смотреть на ребенка (внимание!), не показывайте эмоций на лице, не спорьте с ним и не разговаривайте (внимание!), не демонстрируйте свой гнев (внимание!), увлеченно займитесь какой-нибудь деятельностью или просто уйдите от ребенка в другую комнату. Предоставьте малышу немного внимания немедленно после того, как негативное поведение прекратилось.

Важные аспекты коррекции нежелательного поведения

• Убедитесь, что нежелательное поведение НИКОИМ ОБРАЗОМ не подкрепляется • Не обещайте ребенку усилители, «если он прекратит…» • Не показывайте ему усилитель (шоколадку, игрушку и т.д.) во время проявления им нежелательного поведения

• Не пытайтесь «уговорить» ребенка успокоиться, это является, по сути, проявлением внимания, а значит усилением

• Оставайтесь спокойными и неэмоциональными, не вступайте в ссору или физическую борьбу

• Удовлетворяйте потребности ребенка до того, как его проблематичное поведение заставит вас это сделать

• Избегайте ситуаций, которые предположительно могут вызвать у ребенка тревогу или раздражение (длительный поход за покупками, поздний уход в постель и т.д.)

• Начинайте эту программу коррекции поведения в окружающей среде, которую вы можете контролировать (не в магазине, не в церкви и прочее)

• Обучите других членов семьи тому, как работает эта технология

Источник: http://www.marksundberg.com/downloads.htm

Источник: http://autism-aba.blogspot.ru/2012/11/negative-behaviors.html

4 совета как забыть все плохое!

Приветствую всех моих читателей и подписчиков, и тех кто только решил присоединиться к большому числу людей, занимающихся саморазвитием и своим здоровьем. В этой статье пойдет речь о наших негативных воспоминаниях, которые иногда словно «снежный ком» преследуют нас. Будем учиться от них эффективно избавляться.

Каждый человек в своей жизни совершает массу ошибок, и это вполне нормально. Мы не роботы, чтобы делать все идеально. Но одни люди извлекают из них опыт, а другие занимаются самобичеванием, вспоминая ошибки вновь и вновь.

Некоторые, особенно сильные негативные воспоминания приносят человеку чувство неловкости, стыда или страха, и это очень плохо с психологической точки зрения. От этого сильно портится настроение и на этой почве может возникнуть депрессия, а бороться с ней очень тяжело.

Любому человеку свойственно совершать ошибки в жизни, и главное научиться извлекать из них положительные моменты и не зацикливаться на прошлом. Следующие советы мы надеемся, хоть немного помогут вам забыть все плохое в своей жизни.

1 Научитесь любить себя самого

Необходимо в любой ситуации принимать себя таким, какой вы есть, и не загонять в жесткие рамки, навязанные обществом. Если вы полюбите себя и начнете радоваться жизни, то она тоже будет к вам благосклонна.

Читайте также:  Балбес - психология

2 Перестаньте зацикливаться на своих проблемах и прошлых неудачах

Если вас постоянно преследуют негативные воспоминания из прошлого и мешают нормально жить, можно попробовать воспользоваться таким психологическим приемом.

Представьте проблему в полную силу. Вам необходимо пережить ее вновь, только уже в ваших мыслях. Вспоминайте все подробности, ощущения. Старайтесь сделать ее как можно яркой и естественной. После того как вы достигли максимального визуального восприятия, представьте проблему в виде какого-нибудь образа, пришедшего в тот момент.

Понаблюдайте за ним со стороны, тщательно всматриваясь в детали и через время мысленно его уберите из головы, подумав о чем-то хорошем. Можно после этого закрепить результат физическими упражнениями, например, отжиманиями от пола. Эту методику замещения негатива позитивом используют в армии. И она хорошо работает.

3 Смотрите на будущие проблемы и неприятности с философской точки зрения

Не бывает такого, чтобы все шло как по маслу. У любого человека есть проблемы, как в прошлом, так и в будущем. Различие между успешными людьми и неудачниками состоит в их масштабе.

Один человек при поломке машины и отсутствии денег на ее ремонт может быть полностью деморализован, а профессиональный военный, например, может бороться за свою жизнь и находиться в практически безвыходной ситуации, но не падать духом при этом.

Все проблемы относительны, и значат ровно столько, какое мы им придаем для себя значение.

4 Прием «Нарисовать проблему»

Конечно, многие из нас не являются художниками, но если негативные воспоминания не отступают, возьмите листок чистой бумаги и нарисуйте проблему. Изобразите первое попавшееся вам в голову.

Это действует так же как и предыдущий прием, только при помощи графики удается более сильно проработать образ. После того, как вы нарисовали ее, сожгите листок.

Через несколько сеансов переживания должны значительно уменьшиться.

После выполнения этих упражнений подумайте о хорошем, поднимите себе чем-то настроение. Жизнь прекрасна, если к ней относится в позитивном ключе! Удачи Вам!

Подписывайтесь на блог и получайте обновления на свою почту: Новые статьи «Tvoya-Life» на Email

Источник: http://tvoya-life.ru/prakticheskaya-psixologiya/4-soveta-kak-zabyt-vse-ploxoe.html

Что делать с «протестным» поведением при аутизме?

Автор: Билл Нейсон / Bill Nason
Источник: Autism Discussion Page

Взрывное поведение (битье головой, укусы, удары по себе, нападения на других, уничтожение вещей и так далее) очень часто является видом «избегающего» поведения. Часто оно происходит в условиях раздражения, злости, дискомфорта, сенсорной перегрузки или боли, и его функция в том, чтобы помочь человеку «убежать или избежать» нежелательных событий.

Очень часто такое поведение означает, что мы поставили ребенка в ситуацию, в которой требования превышают нынешний уровень его навыков, и он не может с ними справиться.

Когда ребенок проявляет подобное протестное поведение, то мы или убираем требования, позволяя ему их избежать, или избегаем подобных требований в будущем.

Таким образом, происходит подкрепление такого поведения, и оно начинает проявляться в других ситуациях, вызывающих у ребенка недовольство.

Очень часто, как только ребенок учится использовать взрывное поведение для побега из нежелательных ситуаций, то оно становится автоматическим ответом на малейшее раздражение.

Ребенок может начать протестовать каждый раз, когда что-то идет вопреки его желаниям, в том числе в ответ на любые требования взрослых, в ответ на отказ в получении желаемого, на дискомфорт, на отсрочку в получении желаемого, на ожидание и так далее.

Это поведение может обусловливаться любыми стрессовыми для ребенка ситуациями.

К сожалению, очень часто мы пытаемся изменить поведение ребенка без анализа условий, которые приводят к нему.

Если ребенок прибегает к протестам, чтобы избежать какой-то ситуации, то мы должны спросить себя: «Почему у ребенка возникла потребность в побеге?» и «Что в данной ситуации является источником стресса?» Если мы примем за аксиому, что «ребенок делает все, что может, с учетом ситуации, в которой он оказался, и его нынешнего уровня навыков», то нашим первым шагом должно стать изменение требований или условий таким образом, чтобы они соответствовали возможностям ребенка.

Как правило, это означает, что мы (1) уменьшаем требования ситуации, которые слишком велики для ребенка, или (2) предоставляем больше помощи, чтобы поддержать ребенка в этой ситуации. Для этого необходимо понять, что делает ребенка уязвимым, и как на него влияет эта ситуация.

Каковы его сенсорные особенности, проблемы восприятия, социальные и эмоциональные потребности? Очень часто мы подталкиваем ребенка слишком быстро и требуем слишком многого, и именно это вызывает у него перегрузку.

Он точно обладает навыками, чтобы вести себя в соответствии с ожиданиями? Если нет, то чему его необходимо обучить, и как мы будем помогать ребенку?

Очень часто проблема не в самой задаче, а в том как окружающие предъявляют ее ребенку.

Взрослые могут быть слишком требовательными, слишком директивными, они могут менять инструкции слишком быстро, «не слушать» ребенка.

Некоторые дети лучше реагируют на мягкий и тихий голос, а другие на более оживленный и радостный тон речи. Некоторым нужен мягкий и понимающий подход, а другим «твердые» и спокойные указания.

Мы должны адаптировать к ребенку не только «требования задачи», но и наш «стиль общения», чтобы помочь ребенку почувствовать безопасность и принятие. То, как мы предъявляем требования, во многом определяем реакцию ребенка.

Очень часто мы пытаемся командовать и требовать там, где нужно приглашать и поддерживать. Если ребенок не чувствует себя в безопасности рядом с другим человеком, то в ответ на давление он будет замирать и игнорировать указания.

Если у него не сложились «рабочие отношения» с другим человеком, он не будет воспринимать его как наставника.

После анализа и изменения условий, которые провоцируют потребность в «побеге», мы также должны научить ребенка альтернативным способам «избегать» нежелательных ситуаций. На этом этапе необходимо обучить ребенка способам сообщить «стоп» и «помоги».

Если ребенок не знает, как «протестовать» уместным образом и как попросить о помощи, то ему придется вернуться к взрывному поведению и попыткам убежать. Если ребенок владеет социально приемлемыми видами протеста, но его не слушают или игнорируют, то взрывное поведение все равно последует.

Нам нужно обучать его приемлемым способам сообщать «стоп» и «помоги», а затем немедленно останавливаться или оказывать поддержку в ответ на коммуникацию ребенка. В большинстве случаев мы игнорируем социально приемлемый протест (потому что мы хотим, чтобы ребенок все равно это сделал) и настаиваем на своем.

В результате, приемлемые способы протеста теряют свою ценность, и на смену приходит взрывное поведение.

Как только вы адаптировали внешние условия так, чтобы они лучше подходили ребенку, и научили его более приемлемым способам протестовать, вы должны убедиться, что приемлемые способы протеста более выгодны ребенку, чем взрывное поведение.

Обычно мы (1) практикуемся в приемлемых способах протеста (сказать «стоп», показать жест «стоп», попросить о помощи и так далее) в ситуации без стресса, при необходимости проигрывая подобные ситуации по ролям, затем, (2) когда ребенок овладел новым поведением, мы подсказываем ребенку использовать его в ситуации стресса.

Поскольку взрывное поведение уже стало заученным до автоматизма, оно начнет уменьшаться не сразу. Мы должны будем осторожно прерывать нежелательное поведение и подсказывать ребенку недавно выученный ответ.

Постарайтесь не позволять ребенку избежать ситуации, пока он не использует социально приемлемый ответ для избегания. «Томми, если хочешь остановиться, скажи «стоп». После нужной реакции тут же позвольте ребенку избежать ситуации.

Таким образом, взрывное поведение не будет приводить к избеганию или получению помощи, а сообщения «стоп» или «помоги» будут.

Например, в ситуациях, которых он хотел бы избежать, Джонни начинает кусать себе руку. Мы можем научить его в подобных ситуациях говорить «стоп» и/или показывать рукой жест «стоп». Мы можем мягко прерывать кусание руки и подсказывать ему сказать «стоп» и/или показать жест.

Мы должны поддерживать ребенка, но не позволять ему избежать ситуации, пока он не продемонстрирует ранее выученный ответ. После уместного протеста мы должны немедленно похвалить его и убрать требования. Избегание должно следовать за уместным протестом, не за кусанием руки.

После того, как мы убрали требования, мы можем предложить ему помощь, и мы можем научить его использовать знак, слово или жест «помоги».

Для того чтобы облегчить обучение, мы можем отработать с ним сообщения «стоп/помоги» до заданий или ситуаций, которые обычно приводят к кусанию руки. Прежде чем попросить его что-то сделать, мы можем напомнить ему о замещающем поведении, если задание станет слишком сложным, и он захочет остановиться.

Или мы можем напомнить ему, как попросить о помощи. Мы проиграем желательный ответ до задания, чтобы он точно его не забыл. Во время самого задания мы будем наблюдать за признаками стресса и еще до кусания руки постараемся напомнить ему о том, что если что-то станет слишком сложным, то он может попросить остановиться или помочь.

Проще говоря, мы напоминаем ему до здания, во время задания, а затем напоминаем ему о том, как он хорошо прибег к желательному поведению. Таким образом, мы поддерживаем новую реакцию со всех сторон.

Как только ребенок поймет, что приемлемый протест позволяет избежать ситуации (или получить помощь), а кусание этого не делает, то приемлемый ответ заменит кусание.

В некоторых случаях взрывное поведение слишком опасно, чтобы игнорировать его до приемлемого ответа, либо ребенок слишком расстраивается, и его невозможно прервать и перенаправить. В таких ситуациях, мы поневоле можем предоставлять ребенку «побег» в ответ на взрывное поведение.

В подобных случаях можно добавить дополнительное поощрение (помимо похвалы и избегания), чтобы ребенок все-таки начал использовать социально приемлемый ответ вместо неприемлемого. Мы можем поощрять ребенка за приемлемый протест наградой, которую он не получит в случае нежелательного поведения.

Например, если он понимает систему жетонов, то он может заработать за самостоятельный приемлемый протест два жетона (очка, звездочки и так далее), один жетон, если его перенаправили на приемлемый протест вместо кусания руки, и никаких жетонов, если он вообще отказывается от приемлемого поведения.

Используя такую процедуру поощрения, мы делаем социально приемлемый протест более выгодным, чем взрывное поведение.

Кроме того, в случаях очень интенсивного поведения, помимо всего вышеперечисленного, мы используем контактную терапию, когда ребенок множество раз контактирует со «слегка раздражающими» событиями, и очень постепенно мы делаем эти события более стрессовыми.

Подобное обучение может потерпеть неудачу, если мы пытаемся научить новой форме поведения во время очень сложной ситуации, а ребенок просто слишком расстроен, чтобы чему-то учиться. Даже если ребенок уже практиковался в новой форме протеста, ситуация может оказаться лишком тяжелой для применения нового поведения.

В рамках контактной терапии мы разрабатываем иерархию (список) распространенных событий, которые провоцируют негативное поведение, от наименее раздражающих к наиболее раздражающим.

Обычно этот список делится на события, которые иногда приводят к взрывному поведению (в менее 50% случаев), которые приводят к взрывному поведению в половине случаев, и которые провоцируют негативное поведение в большинстве случаев.

Мы начинаем с частых ситуаций, вызывающих небольшое раздражение, потому что в них проще всего поддержать приемлемый протест ребенка. Это увеличивает вероятность того, что ребенок будет сотрудничать с нами и научится использовать уместный протест. Как только он научится протестовать приемлемым способом в условиях небольшого недовольства, мы перейдем к более трудным для него ситуациям.

Читайте также:  Неизбежна ли усталость? - психология

В зависимости от частоты, интенсивности и продолжительности применения негативного поведения для «побега» может потребоваться продолжительное время, чтобы постепенно заменить негативное поведение на более приемлемые формы протеста.

Тем не менее, взрывное поведение в качестве избегания снизится, если мы (1) будем менять обстоятельства таким образом, чтобы они лучше подходили навыкам ребенка, и (2) будем обучать его приемлемым формам протеста и подкреплять их.

Также смотрите:

Как определить функцию поведения при аутизме

О чем говорит негативное поведение при аутизме

Почему следует избегать наказаний как метода коррекции поведения при аутизме

Как изменить нежелательное поведение при аутизме на альтернативное

Как научить ребенка с аутизмом ждать

Как обучать ребенка с аутизмом выполнению нового задания

Как «усадить» ребенка с аутизмом за занятия

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

Источник: http://outfundbel.ru/pro-autizm/chto-delat-s-protestnym-povedeniem-pri-autizme

Как перестать все контролировать?

Нам часто говорят про умение брать на себя ответственность и необходимость не терять контроль над ситуацией. Но всегда ли это правильно? И если нет, как избавиться от этой привычки?

«Проверить, не забыл ли ребенок дома шапку и выключила ли домработница плиту, напомнить мужу про техосмотр, а крестной — про посещение врача, заказать торт племяннице, поторопить коллег с отчетом, попросить позвонить партнерам… хотя нет, лучше позвонить самой».

Начальник одного из отделов крупной международной фирмы, 33-летняя Оксана признается, что подобный поток мыслей крутится в ее голове с утра и до вечера практически безостановочно: «С одной стороны, мне кажется, что мои карьерные успехи были бы гораздо скромнее, не будь у меня привычки держать все под контролем. С другой, родные часто жалуются, что я их словно «душу».

Да и сама я иногда устаю от постоянной необходимости либо брать все на себя, либо «проводить ревизию».

Что касается желания диктовать окружающим, как им жить и что им делать, для этого явления придуман специальный термин — control freak (даже без перевода видно, что слова «забота» и однокоренных с ним здесь нет). Многие оправдывают такое поведение собственным перфекционизмом. «Его цена, — предупреждает психолог Евгений Осин, — затраченные усилия и качество отношений с близкими и коллегами».

У самого «контролера-перфекциониста» уходят психические ресурсы, а окружающие устают от его придирок и не понимают, почему так важно сделать идеально какое-то совершенно формальное дело.

Зачастую в основе стремления к совершенству лежит страх неудачи или неодобрения со стороны других. «Когда для человека важно, чтобы все было сделано безукоризненно, он старается контролировать все шаги и не может перепоручить дела другим, — замечает Осин.

— Такое чрезмерное стремление к контролю может быть полезным для дела, но иногда оно просто мешает жить».

Страх, тревога — вот что заставляет нас «держать руку на пульсе». Причем неважно, насколько масштабного и действительно негативного исхода мы боимся: взрыва бытового газа или неидеального выполнения какого-то — пускай даже самого незначительного — дела по работе.

«Как правило, подобные жизненные убеждения либо транслируются, например родителями («Ты должен все контролировать»), либо становятся следствием каких-то событий, — объясняет клинический психолог Яков Кочетков. — Причем на ситуации, когда человек что-то не проконтролировал и ничего не произошло, он не обращает особого внимания, ведь они не соответствуют убеждениям.

Запоминается то, что их подтверждает: скажем, кто-то забыл выключить утюг, и произошел пожар — очевидное страшное последствие отсутствия контроля».

Контроль эволюционно оправдан и оберегает нас от негативных, в том числе по-настоящему опасных ситуаций. Кто знает, выжило бы человечество, не будь первобытные люди начеку.

Да и для современного человека элементарные навыки контроля (и основы безопасности) не лишние: смотреть по сторонам на пешеходном переходе, придерживать сумку в людном месте, проверять перед выходом из дома, выключена ли духовка.

Другое дело, что далеко не все требует нашего контроля и, более того, не все ему подвластно. «Для людей с контролирующим поведением характерен повышенный уровень тревоги, — отмечает Яков Кочетков.

— Они часто пытаются предугадывать события, которые могут и не произойти, затрачивая на это огромные усилия. Самое неприятное для таких людей — ситуации, на которые они не могут повлиять. Например, полет на самолете.

Часто аэрофобия возникает именно у тех, кто привык за все отвечать».

Большинство из нас не раз убеждалось, что это только иллюзия, будто наш неусыпный контроль может оградить нас от любых непредвиденных ситуаций и неприятностей.

Степени стремления к контролю бывают разные. Крайняя, наиболее ярко выраженная называется обсессивно-компульсивным расстройством (ранее известное как невроз навязчивых состояний).

Помимо прочего, оно проявляется в выполнении определенной последовательности действий, например в многократных перепроверках (выключен ли свет? а газ? точно?) или других повторяющихся действиях (мытье рук с мылом три раза подряд). Яков Кочетков считает, что в этом случае необходимо вмешательство специалиста.

По мнению Евгения Осина, с этим расстройством можно успешно жить. Но: «Если с ним справиться, то освободившуюся энергию, силы и время можно использовать на достижение каких-то более важных жизненных целей, чем постоянный контроль и борьба с тревогой».

Яков Кочетков предлагает следующую технику: «В неклинических случаях стремления к контролю можно поставить эксперимент: попробовать постепенно отступать от своих правил.

Например, начать делегировать полномочия — передать часть обязанностей Васе и посмотреть, справится ли он (и задуматься, будут ли последствия катастрофичны, если не справится). Будьте осторожны, не меняйте резко свои привычки.

Наши убеждения коварны: если выбрать задачу, которая без нашего контроля действительно провалится, это превратится в самосбывающееся пророчество, и вы останетесь при мнении, что ничего нельзя пускать на самотек. Начните с мелочей.

Ответьте себе на вопрос, помогает ли вам сверхконтроль или мешает. Запишите все плюсы и минусы (раз вы задаетесь этим вопросом, значит, с минусами уже сталкиваетесь). Следующая задача — понять происхождение этих убеждений.

Откуда они? Это установка родителей? Или той среды, в которой вы были? Наконец, попытайтесь выполнить процедуру отчуждения. В свой внутренний диалог добавьте еще один голос, скажите себе: «Стоп. Я знаю, что эта привычка возникла под влиянием тех-то и тех-то. Она не очень помогает, и эксперименты показали, что без нее можно обойтись».

Благодаря этой реплике можно провести границу между своим взрослым внутренним «Я» и детскими убеждениями».

По мнению Евгения Осина, в некритичных случаях справиться с тревогой — причиной сверхконтроля — помогает релаксация и отдых: «Возможность расслабиться и отпустить контроль необходима, чтобы отдохнуть. В это время мы восстанавливаем наши силы.

Не зря говорят: счастливый человек — тот, кто на работе не думает об отдыхе, а на отдыхе не думает о работе.

Но если человек не способен расслабиться даже дома (например, его не отпускают мысли о работе, о том, как заработать денег), со временем это приводит к психическому истощению.

Жизнь теряет цвет, ничто не радует, повседневные дела и самые мелкие, незначительные неприятности и препятствия вызывают раздражение. Это значит, что пора отдохнуть. Для этого достаточно просто научиться выделять в повседневной жизни время для себя и в это время действительно расслабляться.

У каждого человека свои рецепты восстановления сил: провести вечер с книгой или за общением со старыми друзьями, посвятить время косметическим процедурам или музыке, принять ванну, побродить по парку или заняться физическими упражнениями.

Если нервная система перевозбуждена и переключиться в режим отдыха трудно, могут помочь специальные практики релаксации, разработанные разными культурами на протяжении веков: сосредоточение на дыхании или движении помогает вернуться к себе, почувствовать свою собственную жизнь, телесные практики йоги или тай-чи — стать внутренне свободнее через освобождение тела от мышечных зажимов».

Американский социальный психолог и коуч Эми Джонсон советует ответить на вопросы:

  1. Контроль, помимо прочего, — следствие страха. Так чего вы боитесь? Что произойдет, если вы перестанете контролировать ситуацию? Действительно ли последствия настолько страшны? Вы уже 14 раз напомнили партнеру, чтобы он не забыл купить баклажаны. Вы так уверены, что их отсутствие испортит вечер?
  2. Ваше дело — это ход вещей, на которые вы можете повлиять. То, что вы сейчас контролируете, точно ваше дело? Когда мы пытаемся взять под контроль то, что нас не касается, — ни к чему хорошему это не приводит.
  3. Если «отпустить» ситуацию, не появится ли у вас чувство свободы? Как правило, оно появляется. Пусть это чувство поможет вам «ослабить хватку».

Также психолог предлагает следующий алгоритм:

  1. Подумайте, почему вам так важно контролировать эту ситуацию.
  2. Что дает вам контроль? Что вы получаете благодаря ему?
  3. Точно ли вы получаете то, к чему стремитесь?
  4. Смиритесь с тем, что понятия «под контролем» не существует.
  5. Избавьтесь от всех своих убеждений по поводу контроля.
  6. В следующий раз, поймав себя на том, что снова пытаетесь взять все в свои руки, попробуйте «поплыть по течению» и посмотрите, что будет.
  7. Продолжайте «отпускать ситуацию» и наблюдать за тем, какие возможности вам открываются, когда вы не держите все под контролем. Что из этого вы можете извлечь?

Источник: http://www.psychologies.ru/self-knowledge/behavior/kak-perestat-vse-kontrolirovat/

Как заставить окружающих реагировать так, как вам нужно?

Содержание:

Знание законов человеческого сознания позволяет не только предугадывать действия людей в определенных ситуациях, но и программировать их поступки. В нашей статье мы расскажем, насколько прогнозируема психология поведения человека, и как добиться от окружающих нужной реакции.

Приемы, помогающие получить от окружающих нужную реакцию

Не замечая того, мы действуем в большинстве случаев по заданной программе. Отвечаем криком на крик, заедаем волнение мучным и сладким, тушуемся, когда нас отчитывают за проступки. Однако психологи уверяют: нетипичное поведение в типичных ситуациях дает удивительные результаты. Вот некоторые приемы, которые позволяют управлять действиями других людей.

Как заставить говорить правду?

Чувствуете, что собеседник лжет или что-то недоговаривает? Не стоит его переспрашивать и пытаться подловить на неточностях. Просто посмотрите ему пристально в глаза, и в девяти случаях из десяти обманщик выложит все начистоту.

Что противопоставить крикунам и склочникам?

Многие из нас сталкивались со склочниками, пытающимися с пеной у рта доказать свою правоту и выплескивающими на окружающих массу негатива. Вступая в спор с таким человеком и разговаривая с ним на повышенных тонах, вы только подогреете его злость.

Поэтому когда на вас кричат, например, в автотранспорте или на улице, лучше сохраняйте полное спокойствие, оставаясь невозмутимым, и через пару минут задор крикуна, не нашедшего у вас ответа, сойдет на нет. Такова психология поведения человека: накал эмоций без подпитки извне становится меньше.

Волнуетесь? Жуйте жвачку

Человек не зря начинает много есть, когда волнуется. Таким образом, считают психологи, он «гасит» переживания, отвлекаясь на действия, приносящие удовольствие от поглощения пищи. Если накатывает волнение, жуйте жевательную резинку. Она успокаивает и вселяет чувство уверенности, не прибавляя лишних килограммов, в отличие от шоколада и пончиков.

Способ справиться с психологическим давлением

Давить на психику могут учителя в школе, шеф на работе и простые знакомые, пытающиеся добиться от вас каких-то уступок. В таких случаях главное — дать понять, что вы настроены доброжелательно, но готовы разговаривать только на равных.

Читайте также:  Наказание выполнением домашних дел - психология

Улыбайтесь, будьте дружелюбны и вежливы, но стойте на своем. Стоит выйти из себя, дать слабину или попытаться проявить агрессию, по вам проедутся танком.

Как добиться от людей вежливости?

Те, кто работает с людьми, часто имеют дело с озлобленностью, высокомерием и хамством. Опытные менеджеры в таких случаях используют простой, но действенный прием: размещают у себя за спиной зеркало таким образом, чтобы посетитель видел в нем свое отражение.

Психология поведения человека такова, что он всегда хочет представлять себя в выигрышном свете. Поэтому люди, наблюдая свое злобное отражение в зеркале, меняют тактику поведения, становясь более корректными и вежливыми.

Психология поведения человека: малоизвестные секреты

Зная законы человеческой психологии, можно заставить их работать на себя. Мы раскроем некоторые секреты, которые помогут научиться «читать» людей и даже управлять их поступками.

Знаете, в каком состоянии человека легче всего вызвать на откровенность и заставить говорить правду? Когда он устал. Физическая усталость заставляет терять бдительность и говорить «лишнее».

Объятие, которое длится более 20 секунд, способно в корне изменить отношение к вам. Психологи утверждают: за это время организм начинает вырабатывать вещества, стимулирующие возникновение доверия и привязанности. Но будьте осторожны: не все люди реагируют на нарушение личного пространства подобным образом.

Коммуникабельность — отличное качество. Но регулярное общение с более чем 150 людьми вызывает «перегруз» мозга. Вывод: количество не всегда переходит в качество.

Чаще всего окружающих запугивают закомплексованные люди с низкой самооценкой — таким образом они самоутверждаются. Самодостаточный человек не будет ни на кого «давить» и унижать. Поэтому, встретившись с «ходячим комплексом», не поддавайтесь на его провокации, не конфликтуйте и не принимайте близко к сердцу его замечания и комментарии.

Какие еще секреты таит психология поведения человека, смотрите в видео:

Источник: http://megapoisk.com/psihologija-povedenija-cheloveka-sekrety-spetsialistov

Как избавиться от зависимости от человека

Женский журнал — Психология — Межличностные отношения — Как избавиться от зависимости от человека

Объектом зависимости (иначе именуемой в психологии аддикцией) часто являются не только сильнодействующие препараты, азартные и компьютерные игры, но и, как ни странно, люди.

Патологическая ориентация на конкретного человека, сопровождающаяся болезненным стремлением постоянно находиться рядом с ним, контролировать его поступки и действия, нередко указывает на то, что субъекту, переживающему данную ситуацию, пора задуматься о том, как избавиться от зависимости к человеку.

Разновидности аддикций данного рода

Принято различать некоторые разновидности аддикций данного рода, среди которых наиболее распространенными являются:

  • зависимость от родителей;
  • зависимость от друзей;
  • зависимость от любимого человека.

Последняя разновидность аддикции является одной из самых распространенных и тяжелых.

Причем степень запущенности такой зависимости часто определяется продолжительностью и характером отношений между объектом и субъектом.

Чем дольше продолжались эти отношения, чем более красочными и эмоциональными переживаниями они сопровождались, тем сложнее будет решить вопрос, как избавиться от зависимости от человека.

Признаки аддикции к определенному человеку

Прямо или косвенно на аддикцию к определенному лицу могут указывать следующие признаки:

  1. Поведение и настроение характеризуются резкими перепадами от эйфории до крайнего уныния. Частота приступов радости здесь прямо пропорциональна частоте контактов с лицом, к которому наблюдается особая привязанность. Зависимый испытывает постоянную потребность в общении с объектом своего болезненного увлечения, ощущает острую (почти физическую) необходимость в его перманентном присутствии.
  2. Выдвижение интересов и желаний объекта аддикции на передний план, нередко производимое в ущерб собственным интересам и желаниям.
  3. Стирание границ между собственным «Я» и объектом зависимости. Боль, страдания и обиды объекта аддикции воспринимаются и переживаются субъектом в гипертрофированной форме. Человек, испытывающий зависимость от другого лица, чувствует себя с ним единым целым и готов терпеть все что угодно, чтобы объект аддикции постоянно находился рядом с ним и не покидал его.

Чем грозит такая аддикция?

К сожалению, любая разновидность аддикции чревата своими последствиями. Конечно, ничего плохого нет в том, что мы остро переживаем боль и обиды своих близких и любимых людей, но только до того момента, пока это не перерастает в патологическое стремление жить не своей, а их жизнью.

Депрессии, нервные расстройства и случаи попыток суицида как печальные итоги аддиктивного поведения также имеют место в общемировой практике врачей-психотерапевтов, наблюдающих пациентов, зависимых от других людей.

Избавление от зависимости от человека

Условно все методы, применяющиеся в борьбе с указанной аддикцией, можно объединить в следующий перечень, включив в него такие направления и действия, как:

  • четкое определение объекта своей аддикции;
  • кратковременный или окончательный разрыв отношений;
  • коррекция привычного режима дня в соответствии со своими увлечениями;
  • устранение любых воспоминаний об объекте своего болезненного интереса;
  • заполнение высвободившегося времени новыми планами, хобби, приятными видами досуга.

На протяжении всего времени может потребоваться содействие психолога или психотерапевта, которые помогут пациенту преодолеть кризисные моменты (а они практически всегда являются т. н. точкой возврата на исходную позицию).

Дополнительные методы борьбы

Самостоятельно преодолеть свою зависимость от другого человека крайне сложно, но если сам субъект обладает определенной силой воли и терпением, то эта задача для него оказывается вполне решаемой.

Ощутимое подспорье на этапе избавления от аддикции может оказать аутотренинг, состоящий из кратких, но информативных наставлений, которые человек способен сформулировать для себя сам. К примеру, в данной ситуации можно составить небольшой перечень аффирмаций, которые бы позволяли бы сместить акценты с объекта аддикции на новые увлечения и хобби.

В некоторых случаях приблизить достижение желаемого результата – полной психологической свободы – помогают несложные техники медитации и занятия йогой. Эти мероприятия способствуют расслаблению психики, нормализации душевного равновесия и улучшению общего самочувствия.

Очень часто к психологам люди обращаются с вопросом, как избавиться от одержимости человеком, не имеющим отношения к объекту аддикции? Этим человеком может оказаться любой близкий друг или родственник, который способен выслушать и морально поддержать.

На каком-то этапе субъект аддиктивных отношений переживает кризис, после которого неизбежно наступает улучшение и возвращение к прежнему ритму жизни.

(1 среднее значение: 5,00 из 5)
Загрузка…

Источник: http://VseLady.ru/psihologiya/mezhlichnostnye_otnoshenija/kak_izbavitsja_ot_zavisimosti_k_cheloveku.htm

Как избавиться от чувства раздражения

Вы излишне раздражительны? С чрезмерной раздражительностью можно справиться. Узнайте, как это сделать!

Когда ты раздражен, нервирует все: громкие звуки, действия других людей, предметы, попадающиеся на пути, и даже собственные поступки. Чувство раздражения знакомо каждому человеку. Но когда оно возникает слишком часто, стоит задуматься о причинах такого явления и предпринять меры, чтобы «погасить» излишнюю раздражительность в себе.

Повышенная раздражительность говорит о проблемах

Для некоторых людей повышенная раздражительность – это особенность их личности. Но по оценкам психиатров таких людей очень мало. Обычно же причиной раздражительности являются какие-то проблемы, появившиеся в нашей жизни. Среди причин раздражительности:

  • истощение нервной системы, переутомление, депрессия, стресс
  • психологические проблемы, связанные с переживанием какого-то угнетающего события
  • болезни, например, сердечно-сосудистой и эндокринной систем, пищеварительного тракта
  • прием препаратов, побочным действием которых является раздражительность

Психологи считают, что чрезмерная раздражительность зачастую появляется на фоне хронического стресса и недовольства собой. Неудовлетворенность тем, что с тобой происходит, и что окружает, ощущение того, что ты сам не можешь ничего изменить в своей жизни и живешь не так как хотел, приводит к тому, что человек постоянно находится «на взводе» и выбрасывает агрессию вовне по поводу и без.

Чрезмерная раздражительность также свойственна людям, часто злоупотребляющим алкогольными напитками.

Как проявляется раздражительность

Раздражительность проявляется в виде повышенной возбудимости и возникновения негативных эмоциональных реакций в ответ на самые незначительные раздражители. Любая мелочь может стать причиной очередного приступа гнева. В момент раздраженности:

  • меняется громкость речи и ее интонация
  • движения становятся более резкими
  • ускоряются движения глазных яблок
  • пересыхает во рту
  • потеют ладони
  • учащается дыхание

Иногда можно подавлять в себе раздражительность, просто сдерживать желание выплеснуть отрицательные эмоции. Но если делать так постоянно, эмоция может «накапливаться», и со временем мы рискуем сорваться.

Тогда вспышки гнева будут еще больше обычного. Могут возникать даже неврозы, справиться с которыми без помощи психотерапевта будет уже проблематично.

Чтобы избежать этих негативных последствий, надо выработать специальные адаптивные механизмы и научить организм правильно гасить раздражение.

Избавляемся от чрезмерной раздражительности

Конечно, полностью избавиться от этого чувства и перестать раздражаться невозможно.

Да это и не нужно, ведь с помощью раздражения наша нервная система реагирует на внешние воздействия и вычленяет благоприятные и не благоприятные для нас изменения окружающего мира.

Нам достаточно просто уменьшить количество агрессии и научиться провоцировать появление положительных эмоций.

Для того чтобы успешно бороться с чрезмерной раздражительностью, нужно разработать специальную стратегию поведения.

  • Научитесь анализировать свои отрицательные эмоции и находить истинную причину раздражения. Главное понять, что создает психологический дискомфорт и провоцирует возникновение агрессии. Как правило, мы «отрываемся» не на тех, кто действительно был причиной возникновения раздражения.
  • Смотрите на вещи реально, не ожидайте слишком многого, не стройте иллюзий.
  • Если причиной раздражительности являются болезни, то необходимо их выявить и лечить.
  • Высыпайтесь. Здоровый сон – хороший способ расслабиться и снять чрезмерное напряжение.
  • Уделяйте время отдыху. Правильный отдых – это не лежание на диване перед компьютером. Смена обстановки, активное времяпровождение помогут убрать раздражительность. А новые впечатления смогут заместить отрицательные переживания, которые мешают расслабиться.
  • Контролируйте свое дыхание. В момент раздраженности наше дыхание учащается. Если сконцентрировать внимание на дыхании и постараться его замедлить, раздражение отступит.
  • Освойте методики по релаксации, например, цигун, йогу.
  • Возможно, вы занимаетесь не своим делом, и это вас мучает. Может пора сменить работу или найти себе хобби по душе.
  • Не забывайте о физической активности. Нагрузки не только улучшат вашу физическую форму, но и помогут морально разгрузиться.
  • Учитесь мыслить позитивно. Психологи считают, что позитивное мышление – очень важный фактор для комфортной жизни человека.

Вопросы читателей

здравствуйте.я часто подавляю гнев из-за своей не уверенности 18 October 2013, 17:25 здравствуйте.я часто подавляю гнев из-за своей не уверенности.

если кто-то мне сказал то что мне не нравиться-я промолчу, а потом грызу себя еще несколько дней перекручивая сценарии как можно было ответить.почему то на тот момент у меня слов не находиться,чтоб ответить.

а если в каких то ситуациях и отвечаю, то сразу ком в горло подкатывает и я плачу.потом очень долго держу обиду на этого человека.в голове вечно какае-то каша,перепад настроения….

раньше была веселой,общительной,оптимистка, а сейчас -замкнутая, вечно всем не давольная,очень мнительная, проблемы со здоровьем…..я понимаю,что все это взаимосвязано, но без опытного специалиста мне не справиться.помогите или подскажите как поднять уверенность в себе.

Посмотреть ответ

«Для удовлетворенности жизнью, позитивного восприятия мира, положительной самооценки большую роль играют положительные эмоции. Если человек склонен к негативным переживаниям, то это не дает ему возможности чувствовать себя благополучно и сохранить здоровье.

Если в жизни человека ⅔ составляют ситуации, когда он ощущает себя положительно, и только ⅓ — отрицательно, тогда человек будет процветать, у него будет здоровье и психологическое благополучие», — говорит доктор психологических наук, профессор, Носенко Элеонора Львовна.

Избавляйтесь от чрезмерной раздражительности, обретайте психологический комфорт и мыслите позитивно!

Источник: http://www.likar.info/psihologicheskie-problemyi/article-59502-kak-izbavitsya-ot-chuvstva-razdrazheniya/

Ссылка на основную публикацию